Формы восприятия информации – Типы и способы восприятия информации

Содержание

Восприятие информации человеком — свойства, формы

Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность. На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток. Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой. Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций.

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.

Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.

Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами.

Каналы восприятия информации

Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность.  Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.

  • Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация  прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.
  • Аудиальный канал. Направлен на  усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.
  • Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.
  • Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам». Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий. Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.

Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный. Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.

Свойства восприятия

  • Предметность. Характеризуется направленностью на внешний мир. Человек всегда сосредоточивает свое внимание на таких вещах, которые находят отражение в окружающем пространстве. Это не обязательно могут быть предметы и явления, но также абстрактные понятия. В любом случае происходит глубокое умственное сосредоточение на том или ином предмете: обыденном, художественном или научном.
  • Целостность. В отличие от ощущения, которое отражает отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, восприятие составляет его общий образ. Он складывается из совокупности различных ощущений и формирует целостное представление о том или ином предмете.
  • Структурность. Необходимо отметить, что восприятие человека устроено таким образом, что обладает способностью систематизировать материал в определенном порядке, то есть, из общего потока поступающей информации выделять только ту, что окажется полезна в данном случае.
  • Константность. Под этим свойством понимается относительная постоянность воспринимаемой информации при различных условиях. Так, например, формы предметов, их величина, цвет представляются человеку одинаковой при разных жизненных условиях.
  • Осмысленность. Человек не просто воспринимает предметы и явления, он делает это осмысленно, целенаправленно, предвидя определенный результат и стремясь к нему. Так, например, студенты слушают лекцию для того, чтобы успешнее сдать зачет или экзамен, посещают занятия по художественной культуре для самообразования. Во всяком своем действии личность стремится поступать осмысленно, потому что иначе и не может совершаться никакая деятельность.

Сложные формы восприятия информации

Под формами восприятия информации понимают некоторые категории, имеющие в своей основе размышления и направленность на поиск истины.

  • Восприятие пространства. Каждый из нас весьма индивидуально подходит к восприятию пространства. Если нас перенести в другое место, мы не сможем сразу сориентироваться, пока не выработаем тактику поведения и не поймем, как лучше себя вести. Один человек способен сориентироваться в меняющихся условиях иначе, чем другой и у каждого свое собственное восприятие.
  • Восприятие времени.
     У каждого из нас есть свои биологические часы, которые напоминают о необходимости предпринимать определенные действия. Есть распространенная теория о «совах» и «жаворонках». Одним трудно просыпаться утром, они могут бодрствовать днем, другим необходимо рано вставать и также рано ложиться. Если обратиться к человеку на улице с вопросом «Который час?», большинство сейчас же начнут искать часы, чтобы вам ответить. Между тем, внутри себя всякий примерно знает, сколько времени на данный момент. Именно поэтому становится возможным процесс планирования любых дел, прогнозирование различных ситуаций еще до того, как они произойдут в реальности.
  • Восприятие движения. Впечатления движения создаются сугубо индивидуально. Кому – то достаточно наклонить вперед голову, принять соответствующее положение корпуса, чтобы создалась иллюзия того, что происходит перемещение в пространстве. Восприятие движения фиксируется мозгом и осознается личностью за счет вестибулярного аппарата и собственных мыслей, субъективных настроений.
  • Восприятие преднамеренное и непреднамеренное. Данные формы отличаются друг от друга участием сознания в восприятии каких – либо объектов. Иначе их еще можно назвать непроизвольным и произвольным. В первом случае восприятие осуществляется за счет внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека, а во втором им руководит сознание. Преднамеренное  восприятие характеризуется четкой целью, обозначенными задачами, ясной структурой и последовательностью в выполнении всех необходимых шагов.

Особенности восприятия информации

Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий и явлений очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому – то необходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.

Для визуала крайне важно, чтобы вся информация находилась в поле его зрения. Замечательно, если имеется возможность ознакомиться с материалом посредством чтения. Только тогда, когда визуал увидит, как выглядит то, что ему нужно запомнить, он способен по – настоящему воспринимать.

Для аудиала всегда лучше единожды услышать материал, чем несколько раз его читать. Это тот тип восприятия, когда сказанное живьем слово приобретает колоссальное значение. Людям, имеющим ведущий аудиальный канал восприятия, всегда легче усваивать информацию на лекциях или участвовать в семинарах.

Отличительной особенностью кинестетиков является природная потребность все трогать руками. Иначе не может пойти процесс целостного восприятия. Только с помощью эмоций, подкрепляемых взаимодействием с людьми или предметами, они познают окружающую реальность. Как правило, такие люди очень эмоциональны и подвержены различным направлениям деятельности. Весьма много среди них художников, музыкантов, скульпторов, то есть к ним относятся те, кто способен проживать целую жизнь при соприкосновении с предметами и даже творить собственную реальность.

Дигиталы склонны к глубокому анализу происходящих событий. Это по сути своей настоящие мыслители и философы. Для них новая информация должна обязательно являться предметом абстрактно – аналитического мышления, плодом серьезной внутренней работы, связанной с логическим выстраиванием сложных конструкций. Познать истину – их главная цель.

Таким образом, способы восприятия информации существуют самые различные. Все вместе они создают гармоничную  и целостную картину мира, в которой приветствуется полнота многообразия. Необходимо развивать все каналы восприятия, но делать это с опорой на ведущий вид. Тогда любая деятельность человека будет успешной, приведет его к новым открытиям и свершениям.

psyh.info

Информация — урок. Информатика, 5 класс.

Каждый день вы узнаёте что-то новое, чего вы не знали раньше, т.е. получаете новую информацию. (Это знания, которые получаете в школе, это сведения, которые черпаете из книг, это новости, которые слышите по радио или от людей, с которыми общаетесь).

Информация – это сведения об окружающем нас мире.

Первичную информацию об окружающем нас мире люди и живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.


Больше всего информации мы получаем с помощью органов зрения:

глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов.

Но можно ли полностью доверять своим органам чувств?

 

Это не анимация — это простые рисунки, но нарисованы они таким образом, что при просмотре этих картинок происходит оптический обман зрения. Вам кажется, что изображение на картинке движется, но это не так.

 

 

Картинки обмана зрения: размер круга. Какой из кругов, расположенных посередине, больше?

 

 

 На рисунке изображены два отрезка. Какой из них длиннее?

 

 

 

Глядя на рисунок, можно наблюдать иллюзию цветовосприятия. На самом деле круги на разных квадратах одинакового серого оттенка.

 

 

 

 

Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы:

линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.д.

Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и т.д.

Виды информации по способу восприятия

Для человека информация делится на виды в зависимости от типа рецепторов, воспринимающих её.

 

Визуальная — воспринимается органами зрения. Мы видим все вокруг.
Аудиальная — воспринимается органами слуха. Мы слышим звуки вокруг нас.
Тактильная — воспринимается тактильными рецепторами.
Обонятельная — воспринимается обонятельными рецепторами. Мы чувствуем ароматы вокруг.
Вкусовая — воспринимается вкусовыми рецепторами. Мы чувствуем вкус.

Виды информации по форме представления

Рассмотрим только те виды информации, которые «понимают» технические устройства (в частности, компьютер).

 

 

Текстовая информация

Текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио.

В устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме.

Числовая информацияТаблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда и др.

В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.

Пример. Вы получили телеграмму: “Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера”. В данном тексте слова “двенадцатого” и “восемь” мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами.

Графическая информацияРисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель)
Музыкальная (звуковая) информацияВсё, что мы слышим — человеческая речь, музыка, пение птиц, сигналы машин и т.д.
Мультимедийная (многосредовая, комбинированная)Цветная графика сочетается со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.

 

В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной.

Информацию, представленную в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером, называют данными.
Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации занимается наука информатика.

Хранить, обрабатывать и передавать информацию человеку помогает компьютер.

Источники:

Л.Л.Босова. Информатика и ИКТ учебник для 5 класса. Москва Бином. Лаборатория знаний 2012. 7- 10 стр. 

Обман зрения — 44 картинки с пояснением ttp://ona-znaet.ru/publ/56-1-0-339

www.yaklass.ru

Информация и знания. Восприятие информации человеком

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 7 классы | Планирование уроков на учебный год (учебник И.Г. Семакина и др.) | Восприятие и представление информации





§2. Восприятие и представление информации


Основные темы параграфа:

— восприятие информации;
— информация и письменность;
— языки естественные и формальные;
— формы представления информации.

Изучаемые вопросы:

— Информация как знания человека.
— Декларативные и процедурные знания.
— Информативность сообщения.
— Образная и знаковая формы восприятия информации.
— Язык – знаковая форма представления информации.


Восприятие информации

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств — их пять: орган зрения (глаза), орган слуха (уши), орган вкуса (язык), орган обоняния (нос), орган осязания (кожа).

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые, и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнаете, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаёте знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаёте знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

• через зрение поступает информация в виде изображения;
• через слух воспринимается информация в звуковом виде;
• через обоняние воспринимается информация в виде запахов;
• через вкус поступает информация от вкусовых ощущений;
• через осязание мы получаем информацию в виде осязательных (тактильных) ощущений.

Можно сказать, что зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других каналов. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

Информация и письменность

Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?

Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т. е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков. Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов — фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Сначала появилась речь, потом — письменность. Письменность нужна для того, чтобы фиксировать на бумаге человеческую речь.

Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. В ней отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания — паузы, интонацию. А вот китайская письменность называется идеографической. В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова (рис. 1.1). А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.


Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма — это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение. Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знакомые дорожные знаки — это пиктограммы (рис. 1.2).


Языки естественные и формальные

Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Конечно, имеется в виду не орган речи, а способ общения между людьми. Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту — формальным языком музыки.

Язык — это знаковый способ представления информации. Общение на языках — это процесс передачи информации в знаковой форме.

Формы представления информации

Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.

Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в нее содержания.

Подведем итог разговору о формах представления информации.

Формы представления информации человеком:

• текст на естественном языке в устной или письменной форме;
• графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;
• символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.

Чтобы письменный текст на любом (естественном или формальном) языке был всем одинаково понятен, он должен соответствовать правилам языка. Синтаксис — это совокупность правил записи текста на языке. Их нарушение называется синтаксической ошибкой. Семантика — это система правил и соглашений, определяющая толкование и придание смысла конструкциям языка. Таким образом, правила синтаксиса определяют форму письменного текста, а правила семантики — его смысл, содержание.

Коротко о главном

Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств. Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание являются информационными каналами, связывающими человека с внешним миром.

Язык — это знаковая форма представления информации. Языки бывают естественными и формальными.

Человек сохраняет информацию или обменивается ею с другими людьми на естественных языках, формальных языках, в графической форме.

Письменность — важнейший способ сохранения и передачи информации. В истории человечества сформировались следующие формы письменности: звуковая, слоговая, идеографическая, пиктографическая .

Письменный текст составляется в соответствии с правилами синтаксиса и семантики языка.

Вопросы и задания

1. Какую роль в информационной деятельности человека выполняют органы чувств? Перечислите все органы чувств человека.

2. Почему восприятие вкусов и запахов можно назвать приемом информации?

3. Как читают незрячие люди? Какие органы чувств при этом задействованы?

4. Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?

5. Грамотный музыкант способен услышанную музыку записать нотами. Какое преобразование формы музыкального произведения он при этом производит? Опишите ситуацию обратного преобразования.

6. Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?

7. Что такое естественные языки, формальные языки?

8. Какие существуют формы письменности?

9. Попробуйте с информационной точки зрения объяснить такой феномен: ощущение человеком вкусов и запахов во сне. Подготовьте сообщение.

Электронное приложение к уроку


Вернуться к материалам урока
Презентации, плакаты, текстовые файлы Ресурсы ЕК ЦОР
Видео к уроку

Cкачать материалы урока


xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Стартап Columbus Club обновит старые премиум-игры для современных мобильных систем

23 апреля 2019 г.

Стартап Columbus Club обновит старые премиум-игры для современных мобильных систем

Молодая нью-йоркская компания Columbus Club объявила о запуске проекта по переносу классических мобильных игр на современную платформу iOS. Амбициозный стартап привлек внимание обычных геймеров и инвесторов, сумев собрать за короткое время 2,5 млн долларов. Эти средства будут направлены на перевыпуск старых игр для iPhone и разработку новых тайтлов. Первые проекты увидят свет в конце 2019 года.

Маленькая студия из двух человек начала перерабатывать 50 мобильных премиум-игр, часть из которых уже находится в раннем доступе. Среди заявленных проектов мировые хиты Super Crate Box, Hook Champ, Legendary Wars, Sword of Fargoal, Space Miner и Chopper 2. Разработчики обещают, что в играх не будет микротранзакций и рекламы, которые досаждают геймерам в современных приложениях. При этом сооснователи Columbus Club планируют реализовать новые варианты монетизации контента.

Идея перезапуска мобильных хитов, включая 32-битные старых тайтлов, пришлась по душе интернет-сообществу, что и позволило Columbus Club собрать внушительную сумму на разработку. В первом раунде финансирования студии приняли участие крупные венчурные фонды CRCM Ventures, Watertower Ventures, BreakawayGrowth Fund и другие. Инвесторы оценили концепцию создания подборки классических игр для последних версий iOS. Сегмент премиальных мобильных тайтлов почти исчез из App Store, из-за чего спрос на хорошие игры со стороны поклонников интерактивных развлечений постоянно растет.

Полноценной реализации проекта может помешать отсутствие у разработчиков интеллектуальных прав на отдельные тайтлы. Из первоначального списка пришлось вычеркнуть несколько хитов, поскольку разработчики не сумели найти правообладателей или договориться с ними. Однако даже заявленный перечень игр воодушевляет олдскульных мобильных геймеров.

На сайте компании открыта регистрация пользователей, которым предложено присоединиться к бета-тестированию будущих игр, а также принять участие в формировании портфолио студии. В планах Columbus Club выпуск собственных игровых приложений с оригинальным сеттингом и геймлпеем. При этом разработчики взяли на себя обязательство поддерживать совместимость перевыпущенных тайтлов и выпускать обновления по мере изменений платформы iOS и появления новых требований App Store к загружаемому контенту. Это означает, что возрожденные онлайн-игры больше не окажутся недоступными на смартфонах.

dailyonline.ru

Как технологии и интернет изменили наше восприятие информации

Денис Золотарёв

Арт-директор, специалист в области мультимедийной журналистики, digital-дизайна и инфографики. Блог на Medium.

Возникновение и развитие глобальной Сети можно считать событием, по значимости сравнимым с изобретением книгопечатания: технология печати подвижными литерами за пару столетий перевернула все принципы воспроизведения, распространения и потребления информации. Интернету хватило на то же самое несколько десятков лет.

Как в результате этого изменились мы сами? Каковы особенности восприятия информации сегодняшним средним пользователем Сети? Влекут ли они за собой позитивные или негативные последствия? Попробуем ответить на эти вопросы.

Я выделил ряд трендов, наметившихся среди активных пользователей — тех людей, которые в наибольшей степени погружены в цифровые коммуникации. Этот список субъективен и в основном описывает то, что я вижу вокруг и какие изменения наблюдаю в самом себе.

1. Мы стали быстрее

Теперь мы воспринимаем больше данных за единицу времени, наша «пропускная способность» увеличилась.

Ежедневный объём необходимой к усвоению информации растёт, времени на потребление отдельных фрагментов становится всё меньше. При этом информационная ёмкость сообщений стремится сохраниться на прежнем уровне. Это приводит к «уплотнению» сообщений и возрастанию нашей «пропускной способности».

Посмотрите, как менялись ролики Apple за последние 9 лет:

  • 2009 год — iPhone 3GS.

  • 2011 год — iPhone 4s.

  • 2016 год — iPhone 7 и 7 Plus.

  • 2017 год — iPhone X.

В последних видео даже нет закадрового голоса. Голос — это слишком долго. Текст воспринимается гораздо быстрее.

Но нельзя утверждать, что возрастает и скорость качественной обработки информации. В нас можно загрузить больше за меньшее время, но ускоряется ли при этом анализ и обработка?

2. Наша мультизадачность возросла

Мы можем одновременно потреблять информацию из нескольких каналов или вести несколько параллельных коммуникаций.

Почти все могут вести машину, одновременно болтая по телефону, а то и набивая СМС. Почти все могут одновременно говорить на несколько тем в нескольких окнах мессенджера, а некоторые — даже в рамках одного разговора, чередуя сообщения.

Технологии развиваются симметрично этому, стараясь обеспечить нам максимальную многозадачность. Распространение функции «Картинка в картинке», хитрые системы уведомлений, в фоновом режиме «подгружающие» в нас новые единицы данных, многофункциональные сервисы вроде Booking.com — всё это направлено на дробление нашего внимания.

Показательно видео, которое демонстрирует, как выглядит телефон человека с 8 миллионами подписчиков в Instagram.

В качестве экстремального примера подобной адаптации можно вспомнить интересную историю про вертолёты «Апач», сверхнасыщенный интерфейс которых приводил со временем к развитию у обучившихся пилотов способности к чтению двух книг одновременно.

3. Нам всё сложнее концентрироваться

Исследования , проведённые Microsoft в 2015 году, показывают, что наша способность к удержанию внимания на одном объекте сократилась до 8 секунд (принято говорить, что это меньше, чем у золотых рыбок).

Так ли это? С одной стороны, все согласятся, что читать художественную литературу стало сложнее — постоянно хочется отвлечься на что-то ещё. С другой стороны, это мало отразилось на рабочих процессах. Cпособность к концентрации зависит от выполняемой задачи и степени мотивированности человека. Да и достоверность проведённых исследований вызывает ряд вопросов .

Успевшие надоесть разговоры про клиповость мышления во многом строятся на анализе современного информационного продукта, объясняя происходящие изменения потребностями зрителей, хотя это может объясняться трендами в индустрии создания контента. Так, например, это исследование показывает, как среднее время монтажных склеек в фильмах непрерывно сокращалось с 10 секунд в 1930-х годах до 4 секунд в 2010-х. Похоже, представители киноиндустрии научились эффективно работать с монтажом и удерживать внимание зрителя.

Любопытный факт: только сейчас скорость фильмов приблизилась к экспериментальным картинам русских футуристов 1920-х, почти неизвестных широкой публике, но очень уважаемых специалистами из сферы кино.

При этом нельзя не отметить стремление постоянно перепрыгивать с канала на канал, что связано не столько с плохой концентрацией, сколько с тем, что нашего внимания требуют всё новые раздражители.

4. Картинки стали для нас новым письмом

Одной из самых древних форм письма было пиктографическое — изображение объекта обозначало этот самый объект. Исчезнув на несколько тысячелетий, в XX веке оно возродилось в виде навигационных пиктограмм.

Навигация в аэропорту. Даже без подписей пиктограммы способны доносить сообщение

В дальнейшем пиктограммы эволюционировали в иероглифы — письмо с формализованным начертанием знаков, где каждый глиф в зависимости от контекста кодировал определённое слово, часть слова или комплексное понятие. И хотя рисунок знаков всё ещё имитировал реальные объекты, их смысл мог быть совсем другим. Так, например, иероглиф «холмы» в Египте мог обозначать чужеземную страну.

Спустя пару тысячелетий идеографическое письмо снова с нами. Теперь — как эмоциональное дополнение письменной речи, более точно задающее тон и контекст сообщения. Эмодзи, стикеры, мемы — всё это новые иероглифы. Например, новостное приложение Quartz использует эмодзи и гифки для общения с пользователем.

Мы общаемся картинками, выстраивая достаточно сложные нарративы, так как изображения часто несут в себе несколько вложенных контекстных смыслов, как когда-то иероглифы.

В любом мессенджере можно пересылать гифки или стикеры вместо или в дополнение к сообщениям, все пользуются эмодзи. Существуют как широко известные стикерпаки и мемы, оперирующие массовыми контекстами (всем известные фильмы, персонажи), так и нишевые, предназначенные для определённых групп (программисты, журналисты, пользователи Reddit).

Известные мемы, стикеры и эмодзи

Грамотно подобранная картинка, относящая нас к определённому контексту, позволяет быстро и ёмко передать набор эмоций и выразить своё отношение к чему-либо.

5. Информация стала для нас строительным материалом

Технологии дали каждому возможность творить, создавая новые информационные объекты с нуля или компилируя их из уже существующих. Каждый фрагмент информации рассматривается нами как кирпич, который мы можем использовать для конструирования собственных нарративов и смыслов.

Фрагмент фильма, найденная или сделанная самостоятельно фотография, скриншот переписки — всё становится основой для новых коммуникаций.

Потребности пользователей чутко улавливаются разработчиками софта, написавшими уже не один десяток различных программ и онлайн-сервисов для генерации мемов, создания простых композиций и роликов. Отличный пример — Coub. Это один из самых популярных сервисов для создания собственного вирального контента путём компиляции готовых видео- и аудиофрагментов.

Мы воспринимаем информационные объекты как кирпичи для новых сообщений, а не как законченные неизменные вещи. Любой фрагмент может стать частью нового смыслового коллажа.

6. Мы считываем информацию фрагментами и по диагонали

У нас не хватает времени и терпения потреблять контент от и до. Исследования показывают, что пользователи Сети больше не читают в привычном смысле слова. Они «сканируют» страницу , выхватывая отдельные слова и предложения.

Широкое распространение получил термин «F-паттерн» — принцип, по которому пользователи Сети часто просматривают ресурсы (повышенное внимание к первым строчкам и беглый просмотр начала следующих). На уровне тепловой карты это действительно напоминает букву F.

F-паттерн

«Сканирование» касается не только текстовой информации. Мы перематываем ролики, фильмы и подкасты. В итоге контент, считываемый по диагонали, создаётся для такого потребления.

Это выражается в жёстком структурировании текстов, дроблении контента на фрагменты, внедрении навигации или функции ускоренного просмотра в видео.

Многие сайты начали внедрять навигацию в плеер, отмечая на ползунке знаковые места видео или аудио либо вынося их в отдельное оглавление. Некоторые идут дальше и пробуют создавать новые (очевидно, вдохновлённые Stories) форматы, как, например, этот проект от The New York Times.

Тем не менее вдумчивое чтение всё ещё с нами и, по утверждениям специалистов, играет большую роль в развитии мышления .

7. Нам легче оперировать абстракциями

Всё превратилось в интерфейс. Вся информация стала виртуальной. Физические носители уходят в прошлое. Теперь вместо дисков, книг, кассет и пластинок у нас есть их виртуальные слепки, концепты информационных вещей.

Интерфейсы всё дальше уходят от имитации реальных объектов в сторону текстов. На кнопке «Удалить» больше не нарисована урна, а на «Сохранить» — дискета, только слова. Мы моментально соотносим написанное слово с эффектом, которое оно произведёт на виртуальный объект.

Да и сами кнопки больше не выглядят как кнопки. Почти каждый знает, как оформить простую гиперссылку, почти каждый — немного программист.

8. Для нас всё меньше разницы между красотой и уродством

Глобальный доступ в Сеть уравнял в правах на распространение всех пользователей. Каждый может транслировать в информационное пространство собственный вкус. В результате мы видим одинаковое количество красивого и уродливого.

Теперь ключевой показатель — выразительность и информационная ёмкость, а не красота. Наш спектр эстетического восприятия серьёзно расширился.

Подчёркнуто неумелый рисунок внезапно становится сильным выразительным инструментом

В поисках новых стилей и способов выражения дизайнеры вдохновляются как современными технологиями (мультфильм, использующий случайные эффекты в работе с программами 3D-визуализации), так и низкой эстетикой массового софта (этот ролик обыгрывает стилистику ранних текстовых и графических редакторов).

Что нас ждёт дальше?

Уже сейчас наметились обратные тенденции — возврат к медленному потреблению (Slow TV), цифровой детокс. Всё это — реакция на слишком быстрое для человека развитие технологий. Вряд ли это станет мейнстримом, но поможет нам нащупать баланс между онлайном и офлайном и научит осознанному потреблению информации.

На каждом новом витке эволюции есть свои плюсы и минусы, но люди всегда находили способы приспосабливаться к меняющейся реальности. Это то самое качество, которое позволило нам эволюционировать от камней и палок до космических кораблей и расщепления атома. Тем интереснее наблюдать за тем, как нас меняет формируемая нами информационная среда.

lifehacker.ru

Виды информации по способу восприятия и по форме представления

Информация — это очень сложное образование. Единства касаемо ее определения так и не получилось достичь. Но мы прекрасно понимаем, что это такое. Это, наверно, один из немногих случаев в науке, когда она оперирует понятиями без четкого их определения. Интересно то, что информация — это предмет изучения информатики. Возможно, именно поэтому нет ее четкого определения. Но все же давайте попробуем дать собственную трактовку данному термину для более ясного вашего понимания.

Понятие информации

Виды и свойства рассматриваемого нами явления невозможно разобрать, если хотя бы приблизительно не ориентироваться в этом термине. Так что же такое информация? Это комлекс явлений, получивших определенное отражение в нашей психике и которые могут использоваться в нашей дальнейшей деятельности. Информация может использоваться в огромном количестве возможных сфер нашей жизни. Более того — она и используется. Различные новые способы применения информации появляются в последнее время. Просто грех не рассмотреть сферы человеческой жизни, в которых может использоваться информация.

Зачем нам это нужно?

Действительно, а какой смысл в получении информации нами? Она позволяет нам действовать и выживать в этом мире. Сам факт выживания проявляется везде, где ступает человеческая нога. Давайте рассмотрим, где же мы проявляем себя и появляется необходимость выжить или прогрессировать (это вторая задача информации).

  1. Базовые потребности.
  2. Безопасность.
  3. Коммуникация.
  4. Саморазвитие.
  5. Обучение.
  6. Воспитание.

Очевидно, что это только небольшая часть возможных сфер человеческой жизни, где можно было бы использовать информацию. Мы можем получать ее самыми разными путями. С самого начала мы поговорим о том, откуда нам поступает информация, а после этого перейдем к разным классификациям, характеризующим данное явление.

Способы получения информации

А теперь непосредственно начинаем переходить к теме «Основные виды информации». Начнем рассмотрение этого явления с описания возможных источников информации. Оказывается, их действительно невероятное количество. Фактически любой предмет, если мы можем думать и воспринимать его, может для нас быть носителем информации разной степени важности. Вот небольшие примеры носителей информации:

  1. Интернет.
  2. Книги.
  3. Телевизор.
  4. Плита.
  5. Другой человек.
  6. Яблоко.

И много чего еще. Возможно, некоторые предметы вас удивили. Например, как яблоко может быть носителем информации? Но если задуматься, то это действительно так. То же самое и с плитой.

А теперь перейдем к рассмотрению данного понятия с научной точки зрения. Существует три типа классификаций. В данной статье будут рассмотрены только две из них. Но вкратце перечислим эти классификации в данном подразделе. Какие же это попытки систематизировать весь информационный поток?

  1. Виды информации по способу восприятия.
  2. Информация по форме представления.
  3. По общественному значению.

Данная классификация настолько проста, что ее подают детям во втором классе на уроках информатики. А теперь перейдем непосредственно к теме этой статьи.

Классификация информации по способу восприятия

Способ восприятия информации — это то, каким образом человек ее впитывает и обрабатывает. Эта классификация знакома нам с самого детства, так как ей обучали сразу по нескольким учебным предметам. Выделяют такие виды информации по способу восприятия:

  1. Визуальная. Это те данные, которые мы воспринимаем через наши глаза. Примером такой информации может быть та самая плита или яблоко. Мы оцениваем их внешний вид. На основе того, какие лампочки горят на плите, мы можем узнать, работает ли она. А на основе этих данных, определить, нужно ли следить за ней. Знание этого нам необходимо для выживания. Интересно, не находите?
  2. Аудиальная. Это та разновидность информации, которая воспринимается нашими ушами. Ее примеры очень просты — шум машины, голоса людей, звон колоколов. Все, что мы слышим — это есть информация в аудиальной ее форме. Ее значение для выживания человека также колоссальное. Ведь именно аудиальняа информация позволяет оценивать ту часть окружающей обстановки, которую нельзя увидеть, дотронуться или попробовать на вкус.
  3. Тактильная. Этот тип информации непосредственно связан с нашей кожей. Функция данного типа восприятия для выживания также очень важна — человек может, например, почувствовать температуру предмета, до которого он прикасается, и его текстуру. Это не один раз нас спасало — с этим согласятся любители попробовать температуру конфорки на плите рукой.
  4. Обонятельная. Это сфера запахов. Именно они помогают нам ощутить запах гнилой пищи или же определить, что нужно убраться в помещении. Собственно, запах является очень важной характеристикой, которая поможет не только не отравиться, но и понять питательную ценность еды.
  5. Вкусовая. Данный вид информации работает в паре с обонятельной касаемо определения еды. Согласно логике нашего организма, все просто. Еда вкусная — значит ее можно есть.

Все очень просто. Это как раз те пять органов чувств, о которых нам говорили в школе. Вот опять мы их вспомнили. Понимание того, какие виды информации по способу восприятия существуют, дает возможность использовать эти данные в информатике для обеспечения максимально эффективного взаимодействия человека с компьютером. А это может существенно улучшить качество нашей жизни в дальнейшем.

Виды информации по форме представления

Мы уже поняли, какие бывают источники информации. Виды информации по способу восприятия также отложились в нашей голове. А теперь настал черед разбора другой классификации — по форме представления. Что это вообще такое? Собственно, это научное изображение того, из каких источников информация может нами быть получена. Эдакая система того, что мы описали ранее. Итак, какие существуют виды информации по форме представления?

  1. Текстовая. Это та же книга или сайт в интернете.
  2. Числовая. Цифры могут порой значительно больше сказать, чем слова.
  3. Графическая. А картина? Если она прекрасна и в ней много загадок, то почему простое изображение на стене не может стать полезным для человека?
  4. Музыкальная. Как тут ни крути, а хорошую музыку любят все. Да, представления разные. Но в любом случае музыка — это прекрасно.
  5. Комбинированная. Например, музыкальный клип.

Вот такие виды восприятия информации человеком мы знаем.

Выводы

За время прочтения этой статьи вы поняли очень многое. Это и виды информации по способу восприятия и по форме представления. Благодарное ли дело — делить весь информационный поток на разновидности? Это решите вы для себя. У каждого человека должно быть свое мнение. Известно точно одно — без информации наша жизнь была бы невозможной. И это очевидно всем.

autogear.ru

Типы восприятия информации

Иногда нам очень трудно уловить мысль своего собеседника. А донести до него нужную информацию еще трудней. Как понять человека и наиболее эффективно объяснить что-либо ему?..

Особенность каждого индивидуума воспринимать окружающий мир по-своему. Поэтому, для продуктивного общения с близкими и друзьями, нужно знать, каков тип восприятия информации  окружающего мира вашего собеседника и своего собственного.

Различаются 3 типа категории людей: аудиалы, визуалы и кинестетики. Давайте вместе попробуем поподробнее разобраться с каждым из этих типов.

Аудиалы.

Аудиал – это человек, хорошо воспринимающий информацию на слух. В лексиконе таких людей чаще всего употребляются такие фразы как: «что с вашим голосом?», «я слышал…». Они очень чувствительны к звуку. Ученые, исследовавшие эту категорию людей, подтвердили, что слух аудиалов намного острее, чем у остальных.

Речь у них спокойная и размеренная с уверенным тоном. Замечено, что аудиалы, находясь в одиночестве, могут проговаривать свои мысли вслух.

Завоевать расположение аудиала к себе, можно только лишь, во-первых, давая ему осмыслить информацию, которую он получает. Для этого делайте в разговоре небольшие паузы.

Во-вторых,  следите за своей речью (визгливые ноты в голосе совершенно не рекомендуются!), а если вы простужены, то благоприятней перенести беседу на поздний срок. Информация, переданная аудиалу по телефону, будет принята им лучше, чем при личной встрече. А чем грамотнее, четче и увереннее будет ваша речь, тем больше возможности убедить его.

И еще, романтическую встречу с ауиалом лучше сопровождать красивой музыкой, которая послужит прекрасным фоном для интимной беседы.

Если вы аудиал, то для вас лучше будет запоминать информацию после прочтения, проговаривая ее еще раз вслух.

Визуалы.

Название этой группы говорит само за себя, для этих людей большое значение имеют зрительные образы. Они лучше воспринимают информацию, увиденную или прочитанную, нежели услышанную. Визуала можно определить по словам, которые им чаще всего употребляются.

Они выражают свои мысли такими фразами как «мне показалось…», «посмотрим…», «по моим наблюдениям…», «сегодня было такое зрелище!». Визуалов можно выявить, обращая внимание при общении на их поведение.

Эти люди очень эмоциональны, их речь импульсивная и громкая. Их разговор постоянно сопровождается выплескиванием рук. Их взгляд обычно направлен вверх, подбородок приподнят, а плечи расправлены. Визуалы чаще остальных могут сначала говорить, а потом думать.

Если в своем собеседнике вы узнали визуала, его расположить к себе можно, соблюдая несколько правил:

Во-первых, общаясь с визуалом, уделяйте большое внимание своему внешнему виду. Неопрятный вид, неаккуратный макияж, неухоженные ногти, и даже зацепочка на колготках может отвернуть от вас визуала.

Во-вторых, убедить в чем-то визуала, не возможно с помощью свое умение оратора. В этом вам помогут  графики, картинки, видео или фотографии.

А проверить искренность визуала можно, обратив внимание на его взгляд. Устремленный взгляд вверх и вправо, может сказать, что человек в это время думает о будущем, если же направление взгляда вверх и влево – напротив, о прошлом. Задав визуалу вопрос о прошлом, и заметив, что он смотрит вверх и вправо, это говорит о его неискренности.

Если вы сами визуал, то при  изучении нового материала, старайтесь подключать свое воображение, рисовать запоминающиеся зрительные образы, составлять наглядные схемы и графики. Таким образом информация запоминается легче и надежней.

Кинестетики.

О человеке, который большое значение придает ощущениям и чувствам, а информацию о предмете получает только потрогав его, можно сказать, что он кинестетик. Обычно его речь изобилует словами: «по моим ощущениям», «я чувствую…».

Прислушиваясь к своим ощущениям, на осмысление полученной информации кинестетикам нужно больше времени. Речь у них плавная, спокойная, с длительными паузами. Им легко «потерять мысль», прервав при этом беседу.

Общаясь с кинестетиком важно:

Во-первых, обеспечивать ему комфорт: неудобное положение, слишком душное или прохладное помещение могут принести кинестетику массу неудобств. Ни в коем случае не торопите кинестетика, ему надо дать все основательно обдумать.

Во-вторых, во время беседы постарайтесь ненавязчиво подсунуть под руку кинестетику какой-либо предмет, который будет удобно ему перебирать и вертеть. Если же вашей целью является продажа кинестетику определенного продукта, обязательно предоставьте ему возможность потрогать эту вещь.

Если вы считаете себя кинестетиком, то для  запоминания информации вам поможет написание прочитанного или услышанного.

С помощью таких секретов вы сможете определить, какими типами восприятия информации обладают ваши друзья родственники, коллеги. А определив, следуйте нашим советам и помните, что залогом теплых отношений и успешного общения является понимание потребностей вашего собеседника!

Источник: http://interestwomen.ru

subscribe.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *