Как научить ребенка не путать понятия «право» и «лево»
Умение ориентироваться в пространстве – важный навык познания мира. как научить ребенка не путать понятия «право» и «лево»? Это умение необходимо практически в любой деятельности малыша. В этой статье мы расскажем, как развить и закрепить пространственное представление ребенка.
Развитие пространственных ориентаций
Знание своего тела – основа формирования пространственных навыков. Сначала малыш учится понимать «верх», «низ», «спереди», «сзади» и только потом формируется осознание «лево» и «право».
Обучать ребенка ориентироваться в пространстве нужно на конкретных примерах. Проще всего это делать в процессе игр, повседневных занятий. Например, попросите малыша принести книгу, которая лежит справа или подать игрушку, лежащую слева. Когда малыш купает, рисует или пишет, обязательно говорите, какой рукой он это делает.
На ведущую руку ребенка можно надеть браслет или повязать ленточку, так ему будет легче запомнить, где право, а где лево.
Игры на развитие пространственных ориентаций
Формирование пространственных навыков у дошкольников происходит на базе сенсорного опыта. Чем больше органов чувств задействовано в упражнении или игре, тем лучше малыш усвоит навык.
Мы предлагаем ряд игр, которые помогут малышу в освоении пространственных ориентаций:
- «Повторяй за мной». Взрослый осуществляет и одновременно комментирует какое-либо действие и просит малыша повторить. Например, я поднимаю правую ногу, повторяй! Впоследствии задачу можно усложнить. Взрослый комментирует одно действие, а совершает другое. Я поднимаю левую руку, а сам поднимает правую ногу. Малыш при этом должен выполнить то действие, о котором было сказано.
- «Веселая разминка». Попросите малыша попрыгать на левой ноге, потом на правой, после на двух. Попросите бросить мячик сначала левой рукой, потом правой. Попросите сделать три шага вперед, потом назад, после влево, потом вправо.
- «По дорожкам, по тропинкам». Гуляя на улице по определенному маршруту, попросите ребенка проговорить вслух по каким дорогам вы ходили, когда и в какую сторону поворачивали. Предложите ему самостоятельно проговорить и пройти обратный путь.
- «Кладоискатель». Эта игра имитирует известное упражнение «горячо – холодно». Спрячьте игрушку и расскажите малышу ориентировками, где ее искать: «вперед», «назад», «вправо», «влево».
- «Графический диктант». Вам понадобится листочек в клетку и цветные карандаши. Попросите малыша под диктовку нарисовать графический рисунок. Например, две клеточки вправо, три вверх, одну вправо и т.д.
- «Построй дом». Предложите малышу совместно построить дом из конструктора, проговаривая все действия и направления при размещении деталей.
- «Найди по схеме». Нарисуйте схему и предложите малышу пройти по ней проговаривая все направления. Хорошо, если в конце пути ребенка будет ждать сюрприз в виде лакомства или игрушки.
Ориентировка в пространстве – навык, который необходимо формировать с самого раннего возраста. Изначально малыш учится определять и находить свои части тела и предметы, находящиеся в одном из направлений «от себя».
Чтобы научить кроху ориентироваться на плоскости и в пространстве – используйте различные занятия: рисование, лепку, рукоделие. Просите малыша проговаривать, с какой именно стороны находится от него тот или иной предмет.
На творческих занятиях в детском центре раннего развития «УмНяша» в Бутово мы научим ребенка не путать понятия «лево» и «право». Занятия проводятся для детей от 2 года до 11 лет. Записаться на пробное занятие можно прямо на сайте или по телефону.
2020-10-20 / Блог / УмНяша
Ребенок путает «право» и «лево»: как научить дошкольника ориентироваться в пространстве
Умение ориентироваться в пространстве — одна из важнейших составляющих познания ребенком мира. Применение этого навыка необходимо для успешного выполнения практически любого вида деятельности (например, рисование, физкультура), но зачастую малыши путают «право» и «лево» и другие пространственные категории. Это неудивительно, ведь развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве происходит на протяжении всего дошкольного возраста. О том, как развить пространственные представления малыша и научить его ориентироваться в пространстве, мы расскажем Вам в этой статье.
Развитие пространственных представлений у малышей до 2 лет
Ориентировка в пространстве у маленьких детей начинается с умения определять положение частей собственного тела. Малыш сначала учится показывать, где у него глазки, где ручки, где ножки, а после этого уже начинает соотносить положение частей тела с положением в пространстве. Например, внизу находятся ноги, вверху — голова, сзади – спина, спереди – живот. Позднее ребенок запоминает название правой и левой руки. После этого малыш начинает понимать, что, если мама говорит «посмотри назад», нужно повернуть голову туда, где его спина, и так далее.
Знание своего тела служит основой формирования пространственных представлений у ребенка раннего возраста.
Развитие пространственных представлений у дошкольников: игры и упражнения
Обучать малыша ориентироваться в пространстве следует на конкретных примерах. Легче всего это делать во время игр и повседневных занятий. Например, попросите ребенка взять с полки книжку, которая стоит слева, открыть правый ящик, надеть носок на левую ногу. Чем чаще, вы будете упоминать понятия, которые нужно запомнить, тем лучше. Когда малыш пишет или рисует, обязательно называйте, в какой руке он держит карандаш. Также на ведущую руку ребенка можно надеть часы или браслет, так ему будет легче запомнить, где лево, а где право.
com/embed/i7wcyyYsDIA»>Очень важно научить ребенка безошибочно определять «лево» и «право» в дошкольном возрасте, так как от формирования пространственных представлений во многом зависит, как будет протекать обучение чтению и письму, а также решение математических задач в школе.
Простые игры на развитие ориентации в пространстве для дошкольников:
- «Веселая зарядка». Попросите ребенка попрыгать сначала на правой ноге, потом — на левой. Затем потрогать правой рукой левую ногу и, наоборот, левой рукой правую ногу. Сделать два шага вперед и три шага назад. Также можно бросать мяч сначала правой рукой, а затем – левой. С помощью этих нехитрых упражнений, Вы сможете помочь малышу освоить ориентирование в пространстве, а также разовьете у малыша внимание и умение действовать по инструкции.
- «Повторяй за мной». Взрослый должен выполнить какое-либо действие, одновременно комментируя его, а задача крохи – повторить действие за взрослым. Если у малыша уже достаточно хорошо сформировались пространственные представления, усложнить задачу можно «неверным» комментированием, например, ведущий поднимает вверх правую ногу, а говорит, что поднимает правую руку и т.д.
- «Марионетки». Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.
- «По проторенным дорожкам». Во время прогулки, находясь на достаточном расстоянии от дома, попросите ребенка показать, как дойти домой. При этом очень важно, чтобы кроха проговаривал вслух, в какую сторону надо повернуть.
- «Найди клад». Это упражнение похоже на известную игру «горячо – холодно». Вам нужно спрятать в комнате какой-нибудь предмет, а ребенок должен его отыскать, следуя Вашим подсказкам.
- «Графический диктант». На листе в клеточку малыш должен под диктовку изобразить узор (например, одна клетка влево, затем две клетки вверх, три направо и так далее).
- Раскраска
Формирование навыка ориентации в пространстве происходит у дошкольников на основе сенсорного опыта. Чем больше органов чувств будет задействовано при выполнении упражнений, тем лучше.
- «Построй по образцу». Нарисуйте или постройте из конструктора дом, а ребенок должен будет его повторить.
- «Что изменилось?». Выложите на стол перед малышом несколько цветных карандашей и попросите его запомнить их расположение. Затем кроха закрывает глаза, а Вы меняете местами два карандаша. Ребенок должен ответить, что поменялось.
- «Найди по схеме». Для развития пространственных представлений очень полезны задания, где нужно пройти лабиринт по схеме. Умение работать по наглядной модели пригодится малышу в школе.
- «Рассели жильцов». Постройте из конструктора несколько домиков и поставьте их в одну линию. Скажите малышу, что надо помочь игрушкам найти свой домик. И дайте задание, например: ёжик живет в доме слева, а медведь живет во втором справа и т.д.
Выводы
Ориентировка в пространстве – это навык, который развивается у ребенка с самого раннего возраста. Первоначально малыш учится определять положение частей своего тела и направления «от себя» (впереди, сзади, сверху, снизу, сбоку). Затем у ребенка формируется представления о пространственных отношениях между предметами внешнего мира: заяц под елкой, облако над деревом, стол справа от шкафа и так далее. В старшем дошкольном возрасте у детей вырабатывается навык ориентироваться на листе бумаги и в книге. Чтобы развить у малыша умение ориентироваться в пространстве и на плоскости, можно использовать специальные игры и упражнения. Они помогут ребенку закрепить полученные знания и подготовиться к школе.
Заключение
На курсе «Подготовка к школе» в детском Монтессори-центре «Созвездие» Ваш малыш получит все необходимые знания, умения и навыки, необходимые для успешного обучения в школе. Занятия направлены на формирование навыков чтения, письма, математических способностей, развитие психических процессов (мышление, речь, память, внимание, восприятие, воображение), пространственных представлений, знаний об окружающем мире и, конечно, устойчивой мотивации к познанию. Будем рады видеть Вас в нашем Монтессори-клубе!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Будьте честны, вы действительно можете отличить лево от правого?
Для таких людей, как я, субботнее утреннее занятие йогой — это и время для отдыха, и постоянное умственное напряжение. Такие слова, как «правая нога вверх; левая рука вытянута» имеют способ остановить мой поток, перекрыть дыхание и заставить мой разум стать совершенно пустым. После моего мини-умственного отключения я тонко изображаю, как пишу левой рукой — я левша. Затем мне нужно мысленно поболтать с самим собой, чтобы решить, какая часть тела куда идет. Затем я двигаюсь. Процесс занимает всего секунду или две, но я часто последним в классе принимаю позу.
Это еще не все. Сложные словесные указания легко приводят меня в замешательство, и я часто меняю местами влево и вправо. Неспособность найти лифты отеля по указаниям человека на стойке регистрации для меня нормально. На шоссе я часто размышляю, где восток, а где запад. Я много раз проезжал мили в неправильном направлении.
Это не то, чем можно признаться в интеллигентной компании — кто старше пяти лет не может отличить левое от правого? Как оказалось, боковая осведомленность — более универсальная проблема, чем вы думаете, с более серьезными последствиями, чем сбивающая с толку тренировка или двадцатиминутная задержка прибытия в пункт назначения.
Девять процентов мужчин и 18 процентов женщин сообщают о проблеме дискриминации левых и правых.
Недавний опрос 800 человек показал, что 9 процентов мужчин и 18 процентов женщин сообщают о проблеме дискриминации левых и правых. И когда 290 студентов-медиков из Ирландии были протестированы на латеральность с помощью серии изображений в виде фигурок, у более половины из них возникли проблемы, набрав менее 77 процентов (в тесте было 144 вопроса). Оба этих исследования показали, что женщины боролись больше, чем мужчины; один из ведущих мировых исследователей в этой области, доктор Джерард Гормли из Королевского университета в Белфасте, заинтересовался этой темой, потому что его жена часто путала левое и правое. (Она правша, которая еще имитирует письмо, чтобы привести себя в порядок.) Исследования также показали, что боковое восприятие не влияет на интеллект — хотя на практике проблемы с пространственным мышлением могут заставить вас чувствовать себя тупицей, на самом деле они не указывают на низкий интеллект.
Но почему так трудно отличить левое от правого? Если вы когда-нибудь пытались научить подростка завязывать шнурки, вы знаете, что различение левого и правого вырабатывается годами. Одно исследование, проведенное среди 148 детей, показало, что только 70 процентов пятилетних детей правильно ответили на семь вопросов, касающихся положения тела слева и справа. К 10 годам 100% детей правильно отвечали на вопросы.
Чтобы сказать, что слева направо, необходимы сложные мозговые процессы, которые включают пространственное восприятие, память, язык и интеграцию сенсорной информации. Задача становится все более сложной, когда человек должен определить латеральность у кого-то другого. Преподавателям йоги и другим инструкторам по фитнесу приходится очень тяжело: призывая учеников согнуть левое колено, инструктор должен поднять свое правое, чтобы отражать класс.
А когда здоровье человека находится под угрозой, особенно его неврологическое здоровье, различение левых и правых становится еще сложнее. Например, люди, зависимые от героина, плохо справляются с тестами на лево-право, а женщины, принимающие наркотики, справляются хуже, чем мужчины. Люди, страдающие от болей или травм головного мозга, могут потерять способность ориентироваться. После 50 лет навыки начинают снижаться.
На бытовом уровне это приводит ко многим ссорам из-за неправильных поворотов на дороге или к крикам «нет, другой слева» во время развешивания картин. Дети с проблемами латеральности избегают определенных игр на игровой площадке. И еще есть проблема направления: любой человек с боковыми проблемами знает ужас, когда оказывается, что он развернулся в незнакомом городе и услышал, как кто-то говорит: «Просто поверните налево, затем направо, а затем еще раз направо, а затем ваш секунда слева…» Обработать это, запомнить, а затем выполнить, прогуливаясь по улицам, наполненным отвлечениями, может оказаться сложной когнитивной задачей (а также серьезной проблемой безопасности).
Пожалейте тех, кто проводит время на лодках и должен держать их левый и правый борт прямо (умная конструкция, позволяющая обойти проблемы перспективы и вращения). В театре даже самые сообразительные могут бороться с левой и правой сценой, за кулисами и за кулисами, и должны перевернуть все это, когда им нужно поговорить о доме слева или справа (где сидит публика). А если серьезно, те, кто работает в строительстве или на транспорте, полагаются на сильные навыки направленности для обеспечения безопасности. Подумайте о последствиях для жизни или смерти дезориентированного пилота вертолета или подъемного крана, направленного не в ту сторону.
Для медицинских работников, работающих в сложных условиях, отличить левое от правого почти всегда требует ротации.
Тем не менее, сфера, на которую оказывается наибольшее давление, чтобы избежать латеральной путаницы, — это медицина. В кресле стоматолога деньги тратятся впустую, когда гигиенисты делают рентген не на тот зуб. Еще хуже, когда стоматолог, дезориентированный влево-вправо, вырывает один или несколько зубов не с той стороны рта. В общей хирургии все еще серьезнее: согласно отчету за 2011 год, в США еженедельно проводится 40 операций в неправильном месте, и многие из них связаны с перепутыванием левой и правой руки пациента. Это разрушительная проблема: если врач удалит здоровую почку, а не раковую, результаты могут быть фатальными. Неправильный глаз? Сейчас у нас полностью слепой пациент.
Медицинские работники работают в сложных условиях, которые затрудняют латеральность. Для них различение левого и правого почти всегда требует поворота. Во время консультации пациент часто сидит, но этот же пациент, вероятно, лежит во время последующей процедуры. Точка зрения врача или медсестры в операционной может измениться, если он или она будет перемещаться по комнате, в то время как пациент остается неподвижным.
Кроме того, в медицинских ситуациях, а также в транспортной и авиационной отраслях часто бывает нехватка времени и происходит суета других вещей. Исследование студентов-медиков, проведенное в 2015 году, показало, что отвлечение людей звуками влияет на их способность отличать слева направо, а прерывание их когнитивными задачами еще больше усугубляет ситуацию. Вот почему во втором пункте контрольного списка ВОЗ по хирургической безопасности спрашивается, помечено ли место хирургического вмешательства — в идеале, кем-то, кто не будет отвлекаться, и задолго до нагрузки операционной.
Что можно сделать с проблемой латеральности? Исследователи используют то, что называется Бергенским тестом на различение левого и правого, чтобы определить, борются ли пациенты с этой когнитивной задачей, но любой может оценить себя с помощью быстрого онлайн-теста, предлагаемого Вашингтонским университетом. Когда школа впервые выпустила тест, он был настолько популярен, что онлайн-пользователи отключили сайт. (Я взял его и показал себя довольно плохо: мне потребовалось в два раза больше времени, чтобы оценить левое и правое по сравнению с верхним и нижним.)
Многократное выполнение подобных тестов или использование серии мобильных приложений Recognize, которые предлагают упражнения, предназначенные для людей с травмами, чтобы помочь им заново научиться латеральности, могут помочь. Но исследование 2014 года показало, что, хотя людям стало лучше после многократного прохождения тестов, они, возможно, просто запомнили и отточили свои стратегии сдачи тестов, фактически не настраивая умственный процесс, связанный с распознаванием одной стороны от другой.
Остаются наши мнемонические устройства. Некоторые носят наручные часы. Другие делают пальцами заглавную букву «Л». Но было показано, что люди, которые используют мнемонические приемы, особенно в медицинских учреждениях, чаще всего совершают ошибки. Другими словами, наши уловки терпят неудачу, и практика не обязательно приводит к совершенству. Те из нас, кто не знает направления, стараются, но иногда даже эта самая простая задача заставляет нас задуматься.
JSTOR — это цифровая библиотека для ученых, исследователей и студентов. Читатели JSTOR Daily могут бесплатно получить доступ к оригинальным исследованиям наших статей на JSTOR.
Дискриминация между правыми и левыми среди студентов-медиков: Анкета и психометрическое исследование
Авторы: Джерард Дж. Гормли, Мартин Демпстер и Рэйчел Бест 337, № 7684 (2008), стр. 1474-1475
BMJ
Латеральное доминирование и право-левое осознание у нормальных детей
Авторы: Лилиан Белмонт и Герберт Г. Берч
Развитие ребенка, Vol. 34, № 2 (1963), стр. 257–270
Wiley от имени Общества исследований детского развития
Выравнивание текста по левому или правому краю, по центру текста или по ширине страницы
Word для Microsoft 365 Word 2021 Word 2019 Word 2016 Word 2013 Word 2010 Word 2007 Дополнительно… Меньше
Выравнивание определяет внешний вид и ориентацию краев абзаца: текст с выравниванием по левому краю, текст с выравниванием по правому краю, текст с выравниванием по центру или текст с выравниванием по ширине, который выравнивается равномерно вдоль левого и правого полей. Например, в абзаце, выровненном по левому краю (наиболее распространенное выравнивание), левый край абзаца находится на одном уровне с левым полем.
Вертикальное выравнивание определяет положение текста в разделе документа относительно верхнего и нижнего полей и часто используется для создания титульной страницы.
Выберите текст, который вы хотите выровнять.
На вкладке Главная в группе Абзац нажмите Выровнять по левому краю или Выровнять по правому краю .
Выберите текст, который вы хотите центрировать.
На вкладке Главная в группе Абзац нажмите Центр .
Выберите текст, который вы хотите центрировать.
На вкладке Layout или Page Layout щелкните средство запуска диалогового окна в группе Page Setup , а затем щелкните вкладку Layout .
В поле Вертикальное выравнивание щелкните Центр .
В поле Применить к нажмите Выделенный текст , а затем нажмите ОК .
При выравнивании текста по ширине в Word края текста становятся прямыми с обеих сторон абзаца. При выравнивании каждая строка текста расширяется до левого и правого полей. Выравнивание текста по ширине может сделать последнюю строку текста в абзаце значительно короче остальных строк.
Выберите текст, который вы хотите выровнять.
На вкладке Главная в группе Абзац нажмите Выровнять по ширине .
Советы:
В группе Абзац щелкните кнопку запуска диалогового окна и выберите раскрывающееся меню Выравнивание , чтобы установить текст по ширине.