образцы стимульного материала, правила проведения и рекомендации по интерпретации результатов
Вопросы изучения понятия и диагностики фрустрации являются актуальным проблемами психологии как в теоретическом, так и практическом плане. Предназначением метода С. Розенцвейга, в том числе детского варианта, является изучение эмоциональных реакций и стереотипов поведения личности при столкновении с преградами, блокирующими удовлетворение потребностей и ограничивающих активную деятельность. Этот тест поможет полнее осознать особенности поведения тестируемого и характерные тенденции эмоциональных реакций в травмирующей ситуации фрустрации.
Тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга: что представляет собой и для чего предназначен (вообще и для детей в частности)
Начало разработке теории фрустрации Сола Розенцвейга было положено в 1934 году, процедура технического совершенствования идеи заняла ещё четыре года и к 1938 году она получила окончательную формулировку. Отличительными чертами метода были научная аргументированность, методологическая системность и стройность. Цель метода — определение содержания понятия фрустрации и диагностика травмирующих психологических состояний личности, вызванных ситуаций потери и поражения. Понимание самого термина в научной литературе неоднозначно, буквальное значение слова «фрустрация» означает разочарование, разрушение надежд на достижение цели, т. е. подразумевает стрессовую ситуацию, при которой происходит нарушение ранее намеченных действий, крушение планов. Такая интерпретация термина в научном сообществе популярна, но не все психологи-теоретики её принимают. С точки зрения многих авторов, фрустрацию необходимо воспринимать как органическую часть более широкой проблемы, такой как степень психологической устойчивости личности к преодолению жизненных проблем, умение держать удар и реакция на травмирующий вызов.
Жизненные трудности относятся к двум качественным уровням:
- Категория преодолимых проблем, даже если разрешение такой ситуации потребует от личности большой психологической мобилизации и напряжения сил.
- Непреодолимые трудности, при столкновении с которыми личность расписывается в своей беспомощности и полном бессилии.
Внимание учёных, специализирующихся на изучении фрустрации, фокусируется именно на непреодолимых барьерах, препятствующих удовлетворению потребностей. Кроме того, следует различать понятия фрустратор, т. е. внешний возбудитель ситуации, и собственно фрустрация, которая означает внутреннюю реакцию личности. Итак, под термином фрустрация в дальнейшем мы будем понимать именно психологическое состояние личности, которое спровоцировано внешней преградой и воспринимается как непреодолимая трудность в реализации планов.
Учёные интерпретируют понятие фрустрации как ситуацию возникновения непреодолимых барьеров, препятствующих удовлетворению потребностей личности
Фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.
Rosenzweig S.
The picture-association method and its application in a study of reaction to frustration // J. Pers. 1945. V.14.
Поведенческая модель при фрустрации может развернуться по двум наиболее вероятным сценариям:
- Зрелое, рациональное, созидающее, аналитическое и взвешенное, предусматривающее гибкость и вариативность поведения.
- Инфантильное, агрессивное, жёсткое и истеричное.
Розенцвейг предлагает свою типологию психологической защиты:
- Элементарный клеточный уровень — организм автоматически включает физиологические механизмы защиты при инфицировании.
- Общая защита в ситуации внешней физической враждебности — психологическая реакция характеризуется эмоциональным фоном страха, тревожности, гнева, а на физиологическом уровне реакцией типа «стресс».
- Высший уровень активизируется при необходимости реагировать на психологические угрозы своему «я», собственно это и есть уровень теории фрустрации.
Розенцвейг отмечает два вида фрустрации:
- Утрата — человека лишили необходимых условий для удовлетворения своей потребности, например, жажда, вызванная отсутствием воды.
- Блокировка — существуют барьеры на пути осуществления желаемой цели.
Реакция личности в ситуации необходимой защиты «я» сложная, классификация этой реакции по направленности и легла в основу теста Розенцвейга:
- Экстрапунитивная — внешненаправленное поведение жертвы, тестируемый эмоционально обвиняет в испытываемом им лишении внешние обстоятельства или окружение. Ответы сопровождаются состоянием аффекта и скрытой агрессии.
- Интрапунитивная — внутренняя направленность обвинения, состояние вины, самобичевание, угрызения совести, повышенная самокритичность, переходящая в состояние уныния.
- Импунитивная — попытка прийти к примиряющему компромиссу, избегая высказывания прямых обвинений как в сторону других, так и себя.
Экстрапунитивная реакция сопровождается обвинениями в адрес другого человека
Типология реакций также имеет свою классификационную шкалу:
- Акцентирование фактора преграды — концентрация внимания на препятствии, его ярко выраженное доминирование вне зависимости от значимости или оценки (важное, неважное, благоприятное или нет).
- Самозащита — стремление защитить своё «я», уход от обвинения и упрёков, снятие ответственности за ситуацию.
- Настойчиво-инерционное — упорное сосредоточение на необходимости удовлетворения потребности, поиск продуктивного решения конфликтной ситуации, обращение за помощью или надежда на то, что время и обстоятельства станут решающими факторами в разрешении проблемы.
Довольно часто в ответах встретятся два полярных варианта реакции в стремлении добиться удовлетворения потребностей:
- Адаптивная инерционность. Действия испытуемого продлятся в поиске эффективного способа разрешения ситуации, невзирая на помехи и препятствия.
- Неадаптивная инерционность. Действия характеризуются настойчивым упрямством и психологической ригидностью. Упорное воспроизведение неэффективной и упрощённой модели поведения.
В установке личности на защиту своего «я» также два типа ответа:
- Адаптивный — оправдание существующего результата личными обстоятельствами, например, тем, что испытуемый не обладает необходимой ресурсной базой способностей для реализации своего предприятия. Ответ будет считаться адаптивным в случае обращения индивида к самому себе в поиске причин неуспеха и признании собственной ответственности.
- Неадаптивный — собственную несостоятельность личность будет оправдывать внешними обстоятельствами, например, ошибками, допущенными другими.
Стоит заметить, что одна и та же провокация может вызвать различную поведенческую реакцию в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
- Активное поведение характеризуется поиском отдушины, уходом в деятельность, отвлекающую от болезненных переживаний и мыслей, замещающую собой чувство разочарования и неудовлетворённости.
- Депрессивное состояние вызовет апатию, чувство собственного бессилия, печали, ощущения обесценивания и бессмысленности любых действий. Такое состояние часто переходит в отчаяние.
- Регрессия приведёт к психологическому застыванию в инфантильном поведении, примитивном и бесполезном в своей беспомощности.
Интрапунитивная реакция характеризуется самообвинением, часто сопровождается унынием и депрессией
Эмоциональность и агрессивность также являются распространёнными формами фрустрации.
Важным критерием типологической классификации фрустрации является не только содержательный аспект или направленность, но и продолжительность психического состояния:
- типичная для темперамента и характера личности;
- нетипичная, но в перспективе велика вероятность её закрепления в качестве новой черты характера;
- случайная, нестабильная (например, агрессия для человека более склонного к депрессивным реакциям или, наоборот, депрессия для несдержанного и грубого человека, часто проявляющего враждебность и склонность к насилию).
Розенцвейг ввёл показатель переносимости, устойчивости к фрустрации без утраты психической адекватности:
- Наиболее благожелательное поведение отличается уравновешенностью, рассудительностью, готовностью рассматривать ситуацию как полезный жизненный опыт, без самоуничижения.
- Самоконтроль, мобилизация усилий для сдерживания чрезмерно эмоциональной реакции, импульсивности. Такое поведение характеризуется состоянием чрезмерного напряжения сил.
- Показная бравада, демонстрирующая безразличие, которое скрывает злость и разочарование.
Актуальным является вопрос о воспитании здоровой и конструктивной фрустрации, т. к. в научной литературе довольно популярна гипотеза о радикальном влиянии ранних детских реакций на стереотипное взрослое поведение. Частые травмирующие фрустрации раннего возраста в дальнейшем могут иметь негативное болезненное значение. Невозможно воспитать зрелую, самодостаточную личность, не сформировав у неё навыков продуктивного разрешения трудных ситуаций, препятствующих её полноценной жизни.
Порядок проведения детского варианта теста
Адаптированная для детей техника теста С. Розенцвейга стартовала в 1948 году. Методика базировалась на убеждении в том, что рисуночный вариант будет хорошо воспринят детьми в качестве игры в комиксы, поэтому рассчитывали получить более непосредственные и откровенные ответы, чем у взрослых испытуемых. Детский тест предусмотрен для работы с детьми четырёх — четырнадцати лет, с пятнадцати лет целесообразно применять взрослый вариант методики, с двенадцати лет допускается использование взрослого теста. При определении варианта тестирования необходимо учитывать степень интеллектуальной и психологической готовности ребёнка к тому или другому способу проведения исследования.
Тест использует в качестве стимульного материала серию из двадцати четырёх простых графических карточек с обыденными сюжетами из жизни, которые рассчитаны на прямые, однозначные ответы испытуемого. На каждом рисунке изображены два персонажа, как правило, это ребёнок и взрослый или ребёнок одного пола и ребёнок противоположного пола. Над левым героем расположено диалоговое окно с текстом, а над правым персонажем пустое поле, в которое необходимо вписать слова тестируемого. Мимическое выражение лица рисованных участников сцены отсутствует, для того, чтобы испытуемый проявил собственное отношение к ситуации.
По содержанию карточки условно можно разделить на две группы:— сцена очевидного блокирования действий главного героя внешним воздействием, когда ему прямо чинят препятствие, мешают, останавливают. Таких картинок тринадцать: 1, 2, 4, 5, 9, 10, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 24.
Препятствие «сверх я» — ситуации, когда главный герой становится объектом критики и обвинения. Соответственно таких карточек девять: 3, 6, 7, 8, 12, 13, 14, 19, 22.
Сцены иллюстраций под номерами 11 и 15 классифицируются как неопределённые, поэтому не включены в первую или вторую группы.
Стимульный материал к детскому тесту С. Розенцвейга
Между двумя этими группами существует логическая взаимосвязь, когда сцену типа «сверх я» предваряла сцена блокировки «я», где фрустратор выступал в роли источника преграды и лишения. Кроме того, разграничение на две группы не является строго однозначным, поскольку сцене обвинения предшествовала сцена лишения или препятствия, таким образом, тот, кто находится в позиции обвинителя, может оказаться в положении обвиняемого в зависимости от интерпретации тестируемого.
Психолог передаёт ребёнку карточки и говорит: «На рисунках изображено двое или несколько человек, которые что-то говорят друг другу или делают. Слова одного мы можем узнать, поскольку они написаны, а вот ответы второго нам неизвестны, как ты думаешь, что он сказал, постарайся отвечать быстро, не долго думая».
Целью эксперимента является желание снять стереотипную социальную установку, закреплённую в сознании ребёнка, и облегчить символическое перенесение «я» испытуемого на одного из героев сюжетной картинки. Необходимо объяснить тестируемому, что не может быть правильных и неправильных ответов «на оценку», все его ответы важны, принимаемы и ценны. Дополнительные комментарии исследователя в атмосфере дружественной беседы помогут ребёнку снять страх перед плохим или неправильным ответом, избежать психологического напряжения ситуации экзамена. Такие негативные опасения и зажимы тестируемого могут привести к его бессознательной неискренности, скрытности в действиях, следовательно, необъективности полученных результатов исследования.
Если уровень владения техникой чтения или письма ребёнка не позволяет ему самостоятельно заносить ответы на карточки, то психолог это делает за него, фиксируя затем итоги в протоколе. Авторские рекомендации к детскому варианту теста предлагают с детьми до восьми лет проводить устный опрос. В старшем возрасте тестируемый самостоятельно записывает ответы, даже в условиях индивидуального способа ведения исследования. После того как работа над тестом завершена, ребёнок зачитывает свои ответы вслух, а психолог делает необходимые записи и пометки в протоколе.
С. Розенцвейг рекомендовал с детьми до восьми лет проводить устный опрос, все необходимые протокольные записи должен фиксировать психолог
В целом тестирование проходит в течение пятнадцати — двадцати минут. Техника процедуры тестирования предусматривает как индивидуальные, так и групповые методы работы. Групповой способ организации исследования допускается с девятилетнего возраста и в количестве четырёх — шести детей. Довольно распространённой является ситуация, когда ребёнок при положительном восприятии исследования, затрудняется дать свои разъяснения по сюжетной картинке под первым номером. Это может быть связано как с недопониманием просьбы и инструкций психолога, так и с неоднозначностью интерпретации самой сцены. Для преодоления подобной проблемы стоит уделить внимание уточнению задания путём наводящих вопросов, если подобная стимуляция окажется нерезультативной, то перейти к карточке под вторым номером. К ответу по первому рисунку стоит вернуться в конце исследования. Отказ от ответа несёт полезную информацию об особенностях личности ребёнка или условий его жизни, поэтому также должен фиксироваться в протоколе.
Возможно и неправильное толкование сюжета карточки, например, когда ребёнок относит события карточки № 17 на утреннее время, а не вечернее, таким образом, искажается смысл самой ситуации, в итоге она утрачивает своё исследовательское значение. В протоколе записывается оригинальный ответ, в конце процедуры исследования путём наводящих вопросов уточняется правильное понимание испытуемым сюжета, затем фиксируется итоговый вариант. Важно заметить, что все корректирующие действия производятся только после получения и фиксирования первоначального варианта всех ответов по предложенным рисункам.
Обработка результатов фрустрационного теста С. Розенцвейга и их интерпретация
На символическом языке буквенного обозначения классификация направленности реакций будет выглядеть таким образом:
- Е — экстрапунитивное поведение;
- I — интрапунитивное поведение;
- M — импунитивное поведение.
Типология реакций представлена такой буквенной комбинацией:
- OD — акцентирование фактора преграды;
- ED — самозащита;
- NP — настойчиво-инерционное поведение.
Различные комбинации этих шести категорий дают девять основных и два дополнительных варианта.
Первый этап проведения исследования определяет направленность реакций (E, I, M), а второй уточняет типологию (OD, ED, NP).
Сочетание двух вариантов ответа получает отдельное буквенное обозначение:
- Обозначение «прим» (E`, I`, M`) присоединяется при условии сочетания экстрапунитивного, интрапунитивного или импунитивного ответа с фиксацией на преграде;
- Вариант реакции с доминированием самозащиты — E, I, M;
- Реакция с настойчивым стремлением добиться реализации планов фиксируется строчными буквами — е, i, m;
- Экстрапунитивное и интропунитивное поведение в сочетании с реакцией обвинения получили два дополнительных варианта обозначения — Е, I (с чёрточкой внизу). Ситуация характеризуется упорным самооправданием, отрицанием своей вины.
При интерпретации данных в детском тесте используется подход аналогичный взрослому.
Оценочную шкалу удобно проиллюстрировать на примере анализа ответов, относящихся к восьмому рисунку. Карточка графически изображает сцену диалога двух девочек, перед которыми лежит разбитая кукла. Располагающаяся левее героиня обращается к собеседнице с обвинениями в её адрес: «Это ты разбила мою лучшую куклу!».
Е` — ответ акцентирует препятствие, помеху, например: «Эта ситуация мне неприятна, я расстроена. Мне очень жаль, что такая замечательная кукла сломалась!».
Е — агрессивность, враждебное поведение, угрозы и обвинения по отношению к собеседнику: «Ты сама виновата в том, что произошло!». Ребёнок отрицает свою причастность к случившемуся.
Е (с чёрточкой внизу) – тестируемый отрицает свою вину, как правило, в сценах обвинения: «Я не совершал того, что мне приписывают».
е — решение проблемы делегируется другому персонажу: «Это твоя проблема, ты и думай, что делать».
I (прим.) — ситуация фрустрации, несмотря на негативизм, оценивается как полезная, например: «Теперь у тебя может появиться новая игрушка, ещё лучше!». В словах может прозвучать подчёркнутое участие и сопереживание: «Мне жаль, что ты так переживаешь!».
I — самообвинение, чувство собственной вины, угрызения совести: «Извини меня, пожалуйста, это я виноват, я так никогда больше не поступлю».
I (Вариант I с чёрточкой внизу) — тестируемый признаёт свою причастность, но отказывается принимать на себя ответственность за свой поступок: «Я случайно, я не хотела».
i — ребёнок предлагает свою активную помощь в разрешении ситуации: «Я сейчас всё исправлю, починю!».
М` — ситуация фрустрации намеренно обесценивается, подчёркивается небольшая значимость, преувеличенность проблемы, ребёнок самоустраняется: «Что собственно произошло? Я не имею к этому никакого отношения».
М — ответственность присутствующих отрицается, осуждение снимается: «Никто не виноват, так должно было случиться».
m — надежда на то, проблема сама собой разрешится со временем, или произойдут какие-то события: «Давай подождём, со временем ситуация изменится».
Результаты детского теста фиксируются по показателям, которые совпадают со взрослым тестом: профиль реакций, образцы, показатель GCR. Все показатели заносятся в оценочный бланк. Система подсчёта в детском и взрослом тестах совпадает.
Экспериментальные выводы Розенцвейга подчёркивают, что дети младшей возрастной категории (6–7 лет) более склонны к непосредственному и прямому проявлению несдержанных враждебных реакций.
Показатель GCR (Group Conformiti Raiting) — проясняет степень совпадения ответов ребёнка с наиболее стандартным, типичным вариантом, таким образом, выявляется коэффициент степени адаптации к социальной среде.
Общая таблица GCR для детей
- Если испытуемый даёт ответ, который идентичен общепринятому, то ставим «+» — 1 балл.
- Если оценка имеет двойственный характер, то она получает 0,5 балла.
- Если ответ противоречит стандартному, то обозначаем его знаком «-» — 0 баллов.
Общее количество рассмотренных ситуаций соответственно принимается за 100 %, таким образом, посчитав сумму баллов, которую набрали ответы ребёнка, можем посчитать процентный показатель величины GCR. Для детей 6–7 лет таких ситуаций оказалось 10, для детей 8–9 лет — 12, для детей 10–11 лет — 12, для детей 12–13 лет — 15 ситуаций. Например, если 7-летний испытуемый набрал 6 баллов, то процентное значение индивидуального показателя GCR будет равно 60.
Таблица для процентного показателя GCR 8–12 лет
Таблица для процентного показателя GCR 12–13 лет
Второй этап процедуры исследования заключается в заполнении значений профилей. Для этого используется общий протокол ответов тестируемого. Каждому из шести типов реакций присваивается один балл, если ответ имеет двойственную позицию («Mm»), то каждому фактору отдаётся по 0,5 балла. Полученные показатели фиксируются в таблице протокола, цифры группируются в строчки и колонки, посчитывается общая сумма и её процентный показатель.
Интерпретация результатов исследования
1. Анализ показателей GCR.
Низкое цифровое значение указывает на конфликтность и враждебность тестируемого, слабую адаптацию к социальной среде.
2. Анализируют шесть аспектов таблицы профилей.
Повышенная экстрапунитивность является симптомом неадекватно завышенных ожиданий по отношению к внешней социальной среде и недостаточной самокритичности. Низкий процентный показатель Е означает склонность испытуемого преуменьшать негативные болезненные аспекты ситуаций, а превышающий норму показатель сигнализирует о наличии повышенной претенциозности по отношению к другим, косвенно указывает на проблемы с неадекватной самооценкой.
Высокие процентные показатели интропунитивности свидетельствуют о заниженной самооценке и чрезмерной требовательности к себе. Преобладание поведения интропунитивной направленности говорит о стремлении сгладить конфликтную остроту, замять неприятную ситуацию.
Показатели протокольных записей демонстрируют динамику и эффективность самоконтроля и степень осознанности тестируемым своих действий в ситуации фрустрации. Во время подведения итогов исследования сопоставляют индивидуальные значения и нормативные групповые показатели, обращают внимание на то, зафиксировано ли нарушение верхних и нижних границ допустимого интервала.
- Высокие значения категории OD (акцент на препятствии) доказывает, что тестируемый чрезмерно концентрирует внимание на преграде, преувеличивая её значение, снимая с себя большую часть ответственности за разрешение проблемы. При этом, как правило, показатели более активного поведения E-D, N- Р будут занижены.
- Оценка E-D (самозащита) имеет прямое отношение к характеристике силы личности, уверенности в себе. Соответственно, низкий процент расскажет о проблемах неуверенности, слабости, ранимости и уязвимости «я» ребёнка, который постоянно занимает позицию самообороны.
- Оценка N-P (настойчивость в удовлетворении потребностей) показывает степень адекватности реакции на вызов травмирующей ситуации, определяет уровень личностной зрелости и готовности брать на себя ответственность за самостоятельное разрешение проблемы.
3. Исследование общих тенденций.
Этот этап важен для осознания испытуемым особенностей своего поведения и для самооценки.
Важно отметить, что метод не претендует на глобальные выводы о структурных характеристиках личности тестируемого. Тест позволяет сделать интересные выводы относительно отношений испытуемого с окружающими и с определённой долей вероятности предположить его эмоциональные реакции на возникшие препятствия, которые блокируют удовлетворение потребностей.
Тест С. Розенцвейга широко используется в психологической практике для решения различных задач и зарекомендовал себя как достаточно надёжный психологический инструментарий. Кроме того, этот тест с успехом применяется в исследовательской работе и позволяет выявить половые, личностные, этнические и другие факторы и особенности, определяющие поведение взрослых и детей в ситуациях фрустрации.
shkolabuduschego.ru
Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н.В.Тарабриной)
Цель: выявление наличия агрессии, исследование реакции на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
Возраст: дошкольники, школьники, подростки
Инструкция к тесту: «Я буду показывать тебе рисунки, на которых изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее»
Экспериментальный материал: 24 рисунка, изображающие фрустрирующую для ребенка ситуацию.
Обработка результатов теста:
Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией, Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.
По направлению реакции подразделяются на:
· Экстрапунитивные : реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.
· Интропунитивные : реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
· Импунитивные : фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое «со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.
По типу реакции делятся на:
· Препятственно-доминантные . Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.
· Самозащитные . Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего«Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.
· Необходимо-упорствующие . Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.
Для обозначения направления реакции используются буквы:
· Е – экстрапунитивные реакции,
· I – интропунитивные реакции,
· М – импунитивные.
Типы реакций обозначаются следующими символами:
· OD – «с фиксацией на препятствии»,
· ED – «с фиксацией на самозащите»,
· NP – «с фиксацией на удовлетворение потребности».
Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.
Вначале исследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ED, OD или NP.
Сочетанию тех или иных двух вариантов присваивается собственное буквенное значение.
· Если в ответе с экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной реакцией доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е’, I’, М’).
· Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка (Е, I, M).
· Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» обозначается строчными буквами (е, i, m).
· Экстра- и интропунитивные реакции самозащитного типа в ситуациях обвинения имеют еще два дополнительных варианта оценки, которые обозначаются символами Е и I.
Появление дополнительных вариантов подсчета Е
и I обусловлено разделением ситуации теста на два типа. В ситуациях «препятствия» реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуациях «обвинения» она чаще является выражением протеста, отстаивания своей невиновности, отвержения обвинения или упрека, короче – настойчивого самооправдания.Полученные данные в виде буквенных выражений (Е, I, М, Е’, М’, I ’, е, i, m) выносятся в таблицу.
Далее вычисляется GCR – коэффициент групповой конформности, или, иначе говоря, мера индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Он определяется путем сравнения ответов испытуемого со стандартными величинами, полученными путем статистического подсчета
· Если ответ испытуемого идентичен стандартному, ставится знак «+».
· Когда в качестве стандартного ответа даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно, чтобы хотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случае ответ также отмечается знаком «+».
· Если ответ субъекта дает двойную оценку, и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла.
· Если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «-».
Оценки суммируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из 14 ситуаций (которые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина GCR испытуемого.
Количественная величина GCR может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению.
Следующий этап – заполнение таблицы профилей. Осуществляется на основании листа ответов испытуемого. Подсчитывается, сколько раз встречается каждый из 6 факторов, каждому появлению фактора присваивается один балл. Если же ответ испытуемого оценен при помощи нескольких счетных факторов, то каждому фактору придается равное значение.
Полученное таким образом процентное отношение Е, I, M, OD, ED, NP, представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.
На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец.
· Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е – 14, I – 6, М – 4, записываются Е > I > М.
· Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Записываются знаковые символы так же, как и в предыдущем случае. Например, мы получили ОД – 10, ED – 6,NP – 8. Записываются: OD > NP > ED.
· Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов, независимо от типа и направления ответа. Записываются, например, Е > Е’ > М.
· Четвертый дополнительный образец включает
Анализ тенденций
Анализ тенденций проводится на основании листа ответов испытуемого и ставит целью выяснение того, имело ли место изменение направления реакции или типа реакции испытуемого во время проведения опыта. Во время проведения опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Наличие таких перемен свидетельствует об отношении испытуемого к своим собственным ответам, (реакциям). К примеру, реакции испытуемого экстрапунитивной направленности, (с агрессией на окружение), под влиянием пробужденного чувства вины могут смениться ответами, содержащими агрессию на самого себя.
Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их причины, которые могут быть различны и зависят от особенности характера испытуемого.
Тенденции записываются в виде стрелы, над которой указывается численная оценка тенденции, определяемая знаком «+» (положительная тенденция) или знаком «-» (отрицательная тенденция), и вычисляемая по формуле:
(а-б) / (а+б), где
· «а» – количественная оценка проявления фактора в первой половине протокола (ситуации 1-12),
· «б» – количественная оценка во второй половине (от 13 до 24).
Тенденция может быть рассмотрена как показатель в том случае, если содержится как минимум в четырех ответах испытуемого, и имеет минимальную оценку ±0,33.
Анализируются пять типов тенденций:
· Тип 1. Рассматривается направление реакции в графе
· Тип 2. Аналогично рассматриваются факторы Е, I, M.
· Тип 3. Аналогично рассматриваются факторы е, i, m.
· Тип 4. Рассматриваются направления реакций, не учитывая графы.
· Тип 5. Поперечная тенденция – рассматривают распределение факторов в трех графах, не учитывая направления, например, рассмотрение графы ODуказывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначенная 3) и 6 во второй половине (оценка 4). Аналогично рассматриваются графы ED иNP. В целях выявления причин той или иной тенденции рекомендуется проведение беседы с испытуемым, в процессе которой с помощью дополнительных вопросов экспериментатор может получить необходимую, интересующую его информацию.
4. Критерии агрессивности у ребенка по Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл
№ | Признаки | Баллы |
1. | Временами кажется, что в него вселился злой дух | |
2. | Он не может промолчать, когда чем-то не доволен | |
3. | Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же | |
4. | ||
5. | Бывает. Что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит | |
6. | Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение | |
7. | Он не прочь подразнить животных | |
8. | Переспорить его трудно | |
9. | Очень сердиться, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает | |
10. | Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее всех | |
11. | В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот | |
12. | Часто не по возрасту ворчлив | |
13. | Воспринимает себя как самостоятельного и решительного | |
14. | Любит быть первым, командовать, подчинять себе других | |
15. | Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых | |
16. | Легко ссориться, вступает в драку | |
17. | Старается общаться с младшими и физически более слабыми | |
18. | У него не редки приступы мрачной раздражительности | |
19. | Не считается со сверстниками, не уступает, не делиться | |
20. | Уверен, что любое задание выполнит лучше всех |
15-20 баллов – высокая агрессивность
7-14 баллов – средняя агрессивность
1-6 баллов – низкая агрессивность
Дети с высокой агрессивностью требуют помощи со стороны взрослых.
5. Признаки тревожности по Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
№ | Признаки | Баллы |
1. | Не может долго работать, не уставая | |
2. | Ему трудно сосредоточиться на чем-то | |
3. | Любое задание вызывает излишнее беспокойство | |
4. | Во время выполнения заданий очень напряжен, скован | |
5. | Смущается чаще других | |
6. | Часто говорит о напряженных ситуациях | |
7. | Как правило, краснеет в незнакомой обстановке | |
8. | Жалуется на страшные сны | |
9. | Руки у него обычно холодные и влажные | |
10. | У него нередко бывает расстройство стула или запоры | |
11. | Сильно потеет, когда волнуется | |
12. | Не обладает хорошим аппетитом | |
13. | Спит беспокойно, засыпает с трудом | |
14. | Пуглив, многое вызывает у него страх | |
15. | Обычно беспокоен, легко расстраивается | |
16. | Часто не может сдержать слезы | |
17. | Плохо переносит ожидание | |
18. | Не любит браться за новое дело | |
19. | Не уверен в себе, в своих силах | |
20. | Боится сталкиваться с трудностями |
15-20 баллов – высокая тревожность
7-14 баллов – средняя тревожность
1-6 баллов – низкая тревожность
Дети с высоким уровнем тревожности требуют помощи со стороны родителей и психолога.
studopedia.net
Детский тест фрустрации (Розенцвейг).
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Фрустрация — состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели. С помощью методики можно исследовать такие реакции на сильный раздражитель, как: агрессия, перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление, компенсация, фиксация, рационализация. Методика относится к классу проективных тестов.
Цель теста рисуночной фрустрации Розенцвейга – исследование реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
Возрастные границы применения теста
Детский вариант методики предназначен для детей 4–13 лет. Взрослая версия теста применяется с 15 лет, в интервале же 12–15 лет возможно использование как детской, так и взрослой версии теста, поскольку они сопоставимы по характеру содержащихся в каждой из них ситуаций. При выборе детской или взрослой версии теста в работе с подростками необходимо ориентироваться на интеллектуальную и эмоциональную зрелость испытуемого.
Теоретические основы
В 1934 году Розенцвейг опубликовал «эвристическую» классификацию типов реакций фрустрации, которую он намеревался сделать базой для измерений проекции личности. Более совершенная формулировка теории появилась в 1938 году.
В ситуации фрустрации Розенцвейг рассматривает три уровня психологической защиты организма.
Клеточный (иммунологический) уровень, защита основана здесь на действии фагоцитов, антител кожи и т. д. и содержит исключительно защиту организма против инфекционных воздействий.
Автономный уровень, называемый также уровнем немедленной необходимости. Он заключает защиту организма в целом против общих физических агрессий. В психологическом плане этот уровень соответствует страху, страданию, ярости, а на физиологическом — биологическим изменениям типа «стресса».
Высший кортикальный уровень (защита «я») заключает в себе защиту личности против психологической агрессии. Это — уровень, включающий главным образом теорию фрустрации.
Розенцвейг различает два типа фрустрации.
Первичная фрустрация, или лишение. Она образуется в случае, если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность. Пример: голод, вызванный длительным голоданием.
Вторичная фрустрация. Она характеризуется наличием препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетворению потребности.
Одним из важных является вопрос о типах фрустраторов. Розенцвейг выделяет три типа фрустраторов.
К первому типу он отнес лишения, т. е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности.
Лишения бывают двух видов — внутренние и внешние. В качестве иллюстрации «внешнего лишения», т. е. случая, когда фрустратор находится вне самого человека, Розенцвейг приводит ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не может. Примером внутреннего лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувствует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он настолько не привлекателен, что не может рассчитывать на взаимность.
Второй тип составляют потери, которые также бывают двух видов — внутренние и внешние. Примерами внешних потерь являются смерть близкого человека, потеря жилища (сгорел дом). В качестве примера внутренней потери Розенцвейг приводит следующий: Самсон, теряющий свои волосы, в которых по легенде заключалась вся его сила (внутренняя потеря).
Третий тип фрустратора — конфликт: внешний и внутренний. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг приводит пример с человеком, который любит женщину, остающуюся верной своему мужу. Пример внутреннего конфликта: человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.
Процедура проведения
Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно). Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы.
А. Ситуация препятствия «я» (эгоблокинговые). В этих ситуациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет останавливают, обескураживают, сбивают с толку, словом, любым прямым способом фрустрируют субъекта.
Б. Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые). Субъект при этом служит объектом обвинения. Его призывают к ответственности или обвиняют другие.
Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы.
Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен . быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.
Инструкция для детей:
«Я буду показывать тебе рисунки (приложение в отдельных папке), на которых изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».
Обработка теста состоит из следующих этапов:
1. Оценка ответов. 2. Определение показателя «степень социальной адаптивности». 3. Определение профилей. 4. Определение образцов. 5.Анализ тенденций.
Оценка ответов
Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.
По направлению реакции подразделяются:
1. Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение — подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, осуждается внешняя причина фрустрации или разрешение данной ситуации вменяется в обязанность другому лицу).
2. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя: испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).
3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать).
Реакции различаются также с точки зрения их типов:
1. Тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо или описывается как препятствие, не имеющее серьезного значения).
2. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» (главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего «Я», субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана).
3. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» (ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).
Определение показателя «степень социальной адаптивности»
Показатель «степени социальной адаптации» — GCR — вычисляется по специальной таблице. Его численное значение выражает процент совпадений счётных факторов конкретного протокола (в баллах) с общим числом стандартных для популяции ответов.
Профили
Суммарные баллы каждого из девяти счётных факторов записываются в таблицу профилей на протокольном бланке. В этой же таблице указывают общий суммарный балл и процент (от 24) всех ответов каждого направления (в строчке) и каждого типа (в столбике).
Определение образцов
На основании таблицы профилей определяются образцы. Их всего 4: 3 основных и 1 дополнительный.
Образец 1: Констатация относительной частоты ответов разных направлений независимо от типа реакций.
Образец 2: отражает относительную частоту типов реакций.
Образец 3: отражает относительную частоту наиболее частых трех факторов независимо от типов и направлений.
Три основных образца позволяют легче отметить преобладающие способы ответов по направлению, типу и их комбинации.
Дополнительный образец состоит из сравнения эгоблокинговых ответов с соответствующими суперэгоблокинговыми реакциями.
Анализ тенденций
Во время опыта субъект может заметно изменить своё поведение, переходя от одного типа или направления реакции к другому. Всякое такое изменение имеет большое значение для понимания фрустрации, так как показывает отношение субъекта к своим собственным реакциям.
Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их природу. Тенденции отмечаются (записываются) в виде стрелы, выше древка стрелы указывают численную оценку тенденции, определённую знаком «+» или «-«. «+» — положительная тенденция, «-» — отрицательная тенденция.
Интерпретация результатов
Испытуемый сознательно или подсознательно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем каждой рисуночной ситуации. Техника интерпретации включает несколько этапов.
Первый этап состоит в изучении GCR, который является важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент GCR, то можно предполагать, что у него часто бывают конфликты (разного типа) с окружающими его лицами, что он недостаточно адаптирован к своему социальному окружению.
Второй этап состоит в изучении оценок шести факторов в таблице профилей. Оценки, касающиеся направления реакций (Е, I, М), имеют значения, вытекающие из теоретических представлений о фрустрации.
Третий этап интерпретации — изучение тенденций. Оно может иметь большое значение для понимания отношения испытуемого к своим собственным реакциям. Длительность обследования 20-30 минут.
В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению.
Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению его потребностей, к достижению цели.
students-library.com
4.5. Детский вариант теста с. Розенцвейга
Детский вариант методики, так же как и взрослый, содержит 24 рисунка, моделирующих различные житейские ситуации, в которых одно из действующих лиц попадает в трудное положение (Приложение 10). Над этим персонажем находится пустой квадрат, в который должен быть вписан первый пришедший на ум испытуемому ответ, возможный в данной ситуации.
В детском наборе рисунков в роли персонажей, взаимодействующих с героем, оказываются не только дети, но и взрослые. Это предоставляет широкие возможности для изучения межличностных взаимоотношений детей, анализа различий в общении со сверстниками и взрослыми, исследования особенностей взаимодействия детей, живущих вне семьи и воспитывающихся в интернате.
4.5.1. Процедура проведения
Испытуемому дается инструкция:
«На каждом из рисунков, лежащих перед тобой, изображены два или несколько человек. Один из них обращается к другому. Представь, что мог бы ответить на это второй персонаж, и впиши его слова в пустой квадрат, расположенный над ним. Отвечай по возможности быстрее, долго не раздумывая. Старайся отвечать, не отшучиваясь и не отвечая вопросом на вопрос».
С целью иллюстрации инструкции просят ребенка открыть тестовую брошюру и взглянуть на первый рисунок. Экспериментатор читает к слова действующего лица вслух и после короткой паузы просит испытуемого составить в уме самый первый ответ, который представляется ему К вероятным для действующего лица, изображенного справа. Когда ис-
пытуемый сообщит, что такой ответ у него есть, его просят записать эти
слова в титре или экспериментатор сам записывает ответ. После этого I более старшие дети могут самостоятельно выполнять тест. Эксперимен- I татор фиксирует общее количество времени, понадобившееся для отве- I тов на все 24 рисунка. При индивидуальном тестировании можно по- I просить испытуемого прочесть вслух придуманный им ответ. В этом слу- [ чае у экспериментатора появляется возможность уточнить содержание I ответов с помощью анализа интонации, мимики и жестов ребенка или
задавая уточняющие вопросы, которые, безусловно, не должны носить f наводящий характер. В табл. 4.6, как и во взрослом варианте теста, приводится классификация ответов, для того чтобы представить примеры детских ответов на каждый вариант реакции.
Когда все ответы закодированы, необходимо подвести общие итоги. Для этой цели используется протокол обследования. Зашифрованные ответы вносятся сначала в таблицу ответов (Приложение 11).
Следующий шаг состоит в определении показателя «групповой конформности» GCR, позволяющего судить о степени социальной адаптации индивида. Так же как и во взрослом варианте теста, это число получают путем сравнения ответов ребенка со стандартными. Стандартными ситуациями обозначены те, нормы для которых удалось установить; таких ситуаций 19. Для расчета GCR нужно определить, сколько раз ответ испытуемого совпал с ожидаемым в данной ситуации. Если ребенок дал 9 ожидаемых ответов из 19, то его GCR будет равен 9/19, или 47%. В таблице содержатся данные Д. В. Лубовского по среднему в указанной возрастной группе числу экстра-, интро- и импунитивных ответов, с фиксацией на препятствии, «Эго-защите» и на удовлетворении потребности, а также среднее значение GCR-индекса социальной адаптации. Как видно, величина 47% меньше нормы для данного возраста.
Дальнейший анализ результатов связан с рассмотрением профиля числовых данных и процентного соотношения различных факторов в ответах испытуемого.
С этой целью частота появления каждого из 9 факторов подсчиты- вается на основе протокола и заносится в соответствующую графу таблицы профилей, как и во взрослом варианте теста (Приложение 12).
Если какой-либо ответ испытуемого обозначался двумя символами, то балл, в который оценивается каждый ответ, делится между двумя факторами, сумма каждого увеличивается на 0,5 балла. Если какая-либо ситуация опущена испытуемым или рассматривается экспериментатором как неподдающаяся подсчету, то общая сумма баллов уменьшитс
я | Таблица 4.6 Классификация ответов детей при выполнении теста С. Розенцвейга | ||
Направ | Тип реакции с фиксацией | ||
ление реакции | на препятствии (OD) | на самозащите (ED) | на удовлетворении потребности (NP) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Е | Е’— подчеркивается наличие препятствий; общий смысл ответа: «Эта ситуация очень неприятна» (например, ответ на картинку 15 — «Очень больно, мама») | Е — враждебность, порицание направлены против кого-нибудь или чего-нибудь. В ответе содержится обвинение, упрек, сарказм. Общий смысл: «Это вы виноваты, ответственны за то, что произошло» или «Больше не повторяйте ничего подобного» (4 — «А я видела, что ты у меня списываешь»). Е — дополнительный фактор, вариант предыдущего, агрессивное отрицание собственной вины, оправдание. Общий смысл: «Я этого не делал», «Не больше, чем другие» (24 — «У меня чистые руки») | е — требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто- то, но не сам субъект, должен исправить ситуацию или помочь испытуемому: «Это вам надо решить этот вопрос» или «Вам придется» (23 — «Подогрей мне суп») |
Окончание табл. 4.6 | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
I | Г — фрустрирующая ситуация воспринимается как своего рода благо, удовлетворяющая или заслуженная необходимость наказания. Общий смысл: «Эта ситуация просто благодеяние (выгодна)» (например, в ситуации 23 — «Я люблю холодный суп»). Субъект подчеркивает незначительность ущерба, причиненного ему. В других случаях субъект выражает фрустрированность той ситуацией, в которую он поставил другого: «Мне очень жаль, что я послужил причиной его фрустрации» (9 — «Не понимаю, как это случилось!») | I — порицание, осуждение направлены на самого себя, самообвинение. Преобладают чувство вины, неполноценности, угрызения совести. Общий смысл: «Это меня нужно винить, бранить за то, что произошло» (23 — «Это потому, что я опоздал»), I — вариант предыдущего; испытуемый, хоть и признает свою вину, призывает на помощь смягчающие обстоятельства: «Я виноват, но сделал это нечаянно, я не желал зла» (7 — «Я сорвала цветы маме на день рождения. Я хотела как лучше») | i — испытуемый сам берется разрешить ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность: «Я беру ответственность на себя за исправление этой ситуации» (9 — «Ну хочешь, я отдам тебе свою самую красивую куклу?») |
М | М’ — трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся до мини- нимума, почти до полного отрицания ее существования. Общий смысл: «Эта ситуация не имеет никакого значения и меня нисколько не волнует» (18 — «Ну и не приглашай, я буду гулять»). Как легко заметить, во всех трех категориях ответов на первый план выдвигается препятствие, а не осуждение или преодоление | М — ответственность кого-либо сведена до минимума, осуждение избегается: «Ни вас, ни меня нельзя осуждать за то, что произошло» (1 — «Хорошо, я не буду искать») | m — выражается надежда, что время, ход событий полегоньку, автоматически разрешат проблему — просто надо немного подождать и подумать: «Давай спокойно поговорим, подумаем» или «Вопрос разрешится своим ходом, стоит только подождать немного» (21 — «Все равно тебе надоест качаться весь день») |
на один балл, и соответственно знаменатель процентного соотношения будет не 24, а 23.
studfiles.net
Тест на тему: Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга
Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга
Текст экспериментально-психологической методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга модифицирован в НИИ им. В. М. Бехтерева. Методика Розенцвейга, как и тест руки, является проективной, а потому весьма необходимой для качественного изучения личности испытуемых.
Теория фрустрации С. Розенцвейга, как и многие научные теории вообще, разумеется, не свободна от расширительного понимания ее значения в диагнозе и прогнозе личностного развития и роста. Но в целом опыт применения данной методики свидетельствует о ее ценности в дифференциальной диагностике акцентуаций характера, нарушений поведения (в том числе и социально опасных), невротических состояний, а также и в положительном плане установления оптимального состояния психического здоровья детей и взрослых.
Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций.
Настоящая методика впервые описана в 1944 г. С. Розенцвейгом под названием «Методика рисуночной фрустрации». Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не оконченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации.
Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица находящиеся во фрустрационной ситуации.
Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.
1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает человека с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций — рисунки 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.
2. Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь: рисунки 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.
Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.
Процедура эксперимента организуется согласно приложенной к набору рисунков инструкции.
Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.
1. Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение — подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, осуждается внешняя причина фрустрации или разрешение данной ситуации вменяется в обязанность другому лицу).
2. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя: испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).
3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать).
Реакции различаются также с точки зрения их типов:
1. Тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо или описывается как препятствие, не имеющее серьезного значения).
2. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» (главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего «Я», субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана).
3. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» (ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).
Р1з сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта. Для обозначения направления реакции пользуются буквами Е, I, М:
Е — экстрапунитивные реакции; I — интропунитивные; М -импунитивные.
Типы реакций обозначаются следующими символами: ОD — «с фиксацией на препятствии», ЕD — «с фиксацией на самозащите», и NP — «с фиксацией на удовлетворении потребности».
Для указания, что в ответе доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е’, I’, М’). Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» обозначается строчными буквами е, i, m.
В соответствующей таблице содержатся способы оценок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистрационный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, который может быть обозначен как «степень социальной адаптации». Данный показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со «стандартными», среднестатистическими.
nsportal.ru
Тест Розенцвейга
Шкалы: экстрапунитивная, интропунитивная, инпунитивная реакции; фиксация на самозащите, фиксация на препятствии, фиксация на удовлетворении потребности Ключевые слова: агрессивность, детям, проективный, тест, фрустрация, школьникам Тестируем: Свойства личности · Возраст: Подростковый Тип теста: Проективный · Вопросов: 24 · Просмотров: 5,318 · Комментарии: написать
Как ты думаешь..?
Опросы на сайте: результаты и обсуждения. Предлагайте новые!
Весь архив чата!
Мы собрали все, о чем когда-либо говорили в чате по психодиагностике!
Назначение теста
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
Инструкция к тесту
«Я буду показывать тебе рисунки, на которых изображены люди в определенной ситуации.
Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».
Тестовый материал
Обработка и интерпретация результатов теста
Интерпретация результатов детского варианта теста Розенцвейга.
Источники
Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. — СПб., 2002. С.150-172.
studfiles.net
1. Описание методики
32
ФРУСТРАЦИОННЫЙ ТЕСТ С. РОЗЕНЦВЕЙГА
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
УДК 159.9.072 ББКЮ9С1/8
Подготовлено к печати фирмой «ИМАТОН»
(комплексное обеспечение психологической практики)
191040, Санкт-Петербург, Лиговский пр., 78/6
ГП «ИМАТОН»
тел. (812) 327-57-33, 327-57-57 тел./факс (812) 327-57-77
13ВМ 5-7822-0006-5 © ГП «ИМАТОН», 2004
Введение
Известно, что при столкновении с неожиданными трудностями или неприятностями, в напряженных или конфликтных ситуациях поведение человека может резко меняться и существенно отличаться от его образа действий и манеры общения в обычных условиях. Деловой, уверенный человек вдруг теряется, вежливый — начинает грубить, уравновешенный — бурно эмоционально реагирует и, напротив, расхлябанный человек вдруг становится собранным, флегматичный — активным, молчаливый — начинает командовать. Многие из нас смогут вспомнить подобные случаи. Они запоминаются, так как нехарактерное для известного нам человека поведение вызывает удивление.
Многолетний опыт практической психодиагностической работы также свидетельствует о том, что прогнозировать поведений человека в сложных неожиданно возникающих неприятных ситуациях на основе данных стандартных личностных тестов типа ММР1,16ФЛО Кеттелла, Лири, Кейрси, Айзенка и пр. бывает затруднительно. В подобных опросниках испытуемому предлагается выбирать суждения в соответствии с тем, что он больше предпочитает, как он чаще себя чувствует или ведет. Таким образом, диагностируются типичные жизненные установки и поведенческие паттерны, определяется система устойчивых личностных качеств или личностный тип. Существуют корреляционные связи между определенными личностными свойствами (тревожность, эмоциональность, интернальность и др.) и характером поведения в стрессе. Однако следует помнить, что эти связи не причинно-следственные, а статистические, то есть они отражают только вероятность определенного поведения людей при наличии у них соответствующих личностных особенностей и не являются достаточно надежными для прогнозирования индивидуального поведения человека. Ориентируясь на статистические закономерности, можно строить вероятностные предположения, но нельзя делать достаточно надежные заключения относительно поведения конкретного человека. Надежный индивидуальный прогноз может быть получен при использовании методик, специально предназначенных для диагностики поведения человека при столкновении с непредвиденными неприятными обстоятельствами. Такой методикой и является тест С. Розенцвейга. В свою очередь, работая с этим тестом, нельзя забывать о его специфичной направленности и неправомерности расширительного толкования полученных на его основе данных. На основе результатов, полученных с помощью теста С. Розенцвейга, нельзя делать выводы о том, каков человек «по жизни».
Методическое руководство составлено на основе 15-летнего опыта использования теста С. Розенцвейга в комплексных психологических (в то числе и лонгитюдных) исследованиях. Методика использовалась для решения задач профессионального отбора, психологического консультирования, психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школах различного типа, а также для оценки эффективности социально-психологического тренинга. В Методическом руководстве излагается опыт работы с различными возрастными и профессиональными категориями психически здоровых взрослых, а также со здоровыми либо имеющими легкие отклонения и задержки в развитии детьми. Рекомендации по клиническому применению теста приводятся по пособию Б. Д. Карвасарского и Н. В. Тарабриной.
Проективный рисуночный тест для изучения особенностей поведения человека в ситуациях фрустрации был разработан С. Розенцвейгом в 1944 году. Первоначально он был предназначен только для обследования взрослых. Возрастной диапазон не был четко определен.
В нашей стране методика впервые была адаптирована Н. В. Тарабриной (1975) для применения в психиатрической и психотерапевтической практике, но после публикации Методического пособия (1984) она стала использоваться не только в клинике, но и более широко для решения задач психологического консультирования, профессионального отбора и др.
Детский вариант методики был предложен С. Розенцвейгом с соавторами в 1948 году. По данным Л. Ф. Бурлачука и С. М. Морозова со ссылкой на С. Розенцвейга (1989), тест применим на детях в возрасте от 4 до 14 лет. Наш опыт работы свидетельствует о более узком возрастном диапазоне применимости детского варианта теста. Дети младше 6 лет часто не понимают смысл многих изображенных на рисунках ситуаций. Экспериментатору приходится давать дополнительные объяснения, при этом он невольно «предлагает» вполне определенный вариант понимания того, что происходит на картинке, и тем самым задает направление реакции ребенка. В результате выводы, сделанные на основе тестирования, могут не соответствовать реальному спонтанному поведению ребенка в ситуациях фрустрации. Дети 7-8 лет уже могут самостоятельно разобраться в содержании абсолютного большинства ситуаций и дать адекватные ответы. С подростками старше 12 лет возникают проблемы другого рода. Подростки говорят, что им не вспомнить, как ведут себя маленькие дети. Это затрудняет спонтанную идентификацию подростков с персонажами картинок, а сама методика кажется им неинтересной.
Таким образом, по нашим данным детский вариант теста С. Розенцвейга может быть адекватно использован на детях в возрасте 6-12 лет. Подросткам, начиная с 7 класса, следует давать взрослый вариант теста. Взрослый вариант теста следует давать и в том случае, если ребенок младше 12-13 лет, но уже учится в 7 классе. Учащимся вспомогательных школ и коррекционных классов рекомендуется давать взрослый вариант методики с 6 класса, так как им к этому времени уже обычно исполняется 13-14 лет из-за четырехлетнего (а не трехлетнего, как в общеобразовательных школах) начального обучения.
Существует подростковый (или молодежный) вариант теста С. Розенцвейга, упоминаемый И. Шванцарой (1978), а также его чешская адаптация. Публикации, касающиеся адаптации молодежного варианта теста С. Розенцвейга к российским условиям, отсутствуют.
Стимульный материал методики состоит из 24 картинок, на которых изображены люди, взаимодействующие друг с другом. В левом квадрате в верхней части рисунка всегда написана фраза, которую один персонаж говорит другому. С его слов ситуация предстает как неприятная либо для всех участников взаимодействия, либо только для того человека, над которым изображен пустой квадрат. Его ответ и должен придумать испытуемый. Своеобразие методики заключается в том, что представленные в ней ситуации выглядят крайне неопределенно: изображения — контурные и схематичные, лица и руки персонажей не прорисованы, позы невыразительны. Все это позволяет исключительно широко трактовать события, происходящие на картинках. Несмотря на вполне конкретную реплику одного из персонажей, далеко не всегда события воспринимаются испытуемыми как неприятные, часто события интерпретируются ими как нейтральные, не имеющие никакого определенного значения, иногда как забавные или даже радостные, приносящие неожиданное облегчение герою. Что именно увидит испытуемый в ситуации, под каким углом зрения воспримет происходящие там события, полностью определяется его индивидуальными особенностями и жизненным опытом.
Существуют ли у каждого человека какие-то устойчивые тенденции реагировать определенным образом на неожиданно возникающие неприятности, или его ответы меняются в зависимости от содержания ситуации, и потому предсказать его поведение практически невозможно? Наблюдения за людьми, а в дальнейшем и конкретные исследования показали, что реакции каждого человека относительно однотипны вне зависимости от того, с какими трудностями или неприятностями он сталкивается, чтобы понять причины подобного поведения, следует обратиться к теоретической основе методики С. Розенцвейга.
studfiles.net