Функция это в психологии – ФУНКЦИЯ это что такое ФУНКЦИЯ: определение — Психология.НЭС

Функция | Мир Психологии

ФУНКЦИЯ

Функция (от лат. function — совершение, исполнение) — отношение объектов, в котором изменению состояния и свойств одного из них соответствует изменение другого или других. Функция может рассматриваться с т.зр. взаимосвязи объектов, явлений в границах целостного образования (строения, функционирования). При системном подходе понятие Функция используется для определения направленного, избирательного воздействия, на основе которого устанавливаются связи между объектами, явлениями, их частями и свойствами. Проблема соотношения Ф. и структуры была обозначена еще Аристотелем, в научный оборот понятие Ф. было введено Г.В. Лейбницем и стало широко использоваться в исследованиях при функциональном подходе (см. Функционализм). Э. Кассирер понятие Ф. использовал для характеристики движения познания, его направленности на установление зависимостей между объектами, их воздействия друг на друга.

Функция выступает как мера связности между отдельными элементами структуры или между структурами, которые входят в состав иерархического целого. Четко выраженные и устойчивые Ф. проявляются, как правило, только в высокоинтегрированных образованиях. Самостоятельное значение функция приобретает в рамках функциональной системы, в которой элементами являются не объекты (вещи), а процессы, действия (напр., высшие психические функции в терминах Л.С. Выготского) или операции. Функция рассматривается также в роли отдельного вида активности, как воздействие структуры — целостного строения с фиксированной внешней формой — на окружающую среду. В этой роли понятие Ф. тесно связано с понятием результирующей структуры, форму которой приобретают, напр., организованные виды деятельности. (В.М. Гордон)

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Функция — в физиологии — специфическая деятельность живого организма, его органов и пр.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Функция

(лат. functio – исполнение)

  1. в математике – количество, которое систематически изменяется с изменением какого-то другого количества;
  2. часто термин используется в других областях знания в значении 1, но без содержащемся в нём квантификации с коннотацией, что одно явление является функцией другого. Например, «убеждение есть функция достоверности источника информации»;
  3. соответствующее действие или поведение человека (органа, структуры и др.). Например, функция преподавателя, врача и т.п.;
  4. иногда к значению 3 добавляется указание задачи или цели. Например, «функция надпочечника – продуцирование адреналина».

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Функция

  1. В математике – количество, которое систематически изменяется с изменением какого-то другого количества. В формуле у = f(x). изменения в у представлены как функция изменений в х. Эти изменения не обязательно пропорциональны, но выражены характером функции. Когда используется в психологическом значении, х является независимой переменной, а у – зависимой переменной. Графически представить такие функциональные отношения можно, откладывая значения х на одной оси, и значения у – на другой.
  2. Часто этот термин используется подобно этому математическому способу, но без квантификации, которую отражает вышеупомянутое использование. Таким образом, можно встретить выражение типа «убеждение – функция достоверности источника», где подразумевается математическое значение с коннотацией, что одно является зависимым от чего-то другого, но квантификация переменных или полностью отсутствует, или представляется на менее сильной шкале (см. обсуждение термина шкала и связанные с ним статьи для разъяснения этого употребления).
  3. Соответствующее действие или соответствующее поведение человека, органа, структуры, машины или даже социально определенной роли. Таким образом, можно встретить упоминание функций преподавателя, компьютера, печени, группы, лидера и т.д. Сравните здесь со структурой (особенно 1) и см. фунционализм и структурализм. 
  4. Встречается также вариация значения 3, в которой наряду с поведением или действием определяется какая-то задача или цель; например, «функция надпочечников – продуцирование адреналина». Имеются и другие более тонкие различия в использовании этого термина, но большинство их может быть соотнесено с этими общими значениями. Когда подразумеваются вариации значения, об этом обычно сообщается с помощью уточняющего слова.

предметная область термина

ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ — согласованная система качественно сходных задач, «направленных на обеспечение какого-либо важнейшего аспекта управленческой деятельности.

ФУНКЦИЯ КОНТРАСТНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ — кривая, отражающая чувствительность визуальной системы к интервалу воспринимаемых ею пространственных частот, а именно зависимость между пороговыми уровнями контраста и пространственной частотой.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

2. Психология как наука. предмет, структура, методы и функции

2. Психология как наука: предмет, структура, методы и функции

Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире чело-века, о том, что часто называют его душевной жизнью.

Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, ин-тимной, скрытой от посторонних глаз.

Сам термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche – ду-ша, психика; logos — знание, осмысление, изучение. Следовательно, в букваль-ном значении «психология» — это знание о психике, наука, изучающая ее.

Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных её формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.

Важнейшими из таких направлений являются следующие:

бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение), – при котором базовой ка-тегорией считалось поведение, а все психические явления сводились к реакци-ям организма. За единицу поведения принималась связь стимула и реакции, внутренние же процессы не изучались, так как они не доступны прямому на-блюдению и, соответственно, научному анализу. Поведение же человека рас-сматривалось как пассивное, то есть являющееся «ответом» на внешние воз-действия. Основателями данного направления были Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скиннер.

психоанализ (фрейдизм), – при котором базовой категорией считалось бессознательное, а все психические явления объяснялись конфликтом между сознательным и бессознательным в психике человека. Основоположник данно-го направления З. Фрейд считал, что действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Он создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать неосознаваемые побуж-дения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода являет-ся анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д.

гештальтпсихология (от нем. gestalt – целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Лидерами этого направления были М. Вертгеймер, В. Келлер, К Коффка.

гуманистическая психология — направление в зарубежной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая является активным и творческим существом, обладающим оп-ределенной степенью свободы благодаря своим внутренним смыслам и ценно-стям. (Г. Олпорт, А Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).

В целом, исследования, проводимые в рамках названных школ и направле-ний, внесли большой вклад в науку и позволили лучше понять природу психи-ки. В то же время односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения раз-нообразных жизненно важных проблем реальных людей.

В современной психологии весь набор методов исследования можно раз-делить на три группы:

1. Методы сбора информации (эмпирические): наблюдение, экспе-римент, изучение документов, изучение результатов деятельности, опрос, тес-тирование, моделирование, биографический метод.

2. Методы обработки данных: методы математико-статистического ана-лиза данных, методы качественного анализа. 3.

Интерпретационные методы: генетический (филогенетический и онто-генетический), структурные методы (классификация, типологизация).

Функции психологии

Содержание функций

Методологическая

Выводы психологической науки могут служить основой для более частных психологических дисциплин, изучающих отдельные психологические явления

Мировоззренческая

Способствует выработке определенного видения психических процессов

Теоретико-познавательная

Формирует знание о психологии и ее роли в обществе

Аксиологическая

Оценка психических процессов и поведения людей

Регулятивная

Усвоение психологических знаний воздействует на поведение человека

Прогностическая

Раскрытие тенденций психических процессов, их экстраполяция на будущее.

studfiles.net

Функции психологии

Если спуститься с научных высот фрэйдов и юнгов на грешную землю, можно внезапно осознать, что все, что вокруг нас психология. Это простое псевдоиоткрытие сделал американский психолог, сказав, что социальная психология – это всего лишь то, что люди думают друг о друге, как они влияют и относятся друг к другу.

Для того чтобы удостовериться в «человечности» науки психология, рассмотрим ее основные функции.

Социально-диагностическая функция

Психология – она не где-то там, за грузными дверьми кабинетов сумасшедших гениев-профессоров, а совсем рядом. Это подтверждает основная функция психологии – диагностика.

Она заключается в постановке диагноза, определении проблемы человека, поиска источника проблемы, то есть, того, откуда растут ноги у страха и не только. Это может быть индивидуальная особенность личности, социальная, групповая, этническая и т.д.

То есть, первая функция – это поиск причины, по которой человек не может полноценно адаптироваться в обществе.

Социализация

Следующий шаг после нахождения первоисточника всех бед – исправление ошибок. Эта функция психологии помогает человеку наработать, создать те социальные установки, которые по каким-то причинам не развились в детстве, либо сформировались с дефектами. На данном этапе формируется умение по-другому смотреть на мир, нарабатывается психологический иммунитет – устойчивость психологическим стрессам.

Прогнозы

Прогнозы – это третья функция психологии. Сначала происходит наблюдение и сопоставление особенностей личности и общества, а затем прогнозируется изменение и того, и другого, а также особенностей их взаимодействия.

Профилактика

Профилактическая функция – это своего рода введение психологических прививок людям, чтобы в будущем, когда возникнут те или иные проблемы, они обладали психологическим иммунитетом. Примером таких прививок могут быть семинары, лекции и групповые тренинги, на которых каждый получает роль определенного психотипа и усваивает нормы поведения в типичных жизненных коллизиях.

 

womanadvice.ru

Четыре функции сознания. Ведущая функция в психологии. Подчиненная функция. Вспомогательная функция.

Глава 4. Четыре базовые функции сознания

Людей можно распределить не только по их универсальному признаку экстраверсии и интроверсии, но и по отдельным основным психологическим функциям.

Функция – это деятельность, работа, процесс. Само слово происходит от латинского слова «исполнять», а его санскритский корень означает «удовольствие». Выполнение определенной функции доставляет удовольствие, как и исполнение физических упражнений и вообще занятие любой деятельностью, в которой человек проявляет свою силу и умение.

В Аналитической психологии этот термин определяется как функции сознания. Они участвуют в развитии сознательной личности, формируя направленность сознания, согласованность Эго, его привычки, единство и память, а также свойственный ему способ выполнения действий. Функции формируются у человека позднее комплексов и классически в теории Юнга определяются как аспекты Эго-комплекса.

Опираясь на опыт, Юнг назвал основными психологическими функциями (а именно такими, которые существенно отличаются от всех прочих) ощущение, интуицию, мышление и чувство. Необходимо различать способ действия функций и их содержание. Человек может иметь чувства, мысли, ощущения, но оперировать с ними способно только организованное сознание. Возникшая в мозгу отдельная мысль еще не означает функцию мышления (это просто содержание сознания), а печальное настроение, испытываемое человеком в течение дня, еще не есть функция чувствования.

Четыре психологические функции следует рассматривать как 4 способа освоения и организации жизни. Сознание ориентируется в окружающем мире следующими 4-мя способами:

1. через ощущение, функциональной сущностью которого является установить, что нечто существует;

2. через мышление, поясняющее нам, что означает это нечто;

3. через чувство, которое говорит какова ценность этого нечто;

4. через интуицию, подсказывающую смысл и потенциальные возможности этого нечто…….

Функция «ощущение» активизируется при восприятии конкретных свойств объектов и явлений с помощью органов чувств.

Функция «интуиция» стимулируется при восприятии идей, заключенных в воспринимаемых объектах и явлениях, (то есть при восприятии их идеальных свойств).

Функция «мышление» связана с процессом аналитической деятельности мозга, направленной на выявление объективных причинно-следственных связей между объектами и явлениями.

Функция «чувствование» («чувство») направлена на субъективную (эмоциональную) оценку воспринимаемого.

Жизнь человека – это бесконечный процесс восприятия информации о мире вокруг нас. Абсолютно всё начинается со сбора информации, и существует два способа реализации этого процесса: сенсорный (с помощью ощущения) и интуитивный (с помощью интуиции)…….

На основе воспринятой информации человек выносит суждения и принимает решения. Процесс принятия решения нацелен на результат и сконцентрирован на конкретных вещах, объектах. Способы принятия решений также можно разделить на 2 вида: логический (с помощью мышления) и чувственный (с помощью чувствующей функции).

Любопытно, что мышление и чувство – это единственная пара предпочтений, связанная с полом. Около двух третей всех мужчин предпочитают логические решения, примерно такая же часть женщин – чувственные.

Функция принятия решений – наиболее труднораспознаваемое из всех предпочтений. Действие логики и чувства очень индивидуально. Услышав чье-то мнение по какому-либо вопросу, трудно определить, объективно оно или субъективно…….

Все 4 основные психические функции образуют целостный набор возможных способов организации опыта и ориентации человека в мире. Благодаря этому ориентация в современном мире может быть такой же полной, как и определение места в пространстве с помощью географических координат. Это своеобразный компас.

Выделенные 4 функции Юнг разделил на 2 группы.

Первая из них, в которую входили функции ощущения и интуиции, была названа им иррациональной. Юнг считал, что иррациональные функции связаны с процессом безоценочного восприятия и отвечают за непосредственный контакт человека с внешним миром.

Вторую группу функций, в которую вошли мышление и чувство, он обозначил как рациональную, утверждая их связь с процессом различения отдельных явлений и событий окружающего мира, с оценочным суждением. Человек, воспринимая информацию, одновременно производит её оценку. При этом существует 2 способа оценки – объективный (при помощи мышления) и субъективный (с помощью чувствующей функции)…….

В постъюнгианской типологии принято считать, что функции ощущение и интуиция являются разными полюсами одной шкалы – иррациональной, а мышление и чувство суть разные полюса другой шкалы – рациональной. Другими словами, эмоционально окрашенное чувство противоположно рассудочному мышлению, а проницательная интуиция противоположна поверхностному ощущению (сенсорике).

Действие одной полярной функции исключает действие противоположной полярной функции одной и той же шкалы. Например, если вы хотите бесстрастно размышлять, придется отбросить чувства. Очевидное тому подтверждение – вечная тема борьбы между чувством и разумом в истории человечества.

Взаимодействие психологических функций изображено на рис. 20.

Четыре основные функции, размещенные геометрически, образуют крест со шкалой рациональности, проходящей под прямым углом к шкале иррациональности. В центре находится Эго с присущей ему энергией воли. Воля может быть направлена на любую из психических функций, активизируя её…….

Человек, как известно, никогда не может быть всем сразу и никогда не может быть полностью совершенен. Он развивает всегда только определенные, необходимые ему качества и оставляет недоразвитыми остальные. Те функции, которые он не использует ежедневно, а значит и не развивает их упражнениями, остаются в той или иной степени в примитивном, инфантильном, часто лишь в полубессознательном, а порой даже в совершенно бессознательном состоянии. И хотя каждый человек потенциально располагает всеми 4-мя функциями, только одна из них развита настолько, чтобы сознательная воля могла ею манипулировать. Ее называют ведущей (или доминирующей) функцией. Если ведущей функцией, например, служит мышление, то человек может сознательно управлять своим мышлением. Он контролирует ход мысли, думает, о чем ему угодно, и не является рабом своих мыслей.

Хорошо развитая ведущая функция требует механизма доминирующей установки сознания. При таком положении дел, у экстраверта, например, наиболее развитая (дифференцированная) функция работает в экстравертной манере, тогда как менее развитые, низшие функции интровертируются. У интроверта наоборот.

Ведущая функция является самой сознаваемой и полностью находится под контролем сознания, в то время как менее развитые функции – отчасти бессознательны и гораздо менее контролируемы сознанием. Поэтому ведущая функция – это всегда выражение сознательной личности, её целей, её воли и главных достижений, тогда как менее развитые функции относятся к разряду тех вещей, которые просто «случаются» с человеком…….

Под влиянием доминирующей функции складывается индивидуальный психологический тип.

У человека всегда имеется одна функция, которая развита меньше остальных и особенно сильно сопротивляется интеграции в сознание. Это так называемая подчиненная функция, или иногда, чтобы отличить от других, её называют «четвертой функцией». Она-то и представляет собой ахиллесову пяту сознания: где-нибудь сильный – слаб, разумный – глуп, хороший плох

У каждой ведущей функции есть своя подчиненная. В юнговской модели, как показано на рис. 20 и рис. 21, подчиненная функция неизменно оказывается той же самой природы (рациональная или иррациональная), что и ведущая функция, но требующая противоположный механизм установки сознания (экстравертный или интровертный). Это второй полюс той же шкалы. Например, если ведущей функцией будет экстравертное мышление, то подчиненной будет интровертное чувство, если доминирует интровертное ощущение, то подчиненной будет экстравертная интуиция и т.д.

Оставаясь в бессознательном состоянии, подчиненная функция образует характерную для каждого типа неполноценность, которая в качестве составной части входит в общую структуру характера. Например, подчиненное мышление превращается в «простое мнение», и эти мнения и замечания временами шокируют своей бестактностью. А подчиненное чувство выражается в сентиментальности и крайне неразвитом вкусе. Это согласуется с общим опытом: одностороннее предпочтение мышления всегда сопровождается неполноценностью чувств, а развитое сенсорное восприятие таким же образом сказывается на интуитивной способности, и наоборот…….

Вызвать наверх неполноценную подчиненную функцию могут как позитивные, так и негативные события. Когда вы попадаете в ситуацию, в которой обычная ориентация не работает, где она не в силах помочь вам справиться с возникающими проблемами, вас автоматически отбрасывает к подчиненной функции.

Основная характеристика подчиненной функции – спонтанность проявления и недоступность для нашей воли. На нее никогда нельзя положиться, ибо ею нельзя управлять, более того, можно даже стать её жертвой: вы окажетесь не в силах контролировать себя, голос начинает срываться, вы краснеете, злитесь и так далее. Вы теряете власть над собой, и она переходит к подчиненной функции, которая более примитивна, чем развитая часть личности.

Подчиненной функции, по сравнению с ведущей, свойственна медлительность. Медлительность подчиненной функции является одним из её главных недостатков. Например, мыслительному типу требуется значительное время на размышления о том, испытывает ли он по отношению к чему-то чувства, и если да, то какие именно. Ускорить процесс невозможно, подчиненная функция никогда не достигнет скорости ведущей.

Кроме того, с проявлением подчиненной функции связан потрясающий заряд эмоций. Как только вы затрагиваете её сферу, люди начинают проявлять повышенную эмоциональность.

Другими типичными аспектами подчиненной функции, также связанными с её неспособностью к приспособлению и примитивностью, является ранимость и деспотизм.

Большинство людей становятся крайне обидчивыми, когда тем или иным способом затрагивается их подчиненная функция. Они не могут вынести малейшего намека на критику, чувствуют себя обиженными, теряют уверенность в себе и в результате терроризируют всех вокруг – все должны «ходить на цыпочках»…….

Ранимость есть симптом наличия неполноценности. Тем самым создаются психологические основы для разлада и недоразумений, и не только для разлада между двумя людьми, но и для разлада с самим собой. Дело в том, что сущность неполноценной функции характеризуется автономией. Она самостоятельна, она охватывает, околдовывает и опутывает нас так, что мы уже перестаем быть хозяевами самих себя и не можем точно проводить различие между собой и другими.

Подчиненная функция, безусловно, связана с болезненными местами, имеющимися в каждом человеке. Это наша открытая рана или, по крайней мере, открытая дверь, сквозь которую может проникнуть всё, что угодно. Подчиненную функцию можно представить себе как дверь, сквозь которую все составляющие бессознательного проникают в сознание и которую невозможно закрыть…….

Ощущающий, интуитивный, мыслительный и чувствующий психологические типы, получившие свое название от ведущей функции и описанные Юнгом, в чистом виде в реальной жизни встречаются крайне редко. Обычно имеется вторая функция (иногда даже и третья), которая достаточно развита и вполне совершенна (приближаясь по степени активности к ведущей функции), чтобы оказывать со-определяющее влияние на сознание. Она, в отличие от ведущей функции, не имеет решающего значения, но учитывается как вспомогательная функция (резервная или дополнительная). На практике вспомогательная функция такова, что её природа (принадлежность к рациональной или иррациональной шкале) отличается от ведущей (смотри выше рис.20 и рис. 21). Например, мышление, в качестве ведущей функции, может легко сочетаться с интуицией или с ощущением, но никогда – с чувством. Интуиция и ощущение представляют собой функции восприятия, оказывающие желанную помощь мышлению…….

Вспомогательную функцию человек использует более редко, чем ведущую. Она активируется либо в незначительных для него ситуациях, когда не требуется проявлять компетентную ведущую функцию, либо когда возникшая проблема не может быть решена с помощью ведущей функции. Поэтому вспомогательную функцию называют еще резервной, или адаптационной функцией. Она проявляет себя преимущественно в ситуациях общения с представителями других психологических типов. Например, на вечеринке с малознакомыми людьми мужчина мыслительного типа вряд ли будет излагать свои научные идеи, скучные для окружающих. Вероятнее, что он, используя свою вспомогательную ощущающую функцию, будет восхищаться внешним видом помещения, убранством стола, красотой женщин и т.п. Однако из-за недостаточной развитости сенсорной функции его комплименты и попытки ухаживать за женщинами могут быть весьма своеобразными, неумелыми.

Ориентация психики конкретного типа в наибольшей степени связана с ведущей и вспомогательной психическими функциями…….

Однако многие люди настолько хорошо развивают вспомогательную функцию, что оказывается очень трудным определить, является ли тип человека, скажем, мыслительно-интуитивным или перед вами интуит с развитым мышлением (то есть интуитивно-мыслительный тип), так как со стороны кажется, что обе эти функции получили в нем одинаково хорошее развитие. Установить ведущую функцию можно косвенно, сначала определив подчиненную функцию. Для этого нужно задать вопрос: от чего больше страдает человек с развитым мышлением и интуицией – от того, что набивает шишки, сталкиваясь с объективными ощущениями (в этом случае подчиненной будет ощущающая функция, а ведущей интуиция), или от проблем, связанных с чувствами (тогда подчиненной будет чувствующая функция, а ведущей мышление)? Получив ответ на этот вопрос, можно сначала решить, которая из функций является подчиненной, а затем уже сделать вывод, какая из функций ведущая, а какая – хорошо развитая вспомогательная…….

Психические функции можно трактовать как двери в сознание. Наша сфера сознания подобна комнате, имеющей 4 двери. Бессознательное обычно проявляется через менее развитые функции, поэтому ведущая функция – это дверь, закрытая для содержаний бессознательного. В человеке, развившем в себе только ведущую функцию, две вспомогательные будут действовать так же, как и подчиненная, то есть бессознательно, и до тех пор, пока человек не разовьет свои две вспомогательные функции, эти двери будут открытыми. Когда человеку удается развить 3 функции (ведущую и две вспомогательные), закрыв 3 двери в сознание, проблема четвертой, открытой двери (подчиненная функция), всё же остается, так как, видимо, ей предназначено оставаться незапертой. С этим придется смириться: чтобы продолжать развиваться, необходимо испытывать неполноценность.

Ошибка, которую часто совершают люди, заключается в том, что они думают, будто могут подтянуть подчиненную функцию до уровня других функций сознания…….

Нельзя совершить прямой прыжок от сознательной ведущей функции к полностью бессознательной подчиненной по той причине, что они, являясь противоположными полюсами одной шкалы, несовместимы, они полностью исключают друг друга. Необходимо сначала интегрировать в сознание совместимые с ведущей вспомогательные функции, при этом понизив уровень сознания, а уже потом, с этого уровня, переходить к ассимиляции подчиненной функции.

Ассимилировать (или интегрировать в сознание) функцию – означает жить какое-то достаточно долгое время, выдвинув её на передний жизненный план…….

Переключение на вспомогательную функцию происходит тогда, когда человек чувствует, что теперешний образ его существования стал безжизненным, когда он более или менее постоянно испытывает скуку и в собственном обществе, и в своей деятельности. Обычно ему не приходится решать теоретический вопрос, на какую функцию ему следовало бы переключиться. Он просто выбирает себе новое занятие по душе и тем самым переключается на другую функцию. Но не следует забывать, что ассимиляция вспомогательной функции является столь трудной задачей, что обычно людям приходится затрачивать на её решение весьма значительное время. Иногда в этот период человек на 8–10 лет на самом деле становится человеком другого психологического типа, нежели он был первоначально…….

После развития четвертой функции происходит качественное изменение сознания: функций теперь становится не 4, а одна – одна трансцендентная функция (включающая в себя все 4 хорошо развитые функции сознания), которую можно рассматривать как психологический механизм смены типа ведущей функции, а также смены типа установки сознания (экстраверсия – интроверсия) в зависимости от требований сложившейся ситуации…….

Ассимиляция подчиненной функции может произойти только при наличии смирения – готовности принести в жертву другие функции и опуститься вместе с ними на более низкий уровень. Юнг говорил, что не надо стремиться к совершенству, но следует любыми средствами стараться достичь полноты. Это приводит к переходу на промежуточный «средний уровень». При этом появляется новое, совершенно отличающееся от предыдущего отношение к жизни, при котором человек способен использовать в качестве ведущей любую из функций, но ни одну из них он не использует постоянно. Человек, действительно ассимилировавший все свои функции, может пользоваться любой из них тогда, когда этого требует сложившаяся ситуация, и сам больше не окажется в рабской зависимости от своей ведущей функции…….

Итак, состояние «среднего уровня» сознания превращается в трансцендентную функцию, с которой человек продвигается по жизненному пути. Другие уровни по-прежнему существуют и доступны для него, но он не занимает в них центральное положение. Центр его сознания сдвигается от Эго и его функций в промежуточное положение, сообразуясь с намеками Самости. Этот «средний уровень» контролируется активным воображением…….

Другими словами, человек постоянно находится (то есть живет) в медитативном состоянии. Внешне же он продолжает вести обычную повседневную жизнь, участвуя в ней, как любой нормальный человек…….

Решение проблемы функций является всего лишь первым шагом, но и этот шаг сделать чудовищно трудно. Людей, достигших этой стадии, очень немного…….

В идеале любой человек должен полностью владеть всеми 4-мя функциями, с тем чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы…….

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

esamohvalova.ru

Функции и задачи психологии.

Диагностическая функция означает анализ социально-психологических проблем клиентов, выявление их психологических особенностей (как индивидуальных, так и социально-групповых, возрастных, этнических, профессиональных и т.д.) в их связи с социальной средой. Основная цель такого анализа – установление диагноза, т. е. психологической проблемы и степени психологического дискомфорта, неустроенности, неблагополучия, дезадаптации, неспособности к оптимальной адаптации и социализации.

Социализаторская (социально-терапевтическая) функция – это функция социальной терапии в широком смысле, выражающая разрешение установленных социально-психологических проблем на основе использования психолого-терапевтических методов и процедур (психологическое консультирование, социальная педагогика.

Прогностическая функция выражается в установлении прогноза поведения личности, ее изменений и изменений социальной среды на основе выявленных закономерностей, особенностей их взаимодействия.

Профилактическая функция предполагает использование психопрофилактических методов по предотвращению негативных изменений поведения и деятельности клиентов, проведение своего рода профилактических прививок с целью закрепления социально — психологического иммунитета на будущее.

Основные цели и задачи социальной терапии: а) сформировать или доформировать в сознании клиента систему установленных в обществе, общепринятых социально-гуманистических ценностей; б) обеспечить усвоение (особенно в социальной работе с молодежью, с несовершеннолетними) общепринятых норм и принципов поведения и деятельности; в) изменить (или способствовать изменению) негативной социально-мировоззренческой ориентации личности, укреплению или восстановлению ее социально-психологического иммунитета, устойчивости, сопротивляемости внешним негативным обстоятельствам, более оптимальной приспособленности к ним (если их сложно изменить), формировать умение по другому взглянуть на мир; г) преодолеть имеющийся диссонанс, разлад, дисгармонию во внутреннем мире и поведении самого индивида с целью утверждения гармонического единства мыслей, чувств, действий; д) по возможности, содействовать социально-психологическому изменению социальной среды (особенно ближайшей) в направлении создания необходимых оптимальных условий жизнедеятельности клиента; е) по мере возможности и необходимости активно вовлекать клиента в этот процесс совершенствования, научить самосовершенствоваться.

В целом все эти цели и задачи, достигаемые в процессе реализации социально-терапевтической функции социальной работы, означают прямую помощь в совершенствовании социализации, социально — психологической адаптации и реабилитации индивидов (клиентов).

 

Специфика общей психологии.

Предмет общей психологии — это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.

Объект общей психологии – это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.

Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления. Но как бы ни были сложны пути, которыми продвигается психологическая мысль, постоянно трансформируя объект своего исследования и глубже погружаясь благодаря этому в предмет, каким бы изменениям и дополнениям он не был подвержен и какими бы терминами ни обозначался, можно всё же выделить основные блоки терминов, которыми характеризуется объект психологии. К ним относятся:

— психические процессы – психология изучает психические явления в процессе формирования и развития, продуктом которого становятся результаты, оформившиеся в образы, мысли, эмоции и т.п.;

— психические состояния – активность, подавленность, бодрость и т.п.;

— психические свойства личности – целеустремлённость, трудолюбие, темперамент, характер;

— психические новообразования – те знания, навыки и умения, которые приобретает человек в течение жизни.

Естественно, все психические феномены не могут существовать обособленно, а тесно связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга. Но рассмотреть каждый из них мы можем отдельно.

 




infopedia.su

психологические функции — это… Что такое психологические функции?


психологические функции

En.: Psychological functions

1. Гипноз позволяет «брать в скобки» некоторые психологические функции и таким образом избирательно активизировать другие. Вот хороший пример изолирования функций в гипнозе (Erickson & Rossi, 1979). Во время одной демонстрации Эриксон хотел доказать оригинальную способность пациентов в гипнозе играть со своим собственным сопротивлением. Пациентка, добровольно вызвавшаяся для демонстрации, очень подходила для этого, несмотря на то, что была уверена в обратном. Эриксон попросил ее «предоставить своему бессознательному право продемонстрировать тем или иным способом, что она очень хорошая пациентка, но так, чтобы сама она не отдавала себе в этом отчета сознательно и в то же время сохраняла активность на сознательном уровне. Другими словами, чтобы то, что демонстрирует пациентка, видела только аудитория. Через некоторое время рука пациентки начала левитировать без участия ее сознания, в то время как она сама продолжала извиняться, что мало подходит для демонстрации. Она сохраняла способность смеяться и шутить с аудиторией, в то время как Эриксон предлагал медикам проверить спонтанную анестезию, развивавшуюся без ее ведома в одной руке с сохранением чувствительности во второй. Эта молодая женщина оказалась способна сохранять свое сопротивление, демонстрируя признаки настоящего гипноза.

В будущем должен возрасти интерес исследователей к избирательным изменениям некоторых психических функций при том или ином типе гипноза. (См.: содержание индукции.)

2. Возможность избирательной активизации некоторых психических функций — это ключ к пониманию терапии гипнозом.

Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию. — М.: Издательство Института психотерапии. Жан Годэн. 2003.

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
  • ПСИХОТЕРАПИЯ

Смотреть что такое «психологические функции» в других словарях:

  • Психологические функции — (Psychological functions). Четыре функции, входящие в структуру личности, которые использовал Юнг для объяснения различий во взаимодействии людей с миром. Мышление и чувство объединены как рациональные функции, поскольку они позволяют формировать …   Теории личности: глоссарий

  • Психологические типологии — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности …   Википедия

  • функции национальной психологии (национально-психологических особенностей) — (от лат. functio исполнение, осуществление) это системные свойства различных проявлений психики представителей этнических общностей, которые детерминируют их деятельность. Важнейшей из таких функций является объективизация этнической специфики.… …   Этнопсихологический словарь

  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ) — (от лат. functio исполнение, осуществление) это системные свойства различных проявлений психики представителей этнических общностей, которые детерминируют их деятельность. Важнейшей из таких функций является объективизация этнической специфики.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Психологические аспекты противодействия отдельным видам преступлений — Поскольку в детерминации преступности в целом и отдельных видов преступлений существенную роль играют и факторы психологического порядка, постольку любые системы и формы противодействия ей должны учитывать эти факторы на любой стадии… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • высшие психические функции — <…> отношение между высшими психологическими функциями было некогда реальным отношением между людьми <…> Отношение психологических функций генетически соотнесено с реальным отношением между людьми: регуляция словом,… …   Словарь Л.С. Выготского

  • Высшие психические функции — (ВПФ) специфические человеческие психические процессы. Считается, что они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями, например, знаками.[1]. К высшим психическим функциям относят:… …   Википедия

  • высшие психические функции — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. В. п. ф. одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и развитое А. Р. Лурия и другими психологами. В. п. ф. как… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПОДКОРКОВЫЕ ФУНКЦИИ — ПОДКОРКОВЫЕ ФУНКЦИИ. Учение о функциях П. образований, развившееся на базе анат. клинических (по преимуществу) сравнительно анатомических и экспериментально физиологических исследований, насчитывает i.e много лет давности и не может считаться за …   Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Измененные состояния сознания Природа механизмы функции характеристики Хрестоматия, Гордеева О.. Хрестоматия содержит работы ведущих зарубежных и отечественных авторов, посвященные измененным состояниям сознания. Рассмотрены вопросы истории и современного состояния исследований в данной… Подробнее  Купить за 1078 руб
  • Измененные состояния сознания: Природа, механизмы, функции, характеристики: Хрестоматия, Гордеева Ольга Владимировна. Хрестоматия содержит работы ведущих зарубежных и отечественных авторов, посвященные измененным состояниям сознания. Рассмотрены вопросы истории и современного состояния исследований в данной… Подробнее  Купить за 1074 руб
  • Измененные состояния сознания. Природа, механизмы, функции, характеристики. Хрестоматия, Гордеева О.В.. Хрестоматия содержит работы ведущих зарубежных и отечественных авторов, посвященные измененным состояниям сознания. Рассмотрены вопросы истории и современного состояния исследований в данной… Подробнее  Купить за 702 руб
Другие книги по запросу «психологические функции» >>

new_hypnosis.academic.ru

Психологические функции — это… Что такое Психологические функции?


Психологические функции
(Psychological functions). Четыре функции, входящие в структуру личности, которые использовал Юнг для объяснения различий во взаимодействии людей с миром. Мышление и чувство объединены как рациональные функции, поскольку они позволяют формировать суждения о жизненном опыте. Ощущение и интуиция объединены как иррациональные функции, так как осуществляют пассивное «схватывание» жизненного опыта.

Теории личности. — СПб.: Питер. Л. Хьелл, Д. Зиглер. 2003.

  • Психологическая ситуация
  • Психология личности

Смотреть что такое «Психологические функции» в других словарях:

  • психологические функции — En.: Psychological functions 1. Гипноз позволяет «брать в скобки» некоторые психологические функции и таким образом избирательно активизировать другие. Вот хороший пример изолирования функций в гипнозе (Erickson & Rossi, 1979). Во время одной… …   Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

  • Психологические типологии — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности …   Википедия

  • функции национальной психологии (национально-психологических особенностей) — (от лат. functio исполнение, осуществление) это системные свойства различных проявлений психики представителей этнических общностей, которые детерминируют их деятельность. Важнейшей из таких функций является объективизация этнической специфики.… …   Этнопсихологический словарь

  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ) — (от лат. functio исполнение, осуществление) это системные свойства различных проявлений психики представителей этнических общностей, которые детерминируют их деятельность. Важнейшей из таких функций является объективизация этнической специфики.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Психологические аспекты противодействия отдельным видам преступлений — Поскольку в детерминации преступности в целом и отдельных видов преступлений существенную роль играют и факторы психологического порядка, постольку любые системы и формы противодействия ей должны учитывать эти факторы на любой стадии… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • высшие психические функции — <…> отношение между высшими психологическими функциями было некогда реальным отношением между людьми <…> Отношение психологических функций генетически соотнесено с реальным отношением между людьми: регуляция словом,… …   Словарь Л.С. Выготского

  • Высшие психические функции — (ВПФ) специфические человеческие психические процессы. Считается, что они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями, например, знаками.[1]. К высшим психическим функциям относят:… …   Википедия

  • высшие психические функции — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. В. п. ф. одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и развитое А. Р. Лурия и другими психологами. В. п. ф. как… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПОДКОРКОВЫЕ ФУНКЦИИ — ПОДКОРКОВЫЕ ФУНКЦИИ. Учение о функциях П. образований, развившееся на базе анат. клинических (по преимуществу) сравнительно анатомических и экспериментально физиологических исследований, насчитывает i.e много лет давности и не может считаться за …   Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Измененные состояния сознания Природа механизмы функции характеристики Хрестоматия, Гордеева О.. Хрестоматия содержит работы ведущих зарубежных и отечественных авторов, посвященные измененным состояниям сознания. Рассмотрены вопросы истории и современного состояния исследований в данной… Подробнее  Купить за 1078 руб
  • Измененные состояния сознания: Природа, механизмы, функции, характеристики: Хрестоматия, Гордеева Ольга Владимировна. Хрестоматия содержит работы ведущих зарубежных и отечественных авторов, посвященные измененным состояниям сознания. Рассмотрены вопросы истории и современного состояния исследований в данной… Подробнее  Купить за 1074 руб
  • Измененные состояния сознания. Природа, механизмы, функции, характеристики. Хрестоматия, Гордеева О.В.. Хрестоматия содержит работы ведущих зарубежных и отечественных авторов, посвященные измененным состояниям сознания. Рассмотрены вопросы истории и современного состояния исследований в данной… Подробнее  Купить за 702 руб
Другие книги по запросу «Психологические функции» >>

personality_theory.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *