Виды и функции общения
Общение, не смотря на внешнюю простоту, являет собой весьма сложный и многоплановый процесс, в ходе которого устанавливаются и получают развития межличностные контакты. Общение является физическим проявлением потребности человека в совместной деятельности, и в ходе него происходит обмен информацией, восприятие и понимание партнера. Главное в общении – это эмоциональная сфера, сознание людей. Мы рассмотрим виды и функции общения.
Виды общения
Говоря об общении, выделяют цели, виды, структуру, функции. Именно виды являются одной из главных характеристик, которая позволяет указать на саму суть контакта с другим человеком или людьми. Среди них можно перечислить следующие:
- Формальное общение – общение, при котором используют привычные маски (вежливость, строгость и прочие) с целью скрыть истинные эмоции. При этом стремление понять собеседника отсутствует.
- Примитивное общение – общение, при котором люди оценивают друг друга как мешающий или способный помочь объект. Получив желаемое, человек прекращает общение.
- Формально-ролевое общение – общение, построенное на соотношении социальных ролей.
- Деловое общение – общение, виды и функции которого учитывают особенности личности, настроения собеседника, но в основе лежат интересы дела.
- Духовное, межличностное общение друзей — общение, функции и виды которого заключаются в глубоком понимании, поддержке друг друга.
- Манипулятивное общение – общение, целью которого является получение выгоды.
- Светское общение – общение беспредметное, при котором говорят то, что принято, а не то, что думают.
Функции, виды, уровни и средства общения характеризуют общение с разных сторон и позволяют лучше понимать его механизм и правила его использования, без учета которых сложно эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Функции общения
Функции представляют собой важные свойства, которые разделяют проявления общения . Всего выделяют шесть функций:
- Внутриличностная функция (общение человека с самим собой).
- Прагматическая функция (потребностно-мотивационные причины).
- Функция формирования и развития (способность оказывать воздействие на партнеров).
- Функция подтверждения (возможность познать и подтвердить себя).
- Функция организации и поддержания межличностных отношений (налаживание и сохранение продуктивных связей).
- Функция объединения-разъединения (способствует передаче необходимых сведений или дифференциации).
Понимая механизмы общения, человек начинает иначе смотреть на этот важнейший социальный инструмент, который позволяет совершенствоваться и достигать поставленных целей.
Статьи по теме:
Высшая форма мышления В этой статье речь пойдет о высшей форме мышления, где мы раскроем саму суть этого понятия и о том, какие составляющие необходимы, когда речь идет о таком мышлении. |
Интуитивное мышление |
Факторы развития личности Развитие личности начинается с самого рождения и продолжается всю жизнь. Мы в этой статье расскажем о факторах, от которых на прямую зависит уровень личностного развития. | Психика человека Психика человека — это одна из сложнейших и самых важных функций головного мозга. в этой статье мы расскажем о свойствах психики способах ее манипулирования. |
Статья. Виды общения. Функции педагогического общения. | Статья на тему:
Виды и функции педагогического общения.
Как уже известно, что общение очень сложный процесс, без которого люди не смогут взаимодействовать друг с другом, не смогут обмениваться какой-либо информацией, а также не получится у человечества вырабатывать новые знания.
Из научной литературы мне известно несколько видов общения. Что же такое педагогическое общение? Педагогическое общение – это когда между педагогом и учащимися, или воспитанниками есть взаимодействие между друг другом, которое помогает им обеспечивать мотивацию, какую-либо результативность, творческий характер обоих, участвовавших во взаимодействии между собой, а также, присутствует и воспитательный эффект любой совместной коммуникативной деятельности.
Различают три вида общения: межличностное, групповое, массовое. Все эти три вида общения отличаются между собой по количеству участников. Знакомое нам соотношение «1:1», определяем, как признак межличностного общения;
Другое соотношение «1: несколько» как признак группового общения, который наиболее чаще встречается в педагогической практике общения;
Третье соотношение «1: много» обозначается как критерий массового общения.
У педагогического общения существуют даже категорические противопоказания. К ним относятся: безадресность и «условная адресность» речевого действия. Каким оно может быть? Только всегда конкретным и личностным. Очень важным является использование речевых форм, которые будут обозначать соучастие – местоимение «мы».
Существует в природе ещё интересный вид общения. Это общение называют контактное – дистантное. Где же может доминировать контактный вид общения? Конечно же когда взаимодействуют учитель и ученик. Этому сопутствуют условия общения. Назовём эти условия: например, классная комната, любой урок, который ограничен временем, большой и постоянный состав класса или группы.
Контактное общение отличается от дистантного определёнными чертами: у контактного общения гибкость и ситуативность сиюминутного речевого действия, а у другое имеет большую запрограммированность и подготовленность. Это имеет место быть прежде всего в письменных формах профессионального общения (письменный текст истолковывался однозначно и содержание информации в нём излагалась кратко и чётко).
Непосредственное – опосредованное общение? Педагогическая практика показывает, что опосредованное общение получает любую нужную учебную информацию через разные опосредующие аппараты, такие как, телевизор, компьютер и другие.
В современном мире педагог обязан отчётливо представлять дидактические для себя возможности таких известных для нас средств. Для чего это важно учителю, воспитателю? Чтобы успешно реализовать эти средства и их достоинства, и здесь же важно контролировать увлечённость ими детей.
Существует ещё интереснейший вид общения – официальное – неофициальное общение. В чём интересно различие этих двух видов общения?
А различие вот в чём, в обстановке и социально-ролевой обусловленности взаимоотношений участников общения.
Общение, которое называется официальным, в нём соблюдены все правила, все формальности, которые предусмотрены социальной ролью коммуникантов.
Неофициальное общение, какое оно? А это общение частное, нерегламентированное, которое не имеет никакого абсолютно статуса.
Официальное общение, оно строится соответственно с определёнными правилами делового этикета целенаправленно и использует в речи стереотипные компоненты, которые будут обеспечивать точность передачи восприятия информации и обеспечивать также её адекватность.
Такие определения как непринуждённость, неформальность взаимодействия участников общения и является неофициальным общением. А общение происходящее в официальном здании, при участниках, имеющих постоянные социальные роли, образовательные заведения, с учебным планом и правилами, всё это относится к официальному общению. Самое интересное, эффективность педагогического общения достигается, когда во взаимодействии партнёров или участников общения преобладает атмосфера нравственности, когда учитель и ученик творчески активны в деятельности, и когда радуемся за успехи друг друга.
Функции педагогического общения.
Наиболее приемлемое педагогическое общение, всё-таки общение с учениками или воспитанниками в процессе обучения или воспитания, предоставляющее самые лучшие условия, чтобы ребёнок мог развивать мотивацию к учебной деятельности, чтобы детская личность сформировалась в нужном русле, и самое важное для детей, чтобы они были обеспечены психологическим, эмоциональным климатом в обучении.
Назовём основные функции педагогического общения:
— информационно-коммуникативная – способствует познанию, функция знаний и обучения, развитие социального опыта;
— регуляционнокоммуникативная — так называемая организаторская, где присутствует выбор тактики и различные способы взаимодействий ученика с учителем, также чёткую организованную деятельность.
— воспитательно – коммуникативная функция, это функция, которая направлена на развитие личностных качеств учащихся, эмоционального фона ученика, чтобы ученик умел воспринимать эстетику художественного восприятия.
— информационно – коммуникативная функция, имеющая диалог и информационную взаимосвязь общения. Успех этой функции состоит в передаче конкретной научной информации, которая не будет зависеть от её адаптивности в учебных целях.
Коммуникативное умение учителя, это суметь с ориентироваться в ситуации общения: уметь предугадать реакцию ученика, как на этапе подготовки, и также на этапе учебного общения – это и есть воплощение нормативной задачи.
В процессе общения школьников с учителем предполагается усвоение нормативного речевого поведения, это и считается нормативной задачей. Ученик оценивает речь учителя как образец. Особо важным для учителя является свободное владение «языком предмета» со всех его сторон: как от логики, основанной на принципах науки, от информационного объёма теоретического обозначения до художественной отчётливости слова о писателе.
Актуализирующая задача располагает на умение учителя выбрать из личного запаса речевых средств, выбрать слова и формы речевого воздействия, которые в большей степени будут соответствовать данной ситуации.
Ещё одна функция, которую мы разберём, функция регуляционно-коммуникативная. Она начинается с до-коммуникативного этапа общения, как раз, когда идёт отбор и организация учебного материала. Создаётся модель педагогического общения: (подбор дидактического материала, планирование урока, написание конспекта занятия и другое).
Воспитательно-коммуникативная функция общения.
В цель урока входит три задачи: обучающая, воспитывающая и развивающая. Все эти задачи взаимосвязаны между собой.
В эту функцию включён очень широкий параметр: совершенствование личностных качеств учащихся, формирование эмоциональной сферы детей, изучение детьми точных и гуманитарных наук.
Что же раскрывает ученику всю красоту родного языка, конечно восприятие речи учителя. В достижении хорошего результата, учителю помогает владение словом. Самое главное в речи учителя – правильная и выразительная речь.
Домашнее здоровье KidsCare | Форма и функция SLP
Почти все согласятся с тем, что способность общаться является основной функцией человека, но определение общения иногда может быть неясным. В то время как большинство думает о вербальной речи, когда они думают об общении, акт общения с другими на самом деле включает в себя обширную группу действий. Коммуникацию можно определить как обмен мыслями, сообщениями или информацией посредством речи, сигналов, письма или поведения. Коммуникация может быть чем-то простым, например, кивок головой или прикосновение к объекту, и сложным, например, словесным сарказмом или романом.
Коммуникация состоит из двух компонентов: форма и функция .
Коммуникативный Форма — это способ общения.
Ниже приведены некоторые распространенные коммуникативные формы:
Невербальные формы: зрительный контакт, протягивание рук, указание, выражение лица, качание головой/кивки, язык тела, язык жестов, обмен картинками, отталкивание предмета
Вербальные формы: звуки , слова, предложения, голосовой вывод Письменные формы заметки/письма, текстовые сообщения, электронная почта
Коммуникативная функция — это то, что пытается передать коммуникатор.
Ниже приведены некоторые общие коммуникативные функции:
Просьба (Я хочу этого.), Отказ (Я не хочу этого.), Протест (Мне это не нравится), Навешивание ярлыков (Это ____. ), Комментирование (Я вижу ____.), Сбор информации (Что это?), Выражение чувств (Я счастлив.), Социальная связь (Привет!)
Общение становится функциональным и эффективным, когда форма соответствует желаемой функции . Например, если ребенок, который хочет печенье, говорит «печенье» и получает печенье, значит, форма выполнила желаемую функцию и коммуникативный обмен был эффективным. Однако если ребенок хочет печенье, он говорит «печенье», а воспитатель говорит: «Да! Это куки», то форма не соответствовала нужной функции. В этом примере опекун понял, что функция должна была пометить файл cookie, хотя на самом деле функция должна была запросить файл cookie.
Для детей с нарушениями речи и языка общение часто может быть источником сильного разочарования. Некоторым детям сложно общаться, потому что из-за нарушения артикуляции их словесную речь трудно понять. У других детей может не быть способности к вербальной речи, и поэтому они должны полагаться только на жесты, язык тела и/или способность окружающих понять свои часто очень тонкие коммуникативные формы. Трудности в общении часто могут вызывать у ребенка разочарование и иногда приводят к использованию поведения, которое можно считать негативным. Если у вашего ребенка проблемы с общением, подумайте о формах и функциях. Какие формы использует мой ребенок? Являются ли формы, которые использует мой ребенок, эффективными и действенными? Если вы считаете, что формы общения вашего ребенка ограничены, подумайте, каким дополнительным формам можно научить вашего ребенка. Если ваш ребенок может использовать только жесты, можно ли научить его использовать обмен звуками, словами или изображениями? Если ваш ребенок использует слова, но их трудно понять, можно ли предоставить ему/ей доступ к картинкам, на которые он может указать?
Затем подумайте, сколько функций ваш ребенок может четко выразить. Если кажется, что ваш ребенок может сообщать очень мало функций, подумайте, какие функции могут отсутствовать. Могут ли они эффективно запрашивать желаемые товары? Есть ли у них подходящий способ отказаться от предметов, которые им не нужны? Есть ли у них способ называть предметы и / или сообщать вам, что они понимают? Если у вас есть опасения по поводу общения вашего ребенка, и он / она проходит логопедическую терапию, спросите своего логопеда о формах и функциях вашего ребенка. Терапевт может помочь вам понять, какие формы уже существуют для выполнения коммуникативных функций, а также что уже делается для улучшения общения вашего ребенка.
Если ваш ребенок не проходит логопедическую терапию, но вы беспокоитесь о его/ее способности общаться, поговорите с терапевтом, лечащим вашего ребенка, о возможности проведения оценки речевого языка.
Все дети должны иметь возможность общаться с окружающими. Если вы поможете своему ребенку улучшить его или ее способность к общению, это принесет ему пользу в его повседневном общении и поможет ему установить связь с окружающими не только сегодня, но и на всю оставшуюся жизнь.
Другие статьи
Функция превыше формы: обучение функциональному общению
Поведение – это общение. Это способ наших студентов рассказать нам, что они чувствуют или что им нужно. Поведение может иметь много разных форм, но то, как оно выглядит, не так важно, как то, что оно пытается нам сказать. Функция поведения — это часть, которая говорит нам, ПОЧЕМУ происходит поведение.
Иногда форма поведения выглядит иначе, но функция остается той же. Ребенок, который пытается сказать: «Я не хочу этого делать», может ударить, бросить или закричать в зависимости от ситуации. С другой стороны, поведение, имеющее одинаковую форму (т. е. выглядящее одинаково), на самом деле может иметь разные функции (т. е. говорить разные вещи). Функциональная коммуникация имеет ключевое значение.Как поведенческие аналитики, мы стремимся использовать подход к уменьшению негативного поведения. Это означает, что вместо того, чтобы просто устранять поведение, которое может неуместно, мы пытаемся добраться до «почему» поведения. Взгляд на поведение как на общение дает нам способ понять наших студентов и помочь им выразить себя даже лучше.
Усиление коммуникацииЕсли было решено, что какое-то поведение следует уменьшить (см. Когда стоит нацеливаться на поведение?), то мы обязаны научить надлежащему замещающему поведению. Поскольку поведение — это общение, то одним из важнейших замещающих навыков является общение. Если мы сможем расшифровать функцию поведения, то сможем найти более подходящую функциональную фразу для обучения ученика. Общение может быть вербальным, с использованием языка жестов или обмена картинками. Мы можем изменить форму поведения традиционными средствами (например, вымиранием), но без замены «почему» поведения на его месте появится другая форма.
Когда вы выбрали функциональную фразу для обучения учащегося, важно подкреплять фразу каждый раз, когда учащийся ее использует, ВМЕСТО того, чтобы вести себя негативно. Если мы определили, что функция поведения является таким мощным мотиватором, то это именно то, что мы должны использовать для усиления коммуникации! Если ребенок хочет сбежать, научите его просить о побеге, а затем подкрепите его… ПОБЕГОМ! Если ребенок хочет внимания, научите его просить внимания, а затем подкрепите его… ВНИМАНИЕ!
Этапы обучения функциональному общению- Определите целевое поведение. Пример: Негативное поведение ребенка — это самоповреждение, когда ему предъявляют требование задачи.
- Выполните функциональную оценку, чтобы определить функцию поведения. Пример: FA определила, что «почему» — бегство от спроса.
- Выберите альтернативную функционально эквивалентную фразу для обучения ребенка. Пример: Научите ребенка говорить «Я не хочу» либо устно, либо с помощью картинок или знаков. Подскажите это при необходимости сделать безошибочно.
- Практика и укрепление. Пример: каждый раз, когда ребенок использует фразы «Я не хочу» при предъявлении требования о выполнении задания вместо самоповреждения, подкрепляйте уклонением от задания (на несколько минут).
- Как только ребенок начнет использовать его спонтанно и самостоятельно, вы можете начать учить его терпимости и промедлению (т. е. когда ответ «нет» или «не сейчас»).
Традиционный подход к снижению негативного поведения (особенно когда функция побега) заключается в использовании побега. Это создает ситуацию, когда дети привыкли делать то, что доставляет им неудобство или что они не хочу делать.