Функции и виды общения в психологии: 16. Виды и функции общения

Содержание

3.1. Определение общения и его функции. Социальная психология

3.1. Определение общения и его функции

В психологии общение определяется как сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией познавательного (когнитивного) или эмоционально-оценочного (аффективного) характера.

Помимо обмена информацией в ходе общения осуществляется выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение является основной формой человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения могут быть причиной деформации психики и личности.

Хотя в известном смысле, одиночество также бывает полезным и необходимым для психического здоровья человека. Например, одиночество может быть полезным для переосмысления своих отношений с людьми или осознания ценности общения. У некоторых народов существует обычай оставлять юношей, достигших определенного возраста, в одиночестве на некоторое время.

Это испытание помогает понять, как трудно жить одному, молодые люди начинают больше ценить отношения с другими людьми.

Одиночество практикуется для самоусовершенствования человека во многих японских практиках. Методика совершенствования с помощью одиночества называется «моритао». Она считается одной из самых сложных, хотя человек не подвергается ни каким физическим лишениям. Суть данной методики состоит в том, чтобы прожить в пещере неделю. При этом запрещается разговаривать даже с самим собой. Прошедшие через это испытание радуются потом всякой встрече и общению с другими людьми. Но что особо интересно, это то, что у них обостряется потребность не столько говорить, сколько слушать и сопереживать.

Однако, как уже упоминалось, избыток одиночества ведет к психическим и личностным нарушениям. Подтверждением этому могут быть неоднократно описанные случаи одиночных путешествий. В 1952 году французский путешественник Ален Бомбар совершил переход через Атлантический океан на надувной лодке «Еретик».

Его целью было доказать, что человек, потерпевший кораблекрушение, может остаться в живых, рассчитывая лишь на свои силы. Следует отметить, что А. Бомбар совершил свое путешествие без воды и еды. Он считал, что океан содержит все необходимое для выживания.

В его дневнике содержится следующая запись: «Полное одиночество невыносимо. Горе тому, кто одинок! Мне кажется, что одиночество наваливается на меня со всех сторон непомерное, бескрайное, как океан, словно сердце мое вдруг стало центром притяжения для этого «ничто», которое тогда казалось мне «всем»… Ничто не в силах разорвать кольцо одиночества; сделать это труднее, чем приблизиться к горизонту. Время от времени я начинаю громко говорить, чтобы услышать хотя бы свой голос, но от этого только чувствую себя еще более одиноким, терпящим бедствие в океане молчания».

В 1938 году англичанин Ричард Бард шесть месяцев провел в избушке среди льдов Антарктиды. Он хотел выяснить, как длительное уединение воздействует на человека. Но уже на четвертом месяце своего эксперимента Р. Бард впал в глубокую депрессию. «Думаю, что человек не может обойтись без общения с другими людьми, как не может жить без фосфора и кальция… Все действия казались мне незаконченными, неполными, бесцельными, лишенными связи с внутренними переживаниями или желаниями… Сотни горьких, навязчивых воспоминаний наплывали на меня по ночам… Мои мысли требовали все меньше слов, я месяцами не стригся, стал рассеян… Я искал здесь покоя и духовного обогащения, но теперь ясно вижу, что обретаю лишь разочарование и безысходность» [11]. Эти факты подтверждают необходимость общения для психического здоровья людей. Отсутствие общения приводит к депрессии, потере навыков элементарной бытовой культуры.

Вместе с тем ощущение одиночества может возникать в окружении людей. То есть одиночество – это психологическое состояние, которое люди могут испытывать даже в ситуации насыщенного общения.

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психологический смысл общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого человека и происходит изменение чувств, мыслей, поведения взаимодействующих людей.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель, средства. Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека другому.

Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения – способ передачи информации в процессе общения.

Функции общения. К основным функциям общения относят:

• креативную или творческую;

• коммуникативную;

• личностно формирующую;

• психотерапевтическую.

Креативная функция общения. Общение является формой существования и проявления творческой сущности человека. Истинно человеческое проявляется в людях именно в процессе общения и благодаря ему. В процессе общения возникают и развиваются человеческие сознание и речь, которые делают человека социальным.

Общение выводит человека за рамки биологической целесообразности. Данное положение хорошо демонстрирует следующий пример. Представим комнату, за ситуацией в которой можно наблюдать через одностороннее зеркало. В комнате – лесенки, палочки, стулья, большие кубы и прочее. А под потолком – конфета. Трехлетнего ребенка приводят в комнату и говорят: «Побудь здесь. Делай, что хочешь». Оставшись в одиночестве, ребенок сначала пытается допрыгнуть или сбить конфету палочкой, затем задумывается, сооружает из наличных материалов неустойчивую конструкцию и достигает конфеты. Но вот в комнату приводят одновременно двух детей: трехлетнего ребенка, который здесь уже был и все знает, и семилетнего новичка. Экспериментатор обращается к старшему: «За малышом еще не пришли, пусть он тихо посидит, он обещал молчать, а ты делай, что хочешь». После чего экспериментатор уходит. И начинают происходить странные вещи. Старший ребенок ведет себя неадекватно. Он не спешит доставать конфету, что-то бормочет себе под нос, прикидывает [17].

Младший ребенок – опытный и всезнающий, не может долго выдержать, тем более, что сотоварищ попался явно несообразительный. Он начинает давать советы, делиться опытом и слышит в ответ следующее: «Так каждый может».

Пока человек остается наедине с самим собой ему часто хватает биологически целесообразной активности. Подумал, съел конфету. Присутствие других делает человека способным на биологически сверхактивные действия. Когда человеческое «я» соприкасается с другим «я», ему становятся тесны узкие рамки биологической целесообразности, в человеке просыпаются творческие, безграничные силы и желания – индивидуальность, неповторимость, уникальность. В этом отношении эксперименты с детьми, особенно показательны. Взрослые могут носить собеседника в самом себе, творить для своего идеального «я». Но именно общение – реальное (внешнее) или мысленное (внутреннее) – способствует пробуждению в человеке истинно человеческого.

Коммуникативная функция общения выражается в способности передачи информации от одного человека, другому. Хочется акцентировать внимание на том, что нельзя ставить знак равенства между понятиями

коммуникация и общение. Общение это более широкое понятие и не сводится лишь к передачи информации.

Общение является необходимым условием для формирования личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются общением с другими людьми. В житейской психологии данное утверждение отражено в пословице: «С кем поведешься – от того и наберешься». В научном языке личностно формирующее значение общения выражается через термины «интериоризация» и «экстериоризация». Суть данных терминов состоит в том, что внешние формы взаимодействия трансформируются во внутренние психические функции и процессы (происходит процесс интериоризации). В свою очередь интериоризированные психические процессы и функции проявляются в самостоятельной деятельности человека, таким образом, происходит их трансляция во вне (экстериоризация).

Роль общения в формировании личности, превращении индивида как представителя вида «человек» в человека разумного, хорошо иллюстрируют примеры касающиеся детей – «маугли». Ребенок, выращенный животными, вне общества не становится человеком в полном смысле этого слова, остается индивидом, но не становится личностью.

Психотерапевтическая функция общения в жизни человека любого возраста выражается в потребности подтверждения своего «я» со стороны окружающих. Анализ культуры различных народов показывает, что у преобладающего большинства существует обязательный минимум подтверждения. Этот минимум заложен в языке, закреплен в правилах хорошего тона и морального поведения. Суть ежедневных приветствий можно выразить следующей формулировкой: «Ты существуешь для меня, ты мне не безразличен». Даже если люди встречаются по нескольку раз на день, принято оказывать друг другу минимальные знаки внимания (кивок, улыбка и т. д.).

В начале XX века английский психолог и философ У. Джеймс говорил, что для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть не замечаемым другими людьми.

Психологическое неподтверждение разрушительно для личности. В детском возрасте подтверждение или неподтверждение психологического существования особенно сильно влияют на формирование самооценки, эмоциональное самочувствие, психическое здоровье в целом. Английский психиатр Р.Д. Лэйнг считал, что причиной подростковой шизофрении является хроническое и последовательное непотверждение матерью своего ребенка.

Объем минимального психологического подтверждения варьирует от одной культуры к другой. Зависит от общего социально-психологического состояния общества и конкретного человека. Чем стабильнее общество в целом и каждый человек в частности, тем меньше им требуется знаков для того, чтобы чувствовать себя уверенными и защищенными. Соответственно в тревожные для общества или отдельного человека дни потребность в подтверждении возрастает [18].

Психотерапевтическая функция общения ярко проявляется в следующем примере. В 30-х годах XX века в США был проведен следующий эксперимент. Были взяты две клиники для детей с трудноизлечимыми заболеваниями. Условия в клиниках были сопоставимыми: квалификация персонала, уход, адекватное медикаментозное лечение. Различие состояло лишь в том, что в одной больнице родственников к детям не пускали – опасаясь инфекции, а в другой предписания были изменены и в определенные часы дети могли общаться с родственниками в специально отведенной комнате. Через несколько месяцев результаты эффективности лечения в обеих клиниках сравнили. Оказалось, что в первой клинике коэффициент смертности приблизился к одной трети, а во второй не умер ни один ребенок. В прямом смысле слова детям помогло выжить общение. Таким образом, общение может выступать мощным профилактическим средством, поддерживающим иммунитет [5].

Помимо перечисленных функций, некоторые психологи выделяют следующие:

• инструментальная – характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-либо действия или принятого решения:

• интегративная – общение может выступать как средство объединения людей;

• трансляционная – служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений;

• экспрессивная – позволяет партнерам по общению выразить и понять эмоции, переживания друг друга;

• социализирующая – проявляется в усвоении норм культуры и ценностей определенного общества;

• функция самовыражения – позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный, психологический потенциал;

• социально-контролирующая – регламентирует поведение, деятельность, речевые высказывания участников общения [4].

Многообразие функций общения влечет за собой разнообразие видов общения. Способы, сферы и динамика общения определяются социальными функциями вступающих в него людей, принадлежностью к той или иной общности, индивидуальными свойствами личности.

Виды общения

Можно выделить следующие виды общения.

• Светское общение. Смысл общения заключается в том, что люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Общение беспредметное и закрытое. Так как точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения.

• «Контакт масок». Вид общения очень близкий к светскому общению. Используются привычные маски вежливости, участливости, скромности, безразличия, строгости. Преобладают стандартные фразы, жесты, выражения лица, позволяющие скрыть, истинные эмоции и отношение к собеседнику. Данный вид общения особенно характерен для жителей больших городов. Некоторые авторы указывают на необходимость «контакта масок» в определенных ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности. Опасность состоит в том, что маска может «прилипнуть» очень крепко.

• Деловое общение. Учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личные расхождения или симпатии. Общение направлено на дело и результат.

• Примитивное общение. Партнер по общению оценивается с точки зрения полезности. Если человек нужен – с ним активно вступают в контакт, если мешает – игнорируют. При получении от партнера по общению желаемого, всякий интерес к нему теряется, и это не скрывается.

• Формально-ролевое общение. Общение опосредовано исполняемыми социальными ролями (продавец – покупатель, руководитель – подчиненный), личностные качества вторичны. Социальная роль – способ поведения человека, задаваемый обществом. Ролевое общение помогает людям создавать и поддерживать отношения, построенные на деловых, формально-социальных контактах. В таких отношениях именно ролевые ожидания участников общения определяют, как будет воспринят партнер, какие качества и характеристики в нем будут замечены и приняты. Роль определяет также оценку человеком себя в данной ситуации. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, восприятии партнера и самовосприятии. Человек лишается определенной спонтанности своих реакций, но обретает чувство принадлежности, социальной защищенности, включенности в группу. Образы и действия задаются занимаемой социальной позицией: «Я сейчас преподаватель и, следовательно…», «Я как представитель своего народа…», «Я родитель, а значит, должен…» Чаще всего социальные роли задают своим носителям лишь основные контуры поведения. Многое зависит от понимания человеком своей роли и ролей других участников общения, от имеющегося личного опыта, от творческих возможностей. Каждый человек вносит в свои социальные роли личностную уникальность и неповторимость.

Есть культуры, более тяготеющие к ролевому общению, и культуры, более склонные к созданию между людьми межличностных, эмоциональных отношений. В культурах первого типа легче выстраиваются деловые, официальные отношения, но существует риск переноса дистантного общения в интимноличностную сферу. В культурах второго типа, больше человеческой теплоты, но возникают сложности с построением субординационных, неравноправных в социальном плане отношений. Российская культура относится ко второму типу.

• Межличностное общение определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а социальные роли вторичны.

• Монологическое общение. Субъект-объектное общение, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осознанными целями и правом их реализации) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматривая его как объект общения (лицо пассивное, имеющее цели менее важные, чем цели субъекта). Можно выделить две разновидности монологического общения – императив и манипуляцию.

Императив – вид общения, при котором субъект не скрывает приоритетности своих целей перед целями партнера. Чаще всего императивный вид общения используется для установления контроля за внешним поведением человека. В качестве способов оказания влияния используются приказы, указания, предписания, требования, поощрения. Императивный вид общения оправдан в экстремальных условиях, но абсолютно не уместен в интимно-личностных, супружеских и детско-родительских отношениях.

Очень ограничены возможности применения императивного общения в практике воспитания и обучения. Между тем, по мнению В.Я. Лядиуса, организация процесса усвоения в традиционной системе образования узаконила преимущественно один тип учебного взаимодействия. Это такое взаимодействие, где резко разведены и поляризованы позиции учителя и ученика. Активность последнего регламентируется в узких рамках имитации действий учителя, подражания задаваемым образцам. Учебное взаимодействие по типу имитации действий учителя порождает и соответствующую форму усвоения опыта – репродуктивную, которая характерна для всех этапов обучения – от начального до конечного.

Императивный вид общения оправдан в том случае, если действия воспитанника содержат угрозу для его жизни или жизни окружающих. Усвоение всего остального многообразия форм поведения и ценностей должно происходить другим путем, позволяющим ребенку личностно перерабатывать и усваивать информацию и требования взрослого. Доминирование императивного вида общения препятствует формированию таких качеств личности, как: критичность, самостоятельность в поступках и оценке своего и чужого поведения.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лести, запугивания, вызывания чувства вины, искажение информации или ее сокрытие, «приклеивания ярлыков» и т. п.). «Манипуляция – это такое психологическое воздействие на человека, в процессе которого он выступает объектом неких действий, направленных на то, чтобы «прибрать его к рукам» с помощью махинаций, отвлекающих уловок и приемов». Склонность к манипулированию свойственна большинству людей, разница заключается в частоте проявления. В определенной мере формирование манипулятивных склонностей провоцируется условиями жизни, результатом взаимодействия с социальной средой, угрожающей человеку. Вместе с тем надо помнить, что манипуляции в межличностном общении пагубно влияют как на личность манипулятора, так и его близких. Негативные последствия манипулирования обусловлены возникновением подозрительности, боязни близких отношений, отчужденности от других людей, чувством внутреннего дискомфорта. Неискренность, ложь, контроль, свойственные манипуляциям, приводят к непомерному психическому напряжению и пагубно сказываются на здоровье манипулируемого и манипулятора.

Оценивая манипуляцию как скорее негативный вид общения, следует сказать, что существуют целые области социальных отношений, где манипуляция разрешена и «законна». В частности: сферы бизнеса, политики, рекламы, пропаганды, идеологии.

Отношению к другому человеку как к средству, может быть противопоставлено отношение к нему как к ценности. Такой вид общения получил в отечественной психологии название диалога (М.М. Бахтин). В западной традиции – общение гуманистического типа (К. Роджерс). Диалогическое общение заключается во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров. Такое общение предполагает полное взаимопринятие партнерами по общению друг друга, положительным эмоциональным тонусом их взаимоотношений, возможностью в самораскрытии. По мнению ряда психологов, именно диалогическое общение в наибольшей мере способствует высоким достижениям в образовательной и воспитательной практике.

Диалогическое общение разрушается, если партнеры переходят на язык догм, используют ссылки на непререкаемые авторитеты, народную мудрость.

По способу воздействия можно выделить непосредственное и опосредованное общение.

• Непосредственное (прямое) общение осуществляется при непосредственном контакте, «лицом к лицу», является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе с развитием цивилизации возникли различные виды опосредованного общения.

• Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств письма, телевидения, интернета, рдио. Для данного вида общения характерна отсроченная во времени и пространстве обратная связь.

В зависимости от используемых средств общения можно выделить вербальное (в переводе с латинского – «устный, словесный») общение и невербальное.

• В вербальном общении основным средством передачи информации является речь. Речь является самым универсальным средством передачи информации, так как потеря смысла сообщения минимальна.

• Средствами невербального общения выступают: мимика, жесты, поза, дыхание, интонация голоса, контакт глаз и др. Как показали исследования, в ежедневном общении, слова составляют 7 %, звуки и интонации – 38 %, прочее неречевое взаимодействие – 53 %. То есть, большая часть информации передается с помощью невербальных средств общения [5].

Структура общения

Существует несколько подходов к структурированию общения. Согласно наиболее распространенному, в общении выделяют три стороны: перцептивную – означающую процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению; коммуникативную – состоящую в обмене информацией между общающимися людьми; интерактивную – заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

18. Уровни и функции общения

18. Уровни и функции общения Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

1.5. Функции и цели общения

1.5. Функции и цели общения Принято различать три функции общения: информационную, аффективную и регулятивную. Информационная функция связана с передачей партнерами общения информации друг другу, аффективная — с взаимообменом (по механизму заражения) эмоциями. Под

Определение общения

Определение общения Во введении к книге мы уже отметили тот факт, что сфера общения в последние два–три десятилетия привлекла пристальное внимание исследователей. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали

Функции общения. Значение общения

Функции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко

II. Роль и функции общения со сверстниками в психическом развитии детей

II. Роль и функции общения со сверстниками в психическом развитии детей Начнем с последнего вопроса и укажем, что насчет роли общения со сверстниками и его функции в онтогенезе мы не встретили пока в психологии общепринятого содержательного мнения. Конечно, подавляющее

Лекция 15.

Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры

Лекция 15. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры Известны два основных вида социальных контактов: деятельность, о которой уже шла речь в отдельной лекции во втором разделе, и общение, о котором будет подробно рассказано в предлагаемой лекции.Между

4.1. Определение юмора, его виды и функции

4.1. Определение юмора, его виды и функции Юмор нередко становился предметом исследований в социологии, антропологии, психологии и других науках о человеке. Изучение юмора позволяет лучше понять человека и его отношение к себе и окружающему миру. Юмор также тесно связан с

33. Функции и средства общения

33. Функции и средства общения Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются:

3.1. Функции и структура общения

3.1. Функции и структура общения Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в

Основные функции и структура педагогического общения

Основные функции и структура педагогического общения Социально-педагогический смысл труда учителя заключается в содействии психическому развитию ученика, а главным «инструментом» в этом плане выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, педагогическое

Определение стиля общения педагога ( по анкете А. А. Леонтьева )

Определение стиля общения педагога ( по анкете А. А. Леонтьева ) Ход выполненияПредлагается проанализировать особенности стиля педагогического общения и оценить степень проявления каждой характеристики в соответствии с предложенной схемой по 7-балльной

Рис. 1. Функции.

Рис. 1. Функции.

Рис. 1. Функции.

Рис. 1. Функции.

5. Радость интимного общения или общения в компании

5. Радость интимного общения или общения в компании Благодаря упражнениям предыдущих разделов вы усовершенствовали свои физические и интеллектуальные способности, а также смогли свежим взглядом взглянуть на мир, оценив его красоту.Но среда, в которой мы живем, не

Основные функции общения в психологии

Определение

Общение – многогранный процесс. Его рассматривают в рамках социологии, психологии, философии, лингвистики, педагогики и др. наук.

Отношение к данной теме определяется той формой, которую сегодня приобретает мировое сообщество. В конкретном социальном пространстве и времени, в условиях тесных контактов оказываются системы, которые занимают совершенно разные ступени научно-технического и экономического развития. Таким образом, общение нужно понимать гораздо шире, чем непосредственные контакты между людьми. Но в любом случае оно не минует и межиндивидуальные связи, которые всегда остаются «ядерными структурами».

Функции языка в общении между различными системами (культурными, политическими и социальными) выстраиваются в формы, которые и представляют собой задачи для исследования. Язык — это система словесных знаков, которая выступает средством общения людей. С его помощью мы изъявляем чувства, мысли и свою волю. Язык – нечто общее для данной социальной группы в конкретном периоде времени. Таким образом, основная функция языка в общении – быть средством для реализации этого взаимодействия.

Что же касается общения между гражданами разных национальностей – межнационального общения – язык функционирует здесь также как средство для контактов. Чаще всего им выступает государственный язык, но могут быть и региональные.

Основные функции общения

Общение – это полифункциональный процесс.

Психологи рассматривают это явление в разных контекстах:

  • информационном;
  • эмоциональном;
  • социализирующем;
  • трансляционном;
  • как механизм для самовыражения (А. А. Брудный), самопознания (А. В. Мудрык), самоопределения (А. Б. Добрович) и т. д.

Современная психология чаще всего рассматривает функции общения через взаимодействие «человек-деятельность-общество». Разработаны классификации, предлагающие разные виды функций общения. Чаще всего выделяют пять фундаментальных функций. Рассмотрим эти функции общения человека детально.

Внутриличностная функция. Она раскрывается в обращении человека к самому себе и реализуется как универсальный способ мышления. Этот процесс не прерывается и тогда, когда человек остается наедине с собой.

Межличностная функция. Она проявляется на самых разных уровнях – от интимного и сокровенного до делового. В рамках этой функции рассматривается оценивание собеседников, а также установление с ними различного рода эмоциональных связей.

Формирующая функция. Общение – это не просто механический процесс передачи неких знаний. Это более сложное явление. Во время общения происходит взаимное влияние и изменение. К примеру, обогащение либо истощение.

Ценность формирующей функции общения хорошо иллюстрируется тем фактом, что мы получили навыки речи, письма, этикета, вождения авто и пр. именно через взаимодействие с другими людьми.

При этом общение ребенка и взрослого – сложный процесс взаимного изменения и влияния, а не просто процесс передачи знаний и навыков, которые механически усваиваются. Значение общения ярко демонстрируется в следующем примере. В 30-хх гг. прошлого века в двух клиниках США, в которых детей лечили от серьезных заболеваний, были организованы примерно одинаковые условия. С одним существенным различием: в одной малыши общались и играли с родителями в определенное время, в другой же родственников не пускали к детям, опасаясь передачи инфекции. Спустя несколько месяцев сравнили эффективность лечения. В первом отделении все дети были живы и продолжали лечение, во втором, где малыши получали идентичную терапию, коэффициент смертности был близок к одной трети.

Подтверждающая функция. Чтобы познать себя, утвердиться в самоценности, прочувствовать факт своего существования, люди ищут опору в других людях. Этот принцип реализуется в нашем ежедневном общении через приветственные ритуалы, фразы и действия при знакомстве, различные знаки внимания и т. д. Английский психиатр Р. Д. Лейнг видел именно в неподтверждении универсальный источник многих психических недугов, в особенности шизофрении.

Прагматическая функция. Общение – главное условие объединения людей при их совместной деятельности. Нарушения этой функции носят крайне деструктивный характер. Это показано в библейском сюжете, который повествует о строительстве Вавилонской башни.

Общение позволяет людям организовывать совместную деятельность и удовлетворять свою потребность в живом контакте с другими людьми.

Вывод 1. С помощью общения человек может организовывать совместную деятельность с другими людьми и удовлетворять свои потребности в живых контактах.

Разновидности общения

Общение классифицируют по таким параметрам: контакт с собеседником, длительность и уровень передачи информации.

Анализируя условия контакта с собеседником, можно говорить о таких типах общения:

По пространственно-временной дистанции:

1) Непосредственное или прямое общение. В прямом контакте люди находятся в непосредственной близости, они могут использовать как речь, так и мимику, жесты. Такой контакт считается полноценным ввиду того, что субъекты могут получать наиболее достоверную информацию друг о друге. Непосредственное общение обладает большой силой внушения, эмоционального воздействия. Здесь особенно важны устная речь, а также язык жестов и мимики. Ведь именно в них закреплены определенные социальные значения.

2) Опосредованное или косвенное общение. В этом случае люди могут быть разделены временем или находиться далеко друг от друга. С точки зрения психологии этот контакт считается неполным, особенно если есть нарушения в обратной связи. Примеры косвенного общения: переписка, телефонный разговор, восприятие произведений искусства, СМИ и т. д. Преимущественно такое общение одностороннее, но при этом оно способно обогатить всю систему отношения личности к миру, позволяет индивиду быть причастным к мировым событиям, разным странам, эпохам, поколениям.

По количеству взаимодействующих людей:

  • Массовое общение. Оно реализуется в многочисленных контактах людей, которые между собой не знакомы. Это могут быть прямые контакты (демонстрации, митинги, собрания в аудиториях и различные многочисленные скопления людей) и косвенные, носящие односторонний характер (средства коммуникации в массовой культуре и прочие).
  • Межличностное общение можно разделить на диалогическое и монологическое: если субъект-объектное взаимодействие носит равноправный характер, его цель при этом состоит во взаимном познании и удовлетворении потребностей каждого из собеседников, мы имеем дело с диалогическим общением; при неравноправных позициях собеседников мы имеем дело с монологическим общением, которое бывает двух видов. По степени равноправия партнеров межличностное общение разделяют на:
  • Императивное общение, которое подразумевает авторитарное (директивное) воздействие на собеседника. Цель этого влияния – контроль над его действиями, мыслями и установками, а также склонение объекта к принятию каких-либо решений, либо к выполнению действий. При императивном общении его цель остается открытой, она не скрывается.
  • Манипулятивное общение – это такая форма взаимодействия, при которой воздействие на собеседника также выполняется для достижения личных целей говорящего, но эти намерения и цели скрыты.

По типу коммуникации:

  • Ролевое общение, которое зависит от статусов собеседников. Это может быть беседа между учеником и учителем, подчиненным и начальником и т. д. В обществе приняты правила и специфика общения для различных ролей.
  • Личностное общение определяется индивидуальными особенностями собеседников и тем, какие между ними установлены отношения.

Общение зависит от многих факторов: целей собеседников, вида их деятельности, индивидуальных нюансов каждого, симпатий и антипатий субъектов и т. д. Беседа также может быть длительной и краткосрочной. Она осуществляется через вербальное (с использованием речи) и невербальное (тембр голоса, громкость, поза, мимика и жесты говорящего и. д.) взаимодействие.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Уровни общения

Эта характеристика определяется ценностями и культурой собеседников, их индивидуальными и личностными характеристиками, различными аспектами самой ситуации, влиянием среды, отношением субъектов друг к другу.

Выделяют следующие уровни общения:

  • Фактический. Это несложная беседа, которая состоит из реплик, лишенных глубокой смысловой нагрузки. К примеру, обмен фразами только лишь для поддержания разговора.
  • Информационный уровень предполагает более содержательное общение. Оно уже представляет интерес для участников и выступает источником активности личности (поведенческой, эмоциональной, мыслительной).
  • Личностный. На этом уровне уже происходит глубокое раскрытие себя, постижение своей сущности и личности собеседника, явлений окружающего мира. Этот уровень можно назвать высокодуховным, он базируется на уважении и внимании к себе, к другим людям, к окружающей среде.

Под общением можно понимать сложный процесс установления контактов между людьми и группами. В результате этой связи происходит взаимное влияние. Используя общение, люди организовывают свою деятельность, достигают взаимопонимания, обмениваются информацией и реализуют межличностные отношения.

3.4: Функции вербальной коммуникации

Наше существование тесно связано с используемой нами коммуникацией, а вербальная коммуникация выполняет множество функций в нашей повседневной жизни. Мы используем словесное общение, чтобы определять реальность, организовывать, думать и формировать отношения.

  • Вербальное общение помогает нам определить реальность. Мы используем вербальное общение, чтобы определить все, от идей, эмоций, переживаний, мыслей, объектов и людей (Blumer, 1969). Подумайте, как вы определяете себя. Вы можете определить себя как студента, работника, сына/дочери, родителя, адвоката и т. д. Вы также можете определить себя как морального, этичного, полуночника или прокрастинатора. Вербальное общение — это то, как мы обозначаем и определяем то, что переживаем в жизни. Эти определения носят не только описательный, но и оценочный характер. Представьте, что вы находитесь на пляже с несколькими друзьями. День начинается солнечно и красиво, но приливы и отливы быстро меняются, когда над головой появляются дождевые облака. Из-за неожиданного дождя вы определяете день как разочаровывающий и некрасивый. Внезапно ваш друг замечает: «О чем ты говоришь, чувак? Сегодня красиво!» Вместо того, чтобы сосредотачиваться на погоде, он мог иметь в виду тот факт, что у него был хороший день, когда он проводил время со своими приятелями на пляже, будь то дождь или солнце. Это утверждение отражает, что у нас есть выбор того, как мы используем словесное общение для определения нашей реальности. Мы делаем выбор в отношении того, на чем сосредоточиться и как определить то, что мы переживаем, и его влияние на то, как мы понимаем и живем в нашем мире.
  • Вербальная коммуникация помогает нам систематизировать сложные идеи и переживания по значимым категориям. Подумайте, сколько вещей вы испытываете своими пятью основными чувствами каждый день. Невозможно понять все, с чем мы сталкиваемся. Мы используем вербальную коммуникацию, чтобы организовать кажущиеся случайными события в понятные категории, чтобы понять смысл нашего опыта. Например, мы все распределяем людей в нашей жизни по категориям. Мы обозначаем этих людей такими терминами, как друзья, знакомые, романтические партнеры, семья, сверстники, коллеги и незнакомцы. Мы выделяем определенные качества, черты или сценарии, чтобы организовать внешне случайные события в значимые категории, чтобы придать смысл нашему миру.
  • Вербальное общение помогает нам думать. Без вербального общения мы не могли бы функционировать как мыслящие существа. Способность, которая чаще всего используется для того, чтобы отличать людей от других животных, — это наша способность рассуждать и общаться. С помощью языка мы можем размышлять о прошлом, рассматривать настоящее и размышлять о будущем. Мы развиваем наши воспоминания с помощью языка. Попробуйте вспомнить свои первые осознанные воспоминания. Скорее всего, ваши первые сознательные воспоминания сформировались примерно в то время, когда вы начали использовать вербальное общение. Пример, который мы использовали в начале главы, показывает, каким был бы мир для людей без языка. В 2011 году В журнале Scientific American , в статье «Как язык формирует мышление», Лера Бородицкая утверждает, что люди «полагаются на язык, даже когда делают простые вещи, такие как различение цветовых пятен, подсчет точек на экране или ориентирование в маленькой комнате: мои коллеги и я обнаружили, что ограничение способности людей свободно обращаться к своим языковым способностям — путем предоставления им конкурирующей сложной вербальной задачи, такой как, например, повторение новостного сообщения — ухудшает их способность выполнять эти задачи». Возможно, поэтому некоторым людям трудно работать в режиме многозадачности, особенно когда одна задача связана с речью, а другая — с мышлением.
  • Вербальное общение помогает нам формировать наше отношение к окружающему миру. То, как вы используете язык, формирует ваше отношение к окружающему миру. Эдвард Сепир и Бенджамин Ли Уорф (1920–30-е годы) разработали гипотезу Сепира-Уорфа, чтобы объяснить, что язык определяет мышление. Люди, которые говорят на разных языках или используют язык по-разному, думают по-разному (Whorf, 1956; Sapir, 1958; Maxwell, 20o4; Perlovsky, 2009; Lucy, 2010; Simpson, 2011; Hussein, 2012). Аргумент предполагает, что если бы носитель английского языка имел точно такой же жизненный опыт, но вырос, говоря по-китайски, а не по-английски, его мировоззрение было бы другим из-за разных символов, используемых для осмысления мира. Когда вы маркируете, описываете или оцениваете события своей жизни, вы используете символы языка, на котором говорите. Использование вами этих символов для представления вашей реальности влияет на вашу точку зрения и отношение к миру. Таким образом, вполне логично, что чем сложнее ваш репертуар символов, тем более сложным может быть для вас ваше мировоззрение.

7 Функции невербального общения

Ханан Парвез

Невербальная коммуникация включает в себя все аспекты коммуникации за вычетом слов. Всякий раз, когда вы не используете слова, вы общаетесь невербально. Невербальная коммуникация бывает двух типов:

1. Голосовая

Также называемая параязыком , голосовая часть невербальной коммуникации включает в себя разговорные аспекты коммуникации за вычетом реальных слов, например: 

  • Голосовой шаг
  • Голосовой тон
  • Том
  • Скорость разговора
  • Паузы

2. Невокальная

также называется Язы сообщения, такие как:

  • Жесты
  • Зрительный контакт
  • Мимика
  • Взгляд
  • Поза
  • Движения

Поскольку вербальное общение более естественно приходит к нам гораздо позже, чем невербальное общение. Большая часть смысла в общении определяется невербальными сигналами. 1

В большинстве случаев невербальные сигналы мы излучаем бессознательно, в то время как вербальная коммуникация чаще всего осуществляется преднамеренно. Таким образом, невербальное общение раскрывает реальное эмоциональное состояние коммуникатора, потому что его трудно подделать.

Функции невербального общения

Общение может быть вербальным, невербальным или их комбинацией. Обычно это комбинация того и другого.

В этом разделе основное внимание будет уделено функциям невербальной коммуникации как самостоятельной, так и в сочетании с вербальной коммуникацией.

1. Дополнение

Невербальное общение может дополнять вербальное общение. То, что вы говорите словами, может быть подкреплено невербальной коммуникацией.

Например:

  • Говоря «Уходи!» указывая на дверь.
  • Говорить «Да», кивая головой.
  • Говоря: «Пожалуйста, помогите мне!» при этом складывая руки.

Если мы удалим невербальные аспекты из приведенных выше сообщений, они могут ослабнуть. Вы, скорее всего, поверите, что кому-то нужна помощь, когда они складывают руки.

2. Замена

Иногда вместо слов можно использовать невербальное общение. Некоторые сообщения, обычно передаваемые с помощью слов, могут передаваться исключительно с помощью невербальных сигналов.

Например:

  • Подмигнуть своему возлюбленному вместо того, чтобы сказать: «Ты мне нравишься».
  • Кивнуть головой, не говоря «да».
  • Приложить указательный палец ко рту вместо того, чтобы сказать: «Молчи!»

3. Акцентирование

Акцентирование — выделение или подчеркивание часть устного сообщения. Обычно это делается путем изменения того, как вы произносите слово по сравнению с другими словами в предложении.

Например:

  • Говоря: «Мне это нравится!» более громкое «любовь» показывает, что вы искренне любите это.
  • Говоря: «Это великолепно !» саркастическим тоном, относящимся к чему-то не блестящему.
  • Использование воздушных кавычек для выделения части сообщения, которое вам не нравится или с которым вы не согласны.

4. Противоречие

Невербальные сигналы иногда могут противоречить вербальному общению. Поскольку мы склонны верить устному сообщению, когда его дополняют невербальные сигналы, противоречивое невербальное сообщение дает нам смешанные сигналы.

Это может привести к двусмысленности и путанице. Мы склонны больше полагаться на невербальные сигналы, чтобы понять истинное значение этих ситуаций. 2

Например:

  • Сказать «Я в порядке» сердитым, пассивно-агрессивным тоном.
  • Сказать: «Презентация была захватывающей», зевая.
  • Говоря: «Я уверен, что этот план сработает», скрестив руки и глядя вниз.

5. Регулирование

Невербальная коммуникация используется для регулирования потока коммуникации.

Например:

  • Наклоняться вперед, чтобы выразить заинтересованность и побудить говорящего продолжать говорить.
  • Проверяя время или глядя на выход для связи вы хотите выйти из разговора.
  • Быстро кивайте головой, пока другой человек говорит, показывая ему, что нужно поторопиться или закончить.

6. Влияние

Слова являются мощными инструментами влияния, как и невербальная коммуникация. Часто то, как что-то сказано, важнее того, что сказано. А иногда и молчание тоже имеет смысл.

Примеры:

  • Игнорирование кого-либо, когда он не машет вам в ответ, когда он машет вам в знак приветствия.
  • Намеренное сокрытие своего невербального поведения, чтобы ваши эмоции и намерения не просочились наружу.
  • Обман кого-либо путем имитации невербального поведения, например, притворяться грустным, демонстрируя грустное выражение лица.

7. Сообщение о близости

С помощью невербального поведения люди сообщают, насколько они близки другим.

Например:

  • Романтические партнеры, которые больше касаются друг друга, имеют более близкие отношения.
  • Приветствуйте других по-разному в зависимости от близости отношений. Например, обнимать членов семьи и обмениваться рукопожатием с коллегами.
  • Поворот к кому-либо и установление надлежащего зрительного контакта свидетельствует о близости, а отворачивание от него и избегание зрительного контакта показывает эмоциональную дистанцию.

Ссылки

  1. Ноллер, П. (2006). Невербальное общение в близких отношениях.
  2. Харги, О. (2021). Квалифицированное межличностное общение: исследования, теория и практика . Рутледж.

Ханан Парвез (автор)

Привет, я Ханан Парвез (MBA, MA Psychology), основатель и автор PsychMechanics.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *