Фребеля система: Педагогика Фребеля — Психологос

Педагогика Фребеля — Психологос

Система воспитания, основанная выдающимся немецким педагогом и теоретиком дошкольного воспитания Фридрихом Фребелем (1782—1852).

Фребель является основателем первых детских садов, задача которых, в отличие от детских приютов, заключалась в обучении и воспитании детей. Основная цель детских садов Фребеля состояла в содействии развитию природных способностей ребенка: дети растут как цветы (отсюда термин «детский сад») и задача воспитателей в том, чтобы заботиться о них и способствовать их наиболее полному раскрытию. В системе Фребеля главный акцент делается на активности самого ребенка, на необходимости побуждения и организации его собственной деятельности. Поэтому в воспитании детей дошкольного возраста подчеркивается огромное воспитательное и образовательное значение игры.

Обучение детей в детских садах Фребеля построено на системе игр с конкретным дидактическим материалом. Фребель разработал свой дидактический материал (так наз. «дары Фребеля»), куда входили предметы, различающиеся по цвету, форме, величине и по способу действия с ними: вязаные шарики всех цветов; кубы и цилиндры; мячи разных цветов и размеров; куб, разделенный на 8 кубиков; палочки для выкладывания; бумажные полоски для плетения и аппликаций и т. д.

Большое место в системе Фребеля занимает художественная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, музыка и стихи. Важным принципом системы Фребеля является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фребеля воспитатель демонстрировал ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождал свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой). Система Фребеля предполагает активное участие взрослого в деятельности ребенка: передача «даров», демонстрация способов действия с ними, стишки и песенки — все это исходит от воспитателя. Но руководство взрослого основано на уважении к ребенку и на учете его интересов.

Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и нашла своих многочисленных последователей. Широкое распространение она получила и в России, где в начале века существовали специальные фребелевские курсы, на которых воспитатели осваивали систему. Организовывались также фребелевские общества, объединяющие педагогов и представителей прогрессивной интеллигенции, которые стремились путем организации платных и бесплатных дошкольных учреждений содействовать улучшению семейного и внесемейного воспитания детей.

Однако в процессе своего массового использования игры с дарами Фребеля были извращены и превратились в формальные упражнения, в которых основную активность брал на себя взрослый, а ребенок оставался лишь слушателем и наблюдателем. Принцип деятельности и активности самого ребенка оказался нарушенным. В результате эти занятия утратили свой развивающий эффект, а системе Фребеля получила массу критики за формализм, педантизм, дидактизм, излишнюю регламентацию деятельности детей и пр. Вместе с тем основные теоретические и методические принципы системы Фребеля остаются актуальными в настоящее время и используются в современной практике дошкольной педагогики.

Автор Е.О. Смирнова

 

 

Первый в мире детский сад

В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.

Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так:

1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения;

2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе.

Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

Дары Фребеля и игры с ними

 

 

Источник rodnaya-tropinka.ru

Первый дар Фребеля

Это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Мать каждый раз называет свое движение: вверх – вниз, влево-вправо. Она прячет мячик, а потом снова показывает его («есть мячик – нет мячика»).

 

 

 

 

 

 

 

 

Я попробовала поиграть с мячиками Фребеля. И очень удивилась своим впечатлениям! Раньше я, конечно, видела эти мячики и хорошо знала эти упражнения по учебникам истории зарубежной дошкольной педагогики, но никогда не держала их в руках. Ощущения очень приятные – мячики уютные, теплые, живые, яркие, вязаные. И с ними действительно хочется играть!

Первое впечатление – оказывается, действительно, нужно для каждого движения с мячом совершенно по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие, едва заметные даже для меня! И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могу сказать, что совершенно необязательно покупать готовые мячики Фребеля. Вполне можно связать крючком разноцветные шарики или использовать лоскутные мячи для этой игры. Причем играть с мячиками с малышом можно уже на первом году жизни. На рисунке Вы видите перечень движений с мячом и песенку, которую поют при игре с этим даром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй дар Фребеля

Шар, куб и цилиндр одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие дары Фребеля

Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей. Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фридрих Фребель разработал так называемые «формы жизни», которые можно было построить из деталей такого первого дидактического конструктора для детей: здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могли сделать их по образцу – картинке.

А еще он предложил «формы красоты» (формы познания). С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии. Один из вариантов упражнения с формой красоты Вы видите на рисунках ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такой конструктор позволяет и сейчас научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины.

Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.

Так, шар был символом «единства в единстве», бесконечности, движения. Куб — символом покоя, «единства в многообразии» ( он по-разному представлен нам, если мы посмотрим на его вершину, на ребро или на сторону). А цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара – он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении.

В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются прежде всего как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.

Интересные факты о дарах и играх Ф. Фребеля
  • Фридрих Фребель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году!
  • Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.

 

 

 

 

Фребель система воспитания: основные принципы метода

Здравствуйте, дорогие друзья!

Раннее развитие ребенка сегодня довольно актуально и мало кто о нем не слышал. Хорошо и то, что доступны многие методики по которым вы можете выбрать наиболее приемлемый метод воспитания для своего ребенка или сочетать несколько методик. Таким образом вывести для себя свой уникальный метод развития.  Фребель система воспитания, поговорим о ней.

Содержание

  1. Об авторе
  2. О методике
  3. Плюсы и минусы метода

Об авторе

Эта методика является самой древней из всех известных. Ее создатель Фридрих Фребель (годы жизни 1782 — 1852 гг) — немецкий педагог и воспитатель дошкольников.  А так же является автором литературных трудов  по тематике воспитания человека и автором детских песен.

Именно ему мы обязаны «детским садам», он ввел это понятие и структурировал программу для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, где использовал для занятий свои первые развивающие игрушки. Это бумажные оригами, головоломки и кубики, первые конструкторы и мячи. Свои изобретения для детей он называл «дарами Фребеля».

В своей работе с детьми Фребель делает вывод, что ребенок раскрывается в игре, это его основная деятельность.

Он считал, что каждый ребенок от рождения наделен четырьмя интстинктами: религиозным, деятельным, познавательным и художественным. Он рекомендовал дать ребенку свободу движений и больше активных игр на свежем воздухе, ежедневные прогулки.

Присутствие воспитателя, как наставника или родителя, который бы постоянно находился рядом с ребенком.

Так же, роль мамы в жизни ребенка по мнению автора очень важна. Именно для матерей адресовались песни колыбельные, которые он опубликовывал, систему игр. Таким образом, только мать должна внести в жизнь ребенка гармонию, умиротворение и стабильность.

О методике

Задача методики в том, чтобы при помощи игры стимулировать и направлять ребенка к познанию мира, к его основному предназначению, взаимодействию с природой. Здесь отдельное место занимает естествознание и природоведение, так ребенок легче познает суть вещей и окружающий мир.

По мнению Фребеля детские сады возникли в его голове не случайно. Они необходимы маленьким деткам дошкольного возраста, так как предполагают общение со сверстниками, игры с ними. Коллективная деятельность благотворно сказываются на развитии и воспитании.

Детский сад в его понимании, это не просто присмотр за маленькими детками, а работа с душой и телом, взаимодействие с природой и людьми.

Так же везде и все должно быть объяснено и прокомментировано, в играх использованы коллективные песни. Речь — это тоже неотъемлемый атрибут образования.

Так он заметил в поведении детей, что они тянутся к друг другу, копируют действия друг друга, помогают друг другу. Старшие обучают младших. Именно здесь впервые появляются поступки и следствия, приятие самостоятельных решений, планирование и деятельность.

Сейчас это кажется довольно обыденными принципами, но для 19 века это просто революционный переворот.

Плюсы и минусы метода

Много воды утекло с тех пор, в корне поменялись программы развития в детских садах, но основные игры мы позаимствовали из этой методики.

  • Фребель четко разграничивает деятельность ребенка, это означает, что маме необходимо постоянно заниматься с ребенком, что практически невозможно психологически. Ведь постоянно приходится выполнять какие-то дела по дому например, не говоря уже о себе любимой позаботиться.
  • По предложенным играм и игрушкам  слишком мало для общего развития современного ребенка
  • Несомненно детские сады полезны и используются по сей день

Всего доброго, до новых встреч!

 С уважением, Юлия Полонская

Образование | Определение, развитие, история, типы и факты

Маргарет Мид

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Нина Отеро-Уоррен Джилл Байден Мэми Тилль-Мобли Сильвестр II Вальтер Гропиус
Похожие темы:
обучение медицинское образование дистанционное обучение дошкольное образование английский как второй язык

Просмотреть весь соответствующий контент →

Популярные вопросы

Что означает образование?

Образование относится к дисциплине, связанной с методами преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации.

Каким было образование в древних Афинах?

Примерно с конца VII или VI века Афины стали первым городом-государством в Древней Греции, отказавшимся от образования, ориентированного на будущие обязанности солдат. Эволюция афинского образования отражала эволюцию самого города, который двигался по пути все большей демократизации.

Как социальный класс влияет на получение образования?

Исследования показали, что образование является самым важным фактором, определяющим профессиональный статус человека и его шансы на успех во взрослой жизни. Однако корреляция между социально-экономическим статусом семьи и успехами или неудачами в школе, по-видимому, усилилась во всем мире. Долгосрочные тенденции предполагают, что по мере индустриализации и модернизации общества социальный класс становится все более важным фактором, определяющим результаты образования и профессиональные достижения.

Когда образование стало обязательным?

Хотя на практике образование не является обязательным во всем мире, право человека на образовательную программу, учитывающую его личность, таланты, способности и культурное наследие, было подтверждено в различных международных соглашениях, включая Всеобщую декларацию прав человека. 1948 г.; Декларация прав ребенка 1959 года; и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966.

Что такое альтернативные формы обучения?

С конца 20-го века появились альтернативные формы образования, такие как дистанционное обучение, обучение на дому и множество параллельных или дополнительных систем образования, которые часто называют «неформальными» и «народными». Религиозные учреждения также обучают молодых и старых священным знаниям, а также ценностям и навыкам, необходимым для участия в местных, национальных и транснациональных обществах.

Предлагают ли школьные ваучеры доступ к лучшему образованию?

Школьные ваучеры стали предметом горячих дебатов в Соединенных Штатах. Некоторые родители получателей ваучеров сообщили о высоком уровне удовлетворенности, и исследования показали увеличение числа выпускников, получивших ваучеры. Однако некоторые исследования показали, что учащиеся, использующие ваучеры для посещения частных школ, а не государственных, не демонстрируют значительно более высоких академических достижений. Узнайте больше на ProCon.org.

образование

, дисциплина, связанная с методами преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации (например, проекты развития сельских районов и образование через отношения родителей и детей).

Образование можно рассматривать как передачу ценностей и накопленных знаний общества. В этом смысле это эквивалентно тому, что социологи называют социализацией или инкультурацией. Дети, зачатые среди племен Новой Гвинеи, флорентийцев эпохи Возрождения или среднего класса Манхэттена, рождаются без культуры. Образование предназначено для того, чтобы направлять их в изучении культуры, формируя их поведение в соответствии со взрослой жизнью и направляя их к их возможной роли в обществе. В самых примитивных культурах часто мало формального обучения — мало того, что обычно называют школой, классами или учителями. Вместо этого вся окружающая среда и все виды деятельности часто рассматриваются как школа и классы, и многие или все взрослые выступают в роли учителей.

Однако по мере того, как общества становятся более сложными, количество знаний, передаваемых от одного поколения к другому, становится больше, чем может знать любой человек, и, следовательно, должны развиваться более избирательные и эффективные средства культурной передачи. Результатом является формальное образование — школа и специалист по имени учитель.

По мере того, как общество становится все более сложным, а школы становятся все более институционализированными, образовательный опыт все меньше связан с повседневной жизнью, все меньше становится вопросом показа и обучения в контексте повседневного мира и все больше абстрагируется от практики, все больше становится вопросом вычленение, рассказывание и изучение вещей вне контекста. Такая концентрация обучения в формальной атмосфере позволяет детям узнать о своей культуре гораздо больше, чем они могут сделать, просто наблюдая и подражая. По мере того, как общество постепенно придает все большее значение образованию, оно также пытается сформулировать общие цели, содержание, организацию и стратегии образования.

Литература перегружена советами по воспитанию подрастающего поколения. Короче говоря, там развиваются философии и теории образования.

В этой статье обсуждается история образования, прослеживается эволюция формального обучения знаниям и навыкам с доисторических и древних времен до наших дней, а также рассматриваются различные философии, которые вдохновили получившиеся системы. Другие аспекты образования рассматриваются в ряде статей. Для трактовки образования как дисциплины, включая образовательную организацию, методы обучения, а также функции и подготовку учителей, см. преподавание; педагогика; и педагогическое образование. Для описания образования в различных специализированных областях,

см. историографию; юридическое образование; медицинское образование; наука, история. Для анализа философии образования см. образование, философия. Для изучения некоторых из наиболее важных вспомогательных средств в образовании и распространении знаний см. словарь ; энциклопедия; библиотека; музей; печать; издательство, история. Некоторые ограничения образовательной свободы обсуждаются в цензуре. Для анализа атрибутов зрачка см. интеллект человека; теория обучения; психологическое тестирование.

Основы денег для детей: 5 навыков, которым нужно научить их сейчас

Образование в первобытных и ранних цивилизованных культурах

Термин образование может применяться к первобытным культурам только в смысле инкультурации, то есть процесса культурной передачи. Первобытный человек, чья культура представляет собой совокупность его вселенной, имеет относительно фиксированное чувство культурной преемственности и вневременности. Модель жизни относительно статична и абсолютна и передается от поколения к поколению с небольшими отклонениями. Что касается доисторического образования, то о нем можно судить только по образовательным практикам сохранившихся примитивных культур.

Таким образом, цель примитивного образования состоит в том, чтобы помочь детям стать хорошими членами своего племени или группы. Особое внимание уделяется подготовке к гражданственности, потому что первобытные люди очень озабочены ростом индивидуумов как членов племени и тщательным пониманием своего образа жизни в период перехода от препубертатного возраста к постпубертатному.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Из-за разнообразия бесчисленных тысяч первобытных культур трудно описать какие-либо стандартные и единообразные характеристики допубертатного образования. Тем не менее, некоторые вещи обычно практикуются в культурах. Дети фактически участвуют в социальных процессах деятельности взрослых, и их совместное обучение основано на том, что американский антрополог Маргарет Мид назвала эмпатией, идентификацией и подражанием. Примитивные дети до достижения половой зрелости учатся, выполняя и наблюдая за основными техническими приемами. Их учителя не чужие, а их непосредственное окружение.

В отличие от спонтанных и довольно нерегулируемых подражаний в допубертатном образовании, послепубертатное образование в некоторых культурах строго стандартизировано и регламентировано. Преподавательский состав может состоять из полностью посвященных мужчин, часто неизвестных посвященному, хотя они являются его родственниками в других кланах. Посвящение может начаться с того, что посвященного внезапно отделяют от его семейной группы и отправляют в уединенный лагерь, где он присоединяется к другим посвященным. Цель этого отделения состоит в том, чтобы отвлечь глубокую привязанность посвященного от его семьи и установить его эмоциональную и социальную привязанность к более широкой сети его культуры.

Начальная «учебная программа» обычно не включает практические предметы. Вместо этого он состоит из целого набора культурных ценностей, племенной религии, мифов, философии, истории, ритуалов и других знаний. Первобытные люди в некоторых культурах считают совокупность знаний, составляющих учебную программу инициации, наиболее важной для членства в племени. В рамках этой основной учебной программы религиозное обучение занимает самое видное место.

Система Фребеля — Oxford Reference

Словарь фраз и басен Брюера (19-е изд. )

Издатель:
Издательство Chambers Harrap
Дата публикации в печати:
2012
Опубликовано онлайн:
2013
Текущая онлайн-версия:
2013
eISBN:
97801999

Показать сводную информацию

  • Публикация информации
  • Благодарности
  • Авторы
  • Предисловие
  • Предисловие к 18-му изданию
  • Примечание к 19-му изданию
  • Из предисловия к первому изданию 1870 г.
  • Введение
  • Использование словаря
  • Сокращения
Источник:
Словарь фраз и басен Брюера
Автор(ы):
Сьюзи Дент

Для доступа к полному содержанию Oxford Reference требуется подписка или покупка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *