Понятие субъекта в современной психологии
Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п. В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, реакции на воздействие со стороны окружения.
Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность. То есть в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.
Понятие индивидуальности (от лат. individuum – неделимое) в современной психологии представляют системную организацию человека как единую целостность, включающую различные уровни его психологической организации. Все его сложности психологической природы человека при изучении индивидуальности делается акцент на разных признаках (индикаторах) индивидуальности.
Выделяется одно свойство и изучается его проявление на разных уровнях психической организации человека, например, уникальность, неповторимость: от кожных рисунков пальцев до неповторимости в поведении и деятельности. В качестве индикатора может рассматриваться связь как внутри отдельного уровня, так и между уровнями. Чем теснее эта связь, тем более единой целостностью выступает индивидуальность. Например, связь свойств нервной системы с индивидуальной динамикой психических процессов, состояний и личностных свойств человека[8].
Наконец
признаком индивидуальности могут
выступить более крупные
Наиболее полное понятие
В
индивидуальности объединяются в единое
целое три формы развития. Основная
форма развития индивидных свойств
– онтогенез. Основная форма развития
личностных свойств – жизненный
путь человека в обществе. Для субъектных
свойств, (т.е. человека, познающего мир)
– история производственной деятельности
человека в обществе, в частности,
история формирования его профессиональной
деятельности. Начало, кульминация
и конец индивидных, личностных и
субъектных свойств не совпадением
в возрастном развитии. Индивидуальность
генетически формируется позже,
являясь результатом
Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным закономерностям. Важным признаком человеческой индивидуальности является активность созидающей творческой деятельности человека.
Мера активности, напряженности работы внутреннего мира является показателем духовности индивидуальности. Эффекты внутренней работы проявляются в поведении и деятельности как результат творчества, производящие ценности для общества. Одним из проявлений активности индивидуальности могут являться поступки человека, которые могут проявляться как устойчивый стиль поведения.Критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, то есть неповторимый вклад личности в общественное развитие.
В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности.
Первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, то есть общих личностных черт. Однако очень ярко выраженная черта – это гипертрофия, приближение к границе нормы и патологии, в потенции – патология.
Вторая традиция – понимание
индивидуальности как
Третья
традиция – понимание индивидуальности
как целостности и как
Таким
образом, исходным пунктом в рассмотрении
сложившейся индивидуальности должна
быть более или менее сложившаяся,
зрелая личность, то есть человек, интегрированный
в общество и являющийся полноценным
субъектом деятельности, обладающий
сформированным интеллектом.
1.3
Личность, ее формирование, свойства
и потенциал
Понятие «личность» используется во многих науках, но значения их схожи. Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Сейчас говоря о человеке как о личности, также имеют в виду его роль, но в более широком значении – роль в «театре жизни», в обществе, среди людей[11].
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих[12].
Личность
можно рассматривать как
Понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.
Психология,
в согласии со своим предметом, связывает
достоинства человека как личности
с присущими ему
Педагогику
личность интересует как объект и
субъект педагогического
На формирование личности оказывает влияние целый ряд факторов. (Приложение А). Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся прежде всего следующие:
— макросоциосреда — общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности дня обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе и т.д.;
— микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой;
— воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы.
— деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения;
— социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, и прежде всего общение с другими людьми.
Наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности играет биологический фактор, физиологические особенности человека, особенности общих и специфических типов высшей нервной деятельности, своеобразие морфологии мозга и т.п. Особую роль в формировании и становлении личности, ее отдельных структур играют общение, другие виды взаимодействии человека с непосредственным социальным окружением и деятельность. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведении и деятельности, отдельных действий — происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность.
Социализация личности — это процесс овладении человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности через освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных дли конкретных условий его жизни и деятельности[3].
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни
- Файлы org/ListItem» itemprop=»itemListElement»> Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Психология личности
- Современные концепции теории личности
Психология личности
Зарубежные теории личности
Защита психологическая
Личность в отечественной психологии
Личность и общение
Практикум по психологии личности
Психология личности (общая теория)
Современные концепции теории личности
Социализация личности
Хрестоматии по психологии личности
Я-концепция личности
- формат doc
- размер 1. 44 МБ
- добавлен 20 января 2010 г.
В монографии представлены результаты психологического анализа личности в качестве субъекта деятельности и индивидуального жизненного пути. В общепсихологическом аспекте рассматривается субъектная активность личности, освещаются ее специфические функции, особенности формирования, детерминации и проявления. Анализируются методологические и теоретические аспекты психологической концепции личности как субъекта жизни, обсуждаются перспективы применения смыслового подхода в данной области психологических исследований, обосновывается понятие жизнедеятельности как деятельности по построению индивидуального жизненного пути личности. Предлагается психологическая концепция смысла жизни как ведущей структуры смысловой регуляции жизнедеятельности, систематизируются индивидуальные параметры регуляции жизненного пути личности смыслом жизни.
Смотрите также
- формат doc
- размер 1.27 МБ
- добавлен 24 декабря 2010 г.
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с. Введение Жизненный путь Личная жизнь как проблема Жизненный путь в понимании психолога Особенности жизненного пути Активность и жизненная стратегия личности Особенности активности личности Самовыражение и самолюбие как проявления индивидуальности Инициатива и ответственность как формы активности и стратегии личности Человек — организатор своего времени Время в жизни челове…
Дисертация- формат doc
- размер 198.5 КБ
- добавлен 15 ноября 2010 г.
-М,: РГБ, — 2004. , — 170 стр. Диссертация канд. психол. наук: 19.00.01. – общая психология, психология личности, история психологии. На правах рукописи. Научный руководитель кандидат психологических наук, профессор, Кольцова В. А. Целью исследования является обоснование категориального статуса понятия «субъект» в отечественной психологии, рассмотрение истории его становления и развития. Объект исследования — логико-научная структура психологичес…
Дисертация- формат pdf
- размер 219.38 КБ
- добавлен 14 ноября 2011 г.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., — 2004 — 20 стр. Специальность: 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии. Научный руководитель – кандидат психологических наук, профессор В.А. Кольцова. Аннотация. Целью исследования является обоснование категориального статуса понятия «субъект» в отечественной психологии, рассмотрение истории его становления и развития. Объект…
- формат pdf
- размер 5.59 МБ
- добавлен 13 января 2012 г.
Алетейя, 2003. — 272 с. Показано, что человек не рождается субъектом, а становится им в процессе формирования психики. Доказывается, что гуманистичность психологии неразрывно связана с духовностью. Большое значение также придается проявлениям антисубъектным качествам человека и его деятельности: авторитаризму, тоталитаризму, манипуляциям человека человеком и государства — общественным сознанием. Представлена оригинальная точка зрения на человека…
Билеты и вопросы- формат doc
- размер 161. 5 КБ
- добавлен 18 января 2010 г.
Курс — 2. Количество вопросов — 10. Количество страниц — 22. Формат Word. Дайте определения понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект». По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития и общественной ценности? В чем сущность каждого из них? Назовите принципиальные различия в оценке движущих сил, обеспечивающих развитие личности, в каждом подходе. Что такое способности? Являются ли они вро…
- формат doc
- размер 184.19 КБ
- добавлен 20 января 2010 г.
В учебном пособии изложены основы психологии жизненного пути личности, которая в настоящее время рассматривается как самостоятельная отрасль психологической науки. Анализируются отечественные и зарубежные концепции жизненного пути личности. Адресовано студентам специальности «Психология», изучающим курс психологии личности и психологии жизненного пути; может быть рекомендовано всем интересующимся психологическими проблемами человеческой жизни.
Контрольная работа- формат docx
- размер 103.72 КБ
- добавлен 01 июня 2011 г.
«Психология личности: индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность» Научное определение понятия «личности. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Различия в содержании и объеме этих понятий. Три основных исторических периода в изучении личности: филосовско-литературный, клинический, экспериментальный. Современные теории личности. Форм…
- формат doc
- размер 65.38 КБ
- добавлен 18 февраля 2010 г.
Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Движущие силы и условия развития личности. Периодизация развития индивида, личности, индивидуальности. Индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности. Личность в социогенезе. Социализация индивида (по Выготскому). Концепция деятельностного опосредования межличностных отношений ( по Петровскому). Персоногенез личности. Индивидуальность личности и ее жизненный путь. Структур…
Шпаргалка- формат docx
- размер 82.08 КБ
- добавлен 25 января 2012 г.
ЯГПУ, Россия, Ярославль. ФСУ. 2012, направление Психология Список вопросов Представление о теории личности. Основные компоненты теории личности. Соотношение понятий : субъект, индивид , индив-ть, личность, человек. Опросные методы в исследовании личности. Общая характеристика опросных методов. Представление о развитии личности в концепции Фрейда : стадии психосексуального развития. Представление о личности в классическом психоанализе Фрейда. Про…
- формат htm
- размер 310.31 КБ
- добавлен 02 февраля 2011 г.
М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. — 400 с. Человек это тайна, жизнь — святыня, любовь — величайший дар. Эти одухотворяющие истины пронизывают две работы Эриха Фромма («Ради любви к жизни», «Может ли человек преобладать? «), объединенные в этом томе. Фромм показывает, что ключ к природе человека лежит в будущем. Жизнь рассматривается как бесконечная авантюра сотворения новых человеческих задатков. Любовь — это чудо самоотречения, она позво…
Основные понятия – Методы исследования в психологии – 2-е канадское издание
Глава 2. Начало исследований
- Дайте определение понятия переменной, отличите количественные переменные от категориальных и приведите примеры переменных, которые могут представлять интерес для психологов.
- Объясните разницу между генеральной совокупностью и выборкой.
- Опишите две основные формы статистической взаимосвязи и приведите примеры каждой из них.
- Интерпретация основных статистических данных и графиков, используемых для описания статистических взаимосвязей.
- Объясните, почему корреляция не подразумевает причинно-следственную связь.
Прежде чем мы рассмотрим, откуда берутся исследовательские вопросы в психологии и что делает их более или менее интересными, важно понять, какие вопросы обычно задают исследователи в области психологии. Это требует быстрого введения в несколько основных понятий, ко многим из которых мы вернемся более подробно позже в этой книге.
Исследовательские вопросы в психологии касаются переменных. – это количество или качество, которые варьируются в зависимости от людей или ситуаций. Например, рост студентов, зачисленных на университетский курс, является переменной, поскольку он варьируется от студента к студенту. Выбранная специальность студентов также является переменной, если не все в классе объявили одну и ту же специальность. – это величина, например рост, которая обычно измеряется путем присвоения числа каждому человеку. Другие примеры количественных переменных включают уровень разговорчивости людей, степень их депрессии и количество братьев и сестер, которые у них есть. – это качество, например выбранная специальность, которое обычно измеряется путем присвоения метки категории каждому человеку (например, психология, английский язык, сестринское дело и т. д.). Другие примеры включают национальность людей, их род занятий и получают ли они психотерапию.
Исследователи в области психологии обычно заинтересованы в выводах о какой-то очень большой группе людей. Это называется . Это могут быть канадские подростки, дети с аутизмом, профессиональные спортсмены или даже просто люди — в зависимости от интересов и целей исследователя. Но обычно они изучают лишь небольшую часть населения. Например, исследователь может измерить разговорчивость нескольких сотен студентов университета, чтобы сделать выводы о разговорчивости мужчин и женщин в целом. Поэтому для исследователей важно использовать репрезентативную выборку — ту, которая во многих важных отношениях похожа на популяцию.
Один из простых методов получения выборки, при котором каждый член совокупности имеет равные шансы быть отобранным для выборки. Например, социолог может начать со списка всех зарегистрированных избирателей в городе (население), случайным образом выбрать 100 из них из списка (выборка) и спросить тех 100, за кого они намеревались голосовать. К сожалению, случайная выборка затруднена или невозможна в большинстве психологических исследований, потому что население менее четко определено, чем зарегистрированные избиратели в городе. Как исследователь может дать всем канадским подросткам или всем детям с аутизмом равные шансы попасть в выборку? Наиболее распространенной альтернативой случайной выборке является удобная выборка , в которой выборка состоит из лиц, оказавшихся поблизости и желающих принять участие (например, студентов, изучающих психологию). Конечно, очевидная проблема удобной выборки заключается в том, что она может не быть репрезентативной для генеральной совокупности.
После того, как выборка выбрана, исследователям необходимо измерить интересующие их переменные. Для этого требуется определение переменной с точки зрения того, как именно она должна быть измерена. Большинство переменных могут быть операционально определены многими различными способами. Например, депрессию можно оперативно определить как баллы людей по бумажно-карандашной шкале депрессии, такой как шкала депрессии Бека, количество депрессивных симптомов, которые они испытывают, или наличие у них диагноза большого депрессивного расстройства. Когда переменная была измерена для конкретного человека, результат называется оценкой, а набор оценок называется данными. Обратите внимание, что data во множественном числе — единственное число datum используется редко, поэтому грамматически правильно сказать: «Это интересные данные» (и неправильно сказать: «Это интересные данные»).
Некоторые исследовательские вопросы в психологии касаются одной переменной. Насколько часто у солдат, служивших в канадских вооруженных силах, развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) после возвращения из зоны боевых действий? Насколько разговорчивы канадские студенты? Сколько времени в неделю школьники проводят в Интернете? Ответы на такие вопросы требуют оперативного определения переменной, ее измерения в выборке, анализа результатов и выводов о генеральной совокупности. Для количественной переменной это обычно включает вычисление среднего значения и стандартного отклонения оценок. Для категориальной переменной это обычно включает вычисление процента оценок на каждом уровне переменной.
Тем не менее, исследовательские вопросы в психологии, скорее всего, будут касаться статистических отношений между переменными. Существует между двумя переменными, когда средний балл по одной систематически различается по уровням другой (например, если средний балл по экзамену выше среди студентов, которые делали записи от руки, а не с помощью портативного компьютера). Изучение статистических взаимосвязей важно, потому что вместо того, чтобы рассказывать нам о поведении и психологических характеристиках в отдельности, оно говорит нам о потенциальных причинах, последствиях, развитии и организации этих поведений и характеристик.
Существуют две основные формы статистических отношений: различия между группами и корреляции между количественными переменными. Хотя оба они согласуются с общим определением статистической связи — средний балл по одной переменной различается в зависимости от уровня другой — обычно они описываются и анализируются несколько по-разному. По этой причине важно их четко различать.
Одной из основных форм статистической взаимосвязи является разница между средними баллами двух групп по некоторой интересующей переменной. В этой форме принимается широкий спектр исследовательских вопросов в психологии. Действительно ли женщины более разговорчивы, чем мужчины? У людей, говорящих по мобильному телефону, хуже навыки вождения, чем у тех, кто не разговаривает по мобильному телефону? У людей, получающих психотерапию А, как правило, меньше депрессивных симптомов, чем у людей, получающих психотерапию Б? Позднее мы также увидим, что такие отношения могут включать более двух групп и что группы могут состоять из одних и тех же индивидуумов, испытанных в разное время или в разных условиях. На данный момент, однако, проще всего мыслить с точки зрения двух отдельных групп.
Различия между группами обычно описываются путем предоставления среднего балла и стандартного отклонения для каждой группы. Эта информация также может быть представлена в виде, подобном рисунку 2. 1, где высота столбцов представляет собой групповые средние значения.
Рисунок 2.1. Гистограмма, показывающая очень небольшую разницу в среднем количестве слов, произносимых в день женщинами и мужчинами в большой выборке. Основываясь на данных исследования «Действительно ли женщины более разговорчивы, чем мужчины?» М. Р. Мел, С. Вазире, Н. Рамирес-Эспарса, Р. Б. Слэтчер и Дж. В. Пеннебейкер, 2007, Наука, 317, с. 82.Второй основной формой статистической взаимосвязи является корреляция между двумя количественными переменными, где средний балл по одной переменной систематически различается по уровням другой. Опять же, широкий спектр исследовательских вопросов в психологии принимают эту форму. Быть более счастливым человеком связано с тем, что он более разговорчив? Делают ли нарциссы больше селфи? Зависит ли эффективность психотерапии от того, насколько пациент любит терапевта?
Корреляции между количественными переменными часто представляются с использованием . На рис. 2. 2 показаны некоторые гипотетические данные о взаимосвязи между уровнем стресса, которому подвергаются люди, и количеством имеющихся у них соматических симптомов. Каждая точка на диаграмме рассеяния представляет оценку одного человека по обеим переменным. Например, точка, обведенная кружком, на рисунке 2.2 представляет человека с оценкой стресса 10 и у которого было три физических симптома. Принимая во внимание все пункты, можно увидеть, что у людей, находящихся в условиях большего стресса, как правило, больше физических симптомов. Это хороший пример, в котором более высокие баллы по одной переменной, как правило, связаны с более высокими баллами по другой. А – это ситуация, в которой более высокие баллы по одной переменной, как правило, связаны с более низкими баллами по другой. Существует отрицательная связь между стрессом и работой иммунной системы, например, потому что более высокий уровень стресса связан с более низким функционированием иммунной системы.
Рисунок 2.2. Диаграмма рассеяния, показывающая гипотетическую положительную связь между стрессом и количеством физических симптомов. Точка в кружке представляет человека с 10 баллами стресса и тремя физическими симптомами. Коэффициент Пирсона для этих данных равен +,51.Сила корреляции между количественными переменными обычно измеряется с помощью статистики, называемой . Как показано на рис. 2.3, r Пирсона колеблется от −1,00 (самая сильная возможная отрицательная связь) до +1,00 (самая сильная возможная положительная связь). Значение 0 означает, что между двумя переменными нет связи. Когда Пирсону r равно 0, точки на диаграмме рассеяния образуют бесформенное «облако». По мере того, как его значение приближается к −1,00 или +1,00, точки все ближе и ближе подходят к одной прямой. Веб-сайт Interpreting Correlation, созданный Кристоффером Магнуссоном, обеспечивает превосходную интерактивную визуализацию корреляций, которая позволяет вам регулировать силу и направление корреляции, наблюдая за соответствующими изменениями на диаграмме рассеивания.
Рисунок 2.3 Диапазон значений r Пирсона от –1,00 (наиболее сильная возможная отрицательная связь), через 0 (отсутствие связи) до +1,00 (наиболее сильная возможная положительная связь)r Пирсона является хорошей мерой только для линейных отношений, в которых точки лучше всего аппроксимируются прямой линией. Это плохой показатель для нелинейных отношений, в которых точки лучше аппроксимируются кривой линией. На рис. 2.4, например, показана гипотетическая связь между количеством сна, которое люди получают за ночь, и уровнем их депрессии. В этом примере линия, которая лучше всего соответствует точкам, представляет собой кривую — своего рода перевернутую букву «U», потому что люди, которые спят около восьми часов, как правило, менее всего подвержены депрессии. Те, кто спит слишком мало, и те, кто спит слишком много, как правило, более склонны к депрессии. Нелинейные отношения довольно распространены в психологии, но измерение их силы выходит за рамки этой книги.
Рис. 2.4 Гипотетическая нелинейная связь между сном и депрессиейИсследователей часто интересуют статистические отношения между двумя переменными, потому что они думают, что одна из переменных является причиной другой. То есть статистическая связь отражает причинно-следственную связь. В этих ситуациях переменная, которая считается причиной, называется (часто обозначаемой как X для краткости), а переменная, которая считается следствием, называется (часто упоминается как 9). 0029 Y ). Например, статистическая взаимосвязь между тем, получает ли депрессивный человек психотерапию или нет, и количеством депрессивных симптомов, которые он или она имеет, отражает тот факт, что психотерапия (независимая переменная) вызывает уменьшение симптомов (зависимая переменная). Понимание причинно-следственных связей важно отчасти потому, что оно позволяет нам изменять поведение людей предсказуемым образом. Если мы знаем, что психотерапия вызывает уменьшение депрессивных симптомов — и мы хотим, чтобы у людей было меньше депрессивных симптомов — тогда мы можем использовать психотерапию для достижения этой цели.
Но не все статистические отношения отражают причинно-следственные связи. Именно это имеют в виду психологи, когда говорят: «Корреляция не подразумевает причинно-следственной связи». Забавным примером этого является исследование 2012 года, которое показало положительную корреляцию ( r = 0,79 Пирсона) между потреблением шоколада на душу населения в стране и количеством Нобелевских премий, присужденных гражданам этой страны [1] . Однако кажется очевидным, что это не означает, что употребление шоколада помогает людям получать Нобелевские премии, и было бы бессмысленно пытаться увеличить количество выигранных Нобелевских премий, рекомендуя родителям кормить своих детей больше шоколадом.
Есть две причины, по которым корреляция не подразумевает причинно-следственной связи. Первый называется . Две переменные, X и Y , могут быть статистически связаны, потому что X вызывает Y или потому что Y вызывает X . Рассмотрим, например, исследование, показывающее, что то, занимаются ли люди спортом, статистически связано с тем, насколько они счастливы, так что люди, которые занимаются спортом, в среднем счастливее, чем люди, которые этого не делают. Эта статистическая взаимосвязь согласуется с идеей о том, что упражнения вызывают счастье, но она также согласуется с идеей о том, что упражнения вызывают счастье. Возможно, счастье дает людям больше энергии или побуждает их искать возможности для общения с другими людьми, посещая тренажерный зал. Вторая причина того, что корреляция не подразумевает причинно-следственной связи, называется . Две переменные, X и Y , могут быть статистически связаны не потому, что X вызывает Y или потому что Y вызывает X , а потому что какая-то третья переменная, Z , вызывает как X , так и Y . Например, тот факт, что страны, которые получили больше Нобелевских премий, как правило, имеют более высокое потребление шоколада, вероятно, отражает географическое положение, в котором европейские страны, как правило, имеют более высокие показатели потребления шоколада на душу населения и 9.0030 инвестируют в образование и технологии больше (опять же, на душу населения), чем многие другие страны мира. Точно так же статистическая связь между физическими упражнениями и счастьем может означать, что какая-то третья переменная, например физическое здоровье, вызывает обе другие. Быть физически здоровым может заставить людей заниматься спортом и сделать их счастливее.
Для некоторых отличных и забавных примеров корреляций, которые почти наверняка не показывают причинно-следственную связь, насладитесь странными корреляциями, найденными в Ложные корреляции (один из таких примеров представлен на рис. 2.5).
Рисунок 2.5 Линейный график показывает тесную корреляцию между количеством людей, утонувших, упав в бассейн, и количеством файлов, в которых появился Николас Кейдж. Один веб-сайт о корреляции и причинно-следственной связи содержит ссылки на десятки сообщений в СМИ о реальных биомедицинских и психологических исследованиях. Многие заголовки предполагают, что причинно-следственная связь была продемонстрирована, когда внимательное чтение статей показывает, что это не так из-за проблем с направленностью и третьей переменной. Одна из таких статей посвящена исследованию, показывающему, что дети, которые ели конфеты каждый день, с большей вероятностью, чем другие дети, были арестованы за насильственные преступления в более позднем возрасте. Но могут ли конфеты действительно «привести к» насилию, как предполагает заголовок? Какие альтернативные объяснения этой статистической зависимости вы можете придумать? Как можно переписать заголовок, чтобы он не вводил в заблуждение?Как мы увидим далее в этой книге, исследователи могут по-разному решать проблемы направленности и третьих переменных. Однако наиболее эффективным является проведение эксперимента. Эксперимент — это исследование, в котором исследователь манипулирует независимой переменной. Например, вместо того, чтобы просто измерять, как много люди тренируются, исследователь может привести людей в лабораторию и случайным образом поручить половине из них бегать на беговой дорожке в течение 15 минут, а остальным — сидеть на диване в течение 15 минут. Хотя это кажется незначительным изменением в дизайне исследования, оно чрезвычайно важно. Теперь, если у тех, кто тренировался, в конечном итоге будет более позитивное настроение, чем у тех, кто не тренировался, это не может быть потому, что их настроение повлияло на то, сколько они тренировались (потому что это был 9-й шаг).0029 исследователь , который определял, сколько они тренировались). Точно так же этого не может быть, потому что какая-то третья переменная (например, физическое здоровье) влияла как на то, сколько они тренировались, так и на то, в каком они были настроении (поскольку, опять же, исследователь определял, сколько они тренировались). Таким образом, эксперименты устраняют проблемы направленности и третьей переменной и позволяют исследователям делать твердые выводы о причинно-следственных связях. Далее в книге мы еще многое расскажем об экспериментальных и неэкспериментальных исследованиях.
- Исследовательские вопросы в психологии касаются переменных и взаимосвязей между переменными
- Двумя основными формами статистической взаимосвязи являются различия между средними группами и корреляции между количественными переменными, каждая из которых может быть описана с помощью нескольких простых статистических методов.
- Корреляция не подразумевает причинно-следственную связь. Статистическая связь между двумя переменными, X и Y, не обязательно означает, что X вызывает Y. Также возможно, что Y вызывает X или что третья переменная, Z, вызывает и X, и Y.
- Практика: Перечислите 10 переменных, которые могут представлять интерес для психолога-исследователя. Для каждого укажите, является ли он количественным или категориальным.
- Практика: представьте, что вы делите людей на интровертов (более тихие, застенчивые, более замкнутые) или экстравертов (более громких, более общительных, более обращенных вовне). Нарисуйте столбчатую диаграмму, показывающую гипотетическую статистическую зависимость между этой переменной и количеством слов, которые люди произносят в день.
- Практика. Теперь представьте, что вы измеряете уровни экстраверсии людей как количественную переменную со значениями в диапазоне от 0 (крайняя интроверсия) до 30 (крайняя экстраверсия). Нарисуйте диаграмму рассеивания, показывающую гипотетическую статистическую связь между этой переменной и количеством слов, которые люди произносят в день.
- Практика: Для каждого из следующих статистических соотношений решите, присутствует ли проблема направленности, и придумайте хотя бы одну правдоподобную третью переменную:
- Люди, которые едят больше омаров, как правило, живут дольше.
- Люди, которые больше тренируются, как правило, меньше весят.
- Студенты колледжей, которые пьют больше алкоголя, как правило, имеют более низкие оценки.
Media Attributions
- Николас Кейдж и утопление в бассейне © Tyler Viegen находится под лицензией CC BY (Attribution)
- Мессерли, Ф. Х. (2012). Потребление шоколада, когнитивная функция и лауреаты Нобелевской премии. Медицинский журнал Новой Англии, 367 , 1562-1564. ↵
AP Психология – Студенты AP
Не студент?
Посетите AP Central, чтобы получить ресурсы для учителей, администраторов и координаторов.
Психология
Перейти к моей точке доступа
О курсе
Изучите идеи, теории и методы научного изучения поведения и психических процессов. Вы изучите концепции психологии посредством чтения и обсуждения, а также проанализируете данные психологических исследований.
Навыки, которым вы научитесь
Эквивалентность и предварительные условия
Эквивалент курса колледжа
Односеместровый вводный курс психологии в колледже
Рекомендуемые предварительные условия
Нет
Экзамен Дата
О модулях
Содержание курса, изложенное ниже, организовано в виде общеизучаемых учебных модулей, которые предоставить одну возможную последовательность для курса. Ваш преподаватель может решить организовать курс контента по-разному в зависимости от местных приоритетов и предпочтений.
Содержание курса
Блок 1: Научные основы психологии
Вы узнаете об основах психологической теории как изучении поведения и психических процессов человека и животных, а также узнаете, как психологи разрабатывают и проводят исследования.
Темы могут включать:
- Основные исторические личности в психологии
- Теоретические подходы к описанию поведения
- Отрасли психологии
- Различные методы исследования, используемые психологами
- Применение дизайна исследования и статистического анализа в психологии
- Этические принципы
10–14% от экзаменационного балла
Блок 2: Биологические основы поведения
Вы будете изучать поведение и психические процессы с биологической точки зрения и исследовать эффекты взаимодействия между биологией человека и окружающей средой.
Темы могут включать:
- Взаимодействие унаследованных признаков, окружающей среды и эволюции в формировании поведения
- Структуры и функции биологических систем, включая эндокринную систему и нервную систему
- Функция мозга, возбуждение нейронов и влияние лекарств
- Изучение головного мозга и методы исследования его структуры и функций
- Состояния сознания, включая сон и сновидения
- Наркомания и наркотическая зависимость
8–10% от экзаменационного балла
Блок 3: Ощущение и восприятие
Вы узнаете, как люди воспринимают и обрабатывают окружающий мир с помощью своих органов чувств, и преобразуете эти наблюдения в представления, влияющие на то, как мы думаем и ведем себя.
Темы могут включать:
- Основные принципы того, как люди воспринимают и обрабатывают стимулы
- Роль опыта и культуры в восприятии
- Механизмы 5 чувств и сенсорные расстройства
6–8% от экзаменационного балла
Раздел 4: Обучение
Вы узнаете о области психологии, изучающей, как люди и другие животные учатся, а также как обучение меняется на протяжении всей жизни.
Темы могут включать:
- Влиятельные исследователи и теории обучения
- Результаты известных обучающих экспериментов
- Виды обучения
- Виды кондиционирования и их эффекты
- Социальные и когнитивные факторы обучения
7–9% от экзаменационного балла
Модуль 5: Когнитивная психология
Вы изучите сложную природу того, как память, интеллект и другие психические процессы влияют на поведение человека.
Темы могут включать:
- Когнитивные и физиологические процессы, составляющие память
- Забывание и типичные ошибки памяти
- Биологические основы кратковременной и долговременной памяти
- Креативное мышление и стратегии решения проблем
- Предубеждения и ошибки мышления
- Определение и измерение интеллекта
- Процессы изучения и использования языка
13–17% от экзаменационного балла
Модуль 6: Психология развития
Вы изучите, как физические и социальные изменения в течение жизни человека могут влиять на поведение и психические процессы с разных точек зрения.
Темы могут включать:
- Физическое и социальное развитие в детстве
- Теории когнитивного развития в детстве
- Развитие подростков и проблемы
- Взросление и старение
- Теории нравственного развития
- Пол и сексуальная ориентация
7–9% от экзаменационного балла
Модуль 7: Мотивация, эмоции и личность
Вы будете изучать личность через призму поведения и психических процессов и того, как они взаимодействуют, создавая личность человека.
Темы могут включать:
- Теории мотивации, лежащие в основе поведения человека и животных
- Основные теории эмоций
- Последствия стресса
- Концепции личности, включая бихевиористские, социально-когнитивные, гуманистические теории и теории черт
- Исследования и оценки для измерения личности
11–15% от экзаменационного балла
Раздел 8: Клиническая психология
Вы узнаете, как психологи оценивают, изучают и лечат ряд психологических расстройств.