Функции семьи
31.12.2011
«Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».
Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Значение семьи иллюстрируется хотя бы тем фактом, что подавляющее число людей живет в семье. По данным переписей населения около, 88% всего населения живут в семьях.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.
Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет».
Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. Современная семья в нашем обществе уже не выполняет такой функции, как приумножение и передача по наследству частной собственности. Качественно изменилась и функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (внебрачным рождениям, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.
В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, духовного (культурного) общения, сексуально-эротическая, воспитательная. Брак все более рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.
Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личности ее членов, взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи могут выступить и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затрудняющее воспитание, и др. ).
Ключевые слова: Семья
Источник: Эйдемиллер Э. Г., Юстищкий В. В. Семейная психотерапия
Материалы по теме |
---|
Методические инструменты анализа и обсуждение вопросов семейного неблагополучия Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-… |
Дезадаптированная семья Гоголева А.В., Аддиктивное поведение и его профилактика |
Развитие и социализация личности в семье Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера… |
Совместимость супругов Монина Г.Б., Психология семьи |
Понятие и типы неполных семей Целуйко В. М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004 |
Семья в социальном пространстве И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В…. |
Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012 |
Групповая семейная терапия Шнейдер Л.Б., Пособие по психологическому консультированию |
4. Функции семьи
Содержание жизнедеятельности семьи может быть понято через описание основных функций, на реализацию которых семья ориентирована. В ряде функций, присущих семье на определенном этапе ее исторического развития, обнаруживает себя ее специфическое целевое назначение как малой группы и социального института. Выполнение этих функций обеспечивается ролевым сотрудничеством всех членов семьи, и прежде всего супругов.
Активность семейной системы, приводящая к достижению соответствующего полезного результата, является многоаспектной и разнонаправленной. Брак нельзя свести к сексу. Он предопределяет весь образ жизни: труд, житейские радости, печали. Совместимость или несовместимость партнеров может быть должным образом оценена лишь в рамках семьи как единой поведенческой системы с доминирующими ценностями и определенным организационным паттерном. Помимо сексуально-эротической, имеют значение другие функции семьи, связанные с безопасностью, воспитанием детей, социальным обучением, а также развитием каждого из партнеров в отдельности и супружеской пары в целом. Супружескую адаптацию следует рассматривать в более общей системе взаимоотношений, отражающих индивидуальные связи каждого из партнеров с родительской семьей и социальным окружением в целом.
В науке о семье пристальное внимание уделяется анализу функций семьи.
Психологи чаще всего приписывают семье следующие функции.
Порождение и воспитание детей.
Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.
Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви.
29
Создание условий для развития личности всех членов семьи.
Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.
Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.
Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.
Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.
Рекреативная функция — охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.
Семейный психотерапевт Д. Фримен излагает свою точку зрения. Он считает, что основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением, являются:
обеспечение выживания;
защита семьи от внешних повреждающих факторов;
забота членов семьи друг о друге;
воспитание детей;
создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи;
поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом;
социальный контроль над поведением друг друга.
Позиции специалистов по этому вопросу хорошо согласуются,
30
В целом, обеспечение благоприятного психологического климата, коммуникации чувств, взаимной моральной и эмоциональной поддержки, понимания и принятия членами семьи друг друга часто называют психотерапевтической функцией семьи. Функция организации досуга, по всей видимости, является составной частью рекреативной функции. В свою очередь, рекреативная функция понимаемая как восстановление эмоционально-энергетических ресурсов благодаря комфортности семейного общения, сближается по смыслу и с психотерапевтической, и с коммуникативной. Функция постоянства общения, с одной стороны, имеет непосредственное отношение к коммуникативным аспектам семейной жизни; с другой стороны, она отражает особую потребность членов семьи воспроизводить ситуации общения, придавать определенный ритм внутрисемейному взаимодействию. Правомерность выделения функции духовного совершенствования подвергается сомнению. Литовский семейный психолог Г. Навайтис прямо говорит о том, что существует достаточно много стабильных семей, не отличающихся ни условиями для самореализации их членов, ни высоким уровнем их духовности.
Сообразуясь с частотой упоминания в литературе, отдельно остановимся на функции безопасности, фелицитологической и гедонистической функциях семьи. Функция безопасности подразумевает охрану биологического и социального бытия членов семьи, защиту от физических и психологических опасностей, исходящих от окружающего мира. В ней выражается заинтересованность людей в долговременном выживании, стабильности и уверенности в будущем. Семейная жизнь подчинена определенному распорядку, регулируется нормами и правилами, что позволяет застраховать ее от неприятных событий. А. Маслоу рассматривал родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуку, развод и смерть в семье в качестве моментов, особенно вредных для благополучия ребенка. Эти факторы делают его окружение нестабильным, непредсказуемым и, следовательно, ненадежным.
Подобно тому, как двухлетний малыш прячется за маму или папу от взглядов незнакомцев, человек любого возраста в минуту опасности предпочитает быть рядом с близкими. В семье мы ощущаем ценность своей жизни и черпаем силы, чтобы справиться со страхом, болью, болезнью. Поведение в чрезвычайных обстоятельствах (таких, как войны, землетрясения, наводнения и т. п.) подтверждает готовность людей к самопожертвованию ради своих родных и близких.
31
Шансы выжить многократно возрастают, если о нас кто-то заботится. Функция безопасности проявляется и в том, что семья внутренне противится изменениям и преобразованиям, видя в них угрозу стабильности своего существования.
Фелицитологическая функция воплощает в себе мечты и надежды каждого человека на обретение семейного счастья. В понятие «счастливая семья» люди вкладывают разное содержание: для одних это общность взглядов и взаимопонимание, для других — материальный достаток, для третьих — таланты и школьные успехи детей. Символами семейного счастья могут быть и отдельная квартира, и совместные путешествия по живописным местам, и день рождения ребенка, и радость встречи даже после недолгой разлуки. Столь разнообразные взгляды объединены общим представлением о том, что счастье как состояние полного высшего удовлетворения чаще всего переживается в кругу семьи. В семье исполняются наши стремления и желания, компенсируются обиды, нанесенные окружением, поощряются наши способности и достижения. Члены семьи сопереживают удачам и радостям друг друга. Чувство удовлетворения субъект испытывает и тогда, когда удается сделать что-либо хорошее для своих любимых.
Семейное счастье — продукт коллективного творчества. В семье как системе невозможно, чтобы кто-то был счастлив или несчастлив изолированно; переживания одного человека так или иначе затрагивают других. Поэтому так ценится проявление эмпатии и действенный характер любви: от совместных усилий зависит желательный исход дела.
В идеале семья выполняет и гедонистическую функцию. Само название этой функции указывает на то, что она связана с удовлетворением потребности в физическом и психическом комфорте. Находясь в родном доме, среди дорогих сердцу людей, человек достигает спокойного и радостного состояния души. Всем хорошо знакомо чувство наслаждения вкусной едой, беззаботным отдыхом, непринужденной обстановкой во время семейных праздников, да и просто совместных обедов. Семейное общение изобилует приятными ощущениями, фантазиями, размышлениями. Взрослые получают удовольствие оттого, что проводят время вместе с детьми. Прогулки, игры, аттракционы, спортивные состязания, цирковые и театральные представления… Список забав и развлечений может быть огромным.
32
Купаться и нежиться на солнышке, поедать сладости, барахтаться в сугробе, кататься с горки и даже пропалывать грядку гораздо веселее всем миром, чем в одиночку. «В семье и лень сладкая». Не потому ли любит вся семья часами сидеть у телевизора?!
У людей, выросших в неблагополучных семьях, есть трудности в умении веселиться, расслабляться. Сама мысль о радостях жизни может показаться им непозволительной. Между тем способность быть раскованным, отходить от обыденности, принимать участие в игре, проявлять остроумие и чувство юмора — все это характеристики здоровой личности.
Любая функция семьи по-разному проявляется на уровне индивида и общества. Учитывая эту важную особенность, можно достичь большей полноты и точности анализа семейных функций. Убедительный тому пример — классификация, предложенная М.С. Мацковским (см. табл. 1).
Анализ семейных функций
Таблица 1
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребностей в детях |
Воспитательная | Социализация молодого поколения Поддержание культурной непрерывности общества | Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи | Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги) |
Сфера первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи |
33
Продолжение табл. 1
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Сфера духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза |
Социально-статусная | Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры | Удовлетворение потребностей в социальном продвижении |
Досуговая | Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия | Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви |
Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей |
В психологии семьи понятие «функция» используется практически во всех своих значениях:
это роль, которую семья как социальный институт и малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;
это внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;
функция есть зависимость между процессами, происходящими в самой семье;
чаще всего функция семьи понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей. Фактически каждая функция соответствует некой потребности или группе потребностей, например, потребности в любви, защите, общении, отцовстве и материнстве, духовной, физической близости и др.
34
Г. Навайтис подчеркивает, что часть функций семьи основывается на личностном общении, взаимодействии конкретных людей. Удовлетворение соответствующих потребностей зависит от личностей членов семьи. Действительно, мы чувствуем себя счастливыми, любимыми или защищенными благодаря людям, составляющим нашу семью.
Семья, в отличие от других малых групп, способна удовлетворить потребности в их комплексе, в их органичной целостности. Собственно, ради этого люди и объединяются в семейный союз. Отсюда и возникает чувство незаменимости семьи, а при ее распаде — сожаление и горечь утраты.
В силу своей полифункционалъности семья объединяет индивидуальные, групповые и общественные интересы. Например, глубоко личное чувство взаимной любви и влечение мужчины и женщины друг к другу дают начало новой жизни. Появление на свет ребенка означает продолжение рода, связь поколений. Одновременно рождением детей семья обеспечивает воспроизводство населения. Во многом благодаря семейному воспитанию ребенок достигает социальной и психологической зрелости,
В любой семье достижение каждым индивидом необходимого или желательного целевого состояния не происходит бесконфликтно. Серьезные проблемы возникают в нескольких случаях: 1) какие-либо центральные потребности одного или нескольких членов семьи не удовлетворяются; 2) не согласуются основные потребности разных членов семьи; 3) способы удовлетворения потребностей взаимоисключаются или не устраивают кого-либо из членов семьи; 4) потребности одного из членов семьи представляются остальным чрезмерными. Тогда в течение некоторого времени какие-либо члены семьи будут существовать за счет других или же семья может распасться.
Каждый аспект семейной жизни обладает определенной значимостью для того или иного члена семьи. Однако какие-либо функции семьи выходят на первый план, становятся приоритетными. Эти установки формируются в родительской семье и регулируют поведение партнеров уже в период, предшествующий заключению брака. В общей мотивации супружеского союза можно выделить четыре ведущих побудителя: хозяйственно-бытовой, нравственно-психологический, семейно-родительский и интимно-личный. Разумеется, другие мотивы, часто неосознаваемые, тоже оказывают влияние на принятие решения о браке, но в качестве главенствующих побуждений часто выступают перечисленные.
35
Мужчина и женщина могут воспринимать свой брак как преимущественно хозяйственно-бытовой союз, считая, что главное в семье — хорошо налаженный быт, грамотное домоводство и крепкое хозяйство. Образное выражение этой установки — «Дом — полная чаша». Предпринимаются все меры для сохранения здоровья и работоспособности членов семьи.
Супружество может иметь смысл нравственно-психологического союза: в партнере видится прежде всего друг, спутник жизни, единомышленник, разделяющий наши взгляды и убеждения. Между членами семьи царит взаимопонимание и уважение, личность каждого оценивается по достоинству, независимо от того, взрослый это или ребенок.
Ориентация на брак как на семейно-родительский, педагогический союз исходит из того, что главная функция семьи есть рождение и воспитание детей. Для таких родителей характерна позиция детоцентризма, т. е. повышенной материальной и духовной заботы о детях. Пристальное внимание уделяется нуждам и интересам ребенка, изыскиваются средства для его разностороннего развития.
Супруги могут расценивать свой союз как интимно-личный, стремясь обрести желанного и любимого партнера. В такой семье большое значение придается взаимным симпатиям, любви, верности и постоянству привязанностей.
В зависимости от того, какая функция признается ведущей, оформляется и семейный уклад. Уклад — это установившийся порядок, сложившееся устройство семейной жизни, по которому судят о своеобразии конкретной семьи. Кроме хозяйственно-бытового, нравственно-психологического, родительского, интимно-личного укладов, можно назвать еще несколько вариантов. Встречаются семьи, ориентированные на организацию досуга. Общие интересы, хобби, способы времяпрепровождения объединяют членов семьи. Здесь важен полноценный, насыщенный впечатлениями отдых, а не регулярность приемов пищи или чистота в квартире. Типичный пример — семьи заядлых туристов, чьи дети с малых лет приобщаются к девственной природе. Семья может развиваться и как психотерапевтический союз. В такой семье главными задачами будут эмоциональная поддержка, теплота, сочувствие и сопереживание. Это семья — своеобразная психологическая отдушина и обитель доверия.
36
Муж и жена могут происходить из семей, с различными укладами. В добрачный период можно узнать, каковы представления партнера относительно первостепенных целей семейного союза. В первые два-три года совместной жизни отдается предпочтение какому-либо укладу: чаша весов склоняется в чью-то сторону или молодожены выбирают свой собственный путь. Можно выработать компромиссные варианты, чтобы каждый из супругов согласился с выбором. На основе избранного уклада предъявляются требования к партнеру. Различия в иерархии семейных ценностей приводят к конфликтам. Разногласия могут обостряться в переломные, кризисные периоды существования семьи, когда ведущие мотивы вступают в противоборство. В этом случае супругам необходимо достичь договоренности, прийти к единому мнению.
С течением времени функции семьи изменяются, что особенно ярко продемонстрировал XX в. Если в прошлом приоритетом обладали совместное ведение хозяйства и продолжение рода, то сегодня на первом месте оказывается уже не экономическая и даже не биологическая, а социально-психологическая функция. В былые времена от качества выполнения хозяйственно-экономических задач зависело физическое выживание членов семьи. Благодаря промышленной революции, развитию технологий и системы социальной защиты значимость этой функции постепенно утрачивается.
Что касается российских семей, то экономическая сторона их жизнедеятельности подверглась существенным преобразованиям. При переходе к рыночным отношениям семья как хозяйственно-экономическая единица изыскивает альтернативы для своего выживания, будь то фермерское хозяйство или труд на приусадебном участке. Семейный бизнес, в котором задействовано большинство родственников, далеко не редкость.
Динамика семейных функций проявляется в том, что происходит перераспределение компетенции удовлетворения тех или иных потребностей между семьей и обществом. Бурно и экспансивно развивается сфера бытовых и оздоровительных услуг, создаются новые, все более совершенные приборы и средства, облегчающие домашний труд. Открываются предприятия общественного питания. Индустрия развлечений предлагает семье разные варианты использования свободного времени. Функция воспитания детей частично передается детским образовательным учреждениям, для которых готовятся квалифицированные педагогические кадры.
37
Мотивы самореализации в области выбранной профессии и работы конкурируют со стремлением посвятить себя семейной жизни. Вследствие профессиональной повсеместной занятости усложняется система межличностных коммуникаций. Индивид получает возможность, кроме семьи, принадлежать к различным малым группам. Для современного человека открыты двери многих объединений: клубов по интересам, религиозных общин, благотворительных организаций и т. п. Новейшие информационные технологии создают «мир без границ». Кроме того, субъект может проявить инициативу в формировании круга своих друзей. Дружеские привязанности наполняются эмоциональной теплотой, самораскрытием, пониманием, признанием, увлеченностью идеями и делами. По глубине эмоционального контакта дружеские отношения сопоставимы с семейными.
Общая тенденция развития функций семьи может быть сформулирована следующим образом. По мере того как некоторые старые социально-экономические функции семьи отмирают или приобретают подчиненное значение, все большая ценность придается психологической близости, интимности между членами семьи, особенно супругами. Это повышает автономию и значимость каждого отдельного члена семьи и идет параллельно повышению индивидуальной избирательности брака.
Функция социализации по-прежнему сохраняет свое исключительное значение. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп. Если бы даже система образования была совершенной, она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье.
В связи с информатизацией общества серьезные изменения претерпевает репродуктивная функция семьи.
38
Дело в том, что информационное производство предъявляет высокие требования к таким характеристикам работника, как интеллект, общая культура, здоровье, работоспособность, восприимчивость к новому и т. д. Качество подготовки ребенка к жизни и труду в информационном обществе во многом зависит от усилий родителей. Поэтому усиливается тенденция сознательного ограничения рождаемости. Имеются и противоположные прогнозы: задачу подготовки высокообразованного и квалифицированного работника полностью возьмут на себя другие социальные институты.
Возрастает удельный вес персоналитарной функции. В семье создаются условия для развития творческого потенциала детей и взрослых. Особой ценностью признаются права и свободы личности.
История каждой отдельной семьи также доказывает, что цели ее существования не остаются неизменными.
Во-первых, со временем трансформируются потребности членов семьи. Например, у супругов пожилого возраста наблюдается снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере, сочетающееся с постепенным регрессом либидо до уровня эротической, а затем и платонической стадий.
Во-вторых, семья развивается поэтапно, и в каждый момент жизненного цикла семьи какая-либо ее функция выходит на передний план. Задача молодоженов — осуществить дифференциацию от родительской семьи. С появлением малыша им предстоит осваивать родительские роли, содержание которых будет меняться по мере взросления ребенка.
Для любого человека, входящего в состав семьи, она обладает функциональной ценностью. Психологи обращают внимание и на другой аспект. Каждый член семьи занимает в ней определенную «экологическую» нишу, то есть выполняет необходимые для поддержания баланса системы функции. Говорят о функциональной ценности отдельного члена семьи. Потенциальная конфликтность семьи может быть связана с нарушениями этого параметра. Рассогласования возникают в ряде случаев:
функциональная ценность члена семьи понимается по-разному;
функция выполняется не полностью или искажается;
поведение члена семьи игнорируется или используется нежелательное для него подкрепление;
функция не соответствует индивидуальным особенностям члена семьи;
требуется резкое изменение обязанностей.
39
Люди весьма активны в восприятии и осмыслении своей семейной ситуации. Их интерпретации, как правило, отличаются друг от друга. Если вести речь о семейной ситуации развития ребенка, то она не тождественна той, которую воспринимают и обрисовывают взрослые. Взаимопонимание достигается благодаря доверительности отношений и ведению повседневного диалога. Родителям необходимо научиться прогнозировать последствия своих воздействий на ребенка.
К сожалению, есть семьи, не выполняющие своего предназначения. В них люди движимы взаимным раздражением, стремлением подавить партнера, холодностью или отчужденностью. Используется понятие «дефункционализация семьи». Дефункционализация наиболее заметно выражается в снижении роли, которую дом играет в семейной жизни. Дом лишается своей функции места работы, взаимодействия и отдыха, члены семьи появляются в нем только для еды и сна. Теряется смысл совместного существования. Однако взгляд на семью только с точки зрения ее недостатков был бы односторонним. Семья обладает способностью к восстановлению и помощи самой себе.
Семейное функционирование | Encyclopedia.com
БИБЛИОГРАФИЯ
Признание сложной мозаики семейных моделей важно для воспитания толерантности в свете глобального разнообразия. Тем не менее, больше внимания уделяется структуре семьи, чем функциям, которые должны выполнять семьи. Несмотря на то, что то, что представляет собой семья, зависит от разных культур, семейные функции удивительно схожи в разных культурах. Семейная жизнь обычно обеспечивает среду для удовлетворения жизненно важных потребностей в еде и жилье, создания и поддержания богатства, а также обеспечения ухода и других нематериальных ресурсов. Семейные функции, независимо от структуры семьи, вызывают сходное поведение и практику во всем мире (Georgas et al., 2001).
Общества во всем мире полагаются на семью в выполнении определенных функций. Основные функции семьи заключаются в следующем: (1) регулирование сексуального доступа и активности; (2) обеспечить упорядоченный контекст для размножения; (3) воспитывать и социализировать детей; (4) обеспечить экономическую стабильность; и (5) приписать социальный статус. Кроме того, семьи передают любовь, заботу и адаптивные функции. Короче говоря, семья считается сторонником супружеской пары, источником заботы и элементарного воспитания детей, связью с рынком, местом исправления, которое возвращает своенравных назад, и приютом, где немощные и зависимые члены ищут утешения.
Семейные функции выполняются различными способами. Как правило, брак или какой-либо его вариант социально одобряется как подходящий выход для сексуального поведения. Семьи учат и повторяют, что одни люди и условия более подходят для сексуальной близости и привязанности, чем другие. Например, существуют табу на инцест и в определенное время на половые сношения, например, во время менструации или беременности. Регулирование сексуального поведения связано не только с коитусом, но и с такими видами поведения, как объятия, поцелуи и прикосновения, а также с установками и ценностями. Эти взгляды и ценности влияют на реакцию семьи и культурные предписания в отношении таких практик, как добрачные и внебрачные отношения (Widmer et al. 19).98).
Семья является наиболее широко одобренной средой для рождения и воспитания детей. Размножение в семье получает социальное одобрение отцовства и определяет законное потомство. Дети, рожденные вне супружеской семьи, часто подвергаются стигматизации. Социализация, пожалуй, самая важная функция, потому что она учит правилам и ожиданиям поведения как в семье, так и в обществе за ее пределами. В этом отношении семья представляет собой миниатюрную социальную систему, в которой родители являются главными проводниками и проводниками социального порядка. Результат процесса социализации внутри семьи критически важен для общества в целом, которое основано на регулировании и общей готовности граждан соответствовать социальным нормам. Как правило, семья обеспечивает безопасность и поддержку, которые лучше всего подходят для обучения детей жизненным навыкам, культурным ценностям и социальной ответственности. Сомнительно, чтобы дети могли развиваться психически, физически и социально здоровыми людьми без семьи.
Предоставление и управление достаточными финансовыми ресурсами является важной функцией для обеспечения эффективности других семейных функций. Семьи влияют на социальное положение и жизненные шансы людей. Дети обычно принимают на себя юридический, религиозный и политический статус своей семьи, в то время как другие роли достигаются через брак, профессию и образование.
В то время как некоторые люди предпочитают делать все в одиночку, большинству нужны другие люди, которые заботятся о них, проявляют любовь, разделяют радости и печали и оказывают поддержку в трудную минуту. Любовь и эмоциональная поддержка чрезвычайно важны. Семья может распознавать изменения и реорганизовываться, чтобы адаптироваться к окружающей среде быстрее, чем другие группы. Эта адаптивная функция позволяет семьям приспосабливаться к новым требованиям и справляться с изменениями. Семейная жизнь может демонстрировать открытость новым образам жизни и мышления, которые не получили развития в других сферах (Boulding 19).81; Винсент 1966). В то время как другие институты — религиозные, образовательные, политические и экономические — могут помогать в выполнении этих функций, основная ответственность возлагается на семью.
СМ. ТАКЖЕ Дети; Семья; Семейный, Расширенный; Семейный, Ядерный; Структура семьи; Семейные ценности; родство; Свадьба; Отношения между родителями и детьми; стили воспитания; Отношения между братьями и сестрами
Боулдинг, Элиза. 1981. Место семьи во времена социального перехода . Оттава, Онтарио: Институт семьи Ванье.
Георгас, Джеймс, Костас Милонас, Цабика Бафити и др. 2001. Функциональные отношения в нуклеарной и расширенной семье: исследование 16 культур. Международный журнал психологии 36 (5): 289–300.
Винсент, Кларк Э. 1966. Familia Spongia: адаптивная функция. Журнал брака и семьи 28 (1): 29–36.
Видмер, Эрик, Джудит Триас и Роберт Ньюкомб. 1998. Отношение к внебрачному сексу в 24 странах. Журнал сексуальных исследований 35 (4): 349–358.
Джеймс Дж. Понцетти мл.
Функции семьи — Экономические и психологические функции семьи
Общие функции семьи
Семья необходима для социализации детей, как было описано выше. Все практики семьи берут на себя дети. Дети получают самые ценные уроки от своей семьи, которые остаются с ними на всю жизнь. Дети также очень зависят от того, кто о них позаботится, что делает их семьи еще более важными для них.
Семейная ячейка служит убежищем и убежищем от внешнего мира. Семья существует, чтобы защищать своих членов, любить их и обеспечивать каждого человека необходимыми базовыми потребностями. Чрезвычайно сплоченная семья также выходит за рамки этого благодаря своей безусловной любви и преданности друг другу, не задумываясь о том, в каких обстоятельствах они могут находиться.
Schiamberg (1983) перечислил следующие функции семьи:2. Экономическое сотрудничество и разделение труда
3. Уход, надзор, наблюдение и взаимодействие
4. Узаконение сексуальных отношений
5. Размножение
6. Предоставление статуса: социальный статус; приписанный, такой как порядок рождения; и достигается благодаря индивидуальным усилиям
7. Любовь, эмоциональная поддержка и товарищеские отношения
Из этого мы можем сделать вывод, что семья необходима для многих положений ее члена. Семьи также важны для обеспечения необходимых правил и ценностей, которых человек должен придерживаться в соответствии с их этнокультурным контекстом, обеспечивающим соблюдение закона и порядка. Людям, которые не воспитывались в семье, которая навязывает правила и учит своих детей, может быть трудно функционировать в обществе, потому что они не будут знать, как себя вести. Поэтому абсолютно необходимо, чтобы дети правильно воспитывались с эффективными родителями или родителем, чтобы сделать их наиболее успешными в жизни.
Preserve Articles (2012) также приводит список основных или универсальных функций семейства:
1. Биологические функции:
а). Удовлетворение сексуальных желаний
b). Репродукция
c). Воспитание детей
2. Психологические функции:
а). Психологическая безопасность
b). Любовь
Здесь мы видим, насколько пересекаются эти функции, показывая, что большая часть общества согласна с тем, что это то, что семья должна обеспечивать и как должна функционировать. Это важно, потому что при наличии общего убеждения в том, как должна работать семья, многие семьи могут вести себя так же. Это означает, что будет сформировано более сильное и здоровое общество, что означает лучшую жизнь для всех.
Экономические функции семьи
Экономические функции семьи важны для общества. Семейные единицы составляют институты, управляющие обществом. Без семьи слабая экономическая единица останется без стабильности и зависимости. Семья важна тем, что в ней есть члены, которые могут производить и распространять товары и услуги. С работающими родителями дети могут вырасти и однажды занять их место. Без семей в обществе не было бы постоянного населения, способного поддерживать это.
Семьи также важны для товаров и услуг. Большая часть производства ориентирована на семьи, потому что их нужно обеспечить всем. Семьи нуждаются в еде, одежде, доме, транспортных средствах, игрушках, чистящих средствах, сырье, топливе, мебели, кухонных принадлежностях, принадлежностях и всевозможном оборудовании, от инструментов до принадлежностей для кемпинга. Список продолжается и продолжается. Те, кто работает в лесной промышленности, в конечном итоге производят древесину, необходимую для строительства домов. Те, кто работает в автомобильной промышленности, обеспечивают необходимый транспорт для семей и детей из семей. Если бы у нас не было семей, наше население сокращалось бы, а значит, спрос на продукты неуклонно снижался бы. Без потребителей экономика бесполезна; поэтому семьи чрезвычайно важны для экономики.
Когда отец или мать семьи работают, они обеспечивают семью денежными потребностями. Семьи нуждаются в деньгах для покупки необходимых продуктов и услуг, в которых они нуждаются. Косвенно родители также предоставляют товары и услуги другим семьям, что также помогает им поддерживать их. Если у человека есть семья, деньги должны содержать ее.
Дети нуждаются во многих товарах и услугах. С первых минут жизни им нужна постель, одеяла, пеленки, молоко, бутылочки, пустышки и многое другое. Родители должны быть готовы удовлетворить эти потребности. По мере взросления им требуется больше одежды, различных продуктов питания, товаров для здоровья, игрушек и образования. Это продолжается до тех пор, пока ребенок в конце концов не вырастет, чтобы уйти из дома и обеспечить свои собственные денежные потребности. Этот цикл продолжается, поскольку этот ребенок может иметь собственную семью и обеспечивать их денежные потребности и так далее. Благодаря этому мы снова видим, насколько важна семья для экономики и насколько важна экономика для семьи.
Рассматривая семью как основу экономических институтов общества, мы видим, насколько важно, чтобы они работали бесперебойно, поддерживая сильную трудовую этику, хорошие ценности и мотивацию. Социологи особенно заинтересованы в этом, поскольку они изучают и сосредотачиваются на развитии и росте социальных структур человека.
Психологические функции семьи
Семья наиболее известна тем, что обеспечивает психологические потребности своих членов. Одним из самых важных является любовь и аффективная забота. Это видно в отношениях между родителями и детьми, которые чрезвычайно важны для того, чтобы дети могли быть счастливыми и успешными в жизни. Привязанность — это удовлетворение потребности Маслоу в любви и принадлежности. Это чувство заставляет человека чувствовать себя желанным в мире, что важно для достижения им самореализации, высшей достижимой потребности человека. При проявлении надлежащей любви и привязанности создается дружелюбная личность, в которой люди любят, уважают и ценят других членов своей семьи, а также все общество. Когда любовь не проявляется в положительном ключе, у людей может развиться неустойчивая личность и, возможно, преступные наклонности. Поэтому крайне важно, чтобы семья дарила любовь всем своим членам.
Семья также обеспечивает безопасность, как физическую, так и психологическую. Семья придает своим членам уверенность в том, что они смогут противостоять давлению извне, и, если необходимо, укроет себя от этого давления. Человек будет чувствовать себя как дома и в безопасности, когда он со своей семьей, потому что он знает людей, с которыми взаимодействует, и знает, что проявит к ним безусловную любовь и уважение только потому, что они семья. Эта эмоционально безопасная среда дает людям понимание и разум, необходимые им для того, чтобы прожить жизнь, чувствуя себя в безопасности и в безопасности с собой и с другими. Семьи существуют, чтобы защищать друг друга и поддерживать друг друга.
Еще одна психологическая функция состоит в том, чтобы позволить своим членам изменяться и расти. Эльвира (2009) объясняет, что «функциональная семья позволяет людям определять себя. Индивидуальные различия ценятся и даже отмечаются. Это также позволяет детям становиться независимыми, когда это уместно, и возвращаться в безопасную семью, когда они нуждаются в заботе». Это означает, что семья допускает взросление и позитивный рост своих личностей и уважает это. В семье ожидается разумная скорость изменений и роста по мере того, как они становятся старше, и ожидается, что они возьмут на себя больше обязанностей и смогут использовать свой собственный интеллект и суждение. Этот тип роста и изменений также обеспечивает устойчивую среду, в которой участники могут оправиться от негативных ситуаций и помочь друг другу справиться с любыми изменениями, которые могли быть негативными или пагубными.
Что это значит?
Экономические и психологические функции семьи важны для анализа того, как люди добиваются успеха или терпят неудачу. Многое в индивидуальности человека основано на том, насколько хорошо эти потребности и функции были выполнены.
Когда семья борется с бедностью, эта проблема может повлиять на детей, сделав их усердными и мотивированными работниками, чтобы иметь больше денег, чем их родители должны были обеспечить своей семье лучшую жизнь, или это может привести к прямо противоположному результату, в зависимости от почему семья бедная. Если семья бедна из-за ленивых или нежелающих родителей, очень может быть, что дети также останутся немотивированными или станут злыми и будут много работать, в зависимости от того, как это сработало в их семье и как это сформировало их личность. Если семья с одним родителем изо всех сил пытается свести концы с концами, детей можно мотивировать создать нуклеарную семью, чтобы облегчить эту задачу. Денежные трудности всегда трудно преодолеть, и они являются предметом дальнейшего обсуждения.
Что интересно, так это то, что уровень бедности в Канаде растет. Когда это проанализировано, мы можем сделать вывод, что, возможно, это вызвано истощением семей в канадских обществах. Меньше людей имеют семьи и детей, и поэтому потребуется меньше производства. Увольнений также больше, чем повышений по службе, а это означает, что меньше пар могут содержать семью, потому что они могут испытывать финансовые трудности. Это мы также можем связать с тем, что семья является экономической основой общества. Чем меньше семей, тем больше у нас бедности, что тоже можно объяснить исходя из психологических функций семьи. Чем меньше у нас семей, тем меньше у нас групп, поддерживающих и помогающих друг другу. Поэтому, если человек не состоит в браке или у него есть кто-то, кто помогает ему/ей заботиться о нем, он может полагаться только на себя, что вполне может привести к бедности. Наличие семьи также будет мотивировать родителей работать и зарабатывать деньги, поскольку нет ничего хуже, чем смотреть, как страдают ваши дети. Родители сделают почти все для своих детей, потому что они любят их, поэтому, если семьи исчезнут, будет меньше людей, помогающих и поддерживающих друг друга.
Если семье трудно выполнять психологические функции семьи, дети могут впасть в депрессию, замкнутость, гнев, иметь преступные наклонности, низкий уровень самооценки, оставаться зависимыми или, возможно, быть агрессивными и неуступчивыми. Когда дети не получают должного внимания, они теряются, и многие из вышеперечисленных привычек могут быть обнаружены у них, потому что они не были лично обучены или не испытали, что значит что-то значить. Это может объяснить, почему растет уровень преступности, поскольку дети не получают должного признания, безопасности или возможностей для роста и изменения, и поэтому прибегают к преступным действиям, чтобы выразить свои эмоции. Эта неспособность обеспечить любовь также может привести к крайней депрессии, которая может привести к самоубийству или другим серьезным актам насилия. Это также может проявиться другими нездоровыми способами, и поэтому крайне важно, чтобы все эти психологические функции были выполнены.