Психологическая концепция права — это… Что такое Психологическая концепция права?
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА — тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как психическом явлении. Наиболее основательное развитие она получает в трудах Л. И. Петражицкого, который исходил из того, что право и мораль являются психическими феноменами и различаются между собой по типу эмоций. К эмоциям ученый относил всякие двигательные стимулы и импульсивные побуждения, не сводя их только к чувствам удовольствия и страдания. При этом он выделял два вида эмоций: направленные на конкретного объекта (страх, голод, жажда) и абстрактные, проявляющиеся в качестве стимула различных действий (правовые, моральные, эстетические). Под правом, «в смысле особого класса реальных феноменов», ученый понимал те этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер. На этом основании Петражицкий выделял право позитивное, официальное («нормы, веления, запреты, обращенные к лицам, подчиненным праву и правоотношениям») и право интуитивное, определяемое психологическим отношением к праву объективному, официальному. Истоки интуитивного права коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право. Интуитивное право возникает и действует по законам индивидуальной психики без помощи «посторонних авторитетов». Позитивное право, обладает единой структурой правил для всего сообщества, оно выражено в законах, иных решениях государственной власти и, как считал Петражицкий, мало доступно гражданам. С интуитивным же правом человек сталкивается на каждом шагу. Оно соответствует индивидуальным обстоятельствам конкретного человека, более динамично и адаптивно в отличие от позитивного права, которое часто отстает от общественных изменений. Права и обязанности интуитивного права — универсальны, в то время как права и обязанности позитивного права — временные и локальны.
Интуитивное право представлялось как класс психических явлений, императивно-атрибутивных переживаний. Императивные, или нравственные, эмоции предполагают одностороннее переживание лицом обязанности совершить то или иное действие в пользу другого лица. Однако оно не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности (переживание прохожим обязанности подать милостыню нищему не сопровождается переживанием нищим права потребовать от прохожего выполнения такой обязанности). Императивно-атрибутивная эмоция является двусторонней: переживание одним лицом обязанности по отношению к другому лицу сочетается с переживанием последним права потребовать выполнения данной обязанности (отношения продавца и покупателя, должника и кредитора). Из двусторонних императивно-атрибутивных эмоций складывается интуитивное право. Поскольку императивно-атрибутивные эмоции объективируются различными способами и в разных сферах, область позитивного права наполняется множеством нормативных систем. Соответственно, Л. И. Петражицкий выделяет законное право, судебное право, обычное право, официальное и неофициальное право, книжное право. Психологическая теория тем самым утверждает идею правового плюрализма.
Понятия права и правосознания (в определенное мере и правоотношения) данный подход идентифицирует. В понимании Петражицкого право выполняет дистрибутивную (распределительную) и организационную функции. Заслуге ученого принадлежит основательная разработка проблемы правовой политики — важнейшего организационного ресурса права, призванного очищать психику людей от асоциальных склонностей, ввести в сознательное русло те стремления, которыми человек руководствуется спонтанно. Очевидно, что такой подход сближает психологическое и социологическое правопонимание.
Идеи Л. И. Петражицкого получили развитие в трудах скандинавской школы права (Росс, Оливекрона и др.). Заметное влияние психологическая школа оказала на развитие социологического направления в США и в других странах.
elementary_law.academic.ru
Психологическая теория права | PSYERA
Возникновение психологических концепций права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже XIX-XX вв., когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, разошедшиеся в трактовке психики человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм и др.). Воспринятые социологами и юристами, идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в общественно-политической мысли.
Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лее Иосифович Петражицкий (1867-1931) — профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной Думы от партии кадетов. Его взгляды наиболее полно изложены в книге «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907 г.). После Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета.
Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен «где-то в пространстве над или между людьми, в «социальной среде» и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого в голове, в его же психике, и только там»*(593). Интерпретация права с позиций психологии позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц.
Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл «эмоциональной теорией» и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.
Эмоции служат главным побудительным («моторным») элементом психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связаны с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы морали — это внутренние императивы. Так, например, если мы подаем из чувства долга милостыню, пояснял Петражицкий, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги. Совершенно иное дело — правовые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот.
«Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам — как наше добро — долг другого лица».
Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (предоставительно-обязывающий) характер.
Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Петражицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п. В его сочинениях специально оговаривалось, что правовые нормы создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, но каждым индивидом в отдельности.
«Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают быть правом».
На этом основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как Бог или дьявол.
Приведенные высказывания вызвали резкую критику в отечественной литературе. Юристы нередко обращали внимание на абсурдность отдельных положений Петражицкого, не замечая, что за ними стоит теоретическая проблема. Петражицкий стремился найти универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, известные истории (включая договоры с Богом и дьяволом в правовых системах прошлого). Его концепция явилась одной из первых попыток — теоретически во многом незрелой — проследить формирование юридических норм в правосознании.
Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречия друг с другом, указывал Петражицкий. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются: возникает система фиксированных норм в форме обычаев и законов, появляются учреждения общественной власти (суд, органы исполнения наказаний и т.п.). Монополизируя функции принуждения, государственная власть способствует «определенности права».
Развитие обычаев и законодательства, вместе с тем, не вытесняет полностью индивидуальные правовые переживания. В современных государствах, утверждал Петражицкий, наряду с официально признанным правом существует множество систем интуитивного права, как, например, право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций. Психологическая теория в этом отношении приближалась к идеям правового плюрализма, однако право социальных классов и групп в ней было истолковано индивидуалистически.
«Интуитивных прав столько, сколько индивидов», — подчеркивал Петражицкий.
Соотношение интуитивного и официального права в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия является «царством интуитивного права по преимуществу«. В ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий. К тому же российское законодательство находится в неудовлетворительном состоянии, а его применение сплошь и рядом подменяется официальным действием интуитивно-правовых убеждений. Петражицкий ратовал за проведение в стране унификации позитивного права, создание полного свода российских законов. Передовое законодательство, по его словам, ускоряет развитие менее культурных слоев общества.
Одновременно Петражицкий подчеркивал недопустимость возведения интуитивного права, даже наиболее образованных социальных классов, в масштаб для оценки действующих законов. Реформы законодательства, как полагал он, необходимо проводить на основе научных знаний. В связи с этим им выдвигался проект создания особой научной дисциплины — политики права. С точки зрения Петражицкого, философия права распадается на две самостоятельные науки: теорию права и политику права. Теория права должна стать позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Напротив, политика права как прикладная дисциплина призвана соединить позитивные знания о праве с общественным идеалом, т.е. представить научное решение проблемы, составлявшей содержание прежних естественно-правовых учений.
Петражицкий не оставил подробных рекомендаций относительно практического осуществления политики права. Свою задачу он видел в том, чтобы наметить отправные принципы новой юридической науки, обосновать ее необходимость. Вполне ясно ему было одно: главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу.
Общественно-политические идеалы Петражицкого были близки к этическому социализму, получившему распространение в России на рубеже XIX-XX вв. Для современной эпохи, отмечал он, характерны процессы «социализации производства«, замены «деспотического режима системой государственного и общинного самоуправления». В будущем право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения.
«Вообще право существует из-за невоспитанности, дефектности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным».
Учение Петражицкого пользовалось большой популярностью среди сторонников партии кадетов. Под влиянием его идей проходило формирование взглядов многих представителей немарксистского социализма в России того времени (Г.Д. Гурвич, П.А. Сорокин и др.). Сближению психологической концепции права с марксизмом способствовал М.А. Рейснер, один из первых советских правоведов. Восприятие марксистами учения Петражицкого о воспитательной роли права облегчалось тем, что в документах российской социал-демократии и в Конституции РСФСР 1918 г. социализм определялся как безгосударственный строй (с утверждением сталинизма и теории советского социалистического государства последователи Рейснера были подвергнуты идеологическому шельмованию за пропаганду надклассовой этики).
Правовая доктрина Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стала стимулом исследований в области юридической психологии.
psyera.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА
Право ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА
Количество просмотров публикации ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА — 486
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА |
Рубрика (тематическая категория) | Право |
Леон Петражицкий. Первично правосознание. Право отождествляется с психологическими переживаниями человека.
Традиционно выделялось 3 психических процесса, характерных для человеческой деятельности˸ познавательный процесс, оценочный процесс (чувства, пассивные процессы), волевой процесс (активный процесс). Петражицкий добавил сюда ещё эмоции. Это основа психологических чувств; сплав познания, чувств и воли; волевые побуждения, сформированные на базе опыта и ᴇᴦο оценки субъектом. Делятся на положительные и негативные.
Этический долг – этическое осознание обязанности совершать какое-то действие в результате некоего позитивного опыта. Переживание этического долга – это право.
Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл “эмоциональной теорией” и противопоставлял её иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.
Эмоции — это состояние долженствования, переживания этического долга, которые, в свою очередь, делятся на˸
1. Переживания нравственного долга (односторонние императивные переживания). Человек чувствует себя обязанным к совершению некоторых действий и не осознает взаимности переживаний другими субъектами. Отсутствуют обязательственно-притязательные отношения. Самообязывание.
2. Переживания правового долга – императивно-атрибутивные притязания, носят двусторонний характер.
Размещено на реф.рф
В рамках психологической концепции нет смысла искусственно наполнять содержанием права и обязанности. Они также делятся на интуитивное право (право, которое складывается у человека под влиянием чувств, воспитания, независимо от воздействия внешней силы, внешнего авторитета) и позитивное право (право, которое складывается у человека под воздействием внешней силы, внешнего авторитета). Они могут как совпадать, так и противоречить (Петражицкий уходит от разрешения данной проблемы. Нет четкой доминанты).
Под правом понимается совокупность императивно-атрибутивных переживаний правового этического долга. Правовая норма, позитивное право – это лишь проекция, абстракция, имеющая своим источником императивно-атрибутивные этические переживания человека. Объем понятия ʼʼправоʼʼ шире, чем объём традиционной трактовки права (взаимодействие человека с Богом, наличие игорного права, права взаимодействия слуг и господ, по отношению к животным, неодушевленным предметам → отсутствует регулирование отношений государством) → учитывает интуитивное правовое переживание.
referatwork.ru
плюсы и минусы :: SYL.ru
Психологические концепции права возникли под влиянием развития психологии как самостоятельной дисциплины. На рубеже 19-20 вв. обществоведы стали проявлять повышенный интерес к проблемам науки. Это было связано, главным образом, с внедрением экспериментальных методов исследования.
В результате стали возникать крупные научные школы, представители которых по-разному понимали и трактовали особенности психики человека. В то время возникли такие течения, как фрейдизм, рефлексология, бихевиоризм и пр.
Из всех концепций, сформировавшихся в конце 19 в., особого внимания заслуживают социологическая теория права и психологическая теория права. Рассмотрим их подробнее.
Л. И. Петражицкий
Лев Иосифович Петражицкий был видным государственным деятелем, депутатом Госдумы 1 созыва от партии кадетов. Им была разработана оригинальная теория происхождения права. Наиболее полно его мысли изложены в труде «Теория государства и права в связи с теорией нравственности».
После революции 1917 г. Петражицкий переехал в Польшу. Там он начал работу в Варшавском университете, возглавив кафедру социологии. Представителями психологической теории права, кроме Льва Иосифовича, являются Г. Тард и Дж. Фрейзер.
Суть концепции
В соответствии с психологической теорией права Л. И. Петражицкого, юридический феномен коренится непосредственно в психике индивида. Автор считал, что юрист совершит ошибку, если будет искать его в социальной среде или в пространстве между либо над людьми. Правовой феномен, полагал Петражицкий, происходит у индивида в голове. Ученый ставит юридическую науку на фундамент достоверных знаний, которые получены посредством самонаблюдения или наблюдения за другими.
Эмоции
Они в психологической теории права Петражицкого выступают в качестве юридического источника. Отсюда и название концепции «эмоциональная теория». Свои идеи автор противопоставлял другим психологическим теориям происхождения государства и права, которые базировались на таких понятиях, как «воля», «коллективные переживания в сознании индивида» и пр. Эмоции, по мнению ученого, выступают как «моторный» (побудительный) элемент человеческой психики. Именно под их влиянием люди совершают те или иные поступки.
Классификация эмоций
Согласно рассматриваемой психологической теории государства и права, эмоции разделяются на 2 вида: моральные и, собственно, правовые. Первые Петражицкий называет односторонними. Он связывал их с осознанием индивида своей обязанности, долга. Моральные нормы рассматривались в концепции как внутренние императивы.
Поясняя свои идеи, автор приводит следующий пример. Если человек подает милостыню из чувства долга, то у него не возникает представления, что нуждающийся в деньгах имеет право требовать их. Иная ситуация с правовыми эмоциями. Чувство обязанности (долга) сопровождается представлением о наличии у других лиц правомочия (равно как и наоборот).
Правовые эмоции, согласно исследуемой психологической теории права, являются, таким образом, двусторонними. Нормы, возникающие из них, обладают атрибутивно-императивным (предоставительно-обязывающим) характером.
Основываясь на этих рассуждениях, Петражицкий формулирует следующий вывод: право является закрепленной за индивидом, принадлежащей ему (как его добро) обязанностью другого лица.
Сфера распространения концепции
Психологическая теория возникновения права, разработанная Петражицким, имела ряд недостатков. Автор считал правовыми все эмоциональные переживания, обусловленные представлениями о взаимных обязанностях и возможностях. Он относил к нормам правила игр, в том числе и детских, требования этикета, правила вежливости и так далее.
В сочинениях по психологической теории происхождения права автор специально оговаривал, что нормы формируются не через согласование эмоций субъектов, участвующих в общественных отношениях, а каждым человеком в отдельности. Он утверждал, что переживания, имеющие место в психике одного индивида и не признанные другими людьми, не перестают являться правом. В соответствии с этим, автор допускал вступление в правоотношения с неодушевленными предметами, нереальными субъектами, животными.
Критика
Разработанная ученым психологическая теория происхождения права не была принята в юридическом сообществе. Критиковались идеи и в отечественной литературе. Правоведы указывали на абсурдность некоторых положений концепции, не принимая во внимание, что автор ставит теоретическую проблему. Ключевая цель ученого состояла в выработке универсальной формулы права.
По задумке Петражицкого, она должна была охватить различные типы понимания юридической науки, известные истории (в том числе и договоры с дьяволом). Разработанная им психологическая теория права стала практически первой, во многом незрелой попыткой проследить формирование норм в правосознании индивида.
Упорядоченность юридической доктрины
В психологической теории права, разработанной Петражицким, говорится о том, что многочисленные юридические нормы, которые создают индивиды, противоречат друг другу. На начальных этапах исторического развития они обеспечивались самоуправством – защитой нарушенных интересов самим лицом либо группой близких индивидов.
Впоследствии репрессии и юридическая защита стали упорядоченными. Возникла система фиксированных норм в виде обычаев и законов, появились институты власти (суды, учреждения исполнения наказания и пр.). Госвласть, реализуя функции принуждения, обеспечивает «определенность права».
Последствия развития законодательства и обычаев
Становление нормативной базы, по мнению Петражицкого, не может полностью вытеснить правовые переживания индивида. Автор утверждал, что в современных государствах, кроме официальной юридической доктрины, существует большое количество институтов «интуитивного права». К ним ученый относил доктрины зажиточных слоев, крестьянства, пролетариата, мещан, преступных организаций и так далее. Психологическая теория права в этом смысле приближалась к концепции юридического плюрализма.
Вместе с тем, юридическая доктрина общественных классов и групп толковалась в ней индивидуалистически. Петражицкий подчеркивал, что количество интуитивных систем права совпадает с числом индивидов.
Выводы
Петражицкий не составил рекомендаций по практической реализации политики права. Автор видел свою задачу в формировании отправных принципов новой доктрины, обосновании ее необходимости. Он считал, что ключевое положение в государственной правовой политике необходимо отвести не принудительным мерам, а механизмам мотивационного и воспитательного воздействия на поведение индивидов.
Общественно-политические взгляды Петражицкого очень близки к идеям этического социализма. Эта концепция также была распространена в России на рубеже 19-20 вв.
Учение Петражицкого было популярно среди кадетов. Его идеи повлияли на формирование взглядов П. А. Сорокина, Г. Д. Гурвича и многих других приверженцев немарксистского социализма. М. А. Рейснер способствовал сближению психологической теории с марксизмом.
Восприятие последователями марксизма идей Петражицкого облегчалось тем, что в Конституции 1918 г. и других актах социализм характеризовался как «безгосударственный строй». Стоит сказать, что после утверждения сталинизма и формирования концепции социалистического государства последователи Рейснера были раскритикованы за пропаганду в обществе надклассовой этики.
Концепция Петражицкого заинтересовала социологов. Начались активные исследования проблем структуры и нормативной природы правосознания.
Социологическая теория
Родоначальниками концепции считаются С. А. Муромцев, Е. Эрлих, Ф. Жени, Р. Паунд. Социологическая теория складывалась, с одной стороны, посредством формирования юридических идей в рамках общей социологической науки, а с другой – через распространение свойственных дисциплине методов познания. Приверженцы концепции полагали, что право формируется и действует в процессе реализации законов.
Основные тезисы
Теория базируется на следующих идеях:
- Социологическая юриспруденция, равно как и естественно-правовая доктрина, выходит за пределы закона (позитивных норм), но не в сторону естественных свобод, а в область реализации, в сферу правоприменительной практики. Таким образом, право воплощается не в законодательных положениях, а в процессе их исполнения.
- Позитивное право является «мертвым», «книжным». Противопоставляется ему «право в действии». Под ним сторонники концепции понимали юридическую практику, действия, применение законов, правопорядок и пр.
- Право является реальным поведением субъектов – юрлиц и граждан.
- Судьи и администраторы являются основными субъектами правотворчества. Они наполняют законы правом.
Специфика развития теории
Концептуальное формирование социологического подхода происходит тогда, когда нормы, направленные на регулирование свободной конкуренции, перестают удовлетворять большую часть общества.
Так, в условиях развития капиталистических отношений судебные инстанции под видом толкования устанавливали фактически новые законодательные нормы. В итоге, возник тезис, смысл которого состоит в необходимости поиска права не в нормах, а непосредственно в жизни.
После революции 1917 г. на фоне критики прежних законов активно пропагандировалась социологическая концепция. К примеру, П. И. Стучка называл новые связи в обществе самим правом. Вскоре, однако, от такого подхода пришлось отказаться, поскольку стало формироваться позитивное право СССР, положения которого были обязательны для исполнения.
Спорные моменты
При использовании социологического подхода возникает риск размывания самого понятия «право». Если в качестве него рассматривать реализацию норм, то теряются четкие признаки неправомерного и правомерного поведения, поскольку исполнение положений может быть и законным, и незаконным.
Согласно концепции, основными субъектами нормотворчества выступают администраторы и судьи. При таком подходе формируются благоприятные условия для злоупотребления полномочиями этими лицами.
Социологический подход не имеет прочной нормативной базы. В этой связи, юридические споры решаются, главным образом, в пользу политически и экономически сильных субъектов.
Положительные стороны концепции
В рамках социологической теории учитываются процессы, происходящие в сфере правового регулирования. Они изучаются с использованием конкретных методов социологического познания.
В концепции приоритетными считаются общественные отношения. Другими словами, содержание превалирует над юридической формой.
Безусловно, социологический подход имеет большое практическое значение для исследователей и законодателей. Для формирования правильного представления о правовой доктрине, оценки эффективности норм необходимо изучать положения в жизни, при непосредственной их реализации.
www.syl.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА
Право ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА
Количество просмотров публикации ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА — 98
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА |
Рубрика (тематическая категория) | Право |
Леон Петражицкий. Первично правосознание. Право отождествляется с психологическими переживаниями человека.
Традиционно выделялось 3 психических процесса, характерных для человеческой деятельности˸ познавательный процесс, оценочный процесс (чувства, пассивные процессы), волевой процесс (активный процесс). Петражицкий добавил сюда ещё эмоции. Это основа психологических чувств; сплав познания, чувств и воли; волевые побуждения, сформированные на базе опыта и ᴇᴦο оценки субъектом. Делятся на положительные и негативные.
Этический долг – этическое осознание обязанности совершать какое-то действие в результате некоего позитивного опыта. Переживание этического долга – это право.
Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл “эмоциональной теорией” и противопоставлял её иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.
Эмоции — это состояние долженствования, переживания этического долга, которые, в свою очередь, делятся на˸
1. Переживания нравственного долга (односторонние императивные переживания). Человек чувствует себя обязанным к совершению некоторых действий и не осознает взаимности переживаний другими субъектами. Отсутствуют обязательственно-притязательные отношения. Самообязывание.
2. Переживания правового долга – императивно-атрибутивные притязания, носят двусторонний характер.
Размещено на реф.рф
В рамках психологической концепции нет смысла искусственно наполнять содержанием права и обязанности. Они также делятся на интуитивное право (право, которое складывается у человека под влиянием чувств, воспитания, независимо от воздействия внешней силы, внешнего авторитета) и позитивное право (право, которое складывается у человека под воздействием внешней силы, внешнего авторитета). Они могут как совпадать, так и противоречить (Петражицкий уходит от разрешения данной проблемы. Нет четкой доминанты).
Под правом понимается совокупность императивно-атрибутивных переживаний правового этического долга. Правовая норма, позитивное право – это лишь проекция, абстракция, имеющая своим источником императивно-атрибутивные этические переживания человека. Объем понятия ʼʼправоʼʼ шире, чем объём традиционной трактовки права (взаимодействие человека с Богом, наличие игорного права, права взаимодействия слуг и господ, по отношению к животным, неодушевленным предметам → отсутствует регулирование отношений государством) → учитывает интуитивное правовое переживание.
referatwork.ru
Психологические концепции права — Политология
Леон Петражицкий. Первично правосознание. Право отождествляется с психологическими переживаниями человека.
Традиционно выделялось 3 психических процесса, характерных для человеческой деятельности: познавательный процесс, оценочный процесс (чувства, пассивные процессы), волевой процесс (активный процесс). Петражицкий добавил сюда еще эмоции. Это основа психологических чувств; сплав познания, чувств и воли; волевые побуждения, сформированные на основе опыта и его оценки субъектом. Делятся на положительные и негативные.
Этический долг – этическое осознание обязанности совершать какое-то действие в результате некоего позитивного опыта. Переживание этического долга – это право.
Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл “эмоциональной теорией” и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.
Эмоции — это состояние долженствования, переживания этического долга, которые, в свою очередь, делятся на:
1. Переживания нравственного долга (односторонние императивные переживания). Человек чувствует себя обязанным к совершению некоторых действий и не осознает взаимности переживаний другими субъектами. Отсутствуют обязательственно-притязательные отношения. Самообязывание.
2. Переживания правового долга – императивно-атрибутивные притязания, носят двусторонний характер. В рамках психологической концепции нет смысла искусственно наполнять содержанием права и обязанности. Они также делятся на интуитивное право (право, которое складывается у человека под влиянием чувств, воспитания, независимо от воздействия внешней силы, внешнего авторитета) и позитивное право (право, которое складывается у человека под воздействием внешней силы, внешнего авторитета). Они могут как совпадать, так и противоречить (Петражицкий уходит от разрешения данной проблемы. Нет четкой доминанты).
Под правом понимается совокупность императивно-атрибутивных переживаний правового этического долга. Правовая норма, позитивное право – это лишь проекция, абстракция, имеющая своим источником императивно-атрибутивные этические переживания человека. Объем понятия «право» шире, чем объем традиционной трактовки права (взаимодействие человека с Богом, наличие игорного права, права взаимодействия слуг и господ, по отношению к животным, неодушевленным предметам → отсутствует регулирование отношений государством) → учитывает интуитивное правовое переживание.
Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия является “царством интуитивного права по преимуществу”. В ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий.
Формальный аспект права все же остается важным в том смысле, что форма сводится к наличию у притязаний императивно-атрибутивного характера. Содержание права не принимается во внимание. Не исследуется влияние содержания переживаний на их форму.
Им выдвигался проект создания особой научной дисциплины – политики права. С точки зрения Петражицкого, философия права распадается на две самостоятельные науки: теорию права и политику права. Теория права должна стать позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина призвана соединить позитивные знания о праве с общественным идеалом, т.е. представить научное решение проблемы, составлявшей содержание прежних естественно-правовых учений.
Марксистские представления о классовости права Рейснер толковал в том смысле, что каждый общественный класс в соответствии с положением данного класса в обществе и его психикой творит свое реально существующее и действующее интуитивное классовое право. Уже при капитализме, по Рейснеру, имеется не только буржуазное право, но также пролетарское право и крестьянское право. Так что не «все право» запятнано «эксплуататорской целью». Возражая против отождествления всего права с эксплуататорским правом, Рейснер уже до революции проводил ту мысль, что у революционных масс есть свое классовое интуитивное право, которое должно лечь в основу их будущего господства. Это подтвердилось после пролетарской революции, особенно выразительно — в Декрете о суде № 1, которым деятельность новой юстиции в условиях отсутствия надлежащего официального права была ориентирована на «революционное правосознание» победившего пролетариата.
Классовость права в толковании Рейснера подразумевает наличие правового элемента в межклассовой борьбе, существование особого субъективного классового права и, наконец, своеобразный компромисс этих субъективных классовых прав, «который в той или иной форме завершает картину правовой оболочки междуклассовой борьбы». В результате классовой борьбы одно из субъективных прав ложится в основу некоторого общего правопорядка, в котором классовое право господствующего класса занимает доминирующее положение.
+
student2.ru
Психологические концепции права
Количество просмотров публикации Психологические концепции права — 35
Психологическая теория права, пронизанная психологизмом и иррационализмом, получает распространение в начале XX в. в Германии (Г.Ф. Кнапп) и Франции (Г. Тард).
Наиболее основательно и оригинально эта теория была разработана в дореволюционнои̌ России Л.И Петражицким. Суть ᴇᴦο концепции в том, что он различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право. Позитивное право, выражаемое в законах и других актах, мало доступно гражданам, чьи представления и иллюзии об ϶том официальном праве Петражицкий называет фантазмами.
Иное дело интуитивное право, с которым человек в своих отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции – импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенное действие. Такие эмоции Петражицкий подразделяет на две группы: 1) императивные, или нравственные, эмоции; 2) императивно-атрибутивные, или правовые.
Императивная эмоция предполагает одностороннее переживание лицом обязанности совершить то или иное действие в отношении иного лица, однако оно не сопровождается переживанием другой сторонои̌ права потребовать выполнения даннои̌ обязанности. К примеру, переживание прохожим обязанности подать милостыню нищему. Это личное дело прохожего. В свою очередь, нищий не переживает при ϶том права потребовать от прохожᴇᴦο выполнения ϶той обязанности.
Императивно-атрибутивная – двусторонняя эмоция, при которой переживание одним лицом обязанности по отношению к другому лицу сочетается с переживанием последним права потребовать выполнения даннои̌ обязанности. К примеру, отношения должника и кредитора, продавца и покупателя, портного и заказчика и т.д.
Из таких двусторонних императивно-атрибутивных эмоций и складывается интуитивное, психическое право, которому, по мнению Петражицкого, принадлежит первостепенное место в регулировании имущественных, семейных, наследственных и других отношений, постоянно возникающих в жизни людей.
При ϶том ученый исходит из того, что сколько людей, столько должна быть и интуитивных прав. Н трудно заметить, что Петражицкий под правом понимает правосознание и правоотношения. Значи- тельный интерес представляют ᴇᴦο рассуждения, по сути, о субъективных правах и юридических обязанностях. Однако главное в ᴇᴦο учении – попытка перенести проблему права из области социальнои̌ жизни в сферу человеческой психики.
Идеи Л.И. Петражицкого получили развитие в работах представителей скандинавской школы права, Социологической теории и некоторых других современных направлений учения о праве.
referatwork.ru