Структура личности платонова – Структура и теория личности

7. Психологическая структура личности ( по к.К Платонову, с.Л. Рубинштейну, з. Фрейду, и др.)

Структура личности в психологии Фрейдасостоит из трех компонентов: "Ид"- Оно (бессознательное), "Эго"- Я (сознательное) и "Супер-Эго"- Сверх-Я (совесть, идеальные установки). Ид - занимает центральное место в структуре личности на протяжении всей жизни индивида, главный его принцип - получение удовольствия от немедленного удовлетворения своих иррациональных желаний. Эго - это своего рода регулятор, пытающийся удовлетворить потребности Ид, в то же самое время не нарушая законов и традиций общества. Супер-Эго выполняет роль пропагандиста высоких нравственных идеалов, формируется в процессе воспитания.Структура личности в психологии по Рубинштейну.предложил свою концепцию сторения личности человека. Он выделял также три составляющих: 1. Направленность ( желания, мотивы, доминирующие потребности, цели). 2. Знания, умения и навыки (ЗУН), приобретенные в результате познавательной деятельности. 3. Индивидуальные особенности, выраженные в чертах характера, темпераменте, способностях

. Структура личности в психологии по Платонову К.К. Платонов рассматривал личность как совокупность биосоциальных свойств, среди которых он выделял четыре подструктуры: 1. Социально-направленные качества ( моральные качества, социальные связи). 2. Опыт (привычки и ЗУН). 3. Индивидуальные биологически обусловленные черты (характер, темперамент, задатки, потребности). 4. Формы отражения психических процессов (мышление, воля, чувства, ощущения, память). Как видно, классификация Платонова во многом совпадает с классификацией Рубинштейна, однако она более развернута. Данная модель существенно повлияла на развитие советской психологии.

8.Механизмы психологической защиты: вытеснение, подавление, отрицание, проекция, идентификация, рационализация, включение, замещение, отчуждение, компенсация, регрессия.

К механизмам психологической защиты относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение. Остановимся на характеристике каждого из названных механизмов.

Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Истинные, но неприятные мотивы вытесняются с тем, чтобы их заместили другие, приемлемые, с точки зрения социального окружения и потому не вызывающие стыда и угрызения совести. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не только плохое, что ему сделали люди, а то плохое, что он причинил себе или другим. Неблагодарность связана с вытеснением, все разновидности зависти и бесчисленные компоненты комплексов собственной неполноценности вытесняются с огромной силой. Важно, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его сознания.

Подавление. Суть механизма - исключение из сознания смысла травмирующего события и связанных с ним эмоций. Подавление развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для положительного самовосприятия, а также грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Происходит как бы сокрытие от себя факта этого негативного опыта. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, вызвавшего страх, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.Отрицание

сводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Отрицание формируется еще в детском возрасте и зачастую не позволяет человеку адекватно оценивать происходящее вокруг, что в свою очередь вызывает затруднение в поведении.

Проекция— бессознательный перенос на другое лицо, приписывание собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него нередко возникает тенденция понизить привлекательные качества пострадавшего.

Идентификация— бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя. У студентов — это механизм усвоения норм социального поведения и этических ценностей. В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

Рационализация— псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного. Так, переживая конфликтную ситуацию, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее понижения: не получив страстно желаемого, убеждает себя, что «не больно то и хотелось». Рационализация используется человеком в тех случаях, когда он, страшась осознать ситуацию, пытается скрыть от себя тот факт, что его действия побуждаются мотивами, находящимися в конфликте с его собственными нравственными стандартами.

Включение.Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.

Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект на действия с доступным объектом. Замещение разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Когда человеку не удается выполнить действие, необходимое для достижения поставленной перед ним цели, он иногда совершает первое попавшееся бессмысленное движение, дающее какую-то разрядку внутреннему напряжению. Замещающая деятельность может отличаться от исходной переводом активности в иной план, например, из практического осуществления в мир фантазии.

Изоляция или отчуждение— обособление внутри сознания травмирующих человека факторов при этом неприятные эмоции блокируются сознанием, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской в нем не отражается. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

Компенсация - бессознательная попытка преодоления реальных или воображаемых недостатков. Этот механизм развивается при формировании основных структур психики как самый поздний механизм защиты. Используется, как правило, сознательно и предназначен для сдерживания эмоции печали, горя по поводу утраты или страха утраты. Реализуется через настойчивую работу надо собой, самосовершенствование, через стремление к достижению значительных результатов в избранных для этого видах деятельности.

Регрессия - возвращение в проблемной ситуации к ранним или более незрелым (детским) формам удовлетворения потребностей и поведения. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. Регрессия развивается для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы, и, соответственно, чувства вины за неудачу ("я - малое дитя, и вы обязаны мне помочь"). Решение проблем посредством запроса о помощи. В класс "регрессии" входит также механизм "двигательная активность" - предполагающий уменьшение беспокойства, вызванного запретным побуждением, путем разрешения его косвенного выражения и через непроизвольные движения без развития чувства вины. Регрессивное поведение, как правило, поощряется взрослыми, имеющими потребность в симбиотических эмоциональных отношениях.

studfiles.net

2.1.2. Структура личности по к.К. Платонову.

Структура личности по К.К. Платонову рассматривает личность как динамическую систему. Она построена также по принципу иерархичности и включает четыре основные рядоположенные подструктуры личности. Данная структура позволяет охватить в себя и охарактеризовать все известные свойства личности и их уже достаточно хорошо изученные обобщения. 1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она может быть названа социально обусловленной подструктурой, но может более коротко быть названа и направленностью личности. Направленность, взятая в качестве целого, в свою очередь, включает в себя такие ее формы, как подструктуры: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей.

В эту подструктуру включаются различные проявления отношений исходя из пятого приведенного критерия выделения подструктур — общепринятости психологических понятий. Однако отношение более правильно рассматривать не как свойство личности, а как атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющими различные проявления его активности. Но более всего активность направленности проявляется через убеждения. Изучение этой подструктуры требует социально-психологического уровня.

Упомянутый термин «убеждение» требует уточнения. В одном значении это синоним уверенности в истинности конкретного факта или положения. В этом значении убеждения являются компонентом мировоззрения, притом наиболее существенным. Но во втором значении, акцентируемом психологами, убеждение — наивысший уровень направленности, в структуру которого входит не только мировоззрение, могущее быть пассивным, но и активизирующая его воля к борьбе за него. В этом значении убеждение — высший итог идеологического воспитания личности.

Схема иерархии основных рядоположенных подструктур

Краткое название

Подструктуры подструктур

Соотношение

Основные связи с

Уровень анализа

Виды формиро­вания

биологического

отражением

сознанием

потребностью

активностью

Направлен­ность личности

Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания

Биологического почти нет

Отношение к отражаемому на основе опыта

В основном от сознания будущего

Через отражение социальной нужды

Через убеждения

Социально-психологический

Воспитание

Опыт

Привычки, умения, навыки, знания

Значительно больше социального

Динамика форм отражения

Необходимость осознания прошлого

Через привычки

Через волевые навыки

Психолого-педагогический

Обучение

Особенности психических процессов

Вопя, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память

Чаще больше социального

Формы психического отражения

Достаточно осознания настоящего

личностную нужду

Через волю и эмоции

Индивидуально-психологический

Упражнение

Биопсихи­ческие свойства

Темперамент, половые, возрастные свойства

Социального почти нет

Механизмы психического отражения

Только стиль осознания

Через биологическую нужду

Через сипу и подвижность нервных процессов

Психофизио­логический Нейропсихо-попмеский

Тренировка

2-я подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом. Активность опыта проявляется через волевые навыки, а его изучение требует психолого-педагогического уровня.

Свойства, входящие в эту подструктуру, далеко не все психологи рассматривают как свойства личности. Действительно, только начинающий формироваться навык, как и всякое однократное действие (как и однократное, кратковременное проявление интереса в предыдущей подструктуре или психической функции в следующей), еще не свойство личности, а только кратковременный психический процесс или состояние. Но их типичные для данного индивида проявления, так же как и закрепленные знания, навык (не только умственный или волевой, но и моторный и сенсорный) и тем более умение и привычка — уже бесспорно свойство личности, В этом ведь и заключается диалектика перехода количества в качество в ряду: кратковременный процесс — состояние — свойство личности.

3-я подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Порядок этот не случаен. Психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, и без нее не могли бы ни существовать, ни развиваться другие формы отражения. Поэтому с нее и начинается этот иерархический ряд психических процессов как форм отражения. Но каждая форма отражения, закрепляясь своим видом памяти, становится свойством личности. Если механическая память открывает этот ряд, то смысловая память как бы замыкает его. Поэтому память лучше рассматривать как следовую форму отражения, пронизывающую весь иерархический ряд его форм снизу доверху.

Эмоции и ощущения как формы отражения свойственны и животным. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния. Она, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем упражнения. Изучается она в основном на индивидуальном психологическом уровне.

4-я подструктура личности объединяет свойства темперамента, или, как теперь говорят вслед за Б. М. Тепловым, типологические свойства личности. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые «органические» изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются), путем тренировки, если эта переделка вообще возможна. Большую, чем в предыдущих подструктурах, роль здесь играет компенсация. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Потому кратко эту подструктуру можно называть биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, например убежденность и заинтересованность — к 1-й; начитанность и умелость — ко 2-й; решительность и сообразительность — к 3-й; истощаемость и возбудимость — к 4-й. Другие, и их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей раз личных собственных подструктур. Примером может являться морально воспитанная воля как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур; музыкальность как взаимосвязь 3-й, 4-й и обычно 2-й подструктур. Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности также имеет свою структуру, в которую входят более тонкие связи. Например, хотя убежденность в основном относится к 1 -и подструктуре, в ее структуру входят в качестве элементов воля и соответствующие знания и умственные навыки.

studfiles.net

Структура личности по Платонову


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 30Следующая ⇒

Подход Платонова понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Выделил следующие подструктуры: направленность, опыт{знание, умение, навыки}; индивидуальные особенности различных форм отражения {ощущение, восприятие, память}, и, наконец, объединенные свойства поведения. Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.

I. Знания, умения, навыки - являются основополагающими звеньями определяющими трудовую деятельность человека. В процессе труда не только рождается продукт труда Iа, но и он сам формируется в труде. В трудовой деятельности - взаимосвязь II и III.

II. Восприятие - осознание чувственно данного предмета и явления.

Ощущение - отражение отдельного чувстенного качества.

Память - психический процесс это запись, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта.

Мышление - процесс познавательной деятельности, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности.

III. Темперамент - индивидуально своеобразное свойство психики определяющее динамику психической деятельности человека, которые везде проявляются в одинаковой мере.

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся в деятельности и общении.

Одной из наиболее значительных и убедительных концепций в области клинической психологии двфференциально-аналитическая концепция N.Peseschkian. В ней, в частности, разработана схема приоритетных отношений (ценностей) человека и описаны кардинальные психологические особенности, формирование которых можно объяснить различными ценностными приоритетами. Интерес представляет также транскультуральный подход в оценке формирования личностного смысла и личностных ценностей. Н.Пезешкиан выделяет две принципиально различные по ориентационным приоритетам культуры: западную и восточную, которые способны сформировать как особые устремления отдельного человека и общества, так и создать условиях для переработки внутриличностных и межличностных конфликтов. «Каждый человек имеет свои определенные предпочтения в способах переработки конфликтов, — пишет N.Peseschkian, — и при гипертрофии одной из форм переработки остальные отодвигаются на второй план. То, какие из форм оказываются в предпочтении, зависит в значительнойстепени от воспитания и, прежде всего, от опыта, полученного в детстве». Согласно концепции дифференциального анализа приоритеты (ценности) человека или культуры (этноса) могут быть сосредоточены в четырех областях, названных: тело/ощущения, деятельность/ работа, контакты, фантазии/будущее. В приоритеты, обозначенные условно «тело/ощущения» включаются такие ценности, как: физическое и психическое самочувствие, внешняя привлекательность, сексуальность, удовлетворенность количеством и качеством сна, принятия пищи. Вследствие развития данного приоритета в процессе воспитания вырабатываются, например, такие свойства характера, как чистоплотность, сексуальность, качество физического и психическою комфорта. К приоритетам, названным «достижения/ работа», относится ценность труда, отношение к работе, ее престижности, авторитету, карьерные ценности и пр. На их основе формируется, к примеру, пунктуальность, организованность, послушание, надежность, бережливость. Приоритетность «контактов» говорит сама за себя. В этой области ценностями становится любовь, терпение, доверие. Сфера приоритетности «фантазии/будущего» включает становление ценностей религии, интуитивных способов жизни, творчества. Каждая из четырех сфер закрепляет ценности в процессе воспитания человека с помощью концепций-девизов (житейских мудростей, на основании которых строятся взаимоотношения в семье, обществе, культуре, этносе).

«По моим наблюдениям, сделанным более чем в двадцати культурах, — пишет N.Peseschkian, — в Европе и Северной Америке на первом месте оказываются ценности из области «тело» и «деятельность», в то время как на Востоке прослеживается тенденция доминирования областей «контактов», «фантазий» и в меньшей степени «тела» (рисунки 9 и 10).

Западная модель приоритетов (ценностей, обладание которыми становится смыслом жизни им способствует обретению психологического комфорта), ориентируется на ценности сохранения собственного здоровья, внешней привлекательности, «моложавости, спортивности», сексуальности, а также карьеризма, увлеченности работой, престижности. Приоритеты заставляют изменять жизнь и отдавать этим сферам основную часть «энергии», сил и времени. Именно поэтому человек западной психологической культуры активно занимается спортом (чтобы комфортно себя чувствовать и выглядеть «на миллион долларов»), следит за собой (развивая парфюмерную индустрию), у него все «ОК» и уважает он сильных, достигших чего-либо в жизни, авторитетных и ориентируется на престижность.

Восточная модель приоритетов нацелена, в первую очередь, на контакты между людьми, близкие эмоциональные отношения, поиск смысла в жизни. Эти области становятся значимыми, часто в ущерб иным, например, пунктуальности, организованности, бережливости — характерных западных ценностей.

Личность в психоаналитшеской теория З.Фрейда рассматривается в единстве трех основных структурных компонентов души: Ид (Оно), Эго и Суперэго. Ид (Оно), как считал З.Фрейд, содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, что заложено в конституции, т.е. инстинкты. Это первоначальная, базисная структура личности, открытая как соматическим требованиям тела, так и действиям Эго и Суперэго. Содержание Ид почти целиком бессознательное. Оно включает психические формы, которые никогда не были сознательными, равно как и материал, который оказался неприемлемым для осознания. Мысли или воспоминания, вытесненные из сознания и обретающиеся среди теней Ид, по-прежнему способны-влиять на психическую жизнь человека. Эго является той частью психического аппарата, которая находится в контакте с внешней реальностью. Основной внешней задачей Эго Фрейд называет самосохранение посредством бегства, адаптации или деятельности; основной внутренней задачей — контролирование инстинктов в виде подавления, ослабления, сублимации, исходя из обстоятельств и требований внешнего мира. Суперэго служит судьей (цензором) деятельности и мыслей Эго. Это, по мнению З. Фрейда, хранилище моральных установлений, норм поведения. Базисными функциями Суперэго являются совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

С позиции психоаналитической теории становление личности происходит на основе принципов удовольствия, реальности и постоянства. Принцип удовольствия утверждает, что психика стремится к достижению удовольствия и избегания боли; принцип реальности говорит о том, что у человека отмечается стремление к приведению бессознательных индивидуалистических стремлений к получению удовольствия в соответствие с требованиями внешнего мира, с объективной реальностью; принцип постоянства указывает на то, что психический аппарат обладает тенденцией удерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком и постоянном уровне.

Теория аналитической психологии К. Юнгарассматривает личность как совокупность архетипов. Под архетипом личности понимается форма и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих прообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимание людей. К. Юнг выделял пять основных архетипов личности: самость, анима и анимус, тень, эго и персону. Самость он называл архетипом порядка и целостности личности. Анима и анимус представляют интерсексуальные связи в душе каждого индивидуума (первый — у мужчины, второй — у женщины) и фокусируют весь психологический материал, который не удовлетворяет сознательному представлению человека о себе как о мужчине или женщине. Тенью К.Юнг обозначал центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания и включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам. Эго — это психическое образование, возникающее из бессознательного и создающее разделение между бессознательным и сознанием. Под персоной понимается представление о том, какими мы предстаем перед миром. Персона тождественная понятию характера и включает социальные роли, индивидуальный стиль выражения эмоций. По мнению К.Юнга, человек рождается не только с набором биологических свойств, но и с психологическим наследством в виде «коллективного бессознательного». Оно содержит психический материал, который не может возникнуть в личном опыте и который способствует формированию многих личностных качеств.

С точки зрения индивидуальной психологииА.Адлера личность формируется под влиянием стремления человека к совершенствованию и превосходству. Существенным для клинической психологии в плане понимания психологии больного и развития его личности в условиях болезни является мнение А.Адлера о том, что люди со значительной слабостью органов часто пытаются компенсировать это, развивая какую-либо сферу деятельности, оставшуюся доступной для развития. «Почти у всех выдающихся людей мы находим какое-либо несовершенство органов, тяжелые болезни, особенно в детские годы — писал он. — Создается впечатление, что они встретили значительные препятствия в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности». Т.е. у человека в процессе столкновения с проблемами с соматическим здоровьем происходит гиперкомпенсация дефекта. Особенно ярко она проявляется в случаях сочетания соматической неполноценности «комплексом неполноценности» психологического свойства. Формирование личности рассматривается в индивидуальной психологии как формирование жизненных целей, начинающееся в детстве как компенсация чувства неполноценности, не безопасности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. При этом жизненные цели служат защитой против чувства бессилия, мостом между не удовлетворяющим настоящим и ярким, могущественным, совершенным будущим.

В гештальтпсихологииличность человека рассматривается сквозь призму способности перейти от опоры на среду и регулирование средой к опоре на себя и саморегуляцию. Условием достижения гармоничного равновесия между организмом и средой является созна-вание иерархии потребностей. Ф.Перлс считал процесс сознавания центральным пунктом психологии личности, способствующим личностному росту. В основу сознавания он включал понимание организма как целого, принципы «здесь и теперь» и «как и почему». Жизнь в настоящем («здесь и теперь») представлялась Ф.Перлсу признаком личностного психологического здоровья, отличающего гармоничного человека от невротика. Не менее важным принципом считается и осознание индивидуумом процессов совершения поступков («как») и их каузальной детерминации («почему»). «Каждый элемент существования человека — писал Ф.Перлс, — может быть понят как часть одного или нескольких гештальтов, т.е. элемент не может быть понят как «следствие» какой-то «причины» отдельно от целостной матрицы причин, которые в это вовлечены. Наиболее важным выводом гештальтпсихологии для клинической психологии и психологии личности следует считать вывод о том, что принцип-иерархии потребностей всегда действует в человеке и важная незаконченная ситуация всегда проявится, если только человек просто осознает собственный опыт себя.

Бихевиоризм(поведенческий подход к анализу психологии личности) рассматривает личность человека как сумму паттернов поведения генетической природы. Любой поступок человека видится как выработанная привычка, сформированная по механизмам рефлексов. Б.Скиннер описал несколько способов становления и закрепления паттернов поведения и возникновения личностных черт: обусловливание и подкрепление. Оперативным обусловливанием называется процесс формирования и поддержания определенного поведения посредством его следствий. Подкрепление отличается от обусловливания только временным параметром. Обусловливание производится до какого-либо действия или поступка, а подкрепление после. К примеру, можно попытаться сделать человека честным обусловливая и подкрепляя это качество: вознаграждая или лишая человека чего-либо в зависимости от проявления или не проявления данного качества. При этом при процессе обусловливания награда или наказание будут обговориваться заранее (до совершения поступка), а при процессе подкрепления — по его завершению. Таким образом, бихевиоризм вторгся в сферу воспитания черт характера, сформулировал собственный подход к этому важному процессу и описал способы управления поведением.

Э.Фромм с позиции гуманистической психологии попытался сформулировать значимые для личности человека параметры, используя понятия «обладания» и «бытия», на основании которых происходит формирование тех или иных качеств личности. Обладанием называется процесс присвоения себе каких-либо внешних или внутренних свойств, качеств, объектов и функций и получение удовлетворения от самого процесса обладания ими. Противостоит ему процесс бытия, существования, характеризующийся получением удовлетворения от жизни. Человек может быть нацелен на одну из систем «У меня есть...» или «Я есть...». По мнению Э.Фромма обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного их которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера. Наиболее ярко подобная альтернатива представлена в отношении к жизни и смерти — центральной проблеме человеческого существования. Э.Фромм описал две личностные стратегии» обусловливающие выработку специфических качеств человека — страх смерти или утверждение жизни. Отношение к жизни и смерти может рассматривается как сквозь призму обладания, так и сквозь призму бытия. Основываясь на первой платформе страх смерти трактуется как страх потерять то, что имеешь. Вторая же платформа способна предотвратить развитие интенсивного страха смерти в связи с мировоззренческой позицией бытия. Бытие существует только «здесь и сейчас», в то время как обладание проецируется на любое время (прошлое, настоящее и будущее). При ориентации на обладание человек привязан к тому, что накоплено им в прошлом: к деньгам, земле, славе, социальному положению, знаниям, детям, воспоминаниям. Нацеливаясь на будущее человек предвосхищает то, чем он сможет обладать в перспективе. Всего этого можно избежать, если исключить главенствующее давление времени. Время не довлеет над бытием.

В рамках гуманистической психологии важную значение имеют работы А.Маслоу о психологии самоактуализации. Наивысшим развитием личности он считал самоактуализацию личности — «наиболее полное использование собственных талантов, способностей и возможностей» в отличие от среднего человека, который живет с «заглушенными и подавленными способностями». Теория самоактуализации описала восемь путей — типов поведения для наиболее гармоничного личностного роста: 1) более полное переживание того, что происходит в нас и вокруг нас; 2) если жизнь является процессом постоянного выбора (между безопасностью и ростом, прогрессом и регрессом), то каждый выбор должен основываться на выборе в пользу личностного роста; 3) научение подстраиваться к своей собственной внутренней природе, быть актуальным — реальным, существовать фактически; 4) честность и принятие на себя ответственности за свои действия и поступки; 5) учиться верить своим суждениям и действовать в соответствии с ними; 6) максимальное использование своих способностей и разума; 7) быть интегрированным в мир; 8) обнаружение своих психологических защит от мира и работа отказа от них.

60.

Личностное расстройство возникает обычно в позднем детстве или подростковом возрасте и продолжает проявляться в периоде зрелости. Поэтому диагноз личностного расстройства ставится после 16—17-летнего возраста.

Аномалия является компенсацией или декомпенсацией каких либо травм личности в детстве.

В основе аномалии лежат симпотомо-комплексы, симптом – признак, характеризующий расстройство, симпотомо-комплекс – несколько симптомов, вместе образующих клиническую картину.

Аномальные типы личности по МКБ-10:

1. Параноидное расстройство – характеризуется чрезмерной чувствительностью к фрустрации, подозрительностью, злопамятностью, постоянным недовольством окружающими и тенденцией относить всё на свой счёт.

2. Шизоидное расстройство личности - характеризуется склонностью избегать эмоционально насыщенных взаимоотношений путём излишнего теоретизирования, замыкания в себе, ухода в фантазии. Кроме того, шизоидные личности часто склонны не придавать значения превалирующим социальным нормам.

3. Диссоциальное расстройство личности - характеризующееся игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью и крайне ограниченной способностью формировать привязанности.

4. Эмоционально не устойчивое расстройство личности - характеризуется эмоциональной неуравновешенностью, импульсивностью, низким самоконтролем. Выделяются две разновидности данного расстройства: импульсивный тип(эмоциональная неуравновешенность, импульсивность, низкий самоконтроль, повышенная склонность к агрессивным вспышкам) и пограничный тип(импульсивность, низкий самоконтроль, эмоциональная неустойчивость, нестабильная связь с реальностью, высокая тревожность и сильный уровень десоциализации).

5. Истерическое расстройство - характеризуется неиссякающей потребностью в получении внимания, неустойчивой самооценкой, переоценкой значимости пола, наигранным поведением.

6. Ананкастное расстройство - характеризуется чрезмерной склонностью к сомнениям, поглощённостью деталями, излишним перфекционизмом, упрямством, а также периодически возникающими обсессиями(периодически, через произвольные промежутки времени, возникающая у человека навязчивая мысль (идея), не поддающаяся сознательномуконтролю) и/или компульсиями(специальные «ритуалы», выполнение которых позволяет избавиться на некоторое время от навязчивой мысли, повторяющиеся действия призванные снизить тревожность от обессий ).

7. Тревожное расстройство - характеризуется постоянным стремлением к социальной замкнутости, чувством неполноценности, чрезвычайной чувствительностью к негативным оценкам окружающих и избеганию социального взаимодействия.

8. Зависимое расстройство личности - характеризующееся повышенным ощущением беспомощности, некомпетентности и нежизнеспособности без поддержки других людей, потребность в которой ощущается большую часть времени.

Личностное расстройствоимеет место если нарушения не объясняются прямым образом обширным повреждением или заболеванием мозга или другим психическим расстройством и удовлетворяют следующим критериям:

1. заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например, аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятияи мышления, а также стиль отношения к другим людям; в разных культуральныхусловиях может оказаться необходимой разработка специальных критериев относительно социальных норм;

2. хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни;

3. аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчетливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций;

4. вышеупомянутые проявления всегда возникают в детстве или подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде зрелости;

5. расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения времени;

6. обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности.

 

 

Теория невроза

1) И. П. Павлов показал, что лицам, заболевающим истерией, более свойственен слабый художественный тип, а лицам, страдающим психастенией, — слабый мыслительный тип. Неврастеникам свойственен слабый средний тип высшей нервной деятельности.

Истерия, по И. П. Павлову, представляет невроз, характерный для слабой нервной системы, в силу этого склонной к разлитому пассивному торможению коры головного мозга и отличающейся не только преобладанием первой сигнальной системы, но и перевесом подкорковых реакций, связанных с повышенной эмотивностью, «буйством» подкорки. Механизм истерической реакции, по Павлову, заключается в том, что возникающее в коре возбуждение вызывает вследствие корковой слабости торможение в других отделах коры и вместе с тем значительное возбуждение подкорковой области, которое, поддерживая возникающий очаг возбуждения в коре, также усиливает торможение других областей коры.

Другую форму невроза — психастению — характеризует неуверенность, сомнения, нерешительность и безволие, свидетельствующие одновременно о слабости корковой деятельности и о недостаточности реакций первой сигнальной системы. Отсюда же, по Павлову, проистекает утрата психастеником чувства реальности (Жанэ), когда окружающее вызывает сомнение в реальности его существования.

Разделяя неврастению на гиперстеническую и гипостеническую формы, И. П. Павлов первую рассматривал как результат ослабления процесса внутреннего торможения, а вторую как результат ослабления и раздражительного и тормозного процессов.

И. П. Павлов подверг анализу состояния, которые назывались навязчивыми. На основе сопоставления клинической картины этих болезненных состояний и данных, полученных в ходе опытов на животных, он пришел к выводу, что сущность нарушения при навязчивых состояниях заключается в образовании в коре головного мозга очага застойного возбуждения или торможения.

И. П. Павлов указывал на сходство и различие между неврозами навязчивости и паранойей — психическим заболеванием с систематизированным бредом. Хотя между этими состояниями существует ряд переходов, но при неврозе навязчивости обычно обнаруживается критическое отношение, сознание болезненности своего состояния, а при паранойе этой критики нет. Общим для обоих заболеваний является болезненная устойчивость в одном случае навязчивой, в другом — бредовой идеи. Физиологически этой устойчивости некоторых симптомов соответствует инертность нервных процессов в отдельных участках коры головного мозга с фазовым изменением их реакций (ультрапарадоксальная фаза). Вместе с тем И. П. Павлов показал, что в основе психастении и невроза навязчивости лежат разные нервные механизмы и что отождествлять эти болезненные состояния, как это делает Жанэ, нельзя.

2) Большая роль принадлежит В. М. Бехтереву в разработке вопроса о неврозах и пограничных состояниях. Так, им впервые описаны объективные признаки расстройств чувствительности при неврозах на основе изменения вегетативных, в частности, сосудистых, потовых, температурных рефлексов в областях измененной чувствительности (1893). Им же предложена на основе условных рефлексов диагностика симуляции функциональных и органических параличей и расстройств чувствительности. В. М. Бехтереву принадлежит описание разнообразных обсессивных нарушений. Он же предложил применить учение об условных рефлексах для объяснения природы обсессий, половых извращений и ряда истерических расстройств. Заслуживает особого внимания то, что В. М. Бехтерев для объяснения истерических расстройств привлек теорию парабиоза Н. Е. Введенского. Различные состояния парабиоза соответствуют переходным фазам или гипноидным фазам И. П. Павлова.

3) Патогенной основой различных форм неврозов, согласно представлениям Мясищева, являются противоречия в тенденциях и возможностях личности, с одной стороны, в требованиях и возможностях, которые ей предъявляет действительность, — с другой. Невротические расстройства могут возникать в тех случаях, когда жизненные обстоятельства затрагивают обобщенные, особо значимые, эмоционально насыщенные отношения личности, занимающие центральное место в системе ее отношений к действительности. Индивидуальные особенности таких отношений обусловливают ее невыносливость в той или иной ситуации. Мясищевым были уточнены типичные черты личности, предрасполагающие к различным формам неврозов: почвой для истерии служит столкновение стремлений эгоцентрической личности с требованиями действительности; неврастения развивается при непосильных требованиях личности к себе, не противоречащих общественным нормам; невроз навязчивых состоянии возникает у личности, не способной разрешить свои внутренние противоречия, обычно в ситуации, требующей выбора в вопросах этики. В каждом конкретном случае патогенное противоречие имеет индивидуальное, конкретное содержание, выявление которого очень важно для психотерапии.

**

Формы.

1)Психастения (от др.-греч. ψυχή — душа и ἀσθένεια — бессилие, слабость) — психическое расстройство, на данный момент классифицируемое как невроз. Психастения в переводе с греческого языка означает "душевная слабость" (в отличие от неврастении - "нервная слабость").

Больные жалуются на то, что окружающее воспринимается ими "как во сне", собственные действия, решения, поступки кажутся недостаточно ясными и точными. Отсюда - постоянная наклонность к сомнениям, нерешительность, неуверенность, тревожно-мнительное настроение, робость, повышенная застенчивость.
Вследствие постоянных сомнений в правильности сделанного человек часто стремится переделывать только что законченное дело. Все это вместе взятое создает у больного тягостное ощущение собственной неполноценности. Вымышленная неприятность не менее, а, может быть, более страшна, чем существующая.
Больные психастенией часто предаются всевозможным размышлениям отвлеченного характера; мысленно в своих мечтах они способны пережить многое, но от участия в реальной действительности всячески стараются уклониться. Описано так называемое профессиональное безволие (абулия) больных психастенией, проявляющееся прежде всего на работе, при выполнении своих непосредственных обязанностей, когда человек с психастеническими расстройствами часто начинает испытывать сомнения и проявлять нерешительность. Нередко при психастении развиваются различные ипохондрические и навязчивые состояния.
Психастенические черты характера, как и многие другие невротические нарушения, могут проявляться уже в молодом возрасте. Однако отдельные и неярко выраженные проявления еще не дают основания говорить о психастении как о болезни. Если же они под влиянием психогенно травмирующих обстоятельств нарастают, усложняются, становятся главенствующими в психической деятельности человека, имеются основания говорить не о своеобразии характера, а о болезненном невротическом состоянии, мешающем человеку жить и работать.
Психастенические расстройства во время болезни носят обычно постоянный характер, но вначале больной справляется с ними сам. Если же травмирующие обстоятельства сохраняются и усиливаются, а систематического лечения нет, проявления заболевания могут нарастать.




infopedia.su

Структура личности по К. К. Платонову — МегаЛекции

В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структу ру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенно сти человеческого организма, а высший уровень определялся социаль ными и духовными особенностями личности (рис. 20.4).

Рис. 20.4 Структура личности по К. К. Платонову

Первая подструктура — это биологический фундамент личности, который определяется полом, возрастом и особенностями протекания биохимических и нервных процессов.

Вторая структура — формы отражения, которые зависят от особенностей познавательных процессов человека — его внимания, памяти, мышления, восприятия и ощущений.

Третья подструктура — жизненный опыт, основу которого составляют знания, умения, навыки и привычки.

Четвертый уровень личности — ее направленность, которая определяется убеждениями человека, его ценностями, мировоззрением, желаниями, влечениями, стремлениями и идеалами.

Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим, При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них.

Например, социальная направленность предпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов, она ориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, вто время как у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности, так у всех успешных предпринимателей, независимо от пола и возраста, отмечаются такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, активность и т. д., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности.



Направленность личности

Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность. Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития в процессе обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т.д.

Компоненты направленности личности отражены в табл. 20.2.

Таблица 20.2. Отдельные компоненты направленности личности

Компонент направленности личности Содержание понятия
Влечение Не полностью осознанное стремление к достижению чего-либо, неосознаваемая потребность
Желание Потребность, четко осознаваемая человеком
Стремление Желание, в котором присутствует волевой компонент, то есть готовность к преодолению препятствий
Идеал Образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида
Ценности Предметы пли явления окружающей действительности, особо значимые для человека (семейные, материальные, статусные и другие ценности)
Установка Готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида
Цель Желаемый и представляемый в сознании результат конкретной деятельности человека
Мировоззрение Система взглядов и представлений о мире, обществе, природе, самом себе (различают религиозное, политическое, экономическое; этическое и другие виды мировоззрения)
Убеждение Высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностями ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений

Выделяют три основных вида направленности личности: общественная, деловая и личная.

Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.

Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для него не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственно го благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, свои ми чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Структура личности (по К.К.Платонову) — Мегаобучалка

Таблица 15

Подструктура Качества Соотношение биологического и социального  
     
     
Подструктура направленности убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы социальный уровень  
     
     
Подструктура опыта умения, знания, навыки, привычки социально-биологический уровень  
     
Подструктура форм отражения особенности познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, ощущения, восприятия и эмоции) биосоциальный уровень  
     
     
Подструктура конституциональных свойств скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые и возрастные свойства биологический уровень  
 
 
 
 

субъекта — внутреннего состояния готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отноше-, нию к объектам и явлениям окружающей действительности. В свою очередь механизм установки рассматривается не уровне неосознаваемой деятельности, с помощью которой осуществляется удовлетворение той или иной потребности. Структура личности в понимании К.К.Платонова представляет собой соотношение биологического и социального на уровне четырех подструктур (таблица 15).

Многие теории личности подробно рассматривали проблему жизненного пути (судьбы) личности. По сути о судьбе, т.е. истории и развитии человека можно говорить, имея ввиду только личностные качества. Поскольку оценивать и анализировать жизненный путь человека исходя из свойств его темперамента или черт характера было бы несправедливым. Судьба не задана и не может вершиться на основании биологических законов или психологических привычек. Человек на личностном уровне творит свою судьбу. Причем этот творческий процесс базируется на выборе смысла жизни. Многие люди задаются вопросом, что для развития личности более значимо: получение смысла или его самостоятельный поиск. На этот вопрос по-разному отвечаютлредставители религии и представители науки (философии). Для первых, развитие личности немыслимо без получения человеком изначального смысла существования, предоставляемого свыше; для вторых — без приобретения смысла в процессе познания сущности бытия.



С точки зрения представителя гуманистической психологии В.Фран-кла, «поскольку жизнь является вереницей уникальных ситуаций и человек уникален как в сущности, так ив существовании, смысл его жизни также уникален», т.е. «нет такой вещи как универсальный смысл жизни, а есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций». При этом все же следует помнить, что существуют смыслы, которые разделяют множество людей или они присущи людям определенного общества. Такие смыслы обозначаются ценностями. Считается, что обладание ценностями облегчает поиск смысла. С точки зрения В.Франкла существенным является тот факт, что ценности, в отличии от смыслов, построены по иерархическому принципу, и человек волен выбирать ценности. Смыслы же опосредуются ответственностью и совестью. «Истинный смысл следует искать при помощи совести — исключительно человеческого феномена,» — писал В.Франкл. Он ярко выразил свою позицию о смысле жизни в психотерапевтической беседе в камере смертников с приговоренным к казни, сказав, что «жизнь либо имеет смысл и в

-215-

таком случае он не зависит от ее продолжительности, либо она не имеет смысла и в таком случае было бы бесцельным продолжать ее». Существенными признаками экзистенциального существования человека, делающими его гармоничным, В.Франкл назвал духовность, свободу и ответственность. Духовность отражает нравственную сторону жизни, формируя качества личности, нацеленные на блага других. Свобода представляет собой свободу по отношению к влечениям, наследственности и среде. Экзистенциальный анализ признает человека не только свободным, но и ответственным. Человек, в первую очередь, ответственен за поиск и осуществление смысла и реализацию ценностей. По мнению В.Франкла он несет ответственность за наслаждение и ценность, влечение и смысл перед совестью и Богом.

Проведенный выше анализ теорий личности и современное положение в области клинической психологии показывает, что, наряду с понятием гармоничного характера, позволительно говорить о гармоничной личности. Под гармоничной личностью мы понимаем индивида, который в процессе социализации осознанно сформировался как человек, обладающий ответственностью за собственную судьбу и совершаемые поступки, самостоятельностью и автономностью в принятии решений, руководствующегося в своей жизни нравственными законами. Можно утверждать, что гармоничная личность живет в соответствии с девизом: «Мне никто ничего не должен». Этот принцип следует понимать как отказ от предъявления претензий окружающим (родителям, детям; государству и пр.) в случаях жизненных неудач. В рамках психологии аномального и де-виантного развития личности все перечисленные качества предстают инверсными. Ответственность заменяется долженствованием, самостоятельность — зависимостью, нравственность безнравственностью.

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

Вопрос 1.Неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека обозначается термином:

а) темперамент

б) характер

в) личность

г) индивид

д) индивидуальность

Вопрос 2. В структуру индивидуальности входят вес нижеперечисленные составляющие за исключением:

а) индивидуальные свойства организма

б) индивидуальные психофизиологические свойства

в) индивидуальные генетические качества

г) индивидуальные психические свойства

д) индивидуальные социально-психологические свойства

Вопрос 3. Макроморфологическая подсистема общей конституции, отражающая основные особенности динамики онтогенеза, метаболизма, общую реактивность организма и энергодинамические свойства, называется:

а) морфофенотипом

б) темпераментом

в) характером

г) личностью

д) психотипом

Вопрос 4. Психологической составляющей индивидуальности считается:

а) темперамент

б) характер

в) личность

г) морфофенотип

д) архетип

Вопрос 5. К клиническим параметрам темперамента относится все нижеперечисленные за исключением:

а) эстетичности

б) эмоциональности

в) скорости мышления

г) скорости двигательных актов

д) коммуникабельности

Вопрос 6. Сходными по параметру эмоциональности (впечатлительности) являются:

а) холерик и меланхолик

б) холерик и сангвиник

в) меланхолик, и сангвиник

г) холерик и флегматик

д) сангвиник и флегматик

Вопрос 7. Сходными по параметру импульсивности являются:

а) холерик и меланхолик

б) холерик и сангвиник

в) меланхолик и сангвиник

г) холерик и флегматик

д) сангвиник и флегматик

Вопрос 8.Совокупность индивидуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, зафиксированная в привычках и манерах система взаимоотношений с окружающими называется термином:

а) темперамент

б) характер

в) личность

г) индивидуальность

д) индивид

Вопрос 9.К параметрам гармоничного характера относится все из нижеперечисленного за исключением:

а) зрелость

б) здравомыслие

в) автономность

г) гибкость самооценки

д) нравственность

Вопрос 10.Перфекционизм входит в структуру: '

а) истерических черт характера

б) шизоидных черт характера

в) психастенических черт характера

г) паранойяльных черт характера

д) эпилептоидных черт характера

Вопрос 11.Склонность к повышенной аккуратности входит в структуру:

а) истерических черт характера

б) шизоидных черт характера

в) психастенических черт характера

г) паранойяльных черт характера

д) эпилептоидных черт характера

Вопрос 12.Шизоидные черты характера включают все из нижеперечисленного за исключением:

а) алекситимия

б) замкнутость

в) ангедония

г) паратимии

д) эксцентричность поведения

Вопрос 13.Повышенная подозрительность в сочетании со склонностью к образованию сверхценных идей входит в структуру:

а) истерических черт характера

б) шизоидных черт характера

. в) психастенических черт характера

г) паранойяльных черт характера

д) эпилептоидных черт характера

Вопрос 14.Тип воспитания, включающий чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности, обозначается:

а) «кумир семьи»

б) гиперопека

в) гипоопека

г) «ежовые рукавицы»

д) парадоксальная коммуникация

Вопрос 15.Формированию истерических черт характера в большей степени способствует воспитание по типу:

а) «кумир семьи»

б) гиперопека

в) гипоопека

г) «ежовые рукавицы»

д) парадоксальная коммуникация

Вопрос 16.Ценностные ориентации (в частности, в отношении смысла жизни) являются характеристикой:

а) особенностей темперамента

б) особенностей характера

в) личностных особенностей

г) морфофенотипа

д) все ответы правильны

Вопрос 17.В понятие гармоничной личности включается все из ниже-перчисленного за исключением:

а) доброты

б) ответственности

в) самостоятельности

г) нравственности

д) автономности

Вопрос 18.В соответствии с дифференциально-аналитической теорией Н.Пезешкиана в западную систему ценностей включается все из нижеперечисленного за исключением:

а) широкий круг друзей

б) привлекательная внешность

в) престижная работа

г) хороший заработок

д) активная сексуальная жизнь

Вопрос 19.Принципы удовольствия, реальности и постоянства являются важными для формирования личностных качеств в соответствии с воззрениями:

а) З.Фрейда

б) К.Юнга

в) А.Адлера

г) В.Франкла

д) Э.Фромма

Вопрос 20.Принципы «обладания» и «бытия» являются важными для формирования личностных качеств в соответствии с воззрениями:

а) З.Фрейда

б) К.Юнга

в) А.Адяера

г) В.Франкла

д) Э.Фромма

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Б.С.Братусь. Аномалии личности. М., 1988, 301 с.

К.Леонгард. Акцентуированные личности. Киев, 1981, 392 с.

В.С.Мерлин. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М., 1986, 256 с.

В.Н.Мясищев. Личность и неврозы. Л., 1960,400 с.

К.К.Платонов. Структура и развитие личности. М., 1986, 256 с.

Н.Пезешкиан. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993.

С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии (в 2-х томах), М., 1989.

Дж.Фейдимен, Р.Фрезер, Личность и личностный рост (в 4-х выпусках). М., 1994.

А Франка. Человек в поисках смысла. М, 1990, 368 с.

Э.Фромм. Иметь или быть? М., 1990, 336 с.

К.Юнг. Психологические типы. М, 1995, 716 с.

Глава 5
ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО

megaobuchalka.ru

Структура личности по К.Платонову.

Количество просмотров публикации Структура личности по К.Платонову. - 776

Структура личности по К. К. Платонову

В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности (рис. 20.4).

Рис. 20.4 Структура личности по К. К. Платонову

Первая подструктура — это биологический фундамент личности, который определяется полом, возрастом и особенностями протекания биохимических и нервных процессов.

Вторая структура — формы отражения, которые зависят от особенностей познавательных процессов человека — его внимания, памяти, мышления, восприятия и ощущений.

Третья подструктура — жизненный опыт, основу которого составляют знания, умения, навыки и привычки.

Четвертый уровень личности — ее направленность, которая определяется *-убеждениями человека, его ценностями, мировоззрением, желаниями, влечениями, стремлениями и идеалами.

Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них.

К примеру, социальная направленность предпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов она ориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, в то время как у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности, так у всœех успешных предпринимателœей, независимо от пола и возраста͵ отмечаются такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, активность и т. д., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности.

47. Понятие ʼʼскриптовʼʼ и их влияние на жизненный путь человека.

крипт (от англ. script – сценарий) — элемент памяти. Схема события, которая включает в себя ряд отдельных эпизодов. Предполагается, что именно в форме скриптов организованы знания в памяти.

Представители теории ʼʼскриптовʼʼ в когнитивной психологии (Ж.Ф. Лейнс, Б. Дарден, С. Фиске) рассматривают сценарий как автоматизированную схему, в значительной степени определяющую особенности жизнедеятельности человека. В данном направлении сложилось понимание сценариев как событийных схем (ʼʼскриптовʼʼ), включающих представления об организованных последовательных событиях, целях поведения, возможных ролевых предписаниях, а также фокусных изменчивостях в последовательности или содержании событий. Скрипты служат для автоматизации – ʼʼкодировкиʼʼ часто повторяющихся в обыденной жизни последовательностей событий.

Отечественная психология, осуществляющая рассмотрение проблемы планирования жизненного пути личности и самореализации в контексте субъектного, смыслового и бытийного подходов, позволяет представить жизненный сценарий как смысловую систему, зависящую не только от социализирующего влияния, но и выстраиваемую самой личностью. В концепции жизнетворчества Л.В. Сохань положено представление о жизни человека как творческом процессе. Разрабатывая, корригируя и осуществляя свой жизненный сценарий, личность овладевает искусством жить – особым умением, базирующимся на глубоком знании жизни, развитом самосознании и владении системой средств, методов и технологий жизнетворчества. Жизнетворчество выступает способом решения текущих, среднесрочных и перспективных жизненных задач. Это процесс упорядочивания личностной событийной картины жизни, процесс ее самосовершенствования.

Наряду с понятием ʼʼжизненный сценарийʼʼ в психологических исследованиях в психотерапии используются и другие содержательно схожие категории, такие как ʼʼжизненный путьʼʼ, ʼʼжизненная стратегияʼʼ, ʼʼварианты жизниʼʼ, ʼʼстиль жизниʼʼ, ʼʼжизненная задачаʼʼ, ʼʼвременная перспективаʼʼ, ʼʼжизненная перспективаʼʼ, ʼʼжизненная рольʼʼ, ʼʼжизненная позицияʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
(К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Т.Н. Березина, Э. Берн, Ш. Бюлер, Е.И. Головаха, Н.В. Гришина, В.Н. Дружинин, П. Жане, П.Б. Кодесс, Л.Н. Коган, Е.Ю. Коржова, Ж.А. Леснянская, Н.А. Логинова, Ж. Нюттен, Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейн, А.Е. Созонтов, Л.В. Сохань, Й. Стюарт, К. Штайнер и др.). Эти термины различаются объектами будущего, уровнем обобщения и, вследствие этого, разным прикладным потенциалом, но за каждым из этих явлений, относящихся к будущему человека, стоят совершенно конкретные психические явления: переживания, жизненные планы, цели, ценности, уровни притязания, смысл жизни и т.д.

referatwork.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о