Паттерн в психологии: Что такое паттерн, или Почему иногда так сложно вести себя «прилично»?

Паттерны в жизни человека

Сегодня будем говорить о привычках и традициях. Порой они формируются бессознательно. Если вы умеете в них разбираться, то их выявление поможет более качественно выстроить коммуникацию с нужным человеком. Речь идет не о манипуляциях. Вы сможете чуть лучше понять незнакомого человека и обязательно ему понравитесь. Что может быть приятнее, нежели быть интересным собеседником, пользующимся популярностью у друзей и коллег. Из этой статьи вы узнаете, что такое паттерн в психологии, поймете его природу и научитесь использовать их как по отношению к себе, чтобы формировать правильные стратегии поведения, так и к другим людям.

Терминология

Для начала давайте разберемся, что же такое паттерн (шаблон). Тут нет ничего сложного. Это схема, модель поведения, определенный шаблон, которому следует человек. 

Наш ум работает шаблонно для экономии энергии. Не рационально постоянно обдумывать одно и то же. Подавляющее большинство наших действий переходит в бессознательный режим. В это время мы как будто засыпаем, а наше тело на автомате что-то делает. Если говорить очень простым языком, то утренняя чистка зубов, вечерняя прогулка с собакой – это и есть паттерны.

Паттерны бывают и более сложными, к примеру, привычка здороваться с другом определенным образом или реакция на экстремальную ситуацию. Некоторые люди мгновенно концентрируются и решают проблему, другие погружаются в прострацию, третьи стараются убежать или переложить ответственность на другого человека.

Паттерны бывают не только в психологии, но и других науках. На них-то и строится математика. Выявляется некий шаблон, к примеру, вид уравнения, а затем разрабатывается формула для ее решения. Она-то и будет называться паттерном. 

Психология

Очень много интересной и детальной информации о паттернах можно узнать в фундаментальной книге по психологии «Игры, в которые играют люди» Эрика Берна. Если вы увлекаетесь психологией, этот труд обязателен для прочтения. Он помогает научиться разбираться в людях. Это некий сборник «игр», то есть шаблонных поведений, в которые очень часто «играют» друзья, соседи, родственники и даже вы сами. Вы наверняка сталкивались с примерами, о которых можно прочитать в этой книге.

К примеру, всем нам знакомы женщины, которые обвиняют своих супругов в том, что те якобы не дают им добиться высокого положения в обществе, заняться творчеством или карьерой. Из всего многообразия мужчин, женщина сама и заранее выбирает самого деспотичного, чтобы это оправдание работало, а она могла спокойно продолжать игру «Если бы не ты».

Самое интересное, что если муж все-таки дает добро или иным образом поощряет поползновения к реализации мечты своей жены, то она теряет всякий интерес к хобби. Важна не цель, а линия поведения, в данном случае жалобы на мужа, игра «Если бы не ты».

Поведение

Муравьиные круги

Занятный факт из мира природы. Явление, называемое “Муравьеворот”.
Начинается всё с того, что группа муравьев бегает по кругу. Постепенно в этот круговорот вовлекаются всё новые и новые насекомые, число которых может доходить до многих тысяч. Муравьи продолжают свое движение до полного истощения, пока не погибнут.

Муравьиные круги (муравьеворот, спираль смерти, карусель смерти, англ. Death mill) — природное явление, состоящее в том, что один или небольшая группа муравьёв, на первый взгляд совершенно беспричинно, начинает бегать по замкнутому кругу, постепенно вовлекая в свой бесконечный цикл всё больше и больше других муравьёв.

Муравьи продолжают свой бег до тех пор, пока не падают замертво, и муравьиный круг продолжает своё вращение до полного истощения, оставляя за собой полчища погибших.

Крупнейший американский мирмеколог Уильям Мортон Уилер в 1910 году описал наблюдавшийся им в лабораторных условиях случай спонтанно возникшего муравьиного круга, действовавшего на протяжении 46 часов. В 1921 году американский путешественник Уильям Биб в своей книге «Край джунглей» описал виденный им в Гайане круг муравьёв-эцитонов окружностью около 365 метров, в котором каждый из муравьёв совершал полный цикл за 2,5 часа.

Этот муравьеворот существовал 2 дня, усеивая почву под собой мёртвыми телами, пока небольшая группа рабочих муравьёв, опять же — без видимой причины, не отделилась от общего движения и не увела за собой оставшихся в живых.

Причина замыкания

Муравьи оставляют за собой “проторенные дорожки”, помечая их запахом. Если эта дорожка замкнута, то муравей ходит по ней непрерывно кругами. Другие муравьи только усиливают её действие, добавляя маркеры запаха к уже существующему пути. Безумствующая толпа заразительна. Как у муравьёв, так и у людей.

И всё, что мы с вами знаем, на 98% является шаблонами, оставленными нам предыдущими поколениями. Они нас одновременно уберегают и ограничивают в усреднённом потоке. Большинство людей так и бегают в заранее запрограммированной жизни. Жизни по шаблонам. Проторенным колеям. Но иногда в нашей жизни встречаются люди за пределами нашей колеи. Они научились разрушать ограничивающие шаблоны. Такое их предназначение.

Когда ученик готов, появляется учитель

Кто-то создаёт шаблоны, кто-то их трансформирует, кто-то адаптирует, а кто-то разрушает. Самое главное, что, разрушив привычную колею, мы встаём “на скользкую дорожку”, где правила ещё не прописаны. Тут велика вероятность уйти за тем, кто нас вывел с проторенной колеи, в неверную для своего предназначения сторону.

Для этого важно выбирать корректных учителей и наставников. Несомненно, есть люди, которые помогают нам совершить прорыв в жизни. Есть такие люди в моей жизни. Есть (или, возможно, будут) и в вашей. На определённом этапе жизни они приходят, пробуждают, направляют нас. А потом важно отпустить их и двигаться своей дорогой.

Как отличить корректного человека (источника информации) от некорректного, путёвого от непутёвого. Мне кажется, часто нам само тело или внутреннее состояние подсказывает, от какого человека нам хорошо, светло, спокойно, а от кого просто жуть и низ эмоциональной волны находит, или есть большое предостережение, просто нужно спокойно все взвесить и послушать себя.

Если вы нашли для себя корректного учителя, хватайтесь за его знания и подачу, получите столько, сколько нужно для внутренней трансформации. А потом отпустите его, позвольте себе идти дальше самостоятельно. Выйдя из одного муравьиного круга не стоит попадать в другой, принадлежащий этому учителю, дольше, чем вам требуется.

Итог

По убеждению некоторых психологов, победители, это те люди, у которых положительно работают паттерны. Они бессознательно настроены на поиск оптимальных условий для реализации своей мечты, идеи. В экстремальной ситуации они быстро находят оптимальное решение и обладают настойчивостью.

Человек всегда самостоятельно разрабатывает шаблоны, которые использует в повседневной жизни. Они могут быть разрушающими личность, деспотичными или шаблонами успеха. Если вы хотите научиться, я могу посоветовать вам книгу Брайана Брейси «Достижение максимума. 12 принципов».

Перекроить себя очень сложно. Человек в самосовершенствовании всегда сталкивается с регрессией, ленью и другими трудностями. Никто не ответит как легко и просто сделать из себя лидера. Это тяжелый путь, так как ваши паттерны формировались годами.

Относитесь к себе мягче. Все когда-то устают и не нужно ругать себя за то, что быстрого результата увидеть не получается. На все нужно время. Старайтесь снова и снова. Набирайтесь сил и двигайтесь к мечте снова. Однажды, вы начнете действовать по наитию.

Источник: 1 — 2


28.12.2018 05:32

Паттерн (психология) | это… Что такое Паттерн (психология)?

Cтереотип (греч. stereos + typos — «твердый» + «отпечаток») . Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы.


Стереотип — это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет — миропонимание.

Содержание

  • 1 Западная традиция У. Липпман
    • 1.1 Экономия усилий
    • 1.2 Разметка мира
    • 1.3 Стереотипы и предрассудки
    • 1.4 Динамика стереотипов
    • 1.5 Гендерные стереотипы
  • 2 Архетипы и стереотипы
  • 3 Отечественная традиция
  • 4 См. также
  • 5 Источники

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману [1], возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте . Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т. к. позволяет проводить различение между тем, что

предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпозиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге “Общественное мнение” Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык [3]

Экономия усилий

Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. Т.е. формирование стереотипов это экономия собственных усилий, т.к. попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал.

Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нем. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем – это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

Разметка мира

Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть не полной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его. Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания.

Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьезных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще. Система стереотипов не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, А следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Стереотипы и предрассудки

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Cправедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков. Качество его мышления и деятельности будет зависеть от того, являются ли эти предрассудки доброжелательными по отношению к другим людям и идеям, возбуждают ли они скорее любовь по отношению к тому, что явно воспринимается как благо, или ненависть по отношению к тому, что не входит в их представление о благе.

Динамика стереотипов

Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как Он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя или должны вести себя мужчины и женщины. В основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина — хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как скромная, вежливая, следящая за своей внешностью. В семье она — воспитательница и кухарка.

Отечественная традиция

В 20–30е годы ХХ столетия физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым “динамической стереотипией”. В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

Определение динамического стереотипа (по И.П. Павлову ) —слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответсвует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула [2]

Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители.

Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Содержательно связь между “динамической стереотипией” Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпману акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов на физиологии нервной деятельности.

См. также

  • Клише
  • Паттерн
  • Архетип
  • Социальная роль
  • Гендерная роль
  • Стереотип поведения
  • Автоматизм

Источники

  1. Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004
  2. Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002
  3. Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги “Общественное мнение” // Социальная реальность, 2006, №4, C. 125 — 141.

Как распознавать повторяющиеся модели мышления, эмоций и поведения

Моника Валанкевич

Требуется крайняя честность и хорошая доза сострадания к себе, чтобы распознать повторяющийся паттерн. Иногда наше повторяющееся поведение и опыт становятся настолько укоренившимися, что они кажутся частью нашей личности. Когда мы постоянно оказываемся в похожей, но нежелательной ситуации, или когда мы снова и снова прокручиваем один и тот же сценарий, не зная почему, это может означать, что мы попали в повторяющийся цикл.

Первый шаг к освобождению себя — это распознать паттерн таким, какой он есть. Один из способов сделать это — сделать шаг назад и взглянуть на ситуацию более широко.

Многие методы могут помочь нам дистанцироваться от наших мыслей и эмоций, наиболее известным из которых является медитация. Однако ведение дневника, особенно запись в потоке сознания, когда вы не подвергаете себя цензуре, а просто позволяете словам течь по странице, также позволяет вам достичь дистанции, необходимой для распознавания образов. Итак, вытащите лист бумаги и подумайте о своем прошлом и настоящем.

Находитесь ли вы сейчас в ситуации, которая вызывает знакомое чувство дискомфорта? Эта ситуация напоминает вам что-то из вашего прошлого? Обычно существует активная связь между прошлым и настоящим. Спросите себя, что привело вас туда, где вы сейчас находитесь. Замечаете ли вы какие-либо ситуации, которые имеют тенденцию повторяться — например, постоянное общение с людьми одного типа или постоянное упущение возможностей, потому что вы не чувствуете, что вы «достаточно хороши»? Иногда это не так очевидно и заметно, но суть ситуации может быть той же — то есть она заставляет вас чувствовать то же самое. Возникает сильное чувство знакомства или дежавю, хотя обстоятельства могут быть самыми разными. Вроде как дома, но не в хорошем смысле. Обратите на это внимание. Это ваша подсказка, ведущая вас к раскрытию закономерности.

Затем ищите более внутренние паттерны, например, негативный внутренний диалог. Может быть, вы постоянно принижаете себя или склонны к катастрофам. Эти паттерны заставляют вас делать определенный выбор и вести себя определенным образом, поэтому рано или поздно они проявятся во внешнем мире. То же самое верно и для эмоций. Есть ли негативные эмоции, которые всегда присутствуют на заднем плане вашей жизни? Есть ли эмоции, которые вы испытываете на повторе? Вам кажется, что вы повторяете одни и те же чувства, и часто они не отражают того, что происходит в вашей жизни в данный момент? Это подсказки, ведущие к выявлению паттерна, который потенциально может саботировать ваши сознательные усилия.

Как только вы распознаете паттерн, вы можете начать искать убеждения, которые его создали, и вот как вы отпустите его. Выявление паттерна — это первый шаг на пути к исцелению. Это положительный шаг, потому что вы не можете исцелить то, чего не знаете.

Я упомянул о сострадании к себе не просто так, так как увидеть наши модели при ярком свете дня может быть трудно, и это может вызвать у нас чувство вины или стыда. Вы хотите избежать попадания в эту ловушку. Относитесь к себе так, как к лучшему другу или любимому человеку. Каждый из нас несет эмоциональный багаж, делает вещи, которыми не гордится, и время от времени терпит неудачу. Это естественно и по-человечески реагировать на старые обиды и истории, формируя определенные модели поведения или переживания. То, что вы делаете, — это акт мужества, так что проявите к себе немного любви и прощения.

Моника Валанкевич — выпускница CiPP, UX-дизайнер, коуч, спикер и фасилитатор. Она имеет сертификат по арт-терапии Северо-Западного университета и помогает своим клиентам преодолевать невзгоды и избавляться от повторяющихся психологических паттернов, которые мешают им действовать в своей жизни. Моника руководит организационными изменениями в Allstate Corporation, распространяя инструменты позитивной психологии внутри компании для повышения уровня благополучия и удовлетворенности. Она использует уникальный подход, который сочетает в себе интуитивную и творческую внутреннюю работу с научно обоснованными методами, основанными на науке о поведении и позитивной психологии, и делится своим опытом личностного роста посредством семинаров, корпоративных выступлений и индивидуального коучинга. Узнайте больше о ее работе и запишитесь на бесплатную начальную консультацию на сайте monikaw.com.

Распознавание образов | 8 основных когнитивных способностей

Перейти к содержимому Распознавание образовC8 Sciences2020-11-26T16:00:34-05:00

Что это?

Распознавание образов и индуктивное мышление — это особая способность человеческого мозга не только находить закономерности, но и логически выяснять, что эти закономерности говорят о том, что произойдет дальше. В широком смысле распознавание образов и индуктивное мышление составляют основу всех научных исследований.

Эти два сложных когнитивных процесса опираются на шесть других основных когнитивных процессов. Здесь мы видим в действии устойчивое внимание, торможение реакции, скорость обработки информации, когнитивную гибкость, рабочую память и формирование категорий на службе творческого решения проблем. Программное обеспечение для тренировки мозга ACTIVATE™ дает детям возможность тренировать системы мозга, которые выполняют и объединяют эти основные когнитивные способности.

Когда это проблема:

Способность распознавать закономерности и индуктивно рассуждать является ключом к способности учащегося предвидеть будущие действия или события и применять простую логику к повседневной деятельности. Учащиеся, у которых есть проблемы с распознаванием паттернов, могут испытывать трудности с выполнением уроков (поскольку они могут с трудом погружаться в «поток» урока) и с переходом между действиями (поскольку им может быть нелегко распознавать подсказки других учащихся о том, какое занятие будет следующим) .

Советы по когнитивной тренировке:

1) Подбодрите отдельного учащегося вопросами, которые побуждают учащегося подумать о том, что произойдет дальше. «Что ты собираешься делать, когда этот период чтения закончится?» «Где вам нужно быть, когда прозвенит звонок?» Подсказывая учащемуся таким образом, вы можете заставить его более тщательно обдумывать свое окружение и более активно догадываться о том, что будет дальше.

2) Используйте задачи с числовым образцом. Задание простых задач на числовые закономерности может быть хорошим способом укрепить способность ребенка распознавать закономерности, а также математические понятия. Работа над числовыми задачами может активировать те же области мозга, которые распознают и решают более общие закономерности.

3) Продолжайте использовать когнитивные обучающие игры ACTIVATE. Утки! создает возможность для детей тренировать системы мозга, которые выполняют и интегрируют эти основные когнитивные способности. Предоставляя учащимся задачи на решение шаблонов, включающие числа, цвета, формы, категории, фотографии и всевозможные различные логические головоломки, учащиеся учатся работать быстро, чтобы идентифицировать и использовать шаблоны.

Когда это сильная сторона:

Учащиеся, которые распознают закономерности, легко справляются с задачей, когда дело доходит до логики и индуктивных рассуждений. Скорее всего, они преуспеют в дисциплинированной деятельности, требующей выполнения шагов в определенном порядке.

Советы по когнитивным тренировкам:

1) Индуктивное рассуждение является основой для научных исследований. У этих студентов может быть преимущество, когда дело доходит до изучения основ научных исследований (гипотеза – предсказание – эксперимент и т. д.). Этих учащихся можно вовлечь в проекты по обогащению, которые используют эту способность, попросив их создавать прогнозы будущих событий или технологических разработок и подтверждать свои идеи (например, рисовать картину города будущего; создавать будущее решение для крупной мировая проблема).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *