Гедонизм этика: Гедонизм: что это, философия и идеи

Гедонизм: что это, философия и идеи

Гедонизм, наверное, самая приятная философия — она о близком каждому человеку, об удовольствии. Не слишком ли это мелко для учеников Сократа и Канта? Разберемся, как не пресытиться удовольствием и не прослыть сибаритом

  • Что это такое
  • Основные идеи
  • Философия
  • Современность
  • Опасности чрезмерного гедонизма

Что такое гедонизм

Гедонизм — это этическая установка, согласно которой в основе человеческой природы лежит стремление к наслаждению. Следовательно, деятельность человека подчиняется этой главной цели — достижению наслаждения. Слово происходит от древнегреческого «хедонэ», которое так и переводится — наслаждение, удовольствие.

Зачастую неверно ставится знак равенства между гедонизмом и эпикурейством — в строгом смысле эти два течения античной философии хоть и говорят об удовольствии как о центре человеческой жизни, все же различаются в понимании сущности удовольствия как такового.

И не совсем верно называть гедониста сибаритом — в древнегреческих текстах, где говорится о сибаритах, их обычно представляют как людей изнеженных, живущих в роскоши и предающихся праздности и удовольствиям, — в сущности как бездельников. Удовольствие для сибарита заключается не только в потреблении, но и в его активной демонстрации вокруг него — в античной литературе, которая мифологизировала город Сибарис (откуда и пошло слово сибарит) как центр баснословной роскоши, стремление сибаритов к удовольствию всегда имеет негативный оттенок.

Несмотря на то, что основоположник гедонизма философ Аристипп был современником Сократа и жил в последние десятилетия 5 века до н.э. и в первую половину 4 века до н.э., гедонизм как основа модели поведения, как аксиологическое учение (то есть учение о ценностях) и как способ описания современного мира потребления оказывается очень актуален.

Идеи гедонизма

В широком смысле гедонизм — это стремление к максимизации счастья и удовольствия и минимизации страданий и боли. Гедонизм признает безусловную ценность земной жизни, поэтому в отличие от христианства и ислама не рассматривает наслаждение как награду за праведную жизнь, как нечто, что следует отложить до жизни вечной, когда можно будет бесконечно наслаждаться высшим счастьем.

В современном мире гедонизм окончательно стал светским философским и этическим течением, выраженным в негласном признании права каждого человека на счастье. Это не значит, что современная философия права целиком гедонистическая — наоборот, из-за трудности в определении содержания понятия «счастье» оно не используется в нормативных документах. Однако принципиальное противопоставление счастья и страданий, непреходящая ценность счастья и право каждого человека на нее (в первой статье Конституции Франции 1793 года общее счастье называлось целью общества) берут свои истоки в гедонизме.

Оригинальный гедонизм не делил удовольствия на правильные и неправильные и тяготел к личному благу в противовес общественному. Дальнейшее развитие этики меняет эти положения и развивает учение о наслаждении в сторону общественного блага как минимум по той причине, что тотальный эгоизм ставит человека вне общества и делает его для общества даже опасным. Радикальный и плотский гедонизм подвергается в той или иной мере остракизму и занимает маргинальное положение — как, например, представления о достижении стремлений отдельной личности и об удовольствии и его достижении у маркиза де Сада, который делил людей на два сословия — властителей и рабов и ввел понятие морального релятивизма, которое отрицает возможность какого бы то ни было объективного критерия нравственности.

Гедонизм в философии

Философ Аристипп (436 — 356 до н.э.) был родом из Кирены, греческой колонии на берегу Африки в Ливии, где вел образ жизни светского бонвивана. Он отправился в Афины учиться у Сократа, но привычка к удовольствию была столь сильна, что продиктовала свое понимание учения афинского гения. Сократ не осуждал удовольствие, он не видел в нем ни блага, ни зла. В его философии жизнь, исполненная познания, несомненно может приносить удовольствие, а значит удовольствие в таком случае может быть благим. У Аристиппа же наслаждение — главная мотивационная и движущая сила жизни, а физическое процветание есть высшее благо.

Источник удовольствия в этом случае совершенно не важен. И это отличает гедонистов от сибаритов — сибаритство есть лишь частный случай гедонизма, причем совсем не утонченный.

К деньгам Аристипп относился с гораздо большим уважением, чем его учитель, и даже стал взимать плату за свои лекции — первым из учеников Сократа. Однако у него было представление о справедливости и он пытался, однако безуспешно, платить за свое обучение Сократу. Но в то же время он легко расставался с деньгами и не делал из них культа — в конечном итоге это всего лишь средство.

Ученики Аристиппа — киренаики — сводили все вещи к «субъективным состояниям». Используемые имена вещей — это просто продукт договоренности между людьми и они не передают суть вещи. Зато ощущения гораздо ближе, однако индивидуальны и не сопоставимы с реакциями другого человека.

У человеческой души, по киренаикам, есть два состояния — наслаждение и страдание. Отсутствие того и другого — стазис, застой. Физическое наслаждение, как и страдание, по силе превосходит психическое, поэтому также как стремиться желательно к физическому наслаждению, так и избегать следует физической боли.

Тем не менее, киренаики не низводили человека на уровень инстинктов и подчеркивали, что достойно быть хозяином своих удовольствий: кто становится жертвой своих страстей и наслаждений — отвратителен.

Развитие идей гедонизма связано с именем Эпикура (341 — 270 до н.э.) — основателя первой философской школы в Греции после завоевания ее Александром Великим. Основные мысли Эпикура и его последователей можно изложить в следующей логической последовательности:

  1. человеческий разум в силах осмыслить реальность;
  2. в реальности есть место для счастья;
  3. счастье состоит в отсутствии страдания и беспокойства, в том числе перед неизбежным;
  4. для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме себя самого — государства, институты, знатность, богатство, боги человеку для счастья не нужны: человек самодостаточен.

Эпикур делил все удовольствия на три типа:

  • Естественные и необходимые — эти удовольствия избавляют от страданий и утоляют естественные потребности человека. Это еда, вода, сон и одежда.
  • Естественные, но не необходимые — это те же удовольствия, что и необходимые, только с некоторыми излишествами. Это утоление жажды не простой водой, а вином, утоление голода не простой пищей, а деликатесами, способ согреться и прикрыть наготу не простой одеждой, а из мягких и нежных материалов, особо скроенной, особо окрашенной (в наши дни к этому можно добавить и специфический лейбл). Любовь тоже относится к этому типу удовольствий, потому что теоретически можно прожить и без любви. Эти удовольствия имеют последствия: жадность, зависть, ревность, тщеславие. А значит могут вести к страданиям.
  • Неестественные и не необходимые — это те удовольствия, без которых человек может прожить, причем, согласно Эпикуру, лучше, чем с ними. Главным образом это удовлетворение своего эго тщеславием: богатством, славой, почетом.

В отличие от Аристиппа Эпикур понимал счастье не как физическое удовольствие, а как душевное спокойствие и безмятежность, атараксию. Это является основой для этики эпикуреизма — нравственное поведение определяется стремлением человека к счастью. Это этическое направление получило название эвдемонизма, от др.греческого «эудаймония» — процветание, блаженство, счастье. Эвдемонизм очень гибок, поскольку «счастье» можно трактовать очень широко. И если эпикурейцы в христианской Европе стали синонимом безбожников поскольку их учение подразумевает отсутствие страха пред Богом, то эвдемонизм легко адаптировался под христианскую этику, для которой наивысшее счастье — возможность лицезреть Бога в грядущей жизни.

Современный гедонизм

В наше время философию гедонизма продолжает развивать известный и неоднозначный французский мыслитель Мишель Онфре. Перу этого вызывающего философа принадлежит более сотни книг по широкому кругу тем, среди них гедонизма касаются, например, книги «Изобретение удовольствия: фрагменты киренаики» и «Возможность существования: манифест гедониста». В его версии гедонизм — это получение удовольствия самим и доставление удовольствия другим без причинения вреда себе или кому бы то ни было другому и наблюдение за своими ощущениями от этого с целью коррекции поведения и развития удовольствия.

Гедонизм французского философа предлагает отождествлять высшее благо с собственным удовольствием и удовольствием других. Но перед удовольствием равны все, поэтому никто не должен иметь приоритет и никто не должен быть принесен в жертву ради удовольствия другого человека. Достижение такого равновесия предполагает развитие гедонистического проекта с самых разных точек: в политике, этике, эстетике, эротике, биоэтике, педагогике, историографии и так далее. На современном этапе философия Онфре нацелена на революцию личности и небольших групп единомышленников, живущих в соответствии с его гедонистическими либертарианскими идеалами.

Альтернативную адаптацию гедонизма к современности представляет английский философ-трансгуманист Дэвид Пирс. «Гедонистический императив» как устранение страданий во всей разумной жизни может быть реализован, по его мнению, через трансгуманизм — технологическое улучшение здоровья и когнитивных способностей человека, увеличение продолжительности и улучшение условий жизни.

В своем манифесте «Гедонистический императив» Пирс описывает как новейшие технологии — генная инженерия, нанотехнологии, фармакология, нейрохирургия могут объединиться чтобы устранить все формы неприятного опыта среди людей и животных и заменить страдания формами хорошего самочувствия. Пирс считает, что люди — современные и их потомки — несут ответственность и за жестокое обращение с одомашненными животными и за облегчение страданий животных в дикой природе — что уж говорить про страдания людей.

По мысли Пирса никакие социально-экономические реформы или взрывной экономический рост и технологический прогресс в обычном смысле (то есть без практики трансгуманизма) не могут избавить от страданий. Человек склонен всегда быть где-то около генетически предопределенного статуса его благополучия (или страдания). Иными словами, всякое внешнее воздействие не сможет сделать отдельного индивида счастливее, чем это заранее определено его биологией.

С другой стороны, современный гедонизм в массовом сознании — это стремление к комфорту и обретению только лучшего (товаров, услуг) поскольку только самое качественное и новое может обеспечить сильное и приятное ощущение. В этом контексте гедонизм может быть моделью описания современного общества, восходящей к философам середины XX века — Мишелю Фуко, Жану Бодрийяру, Жилю Делезу, Герберту Маркузе, которые посвятили свои работы критике общества потребления. В таком виде, как потребление ради удовольствия, гедонизм не мог существовать в Древней Греции, где был изобретен, в силу ограниченности ресурсов. Да и много позже как руководство к действию принимался лишь эпизодически: скажем, при дворе Людовика XIV и его правнука и преемника на троне — Людовика XV.

Сегодняшнее потребление ради потребления, в котором мерилом счастья выступают сиюминутная радость от обладания и возможность это обладание манифестировать — примитивный гедонизм, у которого, однако есть биологическое объяснение в самой человеческой природе. И маркетологи не оставляют эту часть природы без пристального внимания.

К чему может привести чрезмерный гедонизм

Античные философы ничего не могли знать о биохимии удовольствия, но современная наука в какой-то степени способна описать процессы, происходящие в мозге человека, которые сознательно воспринимаются людьми как удовольствие, наслаждение, счастье. В этих эмоциях одну из главных ролей играет нейромедиатор дофамин. Его наличие в человеческом мозге было обнаружено в 1957 году, и с тех пор продолжается изучение влияния этого нейромедиатора на нервную систему человека.

Дофамин отвечает за предвкушение удовольствия и поэтому является стимулом к его получению. Именно это заставляет человека искать и делать что-то новое, учиться, двигаться, но в то же время и стимулировать выработку дофамина иными средствами — сладостями, алкоголем, сексом, наркотическими препаратами. Все это истощает ресурсы этого нейромедиатора в организме — новые места или занятия становятся старыми, поэтому прежний восторг не повторяется. Наркотики, сахар и алкоголь тоже стимулируют выработку дофамина, и при активном синтезе его ресурсы подходят к концу — легкое опьянение не приносит радости, и появляется мотивация повысить дозу. В итоге алкоголизм не приносит радости человеку, страдающему от него, мороженое или пирожное уже не те, что в детстве, да и свободный доступ к ним опять же нивелирует ощущение награды, а наркотики требуют увеличения дозы.

Наркотики сами по себе не вызывают ощущения, которые с ними связываются — они либо стимулируют выработку нейромедиаторов, либо заставляют нейромедиаторы воздействовать на клетки нервной системы дольше, чем предполагается. Реже — имитируют действие нейромедиаторов. Со стажем наркотической зависимости ощущение от приема психостимулирующих веществ притупляется и в итоге фактически сходит на нет, разве что облегчает абстинентный синдром (проще говоря, ломку).

Но и без психостимуляторов можно ввести свою нервную систему в дофаминовую петлю. Это происходит с постоянным поиском маленьких удовольствий — красивые картинки в социальных сетях тоже ведут к выработке дофамина, так же как и новая серия любимого сериала или ощущение новизны от нового проекта, при том что прежний еще не завершен. Даже шопинг в интернете приводит к выработке дофамина, причем оказывается, что оформлять заказ для получения удовольствия вовсе не обязательно — дофамин вырабатывается уже на стадии предвкушения.

Переизбыток дофамина «ускоряет» мыслительную деятельность, однако проявляется не в более высокой производительности ума, а в том, что становится сложно сконцентрироваться и удерживать внимание на одном объекте или занятии.

Но когда дофамина в организме становится меньше, это приводит к апатии и депрессии, в ощущению истощения даже физических сил, поскольку дофамин играет важную роль в двигательной активности и соответствующих центрах в головном мозге. Кроме того, дофамин является предшественником других нейромедиаторов, таких как норадреналин и адреналин, поэтому его дефицит в организме имеет еще и ряд косвенных последствий.

Повысить уровень дофамина можно потреблением белковой пищи, поскольку в организме предшественником дофамина (через L-дофу) является аминокислота тирозин (а та в свою очередь может синтезироваться из фенилаланина). Кроме того, для повышения уровня дофамина подойдут витамины C и D, пробиотики для микрофлоры кишечника, непротеиногенная аминокислота L-теанин, L-дофа. Также можно добавлять в пищу куркуму, шафран и включить в рацион рыбу, богатую омега-3 жирными кислотами.

3. Теория гедонизма как части этики. Этика

3. Теория гедонизма как части этики

Рассмотрим некоторые основные этические ценности.

Удовольствие. Среди положительных ценностей удовольствие и пользу считают наиболее очевидными. Эти ценности непосредственно отвечают интересам и потребностям человека в его жизни. Человек, который по природе стремится к удовольствию или пользе, кажется, проявляет себя совершенно по—земному.

Удовольствие (или наслаждение) – это чувство и переживание, которое сопровождает удовлетворение потребностей или интереса человека.

Роль удовольствий и страданий определяют с биологической точки зрения, тем, что они выполняют функцию адаптации: от удовольствия зависит активность человека, которая отвечает потребностям организма; отсутствие удовольствия, страдания тормозят действия человека, опасны для него.

В этом смысле удовольствие, конечно, играет положительную роль, оно очень ценно. Состояние удовлетворенности же является идеальным для организма, и человеку необходимо делать все для достижения такого состояния.

В этике такая концепция получила название гедонизма (от греч. hedone– «наслаждение»). В основе этого учения лежит представление о том, что устремление к удовольствию и отрицание страдания является главным смыслом человеческих поступков, основой для человеческого счастья.

На языке нормативной этики главную идею этого умонастроения выражают так: «Наслаждение является целью человеческой жизни, добром является все,

что доставляет наслаждение и ведет к нему». Большой вклад в исследование роли удовольствия в человеческой жизни внес Фрейд. Ученый сделал вывод о том, что «принцип удовольствия» является основным естественным регулятором психических процессов, душевной деятельности. Психика, согласно Фрейду, такова, что независимо от установок человека чувства удовольствия и неудовольствия являются определяющими. Наиболее яркими, а также и относительно доступными можно считать телесные удовольствия, сексуальные, и удовольствия, связанные с удовлетворением потребности в тепле, пище, отдыхе. Принцип удовольствия находится в противостоянии с общественными нормами приличия и выступает как основа личной независимости.

Именно в удовольствии человек способен почувствовать себя самим собой, освободиться от внешних обстоятельств, обязательств, привычных привязанностей. Таким образом, наслаждения являются для человека проявлением индивидуальной воли. За наслаждением всегда находится желание, которое должно быть подавлено общественными установлениями. Стремление к удовольствиям оказывается реализуемым в отходе от ответственных отношений с другими людьми.

Обыденное поведение, основанное на благоразумии и стяжании пользы, противоположно ориентации на удовольствие. Гедонисты различали психологический и нравственный аспекты, психологическую основу и этическое содержание. С морально—философской точки зрения, гедонизм является этикой наслаждения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

СЪЕЗЖИЙ ДОМ ВТОРОЙ АДМИРАЛТЕЙСКОЙ ЧАСТИ

СЪЕЗЖИЙ ДОМ ВТОРОЙ АДМИРАЛТЕЙСКОЙ ЧАСТИ Характерной чертой архитектурного пейзажа николаевского Петербурга в 40-50-х годах XIX столетия стали так называемые съезжие дома.

Это был специфический тип административного здания, сложившийся в России и объединявший в себе

Из первой части (с дополнениями):

Из первой части (с дополнениями): Итак, ДНК наших современников показывают, что самые древние корни ариев, рода R1a1, давностью 12 тысяч лет, находятся на Балканах – в Сербии, Косово, Боснии, Македонии. Через 6 тысяч лет этот род расширится на северо-восток, на Северные

3. Случай, где части являются функцией целого

3. Случай, где части являются функцией целого Вспомним основные черты теменоса (священной земли), как они изображены, например, в первой пифийской оде Пиндара. Здесь можно узнать видение ландшафта Гёльдерлином. Паратактическим образом там перечисляются побережье Сицилии

1. Понятие этики

1.  Понятие этики Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую при–роду какого-нибудь явления, нрав,

ПЛАН ВТОРОЙ ЧАСТИ «ЛАОКООНА»

ПЛАН ВТОРОЙ ЧАСТИ «ЛАОКООНА» XXX Г-н Винкельман изложил свои взгляды более обстоятельно в «Истории искусства». Он также признает, что покой есть следствие красоты.Необходимость выражать свои мысли о подобных предметах с наибольшей точностью. Ложная причина здесь хуже,

3.3. Схема организации теоретической части

3.3. Схема организации теоретической части Во Введении предполагается обзор источников по теме исследования и создание теоретической (методической) части работы. Анализируя современный текст, следует практиковать использование самых разных источников: статей, рецензий,

«Пусть всё рассыпалось на части…»

«Пусть всё рассыпалось на части…» Пусть всё рассыпалось на части — Заройся в осень с головой. Забудешь хлопоты о счастье — Услышишь ветер над листвой. Всё кончено. Войди в осенний, Сквозной, почти прозрачный лес, Где пятна света, пятна тени И жизнь протёрлась до

Гедонистические теории

философия.lander.edu

Домашняя страница по этике > Хорошее  > Гедонистические теории        

   

Сайт Карта

Викторины
Тесты
Часто задаваемые вопросы
Ссылки
Поиск
Показания
Архивы
Программа

 

 

Гедонистические теории

Abstract: Изысканность гедонизма как этическая теория включает в себя несколько удивительных и важных различия. Обсуждаются несколько контрпримеров гедонизму.

I. Гедонистические теории — один из возможных ответов на вопрос из «Что такое внутренняя доброта?»

  1. Гедонизм : (по определению) философская доктрина о том, что (1) все удовольствия по своей сути хороши и (2) не что иное, как удовольствие само по себе хорошо.
  2. Подобные теории могут включать наслаждение, удовлетворение, счастье как концепции заменил удовольствие. Выясняется главная проблема гедонизма из чего состоят удовольствие и боль. Являются событиями удовольствия, свойства, состояния или какой-то другой объект?

  3. Психологический гедонизм : (дескриптивная теория) все люди на самом деле преследуют удовольствие. Эта теория утверждает, что люди не должны быть такими; вот так люди на самом деле это они естественно искать удовольствия. Следовательно, теория является индуктивной. обобщение опыта социологов.
  4. Этический гедонизм (предписывающая теория) независимо от того, преследуют ли люди удовольствие, они должны или должен сделать это. Правильное действие производит удовольствие; неправильное действие производит боль.

II. Гедонистическая позиция может быть существенно уточнена.

  1. Сказать, что «все удовольствия по своей сути хороши», не значит сказать, что «все удовольствия хороши, просто ». Что-то действительно хорошее может быть инструментально. плохой.
    1. Боль часто хороша как средство: это сигнал о том, что что-то не так и необходимы изменения. (Например, ., 16-месячный ребенок не убирает палец с закрыть дверь, если не чувствуется боли. Боль в этот экземпляр был бы хорош как средство.)
    2. Некоторые удовольствия являются средством для чего-то более болезненного и поэтому не будут хороший: напр. , изготовление забавляться другими людьми, напиваться, принимать наркотики и так далее.
  2. Удовольствие — не единственное желаемое — желательны многие другие вещи как средство и заканчивается (просто нежелательно). Напр. желательны свобода, мир, деньги и образование, но с этой точки зрения в качестве конечной цели желательно только удовольствие.
  3. Обратите особое внимание на различие между удовольствием и источниками удовольствие.
    1. Очевидно, что люди получают удовольствие по-разному . напр. , некоторые люди ненавидят поверхностное беседа и чтение экзистенциального психоанализа; Некоторые люди ненавидят чтение и любят причинно-следственные связи. взаимодействие.
    2. Стирание различий между удовольствием и источниками удовольствия часто является основой ошибочное влечение к релятивизму ; источники удовольствия может быть разным для разных лиц.

      Некоторые люди ошибочно приняли это различие за то, что «Поэтому нельзя обобщать какие действия следует совершать, потому что они будут разными для разных людей; следовательно, этика родственник.»

    3. Тем не менее, удовольствие может быть одним и тем же, хотя источники удовольствие разные . Удовольствие от победы в битве может быть таким же, как удовольствие от победы в футбольном матче. (Подумайте, как это утверждение логически связано с утверждением К.Л. Кляйнке. наблюдение в своей книге Самовосприятие что «Что отличает такие эмоции, как гнев, страх, любовь, восторг, тревога и отвращение — это не то, что происходит внутри тело, а то, что происходит снаружи окружающей среды.».)
    4. Тем не менее, гедонист считает, что моральное добро является инструментальным благом — оно не обязательно является внутренним благом.
      1. Моральное совершенство — это делать правильные вещи, но это может не привести к счастью. Рассмотрим Нацистские врачи делают аборты в лагерях для военнопленных. Учитывать так же проблемы, поднятые телеологической приостановкой этического.
      2. Нравственное добро, согласно гедонизму, может быть инструментальным благом, но из этого не следует, что оно всегда ведет к удовольствие. ( Напр. , честная и честная двоюродная бабушка Сара, живущая одна у строгого кода не обязательно жить в удовольствие.)

III. Гедонист не ищет удовольствия постоянно — постоянное потакание аппетиту заставляет людей несчастен в долгосрочной перспективе.

  1. Гедонистический парадокс : «Об удовольствии нужно забыть». Как учил Аристотель, удовольствие есть побочный продукт деятельности. Т.е. , одни из самых несчастные люди — это те, кто хочет выбраться из ситуации, в которой они находятся, чтобы иметь удовольствие каким-то образом «случается» с ними.
  2. Кажется, один из секретов удовольствия заключается в том, чтобы полностью погрузиться в деятельность. Так же и в работе или в спорте, при постоянном занятии удовольствие не ищется напрямую. Вещи и активность разыскивается.

    Когда голоден, ищи пищу; когда беден, ищи денег; при беспокойстве ищите физическую активность. мы не искать удовольствия в этих ситуациях. Как Джон Стюарт Милль заявил, «Счастлив только тот, кто сосредоточил свой ум на каком-нибудь предмете. кроме собственного счастья… Нацеливаясь, таким образом, на что-то иначе они найдут счастье на этом пути» 9.0008

IV. Джон Хосперс предлагает три контрпримера гедонизму.

  1. Предположим, что два человека получают равное удовольствие от двух разных занятий: (1) бросать посуду и (2) играть на пианино.
    1. Разве эти действия не имеют разной ценности?
    2. Ответ гедониста : Да, их ценность по сути одинакова, но они инструментально разные.
  2. Вспомните рассказ Марка Твена «Таинственный незнакомец»: несомненно, счастье безумия не является внутренним благом. (Кроме того, последствия приема наркотиков не являются внутреннее благо.)
    1. Несомненно, такое положение дел, такое удовольствие хорошо, не может быть прав.
    2. Ответ гедониста : Да, инструментально это плачевное состояние, но внутренне душевнобольной человек лучше, чем его предыдущее состояние. Наркоман, когда принимает наркотики, лучше, чем он был в своем прежнем состоянии (иначе он не был бы склонен принимать наркотики). Обратите внимание на порочный круг аргументации.
  3. Рассмотрим контрпример: предположим, что убийца получает огромное удовольствие от убийства. люди.
    1. Конечно, незаслуженное «удовольствие» убитого — это плохо.
    2. Ответ гедониста : Это иллюстрирует ту же путаницу, что и в первых двух Примеры. Последствия плохие, т.е. , последствия только инструментальные плохо, но удовольствие по сути хорошо.
    3. Опять же, обратите внимание на злобный круговой аргумент. Все возможные контрпримеры исключены.


    Рекомендуемые источники

    Гедонизм: А обсуждение гедонизма из Стэнфорда Энциклопедия с некоторым акцентом на эгоизме и утилитаризме. Эндрю Мур.

    Гедонизм: обзор некоторых основных понятий гедонистической философии с кратким упоминанием Эпикур, Бентам, Милль и Фрейд из Википедии.

     

Отправить исправления или предложения на webmaster@philosophy. lander.edu
Читать отказ от ответственности в отношении этой страницы.
05.11.06 © 2001-6 ГФДЛ


| Проблемы | Эгоистические теории | Хорошо | Этика долга  | Утилитаризм  | Права |

.

Этический гедонизм / Полезные примечания

«В душе он гедонист. Все эти посты, и бдения, и колья, и кресты — только фасад. Или только как пена на берегу моря. В море, в Его море есть удовольствие, и еще больше удовольствия. Он не делает из этого секрета; по правую руку от Него «наслаждения навеки».

— Баламут описывает «Врага» — Письма Баламута

Моральная философия принимает две основные формы (есть и другие, менее распространенные, такие как этика добродетели). Одна из них — мораль, которая оценивает действия на основании того, какие последствия они имеют. Это известно как телеология или консеквенциализм, а наиболее распространенной формой консеквенциализма является утилитаризм или этический гедонизм: вера в высшее благо и в то, что наилучший образ действий — это тот, который делает большинство людей благополучными и счастливыми, или эгоизм. , который считает действия, приносящие пользу себе, самыми праведными.

Другой основной формой является мораль, которая оценивает действия на основе принципов, лежащих в их основе. Это известно как деонтология. Примеры деонтологической этики включают принципы, согласно которым нельзя лгать, воровать или убивать, потому что это по своей сути аморально, что противоречит консеквенциалистской морали, которая в основе своей считает, что это нормально, а не аморально, если есть большая польза. Деонтология подчеркивает принципы и долг перед собой и другими, в то время как консеквенциализм, такой как утилитаризм, делает упор на то, чтобы люди, как сами, так и другие, были как можно более благополучными. Эпикуреизм — это философия, пропагандирующая этический гедонизм, зародившаяся в Древней Греции.

Образно говоря, этический гедонизм предназначен для счастья. Когда приходится принимать трудные решения, это «Потребности многих». Если пойти дальше, утилитаризм выражается в таких тропах, как «Тоталитарный утилитарный» и «Утопия оправдывает средства». Деонтология как троп выражается через «За великую справедливость», а некоторые легкие формы деонтологии связаны с «Золотым правилом» (делай/не делай другим то, что ты хотел бы/не хотел бы, чтобы другие делали тебе). Более мрачные и экстремальные формы деонтологии выражаются в таких тропах, как Принципы Фанатика. Персонажи, которые до крайности придерживаются или преследуют любой из моральных принципов, могут быть Освобожденным, Рыцарем-тамплиером или Экстремистом с благими намерениями.

Максимизировать счастье, минимизировать страдания

Цель этического гедонизма — сделать всех как можно более счастливыми, но достичь полного счастья или счастья в каждом отдельном человеке нереально. Вместо этого он стремится создать как можно больше счастья для как можно большего числа людей. Это может включать в себя такие жертвы, как создание несчастья для «немногих» или создание разрушительных страданий как необходимого зла для большего блага, однако это не обязательно должно вести к «Утопии, оправдывающей средства»; он может остановиться в какой-то гораздо более ранней точке по скользящей шкале неизбежного и непростительного между «мухи не обидит» и тоталитарно-утилитарным.

Каким бы злым или деструктивным ни был человек, этический гедонист считает, что плохо, если этот человек несчастен или обижен, поскольку его счастье так же важно, как и чье-либо еще, а его страдания так же нежелательны, как и чьи-либо другие . Этический гедонист решил бы причинить вред человеку только в том случае, если это приведет к большему количеству добра или счастья для большего числа людей. Этический гедонист причинил бы вред Славному Парню по той же причине, хотя приятные люди с гораздо меньшей вероятностью станут объектом вреда, потому что по своей природе они не намерены причинять людям вред.

Злоупотребление, насилие и другие нарушения или вредные преступления аморальны в этическом гедонизме не потому, что они плохи в принципе, как в деонтологической этике, а потому, что они приводят к страданию и печали. Во-первых, действия обычно порождают больше страданий и лишений счастья (для жертвы), чем создают счастья (для обидчика или обидчика). Во-вторых, если бы жестокое обращение было принято, люди были бы более напуганы и, следовательно, менее счастливы. Чтобы предотвратить, остановить или сдержать эти действия, этический гедонист может счесть оправданным нанесение вреда или иное лишение счастья ответственного лица, но не потому, что виновный виновен или заслуживает этого, и этический гедонист скорее найдет решение, которое не причинить боль или сделать несчастной любую из сторон.

Этический гедонист, как правило, не имеет ничего против лжи и обмана, если это делается так, чтобы не причинить вреда или страданий. Она скорее позволит своим павшим товарищам умереть счастливыми, чем позволит своей честности зайти слишком далеко. Конечно, в большинстве ситуаций этический гедонизм считает ложь и обман чем-то плохим, но не потому, что это плохо в принципе, а потому, что оно имеет тенденцию иметь непредвиденные плохие последствия. Когда кажется очевидным, что ложь не будет иметь таких плохих последствий, этический гедонист может даже счесть правду дурным поступком в этой ситуации. Это относится ко многим случаям, которые люди рассматривают как «ложь во спасение».

Стараться изо всех сил ради счастья — обязательная черта любого персонажа, который является этическим гедонистом, но не лицемерит и не является голливудским атеистом. Однако персонаж не должен быть философски склонен к счастью. Желание сделать мир лучше, распространяя или создавая счастье, может исходить из чего угодно, от простого сочувствия до религиозного поклонения божеству, которое соответствует этой концепции.

Темная сторона

Этический гедонист, стремящийся к счастью, обычно не пытается заставить людей быть «счастливыми», полностью лишить свободы воли или иным образом совершить грубые нарушения ради общего блага. Расширение этического гедонизма, которое далеко отодвигает его в область тоталитарного утилитаризма и делает персонажа экстремистом с благими намерениями.

Однако, при наличии достаточной Логики Безумного Тролля или просто отсутствия сочувствия, человеческого достоинства и духа, стоящего за принципом, ЛЮБОЙ принцип можно превратить во что-то гнусное, не нарушая его. Этический гедонизм не застрахован от этой тенденции, и его можно извратить, либо интерпретируя «счастье» таким образом, с которым не согласился бы человек, получающий «счастье», либо вынося этот принцип далеко за пределы здравого смысла для какого-то узколобого человека. крайний. Вот несколько таких примеров, когда этический гедонизм философски доводится до Логической Крайности:

  1. Мы должны максимизировать среднее счастье, что можно сделать, убив всех, кто несчастен. (Это все равно, что убивать невысоких людей, чтобы увеличить средний рост населения, или убивать бедняков, чтобы увеличить средний уровень благосостояния). Или, если вокруг есть люди, которые получают от вещей гораздо больше счастья, чем другие, то мы должны во что бы то ни стало сделать их приоритетными и удовлетворить любую их прихоть, даже если это означает пренебрежение или избавление от всего остального. Это аргумент «утилитарного монстра».
  2. Мы должны максимизировать общее счастье, а так как даже голодающие способны на счастье, мы должны воспроизвести как можно больше. Даже если эти люди сейчас живут в нищете, потому что социальные системы не могут их поддерживать, даже если они несут только унцию счастья, это дополнительная унция счастья, которую получает мир.
  3. Распространенное возражение против негативного утилитаризма — принципа, согласно которому вместо максимизации счастья мы должны в первую очередь сосредоточиться на минимизации страданий — состоит в том, что все живые существа в той или иной степени страдают, поэтому мы должны просто избавить их от страданий с помощью «Убийства из милосердия» на универсальная шкала (это предполагает, что смерть совсем не плоха и не считается страданием — часто заявляется о прекращении существования в момент смерти).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *