Фрустрационный тест с розенцвейга – Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Взрослый вариант (модификация Н.В.Тарабриной) « Психологические тесты

Билет 44. Рисуночный фрустрационный тест с.Розенцвейга.

Автор:
Саул Розенцвейг

Краткая история создания
методики
:
разработана в 1945 г. на основе
теории фрустрации. Существуют модификации
методики предназначенные для изучения
отношения к национальным меньшинствам,
проблемам сохранения мира и др. В
Отечественной психодиагностике методика
использовалась для дифференциальной
диагностики неврозов, при прогнозировании
общественно опасных действий психически
больных (Н.В. Тарабарина, 1973 г.). Разработаны
взрослый, детский и вариант для диагностики
подростков.

Общие теоретические положения:
в основе методики лежит разработанная
С.Розенцвейгом теория фрустрации (с
лат. – обман, тщетное ожидание,
расстройство).

В соответствии с теорией, фрустрация
возникает в тех случаях, когда организм
встречает более или менее существенные
препятствия на пути к удовлетворению
какой-либо жизненной потребности. Защита
организма во фрустрирующих ситуациях
осуществляется на трех уровнях:

1) клеточном(действие фагоцитов,
антител и т.п.),

2) автономном– защита организма
в целом от физических «агрессий»
(соответствует в психологическом плане
состояниям страха, страдания, а в
физиологическом – изменениям, происходящим
в организме при стрессе),

3) кортикальном,психологическомуровне, на котором и осуществляется
выделение соответствующих типов и
направленности реакций личности.

Помимо воображения и перцепции как
индикаторов мотивационных процессов
при конструировании теста, использован
принцип соотнесения мотива и преграды.

Фрустрационная толерантность(ФТ)
– способность человека противостоять
различного рода трудностям, способность
адекватно оценивать возникшую ситуацию
и предвидеть выход из нее.

С повышением уровня развития личности
повышается уровень фрустрационной
толерантности.

Данные о валидности и
надёжности методики
:
по данным зарубежных исследователей,
коэффициент надежности ретестовой
составляет 0,60–0,80. Достаточна высокая
валидность, например по параметру
экстрапунитивности, выявленному
независимо по методике, составляет
0,747. Задания, составляющие тест Розенцвейга,
неоднородны. Будут варьироваться
переживания (и действия) в отношении
ситуаций теста в различных обстоятельствах.
Розенцвейг смог выявить достаточно
высокие показатели ретестовой надежности
методики: для взрослого варианта методики
коэффициенты варьировались от +0,71 для
испытуемых мужского пола ( по шкале
импунитивной реакции) до +0,21 для испытуемых
женского пола (по рейтингу групповой
конформности).

Цель:
диагностика особенностей поведения
в ситуациях, связанных с появлением
трудностей, помех, препятствующих
достижению цели, этот тест также выявляет
особенности агрессии субъекта.

Область применения:
Существуют 2 варианта методики: детский
вариант методики — от 4 до 14 лет и взрослый
вариант методики.

Организация:
только индивидуально, требуемое
время 20-30 мин.

Краткое описание
методики:
Методика состоит
из 24 рисунков, на которых изобра­жены
лица, находящиеся во фрустрационной
ситуации. Ситуации, представленные в
тексте, можно разделить на две основные
группы.

1.
Ситуации «препятствия».
В этих
случаях какое-либо препятствие, персонаж
или предмет, обескураживает, сби­вает
с толку словом или еще каким-либо
способом. Сюда относятся 16 ситуаций.

2. Ситуация «обвинения». Субъект
при этом служит объектом обвинения. Их
восемь.

Между
этими типами имеется связь, так как
ситуация «обвинения» предполагает, что
ей предшествовала ситуа­ция
«препятствия», где фрустратор был, в
свою очередь, фрустрирован. Иногда
испытуемый может интерпретировать
ситуацию «обвинения» как ситуацию
«препятствия», или наоборот.

Стимульный материал:
карточки со схематичными контурными
рисунками, на которых изображены 2 или
более человек, занятые еще незаконченным
разговором, находящиеся во фрустрирующей
ситуации, которая создается наличием
препятствия или обвинения. Взрослый
вариант 24 карточки, детский – 8 карточек.
Персонаж, изображенный слева, произносит
слова, которыми описывается фрустрация
собственная или другого индивидуума.
Над персонажем, изображенным справа,
имеется пустой квадрат, в который
обследуемый должен вписать первый
пришедший на ум ответ.

* Если испытуемый отказывается отвечать
на какую-то карточку, тогда карточку
нужно отложить, но потом вернуться (не
более двух отказов).

Обработка результатов:
по этой методике выделяется
следующая информация: три типа реакций,
три направленности реакций, коэффициент
групповой конформности (GCR),
полный образец поведения, тенденции
развития поведения с течением времени.

Первый этап обработки:
ответы оцениваются в 2-х аспектах:

studfiles.net

Тест фрустрационных реакций Розенцвейга — контрольная работа

     Содержание

1. Описание
теста

2. Возрастные
границы применения теста

3. Теоретические
основы

4. Процедура
проведения

4.1. Инструкция
для взрослых:

4.2. Инструкция
для детей:

5. Обработка
результатов

5.1. Оценка
ответов

5.2. Определение
показателя «степень социальной адаптивности»

5.3. Профили

5.4. Образцы

5.5. Анализ
тенденций

6. Интерпретация
результатов

7. Стимульный
материал

7.1. Взрослый
вариант

7.2. Детский
вариант

8. Литература

  1. Описание
    теста

     Тест 
занимает промежуточное место между 
тестом ассоциации слов и тестом тематической
апперцепции. ТАТ он напоминает тем,
что использует картинки в качестве
стимульного материала. Но в отличие 
от картинок ТАТа, эти рисунки весьма
однообразны по характеру и, что является
более существенным, употребляются для
того, чтобы получить от субъекта сравнительно
более простые и незамысловатые ответы,
ограниченные как по длине, так и по содержанию.
Таким образом, эта техника сохраняет
некоторые объективные преимущества теста
ассоциации слов и в то же время приближается
к тем аспектам личности, которые стремится
выявить ТАТ.

     Методика 
предназначена для исследования
реакций на неудачу и способов
выхода из ситуаций, препятствующих деятельности
или удовлетворению потребностей личности.

     Материал 
теста состоит из серии 24 рисунков,
представляющих каждого из персонажей
во фрустрационной ситуации. На каждом
рисунке слева персонаж представлен 
во время произнесения слов, описывающих 
фрустрации другого индивида или его
собственную. Персонаж справа имеет над
собой пустой квадрат, в который должен
вписать свой ответ, свои слова. Черты
и мимика персонажей устранены из рисунка,
чтобы способствовать идентификации этих
черт (проективно). Ситуации, представленные
в тесте, можно разделить на две основные
группы.

  • А. Ситуация
    препятствия «я» (эгоблокинговые). В этих
    ситуациях какое-либо препятствие, персонаж
    или предмет останавливают, обескураживают,
    сбивают с толку, словом, любым прямым
    способом фрустрируют субъекта. Существуют
    16 ситуаций этого типа. Например, ситуация
    1.
  • Б. Ситуация
    препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые).
    Субъект при этом служит объектом обвинения.
    Его призывают к ответственности или обвиняют
    другие. Таких ситуаций 8. Например, ситуация
    2. Между этими двумя типами ситуаций имеется
    связь, т.к. ситуация «суперэгоблокинговая»
    предполагает, что ей предшествовала ситуация
    препятствия «я», где фрустратор был объектом
    фрустрации. В исключительных случаях
    субъект может интерпретировать ситуацию
    препятствия «сверх я» и обратно. Испытуемому
    вручается серия рисунков и даётся следующая
    инструкция: «Каждый из рисунков состоит
    из двух или более человек. Один человек
    всегда изображен говорящим определённые
    слова. Вам надо написать в пустом пространстве
    первый же пришедший Вам на ум ответ на
    эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой.
    Действуйте по возможности быстрее».

     Оговорка 
в инструкции относительно юмора 
возникла не случайно. Она основана
на всём опыте использования этого 
теста. Оказалось, что комичные ответы,
даваемые некоторыми субъектами, и, возможно,
вызываемые карикатурным видом рисунка,
трудно поддаются подсчету. Экспериментальное
изучение этого ограничения в инструкции
может оказаться весьма интересным. Затем
показывают испытуемому, как надо давать
ответ.

     Протоколируется
общее время теста. Когда испытание 
заканчивается, приступают к опросу.
Субъекта просят прочесть один за другим
его ответы, и экспериментатор 
подчеркивает особенности, например, интонации 
голоса, которые позволяют интерпретировать
ответы согласно системе оценок. Если
ответ короток или относится к очень редким,
экспериментатор должен в процессе опроса
уяснить его смысл.

     Случается,
что субъект плохо понимает ситуацию,
хотя в этом случае само напоминание 
может быть значимым, опрос позволяет
получить новый ответ, после того как субъекту
объяснен смысл ситуации

  1. Возрастные
    границы применения теста

     Детский
вариант методики предназначен для 
детей 4–13 лет. Взрослая версия теста 
применяется с 15 лет, в интервале 
же 12–15 лет возможно использование
как детской, так и взрослой версии теста,
поскольку они сопоставимы по характеру
содержащихся в каждой из них ситуаций.
При выборе детской или взрослой версии
теста в работе с подростками необходимо
ориентироваться на интеллектуальную
и эмоциональную зрелость испытуемого

  1. Теоретические
    основы

     В
1934 году Розенцвейг опубликовал «эвристическую»
классификацию типов реакций фрустрации,
которую он намеревался сделать базой
для измерений проекции личности. Более
совершенная формулировка теории появилась
в 1938 году.

     В
ситуации фрустрации Розенцвейг рассматривает 
три уровня психологической защиты
организма.

  1. Клеточный
    (иммунологический) уровень, психобиологическая
    защита основана здесь на действии фагоцитов,
    антител кожи и т. д. и содержит исключительно
    защиту организма против инфекционных
    воздействий.
  2. Автономный
    уровень, называемый также уровнем немедленной
    необходимости (по типологии Кеннона).
    Он заключает защиту организма в целом
    против общих физических агрессий. В психологическом
    плане этот уровень соответствует страху,
    страданию, ярости, а на физиологическом
    — биологическим изменениям типа «стресса».
  3. Высший кортикальный
    уровень (защита «я») заключает в себе
    защиту личности против психологической
    агрессии. Это -уровень, включающий главным
    образом теорию фрустрации.

     Это
разграничение, конечно, схематично; Розенцвейг
подчеркивает, что в широком смысле теория
фрустрации покрывает все три уровня и
все они взаимно проникают друг в друга.
Например, серия психических состояний:
страдание, страх, беспокойство, — относясь
в принципе к трём уровням, на деле представляют
колебания; страдание относится одновременно
к уровням 1 и 2, страх — к 2 и 3, только беспокойство
— исключительно к уровню 3.

     Розенцвейг 
различает два типа фрустрации.

  1. Первичная
    фрустрация, или лишение. Она образуется
    в случае, если субъект лишен возможности
    удовлетворить свою потребность. Пример:
    голод, вызванный длительным голоданием.
  2. Вторичная
    фрустрация. Она характеризуется наличием
    препятствий или противодействий на пути,
    ведущем к удовлетворению потребности.

     Данное 
уже определение фрустрации относится 
главным образом ко вторичной, и 
именно на ней основано большинство 
экспериментальных исследований. Примером
вторичной фрустрации может служить:
субъект, голодая, не может поесть, поскольку
ему мешает приход посетителя.

     Было 
бы естественно классифицировать реакции 
фрустрации, следуя природе пресеченных
потребностей. Розенцвейг считает, что
современное отсутствие классификации
потребностей не создает препятствий
для изучения фрустрации, препятствует
больше отсутствие знаний о самих реакциях
фрустрации, что могло бы стать основой
классификации.

     Рассматривая 
пресеченные потребности, можно 
различать два типа реакций.

  1. Реакция продолжения
    потребности. Она возникает постоянно
    после каждой фрустрации.
  2. Реакция защиты
    «я». Этот тип реакции имеет в виду судьбу
    личности в целом; она возникает только
    в особых случаях угрозы личности.

     В
реакции продолжения потребности 
она имеет целью удовлетворение
этой потребности тем или иным
способом. В реакции защиты «я» факты
более сложны. Розенцвейг предложил разделить
эти реакции на три группы и сохранил эту
классификацию для основы своего теста.

  1. Ответы экстрапунитивные
    (внешне обвиняющие). В них испытуемый
    агрессивно обвиняет в лишении внешние
    препятствия и лиц. Эмоции, которые сопровождают
    эти ответы, — гнев и возбуждение. В некоторых
    случаях агрессия сначала скрыта, затем
    она находит своё косвенное выражение,
    отвечая механизму проекции.
  2. Ответы интрапунитивные,
    или самообвиняющие. Чувства, связанные
    с ними, — виновность, угрызения совести.
  3. Ответы импунитивные.
    Здесь имеется попытка уклониться от упреков,
    высказанных другими, так и самому себе,
    и рассматривать эту фрустрационную ситуацию
    примиряющим образом.

     Можно
рассматривать реакцию фрустрации
с точки зрения их прямоты. Прямые
реакции, ответ которых тесно связан с
фру-стрирующей ситуацией и остается продолжением
начальных потребностей. Реакции непрямые,
в которых ответ более или менее заместительный
и в максимальном случае символический.

     И
наконец, можно рассматривать реакции
на фрустрации с точки зрения адекватности
реакций. В самом деле, всякая реакция
на фрустрацию, рассмотренная с биологической
точки зрения, адаптивна. Можно сказать,
что реакции адекватны в той мере, в какой
они представляют прогрессивные тенденции
личности скорее, чем регрессивные.

     В
ответах продолжения потребностей
можно различить два крайних 
типа.

  1. Адаптивная
    персистенция. Поведение продолжается
    по прямой линии вопреки препятствиям.
  2. Неадаптивная
    персистенция. Поведение повторяется
    неопределенно и глупо.

     В
ответах защиты «я» также различают 
два типа.

  1. Адаптивный
    ответ. Ответ существующими обстоятельствами
    оправдан. Например, индивид не обладает
    необходимыми способностями и проваливается
    в своём предприятии. Если он обвиняет
    в провале себя — его ответ адаптивен.
  2. Неадаптивный
    ответ. Ответ не оправдан существующими
    обстоятельствами. Например, индивид обвиняет
    себя в провале, который вызван на самом
    деле ошибками других людей.

     Одним
из важных является вопрос о типах 
фрустраторов. Розенцвейг выделяет три
типа фрустраторов.

  • К первому
    типу он отнес лишения, т. е. отсутствие
    необходимых средств для достижения цели
    или удовлетворения потребности.

     Лишения
бывают двух видов — внутренние и внешние.
В качестве иллюстрации «внешнего лишения»,
т. е. случая, когда фрустратор находится
вне самого человека, Розенцвейг приводит
ситуацию, когда человек голоден, а пищи
достать не может. Примером внутреннего
лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся
в самом человеке, может служить ситуация,
когда человек чувствует влечение к женщине
и вместе с тем сознает, что сам он настолько
не привлекателен, что не может рассчитывать
на взаимность.

  • Второй тип
    составляют потери, которые также бывают
    двух видов — внутренние и внешние. Примерами
    внешних потерь являются смерть близкого
    человека, потеря жилища (сгорел дом). В
    качестве примера внутренней потери Розенцвейг
    приводит следующий: Самсон, теряющий
    свои волосы, в которых по легенде заключалась
    вся его сила (внутренняя потеря).
  • Третий тип
    фрустратора — конфликт: внешний и внутренний.
    Иллюстрируя случай внешнего конфликта,
    Розенцвейг приводит пример с человеком,
    который любит женщину, остающуюся верной
    своему мужу. Пример внутреннего конфликта:
    человек хотел бы соблазнить любимую женщину,
    но это желание блокируется представлением
    о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил
    его мать или сестру.

     Приведённая
типология ситуаций, провоцирующих 
фрустрацию, вызывает большие возражения:
в один ряд поставлены смерь близкого
человека и любовные эпизоды, неудачно
выделены конфликты, которые относятся
к борьбе мотивов, к состояниям, которые
часто не сопровождаются фрустрацией.

     Однако,
оставив в стороне эти замечания,
следует сказать, что психические 
состояния при потере, лишении 
и конфликте весьма различны. Они 
далеко не одинаковы и при различных потерях,
лишениях и конфликтах в зависимости от
содержания, силы и значимости их.Важную
роль играют индивидуальные особенности
субъекта: один и тот же фрустратор может
вызвать у различных людей совершенно
разные реакции.

     Активной
формой проявления фрустрации является
также уход в отвлекающую, позволяющую
«забыться» деятельность.

     Наряду 
со стеническими проявлениями фрустрации
существуют и астенические реакции — депрессивные
состояния. Для депрессивных состояний
типичны чувство печали, сознание неуверенности,
бессилия, иногда отчаяния. Особой разновидностью
депрессии являются состояния скованности
и апатии, как бы временного оцепенения.

     Регрессия
как одна из форм проявления фрустрации
— это возвращение к более примитивным,
а нередко и к инфантильным формам поведения,
а также понижение под влиянием фрустратора
уровня деятельности.

     Выделяя
регрессию как универсальное 
выражение фрустрации, не следует отрицать
того, что случаи выражения фрустрации
в известной примитивности переживаний
и поведения существуют (при препятствиях,
например, слёзы).

     Подобно
агрессии, регрессия не обязательно 
является результатом фрустрации. Она
может возникать и по другим причинам.

     Эмоциональностьтакже
является одной из типичных форм фрустрации.

     Фрустрация
различается не только по своему психологическому
содержанию или направленности, но и по
длительности. Характеризующие формы
психического состояния могут быть краткими
вспышками агрессии или депрессии, а могут
быть продолжительными настроениями.

     Фрустрация
как психическое состояние может быть:

  1. типичной
    для характера человека;
  2. нетипичной,
    но выражающей начало возникновения новых
    черт характера;
  3. эпизодической,
    преходящей (например, агрессия типична
    для человека несдержанного, грубого,
    а депрессия — для человека неуверенного
    в себе).

myunivercity.ru

Тест фрустрации С.Розенцвейга.

Настоящая методика впервые описана в 1944 году С.Розенцвейгом под названием «Методика рисуночной фрустрации» (Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей). Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрацнонной ситуации. В данном пособии приводится модификация методики С.Розенцвейга, разработанная в Научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева.

 Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрацнонной ситуации.

Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.

 1.Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию).

 2.Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя; испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).

 З.Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать).

 Реакции различаются, также с точки зрения их типов:

— Тип реакции «с фиксацией на препятствии»(в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо, а не препятствие, или описывается как не имеющее серьезного значения).

— Тип реакции «с фиксацией на самозащите»(главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего «Я», и субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана).

— Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности»(ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).

students-library.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о