Формирование адекватной самооценки личности
Формирование самооценки личности включает в себя постепенное прохождение нескольких стадий развития. Первоначальный этап – это недифференцированное отношение малыша к оценке субъективного поведения взрослыми. На следующей стадии формирования самооценки зарождается дифференцированное отношение к оцениванию своих личных поступков взрослыми. Затем зарождаются способности и умения самостоятельно оценивать собственное субъективное поведение целиком. Однако на данной ступени формирования самооценки личности происходит оценивание лишь по принципу полярности: хорошо-плохо. Следующая стадия заключается в появлении способностей и умений к оцениванию не только лишь собственных поступков, но и различных эмоциональных состояний. Последний этап формирования самооценки у детей заключается в зарождении способностей к самосознанию, которые представляют собой умение осмысливать и оценивать свою персональную внутреннюю жизнь.
Формирование самооценки личности
Структуру формирования самооценки можно рассматривать как компонент личностного новообразования, в который входит две составляющие: когнитивное и эмоциональное, работающие в неразрывном единстве. Когнитивная составляющая отражает знания индивида о себе различной степени обобщенности и выраженности, эмоциональная составляющая — это отношение к себе, так называемый накапливающийся «настрой на себя». Ведь любые знания о собственной личности индивид приобретает только лишь в социальном контексте. Затем эти знания неминуемо «обрастают» эмоциями.
Формирование самооценки личности происходит под воздействием нескольких взаимосвязанных факторов, к которым относят коммуникационное взаимодействие с окружающим социумом, активную деятельность индивида, самонаблюдение и самоконтроль. Личность, осуществляя любую форму деятельности, неизменно попадает в ситуации, при которых она вынуждена вырабатывать свое отношение к действиям и поступкам, поведению в целом, оценивать собственные умения и способности что-то производить, проявлять различные стороны своей личности.
Не существует определенного вида деятельности, который в большей или меньше степени будет воздействовать на формирование позитивной самооценки. Однако можно все-таки сделать вывод, что значительное воздействие на развитие самооценки (адекватной или неадекватной) оказывает деятельность, которая становится ведущей на конкретном этапе жизни индивида. Так, например, условия вырабатывания самооценки у детей или подростков заключаются в учебной деятельности и всем, что с ней взаимосвязано. Для более взрослых индивидов, зачастую, главным условием выработки адекватной самооценки становится трудовая активность. Однако в то же время для всех индивидов роль отдельно взятого условия сугубо индивидуальна. Так как профессиональная деятельность или учеба не всегда приносят удовлетворение, нередко они могут выступать даже источником стресса, негативных переживаний и неуверенности. Поэтому для самоутверждения и увеличения уверенности в себе, помимо учебной или трудовой деятельности существует множество других занятий, таких как хобби.
Важной характеристикой сформировавшейся личности считается появление дифференцированной самооценки. Это означает, что индивид способен разумно оценивать собственный потенциал в зависимости от области деятельности, он может здраво принимать и сильные, и слабые свои черты, не расстраивается, когда что-то обнаруживается за границами его понимания.
Формирование самооценки играет важнейшую роль в становлении личности. Она обуславливает развитие уровня притязаний личности, уровня уверенности и неуверенности, что влияет на жизненную успешность индивида и самодостаточность личности в целом. Поэтому роль самооценки в формировании личности довольно трудно переоценить.
Формирование адекватной самооценки
Самооценка – одно из наиболее существенных условий, обуславливающих преобразование маленького индивида в личность. Она вырабатывает у субъектов потребность в соответствии не только окружающим индивидам и среде, но и уровню своих собственных персональных оценок. Правильно выработанная адекватная самооценка является не просто знанием собственной личности и не суммой некоторых черт, а определённым отношением к собственной личности. Она обуславливает постижение личности в качестве отдельного устойчивого объекта.
М. Феннел представлял самооценку в качестве центрального звена произвольной саморегуляции. По ее мнению она обуславливает направленность и уровень активности индивида, его позицию в отношении среды, социума, собственной персоны, являет собой сложнейший по психологической природе механизм. Она вовлечена во массу взаимосвязей и отношений с образованиями психики индивида и представляет собой важную детерминанту всех форм ее деятельности и коммуникационного взаимодействия. Начальные способности оценивать собственную персону закладываются еще в раннем детском возрасте, а их формирование и совершенствование проистекает на протяжении всего жизненного пути личности.
Р. Немов считал, что самооценка позволяет личности сохранить устойчивость вне зависимости от изменчивости ситуаций, при этом обеспечивая возможность индивиду оставаться самим собой.
Формирование адекватной самооценки человека чрезвычайно важно для межличностных взаимодействий, установления взаимоотношений с социумом, для благополучного общения, успешности в определенном виде деятельности.
А особое внимание нужно уделять формированию самооценки ребенка, так как у него все образования личности только начинают формироваться, то и самооценка гораздо легче поддаётся воздействию и изменениям. Ведь малыш не приходит на свет с уже определенным отношением к собственной личности и потенциалу. Также как и все остальные черты личности, его самооценивание складывается в ходе воспитания, овладения деятельностью и межличностного взаимодействия.
По мере взросления малыши учатся постигать себя и собственное «Я», оценивать собственные качества. Именно эта оценочная составляющая «Я» носит название самооценка. Она представляет собой ядро самосознания, и взаимосвязанную с ним степень притязаний индивида. Под степенью притязаний понимают уровень трудности целей, поставленных ребёнком перед собой.
Самооценивание и уровень притязаний малыша оказывают огромное воздействие на эмоциональное благополучие, его развитие, успешность в разных сферах деятельности. В наше время все более бесспорным становится воздействие самооценки малыша на его поступки, поведение, действия и межличностные контакты.
На формирование позитивной самооценки у детей, в первую очередь, влияют семейное воспитание и педагогическое воздействие учителей.
Наверное, очень трудно переоценить воздействие семейного воспитания на детское самооценивание. Именно от родителей зависит уровень самооценки – будет она адекватной или нет. Для адекватной детской самооценки очень важна постоянная поддержка со стороны значимых взрослых, проявление искренней заботы о детях и частое позитивное оценивание их действий, поведения и поступков. Никогда не следует унижать детей. Если ребенок ошибается или делает что-то неправильно, нужно объяснить ему, что не так и показать, как нужно сделать. Старайтесь оценивать его поведение, а не личностные характеристики. Не бойтесь хвалить свое чадо. Только хвалить нужно правильно — не за качества, дарованные ему природой, а за его достижения, победы, пусть и маленькие.
Не менее важную роль в вырабатывании самооценки малышей играют учителя. Ведь дети школьного возраста значительную часть своего времени проводят в стенах школ. А учебная деятельность является на этом этапе развития главной. Поэтому, считается, что важнейшим фактором, обуславливающим адекватное формирование самооценки ребенка, является оценка учителей. Давая оценку знаниям, умениям малышей, учитель одновременно с этим производит оценку и их личностей, их потенциал, способности и место среди остальных. Именно таким образом воспринимают оценки учителей дети.
Формирование самоконтроля и самооценки
Современный социум нуждается в развитии и формировании личности социально активной, деятельной, инициативной, творчески выраженной. Поэтому так необходимо развивать природные задатки, навыки, интеллектуальные способности и умения, склонности и стремления, индивидуальность каждой маленькой личности. Роль самооценки в формировании личности, которая будет отвечать современным требованиям общества, довольно важна наравне с формированием самоконтроля.
Индивид наделен редкостной способностью контролировать свою деятельность и управлять ею. Через персональный опыт, посредством общения с окружающим социумом и средой, у субъекта вырабатывается внутреннее приспособление – самоконтроль, позволяющий ему поступать логично и соответственно правилам.
Самоконтроль в качестве умения самостоятельно находить собственные ошибки, промахи, неточности, планировать способы ликвидации обнаруженных недостатков. Самоконтроль можно отнести к одному из способов развивающего и воспитывающего контроля. Контроль воздействует на образование устойчивого внимания, формирование памяти и других когнитивных свойств личности.
Самоконтролем принято считать понимание и оценивание индивидом персональных действий процессов психики, и состояний, которые предполагают наличие определенного эталона и возможности приобретения данных о подконтрольных действиях и состояниях.
Условия формирования самооценки и самоконтроля заключаются в развитии у малышей понимания необходимости регуляции своего собственного поведения, основываясь на усвоенных правилах; формировании у детей умений предвосхищать результаты своих поступков во взаимосвязях с эмоциональными волнениями, которые возникают в связи с детскими представлениями о значимости будущих последствий для себя и окружающего социума на основе произведения анализа ситуаций из повседневной жизни; формировании у детей понимания личностной значимости действий, заключающих в себе нравственно-моральный смысл.
Формирование самооценки младшего школьника
Формирование самооценки тесно взаимосвязано с активной деятельностью детей, с самоконтролем и самонаблюдением. Различные занятия, игры, общение неизменно обращают их внимание на самих себя, ставят их в обстоятельства, при которых они должны как-то относиться к себе и оценить собственные способности, умения что-то производить, покоряться определенным требованиям и нормам, проявлять отдельные качества личности.
Самооценка является важным и необходимым компонентом формирования самосознания, т.е. постижением личностью самой себя, индивидуальных физических сил, интеллектуальных способностей, действий, поступков, мотиваций и целей поведения, отношения к окружающему социуму, к остальным индивидам и самому себе.
Уровень притязаний малышей и самооценивание оказывают огромное воздействие на успешность в отдельных видах деятельности.
На протяжении учебного года происходит формирование самооценки младшего школьника. Отдельное ситуативное самооценивание, не связанное с представлением содержательного характера о собственной личности, появляется гораздо раньше, чем личностная «Я-концепция». Однако самооценивание становится более константным и независящим от ситуаций только при условии взаимосвязи с «Я-концепцией»», а содержательные расхождения при этом между ними не выявляются. На первом году обучения образ своего «Я» приумножается в несколько раз.
Младшему школьнику для учебной деятельности очень необходимо умение грамотно ставить цели и управлять своим поведением, контролировать себя. А для этого необходимы знания о самом себе, своем потенциале. Процесс вырабатывания самоконтроля имеет зависимость от степени сформированности самооценки. Школьники умеют осуществлять самоконтроль только с помощью и под руководством взрослых или при участии ровесников. Представления детей младшего школьного возраста о себе являются основой самооценки. Самосознание малышей реализовывается в учебной деятельности.
Оценивание малышами себя в ходе учебной деятельности происходит двумя путями. Первый – заключается в сопоставлении степени личностных притязаний с объективными следствиями личной деятельности. Второй – в сравнении собственной личности с остальными индивидами. И чем выше будет степень притязаний, тем тяжелее будет их удовлетворить. Успехи и невезения в определенном виде деятельности существенно воздействуют на оценивание личностью собственных навыков и умений в этой деятельности. Так, например, неудачи в основном понижают притязания, а удачи, наоборот, повышают их. Также немаловажно и сравнение. Ведь оценивая себя, малыш вольно или невольно старается сравнить себя с остальными ребятами, при этом он учитывает не только собственные успехи, но и сложившуюся социальную ситуацию целиком.
Формирование самооценки учащихся
Субъективное самооценивание оказывает существенное влияние на результативность разных видов деятельности и развитие личности индивида во всех периодах ее формирования. Адекватное самооценивание придает индивидууму уверенность в себе, помогает грамотно ставить цели и успешно их достигать в различных сферах жизни, придает необходимые личностные качества, такие как: инициативность, активность, предприимчивость, деятельность, способность к адаптации.
На определенном возрастном этапе на вырабатывание самооценивания, преимущественно воздействует тот вид деятельности, который в этот период является ведущим. Ведущей деятельностью учащихся младших классов становится учебная деятельность. Именно от того, как она будет проходить и зависит, главным образом, формирование самооценивания малыша. Успешность учебной деятельности прямо взаимосвязана с его успехом в учении и успеваемостью.
Формирование самооценки учащихся представляет собой основное новообразование личности. Оценочная деятельность учителей является базисом для вырабатывания самооценки у детей, обучающихся в начальной школе. Формирование самооценки учащихся продолжает развиваться тогда, когда учитель показывает положительное отношение к учащимся, верит в их возможности, демонстрирует желание помочь им учиться. А методическая сторона развития адекватной самооценки сводится к использованию в учебной деятельности, главным образом, субъективных эталонов, которые создают прецеденты для рефлексивного оценивания учащимися своих действий.
Учитель для развития у младших школьников адекватного самооценивания должен задействовать различные механизмы и способы. Главным способом считается обратная связь. Все направленные малышу взгляды, жесты, слова, движения, интонации являются обратной связью. Нужно учитывать, что ребенок поглощает и присваивает такие обратные связи. С их помощью он формирует свою самооценку. И если обратные связи будут иметь позитивную направленность, то они обеспечат развитие высокого уровня самооценки и, наоборот, если будут иметь негативную направленность — низкого.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Формирование самооценки у детей
Самооценка является одной из важнейших характеристик личности. Через отношение к себе человек воспринимает и других людей, и весь окружающий мир. Интересно, что самооценка начинает формироваться уже в очень раннем возрасте — в 3−4 года, поэтому этот вопрос никак нельзя оставить без внимания.
Роль и составляющие самооценки
Взрослые часто преуменьшают значение самооценки в жизни дошкольников, ошибочно предполагая, что в этот период важнее получать знания и осваивать навыки, которые пригодятся в школе. Однако именно самооценка во многом определяет и социализацию ребенка в коллективе, и его активность и амбиции.
Психологи выделяют две составляющие самооценки — интеллектуальную и эмоциональную. Интеллектуальная часть представляет собой результат самоанализа, определения своих слабых и сильных сторон, сравнения с окружающими и их способностями. Эмоциональная составляющая формируется под влиянием мнения членов семьи, друзей, преподавателей и т. д. У детей до 6 лет доминирует эмоциональный компонент, поэтому отношение родителей к успехам, достижениям, поведению ребенка в это время необычайно важно.
Формируем адекватную самооценку
В трехлетнем возрасте ребенок входит в фазу своего первого личностного кризиса. В этот период он начинает осознавать себя как личность, проявлять свое «Я» в коллективе и семье, добиваться самостоятельности. При этом огромную роль по-прежнему играет оценка окружающих, в особенности родителей, которая и является определяющей в формировании детской самооценки.
Ребенок, собрав конструктор, слепив снеговика, убрав игрушки или даже почистив самостоятельно зубки, ищет одобрения у мамы и папы. Если родители его хвалят, он, довольный собой, возвращается к своим делам. Если же в его адрес звучат даже незначительные замечания, ребенок сразу же идентифицирует их как критику. Причем характеристику своих действий он напрямую связывает с собой — если родители посчитали его рисунок не очень красивым, значит, и он сам плохой.
Мамам и папам нужно понимать, что формирование адекватной самооценки у детей зависит от умения правильно оценивать результаты их деятельности. Проигнорируете или раскритикуете — самооценка будет падать, незаслуженно похвалите или будете льстить — неоправданно взлетит. Адекватная самооценка сформируется только при адекватной оценке окружающих, а также при четком разграничении понятий «деятельность» и «личность».
Советы родителям
Для ребенка 3−6 лет наиболее авторитетной, как правило, является оценка мамы и папы. Тем не менее, дети прислушиваются и к словам других людей — ребят в детском саду, воспитателей, бабушек и дедушек, учителей и т. д. Нередко критика окружающих приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, которая заставляет его сомневаться в своих способностях. Или, наоборот, чрезмерная любовь друзей и родственников убеждает ребенка в его исключительности и совершенстве. Задача родителей — выстроить воспитание таким образом, чтобы похвалы и критика в адрес ребенка способствовали адекватному развитию самооценки. Сделать это помогут простые правила поведения в семье:
- Будьте честны с ребенком. Оценивать действия нужно по заслугам, но с учетом возраста. Ожидать от 3-летнего ребенка шедевральную картину или рекордную скорость во время бега не стоит. Однако в любом случае нужно похвалить его за старания и при этом аккуратно указать на моменты, над которым еще стоит поработать.
- Не используйте откровенную критику и лесть. Регулярно критикуя ребенка, вы демонстрируете свое разочарование в нем, а это очень серьезно бьет по еще не сформированной детской самооценке. Необоснованные похвалы приводят к тому, что у ребенка чересчур повышается уверенность в себе, и он может вести себя надменно в кругу друзей.
- Умейте признавать свои ошибки. Ребенок должен видеть наглядный пример — как его мама и папа готовы признать, что сделали что-то недостаточно хорошо, но при этом не расстраиваются и не бросают дело. Такая реакция наилучшим образом демонстрирует умение адекватно оценивать свою деятельность.
- Научитесь характеризовать деятельность ребенка, не давая при этом характеристику его личности. Если у него не получился рисунок, избегайте слов «Ты плохой художник», лучше помогите исправить недостатки — это полезно и для самооценки, и для развития навыка.
В целом, в семье следует создать дружелюбную атмосферу, где ценятся честность, старания и поддержка друг друга. Помните, что дети с адекватной самооценкой быстрее вливаются в коллектив, легче переживают неудачи и охотнее двигаются к поставленной цели. И, являясь очень важным человеком для ребенка, вы можете корректировать его самооценку и создавать, тем самым, важную базу для личностного развития.
А как бы вы охарактеризовали самооценку своего ребенка? Нуждается ли она, по вашему мнению, в корректировке? И кто, на ваш взгляд, оказывает большее влияние на самооценку — родители или коллектив?
Как формируется самооценка | Ifioque.com
Что такое Я-концепция?
Иногда ответ на этот вопрос может основываться на описании наших личностей: я добрый, я инициативен, я общителен, я умен. В других случаях описания ролей и отношений могут показаться наиболее соответствующими нашему пониманию того, кто мы есть: я учитель, я мать, я тренер, я не женат. В других случаях на вопрос «Кто я?» можно ответить, ссылаясь на личные достижения (или их отсутствие) или будущие амбиции, в то время как в других случаях первостепенное значение может иметь идентификация как члена определенных социальных категорий: национальность, когда проживание или путешествие за границу, или политическая принадлежность во время избирательной кампании.
Я-концепция чаще используется для обозначения убеждений людейOpens in new window о самих себе, своих собственных представлениях о том, кто они есть, и их личных характеристиках, способностях, опыте, эмоцияхOpens in new window и повестках дня.
Я-концепция — это всеохватывающая теоретическая конструкция самого себя, включающая когнитивные и аффективные компоненты собственного образа. Психологи проводят различие между образом себя и самооценкой.
- Я-образ относится к когнитивному компоненту Я-концепции, который включает характеристики и качества, которые человек приписывает себе (например, «Я решительный и самомотивированный»).
- Однако самооценка относится к аффективному компоненту самооценки, чувствам или мнениям, которые человек поддерживает по отношению к себе как к объекту оценки (например, «Я чувствую себя хорошо, будучи целеустремленным и самомотивированным»).
То, как люди воспринимают себя, создает ментальный образ или я-концепцию, которую они имеют о себе. Этот образ часто отличается от представления о них других.
Я-концепцию можно описать как все, что люди думают и чувствуют о себе. Таким образом, ваша самооценка представляет собой совокупность восприятий того, кто и что вы есть. Он включает в себя ваш внешний вид, физические и умственные способности, взгляды и убеждения, сильные и слабые стороны (см. Verderber 1990). Именно этот мысленный образ передается другим через то, как вы ведете себя в той или иной ситуации.
Люди не рождаются с самооценкой; скорее, оно формируется нашими отношениями с другими. Подумайте о влиянии на вас сообщений других людей, особенно тех, кого вы уважаете. Вы, вероятно, согласитесь, что положительные сообщения заставляют вас чувствовать себя принятыми, достойными, ценными, привлекательными и значимыми, тогда как отрицательные сообщения, как правило, заставляют вас чувствовать себя маленькими, бесполезными, обделенными, нелюбимыми или незначительными.
В целом, чем более позитивно вы относитесь к таким факторам, как свой внешний вид, способности и впечатление о вас других, тем позитивнее ваша самооценка и ваше отношение к себе. Чем более негативно вы относитесь к себе и к впечатлению о вас других, тем негативнее ваша самооценка и то, как вы рассказываете о себе.
Действительно, я-концепцию можно определить как то, как человек воспринимает самого себя. На него влияют все наши знания о самих себе. Такие знания могут включать в себя воспоминания о конкретных событиях и переживаниях, чертах характера, атрибутах, привычках, предпочтениях, убеждениях, ценностях, планах, надеждах и страхах, а также наши знания о наших социальных ролях и отношениях.
Таким образом, все, что мы знаем о себе , есть наше я — наша я-концепция. Его можно разделить на три основные категории:
- Личностная самооценка: собственное мнение о себе, например, «я умный»;
- Социальная концепция: восприятие человеком того, как его или ее воспринимают другие в этом обществе, например, «Мои коллеги считают меня привлекательным»; и
- Я-идеалы: собственное представление о том, кем человек хочет быть, например: «Я хочу быть успешным».
Я-концепция человека может быть положительной или отрицательной в зависимости от конкретных настроек. Например, кто-то, обладающий позитивной самооценкой, часто чувствует, что он или она добьется успеха в данном задании, потому что у него или у нее есть способность добиться успеха. Обратное происходит с теми, кто думает, что потерпит неудачу; то есть человек потерпит неудачу, потому что ему или ей не хватает врожденной способности добиться успеха.
В целом, чем более позитивно вы относитесь к таким факторам, как свой внешний вид, способности и впечатление о вас других, тем позитивнее ваша самооценка и ваше отношение к себе. Чем более негативно вы относитесь к себе и к впечатлению о вас других, тем негативнее ваша самооценка и то, как вы рассказываете о себе.
Зигмунд ФрейдОткрывается в новом окне , основатель психоанализа, утверждал, что когда кто-то подчиняется сверхактивному Супер-Эго (сознанию), Эго (рациональная часть нашей личности) стремится к равновесию, включающему непрерывные битвы между Ид ( часть нашей личности, которая ищет удовольствия) и суперэго.
Другими словами, человек хочет иметь возможность делать то, что, как он или она знает, является аморальным с моральной точки зрения, но в то же время его или ее совесть предостерегает его или ее от любого противоправного поведения, поскольку оно аморально. Суперэго является доминирующим, поэтому оно заставляет человека подчиняться, и если человек поддается искушению, он или она чувствует себя виноватым, что, в свою очередь, приводит к негативной самооценке.
Развитие Я-концепции
Я-концепция никогда не перестает развиваться; скорее, оно начинается в младенчестве и продолжается до конца жизни человека. Когда родитель или другой значимый человек начинает проявлять интерес к развитию ребенка, проявляемые внимание и любовь влияют на ребенка, что влияет на его или ее развивающуюся самооценку.
Пожалуй, самый важный период в жизни ребенка — первые 2 года. Если ребенок получил сильную психологическую основу, он или она, скорее всего, будет обладать здоровой самооценкой.
То, как родитель ежедневно относится к своему ребенку, жизненно важно для будущего развития ребенка. Младенец учится доверять другим, потому что рядом с ним есть любящие опекуны, которые удовлетворяют потребности ребенка.
По мере взросления ребенка родители должны следить за тем, чтобы ребенку разрешалось выполнять все больше и больше задач самостоятельно. По мере того, как ребенок растет, должны меняться и его или ее убеждения относительно своих способностей. Ребенок должен прийти к пониманию того, что он способен делать что-то новое, и это отношение со временем будет развиваться.
Эрик ЭриксонОткрывается в новом окне
, знаменитый гарвардский психолог, считал, что каждый человек должен успешно завершить конфликт, присущий каждому этапу. То, как каждый человек справляется с конфликтами, может сильно повлиять на его или ее самооценку. Когда мы позитивно справляемся с кризисом и конфликтом, наша результирующая самооценка часто бывает позитивной, но верно и обратное; если мы относимся к конфликту негативно, наша самооценка может быть такой же.Восемь стадий развития Я-концепции
Согласно Эриксону, люди проходят через свою жизнь восемь стадий. Каждый из этих восьми этапов (описанных ниже) характеризуется набором уникальных кризисов.
- Стадия младенчества (от 0 до 12–18 месяцев) характеризуется кризисом того, учимся ли мы доверять другим.
- Стадия малыша (от 18 месяцев до 3 лет) связана с кризисом того, чувствует ли ребенок, что он или она может исследовать свое окружение.
- Дошкольный этап (от 3 до 6 лет) фокусируется на кризисе, связанном с тем, чувствует ли ребенок себя достаточно независимым, чтобы делать что-то новое, а также чувствует ли он или она вину за то, что пробует что-то новое.
- Стадия подросткового возраста (от 6 до 12 лет) связана с тем, что ребенок осознает, что он или она отличается от других. В частности, ребенок думает, что он или она способны делать что-то самостоятельно; наоборот, ребенок думает, что ему или ей не хватает средств, чтобы попробовать что-то новое.
- Подростковый период (от 12 до 20 лет), следующий за подростковым периодом, характеризуется стремлением человека «познать», кто он или она. Успешный вывод ведет к лучшему самопониманию, тогда как неудача ведет к поиску идентичности. На этом этапе впервые появляются проблемы с алкоголем и наркотиками.
- Этап юношеской взрослости (от 20 до 35 лет) — на этом этапе человек чувствует, что он или она достоин привязанности, начинаются романтические встречи, которые обычно заканчиваются браком и отцовством. С другой стороны, если человек чувствует себя непривлекательным, эмоциональная изоляция от других является нормой.
- Стадия среднего возраста. На этапе среднего возраста (от 35 до 65 лет) человек, скорее всего, будет вести жизнь, полную деятельности, которую он или она находит полезной, если у человека есть позитивная самооценка.
- Пожилой этап. Начиная с 65 лет люди переживают пожилой этап или последний этап жизни человека. Если у человека положительная самооценка, вполне вероятно, что он или она почувствует целостность; если человек обладает негативной самооценкой, он, вероятно, рассматривает свою жизнь как пустую трату своего потенциала.
Один из важнейших компонентов, влияющих на развитие самооценки человека, называется референцией, которая включает временную и социальную референцию .
Временная референция возникает, когда люди сравнивают себя с более ранним моментом своей жизни с более поздним временем, и обычно имеет место в детстве и пожилом возрасте, когда происходят относительно быстрые изменения из-за физических и когнитивных преобразований.
Социальная референция возникает, когда люди сравнивают свою жизнь с жизнью других, и, как правило, происходит во взрослом возрасте, когда любые изменения менее заметны.
Я-концепция может быть организована и организована абстрактным образом по отношению к личностным чертам, что позволяет людям судить о себе по любому количеству черт, таких как лень, интеллект, привлекательность, стойкость и так далее. Каждый человек находит определенные уникальные черты личности особенно важными для концептуализации себя. Например, один человек может определить себя как привлекательного, а другой человек может подчеркнуть свой интеллект и способность решать задачи. Это явление называется я-схемами, которые представляют собой черты, которые люди используют для самоопределения.
- Цитаты
| |||||||||||||||||||||||
Ключевое слово SearchAdvanced Поиск Поисковые книги для: Советы по поиску
|