Философские и социальные идеи Эриха Фромма
Философские и социальные идеи Эриха ФроммаФилософские и социальные идеи Эриха Фромма
История |
Изображение: архив
На этого историка и мыслителя 5 периода Эры Разобщённого Мира под именем Эрф Ром ссылаются герои романа Ивана Ефремова «Час быка». Считается, что это завуалированные инициалы и фамилия Эрих Зелигманна Фромма – социолога, психоаналитика, философа, который относился к Франкфуртской школе, одного из зачинателей неофрейдизма, родившегося в семействе ортодоксальных евреев.
Будучи учеником Зигмунда Фрейда, Фромм переосмыслив взгляды учителя, уделил большее внимание социальным вопросам. Базируясь на современных ему научных достижениях, философ предложил собственное направление переустройства общества. Главным подспорьем на этом пути Фромм считал разум, который самостоятельно отыскивает выход из неразрешимых ситуаций.
В 1941 вышла в свет его первая книга «Бегство от свободы», где изложены основополагающие позиции социальной философии. Впоследствии мыслитель развил и усовершенствовал их в таких сочинениях: «Человек как он есть», «Сердце человека», «Здоровое общество» и т.д.
Первое творение принесло Фромму большую известность в Соединенных Штатах, куда он эмигрировал в 1933, спасаясь от немецких нацистов. В нем мыслитель высказал весьма оригинальные взгляды на психологическую роль свободы для личности, предварительно глубоко проанализировав данную проблему.
Фромм обратил внимание на 3 типичных механизма бегства от свободы, характерные для современного социума.
1. Авторитаризм как комплекс садомазохистских отношений выражается в отказе от независимости личности и тяготению к слиянию собственного «я» с чем-то или с кем-то внешним для обретения силы, которой недостаточно у самого индивидуума. Иначе говоря, личность ищет новые узы вместо утраченных.
2. Разрушительность, согласно взглядам философа, нужно отличать от садомазохистских устремлений, несмотря на их некую взаимосвязанность. Ее целью является ликвидация объекта. Испытывая бессилие по отношению к окружающему миру, личность стремится разрушить его. Конечно, при полном триумфе индивидуум окажется в абсолютном одиночестве, однако в данном состоянии ему не грозит опасность от внешних сил. Таким образом, разрушение мира является последней отчаянной попыткой личности не позволить миру разрушить себя.
3. Автоматизирующий конформизм – это попытки избавления от изолированности и одиночества, безоговорочно покоряясь социальным нормам. Иначе говоря, личность нивелируется до уровня всех. Философ считал, что этот путь бегства от свободы укоренился, став доминирующим в обществе.
Трем способам бегства от свободы мыслитель противопоставлял самопроизвольную активность, выражающуюся в интеллектуальной, чувственной, эмоциональной деятельности человека и его воле. Раздумья Фромма об этических, социально-психологических парадоксах свободы и в настоящее время стимулируют самостоятельные поиски истины.
Вторая книга философа, имеющая название «Человек для самого себя», увидела свет в 1947, став, по сути, продолжением первой. В ней философ поднял проблемы этических ценностей и норм, ведущих человека к самореализации. Он писал, что психологическое здоровье и благополучие базируются на ценностных суждениях, которые по большому счету влияют на поведение человека. Выдающийся психоаналитик считает, что неврозы являются симптомами морального поражения, столкновением желания свободы и непреодолимой внутренней зависимости. Успех лечения этой болезни напрямую зависит от решения моральных проблем человека.
Главной моральной проблемой современности выдающийся психолог считал равнодушие человека к себе. Гуманистический психоанализ должен помочь индивидууму раскрыть правду о самом себе, выявить определенные психологические ориентации в мире, осмыслить нравственные проблемы, понять, что человек – единственное существо в мире, обладающее совестью, а любовь – это творчество, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.
Все исследования мыслителя имели гуманистическую направленность. Постепенно он ушел от фрейдистской теории. В пятидесятые годы минувшего века была сформулирована концепция «радикального гуманизма», где разбирались наиболее противоречивые черты и отдельного человека, и общества в целом. В их число вошли: свобода и насилие, альтруизм и эгоизм, гуманизм и технократия, социальное и биологическое.
Фромм считал, что в основе человеческой жизни определяющими являются социальные факторы. Согласно его мнению, тоталитарный социум и «общество потребления» (понятие, введенное социологом) не могут стать настоящими моделями развития. Чувство любви, отношения братства, солидарности, преодоление собственной природы через творчество – вот черты настоящего общества, а не грязь, кровь, принуждение к разрушению реальности, поклонение идолам. В соответствии с данными идеями мыслитель сформулировал непременные принципы существования любого социума:
• производство служит не экономике, а человеку;
• отношения тандема «человек-природа» строятся на кооперации, а не на эксплуатации;
• противостояние заменяется солидарностью;
• высшими целями социума являются отсутствие страданий и человеческое благо.
Мыслитель считал, что люди всегда мечтали о социальной справедливости. Он верил, что в конечном итоге эта извечная мечта осуществится, когда человечество свои энергию, энтузиазм, интеллект будут направлять на создание нового объединенного человечества, которое будет жить в мире, иметь братские отношения друг с другом, освободится от войн, классовой борьбы, экономического превосходства.
После переезда в 1969 в Швейцарию Фромм уже, будучи в преклонном возрасте, продолжил активно трудиться. Им были созданы «интеллектуальная биография», названная «По ту сторону иллюзий», «Душа человека», «Психоанализ и дзен-буддизм» – творения, которые сам философ называл «трудами моей души». В Швейцарии он закончил «Анатомию человеческой деструктивности», в которой, проанализировав характеры современных ему тиранов, Сталина, Гитлера, Гиммлера, и, дал характеристику и социальных, и личностных предпосылок садистских и деструктивных устремлений людей.
Данный труд усилил интерес, в частности, и к религиозным взглядам философа. Свои воззрения на религию, взглянув на нее через призму психики человека, мыслитель отразил в книгах «Религия, характер и общество», «Иметь или быть», «Психоанализ и религия». Он полагал, что в каждой культуре существует религия в широком смысле слова, что связано с потребностями смысла и служения. Разум же, по мнению Фромма, дан индивиду и как благословение, и как несчастье, ибо человек является единственным животным, для которого собственное существование – проблема.
Такая дисгармония пробуждает потребность в восстановлении равновесия и единства между личностью и природой.Социальные и философские мысли Фромма остаются актуальными и в наши дни, заставляя задумываться над проблемами человеческого существования каждого здравомыслящего человека.
Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль.
Автор:
Эдуард Блокчейн, для IsraLove
В чем состоят основные социально-философские идеи, предложенные Эрихом Зелигманном Фроммом в его теории личности?
Клавдия10080
Психология
Тимур10081
Психология
Эриха Фромма считают одним из основателей неофрейдизма. Его теория подхватывает идею З.Фрейда о бессознательных побуждениях, влияющих на поведение человека. Однако Э.Фромм рассматривает их не как биологически обусловленные (биогенетические), а как имеющие социальный характер. С его точки зрения в процессе развития общества люди все более утрачивают инстинктивные связи с природой. Взамен этого у них появляются экзистенциальные и обусловленные историческим развитием социальные противоречия, служащие источником потребностей общества. Однако, по мнению Э.Фромма, поскольку общество зачастую препятствует их удовлетворению, в человеческой среде появляются и начинают формироваться отдельные пути решения проблем, приобретающие иррациональные формы. К примерам таких форм ученый относил садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм и другие, появление которых приводит к образованию разных типов характеров и с большой долей вероятности – к возникновению неврозов.
Татьяна10082
Психология
Гуманистический психоанализ, который предлагает в своих трудах выдающийся философ, социолог и психоаналитик 20 столетия Эрих Фромм, это терапия, направленная на оптимальное развитие способностей и задатков людей, реализацию их индивидуальности. Э.Фромм не считал верным направлением психоанализа деятельность, нацеленную на приспособление человека к имеющейся социальной реальности и существующей культуре. Он был убежден, что основным результатом существовавшего до него классического психоанализа стало расширение знаний о человеке. Однако он совершенно не давал знания того, что должен делать человек и как жить. Э.Фромм считал, что побуждения человека можно понять, только рассматривая во всей целостности, вместе с его потребностью в поиске ответов на вопросы о смысле существования и нормах жизни. Ученый в своих работах перенес основной акцент с биологических мотивов поведения человека на социальные факторы.
Культурная литература: Эрих Фромм — краткая биография и краткое изложение основных идей и книг
Эрих Фромм (1900-1980) был немецким еврейским психологом, социологом, психоаналитиком и философом. Фромм пытался установить место человека в обществе и то, как общество влияет на человека. Он также исследовал место психических мотивов в движении социально-исторических процессов. Под влиянием взглядов Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Карла Маркса он пытался объединить разные стороны их теорий.
Фромм родился во Франкфурте, Германия, и вырос в ортодоксальной еврейской семье. Он был внуком раввина Ицхака Дова Бамбергера и внуком раввина Пинхаса Селигмана Фромма. В 1918 году начал изучать юриспруденцию во Франкфуртском университете, где проучился два семестра. В течение летнего семестра он перешел в Гейдельбергский университет и перешел из юридической школы, чтобы изучать социологию у Альфреда Вебера (брата социолога Макса Вебера), у психоаналитика и философа Карла Ясперса и у Генриха Риккерта.
В 1922 году он получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете. В 1930 году он завершил обучение психоаналитика в Берлинском институте психоанализа. В этом году он присоединился к Институту социологических исследований во Франкфурте, который был штаб-квартирой Франкфуртской школы социализма. В 1926 году женился на враче и психоаналитике Фриде Фромм-Райхман, с которой позже развелся в США.
После прихода нацистов к власти в Германии Фромм сначала эмигрировал в Женеву, а оттуда в США в 1919 г.34 года и был приглашен читать лекции в Психоаналитический институт в Чикаго. В 1935—1939 годах преподавал в Колумбийском университете. Он продолжил заниматься психологией и преподавать в университетах США.
В 1950 году он эмигрировал в Мексику и получил должность профессора в Национальном университете Мексики, где он основал психоаналитический факультет в Университетской школе медицины. Он преподавал там до выхода на пенсию в 1965 году. В 1957—1961 преподавал психологию в Мичиганском университете. Он также преподавал в качестве адъюнкт-профессора в Нью-Йоркском университете. В 19В 74 году он эмигрировал в Моральто, Швейцария, и в то же время опубликовал серию книг. Он умер в своем доме в 1980 году, за пять дней до своего 80-летия.
Его самая популярная книга — «Искусство любить», которая разошлась тиражом около шести миллионов экземпляров по всему миру. Еще одна выдающаяся книга Фромма — «Бегство от свободы».
В начале своей карьеры психоаналитика Фромм находился под сильным влиянием теорий Фрейда и Адлера. В отличие от Фрейда, Фромм не рассматривал мотивацию в человеке как производную от фрустрации и неудовлетворенности биологическими и физическими импульсами, но подчеркивал их происхождение — как верный его подходу, подчеркивающему межличностное взаимодействие — в неудовлетворении психологических потребностей человека. Его первая книга была издана в начале 1940-х годов и привело к его исключению из Международной психоаналитической ассоциации, а также из соответствующей Американской ассоциации, возглавляемой Карен Хорни. Большое влияние на Фромма оказала социальная теория Карла Маркса. Следовательно, его метод в психоанализе представляет собой соединение внутренней психической структуры человека с учетом того, что социальная структура и вытекающие из нее ограничения могут сузить степень свободы, которую человек может приобрести, и, следовательно, замедлить его уникальное развитие.
Берстон, Дэниел. 1991. Наследие Эриха Фромма. Лондон: Издательство Гарвардского университета. ⍽▢⍽ Берстон использует критическую точку зрения на развитие и пишет ясно. Он обсуждает двойственное участие Фромма в движении Фрейда. Он также освещает отношения между Фроммом и другими передовыми фигурами психоаналитического движения. Фромм, Эрих. 1947. Человек для самого себя: исследование психологии этики. Нью-Йорк: Райнхарт и Ко. ⍽▢⍽ Фромм исследует современных женщин и мужчин и многие моральные конфликты, возникающие из-за отсутствия хорошей и твердой моральной системы. «Если человек должен доверять ценностям, он должен знать себя и способность своей природы к добру и продуктивности». ⸻. 1951. Психоанализ и религия . Лондон: Виктор Голланц. ⍽▢⍽ Эрих Фромм утверждает, что авторитарные религиозные убеждения контролируют людей с потребностями в безопасности, а не служат людям, отрицая их идентичность. С другой стороны, гуманистические кредо обеспечивают личное признание и рост, считает он. Среди прочего Фромм спрашивает, представляет ли психоанализ угрозу для религии. Это будет зависеть от того, какая религия. И все же в ответе Фромма на его вопрос есть попытка примирить то, во что верит ученый, с религиозной верой в некое… Фромм также считает, что религия может оказывать положительное влияние на жизнь человека, возможно, способствуя счастью и комфорту, но его критика или религия служат в основном для осуждения большинства религиозных порядков, практикуемых в западной культуре. Соответственно, тезис Фромма отвергается большинством богословов. . . ⸻. 1986. Психоанализ и дзен-буддизм . Лондон: Анвин. ⍽▢⍽ В 1957 году Эрих Фромм пригласил Дайсэца Т. Судзуки на семинар в Мексику. Их дискуссия была одним из ярких моментов жизни Фромма, и в книге, которую Фромм написал поверх нее, он рассматривает некоторые аспекты философии и практики дзэн, одновременно утверждая, как дзэн-буддистские принципы вписываются в идеи психоанализа. ⸻. 1956. Искусство любить. Нью-Йорк: Харпер и Роу. ⍽▢⍽ О том, как бережно обращаться друг с другом на более тонких уровнях, чем физический. Фромм представляет заботу как набор навыков, которым можно научить и развить, полагая, что то, что называется любовью, включает в себя заботу, ответственность, уважение и знание (стр. 24) и требует тяжелой работы. Книга не является руководством по занятиям любовью. ⸻. 2002. Страх свободы . Переиздание изд. Лондон: Рутледж (1942). (США: Escape from Freedom. New York. Holt, Rinehart and Wilson, 1941.) —— Фромм находит силы, которые до сих пор формируют современное общество и его многочисленные недуги, и проникает в причины авторитарных систем и готовности подчиниться тоталитарным правило, пропагандируя разумную индивидуальность. Он утверждает: «Человек, который отказывается от своего индивидуального «я» и становится автоматом, идентичным миллионам других автоматов вокруг него, больше не должен чувствовать себя одиноким и беспокойным. Однако цена, которую он платит, высока». ⸻. 1952. Забытый язык: введение в понимание снов, сказок и мифов. Лондон: Виктор Голланц. ⍽▢⍽ То, что объединяет некоторые сны, народные сказки и мифы, — это великие символы — некоторые из них общие, а некоторые — личные. Толкования снов содержат намеки на текучий, символический язык. Символы можно интерпретировать по-разному, но все же они могут помочь человеку, работающему над своими мечтами, лучше интегрировать различные уровни разума, а также соединиться со многими общими человеческими чертами или переживаниями. Кроме того, Фромм обнаружил, что логика сновидений отличается от обычной дневной логики тем, что она может быть более запутанной. — При этом Фромм не учит читателя понимать символический язык, а описывает работу сновидения с позиции «где-то между Юнгом и Фрейдом и современностью». Он рассказывает об истории анализа сновидений, восходящей к греческим временам, и показывает, как символический язык (язык сновидений) может быть расширен для толкования мифов и литературы. Если принять во внимание, что разные интерпретаторы получают разные толкования, нас не удивит, что Фромм черпает из древнегреческой истории об Эдипе иные идеи, чем его учитель Фрейд. Существуют как фрейдистские, так и юнганские способы анализа снов, сказок и мифов, и книги по каждому из них. ⸻. 1965. Сердце человека: его гений добра и зла. Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ⍽▢⍽ Рассматривает агрессию, вредоносные формы разрушения и распада и т. д., с одной стороны, и любовь к жизни, природе и росту, с другой стороны. Мы могли бы взять на себя ответственность предпринять шаги к росту или самореализации. ⸻. 1970. Революция надежды: к гуманизированной технологии. Нью-Йорк: Harper Colophon. ⍽▢⍽ Эта книга родилась из убеждения, что на карту поставлено человечество, и что одна дорога ведет к механизированному и, возможно, дегуманизированному обществу, а другая – к великому гуманизму в обществе, которое гораздо лучше ставит технологии на службу благу человека. -существование. ⸻. 1991. Нормальное общество . 2-й энл. изд. Лондон: Рутледж. ⍽▢⍽ Фромм исследует сползание человека к сверхконформизму и опасность роботизма. Человечество отчуждается массовым натиском технических «вещей». Фромм говорит о «гуманистическом психоанализе» и ставит цели для общества, допускающего ответственных людей. ⸻. 1981. Иметь или быть? У продавца есть номер . Нью-Йорк: Bantam Books. ⍽▢⍽ О том, как современное общество стало материалистичным и предпочитает «иметь» «бытию». Фромм подсказывает, какое имущество можно передать в потусторонний мир. Фанк, Райнер. 2000. Эрих Фромм. Его жизнь и идеи: иллюстрированная биография. Лондон: Континуум. ⍽▢⍽ Фромм — популярный писатель-гуманист, ключевые идеи которого остаются актуальными. Эта книга содержит 250 фотографий этого выдающегося социального психолога, его семьи и соратников, а также информацию от его еврейского воспитания до лет, связанных с Франкфуртской философской школой, жизни с Троцким в Мексике и до его смерти в 1980 году. ⸻. 1982. Эрих Фромм: Мужество быть человеком. Нью-Йорк: Континуум. ⍽▢⍽ Эта живописная биография охватывает жизнь Фромма от его традиционного еврейского воспитания до его связи с Франкфуртской школой социальной теории и философии, критикующей как капитализм, так и советский социализм, члены которой искали альтернативные пути социального развития. Работа Фромма приняла решающий поворот, когда он столкнулся с фрейдистским психоанализом, который он также критиковал. Он порвал с Франкфуртской школой и переехал в США, вступил в личные и профессиональные отношения с Карен Хорни, связался с Новой школой в Нью-Йорке и с выдающимся дзен-буддистом доктором Д. Т. Судзуком и начал жить в Мексике. неполная занятость». ⸻. изд. 1994. Читатель Эриха Фромма. Атлантик-Хайлендс, Нью-Джерси: Humanities Press. ⍽▢⍽ Вот введение в широкий спектр произведений Фромма. Фромм, который со временем стал социалистическим гуманистом, много писал о социальной психологии, социальной теории, ценностях и заботе. Сила Фромма состоит в том, чтобы объединить знания из разных областей знания или традиций и представить связи между некоторыми из них. Он изложил альтернативы частям традиционной психоаналитической теории и отчуждению. Этот и другие значимые вклады делают мысль Фромма актуальной и сегодня. Хаусдорф, Дэн. 1972. Эрих Фромм. Нью-Йорк: Туэйн. ⍽▢⍽ О развитии Фромма как мыслителя, а также некоторые из основных влияний, которые он получил в пути. Шаар, Джон Гомер. 1961. Бегство от власти: взгляды Эриха Фромма. Нью-Йорк: Основные книги. ⍽▢⍽ Доктор Шаар (1928–2011) был ученым и политическим теоретиком, почетным профессором Калифорнийского университета. |