82.Формирования первого впечатления. Механизмы взаимовосприятия.
Основная задача восприятия — формирование первого впечатления о человеке. Первое впечатление формируется под воздействием трех факторов — фактора превосходства, фактора привлекательности и фактора отношения к наблюдателю.
Фактор превосходства проявляется чаще всего в условиях неравенства партнеров в той или иной сфере — социальной, интеллектуальной, групповой др. Суть его в том, что партнеры по общению склонны систематически переоценивать различные качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру. Если же они имеют дело с партнерами, которых они, по их мнению, в чем-то превосходят, то первые вторых недооценивают. Иначе говоря, происходит либо общая недооценка, либо общая переоценка партнера. На формирование фактора превосходства оказывает серьезное влияние манера поведения собеседника (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и др. ). Превосходство проявляется в независимости собеседника. Во-первых, независимость от партнера (человек показывает, что ему неинтересен тот, с кем он общается). Во-вторых, независимость от обстоятельств общения (человек как бы не замечает свидетелей, неудачно выбранного момента, своей бестактности, различных помех). Наконец, в-третьих, независимость от неписаных норм общения (разваливается в кресле, на собеседника старается не смотреть, а смотрит в сторону, в окно, в процессе общения осматривает свои ногти, употребляет много специальных терминов и иностранных слов и др.).
Фактор привлекательности: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он для нас во всех отношениях. Если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Для нас привлекателен тот партнер по общению, который стремится приблизиться к типу внешности, максимально одобряемому социальной группой, к которой мы принадлежим. Но еще более привлекательны для нас замеченные усилия, затраченные собеседником на получение социально одобряемой внешности.
Таким образом, знаками привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым в какой-либо группе.Фактор отношения к наблюдателю регулирует включение восприятия по следующей схеме: положительное отношение к нам вызывает тенденцию к приписыванию партнеру положительных свойств и отбрасыванию, игнорированию отрицательных. И наоборот, явное недоброжелательное отношение вызывает устойчивую тенденцию не замечать положительного и выпячивать отрицательное.
Знаком отношения к нам является все, что свидетельствует о согласии собеседника с нами. Исследования Карри и Кени показали, что чем ближе мнение другого человека к собственному, тем выше оценка этого человека, и наоборот: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными от него ожидали. Разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не склонны замечать.
Различают прямые и косвенные признаки согласия, формирующие рассматриваемый фактор. К прямым признакам относят мнение собеседника, сходное с нашим: чем оно ближе к нашему, тем выше оценка собеседника в наших глазах. Косвенными признаками служат ободряющие и одобряющие кивки, время от времени появляющаяся в нужных местах естественная улыбка, возгласы «Да», «Вот именно», «Конечно», «Естественно» и др.
Механизмы взаимовосприятия. Рассмотрим, что же позволяет нам быстро сформировать первое впечатление. В основе этого процесса лежит действие механизма стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Например, когда мы слышим неправильное с точки зрения русского языка выражение «лицо кавказской национальности», мы это «лицо» не видим, но представить его можем во всей его неповторимой индивидуальности. Для ситуаций управленческого общения такими расхожими стереотипами будут выражения «грубый начальник», «ленивый подчиненный» и др.
Главная задача социального стереотипа — позволить нам быстро сориентироваться в ситуации общения. Ориентировка происходит мгновенно, и мы выстраиваем соответствующую стратегию дальнейшего поведения. Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия собеседника.Проблема надежности восприятия невозможна без учета ряда эффектов в процессе действия механизма стереотипизации. Наиболее типичными из них являются:
* хало-эффект, то есть грубое обобщение, оценка в черно-белых красках;
* эффект снисхождения, то есть слишком положительная оценка наблюдаемых событий, поступков;
* эффект центральной тенденции, то есть стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов и явлений;
* эффект ореола, то есть тенденция связывать характеристику одной черты характера с другими свойствами человека. Например, высокий научный интеллект, в представлении большинства людей, ассоциируется с высоким благородством или хорошо развитым чувством общественного долга. Внешне привлекательным людям часто приписывают благородные черты характера;
* эффект контраста, то есть склонность подчеркивать противоположные своим положительным чертам черты окружающих;
* эффект проекции, то есть склонность приписывать негативные свойства своего характера, а также мотивы своего поведения другим. Так человек, который часто говорит неправду, чаще всего не верит и другим.
Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы и время. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Однако дальше, в процессе последующего восприятия собеседника, социальный стереотип должен уйти в тень и освободить место для действия механизмов «тонкой настройки». Наступает этап более глубокого и объективного понимания партнера — его актуального эмоционального состояния, динамики его отношения к нам, то есть стремление за внешними признаками увидеть внутреннее состояние, «прочитать» внутренний мир другого. К механизмам «тонкой настройки» относятся идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция.
Идентификация (позднелат. identifico — отождествляю) представляет собой способ познания другого человека, при котором предположение о внутреннем состоянии собеседника строится на основе попыток поставить себя на место этого собеседника. То есть происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.
Эмпатия — это эмоциональное чувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик мы понимаем внутреннее состояние другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято другими людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных точек зрения.
Аттракция (фр. attraction, буквально — привлечение, притяжение) — это умение добиться благоприятного, стойкого положительного отношения собеседника к нам; это способность позитивно расположить, настроить его по отношению к нам. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или глубокого интимно-личностного отношения.Рефлексия (позднелат. reflexio — обращение назад) — это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять и осознавать то, как он воспринимается партнером по общению.
Каузальная атрибуция (от лат. causalis — причинность и attributio — приписывание) — это механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин поведения субъекта. Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, то есть привычные объяснения чужого поведения.
Кроме этих схем, были выявлены и некоторые закономерности процесса каузальной атрибуции. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в зависимости от того, был ли он участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельной и стимульной атрибуции к личностной (то есть искать причину случившегося в осознанных действиях личности).
Формирование первого впечатления о человеке
“По одежке встречают, по уму провожают” — гласит старая русская поговорка. Но конечно же, на наше первое впечатление о другом человеке влияют не только его костюм, платье, различные их элементы.
Весь внешний облик воспринимаемого человека — мимика, жесты, манера поведения, голос — складывается у нас в определенный образ. Мы делаем умозаключение о намерениях и мотивах этого человека, его эмоциях, установках, чертах
Первая встреча с новым человеком, знакомство с ним уже приводят к формированию у нас некоторого впечатления о нем. Немаловажно значение такого впечатления. В зависимости от него мы соответствующим образом реагируем на эту встречу, предпринимаем определенные действия. На основе первого впечатления осуществляются (или не осуществляются) последующие контакты между участниками данной социальной ситуации.
Есть экспериментальные данные, показывающие связь между оценками внешности воспринимаемого человека и оценками его личностных свойств. В роли испытуемых выступали 23 студента гуманитарных факультетов. Через эпидиаскоп им в течение 30 секунд демонстрировалась фотография человеческого лица. После этого испытуемые должны были решить: нравится ли им внешность предъявляемого человека. Такое же суждение они должны были вынести и в отношении личностных свойств данного человека.
Всего по категории “нравится” предлагалось три ответа: 1) “нравится”, 2) ” не нравится”, 3)”безразличен”. Оценка внешности по этим трем видам ответов могла совпадать или не совпадать с оценкой личностных свойств. Из 414 возможных ответов совпало 302 оценки, т.е. 73%.
Коэффициент корреляции между этими оценками составил 0,92. Тем самым результаты эксперимента показали, что при первом впечатлении одного человека о другом, возникшем на основе восприятия только внешности, проявляется тенденция зависимости оценок личностных свойств воспринимаемого лица от оценки его внешности.
Эксперимент В.Н. Панферова также показал, что одно и то же лицо, как правило, воспринимается одинаковым образом многими субъектами. Отсюда делается вывод о существовании единой общественной трактовки различных типов лиц (конечно, в рамках сравнительно однородной социально-демографической группы).
Очевидно, как отмечает Панферов, что человек, получивший позитивные оценки на основе восприятия только его внешности, будет иметь преимущества в положительном отношении к нему других людей перед человеком, который на этой же основе получит негативные оценки.
Роль внешности и поведения при первой встрече с незнакомым человеком хорошо демонстрирует следующий эксперимент А.А. Бодалева. Группе взрослых испытуемых было предложено письменно охарактеризовать незнакомого человека, который несколько раз появлялся перед ними. В первый раз незнакомец лишь приоткрыл дверь в комнату, где находились испытуемые, поискал глазами что-то и, закрыл дверь.
В другой раз он вошел туда и молча постоял. В третий раз незнакомец прошелся по комнате, заглянул в записи одного из испытуемых, погрозил пальцем девушке, которая хотела в этот момент поговорить с соседом, посмотрел в окно и удалился.
Вернувшись в комнату снова, он мастерски начал читать басню. Наконец, при последнем появлении незнакомца перед испытуемыми им разрешили задавать ему любые вопросы, кроме тех, которые требовали бы от него прямого ответа о чертах собственной личности. Интервалы перед названными сеансами равнялись трем минутам.
Незнакомый человек был в поле зрения испытуемых в первый раз десять секунд, во второй, третий и четвертый разы — по одной минуте, в последний раз — пять минут.
Полученные данные показали, что количество высказываний испытуемых о тех или иных сторонах внешнего облика и поведения человека, бывшего объектом восприятий, оказалось различным на разных стадиях знакомства с ним. На самых первых стадиях испытуемые воспринимали главным образом черты его внешнего облика.
Почти все высказывания испытуемых о чертах личности наблюдаемого человека и впечатлении, которое он на них произвел, приходились на четвертую и пятую стадии. На последнюю стадию знакомства с воспринимаемым человеком пришлось больше всего суждений о его психических свойствах. Свое отношение к этому человеку большая часть испытуемых смогла сформулировать опять-таки на последней стадии встречи с ним.
Итак, было продемонстрировано, что самое первое впечатление обусловлено признаками, которые наилучшим образом выражены во внешности воспринимаемого человека. Что же касается интересов, вкусов, кругозора, привязанностей незнакомца, то испытуемые смогли сделать некоторые заключения о них лишь после того, как он прочитал басню и ответил на ряд вопросов.
В этом же эксперименте обнаружилось, что индивидуальные различия между людьми проявляются не только в их наблюдательности, показателем которой могут служить количественные данные восприятия испытуемыми внешнего облика и поведения незнакомца. Испытуемые неодинаково оценивали воспринимаемого ими человека и выражали различное отношение к нему.
Так, одни сочли его симпатичным, другие придерживались противоположного мнения. Некоторые никак не выразили своего отношения к незнакомцу. Полученные данные свидетельствуют о том, что формирование образа другого человека на основе первого впечатления зависит также от особенностей личности субъекта восприятия.
При этом такой образ всегда содержит неточности, а какая-либо оценка черт личности и ее эмоционального состояния может оказаться поспешным обобщением.
Имеются экспериментальные данные, показывающие, что при формировании у нас мнения о качествах личности человека, которого мы видим впервые, немалое значение имеет общая эстетическая выразительность облика этого человека и, в частности, степень соответствия его физической наружности имеющемуся у нас идеалу красоты.
Так, люди, лица которых, по мнению компетентных судей, являются красивыми, получали у испытуемых более высокие оценки по всем рассматриваемым личностным свойствам, чем люди, которых те же судьи сочли некрасивыми. Более высоко оцениваются также и продукты деятельности людей с привлекательной внешностью.
Большое число исследований, проведенных в США, показывают, что для весьма привлекательного человека имеется большая вероятность получить рекомендации для работы после интервью, считаться эффективным психологом-консультантом и даже получить благоприятную оценку за письменное задание. Однако, как отмечает Бодалев, “эффект красоты” сильно влияет на содержание формирующегося понятия о личности только в момент образования первого впечатления.
В дальнейшем оценка данного человека другими людьми все больше начинает определяться другими факторами, прежде всего характером межличностного взаимодействия. Имеющиеся данные показывают также, что на первое впечатление о человеке могут влиять и особенности его телосложения, принятая им поза, направление взгляда, характеристики голоса и речи и т.д.
Наряду со сказанным наше первое впечатление о человеке оказывается подвержено также эффекту последовательности поступающей к нам информации, характеризующей данное лицо.
Обратимся к эксперименту, который провел Э. Лачинз на четырех группах испытуемых. Группе Э был предъявлен следующий текст, описывающий некоего Джима как довольно дружелюбного и экстравертированного человека.
Джим вышел из дома, чтобы купить почтовой бумаги, в сопровождении двух друзей он прогулялся по улице, освещенной солнцем, радуясь теплу. Джим вошел в магазин канцелярских принадлежностей, который был полон людей. Джим поговорил со знакомым, ожидая, пока продавец встретится с ним взглядом.
По пути назад он остановился поболтать со школьным приятелем, который только что вошел в магазин. Покинув магазин, он пошел по направлению к школе. На этом пути он встретил девушку, с которой познакомился накануне вечером. Они немного поговорили, и затем Джим отправился в школу.
Группе И был предъявлен текст, описывающий Джима в более интровертированной манере.
Когда закончились уроки, Джим вышел из класса один. Оставив школу, он начал свой долгий путь домой. Улица была заполнена ярким солнечным светом. Джим шел по теневой стороне улицы, которая спускалась под уклон. Оказавшись на нижней части улицы, он увидел хорошенькую девушку, которую уже встречал накануне вечером.
Джим пересек улицу и вошел в кондитерскую. Она была наполнена учащимися, и Джим заметил несколько знакомых лиц. Он спокойно подождал до тех пор, пока продавец не поймал его взгляд, и тогда он сделал свой заказ. Взяв напиток, он сел за столик. Закончив пить, он отправился домой.
Группе ЭИ было дано комбинированное описание, в котором описание Э предшествовало описанию И. Группе ИЭ также было дано комбинированное описание, но в нем описание И предшествовало описанию Э. Испытуемых просили написать несколько строк, в которых они должны были отразить свое впечатление о Джиме и предсказать его поведение в разнообразных социальных ситуациях. В полученных описаниях подсчитывалась частота упоминания особенностей, характерных для экстраверсии и интроверсии.
Лачинз заключает, что старинное изречение о важности первого впечатления, по-видимому, имеет некоторое экспериментальное подтверждение. Однако не следует полагать, что
это впечатление остается незыблемым. В другом эксперименте Лачинз рассмотрел различные пути преодоления эффекта первичности на формирование впечатления.
Он обнаружил, что предупреждение испытуемых о ложности первого впечатления успешно ограничивало влияние первоначально представленной информации о личности незнакомца. В итоге испытуемые, предупрежденные о возможных ошибках первого впечатления, демонстрируют противоположную тенденцию — информация, представленная во вторую очередь, оказывает большее влияние, чем первоначальная информация.
Так проявляется “эффект новизны”.
Когда мы впервые видим другого человека, то наше впечатление о нем обусловлено не только теми или иными его особенностями и спецификой данной ситуации. При этом мы неизбежно проявляем и себя, свои личностные черты.
Предполагается, что каждый из нас имеет имплицитную, т.е. подразумеваемую, не выраженную прямо, теорию личности и при восприятии другого человека исходит из такой теории. Например, если мы считаем какого-либо человека агрессивным, не проявляем ли мы тенденции считать его также и энергичным или, считая человека добрым, не приписываем ли мы ему при этом одновременно и честность?
Американский психолог Г. Келли получил экспериментальные данные, которые демонстрируют влияние имплицитной теории личности на восприятие нами другого человека. Сначала студентам были представлены краткие описания совершенно незнакомого им лектора. Все описания были идентичными, за исключением следующего: в одном случае лектор характеризовался как “весьма холодный”. В другом случае как “очень сердечный”.
Ряд студентов получил одно описание, другой ряд — иное. После лекции студенты, которые слушали “очень сердечного” лектора, более высоко оценили его тактичность, информированность, дружелюбие, открытость, естественность, чувство юмора и человечность, чем те студенты, которые слушали “холодного” лектора.
Предполагается, что полученные данные берут начало в имплицитном мнении испытуемых о том, какие черты личности сопровождают ее сердечность и какие — холодность. Таким образом, имплицитная теория личности — это определенная когнитивная система, которая влияет на то, как мы воспринимаем других людей.
Среди факторов, формирующих первое впечатление о человеке, следует отметить его социальный статус и связанный с ним престиж в обществе. Показателен в этом плане эксперимент, который провел П. Уилсон (Wilson, 1968) в одном из колледжей Австралии. Пяти группам студентов был представлен в качестве приглашенного преподавателя незнакомый человек. При этом его академический статус назывался в каждой из групп по-разному.
Так, в одной группе он был представлен как профессор психологии Кембриджского университета, в другой группе — как главный лектор, затем просто лектор, лаборант и, наконец, студент. После этого студентов каждой группы просили оценить рост приглашенного преподавателя. Было обнаружено, что чем выше статус, приписываемый данному незнакомцу, тем выше ростом он казался студентам.
Получилось, что рост “профессора психологии” выше роста “студента” более чем на шесть сантиметров. Социально-психологический показатель — статус человека оказался связанным с его физическим показателем — ростом. Иногда исследователи отмечают и противоположную тенденцию.
Так, высокие массивные люди могут восприниматься как более значимые в социальном смысле по сравнению с теми, чьи габариты не так велики.
По данным А.А. Бодалева, воспринимая других людей и затем словесно воссоздавая их облик, взрослые испытуемые выделяют прежде всего рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимику выражение глаз и лица), нос, особенности телосложения человека.
Все другие признаки при этом отмечаются реже. Рост, цвет глаз и волос являются в глазах взрослых наиболее значимыми отличительными элементами облика человека. При словесном воссоздании внешности людей эти элементы выполняют роль своеобразных опорных признаков для большинства испытуемых.
С данными признаками затем связываются и другие характерные элементы облика воспринимаемого человека.
Исследования отечественных психологов показывают, как происходит развитие восприятия человека с возрастом. Так, по данным А.А. Бодалева, с возрастом при словесном воссоздании облика воспринимаемого человека все чаще включаются в качестве существенных признаков внешности компоненты, образующие его физический облик, а также описания черт его экспрессии.
Один из важных выводов состоит здесь в том, что “хотя практически человек сравнительно рано начинает “читать” язык экспрессии и пользоваться им в своем общении с окружающими, однако тот факт, что выразительное поведение — важный признак в числе характерных индивидуальных особенностей внешнего облика, осознается постепенно”.
Несомненно также, что профессиональная деятельность того или иного человека сказывается на особенностях восприятия и понимания других людей. Как показывает О.Г. Кукосян, это проявляется уже при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Прежде всего профессиональные различия видны в обстоятельности описания внешнего облика и внутреннего мира воспринимаемого человека.
При этом О.Г. Кукосян использует термин “полнота отражения”, имея в виду здесь отражение числа воспринятых и зафиксированных испытуемыми элементов внешнего и внутреннего облика объекта познания к общему их количеству, которые могли быть отражены при заданных условиях. По показателю “полноты отражения” особенно резко отличались друг от друга юристы и физики. Первые намного полнее, чем вторые, “отразили” познаваемого человека при формировании о нем первого впечатления.
Профессиональная принадлежность индивида —• субъекта познания влияет и на специфику описания им воспринимаемых людей при формировании первого впечатления. Здесь также обнаружилось наиболее резкое различие между юристами и физиками (кроме них сопоставлялись также данные по группам экономистов, биологов и художников).
Так, описания юристов характеризовались подробностью, самым большим объемом информации, последовательностью изложения по определенной схеме. Описания, данные физиками, отличались краткостью, небольшим объемом информации, носящей более обобщенный характер, абстрактностью.
Видимо, это различие связано с тем, что юристы в своей профессиональной деятельности так или иначе постоянно связаны с людьми, тогда как физики имеют дело преимущественно с приборами.
Селективность (избирательность) восприятия. Персонаж одной старой юморески так показывал дорогу прохожему: “Идите по этой улице мимо пивного ларька, доходите до винно-водочного магазина, поворачиваете за угол — там отделение милиции, затем направо и дальше наискосок от вытрезвителя будет нужный вам дом”.
Женщина, к которой обратился этот прохожий, объясняла ему путь совсем иначе: “Идете прямо в сторону парикмахерской, до косметического салона, переходите улицу напротив швейного ателье, поворачиваете за угол и рядом с парфюмерным магазином будет нужный вам дом”.
Всегда на нас воздействует со стороны окружающей среды лишь какая-то часть возможных стимулов. В соответствии со своими потребностями и интересами, ценностными ориентациями осознаваемо или неосознаваемо мы осуществляем определенный отбор (селекцию) этих стимулов. Именно на них мы и реагируем, в то время как на другие не обращаем внимания.
Получается, что одна информация обрабатывается нами, а другая — не используется. Так проявляется избирательность человеческого восприятия.
Такая избирательность восприятия обусловлена определенными когнитивными процессами. Предполагается, и об этом говорят также эмпирические данные, что процессы перцептуальной
вигильности (селективной наблюдательности) и перцептуальной защиты (селективной невнимательности) происходят систематически, даже если сам индивид не осознает это.
Эти процессы направляют внимание таким образом, чтобы увеличивать соответствие нового опыта старому, уменьшать неожиданности, несообразности и конфликты с установленными ранее когнитивными структурами.
Таким образом, селективность восприятия обеспечивает нам определенную готовность к ориентации в окружающей среде, помогая выделить существенный для нас “перцептуальный набор”.
Известно, например, что, глядя на рисунок с изображением многих различных предметов, голодный человек выделяет в первую очередь те, которые связаны с пищей. В то же время человек, не испытывающий голода, может прежде всего подмечать совсем другое. Имеются также экспериментальные данные, полученные при кратковременном экспонировании испытуемым различных слов. Те слова, которые имеют неприятный оттенок значения, распознавались медленнее, чем слова с приятным оттенком.
Социальные роли, выполняемые людьми, направляют и соответствующим образом окрашивают их восприятие во всех жизненных ситуациях. Один и тот же ряд данных, рассматриваемых с разных точек зрения, будет выглядеть различным образом. Приведем экспериментальные данные, полученные Д. Дирберном и Г. Саймоном.
В качестве испытуемых выступала группа руководителей, которые представляли различные функциональные сферы бизнеса (сбыт, бухгалтерское дело, производство и т.д.).
Эти руководители получили описание одной управленческой ситуации и в итоге ее изучения должны были установить главную проблему компании, описанной в данном случае. Обнаружилось, что большинство руководителей считали главной проблемой именно ту, которая имела отношение к их собственной функциональной роли.
Так, 83% руководителей отделов сбыта отметили в качестве самой важной проблемы, стоящей перед этой компанией, сбыт продукции, в то время как лишь 29% руководителей других отделов выделяли сбыт.
Избирательность восприятия может быть обусловлена также национальными различиями, которые предстают на. практике как различия культур. Интересные данные по этой проблематике получены в эксперименте Д. Багли с использованием стереоскопа (специальный бинокль, в котором на каждый глаз проецируются различные изображения).
Испытуемым школьным учителям из Мексики и США были представлены одновременно два одних и тех же изображения. На одном был тореадор, на другом — игрок в бейсбол. В итоге большинство мексиканцев увидело только тореадора, большинство американцев — только игрока в бейсбол. Национальная культура наложила отпечаток на восприятие испытуемых.
В зависимости от своего опыта, профессии, ряда различных обстоятельств человек обращает внимание на те или иные стороны одного и того же стимула. Очевидно, что ювелир, продавец
и покупатель будут по-разному воспринимать перстень с драгоценным камнем в витрине магазина.
Таким образом, не все объекты окружающего мира и не все их стороны одинаковым образом воспринимаются разными людьми. Перцептуальный набор” индивида в каждом конкретном случае — это не фотографическое отражение всего окружающего, а его своеобразная личностная конструкция, в которой выделяется определенные объекты или их свойства так, чтобы соответствовать потребностям индивида.
Как произвести хорошее первое впечатление, по мнению экспертов
Каждый может делать поспешные выводы, особенно при знакомстве с новым человеком.
Менее чем за одну десятую секунды, когда мы впервые видим кого-то, наш мозг обрабатывает информацию о лице человека, что приводит к быстрым выводам о качествах нового знакомого, включая надежность, компетентность, дружелюбие, честность и нравственность— согласно исследованию 2006 года, опубликованному в журнале Psychological Science 9.0006 . Эта тенденция восходит к эволюционным временам, когда мы сталкивались с незнакомцами и в целях выживания должны были оценить, причинят ли они вред или будут союзниками, — говорит Вивиан Зайас, профессор психологии Корнельского университета.
Большинство из нас тоже верит в первые впечатления, которые возникают у нас, говорит Александр Тодоров, профессор психологии Принстонского университета и автор книги Номинальная стоимость: неотразимое влияние первых впечатлений . И хотя иногда они могут вводить в заблуждение, первые впечатления формируют мнение людей о человеке.
«Как только мы сформировали представление, оно используется в качестве фильтра», — говорит Зайас. Сразу думаете, что кто-то заслуживает доверия? Вы могли бы рассказать им больше. И если вы спишете их как негативных людей, вы можете пожаловаться на них коллегам.
К счастью, есть способы произвести сильное неизгладимое впечатление. Вот как убедиться, что другие смотрят на вас в положительном свете.
Знайте контекстПрежде всего важно определить, где вы пытаетесь произвести хорошее впечатление — будь то официальное собеседование при приеме на работу или свидание за ужином. Причина проста: контекст имеет значение. Это дает вам подсказки о том, как вы должны одеваться, выглядеть и вести себя, — говорит Зайас. Например, если вы проходите собеседование в банке, от вас, скорее всего, ожидают появления в костюме. По ее словам, выбор одежды, привычек ухода за собой и стилей разговора, которые должным образом соответствуют обстановке, в которую вы входите, являются ключевыми аспектами для того, чтобы произвести хорошее впечатление.
«Как социальные существа, мы используем все, чтобы понять человека, которого встречаем впервые», — говорит Зайас.
И хотя крепкое рукопожатие и слабая улыбка могут подойти для третьего раунда встречи с боссом, повторение чьей-то задумчивой позы в художественной галерее и комментирование произведения искусства могут быть уместны, если вы пытаетесь начать непринужденную беседу. в такой обстановке, — говорит Николас Бутман, автор книги «, как понравиться людям за 90 секунд или меньше».
Измените свое отношениеЕсли у вас хороший день, вы, вероятно, выглядите счастливым, и люди с большей вероятностью составят о вас положительное впечатление, говорит Тодоров. В качестве альтернативы, если у вас плохой день, вы можете казаться неприступным.
«Мы как бы сканируем мир на наличие угроз, и выражения лиц действительно в первую очередь обрабатываются», — говорит Энн Демаре, основательница First Impressions, нью-йоркской коучинговой и консалтинговой компании. «На очень глубоком уровне, если кто-то хмурится или выглядит угрожающе, мы регистрируем это как «Берегись»».0003
Вместо того, чтобы думать об отношениях как о хороших или плохих, думайте о них как о полезных или бесполезных, предлагает Бутман. Полезное отношение доброжелательное, любопытное и восторженное. Бесполезный ведет себя скучно, грубо или враждебно.
Вы можете создать полезное отношение, улыбаясь кому-то, поддерживая зрительный контакт достаточно долго, чтобы заметить цвет глаз этого человека, или сидя, не скрещивая руки или ноги, говорит Бутман. Это произведет теплое, открытое и позитивное впечатление.
Если у вас возникли трудности с корректировкой отношения, попробуйте вспомнить время, когда вы чувствовали энтузиазм или находчивость, чтобы привести свой разум в лучшее состояние, предлагает Бутман.
Если вы нервничаете, скажите себе что-нибудь глупое перед тем, как войти в комнату. Вы обнаружите, что ваше отношение и выражение лица мгновенно изменятся, говорит он.
Поиск точек соприкосновенияЛюди, которые легко общаются с другими, часто находят общий язык всего за несколько секунд, говорит Бутман. Задавая наблюдательные вопросы, например: «Есть ли у этого человека акцент?» или «Он или она носит что-то, что вам знакомо?» может помочь установить мгновенную связь.
«Нам нравятся люди, которые немного похожи на нас, — говорит Зайас.
Если вы работаете с чистого листа, начните с общей среды — например, комментируя погоду или что-то, что вы замечаете в своем окружении, а затем переходите к фактам — например, к причине, по которой вы собираете информацию, или к недавней новости, говорит Демаре. Вы, вероятно, найдете что-то, с чем вы оба связаны.
Переключить внимание с себя на другихВ новых ситуациях мы склонны замечать, что мы чувствуем, а не то, что чувствуют другие, отмечает Демаре. Но эксперты говорят, что мы должны уделять больше внимания тем, кто нас окружает. «Люди всегда помнят, что вы заставили их чувствовать», — говорит она.
Переключение внимания с себя на кого-то другого может помочь другим увидеть вас в лучшем свете. Например, заставив кого-то почувствовать, что его ценят, найти точку соприкосновения или поделиться чем-то интересным, что вы узнали, все это может улучшить то, как вас принимают, говорит Демаре.
Хорошо выспитесьКогда вы недосыпаете, вы кажетесь другим, говорит Тодоров. «Кожа намного бледнее, что часто является признаком болезни; у вас тени под глазами; уголки рта слегка повернуты вниз», — говорит он.
Многочисленные исследования показывают, что недостаток сна может привести к тому, что другие будут считать вас менее привлекательным, менее умным, более подавленным и менее здоровым.
«Если вы действительно недосыпаете, вы не справитесь ни с одной задачей», — отмечает он. По словам Тодорова, хотя внешний вид чрезмерно утомленного человека может не совсем точно отражать вашу личность, он может отрицательно сказаться на первом впечатлении о вас.
Быть хорошо отдохнувшим — провести целых восемь часов в ночь перед важным событием — это один из способов хорошо представить себя, отмечает он.
Будьте собойЧтобы произвести хорошее первое впечатление, важно быть искренним. Если вы постоянно беспокоитесь о том, правильно ли вы делаете или говорите, вы можете показаться неискренним или слишком стратегическим, предупреждает Зайас. «Другой человек заметит эту фальшь, и я думаю, что это может быть сигналом того, что вы что-то скрываете», — говорит она. «Это может заставить человека не хотеть доверять вам».
Если кто-то, на кого вы пытаетесь произвести впечатление, упомянет фильм, который вы ненавидите, не лгите сквозь зубы. Вместо того, чтобы соглашаться с тем, что вам понравилось, выберите одну конкретную часть, которая вам действительно понравилась, — говорит Демаре.
И если ваши нервы берут верх над вами, но обстановка позволяет быть откровенным, признание в своих нервах может помочь показать вашу истинную сущность — это может даже сделать вас еще милее.
Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].
10 способов произвести потрясающее первое впечатление
Хотите произвести хорошее первое впечатление? Хотите узнать, как развить свои soft skills? Если да, то вам повезло! В этой статье мы обсудим десять способов улучшить свои социальные навыки и произвести потрясающее первое впечатление.
Мягкие навыки необходимы для успеха в любой области. Это навыки, которые позволяют вам эффективно взаимодействовать с другими людьми. Итак, если вы хотите добиться успеха в жизни, важно отточить свою харизму.
Ваше первое впечатление начинается с другого конца комнаты. Вы хотите, чтобы вас запомнили по всем правильным причинам, поэтому важно развивать свои социальные навыки. Это именно то, что Jaunty, тренажерный зал для вашей социальной жизни, помогает людям делать уже более 12 лет, так что прислушайтесь и вставьте эти десять советов в свой набор инструментов для социальных навыков!
Совет № 1: Всегда держите себя в форме и ухоженно.
Хорошее первое впечатление начинается с вашего внешнего вида. Вы хотите убедиться, что вы всегда ухожены и презентабельны. Это душ, чистая одежда, причесанные волосы и не забывайте о запахе!
Первое впечатление часто основывается на внешности , поэтому важно заботиться о своей внешности, если вы хотите, чтобы она была хорошей. Приобретите хорошо сидящую одежду, стильную обувь и, если терпимо, найдите одеколон, духи или другое средство для кожи, от которого приятно пахнет.
Совет от профессионалов: Носите один тонкий уникальный аксессуар, который может вызвать комментарии и вопросы. И за этим стоит история. Это могут быть серьги, браслет или часы.
Совет № 2: Открытый и уверенный язык тела.
Язык вашего тела говорит о многом. Совет по социальным навыкам, который оказывает наибольшее влияние на наших клиентов, заключается в том, чтобы ЗАМЕДИТЬ ВСЕ!
Когда вы встречаете кого-то нового, убедитесь, что у вас открытый, медленный и уверенный язык тела . Это означает зрительный контакт, открытую позу и паузы. Не бойтесь пауз! Не скрещивайте руки и ноги, так как это может создать впечатление замкнутости.
Искренняя улыбка — один из лучших способов сделать людей комфортными. Улыбаясь, вы кажетесь дружелюбным и доступным. Это также передает уверенность. Поэтому, когда вы встречаете кого-то нового, обязательно улыбайтесь ему.
Совет от профессионалов: Не забывайте свой голос! Иметь уверенный голос означает говорить и быть услышанным. Старайтесь не бормотать, не говорить слишком быстро или слишком тихо. Вместо этого говорите четким голосом, излучающим убежденность. Это сделает вас более авторитетным и заслуживающим доверия.
Совет № 3: Будьте игривыми.
Нет ничего лучше хорошей шутки, которая поможет растопить лед и начать разговор. Юмор — отличный способ произвести первое впечатление, потому что он показывает, что вы уверены в себе, легкомысленны и готовы хорошо провести время.
Конечно, не все люди от природы смешные. Вот почему важно узнать о разных типах юмора и найти те, которые лучше всего подходят для вас. Сарказм, игра персонажей, каламбуры и остроумие — отличные способы рассмешить людей. Юмору можно научиться !
Отличный способ начать практиковаться — думать о преувеличении противоположностей. Например, вы можете прокомментировать, что крошечная собака слишком свирепа, или, если на улице идет дождь, вы можете предложить групповой пикник в парке.
Так что в следующий раз, когда вы захотите произвести хорошее первое впечатление, не бойтесь быть немного забавным. Это может быть просто то, что отличает вас от остальных.
Совет № 4: смотрите в глаза.
Да, технически это язык тела, но заслуживает отдельной категории. Когда вы разговариваете с кем-то, важно установить хороший зрительный контакт. Это показывает, что вы заинтересованы в разговоре и внимательно слушаете. Если вы избегаете зрительного контакта, вы можете казаться незаинтересованным или рассеянным.
Зрительный контакт можно тренировать, чаще разговаривая с людьми и стараясь слушать, когда они говорят. Еще один способ попрактиковаться — смотреть людям в глаза, когда вы находитесь на публике.
Установите зрительный контакт с кассирами, официантами и другими людьми, с которыми вы контактируете в течение дня. Чем больше вы будете практиковаться, тем легче вам станет.
Совет № 5: Будьте хорошим слушателем.
Чтобы произвести хорошее впечатление, нужно уметь слушать. Это означает обращать внимание на то, что говорит другой человек, и реагировать соответствующим образом. Хорошие навыки слушания показывают, что вы заинтересованы в разговоре и уважаете другого человека.
Старайтесь уделять им 110% своего внимания, когда они говорят. Это редкость в наши дни и имеет опьяняющий эффект.
Совет: Переосмыслите что-то важное, что они сказали им в ответ, своими словами. Таким образом, вы запоминаете это, а также сигнализируете им, что слушаете.
Совет № 06: не перебивайте.
Перебивать кого-то грубо и показывать, что вас не интересует то, что он говорит. Это также может заставить вас показаться высокомерным или напористым. Если вы хотите произвести хорошее впечатление, важно дать другому человеку закончить свои мысли, прежде чем говорить.
Это хорошо сочетается с замедлением темпа и умением слушать. Не забывайте проявлять терпение к своим мнениям и «я тоже».
Совет № 7: Задавайте вопросы.
Вопросы показывают, что вы заинтересованы в разговоре и хотите узнать больше о другом человеке. Это отличный способ произвести хорошее впечатление и узнать кого-то получше. Это мешает слишком много говорить о себе.
На занятиях Jaunty мы учимся, когда задавать открытые и закрытые вопросы. Использование этих различий может иметь большое значение. Используйте открытые вопросы, например: «Что такого во Флориде, что заставило вас переехать туда?» Кроме того, старый добрый: «Расскажи мне об этом поподробнее!» будет творить чудеса.
Совет № 08: Рассказывайте истории.
Истории — отличный способ общаться с другими людьми и производить хорошее впечатление. Когда вы рассказываете историю, это показывает, что вы красноречивы, интересны и уверены в себе. Это также позволяет другому человеку узнать вас лучше, потому что открывает вас. Что еще более важно, это ведет к тому, чтобы позволить другому человеку открыться.
Рассказывая истории, убедитесь, что они соответствуют ситуации и аудитории. Избегайте слишком личных или слишком длинных историй при знакомстве с новым человеком.
Вы можете учиться и практиковаться в рассказывании историй, читая книги, просматривая фильмы или посещая курсы. Веселые студенты узнают, как детализировать истории и использовать формулы, которые улучшат вашу историю. Этому очень легко научиться.
Совет № 9: Будьте позитивны.
Позитивность заразительна и может произвести хорошее впечатление на других людей. Когда вы настроены позитивно, это показывает, что вы счастливы, уверены в себе и оптимистичны. Это может заставить других людей хотеть быть рядом с вами и заставить их чувствовать себя хорошо.
Чтобы стать более позитивным, можно больше улыбаться, слушать позитивную музыку и пытаться найти хорошее в любой ситуации. Это не означает, что вы должны быть фальшивыми или фальшивыми. Просто постарайтесь сосредоточиться на хороших вещах в жизни и не жалуйтесь слишком много. Многие люди жалуются и говорят о негативных текущих событиях.
Будьте более притягательны, привлекая их в свой мир, где все интересно и весело. Это сделает вас более запоминающимся.
Совет № 10: Будьте полезными!
Один из лучших способов произвести хорошее впечатление — быть полезным. Если вы можете помочь или сделать что-то для кого-то, или заставить их смеяться, они оценят это и запомнят вас. Это может быть так же просто, как придержать дверь для кого-то открытой, или предложить помочь с продуктами, или растопить лед забавным комментарием.
Вы также можете быть полезными, делясь своими знаниями и навыками с другими. Если вы умеете делать то, чего не умеют они, предложите научить их. Это может быть что угодно, от приготовления еды до починки компьютера. Делясь своими навыками, вы показываете, что вы щедры и готовы помогать другим.
Представление их кому-либо или приглашение на мероприятие также является отличным способом быть полезным и произвести хорошее впечатление.
Следуйте этим советам, и вы обязательно произведете отличное первое впечатление! Soft skills необходимы для успеха в любой сфере жизни. Итак, начните работать над собой уже сегодня. Вскоре вы произведете потрясающее первое впечатление и произведете впечатление на всех, кого встретите!
Об авторе
Эта статья была написана Эриком Вайсманом, основателем Jaunty.org — Тренажерный зал для вашей социальной жизни. Эрик изучает социальную динамику уже 15 лет. Jaunty предоставляет обучение социальным навыкам в реальной жизни, чтобы вы могли заводить друзей, строить отношения и вести более полноценную социальную жизнь.