Гало эффект в психологии – Гало-эффект — Википедия

Содержание

Эффект гало в психологии: описание, применение и определение

Гало-эффект (или эффект ореола) – это неверная оценка человека, его поступков и личных качеств. Другими словами, ошибочное первое впечатление. Преувеличение качеств как положительных, так и отрицательных.

Определение гало-эффекта

Гало-эффект мир психологии определяет как склонность давать более высокую оценку личности, характеристикам и качествам человека, если его находят привлекательным. То есть формируется предвзятое мнение и суждение. Чувства доминируют над разумной оценкой. Если человек красивый или симпатичный, создается мнимое ощущение, что и внутренний мир, и качества визави соответствуют внешней оценке.

Гало-эффект хорошо описывает русская поговорка: «Встречают по одежке, провожают по уму». Или другой пример. Например, у человека высокий рейтинг благодаря каким-то отдельным качествам. И это уже создает тенденцию преувеличивать и все остальные. Иными словами, создается ошибочное мнение о человеке в целом.

Условия, при которых возникает гало-эффект

Эффект гало может привести как к преувеличению личностных качеств человека, так и к предубеждению по отношению к нему. Для возникновения этих ощущений необходимы несколько условий:

  • нехватка времени;
  • неординарность и яркость личности человека;
  • чрезмерное обилие информации;
  • стереотип восприятия;
  • незначительность личности человека.

Эффект гало в психологии

Суть эффекта гало в психологии заключается в том, что суждения одного человека о другом или о каком-то процессе могут быть ошибочны или не всегда точны. Например, из-за недостоверной или обрывочной информации.

То есть человек, обладающий какими-то сведениями о компании, может «забежать вперед» и сделать далеко идущий вывод. Хотя из имеющейся информации этого напрямую не следует.

Другой пример: первое впечатление о человеке (лицо, одежда и т. д.) может повлиять на оценку его остальных качеств (характера, отношения к работе и т. д.). То есть если он понравился внешне, то автоматически продолжается его оценка в положительном направлении. Хотя про остальные качества человека еще не известно. А могло сложиться изначально неблагоприятное мнение. Тогда оно проецируется и на все его другие качества, хотя они могут быть положительными.

История эффекта гало

Термин «эффект гало» появился в 1920 году. Его впервые применил Эдвард Трондайк. Он провел эксперимент, в котором просил оценить качества его подчиненных. Целью исследования было – определить, как мнение об одном влияет на характеристику в целом. Оказалось, что высокая оценка некоторых качеств человека положительно проецируется на остальные. И наоборот.

Исследования этого феномена продолжились. Было обнаружено, что привлекательность – один из важных факторов. И на фоне ее считается, что человек обладает и внутренней красотой. В подтверждение были проведены исследования, где в экспериментах участвовали подсудимые. Оказалось, что если человек симпатичен внешне, то присяжные больше склонны верить ему, чем прокурору.

Гало-эффект – сильное психологическое оружие

Исследования также показали, что, несмотря на внешнюю привлекательность человека, люди все же склонны допускать, что он может оказаться тщеславным, нечестным, жестоким и т. д. Например, видя в рекламе красивых моделей, которые якобы молодеют «на глазах» от какого-то средства, у людей возникает недоверие.

Но их можно убедить, что перед ними – преступник. Если показать человека с отталкивающей внешностью. Или, наоборот, маньяк может долго избегать наказания, если он красив и добр к окружающим. В этом случае симпатию к нему люди перенесут на его личность в целом. И никто даже не подумает, что за внешней оболочкой скрывается убийца.

На что влияет гало-эффект в школе

Гало-эффект может сильно повлиять на жизнь ребенка. Например, когда у учителя складывается ложное впечатление при оценке школьников или студентов. Видя чью-то инициативу и способности в каких-то предметах, преподаватель может дать задание, которое для ребенка окажется непосильным. То есть объективную оценку учитель дает намного позднее. Эффект гало иногда влияет на «рейтинг» одобрения, порицания или на неправильное распределение учащихся по группам.

На что влияет гало-эффект на работе

На работе из-за эффекта гало может возникнуть предвзятость руководителя при оценке личности, результатов труда или производительности человека. Обычно оценка работника производится по каким-то выборочным качествам, но не в целом. Это отчетливо просматривается в анкетах, на собеседованиях, в аттестациях.

Работнику иногда не хватает знаний. Но если у него есть способность схватывать на лету и быстро учиться, успешно выполнять некоторые задания, руководитель может дать завышенную оценку. Хоть это и не будет соответствовать действительности. А негативное восприятие работника может послужить поводом для увольнения, несмотря на то, что это высококвалифицированный сотрудник.

Как применяется гало-эффект в психологии?

Гало-эффект успешно применяется в психологии. К примеру, если преподаватель приятен и доброжелателен в общении, то учащиеся оценивают его в целом как привлекательного и симпатичного человека. Благодаря этому автоматически сглаживаются могущие возникнуть негативные ситуации. Грамотное применение эффекта ореола (halo effect) может стать сильным оружием. Причем практически в любой сфере: рекламе, политике, торговле и т. д. Шпионы – один из ярких примеров.

В рекламе гало-эффект применяется для продвижения товаров и услуг. Например, известная личность, которой симпатизирует большинство, предлагает или одобряет какие-либо продукты. Тогда положительная оценка этого человека потенциальными покупателями может распространиться и на предлагаемые товары. То есть мнение о самом человеке переносится на рекламный продукт.

В политике, на выборах, опять же имеет место гало-эффект. В предвыборных кампаниях речи готовятся заранее. Ораторы показывают себя с положительной стороны, стараясь понравиться. И люди, оценив эту его способность, считают, что кандидат и в целом такой же хороший человек. В результате отдают за него голос. Но стоит задуматься. Ведь у этого оратора есть и много других личностных качеств, которые остались без должной оценки. Но они, как правило, в расчет не принимаются. Это и есть эффект гало.

Он успешно применяется на автомобильном рынке. Например, выпущены спортивные автомобили. Впоследствии с ними будет ассоциироваться бренд компании. Маркетологи создают ореол нужных им мыслей, делая акцент на современной технологической оснащенности, профессионализме сотрудников, отличном качестве и т. д. В результате даже обычные автомобили этой марки будут раскупаться в больших количествах.

Основная схема гало-эффекта

Схема воздействия гало-эффекта – когда применяется восприятие, запускаемое при неравенстве в интеллектуальной, социальной и других областях. У людей есть склонность переоценивать некоторые качества превосходящего их человека даже по одному существенному параметру. Если слабый и болезненный человек встречает сильного и здорового, он воспринимает его умным, красивым, добрым и т. д. При этом существует возможность, что в действительности первый переоценивает второго, причем достаточно сильно. Качества этого человека часто оказываются совсем не такими, какими являются на самом деле.

fb.ru

Эффект гало в психологии — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Когнитивная психология Последнее обновление: 05/07/2015

Эффект гало представляет собой когнитивную ошибку, из-за которой наше общее впечатление о человеке влияет на то, какими мы считаем его характер и личные качества. По сути, ваше общее впечатление о человеке («Он хороший!») порождает вашу оценку конкретных черт этого человека («А ещё он такой умный!»).

Наиболее понятный всем пример эффекта гало в действии — наше мнение о знаменитостях. Те из звезд, кого мы считаем привлекательными, успешными (объективная оценка на основе имеющейся у нас информации), часто считаются также умными, добрыми, приятными (субъективная оценка на основе нашего впечатления).

Определения эффекта гало

«Также известный как стереотип физической привлекательности <…>, эффект гало есть обычная склонность людей давать более высокую оценку личностных качеств или характеристик тем, кого они находят более привлекательными. Термин „эффект ореола“ используется и в более общем смысле — для того чтобы описать влияние желаемой личности или конкретного желаемого признака на формирование предвзятых суждений о человеке в абсолютно любом плане. То есть, наши чувства, как правило доминируют над когнитивными процессами, когда мы оцениваем других».

Л.Г. Стэндинг (2004)

«В исследовании, проведённом в 1915 году, сотрудников двух крупных промышленных корпораций мы попросили оценивать конкретного человека по целому ряду различных признаков, таких как интеллект, производительность, уровень технического мастерства, надёжность и т.д. Оказалось, что все эти черты в сознании людей были тесно связаны между собой… На полученные рейтинги, по-видимому, очень сильно влияла склонность думать о человеке в целом как о довольно хорошем или довольно посредственном; на суждения о конкретных качествах человека практически всегда влияет это общее впечатление о нём».

Э.Л. Торндайк (1920)

История изучения эффекта гало

Первым этот термин ввел Эдвард Торндайк в 1920 году. В одном из экспериментов Торндайк просил военачальников оценить различные качества в своих подчинённых — лидерские качества, внешность, интеллект, верность и надежность.

Цель Торндайка заключалась в том, чтобы определить, как оценка одного качества влияет на оценку других характеристик. Он нашёл, что высокие рейтинги определённых качеств коррелируют с высокими рейтингами других, в то время как негативные оценки определённого качества также играют значительную роль в снижении рейтинга других. Например, физические качества коррелировали с интеллектуальными способностями (0,31), лидерскими качествами (0,39) и характером (0,28)

Так почему же наше общее впечатление о человеке создает этот ореол, который влияет на оценку его конкретных черт? Исследователи обнаружили, что привлекательность является одним из факторов, которые могут играть важную роль. Несколько различных исследований обнаружили, что когда мы считаем людей красивыми, то склонны также считать, что они обладают положительными чертами личности. Одно из исследований показало, что даже присяжные менее склонны верить прокурору, если на скамье подсудимых находится человек, которого они считают привлекательным.

Тем не менее, этот стереотип может стать и обоюдоострым мечом. Результаты ряда исследований показали, что хоть люди и стремятся приписать массу положительных качеств привлекательному человекe, они также склонны верить, что красивый человек тщеславен, нечестен и, вероятно, использует свою привлекательность для манипулирования другими.

Эффект ореола в реальном мире

Эффект гало может влиять, например, как на отношение учителя к ученикам, так и на то, как ученики воспринимают учителя. В одном исследовании учёные обнаружили, что когда преподаватель производит впечатление приятного и дружелюбного человека, студенты находят его также привлекательным и симпатичным.

Маркетологи вовсю пользуются эффектом ореола, чтобы продавать товары и услуги. Когда определённый продукт представляет знаменитость, которая нам нравится, наша положительная оценка этого человека может распространиться и на наши представления о самом продукте.

Тем, кто находится в поиске работы, вероятно, уже тоже пришлось почувствовать на себе влияние эффекта ореола. Если потенциальному работодателю кандидат кажется привлекательным или симпатичным, он, скорее всего, сочтёт его также умным, компетентным и квалифицированным.

Так, когда вы в следующий раз попытаетесь оценить другого человека — будь то это политик, выдвинутый на выборы, или актер, фильм с которым вы собираетесь посмотреть вечером в пятницу, — остановитесь на минутку и подумайте, как ваши общие впечатления о нем могут повлиять на ваш выбор. Действительно ли вы считаете кандидата умным, добрым и трудолюбивым — или это лишь мысль, которую внушили вам его ораторские навыки? Говорить-то он может красиво, но будет ли он исполнять все свои обещания? Действительно ли актер кажется вам талантливым или вас привлекает его внешность? Приятная внешность главного героя не является гарантией того, что выбранный вами фильм не станет пустой тратой времени и денег.

Стоит, однако, заметить, что даже осознание влияния эффекта ореола, не делает наше восприятие и наши решения более объективными.

Теги: Ошибка


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Эффект ореола в маркетинге — встречаем по одежке

Источник изображения

Эффект ореола (Halo Effect, гало-эффект, нимбовая ошибка) — хорошо изученный социально-психологический феномен: суждение о поступках и личных качествах человека на основе общего восприятия этого человека при отсутствии информации о мотивах данного поступка. Другими словами, эффект ореола — это перенос своих чувств по поводу одного личностного атрибута индивида на другие, никак с ним не связанные.

Например, высокий и/или красивый человек будет подсознательно массово восприниматься как умный и надежный, хотя нет ни малейшего логического основания полагать, что рост или внешность как-либо коррелируют с умом и честностью. 😉

Термин «эффект ореола» (он же «нимбовая ошибка», Halo Error) был впервые употреблен в описании результатов опытов по практической психологии Эдвардом Торндайком (Edward Thorndike) в 1920 г. в статье «Постоянная ошибка в психологических оценках» (A Constant Error in Psychological Ratings). Путем эмпирических исследований Торндайк обнаружил, что когда участников экспериментов просили оценить какого-то человека, они переносили одну его отрицательную характеристику на все черты личности в совокупности.

Эффект ореола работает «в обе стороны», т. е. как в положительном, так и в отрицательном направлениях:

  • Если вам нравится один аспект чего-то (человека, бренда, международной организации и т. д.), то вы будете иметь предрасположенность к положительной оценке всего явления или объекта.
  • Соответственно, одна отрицательная черта аналогично проецируется на весь образ в целом.

Отрицательный Halo Effect иногда называют «эффектом дьявола», но это звучит уж чересчур метафорично, излишне литературно, так что серьезные психологи советуют применять обозначение «эффект ореола» и для положительных и отрицательных проявлений этого феномена.

Почему «нимб» или «ореол»?

Слово «Halo» в рассматриваемом термине используется по аналогии с известной религиозно-художественной концепцией — нимбами или ореолами, парящими над головами христианских святых на многочисленных картинах Средневековья и Ренессанса.

Источник изображения

При взгляде на картину зрителю кажется, что лицо святой или святого купается в небесном райском свете, исходящем от нимба над головой. Другими словами, вы переносите свое мнение, сложившееся под влиянием всего одной видимой характеристики (освещен «божественным светом») на всю личность изображенного персонажа.

И разумеется, термин никак не связан с популярной видеоигрой «Halo». 🙂

Где истоки эффекта ореола?

Эффект ореола провоцирует к вынесению поспешных решений, потому что мы довольствуемся всего одним аспектом личности человека (или дизайна Landing Page, например) для того, чтобы якобы «узнать» все другие его аспекты.

В эпоху пещерных людей в подобных поспешных умозаключениях заключалась некая неоспоримая суровая правда: если человек вырос высоким, значит, он ел много мяса, поэтому, вероятно, он хороший охотник с детства и происходит из семьи хороших охотников — к его советам нужно прислушаться. Человек с красивым, гладким, не покрытым шрамами и оспинами лицом — то есть не понесший увечий в боях, умеющий избегать укусов животных и насекомых, равно как и страшных заболеваний — отлично подходит в качестве ролевой модели для своих соплеменников.

Древние люди, способные принимать быстрые решения, выжили, дали потомство, стали нашими предками — в отличие от медленно соображавших бедняг, думавших над своими проблемами часами. Все мы потомки тех, кто выносил свое суждение после первого взгляда, отсюда и наша унаследованная тенденция — делать быстрые (чрезмерно быстрые!) выводы как результат обобщения, базирующегося на совсем малом количестве данных.

Целевые страницы и сайты тоже подвергаются воздействию эффекта ореола

Halo Effect проявляет свое влияние на бизнесы, бренды, географические регионы, продукты, услуги, каналы доставки и каналы коммуникации так же, как и на наши суждения по поводу других людей.

Если пользователю понравится один аспект вашего лендинга или сайта, то он с большой долей вероятности в перспективе будет симпатизировать вашему офферу и бренду в целом. Наоборот, если пользователь после визита на ваш веб-ресурс приобретет резко отрицательный опыт, то он сочтет, что к нему столь же недружественна компания в совокупности, и откажется от самой мысли о повторном посещении. В таком случае даже последующий тотальный редизайн сайта не сможет развеять мрачные ожидания потенциальных клиентов, порожденные их предыдущим печальным опытом.

Вот типичный часто наблюдаемый пример: посетители по плохому юзабилити навигации интернет-магазина берутся судить об общем качестве сайта, а затем проецируют свое умозаключение на бренд в целом. Пользователь вслух такого, скорее всего, не произносит, но если бы мы могли озвучить его мысли, то услышали бы что-то вроде этого: «Ничего себе! Этот сайт действительно плохо сделан. Значит, этой компании нет дела до своего online магазина и, видимо, так же они относятся и к своим клиентам. Я ничего не куплю у них».

Обратите внимание, что каждый шаг в этой цепи умозаключений выглядит вполне логичным, однако окончательный не вытекает из первоначального наблюдения: вполне может случиться так, что вы купите превосходный продукт в online магазине с из рук вон плохо реализованным дизайном. На самом же деле пользователи просто пропускают эту цепочку псевдологичных рассуждений. Эффект ореола тут работает как короткое замыкание, напрямую связывая первое впечатление и заключительный вывод, что позволяет людям с первого взгляда выносить суждения глобального масштаба.

Похожая картина наблюдается в том случае, если процедура создания аккаунта на каком-нибудь SaaS-ресурсе напоминает собой неразрешимую головоломку — тогда неудачный опыт пользователя бросает тень на весь сервис целиком.

В исследовании 2002 года участникам задавали вопрос, как они оценивают визуальную привлекательность группы сайтов. Сайты, получившие высокие рейтинги визуальной привлекательности, затем были подвергнуты тестам на юзабилити. В среднем в более чем в 50% случаев юзабилити таких ресурсов было признано неудовлетворительным. Однако общий рейтинг удовлетворенности участников оставался высоким.

Из данной серии экспериментов следует вывод: красивый веб-дизайн производит эффект на весь пользовательский опыт, который респонденты ассоциируют с брендом.

Во многих случаях частный признак, который посетитель будет использовать для оценки целого объекта, даже не то что лучше всего решает какую-то пользовательскую проблему, а просто базируется на субъективном мнении и личных предубеждениях. Например, вы спрашиваете кого-то, легко ли ему пользоваться вашим online магазином, а в ответ получаете: «Да, он красивый». Но это отнюдь не означает, что великолепный веб-дизайн непременно соответствует хорошему юзабилити, поскольку судить о красоте смело берется каждый, а вот аргументированный ответ об удобстве пользования получить гораздо сложней.

Вывод

Важно помнить об эффекте ореола в тот момент, когда вы приступаете к планированию лендингов/сайтов, определяете ключевые показателей эффективности (KPI) и собираете количественные данные о вашем ресурсе, потому что падение конверсии или количества продаж может свидетельствовать о плохом первом впечатлении, произведенном дизайном, текстовым контентом, производительностью сайта и т. д.

Проблемный аспект определить будет довольно непросто, поскольку придется дополнять количественные методы исследования (определение скорости выполнения задач и скорости загрузки, конверсии и т. д.) с качественными методами, такими как юзабилити-тестирование.

Нужен профессиональный лендинг? Мы готовы помочь — заполните форму и получите консультацию специалистов LPgenerator.

Высоких вам конверсий!

По материалам nngroup.com

06-12-2013

lpgenerator.ru

Эффект гало в психологии: описание, применение и определение

Под гало-эффектом понимают ряд являений в различных предметных областях. В частности речь идет об атмосферном явлении, при котором можно наблюдать светящиеся ореолы, тройное солнце и другие подобные картины. На основании данного явления свое понятие гало эффекта появилось в  офтальмологии, а также в психологи.

Эффект гало в психологии – это неверная оценка человека, его поступков и личных качеств. Другими словами, ошибочное первое впечатление. Преувеличение качеств как положительных, так и отрицательных.

Определение гало-эффекта

Гало-эффект мир психологии определяет как склонность давать более высокую оценку личности, характеристикам и качествам человека, если его находят привлекательным. То есть формируется предвзятое мнение и суждение. Чувства доминируют над разумной оценкой. Если человек красивый или симпатичный, создается мнимое ощущение, что и внутренний мир, и качества визави соответствуют внешней оценке.

Гало-эффект хорошо описывает русская поговорка: «Встречают по одежке, провожают по уму». Или другой пример. Например, у человека высокий рейтинг благодаря каким-то отдельным качествам. И это уже создает тенденцию преувеличивать и все остальные. Иными словами, создается ошибочное мнение о человеке в целом.

Условия, при которых возникает гало-эффект

Эффект гало может привести как к преувеличению личностных качеств человека, так и к предубеждению по отношению к нему. Для возникновения этих ощущений необходимы несколько условий:

  • нехватка времени;
  • неординарность и яркость личности человека;
  • чрезмерное обилие информации;
  • стереотип восприятия;
  • незначительность личности человека.

Эффект гало в психологии

Суть эффекта гало в психологии заключается в том, что суждения одного человека о другом или о каком-то процессе могут быть ошибочны или не всегда точны. Например, из-за недостоверной или обрывочной информации.

То есть человек, обладающий какими-то сведениями о компании, может «забежать вперед» и сделать далеко идущий вывод. Хотя из имеющейся информации этого напрямую не следует.

Другой пример: первое впечатление о человеке может повлиять на оценку его остальных качеств . То есть если он понравился внешне, то автоматически продолжается его оценка в положительном направлении. Хотя про остальные качества человека еще не известно. А могло сложиться изначально неблагоприятное мнение. Тогда оно проецируется и на все его другие качества, хотя они могут быть положительными.

История эффекта гало

Термин «эффект гало» появился в 1920 году. Его впервые применил Эдвард Трондайк. Он провел эксперимент, в котором просил оценить качества его подчиненных. Целью исследования было – определить, как мнение об одном влияет на характеристику в целом. Оказалось, что высокая оценка некоторых качеств человека положительно проецируется на остальные. И наоборот.

Исследования этого феномена продолжились. Было обнаружено, что привлекательность – один из важных факторов. И на фоне ее считается, что человек обладает и внутренней красотой. В подтверждение были проведены исследования, где в экспериментах участвовали подсудимые. Оказалось, что если человек симпатичен внешне, то присяжные больше склонны верить ему, чем прокурору.

Гало-эффект – «открытие» и признание в каком-либо человеке неожидаемых положительных качеств и свойств или преувеличение его достоинств. Возникает это под влиянием разных факторов: чувства влюбленности, симпатии, неожиданного поступка того человека. «Гало» — это «соль», т.е. ядро, суть, это и «белые радужные круги вокруг Солнца или Луны», поэтому в социально-психологическом смысле «гало» – это всегда положительное и радостное, большое и неожиданное. Так, под влиянием влюбленности можно неожиданно открыть внешнюю красоту, ум. верность со стороны объекта поклонения. У ученика, которому симпатизирует учитель. «открываются» способности, которых на самом деле может не быть.

Гало-эффект – сильное психологическое оружие

Исследования также показали, что, несмотря на внешнюю привлекательность человека, люди все же склонны допускать, что он может оказаться тщеславным, нечестным, жестоким и т. д. Например, видя в рекламе красивых моделей, которые якобы молодеют «на глазах» от какого-то средства, у людей возникает недоверие.

Но их можно убедить, что перед ними – преступник. Если показать человека с отталкивающей внешностью. Или, наоборот, маньяк может долго избегать наказания, если он красив и добр к окружающим. В этом случае симпатию к нему люди перенесут на его личность в целом. И никто даже не подумает, что за внешней оболочкой скрывается убийца.

На что влияет гало-эффект в школе

Гало-эффект может сильно повлиять на жизнь ребенка. Например, когда у учителя складывается ложное впечатление при оценке школьников или студентов. Видя чью-то инициативу и способности в каких-то предметах, преподаватель может дать задание, которое для ребенка окажется непосильным. То есть объективную оценку учитель дает намного позднее. Эффект гало иногда влияет на «рейтинг» одобрения, порицания или на неправильное распределение учащихся по группам.

На что влияет гало-эффект на работе

Работнику иногда не хватает знаний. Но если у него есть способность схватывать на лету и быстро учиться, успешно выполнять некоторые задания, руководитель может дать завышенную оценку. Хоть это и не будет соответствовать действительности. А негативное восприятие работника может послужить поводом для увольнения, несмотря на то, что это высококвалифицированный сотрудник.

Как применяется гало-эффект в психологии?

Гало-эффект успешно применяется в психологии. К примеру, если преподаватель приятен и доброжелателен в общении, то учащиеся оценивают его в целом как привлекательного и симпатичного человека. Благодаря этому автоматически сглаживаются могущие возникнуть негативные ситуации. Грамотное применение эффекта ореола может стать сильным оружием. Причем практически в любой сфере: рекламе, политике, торговле и т. д. Шпионы – один из ярких примеров.

В рекламе гало-эффект применяется для продвижения товаров и услуг. Например, известная личность, которой симпатизирует большинство, предлагает или одобряет какие-либо продукты. Тогда положительная оценка этого человека потенциальными покупателями может распространиться и на предлагаемые товары. То есть мнение о самом человеке переносится на рекламный продукт.

В политике, на выборах, опять же имеет место гало-эффект. В предвыборных кампаниях речи готовятся заранее. Ораторы показывают себя с положительной стороны, стараясь понравиться. И люди, оценив эту его способность, считают, что кандидат и в целом такой же хороший человек. В результате отдают за него голос. Но стоит задуматься. Ведь у этого оратора есть и много других личностных качеств, которые остались без должной оценки. Но они, как правило, в расчет не принимаются. Это и есть эффект гало.

Он успешно применяется на автомобильном рынке. Например, выпущены спортивные автомобили. Впоследствии с ними будет ассоциироваться бренд компании. Маркетологи создают ореол нужных им мыслей, делая акцент на современной технологической оснащенности, профессионализме сотрудников, отличном качестве и т. д. В результате даже обычные автомобили этой марки будут раскупаться в больших количествах.

Основная схема гало-эффекта

Схема воздействия гало-эффекта – когда применяется восприятие, запускаемое при неравенстве в интеллектуальной, социальной и других областях. У людей есть склонность переоценивать некоторые качества превосходящего их человека даже по одному существенному параметру. Если слабый и болезненный человек встречает сильного и здорового, он воспринимает его умным, красивым, добрым и т. д. При этом существует возможность, что в действительности первый переоценивает второго, причем достаточно сильно. Качества этого человека часто оказываются совсем не такими, какими являются на самом деле.

Источники: www.syl.ru, fb.ru, spiritual_culture.academic.ru, ice-halo.net, proglaza.ru

Особенности лечения ЛОР органов

Согласно статистическим данным, большая часть населения нашей страны в детстве или в зрелом возрасте перенесла заболевания ЛОР органов различной …


Летающий автомобиль

Каждый пилот сталкивается с капризами погоды, неудобствами транспортировки и другими неприятностями до и после полёта. The Transition® совмещает в себе уникальное …


МиГ-31 до сих пор не имеет аналогов в мире

В мире до сих пор не существует аналогов российскому истребителю четвертого поколения МиГ31, поэтому считать его устаревшим ни в коем случае …


Что означает линия Жизни

Каждый бугорок, знак и линия на вашей ладони могут предсказать вам что-то очень важное. Поэтому, настоящий хиромант, никогда не пройдет …


Достопримечательности Нижнего Новгорода

Нижний Новгород — пятый по численности населения город России, важнейший транспортный узел и крупнейший центр речного круизного туризма в стране. …


Радиоактивное заражение местности – глобальный сценарий

Одним из вариантов Апокалипсиса аналитики называют радиоактивное заражение местности глобального характера, вызванное ядерной войной. Различают два типа заражения: краткосрочное, вызываемое …


Что скрывает ум акулы

Поведение акулы изучается достаточно давно, и в настоящий момент известно, что акула может напасть на определенного человека не случайно, а …


www.objectiv-x.ru

Эффект гало в психологии: описание, применение и определение

Самосовершенствование 9 января 2016

Гало-эффект (или эффект ореола) – это неверная оценка человека, его поступков и личных качеств. Другими словами, ошибочное первое впечатление. Преувеличение качеств как положительных, так и отрицательных.

Определение гало-эффекта

Гало-эффект мир психологии определяет как склонность давать более высокую оценку личности, характеристикам и качествам человека, если его находят привлекательным. То есть формируется предвзятое мнение и суждение. Чувства доминируют над разумной оценкой. Если человек красивый или симпатичный, создается мнимое ощущение, что и внутренний мир, и качества визави соответствуют внешней оценке.

Гало-эффект хорошо описывает русская поговорка: «Встречают по одежке, провожают по уму». Или другой пример. Например, у человека высокий рейтинг благодаря каким-то отдельным качествам. И это уже создает тенденцию преувеличивать и все остальные. Иными словами, создается ошибочное мнение о человеке в целом.

Условия, при которых возникает гало-эффект

Эффект гало может привести как к преувеличению личностных качеств человека, так и к предубеждению по отношению к нему. Для возникновения этих ощущений необходимы несколько условий:

  • нехватка времени;
  • неординарность и яркость личности человека;
  • чрезмерное обилие информации;
  • стереотип восприятия;
  • незначительность личности человека.

Эффект гало в психологии

Суть эффекта гало в психологии заключается в том, что суждения одного человека о другом или о каком-то процессе могут быть ошибочны или не всегда точны. Например, из-за недостоверной или обрывочной информации.

То есть человек, обладающий какими-то сведениями о компании, может «забежать вперед» и сделать далеко идущий вывод. Хотя из имеющейся информации этого напрямую не следует.

Другой пример: первое впечатление о человеке (лицо, одежда и т. д.) может повлиять на оценку его остальных качеств (характера, отношения к работе и т. д.). То есть если он понравился внешне, то автоматически продолжается его оценка в положительном направлении. Хотя про остальные качества человека еще не известно. А могло сложиться изначально неблагоприятное мнение. Тогда оно проецируется и на все его другие качества, хотя они могут быть положительными.

История эффекта гало

Термин «эффект гало» появился в 1920 году. Его впервые применил Эдвард Трондайк. Он провел эксперимент, в котором просил оценить качества его подчиненных. Целью исследования было – определить, как мнение об одном влияет на характеристику в целом. Оказалось, что высокая оценка некоторых качеств человека положительно проецируется на остальные. И наоборот.

Исследования этого феномена продолжились. Было обнаружено, что привлекательность – один из важных факторов. И на фоне ее считается, что человек обладает и внутренней красотой. В подтверждение были проведены исследования, где в экспериментах участвовали подсудимые. Оказалось, что если человек симпатичен внешне, то присяжные больше склонны верить ему, чем прокурору.

Гало-эффект – сильное психологическое оружие

Исследования также показали, что, несмотря на внешнюю привлекательность человека, люди все же склонны допускать, что он может оказаться тщеславным, нечестным, жестоким и т. д. Например, видя в рекламе красивых моделей, которые якобы молодеют «на глазах» от какого-то средства, у людей возникает недоверие.

Но их можно убедить, что перед ними – преступник. Если показать человека с отталкивающей внешностью. Или, наоборот, маньяк может долго избегать наказания, если он красив и добр к окружающим. В этом случае симпатию к нему люди перенесут на его личность в целом. И никто даже не подумает, что за внешней оболочкой скрывается убийца.

На что влияет гало-эффект в школе

Гало-эффект может сильно повлиять на жизнь ребенка. Например, когда у учителя складывается ложное впечатление при оценке школьников или студентов. Видя чью-то инициативу и способности в каких-то предметах, преподаватель может дать задание, которое для ребенка окажется непосильным. То есть объективную оценку учитель дает намного позднее. Эффект гало иногда влияет на «рейтинг» одобрения, порицания или на неправильное распределение учащихся по группам.

На что влияет гало-эффект на работе

На работе из-за эффекта гало может возникнуть предвзятость руководителя при оценке личности, результатов труда или производительности человека. Обычно оценка работника производится по каким-то выборочным качествам, но не в целом. Это отчетливо просматривается в анкетах, на собеседованиях, в аттестациях.

Работнику иногда не хватает знаний. Но если у него есть способность схватывать на лету и быстро учиться, успешно выполнять некоторые задания, руководитель может дать завышенную оценку. Хоть это и не будет соответствовать действительности. А негативное восприятие работника может послужить поводом для увольнения, несмотря на то, что это высококвалифицированный сотрудник.

Как применяется гало-эффект в психологии?

Гало-эффект успешно применяется в психологии. К примеру, если преподаватель приятен и доброжелателен в общении, то учащиеся оценивают его в целом как привлекательного и симпатичного человека. Благодаря этому автоматически сглаживаются могущие возникнуть негативные ситуации. Грамотное применение эффекта ореола (halo effect) может стать сильным оружием. Причем практически в любой сфере: рекламе, политике, торговле и т. д. Шпионы – один из ярких примеров.

В рекламе гало-эффект применяется для продвижения товаров и услуг. Например, известная личность, которой симпатизирует большинство, предлагает или одобряет какие-либо продукты. Тогда положительная оценка этого человека потенциальными покупателями может распространиться и на предлагаемые товары. То есть мнение о самом человеке переносится на рекламный продукт.

В политике, на выборах, опять же имеет место гало-эффект. В предвыборных кампаниях речи готовятся заранее. Ораторы показывают себя с положительной стороны, стараясь понравиться. И люди, оценив эту его способность, считают, что кандидат и в целом такой же хороший человек. В результате отдают за него голос. Но стоит задуматься. Ведь у этого оратора есть и много других личностных качеств, которые остались без должной оценки. Но они, как правило, в расчет не принимаются. Это и есть эффект гало.

Он успешно применяется на автомобильном рынке. Например, выпущены спортивные автомобили. Впоследствии с ними будет ассоциироваться бренд компании. Маркетологи создают ореол нужных им мыслей, делая акцент на современной технологической оснащенности, профессионализме сотрудников, отличном качестве и т. д. В результате даже обычные автомобили этой марки будут раскупаться в больших количествах.

Основная схема гало-эффекта

Схема воздействия гало-эффекта – когда применяется восприятие, запускаемое при неравенстве в интеллектуальной, социальной и других областях. У людей есть склонность переоценивать некоторые качества превосходящего их человека даже по одному существенному параметру. Если слабый и болезненный человек встречает сильного и здорового, он воспринимает его умным, красивым, добрым и т. д. При этом существует возможность, что в действительности первый переоценивает второго, причем достаточно сильно. Качества этого человека часто оказываются совсем не такими, какими являются на самом деле.


Источник: fb.ru

monateka.com

краткое описание, применение и определение

Гало-эффект (или эффект ореола) – это неверная оценка человека, его поступков и личных качеств. Другими словами, ошибочное первое впечатление. Преувеличение качеств как положительных, так и отрицательных.

Гало-эффект мир психологии определяет как склонность давать более высокую оценку личности, характеристикам и качествам человека, если его находят привлекательным. То есть формируется предвзятое мнение и суждение. Чувства доминируют над разумной оценкой. Если человек красивый или симпатичный, создается мнимое ощущение, что и внутренний мир, и качества визави соответствуют внешней оценке.

Гало-эффект хорошо описывает русская поговорка: «Встречают по одежке, провожают по уму». Или другой пример. Например, у человека высокий рейтинг благодаря каким-то отдельным качествам. И это уже создает тенденцию преувеличивать и все остальные. Иными словами, создается ошибочное мнение о человеке в целом.


Условия, при которых возникает гало-эффект

Эффект гало может привести как к преувеличению личностных качеств человека, так и к предубеждению по отношению к нему. Для возникновения этих ощущений необходимы несколько условий:

  • нехватка времени;
  • неординарность и яркость личности человека;
  • чрезмерное обилие информации;
  • стереотип восприятия;
  • незначительность личности человека.

Эффект гало в психологии

Суть эффекта гало в психологии заключается в том, что суждения одного человека о другом или о каком-то процессе могут быть ошибочны или не всегда точны. Например, из-за недостоверной или обрывочной информации.

То есть человек, обладающий какими-то сведениями о компании, может «забежать вперед» и сделать далеко идущий вывод. Хотя из имеющейся информации этого напрямую не следует.

Другой пример: первое впечатление о человеке (лицо, одежда и т. д.) может повлиять на оценку его остальных качеств (характера, отношения к работе и т. д.). То есть если он понравился внешне, то автоматически продолжается его оценка в положительном направлении. Хотя про остальные качества человека еще не известно. А могло сложиться изначально неблагоприятное мнение. Тогда оно проецируется и на все его другие качества, хотя они могут быть положительными.

История эффекта гало

Термин «эффект гало» появился в 1920 году. Его впервые применил Эдвард Трондайк. Он провел эксперимент, в котором просил оценить качества его подчиненных. Целью исследования было – определить, как мнение об одном влияет на характеристику в целом. Оказалось, что высокая оценка некоторых качеств человека положительно проецируется на остальные. И наоборот.

Исследования этого феномена продолжились. Было обнаружено, что привлекательность – один из важных факторов. И на фоне ее считается, что человек обладает и внутренней красотой. В подтверждение были проведены исследования, где в экспериментах участвовали подсудимые. Оказалось, что если человек симпатичен внешне, то присяжные больше склонны верить ему, чем прокурору.

Гало-эффект – сильное психологическое оружие

Исследования также показали, что, несмотря на внешнюю привлекательность человека, люди все же склонны допускать, что он может оказаться тщеславным, нечестным, жестоким и т. д. Например, видя в рекламе красивых моделей, которые якобы молодеют «на глазах» от какого-то средства, у людей возникает недоверие.

Но их можно убедить, что перед ними – преступник. Если показать человека с отталкивающей внешностью. Или, наоборот, маньяк может долго избегать наказания, если он красив и добр к окружающим. В этом случае симпатию к нему люди перенесут на его личность в целом. И никто даже не подумает, что за внешней оболочкой скрывается убийца.

На что влияет гало-эффект в школе

Гало-эффект может сильно повлиять на жизнь ребенка. Например, когда у учителя складывается ложное впечатление при оценке школьников или студентов. Видя чью-то инициативу и способности в каких-то предметах, преподаватель может дать задание, которое для ребенка окажется непосильным. То есть объективную оценку учитель дает намного позднее. Эффект гало иногда влияет на «рейтинг» одобрения, порицания или на неправильное распределение учащихся по группам.

На что влияет гало-эффект на работе

На работе из-за эффекта гало может возникнуть предвзятость руководителя при оценке личности, результатов труда или производительности человека. Обычно оценка работника производится по каким-то выборочным качествам, но не в целом. Это отчетливо просматривается в анкетах, на собеседованиях, в аттестациях.

Работнику иногда не хватает знаний. Но если у него есть способность схватывать на лету и быстро учиться, успешно выполнять некоторые задания, руководитель может дать завышенную оценку. Хоть это и не будет соответствовать действительности. А негативное восприятие работника может послужить поводом для увольнения, несмотря на то, что это высококвалифицированный сотрудник.

Как применяется гало-эффект в психологии?

Гало-эффект успешно применяется в психологии. К примеру, если преподаватель приятен и доброжелателен в общении, то учащиеся оценивают его в целом как привлекательного и симпатичного человека. Благодаря этому автоматически сглаживаются могущие возникнуть негативные ситуации. Грамотное применение эффекта ореола (halo effect) может стать сильным оружием. Причем практически в любой сфере: рекламе, политике, торговле и т. д. Шпионы – один из ярких примеров.

В рекламе гало-эффект применяется для продвижения товаров и услуг. Например, известная личность, которой симпатизирует большинство, предлагает или одобряет какие-либо продукты. Тогда положительная оценка этого человека потенциальными покупателями может распространиться и на предлагаемые товары. То есть мнение о самом человеке переносится на рекламный продукт.

В политике, на выборах, опять же имеет место гало-эффект. В предвыборных кампаниях речи готовятся заранее. Ораторы показывают себя с положительной стороны, стараясь понравиться. И люди, оценив эту его способность, считают, что кандидат и в целом такой же хороший человек. В результате отдают за него голос. Но стоит задуматься. Ведь у этого оратора есть и много других личностных качеств, которые остались без должной оценки. Но они, как правило, в расчет не принимаются. Это и есть эффект гало.

Он успешно применяется на автомобильном рынке. Например, выпущены спортивные автомобили. Впоследствии с ними будет ассоциироваться бренд компании. Маркетологи создают ореол нужных им мыслей, делая акцент на современной технологической оснащенности, профессионализме сотрудников, отличном качестве и т. д. В результате даже обычные автомобили этой марки будут раскупаться в больших количествах.

Основная схема гало-эффекта

Схема воздействия гало-эффекта – когда применяется восприятие, запускаемое при неравенстве в интеллектуальной, социальной и других областях. У людей есть склонность переоценивать некоторые качества превосходящего их человека даже по одному существенному параметру. Если слабый и болезненный человек встречает сильного и здорового, он воспринимает его умным, красивым, добрым и т. д. При этом существует возможность, что в действительности первый переоценивает второго, причем достаточно сильно. Качества этого человека часто оказываются совсем не такими, какими являются на самом деле.

autogear.ru

Гало-эффект в управлении персоналом: как избежать предвзятого мнения

Гало-эффект, или эффект ореола, достаточно сильно влияет на восприятие человека, а значит, и на его работу. Чтобы избежать ошибок в управлении персоналом, отслеживайте момент его возникновения.

Из статьи вы узнаете:

Гало-эффект — это неверная оценка человека, его поступков и личных качеств. В психологии так называют ошибочное первое впечатление, преувеличение как положительных, так и отрицательных качеств человека.

Скачайте документы по теме:

Эффект ореола в психологии

Эффект ореола в психологии определяется как склонность давать более высокую оценку личности, качествам и характеристикам человека, если его находят привлекательным. Таким образом формируется предвзятое мнение и суждение.

Скачать документ >>>

Например, если внешне человек понравился, то с большой долей вероятности его сразу будут считать интеллектуалом, дружелюбным и интеллигентным. Чувства при этом доминируют над разумной оценкой. Если внешне человек красивый или симпатичный, создается мнимое ощущение, что и его внутренний мир соответствуют внешней оценке.

Эффект ореола — это классическое открытие в социальной психологии. Идея гало-эффекта в психологии заключается в том, что люди составляют общее мнение о человеке, согласно восприятию какой-либо одной его черты.

Причем гало-эффект работает в обе стороны и может быть как положительный, так и отрицательный. Совершенно не имеет значения, ярлык какого типа вешается на другого человека, первое мнение является определяющим и во многом задает тон дальнейшему субъективному восприятию личности.

Читайте по теме в электронном журнале

Условия возникновения гало-эффекта

Таким образом, гало-эффект, который еще называют законом проекции, может привести как к преувеличению личностных качеств человека, так и к предубеждению по отношению к нему. Возникновению подобных искажений способствуют несколько условий:

Нехватка времени. В ситуации ограниченного времени, когда нет возможности подольше познакомиться с другой личностью, человек вынужден в сжатые сроки обдумать ситуацию и составить целостное впечатление о человеке по нескольким разрозненным фактам.

Чрезмерная загруженность информацией. Множество контактов и большое количество знакомств не дают детально обдумать каждого нового знакомого и глубоко погрузиться в общение.

Незначительность личности человека. Эта ситуация проявляется, когда новому знакомству не придается особое значение, в нем не видят особой пользы и перспектив.

Стереотипное восприятие. Мнение возникает на основе принадлежности нового знакомого к какой-то большой и известной группе лиц. Распространенный пример эффекта ореола, когда вывод о личности делается на основании профессии, национальности или вероисповедания.

Неординарность и яркость личности человека. Яркая особенность или черта личности явно выделяет человека из массы и занимает весь первый план, полностью вытесняя другие особенности как малозначимые. Согласно исследованиям психологов, именно такой особенностью часто является привлекательная внешность человека.

Основная схема работы гало-эффекта

Схема воздействия гало-эффекта основана на субъективности оценки. Здесь применяется восприятие, запускаемое при неравенстве в интеллектуальной, социальной и других областях. Склонность переоценивать все качества человека, превосходящего их даже по одному заметному параметру, и создает эффект ореола в психологии.

Если болезненный и слабый человек встречает здорового и сильного, он воспринимает его красивым, умным, добрым и т. д. При этом высока вероятность, что в действительности первый достаточно сильно переоценивает второго. На деле качества этого второго человека часто оказываются совсем не такими.

Читайте также:

Влияние гало-эффекта на процесс управления персоналом

Эффекты восприятия первого впечатления о человеке, в частности эффект ореола, зачастую могут совсем не совпадать с действительностью. В сфере управления персоналом подобное подсознательная оценка существенно мешает грамотному принятию решений.

Подобные обобщающие убеждения и суждения о личности по одному из ее внешних признаков влияют на планирование и реализацию карьеры сотрудника. Внешне менее привлекательный работник, даже обладая одинаковыми с другими сотрудниками опытом и знаниями, будет продвигаться по служебной лестнице в последнюю очередь.

Принимая во внимание успех или провал подчиненного в каком-либо проекте, руководитель подсознательно будет считать его хорошим или плохим, основываясь на том же законе проекции в гало-эффекте.

Как избежать селективного восприятия в рекрутинге

Селективное восприятие является одним из проявлений гало-эффекта в рабочем процессе рекрутера. Нередко ошибки в выборе кандидата основаны именно на субъективной оценке соискателя, когда менеджер по персоналу начинает видеть в человеке то, что он ожидает.

Например, мысль о том, что соискатель, явившийся на собеседование в грязной одежде, будет хорошим и продуктивным работником, маловероятна у большей части рядовых рекрутеров. И только высококвалифицированные специалисты в деле отбора смогут подавить первое впечатление о человеке и ознакомятся с набором его профессиональных качеств.

Для грамотного отбора важно учиться контролировать эту особенность подсознания, объективно оценивать свое отношение к кандидатам. Снижать вероятность селективного восприятия, чтобы приятные духи или костюм из дорогого магазина не влияли на принятие решения при устройстве на работу.

Чтобы снизить у рекрутеров селективное восприятие, нужно использовать несколько способов:

Способ 2.

Для преодоления гало-эффекта составьте рекрутеру список того, что он обязательно должен оценить в претенденте.

Способ 3.

Если соискатель производит хорошее впечатление и радует рекрутера, возможно, имеет место эффект ореола в общении. В таком случае выдайте кандидату тесты на определении профпригодности.

Способ 4.

Если претендент не скупится на комплименты, его можно поблагодарить, но не поддаваться на них.

Способ 5.

Кандидат с первых минут вызвал симпатию или, наоборот, антипатию? Подумайте, не похож ли он на кого-то из знакомых рекрутера, возможно срабатывает закон проекции.

Способ 6.

В ряде случаев лучше, если рекрутер проводит собеседование без резюме кандидата.
 

Способ 7.

Принимать решение по претенденту желательно спустя время, лучше на следующий день.

Подробнее примеры про то, как избежать эффект ореола и селективного восприятия в работе рекрутера читайте в материале.

Сферы влияния гало-эффекта в производстве

На работе из-за гало-эффекта нередко возникает предвзятость руководителя при оценке результатов труда или производительности сотрудника. Отчетливо это просматривается на собеседованиях, в анкетах при проведении аттестаций.

Если сотруднику не хватает знаний, но у него есть способность быстро учиться, успешно выполнять ряд заданий, руководитель может поставить ему завышенную оценку. Хотя она не будет соответствовать действительности. При успешном выполнении какого-либо проекта работнику могут дать задание на новый, хотя в коллективе есть сотрудники, более подходящие по навыкам к данной работе.

Эти и другие эффекты восприятия распространяются на все сферы производства. В маркетинге эффект ореола действует, когда за продукт приходится платить дороже только потому, что на нем стоит известное имя. Если один из продуктов широкой линейки компании оказался качественным, скорее всего такими же будут считаться и остальные продукты, к тому же создастся благоприятное мнение обо всей компании.

Как проявляется гало-эффект в менеджменте

В управлении персоналом эффект ореола в общении проявляется постоянно. Ведь это работа с людьми напрямую. Если человек когда-то ранее добивался успеха, например, запустил два успешных бизнеса, согласно закону проекции, начинает казаться, что и новое мероприятие сотрудника будет ждать успех.

Справка

Вывод

Для устранения субъективности оценки личности нужно использовать комплексные методы. Следует помнить, что нельзя полагаться лишь на какую-то одну запоминающуюся черту или первое впечатление о человеке. Преодоление гало-эффекта — одна из задач специалистов по работе с персоналом, решать которую нужно максимально объективно.

Читайте также:


www.hr-director.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *