Фрустрация в психологии определение: Фрустрация. Что такое «Фрустрация»? Понятие и определение термина «Фрустрация» – Глоссарий

Фрустрация – Что Это? (Виды, Причины, Примеры Из Жизни)

С точки зрения психологии особый интерес представляют критические жизненные ситуации, провоцирующие появление психологических проблем. В перечень таких ситуаций входят стрессы, конфликты, кризисы и фрустрации.

Но если значение терминов «стресс», «конфликт» и «кризис» большинству людей понятно, то определение фрустрации сможет дать далеко не каждый. Давайте рассмотрим, что же из себя представляет фрустрация, что это такое простыми словами в психологии.

Краткое содержание:

Что такое фрустрация в психологии?

✔️ Под термином «фрустрация» в психологии подразумевается тяжёлое эмоциональное состояние, которое возникает из-за того, что человек не может достигнуть поставленной цели. К этому нельзя относиться несерьёзно. Состояние фрустрации, особенно продолжительное, заставляет испытывать всю гамму отрицательных эмоций: от грусти до апатии. Впоследствии это ведёт к развитию психологических расстройств и появлению комплексов.

✔️ Чтобы лучше понять, что это за состояние, проще всего сравнить его с чувствами, которые человек испытывает, когда между ним и его желаниями становятся непреодолимые преграды. Фрустрация — это простыми словами смесь глубокого разочарования с гневом и отчаяньем. Такое состояние в кратчайшие сроки буквально опустошает человека, лишает его мотивации к дальнейшим действиям.

✔️ Нужно понимать, что фрустрация не возникает сама по себе. Например, если у человека стабильно не получается удовлетворить какие-то базовые потребности, он может быть разражённым, злиться или грустить. Однако его психологическое состояние будет далёким от фрустрации. Совсем другое дело, если в его жизни будет какая-то цель, на которой он «зациклился». Маниакальное желание получить что-то вкупе с непреодолимыми преградами порождает фрустрацию.

Для понимания стоит привести несколько примеров. Возьмём человека, который хочет приобрести себе жильё. Он идёт к своей цели, откладывая деньги и отказывая себе во всём. В его жизни много тягот и лишений. Многое положено на алтарь ради достижения цели. И вот по какой-то нелепой случайности он остаётся без накоплений, прибыльной работы, здоровья. Попытки восстановить то, что было, и начать снова откладывать, оказываются тщетными. В этот момент его и настигает состояние фрустрации. В лучшем случае он просто выпадет из жизни на несколько месяцев, погрузившись в пучину собственных переживаний. В худшем – повесит на себя клеймо неудачника, опустит руки и потеряет мотивацию к дальнейшей жизни.

Приведённый пример можно назвать простым, даже примитивным. Такая ситуация имеет относительно простое решение при том условии, если у человека есть поддержка со стороны близких. Его проблемы очевидны. А вот когда фрустрация возникает при внутриличностном конфликте, помочь человеку может только опытный психолог или психотерапевт.

✔️ В психологии существует также такое понятие как фрустрированность, т.е. склонность к фрустрации. Такое свойство личности возникает вследствие постоянного конфликта между убеждениями и реальностью.

Тут тоже стоит привести пример. Многие люди в возрасте 20-30 лет склонны к социальной фрустрированности. Они получают высшее образование и стремятся реализовать себя на профессиональном поприще. Но без опыта работы, связей и ряда навыков их трудоустройство затягивается. Вместо престижного рабочего места их ждет тяжёлый неквалифицированный труд, низкая заработная плата и полная неопределённость в будущем. Раз за разом жизнь бьёт их по лицу, убеждая в собственной несостоятельности.

✔️ С точки зрения многих психологов, фрустрированность – это последствие неправильного воспитания. Когда ребёнка не готовят к реальной жизни и убеждают его в собственной исключительности, разочарование в жизни неизбежно. Потому что он является самым талантливым, умным и привлекательным только, с точки зрения родителей. А для социума он такой же, как и все другие люди. Поэтому так важно уметь объективно смотреть на жизнь, ставить перед собой достижимые цели и выбирать достойные примеры для подражания.

Виды и формы фрустрации

Исследованием фрустрации занимались К. Левин, Р. Баркер и Т. Дембо. Согласно выведенной ими классификации, в зависимости от типа реакции на фрустраторы существуют такие виды фрустрации в психологии:

  • Двигательная, когда человек реагирует на переживания взрывом эмоций, бесцельно и беспорядочно передвигаясь, жестикулируя, высказывая свои чувства;
  • Апатичная, когда проблемы вызывают полную потерю желания двигаться и устранять возникшие преграды;
  • Агрессивная, когда появление фрустратора заставляет человека крушить всё вокруг;
  • Стереотипная, проявляющаяся в виде определённого шаблона поведенческих реакций;
  • Регрессивная, когда человек деградирует, начинает вести как незрелая личность.

Количество форм состояний фрустрации в разных исследованиях колеблется от трёх до пяти. При этом большинство исследователей акцентирует внимание на реакциях людей, а не на причинах возникновения фрустрации.

Если же классифицировать эти состояния по источнику их возникновения, можно вывести такие формы фрустрации:

1. Эмоциональная фрустрация – внутриличностный конфликт, спровоцированный разным вектором эмоций, чувств, убеждений и желаний. Так, глубоко религиозные люди могут испытывать эмоциональную фрустрацию при конфликте их религиозных догм с собственными желаниями.

2. Любовная фрустрация – разочарование и отчаянье, вызванное проблемами в отношениях: ссорами, конфликтами, разрывом. Чаще всего возникает у людей с эмоциональной зависимостью от партнёров или стереотипными ожиданиями и завышенными требованиями к партнёрам.

3. Сексуальная фрустрация – отсутствие удовлетворения от полового акта на ментальном уровне. Возникает при отсутствии взаимопонимания между партнёрами и конфликте между ожиданиями и реальностью.

4. Экзистенциальная фрустрация – возведённый в Абсолют поиск смысла жизни.

5. Социальная фрустрация – разочарование, отчаянье и гнев, вызванные неудовлетворённостью в социальном положении. Происходит из-за ряда социально-экономических факторов: безработицы и высокой конкуренции на рынке труда, разрыва между финансовым благополучием разных слоёв общества, низкого качества образования и т. д.

В зависимости от причины фрустрации и реакции человека на фрустраторы, определяются способы психотерапии.

Симптомы фрустрации

Фрустрированный человек испытывает целую гамму негативных эмоций:

  • Неуверенность в себе;
  • Раздражительность;
  • Тревожность;
  • Замкнутость;
  • Отчаянье.

При этом его поведенческие реакции во многом зависят от характера и личностных качеств. Чаще всего при столкновении с фрустратором человек ведёт себя агрессивно, причём агрессия может быть направлена как на источник проблем, так и на окружающих людей. Во втором случае происходит реакция замещения – человек не может справиться с проблемой и вымещает злость на других людях. Симптомами фрустрации в данном случае являются различные агрессивные действия и высказывания, гнев, потеря самоконтроля.

Иногда фрустрация заставляет человека замыкаться в себе. Таким образом, он «капитулирует» перед проблемой. Отступление может быть осознанным и неосознанным. В первом случае человек откровенно признаёт свою неправоту и совершённые ошибки. Во втором – уходит в себя, сублимирует или фантазирует. В такой ситуации симптомом фрустрации станет «переключение» на другой вид деятельности. Так, неудачи в семейных отношениях заставляют людей концентрироваться на карьерном росте и наоборот. А также к симптомам фрустрации в этом случае можно отнести необычные фантазии или замкнутость.

Инфантильные люди склонны к регрессии при столкновении с фрустраторами. Когда они оказываются неспособны достичь поставленной цели, они просто отказываются от неё, снижая планку. Если вернуться, к примеру, с покупкой собственного жилья, инфантильный человек в такой ситуации просто переедет жить к родителям и перестанет стремиться к самостоятельности. Таким образом, он вернётся к тому шаблону поведения, который когда-то позволял ему удовлетворить потребность в жилье.

Наиболее здоровой реакцией на фрустрирующую ситуацию является толерантность, то есть принятие проблемы. В этом случае человек осознаёт свои ошибки и пытается найти подходящее решение. Он проявляет повышенный оптимизм, называет произошедшее позитивным опытом и стремится снова достигнуть поставленной цели.

Причины возникновения фрустрации

Примеров фрустрирующих ситуаций много. Однако основные причины фрустрации – это:

1. Физические факторы, т.е. материальные ограничения – отсутствие средств, ограничение свободы передвижения и т. д.

2. Психологические факторы – недостаток необходимых знаний, комплексы, страхи.

3. Биологические факторы – видимые дефекты внешности, проблемы со здоровьем, гендерные различия.

4. Социальные факторы – социокультурные различия с окружающими, конфликты на почве религиозных или политических взглядов, другие проблемы, связанные с общением.

Причиной возникновения фрустрации может стать:
  • Отсутствие возможности удовлетворения потребности;
  • Потеря объекта или предмета, с помощью которого удовлетворялась потребность;
  • Внутриличностный или межличностный конфликт.

✔️ В первом случае всё предельно просто. Человек нуждается в заботе и понимании, но в его окружении нет надёжного близкого друга. Его попытки подружиться с кем-то или начать отношения раз за разом приводят к неудаче. В результате этого он испытывает глубокое разочарование.

✔️ Во втором случае забота и понимание, которое он получал со стороны близкого человека, исчезает из-за разрыва отношений или смерти. В данном случае состояние человека ухудшается из-за горечи утраты.

✔️ В третьем случае желание получать заботу и поддержку идёт вразрез с внутренними принципами: желанием быть самостоятельным, эгоизмом, нежеланием идти на компромиссы.

Конфликты, вызывающие фрустрацию, можно разделить на три вида:

1. Конфликт равнозначных возможностей. Например, перед человеком стоит выбор между карьерой за рубежом и повышением по карьерной лестнице на родине. Оба варианта обладают своими преимуществами, заставляя человека испытывать муки выбора.

2. Конфликт равнозначных проблем. Пример, приведённый выше, можно интерпретировать по-другому. С одной стороны, иммиграция однозначно приведёт к определённым сложностям – необходимости совершенствовать знание иностранного языка, создавать новые социальные связи, разорвать отношения с некоторыми близкими на родине. С другой стороны, повышение по карьерной лестнице на родине также приведёт к ряду проблем – необходимости нести ответственность за принятые решения, сокращению количества свободного времени, зависти окружающих и т. д.

3. Конфликт возможностей и проблем. Возвращаясь к нашему примеру, выбирая определённый путь построения карьеры, человек неизбежно сталкивается с конфликтом возможностей и проблем. Ему приходится выбирать между карьерным ростом и свободным временем, уровнем финансового благополучия и окружением.

Сразу стоит сказать, что причины фрустрации – это не только фрустрирующие ситуации, но и ряд сопутствующих факторов:

  • Многократное повторение проблемы, то есть длительное неудовлетворение потребности;
  • Эмоциональная возбудимость человека;
  • Степень неудовлетворённости;
  • Наличие негативного опыта;
  • Этап достижения цели.

При сочетании нескольких перечисленных факторов с фрустратором человек преодолевает фрустрационный порог и попадает в это тяжёлое эмоциональное состояние. Чем больше сопутствующих факторов совпадёт, тем сложнее ему будет преодолеть проблему.

Проблема в том, что в современном мире социум устанавливает очень высокую планку успеха, достигнуть которой крайне сложно. Успешными считаются люди с привлекательной внешностью, прибыльной работой, внешне благополучной семьёй, собственной недвижимостью и другими атрибутами успеха. В погоне за достижением установленных социумом норм человек забывает о своих реальных потребностях и желаниях. Поэтому симптомы фрустрации у людей встречаются всё чаще.

Как выйти из состояния фрустрации?

Выше уже было сказано, что наиболее здоровой реакцией на фрустраторы является толерантность, то есть принятие проблемы. Поэтому коррекция фрустрации подразумевает под собой формирование такого качества, как эмоциональная стабильность. Чтобы воспитать в себе это качество, нужно научиться правильно ставить перед собой цели и планировать пути их реализации. Объективно оценивая сложность поставленной задачи проще всего найти решение либо спокойно принять тот факт, что её решение на данный не существует.

Иногда лечение фрустрации следует доверить специалистам. Если состояние человека тяжёлое, а мотивация к преодолению препятствий пропала, стоит обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Опытный специалист знает, как преодолеть фрустрацию с наименьшими потерями, решить возникшую проблему, справиться с её последствиями и начать получать удовольствие от жизни.

Есть несколько советов, как выйти из фрустрации:

1. Попробуйте поставить себя на место третьего лица или спросить совета у кого-то незаинтересованного. Взгляд со стороны поможет понять, существует ли решение проблемы и насколько оно приемлемо.

2. Проанализируйте свои цели и ожидания от их достижения. Это действительно важно или же их достижение – всего лишь часть навязанного социумом образа успешного человека?

3. Научитесь составлять пошаговые планы достижения цели, оценивая сложность задачи и варианты её решения, сроки реализации плана и другие нюансы.

4. Примите во внимание тот факт, что достижение сложной цели требует терпения.

5. Научитесь расслабляться. Отдых – это тоже часть работы. «Перезагрузка» мозга и физический отдых повышают продуктивность.

Осознание проблемы – это первый шаг к её решению. Если человек понял, что какая-то ситуация вызывает фрустрацию, значит, он сможет справиться с этим состоянием.

Примеры фрустрации из повседневной жизни

Помогут понять, что из себя представляет фрустрация, примеры из жизни. Вот, например, знакомая всем с детства фрустрирующая ситуация. Мать идёт вместе с ребёнком и навязывает определённый стереотип поведения словами «Ты же девочка! Девочки не должны драться!» или «Ты мужчина, а мужчины не плачут!». В результате этого многие женщины становятся неспособны дать отпор в конфликте, а мужчины вынуждены переживать свои страдания втайне от окружающих. В обоих случаях формируется фрустрированность.

Таких примеров много. Если ребёнок при столкновении с малейшими преградами между ним и удовлетворением его желаний начинает проявлять агрессию, значит, фрустрированность уже развивается. Во взрослом возрасте это приведёт к многочисленным внутриличностным и межличностным конфликтам.

Ещё одним распространённым примером фрустрации является глубокое разочарование в отношениях между мужчиной и женщиной. Оно формируется из-за стереотипов о сути отношений. Литература, киноиндустрия и масс-медиа формируют в сознании людей определённый шаблон идеальных отношений, которые не могут существовать в реальной жизни. Несоответствие партнёра выдуманному идеалу приводит к конфликтам, расставаниям, разочарованию и непосредственно фрустрации.

Каролина Кораблёва

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Мы в телеграм канале! Присоединяйся!

Фрустрация | это… Что такое Фрустрация?

— (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов), 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Исторически проблема Ф. связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между Ф. и агрессией. В рамках бихевиористских теорий Ф. определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы используют понятие Ф. и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают Ф. как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать Ф. в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.


* * *
– состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

   Понятие «фрустрация» широко используется в современной психологической и психоаналитической литературе, но представление о фрустрации, как психическом состоянии, способном привести к возникновению невроза, находило свое отражение в классическом психоанализе. Так, при рассмотрении этиологии невротических заболеваний З. Фрейд использовал понятие Versagung, означающее отказ, запрет и чаще всего переводимое на английский язык как фрустрация.

   Для основателя психоанализа вынужденный отказ человека от чего-либо и запрет на удовлетворение его влечений соотносились прежде всего с невозможностью удовлетворения потребности любви.

Причем он считал, что человек является здоровым, если его потребность любви удовлетворяется реальным объектом, и становится невротиком, если лишается этого объекта, не находя ему заместителя. Таков один из возможных поводов к психическому заболеванию. Другой тип поводов к заболеванию носит, по мнению З. Фрейда, иной характер, связанный с тем, что человек заболевает не вследствие внешнего запрета на удовлетворение его сексуальных желаний, а в силу внутреннего стремления раздобыть себе в действительности соответствующее удовлетворение, когда попытка приспособления к реальности натыкается на непреодолимое внутреннее препятствие. И в том, и в другом случае наступает невротическое расстройство. В первом случае заболевают от переживаний, во втором – от хода развития. «В первом случае задача состоит в отречении от удовлетворения и индивидуум страдает от недостатка сопротивляемости, во втором задача требует замены одного удовлетворения другим и крушение происходит от недостатка гибкости». Такое понимание, по сути дела, фрустрации было высказано основателем психоанализа в статье «О типах невротических заболеваний» (1912).

   По мере развития теории и практики психоанализа стало очевидным, что невротические заболевания могут возникать не только вследствие отказа человека от удовлетворения желаний, но и в момент их исполнения, когда он уничтожает возможность насладиться этим исполнением. В некоторых случаях при достижении успеха у человека может появиться неожиданно внутренняя неудовлетворенность после того, как внешняя неудовлетворенность уступает место исполнению желания. Размышляя о «крушении во время успеха», З. Фрейд обратил внимание на внутрипсихический конфликт, возникающий под воздействием сил совести, запрещающих человеку извлечь выгоду из счастливо переменившихся внешних условий. Речь шла о фрустрации, которой оказывался подвержен человек, когда его Я вооружается против желания, как только оно приближается к исполнению. Подобное понимание фрустрированного состояния человека нашло свое отражение в работе основателя психоанализа «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916).


   Помимо размышлений о фрустрированном состоянии человека З. Фрейд поставил вопрос о том, какими средствами располагает психоаналитик, чтобы сделать скрытый в данный момент конфликт влечения у пациента актуальным. По его мнению, это можно сделать двояким образом: создать ситуации, в которых он станет актуальным, или довольствоваться тем, чтобы поговорить о нем во время анализа и указать на такую возможность. Первой цели психоаналитик может достичь в реальности или в переносе. В обоих случаях аналитик доставит пациенту в известной мере «реальное страдание из-за фрустрации и застоя либидо». Иначе, как подчеркивал З. Фрейд в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), имело бы смысл предписание, что аналитическую терапию следует проводить «в состоянии фрустрации». Но это относится уже к технике устранения актуального конфликта.

   Представления З. Фрейда о фрустрации легли в основу тех психоаналитических концепций, в соответствии с которыми фрустрация с необходимостью вызывает враждебность, является источником инстинктивного напряжения и становится причиной невротической тревоги. Одни психоаналитики стали придерживаться подобного понимания роли фрустрации в возникновении враждебности, агрессивности человека и его психического заболевания. Другие не разделяли подобные взгляды на фрустрацию. К последним относится немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952), которая в работе «Новые пути в психоанализе» (1936) подвергла критике фрейдовское представление о фрустрации.

   На основе анализа теории либидо К. Хорни пришла к следующим положениям: тот факт, что невротический человек чувствует себя фрустрированным, не позволяет делать обобщения о предопределяющей роли фрустрации в заболевании; как дети, так и взрослые могут переносить фрустрацию без каких-либо враждебных реакций; если фрустрация воспринимается как унизительное поражение, то проистекающие из нее враждебные реакции являются откликом не на фрустрацию желаний, а на то унижение, которое индивид субъективно переживает; человек не только может переносить фрустрацию удовольствия намного легче, чем полагал З.

Фрейд, но и способен даже «предпочесть фрустрацию, если она гарантирует безопасность»; доктрина фрустрации в значительной мере способствовала «снижению потенциала психоаналитической терапии».

   Американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1982) уделил особое внимание соотношению между фрустрацией и агрессивностью. В работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он подверг критике фрустрационную теорию агрессивности. Подчеркнув то обстоятельство, что «ни одно важное дело не обходится без фрустрации», он, подобно К. Хорни, придерживался точки зрения, согласно которой опыт жизни не подтверждает предположение о непосредственной связи между фрустрацией и враждебностью, поскольку люди ежедневно страдают, получают отказы, но при этом не проявляют агрессивных реакций. Словом, фрустрация не ведет к росту агрессивности. В действительности, как считал Э. Фромм, «важную роль играет психологическая значимость фрустрации для конкретного индивида, которая в зависимости от общей обстановки может быть различной».


   В целом Э. Фромм исходил из того, что важнейшим фактором для определения последствий фрустрации и их интенсивности является характер человека и именно от него зависит, «во-первых, что вызывает в нем фрустрацию, и, во-вторых, насколько интенсивно он будет реагировать на фрустрацию».

   Австрийский психотерапевт В. Франкл (1905–1997) ввел в психоаналитическую литературу понятие «экзистенциальная фрустрация», означающее, что фрустрированным может быть не только сексуальное влечение, но и стремление человека к смыслу. Он считал, что экзистенциальная фрустрация также может привести к неврозу. Речь шла о специфическом «ноогенном» (в отличие от психогенного) неврозе, связанном с моральными конфликтами и духовными проблемами человеческого существования, в числе которых «экзистенциальная фрустрация часто играет большую роль».

   
* * *
(лат. frustratio – обман, неудача, тщетная надежда) – 1. любое воздействие со стороны или некий внутренний фактор, которые прерывают поведение индивида, которое направлено на какую-то цель; 2. любое эмоциональное состояние индивида, если оно возникает в результате появления серьёзного препятствия на пути достижения цели. Считается, что такое эмоциональное состояние обладает мотивационными свойствами, стимулирующими поведение, которое ориентировано на преодоление преграды к цели. Важным понятием считается фрустрационная толерантность – способность к адекватной оценке ситуации фрустрации и поиск успешного пути выхода из неё. Для детей особое значение имеет поведение взрослых; 3. в психоанализе – состояние, возникающее при появлении препятствия, при расстройстве планов или разочарования. Понятия «фрустрация» и «депривация» часто смешивают, хотя, строго говоря, фрустрация имеет отношение к последствиям, связанным с неудовлетворением влечения или неудачей в достижении цели, тогда как депривация подразумевает отсутствие предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, фрустрационная и депривационная теории невроза сходятся в утверждении того, что депривация ведёт к фрустрации, фрустрация – к агрессии, агрессия – к тревоге, тревога – к защитам.

Как фрустрация, так и депривация являются патогенными при повышении порога интенсивности. В психоанализе принято считать, что развитие Я начинается с фрустрации.


* * *
(от лат. frustratio «обман, тщетное ожидание, неудача») – состояние психики индивида, когда трудности представляются ему непреодолимыми; переживание тяжелой ситуации, невозможности достижения какой-то существенной цели, потребности. Сочетается с чувством безысходности, гнетущего напряжения, тревоги, разочарования, раздражения, гнева и др. Следствием может быть агрессивное поведение.

Ср. ситуацию в романе Н. Островского «Как закалялась сталь» – переживания Павла Корчагина, узнавшего о своей тяжелой болезни. Ср. музыку последней, шестой части «Песни о земле» Г. Малера.

Не предаваться отчаянию – оружие против диавола (Иоанн Златоуст).

Ср. отчаяние.


* * *
(от лат. frustration — обман, расстройство, разрушение планов) — состояние краха и подавленности, связанное с переживанием неудачи при столкновении с препятствием (реально существующим или воспринимаемым как таковое) на пути к близкой перспективе.


* * *
[от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов] — психическое состояние личности, раскрывающееся в своеобразном комплексе негативных переживаний (страх, гнев, чувство вины, стыда и т. д.) и поведенческих реакций, что базируется на субъективной оценке в качестве непреодолимых и неустранимых ряда препятствий при решении личностно значимых задач. При этом подобные преграды могут существовать лишь в поле субъективного восприятия конкретной личности, а могут быть и объективно представлены в реальности. В логике фрейдизма и неофрейдизма проблематика фрустрации напрямую связана с проблематикой агрессии как некий «запускающий» механизм, практически неизбежно приводящий индивида к проявлениям агрессивного поведения. В логике бихевиористского подхода фрустрация традиционно рассматривается в качестве фактора, если не разрывающего схему «стимул — реакция», то во всяком случае существенно замедляющего деятельностный «отклик» на предъявленный стимул и деструктурирующего естественное протекание ответной деятельностной активности.

Понятие «фрустрация» в рамках современной психологической науки нередко рассматривается как разновидность стресса, а порой — как реакция на легкую форму депривации личностно значимых потребностей индивида. Другое дело, что состояние фрустрации в психологически содержательном плане может расцениваться как лишь частично «покрывающее» в интерпретационном смысле стрессовое состояние и как синоним лишь частичной и, главное, локальной и непродолжительной депривации. Что касается социально-психологического ракурса рассмотрения фрустрации, то понятно, что наибольший интерес здесь имеет фрустрационно окрашенный аспект межличностных отношений и прежде всего конфликтного взаимодействия. Знаменательно, что по аналогии со структурой межличностного конфликта применительно к фрустрации принято выделять фрустратора (тот стимул, который приводит к фрустрационному состоянию личности), фрустрационную ситуацию, фрусрационную реакцию и фрустрационные последствия. Степень остроты фрустрационного переживания и фрустрационных последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане волне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, «стойкости» личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как функциональное состояние личности, оказавшейся в фрустрационной ситуации. Следует также отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному воздействию обозначают, как правило, в качестве «фрустрационной толерантности». При этом, кроме того, что личности, обладающие этим качеством, способные рационально анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия тех решений, которые можно охарактеризовать как авантюрные. Все это в совокупности позволяет этим личностям, даже в том случае, когда они все же попали в экстремальную ситуацию, сопряженную с наступлением состояния личностной фрустрированности, осуществлять оптимальный поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств, максимально используя и свои внутренние ресурсы, и внешние условия.

Наибольшее количество социально-психологических исследований фрустрации так или иначе было связано с эмпирической проверкой гипотезы «фрустрация — агрессия» Д. Долларда и Н. Миллера. В одном из ранних экспериментов такого рода, осуществленном в 1941 г. под руководством К. Левина, «детям показывали комнату, где было множество игрушек, но не разрешалось войти в нее. Они стояли за дверью, рассматривали игрушки и испытывали сильное желание с ними поиграть, но не могли приблизиться к ним (типичная фрустрирующая ситуация — В. И., М. К.). Это продолжалось некоторое время, после чего детям разрешали поиграть с этими игрушками. Другим детям сразу давали играть с игрушками, без создания у них предварительного периода ожидания. Фрустрированные дети разбрасывали игрушки по полу, швыряли их об стены и в целом демонстрировали чрезвычайно разрушительное поведение. Нефрустрированные дети демонстрировали значительно более спокойное и менее разрушительное поведение»1. В этом эксперименте, как и в ряде других было получено видимое подтверждение предположения о том, что типичной поведенческой реакцией на фрустрацию является агрессия. Однако в других экспериментах, в частности Ю. Бернстайна и Ф. Уорчела, в ходе которого «…ассистент экспериментатора срывал процесс группового решения проблем, потому что постоянно выходил из строя его слуховой аппарат (а не просто потому, что он был невнимателен), фрустрация не приводила ни к раздражению, ни к агрессии»2.

Анализируя результаты этих и своих собственных экспериментов, Л. Берковиц пришел к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорилось выше (страх, гнев и т. д.). Совершенно очевидно, что подобные негативные переживания не только повышают потенциальную конфликтность индивида и вероятность агрессивной реакции под воздействием провоцирующих стимулов (к классическим стимулам такого рода Л. Берковиц, в частности, относил наличие в поле зрения фрустрированного человека оружия), но и сами по себе представляют достаточно серьезную психологическую, а если фрустрация приобретает массовый характер (как, например, это имело место после дефолта 1998 г. в России), то и социальную проблему.

В этой связи вполне понятен устойчивый интерес исследователей к типичным фрустрирующим ситуациям и факторам, характерным для современного общества. Как показал ряд социологических исследований, проведенных на рубеже 70-х — 80-х гг. прошлого века в США, наиболее распространенным источником массовой фрустрации служат семейные отношения. При этом «…наиболее часто упоминаемой причиной семейных конфликтов в Соединенных Штатах является ведение домашних дел. Семьи непрерывно спорят о том, что и как следует убирать и мыть; о качестве приготовления пищи; о том, кому выносить мусор, косить траву возле дома и чинить вещи. Треть всех супружеских пар утверждают, что у них постоянно возникают разногласия в вопросах, касающихся семейного быта. За ними по частоте упоминания следуют конфликты в отношении секса, общественной жизни, денег и детей.

Особенно высокий уровень фрустрации в семьях создают экономические проблемы. Большее число семейных конфликтов и вспышек бытового насилия регистрируется в семьях из рабочего класса, нежели в семьях из среднего класса, а также в семьях с безработными кормильцами и в семьях с большим количеством детей. … Проблемы, связанные с работой, также находятся среди основных источников фрустрации и гнева. В ходе одного исследования, проводившегося среди работающих женщин, было обнаружено, что такие проблемы, как конфликты между ожиданиями руководителей и работниц, неудовлетворенность трудом и воспринимаемая недооценка своих умений были названы в числе сильнейших предикатов уровня общей враждебности. Эти примеры говорят о том, что враждебность порождается фрустрацией»3.

Совершенно очевидно, что практически все перечисленные источники массовой фрустрации характерны и для современной России. Кризис семьи, рост семейного насилия на протяжении последних лет являются предметом неизменного внимания средств массовой информации, государственных чиновников самого высокого уровня. На решение этих проблем направлены многочисленные целевые программы (поддержки молодой семьи, многодетных семей, доступного жилья и т. п.), к сожалению, пока не приносящие сколько-нибудь ощутимого позитивного результата. Позорно низкий для европейской страны экономический уровень жизни большинства населения остается неизменным, несмотря на огромные государственные доходы, обусловленные беспрецедентно благоприятной мировой конъюнктурой на газо- и нефтепродукты. К этому следует добавить такие специфические именно для российской действительности источники массовой фрустрации, как отсутствие полноценно функционирующих социальных «лифтов», критический уровень социального расслоения общества, постоянно меняющиеся правила игры, а то и откровенный произвол со стороны государственных и, прежде всего, так называемых «силовых» структур.

В этих условиях, наряду с очевидной необходимостью кардинального пересмотра всей внутренней политики, критически важной, с точки зрения не только модернизации, но и элементарного выживания общества, является проблема фрустрационной толерантности его членов. Она во многом обусловлена особенностями развития и социального научения в детском возрасте. Так, если в период становления детской инициативы (в возрасте от 3-х до 6-и лет) фрустрирующие действия взрослых (родителей, воспитателей и т. д.), направленные на подавление активности ребенка (в своей первооснове такие действия вполне оправданы и, более того, необходимы, если они объективно направлены на обеспечение безопасности ребенка, а также законных интересов его социального окружения: других детей, родственников и т. п.), приобретают глобальный характер, тем самым превращая ситуативную фрустрацию в устойчивую депривацию жизненно необходимой потребности ребенка в самостоятельной активности. В таких условиях ребенок учится реагировать на фрустрацию либо агрессией в адрес непосредственных фрустраторов (взрослых) в ее инфантильных проявлениях (чаще всего в форме истерического отвержения), либо ищет замещающие объекты (игрушки, домашних животных, других детей). В данном ракурсе становится совершенно понятна весьма распространенная схема реагирования на фрустрацию взрослых людей, описываемая анекдотом «. ..о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона; и все это потому, что на работе муж получил нагоняй от босса»1.

Заметим, что в рамках отечественных традиций как семейного воспитания, так и классической дошкольной педагогики, в центре внимания которых было и остается не то, как развивается реальный ребенок в конкретных условиях, а то, как должен развиваться абстрактный ребенок в некоей идеальной схеме, культивируется именно директивный, совершенно дисфункциональный, с точки зрения формирования фрустрационной толерантности личности, подход к воспитанию.

Другим критическим в контексте рассматриваемой проблематики моментом развития является подростковый и юношеский период. В этом возрасте роль фрустраторов спонтанной личностной активности, наряду с родительскими и замещающими их фигурами (учителями), все больше начинают играть социальные институты. При этом особую значимость с данной точки зрения приобретают господствующие в обществе идеологические установки. В этой связи отчетливо наблюдаемая в современном российском обществе тенденция к агрессивному навязыванию так называемых «традиционных ценностей» в самой идиотизированной их форме, изоляционизма и ханжеской десексуализации представляют прямую и явную угрозу не только психологическому благополучию отдельных индивидов, но и самим первоосновам существования России как целостного государственного образования.

О том, что это действительно так, свидетельствует, в частности, рост ксенофобии и межнациональной напряженности, уже вылившийся в кровавые события в карельском городе Кондапога и целый ряд других инцидентов, не получивших столь широкого освещения в средствах массовой информации. Следует также добавить, что в более локальных своих проявлениях низкая фрустрационная толерантность отдельных членов сообщества может полностью парализовать деятельность группы. Особенно актуально это для команд, занимающихся ярко выраженной инновационной деятельностью, которая по определению предполагает высокий риск неудачи и связанной с этим фрустрации.

Практический социальный психолог, осуществляя ежедневное курирование конкретной группы или организации, должен иметь четкое представление о степени индивидуальной предрасположенности каждого члена общности к фрустрационным воздействиям и об уровне его фрустрационной толерантности, что является необходимым условием выбора той или иной коррекционно-поддерживающей программы психологического сопровождения жизнедеятельности сообщества.


* * *
Осознание крушения надежд, невозможность достижения поставленных целей. Проявляется состоянием подавленного настроения, напряжением и тревогой, депрессией.


* * *
психическое состояние переживания человеком какой-либо неудачи, утраты, крушения надежд, Сопровождаемое чувством безысходности, тщетности Прилагаемых усилий.


* * *
— эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.


* * *

психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное непреодолимыми препятствиями и не оправдавшимися надеждами к желаемой цели. Ф. – крушение планов, желаний, сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Ф. возникает в состоянии конфликта и может проявляться в защитной реакции (агрессивности, регрессии, пассивности, ригидности и др.).


* * *
(от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение) —психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. Ф. можно рассматривать как одну из форм психологического стресса. Различают: фрустратор — причину, вызывающую Ф.; фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию. Ф. сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т. п. Уровень Ф. зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от его личностных качеств. Важным понятием при изучении Ф. является фрустрационная толерантность (устойчивость к фрустраторам), в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее. Изучение Ф. приобретает значение в связи с актуальной задачей формирования устойчивости личности к воздействию неблагоприятных жизненных и производственных факторов. Высокий уровень Ф. может привести к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Известны случаи Ф. (вплоть до полного прекращения деятельности) у операторов энергосистем, водителей транспортных средств, при возникновении неожиданных аварий. Менее легкие проявления Ф. наблюдаются у операторов ЭВМ в случае возникновения частых нарушений при диалоге с машиной, у операторов-технологов при частых сбоях и неполадках в технологическом процессе. Поэтому в инженерной психологии разрабатываются методы по повышению фрустрационной устойчивости операторов (профессиональный отбор, психологическая подготовка и т. п.) и предотвращению возникновения фрустрационных ситуаций путем рационального проектирования техники и технологических процессов, а также за счет рациональной организации трудовых процессов.

Разочарование | Психология Вики | Фэндом

в: Фрустрация, Эмоциональные состояния

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

В психологии фрустрация — это эмоциональное состояние, вызываемое различными причинами:

  • Инстинктивное поведение не может быть выражено, или
  • дисков были увеличены из-за бездействия, или
  • Ожидания не оправдались.

Разочарование является обычной эмоциональной реакцией на оппозицию и противоположностью удовлетворенности.

Связанный с гневом и разочарованием, он возникает из-за воспринимаемого сопротивления исполнению индивидуальной воли. Чем сильнее препятствие и чем сильнее воля, тем сильнее, вероятно, будет разочарование. Причины фрустрации могут быть внутренними или внешними.

У людей внутренняя фрустрация может возникать из-за проблем с выполнением личных целей и желаний, инстинктивных побуждений и потребностей или преодоления предполагаемых недостатков (таких как неуверенность или страх перед социальными ситуациями) или . Конфликт также может быть внутренним источником разочарования; когда у человека есть конкурирующие цели, которые мешают друг другу, это может вызвать когнитивный диссонанс.

Внешние причины фрустрации включают внешние обстоятельства, такие как лишения, заблокированная дорога или трудная задача. Справляясь с разочарованием, некоторые люди могут проявлять пассивно-агрессивное поведение, что затрудняет определение исходной причины (причин) их разочарования, поскольку ответы являются косвенными. Более прямым и распространенным ответом является склонность к агрессии. [1]

Содержание

  • 1 Причины
  • 2 Симптомы
  • 3 Оценка
  • 4 Психоаналитический взгляд
    • 4.1 Оптимальное расстройство
  • 5 У животных
  • 6 См. также

Причины

Для человека, испытывающего гнев, эмоция обычно приписывается внешним факторам, которые находятся вне его или ее контроля. Хотя легкая фрустрация, вызванная внутренними факторами (например, ленью, недостатком усилий), часто является положительной силой (вдохновляющей мотивацией), чаще всего она воспринимается как неконтролируемая проблема, провоцирующая более серьезную и, возможно, патологическую. Человек, страдающий от патологического гнева, часто чувствует себя бессильным изменить ситуацию, в которой он находится, что приводит к гневу и, если его не контролировать, к дальнейшему гневу.

может быть результатом блокировки мотивированного поведения. Человек может реагировать по-разному. Он / она может ответить рациональными методами решения проблем, чтобы преодолеть барьер. В противном случае он может разочароваться и вести себя иррационально. Примером блокировки мотивационной энергии может быть случай, когда рабочий хочет отдохнуть, чтобы порыбачить, но его/ее начальник не дает ему разрешения. Другим примером может быть руководитель, который хочет продвижения по службе, но обнаруживает, что ему не хватает определенной квалификации. Если в этих случаях апелляция к разуму не приводит к уменьшению барьера или выработке какого-либо разумного альтернативного подхода, фрустрированный индивидуум может прибегнуть к менее адаптивным методам, пытаясь достичь цели. Он/она может, например, атаковать барьер физически, словесно или и тем, и другим.

Симптомы

Фрустрация может рассматриваться как поведение «проблема-реакция» и может иметь ряд последствий в зависимости от психического здоровья человека. В положительных случаях это разочарование будет нарастать до уровня, который будет слишком велик для того, чтобы человек мог с ним бороться, и, таким образом, приведет к действию, направленному на решение внутренней проблемы. Однако в негативных случаях человек может воспринимать источник разочарования как находящийся вне его контроля, и, таким образом, разочарование будет продолжать накапливаться, что в конечном итоге приведет к дальнейшему проблемному поведению (например, к агрессивной реакции).

Иногда возникает упорный отказ реагировать на новые условия, влияющие на достижение цели, такие как удаление или модификация барьера. Как указывает J.A.C. Браун, суровое наказание может заставить людей слепо продолжать неадаптивное поведение: «Либо оно может иметь эффект, противоположный эффекту вознаграждения, и, как таковой, препятствовать повторению действия, либо, действуя как фрустрирующий агент, оно может привести к фиксации. а также другие симптомы фрустрации. Отсюда следует, что наказание является опасным инструментом, поскольку оно часто имеет последствия, полностью противоположные желаемым». [2]

Оценка

  • Исследование фрустрации Розенцвейга

Психоаналитический взгляд

В психоанализе фрустрация рассматривается как в положительном, так и в отрицательном свете. С одной стороны, это рассматривается как часть цепи, ведущей к неврозу, в том смысле, что, как мы видели, фрустрация приводит к агрессии, которая, в свою очередь, постулируется как ведущая к тревоге и действию защитных механизмов и т.д. [3] . С другой стороны, фрустрация рассматривается как помощь в развитии эго, поскольку люди развивают способность терпеть чувства, которые она вызывает.

Оптимальная фрустрация

В психологии самости, когда объект самости необходим, но недоступен, это создает потенциальную проблему для самости, называемую «фрустрацией» — как в случае «травматической фрустрации желания или желания, соответствующего фазе». потребность в родительском признании… сильное нарциссическое расстройство». [4]

Противоположность тому, что Кохут назвал «оптимальной фрустрацией»; и он считал, что, «как и в аналогичной более поздней среде ребенка, наиболее важным аспектом самых ранних отношений между матерью и младенцем является принцип оптимальной фрустрации. Переносимые разочарования… приводят к созданию внутренних структур, которые обеспечивают основу для самоуспокоения». [5]

Параллельно Кохут считал, что «умелый аналитик… проведет анализ по принципу оптимальной фрустрации». [6]

Субоптимальные фрустрации и следующие за ними дезадаптации можно сравнить с концепцией травмы Фрейда или с решением проблемы в эдипальной фазе. Однако масштаб оптимальной (или другой) фрустрации описывает формирование каждого «укромного уголка» личности, а не несколько драматических конфликтов.

У животных

Считается, что фрустрация у животных возникает в ситуациях, когда подавляется инстинктивное поведение.

См. также

  • Компенсация (психология)
  • Недовольство
  • Низкая устойчивость к фрустрации
  • Спутанность сознания
  • Обида
  • Сексуальное расстройство
  • Tantrum
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).
  1. ↑ Гипотеза фрустрации-агрессии. Миллер, Н.Е. Психологический обзор. Том 48 (4), июль 1941 г., стр. 337–342.
  2. ↑ J.A.C. Браун, Социальная психология промышленности (Балтимор, Мэриленд: Пингвин, 1954), стр. 253–54.
  3. ↑ Райкрофт, К. (1995). Критический словарь психоанализа. Лондон: Пингвин.
  4. ↑ Кохут, Анализ с. 197 и с. 139
  5. ↑ Кохут, Анализ с. 64
  6. ↑ Кохут, Анализ с. 199

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Психология гнева

  1. Гнев: замещающая эмоция
  2. Определение гнева
  3. Польза и издержки гнева: социальные, эмоциональные и медицинские последствия

Введение форму или другую (физическую или эмоциональную). Гнев может возникнуть, когда люди плохо себя чувствуют, чувствуют себя

отвергнуть , почувствовать угрозу или испытать потерю .

Тип боли не имеет значения; важно то, что испытываемая боль неприятна . Поскольку гнев никогда не возникает изолированно, а скорее обязательно предшествует чувству боли , его часто характеризуют как «вторичную» эмоцию.


  • Одной боли недостаточно, чтобы вызвать гнев. Гнев возникает, когда боль сочетается с какой-либо мыслью, вызывающей гнев .
  • Мысли, которые могут спровоцировать гнев, включают личных оценок , предположений , оценок или интерпретаций ситуаций , которые заставляют людей думать , что кто-то другой пытается (сознательно или нет) причинить им боль .

В этом смысле гнев является социальной эмоцией ; У вас всегда есть цель, против которой направлен ваш гнев (даже если эта цель — вы сами). Чувство боли в сочетании с мыслями, вызывающими гнев, мотивируют вас к действию , столкнитесь с угрозами и защитите себя, нанеся удар по цели, которая, по вашему мнению, причиняет вам боль.


Гнев: замещающая эмоция
  • Гнев также может быть замещающей эмоцией . Под этим мы подразумеваем, что иногда люди злятся, чтобы не чувствовать боли . Люди меняют свое чувство боли на гнев, потому что злиться лучше, чем испытывать боль . Это превращение боли в гнев может происходить сознательно или бессознательно. 9. Люди, испытывающие боль, обычно думают о своей боли. Однако разгневанные люди думают о причинении вреда тем, кто причинил боль. Частично трансмутация боли в гнев включает в себя переключение внимания — с себя на других.

  • Таким образом, гнев временно защищает людей от необходимости осознавать свои болезненные настоящие чувства и справляться с ними ; вместо этого вы должны беспокоиться о том, чтобы отомстить людям, на которых вы злитесь. Злость на себя может помочь вам скрыть тот факт, что вы находите ситуацию пугающей или чувствуете себя уязвимой.

  • В дополнение к обеспечению хорошей дымовой завесы для чувства уязвимости, гнев также создает чувство праведности , силы и морального превосходства , которого нет, когда кто-то просто испытывает боль. Когда вы злитесь, вы злитесь по причине. «Люди, которые причинили мне боль, неправы — они должны быть наказаны» — общий рефрен. Очень редко кто-то сердится на кого-то, кто, по их мнению, не причинил им серьезного вреда.


Определение гнева

Определение того, является ли чей-то гнев проблемой, часто зависит от того, согласны ли другие люди с тем, что их гнев, и действия, которые они предпринимают во имя своего гнева, оправдано .

Подробнее о гневе и управлении гневом

Злые люди всегда считают, что их гнев оправдан. Однако другие люди не всегда соглашаются. Социальное осуждение гнева создает реальные последствия для разгневанного человека. Разгневанный человек может чувствовать себя оправданным в совершении гневного, агрессивного действия, но если судья или коллегия присяжных не видят этого, этот разгневанный человек все равно может попасть в тюрьму. Если начальник не согласен с тем, что гнев, высказанный по отношению к покупателю, оправдан, работа все равно может быть потеряна. Если супруг не согласен с тем, что гнев был оправдан, в браке могут возникнуть проблемы.


Независимо от того, оправдано это или нет, соблазнительное чувство праведности, связанное с гневом , дает мощное временное повышение самооценки .

  • Гораздо приятнее злиться, чем признавать болезненные чувства, связанные с уязвимостью.
  • Вы можете использовать гнев, чтобы преобразовать чувство уязвимости и беспомощности в чувство контроля и силы.
  • У некоторых людей вырабатывается бессознательная привычка превращать почти все свои уязвимые чувства в гнев, чтобы избежать необходимости иметь с ними дело.

Проблема заключается в том, что даже когда гнев отвлекает вас от того факта, что вы чувствуете себя уязвимым, вы все равно на каком-то уровне чувствуете себя уязвимым .

  • Гнев не может заставить боль исчезнуть он только отвлекает от нее.
  • Гнев, как правило, не решает и не решает проблемы , которые в первую очередь вызывали у вас чувство страха или уязвимости, и может создать новых проблем , включая социальные и медицинские вопросы.

Дополнительные статьи о гневе
  • Гнев и биполярное расстройство
  • Гнев и мотивация
  • Angrees
  • .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *