Формы самопознания: 21) Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие.

Содержание

21) Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие.

Самосознание как осознание себя, своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные фор­мы и проявляться как самопознание, как самооценка, как са­моконтроль, как самопринятие.

Нацеленность человека на познание своих физических (те­лесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопо­знание совершается:

  • во-первых, в анализе результатов собствен­ной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотноше­ний с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормами,

  • во-вторых, при осознании отно­шения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, ка­честв моей личности),

  • в-третьих, самопознание совершается в са­монаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т. п.

Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений (Я-образов) о самом себе.

Самопознание является основой развития са­моконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, пси­хических состояний, в регуляции их протекания на основе тре­бований и норм деятельности, поведения, общения. Самокон­троль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реа­лизации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.

22) Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:

  1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

  2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).

  3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).

Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; завышенная или заниженная — искажают самооценку.

Самооценку можно выделить такой формулой:

самооценка = успех / притязание

Т. е., повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание).

Основные пути самопознания

К основным путям самопознания относят:

  • анализ собственной деятельности и поведения на основе сравнения с другими людьми;

  • самонаблюдение, бывает как внешним, при помощи средств записи видео и аудио, так и внутренним — наблюдение за своими мыслями, чувствами, реакциями на те или иные события;

  • самоисповедь (внутренний отчёт перед самим собой).

Я-концепция

Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

15.5. Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие


Опорные слова к вопросу №15 — здесь

Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие.

Самосознание как осознание себя, своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные фор­мы и проявляться как самопознание, как самооценка, как са­моконтроль, как самопринятие.

Нацеленность человека на познание своих физических (те­лесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопо­знание совершается:

  • во-первых, в анализе результатов собствен­ной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотноше­ний с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормами,
  • во-вторых, при осознании отно­шения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, ка­честв моей личности),
  • в-третьих, самопознание совершается в са­монаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п.

Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений (Я-образов) о самом себе.

Самопознание является основой развития са­моконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, пси­хических состояний, в регуляции их протекания на основе тре­бований и норм деятельности, поведения, общения. Самокон­троль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реа­лизации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.

Самооценка — это тот компонент са­мосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвя­щено значительное число работ. Разработаны особые методиче­ские процедуры изучения самооценки. Установлено, что само­оценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неаде­кватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим обра­зом проявляется и в жизнедеятельности человека.

Завышенные оценки и самооценки приводят к формирова­нию таких особенностей личности, как самоуверенность, высо­комерие, некритичность и т. п.

Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснитель­ность и др.

Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благо­приятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценно­стного компонентов самосознания. Самопознание может вклю­чать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констати­рующим, внеоценочным.

Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

Общим знаменателем, интегральным измерением «Я» выступает самопринятие и самоуважение личности.

Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания. Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей. В психологии установлено, что для лиц, совершающих правонарушения, характерно низкое самоуважение.

Американский психолог У.Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека.

Как подтверждено в психологических исследованиях, самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает самоуважение человека.

Поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную, как правило, неосознаваемую, функцию самосознания.

Как способ реализации данной функции выступают защитные механизмы личности (см. соответствующий экзаменационный вопрос).

 

Ульрик Найссер, Пять видов самопознания

Дополнительные параметры загрузки

Ульрик Найссер

Самопознание основано на нескольких различных формах информации, настолько различных, что каждая из них, по сути, устанавливает различное «я». Экологическое «я» — это «я», непосредственно воспринимаемое по отношению к непосредственной физической среде; межличностная самость, также воспринимаемая непосредственно, устанавливается видоспецифичными сигналами эмоционального взаимопонимания и общения; расширенное «я» основано на памяти и ожидании; частное «я» появляется, когда мы обнаруживаем, что наши сознательные переживания являются исключительно нашими собственными; концептуальное «я» или «я-концепция» черпает свое значение из сети социально обоснованных предположений и теорий о человеческой природе в целом и о нас самих в частности. Хотя эти «я» редко воспринимаются как отдельные (поскольку они удерживаются вместе особыми формами стимульной информации), они различаются по истории своего развития, по точности, с которой мы можем их узнать, по патологиям, которым они подвержены, и в целом.

в том, какой вклад они вносят в человеческий опыт.

Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс

Опции Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Лист регистраций изменений

Править

Развитие сознания в философии когнитивных наук

Философия когнитивных наук

Самопознание, Разное в философии разума

Идентичность Информация Метафизика Знание Философская психология Самооценка

10.1080/09515088808572924

PhilArchive

    Загрузить копию этой работы Бумаги в настоящее время заархивированы: 74 480

Внешние ссылки

Настройте учетную запись с вашей принадлежностью для доступа к ресурсам через прокси-сервер вашего университета

Через вашу библиотеку

  • Войдите в систему / зарегистрируйтесь и настройте свой преобразователь OpenURL
  • Настройте собственный преобразователь

My self и I». Джон Перри — 1998 — In Marcelo Stamm (ed.), Philosophie in Synthetischer Absicht . стр. 83—103.

Представление Джона Мейнарда Смита о сигналах животных. Ульрих Э. Стегманн — 2005 — Биология и философия 20 (5): 1011-1025.

Знание и поток информации. Фред И. Дрецке — 1981 — MIT Press.

Знание и самопознание эмоций. Эдоардо Замунер — неизвестно

Меры осознания и познания последовательности. Луис Хименес, Кастор Мендес и Аксель Клиреманс — рукопись

Эволюционные и связанные с развитием основы человеческих знаний. Марк Д. Хаузер и Элизабет Спелке — 2004 г. — В книге Майкла С. Газзаниги (ред.), Когнитивные нейронауки III . Массачусетский технологический институт Пресс.

Success and Knowledge-How. Кэтрин Хоули — 2003 — American Philosophical Quarterly 40 (1): 19 — 31.

Добавлено в PP
28 января 2009 г.

Загрузки
942 (#7,646)

6 месяцев
30 (#36,335)

Исторический график загрузок

Как увеличить количество загрузок?

Пять видов самопознания | Semantic Scholar

  • DOI: 10. 1080/09515088808572924
  • Идентификатор корпуса: 143333223
 @article{Neisser1988FiveKO,
  title={Пять видов самопознания},
  автор={Ульрик Нейссер},
  журнал={Философская психология},
  год = {1988},
  громкость = {1},
  страницы = {35-59}
} 
  • У. Нейссер
  • Опубликовано 1988
  • Психология
  • Философская психология

Резюме Самопознание основано на нескольких различных формах информации, настолько различных, что каждая из них по существу устанавливает различное «я». Экологическое «я» — это «я», непосредственно воспринимаемое по отношению к непосредственной физической среде; межличностная самость, также непосредственно воспринимаемая, устанавливается видоспецифичными сигналами эмоционального взаимопонимания и коммуникации; расширенное «я» основано на памяти и ожидании; частное «я» появляется, когда мы обнаруживаем, что наше сознание… 

Посмотреть через издатель

Два воспринимаемых аспекта самости и их развития

  • U. Neisser
  • Психология

  • 1991

, воспринимаемое я в нехватке

  • 6.

    , воспринимаемое я в нехватке

    • 6.. gibshss.
    • Психология

    • 1992

    Дискуссии о самости часто приводили к различиям между способами рассмотрения самости: например, проведенное Джеймсом различие между экзистенциальной самостью и категориальной самостью, на которое ссылается…

    Я, память и эффект самореференции

    • С. Кляйн
    • Психология

      Обзор личности и социальной психологии: официальный журнал Общества психологии личности и социальной психологии, Inc. Автор утверждает, что «я» — это многогранная сущность, которую нелегко поддать четкому и точному описанию, и исследователи должны проявлять осторожность, пытаясь сделать выводы о себе на основании результатов SRE-памяти.

      Культура и личность: последствия для познания, эмоций и мотивации.

      • Х. Маркус, С. Китаяма
      • Психология

      • 1991

      Люди в разных культурах имеют поразительно разные представления о себе, о других и о взаимозависимости двух. во многих случаях определяют, самое…

      Самовосприятие и Самоконцепция

      • К. Лавленд
      • Психология

      • 1992

      Статья Баттерворта посвящена интересной и важной теме: истокам самопознания. Используя некоторые идеи Дж. Дж. Гибсона, он утверждает, что осознание себя начинается очень… . Во-первых, я утверждаю, что самость, понятие, чья огромная полезность для психологической теории сочетается с отсутствием ясности, может быть осмысленно разделено на две части…

      Я и его мозг

      • С. Кляйн
      • Философия

      • 2012

      Различие между собой как набором разнообразных…

      На пути к лучшему пониманию теории самопонимания: взгляд на процессы самопонимания

      • Бенджамин Г. Войер, Б. Фрэнкс
      • Психология

      • 2014

      В этой статье предлагается новый взгляд на теорию самоинтерпретации. Самоинтерпретация связана с тем, как люди понимают, кто они, в связи с широким набором культурных влияний, в которых они… способ познания себя, битком набитый устремлениями, убеждениями, привязанностями и привязанностями, и это, конечно, полезный способ думать о себе. Особенности этого…

      Я как культурный конструкт? Аргумент об уровнях саморепрезентации

      • Т. Шлихт, А. Спрингер, Александра Цинк
      • Психология

      • 2009

      а именно неконцептуальные, концептуальные и пропозициональные саморепрезентации. Мы спорим…

      ПОКАЗЫВАЕТ 1-10 ИЗ 45 ССЫЛОК

      СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантностьНаиболее влиятельные документыНедавность

      Новый взгляд на самооценку. Или теория теории.

      Я-концепция окружена ореолом мистицизма, она кажется недалекой от концепции души, и еще никому не удалось адекватно определить ее как гипотетический конструкт.

      Я-схемы и обработка информации о себе.

      • Х. Маркус
      • Психология

      • 1977

      Попытки организовать, обобщить или объяснить собственное поведение в определенной области приводят к формированию когнитивных структур о себе или схемах себя. Я-схемы когнитивны…

      Тоталитарное эго: Изготовление и пересмотр личной истории.

      • А. Гринвальд
      • Психология

      • 1980

      В этой статье утверждается, что (а) эго, или «я», представляет собой организацию знания, (б) эго характеризуется когнитивными искажениями, поразительно аналогичными тоталитарной информации: стратегии контроля и (c)…

      Развитие раннего визуального самопознания

      • Дж. Брукс-Ганн, М. Льюис
      • Психология

      • 1984

      . Представление самостоятельной жизни

      • E. Goffman
      • Психология

      • 1959

      Приживание. о нем или ввести в действие уже имеющуюся о нем информацию. Их заинтересует его…

      Концептуальные изменения в детстве

      • С. Кэри
      • Психология

      • 1985

      Дети мыслят принципиально иначе, чем взрослые? Или когнитивные различия между маленькими детьми и взрослыми являются просто вопросом накопления знаний? В этой книге…

      Разговорное запоминание и семейные отношения: как дети учатся запоминать братьев и сестер в возрасте от двух до шести лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *