Внутренне гармоничная личность – Психологический портрет
Это – существенно другой выбор, и выбор крайне не простой. Это вопрос: “Ради кого я живу? Кто в центре моей жизни?” Или ты ориентируешься на себя, на ощущение внутренней гармонии – или на внешние требования. Если человек стремится к своей внутренней гармонии, он ориентируется на себя, и если внутренняя гармония становится главной ценностью, самоценностью, в центре жизни такого человека оказывается он сам, его гармония, удовлетворение его потребностей. Другой вариант – личность, выполняющая свои задачи перед чем-то для нее Высшим (семьей, обществом или хотя бы бизнесом, в религиозно-ориентированном подходе – перед Богом). Здесь личность – скорее инструмент и средство, здесь личность выстраивается иерархически, руководствуясь не ощущением внутренней гармонии, а качеством служения внешней цели.Важно то, что путь служения может быть вовсе не голгофой, он может быть путем для человека полностью внутренне гармоничным. Личность, ориентированная на служение, тоже может быть гармоничной, но гармоничность для нее – средство, а не цель. Человек, ориентированный на служение, развивает себя так, как необходимо для встающих перед ним задач. Он живет не только для себя, и его внутренняя гармония – не самая важная для него ценность. Внутренняя гармония может быть, ее может и не быть, в формате служении это – не важно. Иерархически развитая личность выстраивает себя не под свое удобство, а к достижению той или иной цели.
Гармоничная личность – это выбор человека, живущего для себя
Человеку, достигшему внутренней гармонии – хорошо и весело. Скорее всего, так же славно и с ним. Обычно это правда: если человеку хорошо с собой, с ним хорошо и другим людям. Но если это не так и с ним кому-то не сладко, его это не очень волнует: его задача – его внутренняя гармония, а не чья-то другая гармония. Гармоничный человек стремится к своему личному счастью, заботясь о счастье окружающих ровно постольку, чтобы не иметь с ними лишних проблем. Впрочем, если гармония чья-то или с кем-то его радует, он легко и с удовольствием позаботится и о других. Потому что это все равно забота о самом себе. Гармоничный человек стремится к счастью, потому что в счастливом состоянии проще жить и ему самому, и проще жить с ним.
“В чем состоит задача психологии? Я предлагаю слово «лечение». Однако я вовсе не хочу быть излеченным от предпочтения оранжевого или черного цвета. Ни один педагог на свете не имеет права лечить ребенка от желания извлекать шум из барабана. Единственное, от чего можно лечить, — это несчастливость. Трудный ребенок — несчастливый ребенок. Он находится в состоянии войны с самим собой, а следовательно, и со всем миром. Трудный взрослый сидит в той же лодке. Ни один счастливый человек никогда не нарушал порядок на собрании, не проповедовал войну, не линчевал негра. Ни одна счастливая женщина никогда не придиралась к своему мужу или детям. Ни один счастливый мужчина никогда не убивал и не крал. Ни один счастливый начальник никогда не держал своих подчиненных в страхе”. – Александр Нилл.
Если человек, ориентированный на служение, развивает то, что от него требуется, то человек, ориентированный на гармонию, развивает то, что делает его жизнь удобнее, и направление такого развития определяется в первую очередь потребностями организма этого человека.
Гармоничная личность никогда не будет стремиться к высшим достижениям
Высшие достижения сегодня невозможны без узкой специализации: если ты интересуешь всем, ты никогда не обгонишь тех, кто сконцентрировался на чем-то одном. Личность, ориентированная на успех, выбирает специализацию: да, такой человек разбирается не во всем, но в своем деле он профи. Гармоничная личность осваивает все понемножку, чтобы слабых мест у нее оказалось по минимуму. Гармоничной личности нужны не высшие достижения в какой-то одной области, а достаточные достижения везде, где это будет полезно.
Есть физики, есть лирики: стать супер физиком, забив на все остальное, или быть “всего понемножку”? Гармоничной личности не нужно “супер”, ее решение последнее: гармоничное сочетание всего, сочетание умственного и физического труда, знакомство и с искусством Древней Греции, и с искусством кулинарии.
Сколько будет себя развивать гармоничная личность, определяется ею, а не внешними нормами или требованиями. Если ты стал самодостаточным, то для личного счастья последующее развитие, если только оно само из тебя не прет, становится уже не важным. Зачем? Достаточно быть здоровым.
Чтобы добиться не просто хороших, а именно лучших, высших достижений, обычно приходится работать не просто много, а очень много, приходится напрягаться, приходится иногда забывать об отдыхе, идти через боль и через “не хочу”. Нужно ли это человеку, стремящемся к внутренней гармонии? Чаще всего – нет.
Что сделает мудрая девушка, если почувствует, что становится слишком умной для своего мужа? Если у нее нет в планах напрягать отношения, если она стремится к гармонии и ладу, она мудро сориентирует себя на дальнейшее развитие в области кулинарии и, возможно, перестанет оттачивать свой интеллект.
Умные люди, стремящиеся к счастью, никогда не перетруждают себя. Если можно лежать под пальмой и питаться падающими бананами, то зачем вставать и куда-то зарабатывать деньги? Чтобы покупать на них бананы? Для свободно мыслящего человека необходимость трудиться – ограничивающее верование, и он освобождает себя от всего, что навязывает ему социум.
Кому верен человек, выбравший внутреннюю гармонию? – Самому себе
Гармонично развитая личность является идеалом развития для гуманистического, клиент-центрированного подхода, для приверженцев гештальт-терапии и сторонников свободного воспитания – в частности потому, что выбор гармонично развитой личности – это аутентичность, верность в первую очередь самой себе.
«…То, что касается ценностей гештальттерапии, в первую очередь (и в этом отличие от каких-то тренинговых систем), это достижение аутентичности. То есть одной из целей работы является как раз повышение аутентичности, соответствия человека самому себе. С тем, чтобы в тех случаях, когда нет смысла, не нужно бороться с собой, как-то жил в мире с собой и соответствовал себе. Дело в том, что наша система цивилизации, в основном, построена, понятное дело, на ретрофлексии и на наиболее сложном ретрофлексивном комплексе – нарциссизме. И нарциссизм, если коротко, определяется следующей мыслью, – (это из книги А. Лоуэна «Нарциссизм») отрицание истинного я. То есть, в действительности, я человек, который довольно быстро, оперативно, эмоционально реагирует на многие вещи. Например, в какой-то момент выясняю, что это не очень выгодно по той причине, что является неудобным для окружающих, по той причине, что не соответствует стандартному образцу, скажем, мужского поведения в обществе и выясняю, что мне выгоднее изображать из себя, например, флегматичного человека. И дальше, соответственно, я начинаю и вести себя таким образом. И вместо истинного я у меня возникает такая псевдоконструкция, которая не соответствует моей реальности, но тем не менее». – Д.Н. Хломов, «Парадоксы гештальттерапии»
Критерий смысла твоей жизни
Ну а если человек живет не только для себя, возникает вопрос – а насколько не только для себя?
Впрочем, всерьез разбираться, чем мотивируется человек: стремлением к внутренней гармонии или ценностями Служения – затруднительно, люди легко умеют обманывать не только окружающих, но и самих себя. Возможно, надежнее всего полагаться не на слова, а на дела: кому (или чему) ты служишь на практике? Себе, своей внутренней гармонии – или чему-то в жизни, что тебе дорого? Что получит жизнь от твоей личной жизни? Что ты оставляешь людям, проходя свой жизненный путь? Можешь ли ты дать людям – больше? Каков твой – Максимум жизни? Автор: Н.И. Козлов
www.pportrait.ru
Гармоничное развитие личности — это… Что такое Гармоничное развитие личности?
- Гармоничное развитие личности
- (гр. – созвучное) – ведущая цель системы отечественного образования и воспитания, направляющая ее на создание условий для всестороннего целостного непротиворечивого развития личности учащегося. Гармоничное развитие личности – это согласованное, взаимно обусловленное развитие духовных, душевных и физических сил и способностей, это воспитание человека, способного жить в ладу самим с собой, с природой, с обществом. Гармонизация личности включает в себя вопрос о единстве ее образа жизни и психологического стиля жизнедеятельности. Создание условий для такого развития включает в себя: материально-техническую базу, учебно-программную документацию, учебники, методики обучения, дидактические средства, подготовленного к достижению этой цели учителя и т.д. Данная цель является гуманистической традицией российского образования и выражает его национально ориентированную особенность.
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
- Гало-эффект
- Гармония
Смотреть что такое «Гармоничное развитие личности» в других словарях:
Гармоничное развитие личности — процесс согласованного обогащения рационально психологической сферы духовного мира человека, предполагающийдостижение единонаправленности его разума, воли и чувств … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Устойчивое развитие — (англ. sustainable development) гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно технического развития,… … Википедия
Устойчивое развитие — управляемое, программное развитие, протекающее в условиях равновесного взаимодействия биосферы и человечества, регламентированного индексом устойчивости развития меньше единицы, и в условиях внутренне гармоничного общества типа экологического… … Словарь черезвычайных ситуаций
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в нач. школе. Хронологич. границы М. щ. в. различны в разных странах и конкретно ист. условиях. До 1943 в РСФСР и др. республиках дети поступали в школу в возрасте 8 лет, впоследствии… … Российская педагогическая энциклопедия
Укадо — Содержание 1 UKADO 2 Универсальное КАРАТЭ 3 Доджокун 4 Символика … Википедия
АДЛЕР Альфред — (Adler, Alfred) АЛЬФРЕД АДЛЕР (1870 1937), австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в… … Энциклопедия Кольера
ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО — одна из фундаментальных проблем социальной философии. Является ли общество органическим целым или представляет собой лишь сумму составляющих его индивидов? Что должно служить целью общественного развития – благо общества как целого, интересы… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Abada capoeira — ABADÁ capoeira Тип Cпортивная организация Год основания 1988 Основатели Mestre Camisa … Википедия
ВОСПИТАНИЕ — систематическое и целенаправленное влияние на духовное, интеллектуальное и физическое развитие личности. Система деятельности по формированию личности, «направляющая» его к заданному состоянию и приобретению каких либо навыков, черт характера,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ИСКУССТВО — вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. В отличие от др. сфер общественного сознания и… … Эстетика: Словарь
spiritual_culture.academic.ru
Гармоническая личность | Айро
Когда речь идет об идеале разносторонне развитой личности, то подразумевается, что это развитие будет гармоническим. Гармонические отношения между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может и должна им дать.
Гармоническая личность — это человек, находящийся в единстве с миром, людьми и самим собой. Такой человек является непосредственно нравственной личностью. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности.
Становление такого человека может быть связано с формированием иерархической структуры мотивов или ценностей: доминированием высших уровней над низшими. Уровень мотивов или ценностей определяется мерой их общности, начиная с личных мотивов (самых низких) к интересам близких людей, коллектива, общества — вплоть до общечеловеческих универсальных целей.
Гармоничность личности зависит от того, насколько это доминирование высшего уровня находится в согласии с уровнями нижележащими: например, каково соотношение сознательного и неосознаваемого, непосредственного и преднамеренного, природного и духовного уровней.
Цели, поставленные человеком, сознательно принятые им решения и намерения способны подчинить себе непосредственные побуждения, что определяет волевой характер поведения человека. Но в тех случаях, когда усвоенные ценности сами приобретают силу непосредственных побуждений, они могут определять поведение людей независимо от сознательно принятых решений, непроизвольно подчиняя себе все другие его побуждения, в том числе и неосознаваемые им самим. В этом случае можно говорить о гармонической структуре мотивационной сферы человека, а следовательно, и о гармонической структуре его личности.
Самодвижение потребностей высокого духовного порядка, например, потребности в познании, творчестве, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду.
Следовательно, полноценное формирование человеческой личности решающим образом зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения, и дело воспитания заключается в том, чтобы управлять этим процессом.
На основании длительного исследования Б. И. Додонов пришел к выводу, что структура личности приобретает гармоничность не на основе “соразмерного” и “пропорционального” развития всех ее сторон, а в результате максимального развития тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности, придающую смысл всей его жизни и деятельности.
Гармоничность личности с ее внутренней стороны предполагает высокую согласованность между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами. Такая гармония обеспечивается общечеловеческой, нравственной направленностью личности, мотивирующие силы которой подчинены единому мотиву, доминирующему и на сознательном, и на бессознательном уровне.
Гармонический или дисгармонический склад личности начинает формироваться очень рано. Поэтому воспитание личности должно начинаться уже с первого года жизни ребенка. Главным при этом выступает способ педагогического воздействия, при котором воспитатель специально организует активность ребенка, а не просто подавляет нежелательные ее формы.
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Мой мир
xn--80asph.xn--p1ai
Гармонично развитая личность – что это такое?
Каждый из нас с детских лет слышит выражения – гармонично развитая личность, нужно воспитать гармонично развитую личность и т.д. Но каждый ли задумывается над тем, что значит гармонично развитая личность? Можно ли вообще добиться того, чтобы человек стал гармонично развитой личностью?
И где эти пределы гармонично развитой личности? Постараемся раскрыть возможные аспекты данной проблемы методом системного подхода с учетом принципов гармонии.
Вначале давайте определимся с самим понятием – гармонично развитая личность. Чтобы не путаться во многообразии представлений гармонии в различных областях ее проявления (музыка, архитектура, природа и т.д.), воспользуемся энциклопедическим философским словарем, в котором дается определение гармонии.
Гармония (от греч. harmonia – связь, согласие, стройность) это философская категория, отражающая соразмерность, упорядоченность, многообразие, согласованность форм и содержания объекта. Исследования ленинградских (ныне Санкт-Петербург) ученых в 70-80-гг. прошлого века это подтвердили.
Например, изучение произведений искусств, явлений природы и литературы показало, что число принципов гармонии пять: повторяемость, соподчиненность, соразмерность, уравновешенность, единство.
С проявлением гармонии мы сталкиваемся на каждом шагу. Посмотрите вокруг себя, и вы увидите, что явления природы устойчивы, царит определенный порядок, мы восхищаемся красотами окружающего мира и т. д. Исследования показывают, что гармония проявляется в объектах природы по-разному.
Если речь идет о неживой природе, то там царит симметрия. Вы в этом убеждаетесь, когда вас, например, поражает своей красотой драгоценный камень, которые без изменений смог храниться тысячелетиями.
Если речь идет о живой природе, то вы восхищаетесь многообразием живого мира, красотой представителей фауны и флоры, их удивительной возможностью организации своей жизни и т. д.
В мире живого царит закон «золотого сечения», который был открыт еще в древности. Речь идет о наличии доминанты (главенствующей части происходящего явления в объекте).
В гармоничных объектах отношение доминирующей части к остальной соответствует значению «золотого сечения», равной 1,618. Никакой симметрии не наблюдается!
В личности, как представителе живой системы, проявляется закон «золотого сечения», который демонстрирует активное состояние человека.
Активность человека будет зависеть от удовлетворения возникшей в данный момент потребности. Система потребностей будет будет характеризовать человека как личность, члена общества, ревнителя его развития и сохранения.
Что значит гармонично развитая личность
Возникает вопрос, что означает выражение гармонично развитая личность? Если исходить из принципа симметрии, то все составляющие элементы структуры личности (темперамент, способности, направленность, характер) должны быть уравновешены между собой.
И это правильно, так как нарушение этого равновесия приводит к деформации личности, к девиантному (отклоняющемуся), например, поведению.
Если иметь в виду проявление принципа наличия доминанты (преобладающее направление активности), то возникает вопрос, какая доминанта должна присутствовать у личности?
Системный подход с учетом принципов гармонии демонстрирует наличие в иерархической модели человека помимо материальной структуры (организм и психика) духовной сферы, содержание которой определяется внутренним миром человека, его сознанием.
Каждая из этих сфер основывается ценностями, сопряженными с соответствующими потребностями, которые человек стремиться удовлетворить в своей жизни.
Соотношение этих сфер и будет характеризовать закон «золотого сечения». Сами сферы уравновешены, но соотношение между ними должно соответствовать значению золотого сечения.
Если человек материалист, то в нем преобладает «материальное», его потребности находятся в пределах организма, удовлетворения физических, материальных и социальных амбиций, то в нем будет доминировать эгоизм со всеми тонкостями его воспитания. Постоянно будет проявляться неудовлетворенность во всех сферах бытия.
Если потребности человека будут определять ценностями, содержание которых описывается такими понятиями, как «истина», «вера», «надежда», «любовь», «красота», стремление к духовному саморазвитию, то это духовно ориентированный человек.
Необходимо при этом заметить, что духовное развитие должно опираться на принципы морали и нравственности, так как способно удовлетворять и проявления эгоизма.
Таким образом, гармония личности играет основополагающую роль в жизни человека. Да, личность должна быть гармонична, но проявления этой гармоничности возлагается на самого человека. Выбор за каждым из нас.
Роль воспитателей в условиях коренных социально-экономических перемен в российском обществе неоценима. Без воспитания в человеке духовности будущего у общества нет. Альтернативы этому нет.
Гармонично развитая личность – залог процветания общества!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:sosed-domosed.ru
Как стать гармоничной личностью
На пути к гармонии
Сегодня нам хочется поговорить о гармонично развитой личности. Наверное, у каждого человека есть свои причины, по которым он решил идти по пути личностного развития — ведь у любого путешествия есть какие-то определённые цели. Нет, мы не говорим, что нужно стать развитой со всех сторон личностью и остановиться, добившись этой цели, впрочем, этого и не получится. Встав на путь саморазвития однажды, человек снова и снова будет находить новые тропы и цели самосовершенствования — можно сказать, что данный процесс бесконечен. Главное, вовремя применять полученные знания и навыки, а не складировать их в копилку, как уже достигнутое — иначе ни о каком развитии речи и быть не может… И думается нам, что у большинства людей одной из основных целей в данном путешествии является желание стать гармонично развитой личностью. Все мы хотя бы иногда слышали о таких удивительных людях, у которых всё, как говорится, в комплексе: и умён, и обаятелен, и добр, и мудр, и решения умеет принимать в разных ситуациях, и ведёт себя всегда достойно или сообразно контексту и т.д. и т.п. И кажется, как это замечательно — быть таким гармоничным! Но что же такое значит данное понятие? Как можно его определить?
Какая личность является гармоничной?
Нам думается, что гармоничная личность — это личность, у которой внешняя сторона полностью соответствует внутренней. Как говорит знаменитая Вирджинии Сатир, — конгруэнтный тип.
Иначе говоря, такой человек ведёт себя в соответствии со своими чувствами, то есть, если ему весело, то он искренне улыбается, идёт, расправив плечи, и совсем не похож на ослика Иа. Такой человек не станет яростно кричать на кого-то: «Я же тебя люблю!», он скажет это ласково и спокойно, а если уж сердится, так и скажет, что сердит. Всё: и жесты, и мимика, и поза, и голос с интонацией — всё у него соответствует тому, что он переживает в данный момент. Например: когда человек заявляет, что всё у него хорошо, то вы скорее ему поверите, когда:
а) он при этом тайком утирает слёзы и забивается в дальний угол комнаты или же
б) комфортно сидит в кресле, с приветливым взглядом и улыбкой?
Конечно же — вариант б)! А про первый вариант Вы можете сказать, что человек, вероятно, не хочет никого «грузить» своими проблемами. И тут мы с Вами не согласимся — если он не хочет, то этой его слезы и понурых плеч никто не увидит. И в расписываемом нами примере в пункте а) действия совершенно не согласованы со словами, иначе говоря, неконгруэнтны.
А ещё гармонично развитый человек не строит никаких ожиданий, и потому он всегда спокоен и готов к любым результатам и последствиям взаимодействия с миром. Он открыт для общения, но всегда выбирает — сам продолжать это общение или закончить: он не будет страдать от невозможности покинуть неприятную компанию только потому, что она нравится кому-то из его друзей или родственников. Иначе говоря, гармоничная личность — это личность зрелая, духовно и психически.
Как стать гармоничной личностью
Для того, что бы стать гармоничной личностью, необходимо самосовершенствоваться, но, скорее всего, вы этим постоянно занимаетесь, иначе не читали бы данный пост. Ниже мы предлагаем небольшой список того, что поможет на пути к данной цели:
1) Мыслите позитивно! Пожалуй, это самый важный пункт. Перестаньте ждать, что случиться нечто плохое, перестаньте считать себя причиной всего неприятного, что происходит вокруг Вас, перестаньте бояться. Улыбайтесь чаще, делайте «внутреннюю улыбку», радуйтесь миру.
2) Узнавайте новое — читайте, смотрите фильмы, путешествуйте, посещайте музеи и выставки.
3) Общайтесь. С родными и друзьями, с новыми людьми — со всеми, кто приятен. Если попадётся неприятный человек — ничего страшного, каждый встреченный в нашей жизни чему-то нас да учит. Главное, не замыкайтесь, иначе как Вы узнаете, что стали гармоничной личностью? Как вы узнаете, что конгруэнтно реагируете на ситуации и т.д.?
4) Медитируйте, молитесь, ныряйте в прорубь — найдите для себя наиболее близкую духовную практику.
5) Любите жизнь, мир вокруг себя, близких и, конечно же, — себя.
И, напоследок, самое главное: осознайте, чего Вы хотите достичь, кроме гармонии и вообще — для чего Вам эта самая гармония нужна
Похожие статьи:
personalrost.ru
Пассионарии, Гармонические личности, Субпассионарии: VIKENT.RU
Пассионарии, Гармонические личности и Субпассионарии по Л.Н. Гумилеву
«Пассионарность, по мысли Л.Н. Гумилёва является источником мотивации, прямо противоположным по своему направлению инстинкту самосохранения, это своего рода «антиинстинкт».
По соотношению двух основных «движущих сил» человеческой личности всех людей можно разделить на три категории, а именно:
— пассионарии — у них пассионарные импульсы сильнее инстинктивных; они являются важнейшими участниками всех исторических процессов;
— гармонические личности, или гармоники, — у них пассионарность и инстинкт самосохранения примерно уравновешены и о которых Гумилёв сообщает следующее: «У подавляющего большинства нормальных особей оба этих импульса уравновешиваются, что создает гармоническую личность, интеллектуально полноценную, работоспособную, уживчивую, но не сверхактивную» (Гумилёв Л.Н., Этногенез и биосфера Земли, Л., «Гидрометеоиздат», 1990 г., с. 282).
— субпассионарии — особи, мотивированные прежде всего своими низшими инстинктами, или, как говорит Гумилёв, обладающие «отрицательной пассионарностью». Субпассионарии не способны ни на подвиги, ни на сколько-нибудь успешную трудовую деятельность и, как правило, пополняют ряды бродяг, люмпен-пролетариев, криминальных элементов и наёмных солдат. Хотя предводительствуемые пассионариями армии и мятежные толпы часто состоят из субпассионариев, без своих пассионарных вождей субпассионарии способны только на нищенство или разбой.
Уровень пассионарности может быть характеристикой не только индивидуума, но и народа — при этом «количество пассионарности», свойственной этносам, Гумилёв называл пассионарным напряжением. Обычно уровень пассионарного напряжения истолковывается как доля пассионариев в составе этноса.
В этом пункте Пассионарная теория этногенеза из своеобразной разновидности соционики и антропологии превращается в настоящую философию истории. Дело в том, что, по мнению Гумилёва, уровень пассионарного напряжения предопределяет не только уровень активности данного народа, но и его историческую успешность — энергичным и целеустремленным людям, как правило, сопутствует удача, в том числе и удача военная, поскольку армия из пассионарных воинов более боеспособна. Именно поэтому прямым следствием высокого уровня пассионарного напряжения данного народа обычно становится территориальная экспансия.
Связь понятия пассионарности с проблематикой собственно этногенеза вытекает из Гумилёвской теории возникновения новых народов.
По мнению учёного, «эмбрионом» будущего нового этноса обычно становится группа («консорция») высокопассионарных особей, объединённых общей судьбой, — например, участием в военном или колонизационном предприятии. К такой группе примыкают пассионарные представители разных народов, и постепенно она становится «точкой кристаллизации», вокруг которой образуется новый народ. Из этой теории следует, что «вспышки» этногенеза, последствием которых является возникновение сразу нескольких новых народов, связаны с резким усилением количества пассионарности в данном регионе».
Фрумкин К.Г., Пассионарность: приключения одной идеи, М., Изд-во «ЛКИ». 2008 г., с. 11-13.
vikent.ru
3. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности
Рассматривая типы общей эмоциональной направленности людей, мы до сих пор избегали обсуждения одного вопроса большой теоретической важности, на котором теперь пришло время остановиться.
Как помнит читатель, при исследовании типов ОЭН мы определяем принадлежность индивидуума к тому или иному из них в зависимости от того, какой категории эмоций он приписывает наибольшую ценность. При этом различия респондентов в оценке всех других переживаний игнорируются. Если, например, испытуемые А и Б, ранжируя разные категории переживаний по степени их притягательности, на первое место ставят, скажем, “гностические” эмоции, а исследуемый В отдает предпочтение “праксическим”, то именно первые двое попадают в одну и ту же группу “гностиков”, а последний оказывается в другой, “праксической” группе (хотя, быть может, по ранжировке всех иных переживаний больше сходства обнаруживается уже между А и В).
При применении типологического подхода как приема статистического исследования обстоятельства такого рода не имеют большого значения. Ведь если все испытуемые в репрезентативной группе упорядочены по какой-либо доминирующей черте, то влияние их общего фактора на результаты выполнения какого-либо задания все же должно сказаться достаточно отчетливо. Каждая “типовая группа” в целом ярко выявляла свои особенности, позволяя конструировать модель поведения некоторой типичной личности, принадлежащей к репрезентируемому типу ОЭН. Однако каждый реальный индивидуум этого типа далеко не во всех случаях вел себя в полном соответствии с этой моделью. Иначе говоря, разные исследуемые в разной степени проявляли свое типологическое своеобразие.
Очевидно, степень типичности поведения каждого такого лица должна определяться степенью доминирования у него “типообразующего мотива” над всеми другими мотивами. Не до конца ясно, однако, чем же эта большая или меньшая степень доминирования конкретно обеспечивается? А это проблема, далеко выходящая за рамки решения задач типологии одной лишь эмоциональной направленности людей. Выделение типов по характеру доминирующего мотива или причинного поведенческого фактора какого-либо иного порядка — распространенный прием в психологии. Он может рассматриваться и как модель более сложных типологий. Поэтому от правильного решения вопроса о том, какова сущность доминантного отношения какой-либо одной “первичной черты” к другим однопорядковым с нею чертам, зависит многое в трактовке типа и типичности вообще, равно как и в более глубоком проникновении в проблему гармонического и вместе с тем индивидуально своеобразного развития личности человека.
Всякое доминирование определенного мотива или какого-либо другого фактора поведения над иными факторами того же порядка несомненно требует, чтобы первый фактор превосходил по силе остальные. Отсюда как будто естественно предположить, что и всякое усиление доминирования одного человеческого стремления над остальными может быть достигнуто только за счет дальнейшего разрыва в силе (личностной значимости) доминантного и субдоминантного мотивов(или разрыва в степени развития определенных “черт” и т. д.). На этом предположении и зиждятся, в сущности, многие типологические представления. “Типологический подход использует, по существу, относительную, а не абсолютную систему измерения, — пишет американский психолог А. Анастази… — По мере того как возрастает оценка индивида по одному компоненту, его оценки по другим должны падать”1.
Первое следствие, которое вытекает из таких представлений, состоит в том, что тип есть не что иное, как идеализированная крайность. Реальные индивидуумы могут лишь более или менее приближаться к этой крайности, и чем ближе они к ней подходят, тем одностороннее, дисгармоничнее они становятся. В отличие от этого “средний тип”, “золотая середина” и близко стоящие к нему реальные лица характеризуются таким развитием своих свойств и побуждений, при котором ни одно из них не может пересилить
другие.
Подобная точка зрения отразилась, в частности, в разных классификациях личности школьника. Так, советский педагог Ю.В.Шаров выдвинул следующую типологию старшеклассников: 1) “разносторонний” (гармоничный тип), 2) “интеллектуалы-теоретики”, 3) “практики”, 4) “общественники-
1А. Анастази. Дифференциальная психология. Конспекты и комментарии к книге, выполненные В. М. Тепловым.— В сб.: “Проблемы дифференциальной психофизиологии”, т. VI. М., 1969, стр. 315.
организаторы”, 5) “игровой тип”, 6) “инертный тип”1
Сама классификация здесь ясно говорит о том, что ни интеллектуал-теоретик, ни общественник-организатор, ни практик не мыслятся автором типологии как возможные гармонически развитые субъекты. Гармоническая личность — это индивидуум, стоящий как бы посредине между этими “крайностями”.
При описании типов высшей нервной деятельности психологи нередко подчеркивают преимущества “среднего типа”, как гармоничного, над односторонним — “мыслительным” и “художественным”. “Для производственного труда, — пишет, например, Н. Д. Левитов, — вредны крайности как мыслительного типа (оторванность от жизни), так и художественного типа (“из-за деревьев не видят леса”), но эти крайности у учащихся встречаются редко”2.
Другим следствием из тех же представлений является потеря доверия к типологическому подходу и попытка заменить его так называемым “димензиональным”, при котором личность просто характеризуется данными о степени развития каждого из ее свойств, потребностей и т. д. “Концепция типов, — писал американский философ и психолог У. Шелдон, — сыграла свою положи-
1 См. Ю. В. Шаров. Типы современных старшеклассников.— В сб.: “Молодежь и образование”. М., 1972.
2Н. Д. Левитов. Психология. М., 1964, стр. 29.
тельную роль в изучении личности, но сами типы при этом, пожалуй, больше всего напоминали шесты, поддерживающие бельевую веревку, иными словами, что-то такое, к чему можно было “подвесить” всю классификацию. По мере того как “веревка” заполнялась, представление о типах отходило на задний план и, наконец, совсем исчезло, уступив место представлению о непрерывном распределении” 1.
Если последовательно придерживаться тех взглядов на тип, о которых мы говорили выше, то очевидно, что типологический подход может иметь значение только как определенный прием исследования, но должен быть признан неудовлетворительным для характеристики конкретных лиц, которые интересны для нас сами по себе. Во всяком случае, если степень доминирования тех или иных мотивов, черт личности определяется всего лишь их, так сказать, количественным, “пропорциональным” преобладанием над остальными мотивами или чертами, то “димензиональные” характеристики людей будут точнее типологических.
Таковы легко напрашивающиеся выводы из того представления о сущности доминирования одних факторов поведения над другими, о которых мы говорили выше. Верны ли, однако, сами эти представления? Факты, с которыми мы столкнулись в исследованиях эмоциональной направленности людей, пока-
1 Цит. по: Дж. Харрисон, Дж. Уайиер, Дж. Тан-нер, Я. Варникот. Биология человека. М., 1968, стр. 306.
зали, что высоко развитые личности чаще всего обнаруживались именно среди тех исследуемых, у которых одновременно можно было констатировать наиболее яркую выраженность типичных для определенного типа ОЭН особенностей. Причем все эти данные были получены не в специальных экспериментах, а извлечены из материалов изысканий, проведенных для решения других задач.
Для анализа использовались сведения о всех наших исследуемых, отвечавших таким двум требованиям: 1) участие в экспериментах, где со статистической надежностью были выявлены специфические тенденции “поведения” именно тех типов ОЭН, к которым эти исследуемые принадлежали; 2) наличие числовых характеристик общего развития.
Одни из таких испытуемых принимали участие только в одном подходящем эксперименте, другие — в нескольких. Критерием типичного поведения при этом являлось следование тем тенденциям своего типа, которые в таких испытаниях были обнаружены.
Что же касается оценки уровня всестороннего развития, то мы, исходя из допущения, что интеллектуальное развитие, отзывчивость и трудолюбие более или менее удовлетворительно репрезентируют классическую триаду всесторонности — “ум, сердце и волю”, установили для нее следующие индикаторы:
1. Высокий уровень развития — по крайней мере два рейтинговых показателя1 выше
1Рейтинговый показатель (рейтинговая оценка) — величина, полученная в результате усреднения оценок, выставляемых какому-либо индивиду по оцениваемому качеству несколькими экспертами, чаще всего его коллегами. Процедура рейтинговой оценки подразумевает анонимность мнений экспертов средних взвешенных оценок данного свойства по всему массиву исследуемых, а третий показатель не ниже соответствующей средней оценки.
2. Низкий уровень — по крайней мере два показателя ниже средних взвешенных, а третий — не выше.
3. Все остальные — категория средних по общему развитию лиц, причем сюда в большом числе попадают и “односторонние” с высокими оценками за одни качества и низкими — за другие.
Наш анализ данных с применением указанных критериев состоял в том, что, выделив во всех способных обеспечить нас нужной информацией опытах группы типичных и нетипичных по их проявлениям исследуемых, мы затем определяли процентное соотношение в каждой из этих групп лиц с разными уровнями развития.
Результаты такого анализа представлены в таблицах 5, 6 и 7.
Приведенные в таблицах 5—7 данные подтверждают и конкретизируют тезис о связи высокого уровня развития личности с ее типичностью. Мы видим, что лица с высоким и всесторонним развитием во всех случаях значительно чаще встречались среди тех исследуемых, кто в рассматриваемом отношении полностью следовал характерным тен-
Таблица 5
Связь уровня развития с типичностью
исследуемых по иерархии личностных свойств (р<0,01) ‘
Проявление типичности по иерархии свойств | Распределение по уровням развития, % | ||
высокий | средний | низкий | |
Типичные (22 человека) | 54,5 | 40,5 | 5,0 |
Нетипичные (53 человека) | 24,5 | 44,7 | 30,8 |
Таблица 6
Связь уровня развития с типичностью выбора друга (р<0,1)
Проявление типичности по выбору друга | Распределение по уровням развития, % | ||
ВЫСОКИЙ | средний | НИЗКИЙ | |
Типичные (13 человек) | 38,5 | 38,5 | 23,0 |
Нетипичные (6 человек) | — | 50,0 | 50,0 |
1 Статистическая значимость связи, указания в скобках, разумеется, рассчитывалась по абсолютным показателям, причем лица со средним и низким уровнем развития объединялись в одну группу.
Таблица 7
Связь уровня развития с типичностью восприятия природы (р<0,01)
Проявление типичности по восприятию природы | Распределение по уровням развития, % | ||
высокий | средний | Низкий | |
Типичные (15 человек) | 66,6 | 13,3 | 20,0 |
Нетипичные (46 человек) | 21,1 | 50,0 | 23,9 |
денциям своего типа. Подчеркнем, что эти тенденции для разных типов были совершенно разными, поэтому всякие подозрения, что с общим высоким уровнем развития коррелирует просто определенный шаблон поведения, должны быть исключены1.
Картину, подобную только что рассмотренной, дает, и анализ информации, касающейся “поведения” исследуемых сразу в целом ряде опытов.
В данном случае в группу типичных мы объединили всех тех, кто неизменно или почти неизменно2 проявлял типологические тен-
1 Ведь в одну группу “типичных” попадали, например, “гностики”, выбравшие модель “философ”, и лица с пугаической направленностью, указавшие на модель “отчаянная голова”. Но стоило им поменяться симпатиями, как те и другие оказались бы в группе “нетипичных”.
2 При участии в четырех испытаниях допускалась одна не вполне типичная реакция.
денции на протяжении ряда испытаний (трех-четырех). Допускалось, что для разных исследуемых эти испытания могли быть не всегда одними и теми же, что позволило создать достаточно крупные группы “типичных” и “нетипичных” личностей (то есть тех, кто следовал тенденциям своего типа лишь в части опытов).
Всего последовательно типичных у нас набралось 18 человек — немного менее 1/4 части всех лиц, отобранных для анализа на указанном основании. Оказалось, что 10 человек из них — лица с высоким уровнем развития. Это составляет около 56% от их общего числа. В то же время среди нетипичных (58 человек) людей с высоким развитием обнаружилось менее 25%.
Эти данные не только находятся в соответствии с данными одноразовых испытаний, но и говорят о том, что последовательно типичная личность отнюдь не такое уж редкое исключение, каким она представляется с позиций взгляда на нее как на “крайность”.
Как же можно объяснить представленные выше факты?
Обычно, говоря о типе и типичности, предполагают только одну возможность превращения какого-либо влечения (стремления, потребности и т. д.) личности в доминирующее — это подавление, вытеснение им всех остальных. Между тем в реальной действительности человек может стать типичной личностью, вовсе не обедняя состава своих, чувств, интересов и стремлений. И это потому, что доминирование какого-либо одного определенного влечения индивида отнюдь не обязательно должно осуществляться через подавление остальных. Самое сильное влечение человека вместо того, чтобы подавлять другие, нередко своеобразно “проникает” в них, превращаясь из их “конкурента” в их, так сказать, “ведущего”.
Разберемся в этом вопросе подробнее и попытаемся показать, как, с наших позиций, снимается парадокс описанных выше фактов эмпирической сопряженности яркой типичности с высоким и всесторонним развитием людей.
Поясним прежде всего, что представляет собой феномен проникновения типового эмоционального влечения личности во все другие ее влечения, процитировав для этого сначала студентку С. З., поведавшую нам (письменно) об одном из многих своих увлечений. Вот как она его описывает.
“…Уходя в поход, обязательно берешь с собой фотоаппарат. Столько вокруг тебя деревьев и цветов! Какие красивые берега у реки! Как невиданно красиво заходит солнце… Твоя подруга нашла… (редкий) цветок. И ты, только ты, с фотоаппаратом в руках, можешь запечатлеть ту радость, тот восторг, которыми осветилось лицо подруги!
Увиденное один раз своими глазами ты потом можешь показать другим, поделиться с ними прекрасным. Чувство радости оттого, что ты можешь сделать людям добро, появляется в твоей душе… Как это хорошо а как приятно!”
Эти высказывания принадлежат типичной представительнице альтруистического типа ОЭН. Речь идет об интересе к фотографии, о радости запечатления того, что вызывает чувство прекрасного. Но это эстетическое наслаждение прекрасным, как мы видим, у девушки пронизано стремлением к тому, чтобы поделиться удовольствием с другими. При этом последнее стремление носит у нее не отвлеченный понятийный характер, как это мы наблюдали у исследуемых других типов ОЭН, которые в плане мировоззрения тоже могут считать смыслом своей жизни служение другим людям, обществу. У исследуемой С. 3. своеобразное альтруистической наслаждение стало органической частью эстетического.
Мы могли бы привести еще немало рассказов студентов о своих увлечениях, столь же ярко демонстрирующих этот феномен проникновения ведущего стремления личности в другие ее побуждения. Но, очевидно, будет достаточным просто напомнить, что с рассматриваемым явлением мы сталкивались уже и раньше, в частности при раскрытии вопроса о влиянии типа ОЭН субъекта на эстетическое восприятие им природы или при компонентном анализе интересов личности. Поэтому нам представляется целесообразным в своих дальнейших иллюстрациях выйти за рамки только собственного материала. Начнем с примера из биографических данных об А. Эйнштейне. Хорошо известна его любовь к художественной литературе и музыке. Не было ли это, выражаясь языком известной дискуссии о “физиках и лириках”, своеобразным, “разжижением” его типичности как “физика” (гностика)? Нет, гностическая направленность Эйнштейна давала о себе знать и в его эстетических увлечениях. Ведь, по его собственному признанию, художественные произведения, особенно романы Достоевского, во многом способствовали возникновению у него его оригинальных физических идей. А это уже результат типично гностического, а не какого-либо иного (альтруистического, романтического, праксического и т. д.) “вчувствования” в эстетический материал. Характерно было и его восприятие музыки. “По-видимому, для Эйнштейна, — пишет Б. Г. Кузнецов в своем исследовании, — самым главным в музыке была объективная логика образов и настроений, которая подчиняет себе личность композитора и исполнителя, подобно тому как объективная логика бытия подчиняет себе мысль исследователя. Вероятно, Эйнштейну была близка удивительно глубокая, хотя и не исчерпывающая сущности музыки формула Лейбница — profession de foi рационалистической эстетики: “Музыка есть радость души, которая вычисляет сама того не сознавая””1.
Показательны и многие признания “отца кибернетики” Н. Винера. Винер тоже не был односторонним “физиком”. Как и Эйнштейн, он не только не чуждался искусства, но сам написал художественный роман (“Искуситель”). При всем том, однако, он обладал на-
1В. Г. Кузнецов. Эйнштейн. М., 1962, стр. 94. 248
столько ярко выраженной гностической направленностью, что, размышляя о себе, пришел к выводу, что почти любое его “переживание в какой-то степени всегда символически отражает ту или другую математическую ситуацию, которая… еще не ясна или не успела вылиться в конкретные формулы”1.
Хорошо виден феномен “проникновения” и в особенностях отношения ученого к природе. Винер рассказывает, например, как однажды, любуясь из окна института красотой бурной реки, он увидел ее движение выраженным в формулах и пришел к выводу, что “природа… может и должна служить не только источником задач, решаемых в… исследованиях, но и подсказывать аппарат, пригодный для их решения”2.
Мы видим, что истинный “физик” типичен не тем, что “лирика”, как иногда ошибочно считают, ему совершенно чужда, а тем, что он умеет оставаться “физиком”, даже находясь во власти лирических переживаний и дум.
Равным образом, исследуя личность Л. Н. Толстого по его автобиографическим и дневниковым материалам, можно убедиться, что все его многочисленные интересы — литературные, педагогические, философские, хозяйственные и т. д.— были объединены друг с другом посредством во все проникающих “альтруистических программ”, ставших ведущими в структуре его эмоциональной направленности. Именно они придавали един-
1Н. Винер. Я — математик. М., 1964, стр. 81.
2 Там же, стр. 27.
ство личности писателя, несмотря на все метаморфозы его гражданского поведения и “кричащие противоречия” в его мировоззрении, столь точно раскрытые В. И. Лениным. Итак, типичность есть чаще всего результат феномена “проникновения”, благодаря которому одно из стремлений личности сплачивает вокруг себя другие ее стремления, “гася” их конкуренцию и ведя их за собой в своем развитии1.
С этой точки зрения становится ясным, что ярко выраженная “типичная личность” и есть личность наи6олее внутренне организованная, гармоничная. Такая личность как раз в силу внутреннего единства имеет больше шансов достигнуть общего высокого уровня развития, хотя, конечно, он определяется не только одним фактором типичности. Отметим, что при таком понимании ее сущности “типичность” предстает перед нами как проявление не столько количествен-
1 Выдвигая это положение, мы, разумеется, не отрицаем и возможности конфликтного отношения между определенными стремлениями человека. Случаи, когда доминирование одного стремления над другими достигается путем их “вытеснения”, подавления, конечно, тоже возможны. Но если это касается законных человеческих стремлений, то такой путь доминирования может дать лишь ту “дурную типичность”, о которой говорилось выше. К сказанному добавим, что в реальном процессе формирования личности процессы “вытеснения” одними стремлениями других и “проникновения” одного стремления в другие, очевидно, нередко идут бок о бок. Однако для более содержательной характеристики их взаимоотношения мы пока не имеем достаточного фактического материала.
ного, сколько структурного “господства” основного побуждения личности перед всеми другими побуждениями. Не имеет большого значения, что другие влечения человека не столь уж заметно уступают по силе доминирующему влечению. Важно, что они имеют тенденцию группироваться вокруг него, согласовываться друг с другом через него. Здесь, как и во многих других областях действительности, незначительное различие в силе причинных факторов имеет своим результатом весьма значительные последствия; то стремление человека, которое оказывается несколько более выраженным, чем другие, приобретая функцию своеобразного их “лидера”, начинает играть гораздо большую роль в жизни личности, чем играло бы при “конфликтном строении” ее мотивационной сферы, когда каждое влечение может реализовать себя, лишь “оттесняя” остальные на задний план.
Исходя из изложенного понимания типичности, следует раскрыть и понятие психологического типа. Такой тип не есть просто один из полюсов, между которыми “нормально” распределяются реальные индивиды. Тип (по крайней мере в нашем случае) — это определенный вариант объединения стремлений личности вокруг самого сильного из них.
Конечно, степень этого объединения у реальных людей может быть разной, и в этом смысле тип и в нашем понимании остается идеальным эталоном, к которому конкретные лица могут только более или менее приближаться. Однако приближение к таким типам
не ставит предела всестороннему развитию человека, а способствует ему. Поэтому типичная личность в системе нашей типологии отнюдь не обречена быть редким исключением в силу самой своей сущности.
Реальному нормальному человеку “ничто человеческое не чуждо”. “Самая-самая” типичная личность, в нашем ее понимании, может сказать о себе то же самое. Между тем типичная личность, трактуемая как проявление односторонности, безусловно лишена права на такую характеристику.
В свете нашего понимания типа и типичного индивида иначе определяется и отношение к типологическому и “димензиональному” подходам в раскрытии особенностей того или иного человека. Исчезает альтернативность этих двух систем оценки. Типологический и “димензиональный” подходы должны не исключать, а взаимодополнять друг друга. Нет сомнения, что “количественная” характеристика разных компонентов структуры личности правомерна и необходима. Но только типологический подход согласуется с фактом, что личность человека — это не простая сумма отдельных ее составляющих, а определенная их “конфигурация”. Мерой завершенности этой “конфигурации” и является степень типичности индивида, которая не только не противостоит его возможности быть гармоничной личностью, но составляет одно из наиболее необходимых для этого условий.
Действительная гармоничность человека не может быть результатом простого развития всех его свойств, потребностей, “сторон”.
Это бы дало “личностей” без своего лица, похожих друг на друга, как медные пятаки. И такие личности оказались бы, вопреки поверхностным представлениям, как раз страшно дисгармоничны, ибо неизбежно страдали бы разнонаправленностью своих влечений, заставляющей вспомнить крыловскую басню о Лебеде, Раке и Щуке.
Истинно гармоничной является лишь личность, у которой всесторонность сформировалась на основе ярко выраженной направленности — эмоциональной и мировоззренческой. Иначе говоря, гармоничность невозможна без типичности.
Гармоничная, а потому и типичная личность аналогична в этом отношении талантливому литературному произведению, в содержание которого могут входить самые разные вещи — бытовые сцены и чрезвычайные происшествия, описания производственного процесса и лирического пейзажа, любовь и ненависть, горе и радость, но которое, однако, при всем том имеет свой “единый тон”, свой “эмоциональный коэффициент” повествования. Отсутствие такого “единого тона” в произведении, как это подметили многие писатели и критики, лишает его художественной ценности и права на признание1. Можно сказать, что у гармоничной личности, ярко воплощающей определенный тип ОЭН, при всем разнообразии ее переживаний тоже есть
1 См. М. Б. Храпченко. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1970, стр. 120—124.
свой “единый тон” или своеобразный “лейтмотив” ее эмоциональной жизни.
Все сказанное ведет к выводу, что значение классификации людей по типам их общей эмоциональной направленности выходит за рамки простого исследовательского приема, ибо за понятием типа стоит психологическая реальность, которую нельзя отразить с помощью одной психометрии.
Тип есть репрезентант этой реальности как целостности, качества которой не сводимы к сумме ее компонентов. Определение типа ОЭН субъекта (во взаимосвязи с его мировоззренческой направленностью) — это тот отправной пункт, с которого должно начинаться углубленное изучение его индивидуальности.
Результаты описанного исследования, очевидно, в самой общей форме можно экстраполировать и на проблему стратегии воспитания гармонического, всесторонне развитого человека в нашей школе. С изложенных выше позиций следует критически рассмотреть некоторые тенденции практического решения этой проблемы, зачастую исподволь определяемые все теми же взглядами, которые отразились в приведенных в начале параграфа классификациях учащихся.
Поскольку считается, что гармоническое развитие школьников дает о себе знать просто в том, что они проявляют себя “почти в одинаковой мере” во всех доступных им видах деятельности1, то в планах воспитания
1 См. Б. К. Мазий. К вопросу о потребностях и их роли в системе отношений человека.— В сб.: “Психология”. Л., 1950.
детей и подростков часто не уделяется должного внимания развитию их индивидуальных склонностей (а это, вообще говоря, ключ к решению многих педагогических задач). Б результате нередки случаи, когда выпускники школы не знают толком, куда им податься, какую профессию избрать, и долго ходят в пифагоровых штанах своей “многосторонности”, не решаясь сделать выбор делая его в конце концов наобум.
Изменить положение дела можно, лишь осознав, что многосторонность личности необходимо развивать не путем преодоления односторонних увлечений и эмоциональных приверженностей индивидуумов, а на основе воспитания и закрепления этих приверженностей (“пламенных страстей” к чему-либо) с последующим превращением их в тот рычаг, с помощью которого “подтягивается” к целом, во всем богатстве ее потенциальных возможностей.
studfiles.net