Выпуск 20. Уровни развития интеллекта. Часть 1 | Интеллектикс
Сегодня мы поговорим о том, как определить реальный уровень развития интеллекта. В прошлом выпуске мы узнали, что тест IQ нам в этом не поможет. Решение выдуманных задач к интеллекту отношения не имеет.
Тогда как определить реальный уровень? Только путем анализа того, как человек реагирует на реальные жизненные ситуации и какие результаты при этом получает.
Критерии оценки интеллекта
Если кратко описать работу интеллекта, то она состоит из трех этапов:
- Постановка цели
- Построение плана действий и анализ возможных проблем.
- Достижение цели
Казалось бы очень легко оценить интеллект по достигнутым результатам. Это неверный подход. Люди находятся в разных стартовых условиях.
Например, мы узнали, что кто-то получил Нобелевскую премию, а кто-то опубликовал ряд научных работ, но премию не получил. Вроде бы первый человек умнее. Но если мы посмотрим на стартовые условия, то увидим, что первый получил премию, работая в составе группы нобелевских лауреатов и пришел уже на все готовое.
Теперь посмотрим на другого человека, который премию не получил. Возьмем биографию реального ученого. Он вырос в Новой Зеландии и у него не было денег на учебу. И он смог учиться только потому, что постоянно показывал выдающиеся результаты и получал две стипендии. Затем этот человек стал работать в Кембридже и его называют отцом ядерной физики. Именно он установил, что радиоактивное излучение урана неоднородно и открыл планетарную модель атома. Он расщепил атом азота и обнаружил протон. Это известнейший физик Эрнест Резерфорд, который не получил Нобелевскую премию по физике (хотя получил Нобелевскую премию по химии).
Как видите, простое сравнение результатов нас может подвести.
Возьмем пример попроще. Мы узнали, что у одного человека есть миллион долларов, а у другого только полмиллиона. Вроде бы первый человек умнее. Но если мы посмотрим на стартовые условия, то увидим, что первый получил в наследство десять миллионов, а второй вырос в нищете.
И сразу ясно, что умнее – второй.
Уровни развития интеллекта
Для измерения уровня интеллекта мы рассмотрим, как происходит его развитие.
Индивидуальность человека определяется уникальными понятиями о мире, которые формируются в результате повседневного опыта человека. Сам порядок формирования понятий генетически задан и одинаков для всех людей. Но то, как человек использует эти понятия – это уже выбор самого человека.
Каждый человек в своем развитии проходит следующие этапы интеллектуального развития:
- эмоциональный (до 7 лет)
- социальный (7 – 16 лет)
- интеллектуальный (после 16 лет)
На эмоциональном этапе развития интеллект практически не развит. На социальном интеллект развит хорошо, но используется только при необходимости. На интеллектуальном уровне человек использует интеллект для самоуправления, а значит, может эффективно самообучаться и самосовершенствоваться. Поведение человека на этих этапах развития столь различно, что имеет смысл рассматривать мышление и поведение человека отдельно для каждого этапа развития.
Так как для интеллекта требуется сочетание многих факторов, то интеллектуальное развитие часто задерживается, поэтому даже взрослый человек может иметь интеллект ребенка.
Для краткости дадим представителям различных уровней интеллектуального развития следующие обозначения:
- дикарь,
- обыватель,
- личность.
Выбор этих терминов не несет каких-либо оценочных свойств. Слово «дикарь» обычно используется как синоним необразованного человека, не знакомого с условностями цивилизации. Слово «обыватель» выбрано в качестве обозначения человека обычного, ведущего социально одобряемый образ жизни. Слово «личность» предполагает активно действующего человека, не пасующего перед трудностями («сильная личность»).
Любопытно, что мышление детей, представителей первобытных племен, алкоголиков и наркоманов во многом совпадает. Это объясняется тем, что у детей интеллект еще не развит, у настоящих дикарей он не развивается вследствие их культуры воспитания, а у алкоголиков и наркоманов интеллект вытравлен. Поэтому далее слово «дикарь» подразумевает представителей всех этих групп.
(продолжение в следующих выпусках…)
Читайте статьи на эту тему:
www.sheremetev.info
Уровень интеллекта
Уровень интеллекта
02.12.2015Снежана Иванова
Уровень интеллекта определяется множеством условий и факторов. Многое, конечно, зависит от самого человека, от его стремлений и усилий.
Под уровнем интеллекта обычно понимается количественная оценка умственных возможностей личности. Интеллект всегда отражает способности человека к обучению и развитию. Чем более широкая картина мира формируется у отдельного индивида, тем более высоким можно назвать уровень IQ. Традиционно уровень интеллекта измеряется тестом Айзенка, который формирует достаточно точный результат в количественных показателях. Исследование уровня интеллекта сегодня может пройти любой человек.
Показатели в единицах измерения
Традиционно принято считать высоким результатом исследования, если IQ человека равно 200 единицам. Таких людей на самом деле во всем мире немного. Как правило, они занимаются научной деятельностью или творчеством. Средний уровень интеллекта соответствует 90- 120 единицам. Данные показатели наблюдаются у большинства людей, живущих на земле. Низкий уровень интеллекта начинается с 70 единиц и опускается ниже. Вообще низкий интеллект говорит, как правило, о легкой или выраженной форме умственной отсталости.
Какие факторы оказывают влияние на уровень интеллекта?
Говоря о показателях выраженности интеллекта, нелишним будет упомянуть, какие составляющие находятся в основе развития умственных способностей.
- Наследственность. В традиционной культуре принято полагать, что гены оказывают влияние на развитие интеллекта. С этим утверждением трудно спорить. Замечено, что в семьях с высокими показателями умственных способностей и дети растут более развитыми. Внимание, память, мышление, речь – все это проявляется у них в превосходной степени. В семьях, где оба родителя являются деградировавшими личностями, ребенок не будет получать никакого толчка к развитию. Возможно, это связано так же с тем, что ему никто не уделяет должного внимания.
- Окружающая обстановка. Безусловно, маленького человека во многом формирует та атмосфера, в которой он находится и растет длительное время. Окружающая среда прививает ему свои ценности, стремления и задачи. Личность формируется только в обществе. Когда малыш с рождения испытывает на себе теплое отношение, он учится уважать и ценить собственное «я». Впоследствии из такого ребенка вырастает целостная личность, которая знает, в чем заключается ее предназначение и основная жизненная задача.
- Раса, возраст и пол. Многочисленные исследования среди разных народов показывают, что все они развиты не одинаково. Больший уровень интеллекта замечен у европейцев, а меньший у народов Африки.
Что касается возраста, то здесь специалисты единодушно сходятся во мнении, что со временем у человека угасают умственные способности. Происходит это по той причине, что взрослый человек мало сил вкладывает в самообразование, а уделяет большее внимание собственным детям. У детей, кстати, наблюдается быстрый рост умственных способностей – развитие идет постепенно, но верно.
Среди девочек много интеллектуально развитых личностей, но особых колебаний среди показателей их интеллекта не выявлено. Мальчики отличаются друг от друга степенью развития интеллекта больше: среди них много как очень умных, так и тех, кто существенно отстает в развитии.
Таким образом, уровень интеллекта определяется множеством условий и факторов. Многое, конечно, зависит от самого человека, от его стремлений и усилий.
Читать также:
Понятие интеллекта
Развитие интеллекта
Нарушение интеллекта
psyh.info
Развитие интеллекта: уникальные методики и способы
Бытует мнение, что способности даются с рождения, закладывая фундамент. Это не совсем верное утверждение. Существуют уникальные методики направленные на развитие интеллекта, которые давно успешно применяются.
Совершенствование интеллектуальных способностей
Убеждение, что формирование способностей произошло в детские годы, а после нет смысла поддерживать уровень — ошибочно. Развитие интеллекта, поддержание уровня возможно в любом возрасте. Потенциал в каждом — стоит проявить силу воли для раскрытия.
Мозг, как мышцы, следует постоянно комплексно нагружать. Развитию интеллекта не способствуют быстрые способы – книги, обещающие помочь за неделю, таблетки, тренажеры.
Классификация Ж. Пиаже
Ж. Пиаже выделяет четыре стадии развития интеллекта.
Стадии | Возраст, лет | Определяющее поведение |
Сенсомоторная стадия | До 1,5-2 | Малыши развиваются через хватание, жевание, рассматривание. Учатся распознавать символы, понимать язык, говорить. Уровень развития интеллекта носит такое название из-за его опоры на органы чувств. |
Дооперациональная стадия | 2-7 | Дети обладают ограниченными «волшебными» представлениями о мире, затрудняются классифицировать события или объекты |
Стадия конкретных операций | 7-12 | Появляется логическое мышление, навык классифицирования объектов. Уровень развития интеллекта характеризуется осознанием иерархии классов, приближая этим детское мышление к взрослому |
Стадия формальных операций | С 12 и далее | Способность к анализу решения задач, тщательному обдумыванию и взвешиванию возможностей, построению планов, вспоминанию прошлого, метафорическому рассуждению. Уровень развития интеллекта определяется способностью представлять себя на месте людей, самоанализом. |
В ускорении прохождении стадий развития интеллекта нет смысла – главное, тщательно подготовить ребенка в соответствующей возрастной стадии, предоставив достаточное количество материала.
Методики совершенствования мышления
Развитию интеллекта способствуют игры – шахматы, покер, головоломки, логические компьютерные игры. Они укрепляют память, концентрацию. Игры развивают способность к соперничеству, дарят радость от повышения уровня.
Математические задачи – упражнения для всех групп мышц. Они развивают:
- Абстрактный, логический склад ума;
- Прогностические, дедуктивные навыки;
- Память, скорость и ясность мышления.
Книги помогают расширить кругозор, сформировать вкус, эмоционально стабилизируют. При этом важно внимательно подбирать литературу – для начала изучить рекомендации, списки к прочтению от интеллектуально развитых людей, посоветоваться с библиотекарями. Позже сформируется собственный вкус.
Обучение чему-либо новому способствует получению навыков работы с информацией, развитию памяти, расширяет кругозор.
Изучение языков. Переход с одного языка на другой — трудная работа для мозга. При владении несколькими языками интенсивнее работает нейронная сеть, что отодвигает потерю памяти на несколько лет. Игра на музыкальных инструментах повышает грамотность письма, речи.
Ещё один эффективный способ развития — это онлайн-тренажер для памяти и мышления. Этот увлекательный сервис подберёт программу именно для Вас.
Японская методика развития
Японская система развития интеллекта и памяти разработана неврологом и профессором из Японии с именем Рюта Кавашима. Невролог описал методику в книге «Тренируй свой мозг. Японская система развития интеллекта и памяти». Продаваться она начала в 2003 году, сразу став бестселлером.
Для начала книга предлагает понять эффективность работы мозга читателя. Также она включает набор несложных задач, методов, включая особую методику, помогающую производить периодическую оценку способностей.
Методики основаны на скоростных математических задачах, чтении вслух. Сначала предлагается пройти упражнения – тесты на устный счет или запоминание слов за минуту. После читатель переходит к решению математических заданий. Делается акцент на том, что заниматься нужно каждый день, записывая отчеты. При продолжительной работе происходит значительное улучшение результатов.
Проверочные тесты выполняются с периодичностью в пять дней. Выстраивается определенный график – пять дней занятия, один день проверка способностей.
Японская система развития интеллекта и памяти получила мировое признание за несложность заданий и трату на них минимального количества времени – 5-10 минут.
Повышение уровня эмоционального интеллекта (EQ)
Тема развития эмоционального интеллекта (EQ) популярна среди топ-менеджеров. Популярность выражена тем, что успешные лидеры предпочитают взаимодействовать с подчиненными не как с механизмом, а как с индивидами, обладающими индивидуальными особенностями.
Высокий уровень EQ помогает в быстром распознании эмоций, регулировании без подавления. Дэниел Гоулман, психолог утверждает, что эмоциональный интеллект в большей степени определяет способности к руководству, чем интеллектуальный.
Неправильную модель поведения, связанную с эмоциями людям прививают с детства. Родители учат детей подавлять эмоции, при этом не анализируя. В старшем возрасте чрезмерное подавление мешает отследить переломный момент, когда контроль эмоций уже невозможен. Таким образом, люди срываются в ненужный момент, руководителям в особенности это портит рабочий процесс.
Не находя достойного выхода, эмоции накапливаются, приводя к хронической усталости, раздражительности и апатии.
Модель EQ включает:
- Осознание и принятие собственных эмоций;
- Осознание и принятие чужих эмоций;
- Управление собственными эмоциями;
- Управление чужими эмоциями.
Упражнения для повышения эмоционального интеллекта
Существует ряд упражнений, помогающих повысить эмоциональный уровень. Например, для осознания собственных эмоций нужно периодически задавать себе вопросы о выяснении чувств в настоящий момент. Для начала стоит научиться определять главные состояния: гнев, страх, грусть, радость. После закрепить ведением таблицы со столбцами – день, время, эмоция, интенсивность, причина.
Для осознания переживаний других людей важно подмечать настроение, выражая это вслух. При этом начинать лучше со слов «я думаю», соблюдая вопросительную интонацию. Спорить, доказывать достоверность эмоции – лишнее.
Развитие эмоционального интеллекта помогает лучше понимать себя, других, повышает качество жизни. Успешные люди работают над собой, повышая уровень EQ каждый день.
Идеальными не рождаются – многие гении имели невысокий эмоциональный уровень, успешные психологи не обладали ярко выраженными математическими способностями. Для определения текущего уровня существуют быстрые тесты, после прохождения которых стоит начать работу над эмоциями.
Человек стремится к самосовершенствованию от природы, каждый может достичь успеха. Возраст, профессия, обстоятельства — не помеха, если цель выражена.
Полезные статьи
myself-development.ru
Как развивать интеллект? Коэффициент интеллекта. Тест на интеллект :: SYL.ru
Идея обсуждения заложенных человеку умственных способностей зачастую раздражает людей, иногда вызывает даже чувство обиды. Это обусловлено неправильным восприятием предмета. Ученые обладают огромнейшей информацией об индивидуальных различиях и способностях. Они прекрасно понимают, откуда те берутся. И отлично знают, как развивать интеллект. Однако эта информация довольно редко попадает в прессу. В основном читателю предоставляется сравнение людей по национальности, расе, полу. И конечно, автор всячески старается избежать дискриминации. Это и раздражает людей.
Исследования умственных способностей тянут из прошлого негативную репутацию. Этим они обязаны ранним работам в этой области. Ведь в давних трудах пытались доказать, что определенная группа людей превосходит других и заслуживает исключительно особого отношения. Сегодняшние работы направлены на развитие всех людей, независимо от интеллектуального уровня. Использование таких методик позволяет добиться превосходных результатов.
Определяем цели
Как развивать интеллект? Такой вопрос время от времени волнует каждого человека. И так как интерес к теме массовый, значит, и ответов большое множество. Желание стать умным – понятие очень объемное. И если вы готовы всерьез взяться за развитие интеллекта, то для начала определите цели. Ведь невозможно стремиться к тому, чего ясно не видишь впереди.
Представьте себе мысленно умного человека. Каков он? Например, это человек, свободно общающийся на темы, в которых другие мало понимают. Или воображение подсунуло вам личность, легко решающую любые телевикторины и кроссворды. А может быть, вершиной умственной деятельности вы считаете знания в биржевых стратегиях или конструировании самолетов? Развивать интеллект нужно под конкретные цели. Честно ответив на вопрос, вы определите ту задачу, к которой, собственно, и стремитесь.
Выбираем стратегии
Перед тем как бросить все силы на развитие интеллекта, проанализируйте свои способности. Если с самого детства математика вызывала у вас стойкое отвращение, то стоит ли заниматься теорией чисел? Или запоминать стихи Гумилева, если даже Пушкин в свое время вызывал головную боль? Естественно, обладая терпением, можно достигнуть хороших результатов на любом поприще. Но если направить свои силы на развитие в любимом деле, то отличный итог дастся значительно легче и малой кровью.
Желание произвести впечатление на окружающих умными беседами очень легко реализовать. Имеет смысл взяться за чтение. Книги, развивающие интеллект, подскажут, как заинтересовать слушателя, как правильно вести беседы. Небольшой секрет – прочтите литературу по тем темам, которые чаще всего поднимаются в вашем окружении. Это позволит вставлять время от времени интересные сведения и факты, почерпнутые из книг. Только очень важно в прочтенной литературе действительно разбираться, чтобы не попасть в неловкое положение.
Иногда, задаваясь вопросом о том, как развивать интеллект, люди преследуют цель стать богатым. Самое время остановиться и проанализировать ситуацию. Разве все богатые люди умны? Нет. А все ли умные непременно становятся богатыми? Снова нет. Тогда, если цель в богатстве, необходимо пересмотреть стратегию ее достижения.
Стремление стать интеллектуалом-конструктором подразумевает конкретные шаги. Проще говоря, следует развивать свои способности именно в этой области, чтобы стать грамотным специалистом. Внимательно присмотритесь к авторитетным личностям, достигшим немалых результатов. Прочтите те же книги, которые изучали они. Когда вы начнете двигаться в этом направлении, вектор дальнейшего развития обретет более четкие формы.
Как определить интеллект?
Правду сказать, точной методики, позволяющей определить IQ, не существует. Чаще всего используют тест на интеллект, автором которого является Айзенк. Однако эта методика, даже не глядя на ее популярность, несколько проигрывает другим. Тесты Р. Амтхауэра, Д. Равена, Д. Векслера, Р. Б. Кеттелла являются более точными. Поэтому, чтобы определить свой уровень интеллекта, необходимо применить несколько из них, а возможно, все. Только тогда полученный балл будет более точно соответствовать вашим умственным способностям.
Помните, что любая методика определяет IQ относительно умственного развития «среднего» человека в соответствии с возрастом. И все же большинство людей справедливо считают, что идеальный тест на интеллект до сих пор не найден. Ведь любая методика показывает лишь уровень знаний и осведомленности.
Результаты теста Айзенка
Большинство методик очень сильно влияют на отношение в будущем к испытуемому. Так, высокий коэффициент интеллекта позволит ребенку попасть в престижный класс, в котором обучение построено на сложной программе. В США людей принимают на работу по результатам теста на IQ. В современном мире таким методикам уделяется очень много внимания, хотя за стопроцентный результат не может поручиться ни один создатель.
Ганс Йорген Айзенк для своего теста ввел шкалу от 0 до 160 баллов. Нормальный коэффициент интеллекта среднестатистического человека принимался за 100 баллов. Следовательно, проверить умственные способности — это означает себя сравнивать с другими.
Самая большая категория населения (50%) обладает IQ в пределах 90-110 баллов. Именно такой аудитории нужно постоянное развитие ума, чтобы повышать свой уровень. Прекрасный интеллект – более 110 баллов — имеют 25% людей. К сожалению, остальные 25% обладают уровнем IQ меньше 90. Следует отметить, что всего лишь 0,5% населения имеют высокий интеллект – результаты, которые стартуют со 140 баллов. Люди, уровень развития которых не дотягивает до 70, обладают, как правило, умственной отсталостью.
Эмоциональный интеллект
Такое понятие возникло в психологии совсем недавно. Но интерес к нему довольно высок. Что же такое эмоциональный интеллект (EQ)? Это способность понимать свои и чужие эмоции и чувства, ощущать их, доносить людям, управлять ими. Осознание всего этого закладывает успешное взаимодействие с другими личностями.
Многочисленные исследования теоретиков и практиков психологии доказывают, что уровень достижений человека определяется в большей мере эмоциональными способностями, чем классическим тестом на IQ. Таким образом, понятие «быть умным» трансформировалось. Сегодня это умение разбираться в своих и чужих чувствах и, конечно, контролировать свои.
Авторы понятия, американские исследователи Сэловей и Мейер, выделили четыре основные составляющие:
- Выражение эмоций и точность оценки. Необходимо понимать чувства как свои, так и других людей, независимо от того, связаны они с внутренними или внешними событиями. Другими словами, это возможность определить любые эмоции по внешнему виду, физическому состоянию, мыслям, поведению. Способность точно выразить все свои чувства и сформулировать потребности, связанные с ними.
- Применение эмоций в умственной деятельности. От того, как чувствует себя человек, зависит то, о чем и как он думает. Не секрет, что эмоции довольно сильно влияют на весь процесс мышления и готовят индивидуума к последующим действиям. Такая способность позволяет научиться думать более эффективно. Разобравшись, как управлять чувствами, человек может взглянуть на мир под совершенно разными углами, а следовательно, намного лучше решить возникшие проблемы.
- Понимание эмоций. Это восприятие человеком источника возникающих чувств, умение их классифицировать, определять связь между ними и словами. Возможность понимания сложных проявлений и прогнозирование дальнейшего развития их.
- Управление эмоциями. Все чувства влияют на мышление. Именно поэтому достаточно важно их учитывать в принятии решений, различных задач, в выборе поведения. Умение управлять эмоциями позволит по необходимости вызывать нужные чувства или же полностью отстраниться от них.
Методы развития эмоционального интеллекта
Считается, что человек, достигший высоких результатов в этой сфере, в несколько раз повышает свою эффективность в разнообразных социальных областях. При этом обретает способность ощущать себя счастливым.
Различны мнения психологов, изучающих эмоциональный интеллект. Как развить то, что заложено от природы? Одни считают, что это невозможно. Другие придерживаются иной точки зрения, и даже разработали соответствующую методику.
Чтобы сформировать способность осознать и оценить эмоции, необходимо время от времени определять их. «Что я чувствую в данный момент?» — такой вопрос поможет научиться пониманию. Оцените базовые понятия: грусть, радость, страх, злость. Именно с них нужно начинать.
Попытайтесь определить источник и степень интенсивности испытываемой эмоции. Для этого придумайте себе шкалу от 0 до 10. Если контроль над чувством не потребовал больших усилий – это 0. А неконтролируемая эмоция – 10. Такая шкала подскажет вам все нюансы ваших ощущений. Со временем вы сможете снижать свое отношение к негативным эмоциям до нужного уровня.
Следующим шагом должно стать расширение диапазона. Сформулируйте свою собственную азбуку эмоций. Согласно ей, постарайтесь определить эмоциональное состояние окружающих людей.
Занимаясь любым делом, старайтесь осознать, что вы испытываете. Научитесь высказывать свои чувства, переводить эмоции в слова. Помните, что большинство отношений сломались от недопонимания и недосказанности.
Влияние музыки
Приятными мелодичными звуками можно не только наслаждаться. Музыка и интеллект сильно взаимосвязаны между собой. При помощи нее можно значительно повысить эффективность труда.
Речь идет не о людях, понимающих музыкальные сложные формы, а значит, обладающих высоким уровнем интеллекта. На любого человека мелодия воздействует удивительным образом. Замечено, что у меломанов повышается концентрация, улучшается память, развивается внимание. Следует отметить, что такие процессы быстро закрепляются и носят длительный характер.
Во время прослушивания музыки отмечается синхронная работа обоих полушарий мозга. Это в несколько раз увеличивает его потенциал, следовательно, умственная деятельность более продуктивна. Ученые доказали, что синхронизация работы правого и левого полушария – первая ступенька на пути к гениальности. При этом именно музыке отвели главенствующую роль.
Следует отметить, что далеко не любая мелодия развивает интеллект человека. Болгарские ученые рекомендуют прослушивание шедевров, датированных 17-18-м веком, написанных композиторами, творившими в стиле барокко и раннего классицизма. Оказывается, эта музыка, написанная несколько столетий назад, и сегодня самым мощным образом воздействует на память и разум. Секрет в том, что мастера пользовались при написании своих произведений некими формулами, передающимися из поколения в поколение древними музыкальными школами.
Шедевры Моцарта с его неожиданными переливами, переходами, перетеканием звуков, с его богатством различных нюансов выдержаны в 30-секундном ритме «громко-тихо». Это полностью соответствует биотокам мозга. Такая музыка буквально вливает энергию в тело. Таким образом, занятия любым делом при мелодичном сопровождении бессмертных творений Вивальди и Моцарта многократно усилят эффективность работы. Ведь не зря отдельные фрагменты ученые называют музыкой интеллекта.
Особое внимание следует уделить и врагу разума. К сожалению, главенствующее место занимает попса. Ни под какую вокальную музыку заниматься нельзя. Даже если речь идет об опере. Влияние голоса на человека оказывает прямо противоположный результат. Уровень трудоспособности резко снижается. Абсолютно не способствуют развитию интеллекта современные направления, такие как рэйв, техно, металл, хаус.
Удивительно, но регулярное прослушивание джаза и классики без каких-либо усилий за два месяца способно развить интеллект в достаточно приличной степени. Об этом стоит всерьез задуматься.
Логические игры
Как развивать интеллект? Начните играть в игры. В первую очередь это, конечно, шахматы. Они считаются наилучшей игрой для развития интеллекта, поскольку требуют большой концентрации, логического анализа и расчетов. При этом начинает стимулироваться не только умственная деятельность, у человека вырабатывается интуитивное мышление. Если вы не поклонник шахмат, найдите другие игры, развивающие интеллект. Это могут быть: бильярд, кубик Рубика, крестики-нолики, маджонг. Отлично подходит для данной цели решение головоломок. Причем они могут быть любыми: словесными, смысловыми, нарисованными или математическими.
Чтение литературы
Это, пожалуй, самый доступный и мощный метод развития интеллекта. Как ранее было замечено, если вы хотите досконально разобраться в одном вопросе, изучайте литературу по нему. Начните с учебников, различных методичек, брошюр.
Если у вас более глобальные цели – возьмите себе за правило читать каждый день. Книги, развивающие интеллект и мышление, не дадут возможности «расслабиться» мозгу. Кроме этого, человек, много читающий, никогда не испытывает трудностей в общении. Он всегда знает, что сказать своему собеседнику.
Анализ информации
Возникающие в голове идеи можно генерировать в мозгу. Намного лучше такие мысли записать. Научитесь размышлять в письменной форме. Как правило, на листе бумаги начнется фиксирование каждого последующего шага. А такой процесс позволяет активизировать сразу несколько участков головного мозга. Замечено, что в это время концентрация усиливается практически в три раза. Благодаря этому, анализ ситуации становится намного глубже. Следовательно, вы избавляете себя от вероятности принятия неверного решения.
Время отдыха
Довольно сложное дело – развивать интеллект, если вам постоянно хочется спать. Отведите для отдыха необходимое время. Не секрет, что концентрироваться на важном деле тяжело, если внимание рассеяно и углубленно в себя. Исследования подтвердили, что усталость снижает уровень IQ на несколько баллов. Именно поэтому, чтобы максимально активизировать умственные способности, необходимо отлично высыпаться. Начните вовремя ложиться спать. И результаты уже через неделю вас порадуют.
Вместо заключения
Если вы задумываетесь, как развивать интеллект, стремитесь увеличить IQ, первоначально разбудите в своем сознании жажду к знаниям. Старайтесь постоянно развивать мозг, много размышляйте и научитесь философствовать. Активируйте в себе любопытство и будьте готовы находить ответы на большинство вопросов самостоятельно. Помните, что острый ум – это путь к богатству, гармонии с окружающими и с собой, пониманию смысла жизни.
www.syl.ru
понятие, норма и отклонения. Умственные способности и интеллект
Каждый человек – это личность, со своими особенностями, характером, жизненными убеждениями, целями и мыслями. Чтобы лучше его узнать, нужно ближе познакомиться посредством общения. В процессе, которого по мимике, жестам, манере держаться, при умении слушать раскроется и уровень его умственного развития и интеллекта.
Это две характеристики, которые отражают навыки индивида к умственной деятельности.
Определенно их можно улучшить и повысить благодаря самосовершенствованию.
Умственное развитие предполагает комплекс знаний и навыков, который формировался в процессе их получения.
В переводе с латыни – познание, понимание. И означает совокупность потребностей к оценке, анализу и разрешению ситуации. Термин объединяет все познавательные процессы человека: память, речь, мышление, воображение, внимание, а также восприятие.
Отсюда следует что, человеческий интеллект – это определенная система навыков, которая позволяет приспосабливаться к новым обстоятельствам, процессу обучения, основываясь на полученном опыте, благодаря которым осуществляется управление различными сложившимися жизненными условиями.
Термин «интеллект» можно раскрыть тремя характеристиками:
- Биологическая. Это умение осознанно подстраиваться под ситуацию;
- Воспитательная. Способность к процессу обучения.
- Структурный подход. Его автор Альфред Бине французский психолог. Интеллект – это способность приспособления средств к достижению цели. Другими словами, это комплекс определенных навыков.
Делаем вывод, что интеллект определяется масштабной способностью к разумному действию, рациональным мыслительным процессом и умелым преодолением жизненных ситуаций.
Теперь разберемся, что способствует развитию умственных способностей
Умение распознать сюжет любимого фильма, с полуслова понять собеседника либо без труда объяснить, о чем книга – это качества, демонстрирующие умственные способности.
Для начала дадим определение термину
Это способность индивида к распознанию, анализу и принятию верного разрешения ситуации. Умственные способности объединяют все когнитивные процессы человека. К ним относятся: мышление, воображение, чувствование, понимание и представление.
Теперь разберем некоторые моменты, влияющие на уровень умственных способностей
Нет четкого определения данного термина, ученые спорят, от чего зависит уровень. Зато существует три критерия, которые его определяют:
- Познавание. Это способность к пониманию и анализу речи иного индивида либо осознанию прочитанной книги, допустим;
- Здравомыслие. Характеризуется умением трезво оценивать ситуацию, выделять положительные и отрицательные моменты, и сохранять объективность в экстремальных обстоятельствах;
- Память. Возможность к запоминанию нужной и важной информации. Умение воспроизвести ее в требуемый момент времени.
Мы разобрались, что влияет на уровень умственных способностей, а теперь узнаем, как их измерить.
Измерение интеллектуальных способностей посредством IQ – теста
На сегодняшний день удачно практикуется во многих компаниях IQ – тестирование рабочего персонала. Дети также могут проверить свой интеллектуальный уровень. Да, вокруг ходит много споров, но все же он имеет место.
Ответ выражается, полученной по итогу прохождения теста, цифрой. Средний результат варьируется от девяноста до ста десяти. Если коэффициент выше ста тридцати, то человек имеет наивысшие способности. Все показатели вниз от отметки девяносто показывают, что интеллектуальные способности ниже среднего.
Но не стоит отчаиваться, потому что интеллектуальное умственное развитие можно повысить.
Какими способами его возможно улучшить
Учеными были доказаны факторы, способствующие их ухудшению, это долговременное бездействие, физические и психологические отклонения, старость.
Но есть способы, позволяющие удерживать их на должном уровне и улучшать:
- Разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов, различных задач;
- Работа со специально разработанными компьютерными программами, которые улучшают мозговую работоспособность;
- Хобби, любимое занятие. К примеру, посещение разных тренингов, развивающие игры;
- Специальные комплексы упражнений, дающих физическую нагрузку.
Получив неудовлетворительный результат теста IQ, не стоит расстраиваться. Необходимо тренировать ум: это решение логических задач, чтение научных и художественных книг, изучение языков. Нужно заниматься самосовершенствованием постоянно. И, конечно же, придерживаться здорового питания и много отдыхать.
А теперь поговорим о том, как развить способности ребенка
Нельзя судить об умственном развитии малыша, который только родился, потому что он еще неспособен к действию. Определенно у него есть природные задатки. Это заложенные от рождения особенности, в виде физиологических, анатомических, психологических свойств, которые будут надежно способствовать развитию талантов в какой-либо деятельности. Допустим, чувство ритма и умение слышать музыку для танцев, быстрота реакция и точность двигательных движений для занятия определенным видом спорта и др.
Задатки потом выражаются в предрасположенности ребенка к любому роду занятия (танцы, рисование, пение). Это увлекает малыша, причем доставляет огромное удовольствие.
Для выявления данных талантов, ребенка необходимо погрузить в определенный процесс. Ну и, конечно же, их развитие будет происходить только при регулярном, системном занятии с преподавателем.
Но следует отметить, что какими бы природными задатками ни обладал ребёнок, без трудолюбия, дисциплины, воли, старания нельзя добиться высот. Порой, люди, не имеющие талантов, добиваются небывалых результатов благодаря силе воли и упорству.
В принципе мы раскрыли вопрос «понятие об умственном развитии ребенка», но еще можно кое-что добавить.
Ученые предполагают, что у малыша основа умственных способностей заложена на 50 — 60 %. Причем они имеют больше творческий характер, который не всем удается развить. И только от процесса воспитания будет зависеть, насколько они разовьются.
Об умственных способностях ребенка судят по количеству и качеству полученных знаний. С раннего возраста он совершенствует ум. На основании этого можно сделать вывод, что развитие способностей зависит от ряда социальных и биологических составляющих.
Умственное воспитание
Это работа взрослых (родителей, педагогов) над умственным развитием детей, с целенаправленным намерением передачи и сообщения знаний. Обучение применять на практике полученные навыки. Главная задача – развитие активного мыслительного процесса дошкольников.
Следовательно, умственное развитие и воспитание находятся в тесной взаимосвязи. Тут очень важно не перегружать мозг ребенка. Допущенные ошибки ложатся отпечатком на дальнейшей жизни дошкольника. Например, малыш был лишен игр с конструктором и строительным материалом. Впоследствии у него будет плохо развито пространственное воображение, что вызовет проблемы в изучении геометрии и черчении.
Поэтому для успешной учебы в школе, ребенку необходимо овладеть самостоятельностью, навыками и знаниями.
Подведем итоги:
- Человек с рождением получает определенный набор задатков, которые помогают в развитии способностей;
- Способности отображаются скоростью получения навыков для успешного исполнения действий. Развиваются в процессе деятельности, которую должны контролировать специалисты;
- Окружающая среда играет огромную роль в выявлении и развитии способностей ребенка. Это его окружение: родители, детский сад, школа;
- Только целеустремленность, усидчивость, старание, сила воли, желание помогут достичь успеха.
Хорошо, когда ребенок здоров, но, к сожалению, случается задержка умственного развития. Это беда не только для родителей, но и самих детей естественно. Ведь от этого они страдают сначала в детском садике, а потом и в стенах школы.
Что понимают под умственной отсталостью
Отсталое умственное развитие человека – это нарушение интеллекта, которое, к сожалению, необратимо.
Выделяют две основные клинические формы, которые различаются временем возникновения:
- Олигофрения. Возникает из-за внутреннего повреждения мозга ребенка на первых годах жизни. Здесь происходит нарушение развития интеллекта вследствие его недоразвития;
- Деменция – это развал уже существующих функций интеллекта по причине разных заболеваний мозга, вследствие повреждения его коры в возрасте после первых двух, трех лет жизни.
Поговорим о степенях умственной отсталости
Они различаются повреждением головного мозга:
- Идиотия. Тяжелая форма. Характеризуется глубинной травмой коры головного мозга, что влечет серьезные нарушения в психологическом и физиологическом развитии. Среди больных бывают такие люди, что неспособны к передвижению, а также не могут сидеть. Требуют за собой постоянного ухода;
- Имбецильность. Средняя степень заболевания. Различают легкую и выразительную форму. Вторая тяжелая, выражается, даже в отсутствие паралича, слаборазвитой двигательной функцией. Дети не способны прыгать и бегать, и, вообще, испытывают затруднения в переключении движений. Могут не работать руки и пальцы, что ограничивает их в формировании навыков самостоятельного обслуживания. Очень плохая память. Легкая форма позволяет развить образное мышление и примитивное наглядное. В состоянии овладеть простыми навыками самообслуживания. Их можно научить писать и считать, а также подготовить к предстоящей трудовой деятельности. Не могут жить и функционировать самостоятельно. Но имеют способность к физической активности, контакту с окружающими, участию в общественных мероприятиях, организованных педагогами. Могут трудиться под присмотром;
- Дебильность. Это легкая форма отсталости. Деток с таким диагнозом, возможно, научить правильно, говорить, выстраивать грамотно предложения. Хорошо поддаются обучению письму. Но допускают при этом очень много ошибок. Ограниченные возможности памяти. У них можно развить произвольное внимание, а также элементарное логическое и образное мышление.
Необходимо вовремя распознать симптомы задержки умственного развития. Как правило, это заметно, ребенок выглядит незрелым на фоне сверстников, его поведение и способность овладения знаниями слабо выражена.
В раннем детстве признаки также явно выражены. Это когда ребенок не заинтересован в познании окружающего мира, не играет. Поздно начинает говорить, при этом замедлено речевое и двигательное развитие. Это явные физические несоответствия, большая голова, неправильная форма черепа и др.
Детки, имеющие значительные нарушения умственного развития, обучаются в специальных реабилитационных центрах. Очень важно родителям продолжать заниматься с ними и дома. С легкими формами нарушения можно учиться в средней образовательной школе. Здесь важна поддержка семьи, педагогов и класса.
Когда стоит обратиться к врачу
Если развитие вашего малыша вызывает некие вопросы, не стоит ждать, нужно отправиться к педиатру. Он развеет сомнения. Если врач уверяет, что все в порядке, но беспокойство не оставляет, попросите направление на консультацию к специалисту.
И напоследок поговорим о том, какое влияние умственная деятельность оказывает на наше психологическое состояние
Только положительное. Она способна успокоить и сконцентрировать человека. Как правило, люди, которые заняты мыслительным процессом, меньше подвержены эмоциональным срывам. Голова не забита плохими мыслями, потому что она вся в работе.
Активная умственная деятельность позволяет повыситься уровень мышления. Человек много думает, что-то вычисляет, решает задачи. Это помогает уйти от депрессии, и просто избавиться от негативных мыслей.
Хорошо, когда голова загружена позитивными мыслями. Нужно уяснить, что любая умственная активность должна находить реализацию на практике, то есть проявляться в результате. Это напрямую влияет на психику, потому что мы должны получать подтверждение правильности наших мыслей. Нужно подумать и осуществить мечту.
Следует сказать только одно, что совершенству нет пределов. Повышать уровень IQ можно до глубокой старости, главное – не бездействовать. Необходимо развивать умственные способности, и тогда жизнь будет здоровее, интереснее и насыщеннее.
fb.ru
Уровни развития интеллекта и модель А
Т.Н. Прокофьева
Я познакомилась с теорией уровней развития интеллекта в 1999 – 2000 годах, в то время, когда активно изучала возможности развития личности с точки зрения соционики. При этом я базировалась на теории психосоциального развития Э. Эриксона, которая включает восемь стадий развития личности или общества. Эти восемь стадий хорошо сопоставляются с восемью функциями, изучаемыми соционикой [1]. Каково же было мое удивление, когда мне рассказали еще об одной теории, моделирующей уровни развития и содержащей тоже восемь основных уровней! Это дало новый импульс в углублении начатых исследований.
Яков Фельдман, автор теории уровней развития интеллекта, не занимался соционикой, по образованию он математик-программист и интересовался психологией для разработки педагогических методик. Он показал, на каких уровнях в принципе может обрабатываться информация, при этом он сделал очень естественный вывод: «Более высоко развитый интеллект склонен обрабатывать объекты большей сложности». Дальше все применимо как к информационным технологиям, так и к описанию развития интеллекта человека, к объяснению развития общества, группы. [2].
Каждому математику хорошо известно, что усложнение объектов происходит с увеличением их размерности. Самый простой объект – точка – это объект нулевой мерности. Самый сложный из того, что мы можем наблюдать в реальной жизни – трехмерное пространство. Эти понятия легли в основу теории уровней, где наглядные пространственные аналогии, моделируют способы восприятия реальности психикой человека.
Исследуя уровни развития по теории Я. Фельдмана и сопоставляя их свойства со свойствами ячеек модели А, я пришла к выводу, что каждая из восьми функций работает на своем уровне сложности обрабатываемой информации. Это очень неплохо согласуется с теорией мерности функций, принятой в киевской школе [3], и дает возможность более углубленно понимать модель А.
К любому явлению можно подойти с разных уровней учета его сложности: можно рассматривать даже простой объект как целый мир, а можно и к сложному явлению подойти с упрощенных позиций, принимая во внимание только ограниченное количество его свойств. На мой взгляд, это и есть то главное, что отличает степень обработки информации одними и теми же соционическими функциями, но находящимися у разных ТИМов в разных ячейках модели А.
Рассмотрим подробно каждую ячейку и каждый уровень, сопоставляя известные в соционике свойства ячеек модели А с уровнями сложности обрабатываемой информации по Фельдману. Для начала приведем здесь сокращенную таблицу Я. Фельдмана [4].
Таблица 1. Уровни развития интеллекта по Я. Фельдману
1. На первом уровне развития работает суггестивная функция. Обоснование этому дано в статье [1]. Самый первый уровень обработки информации это информация об одном объекте. Один объект в поле внимания. Задача самая простая из возможных. Один объект мы увидели, что мы можем с ним сделать? Мы можем его назвать. Мы можем верить в то, что он есть. Мы можем не верить в то, что он есть. Мы можем его узнать. Мы можем его не узнать. Мы можем хотеть его принять к себе, мы можем его оттолкнуть. И не более того. Т.е. простая задача – обращение с одним объектом.
И работа суггестивной функции такова: узнавание и называние, доверие или недоверие информации. Необоснованная доверчивость или недоверчивость относится к той функции, аспект которой она обрабатывает в соответствии с типом человека. Если, например, у человека суггестивная логика действий (типы ЭСИ и ЭИИ), то он может обрабатывать информацию о действиях, движениях в основном в смысле принятия или отторжения способов действий. Здесь нет творчества, нет продукции, и даже оценки практически нет. Все сводится к узнаванию и доверию, некритичному сбору информации с достаточно быстрым забыванием избыточных сведений.
2. На втором уровне работает шестая функция. Ее задача более сложная. Что здесь важно? Задача обращения с несколькими объектами. Самое главное здесь – несколько объектов в поле внимания, но не объединенных в один процесс. Что можно сделать с этими объектами? Их можно различать между собой. Их можно делить на плохие и хорошие. Их можно часть принимать, часть отторгнуть. С ними можно совершать простейшие манипуляции, несложные шаги в конструировании (объединении, разделении), но еще без постановки глобальной цели. Потому что здесь уровень обработки информации еще не достиг уровня процессов, информация обрабатывается только об отдельных объектах. (Цель связана с процессом ее достижения – это более сложная задача, ее сможет обрабатывать только функция более высокого уровня).
Т.е. у референтной функции задача различения – разграничения объектов. Здесь появилось деление на своих и чужих. Принятия своих или отторжения чужих. Здесь стоят некоторые табу, например, от своих информацию принимать с радостью, а информацию от чужих «прогонять» с возмущением. Здесь есть понятие своих и врагов. Создание коалиций, «наши», верные против неверных. Т.е. первые шаги этического сознания возникают на втором уровне развития. На первом уровне еще этического сознания не было, там было магическое сознание: объект, раз он всего один, имел завораживающую силу, был или принят, или отторгнут, но без обоснования свой он или чужой.
Как будет работать функция на втором уровне? Она будет стремиться разделять информацию. Например, логика действий на втором уровне, в качестве референтной функции у типов СЭЭ и ИЭЭ будет не просто принимать те методы работы, которые ей подскажут, но и выбирать: эти мне подходят, а эти – не мои, чужие. Будет уже додумывать какие-то методы, зная похожие. Но целей разработки принципиально новых технологий ставить не станет, как и не будет стремиться к методичному достижению новой эффективности.
3. На третьем уровне один процесс. Т.е. та информация, которую мы воспринимаем, на этом уровне объединена в один процесс. Здесь постановка целей. Здесь соревновательность. Здесь стремление к идеалу. Этот уровень обработки информации характерен для точки наименьшего сопротивления (или места наименьшего сопротивления – МНС, болевой функции). Болевая точка обрабатывает информацию только об одном процессе. Именно поэтому она болевая, что на ней есть стремление к идеалу. Этого идеала трудно достичь, если мы не берем целую карту свободы поступка. Если мы стремимся двигаться только по одной прямой, на ней соревнуемся, на ней же можем потерпеть поражение. Что часто и бывает.
Что происходит с логикой действий на третьем уровне у СЭИ и ИЭИ? Человек становится как бы заложником процесса достижения идеала. Его действия или идеальны (что практически недостижимо), или «совсем никуда не годятся», т.к. неидеальны. Полутонов здесь не видно. Умения остановиться и переключиться на другой процесс – тоже. Что самое неприятное – нет умения положительно оценить то, что уже сделано, и увидеть «в разных плоскостях», насколько оно применимо.
По болевой функции человек вовлечен в один процесс и здесь он других людей воспринимает либо как соперников, либо как покровителей: другие люди ему либо помогают, либо мешают в этом процессе. Либо отстают, либо перегоняют, из-за этого здесь так важна конкуренция.
В жизни мы часто видим этому подтверждение: человек не склонен сотрудничать по болевой точке, он или выходит из процесса: «это не мое», или конкурирует напряженно, не умея отвлечься от этого, чаще всего, ненужного соревнования.
4. Четвертый уровень. Здесь человек держит несколько процессов в поле внимания. В этом случае ему уже не обязательно соревноваться с кем-то или стремится к идеалу. Интереснее транслировать знания, сопоставляя их по нескольким направлениям. Интереснее играть какие-то роли, интереснее уметь работать и играть в команде, сотрудничать. И вообще проявлять трудолюбие, потому что трудолюбие и любая работа содержат несколько процессов.
Четвертому уровню соответствует ролевая функция. Она умеет обрабатывать информацию о нескольких процессах одновременно. Как это понять? Ролевая функция нам помогает социализироваться, т.е. освоится, адаптироваться в непривычном обществе или в новой ситуации. Это несколько процессов в поле внимания. Такая функция видит людей как процессы, а не просто человека как точку, объект. Объекты могут быть только свои и чужие. А здесь именно процессы: люди в развитии, росте, движении. Функция замечает, как человек вписывается в общество, как он развивается, как он меняется, как он совершает свою работу. Здесь же происходит сопоставление процессов, их взаимодействие.
Видя динамику разных людей, мы и сами можем легче адаптироваться в обществе. Здесь же идет избавление от комплексов неполноценности. Когда мы видим несколько процессов и понимаем, как другие люди справляются со своими комплексами неполноценности, нам легче справляться и со своими собственными.
Как на этом уровне проявляется логика действий у ЭСЭ и ЭИЭ? Она сопоставляет свои и чужие действия, видя их при этом в процессе. Не просто – целесообразны или нет, выгодны или невыгодны, а как взаимодействовать с людьми, чтобы получить выгоду, как реализовываться в работе, чтобы заслужить признание, как представить себя и свою работу с наиболее выгодной стороны, как организовать бизнес-процессы для извлечения наибольшей прибыли.
Дальше мы переходим к паре подсознательных функций.
5. Пятый уровень. Это целая плоскость. Несколько процессов объединяются в некую карту, по которой человек может ходить свободно. Пятый уровень это уровень свободного мышления. Свобода мышления появляется только на пятом уровне, на более низких уровнях свободы не было, мышление было ограничено рамками объектов или процессов, как бы было задано этими объектами или процессами. Здесь же, на пятом уровне появляется свободное мышление, свобода поступка, свобода похода куда-то, и свобода предпринимать самостоятельные действия. Подростковое стремление к свободе и самостоятельности. Освобождение, внутреннее раскрепощение.
Скорее всего слова из песни В. Высоцкого: «Не надо за мной, выбирайтесь своей колеей» относятся к пятому уровню – они о прокладывании новой, своей дороги, о самостоятельности, в том числе и в принятии решений, о смелости не быть как все.
На пятом уровне работает седьмая функция – ограничительная, рамочная. Еще ее можно назвать функцией свободы: свободы поступка, внутренней свободы, функцией освобождения от рамок, сковывающих свободу личности. Потому что она связана с преодолением рамок, выходом на свободу. С помощью этой функции мы или выходим за рамки, освобождаемся от них, или наоборот, чувствуем себя сковаными рамками. Тогда мы терпим несвободу поступка. К этой функции сходятся все подростковые моменты: реакция эмансипации, освобождение от давления родителей, от родительских запретов, моменты, когда надо попробовать себя. Пробы сил: «я уже умею свободно поступить сам, самостоятельно, или еще мне нужна опека?». Это связано с обработкой информации в одной плоскости: есть карта, свободная карта, умею ли я по ней ходить? Без дорог, свободно, куда мне сегодня надо. И при этом не пропасть, не потеряться и не растеряться. Или нет? Вот это связано с реакцией освобождения. И с рамочной, ограничительной функцией.
Недоработка этой функции означает проблему внутренней свободы у человека.
Как работает логика действий на пятом уровне, в качестве ограничительной функции у ЛИИ и ЛСИ? Мышление в этой области достаточно свободно, человек может быстро и относительно легко найти необходимые способы действий, определить выгодность дела. Здесь ему не требуются советчики, он и сам поймет, чем ему стоит заниматься, когда остановиться, сколько стоит его работа. А если мешают, ограничивают свободу, тут же применит эту функцию: «бесполезно!». И ведь отстанут, перестанут давить и ограничивать, мешать и заставлять.
6. Шестой уровень. На шестом уровне учитывается несколько карт. А значит, учитывается не только своя свобода, но и свобода других людей. Вот здесь впервые появляется психологическое мышление. В отличие от этического сознания, которое было на втором уровне и делило людей на «хороших» и «плохих», здесь присутствует представление о чужом внутреннем мире. Если есть моя карта и моя свобода, и одновременно есть чужая карта и чужая свобода, то мы учитываем одновременно все эти свободы. На шестом уровне мы еще моделируем чужую личность подобно своей. И здесь стоит принцип «не делай другому того, что не хочешь себе». Здесь же стоит упорядочение, научное, психологическое сознание, понятие о правах и обязанностях, создание различных классификаций. Здесь же понятие правового государства. Здесь же юриспруденция. Вопросы создания типологии. Кстати говоря, типология Майерс – Бриггс тоже находится на этом уровне. Психология, математика и т.д. – здесь же.
Шестому уровню соответствует восьмая, реализующая функция. Она работает без слов на деле и связана с продуктивной деятельностью, со взрослостью, с необходимостью выращивания своих детей, например, с моментами ответственности. Именно по восьмой функции определяется надежность человека. По заключению Е. Горенко, которое хорошо подтверждается нашей практикой, если у человека восьмая функция в порядке, то человек надежен, и с этим человеком можно иметь дело. С ним можно заводить семью. С ним можно вместе работать. На него можно положиться в сложных ситуациях. Если восьмая функция не в порядке (а так бывает, напомним, что речь идет об индивидуальных, а не типологических особенностях, не о структуре идеального типа), если функция не проработана, у человека недостаточно развит этот канал, недостаточно хорошо человек по ней работает – с таким человеком лучше дела не иметь. И лучше на него не полагаться.
Логика действий на шестом уровне, в качестве реализующей функции у ИЛЭ и СЛЭ очень четко чувствует, выгодно ли дело, стоит ли им заниматься, оправданы ли трудозатраты. Не ленится помочь другим, дать дельный совет, помочь делом. Очень чутко реагирует, если другой с делом не справляется, тут же подставит плечо. На чужие выгоды не претендует, понимает, где чья деловая территория, не наступает на чужие интересы. Но и заниматься бесполезным делом не станет.
Эта функция связана с тем необходимым комплексом знаний, навыков, умений, который позволяет человеку стабильно соответствовать требованиям окружения, не напрягая ни его, ни себя.
7. Седьмой уровень. Что же находится выше научного уровня обработки информации? Разве есть такое? Это должно быть то, что находится выше уже сложившихся научных школ, продолжающих более или менее эффективно исследовать, описывать и приспосабливать на службу людям информацию об окружающем мире. Сложившиеся структуры во многом работают по инерции, часто без исследовательского интереса, но зато там есть стабильная работа, без слов на деле (как у реализующей функции – предыдущего уровня).
Выше научного находится парадоксальное творческое мышление, которое всегда вносит в науку какой-то взрыв, разрыв, переворот и т.д. На седьмом уровне есть полет фантазии, умение погружаться в глубины исследований и разрушение привычного, старых норм, отживших стереотипов.
Если, например, Декарт и Ньютон стоят на шестом уровне, то Эйнштейн находится на седьмом. Необычные идеи, непривычные идеи, парадоксальное мышление. Сравним: шестой уровень – научное мышление. А седьмой – парадоксальное. Парадоксы бывают не только в науке. Неожиданные для других выводы, решения тоже относятся к седьмому уровню. Иногда они кому-то кажутся непредсказуемой глупостью. Кстати говоря, игра в КВН тоже находится на седьмом уровне. Седьмой уровень это и разрушительное мышление, потому что оно разрушает стереотипы. Но это же и творческое, созидательное мышление. Такие вот парадоксы. Этот уровень видит целый мир.
На этом уровне мы переходим в блок ЭГО. Творческая функция. По творческой функции мы подаем парадоксальные идеи. Мы можем позволить себе полет фантазии, а можем погрузиться в глубины исследований. И увидеть при глубоком изучении, что-то такое необычное, непривычное для других. Пользуясь творческой функцией, мы можем себе позволить создавать революционные идеи, и они будут адекватны и жизнеспособны. Здесь же открытость миру, способность оторваться от плоскости привычных представлений.
Творческая логика действий … О ней надо слагать песни и поэмы. Это типы ИЛИ и СЛИ. Кто еще так быстро увидит свою выгоду там, где ее никто еще и не ожидал получить? Кто создаст необычный бизнес, такой, который и никому в голову не придет, и ведь работоспособный! Кто придумает, как организовать дела, чтобы поменьше шевелиться, а результат превзошел бы все ожидания? И всех вокруг включит так, что их действия будут слажены и принесут максимальную пользу.
8. И, наконец, самый загадочный восьмой уровень. Если на седьмом уровне появляется целый мир, мир личности, т.е появляется третье измерение, а вместе с ним и полет фантазии, и погружение в глубины исследования , то на восьмом уровне появляется сразу несколько миров. Что такое несколько миров? Когда мы видим себя как целый мир, и одновременно при этом мы воспринимаем и другого человека как целый непривычный мир. Такой же парадоксальный, такой же необычный, как свой. При этом весьма непривычный. Это уже мышление восьмого уровня. На этом уровне мы видим свои идеи как целый мир, и в то же время видим и воспринимаем чужие идеи – тоже большой, огромный мир. Здесь сочетаются одновременно несколько миров. Мерить и понимать другого человека по своим меркам на восьмом уровне уже нельзя. К нему нужны другие мерки, другой подход. И только у базовой функции хватает объема обработки информации, чтобы находить эти разные подходы к разным людям.
Мир личности, восприятие окружающего мира, не похожи у разных людей. Сравним: на седьмом уровне – парадоксальность, т.к. не совмещаются разные миры. На восьмом – совмещаются. Аналогия – буддизм, который допускает одновременно наличие у человека другой веры и принимает в свои ряды представителей других вероисповеданий, не заставляя их отказываться от прежних убеждений. Восьмой уровень как бы «накрывает собой» все остальные уровни, видя и принимая их. Это уровень безусловного принятия и примирения позиций. Не зря автор теории Яков Фельдман говорит, что этот уровень характерен для святых.
Каждый мир существует отдельно, и он парадоксален для других, потому что непривычен, необычен. Восьмой уровень умеет принимать эту чужую парадоксальность. Не раздражаясь, он просто видит дальше и глубже, не только замечает непривычное, но и понимает причины этого. Принимает целиком, со всеми за и против, с достоинствами и недостатками, с нестыковками, и видением, как человек сам же и страдает от своих же нестыковок.
Итак, базовая функция. По базовой функции было проведено очень хорошее исследование Г. А Шульмана. Он говорит о том, что к осознанию своей базовой функции человек идет всю жизнь, но так и не может придти. В этом смысле базовую функцию иногда называют даже подсознательной. Но она не есть подсознательная, информацию этой функции мы осознаем очень хорошо. Однако ее возможности безграничны. В этом смысле аспект этой функции не познаваем целиком, до конца. Будучи настроенной на восприятие множества миров, углубляясь в них, базовая функция дает человеку ощущение бесконечности и непознаваемости и чувство восторга перед этой безграничностью. Вот так бы я о ней сказала. Базовая функция позволяет нам видеть не только свой мир, но и чужие миры. С максимальным интересом она относится к жизни, к информации. Она всегда предлагает нам больше, чем мы можем узнать и осознать.
Для сравнения: если на шестом уровне мы говорим, что есть один вариант нормы, как говорит нам, например, психология. До сих пор многих психологов возмущает и раздражает мысль о нормальности психологических типов, они не понимают, откуда берутся 16 вариантов нормы – 16 соционических типов. А соционика, на мой взгляд, наука восьмого уровня. Она совершенно спокойно воспринимает 16 вариантов нормы, моделируя каждый, как непохожий на другие. Конечно, человеку трудно понять внутренний мир другого человека, но мы можем смоделировать его и понять его лучше с помощью модели. Не зря Я. Фельдман называет способ познания, свойственный восьмому уровню: «Моделирование чужого сознания, как неоднородного своему».
На восьмом уровне находится истинный гуманизм, когда мы видим отдельного человека не только как представителя какого-то типа или какого-то варианта нормы, а как целый мир, не похожий на других. Наполненный, может быть, какими-то необычными, может быть парадоксальными, может быть непривычными для нас идеями, он имеет полное право на них и на свою необычность и непредсказуемость.
И не зря А. В. Букалов назвал базовую функцию четырехмерной. Конечно, мы живем в трехмерном пространстве. Говорить о четырехмерных функциях можно только чисто математически, отвлеченно. Но, если говорить о том, как реально работает эта функция в нашем трехмерном пространстве, то, видя одновременно несколько миров, она является как бы квазичетырехмерной. Она выше трехмерного, она соединяет в себе одновременно множество трехмерных миров.
Как же выглядит логика действий, умеющая видеть далеко за пределами трехмерного мира? Базовая логика действий – у ЛИЭ и ЛСЭ. Она четко знает, где деньги лежат, как надо работать, как организовать и наладить свой бизнес. С удовольствием научит и объяснит, как и что надо делать, найдет разные подходы в разных условиях и к разным людям с деловой точки зрения. Иногда даже советами замучает: видит-то она «слишком много» – слишком, конечно, с точки зрения простого смертного, не имеющего такого глобального и универсального мышления в этой области.
Может ли такой человек «проколоться» в делах? Только если недостаточно развит информационный канал (в силу небольшого опыта, очень молодого (детского) возраста или невысокого интеллекта, например, если человек в течение жизни очень мало тренировал свою логику). При нормальных условиях и нормальном уровне развития личности «проколы» возможны по другим функциям, но по базовой такая вероятность минимальна. Неудача в делах у такого человека может случиться, например, из-за не налаженных личных человеческих контактов, но не из-за неправильно проработанной технологии. Базовая функция умеет работать без помощи других функций, поэтому К.Г. юнг называл ее дифференцированной. Она сама хорошо разбирается в информации. Работает свободно, без напряжения.
В заключение попытаемся подвести итог. Что здесь нового? Это исследование позволяет уточнить работу модели А и перевести понимание механизма работы функций из эмпирического в математическое. Зачем нам эти уточнения? Разве мы не знаем, как работают, например, суггестивная или референтная функции? Вспомним, как создавалась соционика. Аушра Аугустинавичюте построила модель, опираясь на Юнговские тексты. В модели есть сильные функции, слабые, осознанные, подсознательные функции. По модели мы можем говорить, какие функции сильные, какие слабые, в зависимости от того, в какой блок модели попала функция. Но, говоря о том, что пятая и шестая попадают в блок слабых подсознательных функций, мы теоретически по модели не можем сказать, чем они между собой различаются. Мы можем об этом говорить лишь на основании тех практических исследований и наблюдений, которые были проведены Аушрой и ее учениками, последователями. Это материал эмпирический. А применяя теорию Фельдмана, мы можем чисто математически уточнить эту модель. И модель получается уже немного другая (таблица 2).
Таблица 2. Соответствие уровней развития интеллекта ячейкам модели А
Базовая |
Творческая | Сильные |
ЭГО |
||
Болевая |
Ролевая |
Слабые | СУПЕРЭГО | ||
Референт ная |
Суггестив ная |
Слабые | СУПЕРИД | ||
Ограничите льная |
Реализую щая |
Сильные |
ИД |
Теперь мы каждой ячейке модели А сопоставляем то количество и качество информации, которое она умеет обрабатывать. Уточняя свойства ячеек модели А с учетом уровня сложности той информации, которую они обрабатывают, мы получаем более четкий подход к работе ячеек модели. Это могло бы способствовать повышению уровня научности описания моделей и ТИМов а также углублению исследований типологических свойств.
В подтверждение своей гипотезы я провела небольшое исследование. Что интересного оно показало? Для начала было опрошено несколько человек, и у всех без исключения было отмечено, что каждая функция обрабатывает именно информацию о своем количестве и качестве объектов.
Например, тип ЛСИ, интуиция возможностей у него будет не просто болевая или точка наименьшего сопротивления. Согласно новому подходу, она связана с одним процессом. Можно сказать, что эта функция несет характер стремления, показывает, к чему стремится человек. Она не будет восприниматься так: «возможность есть, я ее взял», «возможности нет, я ее отдал», как это было бы, например, у типа СЭИ, где пятая функция интуиция возможностей, воспринимается как детская забава. У ЛСИ с интуицией возможностей связан процесс стремления: к цели, к идеалу, к первенству. Это несколько соревновательный подход.
А вот если мы возьмем, например, у ЛСИ сенсорику ощущений, то здесь другой подход: сенсорика, т.е. здоровье, ощущения, удобство людей «должны быть одинаковыми для всех». В понимании ЛСИ, конечно. Это не значит, что в понимании СЭИ они могут быть одинаковыми для всех. СЭИ видит много миров в области сенсорики ощущений. Хорошо чувствует свой мир ощущений: он говорит, что «ощущения для меня это святое». При этом очень хорошо чувствует и чужие ощущения, он говорит, например: «я вижу, что у другого человека заблестели глаза, или покраснела кожа. Это значит, что он не совсем здоров». Или «Я вижу, что он не удобно устроился», или «Я чувствую, что ему дует от балкона». А вот ЛСИ видит, что людям надо обеспечить примерно одинаковый уровень комфорта. Остальное, если сумеют, сделают сами, но в общем, остальное лишнее – с точки зрения ЛСИ.
Так же, как у ЛСИ, сенсорика ощущений расположена у ЭСИ. В процессе наших исследований девушка ЭСИ сказала, что знает универсальное средство, очень хорошее для лечения в разных экстремальных ситуациях. Это очень характерно для шестого уровня. И у ЛСИ, и у ЭСИ сенсорика ощущений относится к мышлению шестого уровня). Что мы видим? Мышление шестого уровня – как бы плоское (несколько плоскостей в поле внимания). Оно стремится для всех выработать одинаковые правила. В отличие от мышления восьмого уровня, которое учитывает как свой, так и чужие неповторимые и независимые миры.
Для сравнения возьмем сенсорику ощущений на первой стадии развития: ИЛЭ и ИЭЭ. Там все просто: есть запах от любимого блюда – человек захотел съесть это блюдо. Нет запаха этого блюда – не захотел. Но если есть запах любимого или какого-то другого блюда, который раздражает и провоцирует, а в это время предложить другое, то это вызывает удивление. Один объект в поле внимания предполагает отсутствие или игнорирование других.
А на референтной функции как поведет себя та же сенсорика ощущений? ЛИИ и ЭИИ. Много объектов в поле внимания: такому человеку приятно, если ему предлагают разнообразие, но не заставляют устраивать процессы самостоятельно. У таких людей обычно много кулинарных рецептов, много книг по кулинарии и правильному питанию. Это и есть множество точек, объектов.
А вот с точки зрения ЛСИ, на втором уровне развития (референтная интуиция времени) будет множество, например, различных планов. Множество различных возрастов. Не зря ЛСИ достаточно дифференцированно относятся по возрасту к людям. У молодых одно спрашивают, у старых другое, у среднего возраста третье. Здесь идет разделение. Но разделение у ЛСИ идет по времени. А разделение у других типов – по другим функциям, которые попадают в ячейку шестой функции.
Данный подход проверялся в психологической работе возглавляемой мной Школы соционики в Москве в течение пяти лет. Он помогает нашим учащимся и клиентам стать более реализованными и успешными, уверенно достигать целей, легче общаться и получать больше удовольствия от жизни.
Дополняя соционические модели теориями Э. Эриксона и Я. Фельдмана, мы получаем мощный психологический инструмент, включающий как данные физиологии развития, так и логический подход, делающий теорию более четкой и строгой. Это позволяет учитывать не только врожденные и длительно присущие человеку типологические свойства, но и помочь каждому определить его индивидуальную программу развития личности.
Литература
1. Т. Н. Прокофьева. Развитие личности по теории Э. Эриксона и по модели А. // Соционика, ментология и психология личности, N 1, 2002.
2. Я. А. Фельдман. Теория уровней и модель человека, М.: „Чёрная белка”, 2005.
3. А. В. Букалов. Структура и размерность функций информационного метаболизма. // Соционика, ментология и психология личности. N 2, 1995.
4. Я. А.Фельдман. Теория уровней. // Соционика. Сборник докладов IV московской научной конференции «Проблемы диагностики типов личности в соционике», М. – 2001.
www.socionics.ru
Как узнать уровень интеллектуального развития
Перед проверкой своего интеллектуального уровня следует точнее понять, что же подразумевается под этим понятием. С помощью интеллекта человек мыслит, обучается и приспосабливается к окружающей среде, а также может развивать свои мыслительные способности, языковое восприятие, вербальные качества, словарный запас, образное мышление и арифметические способности. У ученых есть две теории интеллекта – согласно первой теории, существует семь видов интеллектуальных способностей: кинестетические, музыкальные, вербальные, пространственные, межличностные, внутриличностные и логико-математические.
Под этими видами подразумевают координацию движений, музыкальный слух и чувство ритма, ориентацию в пространстве, чтение, письмо и речь, решение задач, общение и взаимодействие.
Согласно второй теории, интеллект основан на компонентной (беглость речи, вербальный интеллект, память), эмпирической (способности к поиску решения и различения проблем) и контекстуальной (практичность ума) составляющих. Однако знание теорий не дает возможности определить уровень интеллектуального развития человека, поэтому для этой цели были созданы специальные IQ-тесты. Они основываются на шкале от 0 до 160 баллов, которые представляют собой диапазон от дебильности до гениальности.
Чтобы определить уровень своего интеллектуального развития, следует пройти один из достоверных онлайн-тестов, которые можно легко найти в интернете. При этом следует выбирать тесты, которые при многократном прохождении дают согласованные результаты и оценивают исключительно интеллектуальный уровень, а не общие знания. Данные IQ-тесты рассчитаны на оценивание мыслительных и логических способностей человека с помощью определенного количества заданий, которые нужно выполнить за ограниченное время – от двадцати до сорока минут.
Сложность вопросов в некоторых онлайн-тестах изменяется в зависимости от возраста тестируемого человека.
Для точного определения уровня своего интеллектуального развития, при прохождении теста не рекомендуется пользоваться шпаргалками, бумагой, ручкой, калькулятором, интернетом или подсказками со стороны. Результат менее 60-70 баллов говорит о наиболее низком уровне интеллекта, в некоторых случаях граничащем с дебильностью. Результат от 70 до 110 баллов говорит о нормальных умственных способностях и получается у большинства населения, проживающего на территориях развитых стран. Результат от 110 до 160 баллов свидетельствует о гениальности человека и встречается весьма нечасто.
www.kakprosto.ru