Фототерапия в психологии / Тематические статьи / Статьи / Эголюция
Одним из методов психологической терапии, дающих хорошие терапевтические результаты, но мало используемых в практике российских психологов, является метод фототерапии, как часть арт-терапии. Этот метод успешно реализуется психологами развитых стран уже с 70-х годов прошлого века. И, хотя в настоящее время российские психотерапевты редко практикуют фототерапию, она имеет все шансы стать достаточно популярной в силу своей эффективности и простоты.
Рассмотрим основные характеристики метода, а также область его применения. Особенность фототерапии заключаются в том, что с её помощью человек может раскрывать свои творческие таланты, а также решать целый спектр психологических задач путем самовыражения через взаимодействие с фотографией.
Когда человек с помощью психотерапевта рассматривает специально подобранные фотоснимки, возможна интерпретация его внутреннего состояния через внешние символы. Таким образом, фототерапия может быть использована в контексте психологической диагностики — в качестве проективной методики.
Также существует фототерапия, в ходе которой клиент самостоятельно создает снимки. Ее цель – не только исследование глубинных потребностей личности, но и их выражение в том или ином виде. В данном случае фототерапия, благодаря созданным в процессе творчества образам, помогает индивиду личностно развиваться, проявить для самого себя и окружающих – как фотопленку — свои качества и особенности, а также создать новый уникальный творческий продукт.
Терапевтическая фотография даёт возможность психологу работать с пациентом и достигать следующих целей:
- Переживание и новое осмысление человеком травмирующей ситуации прошлого. С помощью работы посредством взаимодействия с фотографией происходит снятие определенных «блоков» психики и принятие ситуации.
- Формирование объективного взгляда на существующую реальность. При работе с терапевтом с использованием фото человек способен более объективно оценить свое состояние, свои качества и отношения с другими людьми, взглянуть на собственную ситуацию со стороны.
- Формирование пути к достижению целей через ряд последовательных во времени снимков, по которым можно отследить динамику изменений своего образа и своего внутреннего состояния.
- Распознавание смысла своих поступков, эмоций и чувств, а также эмоций других людей. Возможность посмотреть на вещи отстраненно, что облегчает процесс анализа и интерпретации.
- Активизация сенсорных систем организма, мобилизация чувств, которые были ранее заблокированы неприятными эмоциями или неразвиты. Создание условий для более полного самовыражения.
Таким образом, фототерапия способствует повышению осознанности, выходу в более широкий жизненный контекст и обретению новых психологических инструментов для выстраивания гармоничного контакта с окружающим миром и самим собой. К тому же, метод является достаточно комфортным, понятным для клиента и одним из наиболее интересных среди многочисленных техник психотерапии.
Автор — Золотова Камилла
Вам может быть интересно
Умение общаться с различными людьми и коммуникабельность, стали в наше время, весьма востребованными качествами. Ведь общительных людей работодатели охотней берут на работу, им намного проще с кем-то познакомится и устроить личную жизнь.
Читать дальшеПсихологические особенности личности проявляются в различных аспектах его деятельности, в том числе в выборе стиля одежды. Выбор цветовой гаммы, фактуры тканей, разнообразие гардероба может характеризовать как темперамент человека, так и его текущее психологическое состояние.
Читать дальше Часто ли вы испытываете жалость к себе? Подумайте, часто ли вы жалеете себя, жалеете, что не смогли, не успели чего-то? Каково вам в такие моменты? Думаю, что ничего хорошего в этом чувстве нет, оно не несёт нам позитива, не расширяет наши возможности и не вдохновляет на подвиги. Читать дальшеego-lution.ru
Фототерапия в психологии. Использование фотографий и метафорических карт
Статьи по психологии
Логинова О.И.
ФОТОТЕРАПИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОГРАФИЙ И МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ
Арт-терапия
Метод «Фототерапия» в психологии является одним из направлений арт-терапии.
Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем.
Метод фототерапии используется в психологическом консультировании при работе со страхами, депрессии, при психосоматических заболеваниях, при работе с горем, в семейном консультировании, при нарушении пищевого поведения (анорексия или булимия), а также при работе с лишним весом. Многие фотографии для человека могут быть очень ресурсными. Это прежде всего память о родных, друзьях, своей жизни — ее периодах, важных вехах, начиная с рождения человека. Ведь не зря при длительной разлуке люди берут с собой и хранят у себя фотографии самых близких людей.
Использование фотографий в психологическом консультировании позволяет психотерапевту помочь человеку, который пришел со своей проблемой:
— снизить тревожность, страхи;
— повысить уверенность в себе;
— увидеть свою уникальность;
— улучшить взаимоотношения между членами семьи;
— осознать и переосмыслить жизненные события.
При психологическом консультировании используются фотографии, которые приносит сам человек. Подбор фотографий в психологическом ключе могут быть совершенно разной тематики: «Моя семья»; «Семейные праздники»; «Наши дети»; «Я и мои друзья»; «Я и моя работа»; «Моя проблема и ее решение»; «Мои страхи»; «Мое здоровье»; «Ресурсы»; «Красивое и некрасивое», «Женское и мужское начало».
В семейном консультировании подойдут метафорические карты Логиновой О.И. «Метафорические фотокарты в семейном консультировании». В набор входит практическое руководство «Как преодолеть семейные кризисы» и 120 ассоциативных фотографий с различными символическими образами. Как правило, у любого человека будут свои ассоциации. Каждый увидит что-то свое, непременно связанное со своей актуальной проблемой. Выбранные образы чаще всего являются отражением душевного состояния человека на данный момент времени.
Существуют и другие ассоциативные карты (рисованные и фотографии) как зарубежных так и российских авторов, которые используются в психологическом консультировании. При работе с детьми чаще всего используются ассоциативные карты со сказочными героями, архетипами. Однако в данной статье не проводится анализ различных метафорических карт, используемых в психотерапии.
Метод фототерапии используется как в работе с детьми, подростками, так и в работе со взрослыми. Рассматривая свои фотографии и обсуждая их с психологом, человек может испытывать те же чувства, что и были в момент съемки. При анализе фотографий можно понять на каком жизненном этапе у человека начались те или иные изменения, которые привели к проблеме.
Анализируя фотографии человека, можно увидеть какие взаимоотношения существовали между членами семьи. Какое настроение в момент съемки было у человека. Это определяется по позе, выражению лица и обсуждается с клиентом те события, которые запечатлены на фото. Важно расспросить человека о дате съемки и соотнести это с его проблемой. Иногда бывает несоответствие того, что человек говорит и, что на самом деле изображено на фотографии. Например, человек говорит о сильных переживаниях о смерти мужа, и в то же время делает целую серию фотографий своих портретов для соцсетей, спустя 20 дней после траура. Что тоже может стать предметом обсуждения на консультации.
Анализируем задний фон съемки. Он многое может рассказать о человеке, однако предварительно выясняем кто выбирал место съемки. Как человек себя позиционирует. При групповом снимке смотрим, где становится человек, он на первом плане или всегда где-то старается встать за другими людьми, чтобы не было видно лица. Кто-то категорически не любит фотографироваться и это тоже становится предметом обсуждения в кабинете психолога.
Имея в своем архиве множество фотографий, человек для психологического консультирования выбирает только те фотографии, которые для него имеют определенное значение на данный момент времени. Хотя часто человек говорит о том, что у него не было времени выбрать фотографии. На мой взгляд в настоящее время в связи с использованием цифровых фотоаппаратов, уменьшилось количество фотографий в печатном виде. Восприятие фотографий на экране монитора и в распечатанном виде несколько различаются. Кроме того из-за переизбытка фотографий с одного события очень трудно выбрать неповторимые фотографии, которых должно быть не так уж много, чтобы не было чувства пресыщения.
При большом обилии фотографий, как ни парадоксально, у людей очень мало фотографий, где запечатлена вся семья, начиная от дедушек и бабушек и кончая внуками. Как правило есть фотографии друзей, коллег по работе, различные вечеринки, застолья, а фотографии самых близких людей, где они все вместе, отсутствуют. И, когда из жизни вдруг уходят самые близкие люди, выясняется, что фотографий с ними у человека нет.
В ходе психотерапии приходится сталкиваться с тем, что фотографий у человека нет, т.к. в порыве гнева фотографии были разорваны, или брошены в воду как самим человеком, так и близкими людьми. Чаще всего это делают мужья или жены. Особенно страдают свадебные фотографии.
Фототерапия применяется как в индивидуальном консультировании так и в групповой работе, в зависимости от поставленных целей и задач.
В ходе психологического консультирования можно создавать фотоколлаж. Данная форма используется при работе с целью. Или когда темой психологического консультирования является «Мое прошлое, настоящее и будущее», «Мое здоровье», «Карьера» и т.д. Диапазон использования метода фототерапии в психологии достаточно широк. В процессе фототерапии можно применять метод «Сказкотерапия» или метод «Песочная терапия». При песочной терапии также возможна работа с фотографиями как самого клиента, так и с вырезками цветных фотографий из различных журналов для работы с будущим, своими целями.
Одной из форм работы в процессе консультирования является фотографирование сюжетов на заданную или свободную тему самим клиентом или участниками группы.
Под наблюдением взрослых и психолога фотографировать могут дети, начиная с 4-6 лет. С детьми можно использовать слайд-шоу на различные темы в зависимости от запроса.
Основная задача фототерапии — посмотреть на ситуацию под другим углом зрения. Показать человеку, что тот или иной выбор в жизни делался в соответствии с знаниями и возможностями именно на тот период жизни. Сейчас другой опыт и другие возможности, которые позволяют принять новые решения, способствующие улучшению жизненной ситуации.
На мой взгляд одним из условий успешного взаимодействия между клиентом и психологом является умение практического психолога владеть процессом фотосъемки и любить фотографировать людей, природу, окружающий мир. С уважением относиться к тем фотографиям, которые приносит человек на психологическое консультирование, используя свои профессиональные навыки и жизненный опыт, в полном объеме оказывать психологическую помощь в случае трудной жизненной ситуации.
2016 © Логинова О.И. Психологическая помощь в Москве
® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта
допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.
Гиперссылка на сайт www.loginova-olga.ru обязательна.
loginova-olga.ru
Фототерапия в психологии. Фотографии в психологии. Метафорические карты в фототерапии. Психологический сайт Логиновой Ольги г. Москва
Оказание психологической помощи
Психолог по семейным вопросам,
специалист по эриксоновскому
гипнозу и эриксоновской терапии, НЛП-тренер,
НЛП-мастер, арт-терапевт — Логинова
Ольга Иосифовна
Контактный телефон:
8(916) 555-98-10
E-mail:
[email protected]
г. Москва
Статьи по
психологии
Логинова О.И.
Фототерапия в психологии
(Использование фотографии и метафорических карт в психологическом консультировании)
Метод «Фототерапия»
в психологии
является одним из направлений арт-терапии.
Фототерапией
называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для
решения психологических проблем.
Фотографии в психологии
|
Метод фототерапии используется в психологическом консультировании при работе со страхами, депрессии, при психосоматических заболеваниях, при работе с горем, в семейном консультировании. Многие фотографии для человека могут быть очень ресурсными. Это прежде всего память о родных, друзьях, своей жизни — ее периодах, важных вехах, начиная с рождения человека. Ведь не зря при длительной разлуке люди берут с собой и хранят у себя фотографии самых близких людей. |
||
|
Иногда судьба нас сводит совершенно случайно с людьми, с которыми даже и не предполагаешь встретиться. Так в июне 2011г. мне совершенно неожиданно представилась возможность познакомиться с Путиной Людмилой Александровной. По случаю завершения курсов повышения квалификации по программе: «Снятие учебного и рабочего стресса. Телесно-ориентированные методы» состоялась торжественная церемония выпускников, где Людмила Александровна Путина поздравила всех с окончанием обучения. Фоторепортаж о встрече с Путиной Л.А. |
Использование фотографий в психологическом консультировании позволяет терапевту помочь человеку, который пришел со своей проблемой:
— снизить тревожность, страхи;
— повысить уверенность в себе;
— увидеть свою уникальность;
— улучшить взаимоотношения между членами семьи;
— осознать и переосмыслить жизненные события.
При психологическом консультировании используются фотографии, которые приносит сам человек. Фотографии в психологическом ключе могут быть совершенно разной тематики: «Моя семья»; «Семейные праздники»; «Наши дети»; «Я и мои друзья»; «Я и моя работа»; «Моя проблема и ее решение»; «Мои страхи»; «Мое здоровье»; «Ресурсы»; «Противоположности»; «Красивое и некрасивое».
Как правило, у любого человека будут свои ассоциации. Каждый увидит что-то свое, непременно связанное со своей актуальной проблемой. Выбранные образы чаще всего являются отражением душевного состояния человека на данный момент времени.
Существуют и другие ассоциативные карты (рисованные и фотографии) как зарубежных так и российских авторов, которые используются в психологическом консультировании. При работе с детьми чаще всего используются ассоциативные карты со сказочными героями, архетипами. Однако в данной статье не проводится анализ различных метафорических карт, используемых в психотерапии. |
Метод фототерапии используется как в работе с детьми, подростками, так и в работе со взрослыми. Рассматривая свои фотографии и обсуждая их с психологом, человек может испытывать те же чувства, что и были в момент съемки. При анализе фотографий можно понять на каком жизненном этапе у человека начались те или иные изменения, которые привели к проблеме.
Анализируя фотографий человека, можно увидеть какие взаимоотношения существовали между членами семьи. Какое настроение в момент съемки было у человека. Это определяется по позе, выражению лица и обсуждается с клиентом те события, которые запечатлены на фото. Важно расспросить человека о дате съемки и соотнести это с его проблемой. Иногда бывает несоответствие того, что человек говорит и, что на самом деле изображено на фотографии. Например, человек говорит о сильных переживаниях о смерти мужа, и в то же время делает целую серию фотографий своих портретов для соцсетей, спустя 20 дней после траура. Что тоже может стать предметом обсуждения на консультации.
Анализируем задний фон съемки. Он многое может рассказать о человеке, однако предварительно выясняем кто выбирал место съемки. Как человек себя позиционирует. При групповом снимке смотрим, где становится человек, он на первом плане или всегда где-то старается встать за другими людьми, чтобы не было видно лица. Кто-то категорически не любит фотографироваться и это тоже становится предметом обсуждения в кабинете психолога.
Имея в своем архиве множество фотографий, человек для психологического консультирования выбирает только те фотографии, которые для него имеют определенное значение на данный момент времени. Хотя часто человек говорит о том, что у него не было времени выбрать фотографии. На мой взгляд в настоящее время в связи с использованием цифровых фотоаппаратов, уменьшилось количество фотографий в печатном виде. Восприятие фотографий на экране монитора и в распечатанном виде несколько различаются. Кроме того из-за переизбытка фотографий с одного события очень трудно выбрать неповторимые фотографии, которых должно быть не так уж много, чтобы не было чувства пресыщения.
При большом обилии фотографий, как ни парадоксально, у людей очень мало фотографий, где запечатлена вся семья, начиная от дедушек и бабушек и кончая внуками. Как правило есть фотографии друзей, коллег по работе, различные вечеринки, застолья, а фотографии самых близких людей, где они все вместе, отсутствуют. И, когда из жизни вдруг уходят самые близкие люди, выясняется, что фотографий с ними у человека нет.
В ходе психотерапии приходится сталкиваться с тем, что фотографий у человека нет, т.к. в порыве гнева фотографии были разорваны, или брошены в воду как самим человеком, так и близкими людьми. Чаще всего это делают мужья или жены. Особенно страдают свадебные фотографии.
Фототерапия применяется как в индивидуальном консультировании так и в групповой работе, в зависимости от поставленных целей и задач.
В ходе психологического консультирования можно создавать фотоколлаж. Данная форма используется при работе с целью. Или когда темой психологического консультирования является «Мое прошлое, настоящее и будущее», «Мое здоровье», «Карьера» и т.д.
Диапазон использования метода фототерапии в психологии достаточно широк. В процессе фототерапии можно применять метод «Сказкотерапия» или метод «Песочная терапия». При песочной терапии также возможна работа с фотографиями как самого клиента, так и с вырезками цветных фотографий из различных журналов для работы с будущим, своими целями.
Одной из форм работы в процессе консультирования является фотографирование сюжетов на заданную или свободную тему самим клиентом или участниками группы.
Под наблюдением взрослых и психолога фотографировать могут дети, начиная с 4-6 лет. С детьми можно использовать слайд-шоу на различные темы в зависимости от запроса.
Основная задача фототерапии — посмотреть на ситуацию под другим углом зрения. Показать человеку, что тот или иной выбор в жизни делался в соответствии с знаниями и возможностями именно на тот период жизни. Сейчас другой опыт и другие возможности, которые позволяют принять новые решения, способствующие улучшению жизненной ситуации.
На мой взгляд одним из условий успешного взаимодействия между клиентом и психологом является умение практического психолога владеть процессом фотосъемки и любить фотографировать людей, природу, окружающий мир. С уважением относиться к тем фотографиям, которые приносит человек на психологическое консультирование, используя свои профессиональные навыки и жизненный опыт, в полном объеме оказывать психологическую помощь в случае трудной жизненной ситуации.
©
ЛОГИНОВА О.И. «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ», 2005-2019.
® Все права защищены. Частичное воспроизведение
материалов сайта
допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.
Гиперссылка на сайт
www.olga2901L.narod.ru
обязательна.
Дата последнего обновления сайта: 13.06.2019
olga2901l.narod.ru
Фототерапия
Фототерапия
Использование фотографии в психологической практике
П О Д РЕДАКЦИЕЙ
А. И. Копытина
Когито-центр Москва
2006
Ф81 Фототерапия: Использование фотографии в психологической практике / Под ред. А.И. Копытина. — М.: Когито-Центр, 2006. — 192 с.
Фототерапия является одним из относительно новых направлений психотерапевтической практики.
Авторы статей, вошедших в данный сборник, по-разному обосновы вают терапевтическое воздействие фотографии: одни рассматривают фототерапию как форму творческого самовыражения, другие пытаются найти ей применение с позиций глубинной психологии, визуально-нар ративного подхода и т.д.
Описаны основные принципы организации и проведения фототера певтических занятий, приведены примеры из практики, демонстрирующие
возможности данного метода.
Книга будет «полезна для практических психологов и врачей-психо терапевтов, педагогов и социальных работников, а также художников
ипрофессиональных фотографов, пытающихся применить свой талант
иумения в целях оздоровления и творческого развития личности.
ISBN 5-89353-161-2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
А . И . Копытин |
|
ПРИМЕНЕНИЕ ФОТОГРАФИИ В ПСИХОТЕРАПИИ | 9 |
Т . Е . ГОГОЛЕВЫМ |
|
НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОТОГРАФИИ |
|
В РАМКАХ ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ | 69 |
Р. МАРТИН |
|
НАБЛЮДЕНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ: ОТРЕАГИРОВАНИЕ |
|
ВОСПОМИНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО |
|
ПОСРЕДСТВОМ ФОТОГРАФИИ | 80 |
Ю . В . ПОЗДНЯКОВА, Е . А . ПОКЛИТАР, В . М . ЗУЛКАРНАЕВ, И . Е . ЦВИГУНЕНКО |
|
ФОТОГРАФИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ |
|
САМОВЫРАЖЕНИЕМ | 100 |
В . А . СВЕНЦИЦКАЯ |
|
Опыт ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ФОТОТЕРАПИИ В РАБОТЕ |
|
С ПСИХИАТРИЧЕСКИМИ ПАЦИЕНТАМИ | 113 |
Е.Р. АШАСТИНА
РАБОТА С ОБРАЗОМ ДОМА: ФОТОГРАФИЯ |
|
В ПСИХОТЕРАПИИ ЖЕНЩИН | 132 |
М. БАРБИ |
|
ВИЗУАЛЬНО-НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ |
|
ТРАНССЕКСУАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ | 162 |
ОБ АВТОРАХ | 190 |
Введение
Данная книга является первым русскоязычным изданием, посвященным психотерапевтическому использованию фотографии, включая как вос приятие готовых фотоснимков, так и процесс их создания и последу ющего обсуждения. Наряду с опубликованной нами в 2003 г. небольшой по объему работой «Тренинг по фототерапии», она призвана повысить интерес специалистов в области психического здоровья, образования
исоциальной работы к богатым возможностям фотографии и стимулиро вать ее применение в качестве лечебно-коррекционного и развивающего средства.
Составитель сборника убежден, что фотография может стать частью эффективной здоровьесберегающей «технологии». Ее разноплановые возможности и потенциальная доступность для многих клиентских групп способны сделать ее ценным инструментом работы практических психологов и врачей-психотерапевтов, педагогов и социальных работни ков, а также художников и профессиональных фотографов, пытающихся применить свой талант и умения в целях оздоровления и творческого развития личности.
Возможности фотографии как исцеляющего и развивающего сред ства нередко проявляются в ходе самостоятельных занятий фотоделом или бытовой съемкой. На сегодняшний день нам было бы трудно пред ставить свою жизнь без фотографии, сопровождающей человека с момен та его рождения. Для большинства людей фотоснимки являются ценны ми документами, свидетельствами их личной истории. Они способны сближать людей и «рассказать» гораздо больше, чем любое многослов ное повествование. Конкретность и наглядность фотографий делает их «сгустком» реальности и материальным воплощением наших чувств
ижеланий, а также средством сохранения и передачи опыта.
Фотографируя друг друга и окружающий мир, мы способны ощутить радость игры и творческого отношения к жизни. Благодаря фотографии
А.И. Копытин
мы в какой-то мере можем «овладевать» и «управлять» предметами и соз давать для себя новую реальность. Мы также можем попытаться «оста новить» время, зафиксировав образы мира и свое состояние, чтобы затем постичь красоту и магию повседневности.
И, наконец, мы можем «овладеть» самими собой, своими чувствами и телом, организуя контекст съемки, осознанно или интуитивно «выби рая» тот образ себя, который нам нужен. Посредством фотографии мы также можем «реконструировать» забытую или утраченную целост ность своего «я» и даже изменять самого себя.
Несмотря на то, что искусство фотографии существует сравнительно давно, до последнего времени оно редко применялось в лечебно-коррек- ционных и развивающих целях. Нам известны лишь редкие публикации,
вкоторых описывается практика использования фотографии как сред ства оздоровления, психотерапии и реабилитации. Отчасти это связано с тем, что в «разговорной» психотерапии зримые свидетельства жизнен ного опыта клиента, как правило, обходились стороной, и фотоснимки лишь иногда привлекались в качестве материала для обсуждения. В то же время психотерапевтический и развивающий потенциал фотографии привлекает специалистов в области психического здоровья, заставляя их искать возможности для ее включения в свою работу.
Представители различных направлений психотерапии и консульти рования, использующие фотографию, по-разному обосновываю! ее лечебно-коррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздей ствие: одни руководствуются клинико-психиатрическими представле ниями и рассматривают занятия фотографией как одну из форм терапии творческим самовыражением, другие пытаются найти ей применение
врамках феминистского, глубинно-психологического, визуально-нарра тивного, системного, игрового и иных подходов.
Применение фотографии с целью лечения, психокоррекции и реабилитации иногда именуют фототерапией. На сегодняшйий день фототера пия объединяет в себе те формы работы, которые применяются с целью решения психологических проблем и психосоциальной адаптации лиц с разнообразными эмоциональными и психическими расстройствами, а также физическими недостатками, и предполагают создан не, восприя тие и обсуждение ими фотографических образов. В гораздо меньшей степени, чем фотографирование и обсуждение снимков, в фототерапии пока используются другие виды творческой активности, в том числе элементы литературного творчества и изобразительной деятельности, движения, танца или ролевой игры, хотя такие формы работы также иногда имеют место.
ВВЕДЕНИЕ
Поскольку фотография связана с созданием визуальных образов, было бы естественно ожидать определенного интереса к ее использова нию со стороны арт-терапевтов — то есть тех, кто в своей работе с клиен тами пользуется преимущественно средствами визуальной коммуника ции. Однако, как это ни парадоксально, публикации о применении фотографии в арт-терапевтической работе пока редки. Стремясь компен сировать этот недостаток, некоторые авторы данного сборника обосновы вают практику лечебного использования фотографии с учетом достиже ний современной арт-терапии.
Было бы также весьма заманчиво исследовать здоровьесберегающий потенциал фотографии с точки зрения экспрессивной психотерапии искусством, включая такие ее направления, как драма-терапия и танцедвигательная терапия, а также психотерапевтическое литературное творчество. Планируя создание данной книги, мы поставили перед собой следующие задачи:
•объединить в одном сборнике публикации, отражающие разные варианты, формы и области применения фотографии в психотера пии и тренинге;
•представить различные способы теоретического обоснования при менения фотографии, включая те, которые опираются на концепту альные разработки и принципы арт-терапевтической деятельности;
•показать, какие факторы определяют психотерапевтические эффек ты фототерапии, а также то, какие приемы работы, а также кон кретные техники и упражнения позволяют сделать ее применение более эффективным и разносторонним.
Хотя предлагаемые нами способы психотерапевтического использо вания фотографии не исчерпывают ее богатых возможностей, мы наде емся, что книга существенно расширит представления специалистов о возможных формах построения практической работы. Она демонстри рует основные принципы организации и проведения фототерапевти ческих занятий и, мы надеемся, убедит читателей в том, что фотография действительно служит самовыражению и самопознанию, принося значи тельную пользу здоровью людей.
А.И. Копытин
Применение фотографии в психотерапии
Определение фототерапии
Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотогра фии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Она может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии, таким образом, явля ется создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятель ности. Это может быть сочинение историй, применение дополнитель ных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство), изготовление из фо тографий фигур и последующая игра с ними, сценическое представле ние и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д.
Развивающее и исцеляющее воздействие, оказываемое восприятием или созданием фотографий, может проявляться и в повседневной жизни людей, однако фототерапия обязательно включает в себя общение со спе циалистом (психологом, врачом-психотерапевтом). Представители раз ных психотерапевтических школ и направлений могут по-разному под ходить к процессу фототерапии: одни делают акцент на работе со снимками в русле психоаналитической традиции; другие уделяют преимущественное внимание тренировке навыков и развитию умений; третьи стимулируют клиента к укреплению посредством фотографии отношений с окружа ющими его людьми и предметами и т. д.
А.И. Копытин
Если следовать психоаналитическим взглядам, то сутью процесса фототерапии является выражение посредством фотографических образов внутренних конфликтов, потребностей и переживаний клиента. Благодаря фотографии он может их словесно описать и осознать, а так же изменить свое отношение к ним. В процессе создания и обсуждения фотографий в человеке оживляются как осознаваемые, так и неосозна ваемые потребности и переживания, связанные с психическими трав мами и незавершенными ситуациями прошлого. Выражение травматиче ского опыта и завершение прошлых ситуаций в психотерапевтических отношениях или групповой работе является основой для психологиче ских изменений.
Для детей и некоторых взрослых естественнее выражать свои мысли
ичувства посредством образов, а не словами, поэтому фотография спо собна выступать для них важнейшим средством общения с миром и орга низации внутреннего опыта. Для некоторых людей фотографический образ может являться объектом для переноса различных содержаний психики и «овладения» ими, благодаря чему, например, такие чувства, как страх, боль или гнев могут утратить свою интенсивность и стать подконтрольными клиенту. Искусство фотографии, как одна из форм художественного творчества, может быть средством обогащения субъек тивного опыта и давать человеку возможность заново воспроизводить, варьировать и дифференцировать его.
Для того чтобы создание и обсуждение снимков имело психотерапев тическую направленность, необходимо взаимодействие между клиентом
испециалистом. Последний в этом случае не только вовлекает клиента в процесс фотографирования и стимулирует иные виды его творческой активности (включая художественные описания, изобразительную деятельность и т. д.), но и побуждает к описанию своих чувств и поиску смысла созданных им либо готовых фотографических образов. Прин ципиально важно, что специалист изначально создает для клиента без опасную среду, в которой тот может позволить себе быть спонтанным, свободно выражать свои чувства, мысли и фантазии, «играть» с реально стью и экспериментировать с новыми формами опыта.
Как правило, эстетические стандарты не имеют в фототерапии особо го значения. Специалист, работающий с клиентом, не обучает его технике фотографии (по крайней мере, такое обучение не является первоочеред ной задачей фототерапии). В отличие от занятий в условиях фотокружка или художественной студии, где люди также могут заниматься фотогра фией, фототерапия фокусируется на исследовании уникальной жизнен ной истории клиента, его потребностей и системы отношений. Она ори-
studfiles.net
что нужно знать психологу о методе
Фототерапия: особенности терапевтического процесса
Фототерапия в психологии является одним из методов помощи людям, основанный на психологии фото. Фототерапия как метод арттерапии (психологии творчества) связана с использованием фотографий в процессе оказания психотерапевтической помощи. Применение фотографий (восприятие уже готовых или создание собственных) выступает основным методом, который сочетается с обсуждением работы, а также элементами танца, драматического исполнения, телесно – ориентированной терапии, игротерапии, изобразительного искусства и многих других методов арттерапии.
Фототерапия универсальна, она может применяться как в индивидуальной и групповой форме, так и в парной работе (например, с супругами) и при работе с целыми семьями (включая детей). Специалисты по направлению «психология фото» и «фототерапия в психологии» выделяют несколько вариантов работы с фотографиями: фотографии можно применять уже готовые, либо клиент может их создавать совместно со специалистом (психологом, арттерапевтом), либо фотографии могут создаваться между занятиями.
Съемки фотографий (то есть часть терапевтических сессий) могут проводиться как в помещении, так и за его пределами (например, на природе). Темы, обсуждаемые на сессиях, а также темы фотографий чаще всего зависят непосредственно от запроса клиентов, от их актуальной ситуации, хотя так происходит не во всех случаях.
При этом, разными могут быть степени организованности работы в ходе терапевтической сессии: от полной свободы выбора тематики до жесткого структурирования действий клиента со стороны специалиста.
Частота применения фотографии в ходе фототерапии также может быть различной: эпизодичной, регулярной или постоянной (на каждом занятии).
Фототерапия: основные группы методов
Разные техники, упражнения и игры фототерапии условно разделяют на шесть групп по критерию их цели, их основного направления. Однако некоторые методики можно использовать в разных целях. В наиболее общем виде выделяют следующие группы методик фототерапии:
- Группа А («Развитие памяти, внимания, мышления, тонкой моторики») – сюда входят техники и упражнения, которые способствуют развитию этих процессов;
- Группа Б (называемая «Общие темы») – содержит техники, помогающие осознанию чувств и эмоций, а также их выплеску, выражению. Сюда входят и техники на самораскрытие и раскрытие внутренних ресурсов, улучшение способности к самоконтролю и др. Узнать о некоторых техниках фототерапии в психологии можно в статье «Фототерапия: методы работы с жертвами насилия».
- Группа В (или «Восприятие себя») – здесь содержатся техники, помогающие исследовать собственное «Я» и свой внутренний мир;
- Группа Г – содержит техники и упражнения для парной работы;
- Группа Д – включены техники для совместной работы участников (например, для всей семьи), позволяющие решить ряд проблем примерно так же, как и в группе Г;
- Группа Е – это техники, которые сочетаются с другими элементами методов арттерапии (о них упоминалось выше).
Самое главное – это умение гибко применять различные методики в зависимости от ситуации, проблематики и клиентского запроса, а также помнить, что главный инструмент психотерапии – это личность терапевта и его искреннее желание и готовность использовать все свои умения и знания для помощи клиенту. Фототерапия в психологии еще достаточно новый, но очень интересный метод арттерапии, приносящий реальную помощь людям.
Стремитесь освоить психологию фото? Научиться использовать фототерапию в рамках психологического консультирования клиентов? Тогда поступайте на краткосрочный курс «Психология творчества. Фототерапия»: добавьте еще один эффективный метод в свой инструментарий!
ippt.ru
Техника фототерапии в психологическом консультировании
Фототерапия использует личные и семейные фотографии пациента вместе с сопутствующими воспоминаниями, мыслями, чувствами, и информацией как каталист терапевтической коммуникации
Скрытая жизнь личных личных и семейных фотографий
Каждый личный снимок становится для человека своего рода авто-портретом, “зеркалом памяти” в котором отражаются навечно зафиксированные моменты прошлого. Взятые вместе, эти фотографии становятся одновременно визуальными следами прошлых событий (как физических так и эмоциональных) и индикаторами возможного будущего. Даже реакции людей на открытки, журнальные иллюстрации и снимки сделанные другими часто приоткрывают секреты их личной жизни.
Значение любой фотографии заключается не столько в её визуальном содержании, сколько в эмоциональной и реконструктивной реакции зрителя. Глядя на фотографию, люди придают ей смысл, котрый не обязательно соответствует изначальному замыслу фотографа.
Смысл и эмоциональное содержание фотографии зависят от зрителя, потому что индивидуальные особенности человеческого восприятия и сугубо личный опыт автоматически формируют и определяют то, что человек считает реальным. Поэтому, реакция людей на интересующие их фотографии даёт восможность узнать многое о них самих, если только им задать правильные вопросы.
Как терапевты используют фотографии, чтобы помочь людям
Многие люди не задумываются о том, почему они хранят фотографии. Фотографии всегда хранят истории, независимо от их художественной ценности (которой они также могут обладать), однако каждая фотография рассказывает историю по-своему в зависимости от того, кто неосознанно придает ей смыслы в процессе изучения.
Это делает обычные снимки не только превосходными естественными катализаторами социального общения, но также полезным инструментом в ситуации, когда вербальная коммуникация не является достаточно эффективной (например, при терапии). Моменты, запечатлеваемые на снимках, настолько обычны, что люди редко задумываются над тем, что происходит, когда они пытаются осознать увиденное. Это не только демонстрирует сильное влияние обычных «нехудожественных» снимков на жизнь большинства людей, но также позволяет объяснить, почему фотография так отличается от иных видов медийного художественного выражения, особенно при ее использовании в терапевтических целях (или целях самопознания).
Под руководством специалиста по фототерапии клиенты изучают, какое значение имеют личные снимки и семейные альбомы, их эмоциональную составляющую в дополнение к визуальной. Такая информация скрыта в личных фото клиента, но если она может быть использована, чтобы сфокусировать терапевтический диалог, то обычно возникает более или менее просматриваемая связь с подсознательным.
Сеанс фототерапии включает в себя не только процесс пассивного изучение фотографий, но и процесс их активного создания, представлении, обсуждения, выслушивания, реконструкции с целью создания или иллюстрации новых нарративов, собранных на встрече, восстановленных в памяти или воображении, интегрированных в арт-терапевтических высказывания или даже включенных в оживленный диалог с другими фотографиями.
Какие Техники Включены в Фототерапию?
Создание фотографий, или участие в сеансе фототерапии, являются только началом – как только фотография может быть рассмотрена, следующий шаг должен активизировать воспоминания (исследование ее визуальных сообщений, вступление в диалоги, задавание вопросов, рассматривая результаты предполагаемых изменений или различных точек зрения и т.д.). То, что для фотографа становится «пунктом назначения» (финальное фото), для фототерапевта обозначает начало…
Главная задача терапевта – поощрить и поддержать личные открытия клиента, исследуя и взаимодействуя с обычными личными и семейными снимками, которые они показывают, делают, коллекционируют (такие как открытки, фотографии из журналов, поздравительные открытки и т.д.), помнят, активно восстанавливают, или даже только воображают. Поэтому, каждый из пяти методов Фототерапии соединен с одним из следующих пяти видов фотографий, и они часто используются в различных комбинациях друг с другом, как и с другими арт-терапевтическими и художественными техниками:
- Фотографии, найденные или созданные клиентом с помощью фотокамеры, коллекция изображений людей в журналах, Интернет, на открытках и так далее,
- Фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно,
- Автопортреты – любые фотографии самого себя, сделанные клиентом, когда клиент буквально или метафорически сам полностью контролирует процесс создания снимка,
- Семейные альбомы и другие биографические фотоколлекции – фотографии семьи клиента или семейные снимки по выбору, хранимые в альбомах или более свободно организуемые в нарративы, – фотоснимки на стенах или дверцах холодильников, в бумажниках или настольных фоторамках, в компьютере или на семейных сайтах. Все эти фотографии собираются для документирования личного жизненного нарратива и прошлого клиента, и в отличие от отдельных снимков, подобные альбомы живут своей жизнью,
- Техника «фото-проекций», которая исходит из того феноменологического факта, что смысл снимка главным образом формируется зрителем в процессе восприятия. Любая фотография, воспринимаемая человеком, вызывает реакции, которые проецируются из его или ее внутренней карты реальности, определяя то, как люди придают значение тому, что видят. Следовательно, данная техника не связана с определенным типом фотографии, но сосредоточена на менее осязаемой границе между фотографией и зрителем (или автором), «области», в пределах которой каждый человек формирует собственную, уникальную реакцию на увиденное.
Фототерапия – Увеличенное Изображение
Как объяснено в книге Техники Фототерапии – Изучение Тайн Личных Снимков и Семейных Альбомов, фототерапия лучшим образом рассматривается как взаимосвязанная система техник консультирования, базирующихся на фотографии. Система используется подготовленными психотерапевтами как часть их психотерапевтической практики, для того чтобы лучше понять и изучить жизнь клиентов, помогая им осознанно узнать себя и впоследствии включиться в процесс самопознания благодаря фотографии.
Следовательно, это не то же самое, что Терапевтическая Фотография (которую иногда также называют «Фототерапия», особенно, в Великобритании), которая является самостоятельной деятельностью вне любого официального контекста. Люди используют «терапевтическую фотографию» для личного самораскрытия или с целью художественного самоутверждения, тогда как терапевты используют фототерапию, чтобы помогать людям (их клиентам), которым нужна помощь в решении их проблем.
И хотя результаты базирующегося на фотографии самоисследования (фотография-как-терапия) часто являются «терапевтическими» по сути, особенно при использовании фотоаппарата в качестве агента для персональных и общественных изменений, все же, это не то же самое, что и активизация и процессы подобного опыта под наблюдением профессионала (фотография-в-терапии).
Поскольку фототерапия используется как набор взаимосвязанных гибких методов, а не закрепленная теоретическя модель или терапевтическая парадигма, она может применяться любым подготовленным консультантом или терапевтом, независимо от их концептуального направления или предпочитаемого профессионального метода. Это одно из сходств фототерапии и арттерапии, но также и отличие фототерапии, и причина, по которой она может успешно использоваться множеством психотерапевтов, не обученных специально арттерапии.
Поскольку фототерапия – это, скорее, фотография-коммуникация, нежели фотография-искусство, для эффективной терапии не требуется никакой предшествующий опыт работы с фотокамерой или знание фотоискусства.
И наконец, поскольку фототерапия вовлекает людей во взаимодействие с их уникальными визуальными конструктами реальности (использование фотографии как активизирующий глагол, а не как пассивное/рефлексивное существительное), эти техники могут быть особенно успешными в работе с людьми, чья вербальная активность физически или ментально ограничена, социокультурно маргинализована, или не соответствует ситуации в силу разности восприятия невербальных знаков.
Следовательно, фототерапия может быть особенно полезной и обычно очень действенна в работе с мультикультурным населением, инвалидами, сексуальными меньшинствами, с людьми, имеющими специальные потребности, и другими группами, а также полезна в тренингах по вопросам культурного разнообразия, разрешения конфликтов, консультирования семей при разводах и в других областях.
Теперь, когда для широкой публики становится более доступно использование электронных технологий и цифровых изображений, появляются восхитительные возможности для использования фото как вспомогательного инструмента в работе с клиентами, у которых есть сканеры или семейные веб-сайты, или тех, кто может принять участие в online и кибер-терапии.
• Пожалуйста, исследуйте этот участок далее, чтобы узнать больше, как Фототерапия может помочь людям получить лучшую картину своей жизни – то, что стоит намного больше чем тысяча пословиц!
Вы можете обратиться в Центр Фототерапии с вопросами и предложениями за большей информацией или тренингом – а также рекомендовать дополнительные публикации, вносить свои собственные обзоры книги «Техники Фототерапии: Изучение Тайн Личных Снимков и Семейных Альбомов» (ISBN#0-9685619-0-X), добавлять новости или сетевые предложения, рекомендовать связи, делиться своими фотонаблюдениями или поддерживать любой вид обратной связи на этом сайте или интерактивный «Клуб обсуждений» (который имеет ссылку на том сайте).
Буду рада нашему общению (на английском языке пожалуйста)
Спасибо,
Judy Weiser, Director, PhotoTherapy Centre, Vancouver Canada
Джуди Вайзер, Директор Центра Фототерапии, Ванкувер, Канада
Телефон: Canada (604) 689-9709;
Email: [email protected]
Кликните здесь, чтобы купить книгу «Техники фототерапии»
Click here for PhotoTherapy, Therapeutic Photography, Photo Art Therapy, and VideoTherapy Facebook group.
*Translated by Svetlana Grigorieva
Перевод Светланы Григорьевой
Return to the English Homepage
phototherapy-centre.com
Фототерапия как инструмент в психологии психотерапия, консультирование, услуги психолога недорого
Фотография – это давно неотъемлемая часть нашей ежедневной реальности. Даже в далёком прошлом, когда технологии ещё не были столь развиты, люди старались как можно чаще сохранять приятные душе или просто важные моменты при помощи фотосъёмки. Так давайте же научимся не применять фотографии на пользу себе! Фототерапия это передовая технология в области психологии, одна из разновидностей арт-терапии!
Что такое фототерапия?
Вы ведь не раз задумывались о том, что проживаете не свою жизнь, что граете какую-то роль, вместо того, чтобы наслаждаться процессом? Оно и понятно – в наш стремительный век, когда главным признаком успешной жизни является материальный достаток, очень сложно не повиноваться всеобщему стремлению постоянно трудиться, забывая о своих чувствах, желаниях, мечтах. В итоге, в какой-то момент мы останавливаемся и понимаем, что огромная часть жизни потеряна и что мы совершенно неудовлетворенны тем, какой она стала! Накопившийся стресс и столь неутешительные выводы могут вызывать подавленность и даже депрессию. В такие моменты особенно важно суметь найти выход, посмотреть на себя под другим углом и другими глазами, увидеть себя настоящую – не мать, не жену, не домохозяйку, не бизнес-леди и не подчиненную. Нужно увидеть себя и принять, отпустить все «я должна» и открыть себе свой внутренний мир, где ваша личность и ваши желания (именно ваши, а не обще-семейные или «важные») стоят на первом месте!
Именно в этом и помогает фототерапия. При помощи определённых методик мы сумеем помочь вам раскрыться в процессе фотосъёмки. Вы не только посмотрите на себя иначе, но и сможете встряхнуться, развеяться, пережить приятный и волнующий опыт!
Процесс фототерапии
Фототерапия, как психологическая техника, по сути является именно процессом, заключающимся в нескольких этапах:
- подготовка к съемке;
- фотосессия;
- упорядочивание снимков;
- упорядочивание сознания.
Подготовка к фотосъёмке на самом деле довольно кропотливое дело. Необходимо подобрать условия, в том числе и декорации, в которых вам будет наиболее комфортно – для достижения максимальной продуктивности терапии. В подготовке участвует как психолог, так и фотограф, и вы сами. Во время фотосессии вы должны максимально сотрудничать с фотографом, а он в свою очередь должен сделать акцент на ваших лучших качествах, на той стороне вас, которую вы сами перестали замечать.
Впоследствии, снимки разбираются специалистом, который поможет вам увидеть эти акценты и почувствовать вновь внутреннюю силу, уверенность в себе, свою привлекательность. Вы заново научитесь любить себя, познаете свою индивидуальность и вздохнёте с облегчением!
Проводится сеанс фототерапии будет в уютной фотостудии. В студии где сеанс будет проходить исключительно для ВАС! В этом месте чуткий, тактичный специалист раскроет вашу скрытую внутреннюю красоту, обратит внимание на ваши лучшие стороны и запечатлит их.
psychogenes.ru