Фотографическая память что такое: Что такое фотографическая память и как ее развить?

мифы о памяти — Афиша Daily

Брейнхак

Фотография:

Thomas Jackson

Текст:

Александра Урман

19 августа 2016 16:47

Нейробиологи пока не могут полностью объяснить, как именно работает память, но постепенно подбираются к ее разгадке, развенчивая домыслы и устаревшие представления. «Афиша Daily» подобрала 7 современных исследований, пересматривающих распространенные мифы о памяти.

Миф об образной памяти

Суть: Когда мы обращаемся к воспоминаниям, на ум приходит не только визуальный или, например, тактильный аспект объекта, но мы также можем представить изображения, звуки и физические ощущения, с ним связанные. Поэтому мы склонны считать, что в основе воспоминаний лежат целые образы.

На самом деле: Образы, всплывающие в памяти, реконструируются на базе отдельных фактов, которые мы запомнили. Проверить это можно простыми экспериментами. Например, можете ли вы воспроизвести в памяти то, что когда-то видели, но с другого угла зрения? Если бы мы правда запоминали целые образы и наша память работала подобно видеокамере, мы бы не могли представить ту часть предмета, которую на самом деле не видели. Но мы можем.
Другой простой эксперимент — посмотрите на какой-то объект и мысленно отметьте как можно больше фактов о нем. Чуть позже попробуйте вспомнить этот объект. Вероятнее всего, вы сразу заметите, что всплывающий в голове образ объекта куда более детален, чем обычно. При этом простое, даже очень пристальное, рассматривание предмета подобного эффекта не дает.

Миф о том, что воспоминания нельзя подделать

Суть: Мы привыкли считать собственные воспоминания чем-то достоверным. Сложно представить, что какие-то из них могли возникнуть в результате манипуляций третьих лиц.

На самом деле: За наши воспоминания и возможность прокручивать в голове картинки из прошлого отчасти ответственны те же части головного мозга, что и за воображение. Поэтому память и воображение иногда перемешиваются, и человека можно убедить в наличии у него воспоминаний о событиях, которых на самом деле не было. Больше всего это похоже на внедрение мыслей в фильме «Начало», только в жизни процесс такого внедрения фальшивых воспоминаний куда более прозаичен.

В ходе одного из экспериментов ученым удалось заставить 56% участников в той или иной степени «вспомнить» события, которые с ними на самом деле не происходили. Исследователи опросили родителей испытуемых, какие эмоционально окрашенные события (например, нападение собаки) случались с их детьми. Затем с участниками было проведено 3 интервью. Во время первого им рассказывали о двух запоминающихся случаях из детства (один реальный, второй придуманный), которые якобы подтвердили их родители. На следующем этапе испытуемым задавали вопросы о придуманном случае из детства. Наконец, во время последнего интервью их просили самих рассказать об этом событии. 30% участников полностью «вспомнили» инцидент, который на самом деле никогда не происходил, и еще 26% сказали, что помнят отдельные аспекты случившегося.

Миф о том, что мы помним раннее детство

Суть: Многие люди вроде как помнят, как они проводили время в детской кроватке, качались на качелях и все прочее, что происходило с ними в возрасте до трех лет. При этом некоторые уверены, что помнят себя еще в младенческом возрасте.

На самом деле: Примерно до двух с половиной лет мозг ребенка еще слишком мал и недостаточно сформирован, чтобы вычленять отдельные события и сохранять их в памяти. Этот феномен называется «детская амнезия». Более или менее достоверные, хотя и отрывочные воспоминания обычно начинают сохраняться в возрасте от трех до семи лет, и только после достижения ребенком семилетнего возраста его память начинает работать так же, как у взрослого человека.

Миф о травматических воспоминаниях

Суть: С одной стороны, многие уверены, что воспоминания, связанные с сильными эмоциональными переживаниями, как правило, отлично сохраняются. В то же время распространена вера, что плохое быстро забывается, а травматические воспоминания, например, о пережитом в детстве насилии зачастую подавляются нашим сознанием.

На самом деле: Исследования показывают, что люди, пережившие насилие в раннем возрасте, вовсе не забывают, что с ними произошло. По утверждению специалистов из Американской психологической ассоциации, «большинство людей, переживших сексуальное насилие в детстве, помнят все или по крайней мере часть того, что случилось, хотя и могут не до конца понимать суть».

Возможно и «восстановление» подавленных воспоминаний. Недавние исследования показывают, что детские воспоминания, «восстановившиеся» сами по себе или попросту никогда не подавлявшиеся, более правдоподобны, так как подтверждаются третьими сторонами чаще, чем воспоминания, «восстановленные» в ходе терапии. Возможно, что «восстановленные» при помощи гипноза или психотерапевта воспоминания на самом деле вообще фальшивые.

Миф о фотографической памяти

Суть: Люди, якобы обладающие фотографической памятью, способны без особых усилий в деталях, с фотографической точностью помнить происходящие.

На самом деле: Такого явления, как фотографическая память, не существует. Наиболее близкий к ней по смыслу феномен, существование которого подтверждено исследованиями, называется эйдетической памятью, или эйдетизмом. Это способность сохранять в памяти и потом детально воспроизводить образ воспринятого предмета или явления. Как правило, эйдетическая память распространяется только на визуальную часть образа, хотя люди с таким типом памяти фиксируют также слуховые, тактильные, двигательные и обонятельные ощущения, если они достаточно интенсивны. Наличие эйдетической памяти было выявлено примерно у 5% детей. Но считать ли это большой удачей для них — большой вопрос. У 15% таких детей при этом наблюдаются проблемы с развитием.

Миф о бесконечной памяти

Суть: Казалось бы, наш мозг не какая-нибудь флешка на 16 Гб, и воспоминаний может быть сколько угодно, и каждый день к ним добавляются новые и новые.

На самом деле: Воспоминания хранятся на ограниченном объеме рецепторов в ограниченном количестве синапсов центральной нервной системы. Совершенно очевидно, что при этом и объем воспоминаний, которые могут храниться одновременно, тоже ограничен. Исследования показывают, что большинство людей не могут запомнить больше 300 тысяч фактов в течение жизни. То есть большей части из нас, скорее всего, не хватит памяти, чтобы выучить наизусть всю Советскую энциклопедию.

Миф о том, что воспоминания не меняются

Суть: После того как мы запомнили событие, наше воспоминание о нем будет оставаться таким же, пока оно вообще хранится в памяти.

На самом деле: Каждый раз, когда мы обращаемся к воспоминанию, мы рискуем его изменить. Воспоминания можно сравнить с текстовыми документами на компьютере: каждый раз, когда мы открываем их, мы можем их скорректировать, полностью изменить или вообще стереть. Процесс укрепления воспоминаний (или реконсолидация) не происходит мгновенно — чтобы воспоминание застыло без риска быть измененным, требуется время. Воспоминания сохраняются не единомоментно, они «перезаписываются» каждый раз, когда мы к ним обращаемся. Это может быть полезным для преодоления травм или фобий, но в очередной раз напоминает, что воспоминания не так достоверны, как мы привыкли считать.

расскажите друзьям

теги

психологиянейропсихологияпамять

Развивая эйдетизм

Фотографическая память — способность человека запоминать зрительный образ в мельчайших деталях и воспроизводить его через некоторое время при помощи рисунка или рассказа. Её научное название — эйдетизм (от греческого слова, что переводится на русский язык как “образ”). О том, как развивать фотографическую память, мы и поговорим.

Люди, обладающие уникальной фотографической памятью, встречаются нечасто. Среди наиболее известных — американский президент Рональд Рейган, которому достаточно было посмотреть в течение нескольких секунд на страницу, чтобы запомнить её. А писатель, журналист и артист Соломон Шерешевский стал одним из первых объектов исследования академиков, занимавшихся проблемами фотографической памяти.

Серьёзные исследования этого вида памяти начались лишь в начале ХХ века. Первым учёным, описавшим эйдетизм как явление, был серб В. Урбанчич. Дальше всех в исследовании эйдетизма продвинулся советский академик А. Р. Лурия. Его труд “Маленькая книжка о большой памяти” посвящён исследованию уникальных способностей Шерешевского запоминать всё что угодно.

Долгое время фотографическая и зрительная память не разграничивалась. До сих пор многие путают два этих понятия. И зря.

При фотографической памяти процесс запоминания максимально напоминает фотосъёмку: картинка откладывается на подкорке мозга такой, как она есть на самом деле, со всеми деталями.

Зрительная же память позволяет запомнить общую картинку, не сосредотачиваясь на деталях и часто — даже немного искажая их.

Тем, кому посчастливилось иметь хорошие способности к запоминанию, необходимо её развивать, чтобы использовать свои умения с пользой для себя. А вот те, кто вообще не наделён способностью быстро запоминать увиденное и воспроизводить его, просто обязан работать над собой, чтобы иметь шанс на успех.

Причём развивать свою фотографическую память можно где угодно: в общественном транспорте, в офисе, на улицах и т. д.

Например, сидя в автобусе, попытайтесь “сфотографировать” стоящего или сидящего напротив человека. Перестав на него смотреть, воспроизведите мысленно все детали его костюма.

Или же, ожидая автобус на остановке, старайтесь запомнить рекламное объявление, а затем проверьте, правильно ли вы всё запомнили.

Поначалу будет получаться неважно, но, упорно работая, вы удивитесь результатам и тому, как легко у вас получилось развить свою фотографическую память, не уделяя слишком много времени тренировкам.

В тему

3 упражнения, при помощи которых можно развить фотографическую память

1. Найдите несколько изображений формул (математических, химических, физических — любых).

Внимательно смотрите на формулу 10—20 секунд и мысленно воображайте, как формула прописывается на вашем внутреннем “экране”.

Затем закройте глаза и воспроизведите то, что запомнили.

Начните с простых формул, постепенно усложняя себе задание.

2. Смотрите на какой-то абзац текста, но не читая его, как обычно, а будто бы фотографируя, пытаясь охватить весь абзац сразу.

Закройте текст и напишите на бумаге то, что запомнили.

Выполняйте упражнение столько раз, сколько потребуется для воспроизведения абзаца текста в полном объёме.

3. Старайтесь “сфотографировать” как можно больше цифр, записанных в столбик или в ряд. Постепенно увеличивайте количество цифр.

ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ определение | Кембриджский словарь английского языка

Примеры фотопамяти

фотопамяти

Он полный фанат с сумасшедшей фотографической памятью .

Из ВРЕМЕНИ