Формы девиации: Ошибка 403 — доступ запрещён

Содержание

Основные формы девиантного поведения: краткая характеристика

Исследователями выделяется несколько различных форм девиантного поведения, которые более подробно описаны ниже в рамках данной статьи.

Преступность

Преступность находит свое проявления в тех действиях, которые нарушают законодательство страны и подлежат за это наказанию в виде уголовной ответственности. Ни для кого не секрет, что на этапах коренных трансформаций в общественных системах степень преступности в социуме лишь подвергается росту.

Пример

Ярким примером подъема уровня преступности в нашей стране могут служить годы революций и гражданской войны, а также не безвестный период 90-х годов прошлого столетия, когда огромный бум преступности был вызван появившимися явлениями хозяйственной конкуренции, раздела собственности, обострения борьбы за власть, безработицы, падения уровня жизни населения, внушительного разрыва в доходах между богатыми и бедными слоями населения страны.

Злоупотребление алкоголем

Злоупотребление спиртными напиткам и, как следствие, заболевание алкоголизм, которое является болезненной страстью к алкогольной продукции, наносят огромный урон всему социуму. Данные явления угрожающе влияют на здоровье пьющего, деструктурируют его личность, влекут за собой разрушительные последствиям в семье пьющего, а также становятся причиной несчастных случаев, преступлений, провоцируют замедление роста экономических показателей страны, снижение общего уровня благосостояния населения. 

Согласно данным различных исследователей, только лишь от пьянства и заболеваний, которые связаны с данным явлением, в Российской Федерации каждый год умирает более 40 тысяч человек, то есть фактически население небольшого города.

Замечание

В 2013 году студентами факультета экономики НИУ «Высшая школа экономики» города Москвы был подготовлен специальный доклад на тему «Оценка микроэкономических факторов употребления алкоголя молодежью». Итоги данного исследования неутешительны: по подсчетам, которые содержатся в докладе, хозяйственные убытки от пьянства населения в Российской Федерации за каждый составляют 57 млрд долларов США.

В данном документе приводились также и иные факты.

Например, больше всего молодых людей употребляют алкоголь не в деревне, как было принято считать, а в городе, причем в более развитых районах с экономической точки зрения, то есть с более высоким доходом у населения. 

Можно подытожить, что обыденное представление о том, что пьянство получило распространение в наиболее упаднических экономических районах, не получило своего подтверждения, а улучшение уровня жизни, повышение доходов людей не становится причиной уменьшения пьянства, а скорее его провоцирует. 

Помимо этого, авторы документа, исследовав поведение молодых людей в возрасте от 16 до 23 лет, выявили, что пик употребления алкогольных напитков у молодежи приходится на 19 лет, то есть преимущественно на первый-второй курс обучения в университете.

Употребление наркотиков

Наркомания является наиболее близкой к алкоголизму разновидностью девиантного поведения. Данное явление представляет собой непреодолимое влечение к различным наркотическим веществам – снотворным, болеутоляющим, дурманящим либо веселящим составам.

Мотивы, лежащие в основании этого явления, крайне схожи с тем, что и в случае пьянства – желание получить удовольствие, стремление уйти от действительности, нелицеприятной реальности, получить острые ощущения и эйфорию. В перечне негативных последствий наркомании все чаще отмечаются преступления, психическое и физическое истощение, смертельная зависимость от наркотиков, полная деградация личности и, как результат, смертельный итог.

Занятия проституцией

Определение 1

Само понятие «проституция» берет свое начало от латинского слова «prostitution», что переводится как «предание разврату, совращение, растление». Как правило, под явлением проституции принято понимать внебрачные половые сношения за материальную плату. 

Данная разновидность общественно отклоняющегося поведения появилась очень давно, но наибольшее распространение получила с ходом развития капиталистических отношений, что стало причиной общественного беспокойства и ограничительных, хоть и малоэффективных мер.

На сегодняшний день, вокруг проблемы проституции возникают большие дискуссии. Сторонники ее легализации в нашей стране рассматривают проституцию в качестве неизбежного зла. Эти люди придерживаются такого мнения, что ее легализация даст возможность лучше контролировать процесс, оздоровит обстановку, уменьшит число венерических заболеваний и криминальность данного вида девиантного поведения; помимо этого, бюджет страны станет пополняться за счет дополнительных налогов, взимаемых с представительниц этого бизнеса. 

Противники придания проституции законного статуса указывают на унизительность, антигуманность и безнравственность торговли телом человека, на то, что безнравственность не должна быть легальной. Как считают представители этой точки зрения, социум не может и не должен существовать под лозунгом «все дозволено», без неких конкретных нравственных запретов.

Гомосексуализм

Как известно, гомосексуализмом называется сексуальное влечение к лицам своего же пола. В нашей же стране гомосексуализм на официальном уровне считается разновидностью девиантного поведения. Из-за того, что в России был принят Федеральный закон о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних, наша страна не единожды была подвержена довольно резкой критике со стороны тех стран, где однополая любовь уже не только является общественной нормой, но получила официальное государственное оформление в виде узаконенных однополых браков. 

Сегодня представители сообщества ЛГБТ по всему миру имеют желание уничтожить оформившееся в социуме неодобрительное и негативное отношение касательно себя и своих взглядов.

Аномия

Явление аномии зачастую называют крайней формой девиантного поведения. Можно сказать, что за этим термином скрывается «массовая девиация, хаос и смута в социуме». 

Определение 2

Аномия (берет свое происхождение от древнегреческого слова, которое означает «беззаконие») представляет собой такое состояние социума, когда его большая часть игнорирует общепринятые социальные нормы. 

Данное явление характерно для кризисных, переходных, смутных времен, например, в период гражданских войн, революций, переломных реформ и иных общественных потрясений, когда теряются прежние, обыденные для людей общие цели и ценности, утрачивается вера в будущее, в необходимость соблюдать привычные моральные и правовые нормы.


 

Зависимости


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический

университет им. Н.Г.Чернышевского

О.Б.Симатова

ПСИХОЛОГИЯ

ЗАВИСИМОСТИ

Чита – 2006

ББК Ю948я73 + Ю96я73

УДК 301.085:15

С 37

Печатается по решению Ученого Совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им.Н.Г.Чернышевского


Рецензенты: Говорин Н.В., д.м.н., профессор,

Виноградова Н.И., д.пс.н., профессор,

Клименко Т.К., д.п.н., профессор.
Ответственный за выпуск:
Симатова О.Б.

Психология зависимости. – Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2006. – 308 с.


ISBN 978-5-85158-383-4
В учебном пособии рассматриваются основные теоретико-методологические аспекты проблемы зависимого поведения. Работа построена по принципу дедукции: в первой главе раскрывается сущность, механизмы, основные детерминанты, критерии типологии девиантного поведения в целом; вторая глава посвящена аддиктивному поведению, как одному из специфических типов отклоняющегося поведения; в третьей главе описаны различные варианты аддиктивной реализации, как формы зависимого поведения; четвертая глава касается наиболее социально опасной формы аддиктивного поведения – злоупотреблению веществами, изменяющими психическую деятельность. Таким образом, изложение материала от общего к частному способствует лучшему, более глубокому пониманию сущности представленной проблемы.

Работа может быть использована в курсах психологии аддиктивного поведения, психологии девиантного поведения, возрастной, педагогической, социальной, юридической психологии. Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов психологического, педагогического, социального, юридического факультетов, а также медицинских вузов. Работа может представлять интерес для практических психологов, педагогов, социальных работников, врачей-наркологов и психиатров, занимающихся проблемами зависимого поведения.

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический

университет им. Н.Г.Чернышевского

ВВЕДЕНИЕ
Современную социально-психологическую ситуацию в России можно охарактеризовать как кризисную. Разрушены прежние, устаревшие, стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично и бессистемно.

Многие наши современники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возникающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению. Следствием такого психоэмоционального напряжения является возникновение различных форм девиантного поведения, носящих саморазрушающий характер.

Самым распространенным типом девиантного поведения в России (а по утверждению ряда исследователей – и во всем мире) является аддиктивное (зависимое) поведение, сущность которого состоит в формировании стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [5, с.94].

Проблема аддиктивной настроенности всеобща, и касается всех — хотя бы потому, что аддиктивное поведение по сути своей является ущербно-адаптивным в усложняющихся условиях современной жизни. Аддикция – это несовершенный способ приспособления к слишком сложным для индивида условиям деятельности и общения.

Аддикцию можно рассматривать как попытку бегства из реальности в некое соседнее смысловое пространство, где можно отдохнуть, порадоваться, собраться с силами для того, чтобы снова вернуться в угнетающую ситуацию реальной жизни.

Парадокс современной жизни заключается в том, что стандарты потребительского общества требуют поддержания самых различных видов зависимостей, что осуществляется посредством вездесущей рекламы. Именно стойкие зависимости от определенного вида услуг и товаров поддерживают товарное производство и торговлю. Большинство взрослых людей имеют травмирующий опыт тяготящей зависимости. Тенденция сегодняшнего дня – все большее распространение аддиктивного поведения среди детей и подростков.

Психофизиологическая суть зависимого поведения заключается в неумении управлять своим психоэмоциональным тонусом. Человек хочет взбодриться, порадоваться, быть свежим и подтянутым, жаждет ярких настроений и защиты от травм и страхов, от внешних угроз и от глубинной неудовлетворенности собой.

Однако жизненная реальность часто не способствует реализации таких желаний. Вот тогда-то «на помощь» приходит подходящий аддиктивный агент (алкоголь, сигареты, наркотик, компьютер, азартные игры и т.д.). Аддиктивный агент включается в информационно-энергетический метаболизм, становится незаменимым спутником жизни. Человек встает на путь к формированию особого, «аддиктивного», образа жизни. С точки зрения психофизиологии, развитие зависимостей может быть понято как ложное обучение, ошибка адаптации, как неверное программирование мозга стереотипами неэффективного поведения [69, с.5].

Проблема зависимого поведения усугубляется склонностью человеческой психики к самозащите. Выработанные привычки дефектной адаптации, являющиеся зависимостями, охраняются нервной системой как ее главное достояние вне зависимости от того, как к этим зависимостям осознанно относится сам человек.

Учитывая причинную специфику развития различного рода зависимостей, можно однозначно определить средство спасения от различных форм несвободы: необходимо научиться произвольно, осознанно и творчески управлять своими настроениями и переживаниями, научиться управлению состояниями, освоить искусство релаксации, мобилизации и самопрограммирования, благодаря которым только и возможно получить полную власть над собственной психикой и телом, а значит и над своей жизнью в целом.

Особую тревогу вызывает распространение аддиктивного поведения (и особенно такой его опасной формы как злоупотребление веществами, изменяющими психическую деятельность) среди детей и подростков. Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов – не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. В разнообразных жизненных ситуациях молодежь оказывается одинокой и психологически беспомощной, ее связи со старшим поколением утрачены. Профессионалы, работающие с детьми и подростками, должны найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными. Чтобы обучить молодых людей новым формам поведения, воспитать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, нужно самому обладать всеми этими качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с молодежью, знать способы эффективного преодоления жизненных проблем и развивать стереотипы здорового поведения [82, с. 3-4].

Данное учебное пособие имеет определенные отличия от работ подобного рода. Прежде всего это касается структуры работы, которая организована по принципу дедукции. Первая глава раскрывает сущность, механизмы, критерии типологии и основные детерминанты девиантного поведения в целом. Обосновывается преимущество феноменологического подхода к рассмотрению поведенческих девиаций.

Вторая глава посвящена аддиктивному поведению, как одному из типов девиантного поведения, имеющему наибольшее распространение в современном мире. Рассматривается единый (общий) механизм различных форм аддикции, что позволяет увидеть и разработать универсальные подходы к их профилактике и коррекции. Выделяется понятие аддиктивной стратегии взаимодействия с окружающим миром. Анализируются факторы риска в отношении возникновения и развития аддиктивного поведения, приводятся убедительные данные о значимости подросткового возраста, особенности которого с одной стороны могут способствовать выбору аддиктивной стратегии поведения, а с другой стороны могут играть положительную роль в процессе профилактики и коррекции аддикции.

В третьей главе описаны различные варианты аддиктивной реализации, как формы аддиктивного поведения. Анализ различных видов аддикций позволяет сделать вывод о деструктивной сущности даже таких позитивно окрашенных форм аддикции, как работоголизм.

Четвертая глава посвящена наиболее социально опасной форме аддиктивного поведения – злоупотреблению веществами, изменяющими психическую деятельность, распространение которой сегодня приобрело характер национальной катастрофы. В данной главе рассматриваются теоретические вопросы злоупотребления психоактивными веществами (далее – ПАВ), типология ПАВ, их воздействие на организм человека, новые тенденции в употреблении ПАВ, механизмы формирования зависимости от ПАВ. Рассматриваются и анализируются концепции риска приобщения к употреблению ПАВ, этиологические концепции химической аддикции, базовые теоретические концепции профилактики, теоретические основы концептуальной профилактической модели. Раскрывается сущность понятия «наркотизм», отражающее наркоманию, как социальную болезнь.

Каждая глава данной работы завершается тестами для программированного контроля знаний и заданиями для самостоятельной работы, а также – списком рекомендуемой литературы для самостоятельной подготовки.

Таким образом, изложение материала от общего к частному способствует лучшему, более глубокому пониманию сущности рассматриваемой проблемы, созданию системы знаний в контексте проблематики аддиктивного поведения. Как правило, большинство учебных пособий, посвященных проблеме зависимого поведения, рассматривает его с какой-либо определенной точки зрения, в рамках преимущественно какого-то одного аспекта: социального, правового, медицинского, педагогического, психологического. В настоящей работе авторы стремились отразить комплексный подход к рассматриваемой проблеме, в совокупности всех вышеперечисленных аспектов.

Данное учебное пособие предназначено для студентов психологических, педагогических, социальных, медицинских, юридических направлений и специальностей высшего профессионального образования. Оно может помочь сформировать собственный стиль здорового поведения. Пособие также может представлять интерес для практических психологов, педагогов, социальных работников, врачей-наркологов и психиатров, занимающихся проблемами диагностики, профилактики и коррекции аддиктивного поведения.


Глава I Теоретико-методологические аспекты психологии отклоняющегося (девиантного) поведения
1.1. Поведение как психологическая категория

Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение возникает на определенном уровне организации материи, когда живые существа приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя ее с целью самосохранения и приспособления к условиям существования, а также преобразования действительности (на уровне человека) [90, с.486].

Поведение является материальным, объективным процессом и изучается различными науками: биологическими, психологическими, социальными. Поведение человека в психологии – это процесс его взаимодействия со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков [27, с.5].

Поведение человека формируется и реализуется в обществе. Оно неразрывно связано с языком и другими знаково-смысловыми системами, усваиваемыми в процессе общения и создающими предпосылки для интериоризации внешних двигательных компонентов поведения. Благодаря этому формируется способность человека строить в сознании образ будущего, осуществлять самооценку и самоконтроль. Поведение личности отражает процесс ее социализации.

К общим характеристикам поведения относятся:

мотивированность – внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности;

продуктивность – реализация сознательных целей, адекватность, согласованность с конкретной ситуацией;

адаптивность – соответствие ведущим требованиям социальной среды.

Частными характеристиками поведения являются:

уровень активности – энергичность и инициативность;

эмоциональная выразительность – сила и характер проявляемых аффектов;

динамичность – темп;

стабильность – постоянство проявлений в различное время и в разных ситуациях;

осознанность – понимание своего поведения и способность объяснить его словами;

произвольность – самоконтроль;

гибкость – изменение поведения в ответ на изменение среды.

В условиях коллективной жизни поведение индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, коллективами, членом которых он является.

Ценностные, психологические аспекты поведения выступают наиболее отчетливо тогда, когда действие приобретает характер поступка, т.е. личностно значимого акта, в котором воплощается определенная социальная ценность. В реальном поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложном соотношении. Действие неосознаваемых психических факторов наиболее рельефно выражается в эмоциональной сфере, в симпатиях и антипатиях, в аффективных проявлениях поведения.

В психологии сформировался подход к изучению поведения в качестве ее предмета. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформировал кредо этого направления: «Предметом психологии является поведение». Направление получило название бихевиоризм (от англ. behavior – поведение), поведенческая психология. Основным положением бихевиоризма является то, что все, что происходит внутри человека, изучить невозможно. Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. Задача психологии при этом заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул-реакция» (S-R) являлась ведущей в бихевиоризме. Впоследствии уточняется, что связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления или из желания избежать отрицательного подкрепления. Б.Скиннер сформулировал принцип оперантного обусловливания: поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными – живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем. Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые могут привести к негативным для него последствиям. Человек субъективно оценивает вероятность наступления тех или иных последствий. Чем выше субъективная вероятность наступления негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека.


1.2. Психология отклоняющегося (девиантного) поведения и ее предмет

Психология отклоняющегося (девиантного) поведения — междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии. Данная дисциплина находится на стыке клинической психологии и психиатрии [51, с.8].

Психология девиантного поведения представляет собой пример научной области, в которой знания, полученные учеными различных специальностей, до настоящего времени не привели к становлению отдельной научной дисциплины. Основная причина – столкновение мнений между ортодоксально психологическим и ортодоксально психиатрическим взглядами на отклоняющееся от нормативного поведение.

До последнего времени отмечалась тенденция дистанцировать проблемы, изучаемые в рамках психологии девиантного поведения от проблем смежных дисциплин, что приводило и приводит к одностороннему, пристрастному взгляду на сложные теоретические и практические вопросы отклоняющегося от общепринятых стандартов поведения. Распространенной попыткой является противопоставление психологии и психопатологии девиантного поведения, разделение проблемы здоровой и больной психической деятельности. Следствие данного подхода — выделение девиаций «в рамках психической нормы» и при психопатологических расстройствах, последние из которых предлагается обозначить иным термином (не девиации). Ярким примером может служить неудачная попытка разделить такую проблему девиантного поведения, как употребление наркотических веществ на собственно психологическую (когда существует лишь психологическая зависимость от наркотика) и медицинскую (в случае формирования физической зависимости и заболевания – наркомании) [51, с.8-9].

Приведенный выше, широко распространенный подход, основанный на ортодоксальных принципах, не позволяет, с одной стороны, всесторонне объективно и беспристрастно анализировать механизмы психогенеза, т.е. психические процессы, ответственные за формирование поведенческих отклонений, с другой, он не дает возможности оказывать адекватную и эффективную помощь.

Крайне важным является определение места психологии девиантного поведения в системе других наук, занимающихся изучения поведения человека. В.Д.Менделевич предлагает следующую схему, отражающую положение психологии девиантного поведения [51, с.9].
Рисунок 1

Психиатрия


Психология

девиантного

поведения


Клиническая психология

Психология

Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Методическте рекомендации для студентов по дисциплине «психология журналистики» цели и задачи дисциплины дисциплина «Психология журналистики»
2015 -> Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
2015 -> —
2015 -> «влияние компьютерных игр на проявление агрессивности у подростков»
2015 -> Причины появления агрессии у детей Телевизионные программы и компьютерные игры
2015 -> Программа коррекционно-профилактических мероприятий по снижению агрессивности у молодежи
2015 -> Лекция «Адаптация убд лвк к мирной жизни»
2015 -> Адаптация первоклассников
2015 -> Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы


Скачать 2 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Девиация | Безграничная социология |

Девиантность, социальный контроль и преступность

Девиантность

Девиантность относится к поведению, нарушающему социальные нормы.

Цели обучения

Дайте определение девиации и объясните природу девиантного поведения

Основные выводы

Ключевые моменты
  • Девиантное поведение может нарушать официально принятые правила или неформальные социальные нормы.
  • Формальное отклонение включает уголовное нарушение официально принятых законов. Примеры формального отклонения включают грабеж, кражу, изнасилование, убийство и нападение.
  • Неформальное отклонение относится к нарушениям неформальных социальных норм, которые не закреплены в законе. Примеры неформального отклонения включают в себя ковыряние в носу, громкую отрыжку или излишне близкое расположение к другому человеку.
  • Девиантность может сильно различаться в разных культурах. Культурные нормы относительны, что делает относительным и девиантное поведение.
Ключевые термины
  • Формальное отклонение : Отклонение в социологическом контексте описывает действия или поведение, которые нарушают социальные нормы, включая официально принятые правила (например, преступление), а также неформальные нарушения социальных норм (например, отвергая народные обычаи и нравы).
  • девиантность : Действия или поведение, нарушающие формальные и неформальные культурные нормы, такие как законы или нормы, препятствующие публичному ковырянию в носу.
  • Неформальное отклонение : Отклонение в социологическом контексте описывает действия или поведение, которые нарушают социальные нормы, включая официально принятые правила (например, преступление), а также неформальные нарушения социальных норм (например, отказ от обычаев и нравов).

Девиантность в социологическом контексте описывает действия или поведение, нарушающие неформальные социальные нормы или официально принятые правила. Среди тех, кто изучает социальные нормы и их отношение к отклонениям, есть социологи, психологи, психиатры и криминалисты, все из которых исследуют, как нормы меняются и применяются с течением времени.

Девиантность часто подразделяют на два вида деятельности. Первое, преступление, представляет собой нарушение официально принятых законов и именуется формальным отклонением. Примеры формального отклонения включают грабеж, кражу, изнасилование, убийство и нападение. Второй тип девиантного поведения связан с нарушением неформальных социальных норм (норм, не закрепленных в законе) и называется неформальной девиантностью. Примеры неформального отклонения включают в себя ковыряние в носу, громкую отрыжку или излишне близкое расположение к другому человеку.

Девиантность может сильно различаться в разных культурах. Культурные нормы относительны, что делает относительным и девиантное поведение. Например, в Соединенных Штатах американцы, как правило, не ограничивают речь по времени. Однако в монастыре Христа в Пустыне действуют особые правила, определяющие, когда жители могут и не могут говорить, и речь запрещена с 19:30 до 4:00. Эти правила являются одним из примеров того, как нормы различаются в разных культурах.

Текущие социологические исследования отклонений принимают различные формы. Например, доктор Карен Хэлнон из Пенсильванского государственного университета изучает неформальные отклонения и фокусируется на том, что она называет «каникулами отклонения», когда люди определенного социально-экономического статуса добровольно переходят в другой, часто более низкий социальный слой. Один из примеров касается гетеросексуальных белых мужчин, которые по выходным становятся трансвеститами. Такое поведение представляет собой роскошь, потому что гетеросексуальные белые мужчины могут позволить себе временно сменить обстановку, зная, что впоследствии они могут вернуться к комфорту своего преобладающего социально-экономического статуса. Другие примеры включают исполнителей, которые могут влиять на девиантное поведение, чтобы завоевать доверие с целью увеличения коммерческой прибыли.

Теория социального напряжения Мертона : На этой диаграмме изображена теория социального напряжения Роберта К. Мертона.

Нормы и санкции

Нормы – это социальные правила поведения, а санкция – форма наказания за нарушение тех или иных норм.

Цели обучения

Основные выводы

Ключевые моменты
  • Девиантность или нарушение социальных норм бывает легче идентифицировать, чем саму норму. По этой причине девиация часто предоставляет инструмент для изучения норм.
  • Нормы и отклонения всегда зависят от культуры, в которой они существуют. Чтобы изучить нормы и отклонения, нужно контекстуализировать действие или рассматривать действие в свете всех окружающих его обстоятельств.
  • Нормы могут быть формальными, как в случае с законами, или неформальными, как в случае с кодексами этикета. Формальное отклонение приводит к юридическим санкциям, таким как штрафы или тюремное заключение, в то время как неформальное отклонение приводит к социальным санкциям или стигматизации.
  • Нарушение народного обычая ведет к развитию предпочтения, а не стигматизации. С другой стороны, когда более нарушается, это приводит к более серьезной степени социальных санкций.
  • Неформальное отклонение или нарушение неписаных социальных правил поведения влечет за собой социальные санкции или стигматизацию.
  • Народный обычай ведет к развитию предпочтения, а не стигматизации.
  • Нарушение большего количества приводит к более серьезной степени социальных санкций.
Ключевые термины
  • народный обычай : обычай или верование, общие для членов общества или культуры.
  • клеймо : Знак позора или позора.
  • Подробнее : Способ обозначения широко соблюдаемых норм, имеющих большое моральное значение. Нравы включают неприятие социальных табу, таких как инцест или педерастия.

Нормы – это социальные правила, регулирующие поведение в обществе. Нормы могут быть явными (например, законы) или неявными (например, кодексы вежливого поведения). Нормы бывает трудно определить, потому что они глубоко укоренились в членах данного общества. Нормы усваиваются, когда они растут в определенной культуре, и их может быть трудно усвоить, если человек не растет в той же социальной среде.

Акт нарушения социальной нормы называется отклонением. Людям обычно гораздо легче определить нарушение норм, чем сами нормы. Например, немногим американцам придет в голову сказать социологу, что держать дверь открытой для другого пешехода, входящего в здание, если он находится на определенном расстоянии, является социальной нормой. Однако кто-то может заметить, что другой человек ведет себя грубо, потому что не придерживает дверь открытой. Изучение норм и изучение девиантности — неразделимые усилия.

Как и отклонения, нормы всегда культурно обусловлены. Чтобы изучить нормы и отклонения, нужно контекстуализировать действие или рассмотреть действие в свете всех окружающих его обстоятельств. Например, нельзя просто сказать, что появление обнаженным на собеседовании при приеме на работу является нарушением социальных норм. Хотя появление на собеседовании в каком-либо (обычно профессиональном) платье обычно является социальной традицией, это, скорее всего, не тот случай, когда кто-то проходит собеседование, чтобы быть обнаженной моделью. Чтобы понять норму, нужно понять контекст.

Нарушение социальных норм или отклонение влечет за собой социальные санкции. Разная степень нарушения влечет за собой разную степень наказания. Существуют три основные формы социальных санкций за девиантность: 1) юридическая санкция, 2) стигматизация и 3) предпочтение одного поведения другому. Формальное отклонение или нарушение правовых кодексов приводит к уголовному преследованию, инициированному государством. Неформальное отклонение или нарушение неписаных социальных правил поведения приводит к социальным санкциям или стигме. Меньшие степени социального насилия приводят к предпочтению, а не к стигматизации. В то время как общество может счесть более предпочтительным появляться на большинстве собеседований в костюме, а не в повседневной одежде, вы, скорее всего, не уйдете с работы, если будете носить брюки цвета хаки, а не костюм. Тем не менее, если вы придете обнаженным на большинство интервью, вас, скорее всего, заклеймят за такое поведение, поскольку это будет резким отклонением от нормы.

Мы говорим, что норма, предписывающая носить на собеседовании профессиональную, а не повседневную одежду, является народной, потому что ее нарушение приводит к меньшей степени социальных санкций — развитию предпочтения, а не стигматизации. Норма, согласно которой на большинство собеседований при приеме на работу следует надевать одежду, а не появляться обнаженной, является более серьезной, поскольку ее нарушение приводит к более серьезной социальной ответственности.

Девиантность и социальная стигма

Социальная стигма в девиантности – это неодобрение человека из-за того, что он не соответствует требуемым социальным нормам, которые даны в обществе.

Цели обучения

Опишите значение стигмы с помощью работы двух социологов

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • Социальная стигма – это серьезное социальное неодобрение человека из-за определенной черты, указывающей на его отклонение от социальных норм.
  • Эмиль Дюркгейм, один из основателей социальных наук, начал заниматься социальной маркировкой девиантности в конце девятнадцатого века.
  • Эрвинг Гоффман представил основы стигмы как социальной теории, включая его интерпретацию «стигмы» как средства порчи идентичности. Под этим он имел в виду способность стигматизированной черты «испортить» признание приверженности человека социальным нормам в других аспектах личности.
  • Без общества не может быть клейма. Чтобы иметь стигму, нужно иметь стигматизатора и того, кого стигматизируют. Таким образом, это динамичные и социальные отношения.
Ключевые термины
  • стигматизированный : Подлежит стигматизации; отмечен как изгой.
  • клеймо : Знак позора или позора.
  • девиантность : Действия или поведение, нарушающие формальные и неформальные культурные нормы, такие как законы или нормы, препятствующие публичному ковырянию в носу.

Социальная стигма – это крайнее неодобрение человека, основанное на социальных характеристиках, которые, как считается, отличают его от других членов общества. Социальная стигма настолько глубока, что перевешивает положительную социальную обратную связь относительно того, как тот же человек придерживается других социальных норм. Например, Терри могут заклеймить из-за того, что она хромает. Стигма прикрепляется к Терри из-за ее хромоты, подавляя способы, которыми Терри может быть социальным нормативом — возможно, она белая, протестантка или гетеросексуальная женщина с хромотой. Хромота отмечает Терри, несмотря на другие ее черты.

Стигма играет главную роль в социологической теории. Эмиль Дюркгейм, один из основателей социальных наук, начал заниматься социальной маркировкой девиантности в конце девятнадцатого века. Эрвинг Гоффман, американский социолог, несет ответственность за приведение термина и теории стигмы в основное социально-теоретическое русло. В своей работе Гоффман представил основы стигмы как социальной теории, в том числе свою интерпретацию «стигмы» как средства порчи идентичности. Под этим он имел в виду способность стигматизированной черты «испортить» признание приверженности человека социальным нормам в других аспектах личности. Гоффман выделил три основных типа стигмы: (1) стигма, связанная с психическим заболеванием; (2) стигма, связанная с физической деформацией; и (3) стигма, связанная с идентификацией с определенной расой, этнической принадлежностью, религией, идеологией и т. д.

В то время как Гоффман является автором основополагающих текстов по теории стигмы, стигматизация по-прежнему остается популярной темой в современных социологических исследованиях. В Conceptualizing Stigma (2001) социологи Джо Фелан и Брюс Линк интерпретируют стигму как конвергенцию четырех различных факторов: (1) дифференциация и навешивание ярлыков на различные сегменты общества; (2) связывание ярлыков различных социальных демографий с предрассудками об этих людях; (3) развитие этики «мы против них»; и (4) ставить в невыгодное положение людей, которых помечают и помещают в категорию «они».

В конечном счете, стигматизация связана с социальным контролем. Следствием этого является то, что стигма обязательно является социальным явлением. Без общества не может быть стигмы. Чтобы иметь стигму, нужно иметь стигматизатора и того, кого стигматизируют. Таким образом, это динамичные и социальные отношения. Учитывая, что стигмы возникают в результате социальных отношений, теория делает акцент не на существовании девиантных черт, а на восприятии и маркировке определенных черт как девиантных второй стороной. Например, теоретиков стигмы мало волнует, есть ли у Эмили психиатрический диагноз, а то, как Салли воспринимает психиатрический диагноз Эмили и, следовательно, по-другому относится к Эмили. Стигма зависит от восприятия и знания другим человеком стигматизируемой черты. Поскольку стигма обязательно является социальным отношением, она обязательно проникнута отношениями власти. Стигма работает, чтобы контролировать девиантных членов населения и поощрять соответствие.

Будьте в курсе: покончите со стигмой в отношении психических заболеваний : Будьте в курсе — это информационная кампания, цель которой — положить конец стигме в отношении психических заболеваний.

Стигматизация бездомных : Бездомные регулярно подвергаются стигматизации обществом за то, что они безработные, живя на улице.

Изобретения и технологии

Достижения в области технологий привели к появлению новых форм отклонения, а также новых форм контроля.

Цели обучения

Обсудить влияние технологических инноваций на формы девиантности и социального контроля

Основные выводы

Ключевые моменты
  • Кибербездельничество относится к использованию высокоскоростного Интернета сотрудниками в личных целях, а не в рабочих целях.
  • Производственное отклонение относится к поведению сотрудников с отклонениями, которое оказывает негативное влияние на общую производительность организации.
  • Имущественное отклонение относится к случаям, когда работники без разрешения наносят ущерб имуществу работодателя.
  • Отклонение от правил собственности обычно связано с кражей, но может включать саботаж, преднамеренные ошибки в работе и неправомерное использование счетов расходов.
Ключевые термины
  • Отклонение от требований к собственности : Отклонение от требований к собственности — это «когда работники повреждают или приобретают материальные активы… без разрешения». Этот тип отклонения обычно связан с кражей, но может включать, среди прочего, «саботаж, преднамеренные ошибки в работе, неправильное использование счетов расходов».
  • Cyberloafing : Использование компьютеров сотрудниками в целях, не связанных с работой.
  • саботаж : преднамеренное действие, направленное на ослабление врага путем подрывной деятельности, обструкции, подрыва и/или разрушения.

Поскольку технологии открыли новое пространство для киберкультуры, появились новые формы отклонения и социального контроля. Некоторые люди используют технологии как средство отклонения от более традиционных культурных норм. Например, в Соединенных Штатах сотрудников в офисах поощряют оставаться продуктивными и эффективными, позволяя им как можно меньше отвлекаться от работы. В последнее десятилетие большинство компаний установили высокоскоростной доступ в Интернет в качестве средства повышения эффективности. Тем не менее, сотрудники часто используют доступ в Интернет, чтобы избежать работы, используя сайты социальных сетей. Такая прокрастинация и корпоративная неэффективность, связанные с доступом в Интернет, называется «кибербездельем» 9.0005

Помимо новых форм отклонения от традиционных культурных нравов, в киберкультуре возникли новые формы отклонения. Новые технологии приводят к новым стандартам взаимодействия с ними. Поведение девиантных сотрудников в конечном итоге оказывает негативное влияние на общую производительность организации. По этой причине все эти виды поведения считаются производственными отклонениями. Более серьезные случаи девиантного поведения связаны с имущественными отклонениями. Имущественное отклонение относится к тому, что работники без разрешения наносят ущерб имуществу работодателя. Этот тип отклонения обычно связан с кражей, но может включать саботаж, преднамеренные ошибки в работе и неправомерное использование счетов расходов.

Наряду с появлением новых форм отклонений в результате технического прогресса, появились и новые средства контроля над отклонением от нормы. В ответ на кибербезделье компании разработали новые технологии для мониторинга компьютеров сотрудников и ограничения социальных сетей в течение рабочего дня. Эти методы включают установку прокси-серверов для предотвращения доступа программ к таким ресурсам, как Internet Relay Chat, AOL Instant Messenger или онлайн-сервисам азартных игр. Другие методы включают строгие дисциплинарные меры для сотрудников, уличенных в кибербездельничестве, и меры кнута и пряника, такие как предоставление бесплатного или субсидируемого доступа в Интернет для сотрудников в нерабочее время. Технологии используются в полиции для наблюдения за формальными отклонениями и поощрения соблюдения закона и социальных норм.

Расслабление и перекусы на работе : Злоупотребление ресурсами компании для ведения личного бизнеса, например, покупок в Интернете.

Функции отклонения

Девиантность предоставляет обществу границы для определения приемлемого и неприемлемого поведения в обществе.

Цели обучения

Опишите, как структурный функционализм рассматривает связь между отклонениями и социальными изменениями

Основные выводы

Ключевые моменты
  • Девиантность дает ключ к пониманию разрушения и перекалибровки общества, происходящего с течением времени.
  • Системы девиантности создают нормы и сообщают членам данного общества, как вести себя, выкладывая модели приемлемого и неприемлемого поведения.
  • Девиантность позволяет групповому большинству объединиться вокруг своего мировоззрения, часто за счет тех, кто помечен как девиантный.
  • Социальные параметры создают границы между популяциями и приводят к менталитету «мы против них» в различных группах.
  • Отметка как девиантная может на самом деле укрепить солидарность в отмеченном сообществе, поскольку члены гордятся своей стигматизированной личностью и несут ответственность за нее.
  • Некоторые черты будут заклеймены и потенциально могут вызвать социальные потрясения. Однако по мере того, как черты становятся более распространенными, общество постепенно приспосабливается к тому, чтобы включить в себя ранее стигматизированные черты.
Ключевые термины
  • структурный функционализм : Структурно-функционалистский подход к девиантности утверждает, что девиантное поведение играет важную роль в обществе, определяя модели приемлемого и неприемлемого. Эти социальные параметры создают границы и позволяют менталитету «мы против них».

Какую функцию понятие девиантности играет в обществе? Социологи, отождествляющие себя с традицией структурно-функционализма, задают такие вопросы. Структурный функционализм уходит своими корнями в самые истоки социологической мысли и развитие социологии как дисциплины. Структурный функционалистский подход подчеркивает социальную солидарность и стабильность социальных структур. Структурные функционалисты задаются вопросом: как любое данное социальное явление способствует социальной стабильности? На этот вопрос нельзя ответить, не обратившись к вопросу о девиантности.

Для структурного функционалиста девиантность выполняет две основные роли в создании социальной стабильности. Во-первых, системы девиантности создают нормы и сообщают членам данного общества, как вести себя, выкладывая модели приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы знать, как не расстроить общество, нужно знать, какое поведение помечается как девиантное. Во-вторых, эти социальные параметры создают границы между популяциями и способствуют менталитету «мы против них» внутри различных групп. Девиантность позволяет групповому большинству объединиться вокруг своего мировоззрения за счет тех, кто отмечен как девиантный. И наоборот, пометка девианта может фактически укрепить солидарность в отмеченном сообществе, поскольку члены гордятся своей стигматизированной идентичностью и несут ответственность за нее, создавая собственные сплоченные единицы.

Итак, со структурно-функционалистской точки зрения, как меняется общество, особенно в отношении установления норм и девиантного поведения? Девиантность дает ключ к пониманию разрушения и перекалибровки общества, происходящего с течением времени. Некоторые черты будут стигматизированы и потенциально могут вызвать социальные потрясения. Однако по мере того, как черты становятся более распространенными, общество постепенно приспосабливается к тому, чтобы включить в себя ранее стигматизированные черты. Возьмем, к примеру, гомосексуальность. В городской Америке 50 лет назад гомосексуальное поведение считалось девиантным. С одной стороны, это раскололо общество на отмеченных как гомосексуалистов и немаркированных (нормативных гетеросексуалов). Хотя этот менталитет «мы против них» укрепил социальную идентичность и солидарность внутри двух категорий, тем не менее, существовал всеобъемлющий социальный раскол. Со временем гомосексуальность стал восприниматься как более распространенное явление. Соответственно, то, что первоначально выглядит как раскол общества, на самом деле укрепляет социальную стабильность, создавая механизмы для социальной адаптации и развития.

Четыре механизма, регулирующие наше поведение : Наше поведение в повседневной жизни регулируется социальными нормами, законом и политикой, технологиями и дизайном, а также рыночными силами.

Лицензии и авторство

Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
  • Курирование и пересмотр. Предоставлено : Boundless.com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Контент под лицензией CC, Особое указание авторства
  • Введение в социологию/девиантность. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Социальное отклонение. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Неофициальное отклонение. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Формальное отклонение. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • отклонение. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Теория социального напряжения Мертона. Предоставлено : Википедия. Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторские права
  • Социальные отклонения/структурный функционализм. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Подробнее. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • по-народному. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • клеймо. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Теория социального напряжения Мертона. Предоставлено : Википедия. Лицензия : Общественное достояние: Авторские права неизвестны
  • Все размеры | Что по-датски означает женоненавистничество?n| Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/milgram/2395601434/sizes/m/in/photostream/. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Социальная стигма. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Social_stigma. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • отклонение. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • клеймо. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • клеймо. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Теория социального напряжения Мертона. Предоставлено : Википедия. Лицензия : Общественное достояние: Авторские права неизвестны
  • Все размеры | Что по-датски означает женоненавистничество?n| Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/milgram/2395601434/sizes/m/in/photostream/. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Будьте внимательны: покончите со стигматизацией психических заболеваний. Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Copyright . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
  • Стигма | Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/dasfotoimaginarium/6848222637/. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Отклонение на рабочем месте. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Cyberloafing. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia. org/wiki/Cyberloafing. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • кибербезделье. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Отклонение собственности. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • саботаж. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Теория социального напряжения Мертона. Предоставлено : Википедия. Лицензия : Общедоступное достояние: неизвестно Авторское право
  • Все размеры | Что по-датски означает женоненавистничество?n| Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/milgram/2395601434/sizes/m/in/photostream/. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Будьте внимательны: покончите со стигматизацией психических заболеваний. Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Copyright . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
  • Стигма | Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/dasfotoimaginarium/6848222637/. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Расслабление (и перекусы) на работе | Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Введение в социологию/девиантность. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • структурный функционализм. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Теория социального напряжения Мертона. Предоставлено : Википедия. Лицензия : Общедоступное достояние: Нет данных Copyright
  • Все размеры | Что по-датски означает женоненавистничество?n| Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/milgram/2395601434/размеры/м/в/фотопоток/. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Будьте внимательны: покончите со стигматизацией психических заболеваний. Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Copyright . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
  • Стигма | Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/dasfotoimaginarium/6848222637/. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Расслабление (и перекусы) на работе | Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • четыре механизма, которые регулируют наше поведение | Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/notbrucelee/7153825865/. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

Предыдущая

Следующая

Изменение концепции, элементов и форм отклонения

РЕКЛАМА:

Девиантность: изменение концепции, элементов и форм девиации!

Девиантность напрямую связана с общественным порядком и контролем, т. е. с тем, как он устроен и как защищены его моральные, экономические и политические интересы. Когда общество функционирует упорядоченно, большинство людей, как правило, соблюдают большинство норм.

Но когда некоторые люди не соответствуют установленным способам поведения и нарушают социальные ожидания и социальные правила, а также действуют вопреки установленным нормам общества, которые поддерживают другие, они известны как девиантные личности, а их поведение называется девиантным поведением. Девиантность возникает, когда нарушаются или нарушаются нормы поведения.

РЕКЛАМА:

Под девиантностью понимаются только те нарушения, которые делают человека неугодным или, по крайней мере, существенно дискредитирующим. Оно возникает, когда отклонение от общепринятых норм связано с действиями, к которым сообщество относится так сильно, что принимает санкции для предотвращения или иного контроля за девиантным поведением.

Таким образом, «девиантное поведение — это поведение, которое люди в обществе обычно считают аномальным, тревожным, ненадлежащим или аморальным и для которого, вероятно, будут найдены конкретные меры социального контроля» (Smelser, 19).62). В самом широком смысле это общий термин, относящийся к действиям, описываемым такими концептуальными выражениями, как «преступление», «алкоголизм», «аморальность», «мошенничество», «сексуальное извращение или насилие», самоубийство, злоупотребление наркотиками и иногда другие темы.

Изменение концепции отклонения :

Понятие девиантности, как и все другие аспекты социальной жизни, не застыло на месте навсегда, но подлежит переопределению и изменению. Было время (средневековье), когда господствовало теологическое определение девиантности, и соответственно девиантность была грехом.

После начала промышленной революции и возникновения национальных государств в 19 веке большинство отклонений определялось как преступление. В 20-м веке, а теперь и в 21-м, когда наука все чаще руководит нашими представлениями о реальности, девиантность все чаще определяется как социальная проблема или как болезнь — физическая и психическая. Медичио добился полномочий определять многих девиантных индивидуумов как «больных», а не как «аморальных» или «преступников» (концепции 18 и 19 веков).

РЕКЛАМА:

Однако социолог Говард Беккер (1932) не принял изложенную выше концепцию девиантности и девиантов. Он утверждал, что именно общество навешивает ярлыки на девиантов. По его словам, «девиантное поведение — это поведение, которое люди так обозначают». Оно заключается не в действиях или поведении как таковых, а в придаваемом им значении. Люди навешиваются ярлыками девиантов другими и, таким образом, становятся «аутсайдерами».

Беккер говорит: «Социальные группы создают девиантность, создавая правила, навязывание которых составляет девиантность, и применяя эти правила к определенным людям и называя их аутсайдерами». , а следствие применения другими правил и санкций к правонарушителю.

Девиантность универсальна и нормальна. Он существует во всех обществах (народно-городских или традиционно-современных), где люди взаимодействуют и живут в группе. Понятие «девиантность» или «девиантность», как мы увидим, на самом деле нелегко определить. Для разных людей это означало разные вещи. Как правило, это определяется как любое «несоответствие общепринятым нормам общества».

Согласно Wickman (1991), «девиантность — это поведение, которое нарушает стандарты поведения или ожидания группы или общества». Опоздание на урок классифицируется как девиантный поступок; то же самое можно сказать и о пышных нарядах для похоронной церемонии. Гидденс (1997) определял его как «несоответствие данному набору норм, принятых значительным числом людей в сообществе или обществе». Исходя из этих определений, мы все время от времени бываем девиантными. Большинство из нас в некоторых случаях нарушают общепринятые правила поведения.

РЕКЛАМА:

Никто из нас не является одновременно и нарушителем правил, и конформистом. В этом контексте уместно процитировать слова Джека Дугля (1970): «…Все мы, кроме тех, кто живет в одиночестве в пещерах, неизбежно рискуем быть публично осужденными как девианты». , нормальность и мораль. Все эти термины подразумевают подчинение нормам.

Основные элементы отклонения :

Не существует фиксированного соглашения о содержании девиантности — иногда допускается даже убийство или инцест.

Но есть несколько взаимосвязанных элементов, которые помогают охарактеризовать это явление:

1. Отклонение относительное, а не абсолютное:

В этом смысле большинство людей в той или иной степени девиантны. Когда мы говорим, что девиация относительна, это означает только то, что то, что определяется как девиантное, варьируется, потому что разные культурные группы имеют разные нормы. Таким образом, употребление алкоголя было бы девиантным поступком в ортодоксальной мусульманской общине, но не в раджпутской общине индуистского общества.

РЕКЛАМА:

Мало того, относительный характер девиантности также исторически варьируется в пределах данной культуры. Действие, считающееся девиантным в один период времени, может считаться недевиантным в другой. Таким образом, девиантность распространяется не только по времени, но и по месту. Поведение, рассматриваемое как девиантное в одном месте, обществе или культуре, может считаться недевиантным в других.

2. Отклонение относится к нарушению нормы:

Существует широкий спектр норм – религиозные нормы, правовые нормы, нормы здоровья, культурные нормы и так далее. Иногда между этими разными нормами возникает конфликт. В таких ситуациях становится очень сложно принять решение о девиантности или девиантном поведении. Следует отметить, что нарушение нормы является несколько более широким понятием, чем девиантное поведение, поскольку оно означает нарушение любого стандарта ожидаемого поведения в определенной социальной среде.

3. Девиантность также рассматривается как «конструкция клейма»:

Это ярлык, назначаемый определенным классам поведения в определенное время. Эта характеристика также может рассматриваться как очень широкая. Люди могут подружиться с девиантами просто потому, что они рыгают или слишком много болтают. Террористы иногда могут стать политическими мучениками.

Из-за своего относительного характера, широкого диапазона норм и стигматизации девиантность представляет собой изменчивое, неоднозначное и изменчивое понятие. Вот почему Колин Самнер (1994) провозгласил, что концепция девиантности теперь мертва, и основное внимание следует уделить тому, почему одни формы девиантности подвергаются общественному осуждению, а другие нет.

Формы отклонения :

Девиантность принимает разные формы. Это может варьироваться от политического терроризма до несоблюдения общепринятых привычек в еде. Малолетний правонарушитель, отшельник, аскет, душевнобольной, хиппи, грешник, святой и скряга, упивающийся своим богатством, — все они отклонились от общепринятых социальных норм.

РЕКЛАМА:

Но девиантными считаются только те формы девиантности, которые не одобряются обществом или культурой. Итак, сфера применения понятий девиант и девиантность очень широка. Совсем недавно социологи начали отстаивать релятивистский взгляд на девиантность. Эта точка зрения предполагает, что девиантное поведение, как и другие виды поведения, также можно интерпретировать в социокультурном контексте, в котором оно происходит.

Этот взгляд избегает проблем абсолютной, моральной, медицинской и статистической моделей отклонения. Согласно этой точке зрения, действие, являющееся девиантным в одном контексте, может не быть девиантным в другом. Поведение, считающееся больным (психически больным) в одном обществе, может считаться здоровым в другом обществе.

Таким образом, девиантность состоит не только из действий или поведения, но и из групповых реакций, определений и значений, придаваемых поведению. Определения девиации варьируются в зависимости от обстоятельств, времени, места, ситуации и даже социального статуса. Социологи почти всегда признают социокультурную относительность в девиантности.

РЕКЛАМА:

Как указывалось ранее, действие, считающееся девиантным в один период времени, может считаться недевиантным в другой. Поведение или социальная практика, такие как полигиния, рассматриваемые как девиантные в одном обществе или культуре, могут считаться недевиантными в других. Поведение, определяемое как девиантное в одной ситуации (например, ношение мужчиной женской одежды для участия в спектакле или употребление алкоголя в общественном месте), может не быть девиантным в другой, даже в том же периоде времени и в том же месте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *