Фрейд проекция – Фрейд: проекция защита, защитная | Проекция психологическая защита: VIKENT.RU

Содержание

14. Защитные механизмы личности ( отрицание,проекция....)

 Психологи утверждают, что все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Психотерапевт также заметит, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.

Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту Я не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги (в ситуации стресса или вне таковой). Описываемое иногда как "мотивированное забывание", вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания, в

бессознательное. В результате действия вытеснения индивидуумы не сознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

    Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов Я может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в снах, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл "психопатологией обыденной жизни". Более того, согласно его теории психоанализа, вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения (при неврозе и не только), в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как навязчивая (патологическая) 

мастурбацияимпотенция и фригидность) - то есть во тех случаях, когда становится необходимой профессиональная психологическая помощь - консультация психологапомощь психотерапевта. Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

Проекция. Как защитный механизм по своей теоретической значимости в психологии проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне психологпсихотерапевт может наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не сознает, что борется со своим сильным половым влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Наконец, классический пример проекции – студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен "козла отпущения", поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик. Обсуждение проявлений механизма проекции - частая тема в 

кабинете психолога и в практике психотерапии.

Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение, проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего, вызывающего страх объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример, известный не только психоаналитикам – ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не сознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя (вплоть до 

депрессии), что может потребовать консультации и помощи психолога.

Рационализация. Другой способ для Я справиться с фрустрацией и тревогой – это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу "зелен виноград". Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом.

Реактивное образование. Иногда Я может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием, или обратным действием. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу (а, иногда, и панику) в связи с собственным выраженным половым влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Она может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кинокомпании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия. Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги и страха, – это регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как "надуться и не разговаривать" с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью - проявления, указывающие на целесообразность получения психологической консультации.

Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет Я изменить цель или/и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения – тем, которые общество полагает приемлемыми. Например, если со временем 

мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность – такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.

    Фрейд утверждал, что сублимация половых инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация полового влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры – благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни.

Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание. Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило (что защищает его от опустошительного горя и депрессии)  или жену, отрицающую измену мужа. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: "Этого со мной просто не может случиться", несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для психологии маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).

    Отрицание и другие описанные 

защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила Я. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности и последующему психологическому страданию, когда человеку оказывается необходима психологическая помощь и консультация психотерапевта.

 

studfiles.net

Проекция, отрицание и другие защитные механизмы по Анне Фрейд в анимированном видео

Кто из нас хоть раз не находился в процессе отрицания, вытеснения, проекции, рационализации или интеллектуализации событий, регрессируя в детство, замещая свой гнев или сбегая в фантазии? Многим эти термины хорошо знакомы. Своим местом в культуре по большому счёту они обязаны психоаналитику Анне Фрейд, которая каталогизировала эти и другие защитные механизмы в своей книге «Эго и механизмы защиты» (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936). Она объяснила, как мы иногда впадаем в неприятное и даже смущающее поведение, чтобы защитить своё Эго – предпочтительную версию самих себя.

Дочь Зигмунда Фрейда внесла значительный вклад в психоаналитическую науку. Многие термины, введённые Зигмундом Фрейдом, – Эдипов комплекс, Ид (Оно), Эго и Супер Эго – остаются в современном лексиконе. Определения, которые дочь «отца психоанализа» дала механизмам защиты, находят ещё большее применение.

О ключевых механизмах с разъяснениями и примерами можно узнать всего за 6 минут из видео, опубликованного YouTube-каналом The School of Life.

Видео с русскими субтитрами, ниже стенограмма:

Анна Фрейд была дочерью основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Она родилась в Вене в 1895 году, когда радикальные теории её отца о сексе и психике начали набирать популярность в Европе. Она стала школьным учителем и затем – психоаналитиком и пионером в психоаналитическом лечении детей, открывая клиники и детские сады для детей, травмированных войной, выживших в холокосте или имеющих другие сложности в жизни.

Для нас, возможно, наиболее важно то, что Анна – проводник по теме защитных механизмов, которые она прекрасно описала в своей книге 1936 года «Эго и механизмы защиты». В книге впервые изложена идея, что мы инстинктивно пытаемся защитить своё Эго (наше представление о том, кем мы являемся) с помощью различных защит.

Сложность состоит в том, что, защищая себя от гипотетической боли, мы наносим вред нашей возможности построения долгосрочных отношений с реальностью и, как следствие, своему дальнейшему развитию и созреванию.

Анна Фрейд выделила 10 защитных механизмов:

1. Отрицание.

Отрицание, это когда мы не признаём существование проблемы, и думаем примерно таким образом: мне нравится выпивать, иногда у меня бывает тяжёлое похмелье, но я могу с этим справиться! Если другие люди пытаются указать нам на нашу проблему, нам свойственно реагировать на это очень плохо.

Механизм немедленного выживания – это краткосрочный инстинкт, чтобы оставаться о себе хорошего мнения – означает отказ признавать нашу потребность в изменениях.

2. Проекция.

При Проекции вы приписываете негативное ощущение, которое у вас возникает, кому-то другому. Например, у вас может возникнуть ощущение, что ваш партнёр будет крайне критичным, если вы не заработаете в этом году больше денег, чем в прошлом. Но в реальности он может быть вполне понимающим и сопереживающим. Жестокие, суровые мысли не в вашем партнёре, они внутри вас – и они принимают форму, которую, скажем, ваша мама использовала при общении с вами... Но вы приписываете эти негативные ощущения, которые вы не хотите признавать в себе, кому-то другому. Это – проекция.

3. Обращение против себя.

Это когда мы думаем плохо о себе, избегая таким образом ещё более ужасных мыслей: что кто-то, на чью любовь мы надеемся, на самом деле нас не любит.

Анна Фрейд обнаружила, что дети делают это постоянно. Ребёнок, подвергшийся насилию со стороны родителя, как правило, будет искать спасения в такой мысли, которая хоть и мрачна, но мене ужасна, чем альтернативы. Он или она будут думать: я, должно быть, никчемный, раз мой родитель так со мной поступает. Так что на самом деле ход мыслей таков: у меня всё ещё есть хороший родитель.

Конечно, больно думать, что мы плохие и никчемные, но для особо хрупкой детской психики это переживается менее катастрофично, чем альтернатива: думать о том, что мы в руках родителя, которому всё равно.

4. Сублимация.

Мы сублимируем, когда направляем запретные чувства или мысли – часто о сексе или насилии – на более «высокие» и тонкие материи. Многие художники и особенно музыканты использовали сублимацию для переключения с негативного жизненного опыта, например, наркотическая зависимость, социальные беды, проблемы с семьёй и так далее на популярные и вызывающие резонанс продукты творчества.

Сублимация – всё ещё защитный механизм, но один из самых лучших.

5. Регрессия.

Анна Фрейд верила, что когда с нами случается что-то неприятное, то мы часто регрессируем к способу поведения, который использовали когда были младше. В частности, мы делаем то, что обычно делают дети, которые хотят избежать ответственности. Для ребёнка всегда виноват кто-то другой, чаще всего – родитель – и он должен исправить ситуацию.

В регрессии мы переживаем инфантильное чувство собственной чистоты и невинности. Во всём виноват весь остальной мир. Все остальные должны разобраться в проблемах. По Анне Фрейд, это нормально для большинства здоровых в других отношениях взрослых – регрессировать под давлением обстоятельств. Это становится проблемой лишь в том случае, если продолжается слишком долго.

6. Рационализация.

Рационализация – это разумное оправдание для наших действий (или того, что с нами случилось). Но оно тщательно адаптировано для получения тех выводов, в которых мы нуждаемся: что мы невинные, милые, достойные люди. Например, после того, как нас не взяли на работу, рационализирующая защита сказала бы: это была «скучная компания» или «в любом случае я не очень-то хочу там работать». Такие люди могут очень нуждаться в работе, но очень унизительно и глубоко мучительно признавать это на уровне Эго.

7. Интеллектуализация.

Интеллектуализация похожа. Скребущее чувство утраты, вины, предательства и гнева при расставании с партнёром могут быть нейтрализованы с помощью размышления об истории поздней Римской Империи или планах правительства о повышении налоговых ставок.

Многие интеллектуалы не просто много думают, они также виновны в «интеллектуализации», это означает, что им свойственно держать наготове набор наиболее волнительных тем, вызывающих напряжение.

8. Реактивная формация.

Реактивная формация побуждает к противоположным, чем наши изначальные неприемлемые чувства. Например, кто-то, испытывающий повышенный интерес к подростковой сексуальности, может уйти в религию, делая особый акцент на воздержании среди молодёжи.

В детстве мы часто грешим реактивной формацией. Когда мы смущаемся из-за интереса к однокласснику, то можем быть злыми или агрессивными по отношению к нему, вместо признания того, что он нам нравится.

9. Замещение.

Замещение – это перенаправление (чаще агрессивного) желания на другого получателя, обычно менее угрожающего или того, кого проще обвинить.

Это классический случай, когда кто-то, почувствовав угрозы своего босса, придя домой, начинает срываться на своём партнёре.

10. Фантазирование.

Фантазирование – избегание проблем путём фантазии, изолируя себя от реальности: от мечтаний наяву до чтения литературы и просмотра порно. Мы его используем для переноса себя из угрожающего нам мира, чтобы найти комфорт в другом месте.

Превью: Зигмунд Фрейд в своем офисе в Вене с дочерью Анной, 1937 год. Фотография сделана принцессой Евгенией Греческой, дочерью Мари Бонапарт.

Смотрите также:

cameralabs.org

Интроекция, первичная идентификация, проекция. Психоаналитические теории личности

Интроекция, первичная идентификация, проекция

Ортодоксальное определение. Первое суждение эго относится к съедобности или несъедобности объектов: соответственно следует заглатывание или выплевывание. Интроек-ция — дериват первого образа действия, проекция — второго. На ранней стадии развития эго все, доставляющее наслаждение, воспринимается как принадлежащее эго (что следует заглотать), в то же время все болезненное воспринимается как не принадлежащее эго (что необходимо выплюнуть).

Первоначально поэтому интроекция, или инкорпорация, является оральным механизмом, предназначенным для инстинктивного удовлетворения. В последующем, когда ребенок уже не чувствует величия, оральная интроекция могущественного взрослого служит средством возобновления этого чувства. Еще позднее, когда инкорпорация видится как разрушение независимого существования другого человека, механизм функционирует жестоким образом в качестве исполнителя деструктивных влечений.

Здесь целесообразно попытаться разъяснить термины: «интроекция», «инкорпорация» и «идентификация». Интроекция и инкорпорация обычно используются как синонимы; в таком же смысле некоторые используют и термин «идентификация». Однако под идентификацией принято иметь в виду тип отношения к объектам, другими словами, скорее состояние, чем процесс. Таким образом, оральная интроекция считается осуществлением «первичной идентификации». Интроекцией, или инкорпорацией, достигается состояние идентификации. Первичная идентификация связана с первичным отношением к объектам, в то время как вторичная идентификация является более поздним ее повторением.

Проекция зарождается в качестве способа избавления от боли посредством приписывания неприятных стимулов внешнему миру. Она противоположна интроекции: вместо восприятия эго как имеющего характеристики объекта, окружение воспринимается как имеющее характеристики эго. На ранних фазах развития механизм может функционировать без труда. В последующем, если он играет большую роль, то серьезно нарушается чувство реальности. Архаическую, по существу, природу проекции иллюстрирует ее выдающаяся значимость в анимистических мифологиях (прим. 11)

Определение Кляйн. Роль интроекции и проекции на первом году жизни описывается Кляйн (53, с. 200) следующим образом:

«В дополнение к опыту удовлетворения и фрустрации в результате воздействия внешних факторов различные эн-допсихические процессы - прежде всего интроекция и проекция — играют роль в двойственном отношении к первичному объекту. Младенец проецирует свои любовные импульсы и приписывает их удовлетворяющей («хорошей») груди; он проецирует свои деструктивные импульсы вовне и приписывает их фрустрирующей («плохой») груди. Одновременно посредством интроекции «хорошая» грудь и «плохая» грудь упрочиваются во внутреннем мире[3]. Таким образом, картина объекта, внешнего и внутреннего, искажается в разуме ребенка его фантазиями, которые связаны с проекцией побуждений на объект. «Хорошая» грудь - внешняя и внутренняя - становится прототипом всех помогающих и удовлетворяющих объектов; «плохая» грудь делается прототипом всех внешних и внутренних преследующих объектов. Различные факторы, способствующие удовлетворению младенца, такие, как устранение голода, удовольствие от сосания, свобода от дискомфорта и напряжения, т.е. от деприваций, и ощущение себя любимым, — все это атрибуты «хорошей» груди. Напротив, все фрустрации и дискомфорт приписываются «плохой» (преследующей) груди».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Проекции в психологии по Фрейду

Сегодня поговорим о механизмах психологической защиты. Если по научному, то это неосознаваемые процессы, протекающие в психике и направленные на снижение влияния негативных факторов и защиту психологического здоровья человека. Первым это явление открыл Зигмунд Фрейд.

Методы защиты сознания по Фрейду

  1. Вытеснение
  2. Проекция
  3. Замещение
  4. Рационализм
  5. Реактивное образование
  6. Регрессия
  7. Сублимация
  8. Отрицание

Сегодня хочу написать о ПРОЕКЦИИ в психологии. Это один из моих любимых методов.

Проекции в психологии — это механизм психологической защиты, заключающийся в часто неосознанном перенесении, приписывании человеком собственных переживаний другим людям. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи.

Примеры психологических проекций

Когда я слышу, как люди говорят: «Рассчитывай только на себя», «Человек человеку волк», «В трудную минуту никто не поможет» — в голове старина Фрейд самодовольно улыбается.

Как определить свои проекции

  1. Проанализируйте свои мысли и чувства.
  2. Что вы думаете об окружающих?
  3. как характеризуете своих подруг?
  4. что видите в свекрови?
  5. в чем обвиняете мужа?
  6.  ⠀

Когда вы спрашиваете, можно ли проработать какой-то вопрос самостоятельно (самооценка, психосоматика и т. д.) мой ответ, как правило, — можно, но очень сложно. Потому что когда человек начинает что-то прорабатывать самостоятельно, срабатывают механизмы защиты. Тяжело самой себе вскрывать какие-то раны. Психика подсказывает: «Нееет, у меня совсем не так! Я не такая (жду трамвая)». ⠀

Лучше всего проекции характеризует фраза Ремарка: «То, что вы видите во мне, это не моё, а ваше. Моё — это то, что я вижу в вас».

Ставьте +, если замечаете за собой эту защиту.

lenadruma.ru

Проекция в психологии. Личность в психологии. Психологические защиты

Термин «проекция», который используется в геометрии, физике, психологии и в других науках, происходит от латинского слова projectio, которое дословно переводится как «бросание вперед». Конкретно в психологии им обозначают один из механизмов психологической защиты личности.

Основные способы психологической защиты личности

Прежде чем перейти к раскрытию сущности проекции, будет нелишним дать общее определение таким психологическим процессам как механизмы защиты, а также выяснить, какие существуют способы этой защиты.

Понятие психологической защиты родилось в рамках психоанализа. Его ввел основоположник этого учения Зигмунд Фрейд в 1894 году. Согласно нему, личность для борьбы с различными болезненными и тяжелыми переживаниями начинает пользоваться механизмами психологической защиты. Они в трудную для человека минуту помогают сохранить психическое здоровье и целостность личности путем искажения реальности. То есть первоочередная функция этих механизмов – защитить от негативного воздействия внешних и внутренних факторов (то есть от самого себя) личность. В психологии она выступает, как носитель индивидуального начала, которая наделана своим особым внутренним миром. Поэтому механизмы защиты для каждого конкретного случая бывают индивидуальными. Тем не менее, ученые в результате множественных исследований смогли систематизировать их и выявили несколько основных способов психологической защиты. В них принимают участие практически все психические функции (память, внимание, восприятие, воображение, эмоции, мышление и т. д.), однако в каждом отдельном случае доминирует только одна из них. В зависимости от этого различают следующие способы психологической защиты:

  1. Отрицание.
  2. Подавление.
  3. Вытеснение.
  4. Рационализация.
  5. Реактивные образования.
  6. Замещение.
  7. Ирония.
  8. Сновидение.
  9. Сублимация.
  10. Проекция (в психологии).
  11. Идентификация.
  12. Фантазия (мечта).
  13. Перенос.
  14. Интроекция.
  15. Деперсонализация и др.

Каждый из этих механизмов является специально сформулированной программой борьбы с тревогой и напряжением. Они помогают человеку в разрешении не только внешних, но и внутренних конфликтов. Так, например, благодаря проекции человек может на бессознательном уровне переносить ответственность и вину за некоторые свои постыдные (в его понимании) наклонности на другого человека или же приписать свои качества или чувства другим.

Формы психологической защиты

В науке различают четыре основные формы психологической защиты, а именно: активные, «капитуляция», сверхзащита и «рационализация».

Активная форма защиты

Она может происходить путем поиска «мишени» – кого-то или чего-то, на ком можно вымесить свое плохое настроение или накопившуюся агрессию, также путем экстрапунитивности, при которой наблюдается тенденция обвинять в своих ошибках или неудачах кого-то другого, но не себя. К данной форме защиты относится и «праведный гнев», когда человек обрушивается с упреками на кого-то для того, чтобы оправдать те негативные чувства, которые возникают у него, например зависть. Самоутверждение за счет принижения достоинства другого человек является наиболее негативной формой срабатывания механизма психологической защиты. И тоже относится к данной категории. Кроме этого, к активной форме защиты можно отнести девальвацию объекта беспокойства, то есть приписывание данной личности негативных характеристик, какими он на самом деле может и не обладать.

Психологическая защита путем капитуляции

Когда человек, оценивая свои достижения в жизни, чувствует внутреннюю неудовлетворенность, то он прибегает к такой форме защиты как капитуляция. Она может быть выражена геронтолизмом или пуэрилизмом. Например, он может утешать себя тем, что у него все еще впереди, или же, наоборот, винить в своих неудачах возраст, мол, если бы я был молод, то все было бы иначе. Кстати, к данному типу также относится интропунитивность (противоположность экстрапунитивности), когда личность во всем обвиняет себя. К данной форме в основном прибегают люди, обладающие комплексом неполноценности.

Сверхзащита

Под воздействием глубоких переживаний или стресса человек перестает воспринимать всю неприятную для себя информацию и слышит только хорошее. Этот психологический прием называется селекцией информации, с ним чем-то сходен механизм отрицания или избегания, когда индивид не желает верить в случившееся и отрицает это.

Так называемый «защитый фасад» также относится к механизму «сверхзащиты», когда тихий человек вдруг начинает вести себя непривычно нагло и этим ввергает окружающих в шок. Девальвация угрозы, а также персонализация тревоги тоже являются приемами сверхзащиты. И если в первом случае человек отталкивает от себя мысли о нависшей над ним угрозе ввиду совершения им тех или иных действий (например, курение - как следствие угроза рака легких), то во втором случае, он в своих тревогах, которые чаще всего бывают беспричинными, ищет виновников извне. К сверхзащите также относятся перестраховка (никогда не лететь на самолетах, есть здоровую пищу и т. д.), фиксация, вытеснение, сверхконсерватизм, дифлексия (то же, что и уход в себя), отключение от действительности, деперсонализация (когда человек, чтобы отключиться от основной проблемы, начинает заниматься чем-то незначительным и т. д.), «рассечение гордиева узла» (неосознанный риск), символические или ритуальные действия (вера в приметы), сублимация (переоценка жизненных ценностей) и т. д.

Кстати, люди с высоким уровнем психологической защиты прибегают к совершенно иным приемам, таким как оптимизм, ясность в мыслях, анализ, реальный взгляд на вещи, отношение к самому себе с юмором и т. д. Однако так относиться к проблемам может только настоящая личность. В психологии, несмотря на то что под словом «личность» воспринимается любое существо, которое наделено сознанием, речью, творческими возможностям и т. д., тем не менее в повседневной жизни говоря о личности, подразумевают тех людей, которые обладают силой воли и характера, являются неординарными и сильными людьми.

Защита через рационализацию

К ним в первую очередь относятся установки самозащиты, или как это называют в психологии «сам себе адвокат». Наверное, каждый видел фильм «Самая обаятельная и привлекательная». В нем главная героиня использует именно эту форму психологической защиты. Проекция, искажение, замещение действительности, интроекция, идентификация себя с социально-значимой личностью, растворение ответственности и т. д. также относятся к защите через рационализацию. Иногда искажение реальности бывает в виде сдвига по времени. Когда для человека все то, что имело место несколько лет назад, кажется, чуть ли не доисторическим. Далее в статье мы попробуем изложить суть одного из механизмов психологической защиты - проекции. Как уже было отмечено выше, защита в данном случае осуществляется через рационализацию.

Что такое проекция?

Проекция в психологии является способом перенесения своих собственных чувств и тайных желаний на другой одушевленный или неодушевленный объект. С первым, кажется, все понятно, что же касается неодушевленных объектов, то это происходит в том случае, когда человек наделят предметы или явления природы, своими ощущениями, например, тревожное море, враждебное небо, плакучая ива и т. д. В самом простом понимании человек, время от времени испытывающий вспышки жестокости, видит и в других людях жестокость, лжец думает, что все его вокруг обманывают. Это происходит оттого, что человек не приемлет в себе этих качеств, не может реально оценить себя как бы со стороны, однако этот постоянный конфликт с самим собой приводит к тому, что он бессознательно прибегает к проекции, которая как и интроекция – это психологические защиты. Фрейд считал, что они чаще всего встречаются у людей с пароноидным или истероидным расстройствами. В данном контексте под этим термином понимают механизм субъективного восприятия, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

Отрицательные и положительные стороны проекции

Когда людей некоторое время гложет чувство вины или же они испытывают тревогу и страх, то у них в сознании начинают срабатывать те или иные защитные механизмы. Например, проекция. В психологии это способ перенесения своих собственных чувств и тайных желаний на другой объект. Например, человек, который испытывает тайное желание изменить своей супруге, но не приемлет и даже стыдится этого, начинает проектировать эти желания на жену. В результате этого он начинает верить, что не он, а супруга хочет изменить ему. Как следствие, он то и дело закатывает сцены ревности, обвиняет ее во всех смертных грехах, хотя на это у него нет никаких причин. Другим примером служит история о стареющей красавице, которая, боясь старости, начинает видеть в своих сверстницах признаки старения и высказывать это им в лицо. Одним словом, проекция в психологии является механизмом субъективного восприятия, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Приведенные выше примеры указывают на негативную сторону этого механизма.

С другой стороны, проекция в психологии может иметь и положительные стороны. Например, позитивной проекцией является сопереживание, которое может повысить степень взаимопонимания между людьми. Сопереживание кому-то в психологической науке называют эмпатией. В его основе лежит все тот же механизм проекции, когда человек, сопереживая другому, проектирует на себя его чувства. В результате он способен лучше понимать состояние этого «другого».

Заключение

Основные проблемы психологии личности, к которым относится и проблема ее психического здоровья, тесно взаимосвязаны с механизмами психологической защиты, к которым прибегает индивид (бессознательно), чтобы сохранить целостность своего психического здоровья.

fb.ru

Фрейд Защитные механизмы

Защитные механизмы - внутренний предохранитель Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение или (возмещение отсутствия или слабости каких-либо физических или психических качеств), регрессия (возврат к пройденным стадиям развития), рационализация (оправдание подсознательных побуждений) идентификация себя с другим лицом, которое обладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта, проекция (приписывание другим своих желаний, опасений, страхов) и сублимация (переключение энергии). Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение 'психопатологии обыденной жизни', то есть толкованию таких явлений как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека и возражал против толкований, придуманных Фрейдом. Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением 'Сверх-Я' хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами. При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их. Однако наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее. в частности, в художественной деятельности. Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее.

Вытеснение,

защитный механизм психики, который состоит в изгнании из сознания неприемлемых для сознательного "Я" (Эго) переживаний - влечений и импульсов, а также их производных - эмоций, воспоминаний и др. Понятие В. одно из основных в психоанализе и за его пределами не имеет специального психологического значения.

Вытесненное из сознания забывается субъектом, но сохраняет в бессознательном присущую ему энергию влечения (катексис психической энергии). Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, формируя психологические комплексы. Со стороны Эго требуются постоянные затраты энергии на поддержание В. Нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов - антикатексисов может привести к возвращению вытесненного: такие случаи наблюдаются при заболеваниях, интоксикациях (например, алкогольной), а также в условиях сна. Прямое В., связанное с психическим шоком, может привести к тяжёлым травматическим неврозам; неполное или неудачное В. - к образованию невротических симптомов. Напротив, полное растворение, исчезновение вытесненного имеет место лишь в редких случаях полной сублимации.

Среди психоаналитиков нет единого мнения о месте В. среди других защитных механизмов. Первоначальное представление о В. как о главном и универсальном психическом механизме ныне уступает место взгляду, согласно которому В. вступает в действие лишь после того, как не сработают другие механизмы (проекции, изоляции, реактивного образования и многие др.). Большинство современных психоаналитиков причиной, вызывающей В., склонно считать страх, которым Эго реагирует в ситуации опасности.

Концепция В. была применена в области этнологии Б. Малиновским (Великобритания).

Проекция - по Фрейду - механизм психологической защиты индивида, заключающийся в неосознанном наделении другого индивида собственными чертами и свойствами. Проекция - восприятие собственных психических процессов как свойств внешнего объекта в результате бессознательного перенесения на него своих внутренних импульсов и чувств.

Рационализация - по Фрейду - защитный механизм, заключающийся в поиске разумной основы поведения, оправданий импульсивным поступкам. Посредством рационализации от сознания субъекта скрываются истинные мотивы его действий, мыслей, чувств. Психологические механизмы защиты

Регрессия - по Фрейду - защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

лат.Regressus - обратное движение

Сублимация - в психоаналитической теории - направление сексуальной энергии (либидо) на несексуальные сферы человеческой деятельности. Сублимация представляет собой защитный механизм, способствующий выходу социальной энергии и предотвращающий человека от серьезных неврозов, связанных с невозможностью половой жизни.

studfiles.net

Проекция в психологии. Перенос в психологии.

Глава 12. Проекция и перенос

Проекция – это общепсихологический механизм, с помощью которого любые субъективные содержания переносятся на объект, то есть это перенесение вовне того, что на самом деле находится внутри.

Мир, в котором мы живем, является ментальной проекцией, и мы так привыкли к ней, что она представляется нам реальной и непреходящей во всех отношениях. Эта картина, подобно повторяющемуся сну, отчетливо запечатлелась в нашем сознании. Как известно, сны бывают очень отчетливыми, что вызывает полную иллюзию реальности. Так, во сне мы можем ощущать твердость некоторых предметов, разговаривать, гулять, работать, отправляться в отпуск, то есть делать всё то, к чему привыкли в бодрствующем состоянии. Этот опыт кажется настолько реальным, что мы убеждаемся в обратном, лишь окончательно проснувшись. Когда мы просыпаемся, от объектов наших сновидений не остается и следа. Мы осознаем, что практически они никогда не существовали, а были всего лишь проекцией нашей психики.

Реальные вещи могут сильно отличаться от того, во что их превращает наше сознание. Если взять, например, физический мир как таковой и сопоставить с тем, что делает из него наше сознание, мы обнаружим всевозможные, объективно не существующие мысленные построения. Нам кажется, что мы видим свет, цвет, слышим звук, но в действительности это всего лишь электромагнитные колебания различной частоты.

Каждый человек видит окружающий мир по-своему. Иными словами, окружающая действительность для него такова, какой он представляет её в своем сознании. Необъективному восприятию людей, животных, ситуаций и даже неодушевленных предметов мы обязаны эндопсихической функции сознания, которая называется «субъективные компоненты сознательных функций», искажающей наши представления о действительности. Благодаря этому образ мира – это всего лишь наша субъективная картина (своя у каждого человека). Лишь по-детски мыслящие люди воображают, что мир таков, каким мы его себе представляем. Образ мира является проекцией нашего внутреннего мира, мира Самости, так же, как внутренний мир является проекцией внешнего мира.

Предметом проекции может быть всё, что угодно. Все активированные содержания бессознательного имеют тенденцию являться в проекции. Существует даже такое правило: бессознательное содержание первым делом обнаруживает себя в проекции. Любой активированный архетип может явиться в проекции на внешнюю ситуацию, на людей, на обстоятельства, короче говоря, на объекты любого рода, даже на животных и на неодушевленные предметы.......

Все содержания нашего бессознательного неизменно проецируются на наше окружение.

То, что частота подобных проекций, как и их характер, никогда не признаются, – это безусловный факт. Мы всегда понимаем другого человека таким образом, как мы понимаем или пытаемся понять самих себя. И то, что мы не понимаем в себе, мы не понимаем и в других. Так уж всё обустроено: образ другого человека, как правило, и по большей части, субъективен. Как известно, даже интимная близость ничуть не может гарантировать объективное познание другого человека.......

Когда у человека возникают проблемы во взаимоотношениях с людьми, он склонен перекладывать вину за это на других, а не искать причину в себе самом.

Когда мы сердимся на кого-либо до беспамятства и до безрассудства, то ничто не в состоянии нас убедить, что не стоит искать причину нашего гнева целиком и полностью вовне, в какой-либо рассердившей нас вещи или в человеке.......

Наш менталитет характеризуется тем, что мы с бесстыдной наивностью судим о других людях, без страха и удержу осуждаем предмет преткновения и тем самым посрамляем какой-то бессознательный кусочек в нас самих, – тот, который оказался спроецированным на рассердивший нас объект. В суждениях, которые мы высказываем о людях, мы предаем огласке наши собственные дефекты. Противника просто упрекают в собственных непризнанных ошибках. В другом человеке видят всё, критикуют и осуждают его, его хотят улучшить и воспитать. Как говорится в Библии, мы видим соринку в глазах ближнего, а в собственных не замечаем бревна.......

Если два человека обладают одинаковым свойством и оба не осознают его в себе, то они проецируют это свойство друг на друга, то есть проекция первого вызывает контрпроекцию у второго. Этот контрперенос целесообразен и полон смысла, потому что он стремится установить те оптимальные взаимоотношения между людьми, которые необходимы для реализации определенных бессознательных содержаний. Так, если у двух людей в одно и то же время проявляется один и тот же комплекс, то в результате возникает этот необычный эмоциональный эффект (проекция и контрпроекция), вызывающий между ними либо притяжение, либо отталкивание. Выражаясь языком эзотерики, можно сказать, что проекция и контрпроекция служат для запуска механизма отработки кармы.

Человек не создает проекции сознательно; именно бессознательное совершает это проецирование. Человек только сталкивается с проекциями, а не создает их. В результате проекций происходит изоляция человека от его окружения, поскольку вместо подлинной связи со средой отныне существует лишь иллюзорная связь. Проекции заменяют реальный мир и реальных людей репродукцией собственной неизвестной человеку части его личности. Возникающие в результате этого отрицательные эмоции человек склонен объяснять недоброжелательностью окружения, что создает порочный круг. Чем больше проекций втискивается между человеком и его окружением, тем труднее ему видеть сквозь собственные иллюзии, что же происходит в действительности.......

То, что бросается в глаза в другом человеке, может действительно быть его свойством. Однако, чем более субъективным и эмоциональным является это впечатление, тем больше вероятность того, что это проекция. Совершенно не исключено, что некое свойство проецируется нами на человека, в то время как в действительности в нем налицо лишь едва заметные следы этого свойства.......

Частным случаем проекции является перенос. Перенос – это проекция, происходящая между двумя людьми, а не между человеком и физическим объектом, ситуацией или обстоятельствами. Как правило, перенос имеет эмоциональный и вынужденный характер.......

Практика психоанализа показала, что бессознательные содержания вначале неизменно проецируются на конкретных лиц и конкретные ситуации. Так, например, невротическая неприспособленность пациента, оказывается перенесенной на врача. З.Фрейд, первым описавшим это явление, дал ему название «невроз переноса». Такая связь зачастую настолько интенсивна, что угрожает здоровью собственной нервной системы врача. Той или иной степени вовлеченности врача избежать невозможно. Он почти буквально «берет на себя» страдания своего пациента и делит их с ним, подвергая себя риску. Но при этом перенос составляет основу терапевтического воздействия, так как исходные проекции пациента рассеиваются, что и является целью психоанализа.

Проекция, идущая от пациента к аналитику (перенос), имеет и своего «двойника» в проекции от аналитика к пациенту (контрперенос). Контрперенос не следует путать с хорошим расположением аналитика к своему пациенту, с симпатией к нему и восприятием пациента как человека, имеющего потенциал к личностному росту. Подобное отношение необходимо для исцеления и проекцией не является. Контрперенос – это проекция комплексов, имеющихся у самого аналитика, на пациента. Так или иначе, перенос играет ключевую роль в любой психотерапии, и избежать его, в той или иной степени, не удается никому.......

Проблемы, связанные с переносом, сложны и разнообразны. Они присутствуют, с одной стороны, в психотерапии, с другой, – в сфере нормальных человеческих взаимоотношений. И Фрейд, и Юнг считали, что перенос присутствует во всяком межличностном общении. Явление переноса состоит из мыслей, чувств и фантазий, заимствованных из других, более ранних отношений с другими людьми, как правило, прошлых и переживаемых заново в текущей межличностной связи. Юнг, в отличие от Фрейда, считал, что перенос строится не только на материале личного бессознательного, но и в равной степени может содержать архетипические элементы, находящие тот или иной отклик в душе. Он считал перенос и контрперенос явлением естественным и неизбежным.

Как перенос, так и контрперенос может быть и положительным, и отрицательным. В первом случае возникает чувство привязанности и почтения, во втором – враждебность и сопротивление. Перенос может быть абсолютно спонтанной и неспровоцированной реакцией, своего рода «любовью с первого взгляда». Конечно, путать перенос с любовью нельзя ни в коем случае; они не имеют ничего общего. Перенос может лишь злоупотреблять любовью. Интенсивность отношения переноса у человека всегда эквивалентна важности субъективных содержаний. Когда перенос теряет силу, то не исчезает бесследно, а проявляется в чем-то другом, как правило, в измененном отношении к чему-либо.

Проекций у человека создается очень много. Отчасти они благоприятны, то есть они в качестве мостков для психической энергии действуют облегчающим образом. Отчасти они неблагоприятны, хотя практически и не принимаются в расчет в качестве препятствия, потому что неблагоприятные проекции в большинстве своем выдворяются из круга интимных отношений. Нормальный человек разделяет объекты для своих проекций: для благоприятных проекций – это люди из его ближайшего окружения («свои»), для неблагоприятных – намного более удаленные объекты («чужие»). То же самое, как известно, бывает у примитивов: чужой – значит враждебный и злой. Такая расстановка проекций целесообразна. Именно поэтому нормальный человек и не ощущает никакой надобности в том, чтобы сделать свои проекции сознательными. Другое дело невротик. У него столь интенсивные отношения с ближайшим окружением, что он не в состоянии помешать неблагоприятным проекциям влиться в ближайшие объекты и тем самым возбудить конфликт.......

Собственно, цельный образ реально существующего объекта есть некая величина, психологически отличная от образа, воспринимаемого человеком, до тех пор, пока воспринимаемый образ не сольется с реально существующим. Прекращается же проекция в то мгновение, когда она становится сознательной, то есть когда человек осознает, что некие содержания принадлежат ему самому.......

Задача разрушения проекции существенно важна и для установления связи, родства с другим человеком, так как истинная близость возможна только после часто напряженного (а иногда болезненного) процесса снятия взаимных проекций и обнаружения другого человека во всей его непосредственной реальности. Снимая свою проекцию, человек как бы прозревает и начинает видеть объект таким, каков он есть на самом деле. Страстно влюбленный человек по прошествии какого-то времени может удивляться, как его могло заинтересовать такое ничтожество. Именно возникновение проекций отражают такие поговорки как «любовь слепа», «любовь зла – полюбишь и козла» и т.п. Юнг признает, что многие отношения не выдерживают процесса снятия проекций и заканчиваются либо разрывом, либо своеобразным психологическим приспособлением, в котором подлинная близость приносится в жертву комфорту или безопасности.

При снятии проекции приходит осознание реального положения вещей, что приводит либо к разочарованию (при проецировании положительных свойств), либо к угрызениям совести (при проецировании отрицательных).......

Всякий нормальный и размышляющий о себе (в пределах обычного) человек нашего времени опутан целой системой проекций и привязан ими к окружению. Принудительный характер таких отношений им совершенно не осознается, «пока всё обстоит благополучно».......

Мир – это зеркало, отражающее каждое наше движение, независимо от того, принимаем мы это или нет. Если мы поняли принцип отражения себя в этом мире, то с помощью постоянного и внимательного наблюдения за происходящим наяву и во сне мы можем всегда с точностью определить, что нам необходимо изменить внутри себя. Восприятие и свои привычки человек может изменить только сам, никто не может прояснить искаженный взгляд на мир, кроме обладателя данного сознания. Мы сами творим окружающий нас мир........

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

esamohvalova.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о