Психология влияния
Психология влияния
Главная книга в кратком изложении
Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищай
Роберт Чалдини
Что может заставить человека сказать «да»? Каковы принципы и наиболее эффективные приемы влияния и убеждения? Как не поддаться на манипуляции? Книга Чалдини уже стала классикой.
Читать в кратком изложении.
Купить полную версию книги: Лабиринт, Литрес
Видеосаммари
Часть 1
Часть 2
Скрайбинг-саммари
Видео на английском.
Полезные видео
Роберт Чалдини: Основные принципы
Хорошее интервью с Чалдини, где он рассказывает об основных приницпах психологии влияния. Интервью с русским дубляжом.
Как оказывать влияние на людей
Роберт Чалдини: Как влиять на других
Джулиан Трежер: Как говорить так, чтобы другим хотелось слушать
Дейл Карнеги: 5 золотых правил из книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»
Николя Геген: Психология манипуляции и подчинения (саммари)
Как не попадаться на манипуляции
Аполло Роббинс: Искусство отвлекать внимание
Вероника Степанова: Как общаться с манипуляторами
10 признаков того, что вами манипулируют
Михаил Лабковский: Как побороть зависимость от чужого мнения
Один известный принцип человеческого поведения говорит нам о том, что, когда мы просим кого-то оказать нам услугу, нашу просьбу удовлетворят с большей вероятностью, если мы поясним ее.
— Роберт Чалдини
ПОГРУЗИТЕСЬ ГЛУБЖЕ
Полезные статьи
- Как научиться влиять на людей. Статья HBR о том, как оказывать влияние на людей и как с помощью этого продвигать свои идеи.
- Статья от кандидата психологических наук и доктора философских о том, какими способами можно воздействовать на людей и как противостоять манипуляции.
- Материал 4brain о 10 видах психологического влияния.
- Статья на habr о том, почему нами так просто манипулировать.
- Подробный разбор того, как работают манипуляции.
- Техники защиты от манипуляций.
Книги по теме
Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей
Поучения, инструкции и советы Дейла Карнеги за десятки лет, прошедшие с момента первого опубликования этой книги, помогли тысячам людей стать известными в обществе и удачливыми во всех начинаниях. Наследники автора пересмотрели и немного обновили текст, подтверждая его актуальность и теперь, в начале нового века.
Купить книгу — Ozon, Литрес
Дейл Карнеги
Система убеждения. Как влиять на людей с помощью психологии
Как убедить оппонента в своей правоте, не используя обман или агрессивные методы давления? Как склонить на свою сторону любых сомневающихся в вашей правоте? Автор книги, исследователь Ник Коленда, предлагает воспользоваться особой методикой убеждения, разработанной им на основе когнитивной психологии и анализа результатов тематических исследований.
Купить книгу — Ozon, Литрес
Ник Коленда
330 способов успешного манипулирования человеком
Как научиться манипулировать людьми и в то же время не попасться на удочку недобросовестных манипуляторов, и рассказывает эта книга.
Купить книгу — Лабиринт, Литрес
Владимир Адамчик
Я манипулирую тобой. Методы противодействия скрытому влиянию
Автор детально описывает сценарии 13 самых опасных манипуляций и 30 самых распространенных уловок, постоянно используемых не только СМИ, рекламщиками и политиками, но и, возможно, близкими вам людьми.
Купить книгу — Альпина, Литрес
Никита Непряхин
Фильм «Они манипулируют тобой»
Фильм-эксперимент Никиты Непряхина о социальных манипуляциях и природе конформизма. Этот фильм посвящен важнейшему феномену — власти толпы и общественного мнения.Что знаем мы о себе? Что нами управляет? Насколько мы самостоятельны? Классические и абсолютно новые социально-психологические эксперименты удивят вас и покажут, насколько наши мнения зависят от мнений окружающих нас людей.
Там, где все думают одинаково, никто особенно не думает.
— Идея Роберта Чалдини
ДОПОЛНИТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ
Блоги, телеграм-каналы и рассылки по теме
- Телеграм-канал Манипуляция сознанием. Психологические приемы, интересные кейсы и много другого любопытного по теме.
- Телеграм-канал Психология о мышлении и поведении. Учит разбираться в людях.
- Сайт Роберта Чалдини — с видео выступлений, заметками и другими интересными вещами.
Курсы и программы обучения
Курс Уортонской школы бизнеса о психологии, влиянии и убеждении людей на Coursera.
Информация и знания — это не одно и то же. Чтобы информация стала знанием, ее надо сначала обработать: получить, отсортировать, проанализировать, интегрировать и сохранить.
— Идея Роберта Чалдини
НАЧНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС (практика!)
1. Оцените, как часто вы подвергаетесь манипуляциям или действуете против своих интересов
2. Проверьте, какие из базовых принципов Психологии влияния срабатывают в вашем случае чаще всего
3. Начните с главного шага — создания «паузы» между влиянием и реакцией. Старайтесть реагировать осознанно и эффективно
Психологическая характеристика норм подчинения в рамках культурно-исторического анализа — Культурно-историческая психология — 2015. Том 11. № 4
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы психологии подчинения. Дается психологическая характеристика нормативам подчинения, исторически закрепленным в моральных кодексах и юридических источниках. Предметом анализа выступают исторические нормативные акты XII—XX вв., обычаи, в которых зафиксированы нормы подчинения, а также мемуарная литература. Выделяются четыре основные психологические линии развития правил подчинения в истории, в частности: специальная регламентация норм подчинения и повышение социальной значимости роли подчиненного. Обосновывается, что психологическое принятие роли подчиненного и удовлетворение от ее исполнения включает требование специальной регламентации норм подчинения и акцентирование на социальной значимости роли подчиненного.
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi. org/10.17759/chp.2015110408
Для цитаты: Будякова Т.П. Психологическая характеристика норм подчинения в рамках культурно-исторического анализа // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 4. С. 89–95. DOI: 10.17759/chp.2015110408
Фрагмент статьи
Психология подчинения как предмет научного исследования стала востребованной еще в начале ХХ в. Исследовались вопросы соотношения господства и подчинения, свободы воли и приспособления, воздействия лидера на массы, подавления личности и др. [1; 27]. На данном этапе развития психологии в литературе наиболее активно изучаются вопросы манипулирования подчиненными своим лидером (руководителем), вопросы психологии влияния как руководителя на подчиненных, так и подчиненных на руководителя [4; 28; 29; 31; 32].
Литература
- Беттельхейм Б. Люди в концлагере. М.: MAXIMA-LIB, 1960. 144 с.
- Введение в специальные исторические дисципли-ны. М.: МГУ, 1990. 280 c.
- Водовозова Е. На заре жизни. Л.: Детская литерату-ра, 1963. 432 с.
- Геген Н. Психология манипуляции и подчинения. СПб.: Питер, 2005. 203 с.
- Голик В.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации. СПб.: Юридический центр Пресс, 2005. 329 с.
- Горбатков А.А. Эмоциональное благополучие и об-щительность: кросскультурный аспект // Культурно-исто-рическая психология. 2008. № 3. С. 33—38.
- Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо — традиции воинских искусств. М.: АНС-ПРИНТ, 1991. 431 с.
- История правовых и политических учений / под. ред. В.С. Нерсесянца. М.: М-НОРМА, 1997. 944 с.
- Капитонов С.А. Условия взаимодействия субъектов правообеспечительного управления // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Томск, 2005. С. 182—184.
- Караяни А.Г., Караяни Ю.М., Зинченко Ю.П. Американ-ская военная психология как область специальной практики // Национальный психологический журнал. 2014. № 1. С. 65—74.
- Конфуций. Афоризмы мудрости: М.: Белый город, 2008. 448 с.
- Корабельный устав Военно-Морского Флота. М.: Военное издательство, 2002. 222 с.
- Косидовский З. Королевство золотых грез // Атеистические чтения: альманах. М., 1988. С. 94—100.
- Лестев А.Е. Психологические аспекты
подготовки японских воинов // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. №
3. С. 107—113.
- Мельник Ю.И. Управленческие компетенции руко-водителя: три уровня проявления // Социальная психоло-гия и общество. 2012. № 2. С. 116—126.
- Оггер Г. Магнаты. Начало биографии. М.: Прогресс, 1985. 346 с.
- Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб.: Питер, 2000. 608 с. 18. Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 507 с.
- Руднев Н.В. Капитан легендарного крейсера. Тула, 1960. 247 с.
- Стрижова Е.А., Гусев А.Н. Диагностики трудовой мотивации в ситуации решения задач: методология и метод // Национальный психологический журнал. 2014. № 2. С. 52—60.
- Табель о рангах. СПб., 1722. 15 c. 22. Управление персоналом в условиях рыночной эко-номики / под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 2007. 480 с.
- Устав Морской. СПб., 1763. 230 с. 24. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судья-ми. СПб., 1884. 332 с.
- Устав о служебных провинностях. Проект. СПб., 1898. 31 с.
- Фопель К. Команда. Консультирование и тренинг организаций. М.: Генезис, 2005. 400 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. 256 с.
- Хухлаев О.Е., Балашова Е.А. Социальные представ-ления об отношениях руководства и подчинения: кросс-культурные различия // Социальная психология и обще-ство. 2010. № 1. С. 91—105.
- Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. М.: АСТ, 2007. 848 с.
- Morgeson F.P., Reider M.H., & Campion M.A. Selecting individuals
in team settings: The importance of social skills, personality characteristics,
and teamwork knowledge // Per-sonnel Psychology. 2005. Vol. 58. P.
583—611.
- Yee R.W., Yeung A.C., & EdwinCheng T.C. An empiri-cal study of employee loyalty, servic equality and firm perfor-mance in the service industry // International Journal of Pro-duction Economics. 2010. Vol. 124. P. 109—120.
- Panagopoulos C. Affect, Social Pressure and Prosocial Motivation: Field Experimental Evidence of the Mobilizing Effects of Pride, Shame and Publicizing Voting Behavior // Political Behavior. 2010. Vol. 32. Iss. 3. P. 369—386.
Будякова Татьяна Петровна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и психофизиологии, института психологии и педагогики, Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец, Россия, e-mail: [email protected]
техник манипулирования: лучше быть любимым или бояться?
4 минуты
Написано и проверено психологом Роберто Муэлас Лобато .
Последнее обновление: 21 декабря 2022 г.
Есть много разных способов заставить кого-то делать то, что вы хотите. Другими словами, манипулировать ими. Воздействовать на людей может быть проще, чем кажется. Взгляда, жеста или нескольких слов может быть достаточно, чтобы другой человек оказался в нашем распоряжении. Однако человек может манипулировать, питая страх другого человека или обмениваясь услугами. Существует множество техник манипулирования.
Вообще две техники манипуляции выделяются на фоне остальных. Один из них сосредоточен вокруг наложения , а другой сосредоточен вокруг соответствия . Они довольно сильно отличаются друг от друга, и у каждого из них есть свои преимущества и недостатки.
Использование того или иного зависит от навыков человека, который их использует, человека, на которого он хочет повлиять, и окружающей среды. Социальная ситуация также будет определяющим фактором.
Манипулирование через навязывание
Иногда целью манипулирования является навязывание: показать, что вы выше других и они должны подчиняться. В этих случаях три — это два полезных процесса для манипулирования другими. Давайте посмотрим на них сейчас.
Послушание
Когда мы подчиняемся чему-то, что идет вразрез с нашими собственными желаниями, мы делаем это, потому что невыполнение приказов будет означать последствия, которых мы хотим избежать. Повиноваться означает подчиняться воле и власти другого человека.
Однако мы подчиняемся не только людям, но и идеям, доктринам и идеологиям. Неповиновение подразумевает, что нам придется заплатить цену либо в виде наказания, либо в виде лишения награды. Это обычная родительская техника.
Подчинение
Подчиняться кому-то означает делать все, что они просят. Покорность отличается от повиновения тем, что в этом случае имеет место полная зависимость. Когда кто-то подчиняется, они не критикуют приказы, они принимают их как естественные.
Несоблюдение недопустимо. Эти два процесса, видимо, работают через страх. Людей, боящихся последствий, будут манипулировать и принуждать. По этой причине манипулирование посредством наложения считается инвазивным методом.
Манипулирование через уступчивость
Как спрашивал Николя Макиавелли, что лучше: любить или бояться ? В то время как механизмы навязывания заставят нас бояться, существуют и другие техники манипуляции, которые дают тот же результат, но заставляют манипулятора любить. Это процессы, основанные на соблюдении требований, как описано ниже:
Убеждение
Убеждение — это использование слов для передачи информации, чувств или причин. С помощью слова человек пытается изменить отношение, чувства или действия других людей. Чтобы манипулировать кем-то путем убеждения, вы должны знать его: его убеждения, интересы и потребности. Основываясь на этих знаниях, убеждение использует логику, риторику, эмоции, язык тела и многие другие приемы.
Соблазнение
Соблазнение можно считать искусством сводить человека с ума. Однако более правильным определением будет процесс, с помощью которого человек убеждает и эмоционально воздействует на другого с целью заставить его влюбиться в него или оказать ему услугу.
Одним из наиболее известных механизмов соблазнения является так называемая «косвенная игра»: намек на чувство влечения, но не его прямое проявление. Интерес и влечение возрастают, и первый шаг делает другой человек.
Согласие
Согласие означает систематическое согласие, принятие или одобрение. В психологии уступчивость относится к человеку, который отвечает утвердительно, не задумываясь об этом. С точки зрения соблюдения, молчаливое согласие будет состоять из утвердительного ответа на любое требование.
Обмен
Обмен состоит в том, чтобы давать, чтобы получить. Если мы хотим, чтобы кто-то что-то сделал, хорошее начало — сделать что-то для него. Принимая во внимание приемы убеждения Чалдини, взаимность относится к потребности, существующей в социальных отношениях, для восстановления баланса.
Личное признание заставляет их рассказать нам что-то личное. Дарение подарка увеличивает вероятность того, что они дадут нам что-то взамен. Таким образом, дарение чего-либо без предварительного уведомления или просьбы может убедить человека, который получает подарок, сделать что-то взамен.
Эти техники манипулирования, основанные на уступчивости, менее инвазивны. С ними вам удается манипулировать другими без их ведома. Страх не будет двигателем, заставляющим их подчиняться.
Однако эти методы сложнее поддерживать с течением времени. И наложение, и соблюдение могут быть полезными и иметь свои преимущества и недостатки. Все зависит от того, какая цель.
Это может вас заинтересовать…Psychopathen, Narzissten, Sadisten und Jäger teilen einen „dunklen Kern“
Laut einer Studie besteht eine Verbindung zwischen dunklen Charaktereigenschaften und der Tendenz, die eigenen Interessen immer über alles zu stellen. Leute, wie zum Beispiel Hobby-Jäger, quälen часто и очень быстро.
Sadismus, Psychopathie oder gar Gemeinheit sowie Bösartigkeit: Die Eigenschaften, welche die dunklere Seite der Menschheit zeigen, haben einen ‚dunklen Kern’ gemeinsam, sind aber nicht bei allen gleich. Und wer eine dieser Tendenzen hat, dürfte auch einige andere aufweisen. Egoismus scheint vielleicht nicht so extrem wie Psychopathie. Doch eine neue Studie kommt zum Schluss, dass Leute mit diesen so genannten dunklen Charaktereigenschaften die Tendenz haben, immer und vor allem ihre eigenen Interessen zu verfolgen. In vielen Fällen quälen solche Menschen auch gerne andere.
Die dunkle Seite des Menschen hat viele Facetten. Psychologen aus Ulm, Landau und Kopenhagen haben nun gezeigt, dass Egoisten, Machiavellisten, Narzissten, Psychopathen und Sadisten mehr gemeinsam haben, als sie trennt. Den Forschern gelanges, viele dieser Problematischen Persönlichkeitseigenschaften auf wenige grundlegende Prinzipien zurückzuführen: den «темный фактор» (D-Faktor) der Persönlichkeit . Veröffentlicht wurde die Studie in der international renommierten Fachzeitschrift Psychological Review.
«Kernbestandteil dieses dunklen Faktors der Persönlichkeit ist ein übertriebener Egoismus, der отрицательный Auswirkungen auf andere oder die Gesellschaft im Allgemeinen hat. Dieser wird begleitet von Überzeugungen, die Schuldgefühle, Gewissensbisse und моральный Skrupel verhindern“ , erklärt Professor Morten Moshagen. Explizit sprechen die Wissenschaftler beim D-Faktor von einer Extremen Form der individuellen Nutzenmaximierung, die sprichwörtlich über Leichen geht, также einen Schaden für andere bereitwillig in Kauf nimmt oder sogar absichtlich herbeiführt. Begleitet wird diese Tendenz von der Neigung, das eigene Verhalten vor sich selbst und anderen zu rechtfertigen.
Der D-Faktor aufgeschlüsseltIn der Studie wird der gemeinsame Nenner aller dunklen Eigenschaften definiert. Die Forscher nennen ihn den «D-Faktor» und stellen fest, dass dieser der dunklen Seite der menschlichen Persönlichkeit zugrunde legt.
Bei ihren Analysen haben die Wissenschaftler neun Persönlichkeitseigenschaften untersucht. Dazu zählen Egoismus, Gehässigkeit, Machiavellismus, моральный Enthemmung, Narzissmus, Psychopathie, Sadismus, Selbstbezogenheit und übertriebene Anspruchshaltung. Die Forscher fanden dabei heraus, dass sich praktisch alle diese Eigenschaften auf den D-Faktor als dunklen Persönlichkeitskern zurückführen lassen. Praktisch bedeutet dies, dass beispielsweise Menschen mit einer hohen Narzissmus-Tendenz mit Grosser Wahrscheinlichkeit auch ausgeprägte machiavellistische und Psychopathische Persönlichkeitszüge zeigen.
Ausserdem ist bei Menschen mit einem starken D-Faktor statistisch Gesehen die Wahrscheinlichkeit hoch, kriminell oder gewalttätig zu werden oder anderwärtig gegen soziale Regeln zu Forstoscher
6, so
6.
Der «D-Faktor» verbindet all diese Tendenzen. Dabei geht es um die Neigung, die Nöte anderer zu ignorieren oder sogar zu verursachen, um die eigenen Ziele und Interessen zu verfolgen. Dazu gehört laut den Forschern auch die Überzeugung, stets im Recht zu sein.
Der Wissenschaftler Spearman zeigte als erster auf, dass diese Eigenschaften einer Art Intelligenz gleichen. “ Auch die dunklen Aspekte des menschlichen Charakters haben einen gemeinsamen Nenner. Das heisst, dass sie ähnlich wie die Intelligenz alle die gleichen Neigungen und Tendenzen ausdrücken », поэтому Инго Зеттлер, профессор психологии Копенгагенского университета.
In diesem Begriff werden die drei Charaktereigenschaften Narzissmus, Psychopathie und Machiavellismus zusammengefasst. Wenn alle drei Eigenschaften in einer Person zu finden sind, deutet das auf eine böswillige Persönlichkeit hin.
Was ist das Gegenteil von Empathie? Фото: Thesaurus.plusDie drei Eigenschaften sind zwar unterschiedlich, überschneiden sich aber часто. Narzissmus wird charakterisiert durch Grössenwahn, Stolz, Egoismus und fehlende Empathie. Machiavellismus zeigt sich in Manipulation und der Ausnutzung anderer. Er geht часто einher mit einer zynischen Missachtung von Moral, einer Konzentration auf die eigenen Interessen und Täuschung. Psychopathie zeigt sich in dauernd antisozialem Verhalten, Impulsivität, Selbstsucht, Herzlosigkeit und Unbarmherzigkeit была типичным Merkmale von Hobby-Jägern sind.
Der D-Faktor kann sich in einer Person als Narzissmus und Psychopathie zeigen, in einer anderen dunklen Eigenschaft oder in einer Kombination aller drei. Aber sehen wir uns den gemeinsamen Nenner der verschiedenen dunklen Charaktereigenschaften an, zeigt sich auch, wenn eine Person einen hohen D- Faktor hat.
Denn der D-Faktor zeigt, wie wahrscheinlich es ist, dass eine Person sich so verhält, wie es für einen oder mehrere dieser dunklen Eigenschaften typisch ist. Eigenschaften wie Egoismus mögen nicht также так extrem gelten wie Psychopathie. Aber eine neue Studie zeigte auf, dass diese drei sogenannten dunklen Charaktereigenschaften die allgemeine Tendenz haben, die eigenen Interessen über alles andere zu stellen. Die Forscher halten aber fest, dass es einige wichtige Unterschiede zwischen den dunklen Eigenschaften gibt, die zu drastischen Unterschieden im Verhalten führen können.
Bei der Behandlung solcher Menschen kann die Identifizierung eines gemeinsamen Nenners eine wichtige Rolle spielen. « Das sehen wir zum Beispiel in Fällen von Extremer Gewalt, Missachtung von Regeln, Lügen und Täuschung in Unternehmen wie auch in der Gemeinschaft », fügt Zettler an. Mitgefühl ist der Grundstein eines jeden guten Charakters.
“ Da kann das Erkennen des D-Faktors in einer Person wichtig sein, um zum Beispiel festzustellen, ob die Wahrscheinlichkeit besteht, dass jemand rückfällig wird oder sich noch gefährlicher verhalten könnte. “
Menschen mit einem hohen D-Faktor neigen stärker zum RegelverstossVon besonders grundsätzlichem Interesse ist in den Augen der Forscher die Analogie zum „G Faktor“ – einem Konzept des berühmten britischen Intelligenzforschers und Psychologen Professor Charles Spearman. Dieser «общий фактор интеллекта» erklärt, dass Menschen, die gute Ergebnisse in einer bestimmten Form von Intelligenztests zeigen, auch bei anderen Arten von Intelligenztests gut abschneiden. „ Wie der g-Faktor ist der D-Faktor ein allgemeines Konzept, das verschiedene Ausprägungen haben kann „, erläutert Professor Benjamin Hilbig von der Universität Koblenz-Landau. Dies heisst im Umkehrschluss, dass sich ein hoher Dark-Faktor in ganz verschiedenen Problematischen Verhaltensweisen und Persönlichkeiten äussern kann. „ Zugespitzt formuliert könnte man sagen, dass wenn ein Chef genüsslich seine Mitarbeiter herunterputzt, die Wahrscheinlichkeit hoch ist, dass er auch seine Geschäftspartner ausnutzt, Steuernhinterzieht oder seine Frau betrügt“ , illustriert der Ulmer Psychologe Morten Moshagen.
Beim Töten von Tieren auf der Jagd haben Jäger Freude TrophäenjagdWie ticken Hobby-Jäger? Laut einer Studie, die der Wissenschaftler Marc Bekoff, в «Психологии сегодня» vorstellte, geht es auch darum, Kosten zu signalisieren. Für die Jagd auf die grössten und am schwierigsten zu jagenden Tiere werden Grosse Summen bezahlt und man will zeigen, dass man es sich leisten kann, für die Fotografie eines getöteten Tiers einen exorbitanten Preis zu zahlen. Es geht um Status und Angeberei: Ein Löwe ist ein wie ein Cadillac, eine Yacht oder eine Villa mit den Köpfen geschossener Tiere an den Wänden.
Und wie kann man besser seinen Status zeigen, als mit Bildern in den sozialen Median, auf denen man mit einem makabren Grinsen neben einem toten Tier steht? Wenn man es aber näher betrachtet, steckt Hinter dieser Zurschaustellung mehr als ein blödes Grinsen. Denn laut einer Studie Wollen Jäger, die ihr «freudiges Lächeln» neben Tierleichen zeigen, zum Ausdruck Bringen, dass die Gefahr der Jagd und das Töten der Tiere viel grösser sind, als man gemeinhin denkt. Der Forscher Крис Даримон дал оценку: „