Формы и виды общения: 1.4. Виды, формы и цели общения

Виды и формы общения

По характеру и содержанию общение бывает формальным (деловое) и неформальным (светское, обыденное, бытовое).

Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение или реализацию некой проблемы.

В целом деловое общение отличается от обыденного тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего ставятся конкретные задачи, но не преследуются определённые цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

В преобладающем большинстве случаев решающее значение для дела имеет содержательность общения, его насыщенность смыслом (даже самая лучшая информация без содержательной части не может привести к желаемому результату).

Однако удачно выбранная форма общения сама по себе способствует достижению целей организации. Но в каждом конкретном случае форма общения будет разной.

Форма общения — это процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению друг к другу. Главное в выборе форм общения в том, чтобы «друзей не сделать врагами, а врагов сделать друзьями» (Инге фон Ведемайер).

Деловое общение реализуется в различных формах:

• деловая беседа;

• деловые переговоры;

• деловые совещания;

• публичные выступления.

В преобладающем большинстве случаев решающее значение для дела имеет содержательность общения, его насыщенность смыслом.

Можно выделить два основных вида общения :

·     опосредованное (косвенное) — через посредников, по телефону, факсу, обмен телеграммами и т. п.;

·     непосредственное (контактное) — вступление собеседников и контакт «с глазу на глаз». Непосредственное общение имеет больше достоинств, поскольку обеспечивает прямое восприятие партнеров и их поведения. В этом случае применяются дна вида коммуникации:

вербальная (речевая)

невербальная (жесты, мимика, тембр голоса и т. п.).

Вербальная коммуникация занимает наибольший удельный вес в общении, поэтому умение говорить является важной составной частью авторитета менеджера. Люди теряют уважение к тем, кто не красноязычен, и часто проникаются доверием к тем, кто манипулирует словами с необычайной легкостью. Слово – это такой раздражитель, на который сердечно-сосудистая система реагирует также как на физические нагрузки. Требования, которым должна удовлетворять речь руководителя, разнообразны. Здесь важна простота и доходчивость, художественная выразительность и эмоциональность, интонация, дикция и др. Впечатление о руководителе в значительной степени складывается по тому, насколько он умеет пользоваться словом.

Процесс менеджмента риска
Управление качеством в европейских странах
Земельный налог
Влияние типа производства на оргструктуру управления
Проблемы российского менеджмента
Управленческие особенности сложных объектов
Менеджер в современном мире
Взаимодействие человека и организационного окружения
Классификация методов менеджмента
Стандартизация процессов по работе с клиентами сферы услуг

Проблемы управления проектами в турбизнесе
Факторы, влияющие на поведение покупателей

Доклад на тему «Виды и формы общения»

Общение – это связи между людьми в ходе которого возникает психологический контакт, проявляющейся в обмене информацией, взаимопонимании, взаимопереживании, взаимовлиянии.

Виды общения разделяются:

1. По содержанию:

— материальный (обмен предметами и продуктами деятельности)

— когнетивный (обмен знаниями)

— кондиционное (обмен психологическим и физиологич. состоянием)

— мотивационное (обмен побуждениями, целями)

— деятельностное (обмен умениями, навыками)

2. По целям общения:

— биологический (для поддержания и сохранения организма)

Нужна помощь в написании доклада?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

— социальный (на поддержание и развития личных контактов)

3. По средствам общения:

-непосредственное (прямое)

-опосредственное (косвенное)

4. По кол-ву участников:

— межличностное (друж. беседа)

— групповое (общение ведущей со зрителями)

5. По способу общения:

Нужна помощь в написании доклада?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

— вербальное (общение с помощью знания языка и речевого аппарата)

— не вербальное (с помощью жестов, мимика, поза) например, машешь рукой на прощание

6. По положению общающихся:

— контактное (лицо к лицу)

— дистантное (общение на расстоянии) например разговор по телефону

7. По условиям общения:

— официальное

— неофициальное

Также выделяются несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие.

1. «Контакт масок».
В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает – «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение.
При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль – это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т. д.

4. Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

5. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий – основа данного вида общения.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды для собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, обман)

Формы и виды общения

Устное общение предполагает общение через рот. Он включает в себя людей, разговаривающих друг с другом, будь то прямой разговор или телефонный разговор. Речи, презентации, дискуссии – все это формы устного общения. Устное общение обычно рекомендуется, когда вопрос общения носит временный характер или когда требуется прямое взаимодействие. Общение лицом к лицу (встречи, лекции, конференции, интервью и т. д.) важно для установления взаимопонимания и доверия.

Преимущества устного общения

Устное общение отличается высоким уровнем понимания и прозрачности, поскольку оно является межличностным.

  1. В устном общении нет элемента жесткости. Существует гибкость, позволяющая вносить изменения в ранее принятые решения.
  2. Обратная связь является спонтанной в случае устного общения. Таким образом, решения могут быть приняты быстро без каких-либо задержек.
  3. Устное общение экономит не только время, но и деньги и силы.
  4. Устное общение лучше всего подходит для решения проблемы. Конфликты, споры и многие вопросы/разногласия можно положить конец, обговорив их.
  5. Устное общение необходимо для командной работы и групповой энергии.
  6. Устное общение способствует восприимчивости и ободрению морального духа среди сотрудников организации.
  7. Устное общение лучше всего использовать для передачи личной и конфиденциальной информации/вопросов.

Недостатки/ограничения устного общения

  • Полагаться только на устное общение может быть недостаточно, так как деловое общение носит формальный и очень организованный характер.
  • Устное общение менее аутентично, чем письменное, поскольку оно носит неформальный характер и не так организовано, как письменное общение.
  • Устное общение экономит время в повседневном общении, но в случае совещаний длинные речи отнимают много времени и порой непродуктивны.
  • Устные сообщения поддерживать нелегко, поэтому они неустойчивы.
  • Возможны недопонимания, так как информация неполная и может отсутствовать самое необходимое.
  • Требует внимательности и большой восприимчивости со стороны получателей/аудитории.
  • Устное общение (например, речи) не часто используется в качестве юридических документов, за исключением следственной работы.

Письменное общение имеет большое значение в современном деловом мире. Это инновационная деятельность ума. Эффективная письменная коммуникация необходима для подготовки достойных рекламных материалов для развития бизнеса. Речь предшествовала письму. Но письмо более уникально и формально, чем речь.

Эффективное письмо предполагает тщательный выбор слов, их организацию в правильном порядке при формировании предложений, а также связный состав предложений. Кроме того, письмо является более достоверным и надежным, чем устная речь. Но в то время как речь спонтанна, письмо вызывает задержку и требует времени, поскольку обратная связь не является немедленной.

Преимущества письменного общения

  1. Письменное общение помогает изложить очевидные принципы, политику и правила управления организацией.
  2. Это постоянное средство связи. Таким образом, это полезно, когда требуется ведение записей.
  3. Помогает правильно распределить обязанности. В то время как в случае устного общения невозможно зафиксировать и делегировать обязанности на основании речи, так как она может быть взята говорящим обратно или он может отказаться ее признать.
  4. Письменное общение более точное и ясное.
  5. Эффективное письменное общение развивает и улучшает имидж организации.
  6. Предоставляет готовые записи и справочники.
  7. Судебная защита может зависеть от письменного сообщения, поскольку оно обеспечивает действительные записи.

Недостатки письменного общения

  1. Письменное общение не экономит на расходах. Это стоит огромных денег с точки зрения канцелярских принадлежностей и рабочей силы, используемой для написания / набора текста и доставки писем.
  2. Также, если получатели письменного сообщения разделены расстоянием и если им нужно развеять свои сомнения, ответ не будет спонтанным.
  3. Письменное общение занимает много времени, так как обратная связь приходит не сразу. Кодирование и отправка сообщения требует времени.
  4. Эффективное письменное общение требует больших навыков и компетенций в использовании языка и словарного запаса. Низкие навыки и качество письма негативно сказываются на репутации организации.
  5. Задействовано слишком много бумажной работы и электронной почты.

Сценарий 1 –  Вы сидите перед панелью для интервью со скрещенными руками. Пока вам не задали ни одного вопроса, однако ваши скрещенные руки говорили громче слов.

Совет 1 –  Никогда не держите руки скрещенными, особенно во время официальных встреч один на один. Это говорит о том, что вы не открыты для обратной связи, а также может указывать на то, что вы пытаетесь доминировать в ситуации.

Сценарий 2 –

 Вы проводите презентацию для группы из 20 человек. Вы держите свой взгляд прикованным к центру класса / комнаты во время презентации — ваш взгляд говорил громче, чем ваши слова.

Совет 2 —  Ваш взгляд на одного человека не должен быть более 4–5 секунд во время презентации/общения с большой группой, если только вы не обращаетесь к отдельному человеку.

Сценарий 1 и 2 наглядно демонстрируют важность невербального общения.

Вербальная коммуникация

Это передача чувств, эмоций, взглядов и мыслей посредством движений тела / жестов / зрительного контакта и т. д.

компонентов невербальной коммуникации: Это изучение мимики, поз и жестов. Знаете ли вы, что если в Аргентине поднятие вверх кулака, направленного наружу, означает победу, то в Ливане поднятие сжатого кулака считается грубостью?

  • Oculesics:  Это исследование роли зрительного контакта в невербальном общении. Знаете ли вы, что в первые 90 сек — 4 мин вы решаете, интересен вам кто-то или нет. Исследования показывают, что 50% этого первого впечатления исходит от невербального общения, в том числе окулезики. Только 7% исходит от слов — того, что мы на самом деле говорим.
  • Тактильные ощущения:  Это изучение прикосновений. Знаете ли вы, что допустимый уровень прикосновений варьируется от одной культуры к другой? В Таиланде прикосновение к чьей-то голове может считаться грубым.
  • Проксемика:  Это исследование измеримого расстояния между людьми при их взаимодействии. Знаете ли вы, что количество личного пространства при неформальном разговоре должно варьироваться от 18 дюймов до 4 футов, а личное расстояние, необходимое при разговоре с толпой людей, должно составлять около 10-12 футов?
  • Хрономика:  Это исследование использования времени в невербальном общении. Вы когда-нибудь замечали, что, хотя сотрудник AN не будет беспокоиться об опоздании на несколько минут, чтобы встретиться с коллегой, менеджером, у которого назначена встреча с генеральным директором, опоздание будет рассматриваться как невербальный сигнал о том, что он/она не дает адекватного ответа? уважение к своему начальнику?
  • Паралингвистика:  Это изучение изменений высоты тона, скорости, громкости и пауз для передачи смысла. Интересно, что когда спикер делает презентацию и ждет ответа, он делает паузу. Однако, когда ответ не требуется, он будет говорить быстрее с минимальной паузой.
  • Внешность:  Ваша внешность всегда влияет на то, как вас воспринимают люди. Аккуратно причесанные волосы, выглаженная одежда и живая улыбка всегда будут иметь больший вес, чем слова.
  • Помните, что «что мы говорим» менее важно, чем «как мы это говорим», поскольку слова составляют всего 7% нашего общения. Понимайте и получайте удовольствие от невербального общения, так как это помогает формировать лучшее первое впечатление. Удачи!

    Коммуникационные потоки в организации

    В организации коммуникационные потоки в 5 основных направлениях

    1. Нисходящий
    2. вверх
    3. Боковой
    4. Диагональ
    5. Внешний
    1. Нисходящий поток коммуникации: Коммуникация, которая идет от более высокого уровня в организации к более низкому уровню, является нисходящей коммуникацией. Другими словами, коммуникация от начальников к подчиненным в цепочке подчинения является нисходящей коммуникацией. Этот коммуникационный поток используется менеджерами для передачи информации, связанной с работой, сотрудникам более низких уровней. Сотрудники нуждаются в этой информации для выполнения своей работы и для удовлетворения ожиданий своих менеджеров. Нисходящая связь используется менеджерами для следующих целей –
    • Предоставление отзывов о работе сотрудников
    • Инструктаж по работе
    • Обеспечение полного понимания работы сотрудников, а также информирование их о том, как их работа связана с другими работами в организации.
    • Донесение миссии и видения организации до сотрудников.
    • Выделение областей внимания.

    Организационные публикации, циркуляры, письма сотрудникам, собрания групп и т. д. — все это примеры нисходящей коммуникации. Чтобы иметь эффективную и безошибочную коммуникацию сверху вниз, менеджеры должны:

    • Укажите цель связи
    • Убедитесь, что сообщение является точным, конкретным и недвусмысленным.
    • Использовать лучший метод связи для передачи сообщения получателю в правильной форме
    1. Восходящий поток коммуникации: Коммуникация, которая идет на более высокий уровень в организации, называется восходящей коммуникацией. Он обеспечивает обратную связь о том, насколько хорошо функционирует организация. Подчиненные используют восходящую коммуникацию, чтобы донести свои проблемы и действия до начальства.

    Подчиненные также используют восходящую коммуникацию, чтобы сообщить, насколько хорошо они поняли нисходящую коммуникацию. Он также может быть использован сотрудниками для обмена мнениями и идеями и участия в процессе принятия решений.

    Восходящая коммуникация ведет к более преданной и лояльной рабочей силе в организации, потому что сотрудникам предоставляется возможность поднимать и обсуждать вопросы неудовлетворенности на более высоких уровнях. Менеджеры узнают о чувствах сотрудников к своей работе, коллегам, руководителю и организации в целом. Соответственно, менеджеры могут предпринимать действия по улучшению ситуации.

    Система рассмотрения жалоб, ящик для жалоб и предложений, опросы об удовлетворенности работой и т. д. – все это помогает улучшить коммуникацию наверху. Другими примерами восходящей коммуникации являются отчеты о производительности, составленные руководством нижнего уровня для рассмотрения руководством более высокого уровня, опросы сотрудников, письма от сотрудников, обсуждения между сотрудниками и менеджерами и т. д. Одинаковые уровни иерархии в организации называются латеральной коммуникацией, т. е. коммуникацией между коллегами, между менеджерами на одном уровне или между любым горизонтально эквивалентным членом организации. Преимущества горизонтальной связи следующие:

    • Экономия времени.
    • Облегчает координацию задачи.
    • Облегчает сотрудничество между членами команды.
    • Оказывает эмоциональную и социальную помощь членам организации.
    • Помогает в решении различных организационных вопросов.
    • Это средство обмена информацией
    • Может также использоваться для разрешения конфликтов отдела с другим отделом или конфликтов внутри отдела.
    1. Диагональное общение: Общение, происходящее между менеджером и сотрудниками других рабочих групп, называется диагональным общением. Как правило, он не отображается в организационной структуре. Например, чтобы разработать учебный модуль, менеджер по обучению взаимодействует с операционным персоналом, чтобы узнать, как они выполняют свою задачу.
    1. Внешняя связь: Связь между менеджером и внешними группами, такими как поставщики, продавцы, банки, финансовые институты и т. д. Например, для привлечения капитала управляющий директор будет взаимодействовать с менеджером банка.

    Нравится:

    Нравится Загрузка…

    форм общения | Определения и примеры