Ганс айзенк – Айзенк, Ганс Юрген — Википедия

Айзенк, Ганс Википедия

Ганс Юрген Айзенк
Hans Jürgen Eysenck
Дата рождения 4 марта 1916(1916-03-04)
Место рождения Берлин
Дата смерти 4 сентября 1997(1997-09-04) (81 год)
Место смерти Лондон
Страна Великобритания
Научная сфера психология
Место работы
  • Королевский колледж Лондона
Альма-матер Лондонский университет
Учёная степень доктор философии (PhD) по психологии
Научный руководитель Сирил Бёрт[d]
Известные ученики José Luis Pinillos[d]
Известен как Автор теста Айзенка, основатель журналов
Награды и премии

стипендия Уильяма Джемса[d] (1994)

 Медиафайлы на Викискладе

Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Jürgen Eysenck; 4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997, Лондон) — немецко- британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Научная деятельность
    • 2.1 Трёхфакторная теория личности
    • 2.2 Трёхфазная теория возникновения невроза
    • 2.3 Критика
  • 3 Примечания
  • 4 Работы учёного
    • 4.1 На английском языке
      • 4.1.1 Книги
    • 4.2 Русскоязычные переводы
      • 4.2.1 Книги
      • 4.2.2 Статьи
  • 5 Ссылки

Биография[

ru-wiki.ru

Ганс Айзенк Википедия

Ганс Юрген Айзенк
Hans Jürgen Eysenck
Дата рождения 4 марта 1916(1916-03-04)
Место рождения Берлин
Дата смерти 4 сентября 1997(1997-09-04) (81 год)
Место смерти Лондон
Страна Великобритания
Научная сфера психология
Место работы
  • Королевский колледж Лондона
Альма-матер Лондонский университет
Учёная степень доктор философии (PhD) по психологии
Научный руководитель Сирил Бёрт[d]
Известные ученики José Luis Pinillos[d]
Известен как Автор теста Айзенка, основатель журналов
Награды и премии

стипендия Уильяма Джемса[d] (1994)

 Медиафайлы на Викискладе

Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Jürgen Eysenck; 4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997, Лондон) — немецко- британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Научная деятельность
    • 2.1 Трёхфакторная теория личности
    • 2.2 Трёхфазная теория возникновения невроза
    • 2.3 Критика
  • 3 Примечания
  • 4 Работы учёного
    • 4.1 На английском языке
      • 4.1.1 Книги
    • 4.2 Русскоязычные переводы
      • 4.2.1 Книги
      • 4.2.2 Статьи
  • 5 Ссылки

Биография[

ru-wiki.ru

Айзенк Ганс Википедия

Ганс Юрген Айзенк
Hans Jürgen Eysenck
Дата рождения 4 марта 1916(1916-03-04)
Место рождения
Берлин
Дата смерти 4 сентября 1997(1997-09-04) (81 год)
Место смерти Лондон
Страна Великобритания
Научная сфера психология
Место работы
  • Королевский колледж Лондона
Альма-матер Лондонский университет
Учёная степень доктор философии (PhD) по психологии
Научный руководитель Сирил Бёрт[d]
Известные ученики José Luis Pinillos[d]
Известен как Автор теста Айзенка, основатель журналов
Награды и премии

стипендия Уильяма Джемса[d] (1994)

 Медиафайлы на Викискладе

Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Jürgen Eysenck; 4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997, Лондон) — немецко- британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Научная деятельность
    • 2.1 Трёхфакторная теория личности
    • 2.2 Трёхфазная теория возникновения невроза
    • 2.3 Критика
  • 3 Примечания
  • 4 Работы учёного
    • 4.1 На английском языке
      • 4.1.1 Книги
    • 4.2 Русскоязычные переводы
      • 4.2.1 Книги
      • 4.2.2 Статьи
  • 5 Ссылки

Биография[

ru-wiki.ru

Ганс Айзенк: термометр, измерявший психику

Тест на темперамент, предложенный датским карикатуристом Херлуфом Бидструпом 

В 2002 году вышла книга Р.Линна и Т.Ванханена «IQ and the Wealth of Nations» («IQ и богатство народов»), в которой читателей подводили к мысли о том, что причина низкого уровня развития большинства стран — наследственно обусловленный низкий интеллект их граждан, и поэтому слаборазвитые страны обречены оставаться на обочине мирового развития. Эта явно расистская идея была встречена широкой общественностью с неодобрением. Критики книги спрашивали, что, собственно, является причиной, а что — следствием. (Подробнее о том, что именно измеряет IQ, и о других влияющих на него факторах, таких, как обеспеченность семьи, условия, в которых растет ребенок, см. «Химию и жизнь», 2001, 11, 2010, 8, 9). 

Действительно ли умение решать задачки на IQ показывает интеллект человека? Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы понимаем под словом «интеллект». Это слово, вообще говоря, имеет несколько разных значений. Первое значение, которое, собственно, и имеет в виду Айзенк, — это умение решать задачки на сообразительность, предложенные экспериментатором. Второе значение — знакомство с идеями, популярными в  определенном избранном кругу, и умение в этом кругу эти идеи воспроизводить, подобно Евгению Онегину, который умел 

Без принужденья в разговоре 

Коснуться до всего слегка 

С ученым видом знатока, 

Хранить молчанье в важном споре 

И возбуждать улыбку дам 

Огнем нежданных эпиграмм. 

 

Третье значение — круг интересов человека. Он может быть более широким или более узким. Человека, чьи интересы не ограничиваются собственным материальным преуспеянием, мы часто считаем более интеллектуальным. Четвертое значение — умение строить отношения с окружающими людьми (это качество обычно называется «социальным интеллектом»). Круг интересов Чацкого, безусловно, шире, чем у Фамусова и его окружения. С идеями, популярными в кругу передовой молодежи, Чацкий знаком гораздо лучше, чем Фамусов. Но вот с точки зрения социального интеллекта у склонного к демонстративному поведению Чацкого имеются серьезные проблемы, как и у многих интеллигентных подростков. Да-да, у Чацкого типично подростковая психика, что использовал в трактовке этой роли великий актер Василий Качалов: «Его Чацкий — очень молодой человек, почти мальчик. Ему девятнадцать-двадцать лет. Его многословие, его горячность, его отчаяние, его обличения, смешные в устах зрелого мужа, каким мы привыкли видеть Чацкого на сцене, вполне естественны, искренни и вызывают наше глубокое сочувствие в устах этого юного-юного мальчика» (М.А.Волошин. «Горе от ума» на сцене Московского Художественного театра. 1906). 

 

И наконец, пятое, может быть, самое важное значение: внутренняя установка человека на то, чтобы самостоятельно разбираться в окружающей действительности, жить своим умом. Уровень интеллекта в первом смысле определяется, по-видимому, двумя факторами. Во-первых, это умение пользоваться некоторыми алгоритмами решения задач. Вообще говоря, нет причин, по которым человека принципиально нельзя было бы научить пользоваться этими алгоритмами. 

 

Мозг человека, в отличие от мозга других животных, подобен ЭВМ, использующей универсальный язык программирования: речь. Как известно, на цифровой ЭВМ можно реализовать любой алгоритм, не выходящий за пределы быстродействия и объема машинной памяти. Именно по этой причине мозг человека, эволюционно сформировавшийся в далекие первобытные времена, оказался пригодным для решения задач, которые ставит перед человечеством атомно-космический век: наш мозг ориентирован на решение не определенных, а произвольных задач. Часто говорят, что результаты тестов на IQ не зависят от обучения. Но этот факт лишь свидетельствует о том, что наша система образования построена таким образом, что, приобретая знания в школе и вузе, человек интеллектуально не развивается. А может быть, как считают некоторые сердитые авторы, интеллектуально деградирует. 

 

Не делая ошибок, невозможно ничему научиться. Но школа поощряет учеников, не делающих ошибок. Вторая причина заключается в том, что, приступая к той или иной деятельности, человек сознательно или, чаще, подсознательно оценивает реальность ее успешного завершения. Если вероятность успеха оценивается низко, то человек старается увильнуть от работы. Как говорил выдающийся педагог Джон Холт: «Хороший ученик ищет способ решить задачу, плохой ученик ищет способ ее не решать». И нередко бывает, что в этих поисках слабый ученик демонстрирует куда больше интеллекта, чем его одноклассник, добросовестно решающий задачу. 

 

В 1975 году американский психолог Мартин Селигман ввел понятие «выученная беспомощность». Если животному долго не удается решить какую-либо жизненно важную задачу, оно прекращает попытки и начинает вести себя явно неадекватно. Очень похоже на то, что основная причина школьной неуспеваемости — выученная беспомощность. Школьник, несколько раз не справившийся с заданием, теряет веру в свои силы и желание выполнять дальнейшие задания. Этим, возможно, и объясняются низкие результаты тестов на IQ: ведь за прошедшие годы человек уже привык к тому, что он не способен решать сложные задачи. 

 

Грамотно составленная контрольная работа должна начинаться с простых (и по возможности веселых) заданий и завершаться сложными. Так, тестовые задания для одной из Московских городских биологических олимпиад школьников мы начали с теста 

 

Ближайшим родственником человека является: 

а) проказница мартышка; 

б) осел; 

в) козел; 

г) косолапый мишка. 

 

Хорошо известно, что животные, умные во взрослом состоянии, как правило, беспомощны и глупы в раннем детстве. Птенец ястреба, которого выкармливают родители, значительно глупее самостоятельного цыпленка, но взрослый ястреб, несомненно, умнее курицы. Возрастная динамика IQ этому закону не подчиняется. Дети с повышенным коэффициентом интеллекта обычно сохраняют его и взрослея. 

 

Это также свидетельствует о том, что распространенная причина интеллектуальной недостаточности — выученная беспомощность. При выполнении тестов на IQ важное, если не решающее значение имеет скорость выполнения работы. Эти тесты поощряют тех, кто действует быстро. Действительно, существуют сферы деятельности, где быстрота принятия решений играет решающую роль, например в армии, гражданской авиации, хирургии. Но есть сферы, где важна не скорость, а глубина мышления. Например, в науке или изобретательстве, где первое пришедшее на ум решение обычно не бывает лучшим. 

 

Чарльз Дарвин в своей автобиографии очень сдержанно характеризовал свои интеллектуальные способности. По-видимому, за этим стояла не только украшающая великого человека скромность, но и трезвая самооценка. Дарвин не обладал быстрым умом, но был склонен долго размышлять над интересующими его проблемами. Поэтому-то он и сумел создать теорию естественного отбора. По-видимому, наиболее содержательно пятое значение термина «интеллект»: стремление жить своим умом, не принимая на веру общепринятые мнения. Такая установка способствует и развитию интеллекта в первом смысле, то есть обогащению новыми сложными алгоритмами решения проблем. 

 

В конце концов, развитие любой психической функции обеспечивается положительными обратными связями: чем больше человек занимается той или иной деятельностью, тем сильнее развиваются его способности и тем больше ему хочется заниматься именно этим. Сверхталантливые люди отличаются от обычных тем, что такие связи работают у них не короткий промежуток времени в определенном возрасте, а большую часть жизни. А то и всю жизнь. 

 

Что можно сказать о характере самого Ганса Айзенка? Несомненно, он был очень азартным и экстравагантным человеком, любил провоцировать окружающих скандальными заявлениями, вызывая огонь на себя. Он сам продавал свои книги и вступал в научные дискуссии с покупателями. В 1971 году Ганс Айзенк опубликовал статью «Раса, интеллект и образование», в которой написал, что среднее значение IQ у представителей негроидной расы на 15 единиц меньше, чем у европеоидов, и что эти различия определяются наследственными задатками. Поэтому-де обществу не следует проявлять особых забот об образовании для негров. 

 

Статья вызвала большой скандал. В 1973 году возмущенные студенты Сорбонны даже избили Айзенка. Полиция возбудило уголовное дело, однако психолог заявил, что он не имеет претензий к студентам. Дело замяли. За сто лет до того вопрос об интеллектуальных различиях между европеоидной и негроидной расой обсуждал выдающийся русский публицист Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868). Как в XIX веке, так и в наши дни критики расизма в качестве главного аргумента приводят мысль об интеллектуальном равенстве людей всех рас. Писарев четко указал на уязвимость подобной аргументации: а вдруг завтра обнаружится, что белые и негры действительно неравны в интеллектуальном отношении? Значит ли это, что неграми можно торговать, как скотиной, и вообще подвергать дискриминации? — Нет, не значит! — отвечал Писарев в статье «Посмотрим!» (1865). Ибо там, где существует угнетение человека человеком, где существуют люди первого и второго сорта, невозможна нормальная жизнь ни для тех, кто внизу, ни для тех, кто наверху. Не может быть свободным народ, угнетающий другие народы или же часть населения собственной страны. Поэтому борьба против расового, национального и иного угнетения необходима и естественна для любого порядочного человека. 

 

Разумеется, мысли о превосходстве белых людей над неграми у нас не встречают сочувствия. Но гораздо важнее мысль о том, что даже если такое превосходство существует, расистские выводы из этого никак не следуют. И на данные по IQ у представителей разных рас прогрессивному человечеству следует смотреть спокойно — эти данные ничего принципиально не меняют. Айзенк очень скептически относился к работам Зигмунда Фрейда. Он считал, что сочинения основоположника психоанализа следует рассматривать не как научные работы, а как художественную литературу. В книге «Закат и гибель империи Фрейда» Айзенк жестко раскритиковал психоанализ и его поклонников. Критически он оценивал и возможности психотерапии: по его мнению, психотерапевтические методы действуют на больных только тогда, когда они уже находятся на пути к выздоровлению. Для лечения некоторых не слишком серьезных психических нарушений Айзенк предлагал жестокие методы, такие, как электрошок, препараты, вызывающие болезненные ощущения, и т. д. А детей, которые устраивают истерики, Айзенк предлагал запирать на некоторое время в комнате. 

 

Научная продуктивность Ганса Айзенка была огромной. За свою жизнь он опубликовал 45 книг и более 600 статей. Его научное наследие вызывало и вызывает много споров. Наверное, это обстоятельство следует поставить в заслугу великому психологу. Ведь работы, которые встречают вежливым равнодушием, вряд ли имеют большую ценность для науки. 

 

Кандидат биологических наук 

С.В.Багоцкий 

Источник: Журнал «Химия и жизнь», 2016, №3

scientifically.info

Ганс Айзенк | PSYERA

Ганс Айзенк (Eysenck H. J., род. 1916). Известный психолог и психотерапевт. Родился и получил образование в Берлине, однако оставил Германию по политическим мотивам, из-за оппозиции гитлеровскому режиму. Учился в Дижоне (Франция) и Экзетере (Англия), а в 1935 г. поступил на факультет психологии Лондонского университета. В только что сформированном институте он организовал кафедру психологии, совмещая работу профессора университета и психолога в Королевских госпиталях Модели и Беттлхем. Одной из своих основных задач считал выделение клинической психологии в самостоятельную дисциплину. Созданная им кафедра была первой, начавшей обучение медицинских психологов с использованием недавно разработанных методов поведенческой психотерапии.

Основные исследования Ганса Айзенка лежат в области теории личности, исследования интеллекта, социальных аттитюдов, бихевиористской генетики и поведенческой психотерапии. Он рассматривал психологию с точки зрения естественных наук и враждебно относился к гуманистическому, психодинамическому и другим субъективным подходам. Он опубликовал около 600 статей в психологических, биологических, генетических и других научных журналах, а также около 30 книг. Его автобиография издана отдельной книгой.

Взгляд Ганса Айзенка на человека определял направление его мыслей и исследований. Он рассматривал человека как биосоциальный организм, чьи действия детерминированы в равной степени как биологическими (генетическими, физиологическими, эндокринными), так и социальными (историческими, экономическими, общественными) факторами. Он считал, что односторонний подход с акцентом на биологические или социальные факторы препятствует развитию науки. Он настаивал на том, что человек — продукт эволюции, который все еще сохраняет черты, унаследованные от ранних форм жизни миллионы лет назад. Эта точка зрения не всегда была популярна среди ученых, изучающих общество, склонных больше подчеркивать роль социальных факторов, но Ганс Айзенк считал ее единственно верной для правильного понимания человека.

Нервно-психические и психосоматические расстройства рассматривались им как результат взаимодействия определенных личностных особенностей (предиспозиций) и стрессовых внешних воздействий и условий. В качестве основополагающего личностного фактора, приводящего при неблагоприятных средовых влияниях к нарушениям в психике, выступает нейротизм. Широко известен тест-опросник Айзенка для исследования личностных свойств. Айзенк предлагал в качестве базисных два параметра индивидуальности: «экстраверсию—интроверсию» и «нейротизм — эмоциональную стабильность». Эмпирически им выделены два типа невротических расстройств: истерический невроз, который свойствен лицам холерического темперамента (нестабильным экстравертам), и невроз навязчивых состояний у меланхоликов (нестабильных интровертов). В поведении экстраверты проявляют себя как возбудимые и подвижные, а интроверты — как заторможенные и инертные. Нестабильность — результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Тест-опросник имеет три шкалы, две из них соответствуют двум основным параметрам индивидуальности, третья — контрольная шкала лжи.

В области психотерапии Айзенк является и одним из основоположников поведенческой психотерапии. С точки зрения Айзенка, теоретической основой и практической базой поведенческой психотерапии, направленной на изменение в позитивном направлении способов поведения и эмоций человека, являются современные теории научения и их основные законы.

psyera.ru

Ганс Айзенк

Ганс Юрген Айзенк (Hans Jurgen Eysenck) родился 4 марта 1916 года в Берлине. Его мать, Рут Вернер, была талантливой актрисой и впоследствии стала звездой немого кино. Отец, Антон Эдвард Айзенк, также был актером и певцом. Впоследствии ученый вспоминал, что «чувствовал очень мало внимания со стороны родителей, которые развелись, когда мне было 4 года, и не испытывали особо горячих чувств ко мне, я же платил им тем же» (1990а, р. 40). Родители развелись, когда Гансу было два года, и мальчик остался жить с бабушкой со стороны матери. Она тоже когда-то работала в театре, но ее многообещающая оперная карьера прекратилась из-за трагической потери голоса. Айзенк писал, что его бабушка была «самоотверженной, заботливой, бескорыстной и вообще слишком хорошей для этого мира» (р. 40). Хотя бабушка была ревностной католичкой, родители Айзенка не были религиозны, и сам Ганс вырос без всякого формального религиозного руководства.

Вспоминая детство, Айзенк всегда подчеркивал свободу, которой пользовался. Никто из родителей не контролировал его действия, бабушка тоже была весьма снисходительна. Два примера служат хорошей иллюстрацией такого свободного воспитания. В первом случае отец купил Гансу велосипед и обещал научить его кататься. «Он привел меня на вершину холма, сказал мне, что я должен сесть на седло и нажимать на педали, а затем ушел по своим делам… предоставив мне обучаться самостоятельно» (Eysenck, 1990c, р. 12). Второй памятный случай произошел, когда подросток Ганс заявил своей бабушке, что собирается купить сигареты, ожидая, что она запретит ему это делать. Однако бабушка ответила: «Если тебе это нравится, делай как хочешь» (р. 14).

Выросший в обстановке полубогемной свободы, юный Ганс не терпел тоталитаризма в любом его проявлении. Он часто задирал своих учителей, особенно тех, кто получил образование в военных учебных заведениях. Айзенк был очень скептично настроен относительно знаний, которые они могут ему дать, и далеко не всегда отказывался от возможности смутить их своим превосходством в знаниях. В своих воспоминаниях он описывал себя как «ханжу и педанта… который не выносил дураков (и даже просто ординарных людей)» (Eysenck, 1990, р. 31).

Тяжелые времена, наступившие после Первой мировой войны: лишения, астрономическая инфляция, массовая безработица и угроза голода с приходом Гитлера к власти, казалось бы, отошли в прошлое. В стране начался экономический подъем, были необходимы ученые и специалисты. Однако когда талантливый юноша, закончив школу, был намерен поступать в Берлинский университет, чтобы изучать физику, то был поставлен перед фактом: непременным условием его принятия является вступление в нацистскую тайную полицию. Эта идея показалась ему столь отвратительной, что Айзенк решил покинуть Германию, позднее написав об этом: «Я знал, что для меня нет будущего на моей несчастной родине» (Eysenck, 1982, р. 289).

Столкновение с фашизмом и последующие схватки с левыми радикалами навели Айзенка на мысль, что черта жесткости мышления или авторитаризма одинаково характерна для обоих концов политического спектра. Впоследствии он нашел научное подтверждение этой гипотезы, обнаружив в одном из своих исследований, что хотя коммунисты являются радикалами, а фашисты — консерваторами, с точки зрения одной из характеристик личности, а именно жесткости мышления/терпимости, эти группы подобны друг другу. Обе они показывали больший уровень авторитаризма, жесткости и нетерпимости к чужому мнению, чем контрольная группа (Eysenck, 1954).

В возрасте 18 лет Айзенк покинул Германию и поселился в Англии, где он решил поступил в Лондонский университет на факультет психологии, где в 1938 году получил степень бакалавра. С его поступлением связана поистине анекдотическая история. Первоначальный выбор специальности был сделан Айзенком еще в Берлине — в пользу физики. Однако случайное событие изменило течение его жизни, а впоследствии — и всю историю психологии. Для поступления в университет надо было сдать вступительный экзамен, к которому Айзенк готовился в течение года, занимаясь в коммерческом колледже. Сдав в 1935 году экзамен, он был уверен, что поступил в университет на отделение физики. Однако оказалось, что он по ошибке сдал не тот экзамен и не имеет права слушать физический курс. Вместо того чтобы ждать еще год, он поинтересовался, нет ли какого-нибудь другого курса, к которому он мог бы быть допущен. Когда Айзенку сказали, что он может изучать психологию, тот якобы спросил: «Что такое эта психология?» (Eysenck, 1982, р. 290).

Получивший в 1940 году степень доктора философии и к этому времени уже два года женатый на Маргарет Дэвис, канадке, которая окончила в Лондонском университете факультет математики, Айзенк оказался в Англии на положении «враждебного иностранца». Он не был интернирован, но и не смог принять участие в войне против ненавистного ему фашизма. Вместо этого, не имея никакой психиатрической и клинической практической подготовки, он начал работать в Особом госпитале Милл-Хилл (Mill Hill Emergency Hospital), занимаясь пациентами, страдавшими от различных психиатрических симптомов, включая тревожность, депрессию и истерию. Однако традиционные категории клинической диагностики не удовлетворяли Айзенка. Используя факторный анализ, он обнаружил, что все традиционные диагностические группы можно описать с помощью двух основных личностных факторов: невротизма и экстраверсии/ интроверсии. Эти теоретические изыскания привели к публикации его первой книги «Измерения личности» (Dimensions of Personality, Eysenck, 1947). После войны Айзенк стал директором психиатрического отделения больницы Модсли и несколько позже — преподавателем Лондонского университета.

Считая уровень английской клинической психологии недостаточно высоким, в 1949 году Айзенк отправился в Северную Америку, чтобы познакомиться с психологическими программами Соединенных Штатов и Канады. В 1949—1950 годах он работал в качестве приглашенного профессора в университете штата Пенсильвания, но большую часть времени в этот период он провел, путешествуя по США и Канаде и изучая существующие программы клинической психологии, которые он нашел полностью ненаучными (Eysenck, 1980, 1990 с).

Вернувшись в Англию, Айзенк развелся со своей первой женой и 30 октября 1950 года женился на Сибил Ростал, психологе, дочери знаменитого скрипача, с которой он познакомился во время своей поездки в Филадельфию. Ганс и Сибил Айзенк опубликовали несколько совместных книг и произвели на свет троих сыновей и дочь. Сын Айзенка от первого брака, Майкл, в настоящее время — широко печатаемый автор статей и книг по психологии.

В Лондонском университете Айзенк основал отделение клинической психологии, а с 1955 по середину 80-х годов был профессором Института психиатрии. Кроме того, вплоть до своей отставки в 1983 году, он занимал посты главного психиатра Королевского госпиталя Модсли и знаменитой психиатрической больницы Бедлам. После этого он продолжал работать в Лондонском университете в качестве профессора в отставке (professor emeritus) до самой своей смерти от рака 4 сентября 1997 года. В последние годы жизни Айзенк, как и раньше, занимался различными вопросами психологии личности, включая творчество и творческие способности (Eysenck, 1993, 1995), а также влияние поведения на развитие раковых и сердечных заболеваний (Eyesenck & Grossarth-Maticek, 1991).

Еще в Соединенных Штатах Айзенк начал работать над своей самой знаменитой книгой «Структура человеческой личности» (The Structure of Human Personality, 1952b), в которой он обосновал эффективность факторного анализа как лучшего метода представления известных фактов, касающихся личности. Всего же по количеству опубликованных трудов Айзенк превзошел даже Кэттелла. Кроме почти 800 журнальных статей и отдельных глав, он написал более 75 книг, некоторые из них вышли под броскими, рассчитанными на публику заголовками, такими, как «Польза и вред психологии» (Uses and Abuses of Psychology, 1953), «Смысл и бессмысленность в психологии» (Sense and Nonsense in Psychology, 1956), «Факты и вымысел в психологии» (Fact and Fiction in Psychology, 1965), «Психология — наука о людях» (Psychology Is About People, 1972 b), «Вы и невроз» (You and Neurosis, 1977 b), «Секс, жестокость и средства массовой информации» в соавторстве с Д. К. Б. Найесом (D. K. B. Nias) (Sex, Violence and the Media, 1978), «Курение, свойства личности и стресс» (Smoking, Personality and Stress, 1991 с) и «Гений: естественная история творческой одаренности» (Genius: The Natural History of Creativity, 1995).

В вашем браузере отключен Javascript.
Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!

calcsbox.com

Ганс Айзенк | Info-Farm.RU

Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Eysenck; 4 марта 1916, Берлин — † 4 сентября 1997) — немецко-британский ученый-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель чинникових теории личности, автор популярного теста интеллекта.

Биография

Родился в Берлине в актерской семье — отец снимался в комедийных фильмах, мать — в немых. В 1938 году получил степень бакалавра, в 1940 — доктора философии. Учился в Германии, работал в Лондоне, дважды женат, отец четырех сыновей и дочерей. Написал 84 книги и 1094 статьи. Был почетным членом одних ассоциаций, президентом других, среди которых есть даже Дельвичський теннисный клуб. Умер, прожив долгую плодотворную жизнь.

Когда Айзенку исполнилось восемнадцать, он вместе с классом пошел слушать Гитлера. Гитлер ему не понравился, хотя в школе, по его словам, «он был единственным нееврейским мальчиком, настроенным против фашизма». Когда он признался в этом, его избили: били чуть ли не всем школьным коллективом, поскольку юный Айзенк был спортивного состава тела, да еще и лучшим теннисистом школы. На следующий день после избиения он дал достойного ответа.

Несмотря на не очень хорошие рекомендации, Айзенка приняли в Берлинский университет на философский факультет. Там самостоятельность проявлять стало сложнее: приятели и старшие товарищи настойчиво намекали ему, что неплохо было бы вступить в СС. Обстановка вокруг нагнеталась, и мать с отчимом, еврейским режиссером, решили уехать от греха подальше. Сначала во Францию, где Айзенк изучал историю и литературу в Дижонском университете, затем в Англию. После появления в Лондонском университете, Айзенк внезапно решил переквалифицироваться в натуралисты и попросился на физический факультет: после истории и литературы ему естественной показалась психология, но не физика. «Черт с ней, с бюрократической глупостью», — решил Айзенк, — «психология тоже интересная штука». Говорят, скандалил изрядно, но на курс все-таки записался.

Окончил университет с отличием, хотя, как позже свидетельствовали его однокурсники, во многих вопросах был некомпетентен: просто умел легко разговаривать на любые темы и проводить своей самоуверенностью приятное впечатление на профессоров. С красным дипломом отправился на стажировку в Германию, надеясь своими мыслями сделать там настоящий фурор. Английские профессора дали ему хорошие рекомендации, окрестили «надеждой будущей науки»: несколько частных колледжей пригласили его даже выступить с лекциями — хорошая рекомендация для молодого ученого.

Германия бурлила: общественное мнение было на высшей точке кипения; Кризис, приход фашистов к власти, бурные дебаты о судьбе нации, идеальный генетический код, людей будущего, которыми, конечно же, должны стать настоящие арийцы. Публичные лекции и дискуссионные клубы собирали гигантские аудитории. Люди жаждали полемики и немыслимых открытий. Молодой и красивый Айзенк казался воплощением этой немецкой мечты. Он словно Прометей носился из клуба в клуб, с одной публичного общества в другое, где величественно заседали домохозяйки, амбициозные студенты, гении, и проливал свет на проблему проблем: как устроено главное достоинство человека — интеллект.

Официальная идеология Германии тех лет повлияла на него как допинг. Разговоры о превосходстве нации, состоящей из совершенных людей, подготовки к чистке и селекции самых красивых-умных-здоровых — привели к головокружение. Биологи и химики нацистской Германии, Италии, Японии уже начали генетические опыты над людьми, в том числе на мозге. Айзенка подбадривают эти эксперименты, он внимательно следит за ними. Даже сам работает в нескольких анатомических лабораториях, анатомирует и взвешивает мозги, пытаясь ответить на интересующий ему вопрос: влияет ли размер и вес мозга человека на его умственные способности? Фашизм притягивал его безусловно, хотя сам он всегда отрицал это.

исследование

Ряд исследований Айзенка были восприняты как вызывающие шок их темы, вполне нормальные для нацистской Германии, в Европе представлялись неприемлемыми. В частности, он исследовал психологические различия между представителями разных рас.

Личностные опросники «А» предназначены для диагностики невротизма, экстраверсии-интроверсии и психоза. В своих трудах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционно представлена ​​классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой представлены важнейшие характеристики личности. Широкому читателю на постсоветском пространстве Айзенк известен как автор сборника тестов «Проверьте свои интеллектуальные способности» (СРСР1972, 1992). Еще вышли в 1947 и 1956 г.г. «Моудслейський медицинский опросник» и «Моудслейський личностный опросник» и стали полезным инструментом в познании нормы и патологии личности.

Тест IQ

То, что Айзенк был очень странным человеком, говорят факты из его жизни. На свои лекции он, например, приносил кучу всякого хлама: купи градусников, термометров, весов. Говорил: все можно измерить, и мозг тоже. Известны его бесконечные рассуждения о белых сверчков мол если в число стрекотинь, что это насекомое производит за 15 секунд, добавить 40, то получится температура воздуха в это время, измеренная в градусах Фаренгейта. Аудитория принялась смехом, когда он уточнял: «Белые сверчки — редкие, их трудно поймать, они слабо встраиваются в общую систему физических законов, на которой основывается наша система измерений. Поэтому изобретение термометра было признано всеми как значительное достижение. И для измерения интеллекта мы придумаем свой термометр «.

По упорные поиски «интеллектуального измерения» коллеги прозвали Айзенка «человеком-термометром». Квартира, которую он снимал на окраине города, была завалена измерительными приборами всех времен и народов вперемешку с астрологическими картами и книгами о насекомых. Это было и коллекционирования, и страсть, и фетишизм, и немного безумия.

Вторая мировая война помогла Айзенку. Айзенк ни на минуту не прекращал занятий наукой. Помогая больным пройти психологическую адаптацию и стуча молоточком по их коленями, он задает много вопросов, которые не относятся к делу, пытаясь испытать на пациентах первые тесты, предложенные учеными-психологами XIX века. По ночам изучает их талмуд, днем ​​в госпитале ставит эксперименты. Толстенные тетради исписанные мелким почерком, от которых толку нет. «Все равно разумного солдата от глупого на глаз отличить проще, чем с помощью неуклюжих тестов, предложенных сто лет назад».

В госпитале Айзенка оценили и оставили работать и после окончания войны, плавно продвигая по служебной лестнице. В то время он очень часто печатался и был замечен не только научным сообществом, но и общественным мнением. Популярность он завоевал легко подвергнув безжалостной критике тогдашнего кумира Зигмунда Фрейда (благо Фрейд умер и ответить уже ничего не мог). Айзенк люто ненавидел его. Примерно так же, как и нацисты. «Психотерапия — это просто чушь, — говорил он. — Вот пришел ко мне больной с половым расстройством, я порекомендовал ему посмотреть один фильм — и все у него прошло. Больные с неврозом впоследствии выздоравливают сами по себе «. Он изучал мозг, пренебрегая славой «знаменитого шарлатана» (Фрейда), который изучал половые инстинкты. Он сводит психотерапию, приводя контрпримеры: Нет никакого эдипова комплекса! А есть «художественная литература венского профессора: недаром ему вручили премию Гете, хороший писатель был». Айзенк претендовал на роль властителя дум, которым был Фрейд. И был уже в шаге от цели.

Критика Фрейда и собственные спорные работы принесли ему громкое имя. Его приглашают читать лекции по всей Европе, все аудитории набиты до отказа, публика слушает размышления профессора о природе интеллекта. Это понятно — ведь тема касается каждого. Но ответа на главный вопрос — как понять, умнее ты соседа или нет, — Айзенк не дает. К тому времени, пока однажды во время подготовки к одной из лекций в Ганновере случайно не проявляет работы французского психолога Бине.

А было так: Айзенк пришел в библиотеку и заказал наугад несколько книг по психологии. Оказалось, что именно Бине в начале XX века был обеспокоен той же проблемой и даже разработал ряд тестов для определения уровня интеллекта. И многого добился: в 1904-м? французское Министерство Общественного Просвещения по его рекомендации даже создало комиссию, которая должна была решить, как учить умственно отсталых детей, посещающих парижские школы. Проблема понятна: отсталых детей нужно как-то рассортировать на классы, а для этого оценить их умственные возможности. Бине создал для этого серии задач, которые оценивали уровень сообразительности. Айзенк взял за основу идею Бине (для каждого возраста существует своя норма интеллектуального развития), придумал, как это применить по отношению к взрослым, ввел термин » «коэффициент интеллекта» » (IQ) — и приготовился к славе. И небезосновательно.

IQ тут же приобрел популярность. Он появился в офисах, конторах и домах в 1950-е годы. Тогда, как и теперь, каждому было интересно узнать, как у него с мозгом, в близких, в подчиненных. Это была настоящая сенсация, в один день сделала Ганса Юргена Айзенка звездой первой величины. Он разъезжал по миру с лекциями по методологии IQ, стал респектабельным состоятельным человеком. Ведущие университеты Европы и США покорно стояли в очереди на профессора Айзенка до полугода и более. За лекции ему платили бешеные деньги, снимали номера в лучших отелях, предоставляя эскорт-услуги самых дорогих фирм и развлекая на званых ужинах обществом первых государственных персон.

На острый вопрос аудитории типа «а у вас самого же какой IQ» он умело ответил: очевидно, высокий, если я все это придумал. Его книги выходят на всех языках мира гигантскими тиражами. В транспорте все, от студентов до домохозяек, зачитываются его бестселлерами, носящие гордые названия «многомерности личности», «Использование психологии и злоупотребления в ней», «Запад и гибель империи Фрейда». И все поголовно считают IQ.

Многие лекций великого мэтра вызывали скандалы. В 1971 году, после публикации его статьи «Раса, интеллект и образование» на одном из публичных выступлений Айзенка закидали тухлыми яйцами. За то, что он черным по белому написал: в черных IQ на 15 пунктов ниже, чем у белых, и это объясняется особенностями генетического кода. В Европе и США такой неприкрытый расизм был явно неприемлемым. Айзенка называли великим провокатором, несмотря на то, что он был уже пожилым человеком. Он обожает собственноручно продавать свои книги, сидя в больших книжных магазинах на кожаном диване, щедро раздавать автографы и до хрипоты спорить с покупателями. Это развлекало его и очень напоминало дискуссионные клубы его молодости.

Несколько раз его даже били. Например, весной 1973 года в Сорбонне чуть он успел произнести первую фразу лекции, как студенты снесли кафедру и бросились на него с криками: «Расист! Фашист!» Сбили с ног, разбили очки. В Айзенка хлынула кровь из носа, вызвали полицию, однако он не выдвинул против студентов никакого обвинения. Потому что репутация вольнодумца и скандалиста была ему на пользу. О себе он всегда говорил без ложной скромности: «Когда я только начал заниматься психологией, она была совсем поврежден. Сейчас ее репутация благодаря моим работам полностью восстановлена».

Изображения по теме

info-farm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *