Гедонистические представления о смысле жизни
Добро пожаловать! > Философия жизни и смерти > Гедонистические представления о смысле жизни
Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение) — это учение, первоначально развитое древнегреческой философской школой киренаиков и считающее стремление к чувственным удовольствиям и наслаждениям смыслом жизни человека. Её основатель, философ Аристипп, утверждал, что только толпа стремится к вещам и благам, мудрый же — к удовольствиям, которые он получает от вещей и благ. Гедонизм опирался в своих построениях на сократовскую идею внутренней свободы личности и её независимости от обстоятельств внешнего мира. Киренаики учили, что непосредственное физическое наслаждение, является единственным и подлинным благом в жизни человека. Жизнь есть совокупность моментов настоящего, каждый из которых должен быть наполнен как можно более сильным и острым удовольствием. Для умножения и интенсификации удовольствий хороши все средства и пути. Ничто иное, как удовольствие, является критерием добра и зла. Богатство, власть, слава — все подчинено наслаждению, его достижению и продлению. Наслаждение, удовольствие — главный мотив всех человеческих поступков и деяний.
Эпикур, также считавший наслаждение единственным благом, к которому стоит стремиться, определял его негативно, как состояние отсутствия страдания. Он говорил, что предел величины удовольствия есть устранение всякого страдания, а где есть удовольствие, там, пока оно есть, нет страдания и печали. В письме к Менекею он, в частности, писал: «Мы имеем надобность в удовольствии тогда, когда страдаем от отсутствия удовольствия; а когда не страдаем, то уже не нуждаемся в удовольствии. Поэтому-то мы и называем удовольствие началом и концом счастливой жизни… Так как удовольствие есть первое и прирожденное нам благо, то поэтому мы выбираем не всякое удовольствие, но иногда мы обходим многие удовольствия, когда за ними следует для нас большая неприятность; также мы считаем многие страдания лучше удовольствия, когда приходит для нас большее удовольствие, после того как мы вытерпим страдания в течение долгого времени. Таким образом, всякое удовольствие по естественному родству с нами есть благо», но не всякое удовольствие следует выбирать, равно как и страдание всякое есть зло, но не всякого страдания следует избегать».46 Высшей формой счастья, идеалом жизни, по Эпикуру, является атараксия — блаженное состояние свободы от телесных страданий и душевных тревог, от болезней тела и страхов души.
И киренаики, и Эпикур пытались провести грань между бездумным, животным стремлением к чувственным наслаждениям, и человеческими попытками сделать чувственные удовольствия смыслом жизни. Они настаивали на том, что люди способны разумно относиться к наслаждениям, ибо отдают себе отчет в последствиях, которые они за собой влекут. В XIX веке попытку рационализировать гедонистическое мировоззрение предпринял утилитаризм — течение в этике, которое заменило принцип удовольствия и наслаждения принципами «пользы» и «счастья», понимаемыми не как единичные и мимолетные переживания, а как длительные состояния.
Утилитаризм призывал отдаваться не любому влечению и удовольствию, а делать выбор между ними с расчетом их последствий, взвешивать все выгоды и невыгоды. Иеремия Бентам — один из классиков утилитаризма — построил даже целую «моральную арифметику», представляющую собой целую систему мер расценки удовольствий с точки зрения их силы, длительности, прочности и т.д., систему, которая должна бы была помочь дать правильный расчет наибольшей пользы в жизни. Несостоятельность этой «бухгалтерии» удовольствий и страданий очевидна. Человеческие переживания исключительно субъективны и не могут быть подведены под универсальные арифметические расчеты. Оно и то же явление в различной обстановке, при различных настроениях у одного и того же человека вызывает разное отношение, разные переживания. Так же различно переживаются удовольствия и страдания у разных людей.
Джон Стюарт Милль и Н.Г.Чернышевский, также придерживающиеся утилитаристской концепции, пытались оценивать удовольствие не с количественной, а с качественной точки зрения. Они предложили различать удовольствия «высшего» и «низшего» порядка, «достойные» и «недостойные» человека, и «истинное» счастье и пользу видеть только в «разумных удовольствиях», в «разумной» пользе. Например, удовольствия интеллектуальные выше удовольствий чувственных, альтруистические выше эгоистических. Счастье и довольство недостаточны для человека. «Лучше быть недовольным Сократом, чем довольным дураком», говорил Дж.Ст.Милль. А русский писатель Н.Г.Чернышевский, в романе «Что делать?» выводит из эгоизма всю общественную мораль вплоть до необходимости жертвовать жизнью ради другого.
Оценивая гедонистические представления о смысле жизни, нужно иметь в виду, что суть дела заключается не с том, какие конкретно удовольствия объявляются высшим благом. Они могут быть самыми разными. Удовольствие от чревоугодия и удовольствие, получаемое от занятий наукой или от миссионерского служения, оцениваются по-разному. Но между ними не будет принципиального различия, если рассматривать следование им без связи с какой-либо объективной целью и ценностью, выходящей за пределы индивидуального бытия. Занятие наукой имеет подлинный смысл не потому, что оно приносит наслаждение ученому, а потому что оно ценно с точки зрения общечеловеческой.
Смысл жизни человека
Важным аспектом философского осмысления человека является учет естественного движения замкнутому кругу: рождение — жизнь — смерть Издавна человек пыталась как-то понять этот вечный круговорот жит ття В чем смысл естественного процесса рождения, развития, зрелости, старения и смерти как человека, так и любого другого организма? , свою судьбу и назначение Найдя такое оправдание, человек может смириться с мыслью о конечности индивидуального бытия Тайна человеческого существования заключается не в том, чтобы только жить (существовать) но и в том, как и для чего (или для кого) жилжити.
Итак, в чем заключается смысл жизни?
Смысл жизни — это понятие, которое отражает постоянное стремление человека соотносить свои поступки с системой общественных ценностей, с высшим благом, чтобы таким образом получать возможность оправдывать себя в своих глазах, в глазах других людей или перед каким-то авторитетом, Богом Иначе говоря, это объяснение себе и другим, для чего ты живетш.
Смысл жизни каждого человека уникален и неповторим, как и его жизнь Человек всегда свободен в выборе смысла и в его реализации Но свободу нельзя отождествлять с произволом ее следует воспринимать с точки зрения в ответственности Человек отвечает за верно найден и реализован смысл своей жизни, жизненных ситуаций, в них она попадает Человек должен следовать своему призванию, в котором жизнь приобретает смысл В идчуты и найти свое призвание ей помогает самопознанию, ответственность за реализацию своего назначения, что на Земле помогает согласовать универсальные жизненные ценности с конкретными жизненными ситуац иямаціями.
С точки зрения содержания высшего блага выделяют следующие типы обоснования жизни: гедонизм, аскетизм, эвдемонизм, корпоративизм, прагматизм, перфекционализм, гуманизм
Представители гедонизма мстою жизни человека и его высшим благом считают наслаждение Представители аскетизма смысл жизни видят в крайнем ограничении потребностей человека, самоотречении, в отказе его от жизненных ок лаг и наслаждений с мстою самосовершенствования или достижения морального или религиозного идеала В основе эвдемонизма лежит стремление человека к счастью, что является главной мстою жизни Корпоративизм исповедует групповой эгоизм, видит смысл жизни в принадлежности к ограниченной сообщества, для которой главное-частные интересы Прагматизм выражает стремление человека к выгоде, блага Перфекционализм связывает смысл жизни с лич тем самосовершенствованием, даже когда оно осуществляется за счет интересов других людей Представители гуманизма направляют свои усилия на утверждение достоинства и разума человека, его прав на земное счастье свободное выражение естественных человеческих чувств и способностейностей.С точки зрения осуществления замысла жизни выделяют: оптимизм, скептицизм, пессимизм и не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла — даже самоубийца верит в смысл если не жизнь, то смерть и жизнь я и смерть, любовь и эгоцентризм, этика и аморальность, осмысленность и абсурд, нигилизм и самопожертвование — эти противоположные, но взаимосвязанные \»абсолюты\» человеческого бытия явно или косвенно детерминирует во выбор человеком самого себю самої себе.
Схематично и весьма условно можно выделить следующие варианты решения проблемы смысла жизни в истории человеческой культуры
1 Смысл жизни изначально существует в глубинах самой жизни Для этого варианта характерно религиозное истолкование жизни Единственное, что делает осмысленной жизнь и имеет для человека абсолютный смысл, есть не что иное, как акт тивная соучастие в Богочеловеческом жизни Не переработки мира на основах добра, а взращивание в себе субстанциального добра, усилия жить со Христом и во Христе Бог создал человека по своему образу и подо бою И мы своей жизнью должны проявить его, потому эмпирическое жизни мира, как писал Семен Франк, бессмысленное, как беспорядочно вырванные из книги страницуорінки.
2 Смысл жизни находится за пределами жизни Его можно назвать \»жизнью ради других людей\» Для человека жизнь становится осмысленным, когда она служит интересам семьи, нации, общества, когда она живет ради ща астя грядущих поколений ей небезразлично, что она оставит после себя Недаром прожить жизнь — это и продолжиться в своих потомках, и передать им результаты материальной и духовной деятельности Но н а этом пути существует опасность оказаться в ситуации, когда все твое неповторимая жизнь превращается в средство для создания какой-то идеи или идеала (это может быть идея коммунизма, \»светлого будущего\» и т.д.) Если такая позиция не связана с духовной эволюцией человеческой личности, человек становится на путь фанатизма (история знает множество вариантов и классового и национального, и религиозного фанатизмао, і релігійного фанатизму).
3 Смысл жизни создается самим субъектом Этот вариант можно понимать как \»жизнь ради жизни\» Его основателем был древнегреческий философ Эпикур Жить нужно так, считал философ, чтобы наслаждаться жит ттям, получать удовольствие от жизненных благ и не думать о смерти Ценность эпикурейской позиции состоит в том, что она предостерегает нас от ситуации, при которой поиск смысла жизни отодвигает на второй п поле сама жизнь Жизнь сама по себе является ценностью, редким даром, и человеку к нему следует относиться с благодарностью и любовью Ведь дана возможность переживать неповторимость собственного существования во всех йог в проявлениях — от радости, взлетов и побед к падению, отчаяния и страданий Вместе с тем эпикурейское отношение к жизни, если оно лишено ответственности за этот подарок, утверждает в человеке эгоистических в положение \»жизни ради себя» и ведет к потере чувства его полноценности відчуття його повноцінності.
Объективная логика развития будущей цивилизации предполагает дальнейшее социальное, духовный прогресс человека, утверждение более достойного человека гуманного смысла бытия Немецко-французский мыслитель Альбе ЕРТ Швейцер (1875-1965) неоднократно подчеркивал: \»Задача современников — достичь истинной доброты, жить в согласии с самим собой Только победа гуманного мировоззрения над антигуманным даст нам возмож весть с надеждой смотреть в будущеейбутнє».
Выводы
1 Философское познание имеет гуманистическую направленность, т.е. главным предметом философских размышлений является человек и его существование в мире Все философские проблемы, какими бы абстрактными они не сдавали лись, так или иначе связаны с проблемой человека случайно И Кант вопрос \»что такое человек?\» ання філософії.
2 Человек — это биосоциальное единство, в котором через социальное, биологическое и духовное реализуется человеческое, что находит свое выражение в психологическом, нравственном, религиозном, политическом Все эти формы проявления человеческого естества сосуществуют в органическом единстве, взаимодействие, взаимопроникновениені.
3 Человек — это такое существо, которое своей деятельностью создает собственную историю, в процессе чего формируется, изменяется и развивается ее сущность есть сущность человека не есть исторически неизменной Она изменяется вместе с развитием человека, человечества, аккумулируя в себе смысл человеческого, содержание культуры, социальных цинностетей.
4 Человек — единственное существо, которое осознает свою смертность С этим связан вопрос о смысле и цели жизни, размышления над которым является для многих исходным пунктом в выработке \»линии жизни\»
Мы все стремимся к удовольствию и счастью: гедонизм и кантианство | Алехандро Бетанкур | ЗЕРКАЛО ОСВЕЩЕНИЯ
Все мы стремимся к удовольствию и счастью: гедонизм и кантианство | Алехандро Бетанкур | ЗЕРКАЛО ОСВЕЩЕНИЯ | MediumДве противоположности с общей целью
Alejandro Betancourt
·Follow
Published in·
5 min read· 90 005 13 ноября 2021 г.
Фото Giammarco на UnsplashЯ смотрел эпизод одного из моих любимых телесериалов HBO (Merlí: Sapere Aude). На уроке философии было соревнование, в котором половина учеников была на правой стороне, а другая половина — на левой. Слева стояли те, кто называл себя гедонистами, а справа стояли…
Автор Алехандро Бетанкур
706 Последователи
·Писатель дляЯ предприниматель, инвестор и коуч. Я создал две фирмы венчурного капитала. Я также отец-одиночка, который пишет о философии и самосовершенствовании.
Другие работы Алехандро Бетанкура и ILLUMINATION’S MIRROR
Алехандро Бетанкур
в
Через день ваша жизнь изменится навсегда: день, когда Хуан Пабло Медина потерял ногу 90 003
Невероятная история о силе и стойкости.
·4 минуты чтения·24 марта 2022 г.Bikendra Thapa
in
Как оптимально установить свое цифровое присутствие при удаленной работе?
То, как мы взаимодействуем друг с другом, меняется, когда мы работаем удаленно.
Чтобы компенсировать любые потери, нам необходимо выработать мышление, предвосхищающее… ·6 мин чтения·28 маяApache DolphinScheduler
in
Тренируйте свою собственную модель ChatGPT по цене кофе Starbucks
Затратив чашку Starbucks и два часа своего времени, вы можете стать владельцем собственной обученной крупномасштабной модели с открытым исходным кодом. Модель может…
Чтение: 14 мин·31 мая
Алехандро Бетанкур
в
Нигилизм в современном мире: почему и как вести нигилистический образ жизни
Если вы ищете для другого взгляда на жизнь, нигилизм может стоит изучить.
·7 минут чтения·11 июля 2022 г.Просмотреть все от Alejandro Betancourt
Рекомендовано на Medium
Zulie Rane
в
Если Вы хотите стать творцом, удалите все (кроме двух) социальные сети Платформы
В октябре 2022 года, во время всего фиаско с Илоном Маском, я наконец-то удалил Твиттер со своего телефона.
Примерно в то же время я также вышел из… · 8 минут чтения · 19 апреляНепристойный
10 секунд, которые закончились моим 20-летним браком
Август в Северной Вирджинии , жарко и влажно. Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. Я ношу свою домохозяйку…
·4 минуты чтения·16 февраля 2022 г.Списки
Истории, которые помогут вам жить лучше
21 история·173 сохранения
Наш любимый совет по продуктивности
9 историй·10 сохранений
Самосовершенствование 101
2 0 историй·188 сохранений
Производительность 101
20 рассказы·212 сохранений
Aleid ter Weel
in
10 вещей, которые можно сделать вечером вместо просмотра Netflix
Привычки без гаджетов для повышения продуктивности и счастья.
·5 минут чтения·15 февраля 2022 г.Alex Mathers
14 вещей, которые я хотел бы знать в 25 лет (сейчас мне 38)
Я пишу вскоре после того, как мне исполнилось 3 8-й день рождения.
Пришло время задуматься. ·4 минуты чтения·27 декабря 2022 г.The PyCoach
в
Вы используете ChatGPT неправильно! Вот как быть впереди 99% пользователей ChatGPT
·7 минут чтения·17 мартаКрис Дэвидсон
в
Выглядеть лучше, чем 99% людей старше 40 лет, это об одном
Не о тренировках, диетах, добавках или каких-либо «хаков». Как только вы прибьете это, вас ничто не остановит.
·5 минут чтения·17 апреляПосмотреть другие рекомендации
Статус
Карьера
Текст в речь
Изоляция, гедонизм и смысл жизни
900 04 Коронавирус во многом изменил наши взгляды на жизнь, или по крайней мере мой.Мы были свободны жить и давать жить другим, веселиться и хорошо проводить время — то есть до тех пор, пока не наступил 2020 год, и все внезапно изменилось. Изоляция от друзей и семьи, закрытие вечеринок и пабов заставили многих задуматься о нашем существовании. Мы были отрезаны от вещей, которые нас отвлекают, и вынуждены жить сами с собой, предоставив нам решать экзистенциальные вопросы, которые мы часто игнорируем, самый насущный из которых: «Зачем я живу?»
Многие из нас видят смысл жизни в получении удовольствия. Это довольно простая формула; вы испытываете удовольствие и, как правило, хотите испытать его снова. Вы надеетесь, что в ближайшем будущем представится шанс заново пережить это, и вы живете благодаря этому. Это также делает выбор в повседневной жизни довольно простым и часто чрезвычайно приятным.
Понятно, что этот способ существования сегодня очень популярен. Существует практически бесконечный запас аудиовизуальных развлечений, вкусной еды, захватывающего секса и блаженных наркотиков. Эти источники удовольствия доступны почти каждому в западном обществе, независимо от социально-экономического положения. Мгновенное удовлетворение еще никогда не было таким простым и интенсивным.
Гедонизм — это область теорий, которая исследует роль удовольствия в образе жизни человека и его различные формы.
Гедонист — это человек, который считает стремление к удовольствию самым важным в жизни. Хотя это не полный спектр гедонизма как идеологии, существенная проблема заключается в том, что мы часто берем от него только то, что нам нравится, и я думаю, что это привело к искажению гедонизма с его корней. Наше стремление к кратковременному удовольствию навязчиво, и эта навязчивая идея стала угрозой для других форм удовольствия, более устойчивых, добродетельных и приносящих удовлетворение.Фундаментальный вопрос гедонизма: «Что такое удовольствие?» Многие из нас думают о ветке «секс, наркотики и рок-н-ролл» и воспринимают ее как самый ствол наслаждения. Но это не единственная форма удовольствия; некоторые выбирают образ жизни, такой как брак или воспитание детей, которые, кажется, ограничивают их, дают им больше ответственности, меньше свободы и меньше возможностей для получения этих материальных удовольствий. Почему некоторые из них так довольны этим?
По словам самого знаменитого гедониста Эпикура, «под наслаждением мы понимаем вот что: свободу от боли в теле и свободу от смятения в душе» — определение, которое, кажется, не ставит телесное удовольствие во главу угла.
Это имеет смысл. Если жизнь предназначена только для физического удовольствия, зачем продолжать? Мы все знаем, что с возрастом тела становятся неработоспособными; и жизнь ускользает и изнашивается по краям. Еще хуже знание того, что мы потеряем тех, кого любим, и причиним боль другим. Если нашей основной мотивацией является телесное удовольствие, мы продолжаем сосредотачиваться на краткосрочных удовольствиях, несмотря на то, что знаем, что в конечном итоге мы никогда не вернемся к тем же вершинам экстаза.
Проблема с популярным взглядом на удовольствие заключается в том, что, делая наши чувства центральными в нашем смысле существования, мы наделяем довольно непостоянную вещь огромной властью над нашей жизнью. Мы делаем хорошее настроение единственной причиной для жизни, а потом удивляемся, почему те, кто в депрессии, задаются вопросом, зачем им жить. Все мы иногда чувствуем грусть, и многие из нас борются с депрессией. Наш смысл жизни должен объяснять, почему мы должны продолжать, если наша лучшая жизнь не сейчас.
Это популярное стремление: стремление к материальному богатству в нашей жизни, потому что оно приносит нам больше вещей, которые предлагают это краткосрочное удовольствие. Как же тогда объяснить тот факт, что те, у кого якобы «все есть», похоже, борются со смыслом жизни так же, как и все остальные, или даже хуже [1] . Несомненно, если бы материальные удовольствия могли быть достаточным условием нашего существования, этого бы никогда не произошло. Вместо этого с течением времени мы стали свидетелями появления социальных стереотипов, связывающих печальные и неудачные браки, депрессию и дневное пьянство с богатым и верхним средним классом. Самые нежелательные отношения и психические состояния связаны с теми, кто, наконец, достиг «мечты».
Канье Уэст выразился лучше всего, когда заявил:
. Нет Gucci, который я мог бы купить/
Нет Louis Vuitton, который можно было бы надеть/
Нет YSL, который они могли бы продать/
чтобы вытащить мое сердце из этого ада/
и мой разум из этой тюрьмы
Здесь он раскрывает, что его способность носить роскошную одежду в результате стремительного роста богатства ничего не значит, если он совсем один. Когда он достиг всемирной славы, Уэст потерял свою мать из-за пластической операции, которую он оплатил. Сообщается, что более десяти лет спустя он все еще борется с чувством вины за потерю матери, несмотря на то, что он мультимиллиардер.
Возможно, мировоззрение, признающее только эмоциональное и физическое удовольствие в качестве причины для жизни, не дает адекватных причин для жизни. И хотя гедонизм набирает обороты в западных обществах с 1960-х годов, он привел к увеличению числа разводов, семей с одним родителем и уровня самоубийств, который в США недавно превысил предыдущий максимум [2] в 2015 году.
Возможно, нам следует попытаться изменить свое отношение к боли, ответственности и долгу и осознать, что плодотворная жизнь включает в себя каждую из этих вещей. Вместо того, чтобы боготворить жизнь без них, мы должны сосредоточиться на жизни, которая продуктивно включает в себя эти. Частью взросления является умение выбирать, какие обязанности и обязанности мы берем на себя. Не для того, чтобы брать их для развлечения, а для того, чтобы брать их, если они приносят что-то более ценное. Возможно, самая простая аналогия — это мышца; она может только расти в напряжении и боли – хотя и в контролируемой и продуктивной форме, а не в бессмысленной боли. Ибо если жизнь всегда приносит боль, то безболезненная жизнь — это вообще не жизнь.
Мы должны понимать, что материал важен для жизни, но это не все в жизни, и что основывая нашу жизнь на материальных удовольствиях, мы замедляем свое существование и создаем довольно шаткую основу для жизни.
Возможно, когда мир возвращается к нормальной жизни, пришло время пересмотреть смысл нашего существования; пусть удовольствие вытекает из жизни, а не жизнь вытекает из удовольствия.
Лукас изучает химию и предположительно глубоко мыслит.
Слова Лукаса Райта
Библиография
1: Агербо Э., Ганнелл Дэвид, Мортенсен П.