Формы проявления психологии больших групп: 6.3. Формы проявления психологии больших групп

Содержание

3. Формы проявления психологии больших групп. Психология большой социальной группы

Психология большой социальной группы

реферат

социальный группа психологический интерес

Все четыре сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определенных общественно-исторических условиях проявляется двояким образом:

· как характеристика типичной личности представителя определенной общности;

· как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).

Психический склад выступает как наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных общностей.

Так, социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов. Он формируется в конкретных условиях, под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации. Характер с определенной логикой и последовательностью детерминирует одну линию поведения, одни поступки и исключает другие.

Традиции представляют собой исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей. Они определяют общее направление деятельности групп в специфических условиях. В традициях осуществляется преемственность тех или иных социально значимых форм поведения в типичных ситуациях, в различных сферах деятельности, сознательно поддерживающихся, закрепляющих те или иные отношения. Подчеркивая психологическую сущность происхождения и функционирования традиций, Ф. Энгельс отмечал, что традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую в социальном развитии.

Другим составным элементом психического склада общности являются обычаи. Обычай представляет собой прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на определенные события, осуществления некоторых общественно значимых действий (особые моменты трудовой деятельности, быта, семейной жизни, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, характер праздников и др. ). Обычай хранит определенный народный опыт, является символом каких-то ценностей, выработанных общностью, приучает уважать их. Обычай воспитывает определенное отношение к группе, к личности.

Элементом психического склада, примыкающим к социальным обычаям, являются предрассудки. Предрассудок— это укоренившееся в обществе мнение без разумного отчета в основательности его, но относящееся преимущественно к предостерегательным, суеверным правилам. Предрассудки определяют отношения данной социальной группы к тем пли иным природным или социальным явлениям. Бытовавшее до некоторого времени мнение, что предрассудки — удел недостаточно образованных, малокультурных людей с ограниченным мировоззрением, не соответствует действительности. Фактически предрассудки в той или иной степени существуют у преобладающего большинства групп. У больших социальных групп существуют свои предрассудки. Общественно опасными являются национальные и религиозные предрассудки. Их общественная опасность сильно возрастает, когда эти предрассудки объединяются.

Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ их жизни. Образ жизни — это совокупность устоявшихся, типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных люде и в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сфере. В образе жизни раскрывается, как живут люди, какими действиями и поступками заполнена их жизнь, каков стиль их мышления, их потребности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание и формы общения, какие цели они преследуют. В образе жизни общности, человека выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения отражаются в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных позициях, социальных и личностных установках, потребностях, стиле жизни и поведении.

Делись добром 😉

Агрессия у человека и животных

Формы проявления агрессии

Следующие четыре типа поведения показывают все разнообразие поведенческой активности живых существ: 1. Агонистическое поведение, связано с конфликтами, которое переадресовывается на себя и проявляется в виде аутоагрессии…

Внимание и его психологические свойства

2. вниманиЕ: понятие И формы проявления

Внимание и его психологические свойства

2.2 Формы проявления внимания

Классификация психических процессов, начатая еще во времена Аристотеля, дала начало дискуссиям, которые продолжаются до сих пор. Сегодня становится понятным, что любая дифференциация психических процессов является условной…

Межгрупповое поведение

Формы проявления межгрупповых отношений

С точки зрения поведения отдельных групп и развития межгрупповых отношений горизонтальные системы управления, в которых центры принятия решений широко распределены, являются более предпочтительными, чем пирамидальные структуры…

Методы и пути коррекции школьной тревожности

1.3 Формы проявления школьной тревожности

Под формой тревожности мы понимаем особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. ..

Особенности развития аутичного ребенка

1.2. Формы проявления аутизма

Аутизм проявляется в различных сферах. Рассмотрим речевую сферу аутичного ребенка. Развитие ребенка, страдающего аутизмом, как правило, аномально уже на самых ранних этапах онтогенеза…

Понятие сопротивления и работа с ним

1.2 Формы проявления сопротивления

В этой главе будут рассмотрены наиболее типичные примеры проявления сопротивления, которые появляются во время проведения психотерапии. Сопротивление чрезвычайно разнообразно, трудно распознается и постоянно меняет форму своего проявления…

Социальная психология больших социальных групп: классов, народов, общества в целом

1.ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Социальная психология больших социальных групп: классов, народов, общества в целом

1.1 Содержание и структура психологии больших социальных групп

Прежде чем рассматривать вопрос о психологии больших социальных групп, необходимо выяснить, что же такое «большая социальная группа»? Нельзя дать чисто количественное определение этого понятия. ..

Социальная психология больших социальных групп: классов, народов, общества в целом

1.3 Методы исследования психологии больших социальных групп

Какие же методы исследования применяются в социальной психологии, при изучении психологии больших социальных групп? Изучение национальной психологии стоит на стыке нескольких различных дисциплин…

Социальная психология больших социальных групп: классов, народов, общества в целом

1.4 Особенности психологии некоторых больших социальных групп

Уже говорилось ранее, что большие социальные группы делятся на группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества, долговременные…

Стресс в организации

1.2 Виды и формы проявления стресса

Стресс и его многоаспектность у человека столь велика, что стало необходимым разработать типологию его проявлений. Сейчас стресс разделяют на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Факторы…

Тревога и стресс

1.1 Тревога, формы её и проявления

Каждый человек в своей жизни сталкивался с проявлениями тревоги, чувствовал симптомы тревоги у себя, видел, как страдают от тревожных расстройств близкие и друзья. И это не удивительно…

Фрустрация как особое психоэмоциональное состояние личности

3.3 Формы проявления фрустрации

Следует с самого начала сказать, что эти состояния различны и зависят от разных причин, значимости их действия, привычки к ним…

Экспериментальное исследование образа жизни рабочих как специфической социальной группы

1.1 Теория больших социальных групп

рабочий социальный ценностный личность Психология больших социальных групп является одним из важнейших объектов социально-психологических исследований. Значение этих исследований обусловлено тем…

Теории социальной психологии алексей тулин москва 2009


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

ТЕОРИИ

СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

АЛЕКСЕЙ ТУЛИН

МОСКВА

2009

Содержание.

Введение.

Часть 1 Становление социальной психологии.

Предмет и задачи социальной психологии.

История социальной психологии.

Российская история социальной психологии.

Становление зарубежной психологии.

Механизмы социального познания.

Структура социальной психологии.

Понятие социальной перцепции.

Структура персептивного процесса.

Социальная рефлексия.

Часть 2 Социальная агрессия.

Агрессия как социально – психологический феномен.

Становление человеческой агрессии.

Уровни агрессии.

Адаптация и дезодаптация личности в социуме.

Часть 3 Социальная психология групп.

Группа как функциональная единица.

Малые группы.

Большие социальные группы.

Психология толпы.

Массовое явление в больших диффузных группах.

Влияние группы, огрупление мышления (на примере социально – религиозные группы свидетели Иеговы).

Почему человек вступает в секту.

Деструктивные группы, психологическое воздействие на личность. Секты.

Влияние секты.

Мнение специалиста.

Часть 4. Мистическая личность и общество.

Семья – важный канал формирования мистической личности.

Воздействие мистической общины на индивида.

Психологические последствия вовлечение индивида в мистическую общину.

Психология мистического «обращения».

Часть 5 Психология общения.

Общение.


Проблемы психологии общения.

Общение как деятельность.

Коммуникативная сторона общения.

Общение как обмен информацией.

Деловое общение.

Социально – психологический климат коллектива.

Социально – психологический климат первичного трудового коллектива.

Часть 6 Психология конфликта

Конфликт.

Понятие конфликта.

Причины конфликтов.

Проявления гнева и угроз.

Конфликт и способы его решения.

Кодекс поведения в конфликте.

Часть 7 Социальная психология лидерства.

Лидерство.

Лидерство и руководство.

Руководство.

Часть 8 Социальная психология личности.

Социальная психология и личность.

Альберт Бандура: социально – когнитивная теория личности.

Социально – психологические особенности мистической личности.

Литература

Введение.

Социальная психология является относительно молодой гуманитарной наукой, динамично развивающейся в последнее время. Социально-психологические знания имеют богатейшую и интереснейшую историю и широкое прикладное значение в самых различных областях жизни современного общества.

Социальная психология — наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей

Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении, а социальная психология – как раздел этой науки, имеющий дело с человеческим взаимодействием. Первостепенной задачей науки полагается установление общих законов путем систематического наблюдения. Социальными психологами такие общие законы разрабатываются для описания и объяснения человеческого взаимодействия. Это традиционное видение научного закона повторяется в том или ином виде во всех фундаментальных трактовках целей и задач психологической науки. DiRenzo (1966) пишет, что “полное объяснение” в поведенческих науках — это такое объяснение, которое наделено статусом неизменного закона». Krech, Crutchfild и Ballachey (1962) подчеркивают, что «вне зависимости от того, интересует нас социальная психология как фундаментальная или прикладная наука, она основывается на определенном наборе научных принципов». Jones и Gerard (1967) вторят этой точке зрения: «Наука стремится понять факторы, которые определяют стабильные связи между явлениями». По выражению Миллса (Mills, 1969), «социальные психологи хотят раскрыть причинные связи с тем, чтобы установить основные принципы, который объяснят социально-психологические феномены»

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания.

Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания

Часть 1. Становление социальной психологии

Предмет и задачи социальной психологии
Отечественная социальная психология открывает свою новейшую историю с 1962 года, когда открылась первая в стране лаборатория социальной психологии при отделении психологии Ленинградского Университета. Начиная с этой даты, а особенно в последние годы, увеличился поток литературы социально-психологического содержания. Возросло несомненно количество переводных изданий стран западной Европы и США. Можно даже утверждать, что на Россию обрушился поток публикаций, монографий, а также сборников охватывающих не только узкие, но и широкие вопросы по разнообразным тематикам. Немаловажное место занимает учебник Д. Майерса, будучи для многих американских студентов первой книгой, которая знакомит их с основами социально-психологических знаний. Труд Д. Майерса по социальной психологии весьма своеобразен. Автор трактует социальную психологию преимущественно в рамках когнитивизма, приводя исключительно интересные данные полученные им и его ближайшими коллегами в сфере межличностного познания и социального воздействия. Сильной стороной учебника Д. Майерса является и ориентация автора на практическое использование социально-психологических знаний. Многие страницы книги посвящены применению социальной психологии в юриспруденции, медицине, практике урегулирования социальных конфликтов».
Но несмотря на уже позитивно высказанную точку зрения на этот счет профессором А. Л. Свеницким, постараемся в свою очередь дать свою характеристику данного учебника, сравнив его по некоторым параметрам с нашими отечественными, такими как «Социальная психология» под редакцией Г. М. Андреевой, «Социальная психология» под редакцией А. В. Петровского и «Психология общения» М. И. Станкина.
Социальная психология — это научное исследование того, о чем люди думают, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальная психология — дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии. По сравнению с психологией личности социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и более — на том, как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология — экзогенная наука; она выявляет как социальные условия влияют на поведение. Посмотрим как интерпретируется определение социальной психологии в учебнике Андреевой Г. М. «Социальная психология — отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп». Листая учебник Андреевой Г. М. «Социальная психология» мы невольно сталкиваемся с очень конкретными названиями абзацев, такими как: «дискуссия о предмете социальной психологии», «задачи социальной психологии и проблемы общества», находим такие громкие фразы типа «сфера собственных интересов социальной психологии» просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. В свою очередь учебник Д. Майерса как бы не ставит задачей обратить внимание на столь конкретные формулировки, и последовательность изложения материала переходит очень «плавно» от раздела к разделу. На взгляд исследователя, Дэвид Майрс весьма справедливо сопоставил социальную психологию с фразой Артура Конан Дойля «Вы никогда не можете предсказать, что сделает любой из нас, но вы можете с точностью назвать среднее число.
Индивиды могут меняться, но процент остается постоянным».
Социальная психология сталкивается с двумя противоречивыми критическими замечаниями. Во-первых она тривиальна, поскольку удостоверяет очевидное, во-вторых, она опасна, поскольку ее открытия могут быть использованы для манипулирования людьми. Приводя достаточно убедительные примеры из всевозможных источников, даже из политики, Д. Майерс не только заинтересовывает данной проблемой, но и заставляет задуматься. Способы изложения материала очень восприимчивы для запоминания, т. к. подкрепляются, как уже было сказано выше «убедительным числом убедительных примеров «. Большинство социально-психологических исследований относится либо к корреляционным, либо к экспериментальным. Корреляционные исследования, для проведения которых иногда используют метод систематического опроса, выявляют взаимосвязь между переменными, такими, например, как уровень образования и доход. Ставя эксперименты социальные психологи иногда создают ситуации которые затрагивают эмоции людей. В этом случае они обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получать согласие от осведомленных испытуемых, следовать принципу «не навреди», после завершения эксперимента полностью раскрывать им любой временный обман.
Социальные психологи интегрируют свои идеи и данные экспериментов в теории. Лабораторные эксперименты позволяют проверить идеи, собранные по крупицам из жизненного опыта, и затем применить принципы и результаты в реальном мире.

Одной из важнейших опор этой науки является понятие о Я-концепции. “Кто Я?”, “Зачем Я?”, “С кем вместе живу Я?”. Как культура формирует наше чувство «Я»? Кто вы? Вы — уникальное и сложное создание и можете по-разному дополнить предложение «Я — . . . «. Элементы вашей Я — концепции, т. е. специфические убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть — это ваши же Я — структуры. Структуры — это психические модели, с по- мощью которых мы организуем нашу жизнь. Они влияют на то, как мы воспринимаем, запоминаем и оцениваем других людей и себя. Рассмотрим, как Я влияет на память, явление известное под названием «Эффект ссылки на себя». Когда информация применима к нашим Я — концепциям, мы быстро ее обрабатываем и хорошо помним. Эффект ссылки на себя иллюстрирует самый существенный жизненный факт: ощущение самих себя лежит в центре нашего мира. Рассматривая себя обычно как центральное звено, мы переоцениваем, в какой степени поведение других нацелено на нас. И часто берем ответственность за события, в которых играем лишь небольшую роль. Наша Я — концепция включает в себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но также и то, кем мы могли бы стать — наши возможные Я. Они заключают в себе то какими мы видим себя в наших мечтах, — богатый Я, худой Я, страстно любимый и любящий Я. Они также заключают в себе Я, которыми мы боимся стать, — безработный Я, больной Я, отстающий в учебе Я. Такие возможные Я мотивируют нас к достижению особой цели — к той жизни, к которой мы стремимся. Д. Майерс ставит вопрос «становится ли Я — концепция более индивидуализированной, когда Восток встречается с Западом». У японских студентов, выезжавших по обмену и пробывших семь месяцев в университете Британской Колумбии, повысилось самоуважение. У иммигрантов из Азии, долгое время живущих в Канаде, самоуважение выше, чем у недавно иммигровавших и тех, кто живет в Азии. Самоуважение — всеобъемлющее чувство собственного достоинства, которое влияет на то, как мы оцениваем свои особенности и способности. Самопознание, однако имеет слабые стороны. Мы часто не знаем, почему ведем себя так, а не иначе. Люди различаются своими Я — концепциями. Одни, особенно в индивидуалистических западных культурах, принимают концепцию независимого Я. Другие, часто в Азии и культурах стран третьего мира, — взаимозависимого Я. Эти противоположные идеи способствуют культуральным различиям в социальном поведении. Высокое самоуважение также приносит дивиденды. Дополнительные исследования локуса контроля и приобретенной беспомощности объединил Альберт Бандура в концепцию, названную концепцией самоэффективности. Люди с высокой сомоэффективностью более настойчивы, менее тревожны и менее склонны к депрессиям, лучше учатся. Хотя психологическое исследование и толкование самоэффективности является новым, акцент на вашей личной ответственности за свою жизнь и реализацию своего потенциала не нов. Тема «Ты можешь сделать это», является бессмертной американской идеей. В процессе переработки информации, относящейся к нашему Я, вторгается предрасположение. Мы охотно прощаем свои неудачи принимаем похвалу за наши успехи и во многом считаем себя выше среднего. Такое завышенное мнение о себе позволяет большинству из нас наслаждаться преимуществами высокой самооценки, хотя есть опасность «задрать нос». Предрасположение в пользу своего Я появляется и в том случае, когда люди сравнивают себя с другими.
У нас есть занятная тенденция расширять наш Я — образ, переоценивая или недооценивая степень того факта, что другие думают или поступают также, как мы, — феномен называемый » эффектом ложного консенсуса». Если рассматривать мнение, то мы находим поддержку наших позиций, считая, что с нами согласно большинство. Можно утверждать, что ложный консенсус встречается т. к. мы делаем обобщение из ограниченной выборки. Что касается наших способностей или ситуаций, чаще встречается эффект ложной уникальности. Такое восприятие отчасти возникает из мотива поддержать и повысить самооценку — побуждения, которая спасает людей от депрессии, но способствует недооценки и групповому конфликту. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ как для аудитории вне (другие люди), так и для аудитории внутри (мы сами). Мы выражаем свое самоопределение показывая себя как определенный тип человека. Для некоторых сознательная самопрезентация — образ жизни. Те, у кого высокие показатели по шкале тенденции к самомониторингу действуют как социальные хамелеоны, т. е. приспосабливают свое поведение в соответствии с внешними ситуациями. Люди с низкими показателями самомониторинга меньше заботятся о том, что о них думают другие. Они больше руководствуются внутренними ощущениями, поэтому они будут говорить и действовать как чувствуют на самом деле. Проблема самомониторинга достаточно актуальна в наше время. В различной степени мы являемся самомониторами, мы обращаем внимание на наше поведение и регулируем его, чтобы произвести желаемое впечатление.
Подводя определенные итоги по второй главе мы не можем сравнить с нашими отечественными учебниками те же определения, например, как самоэффективность, самопрезентация или самомониторинг. Их нет даже в психологическом словаре А. В. Петровского, возможно они имеют другое толкование и другое определение. На мой взгляд Д. Майерс слишком углубился в психологию личности, задействовав концепцию самоэффективности А. Бандуры и установку локус контроля Д. Роттера. Однако в разделе Я — концепция достаточно убедительно был описан «эффект ссылки на себя». Самопрезентация представлена здесь второй основной частью этой главы включая феномен ложной скромности и новое определение — самомониторинг.

История социальной психологии.

Все исторические документы, свидетельствующие о появлении научной дисциплины, предметом которой является социальное поведение человека, относятся к одному веку – веку нынешнему. И за этот короткий срок молодой науке удалось проникнуть в глубинную сущность таких сложных явлений, как человеческие убеждения и иллюзии, любовь и ненависть, конформизм и независимость многое в поведении человека еще остается загадкой, но уже сейчас социальная психология может предложить ответы на далеко не простые вопросы: что побуждает людей то причинять вред, то помогать друг другу? Отчего вспыхивают социальные конфликты и каким образом сжатый кулак может быть превращен в руку помощи?

Социальная психология углубляет наше представление о самих себе, делает нас более чуткими к социальным влияниям.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Основная часть включает в себя 2 вопроса. В первом рассматривается история становления зарубежной психологии.

Во втором вопросе – рассказывается о российской истории социальной психологии.

В заключении делается вывод о важности социальной психологии.

Каталог: download
download -> Объект исследования
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепции современного естествознания»
download -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
download -> Проект концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья
download -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
download -> Старший воспитатель


Скачать 5,83 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Общие представления о больших социальных группах, виды и формы проявления больших групп. — МегаЛекции

Выделяют малые и большие группы (основной критерий их разделения – наличие непосредственных контактов между членами группы). Социальная психология начиналась именно с исследования больших социальных групп. Исследования начались в начале 19 века. Лацарус, Штейнталь, а позднее Вундт заложили основы «психологии народов»; а идеи Лебона, Тарда, Сигеле легли в основу концепции «психологии масс». Эти исследования отцов-основателей социальной психологии носили теоретический характер, но в нач. 20 века стала бурно развиваться эмпирическая соц. психология и внимание сместилось на малые группы. Новая волна интереса к проблематике больших групп возникла в конце 20 века (бурные студенческие выступления, массовые выступления, появление различных движений –«зеленые»…). Изучение больших групп очень важно (имеет наибольшее значение для понимания психологических характеристик исторического процесса). В сущности социальная психология без раздела о психологии больших групп вообще не может претендовать на то, чтобы быть социальной психологией в точном значении этого слова. Такая позиция характерна для отечественной психологии, где исследования психологии больших социальных групп занимают особое место. Они начали активно развиваться с самого начала «второго рождения» этой дисциплины, т.е. с 1960-х годов. В значительной степени это связано с формулированием предмета социальной психологии, явившимся следствием дискуссии 60-ых годов, где прозвучала мысль о необходимости сочетания психологического и социологического подходов. Следствием этого явилось признание права на существование специального раздела внутри социальной психологии – психологии больших социальных групп.

Ведутся дискуссии о предмете психологии больших групп, что нужно изучать. Андреева считает, что нужно определиться какие группы считать большими; нужно изучать их структуру, основные элементы, взаимосвязи между группами; рассматривать соотношение психики и отдельных индивидов с психологическими проявлениями самих больших групп; разрабатывать методологию.

Большие г.значительные и изменяющиеся по числу участников человеч. сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте и могут не знать о сущ-ии друг друга – их объединяют, в основном, признаки непсихологического плана (проживание на одной тер­ритории, принадлежность к единому социальному слою)

Виды больших социальных групп.

В общем большие группы делят на: — стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности людей (толпа, публика, аудитория), — организованные, устойчивые, долговременные группы (классы, этнические, профессиональные группы…)

Дилигенский выделяет 2 основных вида:

1. Объективные макрогруппы (люди объединяются на основе общности и объективных связей, которые существуют независимо от сознания и воли входящих людей. Этносы, классы).

2. Субъективно-психологические группы (объединяющиеся в результате сознательного выбора; толпа).

Донцов выделяет:

— стихийные, неорганизованные группы (толпа, демонстрация),

— временные, полуорганизованные группы (публика, аудитория, митинг),

— устойчивые, организованные (социальные классы, слои, этносы, проф группы, политические партии).

Группы:

— по времени существования: длительно существующие, коротко существующие;

— по характеру организованности: организованные, стихийные;

— по контактности: условные, реальные;

— открытые, закрытые (членство как-то регламентируется уставом).

Естественно, не может быть предложена некоторая общая схема изучения признаков, структуры и т.д. в столь различающихся группах. Каждая из этих групп обладает своеобразием; поэтому все «сквозные» характеристики больших групп должны быть наполнены своеобразием. Но можно выделить некоторые характеристики, отличающие большие группы от малых. В больших группах есть специфические регуляторы социального поведения: нравы, обычаи, традиции, также есть специфические феномены: образ жизни. В рамках анализа образа жизни рассматривают интересы, ценности, потребности, наличие специфического языка. В больших группах гораздо более непосредственный характер приобретает социальная детерминация происходящих в них процессах, в частности, более очевидно значение ценностей и стереотипов. Но, как уже говорилось, общие черты, свойственные той или иной большой группе нельзя абсолютизировать, т.к. отдельные виды отличаются разнообразием.

Уровни развитие больших групп(занимался Дилигенский):

1. типологический (члены группы объективно схожи между собой по какому-то признаку. Признаки значительно влияют на поведение, психологию индивидов, но не являются основанием для создания психологической общности, они не осознают и не чувствуют единства)

2. уровень идентификации (члены группы начинают осознавать свою принадлежность и идентифицируют себя с другими членами группы; осознание принадлежности приводит к появлению определенных обязанностей).

3. уровень солидарности (или интегрированности) (группа действует как целое; знаменуется готовностью группы к совместным действиям. Члены осознают общность своих интересов, происходит организация внутри, регуляция отношений с другими группами. Появляются программы, стратегии общегрупповой деятельности).

Уровень развития определяет роль в обществе. У более организованных больше влияния.

Факторы, способствующие образованию психологической общности:

1. степень гомогенности (однородности состава).

2. степень эмпиричности, то есть насколько легко осознать себя членом группы (очевидность или непосредственность отражения в сознании людей тех признаков, которые помогают идентифицировать свою группу, отделить ее от других).

3. характер внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций (есть общее информационное поле или нет, как налажена коммуникация, интенсивность коммуникаций).

4. наличие идеологии, пропаганды (наиболее очевидно в политике, религии).

5. общественно-исторический опыт (практика коллективного действия, ощущение общности судьбы).

При анализе больших групп часто используется общепсихологический подход. Так, исследуются различные сферы: когнитивная (коолективные представления, социальное мышление, ментальность, массовое сознание), мотивационная (общегрупповые потребности, цели, задачи, ценности…), аффективная (групповые чувства, эмоции, массовые настроения), деятельностная (групповое поведение, коллективная деятельность) сферы.

Формы проявления психологии больших групп(проявления всех сфер). Выделяют 2 основные формы:

— Изучается характеристика отдельной личности как представителя определенной большой группы (типичный портрет).

— Характеристика психического склада общности в целом. Изучаются такие феномены, как социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Социальный характер — это типичный набор черт характера, который проявляется у большинства членов группы, формируется системой ценностей общности, определяется специфическую линию поведения (обобщенная характеристика группы, черты, присущие большинству). Социальный характер определяется социальными условиями, культурой, в которой существует группа. Особое значение при этом приобретают стереотипы. Психологический склад большой группы проявляется в традициях, обычаях, привычках, нравах… Традиции формируются под влиянием условий жизни и определяют общее направление деятельности. Это некоторые узаконенные способы осуществления разных правил, норм поведения, взаимоотношений. Обычно закрепляют общественно значимые формы поведения в каких-то конкретных ситуациях. Обычаи – правила реагирования на определенные события (ритуалы). Предрассудки — укоренившееся в обществе мнение, которое берется без разумного расчета в его основательности. Эти характеристики объединяются в целостную характеристику – образ жизни.

 


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Групповое поведение | Введение в психологию

Цели обучения

  • Проиллюстрировать, когда присутствие других может привести к групповому мышлению, социальной фасилитации или социальной лени

Групповое мышление

Когда мы находимся в группе, на нас часто влияют мысли, чувства и поведение окружающих нас людей. Будь то из-за нормативного или информационного социального влияния, группы имеют возможность влиять на людей. Еще одно явление группового соответствия — групповое мышление. Групповое мышление — это модификация мнений членов группы в соответствии с тем, что они считают групповым консенсусом (Janis, 1972). В групповых ситуациях группа часто предпринимает действия, которые отдельные люди не стали бы выполнять за пределами группы, потому что группы принимают более экстремальные решения, чем отдельные люди. Более того, групповое мышление может препятствовать противоположному движению мыслей. Это устранение различных мнений способствует ошибочному решению группы.

Копать глубже: групповое мышление в правительстве США

В правительстве США было несколько случаев группового мышления. Один пример произошел, когда Соединенные Штаты возглавили небольшую коалицию стран для вторжения в Ирак в марте 2003 года. Это вторжение произошло потому, что небольшая группа советников и бывший президент Джордж Буш были убеждены, что Ирак представляет собой серьезную террористическую угрозу с большим запасом оружия. оружия массового поражения в его распоряжении. Хотя у некоторых из этих лиц могли быть некоторые сомнения в достоверности информации, доступной им в то время, в конце концов группа пришла к единому мнению, что Ирак обладает оружием массового уничтожения и представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности. Позже выяснилось, что у Ирака не было оружия массового уничтожения, но только после того, как вторжение было в самом разгаре. В результате погибло 6000 американских солдат и еще больше мирных жителей. Как администрация Буша пришла к своим выводам? Вот видео, в котором Колин Пауэлл обсуждает имеющуюся у него информацию спустя 16 лет после своего знаменитого выступления в Организации Объединенных Наций, в котором он говорил о том, что у Ирака наверняка есть материалы для создания оружия массового уничтожения («Колин Пауэлл говорит, что презентация ООН по Ираку провалилась обо мне», 2017). Вы видите доказательства группового мышления?

Почему возникает групповое мышление? Есть несколько причин группового мышления, что делает его предотвратимым. Когда группа очень сплочена или имеет сильное чувство связи, поддержание групповой гармонии может стать для группы более важным, чем принятие правильных решений. Если лидер группы директивен и высказывает свое мнение, это может отбить у членов группы охоту не соглашаться с лидером. Если группа изолирована от альтернативных или новых точек зрения, групповое мышление может быть более вероятным. Как узнать, когда происходит групповое мышление?

Существует несколько симптомов группового мышления, включая следующие:

  • восприятие группы как неуязвимой или непобедимой — уверенность в силе группы
  • верить, что группа морально правильна — верить, что она не может сделать ничего плохого
  • самоцензура со стороны членов группы, например, сокрытие информации во избежание нарушения группового консенсуса
  • аннулирование несогласных мнений членов группы
  • ограждение лидера группы от инакомыслия
  • восприятие иллюзии единодушия среди членов группы
  • наличие стереотипов или негативное отношение к чужой группе или другим людям с иными точками зрения (Janis, 1972)

Учитывая причины и симптомы группового мышления, как его избежать? Несколько стратегий могут улучшить процесс принятия групповых решений, включая поиск мнений со стороны, голосование наедине, воздержание лидера от заявлений о позиции до тех пор, пока все члены группы не выскажут свои взгляды, проведение исследования всех точек зрения, взвешивание затрат и выгод всех вариантов и разработку непредвиденных обстоятельств. план (Янис, 1972; Митчелл и Экштейн, 2009).

Попробуйте

Групповая поляризация

Другим явлением, возникающим в рамках групповых настроек, является групповая поляризация. Групповая поляризация (Teger & Pruitt, 1967) — это усиление первоначального группового отношения после обсуждения взглядов внутри группы. То есть, если группа изначально поддерживает точку зрения, после обсуждения групповой консенсус, вероятно, станет более сильным одобрением точки зрения. И наоборот, если группа изначально была против точки зрения, групповое обсуждение, скорее всего, привело бы к более сильному противодействию. Групповая поляризация объясняет многие действия, предпринятые группами, которые не были бы предприняты отдельными людьми. Групповую поляризацию можно наблюдать на политических съездах, когда платформы партии поддерживаются отдельными лицами, которые, находясь вне группы, отказались бы их поддерживать. В последнее время некоторые теоретики утверждают, что групповая поляризация может быть частично ответственна за крайнюю политическую приверженность, которая кажется повсеместной в современном обществе. Учитывая, что люди могут самостоятельно выбирать средства массовой информации, которые наиболее соответствуют их собственным политическим взглядам, они с меньшей вероятностью столкнутся с противоположными точками зрения. Со временем это приводит к усилению их собственных взглядов и враждебного отношения и поведения по отношению к тем, кто придерживается иных политических идеалов. Примечательно, что политическая поляризация приводит к открытым уровням дискриминации, которые находятся на одном уровне с расовой дискриминацией или даже превосходят ее (Iyengar & Westwood, 2015). Более повседневный пример — групповое обсуждение того, насколько кто-то привлекателен. Изменится ли ваше мнение, если вы находите кого-то привлекательным, а ваши друзья не согласны? Если ваши друзья будут громко соглашаться, может быть, вы найдете этого человека еще более привлекательным?

Социальные ловушки относятся к ситуациям, возникающим, когда отдельные лица или группы лиц ведут себя не в своих интересах и могут иметь негативные долгосрочные последствия. Однако однажды созданную социальную ловушку очень трудно вырвать. Например, после Второй мировой войны Соединенные Штаты и бывший Советский Союз вступили в гонку ядерных вооружений. Хотя наличие ядерного оружия не отвечает интересам ни одной из сторон, как только началась гонка вооружений, каждая страна почувствовала необходимость продолжать производство ядерного оружия, чтобы защитить себя от другой.

Попробуйте

Социальное безделье

Представьте, что вам только что поручили групповой проект с другими учениками, которых вы едва знаете. Все в вашей группе получат одинаковую оценку. Вы из тех, кто сделает большую часть работы, даже если итоговая оценка будет разделена? Или вы, скорее всего, будете делать меньше работы, потому что знаете, что другие восполнят слабину? Социальная лень включает в себя снижение индивидуальной производительности по задачам, где вклады объединяются. Поскольку усилия каждого человека не оцениваются, у людей может снизиться мотивация к хорошей работе. Карау и Уильямс (1993), а Симмс и Николс (2014) проанализировали исследования социальной лености и определили, когда она наименее вероятна. Исследователи отметили, что социальная леность может быть уменьшена, если, среди прочего, люди будут знать, что их работа будет оцениваться менеджером (на рабочем месте) или инструктором (в классе), или если менеджер или инструктор требует, чтобы члены группы полная самооценка.

Вероятность социального безделья в студенческих рабочих группах возрастает по мере увеличения размера группы (Shepperd & Taylor, 19 лет).99). По словам Камау и Уильямса (1993), студенты колледжей были группой населения, наиболее склонной к социальной лени. Их исследование также показало, что женщины и участники из коллективистских культур с меньшей вероятностью проявляли социальную безделье, объясняя это тем, что их групповая ориентация может быть причиной этого.

Студенты колледжа могли преодолеть социальное безделье или «безбилетник», предложив своим преподавателям использовать метод стада для формирования групп. Хардинг (2018) сравнил группы учащихся, которые самостоятельно отобрались в группы для занятий, с теми, кто был сформирован путем группирования, которое включает распределение учащихся в группы с похожим расписанием и мотивацией. Она обнаружила не только то, что учащиеся сообщали о меньшем количестве «безбилетников», но и то, что они лучше справлялись с групповыми заданиями по сравнению с теми, чьи группы выбирались самостоятельно.

900–10 Интересно, что противоположность социальной бездеятельности возникает, когда задача сложная и трудная (Bond & Titus, 1983; Geen, 1989). В групповой обстановке, такой как студенческая рабочая группа, если ваша индивидуальная успеваемость не может быть оценена, на вас оказывается меньшее давление, чтобы вы преуспели, и, следовательно, меньше беспокойства или физиологического возбуждения (Latané, Williams, & Harkens, 1979). Это переводит вас в расслабленное состояние, в котором вы можете проявить себя наилучшим образом, если захотите (Zajonc, 1965). Если задача сложная, многие люди чувствуют мотивацию и считают, что их группа нуждается в их вкладе, чтобы преуспеть в сложном проекте (Джексон и Уильямс, 19 лет).85).

Деиндивидуализация

Еще один способ, которым принадлежность к группе может влиять на поведение, проявляется в случаях деиндивидуализации. Деиндивидуализация относится к ситуациям, в которых человек может испытывать чувство анонимности и, следовательно, снижение ответственности и самоощущения среди других. На деиндивидуализацию часто указывают в тех случаях, когда имеет место поведение, подобное толпе или бунту (Zimbardo, 1969), но исследования по этому предмету и роли, которую деиндивидуализация играет в таком поведении, привели к противоречивым результатам (как обсуждалось в Granström, Guvå, Hylander и Розандер, 2009 г.).

Смотреть

Вы можете просмотреть стенограмму «Социальное влияние: ускоренный курс психологии № 38» здесь (откроется в новом окне).

В таблице ниже приведены типы социального влияния. ” Row 9 describes “Social facilitation” as “Improved performance when an audience is watching versus when the individual performs the behavior alone.” Row 10 describes “Social loafing ” as “Exertion of less effort by a person working in a group because individual performance cannot be evaluated separately from the group, thus causing performance decline on easy tasks.”»>
Таблица 1. Виды социального влияния
Тип социального влияния Описание
Соответствие Изменение своего поведения, чтобы присоединиться к группе, даже если вы не согласны с группой
Соответствие Выполнение просьбы или требования
Нормативное социальное влияние Соответствие групповой норме, чтобы соответствовать, чувствовать себя хорошо и быть принятым группой
Информационное социальное воздействие Соответствие групповой норме, вызванное верой в то, что группа компетентна и имеет правильную информацию
Послушание Изменение своего поведения, чтобы угодить авторитетному лицу или избежать неприятных последствий
Групповое мышление Склонность отдавать предпочтение групповой сплоченности критическому мышлению, что может привести к принятию неверных решений; более вероятно, когда в группе ощущается единодушие
Групповая поляризация Укрепление первоначального группового отношения после обсуждения взглядов в группе
Социальная помощь Улучшенная производительность, когда аудитория наблюдает, как человек демонстрирует навык, в котором он преуспевает, по сравнению с тем, когда человек выполняет это поведение в одиночку
Социальное безделье Приложение меньших усилий человеком, работающим в группе, потому что индивидуальная эффективность не может быть оценена отдельно от группы, что приводит к снижению производительности при выполнении простых задач

Попробуйте

Глоссарий

групповая поляризация:  усиление исходного отношения группы после обсуждения взглядов в группе

групповое мышление:  члены группы изменяют свое мнение, чтобы оно соответствовало тому, что, по их мнению, является групповым консенсусом

информационное социальное влияние: соответствие групповой норме, вызванное верой в то, что группа компетентна и обладает правильной информацией группой

послушание:  изменение поведения, чтобы угодить авторитетному лицу или избежать неприятных последствий

социальная фасилитация:  улучшение производительности, когда аудитория наблюдает, по сравнению с тем, когда человек выполняет поведение в одиночку

социальная леность:  приложение меньших усилий человеком, работающим в группе, потому что индивидуальная эффективность не может быть оценена отдельно от группы, что приводит к снижению производительности при выполнении простых задач

Внесите свой вклад!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Групповая психология: как группы меняют наше поведение

Групповая психология объясняет, как группы формируются, подчиняются, а затем деформируют наше принятие решений, продуктивность и творчество.

Когда мы в группе, другие люди оказывают на нас невероятно сильное влияние.

Группы могут убить наш творческий потенциал, вдохновить нас на усердную работу, позволить нам расслабиться, исказить наши решения и заставить нас замолчать.

Ключи к пониманию человеческого поведения — нашей жизни как граждан, рабочих, друзей — находятся в исследованиях групповой психологии.

В этом посте содержится обзор, и вы можете перейти по ссылкам, чтобы изучить эксперименты, которые раскрывают власть групп над нами.

Влияние групповой психологии

Семена группового поведения сеются еще до того, как ее члены встречаются.

Просто знание того, что одни люди на «нашей стороне», а другие нет, начинает формировать нашу социальную идентичность.

Принадлежность к группе вскоре становится еще сильнее, тем не менее, изменяя наше поведение еще больше, если мы проходим обряд инициации.

Даже такой простой обряд, как чтение вслух грубых слов, может произвести измеримый эффект (см. 10 правил поведения в группах, №1, №2).

Как только мы попадаем в группу, она начинает формировать нас через подчинение, приводя наше отношение и поведение в соответствие с другими, угрожая нам остракизмом, если мы осмелимся взбунтоваться, и, сталкиваясь с соперничающими группами, пробуждая наш дух соперничества (см. 10 правил которые управляют группами, № 3, № 4, № 10).

Мы также пытаемся формировать группу, возможно, повторяя свое мнение.

Это помогает убедить других, что мы выражаем точку зрения большинства. Тем не менее, люди, как известно, сопротивляются переменам.

Новички могут влиять на группу, демонстрируя лояльность, придерживаясь линии и создавая психологическую дистанцию ​​от предыдущих членов группы.

Группа берет пример с лидера, но откуда берутся лидеры?

Когда лидерам позволяется естественным образом выйти из группы, они делают это, сначала становясь абсолютными конформистами, а затем начинают лидировать в новых направлениях (см. 10 правил, регулирующих группы, № 6).

Независимо от того, подчиняетесь вы или нет, верным признаком лидера является тот, кто говорит первым и чаще всего.

К тому времени, когда группы хорошо зарекомендовали себя, болтовня легко течет вверх и вниз по виноградной лозе.

Это не просто слухи и подозрения, поскольку исследования показали, что виноградные лозы удивительно точны, и до 80% из них правдивы (см. 10 правил, регулирующих группы, № 9, № 6).

Как групповая психология влияет на производительность

Объем и качество выполняемой (или не выполняемой) работы регулируется группой.

Иногда группы оказывают социальное влияние на производительность, побуждая нас к большим достижениям.

Скорее всего, это произойдет, когда наш собственный вклад очевиден и когда нас оценивают по сравнению с другими.

В других случаях группы поощряют социальную лень, что приводит к падению нашей продуктивности — иногда на целых 50%, а то и больше.

Это может произойти, когда легче спрятаться в группе, когда мы думаем, что задача не важна, и когда наши индивидуальные действия не оцениваются отдельно.

Психологи обнаружили, что социальное безделье можно уменьшить, повысив важность группы и задачи, а также уменьшив «эффект присоски»: ощущение, что другие бездельничают.

Групповая психология меняет процесс принятия решений

Одной из важнейших функций современных групп является принятие решений.

Судьбы наших семей, наших корпораций, даже наших наций зависят от нашей коллективной способности принимать правильные решения.

К сожалению, психологи обнаружили, что группы страдают всевозможными предубеждениями и сбоями, которые приводят к неправильному выбору.

К счастью, эксперименты выявили несколько простых способов устранения этих недостатков.

Поскольку члены группы часто очень похожи по происхождению и ценностям, они быстро принимают решения большинства.

Психологи называют это групповым мышлением.

Мы можем бороться с групповым мышлением, поощряя подлинное инакомыслие.

Это немалый подвиг, поскольку инакомыслящих часто избегают из-за проблем, которые они представляют.

Поддержка инакомыслящих должна исходить от лидеров.

Кажется вполне естественным, что группы усредняют предпочтения своих членов, но психологи показали, что это часто неверно.

На самом деле люди могут проявлять групповую поляризацию, когда вместе: первоначальные предпочтения фактически преувеличиваются в ходе групповых дискуссий.

Мы можем уменьшить это, избегая однородности в составе группы.

Наконец, самым непонятным из нашего поведения в группах является наша неспособность эффективно обмениваться информацией.

Вместо того, чтобы раскрывать важную информацию, известную только нам самим, исследования снова и снова показывают, что мы говорим о вещах, которые уже всем известны.

Мы можем уменьшить это контрпродуктивное поведение, вспоминая соответствующую информацию перед встречами и следя за тем, чтобы каждый знал об опыте других.

Творчество

Творчество способствует экономическому росту, художественным инновациям и техническим прорывам, благодаря которым наше общество процветает.

Однако группы, если они плохо организованы, могут задушить высокие амбиции.

Психологи давно знают, что практика «мозгового штурма» — верный путь к меньше новых идей и меньше инноваций, чем при индивидуальной работе.

В группах мы бездельничаем, беспокоимся, и наши собственные идеи быстро забываются, пока мы слушаем других.

Оказывается, группы лучше оценивают идеи, чем их генерируют.

Несмотря на свою долговечность, мозгового штурма лучше избегать из-за его первоначальной цели.

Даже когда мы физически удалены от наших групп, они все равно могут препятствовать творчеству через бессознательные стандарты, которые они навязывают своим членам.

То, что психологи называют групповыми нормами, может убить творчество, переопределив его как простое соответствие.

Не случайно некоторые из величайших прорывов в науке и искусстве были сделаны теми, кто работал вне ортодоксии.

Иногда действительно лучше действовать в одиночку.

Сила групп

Группы могут навязывать нам неписаные нормы, искажать или преувеличивать наши решения, даже притуплять нашу креативность, но эти эффекты часто являются оборотной стороной сил, делающих группы сильными.

Несмотря на современную тенденцию к раздробленности районов, семей и рабочих мест, человечество не может выжить, не объединившись.

Мы черпаем нашу психологическую идентичность и силу из принадлежности, и группы оказывают нам поддержку в трудные времена (см. исследование групп взаимной поддержки).

Нам просто нужно быть осторожными, чтобы лидеров выбирали по правильным причинам, чтобы соответствие не превалировало над разумом, не душило творчество и не ограничивало наши возможности.

Мы должны стараться понять и уважать власть, которую группы имеют над нами, чтобы мы могли извлекать из них пользу, а не становиться их жертвами.

.

10.1 Понимание социальных групп – Принципы социальной психологии – 1-е международное издание H5P

Глава 10. Рабочие группы: деятельность и принятие решений

  1. Определите факторы, которые создают социальные группы и представления об инициативности.
  2. Дайте определение концепции социальной идентичности и объясните, как она применима к социальным группам.
  3. Обзор этапов развития и роспуска группы.
Рис. 10.2. Мы работаем вместе в социальных группах, чтобы выполнять задачи и принимать решения.

Хотя может показаться, что мы можем легко распознать социальную группу, когда сталкиваемся с ней, на самом деле не так просто определить, что делает группу людей социальной группой. Представьте себе, например, полдюжины человек, стоящих в очереди на кассе в супермаркете. Вы, вероятно, согласитесь, что этот набор людей не следует рассматривать как социальную группу, потому что люди не связаны друг с другом осмысленными отношениями. И люди, которые смотрят фильм в театре или посещают большой лекторий, также могут рассматриваться просто как люди, которые находятся в одном и том же месте в одно и то же время, но не связаны как социальная группа.

Конечно, группа индивидуумов, находящихся в настоящее время в одном месте, может тем не менее легко превратиться в социальную группу, если произойдет что-то, что сведет их «вместе». Например, если человек в очереди к кассе в супермаркете внезапно рухнет на пол, вполне вероятно, что окружающие начнут работать вместе, чтобы помочь ему. Кто-то вызовет скорую помощь, другой может сделать сердечно-легочную реанимацию, а третий может попытаться связаться с его семьей. Точно так же, если бы кинотеатр загорелся, сформировалась бы группа, когда люди попытались бы покинуть кинотеатр. И даже класс студентов может начать ощущаться как группа, если преподаватель постоянно хвалит его за то, что он лучший (или худший) класс, который у него или нее когда-либо был. Было непросто охарактеризовать, что такое «что-то», что делает группу группой, но использовался один термин (Кэмпбелл, 1958; Ликель и др., 2000). Инициативность относится к чему-то вроде «групповости» — восприятию либо самими членами группы, либо другими, что люди вместе составляют группу .

Концепция инициативности важна как в отношении того, как мы рассматриваем наши ингруппы, так и в плане нашего восприятия и поведения по отношению к нашим внешним группам. Например, сильное восприятие внутригрупповой субъектности может помочь людям сохранить чувство коллективной самооценки перед лицом сложных обстоятельств (Bugie, Usborne, de la Sablonniere, & Taylor, 2011). Восприятие наших внутренних групп как более инициативных также может помочь нам удовлетворить наши индивидуальные психологические потребности (Crawford & Salaman, 2012). Что касается наших чужих групп, то наше восприятие их инициативности может влиять как на наше просоциальное, так и на антиобщественное поведение по отношению к ним. Например, хотя в некоторых ситуациях люди могут чувствовать себя более ксенофобно по отношению к внешним группам, которые они считают более инициативными (Ommundsen, van der Veer, Yakushko, & Ulleberg, 2013), в других контекстах они могут предпочесть пожертвовать больше денег, чтобы помочь более инициативным внешним группам. (Смит, Фаро и Берсон, 2013 г.).

Одна из детерминант энтитативности — когнитивная — восприятие сходства. Как мы видели в наших обсуждениях симпатии и любви, сходство важно во многих измерениях, включая убеждения, ценности и черты. Группа может быть группой лишь в той мере, в какой ее члены имеют что-то общее; как минимум, они похожи, потому что все они принадлежат группе. Если группа людей интересуется одними и теми же вещами, разделяет одни и те же мнения и убеждения или работает вместе над одной и той же задачей, то, по-видимому, они должны рассматриваться — как самими собой, так и другими — как группа. Однако, если между людьми есть много различий, особенно в их целях, ценностях, убеждениях и поведении, то их с меньшей вероятностью будут рассматривать как группу.

Учитывая множество различий, которые мы обсуждали в других главах между представителями индивидуалистических и коллективистских культур с точки зрения того, как они видят свой социальный мир, не должно вызывать удивления тот факт, что разные типы сходства сильнее связаны с восприятием субъектности в каждом типе. культуры. Например, было обнаружено, что сходство с точки зрения личных качеств более тесно связано с инициативностью у американских участников по сравнению с японскими, при этом обнаружена противоположная картина сходства с точки зрения общих целей и результатов (Kurebayashi, Hoffman, Ryan, & Murayama, 2012). ).

Таким образом, люди обычно объединяются в группы именно потому, что они похожи. Например, возможно, все они интересуются игрой в покер, или ходят за одной футбольной командой, или любят боевые искусства. А группы с большей вероятностью распадаются, когда члены группы становятся непохожими и, следовательно, не имеют достаточно общего, чтобы удерживать их вместе (Crump, Hamilton, Sherman, Lickel, & Thakkar, 2010; Miles & Kivlighan, 2008).

Хотя сходство важно, это не единственный фактор, который создает группу. Группы обладают большей инициативностью, когда члены группы часто взаимодействуют и общаются друг с другом (Johnson & Johnson, 2012). Хотя общение может происходить в группах, которые собираются вместе в одном месте, оно также может происходить между людьми, находящимися на большом расстоянии друг от друга. Например, члены исследовательской группы, которые регулярно общаются по Skype, могут часто взаимодействовать и чувствовать себя группой, даже если они никогда не встречаются или редко встречаются лично.

Взаимодействие особенно важно, когда оно сопровождается — степенью взаимной зависимости членов группы друг от друга для достижения цели . В некоторых случаях, особенно в рабочих группах, взаимозависимость предполагает необходимость совместной работы для успешного выполнения задачи. Люди, играющие в бейсбол, зависят друг от друга, чтобы иметь возможность играть в игру, а также хорошо играть. Каждый человек должен выполнять свою работу, чтобы группа функционировала. Мы также взаимозависимы, когда работаем вместе над написанием исследовательской статьи или созданием классного проекта. Когда члены группы взаимозависимы, они сообщают, что больше любят друг друга, склонны к сотрудничеству и общению друг с другом в большей степени и могут быть более продуктивными (Deutsch, 19).49).

Еще один аспект рабочих групп, члены которых проводят некоторое время, работая вместе, и который делает их «групповыми», заключается в том, что они вырабатывают групповую структуру — стабильные нормы и роли, которые определяют надлежащее поведение для группы в целом и для каждого из ее участников. члены. Соответствующие социальные нормы для групп включают обычаи, традиции, стандарты и правила, а также общие ценности группы. Здесь особенно важны те, которые указывают ожидаемое поведение участников группы 9.0270 . Некоторые из них 90 269 говорят членам группы, что делать 90 270 , тогда как некоторые – 90 269 , которые говорят 90 270    90 269 им, что не делать 90 270 . В целом, чем более четко определены и широко согласованы нормы в группе, тем больше инициативы будут чувствовать члены группы.

Эффективные группы также разрабатывают и назначают социальные роли (ожидаемое поведение) членам группы. Например, некоторые группы могут быть структурированы таким образом, что у них есть президент, секретарь и множество различных рабочих комитетов. Разные роли часто имеют разные уровни статуса или воспринимаемой власти и эти иерархии. В целом группы более эффективны, когда роли, назначенные каждому члену, четко определены и соответствуют навыкам и целям этих людей. Кроме того, если у участников более одной роли, например, игрок и тренер, важно, чтобы эти роли были совместимы, а не противоречили друг другу. Таким образом, высокоэффективные группы могут избежать помещения участников в категорию . это   возникает , когда люди испытывают несовместимые требования и ожидания внутри или между ролями, которые они занимают , , что часто негативно влияет на их способность добиться успеха в этих ролях (Forsyth, 2010).

Хотя когнитивные факторы, такие как воспринимаемое сходство, коммуникация, взаимозависимость и структура, часто являются важными частями того, что мы подразумеваем под группой, они не всегда необходимы. В некоторых ситуациях группы могут рассматриваться как группы, даже если у них мало независимости, коммуникации или структуры. Отчасти из-за этой трудности альтернативный подход к мышлению о группах, очень важный в социальной психологии, использует аффективные чувства, которые мы испытываем по отношению к группам, к которым мы принадлежим. Как мы уже читали, социальная идентичность относится к той части самооценки, которая является результатом нашего членства в социальных группах (Hogg, 2003). Как правило, поскольку мы предпочитаем оставаться в группах, которые нам нравятся, результатом членства в группе является позитивная социальная идентичность — наше членство в группе заставляет нас чувствовать себя хорошо.

Согласно подходу социальной идентичности, группа является группой, когда ее члены испытывают социальную идентичность — когда они частично определяют себя группой, к которой они принадлежат, и чувствуют себя хорошо в отношении своего членства в группе (Hogg, 2010). Эту идентичность можно рассматривать как тенденцию со стороны человека говорить позитивно о группе с другими, общее удовольствие быть частью группы и чувство гордости, которое исходит от членства в группе. Поскольку идентичность является такой важной частью членства в группе, мы можем попытаться создать ее, чтобы чувствовать себя хорошо как в отношении нашей группы, так и в отношении самих себя. Возможно, вы знаете некоторых людей (может быть, вы один из них), которые носят одежду своей спортивной команды, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к группе, потому что они хотят быть частью других членов группы и быть приняты ими. Действительно, чем больше мы рассматриваем нашу социальную идентичность как часть нашего членства в группе, тем больше вероятность, что мы останемся в ней, даже когда существуют привлекательные альтернативы (Van Vugt & Hart, 2004).

Хотя многие группы в основном статичны и изо дня в день выполняют одни и те же задачи, другие группы более динамичны. На самом деле почти во всех группах есть хоть какие-то изменения; участники приходят и уходят, и цели группы могут меняться. И даже группы, которые оставались относительно стабильными в течение длительного периода времени, могут неожиданно резко измениться; например, когда они сталкиваются с кризисом, таким как изменение целей задачи или потеря лидера. Группы также могут потерять свое значение и идентичность, поскольку они успешно достигают целей, которые они изначально поставили перед собой.

Один из способов понять групповое развитие — рассмотреть потенциальные этапы, через которые обычно проходят группы. Одним из широко используемых здесь подходов является модель, разработанная Такманом и Дженсеном (1977). Как вы можете видеть на рисунке 10.3, «Этапы группового развития», разные этапы включают в себя формирование, штурм, нормирование и выполнение, и закрытие .

Рисунок 10.3 Стадии развития группы

Происходит , когда члены группы собираются вместе и начинают свое существование как группа . В некоторых случаях, когда для достижения цели формируется новая группа, такая как суд присяжных, стадия формирования происходит относительно быстро и по праву считается первой стадией группы. В других случаях, однако, процесс формирования группы происходит непрерывно в течение длительного периода времени, например, когда фабричные рабочие увольняются с работы и заменяются новыми работниками.

Стадия формирования важна как для новых участников, так и для самой группы. В течение этого времени группа и отдельный человек будут обмениваться знаниями о соответствующих нормах, включая любые существующие групповые структуры, процедуры и процедуры. Каждому человеку нужно будет узнать о группе и определить, как он или она собирается вписаться в нее. И группа может проверять характеристики человека и его пригодность в качестве члена группы. Этот первоначальный процесс расследования может закончиться тем, что человек отвергнет группу или группа отвергнет человека.

Если этап становления можно сравнить с детством, то, несомненно, следующий этап — штурм — можно сравнить с юностью. Когда члены группы начинают узнавать друг друга, они могут обнаружить, что не всегда во всем согласны. В члены могут попытаться заявить о своих взглядах, выражая свою независимость и пытаясь убедить группу принять их идеи . Шторм может произойти, когда группа только начинает работать, и он может повториться в любой момент развития группы, особенно если группа испытывает стресс, вызванный негативным событием, например, неудачей в достижении групповой цели. В некоторых случаях конфликт может быть настолько сильным, что участники группы решают, что группа вообще не работает, и распадаются. На самом деле, полевые исследования реальных рабочих групп показали, что большой процент новых групп никогда не проходит стадии формирования и штурма перед распадом (Kuypers, Davies, & Hazewinkel, 19).86).

Несмотря на то, что штурм может навредить функционированию группы, и поэтому группы должны работать над тем, чтобы не допустить эскалации конфликта, некоторые конфликты между членами группы на самом деле могут быть полезными. Иногда самые успешные группы — это те, которые успешно прошли стадию бури, потому что конфликт может повысить продуктивность группы, если только конфликт не становится настолько экстремальным, что группа преждевременно распадается (Rispens & Jehn, 2011). Группы, которые вообще не испытывают конфликтов, могут быть непродуктивными, потому что членам скучно, они не вовлечены и не мотивированы, а также потому, что они не думают творчески или открыто о темах, имеющих отношение к ним (Tjosvold, 19).91). Чтобы развиваться, группе необходимо разрабатывать новые идеи и подходы, а для этого необходимо, чтобы участники обсуждали свои различные мнения о решениях, которые должна принять группа.

Предполагая, что штурм не зайдет слишком далеко, группа переместится в , когда будут разработаны соответствующие нормы и роли для группы. После того, как эти нормы были разработаны, они позволяют группе войти в , когда члены группы устанавливают распорядок дня и эффективно работают вместе . На этом этапе отдельные члены группы могут сообщать о большом удовлетворении и идентификации с группой, а также о сильной групповой идентичности. Группы, успешно достигшие этой стадии, способны достигать поставленных целей и преодолевать трудности. И в этот момент группа становится хорошо настроенной на свою задачу и способна эффективно ее выполнять.

В ходе одного интересного наблюдения за процессом группового развития в реальных группах Герсик (1988, 1989) наблюдал за несколькими командами, работавшими над разными проектами. Команды были отобраны таким образом, чтобы все они работали в течение определенного периода времени, но сами сроки сильно различались: от восьми до 25 встреч, проводимых в течение периодов от 11 дней до шести месяцев. Несмотря на эту изменчивость, Герсик обнаружил, что каждая из команд следовала очень похожей схеме нормирования, а затем выполнения. В каждом случае команда установила четко определенные нормы относительно своего метода решения задачи на самой первой встрече. И каждая команда оставалась с этим подходом, с очень небольшими отклонениями, в течение первой половины отведенного времени. Однако в середине времени, отведенного на завершение проекта (независимо от того, было ли это после четырех встреч или после 12), группа неожиданно провела собрание, на котором решила изменить свой подход. Затем каждая из групп использовала этот новый способ выполнения задания в оставшееся отведенное ей время. Как будто будильник прозвенел на полпути, что заставило каждую группу переосмыслить свой подход.

Большинство групп в конце концов приходят к тому, что членов группы готовятся к окончанию группы . В одних случаях это происходит потому, что задача, ради которой создавалась группа, выполнена, а в других случаях это происходит потому, что у членов группы появились новые интересы вне группы. В любом случае, поскольку люди, которые работали в группе, вероятно, развили сильную идентификацию с группой и другими членами группы, фаза закрытия часто вызывает стресс, и участники могут сопротивляться распаду. Столкнувшись с такими ситуациями, люди часто планируют снова собраться вместе в будущем, обменявшись адресами и номерами телефонов, даже если они хорошо знают, что на самом деле они вряд ли сделают это. Иногда группе полезно поработать заранее, чтобы подготовить участников к расставанию.

Имейте в виду, что эта модель представляет собой лишь общее описание фаз развития группы, начиная с формирования и заканчивая распадом, и не может одинаково хорошо применяться ко всем группам. Например, этапы не обязательно являются последовательными: некоторые группы могут переключаться между более ранними и более поздними этапами в зависимости от ситуаций, с которыми они сталкиваются. Кроме того, не все группы обязательно проходят все этапы. Тем не менее, модель оказалась полезной для описания эволюции широкого круга групп (Johnson & Johnson, 2012).

  • Социальные группы составляют основу человеческого общества — без групп не было бы человеческой культуры. Однако совместная работа в группах также может привести к множеству отрицательных результатов.
  • Сходство, коммуникация, взаимозависимость и групповая структура — это переменные, которые делают совокупность индивидуумов более похожей на группу — восприятие групповой инициативности.
  • Большинство групп, к которым мы принадлежим, обеспечивают нам позитивную социальную идентичность — часть самооценки, возникающую в результате нашего членства в социальных группах.
  • Чем больше мы чувствуем, что наша идентичность связана с членством в нашей группе, тем меньше вероятность того, что мы покинем группы, к которым принадлежим.
  • Один из способов понять групповое развитие — рассмотреть потенциальные этапы, через которые обычно проходят группы. Обычные этапы — это формирование, штурм, нормирование и выполнение, а также закрытие.
  1. Сравните некоторые социальные группы, к которым вы принадлежите и которые, по вашему мнению, имеют высокий и низкий уровень инициативности. Чем отличаются эти группы с точки зрения их воспринимаемого сходства, коммуникации, взаимозависимости и структуры?
  2. Опишите ситуацию, когда вы испытали ролевой стресс. Каковы были причины этого стресса и как он повлиял на вашу работу в этой роли?
  3. Подумайте о группе, к которой вы принадлежите сейчас, которая очень важна для вас. Определите одну предписывающую и одну предписывающую норму для этой группы. Как, по вашему мнению, эти нормы помогают группе эффективно функционировать? Как вы думаете, что произойдет, если член группы нарушит эти нормы?
  4. Рассмотрим группы, которые обеспечивают особенно сильную социальную идентичность для своих членов. Как вы думаете, почему социальная идентичность так сильна в этих группах и как, по вашему мнению, опыт идентичности влияет на поведение членов группы?
  5. Подумайте о группе, в которой вы состоите долгое время. Как вы думаете, на какой из стадий Такмана и Дженсена сейчас находится группа? В целом, как вы думаете, насколько хорошо их сценическая модель помогает объяснить, как эта группа развивалась с течением времени?

Ссылки

Буги, Э., Усборн, Э., де ла Саблоньер, Р., и Тейлор, Д. М. (2011). Культурные нарративы франкоязычных и англоязычных квебекцев: использование исторической перспективы для изучения взаимосвязей между коллективной относительной депривацией, внутригрупповой субъектностью и коллективным уважением. Британский журнал социальной психологии , 50 (4), 726-746.

Кэмпбелл, Д. Т. (1958). Общая судьба, сходство и другие показатели статуса совокупности лиц как социальных образований. Наука о поведении, 3, 14–25.

Кроуфорд, М. Т., и Саламан, Л. (2012). Инициативность, идентичность и удовлетворение психологических потребностей. Журнал экспериментальной социальной психологии , 48 (3), 726-730.

Крамп С.А., Гамильтон Д.Л., Шерман С.Дж., Ликель Б. и Таккар В. (2010). Групповая энитативность и сходство: их различные модели восприятия групп. Европейский журнал социальной психологии, 40 (7), 1212–1230. doi: 10.1002/ejsp.716.

Дойч, М. (1949). Экспериментальное исследование влияния сотрудничества и конкуренции на групповые процессы. Человеческие отношения, 2 , 199–231.

Форсайт, Д. (2010). Групповая динамика (5-е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Герсик, Си Джей (1988). Время и переход в рабочих группах: к новой модели группового развития. Журнал Академии управления, 31 (1), 9–41.

Герсик, Си Джей (1989). Маркировка времени: предсказуемые переходы в группах задач. Журнал Академии управления, 32 , 274–309.

Хогг, Массачусетс (2003). Социальная идентичность. В MR Leary & JP Tangney (Eds.), Handbook of self and identity  (стр. 462–479). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.

Хогг, Массачусетс (2010). Человеческие группы, социальные категории и коллективное «я»: социальная идентичность и управление неуверенностью в себе. В книге Р. М. Аркина, К. С. Олесона и П. Дж. Кэрролла (ред.),  Справочник неуверенного себя  (стр. 401–420). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press.

Джонсон Д.В. и Джонсон Ф.П. (2012). Объединение вместе — теория групп и групповые навыки (11-е изд.). Бостон: Аллин и Бэкон.

Куребаяси, К., Хоффман, Л., Райан, К.С., и Мураяма, А. (2012). Восприятие японцами и американцами групповой самостоятельности и автономии: многоуровневый анализ. Журнал кросс-культурной психологии , 43(2), 349-364.

Кайперс, Б. К., Дэвис, Д., и Хазевинкель, А. (1986). Паттерны развития в самоаналитических группах. Человеческие отношения, 39 (9), 793–815.

Ликель, Б., Гамильтон, Д.Л., Вечорковска, Г., Льюис, А., Шерман, С.Дж., и Улес, А.Н. (2000). Разновидности групп и восприятие групповой субъектности. Журнал личности и социальной психологии, 78 (2), 223–246.

Майлз, младший, и Кивлиган, Д.М., младший (2008). Командное познание в групповых вмешательствах: связь между общими ментальными моделями солидеров и групповым климатом. Групповая динамика: теория, исследования и практика, 12 (3), 191–209. doi: 10.1037/1089–2699.12.3.191

Оммундсен Р., ван дер Веер К., Якушко О., Уллеберг П. Изучение взаимосвязи между ксенофобией, связанной со страхом, восприятием внегрупповой инициативы и социальными контактами в Норвегии. Психологические отчеты  [сериал онлайн]. Февраль 2013 г.; 112(1):109–124.

Риспенс, С., и Джен, К.А. (2011). Конфликт в рабочих группах: конструктивный, деструктивный и асимметричный конфликт. В Д. Де Кремер, Р. ван Дик и Дж. К. Мурниган (ред.), Социальная психология и организации  (стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *