Формы ⚠️ мышления: какие существуют, их характеристики
Содержание:
- Что такое мышление
- Основные формы
- Понятие как форма мышления
- Умозаключение
- Суждение
-
Формы мышления в психологии, их описание
- Наглядно-действенное
- Образное
- Индуктивное
- Дедуктивное
- Абстрактно-логическое
- Примеры использования форм мышления в повседневной жизни
Содержание
- Что такое мышление
- Основные формы
- Понятие как форма мышления
- Умозаключение
- Суждение
-
Формы мышления в психологии, их описание
- Наглядно-действенное
- Образное
- Индуктивное
- Дедуктивное
- Абстрактно-логическое
- Примеры использования форм мышления в повседневной жизни
Мышление – сложный психический процесс, присущий человеку, позволяющий организовать познавательную деятельность и управлять ей.
Что такое мышление
Мышление – способность человеческой психики обрабатывать и фиксировать информацию, применять ее на практике и использовать по мере необходимости.
Мышление помогает человеку преодолевать препятствия, давать объективную оценку происходящим событиям, осознавать и изучать окружающий мир, видеть его свойства и закономерности. Мышление бывает прямое и косвенное. То, что человек может осмыслить, если почувствует, увидит, потрогает – относится к прямому виду. То, что человек осмысливает через ощущение и восприятие, является косвенным.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Мышление способствует развитию сознания, формированию суждений и логических умозаключений. Мыслительные операции, влияющие на качество и образ жизни, из всех живых существ на планете может совершать только человек.
Исследователи выделяют разные характеристики и направления мышления.
Основные формы
Самая популярная классификация мышления в психологии определена по форме. Под формой мышления понимают результат мыслительных операций, способствующих осознанию происходящих событий и окружающего мира, оценке взаимоотношений и обобщению информации.
Формы мышления взаимосвязаны и взаимодополняемы:
- понятие;
- умозаключение;
- суждение.
Понятие как форма мышления
Понятие отображает любые характерные признаки окружающих человека предметов и явлений. По объему в понятии выделяют общие
По содержанию в понятии приводят конкретные и абстрактные признаки. Примеры конкретных: объекты, имеющие право на самостоятельное существование (страна, уклад).Примеры абстрактных: дополнение, изменение, характеристика признака (отзывчивость, внимательность).
Различают также непосредственное и опосредованное понятие. Первое относят к происходящему в данный момент, второе является результатом споров и дискуссий.
Формулировка понятия всегда выражается словами либо словосочетаниями. Понятийный процесс формируется за счет образования терминов, отражающих суть объектов или явлений. Пример: «Психологическая дисциплина» сформулировала термины «личность», «сознание», «характер», «темперамент».
Понятию свойственны познавательная и коммуникативная функции. Немаловажное значение имеет способность осознавать полученную информацию.
Умозаключение
Умозаключение является одной из форм мышления, позволяющей сформировать новое знание на основе полученных или имеющихся представлений и понятий. Понятие умозаключения неразрывно связано с логическими рассуждениями.
Психологи выделяют демонстративные и недемонстративные умозаключения. При демонстративных вывод делается на основе первоначальных суждений, при недемонстративном вывод не имеет ничего общего с начальными суждениями.
Подвиды умозаключения:
- Индуктивный, при котором общее выводится из частного.
- Дедуктивный, при котором общее рассматривается как переход к частному.
- Аналогия, когда новый вывод строится на основе похожих, ранее известных фактов или суждений.
- Предположительный – вид умозаключения, которое не имеет доказательной базы.
Процесс умозаключения являет собой одну из высших мыслительных форм и способствует как поиску ранее неизвестных решений, так и формированию новых видов суждений.
Суждение
Суждение – отражение предметных связей, их свойств, признаков и отношений с окружающим миром. Суждение всегда однозначно выражает согласие или несогласие.
Примеры положительных суждений: «Студент готов к экзамену», «Материальная база предприятия устарела». Примеры отрицательных суждений «У него совсем не развита фантазия», «По этой улице не ездят».
Выделяют истинное и ложное суждение. Истинное суждение основано на неоспоримых фактах и не требует доказательств. Ложное суждение базируется исключительно на предположениях и гипотезах.
Существует понятие «формальное суждение». Оно подчеркивает взаимосвязь объектов либо понятий, но не конкретизирует их характер (ложное или истинное). Например, можно сказать: «нежное прикосновение».
Понятие «эмпирическое суждение» относится к явлениям как к итогу наблюдения с возможностью проверки подлинности. Например, можно выразиться так: «чувствуешь, какое нежно прикосновение?».
Помимо названных, существуют дополнительные подвиды суждения: единичные, частные, общие. Единичные касаются какого-то одного понятия, например, «Казань – столица Татарстана». Частные затрагивают некоторые аспекты: «Некоторые девочки умеют вязать». Общие суждения относятся ко всем явлениям и объектам, которые объединены единым понятием: «Во всех озерах вода стоячая».
Суждение всегда работает на раскрытие понятий. Чтобы высказывать определенное суждение, человек должен получить представление о содержании того или иного понятия, то есть владеть достоверной информацией в обсуждаемой области. Например, когда человек говорит «характер зависит от темперамента», он должен обладать знаниями о типах темперамента и особенностях характера.
Принципы суждения могут стать основой как процесса, так и результата получения и фиксации обобщения информации. Сформированное мнение может строиться на критике, утверждении, отрицании, согласии, предположении. Принципы суждения всегда индивидуальны, формируются исключительно через получение личного опыта и комплексное рассмотрение ситуаций, предметов и явлений.
Формы мышления в психологии, их описание
За основу разделения и классификации форм мышления психологи взяли такие понятия, как возможность и функциональность.
Выделяют следующие формы мышления:Наглядно-действенное
Основано на изучении конкретных объектов и их взаимоотношений. Восприятие объектов происходит в реальной действительности. Данный вид мышления связан с практической деятельностью человека. Направлен на решение технических задач от идеи до воплощении и получения конкретного результата. В работу включаются умственные и практические навыки. Для наглядно-действенного мышления характерны внимательность, наблюдательность, образность, способность переключения с теории на практику.
Образное
Образное или наглядно-образное мышление основано исключительно на образах и представлениях, для этого типа характерно анализирование, проведение сравнительных операций, обобщение данных. Например, человек запланировал ремонт. В его воображении уже складывается описание комнат после проведения работ: цвет стен, штор, фактура ковра, мебели, разделение на функциональные зоны.
Индуктивное
Данный вид предполагает выстраивание единого субъективного мнения на основе частных образов. К примеру, на основе рассказов и публикаций о деталях массового праздника человек создает общее представление о мероприятии.
Дедуктивное
Дедуктивное мышление подразумевает выведение деталей и конкретных суждений из общих известных сведений. Например, зная общие данные о проведении массового мероприятия, человек представляет его этапы и моменты.
Абстрактно-логическое
Имеет в основе логические понятия и их практическое применение. С помощью такого мышления ученые выявляют законы природы, политики принимают важные социальные решения, научные сотрудники выдвигают новаторские теории и проекты.
Примеры использования форм мышления в повседневной жизни
Все виды мышления развиваются с раннего детства. Ребенок начинает познавать мир, получая информацию из разных источников. В возрасте 1-3 лет развивается наглядно-действенное мышление. Малыш трогает предметы, пробует их на вкус, твердость или мягкость. Ощущения, которые он получает, ложатся в основу его понимания и становятся базой для развития.
Игрушка мягкая, кубики твердые, шапка теплая, туфельки красивые. Далее дети учатся находить применение некоторым предметам: из кубиков строят дом, кукол кладут спать, кофту надевают.
Следующим этапом развивается образное мышление. Малыши делают выводы, основываясь на полученных образах, видах явлений. По мере развития психики и усложнения практической деятельности человек развивает и другие виды мышления. Причем взрослый вполне может пользоваться в практической деятельности разными типами мышления и успешно практиковать их совмещение.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 3.75 (Голосов: 4)
Поиск по содержимому
Формы мышления человека — понятие, суждение, умозаключение
Формы мышления человека – это проявление интеллектуальной деятельности, последствие мыслительного процесса и результат операций мышления. Выделяют три ключевых формы мыслительной деятельности, а именно понятия, умозаключения и суждения. Многие авторы относят к формам мыслительной деятельности теории, гипотезы, концепции, законы, аргументы, доказательства. Однако они относятся, скорее, к производным категориям, хотя и обладают определенной спецификой.
Понятием называют воспроизведенную в мыслительных операциях целостность значимых качеств, связей, свойств и взаимоотношений объектов или явлений. Также еще понятием именуют размышление или систему размышлений, акцентирующую и обобщающую объекты определенного класса по конкретным общим и в совокупности для них специфическим признакам.
Суждением называется форма мыслительного функционирования, в котором нечто об объекте утверждается либо отрицается, например, его конфигурации, качества или взаимоотношения между объектами.
Умозаключение является подведением итогов или выводом.
Основные формы мышления
Итак, как уже писалось выше, различают три основополагающие логические формы мышления, а именно понятие, суждение и умозаключение. Любой мыслительный процесс завязывается с постановки вопроса, ставящего перед собой индивидом, которые не имеет на него готового ответа.
Формы мышления в психологии являются ничем иным как формальными структурами мысли.
Формы мышления в философии неизменно вызывают споры относительно их сути и смысла. Так, к примеру, с философской позиции «понятие» довольно не однозначно, оно не позволяет выстраивать формально-логические схемы или выводить умозаключения.
Понятие отображает общие и значимые свойства объектов или явлений. Множеством различных качеств, признаков и свойств обладает каждый объект или явление. Подобные качества и приметы подразделяются на две существенные категории: значимые и незначимые. К примеру, каждый треугольник характеризуется наличием трех углов, конкретными размерами: определенной величиной углов, длиной отрезков и площадью, формой. Однако лишь первый признак из геометрической фигуры делает треугольник, что дает возможность отличить его от иных фигур, таких как прямоугольник, круг и др. Прочие признаки призваны дифференцировать одну геометрическую фигуру от прочих аналогичных по форме. При изменении этих признаков треугольник все равно останется треугольником.
Понятие как форма мышления в себе содержит общие приметы и существенные признаки для огромного ряда предметов, характеризующихся однородностью. Понятие существует в качестве смысла слова и обозначается словом. А функцией каждого слова является обобщение (кроме слов, представляющих имена собственные). Знания об объектах и явлениях реальности оформляются в категории «понятие» в обобщенном и абстрактном виде. Именно этим категория «понятие» принципиально отличается от представления и восприятия, так как они характеризуются конкретностью, образностью и наглядностью.
Понятие как форма мышления обладает отвлеченной, обобщенной, и не наглядной направленностью.
Представление является образом конкретного объекта, а понятие – абстрактной мыслью о классе объектов.
Представления и восприятие всегда представляют отражение конкретного и единичного. Невозможно представить объект, лишенный абсолютно любых индивидуальных признаков. К примеру, нельзя представить книги вообще, а мыслить о них можно.
Поэтому понятие – это всесторонне развитая форма познания. Категория «понятие» значительно глубже и совершеннее воспроизводит реальность, чем представление.
Суждение как форма мышления отражает взаимосвязи и отношения, соединяющие объекты или явления окружающей среды и их свойства, признаки.
Суждением называется форма мыслительных процессов, охватывающая отрицание либо утверждение какой-нибудь позиции, относящейся к объектам, событиям или их качествам.
Примерами отрицательного суждения являются соображения, в которых у объекта отображается отсутствие некоторых свойств. Например, этот предмет квадратный, а не круглый. Фраза «школьник знает урок» служит примером утвердительного суждения. Выделяют суждения единичного, общего и частного характера. Общее суждение как форма мышления может отрицать либо утверждать что-то относящееся ко всем предметам и событиям, объединенным понятием. Так, например, «все металлические предметы проводят электричество». В суждении частного характера описывается часть объектов и факторов, объединенных понятием (некоторые дети умеют играть в шашки). Единичное суждение представляет собой мысль, в которой обнаруживается какое-нибудь индивидуальное понятие (Париж – столица Франции).
Суждения призваны раскрыть сущность понятий. Поэтому для высказывания того или другого суждения, индивиду необходимо иметь сведения о содержании понятий, вмещающихся в структуру суждения. К примеру, когда субъект изрекает суждение, что «мышление является познавательным процессом психики», ему необходимо иметь соответственные понимания о мышлении и психике. Правдивость суждений можно проверить через общественную практику субъекта.
Умозаключение как форма мышления являет собой сопоставление и разбор различных суждений, итогом чего будет новое суждение. Характерным примером умозаключения служит доказательство теорем в геометрии. Индивид, преимущественно, использует, две категории умозаключений, а именно индуктивные и дедуктивные.
Стратегия рассуждений, представляющий переход от частных предложений к общим, определение общих норм и правил, базирующихся на изучении отдельных условий и событий, называется индукцией. Метод обдумывания, состоящий в переходе от общего рассуждения к частному предположению, постижение отдельных фактов и событий, основывающихся на знаниях общих норм и правил, называется дедукцией.
Индуктивные умозаключения берут начало с накапливания знаний о максимальном числе предметов и феноменов в чем-либо подобные, что предоставляет возможность отыскать схожесть и отличие в них и исключить второстепенное и незначащее. Обобщая подобные приметы этих объектов и явлений, выводится общий итог или умозаключение и устанавливается общая норма или правило.
Дедуктивное умозаключение как форма мышления предоставляет индивиду знания об определенных свойствах и признаках отдельного объекта на основе обладания запасом знаний об общих законах и правилах.
Для мыслительной деятельности человеческого индивида довольно существенна связь вначале с деятельностью, а затем речью и языковой системы. Так как, выделяя классы объектов или событий, их приметы и особенности, субъект их именует, тем самым обобщая и систематизируя, что в конечном результате предоставляет возможность «подвести» общие правила под них. Поэтому обобщение является основополагающим признаком мыслительного процесса. Связь мыслительной деятельности и речи наиболее проявлена в понятиях или определениях.
Наивысшей формой мышления является словесно-логические мыслительное оперирование, посредством которого индивиды способны отображать сложнейшие взаимосвязи и отношения, выводить понятия, производить выводы, решать теоретические задания.
Формы мышления и их характеристика
Мыслительные операции являются психолого-познавательным процессом отображения в сознании субъектов сложнейших взаимосвязей и взаимодействий между объектами и событиями окружающего мира. Задачи мыслительного процесса состоят в раскрытии взаимоотношений между объектами, обнаружение связей и отграничение их от непредвиденных совпадений. Мыслительное оперирование – это высший познавательный процесс, в котором прослеживается совокупность всех остальных познавательных процессов.
Формы абстрактного мышления функционируют посредством понятияй и выполняют функции планирования и обобщения.
Мыслительную функцию отличает от других процессов, проистекающих в психике, его связь с активными модификациями обстоятельств, в которых индивид пребывает. Мыслительные операции постоянно направлены на поиск решения различных задач.
Формой мышления является категория «понятие». Оно подразделяется на простое и составное. Простыми называются понятия, которые характеризуются только одним объединяющим свойством, а составными или сложными – несколькими свойствами. В свой черед, сложные понятия бывают: конъюнктивными, дизъюнктивными и соотносительными.
Понятия, определяемые как минимум двумя признаками, именуются конъюнктивными. Понятия, определяемые одним или иным свойством, либо двумя одновременно, называются дизъюнктивными. Соотносительными называются понятия, охватывающие абсолютно все связи или взаимоотношения, существующие между некоторыми структурами отдельной совокупности.
В повседневном существовании человеческие индивиды пользуются реже всего дизъюнктивными понятиями.
Необходимо отметить, что все обобщенные понятия зарождаются только на фундаменте единичных объектов и явлений. Отсюда формирование любого понятия совершается не исключительно через осмысление каких-то обобщенных признаков и специфических особенностей класса объектов, а в первую черед посредством приобретения сведений о признаках и свойствах единичных объектов. Закономерное направление вырабатывания понятий представляет собой движение через обобщение от частных признаков к общим.
Понятие усваивается двумя путями. Первый путь заключается в обучении индивида чему-либо, на базисе чего вырабатывается понятие. Второй путь состоит в самостоятельном формировании понятия индивидом в процессе деятельности, основываясь на собственном опыте. Понятие отображает единичное и специфическое, являющееся и всеобщим. Категория «понятие» выступает в качестве формы абстрактного мышления и одновременно функционирует как специфическое мыслительное действие. Так как за всяким понятием сокрыто особое объектное действие.
Суждение в качестве формы мышления в психологии базируется на понимании индивидами многообразия взаимосвязей определенного предмета или конкретного явления с иными предметами либо явлениями. Разнообразие связей объектов не всегда отображается в человеческих суждениях, поэтому глубина осмысления всевозможных объектов и событий может варьировать. На первичной фазе постижения индивиды могут лишь определить предмет или события, путем причисления их к установленному самому общему классу. Следующая, более сложная ступень постижения достигается при условии, что общий класс предметов и событий, к которому можно причислить то, что необходимо постигнуть, хорошо известен индивидам. Более совершенным является постижение тогда, когда индивиды постигают не исключительно обобщенные, но и субъективные особенности объекта, которые разнят его с подобным ему.
Значительно позволяет углубить понимание движение от недифференцированного и обобщенного восприятия объекта к осознанию каждого его элемента и пониманию взаимосвязей таких частей. Также, углублению постижения способствуют понимание признаков предметов и свойств явлений, их взаимодействий между собой, причин их происхождения.
Суждения делятся на правдивые (истинные) и ложные. Объективно верные суждения называются истинными, а размышления, несоответствующие объективной действительности именуются ложными.
Кроме этого, суждения могут быть общей направленности, частными и единичными. Общие суждения предназначены для утверждения чего-либо или отрицания и применяются ко всем предметам определенного класса или группы. В суждениях частного характера утверждения либо отрицания применимы к отдельным объектам. В суждениях единичного характера утвердительные либо отрицательные описания употребляются лишь к единственному объекту или событию.
Умозаключение в качестве формы мышления в философии представляет собой, зачастую, довольно сложную операцию мыслительной деятельности, которая включает ряд действий, подвластных требованиям общей цели. В умозаключениях особая роль принадлежит опосредованию в мыслительном функционировании. В выводах, базирующихся на имеющихся знаниях, приходят к приобретению новых знаний. Таким образом, знания приобретаются опосредованно через другое знание.
Умозаключение становится возможным исключительно благодаря существованию объективных взаимосвязей и взаимодействий элементов, которые в нем обнаруживаются. Ключевым аспектом для умозаключения в качестве мыслительной функции является следующее: взаимоотношения, которые усматриваются в выводе, обнаруживаются в объективной сути объекта. Именно в этом состоит основное отличие выводов от ассоциативного акта. Таким образом, умозаключением называется выявление взаимосвязи между понятиями и суждениями, следствием которой является приобретение нового суждения из одного либо из нескольких рассуждений. Новое суждение извлекается из сути исходных соображений. Исходные суждения или соображения, из которых извлекается другое предложение, именуют посылками умозаключения. Связь, объединяющая объекты либо их признаки, может выражаться лишь посредством утверждения либо отрицания. В однотипных умозаключениях вывод формулируется аналогичным способом.
Таким образом, логические формы мышления являются способом взаимосвязи конструктивных элементов мыслей, их структуры, благодаря которой суть объектов существует и отображает действительность. Они составляют устройство мыслительной деятельности и разнят ее с прочими психическими процессами, которые проистекают ежесекундно в человеческом мозге.
Таким образом, мыслительное оперирование индивидов, представленное в форме понятий, суждений, умозаключений предоставляет возможность более совершенно и полно изведать объективную реальность, выявить наиболее существенные аспекты, взаимосвязи, взаимодействия и закономерности действительности.
Становление мыслительного процесса возможно исключительно через коммуникативное взаимодействие субъектов друг с другом. Вырабатывание специфически людской мыслительной функции в онтогенетическом развитии возможно исключительно в процессах совместно направленной деятельности взрослого окружения и детей.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Критическое мышление | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
Критическое мышление состоит из психических процессов проницательности, анализа и оценки. Он включает в себя возможные процессы размышлений о материальном или нематериальном объекте, чтобы сформировать твердое суждение, которое примиряет научные данные со здравым смыслом. В современном употреблении слово «критический» имеет определенную негативную коннотацию, неприменимую в данном случае. Хотя может показаться, что термин «аналитическое мышление» более точно передает идею, критическое мышление явно включает в себя синтез, оценку и реконструкцию мышления в дополнение к анализу.
Критически мыслящие люди собирают информацию от всех органов чувств, словесных и/или письменных выражений, размышлений, наблюдений, опыта и рассуждений. Критическое мышление основывается на интеллектуальных критериях, которые выходят за рамки предметных разделений и включают в себя: ясность, достоверность, точность, точность, уместность, глубину, широту, логику, значимость и справедливость.
Содержание
- 1 Обзор
- 2 Что является и не является универсальным в критическом мышлении
- 3 Использование критического мышления
- 4 Аффективное измерение критического мышления
- 5 Преодоление предвзятости
- 6 Критическое мышление в классе
- 7 Оценка критического мышления
- 8 Подведение итогов
- 9 Цитаты
- 10 См. также
- 11 Каталожные номера
- 12 Внешние ссылки
Обзор
Критическое мышление – это форма суждения, особенно целенаправленного и рефлексивного суждения. Используя критическое мышление, человек принимает решение или решает проблему суждения, во что верить или что делать, но делает это рефлексивно. Критическое мышление уделяет должное внимание доказательствам, контексту суждения, соответствующим критериям для правильного вынесения этого суждения, применимым методам или техникам для формирования этого суждения, а также применимым теоретическим построениям и конструкциям для понимания природы проблемы и вопроса. рука. Эти элементы также являются ключевыми определяющими характеристиками профессиональных областей и академических дисциплин. Вот почему критическое мышление может возникать в пределах данной предметной области (отсылая к ее определенному набору допустимых вопросов, источников доказательств, критериев и т. д.) и между предметными областями во всех тех пространствах, где людям необходимо взаимодействовать и принимать решения, решать проблемы, и выяснить, во что верить и что делать.
В рамках научного скептицизма процесс критического мышления включает в себя получение информации и ее оценку для достижения обоснованного вывода или ответа. Часть критического мышления включает неформальную логику. Однако большая часть критического мышления выходит за рамки неформальной логики и включает оценку убеждений и выявление предубеждений, предубеждений, пропаганды, самообмана, искажений, дезинформации и т. д. Учитывая исследования в области когнитивной психологии, некоторые педагоги считают, что школам следует уделять больше внимания на обучение своих учеников навыкам критического мышления, интеллектуальным стандартам и развитию интеллектуальных качеств (таких как интеллектуальное смирение, интеллектуальное сочувствие, интеллектуальная честность и беспристрастность), чем на заучивание фактов наизусть. Как определено в Греко-английском лексиконе, глагол крино- значит выбирать, решать или судить. Следовательно, krites — это проницатель, судья или арбитр. Те которые kritikos обладают способностью различать или решать, проявляя здравый смысл
Слово крино- также означает отделять (веять) пшеницу от плевел или то, что имеет ценность, от того, что не имеет.
Критическое мышление важно, потому что оно позволяет анализировать, оценивать, объяснять и реструктурировать наше мышление, снижая тем самым риск действия или мышления, основанного на ложной предпосылке.
Однако, даже при использовании навыков критического мышления, ошибки могут произойти из-за эгоцентризма или социоцентризма мыслителя или из-за того, что он не владеет всеми фактами. Кроме того, всегда существует вероятность непреднамеренной человеческой ошибки.
Универсальные концепции и принципы критического мышления могут быть применены к любому контексту или случаю, но только путем размышления над характером этого применения. Таким образом, критическое мышление образует систему связанных и перекрывающихся способов мышления, таких как антропологическое мышление, социологическое мышление, историческое мышление, политическое мышление, психологическое мышление, философское мышление, математическое мышление, химическое мышление, биологическое мышление, экологическое мышление, юридическое мышление. мышление, этическое мышление, музыкальное мышление, мышление художника, скульптора, инженера, бизнесмена и т. д. Другими словами, хотя принципы критического мышления универсальны, их применение к дисциплинам требует процесса рефлексивной контекстуализации.
Критическое мышление можно рассматривать как включающее два аспекта:
- набор когнитивных навыков, интеллектуальных стандартов и черт характера
- склонность или интеллектуальное стремление использовать эти структуры для улучшения мышления и управления поведением .
Критическое мышление в строгом смысле слова не включает просто получение и сохранение информации или владение набором навыков, которые человек не использует регулярно; критическое мышление не просто тренирует навыки без принятия результатов.
Что универсально, а что нет в критическом мышлении
Критическое мышление основано на концепциях и принципах, а не на жестких и быстрых или пошаговых процедурах. [1] Критическое мышление не гарантирует достижения истины или правильных выводов. Во-первых, у человека может не быть всей соответствующей информации; действительно, важная информация может остаться нераскрытой, или информация может быть даже неизвестна. Кроме того, можно делать необоснованные выводы, использовать неподходящие понятия, не замечать важных следствий, использовать узкую или несправедливую точку зрения. Человек может стать жертвой самообмана, эгоцентризма, социоцентризма или ограниченности взглядов. Мышление может быть неясным, неточным, неточным, неуместным, узким, поверхностным, нелогичным или тривиальным. Можно быть интеллектуально высокомерным, интеллектуально ленивым или интеллектуально лицемерным. Вот некоторые из способов, которыми человеческое мышление может быть ошибочным. Дополнительную информацию можно найти в Thinker’s Guide Серия книг Ричарда Пола и Линды Элдер.
Человеческое мышление, предоставленное самому себе, часто приводит к различным формам самообмана, индивидуального и социального; и слева, справа и в основном в экономических, политических и религиозных вопросах. Дальнейший анализ и ресурсы по этому взаимодействию можно найти у Roderick Hindery (2001): Indoctritation and Self-обман или Free and Critical Thought .
Использование критического мышления
Критическое мышление полезно только в тех ситуациях, когда людям необходимо решать проблемы, принимать решения или разумно и осмысленно решать, во что верить или что делать. (Роберт Эннис) То есть , практически везде и всегда. Критическое мышление важно везде, где качество человеческого мышления существенно влияет на качество жизни (любого разумного существа). Например, успех в жизни человека связан с успехом в обучении. В то же время каждый этап процесса обучения связан с критическим мышлением. Таким образом, чтение, письмо, говорение и слушание могут выполняться критически или некритически. Критическое мышление имеет решающее значение для того, чтобы стать внимательным читателем и содержательным писателем. В самом общем виде критическое мышление — это «способ решения жизненных проблем». (Уильям Грэм Самнер, Folkways, 1906)
Независимо от сферы мышления, «хорошо воспитанный критический мыслитель»:
- ставит насущные вопросы и проблемы, формулируя их ясно и точно;
- собирает и оценивает соответствующую информацию, используя абстрактные идеи для ее эффективной интерпретации
- приходит к аргументированным выводам и решениям, проверяя их по соответствующим критериям и стандартам;
- мыслит непредвзято в рамках альтернативных систем мышления, признавая и оценивая, по мере необходимости, их предположения, последствия и практические последствия; и
- эффективно общается с другими при поиске решений сложных проблем.
(Пол Р. и Элдер, 2006 г.)
Аффективное измерение критического мышления
Критическое мышление заключается в желании и способности мыслить. В идеале человек развивает навыки критического мышления и в то же время склонность использовать эти навыки для решения проблем и формирования здравых суждений. Диспозиционное измерение критического мышления характерологическое. Его внимание сосредоточено на развитии привычного намерения искать истину, быть непредубежденным, систематическим, аналитическим, любознательным, уверенным в рассуждениях и осмотрительным в суждениях. Те, кто амбивалентен в отношении одного или нескольких из этих аспектов склонности к критическому мышлению или имеет противоположную склонность [предвзятость, нетерпимость, неорганизованность, небрежность к последствиям, безразличие к новой информации, недоверие к рассуждениям, неосторожность], менее склонны к решать проблемы, используя свои навыки критического мышления. Взаимосвязь между навыками критического мышления и предрасположенностью к критическому мышлению является эмпирическим вопросом. У некоторых есть и то, и другое в избытке, у кого-то есть навыки, но нет склонности их использовать, у кого-то есть склонность, но нет сильных навыков, а у кого-то нет ни того, ни другого. Двумя мерами склонности к критическому мышлению являются Калифорнийский опросник склонности к критическому мышлению [1] и CM3 [2].
Критическое мышление можно отличить, но не отделить от эмоций, желаний и черт ума. Неспособность распознать взаимосвязь между мышлением, чувством, желанием и чертами ума может легко привести к различным формам самообмана, как индивидуального, так и коллективного. Когда люди обладают только интеллектуальными навыками, без интеллектуальных черт ума, слабое чувство критического мышления результатов. Справедливое или острое критическое мышление требует интеллектуальной скромности, сочувствия, честности, настойчивости, мужества, самостоятельности, уверенности в разуме и других интеллектуальных черт. Таким образом, критическое мышление без существенных интеллектуальных черт часто приводит к умному, но манипулятивному, часто неэтичному мышлению. Короче говоря, софист, мошенник, манипулятор часто использует интеллектуально ущербные, но эффективные формы мышления, служащие неэтичным целям. Однако в то время как критическое мышление легко поддается аналитическим соображениям и может считаться в значительной степени «объективным», немногие люди замечают, в какой степени они некритически предполагают нравы и табу своего общества (и, следовательно, не могут распознать свою собственную «субъективность»). однобокость).
Дальнейший анализ и ресурсы о взаимодействии между мыслями, желаниями и эмоциями можно найти в Roderick Hindery (2001): Индоктринация и самообман или свободное и критическое мышление и в Paul and Elder (2004): The Human Разум .
Преодоление предубеждений
Не существует простого способа избавиться от предубеждений. Однако есть способы, с помощью которых можно начать это делать. Самые важные требуют развития интеллектуальной эмпатии и интеллектуальной скромности. Первый требует большого опыта ввода и точного построения точек зрения, по отношению к которым человек испытывает негативные чувства. Второе требует обширного опыта в определении степени собственного невежества в самых разных областях (невежество, допущение которого приводит к тому, что человек говорит: «Я думал, что0052 знал , но я просто верил «). Человек становится менее предвзятым и более широким, когда становится более интеллектуально чутким и интеллектуально скромным, а это требует времени, преднамеренной практики и приверженности делу. Это требует значительного личного и интеллектуального развития.
Для развития способностей критического мышления следует научиться искусству воздерживаться от суждений (например, при чтении романа, просмотре фильма, диалогическом или диалектическом рассуждении). Способы сделать это включают восприятие, а не оценочную ориентацию; то есть избегать перехода от восприятия к суждению, когда кто-то применяет критическое мышление к проблеме.
Человек должен осознать свою склонность к ошибкам посредством:
- признание того, что у всех есть подсознательные предубеждения, и, соответственно, сомнение в любых рефлексивных суждениях.
- занимает эгоцентричную и, по сути, интеллектуально скромную позицию
- вспоминая предыдущие убеждения, которых когда-то придерживались, но теперь отвергают
- осознание того, что, несмотря на вышеизложенное, у человека все еще есть многочисленные белые пятна
Интеграция выводов из литературы по критическому мышлению и литературы по когнитивной психологии представляет собой «Метод аргументации и эвристического анализа». Этот метод иллюстрирует влияние эвристики и предубеждений на принятие решений человеком, а также влияние критического осмысления причин и утверждений. Мышление и рассуждение при принятии решений человеком [3]
Критическое мышление в классе
Ключом к пониманию важности критического мышления в классе является понимание значения критического мышления в обучении. Учиться значит думать. Плохо думать — плохо учиться. Хорошо думать — значит хорошо учиться. Все содержание, которое необходимо изучить, должно быть интеллектуально сконструировано. Чтобы познать содержание истории, я должен погрузиться в процесс исторического мышления.
Изучение контента состоит из двух этапов. Первый возникает, когда учащиеся (впервые) конструируют в уме основные идеи, принципы и теории, присущие содержанию. Это процесс интериоризации. Второе происходит, когда учащиеся эффективно используют эти идеи, принципы и теории по мере того, как они становятся актуальными в жизни учащихся. Это процесс применения. Хорошие учителя развивают критическое мышление (интеллектуально активное мышление) на каждом этапе обучения, включая начальное обучение. Этот процесс интеллектуального взаимодействия лежит в основе учебных пособий Оксфорда и Кембриджа. Преподаватель задает ученикам вопросы, часто в сократовской манере. Вот несколько типичных сократовских вопросов:
- Что вы имеете в виду под_______________?
- Как вы пришли к такому выводу?
- Что было сказано в тексте?
- Каков источник вашей информации?
- Каков источник информации в отчете?
- Какое предположение привело вас к такому выводу?
- Предположим, вы ошибаетесь. Каковы последствия?
- Почему ты сделал такой вывод? Еще один соответствует данным?
- Почему эта проблема так важна?
- Откуда мне знать, что вы говорите правду?
- Какое альтернативное объяснение этому явлению?
Конечно, есть много других возможных сократовских вопросов (Следует отметить, что Сократ так сильно раздражал людей, используя их собственные слова, чтобы показать их недостатки. Это было причиной его смерти, когда дворянин заставил его выбирать между изгнанием и пить яд.) Суть в том, что учитель, который воспитывает критическое мышление, способствует рефлексии учащихся, задавая вопросы, которые стимулируют мышление, необходимое для построения знаний.
Как подчеркивалось выше, каждая дисциплина адаптирует использование концепций и принципов критического мышления. Основные понятия всегда присутствуют, но они встроены в предметное содержание. Для студентов, чтобы изучить содержание, интеллектуальная вовлеченность имеет решающее значение. Все ученики должны думать по-своему, по-своему конструировать знания. Хорошие учителя признают это и поэтому сосредотачиваются на вопросах, чтении, действиях, которые побуждают ум взять на себя ответственность за ключевые понятия и принципы, лежащие в основе предмета.
В школьной системе Великобритании Критическое мышление предлагается в качестве предмета, который 16-18-летние могут сдавать в качестве предмета A-Level. Под экзаменационной комиссией OCR студенты могут сдать две экзаменационные работы для AS: «Надежность доказательств» и «Оценка и разработка аргументов». Теперь доступен полный Advanced GCE: в дополнение к двум модулям AS кандидаты сдают два документа «Решение дилемм» и «Критическое рассуждение». Кандидаты уровня A проверяют их способность критически мыслить и анализировать аргументы на предмет их дедуктивной или индуктивной достоверности, а также выдвигать свои собственные аргументы. Он также проверяет их способность анализировать определенные связанные темы, такие как достоверность и этичное принятие решений. Однако из-за сравнительного отсутствия предметного содержания многие университеты не принимают его в качестве основного A-level для поступления [4][5]. Тем не менее, AS часто полезен для развития навыков рассуждения, а полный продвинутый GCE чрезвычайно полезен для курсов на получение степени в области политики, философии, истории или теологии (и это лишь некоторые из них), предоставляя навыки, необходимые для критического анализа, которые полезны, например, в изучении Библии.
В Великобритании также предлагается программа AEA по критическому мышлению, доступная для любого студента A-level независимо от того, имеет ли он критическое мышление A-level. CIE имеет A-level по навыкам мышления [6]. С 2008 года AQA также будет предлагать спецификацию A-level Critical Thinking [7]; Экзаменационная комиссия OCR также изменила свои правила на 2008 год. Многие экзамены для поступления в университеты, устанавливаемые университетами, помимо экзаменов A-level, также включают компонент критического мышления, например LNAT, UKCAT, BMAT и TSA.
Оценка критического мышления
Доступно несколько инструментов для оценки аспектов навыков критического мышления. Некоторые из них предназначены для младших школьников, другие — для студентов колледжей и взрослых. В то время как большинство из них разработаны для использования в общем образовании или в повседневном контексте, некоторые адаптированы для интересов людей в различных профессиональных областях. В дополнение к тестам другие инструменты для оценки критического мышления включают рубрики и формы оценки производительности.
Подведение итогов
Учитывая характер процесса, критическое мышление редко бывает окончательным. Вывод делается на основании имеющихся данных и оценки. Однако выводы всегда должны подвергаться дальнейшей оценке, если появляется новая информация.
Цитаты
Уильям Грэм Самнер предлагает полезный обзор критического мышления:
Привычка к критическому мышлению, если она обычна в обществе, пронизывает все его нравы, потому что это способ решения жизненных проблем. Люди, воспитанные в нем, не могут быть подавлены ораторами-пеньками … Они не спешат верить. Они могут считать вещи возможными или вероятными во всех степенях, без уверенности и без боли. Они могут ждать доказательств и взвешивать доказательства, не подвергаясь влиянию акцента или уверенности, с которыми высказываются утверждения той или иной стороны. Они могут сопротивляться апелляциям к самым дорогим им предрассудкам и всевозможным уговорам. Образование на критическом факультете — единственное образование, о котором можно с уверенностью сказать, что оно делает хороших граждан .
Доктор Мартин Лютер Кинг сказал:
Таким образом, функция образования состоит в том, чтобы научить мыслить интенсивно и критически. . . Полное образование дает человеку не только силу концентрации, но и достойные цели, на которых следует концентрироваться.
См. также
|
|
Ссылки
- ↑ Пол, Р. и Элдер, (2006) Миниатюрное руководство по критическому мышлению: концепции и инструменты .
- Facione, P. 1990. Отчет Delphi «CT: Заявление об экспертном консенсусе для целей образовательной оценки и обучения» Резюме [8]
- Facione, P. 2007. Критическое мышление: что это такое и почему оно имеет значение — обновление 2007 г. [9]
- Фасионе, Пенсильвания, Фасионе, Северная Каролина, и Джанкарло, Калифорния (2000). Предрасположенность к критическому мышлению: его характер, измерение и связь с навыками критического мышления. Неформальная логика , том 20, номер 1, стр. 61-84. [10]
- Б.В. Hamby Философия всего: критическое мышление в контексте. Издательство Кендалл Хант, Дубьюк, Айова, 2007 г. ISBN 978-0-7575-4724-9
- Винсент Ф. Хендрикс, Мысль 2 Разговор: Ускоренный курс размышлений и выражений , Нью-Йорк: Automatic Press / VIP, 2005, ISBN 87-991013-7-8
- Ричард Пол и Линда Элдер, 2002 г. Критическое мышление: инструменты для управления своей профессиональной и личной жизнью . Опубликовано Financial Times Prentice Hall. ISBN 0-13-064760-8.
- Ричард Пол и Линда Элдер, 2003. Миниатюрное руководство по аналитическому мышлению . Опубликовано Фондом критического мышления. ISBN 0-944583-19-9
- Линда Элдер и Ричард Пол, 2004 г. Миниатюрный путеводитель по человеческому разуму . Диллон Бич: Фонд критического мышления Press.
- Ричард Пол и Линда Элдер, 2006 г. Миниатюрное руководство по критическому мышлению: концепции и инструменты . Опубликовано Фондом критического мышления. ISBN 0-944583-10-5
- Пол Р., Элдер Л. и Бартелл Т. 1997. Подготовка учителей штата Калифорния к обучению критическому мышлению: результаты исследований и рекомендации по политике . Калифорнийская комиссия по аттестации учителей. Фонд критического мышления, Сакраменто, Калифорния.
- Тварди, доктор Чарльз Р. (2003) Карты аргументов улучшают критическое мышление. Преподавание философии 27:2 июнь 2004 г. Препринты: [11] [12]
- Уайт, Дж. 2003. Плохие мысли — руководство по ясному мышлению . Опубликовано Корво. ISBN 0-9543255-3-2.
- Т. Эдвард Дамер. Атака на ошибочные рассуждения, 5-е издание, Уодсворт, 2005 г. ISBN 0-534-60516-8
- Фрэнсис Ватанабе Дауэр. «Критическое мышление : введение в рассуждения»
Внешние ссылки
- Учебное пособие по аргументации и критическому мышлению доктора Джея Верлиндена, Государственный университет Гумбольдта — «Предназначено, чтобы помочь студентам на курсах критического мышления на уровне колледжа изучить некоторые основные концепции. формальной логической структуры аргументов и неформальных заблуждений».
- Отображение аргументов Отображение аргументов использует графические методы для отображения структуры рассуждений и аргументации. Этот метод необходим для развитого критического мышления. Без картирования очень трудно понять структуру доказательств; и без такой ясности критические ответы обычно дают осечку.
- Учебные пособия по сопоставлению аргументов Эти шесть обширных учебных пособий охватывают основы сопоставления аргументов, от элементарных выводов до самых сложных аргументов. Каждое руководство содержит концепции, принципы и словарный запас; викторина; и упражнения с типовыми ответами.
- Основные концепции критического мышления из проекта «Критическое мышление в рамках учебной программы», Общественный колледж Лонгвью
- Критическое мышление в Интернете Каталог качественных онлайн-ресурсов по критическому мышлению.
- Critical Thinking Web Онлайн-учебники и учебные материалы по критическому мышлению.
- Критическое мышление: для чего оно нужно? (На самом деле, что это такое?) Ховард Габеннеш, журнал Skeptical Inquirer
- Insight Assessment предоставляет бесплатные материалы по обучению, бесплатные отчеты об исследованиях и некоторые бесплатные инструменты для оценки критического мышления.[13]
- Foundation For Critical Thinking предоставляет большую библиотеку статей, исследований, инструментов оценки, форумы, комментарии к новостям и календарь событий.
- Метод Сократа и критическое мышление См. статью на главной странице под названием «Метод Сократа».
Типы психологии мышления — virtualpsychcentre.com
Последнее обновление: 6 октября 2022 г. | Автор: Джон Керл
Каковы шесть типов мышления?
В 1950-х годах Бенджамин Блум разработал классификацию навыков мышления, которая до сих пор полезна; она известна как таксономия Блума. Он перечисляет шесть типов мыслительных навыков, ранжированных в порядке сложности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка .
Какие существуют 5 типов мышления?
Хотя все мы обладаем уникальным умом, наши склонности можно свести к пяти общепризнанным стилям мышления: синтезаторы, или творческие мыслители; идеалисты, или целеполагатели; прагматики, или логические мыслители; аналитики или рациональные интеллектуалы; и, наконец, реалисты, или идеальные решатели проблем.
Каковы 3 основные формы мышления?
3 режима мышления: Латеральное, дивергентное и конвергентное мышление .
Какие 7 типов мышления используются в критическом мышлении?
Ключевые навыки критического мышления: анализ, интерпретация, вывод, объяснение, саморегуляция, непредубежденность и решение проблем .
Какие существуют 4 типа мышления?
Существует четыре типа «навыков мышления»: конвергентное или аналитическое мышление, дивергентное мышление, критическое мышление и творческое мышление . Мы используем эти навыки, чтобы понимать окружающий мир, критически мыслить, решать проблемы, делать логический выбор и развивать собственные ценности и убеждения.
Что такое мышление в психологии?
Мысль (также называемая мышлением) — это психический процесс, в ходе которого существа формируют психологические ассоциации и модели мира . Мышление — это манипулирование информацией, например, когда мы формируем концепции, участвуем в решении проблем, рассуждаем и принимаем решения.
Каковы 8 принципов критического мышления?
Уэйд (1995) выделяет восемь характеристик критического мышления. Критическое мышление включает в себя задавание вопросов, определение проблемы, изучение доказательств, анализ предположений и предубеждений, избегание эмоциональных рассуждений, избегание чрезмерного упрощения, рассмотрение других интерпретаций и терпимость к двусмысленности.
Каковы 4 основы критического мышления?
Основные шаги по улучшению критического мышления включают анализ, интерпретацию, представление и оценку .
Каковы 6 навыков критического мышления?
6 ключевых навыков критического мышления. Ключевыми навыками критического мышления являются выявление предубеждений, вывод, исследование, идентификация, любопытство и оценка релевантности .
Каковы 5 навыков критического мышления?
5 основных навыков критического мышления
- Наблюдение. Навыки наблюдения являются отправной точкой для критического мышления. …
- Анализ. Как только проблема была выявлена, аналитические навыки становятся необходимыми. …
- Вывод. …
- Связь. …
- Решение проблем.
Каковы 6 навыков критического мышления?
6 ключевых навыков критического мышления. Ключевыми навыками критического мышления являются выявление предубеждений, вывод, исследование, идентификация, любопытство и оценка релевантности .
Что такое мыслительные способности?
Навыки мышления — это когнитивных процессов, которые мы используем для решения проблем, принятия различных решений, постановки вопросов, составления планов, организации и создания информации .
Какие существуют два типа мышления?
Оно включает в себя два основных типа мышления: дивергентное, при котором человек пытается создать разнообразный набор возможных альтернативных решений проблемы, и конвергентный, при котором человек пытается сузить множество возможностей, чтобы найти единственный, лучший ответ на проблему. проблема.
Каковы 8 принципов критического мышления?
Уэйд (1995) выделяет восемь характеристик критического мышления. Критическое мышление включает в себя задавание вопросов, определение проблемы, изучение доказательств, анализ предположений и предубеждений, избегание эмоциональных рассуждений, избегание чрезмерного упрощения, рассмотрение других интерпретаций и терпимость к двусмысленности.
Каковы 4 основных принципа критического мышления?
Критическое мышление состоит из четырех этапов: сбор информации, оценка информации, формирование выводов и оценка этих выводов .
Каковы 8 шагов критического мышления?
Критическое мышление можно разделить на 8 различных категорий, включая:
- Рефлексия.
- Анализ.
- Сбор информации.
- Творчество.
- Структурирование аргументов.
- Принятие решений.
- Обязательство.
- Дебаты.
Каковы 9 элементов критического мышления?
Критическое мышление предполагает знание и применение стандартов: ясность, точность, достоверность, актуальность, глубина, широта, логика, значимость и справедливость .
Как мы можем улучшить наше мышление?
Ниже вы найдете семь способов начать работу.
- Задайте основные вопросы. «Мир сложен. …
- Вопрос Основные предположения. …
- Следите за своими психическими процессами. …
- Попробуйте все изменить. …
- Оценить существующие доказательства. …
- Не забывайте думать самостоятельно. …
- Поймите, что никто не мыслит критически 100% времени.
Что такое процесс мышления?
Мышление, также известное как «познание», относится к способности обрабатывать информацию, удерживать внимание, сохранять и извлекать воспоминания и выбирать соответствующие реакции и действия . Способность понимать других людей и выражать себя другим также можно отнести к категории мышления.
Каковы инструменты мышления в психологии?
«Инструменты мышления» — это устройства и процессы, которые мы используем для получения знаний. Эта лекция знакомит с восемью инструментами: опытом, памятью, ассоциациями, распознаванием и распознаванием образов, разумом, изобретательством, экспериментированием и интуицией .