Фототерапия психология: Фототерапия как инструментарий психотерапии

Фототерапия в психологии – что это такое, техники

Фототерапия как одно из направлений арт-терапии появилась сравнительно недавно – в 1970 году. Родина этого вида психологической помощи – Канада. Это направление арт-терапии сегодня начинает активно использоваться. Фототерапию применяют психотерапевты, практикующие психологи и специалисты в области клинической психологии. Метод хорош для самопознания. Он помогает человеку научиться управлять своими эмоциями.

Содержание

  • Определение понятия
    • История возникновения
  • Какие проблемы можно решить фототерапией
    • Как проходит процедура
  • Виды фототерапии
  • Преимущества и недостатки
  • Заключение

Определение понятия

Фототерапия – это разновидность арт-терапии, в которой исцеление души происходит при помощи фотографий. В Канаде родоначальником этого направления психокоррекции считают Джуди Вайзер. Канадская методика была апробирована в России А. И. Копытиным, который в ходе экспериментальной деятельности доказал, что метод применим для разных занятий. Это позволило фототерапии стать одним из инструментов арт-терапевтов как в групповой, так и в индивидуальной работе.

В психологии средствами фототерапии удается воссоединить прошлое, настоящее и будущее человека, стимулировать познавательную активность, фантазию и воображение личности. Обрести гармонию человек может не только занимаясь фотографией, но и рассматривая изображения в журналах или фотографии, сделанные другими людьми.

История возникновения

Искусство фотографии появилось в 1822 году. Уже в 1844 году врач Томас Киркбрайд попробовал применять волшебный фонарь в работе с психически больными людьми. В 1856 году врач Хаг Даймонд экспериментальным путем вывел метод терапевтической фотографии.

В 1973 году Джуди Вайзер опубликовала в одном из научных журналов свой опыт применения фотографии в работе с глухими детьми. Так как статья вызвала большой интерес у читателей, многие писали автору письма, желая узнать подробнее, что это такое, как применять фототерапию. Джуди Вайзер в 1975 году организовала обучение для психотерапевтов по использованию в работе нетрадиционной технологии коррекционной деятельности. Позднее мастер-класс «Фототерапия как новый вид арт-терапии» был проведен командой известных психотерапевтов в США.

В Европе первые курсы повышения квалификации по фототерапии были организованы в 1990 году в Голландии. Главным лектором на курсах была Джуди Вайзер.

Сегодня фототерапия – это одно из направлений современной клинической психологии. Занятия с использованием фотографий организуются в частных клиниках, психологических центрах, арт-терапевтических студиях.

Какие проблемы можно решить фототерапией

Представлю список проблем, с которыми в медицине и психологии успешно справляются средствами фототерапии. Это:

  • стресс;
  • депрессия;
  • суицидальные попытки;
  • фобии;
  • невротические состояния;
  • расстройства сна;
  • тревожность;
  • апатия;
  • внутриличностные конфликты;
  • низкая самооценка, отсутствие уверенности в себе;
  • замкнутость;
  • немотивированная агрессия;
  • психотравма;
  • трудности в установлении взаимопонимания в малой социальной группе;

Показаниями для проведения сеансов фототерапии могут стать любые расстройства эмоционально-волевой сферы и отклонения в поведении.

Как проходит процедура

Эффект от фототерапии будет заметен, когда психологу удастся вовлечь клиента в творческий процесс. Обязательным условием для достижения эффекта фототерапии является создание специалистом таких условий на занятии, где участники смогут снять психологические маски и увидеть себя такими, какие они есть на самом деле.

Посредством фотографии актуализируется положительный или отрицательный опыт человека, что дает ему возможность снова пережить его и проанализировать свои эмоции.

Занятия с использованием данной технологии работы можно проводить как со взрослыми, так и с детьми старше 4 лет. В работе с дошкольниками предпочтительно использовать фотографии их детства, отражающие яркие положительные эмоции – это формирует личностный ресурс ребенка.

На занятии с подростками психотерапевт может использовать серию фотографий одного из периодов жизни клиента. С помощью наводящих вопросов специалист актуализирует в сознании подростка образы прошлого, формирует ценностные ориентации юношей и девушек.

Психологу важно уловить личностное отношение клиента к тому или иному снимку. Зрительные образы помогают клиенту понять свой внутренний мир. Реплики клиента и его рассказ по серии фотографий позволяют психологу понять причины проблем в эмоциональной сфере человека, наметить пути их устранения.

Результатом работы с фотоснимками на занятии под руководством психолога становится совпадение трех личностных конструктов клиента: Я реального, Я идеального и Я зеркального. Если это произошло, значит работа была продуктивной, цель психологической коррекции достигнута.

Виды фототерапии

Принято выделять следующие виды фототерапии:

  1. Автопортрет. Этот вид фототерапии требует использования метафорических ассоциативных карт и реального портретного снимка человека. В центре листа размещается реальный снимок, а вокруг него – ассоциативные карты. Психолог организует работу участников группы в парах, где они обсуждают метафорическое сходство реальной фотографии и ассоциативных изображений.
  2. Создание коллажа. Эта разновидность предполагает работу клиента с готовыми снимками. Они могут быть его собственные. Также психолог может предложить для работы тематическую серию картинок, вырезанных из журналов. Распространенной темой коллажа является «Прошлое, настоящее и будущее» — эта тема стимулирует рефлексивные способности клиентов, помогает найти ресурс для достижения поставленных целей.
  3. Создание авторских фотографий. В этом случае психолог задает тему, организует предварительное обсуждение заявленной проблемы в группе, а затем дает задание участникам: сделать снимки, отражающие эту проблему в реальной жизни.
  4. Фоторепортаж. Техника предполагает создание клиентом авторской серии снимков, по которой он составляет рассказ. Анализируя кадры и словесное творчество клиента, психолог открывает для человека грани его личности. Эта техника способствует самоактуализации и самовыражению.
  5. Постановочная фотосессия. Этот вид терапии используется для лучшего понимания клиентом самого себя, проработки негативных переживаний. Клиенту рекомендуются дополнительные сеансы гипноза для предотвращения побочных эффектов от данного вида фототерапии.
  6. Семейная фотография. Техника используется при коррекции детско-родительских или супружеских отношений, способствует гармонизации социально-психологического климата в семье.
  7. Спонтанное фото. Этот вид фототерапии требует от человека отключения контроля со стороны разума. Человеку предлагается сделать случайные снимки людей, животных, природы. Затем кадры анализируются психологом. В ходе обсуждения снимков удается выделить характерные личностные особенности клиента, определить направления его личностной коррекции.
  8. Жизненный путь. Методика предполагает создание хронологии жизненного пути клиента с опорой на фотоснимки с его участием из разных временных этапов его жизни. Эта технология подходит для работы с пожилыми людьми. Она помогает человеку осознать свою значимость, пробудить у него желание передать свой опыт подрастающему поколению, укрепить внутрисемейные связи, пробудить желание заниматься творчеством.

Преимущества и недостатки

Достоинствами фототерапии являются:

  1. Доступность методики. Для того, чтобы попробовать на себе фототерапию, не требуется специальной техники. Для многих видов фототерапии достаточно камеры на мобильном телефоне.
  2. Технология работы с фотоснимками позволяет человеку мысленно перенестись в прошлое, пережить определенные чувства, проработать их. Работа зрительного анализатора стимулирует работу мозга, помогает человеку понять то, что раньше не удавалось постичь с помощью мышления и логики.
  3. Методика зарекомендовала себя как эффективное средство коррекции девиантного поведения подростков. В процессе фототерапии у трудных подростков происходит становление системы ценностных ориентаций, формирование нравственных начал личности.

К недостаткам данной методики можно отнести:

  1. Одним из осложнений фототерапии является пробуждение негативных эмоций. Психологу важно наблюдать за динамикой эмоционального состояния клиента во время сеанса. При вспышках негативных эмоций сеанс рекомендуется прекратить. На следующей встрече нужно обязательно обсудить негативные реакции клиента картинки.
  2. У вспыльчивых клиентов работа с фотографиями может вызвать неконтролируемую агрессию. Клиент может ударить психолога или самого себя.

Противопоказаний и ограничений в использовании фототерапии нет.

Заключение

Фототерапия в работе психолога – это эффективный инструмент коррекции отклоняющегося поведения подростков, обретения клиентами смысла жизни, развития творческих способностей, гармонизации семейных отношений. Практикующие психологи используют эту технологию работы для коррекции психоэмоциональных расстройств.

Сегодня этот метод работы используется не только в психологии, но и в педагогике, медицине, социальной работе, бизнесе.

что это такое, упражнения по фототерапии

Современная цивилизация несет в себе не только комфортные условия для существования, но и множество стрессов и раздражителей, справиться с которыми отлично помогает фототерапия. Психология уже долго практикует это направление для решения многих проблем, ведь личное восприятие изображений может много рассказать о внутреннем мире человека.

Фототерапия – что это такое?

Мощным инструментом психологической помощи заслуженно считают фототерапию. Это вид арт-терапии с набором определенных психотехник, помогающих в решении многих психологических проблем, содействующих личностному развитию и достижению гармонии. Фототерапия — это область психологического воздействия, которая применяется для устранения и таких проблем, как:

  • депрессии и стрессы;
  • семейные проблемы;
  • замкнутость.

Распространенная фототерапия в психотерапии взяла свое начало с появлением большого количества фотографий. Применяются различные категории и есть аргументы предполагать, что в любой представленной картинке неуравновешенный человек увидит свою проблему и психологу станет легче избавиться от нее. Но не только проблемы могут стать причиной проведения фототерапии, с помощью нее можно открыть в себе дополнительные возможности:

  • найти свое личное предназначение;
  • полюбить себя;
  • радоваться жизни и оставаться положительным человеком;
  • восстанавливать отношения с близкими и проще переживать утраты.

Фототерапия в психологии

Гармоничное развитие личности в психологии рассматривает как индивидуальный, так и групповой подход. Эффективность фототерапии давно доказана, ведь с помощью нее можно выявить внутренние переживания и проблемы. Специалисты используют следующие способы воздействия на психически неуравновешенного человека:

  • фототренинг;
  • фоторасстановки;
  • психологический фотопортрет.

Фототерапия – «за» и «против»

Современные методы фототерапии собрали большую аудиторию, которая относиться к этому процессу по-разному. Как оказалось, фотографии могут оказывать на человека сильное воздействие, и не всегда оно будет положительное. Некоторые расстройства личности не могут перенести визуального воздействия и, если не проконтролировать возникшие эмоции, пациенту может стать хуже. Специалисты выделяют следующие минусы:

  • неконтролируемая агрессия;
  • периодическая неэффективность.

К плюсам относятся следующие моменты:

  • доступность;
  • поднятие самоуверенности;
  • проявление забытых воспоминаний;
  • душевное спокойствие.

Фототерапия в психологии – техники

Популярная фототерапия, фотографии для которой создаются со специальными условиями, применяется в виде нескольких техник. К каждому клиенту индивидуально подбираются альбомы с фотографиями, влияющие на результат работы. Тренинг фототерапия может быть более результативным при комплексном и коллективном подходе.

  1. Техника самостоятельного подбора фотографий и карточек клиентом. Это могут быть не только снимки, но и открытки и фотографии с журналов.
  2. Техника фотографий клиента, сделанные другими людьми, желательно спонтанные.
  3. Техника создания автопортрета;
  4. Техника старинных фотоколлекций, таких как семейные альбомы.
  5. Техника фото-проекций, основанная на восприятии клиентом фотографии.

Фототерапия – упражнения

Несложные упражнения по фототерапии можно проводить в домашних условиях и с детьми после трех лет. Психотерапевт может добавлять в представление фотографий собственные изменения, увеличивая эффективность работ. Стандартными упражнениями являются:

  • слайд-шоу;
  • фоторепортаж;
  • галерея.

Психотерапевт сам выбирает более гармоничный способ подхода к клиенту и дополнительно редактирует его. В обязательном порядке должна быть размеренная беседа и приятная расслабляющая обстановка. Большинство встреч не ограничиваются одним разом, психически неуравновешенные люди приходят снова, считая данное мероприятие своим личным успокоителем.

 

Статьи по теме:

Арт-терапия в пcихологии — методы и техники

Арт-терапия – это лечение психологических и других проблем искусством. Посредством рисования, лепки, пения удается избавиться от страхов и фобий, улучшить настроение, обрести уверенность в себе и спокойствие, гармонизировать душевное состояние.

Диагностика эмоционального интеллекта — тест

Тест на эмоциональный интеллект (методика Н. Холла на эмоциональный интеллект) показывает, как вы используете эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению; отношение к жизни и поиски гармонии.

Сторителлинг — виды и секреты маркетингового приема

Для более полного и четкого усвоения информации используется метод сторителлинга. Он применяется в разных жизненных сферах: в бизнесе, в работе, в семье. Красочные истории оказывают прямое влияние на слушателей, призывая их к действию.

Метафорические карты – что это такое, как работать с ассоциативными картами?

Метафорические карты – эффективный психологический инструмент, помогающий раскрыть глубинные причины того, что происходит в бессознательном человека, вывести их на уровень осознания и найти ресурс для решения проблемы, исцелить застаревшую психотравму.

Терапевтическая фотография – Фототерапия и методы терапевтической фотографии

«Я справился с неожиданной смертью моей семьи единственным известным мне способом: с помощью моей камеры. Это давало мне контроль, когда у меня его не было, оно защищало меня, когда я был уязвим. Он сразу же отреагировал на мое самочувствие. Это помогло мне видеть, когда я был слеп в мыслях. Я воспринимаю камеру как продолжение себя и везде беру ее с собой. Это просто такой отзывчивый инструмент, и его результаты незамедлительны!»

— Джейн Цезарь, магистр психотерапии, аспирант программы



Терапевтическая фотография — это название основанной на фотографии деятельности, которая проводится самостоятельно (или в рамках организованной группы или проекта), но при этом не проводится формальная терапия и не требуется терапевт или консультант принимать участие.

В отличие от методов фототерапии , которые представляют собой терапевтических практики —  Терапевтическая фотография методы являются фотографическими * практиками , где намеченная цель состоит в том, чтобы произвести позитивные изменения в отдельных людях, парах или семьях, но они также включают более широкие Фотосъемка социального действия техники, где в цель состоит в том, чтобы улучшить благополучие, уменьшить социальную изоляцию и создать позитивные изменения на местном, общественном, национальном или международном уровнях.

*Терапевтическая фотография не означает только только фото- берем .
Сюда также входят другие фотоинтерактивные действия, такие как просмотр фотографий, позирование, планирование, обсуждение или даже простое запоминание или воображение фотографий.

Терапевтическая фотография и социальное действие Техники фотографии используются с целью:

  • повышения самопознания, осознания и благополучия
  • улучшение отношений с семьей и другими людьми
  • активация положительного изменения
  • снижение социальной изоляции
  • помощь в реабилитации
  • укрепление сообществ
  • обогащение межкультурных отношений
  • уменьшение конфликта
  • привлечение внимания к проблемам социальной несправедливости
  • оттачивание навыков визуальной грамотности
  • повышение квалификации
  • расширение качественных исследований и методологий профилактики
  • производство других видов исцеления и обучения на основе фотографий

Просмотр собственной коллекции снимков или самостоятельное создание фотографий, конечно, может быть полезным для вас. Но это также может вызвать глубокие воспоминания и сильные эмоции на удивление быстро, что иногда может быть довольно ошеломляющим для тех, кто не знает, как справиться с такими вещами, когда они внезапно появляются.

Поскольку для тех, кто занимается терапевтической фотографией, не требуется предварительной подготовки в области терапевтической теории или навыков консультирования, не существует защитной системы консультирования, с помощью которой можно было бы немедленно сдерживать и разрешать любые эмоциональные последствия, которые могут возникнуть у людей, участвующих в этой деятельности.

Таким образом, выполнение Терапевтической Фотографии в одиночку, даже в группе с обратной связью, может вызвать потребность в помощи терапевта, чтобы помочь «закончить» то, что обнаружилось во время действий, которые происходили без него! В противоположность этому, работа с инициированными фото личными прозрениями и эмоциональными реакциями в рамках формальной структуры более глубокого терапевтического процесса, — это само определение, функция и цель фототерапии как таковой.

В отношении фототерапии

Люди используют методы терапевтической фотографии для своего личного самоанализа или намеренного процесса изменения, в то время как терапевты используют методы фототерапии, чтобы помочь другим людям (своим клиентам), которым нужна помощь в решении личных эмоциональных проблем. Результаты самоисследования на основе фотографий (фотография- как -терапия) часто могут оказаться терапевтическими («исцеляющими») сами по себе, особенно при использовании камеры в качестве агента личных или социальных изменений. Однако это не то же самое, что активация и обработка таких переживаний под руководством и заботой квалифицированного специалиста по психическому здоровью (фотографии-9).0004 во время -терапия; т. е. фототерапия).

Один делает упор на терапию, другой на фотографию.

Однако эти две практики также не являются противоположностями, а фактически перекрываются там, где они пересекаются — фототерапия продвигает процесс на несколько шагов глубже в управляемую бессознательную работу в рамках интенциональной терапии. Это просто противоположные способы использования эмоциональной информации, бессознательно встроенной в личные снимки людей. Один требует участия профессионально подготовленного терапевта для формального руководства и поддержки процесса, тогда как другой этого не требует. Один делает упор на терапию, а другой на фотографию. Но эта истина не означает, что одно лучше или более ценно, чем другое, или что одно более «правильное», чем другое. Скорее, они просто не одно и то же, потому что «личный процесс» — это не то же самое, что официальное консультирование.

Возможно, было бы полезно рассматривать их отношения как две конечные точки континуума, вдоль которого могут располагаться все исследовательские практики, основанные на фотографии: взаимодействия с ними используются в процессе терапии, чтобы помочь клиентам) — и Терапевтическая фотография, с другой стороны (фотография как терапия, т. проект).


Чтобы подписаться на наш список уведомлений по электронной почте « Новости и события », нажмите здесь.

Джуди Вайзер — фототерапия и методы терапевтической фотографии

Джуди Вайзер — психолог, арт-терапевт, консультант, педагог, тренер, преподаватель университета, международный лектор и автор — и одна из первых пионеров фототерапии, терапевтической фотографии, Фото-Арт-терапия, Видеотерапия и другие сопутствующие методики. Основатель и директор Центра фототерапии в Ванкувере, Канада, она считается мировым авторитетом в области эмоционального значения личных фотографий. Список ее публикаций, большинство из которых можно скачать бесплатно, см. ниже или нажмите здесь.

Проведя более 25 лет, используя свои методы фототерапии в частной практике в качестве терапевта (в основном с маргинализованными и социально изолированными клиентами), она провела последние 20 лет, консультируя, читая лекции, преподавая (семинары и академические курсы). , а также проведение интенсивов по ее методам по всему миру. Внесен в Канадский реестр поставщиков медицинских услуг в области психологии , она имеет профессиональную регистрацию в области психологии и арт-терапии как в США, так и в Канаде.

Джуди провела более 300 семинаров, тренингов, докладов на конференциях и лекций-презентаций в более чем 50 городах по всему миру за последние три десятилетия (в том числе была приглашена преподавать для программ в Италии, России, Латвии, Финляндии, Швеции, Корее, Испании, Нидерландах, Мексике, Англии, Шотландии, США и Канаде в течение последних нескольких лет) — обучение специалистов в области психического здоровья методам фототерапии, фотоарт-терапии и видеотерапии для улучшения их терапии и консультационной работы с клиентами. . 901:10 Скоро появится дополнительная информация о прошлых событиях Вайзера.

Она также долгое время обучала нетерапевтов использованию родственных техник терапевтической фотографии и терапевтического кинопроизводства (преднамеренная деятельность на основе фотографий для улучшения личного и общественного благополучия, снижения социальной изоляции и достижения положительных изменений в людей и/или сообщества, а также методы [и этические соображения] использования фотографий участников в качественных исследованиях, проводимых участниками или сообществами).

Джуди также преподает 6-дневный интенсивный курс в Сертификационной программе Джуди Вайзер по методам фототерапии ежегодно в Канаде, а иногда и в Италии — в настоящее время готовит «пакет» онлайн-курсов по всем этим методам — и надеется вскоре найти времени, чтобы организовать и каталогизировать ее большой Архив по этим темам, чтобы его можно было передать в соответствующий репозиторий для дальнейшего бесплатного использования в будущем.

Она создала и поддерживает группу Facebook PhotoTherapy, Therapeutic Photography, Photo Art Therapy и VideoTherapy , которая насчитывает более 7000 членов и ежедневно растет).

Джуди является автором классического текста Методы фототерапии: исследование секретов личных снимков и семейных альбомов (сейчас в третьем издании и с переводами на итальянский, корейский и русский языки), а также десятков профессиональных журнальных статей и глав книг о фототерапии. и связанные с ними методы (некоторые из которых были переведены на японский, корейский, русский, итальянский и немецкий языки). Нажмите здесь, чтобы загрузить полный список профессиональных публикаций Джуди Вайзер — содержит ссылки для их загрузки, а также «Предисловие», «Предисловие ко второму изданию» и первую главу ее книги (стр. 1–12). ), все бесплатно.

Джуди и ее работа были представлены во многих популярных публикациях в СМИ, она также обсуждала и демонстрировала свои методы в различных радио- и телеинтервью в нескольких странах. Нажмите здесь, чтобы загрузить список публикаций Вайзер и о ее работе в общедоступных СМИ (содержит ссылки для их загрузки).

Приглашенные должности

Бывший приглашенный редактор журнала Phototherapy,  и в настоящее время приглашенный наставник Network Italiano Fototerapia  (“ NetFo ”) — as а также приглашенный адъюнкт-факультет Адлерского университета в Ванкувер — Канада, Джуди также была назначена в редакцию итальянского журнала PsicoArt: Rivista on line di arte e psicologia (PsychoArt: Online Journal of Art and Psychology) и Журнал Канадской ассоциации арт-терапии. Она также является избранным членом Канадской академии независимых ученых и Американской академии семейной терапии .

Консультации

Джуди также является международным консультантом Центра визуальной терапии в США, Института психологии и фотографии в Мексике, PSYFoto/PSY Форте в России и VideoReport (из LaDamaSognatrice Produzioni Audiovisive ) в Италии, а также время от времени был инструктором как в Институте арт-терапии Торонто, так и в Институте арт-терапии Ванкувера, .

Она продолжает принимать контракты на обучение и обучение использованию методов фототерапии, фото-арт-терапии, терапевтической фотографии и видеотерапии в терапии, консультировании и связанных с ними практиках оздоровления и исцеления — независимо, а также по контракту с агентствами, лечебными программами, учебными заведениями, реабилитационными учреждениями, программами оздоровления, профессиональными ассоциациями, организациями, больницами и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *