Атрибуты, формирующие первое впечатление о человеке
Атрибуты, формирующие первое впечатление о человеке, или на что в первую очередь мы обращаем внимание при встрече с незнакомцем.
Среди всех мелочей, на которые мы обращаем внимание, важны особенности внешнего облика нашего собеседника.
Именно они определяют в первую очередь то, что отразится в нашем впечатлении о незнакомце, какое мнение о нем сформируется у нас.
Давайте обо всем подробно и по порядку.
Влияние физической привлекательности на первое впечатление о человеке
Не откроем Америки, если скажем, что внешняя привлекательность обеспечивает человеку дополнительные преимущества при первом знакомстве. Красивого человека люди привыкли считать более успешным, более умным, более положительным.
При первой встрече мы, прежде всего, оцениваем физическую привлекательность собеседника.
ЭФФЕКТ КРАСОТЫ
Бытует мнение, что красиво, то хорошо.
Другими словами, эффект красоты способен приписать человеку, без всякого на то основания, исключительно положительные черты характера и нравственные качества.Результаты экспериментов доказывают это.
Учеными было проведено исследование, в котором принимало участие две группы молодых людей.
Той и другой группе предлагали оценить статью, автором которой была женщина. К статье прилагалась ее фотография. Статья одна и та же, но:
- Для одной группы использовалась фотография симпатичной женщины.
- А для другой группы – фото «дурнушки».
Что вы думаете?
Результаты эксперимента в одной группе резко отличались от результатов второй.
- Считая, что статью написала красивая женщина, люди оценивали ее содержание более высоко.
Еще один эксперимент.
Исследование было проведено среди студенток одного из университетов – будущих педагогов.
Девушкам были даны истории. В них описывались поступки, которые совершили мальчишки и девчонки семи лет.
Вместе с этим описанием была выданы снимки, запечатлевшие этих детей крупным планом.
- Студенткам было предложено озвучить свои впечатления по отношению к каждому из ребят, которые были на фото и их поведению.
Каковы же были результаты?
- Студентки тоже оказались более доброжелательными к тем девчонкам и мальчишкам, чья внешность была намного привлекательнее.
ЛИЦО
Говоря об эффекте красоты, необходимо отметить, что оценивая привлекательность человека, мы в большей степени обращаем внимание на его лицо. И не столько на саму красоту лица, сколько на его выразительность.
Если мимика собеседника выражает доброжелательность, спокойствие, то мы склонны оценивать этого человека более положительно.
Важно помнить, что эффект красоты сильно влияет на формирование образа только в момент создания первого впечатления о человеке. В дальнейшем, наша оценка может меняться в зависимости от характера взаимодействия с собеседником.Помните про это и учитывайте при общении.
ОСАНКА
Говоря о физической привлекательности, стоит вспомнить про осанку.
- Когда мы видим человека с прямой спиной, расправленными плечами, приподнятой головой, сразу же формируется образ человека уверенного, обладающего достоинством и внутренней силой.
- Плохая осанка воспринимается нами как признак неуверенности, зависимости, подчиненности.
Но даже это уже позволяет нам создать о нем свое впечатление и наделить его определенными чертами характера.
ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ
Атрибутом, формирующим первое впечатление о человеке, является его конституция и особенности телосложения.
Чтобы не быть голословными, вернемся к экспериментам и их результатам.
Группе взрослых людей предложили высказать свои впечатления о мужчинах с разными типами телосложения. И соотнести эти впечатления с особенностями характера.
О мужчине с внушительными формами было сказано следующее:
- Добродушный.
- Доверчивый.
- Сговорчивый.
- Эмоциональный.
- Сердечный.
- Открытый.
- Старомодный.
- Болтливый.
- Любящий комфорт в жизни.
- Любитель вкусно поесть.
О мужчине худощавом и высоком большинство сказали следующее:
- Амбициозный.
- Нервный.
- Осторожный.
- Ранимый.
- Скрытный.
- Любящий уединение.
Мужчине атлетического телосложения приписали:
- Мужественность.
- Силу.
- Смелость
- Дерзость.
- Инициативу.
- Решительность.
Помимо этого, говоря о каждом мужчине, люди называли их предположительный возраст.
Как вы думаете, кому из мужчин приписали года?
- Конечно же, тому, кто был полнее остальных.
А кто показался моложе своих лет?
- Высокий и худощавый.
Вот такие результаты эксперимента.
Не думаем, что они вас сильно удивили. Поскольку в жизни мы встречаемся с этим очень часто.- Возможно, и вам, полные люди казались, и кажутся — добрыми, доверчивыми, а худощавые — скрытными, принципиальными, менее уверенными.
- Возможно, и на вас подкаченные и мускулистые люди производят впечатление силы, инициативы, активности, уверенности.
Все это есть. Все это мы ощущаем и в отношении себя. И не учитывать этого нельзя.
Влияние внешнего облика на первое впечатление о человеке
На формирование первого впечатления оказывают воздействие и особенности внешнего вида человека – его одежда, прическа, наличие аксессуаров.
Мы же на это тоже обращаем внимание. И это нормально.
Когда мы приходим в кондитерский отдел магазина и видим огромный ассортимент конфет на полках, на что мы в первую устремляем свой взгляд?
- Конечно на конфеты в ярких и красивых фантиках!
Точно так же и здесь.
- Во что одет?
- Как уложены волосы?
- На чем приехал?
- И прочее.
Все знают высказывание «По одежке встречают….».
Наверное, только малыши не знают этой фразы. Все знают…
Но все равно, в начале общения не могут отделить тот образ, который демонстрирует человек, от него самого.Фактов, подтверждающих эти слова, собрано в достаточном количестве.
Даже проводились эксперименты.
Причем специально для исследований выбирали несколько групп людей:
- Одного и того же пола.
- С одним и тем же возрастом.
- Одинаковым социальным происхождением и профессией.
Одним словом, люди в группах были сходны друг с другом по максимальному количеству признаков.
Объектом формирования первого впечатления был один и тот же человек. Только к каждой новой группе он выходил в разной одежде:
- В обычном штатском.
- В спортивном костюме.
- В военной форме.
- В рабочем одежде.
- В духовном одеянии.
- Плюс слегка менялась его прическа, и прибавлялись аксессуары.
Результаты экспериментов показали следующее.
Когда человек выходил к каждой новой группой в другой одежде, то люди из каждой группы помимо признаков, отмеченных всеми, называли и те качества, на которые явно указывала одежда, в которой он появлялся перед ними.
Например, когда мужчина был в военной форме, то его наделяли:
- Дисциплинированностью.
- Настойчивостью.
- Аккуратностью.
- Открытым отношением к людям.
Когда появлялся в спортивном костюме, он казался:
- Целеустремленным.
- Упорным.
- Надежным.
ПРИЧЕСКА
Кстати, аналогичная картина и с прической, точнее с цветом наших волос.
- Люди с темными волосами обычно кажутся нам более строгими, более серьезными, более уверенными, более смелыми.
- Люди, имеющие светлый цвет волос, как правило, ассоциируются с сексуальностью, беспечностью, несерьезностью.
- Обладателей рыжих волос мы воспринимаем как неординарных, имеющих нестандартное мышление, как весельчаков.
АКСЕССУАРЫ
Оказывается, что некоторые детали или аксессуары, которые мы используем в своем внешнем облике, тоже могут оказывать влияние на формирование впечатления о человеке.
Например, очки.
Некоторые люди, особенно те, которые вращаются в деловой сфере, носят очки без диоптрий. У них нормальное зрение, но они надевают очки для того, чтобы произвести более солидное впечатление.
- В самом деле, и это доказывают исследования, люди в очках, кажутся мудрыми и усердными.
- Скрытность.
- Лживость.
- Невоспитанность.
Или возьмем телефон.
Вещь, которая постоянно с нами, и которая тоже может многое о нас рассказать.
Не станем останавливаться на внешнем виде телефона, хотя это тоже существенный момент.
Обратите внимание на звонок своего телефона, на звонок телефона своего собеседника.
- Какой звук выбрали вы?
- А какой он?
- Кто выбирает веселую мелодию? Как правило, люди энергичные, с активным образом жизни.
- Творческие люди, люди с изюминкой чаще всего выбирают редкие, не зависящие от моды мелодии.
- Если мы слышим какие-то необычные звуки, скорее всего обладатели этих телефонов, хотят привлечь к себе внимание.
И это обязательно необходимо учитывать в ситуациях общения с незнакомыми людьми.
Подведем небольшой итог.
На формирование первого впечатления о человеке значительное влияние оказывают атрибуты:
- Одежда.
- Прическа.
- Аксессуары.
- Все это дополняет внешний облик незнакомца и вызывает у нас желание наделять его определенными качествами.
Как минимизировать эти искажения?
Смотрите видео.
Статья была для вас полезной?
Жмите на кнопки внизу страницы и делитесь ею с друзьями!
Марина Корельская
sekretovnet.com
Как происходит формирование первого впечатления
Эта публикация первая в серии заметок на тему Формирование первого впечатления о незнакомце.
Сложно представить нашу жизнь без общения. Как правило, мы общаемся с теми, кто нам давно знаком и это общение стало для нас привычным.
Но согласитесь, что довольно часто возникают ситуации, когда мы предъявляем себя совершенно незнакомым людям.
Тем, которых мы увидели впервые и тем, которые нас видят в первый раз.
Это деловые переговоры, важные встречи, публичные выступления, различные виды знакомства и прочие мероприятия.
Мы же хотим произвести благоприятное впечатление на незнакомца?
Но как это сделать? Ведь все мы разные, мы не похожи друг на друга. И нравиться всем, а особенно при первой встрече, просто нереально.
О формировании первого впечатления
В мире все имеет свое значение и свое применение. Если что-то существует, то это существует для чего-то.
Например, автомобиль. Его создали для быстрого перемещения кого-то или чего-то.
Каждый владелец свой автомобиль использует так, как ему хочется. Кто-то сдувает пылинки со своего железного друга, а кто-то нагружает под завязку, как на фото.
Механизм формирования первого впечатления тоже существует, и вряд ли вы станете это отрицать.
Если этот механизм создан, то он создан для чего-то. Для чего?
Давайте заглянем в словарь.
Впечатление (по словарю Ожегова) – мнение, представление, оценка, сложившиеся после знакомства.Но довольно часто бывают ситуации, когда мы не знакомы с человеком. Мы даже не сказали друг другу ни слова, а механизм формирования первого впечатления уже работает.
Иногда нам просто достаточно взглянуть на незнакомца или незнакомку и мы тут же навешиваем ярлык:
- Тюфяк
- Гордячка
- Тихоня
- Мачо и другие.
Мы вовсе не думали оценивать специально, но откуда-то возникло понимание того, что человек, которого мы видим в первый раз, властен, богат, горделив, не уверен.
А ведь и нас точно так же ежедневно оценивают люди. Точно так же кому-то достаточно мельком взглянуть на нас, и образ уже создан.
Процесс создания образа
Первое впечатление – это некий образ и наше эмоциональное отношение к этому образу.
Этот образ и эмоциональное отношение к нему формируется у нас от человека, которого мы видим впервые в той или иной ситуации. Более ярко этот образ складывается, когда мы начинаем общаться с незнакомцем.
Процесс создания образа в большинстве случаев происходит автоматически. Сами того не подозревая, мы оцениваем незнакомого человека. Именно этим объясняются ошибки первого впечатления, о которых мы поговорим чуть позже.
В момент формирования первого впечатления мы решаем – хотим мы с незнакомцем общаться дальше или нет.Приходилось ли вам слышать фразы?
- Он понравился мне сразу.
- Она сразу мне не понравилась.
Возможно, вы и сами их не раз произносили и произносите, кто-то чаще, кто-то реже. Не в этом суть. Дело в том, что эти фразы – своеобразный итог от встречи с незнакомцем.
Образ, который создается при начале общения – это регулятор нашего последующего поведения с собеседником.Другими словами, первое впечатление действительно влияет на то, как мы будем относиться к человеку, как мы будем с ним взаимодействовать до той поры, пока не узнаем его поближе.
О длительности первого впечатления
Сколько времени надо для того, чтобы сформировалось первое впечатление о собеседнике? Минута, две, три, а может быть какие-то мгновения?
На эту тему было проведено огромное количество исследований, но к единому мнению так до сих пор и не пришли.
Например, было зафиксировано, что при прохождении собеседования, сколько бы времени оно не длилось, отрицательная или положительная оценка претендента на должность складывается за 2-4 минуты беседы с ним.
Дальнейшее общение идет в зависимости от сложившегося о соискателе мнения.
- При положительном впечатлении человеку дают возможность раскрыться с лучшей стороны.
- А при отрицательном, задают вопросы на засыпку.
Еще один пример. Американский психолог Алекс Тодоров экспериментально подтвердил, что мнение о человеке может сформироваться за десятую долю секунды.
Вдумайтесь – это просто мгновение. Мгновение, за которое наш мозг успевает обработать сигналы голоса и тела незнакомца, оценить его жесты, одежду и поведение.Мелочи, но эти мелочи очень важны. Они серьезно влияют на первое впечатление о человеке.
Мы уже говорили, что первое впечатление появляется даже тогда, когда мы смотрим на человека всего несколько секунд издалека. Просто это мнение будет основано первоначально на внешних данных незнакомца.
Но стоит нам только заговорить с этим человеком, у нас начнет формироваться впечатление уже на основе анализа голоса, слов, мимики, жестов. Всего того, что присутствует при разговоре.
Поэтому, правильнее было бы говорить, что первое впечатление появится за любой временной отрезок – от секунды до нескольких минут.
А вот его глубина будет во многом зависеть от времени и условий знакомства.
Чем дольше мы будем общаться с человеком, тем большее количество факторов мы будем замечать и учитывать, а это непременно скажется на качестве первого впечатления.Еще одна важная вещь, на которой необходимо сделать акцент в теме Формирования первого впечатления. Насколько правильным или обманчивым бывает первое впечатление. Но об этом в следующей статье.
А как думаете вы?
Первое впечатление обманчиво или достоверно?
Оставляйте свои ответы в комментариях.
Марина Корельская
sekretovnet.com
Реферат — Формирование первого впечатления
Название ВУЗа
Реферат по социальной психологии на тему:
«Формирование первого впечатления»
Факультет менеджмента
Группа №
Ваше имя
Москва 2003 г.
Содержание:
Введение… 3
Формирование первого впечатления… 3
Содержание понятия «первое впечатление»… 3
Факторы, влияющие на формирование первого впечатления… 3
Особенности личности изучаемого человека… 3
Особенности личности воспринимающего человека… 3
Верно ли первое впечатление… 6
Заключение… 7
Список использованной литературы:… 8
В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.
Первое впечатление – это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В его всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, в нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки.
Особенности личности изучаемого человека
Впечатление, которое формируется о другом человеке у впервые видящего его субъекта, определяется, прежде всего, особенностями, присущими облику и поведению воспринимаемого человека. Эти особенности в значительной степени направляют течение познавательных процессов у воспринимающего субъекта.
В результате экспериментов было установлено, что на содержание складывающегося у людей понятия о личности впервые воспринимаемого человека влияют не только сила и яркость проявления в его поведении определенного качества, частота, с которой это качество обнаруживает себя, но и последовательность, в которой познающие другого человека люди получают знания о разных сторонах его личности.
Особенности личности воспринимающего человека
Хотя первое впечатление о человеке в первую очередь определяется присущими ему особенностями, но то, каким оно будет – более обобщенным или более конкретным, полным или отрывочным, положительным или отрицательным – зависит от личности того, у кого оно формируется. Здесь действует закономерность: «Внешние причины действуют через посредство внутренних условий… Всякое психическое явление обусловлено в конечном счете внешними воздействиями, но любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая этому воздействию подвергается»[1]
Интересно определить, какие же именно факторы в личности субъекта определяют ход и результаты формирования у него впечатления о других людях.
· Эталоны
У каждого человека под влиянием общества, членом которого он является, формируются общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны. При познании одним человеком другого эти эталоны играют роль «мерок», которые, образно говоря, прикладываются к познаваемой личности и дают возможность отнести эту личность к какому-то «классу» в той системе «типов», которая сформировалась у познающего субъекта.
· Стереотипы
У человека – субъекта познания других людей — всегда могут быть выявлены и «наборы» качеств, которые он имеет тенденцию приписывать тем лицам, «класс» которых, как ему кажется, им установлен. Действительно, довольно часто, оценивая человека как агрессивного, люди проявляют тенденцию оценивать его и как высоко энергичного, а оценивая его как доброго, приписывать ему при этом честность.
Это явление «приписывания» познаваемой личности целых «наборов» определенных качеств на основе отнесения ее по увиденным в ней качествам к какому-то «классу» лиц получило название «стереотипизация», а «наборы качеств, которые человек «придает» познаваемой им личности, — «оценочными стереотипами». В переводе с греческого «стереотип» означает «твердый отпечаток». Это устойчиво сохраняющиеся в сознании образы или представления, которые являются эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой оценкой.
· Собственное поведение оценивающего субъекта
В очень интересном по использованным методическим приемам исследовании Штрайкленда было выявлено значение собственного поведения оценивающего человека по отношению к другим людям для выработки у него определенного мнения о них во время встречи. В поставленном Штрайклендом опыте испытуемые наблюдали за двумя работниками, выполнявшими одинаковое задание с равным уровнем успешности. Однако если за действиями одного лица они могли наблюдать без перерыва, то работу другого они видели лишь эпизодически. Первому лицу они время от времени могли выражать свое одобрение или неодобрение, со вторым человеком у них такой связи не было. Когда во второй части эксперимента испытуемым было предложено сказать, какой из рабочих нуждается в большем контроле, присмотре и опеке, они почто все ответили, что первый.
· Проецирование
Дальнейшие исследования показали, что в процессе формирования первого впечатления участвует процесс «проецирования», заключающийся в том, что познающий субъект может «вкладывать» свои состояния в другую личность, приписывая ему черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.
В исследовании Фешбака и Сингера испытуемых студентов подвергали несильным электроударам, которые вызывали неприятные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студентам, составившим контрольную группу, демонстрировался кинофильм, в котором фигурировал определенный человек. От всех испытуемых требовалось, чтобы они дали оценки качествам личности этого человека, по возможности оценили его состояние. В результате оказалось, что подвергавшиеся электровоздействию группы испытуемых оценивали человека на экране как более боязливого, испуганного, чем это делали испытуемые, входившие в контрольную группу.
Сеарс в своих опытах выявил несколько другой тип «проекции». По его данным, человек, оценивая другого человека, может увидеть и на самом деле видит черты, которые могут быть отрицательными и характеризуют как личность его самого. Испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, оценивали развитие этих черт у человека, предложенного им для оценки, значительно выше. Чем это делали испытуемые, не обладавшие названными чертами.
Тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого «авторитарного» типа личности и почти не обнаруживается у представителей «демократического» типа.
· Уверенность в себе
Полнота и характер оценки другого человека зависят также и от такого качества оценивающего, как степень его уверенности в себе.
Боссом и Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, не уверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других людей, как не тяготеющих к холодности и не расположенных к ним.
Вы можете всего за 4 секунды произвести на человека впечатление, а потом 4 года бороться с ним, если это впечатление оказалось негативным.
В течение нескольких первых секунд наше подсознание делает выводы о его или ее общественном положении и индивидуальности. Тот факт, что большинство из этих выводов окажутся неверными, нас мало тревожит. Нам нравится думать, что мы можем мгновенно оценить человека.
Еще более опасным первое впечатление становится в случаях, когда оно определяет наше будущее отношение к человеку. Если нам кто-то не нравится с первого взгляда. Велико искушение вести себя по отношению к нему или к ней негативно. В таком случае собеседники, вероятно, ответят нам тем же. И это нас порадует, поскольку наше первое впечатление подтвердится, и мы будем довольны своей способностью сразу распознать дурного человека.
Насколько же верное представление о человеке дает нам первое впечатление?
Первые восприятия, как правило, дают индивиду знание об основных особенностях внешнего облика ранее незнакомого человека – о его поле, росте, телосложении, примерном возрасте, характере оформления внешности. В первом впечатлении почти всегда находят отражение какие-то проявления экспрессии и какие-то действия человека, являющегося объектом восприятия и оценки. Тем не менее, образ человека, складывающийся у индивида на основе первого впечатления, всегда содержит неточности, а оценка им черт личности этого человека сплошь да рядом может оказаться поспешным обобщением.
Говоря о трудностях правильного суждения о человеке по первому впечатлению, уместно вспомнить слова Ф.М. Достоевского, который, говоря о недостатках простой фотографии фактов, тем самым предостерегал против опасных безапелляционных суждений о людях только на основании первых впечатлений. «Фотографические снимки, — писал Ф.М. Достоевский, — чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редки только мгновенья человеческое лицо выражает главную свою черту свою, свою самую характерную мысль… Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк нежным»[2]
Итак, формирующееся на основе кратковременного контакта с человеком первое представление о нем – это сложный психологический процесс. При этом на формирование первого впечатления влияют не только определенные особенности личности, которая является объектом познания, но и личностные качества познающего, воспринимающего человека: это и сформировавшиеся «эталоны», и закрепленные в сознании стереотипы, и степень уверенности человек в себе самом. И привычное его отношение к людям.
При формировании мнения о человеке на основе первого впечатления о человеке (что в нашей жизни зачастую необходимо) важно помнить, что первое познание не дает точного представления о человеке и никто не застрахован от ошибок. Не следует слишком категорично судить о людях по первому впечатлению.
1. Джуди Джеймс «Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа», Москва, 1998 г.;
2. В.М. Шепель «Управленческая психология», Москва, «Экономика», 1984;
3. А.А. Бодалев «Восприятие и понимание человека человеком», Изд. Московского Университета, 1982.
[1] Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1958, с 14
[2] Достоевский Ф.М. Полн. собр. Соч., т. 19 Спб., 1902, с. 507.
ronl.org
Формирование первого впечатления
Формирование
первого впечатления
Процесс
восприятия человека человеком является
важным этапом в построении межличностной
коммуникации. Этой проблеме посвящено
много теоретических и
А.А.Бодалев выделяет
пять компонентов, которые влияют на формирование
первого впечатления о человеке:
Если
обратиться к зарубежным исследованиям,
то там были получены примерно такие
же результаты:
Как видите, в формировании первого впечатления значительная роль отведена одежде. Еще Фрэнсис Бэкон писал: «Лучшей характеристикой человека является его привлекательная внешность». Почему? С точки зрения психологии это легко объяснимо. Подсознательно люди считают, что «прекрасная форма равна хорошему содержанию».
Еще одной важной характеристикой в том, как воспримут вас окружающие люди, играет осанка человека. Хорошая осанка воспринимается людьми как проявление достоинства, силы личности и уверенности в себе. Если же человек сутулится, у него плохая осанка, это воспринимается окружающими как проявление неуверенности, подчиненности, слабости.
Каждому
человеку необходимо владеть искусством
Именно в силу того большого значения, которое отводится формированию первого впечатления так важно при первом знакомстве произвести впечатление человека успешного, уверенного в себе (не путать с самоуверенностью!), грамотного специалиста.
Какие же факторы могут влиять на первое впечатление? Основными можно назвать следующие три фактора:
q Фактор превосходства – когда человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им выше и по остальным значимым параметрам. То есть происходит своего рода личностная переоценка.
q Фактор привлекательности – существует закономерность, что внешне привлекательного человека люди и по другим параметрам оценивают гораздо выше.
q Фактор
отношения к наблюдателю – людей, которые
хорошо к нам относятся или разделяют
какие-то важные для нас идеи, мы оцениваем
позитивно и по другим показателям.
Для
достижения эффективности взаимодействия
необходимо знать закономерности восприятия
человека человеком, его понимание
и оценку, которая может быть адекватной,
а может не соответствовать
q Эффект первичности – мнение, сложившееся вначале очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию. Первая информация сильнее последующей. Первое впечатление возникает в первые 15-20 секунд общения с человеком.
q Эффект новизны – о человеке хорошо знакомом нам важнее новая информация (вспомним фильм «Самая обаятельная и привлекательная» , когда главная героиня, которую все считали «синим чулком» вдруг пришла на работу совершенно преображенная, в новом наряде).
q Эффект бумеранга – людям обычно подсознательно оказывают противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, поскольку любое давление со стороны другого человека воспринимается обычно как покушение на их право свободного выбора.
q Эффект ореола означает влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если общее впечатление о человеке благоприятное, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные — либо затушевываются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот, если общее впечатление отрицательное, то даже благородные поступки не замечаются или истолковываются как своекорыстные. В повседневной жизни это явление называют «приклеиванием ярлыков».
q Эффект последовательности состоит в том, что на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека, то самые последние сведения о нем.
q Эффект снисходительности — щедрая, излишняя благожелательность, то есть некритичность при оценке другого человека.
В
ходе исследований, проведенных психологом
В. В. Знаковым, были выявлены следующие
зависимости:
1) объективно
воспринимаемые черты физического облика
другого человека могут в значительной
степени трансформироваться и даже искажаться
под влиянием сложившейся самооценки,
уровня притязаний и характера взаимоотношений
воспринимающего с
2) имея
перед собой один и тот же объект восприятия
— внешность другого человека, люди видят
его под разными углами зрения, выделяют
разные стороны и свойства.
На
точность восприятия различных объектов
могут негативно влиять также
следующие факторы:
q определенные индивидуальные психические особенности, недостаточное развитие внимания, памяти, мышления;
Как
свидетельствуют социально-
Зная основные закономерности восприятия людьми друг друга, можно осознанно влиять на другого человека, сознательно формировать свой образ. Этому помогает создание определенного имиджа, самопрезентация в процессе общения.
Г.В.Бороздина
приводит следующие механизмы
Самоподача превосходства. Обычно основывается на объективных признаках и знаках превосходства, таких как одежда, манера речи и поведения. Имеет важное значениев профессиональном общении, особенно для юристов, руководителей различного ранга, политиков и пр. Существует достаточно много категорий, внешний вид, для которых играет достаточно большое значение для того, чтобы их деятельность была эффективной. И если создать определенный имидж при помощи одежды при наличии денег не составит особого труда, то показать превосходство при помощи манеры поведения гораздо сложнее.
Самоподача привлекательности. Почему про одних людей мы говорим, что они обаятельны и привлекательны, а про других нет? Что отличает первых от вторых? Душа. Внутренний свет. Огонь в глазах. Если говорить метафорами, то одни люди светят, но не греют, а другие притягивают как магнитом. С ними легко и просто общаться.
Самоподача отношения. Играет важную роль в построении определенных отношений с другими людьми. В деловом общении очень важно уметь показать свое отношение к нему. Это можно сделать при помощи вербальных (речь) и невербальных средств общения. Особенно ярко это можно дать понять собеседнику при помощи поз, расположения тела, взгляда. Как правило, легкий наклон к собеседнику сигнализирует ему о вашей заинтересованности. Еще более выразителен взгляд. Не даром же говорят, что глаза – зеркало души. Однако при этом очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства находились в соответствии друг с другом, не противоречили бы друг другу.
Самоподача актуального состояния и причин поведения. «Я не виноват…», «Так уж получилось…», «Я должна была…» — эти и подобные выражения пытаются привлечь внимание собеседника к тем причинам поведения, которые считаются нами наиболее приемлемыми.
Если вы хотите лучше понять собеседника, нельзя не учитывать то, как он старается преподнести себя. Одежда, поведение достаточно красноречиво говорят об этом. В любом случае, как бы это не проявлялась, самоподача передает внутренний настрой того или иного человека. Человек может «подавать» официальность, статусность или наоборот, независимость, самостоятельность.
stud24.ru
Формирование первого впечатления о человеке.
«По одежке встречают, по уму провожают» — гласит старая русская поговорка. Но на первое впечатление о другом человеке влияют не только его костюм, платье, различные их элементы. Весь внешний облик воспринимаемого человека, мимика, жесты, манера поведения, голос складываются у нас в определенный образ. ы делаем умозаключение о намерениях и мотивах этого человека, его эмоциях, установках, чертах личности.
Первая встреча с новым человеком, знакомство с ним уже приводят к формированию у нас некоторого впечатления о нем. Немаловажно значение такого впечатления. В зависимости от него мы соответствующим образом реагируем на эту встречу, предпринимаем определенные действия. На основе первого впечатления осуществляются (или не осуществляются) последующие контакты между участниками данной социальной ситуации.
Роль внешности и поведения при первой встрече с незнакомым человеком хорошо демонстрирует следующий эксперимент Бодалева. Группе взрослых испытуемых было предложено письменно охарактеризовать незнакомого человека, который несколько раз появлялся перед ними. В первый раз незнакомец лишь приоткрыл дверь в комнату, где находились испытуемые, поискал глазами что-то и, сказав: «Простите», закрыл дверь. В другой раз он вошел туда и молча постоял. В третий раз незнакомец прошелся по комнате, заглянул в записи одного из испытуемых, погрозил пальцем девушке, которая хотела в этот момент поговорить с соседом, посмотрел в окно и удалился. Вернувшись в комнату снова, он мастерски начал читать басню. Наконец, при последнем появлении незнакомца перед испытуемыми им разрешили задавать ему любые вопросы, кроме тех, которые требовали бы от него прямого ответа о чертах собственной личности. Интервалы перед названными сеансами равнялись трем минутам. Незнакомый человек был в поле зрения испытуемых в первый раз десять секунд, во второй, третий и четвертый — по одной минуте, в последний раз — пять минут. Полученные данные показали, что количество высказываний испытуемых о тех или иных сторонах внешнего облика и поведения человека, бывшего объектом восприятий, отличались на разных стадиях знакомства с ним. На самых первых стадиях испытуемые воспринимали главным образом черты его внешнего облика. Почти все высказывания испытуемых о чертах личности наблюдаемого человека и впечатлении, которое он на них произвел, приходились на четвертую и пятую стадии. На последнюю стадию знакомства с воспринимаемым человеком пришлось больше всего суждений о его психических свойствах. Свое отношение к этому человеку большая часть испытуемых смогла сформулировать на последней стадии встречи с ним.
Было продемонстрировано, что самое первое впечатление обусловлено признаками, которые наилучшим образом выражены во внешности воспринимаемого человека. Что же касается интересов, вкусов, кругозора, привязанностей незнакомца, то испытуемые смогли сделать заключение о них лишь после того, как он прочитал басню и ответил на ряд вопросов. В этом же эксперименте обнаружилось, что индивидуальные различия между людьми проявляются не только в их наблюдательности, показателем которой могут служить количественные данные восприятия испытуемыми внешнего облика и поведения незнакомца. Испытуемые неодинаково оценивали воспринимаемого ими человека и выражали различное отношение к нему. Одни сочли его симпатичным, другие придерживались противоположного мнения. Некоторые никак не выразили своего отношения к незнакомцу.
Полученные данные свидетельствуют о том, что формирование образа другого человека на основе первого впечатления зависит также от особенностей личности субъекта восприятия. Такой образ всегда содержит неточности, а какая-либо оценка черт личности и ее эмоционального состояния может оказаться поспешным обобщением.
Итак, когда мы впервые видим человека, наше впечатление о нем обусловлено не только теми или иными его особенностями и спецификой данной ситуации. ы неизбежно проявляем и себя, свои личностные черты. Предполагается, что каждый человек имеет имплицитную, то есть подразумеваемую, не выраженную прямо теорию личности и при восприятии другого исходит именно из такой теории. Например, если мы считаем какого-либо человека агрессивным, не проявляем ли мы тенденцию считать его также и энергичным? Или, считая человека добрым, не приписываем ли мы ему при этом одновременно и честность?
Американский психолог Г. Келли получил экспериментальные данные, которые демонстрируют влияние имплицитной теории личности на восприятие другого человека. Сначала студентам были представлены краткие описания совершенно незнакомого им лектора. Все описания были идентичными, за исключением следующего: в одном случае лектор характеризовался как «весьма холодный», в другом случае как «очень сердечный». Ряд студентов получили одно описание, другой ряд — иное. После лекции студенты, которые слушали «очень сердечного» лектора, более высоко оценили его тактичность, информированность, дружелюбие, открытость, естественность, чувство юмора и человечность, чем те студенты, которые слушали «холодного» лектора. Предполагается, что полученные данные берут начало в имплицитном мнении испытуемых о том, какие черты личности сопровождают ее сердечность и какие — холодность. Таким образом, имплицитная теория личности — это определенная когнитивная система, которая влияет на то, как воспринимаются другие люди.
Среди факторов, формирующих первое впечатление о человеке, следует отметить его социальный статус и связанный с ним престиж в обществе. В этом плане показателен эксперимент, который провел Уилсон в одном из колледжей Австралии. Пяти группам студентов был представлен в качестве приглашенного преподавателя незнакомый человек. При этом его академический статус называли в каждой группе по-разному. Так, в одной группе он был представлен как профессор психологии Кембриджского университета, в другой группе — как главный лектор, затем просто лектор, лаборант и, наконец, студент. После этого студентов каждой группы просили оценить рост приглашенного преподавателя. Было обнаружено, что чем выше статус, приписываемый данному незнакомцу, тем выше ростом он казался студентам. Получилось, что рост «профессора психологии» выше роста «студента» более чем на шесть сантиметров. Социально-психологический показатель — статус человека оказался связанным с его физическим показателем — ростом. Иногда исследователи отмечают и другую тенденцию. Высокие массивные люди воспринимаются как более значимые в социальном смысле, по сравнению с теми, чьи габариты не так велики.
По данным Бодалева, воспринимая других людей и затем словесно воссоздавая их облик, взрослые испытуемые выделяют прежде всего рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимику (выражение глаз и лица), нос, особенности телосложения человека. Все другие признаки отмечаются реже. Рост, цвет глаз и волос являются у взрослых наиболее значимыми отличительными элементами облика человека. При словесном воссоздании внешности людей эти элементы выполняют роль своеобразных опорных признаков для большинства испытуемых. С данными признаками затем связывают и другие
характерные элементы облика воспринимаемого человека.
Исследования отечественных психологов показывают, как происходит развитие восприятия человека с возрастом. Как отмечает Бодалев, с возрастом при словесном воссоздании облика воспринимаемого человека все чаще включаются в качестве существенных признаков внешности компоненты, образующие его физический облик, а также описания черт его экспрессии. Один из важных выводов состоит здесь в том, что «хотя практически человек сравнительно рано начинает «читать» язык экспрессии и пользоваться им в своем общении с окружающими, однако тот факт, что выразительное поведение — важный признак в числе характерных индивидуальных особенностей внешнего облика, осознается постепенно». Несомненно также, что профессиональная деятельность человека сказывается на особенностях восприятия и понимания других людей. Это проявляется уже при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Прежде всего профессиональные различия видны в обстоятельности описания внешнего облика и внутреннего мира воспринимаемого человека. Кукосян для этого использует термин «полнота отражения», имея в виду отношение числа воспринятых и зафиксированных испытуемыми элементов внешнего и внутреннего облика объекта познания к общему количеству элементов, которые могли быть отражены при заданных условиях. По показателю «полноты отражения» особенно резко отличались друг от друга юристы и физики. Первые намного полнее, чем вторые, «отразили» познаваемого человека при формировании о нем первого впечатления.
Профессиональная принадлежность индивида — субъекта познания влияет и на специфику описания им воспринимаемых людей при формировании первого впечатления. Здесь также обнаружилось наиболее резкое различие между юристами и физиками (кроме них сопоставлялись данные по группам экономистов, биологов и художников). Описания юристов характеризовались подробностью, самым большим объемом информации, последовательностью изложения по определенной схеме. Описания, данные физиками, отличались краткостью, небольшим объемом информации, носящей более обобщенный характер, абстрактностью. Видимо, это различие связано с тем, что юристы в своей профессиональной деятельности постоянно связаны с людьми, тогда как физики имеют дело преимущественно с приборами.
www.med24info.com
Формирование первого впечатления о человеке
По одежке встречают, по уму провожают» — гласит старая русская поговорка. Но на первое впечатление о другом человеке влияют не только его костюм, платье, различные их элементы. Весь внешний облик воспринимаемого человека, мимика, жесты, манера поведения, голос складываются у нас в определенный образ. Мы делаем умозаключение о намерениях и мотивах этого человека, его эмоциях, установках, чертах личности.
Первая встреча с новым человеком, знакомство с ним уже приводят к формированию у нас некоторого впечатления о нем. Немаловажно значение такого впечатления. В зависимости от него мы соответствующим образом реагируем на эту встречу, предпринимаем определенные действия. На основе первого впечатления осуществляются (или не осуществляются) последующие контакты между участниками данной социальной ситуации.
Роль внешности и поведения при первой встрече с незнакомым человеком хорошо демонстрирует следующий эксперимент Бодалева. Группе взрослых испытуемых было предложено письменно охарактеризовать незнакомого человека, который несколько раз появлялся перед ними. В первый раз незнакомец лишь приоткрыл дверь в комнату, где находились испытуемые, поискал глазами что-то и, сказав: «Простите», закрыл дверь. В другой раз он вошел туда и молча постоял. В третий раз незнакомец прошелся по комнате, заглянул в записи одного из испытуемых, погрозил пальцем девушке, которая хотела в этот момент поговорить с соседом, посмотрел в окно и удалился. Вернувшись в комнату снова, он мастерски начал читать басню. Наконец, при последнем появлении незнакомца перед испытуемыми им разрешили задавать ему любые вопросы, кроме тех, которые требовали бы от него прямого ответа о чертах собственной личности. Интервалы перед названными сеансами равнялись трем минутам. Незнакомый человек был в поле зрения испытуемых в первый раз десять секунд, во второй, третий и четвертый — по одной минуте, в последний раз — пять минут. Полученные данные показали, что количество высказываний испытуемых о тех или иных сторонах внешнего облика и поведения человека, бывшего объектом восприятий, отличались на разных стадиях знакомства с ним. На самых первых стадиях испытуемые воспринимали главным образом черты его внешнего облика. Почти все высказывания испытуемых о чертах личности наблюдаемого человека и впечатлении, которое он на них произвел, приходились на четвертую и пятую стадии. На последнюю стадию знакомства с воспринимаемым человеком пришлось больше всего суждений о его психических свойствах. Свое отношение к этому человеку большая часть испытуемых смогла сформулировать на последней стадии встречи с ним.
Было продемонстрировано, что самое первое впечатление обусловлено признаками, которые наилучшим образом выражены во внешности воспринимаемого человека. Что же касается интересов, вкусов, кругозора, привязанностей незнакомца, то испытуемые смогли сделать заключение о них лишь после того, как он прочитал басню и ответил на ряд вопросов. В этом же эксперименте обнаружилось, что индивидуальные различия между людьми проявляются не только в их наблюдательности, показателем которой могут служить количественные данные восприятия испытуемыми внешнего облика и поведения незнакомца. Испытуемые неодинаково оценивали воспринимаемого ими человека и выражали различное отношение к нему. Одни сочли его симпатичным, другие придерживались противоположного мнения. Некоторые никак не выразили своего отношения к незнакомцу.
Полученные данные свидетельствуют о том, что формирование образа другого человека на основе первого впечатления зависит также от особенностей личности субъекта восприятия. Такой образ всегда содержит неточности, а какая-либо оценка черт личности и ее эмоционального состояния может оказаться поспешным обобщением.
Итак, когда мы впервые видим человека, наше впечатление о нем обусловлено не только теми или иными его особенностями и спецификой данной ситуации. Мы неизбежно проявляем и себя, свои личностные черты. Предполагается, что каждый человек имеет имплицитную, то есть подразумеваемую, не выраженную прямо теорию личности и при восприятии другого исходит именно из такой теории. Например, если мы считаем какого-либо человека агрессивным, не проявляем ли мы тенденцию считать его также и энергичным? Или, считая человека добрым, не приписываем ли мы ему при этом одновременно и честность?
Американский психолог Г. Келли получил экспериментальные данные, которые демонстрируют влияние имплицитной теории личности на восприятие другого человека. Сначала студентам были представлены краткие описания совершенно незнакомого им лектора. Все описания были идентичными, за исключением следующего: в одном случае лектор характеризовался как «весьма холодный», в другом случае как «очень сердечный». Ряд студентов получили одно описание, другой ряд — иное. После лекции студенты, которые слушали «очень сердечного» лектора, более высоко оценили его тактичность, информированность, дружелюбие, открытость, естественность, чувство юмора и человечность, чем те студенты, которые слушали «холодного» лектора. Предполагается, что полученные данные берут начало в имплицитном мнении испытуемых о том, какие черты личности сопровождают ее сердечность и какие — холодность. Таким образом, имплицитная теория личности — это определенная когнитивная система, которая влияет на то, как воспринимаются другие люди.
Среди факторов, формирующих первое впечатление о человеке, следует отметить его социальный статус и связанный с ним престиж в обществе. В этом плане показателен эксперимент, который провел Уилсон в одном из колледжей Австралии. Пяти группам студентов был представлен в качестве приглашенного преподавателя незнакомый человек. При этом его академический статус называли в каждой группе по-разному. Так, в одной группе он был представлен как профессор психологии Кембриджского университета, в другой группе — как главный лектор, затем просто лектор, лаборант и, наконец, студент. После этого студентов каждой группы просили оценить рост приглашенного преподавателя. Было обнаружено, что чем выше статус, приписываемый данному незнакомцу, тем выше ростом он казался студентам. Получилось, что рост «профессора психологии» выше роста «студента» более чем на шесть сантиметров. Социально-психологический показатель — статус человека оказался связанным с его физическим показателем — ростом. Иногда исследователи отмечают и другую тенденцию. Высокие массивные люди воспринимаются как более значимые в социальном смысле, по сравнению с теми, чьи габариты не так велики.
По данным Бодалева, воспринимая других людей и затем словесно воссоздавая их облик, взрослые испытуемые выделяют прежде всего рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимику (выражение глаз и лица), нос, особенности телосложения человека. Все другие признаки отмечаются реже. Рост, цвет глаз и волос являются у взрослых наиболее значимыми отличительными элементами облика человека. При словесном воссоздании внешности людей эти элементы выполняют роль своеобразных опорных признаков для большинства испытуемых. С данными признаками затем связывают и другие характерные элементы облика воспринимаемого человека.
Исследования отечественных психологов показывают, как происходит развитие восприятия человека с возрастом. Как отмечает Бодалев, с возрастом при словесном воссоздании облика воспринимаемого человека все чаще включаются в качестве существенных признаков внешности компоненты, образующие его физический облик, а также описания черт его экспрессии. Один из важных выводов состоит здесь в том, что «хотя практически человек сравнительно рано начинает «читать» язык экспрессии и пользоваться им в своем общении с окружающими, однако тот факт, что выразительное поведение — важный признак в числе характерных индивидуальных особенностей внешнего облика, осознается постепенно». Несомненно также, что профессиональная деятельность человека сказывается на особенностях восприятия и понимания других людей. Это проявляется уже при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Прежде всего профессиональные различия видны в обстоятельности описания внешнего облика и внутреннего мира воспринимаемого человека. Кукосян для этого использует термин «полнота отражения», имея в виду отношение числа воспринятых и зафиксированных испытуемыми элементов внешнего и внутреннего облика объекта познания к общему количеству элементов, которые могли быть отражены при заданных условиях. По показателю «полноты отражения» особенно резко отличались друг от друга юристы и физики. Первые намного полнее, чем вторые, «отразили» познаваемого человека при формировании о нем первого впечатления.
Профессиональная принадлежность индивида — субъекта познания влияет и на специфику описания им воспринимаемых людей при формировании первого впечатления. Здесь также обнаружилось наиболее резкое различие между юристами и физиками (кроме них сопоставлялись данные по группам экономистов, биологов и художников). Описания юристов характеризовались подробностью, самым большим объемом информации, последовательностью изложения по определенной схеме. Описания, данные физиками, отличались краткостью, небольшим объемом информации, носящей более обобщенный характер, абстрактностью. Видимо, это различие связано с тем, что юристы в своей профессиональной деятельности постоянно связаны с людьми, тогда как физики имеют дело преимущественно с приборами.
Также в разделе: Социальная психология общения:
www.eurolab.ua
Факторы, определяющие впечатление о человеке
Когда люди видят друг друга впервые, быстро, в течение нескольких минут складывается первое впечатление, которое мало изменяется при дальнейшем общении. Именно на основе первого впечатления формируется образ партнера по общению. Часто используется понятие «имидж». Имидж – это целенаправленно сформированный образ с целью оказания позитивного воздействия на окружающих.
В процессе общения особое значение занимает правильно сформированный галло-эффект, т.е. образ который возникает в сознании партнера под воздействием первоначально полученной информации. Первое впечатление о человеке бессознательно оказывает влияние на отношение к нему. Первое впечатление создает фон настроения при общении, формирует предубеждения и негативные эмоции. Следует помнить, что:
- Никогда не будет второго случая произвести первое впечатление;
- Любые отношения нуждаются в усилиях по их формированию и сохранению;
- Наше восприятие зависит от ожиданий и предпочтений и никогда не бывает абсолютно адекватным.
- Чем более значим для нас человек, тем вероятнее наша ошибка в определении его характера или настроения.
Психологи, детально изучавшие общение, выявили, что в первую очередь люди обращают внимание на 5 факторов в следующей последовательности:
- характеристики внешнего облика человека, в том числе и стиль одежды;
- осанка и признаки экспрессии, переживаемых эмоциональных состояний;
- поведение;
- особенности общения;
- предполагаемые качества личности, угадываемые на основе воспринятых признаков и прошлого опыта.
Источником информации для формирования первого впечатления является наблюдение. В повседневном и деловом общении времени на наблюдение мало, первое впечатление складывается в течение нескольких минут.
Часто случается, что при первом знакомстве люди прибегают к самопрезентации, которая заключается в использовании специальных приемов, призванных сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и «закамуфлировать» недостатки. Если человек сумеет это сделать, велика вероятность, что он будет воспринят как привлекательный. Самопрезентация тесно связана с умением владеть психологической инициативой в процессе общения, остроумием, выразительностью и артистизмом. Следует очень внимательно относиться к тем, кто умеет себя преподнести. Это может быть естественное желание произвести благоприятное впечатление, особенно перед представителями противоположного пола, возможным клиентом или работодателем и т.п. Но за попыткой казаться лучше могут скрываются и какие-то другие намерения, которые предстоит выяснить. Наличие психологической защиты или самопрезентации проявляется в неоднородности поведения, «нестыковке» деталей.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Психология управления:
psylist.net