Нейл хоув – Теория поколений — Википедия

Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

УДК 316.3

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ Н. ХОУВА И В. ШТРАУСА. ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ

© Ожиганова Е. М., 2015

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье рассматривается и анализируется теория поколений, разработанная американскими исследователями Н. Хоувом и В. Штраусом, в основе которой лежит мнение о циклической смене поколений с повторяющимися ценностями и настроениями. Принимается попытка применить теорию к анализу поколений, проживающих в России на сегодняшний день. Особое внимание уделяется личным характеристикам и поведенческим характеристикам поколения «миллениумов».

Ключевые слова: поколения, кризис, подъем, цикличность, миллениумы.

На сегодняшний день в России и в мире все большую актуальность представляет вопрос поколений. Актуальность данного вопроса очевидна и заключается в том, что так или иначе, поколения являются взаимосвязанными. Предыдущие поколения посредством своей деятельности формируют поколения настоящие, а те в свою очередь, будущие. Таким образом, для того, чтобы понять механизмы передачи навыков, знаний, мировоззрения от одного поколения к другому, для того, чтобы проследить тенденции развития общества и научить представителей различных поколений лучше понимать и взаимодействовать друг с другом, необходимо уделить должное внимание изучению данного феномена.

В 1991 году известный экономист и специалист в области демографии Н. Хоув и историк В. Штраус независимо друг от друга создали так называемую «теорию поколений». Авторы теории проанализировали всю историю США, уделив особое внимание ХХ веку, и обнаружили, что существуют определенные периоды, когда большинство людей обладают сходными ценностями. Такие периоды были названы социальными поколениями [1].

Хоув и Штраус считают, что социальное поколение — это некая совокупность людей, рожденных в один двадцатилетний период и обладающих тремя общими критериями: возрастное положение в истории, что подразумевает под собой переживание одних и тех же исторических событий в примерно одинаковом возрасте, общие, единые верования и модели поведения и ощущение причастности к данному поколению [2].

По мнению Н. Хоува и В. Штрауса, история развивается циклами, длительность которых примерно равна продолжительности человеческой жизни, т. е. 80-90 лет. При этом один цикл состоит из четырех периодов, для каждого из которых характерны какие-то определённые принятые в обществе ценности и устои [3].

В ходе своей работы исследователи подробно описывали типичного, собирательного представителя каждого поколения американской нации со времен Великой депрессии и до наших дней. Результатом этой работы стало выделение нескольких типов поколений, а именно: «строители» или «победите-

ли», «молчаливое поколение», «беби-бумеры», поколение Х, молодое поколение Y или «миллениумы» и формирующееся поколение Z.

Так же нельзя не сказать о том, что в теории Хоува и Штрауса важное место занимает идея двух противоположных периодов: кризиса и подъема. Периоды кризиса стимулируют общество к объединению перед лицом общей опасности, формируют этику самопожертвования и стремления к порядку. Во время подъемов преобладают ценности индивидуализма, а государственные институты, как и весь институциональный порядок в целом, подвергается критике с точки зрения новых социальных и духовных идеалов.

Авторы теории поколений выделили четыре архетипа и определили их как «идеалистов», «реагирующих», «гражданских» и «приспособляющихся». В своей книге «четвертый поворот» («The Fourth Turning», 1997) они изменили терминологию и назвали поколения «пророками», «кочевниками», «героями» и «художниками» [4]. Поколения, принадлежащие к одному архетипу, имеют не только идентичный возрастной показатель, на время которого приходятся формирующие их события, но и ряд базовых установок по отношению к культуре, семье, риску и так далее. Помимо этого, такие поколения имеют общие ценности и схожую гражданскую позицию.

Причина, по которой циклы архетипов повторяются, это желание молодых поколений исправить или компенсировать те черты старшего поколения, которые ему кажутся неприемлемыми. Таким образом, складывается ситуация, в которой люди, относящиеся к одному архетипу, формируют поколение противоположного архетипа.

Исследователи дают следующие характеристики архетипам. Поколение «художников» рождается в период кризиса, когда общая угроза стирает некоторые социальные и политические противоречия, но создает высокую степень объединения общества, агрессивные государственные институты и этику самопожертвования. К такому архетипу относятся «молчаливое поколение» (1923-1943 г. р.) и поколение Z (2001-2020 г. р.).

Поколение «пророков» рождается после кризисов, в период восстановления общественной жизни и

установления новых порядков в обществе. Такие поколения характеризуются своей яркостью в молодости и ориентированностью на общественные ценности в среднем возрасте. Основное значение таких поколений — совершенствование и обогащение системы моральных и религиозных ценностей. «Пророки» — принципиальные моралисты, которые могут развязать идеалистические войны и призывать к жертвенности. Примером являются «беби-бумеры», родившиеся в период с 1943 по 1963 г.

Поколение «странников» рождается во время подъема, когда возникают новые социальные идеалы и духовные ценности, молодые люди борются со старыми государственными институтами. Взросление «странников» приходится на период чередования подъемов и кризисов, что приводит к тому, что такие поколения стремительно взрослеют, а затем становятся прагматичными реалистам. Примером является сегодняшнее поколение Х, родившееся в 1964-1984 гг.

Поколение «героев» появляется после подъема, в эпоху индивидуального прагматизма и самонадеянности. Такие поколения характеризуются своими военными успехами в молодости и политическими достижениями в зрелом возрасте. Наибольшее влияние такие поколения оказывают на построение благоденствия в обществе, а также на развитие технологий. «Герои» уверенно и очень рационально выстраивают общественные институты. Примерами являются «строители» или «победители», 1900-1923 года рождения и сегодняшнее поколение «миллениума», родившееся с 1983 по 2003 гг.

Стоит упомянуть о том, что в реальной жизни временные границы между поколениями могут немного варьироваться в зависимости от географического, политического и экономического положения региона.

Помимо общей характеристики основных архетипов поколений следует уделить особое внимание поколениям, проживающим в России в XXI веке и особенно поколению «миллениумов», которое на сегодняшний день вступает в фазу активной деятельности [5].

На сегодняшний день среди россиян самым старшим является поколение «победителей» или поколение <^1». Данное поколение родилось в период с 1901 по 1922 год, а, значит, на их мировоззрении напрямую отразились такие события как революция 1905 года, Февральская и Октябрьская революции, Первая мировая война, Гражданская война и Установление советской власти. Таким образом, представители поколения «победителей», выросшие на советских идеалов, отличаются верой в социалистическую идеологию, высоким уровнем ответственности и трудолюбия. Жизнь для таких людей, это, в первую очередь, борьба за светлое будущее. Лучший мотиватор для «победителей» — достижение общего порядка и справедливости. Деньги же для представителей этого поколения нужны только как средство существования, но не как цель, поэтому большой ценности не представляют.

Поколение, следующее за поколением «победителей» получило название «молчаливое». Это поколение людей, родившихся в период с 1923 по 1942 год. Данное поколение родилось и было воспитано в сложный период жесткого и репрессивного правления И. В. Сталина, период коллективизации, индустриализации, Второй мировой войны, послевоенного голода и разрухи. Все эти события сформировали человека нового типа, кардинально отличающегося от типичного «победителя», человека терпеливого, молчаливого и исполнительного. «Молчаливые» крайне уважительно относятся к закону, должности и статусу человека. Полное и беспрекословное подчинение начальству является для них нормой, а не проявлением слабости [6].

Тот факт, что именно в период тридцатых-сороковых годов был изобретен пенициллин и прочие антибиотики, которые позволили бороться с ранее неизлечимыми болезнями, изменили представление «молчаливых» о медицине. Врач для «молчаливых» — уважаемая личность, рекомендации которого не подлежат обсуждению или сомнению.

Также очень важным институтом для «молчаливых» является семья, в которой они могут быть открытыми и свободными. В любых других местах и в окружении чужих людей представители данного поколения будут стараться контролировать себя, чтобы не сказать или не сделать чего-то, что могло бы осложнить им жизнь.

Голодное детство также наложило свой отпечаток на мировоззрение «молчаливого» поколения. Для таких людей характерна запасливость, экономность, желание лучше накормить своих детей и внуков.

Следующее поколение было названо поколением «беби-бумеров». Данное поколение получило такое название благодаря произошедшему после Второй мировой войны всплеску рождаемости. Это поколение было рождено в период с 1943 по 1964 гг. и росло в СССР, сверхдержаве, которую боялся и уважал весь мир. Эта страна победила в страшнейшей Второй мировой войне, первой отправила человека в космос, показывала невероятные успехи на спортивных олимпиадах. Благодаря таким историческим условиям, люди из поколения «беби-бумеров» — оптимисты, готовые приложить любые усилия для достижения поставленной цели [7]. Представители данного поколения любят спорт, стараются сохранять свое здоровье и активность как можно дольше, так как потеря активности для них означает потерю значимости. Пионерия, комсомол, рабочие бригады и прочие подобные общественные образования развили в представителях данного поколения склонность к коллективизму, но не отняли индивидуальность и склонности к лидерству.

Дети «беби-бумеров», рожденные в 1965-1982 годах получили название «поколение Х». Эти люди росли в условиях застоя, а затем радикальной перестройки. Именно они стали свидетелями «Холодной войны», войны в Афганистане, ввоза наркотиков и распространения СПИДа. Благодаря постоянной занятости родителей из поколения «беби-бумеров»,

№ 1 • 2015

Би знес-образование в экономике знаний 95

дети поколения Х росли более самостоятельными, чем их предшественники.

Подобное детство привело к тому, что для поколения Х главными качествами стали жизненный опыт, готовность к переменам и расчет на собственные силы. Представитель X — индивидуалист, ценит свободу выбора, при выборе работы руководствуется возможностью проявить свои умственные и творческие способности.

При этом люди поколения X прагматичны. Патриотизм и чувство привязанности к собственному государству у них более слабое, чем у родителей, поэтому желание получать выгоду и прибыль у них выше, чем желание приносить пользу своему обществу и государству [8].

«Поколение Y», более известное как поколение «миллениумов», является принципиально новым общественным явлением. Данное поколение родилось в период с 1983 по 2000 год и сейчас вступает в фазу активной жизни. По этой причине «миллениу-мы» привлекают к себе наиболее пристальное внимание исследователей. Главными факторами, которые повлияли на становление мировоззрения «мил-лениумов» стали окончание «Холодной войны», распад СССР, возникновение ряда новых государств и общий передел мира, который был связан с крушением одной из сверхдержав. Все эти события дали «миллениумам» ощущение того, что нет ничего вечного, и что даже самые могущественные люди и государства могут в течение очень короткого времени потерять свой вес. Исходя из этого «миллениумы» не признают какие-либо идеалы, не уважают власть и авторитеты.

«Миллениумы» склонны принимать решения по какому-либо поводу очень быстро, так как боятся, что другой возможности может и не представиться. Такой метод способствует развитию устойчивости перед изменениями, способности реагировать на неожиданные вызовы, но с другой стороны, слишком высокая скорость принятия решений зачастую не дает возможности оценить ситуацию полностью и негативно отражается на качестве принятых решений. Стоит отметить, что взросление в быстроменяющемся мире развило у «миллениумов» склонность к быстрому потреблению и желанию быстро достигать высоких результатов. Для представителей данного поколения не характерен длительный процесс труда в работе. Идеалом «миллениумов» является «американская мечта», возможность быстро и без усилий достичь успеха и денежного благополучия

[9].

Передел государств вызвал обострение политических и религиозных противоречий, всплеск преступности, вследствие чего выросло желание родителей из поколения X оградить своих детей от каких-либо опасностей. Подобные стремление привели к тому, что «миллениумы» поздно взрослеют и неохотно выходят из-под родительского контроля. Зачастую для «миллениумов» получение образования является не подготовкой к профессиональной деятельности, а ее отсрочкой [10]. Нежелание брать на себя большой

груз ответственности толкает «миллениумов» на поздние браки и рождение собственных детей.

Помимо резкого государственного и экономического передела «миллениумы» застали период максимально бурной индустриализации и компьютеризации, что сделало представителей данного поколения очень зависимыми от технологий. Постоянный доступ к большому количеству доступной и уже обработанной информации дает «миллениуму» возможность лишний раз не думать и не анализировать, что в свою очередь приводит к неспособности воспринимать сложную информацию в больших объемах. Для «миллениумов» характерно желание получать информацию посредством не текстовых документов, а изображений, фильмов, аудиофайлов.

Xарактерной чертой поколения «миллениумов» стало интернет-общение и виртуальная реальность. Зачастую интернет-общение в социальных сетях предполагает написание лишь небольших текстовых сообщений, что приводит к неумению «миллениу-мов» излагать свои мысли, строить сложные предложения, вступать на публике. Также интернет-общение является более доступным, не требует дополнительных усилий, и поэтому часто предпочитается общению реальному. Впоследствии у «милле-ниумов» может развиваться боязнь личного контакта, сложности в общении с реальными людьми. Подобную ситуацию можно назвать парадоксальной, так как с одной стороны, «миллениумы» очень нуждаются в постоянном общении, склонны к коллективизму, чему способствует возможность обмениваться сообщениями где угодно через сеть интернет, а с другой стороны, не умеют общаться, выражать свои мысли, находить контакт с людьми в реальном мире.

Также стоит отметить, что в современном мире большое количество возможностей для самовыражения привело к тому, что каждый «миллениум» начинает чувствовать себя уникальным и неповторимым [11]. По этой причине он тяжело приходит к компромиссам в общении с окружающими, в том числе с работодателями, не желает довольствоваться малым, например, низкооплачиваемой работой, а считает, что он достоин большего.

Еще одной особенностью поколения «миллениу-мов» является их привязанность к компьютерным играм. Как правило, подобные игры имеют линейную структуру, четкую связь действий и следующих за ними поощрений или наказаний, возможность сохранения. «Миллениумы» переносят механизмы игры в реальную жизнь, и поэтому в их поведении могут прослеживаться такие тенденции как неумение действовать без четких указаний и контроля, нежелание делать что-то без очевидной выгоды, нацеленность не на конкретный результат, а на процесс действия, склонность отступать, если что-то не получается.

Подводя итог характеристике поколения «милле-ниумов» следует еще раз сказать о том, что это совершенно новое поколение, которое требует особого подхода и особой системы обучения и мотивации. Работодателям следует принять во внимание основ-

ные особенности данного поколения и применять к нему новые разработки, такие как: обучение в формате игр, гибкий график, возможность быстрого карьерного роста, постоянный контроль и выдача точных указаний, постоянные творческие задания и возможности проявить себя.

Однако не стоит забывать, что подобные рекомендации применимы только к низшим и средним по значимости должностям, а также должностям с низким уровнем ответственности. Более серьезные должности продолжают занимать представители поколения Х, так как «миллениумы» не готовы к долгому обучению, скрупулёзной и ответственной работе. Однако если сейчас этот конфликт не столь очевиден, то через 5-10 лет он приобретет особую остроту [12]. Поэтому изучение поколения «милле-ниумов» и особенностей их поведения остается крайне актуальным и востребованным направлением для современного менеджмента.

Последним, только начавшим формироваться, является поколение Z. Говорить о характеристиках и поведенческих стереотипов данного поколения довольно сложно, так как это поколение людей, появившихся в период с 2000 по 2020 год. Таким образом, основная часть представителей этого поколения находится в детском возрасте, а их система ценностей находится на этапе формирования. Однако если следовать теории поколений Н. Хоува и В. Штрауса, то можно предположить, что поколение Z повторит характер и особенности поведения «молчаливого поколения», разумеется, с учетом особенностей своего времени [13]. Существует теория, согласно которой поколение Z по аналогии с «молчаливым поколением» замкнется, защищаясь от внешней среды. Однако на этот раз поколение Z найдет убежище не в семье и литературе, а в виртуальной реальности.

Подводя итог, следует сказать, что теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса, безусловно, сохраняет актуальность и на сегодняшний день. Данная теория интересна тем, что на ее основе можно прослеживать тенденции развития общества, строить прогнозы процессов, которые будут происходить в социальной и экономической среде в будущем. Также благодаря теории поколений представляется возможность научить представителей различных поколений лучше понимать и взаимодействовать друг с другом, отследить и понять, какими будут сотрудники и руководи-

тели в ближайшие десятилетия, а, следовательно, и какой будет бизнес-среда в целом. ■

1.URL: http://inosmi.ru/world/20130611/209925956.html.

2.Там же.

3.Савельева И. М. История и время. В поисках утраченного / И. М. Савельева, А. В. Полетаев. — М. : Языки русской культуры, 1997. — 486 с.

4.URL: http://inosmi.ru/world/20130611/209925956.html.

5.URL: http://newtimes.ru/articles/detail/33302.

6.URL: http://inosmi.ru/world/20130611/209925956.html.

7.URL: http://shevm.blogspot.ru/2011/02/y-z.html.

8.URL: http://rugenerations.su/2009/06/25.

9.Исаева М. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува / М. Исаева // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — № 3. — С. 290-295.

10. URL: http://newtimes.ru/articles/detail/33302.

11. URL: http://rugenerations.su/2009/06/25.

12. Исаева М. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува / М. Исаева // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — № 3. — С. 290-295.

13. URL: http://shevm.blogspot.ru/2011/02/y-z.html.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исаева М. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува / М. Исаева // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — № 3. — С. 290-295.

Савельева И. М. История и время. В поисках утраченного / И. М. Савельева, А. В. Полетаев. — М. : Языки русской культуры, 1997. — 486 с. URL:

http://inosmi.ru/world/20130611/209925956.html. URL: http: //newtimes. ru/articles/detail/3 3302. URL: http://rugenerations.su/2009/06/25. URL: http://shevm.blogspot.ru/2011/02/y-z.html.

Straus Howe Generational Theory. Opportunities of Practical Application

© Ozhiganova E., 2015

The article is on The Strauss-Howe generational theory, created by American authors William Strauss and Neil Howe. It identifies a recurring generational cycle in which the values and mindset recur in the lapse of time. In this paper an attempt has been made to apply the theory in regard to Russian generations. A special attention is given to personal traits and behavioral characteristics of the Millennium generation.

Keywords: generations, crisis, rise, recurrence, Millennium.

cyberleninka.ru

Что такое теория поколений и к какому из поколений относитесь вы?

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом (Neil Howe) и Вильямом Штраусом (William Strauss) была создана теория поколений. Согласно ей, каждые 20–25 лет рождается новое поколение людей, имеющих черты характера, привычки и особенности, которые выделяют их на фоне всех остальных и затем повторяются у будущих поколений.

Подробно изучив работу ученых, AdMe.ru готов рассказать про последние 4 поколения, с которыми мы часто сталкиваемся сегодня.

Хоув и Штраус дали название и составили характеристику для каждого из поколений начиная аж с 1433 года. Однако нас интересуют представители последних четырех поколений, которых мы часто встречаем сегодня и которых вполне можно уместить в одну условную семью: самый младший — Ваня (поколение Z), его старшая сестра (поколение Y), папа Вани (поколение X) и бабушка (поколение «Беби-бумеры»). Расскажем про каждого подробнее.

Поколение «Беби-бумеры»

Даты рождения: с 1943 до 1963 г.

Бабушке — 72 года. Несколько раз в неделю она ходит в бассейн, посещает салоны спа, печет невероятно вкусные пироги, чувствует себя энергичной и здоровой.

Поколение бабушки называется «Беби-бумеры». Такое название оно получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. У представителей этого поколения высокий уровень патриотизма. Эти люди — оптимисты, им присущ командный дух и коллективизм. Для них важно помогать друг другу, трудиться вместе и сообща.

Они умеют делать практически любую ручную работу: отлично готовят, шьют, ловят рыбу, образованны и сведущи во многих науках. Многие из «бумеров» активны, ходят в фитнес-центры, осваивают гаджеты и путешествуют. А еще они, повторим, отличаются завидным здоровьем и энергичностью.

Поколение Х

Даты рождения: с 1963 до 1984 г.

www.adme.ru

Теория поколений — e-xecutive.ru

История возникновения

Упоминание о таком понятии как поколение, и в частности о единстве уподобления и различия в процессе преемственности встречается уже в трудах древнегреческого философа Платона.

Теория поколений Дж. Вико

Формирование основ классической теории поколений в Новое время происходит в XVII – XVIII веке. В это время учение о преемственности поколений получает новое обоснование в трудах Джамбаттиста Вико (Giambattista Vico), итальянского философа эпохи Просвещения, заложившего основы культурной антропологии и этнологи.

Он выдвинул четыре принципа, которые легли в основу классической теории поколений:

  1. Земная всемирная история независима от Священной истории;
  2. Саморазвитие общества осуществляется по своим внутренним законам и причинам в процессе смены поколений;
  3. Просвещение является главным фактором прогресса в развитии общества;
  4. История есть смена поколений, преемственно связанных единством законов разума и ростом рационального знания.

Впоследствии эти положения были развиты Жаном Кондорсе (французский писатель, ученый-математик и политический деятель), который говорил, что поколение – это не только группа ровесников, а общность людей, имеющих сходный склад ума, объем положительных знаний и уровень нравственного совершенства.

Теория поколений Хоува-Штрауса

Таким образом, теория поколений, о которой в 1991 году заговорили американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус, имеет давнюю историю.

Теория Хоува-Штрауса утверждает, что формирует и определяет поколение не только и не столько возраст, сколько ценности людей, которые формируются под влиянием общественных, политических, экономических, социальных, технологических событий и воспитания в семье. Называется и та часть общества, ценности которой являются приоритетными в настоящее время. Это представители так называемого среднего класса.

Согласно этой теории в настоящем живут и работают представители следующих поколений:

Молчаливое поколение (годы рождения 1923-1943).

Их ценности формировались до 1953 года.
События, сформировавшие ценности: сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков.
Ценности: преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.

Поколение беби-бумеров или бумеров (годы рождения 1943-1963)

Их ценности формировались до 1973 года.
События, сформировавшие ценности: советская «оттепель», покорение космоса, СССР – мировая супердержава, «холодная война», первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. Под влиянием этих событий сформировалось поколение с психологией победителей.

Ценности: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, коллективизм и командный дух, культ молодости.

Поколение Х или Неизвестное поколение (годы рождения 1963-1983)

Их ценности формировались до 1993 года.
События, сформировавшие ценности: продолжение «холодной войны», перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане.

Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.

Поколение Y или поколение Сети, поколение Миллениум (годы рождения 1983-2003)

Их ценности продолжают формироваться в настоящее время.
События, сформировавшие ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий. Мобильные телефоны и интернет – их привычная действительность. Эпоха брендов.
Ценности: в систему ценностей этой группы уже включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.

Поколение Z (годы рождения 2003-2023)

Их ценностям еще только предстоит сформироваться. Знание психологических особенностей представителей каждого из этих поколений является непременным условием успеха в ведении современного бизнеса, начиная от планирования потребности компании в персонале и выстраивании корпоративной культуры до методов и способов донесения информации о товарах и услугах до целевой аудитории.

Литература и ссылки

  1. Поколение Y: как понять, как управлять?
  2. Оценка по поведению, или 20 главных недостатков поколения игрек
  3. Поколение Z: те, кто будет после
  4. Теория поколений: чем вы отличаетесь от ваших родителей, бабушек и дедушек?

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

www.e-xecutive.ru

Нил Хоув | Neil Howe: Strauss-Howe generational theory : VIKENT.RU

Американский историк, экономист и демограф.

Наиболее известен по своей работе с Вильямом Штраусом / William Strauss, вышедшей 1991 году: Поколения / Generations.

В 1997 году соавторы выпустили новую книгу: Четыре превращения / The Fourth Turning.

В англоязычной литературе их теория получила название: Strauss-Howe generational theory.

«В начале 90-х годов прошлого века два американца — экономист, демограф Нейл Хоув и драматург, историк Вильям Штраус — независимо друг от друга изучали такой популярный социальный феномен, как конфликт поколений. И одновременно пришли к одинаковым выводам. Им показалось странным, что модели поведения людей, принадлежащих к одному поколению, совершенно не похожи на модели поведения представителей поколения другого в пору того же возраста.

Проще говоря, сегодняшние 20-летние дети в одних и тех же ситуациях ведут себя примерно одинаково, но совершенно не так, как вели себя в том же возрасте их отцы, деды и прадеды. А вот с прапрадедами прослеживается явное сходство.

Объединившись, исследователи в 1991 году написали книгу Generations («Поколения»), в которой им удалось проследить изменения, происходившие в поведении американского социума со времён Колумба. Получалась интересная вещь: между поколениями явно прослеживались четыре основных типа, чётко сменявших друг друга. Условно Хоув и Штраус разделили эти типы на «пророков / идеалистов», «кочевников / активистов», «героев / примиренцев» и «художников / приспособленцев».

Поскольку смена происходила почти без сбоев, авторы книги назвали периоды, в которые проживали эти поколения, по аналогии со временами года — «зимний период» (для «художников), «весенний» (для «пророков»), «летний» (для «кочевников») и «осенний» (для «героев»). На основе этой и написанной чуть позже теми же авторами книги The Fourth Turning («Четвертое превращение») и родилась теория, известная сейчас как  теория  поколений.

В её основу Хоув и Штраус положили мысль о том, что поведение человека зависит от того, в каких условиях он жил и воспитывался до 12-14лет. Именно до этого возраста у нас формируется собственная система ценностей, которую мы потом и проносим через всю жизнь. Сборник правил, свод не подлежащих сомнению аксиом.

В нашем мире одновременно сосуществуют представители шести поколений. И представители крайних поколений почти копируют друг друга. Вот уж правда, «старый что малый…»

Антипов А., За икса не отвечаю, журнал «В мире науки», 2013 г., N 3, с. 75.


Предложенная модель (а не теория) содержит многочисленные методические ошибки и описывает не динамику поколений, а стереотипные представления о ней авторов…

 

vikent.ru

Трансформация форм учебного процесса относительно теории поколений Нейла Хоува и Вильяма Штрауса

Муниципальное образовательное учреждение

Икшинская средняя общеобразовательная школа

Трансформация форм учебного процесса относительно теории поколений Нейла Хоува и Вильяма Штрауса

Подготовила

заместитель директора

по воспитательной работе,

учитель русского языка и литературы

Журавлева А.А.

МО

2015г.

Вопрос «как учить» новое поколение активных пользователей всевозможных девайсов волнует все педагогическое сообщество, ведь переключить внимание детей с интернета и компьютерных игр на изучение общеобразовательных предметов представляется все более проблематичным. Педагоги отмечают, что сегодняшнее поколение детей очень отличается от предыдущего. Рассмотрим эти изменения подробнее.

В 1991 году американские ученые Нейв Хоув и Вильям Штраус создали теорию поколений. В 2004 году теорию адаптировала для России команда Евгении Шамис, охарактеризовав поколения исходя из глубинных ценностей. Поколение — это группа людей, рожденных в определенный возрастной период и испытавших влияние одних и тех же событий в обществе (политических, экономических, социальных, технологических), воспитанных в рамках определенной семейной модели.

Традиционно выделяют следующие поколения:

Победители, Строители, — поколение, рожденное в 1900—1922 гг.;

Молчуны, рожденные в 1923— 1942 гг.;

Беби-бумеры — 1943—1963 гг.;

Поколение Х — 1964—1984 гг.;

Поколение Миллениум (Y) — 1985—2000 гг.

Поколение Z, рожденное с 2001 г. и по настоящее время.

Для нас, педагогов интересно поколение Y, которое заканчивает старшие классы и в большей степени поколение Z.

Для поколения Y характерны такие базовые ценности, как гражданский долг, высокий уровень  морали. Игреки выросли в эпоху виртуального мира, компьютеров, цифровых технологий – их техническая грамотность на очень высоком уровне. При этом на первый план выступает желание быстрого результата. Работа «на перспективу» для них не актуальна, зато они отлично адаптируются ко всему новому. Исследователи считают, что для этого поколения характерен постоянный информационный голод, так как они привыкли ежедневно перерабатывать большое количество информации. Игреки стремятся к постоянным переменам, поэтому учебный процесс должен быть организован с применением разнообразных форм обучения. Для них приемлемо обучение с обязательной обратной связью, в открытой образовательной среде, где каждый может поделиться своим опытом. Кстати, это поколение, которое хочет не только интенсивно работать (знания в чистом виде для них не интересны, нужно погружение в решение реальной задачи, проблемы), но и хорошо отдыхать. Перегружать игреков не стоит (да и не получится), «нажимать» на них и вовсе бесполезны. Лучше всего они работают в коллективе-семье, где учитель выступает как партнер. Им необходимо постоянно взаимодействовать друг с другом и учителем. Идеальные формы обучения – круглый стол, мозговой штурм, деловые и ролевые игры.

Каждые четыре поколения составляют цикл. Длительность одного цикла – примерно 80–90 лет. Затем начинается повторение. Поколение Z будет, вероятно, похожим на поколение Молчаливых, для которых свойственны преданность, уважение к закону и порядку, жертвенность, терпеливость, экономность и религиозность. Стоит отметить, что для того поколения – военного (1923— 1942 г.р.) – очень большую роль играет семья, так же можно отметить уважительное отношение к медицине.
Каким же будет самое младшее поколение?

Становление поколения Z происходит на фоне мирового кризиса, при этом в стране, выбирающейся из этого кризиса, обретающей стабильность. Вместе с тем это время угрозы атипичной пневмонии и террористических войн. Можно увидеть сходство с «молчаливым» поколением, а значит, мы увидим поколение, уважающее закон, должность и статус человека. В тоже время наблюдается сокращение живого общения в пользу виртуального. Информацию дети получают из интернета, самостоятельно. Отсюда их молчаливость. В последнее десятилетие вокруг муссируется мысль о важности семейных ценностей, предположительно, поколение Z будут добропорядочными семьянинами. К тому же в нашу эпоху синтетического питания и тяготения к экопродуктам у поколения Z формируются принципы здорового образа жизни.

Если говорить об обучении, то уже можно сказать, что эти дети не любят читать. Они еще большие любители технологий, чем игреки, и удовольствие с раннего детства привыкли получать от компьютерных игр. Они самостоятельны в своем досуге, и часами могут сидеть за планшетом или телефоном не мешая родителям. При этом интерес к телевизору теряется. Сейчас дети сами формируют интересный контент, создавая свои каналы на «Ютубе». Можно заметить их склонность к систематизации информации, способность аргументировать свою позицию. Ученые наблюдают тягу этого поколения к науке и искусству. Ожидается, что это будет поколение исследователей, врачей, учителей. Поколение Z готовы осваивать сложные умения, готовы к кропотливой работе. Они терпеливы в достижении цели, но очень ценят свою индивидуальность и награду за труд ждут персональную, неповторимую (стоит отметить, что в последнее десятилетие наблюдается всеобщая персонализация – даже сообщения от операторов связи приходят именные). Именно поэтому в данный момент ученики при том, что предпочитают работать в команде, очень ждут за проделанную работу не коллективные грамоты (классу, группе учащихся), а персональные.

Разница между поколениями Y b Z очень значительна, рассмотрим на примере любимого занятия детей – компьютерных игр. Самая популярная игра девяностых годов на игровой консоли – Марио — подразумевает одиночный путь главного героя, очень линейный, с преодолением преград в виде чудовищ, немедленным получением игровых бонусов и одной благой целью – спасти принцессу. Игра была очень популярна, т.к. отвечала главным требованиям детей того времени – героический подвиг с быстрым получением награды за труды. Туда же относятся игры типа Mortal Combat и т.п.

У нынешнего поколения самая популярная игра – Mainkraft, которая объединяет миллионы детей заманчивой идеей – строить новый мир. Свой собственный. Индивидуальный. Общая цель игры – условна – спасти мир от дракона, но здесь не увидеть ни дракона, ни крови, ни квестов. Игроки могут взаимодействовать с окружающей средой и другими пользователями: они строят фантастические здания, осваивают «практические» навыки, выращивают скот, ухаживают за садом, даже держат домашних животных. И конечная цель у всех детей разная, она индивидуальна. В этой игре можно придумать сложнейшие процессы добывания и потребления любых материалов, и информация эта будет строго структурирована детьми самостоятельно. При этом графика «кубическая»: схематична, условна, упрощена до минимума. Еще одна игра, конкурент Mainkraft в качестве ноу-хау успешно завоевывает целевую аудиторию тем, что предлагает красивые пейзажи для игровых ситуаций. Все это кардинально отличается от всех игровых концепций прошлого десятилетия. А 20 миллионам игроков (дети до 15 лет), по заявлению студии-разработчика, эта игра очень интересна.

В выборе форм работы следует помнить, что у детей поколения Z наблюдается тенденция к коллективизму, при этом цель групповой работы должна быть задана в виде направления, т.к. для них очень важна категория вариативности цели. Дети способны делать общее дело, но каждый отвечает за свой участок, который выбирает самостоятельно.

Таким образом, можно выделить основные способности личности младших школьников:

— созидание;

— творчество;

— эстетика;

— коллективизм;

— способность структурировать и схематизировать информацию.

Усвоение визуальной информации у нынешнего поколения претерпела большие изменения. Ввиду перегруженности информационных каналов для современного общества в целом характерна общая тенденция упрощения визуальных образов (сравните старые и новые логотипы Майкрософт, Би Лайн, Мтс и т.д.).

То есть при выборе визуального сопровождения теперь необходимо отталкиваться от степени простоты восприятия. Сложные визуальные образы не актуальны. Поэтому такую популярность в последнее пятилетие завоевала инфографика.

Поколения меняются, и наша задача быть в курсе изменений, строить учебный процесс в соответствии с этими переменами.

Использованные материалы и интернет-ресурсы

  1. А.М. Костыгов, Интерактивные инструменты в системе дистанционного обучения.

http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-instrumenty-v-sisteme-distantsionnogo-obucheniya

  1. Е.М. Чичуга. Нужна ли теория поколений педагогике?

http://www.kstu.kz/wp-content/uploads/docs/innovations/vysshee_obrazovanie_rossii/vysshee_obrazovanie_rossii_7_2011/7_2011_110.pdf

  1. http://liverss.ru/cat9/page70/feed10764/

интернет-ресурс по дистанционному образованию

infourok.ru

Теория поколений XYZ | Блог 4brain

Люди, имеющие то или иное отношение к подбору кадров, всё чаще сегодня могут слышать о неких поколениях X, Y и Z. Но что это значит? Что это за люди и почему их нужно привлекать к сотрудничеству? Согласно мнению HR-специалистов, молодая теория поколений открывает широкие границы для привлечения персонала и управления им.

Вопрос даты рождения

Впервые об особенностях возрастных различий заговорили в 1991 году два человека – исследователи из США Нейл Хоув и Уильям Штраус. Они создали теорию, которая основывалась на различиях в ценностях людей разных поколений. Эти различия были изучены, как и обуславливающие их причины, например, ситуация в экономике и политике, технологическое развитие общества и т.д. Некоторое время спустя теория стала применяться на практике, т.к. она оказалась очень эффективной в сфере бизнеса. Сегодня эту теорию применяют всё чаще.

Возрастная теория включает в себя три основных составляющих (поколения X, Y и Z) и одну дополнительную (бэби-бумеры). Рассмотрим их подробнее.

Бэби-бумеры

К категории бэби-бумеров относятся люди, родившиеся в период с 1943 по 1963 годы. Как правило, они заинтересованы в саморазвитии, коллективном труде и командной игре. Саморазвитие понимается ими как возрастающая способность к достижению коллективных целей.

В настоящее время большинство бэби-бумеров находятся на пенсии, хотя есть и те, кто ещё работает. Отличительной особенностью этой категории людей в России является крепкое здоровье и завидная выносливость.

Поколение X

Поколение X – это люди, родившиеся с 1963 по 1983 годы. Их отличительными особенностями являются такие черты как умение рассчитывать только на себя, альтернативное мышление, информированность о том, что происходит в мире, готовность выбирать и меняться. По большому счёту, люди этой возрастной категории являются одиночками, которые нацелены на упорный труд и достижение индивидуального успеха. Они двигаются по карьере на протяжении долгих лет, придерживаясь одного направления

Поколение Y

Люди поколения Y – это люди, которые родились с 1983 по 2003 годы. Их понимание целеустремлённости и успешности отличается: в большинстве случаев им не нравится начинать профессиональный рост с низших ступеней, рассчитывая на то, что через несколько лет их повысят. Основной их ориентир – это немедленный рост. Это же считается и их недостатком.

Однако этот недостаток можно частично оправдать стремлением к максимальной информированности и профессионализму в нескольких областях сразу, т.к. для этих людей непозволительно быть специалистами в чём-либо одном. Поколение Y является надеждой современного бизнеса, т.к. ему свойственны высочайшая техническая грамотность, желание работать внеурочно и тяга к знаниям.

Здесь же можно дополнить, что, по словам некоторых специалистов, например, исполнительного директора Некоммерческого партнёрства «Эксперты рынка труда» Михаила Семкина и специалиста по работе с персоналом ОАО «МДМ Банк» Ольги Павловой, уже в ближайшее десятилетие поколение Y станет главной рабочей силой.

Поколение Z

Те же, кто родился после 2003 года, относятся к поколению Z. Этих людей пока что рано оценивать с точки зрения профессионализма, учитывая их возраст. И сказать о том, какие ценности будут превалировать в их сознании, не представляется возможным в данное время.

Но для чего нужна вся эта информация?

«Кадровая охота»

Если подходить к вопросу «охоты» на сотрудников правильно, то он предполагает ответ на то, зачем о поколениях XYZ требуется знать специалистам по человеческим ресурсам, ведь HR дословно звучит как «Human Resources», что означает «Человеческие Ресурсы», а это значит, что человек занимает здесь главенствующую роль.

Внимание современных HR-специалистов всё больше акцентируется на человеческих возможностях. И именно потенциал сотрудников, а не материальная база компаний и корпораций становится их главным богатством.

Помимо этого, на рынке кадров наблюдается всё более ожесточающаяся борьба за соискателей, и для того чтобы выйти из неё победителем, необходимо предоставлять талантливым представителям каждого из поколений только самые лучшие условия. Плюс к этому, оценивать этих людей по одинаковой шкале крайне недопустимо, ведь у них могут быть диаметрально противоположные представления о «работе своей жизни». И мотивация сотрудников может быть понята наилучшим образом только с позиции теории о поколениях XYZ.

Какие условия приемлемы для каждого из поколений?

Работая с персоналом, необходимо понимать, что у людей разных поколений будут разные потребности.

Бэби-бумеры, как поколение со стабильными запросами, является ориентированным, главным образом, на устойчивость. Именно стабильные условия имеют здесь решающее значение, и замотивировать этих людей на достижение целей можно, даже не прибегая к использованию материальных выгод.

Основной мотивацией для поколения X служит потребность в интеграции в корпоративную культуру, желание быть уверенным в будущем и чёткое знание всех деталей своей работы. В дополнение к этому, в качестве мотивации рекомендуется использовать предоставление возможности постоянно находиться в процессе обучения и личностного роста. Если же говорить о финансовой стороне вопроса, то для людей, которые относятся к поколению X, наиболее интересен фиксированный оклад, а система коммерческого стимулирования вызывает у них не очень положительные эмоции.

Учитывая то, что поколение Y нередко именуют «сетевым поколением», заниматься их привлечением очень успешно можно и посредством Интернета, в частности, посредством социальных сетей. Для поколения Y базовой мотивацией служит денежное вознаграждение, отсутствие бюрократических «заморочек» и технологическая составляющая, к примеру, наличие на рабочем месте высокотехнологичного оборудования. В том же случае, если в организации не внедряются новые технологии и процесс работы не оптимизируется, то это может отрицательно сказаться на интересе соискателей к данной компании и деятельности в ней.

Помимо прочего, поколение Y предпочитает те организации, в которых наименьшее количество запретов и ограничений. Здесь важна непринуждённая атмосфера, свободный стиль в общении с коллегами, возможность одеваться в привычной манере и т.п. А ещё лучше будет, если рабочая обыденность будет чем-то напоминать игру, ведь это поколение взращено на компьютерных играх.

Что ещё важно учитывать?

Каждый волен придерживаться своего мнения, и многие могут счесть теорию поколений XYZ обычной «сказкой», не достойной внимания. Однако любая компания, которая не ориентируется на современные тренды (как и любая компания, которая слепо берёт всё на веру) затормаживает своё развитие. Согласно мнению упомянутой выше Ольги Павловой, HR-специалисты непременно должны учитывать интересы и особенности поколений бэби-бумеров, X, Y и Z. Если в какой-то компании необходим человек из поколения Y, то X или бэби-бумер его никогда не заменит. Идеальной считается ситуация, в которой человек-X руководит человеком-Y, обращая при этом внимание на его точку зрения и учась чему-то новому.

Если же не уделить теории различия поколений должного внимания, будет велика вероятность отрицательных последствий для компании, т.к. практика показывает, что очень часто на вакантную должность принимается совершенно неподходящий человек. Стремясь к быстрому результату, сотрудники кадровой службы могут «подгонять» соискателя под шаблон, что впоследствии служит причиной разочарований и компании, и работника, и человека, одобрившего его кандидатуру, и придётся искать нового человека.

Бесспорно, руководствуясь принципами теории поколения XYZ, компания может потратить значительно больше времени на его оценку, составление и анализ личностных и профессиональных характеристик и т.д., но результат стоит того, ведь компания получает не только возможность реализации стратегических планов, но и довольного и благодарного сотрудника.

Теорию возрастных различий можно использовать ещё и в целях консультирования уже работающего персонала, а также соискателей. Если специалист по подбору персонала сможет правильно донести до соискателя информацию, в случае отказа соискатель будет понимать, что причиной тому могут быть не его личные показатели, а совокупность особенностей рынка труда и специфики компании. К тому же, знания о теории поколений помогут и самому человеку, находящемуся в поиске работы, скорректировать свои действия и начать двигаться в новом русле, если в прежнем не получалось.

А что касается корпоративной культуры, то теория поколения XYZ помогает выстроить её должным образом, ведь ориентируясь на особенности различия поколений, можно сделать уклон на те ценности, которые важны для представителей преобладающего в компании поколения. Но и интересы остальных, конечно же, всегда должны учитываться.

В своей работе кадровики должны ориентироваться и на традиционные методы подбора персонала, и на новые веяния и тренды в этой области, ведь успех компании зависит от применения самых эффективных стратегий, а таковые можно найти в любом периоде времени – и в прошлом, и в настоящем.

4brain.ru

Поколение X, Y и Z

Поколение X, поколение Y, поколение Z — эти фразы часто мелькают на HR-конференциях и в специальных статьях. Кто же эти господа? Почему их нужно знать в лицо? Чем их можно привлечь в свою компанию? По мнению экспертов рынка труда, теория поколений — не модное увлечение, а расширение возможностей привлечения и управления персоналом.

Скажи мне, когда ты родился…

Описать особенности и различия разных поколений в 1991 году решили два американских исследователя: Уильям Штраус и Нейл Хоув. Созданная ими теория была основана на том, что ценностные ориентиры разных поколений существенно различаются. Штраус и Хоув изучили эти различия, а также причины, породившие их (политическая и социальная обстановка, уровень технического развития, знаковые события своего времени). Это научное достижение вскоре нашло сферу практического применения: оказалось, что теорию поколений очень полезно использовать в бизнес-структурах, и теперь на нее ориентируются современные эйчары. «Глубинные ценности поколений являются важным ориентиром для специалистов в области управления персоналом», — утверждает Михаил Семкин, советник генерального директора, холдинг «Империя Кадров». Эту мысль продолжает Софья Павлова, менеджер по развитию бизнеса рекрутинговой компании «Бигл»: «Действительно, профессионалы разных поколений обладают своими особенностями. Работая в рекрутинговой компании, можно выявить много различий между поколениями». Но каковы же эти различия?

Бэби-бумеры. По словам Михаила Семкина, основные ценности поколения бэби-бумеров (родившихся в 1943-1963 гг.) — заинтересованность в личностном росте, коллективизм, командный дух. Личностный рост такие сотрудники понимают как растущее умение достигать результата вместе, командой. Сейчас почти все бэби-бумеры достигли пенсионного возраста. Несмотря на это, многие из них еще работают. Особенность большинства российских бэби-бумеров — завидное здоровье и выносливость.

X. «Поколению Х (с 1963 по 1983 гг.) присущи: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, неформальность взглядов, надежда на себя», — говорит Михаил Семкин. Это поколение сотрудников можно назвать «поколением одиночек», нацеленных на упорную работу и индивидуальный успех.

Об этих же особенностях «иксов» говорит и Софья Павлова: «Это люди, привыкшие строить свою карьеру постепенно, на протяжении всей жизни и двигаться в одном направлении. Известно много примеров, когда ”Х” работают по 30-40 лет на одном и том же заводе, предприятии или госучреждении, где они годами накапливают опыт, начав свой профессиональный путь с самых низких ступеней. Как правило — сразу после институтской скамьи, где они получили профильное образование».

Y. У поколения Y (с 1983 по 2003 гг.) — свое понимание успеха и целеустремленности. «”Игреки” зачастую не готовы начинать свой путь с самых низов и медленно расти вверх, годами ожидая продвижения по службе и увеличения вознаграждения», — утверждает Софья Павлова. Именно «ориентированность на немедленное вознаграждение» считает главным недостатком сотрудников «игреков» Михаил Семкин.

Впрочем, у молодых работников есть оправдание. «На долю ”Y” приходится невероятный поток информации и очень неустойчивая внешняя профессиональная среда, ”Y” не может позволить себе быть специалистом в определенной очень узкой области и работать в ней всю свою жизнь», — говорит Софья Павлова. По словам Михаила Семкина, поколение Y — главная надежда и опора современных компаний». Почему? «Этому поколению присущи беспрецедентный уровень технической грамотности, увеличение объемов работы, выполняемой на дому, стремление к новым знаниям», — продолжает эксперт.

Как утверждает Михаил Семкин, эти люди станут основной рабочей силой на рынке труда уже через десять лет. Впрочем, привлекательность «игреков» для современных работодателей объясняется не только высокой технической грамотностью. Согласно наблюдениям Софьи Павловой, не так часто сейчас можно встретить человека данного поколения, который работает по профессии — чаще они предпочитают работать в тех сферах, где высокий заработок возможен здесь и сейчас, и для него не требуются годы кропотливого труда». В настоящее время, когда компаниям требуется множество сотрудников сферы обслуживания и менеджеров среднего звена, поколение Y может чувствовать себя на рынке труда вполне уверенно.

Z. Поколение Z еще слишком мало для того, чтобы можно было сказать что-либо об их профессиональных особенностях. «Пока трудно сказать, какие именно ценности передаст своим последователям поколение Y, так как время ускоряется, и технологии меняются с большой скоростью», — соглашается Михаил Семкин. Тем не менее в одной из наших предыдущих статей высказаны интересные соображения на этот счет.

Сезон охоты

Зачем все это специалистам по работе с персоналом? Но если задать вопрос немного по-другому: «Зачем это нужно специалисту по человеческим ресурсам?», все встанет на свои места. «Изначально термин Human Resources говорит о том, что на первом месте стоит человек», — подчеркивает Софья Павлова. Фокус внимания в бизнесе смещается в сторону человеческого потенциала. Именно он, а не материальные активы, становится главным богатством компании.

Кроме того, кадровый рынок входит в период активной борьбы за каждого соискателя. Чтобы выиграть ее, нужно предлагать лучшие условия талантливым сотрудникам из каждого поколения. Нельзя мерить все поколения по одной мерке — слишком разные у них представления о «работе мечты». «Теория поколений очень важна для понимания движущих факторов и мотивации работников», — утверждает Михаил Семкин.

Что «иксу» хорошо, то «игреку»…

Что же такое «лучшие условия» в понимании сотрудников разных возрастов?

Бэби-бумеры. Это поколение, как замечает Михаил Семкин, является наиболее стабильным по своим запросам и сильно ориентировано на устойчивость. Если создать бэби-бумерам стабильные условия, «зарядить» их на достижение результата можно и с помощью нематериальной мотивации.

X. «Основная мотивация для ”X” — это быть неотъемлемой частью корпоративной культуры, уверенность в завтрашнем дне и четкая организационная структура», — утверждает Софья Павлова. По мнению Михаила Семкина, одним из работающих мотиваторов для представителей данного поколения является возможность учиться в течение всей жизни. Что касается материальной мотивации, то, как говорит Софья Павлова, X предпочитают фиксированные оклады. Слишком большая переменная часть зарплаты их нервирует.

Y. «Игреков» иногда называют также «сетевым поколением». Неудивительно, что их легче всего завербовать через Всемирную паутину, в особенности — через социальные сети. «Основная мотивация для ”Y” — финансовое вознаграждение, отсутствие бюрократии, технологичность (например, оснащение офисов высокотехничным оборудованием)», — говорит Софья Павлова. С этим полностью согласен Михаил Семкин: «Если в компании не внедряются новые технологии, нет деятельности по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, это может отпугнуть перспективных сотрудников поколения Y».

Кроме того, «игреков» привлекают компании, в которых мало ограничений и запретов. Поколение Y ценит непринужденную атмосферу и свободный стиль общения, не любит придерживаться дресс-кода и ходить по струнке. Еще один действенный прием мотивации для поколения, выросшего на компьютерных играх — «маскировка» рабочей рутины эстетикой игры.

Пренебрегать не стоит

Можно, конечно, отмахнуться от теории поколений как от очередной выдумки теоретиков. Но компании, которые отмахиваются от большинства трендов, считая их причудами, тормозят свое развитие (как, впрочем, и те, кто принимает их бездумно и без тщательной проработки). «Специальный подход к представителям разных поколений, безусловно, необходим, — утверждает Софья Павлова. — Как говорится, ”на каждый товар свой купец”, и там, где необходим ”X”, ”Y” его не заменит. Идеально, когда происходит симбиоз: ”X” берут шефство над ”Y”, при этом прислушиваясь к молодому поколению и перенимая от них новое».

Чем может обернуться пренебрежение различиями поколений? «Негативные последствия могут быть всегда, чаще всего это связано с тем, что компания получает ”не своего” кандидата, — продолжает эксперт. — В гонке за быстрым результатом консультанты могут ”подгонять” человека под позицию, что влечет за собой скорое разочарование и новоиспеченного работника, и компании, и самого же консультанта, которому необходимо будет подбирать замену».

«Принимая во внимание различия между поколениями, психологический портрет кандидата и глубокое знание компании-заказчика, консультант затратит больше времени на поиск, — продолжает Софья Павлова. — Но в результате помимо финансового вознаграждения получит также результат в виде благодарных ему людей».

Также теория поколений помогает не только подбирать персонал для компании, но и консультировать самих сотрудников и соискателей. Вот как это видит Софья Павлова: «Рынок диктует свое, и в настоящее время ”Y” легче найти работу своей мечты, так как они гораздо более адаптируемы, ”X” же может понадобиться на это больше времени. Здесь основная задача рекрутера — обозначить кандидату его важность и индивидуальность, чтобы в случае отказа человек понимал, что дело может быть и не в нем, а в совокупности факторов и текущих условиях рынка. Ведь благодаря профессионализму рекрутера, кандидат может обратить свое внимание на другие направления, где, возможно, до этого он себя не видел».

Помимо этого, по словам эксперта, если условия диктует кандидат, то рекрутеру полезно разбираться в особенностях поколений и факторах мотивации каждого, чтобы легче ”продавать” им компанию и вакансию.

Кроме того, применение теории поколений помогает выстроить корпоративную культуру компании. Последняя наиболее эффективна тогда, когда опирается на ценности работников того поколения, представителей которого в компании большинство. При этом, разумеется, не стоит игнорировать интересы остальных сотрудников.

Андрей Павлюченко — эксперт Rabota.ru

hr-portal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *