Гамма мажорная и минорная: Минорная гамма. Курс «Теория музыки без занудства»

Содержание

Построение хроматической гаммы

Хроматической называется гамма, построенная по полутонам. Мажорные и минорные хроматические гаммы не отличаются по звучанию, но различны по написанию. Построение хроматической гаммы выполняется по простому алгоритму.

ВАЖНО! Исходя из своего опыта, настоятельно рекомендую учащимся и преподавателям сначала изучать тему Диатонические лады, а потом приступать к теме Хроматическая гамма. Но не наоборот!

Таблица всех мажорных и минорных гамм приведена ниже на этой странице.

Содержание статьи

Мажорная хроматическая гамма

Основой для любой хроматической гаммы является диатоническая гамма. Повышаться и понижаться могут лишь те ступени, расстояние между которыми — целый тон. Следовательно, в мажорной гамме в восходящем движении не могут повышаться III и VII ступени. Все остальные ступени повышаются, за исключением VI ступени, вместо которой понижается VII ступень.

В нисходящем движении можно понижать все диатонические ступени, кроме I и IV (им некуда понижаться), а также V ступени, вместо которой надо повысить IV ступень.

Звучит весьма запутанно. Но если действовать по определённому алгоритму — то ничего сложного в этом нет.

Алгоритм построения хроматической мажорной гаммы

Чтобы построить хроматическую мажорную гамму, надо выполнить следующие действия:

1.Записать диатоническую гамму, расставляя ноты на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы можно было вставить между ними хроматическую ноту. Ступени, между которыми расстояние полутон, следует записать близко друг к другу, чтобы случайно не воткнуть между ними ненужную хроматическую ноту. Подписать все ступени.

2. В восходящем движении добавьте ступень миксолидийского лада (VII♭), а в нисходящем движении напишите ступень лидийского лада (IV#). Не забудьте поставить знак бекар перед следующей за ними нотой.

3. Все оставшиеся ступени в восходящем движении повышайте, а в нисходящем движении — понижайте.

Теперь стало понятно, почему сначала надо изучить тему Диатонические лады?

Ступени диатонических мажорных ладов (VII♭ и IV#) присутствуют в мажорной хроматической гамме.

Минорная хроматическая гамма

При построении минорной хроматической гаммы надо проделать те же три шага, что и в мажорной гамме. Правило гласит, что при движении вверх все ступени повышаются, кроме I, вместо которой понижается II ступень. При движении вниз гамма записывается как одноименная мажорная гамма.

ВАЖНО! В связи с тем, что в нисходящем движении хроматическая минорная гамма заменяется на одноименную мажорную гамму, следует вывод: нисходящей минорной хроматической гаммы не существует!

Алгоритм построения минорной хроматической гаммы

1.Записываем минорную диатоническую гамму. Ступени, между которыми расстояние полутон, записываем поближе друг к другу. Ступени, между которыми тон, записываем на расстоянии друг от друга, чтобы вписать между ними хроматическую ноту.

2.В восходящем движении вписываем ступень фригийского минора (II ♭). В нисходящем движении проставляем знаки одноименного мажора. И дописываем лидийскую ступень (IV#) как положено в хроматическом мажоре.

3.Повышаем оставшиеся ступени в восходящем движении и понижаем ступени в нисходящем движении.

Итак, при построении хроматической гаммы вверх все ступени повышаются. При построении вниз все ступени понижаются.
В мажорной гамме вверх имеется миксолидийская ступень (VII♭), а при движении вниз имеется лидийская ступень (IV#).
В минорной гамме вверх имеется фригийская ступень (II♭), а вниз гамма записывается как одноименная мажорная с лидийской ступенью (IV#).

Все мажорные хроматические гаммы

Все минорные хроматические гаммы

Обратите внимание, что при движении вниз в минорных хроматических гаммах знаки около нот сохраняются такими же, что и при движении вверх.

Заключение

При построении мажорной хроматической гаммы в восходящем движении все ступени повышаются, кроме VII♭ миксолидийской. А в нисходящем движении все ступени понижаются, кроме IV# лидийской.

В минорной хроматической гамме вверх все ступени повышаются, кроме II♭ фригийской. При движении вниз гамма записывается как одноименная мажорная с IV# лидийской ступенью. А еще проще — вниз сохраняются те же знаки, что и при движении вверх.

Как правильно играть гаммы: советы начинающим пианистам

Обучение игре на фортепиано состоит из трёх главных вещей: изучения теории музыки (сольфеджио), знания основных аккордов и умения играть гаммы. Начинающий музыкант, который освоит эту базу, сможет исполнить разные музыкальные произведения и даже импровизировать. А вам интересно узнать, почему так происходит?

Всё дело в том, что в современных композициях присутствуют базовые аккорды и гаммы, которые легко запомнить, а потом воспроизвести. Знание гамм мажорных и минорных ладов позволяет сыграть любую мелодию, а представление о сольфеджио – сделать исполнение гармоничным. Если ваши уроки фортепиано будут состоять их этих элементов, то вы быстро увидите прогресс.

Не станем скрывать, что научиться играть на фортепиано – это дело для людей с хорошей мотивацией. Без неё трудно заставить себя регулярно подходить к инструменту и часами играть гаммы, арпеджио и аккорды. Однако только так можно выработать мышечную память, когда пальцы сами начнут тянуться к нужной клавише.

Мы решили помочь вам разобраться во всех тонкостях музыкальной науки и рассказать, как заниматься на фортепиано новичкам. Наши советы повысят ваш уровень мотивации и не дадут совершить ошибок, с которыми сталкиваются те, кто только приступает к занятиям.

Лучшие преподаватели по фортепиано доступны для занятий

Поехали!

Что такое гаммы?

Прежде чем мы приступим к разговору о гаммах, предлагаем вам вспомнить известную поговорку о том, что “Рим не за один день строился”. Для достижения результатов в игре на любом музыкальном инструменте вам потребуются определённые усилия и дисциплина. За пару уроков ни один репетитор по фортепиано не научит вас играть как Денис Мацуев.

Ранее мы уже делились с вами рекомендациями по правильной постановке рук и корпуса, когда вы сидите за пианино. Это важный момент, ведь при зажатых мышцах шеи, спины и рук у вас не получится эффективно заниматься. Вы будете быстро уставать и постоянно отвлекаться от учебного процесса, а при игре гамм это недопустимо.

Игра гамм и аккордов – это база, на которй строится всё обучение игре на фортепиано (фото freepik)

Итак, давайте вспомним, что же такое гамма. Это ряд звуков, в котором первая и последняя нота совпадают по названию, но при этом находятся на расстоянии октавы. Если последняя нота играется на октаву ниже, то гамму называют нисходящей, а если наоборот, то восходящей.

Возьмём для примера гамму до мажор, которая состоит из семи нот одной октавы и одной ноты следующей октавы: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до. Мы уверены, что её знают все. Как и другие мажорные гаммы, она строится по принципу:  тон (до-ре), тон (ре-ми), полутон (ми-фа), тон (фа-соль), тон (соль-ля), тон (ля-си), полутон (си-до).

Формула для минорных гамм выглядит так: тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон. Для того чтобы лучше ориентироваться в нотном тексте и различных гаммах, мы советуем писать музыкальные диктанты. Они входят в обязательную программу по сольфеджио, но тренироваться можно и дома.

Как отличить мажорную гамму от минорной?

Казалось бы, на пианино 88 клавиш и, какую бы гамму мы не играли, задействуются одинаковые ноты. Так как отличить мажорную гамму от минорной? Если ориентироваться только на слуховое восприятие, то мажорная гамма всегда звучит радостнее, а минорная отличается особой меланхоличностью. Но есть и другие важные нюансы, о которых мы расскажем вам.

Всё о мажорных гаммах

В начале музыкального пути любая теоретическая информация кажется сложной, но не надо сдаваться раньше времени. Порой всё проще, чем кажется. Например, чтобы сыграть мажорную гамму, нужно следовать основному правилу, то есть, соблюдать интервалы тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

Не забывайте, что занятия по фортепиано включают в себя не только теоретическую часть, но и практику, в том числе работу с аппликатурой. Напомним, что аппликатурой называют порядок пальцев. В нотном тексте для дебютантов обязательно указывается номер пальца, которым играется та или иная нота. Это очень удобно. Большой палец у нас первый, а мизинец – пятый.

В пособиях для начинающих музыкантов вы найдёте гаммы, которые важно освоить на этом уровне, чтобы дальше совершенствовать свои навыки. Немало интересной и полезной информации можно обнаружить и на специализированных сайтах, а также в обучающих видеороликах.

Если у вас по какой-то причине не получается выучить гаммы самостоятельно, то на помощь придёт преподаватель фортепиано. Он расскажет вам теорию и объяснит, с чего начать практические занятия. Кроме того, в этот момент полезно начать пропевать ноты, чтобы формировать музыкальный слух, и без помощи частного репетитора будет сложно обойтись.

Все пианисты-виртуозы учили когда-то гаммы (фото freepik)

Всё и минорных гаммах

Традиционно в музыкальных школах изучают сначала мажорные гаммы, а затем переходят к минорным. Но это не означает, что одни важнее других. Просто у минорных гамм есть несколько особенностей, которые проще освоить, уже имея за плечами базовые знания по теории музыки.

Тона и полутона в минорной гамме расположены в ином порядке: тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон. Самым простым и эффективным способом почувствовать это звуковое различие станет игра (или прослушивание) мажорной и минорной гамм друг за другом.

Гамму до-мажор вы уже знаете, но на всякий случай напомним: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

А это гамма до-минор: до-ре-ми♭-фа-соль-ля♭-си♭-до.

Если у вас пока нет инструмента, то послушать гаммы можно в этом интерактивном онлайн-пособии для начинающих музыкантов. А в конце у вас будет шанс сочинить простую мелодию. И всё это не отходя от компьютера.

Так в чём же главное отличие мажорного лада от минорного? Дело в том, что интервалы в мажорном ладу всегда постоянные, а вот в минорном они могут меняться на верхних ступенях, образуя разные виды минора:

  • натуральный
  • гармонический
  • мелодический

Эти виды минора отличаются составом интервалов на шестой и седьмой ступенях, но предлагаем сейчас не погружаться в данную тему так глубоко. На первое время вам будет достаточно и базовых знаний, а затем, когда вы начнёте заниматься на фортепиано более уверенно, сможете и дальше осваивать теорию музыки.

Как легко научиться играть гаммы на пианино?

Никакого особого секрета тут нет. Лучшее, что вы можете сделать для ощутимого прогресса, это регулярно заниматься и повторять основные гаммы, доводя все движения до автоматизма. Но идти к цели проще, если разбить её на небольшие задачи. Давайте попробуем такой подход.

  1. Занимайтесь по 15-20 минут в день. Не надо быть перфекционистом и садиться за инструмент только тогда, когда у вас есть несколько часов свободного времени. Скорее всего, такого шанса у вас ещё долго не будет, а вот найти несколько минут вполне реально.
  2. Не играйте все гаммы за раз. Если вы твёрдо решили последовать первому совету и заниматься по 15-20 минут, то не пытайтесь отработать сразу все гаммы. Сосредоточьтесь на нескольких и играйте их, пока не научитесь это делать без запинки.
  3. Следите за аппликатурой. Очень важно с самого начала использовать правильный порядок пальцев, чтобы потом не переучиваться. Репетиторы по игре на фортепиано уделяют внимание постановке рук и аппликатуре, но и самостоятельно можно освоить эту науку.
  4. Задействуйте обе руки. Играть гаммы ведущей рукой всегда проще, но ваша задача – развить координацию обеих рук и играть ими одинаково виртуозно. Кроме того, такая практика формирует новые нейронные связи в нашем мозгу и улучшает его работу.
  5. Не забывайте про плавность движений. Когда вы играете, звуки не должны прерываться. Добиться такого эффекта возможно только благодаря тренировкам. Без них вы рискуете постоянно путать пальцы и сбивать ритм.
  6. Смотрите видеоуроки. Обучение игре на фортепиано с репетитором – самый эффективный и быстрый способ, но не спешите отказываться от бесплатных материалов, размещённых на тематических сайтах. Этот простой и современный метод настроит вас на занятия, особенно в те моменты, когда хочется всё бросить.
  7. Используйте метроном. Играть гаммы или простые мелодии под метроном – это хорошая практика по работе с ритмом. Выставите комфортный темп и играйте гаммы до тех пор, пока они не совпадут с ритмом метронома.
  8. Постепенно увеличивайте темп. Этот совет следует из предыдущего. Если во время первых тренировок вы выставляли комфортный темп, то далее его можно постепенно увеличивать. Так будет совершенствоваться ваше исполнительское мастерство.

Зачем играть гаммы?

После того как мы подробно рассмотрели главные вопросы, касающиеся гамм, пришло время поговорить о том, зачем нам их играть. Этот вопрос мучает всех учеников музыкальных школ, ведь сольфеджио и технические упражнения, то есть гаммы и арпеджио, входят в обязательную учебную программу.

Репетиторы фортепиано уделяют гаммам меньше времени. Они понимают, что, работая со взрослым студентам, не смогут заставить их каждый день оттачивать технику игры. Однако это необходимо, если ученик хочет, чтобы частные уроки игры на пианино приносили результат. Согласитесь, что невозможно пробежать марафон, если не умеешь ходить. В музыке такой же принцип.

Отнеситесь к гаммам как к изучению музыкального алфавита (фото freepik)

Итак, вот несколько конкретных примеров, которые заставят вас подойти к инструменту и сыграть несколько гамм прямо сейчас:

  • отработать точность движений. Если палец вдруг соскользнёт на соседнюю клавишу, это испортит всё впечатление от исполнения любимого музыкального произведения. Именно поэтому так важны тренировки. Чем больше вы занимаетесь, тем точнее двигаются пальцы.
  • играть в разных жанрах. Гаммы и аккорды – это, если хотите, своего рода формулы игры на пианино. Если музыкант однажды выучил их, то никогда не забудет и сможет играть не только классическую музыку из школьной программы, но и джазовые композиции, и популярные песни.
  • импровизировать. Пусть сейчас это кажется недостижимой планкой, но через некоторое время вам захочется не просто играть по нотам, а импровизировать. В жанре импровизации есть свои законы, главный из которых – виртуозное владение инструментом. А этого не добиться без знания гамм и аккордов.
  • исполнять произведения любой сложности. Пока вы играете адаптированные под ваш уровень фортепианные пьесы, сложно мечтать о сюитах Мориса Равеля. Но однажды вы осознаете, что ваш уровень технического мастерства позволяет вам исполнять даже сложные композиции.

Безусловно, не стоит отказываться от других музыкальных практик и строить свои занятия вокруг гамм. Помните, что это лишь азбука, которую надо выучить, чтобы потом свободно общаться на новом для себя языке. Уроки игры на фортепиано должны стать для вас не просто делом, а удовольствием. Встречайтесь с единомышленниками, увлечёнными музыкой, ходите в консерваторию, слушайте дома произведения великих композиторов. Ищите вдохновение, чтобы занятия были в радость.

Мажорные и минорные гаммы | Метроном онлайн

В чем разница между мажорными и минорными гаммами? Какие существуют виды минорных гамм? Все, что Вам нужно знать.

Что такое гаммы

Гаммы представляют собой набор восьми нот, составляющих тональность. Если бы вы использовали только эти ноты, вы могли бы создавать мелодии и гармонии, которые хорошо звучали бы вместе. Для вас, любителей истории, или если вы просто хотите развлечься на вечере викторины, помните, что слово «шкала» происходит от латинского слова «Scala», что означает лестница. Если вы посмотрите на шкалу, она будет похожа на лестницу, где каждая ступенька представляет собой ноту, соответствующую тональности.

Читая гаммы, вы заметите, что тональность устанавливается в ключевой подписи, а не в знаках альтерации на каждой ноте.

Каждая клавиша также имеет черты характера. Некоторые кажутся злыми и могут быть использованы при написании статей о войне, другие грустные, а некоторые радостные.

Мажорные гаммы

Каждая тональность может называться двумя разными именами: мажорная и минорная тональности. Что делает гамму мажорной гаммой, так это интервалы между нотами. Первая нота гаммы всегда совпадает с нотой, в честь которой назван ключевой знак. Например, гамма фа мажор всегда начинается с ноты фа.

Давайте посмотрим на образец шкалы. Если мы посмотрим на тональность, то увидим, что диезов и бемолей нет. Глядя на нашу таблицу, мы знаем, что это должна быть до-мажорная гамма. Он начинается на C.

Расстояние между нотами называется интервалами. Мажорные гаммы звучат так, как они звучат, из-за структуры интервалов. Мажорные гаммы состоят из целых шагов (или больших секунд) и полушагов (малых секунд). В мажорной гамме есть все целые тона и два полутона; один между 3-й и 4-й нотами и один между 7-й и 8-й нотами (при обсуждении гамм чаще говорят «степень» вместо «нота»). Я написал интервал между каждым шагом мажорной гаммы. Они всегда будут следовать этому образцу, независимо от того, в какой тональности они находятся. Существует двенадцать мажорных гамм, по одной на каждую тональность. Некоторые из вас могут вернуться к таблице и увидеть, что есть 13 различных тональностей, так почему же только 12 мажорных гамм? Помните, что ноты могут звучать одинаково, но быть написаны по-разному; си-бемоль — это то же самое, что и ля-диез. Гамма с шестью бемолями (соль-бемоль мажор) и гамма с шестью диезами (фа-диез мажор) — это одна и та же гамма!

Минорные гаммы

Как и мажорные гаммы, минорные гаммы звучат так, как они звучат из-за интервалов между ступенями гаммы. Однако, в отличие от мажорных гамм, для каждой ключевой подписи есть три разных минорных гаммы. Каждый с немного разными интервалами. Давайте продолжим наши примеры отсутствия диезов и бемолей в тональности. На этот раз вместо до-мажора у нас тональность ля-минор.

Гамма натурального минора

Как и в случае с мажорной гаммой, мы видим, что минорная гамма начинается с ноты, указанной в тональности. Ля-минор начинается с ля. Если бы вы сыграли эту гамму, она бы звучала совершенно иначе, чем мажорная, потому что интервалы между каждой нотой разные. В натуральной минорной гамме полутона находятся между второй и третьей ступенью, а также пятой и шестой ступенью.

Гамма гармонического минора

Гамма гармонического минора начинается так же, но вы увидите, что в этой гамме есть акциденция; есть острый знак на седьмой степени. Повышение седьмой степени на полшага изменяет интервалы между ней и ее соседями. Теперь есть три полушага. Одна между второй и третьей степенью, пятой и шестой степенью, седьмой и восьмой степенью.

Мелодический минор

В мелодическом миноре 6-я и 7-я ступени поднимаются на полтона. Как мы видели с гармоническим минором, это меняет интервалы. Между второй и третьей ступенью, а также седьмой и восьмой ступенью шкалы есть полшага. В мелодической минорной гамме есть еще кое-что, что отличает ее; эти изменения применяются только на пути вверх по шкале. Когда вы спускаетесь, вы играете натуральную минорную гамму.

Основные и минорные концепции в музыке

Основная концепция

Мажорная гамма, безусловно, самая важная гамма в музыке (по крайней мере, для западной музыки), потому что она используется во многих стилях, таких как поп, рок, хард-рок и джаз. Большая часть теории музыки и гармонии в целом основана на этой гамме и ее построении. Вот некоторые вещи, которые вам нужно знать.

Мажорная гамма

Основной принцип мажорной тональности и транспонирования

Чтобы импровизировать с группой аккордов, важно сначала «разложить» их на ноты, что позволит нам выяснить, какие гаммы мы можем использовать для импровизации и соло. Освоив систему гармонизированных гамм как для мажорной, так и для минорной тональности, мы можем определить, все ли аккорды находятся в одной тональности или были ли сделаны какие-либо модуляции.

Для начала рассмотрим наиболее распространенную гармонизированную гамму до мажор, которая включает следующие аккорды: C Dm Em F G Am и B dim (уменьшенная). Каждый раз, когда у нас есть эти конкретные аккорды в в прогрессии можно будет использовать гамму до мажор для импровизации.

Допустим, вы играете песню с аккордами C Am Em Dm C F и G, все они диатонические с тональностью до мажор. Итак, когда мы подходим к разделу соло, можно играть любые ноты в пределах Гамма до мажор, и они будут звучать хорошо. Просто помните, что часто импровизация помогает начинать и заканчивать ноту до. Это не всегда необходимо, но когда вы впервые начнете практиковать, это будет помогите вашему соло лучше подойти.

Примечание. На этом веб-сайте вы найдете вкладыш «Подходящие аккорды». Это список наиболее распространенных последовательностей аккордов, а также нот и гамм, которым они соответствуют.

Концепция минора

Современная музыка также обычно исполняется с различными минорными гаммами. Сначала мы поговорим о натуральной минорной гамме, которая родственна мажорной гамме. А в блюзе, роке и т.д., наиболее часто используемая гамма — минорная пентатоника. Наконец, используются две другие гаммы, а также их формы: гармоническая минорная гамма и мелодический джазовый минор.

Гамма натурального минора

Гамма натурального минора имеет те же ноты, что и родственная ей мажорная гамма . Однако мы начинаем с шестой ноты, известной как эолийский лад. Поскольку шестая минорная, любая песня, использующая это шкала часто вызывает грусть или меланхолию.

Основной принцип минорной тональности и транспонирования

Точно так же, как мы делали это с мажорной гаммой, анализируя гармоническое содержание последовательности минорных аккордов, мы можем определить гаммы, необходимые для импровизации.
Например, аккорды, составляющие гамму до минор, это Cm Ddim Eb Fm Gm Ab и Bb. Построим следующую прогрессию: Cm Gm Fm Cm Ab Bb.
Все эти аккорды являются диатоническими для тональности до минор, что означает, что мы можем использовать ноты гаммы до минор для импровизации или соло. Гамма до минор: C, D, Eb, F, G, Ab, Bb. Минорные тональности намного сложнее, поэтому нам нужно быть осторожными и использовать правильные минорные гаммы.

Минорная пентатоника

Минорная пентатоника — это гамма, состоящая всего из пяти нот, которая часто используется в блюзе, поп-музыке и роке. После мажорной гаммы следует знать минорную пентатонику. Он состоит из всех тех же нот минорной гаммы, что и выше, за исключением 2-й и 6-й нот. Он просто состоит из C, Eb, F, G и Bb. Поскольку в этой гамме всего пять нот, ее можно играть в минорном, мажорном и доминантном контексте, это очень универсальная гамма.

Минорная гармоническая гамма

Минорная гармоническая гамма — это минорная гамма с мажорной септимой и интервалом в полтора тона между минорной секстой и большой септимой. Вместо си-бемоль в качестве седьмого здесь мы повышаем его до си. Это придает очень узнаваемое звучание «ближневосточной» музыки. Фактически, эта шкала когда-то была известна как магометанская шкала.

Мелодический «Джаз» Минорная гамма

В этой гамме мы просто меняем шестую и седьмую ноты на мажорные, что дает нам; C, D, Eb, F, G, A, B. Эту гамму иногда можно считать немного неудобной для вокальных мелодий, учитывая изменение шестой ноты, поэтому она часто используется в джазе.

Inter-Modal Exchange

Многие минорные треки состоят из аккордов и ритмов различных минорных гамм, которые на самом деле взаимозаменяемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *