что это такое и какие проблемы решает гештальтпсихология?
Гештальт – слово трудное в произношении и не менее трудное в понимании. Причем этот многокомпонентный психологический термин часто употребляют неправильно и совершенно не к месту. Какие понятия объединяет и какие задачи решает гештальт? Как используется в обучении, терапии, рекламе? И почему гештальттерапевт не дает конкретных советов о клиентской проблеме?
В статье отвечаем на вопросы, а также рассказываем о базовых школах, этапах развития, принципах и компонентах гештальтпсихологии, описываем задачи, которые помогает решать консультирование.
Что такое гештальт?
Гештальт — это базовое понятие гештальтпсихологии: неделимая единица сознания, которая определяется привнесенной психологами-гештальтистами концепцией: «Целостный образ всегда более значим, чем сумма его составляющих и может определять их восприятие». Иначе говоря, человек познает объекты через органы восприятия и создает о них комплексное, единое представление (структуру), дополненное его личными переживаниями, субъективным опытом, мыслями, эмоциями, акцентами. Из этих значимых для него структур каждый человек составляет свою личную картину мира.
«Gestalt» – немецкая лексема, которая не имеет дословного перевода в русском языке. В буквальном переводе ее семантика обозначает паттерн, конфигурацию, определенную форму организации отдельных частей в единую структуру. Это центральное понятие гештальтпсихологии объясняет и представляет сознание как единое целое, элементы которого постоянно взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Поэтому основные идеи и компоненты гештальтпсихологии соприкасаются с человеческим сознанием:
- Предмет изучения – принципы целостности сознания.
- Гештальт-терапия – общепсихологическое направление, изучающее пути повышения осознанности человека для того, чтобы создать гармоничную личность, улучшить контакт с окружающим миром и самим собой.
- Гештальт – единица анализа единого поля сознания.
- Незавершенный гештальт (эффект Зейгарник) – не доведенная до логического финала эмоциональная или поведенческая реакция, которая создает психологическое напряжение, отбирает ресурсы сознания и памяти.
- Фигура и фон – термины, используемые для описания взаимосвязи между объектом фокусирования (фигурой) и фоновым полем восприятия.
- Инсайт – внезапное озарение, после которого проблемная ситуация видится понятной и решаемой.
- Контакт – пиковый момент взаимодействия потребностей человека с окружающей средой.
- Зрительное восприятие – психический процесс, развивающийся по определенным закономерностям и определяющий уровень развития психики.
- Осознавание – понимание процессов, происходящих внутри организма и в окружающей среде (понятие нетождественное анатомическим и физиологическим знаниям).
- Здесь-и-сейчас – концентрация на переживаниях, мыслях, чувствах, возникающих в то самое мгновение под названием «сейчас».
- Обратная связь – ответное действие терапевта для того, чтобы получить сознательный глубинный отклик клиента по поводу его переживаний.
Сегодня термином «Gestalt» также пользуются для неделимых физических, физиологических и социальных феноменов.
История школы гештальтпсихологии.
Гештальтпсихология возникла в кризисное время для психологии как попытка организовать ее по подобию с физическим электромагнитным полем. Гештальтисты допускают, что все компоненты окружающего мира подчиняются одновременному воздействию противоположных сил нашего сознания. С одной стороны – это сила, увязывающая отдельные частицы в единое целое. С другой – сдерживающее поле, не позволяющее представлению о мире сжаться в микроскопическую точку. Точка, уравновешивающая эти силы, есть гештальт.
Начало.
В конце XIX века австрийский исследователь Х. Эренфельс впервые ввел понятие гештальт качества и описал феномен транспозиции. Можно взять знакомую мелодию, сыграть ее в другой тональности, добавить новые инструменты. Каждая нота изменится, но мелодия по-прежнему останется узнаваемой. Это и объясняет идею общего, несводимого к сумме единичных компонентов.
Пройти тест на темперамент
Активное развитие гештальтпсихологии началась в 20-е годы XX столетия с публикации работ психологов М. Вертхаймера, В. Келера, К. Коффки. К. Левина. В Германии сложилась Берлинская школа гештальтпсихологии, позже начал выходить журнал о психологических исследованиях. В своих статьях ученые поднимали темы динамики личных потребностей, творческого мышления, аффектов, силы воли, памяти и когнитивной психологии. Были описаны основные типы конфликтов, ставшие впоследствии базой конфликтологии.
Тогда же были выделены определяющие организацию восприятия принципы:
- Близости. Распределенные рядом в пространстве и времени элементы воспринимаются единым целым.
- Сходства. Схожие элементы воспринимаются целостно, образовывая замкнутый круг.
- Непрерывности. Восприятие связывает элементы в непрерывную последовательность.
- Замкнутости. Сознание стремится завершить все незавершенное.
- Целостность. Восприятие идет по пути упрощения целого.
- Общей зоны. Повседневное восприятие формируется из прошлого и настоящего опыта.
- Фигуры-и-фона. Все, что в данный момент наделяется большим смыслом, воспринимается как яркая фигура на более размытом общем фоне изображения.
Все эти принципы объединяет закон равновесия: психика человека в любых обстоятельствах стремится к стабильности. Сама гештальт психология выводит на первый план одновременное осознание происходящего здесь-и-сейчас на эмоциональном, телесном, интеллектуальном уровнях.
Гештальт терапия Фредерика Перлза.
Исследования в Европе прекратились с приходом фашизма, поэтому все основные изыскания переместились в Америку.
В это же время Ф. Перлз и его жена Лора (доктор гештальтпсихологии), создали свою систему психотерапии. Со своими учениками и единомышленниками они разработали теоретические идеи и прикладное приложение принципиально нового подхода к терапии. Отталкиваясь от идей психологии восприятия, они расширили понятия гештальта и повлияли на развитие современной практической психологии. В 1951 году было издано первое руководство по самоисследованию с примерами из терапевтической практики «Практикум по гештальт-терапии». Этот набор техник для работы с текущими самоощущениями пациента и сегодня считается главным пособием в работе гештальттерапевтов.
Перлз считал, что наибольшим терапевтическим эффектом обладают групповые занятия. Для этого в 1970 году решил основать киббуц-общину, где можно было жить гештальтом 24/7. По задумке в киббуц-группе можно было находиться от нескольких дней до нескольких месяцев, совмещать психотерапию с работой, отдыхом. Но автор идеи умер, не реализовав свой замысел.
Позже базовая техника психотерапии стала основой для интегративной гештальт-терапии Иллариона Петцольда, которая больше значения уделяет здоровью, духовности человека, креативности, фантазии и творчеству. Другое направления терапии – социогештальт использует гештальт подход для внутреннего преобразования учреждений: школ, больниц, госучреждений. Большие организации рассматриваются как единый организм, который способен страдать от устаревших установок или недостаточного знания о самом себе.
В 50-60-х годах гештальтпсихология развивалась в США в рамках клинической терапии. В 70-е годы вернулась в Европу и нашла применение в индивидуальном, групповом и семейном консультировании, тренингах личностного роста, профессиональных семинарах, подготовке психотерапевтов педагогике.
Пройти тест на характер человека
Гештальт: теория и практика в подготовке психотерапевтов.
На фоне всеобщего интереса к психологической грамотности гештальттерапия находится на пике популярности. Особенно в Европе, где есть немало «культурно-психологических» предпосылок: психоанализ, феноменология, позитивная и телесно-ориентированная психотерапия, цветотерапия. Практикой и преподаванием гештальт-терапии занимаются высшие школы. Существует несколько международных организаций: Американская (AAGT) , Европейская (EAGT), Образовательная федерация (FORGE).
Принципы гештальт-педагогики основаны на теории Ф. Перлза, сравнивавшего обучение с едой. Вначале еду нужно рассмотреть, опробовать, откусить, разжевать, переварить и только после этого она стает частью организма. Чтобы обучение заинтересовало студентов, оно должно быть таким же аппетитным, полезным, возбуждающим интерес (аппетит) и отличным от того, что они узнали раньше.
Обучение в гештальт-педагогике предполагает минимум теории и максимум действия: игр, упражнений, экспериментов, побуждающих отойти от обсуждения психологического феномена к его разбору, проживанию на личном опыте. Во время обучения студент устанавливает контакт окружающей средой, в качестве которой выступает преподаватель, аудитория, одногруппники, теоретический и практический материал. Эксперименты больше похожи на реальные сеансы психотерапии, где в роли психотерапевта и клиента выступают сами студенты. Преподавателю отводится роль супервизора – опытного наставника и консультанта.
Целостная картина гештальта в рекламе.
Считается, что визуальные образы изменили культуру XXI века. Конфигурации-гештальты выведены на основе зрительного восприятия. Это дополнительно объясняет популярность гештальт терапии. Раньше «картинку» воспринимали как подготовительную фазу для мыслительного процесса. Сегодня визуальное изображение стоит на первом месте – это фильмы, видеоролики, комиксы, фотографии.
Маркетологи также почерпнули из теории визуального мировосприятия немало практических идей. Когда мозгу дают готовую картинку, он перестает мыслить критически, и тогда на поведение воздействуют внешние стимулы и другие факторы. Так что базовые принципы гештальтпсихологии активно применяются в визуальном маркетинге и веб-разработке дизайна сайтов:
- Закон «сходства» применяется интернет-магазинами для стимулирования продаж – программа объединяет разные товары одним цветом фона. Покупатель воспринимает несколько позиций в каталоге как единое целое, в итоге заказывает не один, а несколько товаров.
- Закон «завершенного образа» чаще применяется в логотипах – когда мозг мысленно дорисовывает недостающие элементы в общий рисунок. Яркий пример – логотип компании Apple в виде «надкусанного яблока».
- Закон «фигуры и фона» особо востребован у маркетологов, которые любят создавать эффектный контраст и тем самым вызвать интерес к нужному объекту. Это черно-белые изображения, картинки черным по черному, белым по белому.
Пройти тест на тип личности
Критика гештальт-психологии.
Главный довод критиков направлен на то, что позиция гештальтистов опирается на незаконченную, не подтвержденную на практике теорию. А последователи гештальтпсихологии слишком заняты теоретическими формулировками и уделяют мало внимания экспериментальному подтверждению своих гипотез.
Одним из первых критиков гештальтпсихологии был русский академик И. П. Павлов. В 1934 году он выступил с докладом, где высказался о представителях нового направления в психотерапии: «…играют исключительно словами, а не обращаются к действительности». Главной целью критики бал основной подход к познанию «целого целиком». По мнению Павлова познать целое, не разламывая его на части, невозможно. Это как с машиной – как можно понять ее устройство, если не разобрать на детали, не разобраться во влиянии одной части на другую.
Позже критике подвергались теория инсайта, анализ природы мыслительных процессов, результаты экспериментов, главные принципы терапии. Сами гештальтисты признают теоретические противоречия, но утверждают, что возможное непонимание связано с недостаточными знаниями практикующих психотерапевтов, распространяющих ложные представления о терапии. В любом случае эти противоречия используют как дополнение к общей системе.
Какие проблемы решает гештальт?
По мнению Ф. Перлза цель психотерапии – помочь клиенту обрести самопознание, разобрать запросы и научиться опираться на собственные силы. Поэтому любой психотерапевтический прием должен основываться на принципах человеческого поведения и быть понятным для клиента.
Перед походом к гештальтисту нужно знать и помнить: психотерапевт не решает конкретную задачу. Он помогает клиенту осознать первопричину проблемы и научить.
1. Оставаться в контакте с самим собой.
Понимать и не игнорировать свои желания, потребности в тот момент, когда они возникают, не перебегая в прошлое или будущее; ощущать эмоциональное и физическое состояние: удобно ли я сижу, что болит/не болит, что я могу сделать, чтобы позаботиться о себе.
2. Пребывать в контакте с окружающими.
Улавливать изменения настроения, эмоции, слушать речь, понимать ее содержание; распознавать невидимые с первого взгляда мотивы поступков; грамотно взаимодействовать с окружающими, делиться опытом, получать знания.
3. Найти оптимальный баланс контакта с самим собой и с другими.
Часто происходит, что один человек больше «уходит» в общение, а другой полностью погружается в себя. Это значит, что человек просто не осознает своих действий, не делает выбора, живет по привычному сценарию.
4. Снимать мышечные блоки, телесные зажимы.
Отслеживать, принимать движения пальцев, глаз, шеи; понимать первопричину болезненных или неприятных физических ощущений, которые игнорировались раньше; избавиться от пренебрежительного отношения к телесности, свойственного нашей культуре.
5. Осознанно проживать жизненные ситуации.
Грамотно интерпретировать текущий момент; находить причинно-следственные связи в каждой конкретной ситуации; не пытаться соответствовать чужим ожиданиям; не переносить свои ощущения на другого человека, не принимать его ощущения за свои собственные;
Пройти тест на самооценку
6. Оставаться здесь-и-сейчас.
Ощутить присутствие в настоящем времени: прочувствовать свои эмоции, не наслаивая на них воспоминания о прошлом или мысли о будущем; не совершать действий «на автопилоте»; простить детские обиды на родителей; понимать смысл прочитанной главы из книги, распробовать вкус блюда, слышать музыку.
7. Понимать и использовать сны для самостоятельной терапии.
Записывать повторяющиеся, кошмарные, самые интересные и непредсказуемые сны; уделять особое внимание снам, которые снились ночью после сеанса психотерапии; понять, какое послание сознание заложило в этот сон; правильно расшифровать сон для того, чтобы лучше понять самого себя.
8. Правильно работать с чувствами.
Распознавать, осознавать, интерпретировать, выражать эмоции; понять взаимосвязь непрожитых чувств с телесными зажимами, физическими заболеваниями; проживать эмоции на полную силу вместо того, чтобы чувствовать себя бездушными роботами.
9. Определять важность фигуры на общем фоне.
Понять, что решение проблемы обычно лежит на поверхности; отучиться придумывать себе невероятные проблемы, цепляться за них; сознательно переводить фокус внимания на свои настоящие потребности, вместо того, чтобы размышлять о непрожитом или дожидаться будущего.
10. Закрывать незавершенные гештальты.
Вспомнить, воссоздать и прожить заново незаконченные ситуации; довести до логического завершения прерванную ссору, отношения; использовать особые приемы для того, чтобы рассказать о своих чувствах и попытаться понять чувства другого; завершить долгоиграющие проблемы на работе, в отношениях.
11. Расширить зону самосознания.
Осознать себя как индивидуальность; адекватно оценивать свои таланты, навыки, способности, интеллект, действия; не переносить неудачный старый опыт в настоящую жизнь; не отождествлять себя с мнением окружающих.
12. Освоить самотерапию.
Каким бы опытным не был терапевт, он не даст конкретного совета по поводу того или иного клиентского запроса. Во время сеанса он подмечает закономерности, конкретизирует или обобщает, приводит примеры. То есть делает все, чтобы клиент сам осознал проблему и увидел приемлемый для себя способ поменять сложившийся способ жизни на более успешный.
Гештальт помогает обратиться к себе в текущей настоящей ситуации: пережить, поплакать, разобраться в ощущениях, позаботиться о себе, открыто сказать о своих потребностях. Конечно, он не решит все проблемы одномоментно, не сделает человека богатым после первого сеанса терапии. Но счастливее сделает наверняка.
Пройти тест на уверенность в себе
что это простыми словами и основные положения
Поговорим о том, чем гештальт-терапия отличается от других направлений, и кому она подходит. А еще наконец-то разберемся с тем, что же такое «гештальт».
- Гештальт терапия — это
- Что такое гештальт терапия простым языком: объясняем на примере
- Основные положения гештальт-терапии
- Что такое гештальт
- Осознанность, актуальность, ответственность
- Важнейшее понятие гештальт терапии —
- Плюсы и минусы
Гештальт-терапия — популярное направление. Она подходит для работы с отношениями, эмоциями, самооценкой и другими проблемами, с которыми люди сталкиваются каждый день. Но иногда клиенты опасаются обращаться к гештальтистам, потому что не знают, что это такое — в отличие от психоанализа или кбт, которые у всех на слуху. Исправим это!
Гештальт терапия — это
Направление психотерапии, которое помогает человеку обрести или возобновить контакт с самим собой, своими эмоциями и потребностями. Иногда в разных ситуациях мы теряем этот контакт и перестаем понимать себя. Главная задача гештальт-терапии — аутентичность. То есть, после курса клиент лучше понимает себя, более открыто реагирует на происходящее с ним, учится самостоятельно решать проблемы и добиваться целей.
Что такое гештальт терапия простым языком: объясняем на примере
Сергей пытается, но не может наладить отношения со своими взрослыми родителями. Все попытки поговорить выливаются во взаимные упреки, совместные ужины заканчиваются конфликтами, Сергей постоянно злится, но не может прекратить общение.
Когда он обращается к гештальт-терапевту, они вместе разбирают текущую ситуацию. Терапевт подробно спрашивает, какие именно эмоции вызывают у Сергея эти конфликты. Что он чувствует, когда звонит родителям, приезжает к ним, думает о них. Сначала Сергей говорит только о злости, но со временем на поверхность всплывают и другие противоречивые чувства: он с детства ждет от родителей одобрения и поддержки, он хочет получить это от них — но каждый раз чувствует себя маленьким мальчиком, которого спрашивают «Четыре? А почему не пять?». Ему обидно, он не чувствует себя достаточно хорошим человеком, если не получил их одобрения.
Задача гештальт-терапевта в нашем примере — вернуть Сергею ощущение собственного «я» и его значимости вне зависимости от действий и слов родителей. Не обязательно выбирать ту работу и отношения, которые родители одобрят — а потом обижаться на них за это и транслировать обиду в отношениях. Можно быть просто взрослыми людьми, которые дороги друг другу и пытаются выстроить комфортные отношения.
Причина проблем может крыться в детстве, но разбираться с ней надо здесь и сейчас.
Чтобы проговорить это, терапевт может предложить клиенту технику «Пустого стула». Например, Сергей сидит в своем кресле , ставит напротив стул и представляет, что на этом стуле сидит отец. Сергей говорит все, что он хотел бы сейчас сказать отцу, не скрывая эмоций, открыто и честно. После этого он пересаживается на стул и «становится» собственным отцом. В этой роли он говорит самому себе те вещи, которые, возможно, сказал бы отец. Со стороны эта техника может показаться нелепой, но она прекрасно работает, когда на терапии происходит работа над отношениями, и нужно поставить себя на место другого человека.
Гештальт-терапия больше опирается на эмоции, чем на логику — в этом ее отличие от когнитивно-бихевиоральной терапии. Также это направление не предполагает долгой и глубокой работы с детством. Причина проблем может крыться в детстве, но разбираться с ней надо здесь и сейчас.
Основные положения гештальт-терапии
Гештальт-терапия — это продолжение гештальт-психологии. Ее открыл Фриц Перлз в 1940-х годах. Перлз сначала учился на психоаналитика, а потом увлекся популярной в то время гештальт-психологией, которая изучала восприятие. Ее идея была в том, что любой образ стремится к завершению. Gestalt — с немецкого языка переводится как «образ». Давайте подробнее поговорим о том, что это такое.
Что такое гештальт
Психологи заметили, что наш мозг всегда стремится распознавать целостные, завершенные образы. Пример: если показать человеку незаконченный рисунок из разрозненных элементов — он будет видеть в нем целостные фигуры. Это и называется «гештальтом».
Вы можете видеть на первой картинке белый круг, на второй — квадрат, а на третьей — треугольник, хотя на самом деле это всего лишь комбинация разных других фигур.
В гештальт-терапии гештальт — это некая незавершенная ситуация, которая продолжает давить на человека. Ситуация может «не завершиться» из-за того, что не были проговорены мысли и эмоции, которые человек испытывал в процессе. Даже если физически все закончилось (например, отношения разорвались) — психологически незавершенность будет давить.
Осознанность, актуальность, ответственность
Когда клиент работает над ситуацией вместе с терапевтом, говорит о своих переживаниях — происходит осознавание. В дальнейшем клиенту нужно стремиться к осознанности во всем, что он делает. Это — главное условие счастливой жизни, согласно положениям гештальт-терапии.
На гештальт-терапии важно возвращаться в ощущение «здесь и сейчас». В прошлом какие-то вещи могли ранить нас, но здесь и сейчас они не причинят нам вреда, мы можем быть свободны от них. С этим связано понятие актуальности — работать только с теми вещами, которые волнуют клиента и происходят с ним в данный период.
Чтобы жить действительно свободно, нужно брать ответственность за свои решения. Когда мы ответственны за свою жизнь, мы всегда можем исправить в ней что-то сами. Нам не нужно ждать разрешения или одобрения других людей.
Чтобы жить действительно свободно, нужно брать ответственность за свои решения.
Важнейшее понятие гештальт терапии —
Контакт или цикл контакта. Это — психологическое взаимодействия человека со всем, что его окружает и с чем он соприкасается. В контакте важно не только взаимодействие, но и границы. То есть, человек должен понимать, что он — отдельная личность, несмотря на то, что другие могут влиять на него и наоборот.
Прерывание контакта (также ключевое понятие гештальт-терапии) как раз приводит к «незавершенности». Цель терапии — возобновить прерванный контакт, довести его до завершения и отрефлексировать.
Плюсы и минусы
Очевидный плюс гештальт-терапии в том, что она работает напрямую с чувствами клиента. Благодаря этому на терапии можно решать самые разные запросы:
— Отношения с людьми
— Неуверенность в себе, проблемы с самооценкой и границами
— Потеря и поиск смысла жизни
— Проблемы с работой и карьерой, профориентация
— Трудности в осознавании и выражении эмоций
Минус гештальт-терапии в том, что она предназначена для работы со здоровыми людьми. То есть, для работы с расстройствами личности, тяжелыми психическими расстройствами или психотическими состояниями гештальт-терапия противопоказана.
Оцените статью
[Всего: 15 Рейтинг: 4.3]
Поделиться постом
Ссылка скопирована в буфер обмена!
Гештальт-психология | Психология Вики
в: Восприятие, Психологические школы, Гештальтпсихология,
а также еще 3
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Психология: Дебаты · Журналы · Психологи
Гештальт-психология (также Гештальт-теория Берлинской школы) — это теория разума и мозга, которая предполагает, что принцип работы мозга является целостным, параллельным и аналоговым, с тенденциями к самоорганизации. Классический пример гештальта — мыльный пузырь, сферическая форма которого (его гештальт) не определяется жестким шаблоном или математической формулой, а возникает спонтанно в результате параллельное действие поверхностного натяжения, действующего во всех точках поверхности одновременно. Это противоречит «атомистическому» принципу работу цифрового компьютера, где каждое вычисление разбивается на последовательность простых шагов, каждый из которых вычисляется независимо от задачи в целом.
Содержимое
- 1 Появление
- 2 Реификация
- 3 Мультистабильность
- 4 Инвариантность
- 5 Происхождение
- 6 Теоретическая основа и методология
- 7 Прегнанц
- 8 Связь с гештальт-терапией
- 9 Гештальт-психологи
- 10 См. также
- 11 Внешние ссылки
Возникновение
Возникновение
Ключевыми свойствами гештальт-систем являются эмерджентность , реификация , мультистабильность, и инвариантность.
Эмерджентность демонстрируется восприятием Картины собаки , на которой изображена далматинская собака, обнюхивающая землю в тени нависающих деревьев. Собаку нельзя распознать, если сначала идентифицировать ее части (лапы, уши, нос, хвост и т. д.), а затем сделать вывод о собаке по этим составным частям. Вместо этого собака воспринимается как единое целое, сразу.
Овеществление
Овеществление
Овеществление — это конструктивный или порождающий аспект восприятия, посредством которого переживаемое восприятие содержит более явную пространственную информацию, чем сенсорный стимул, на котором оно основано.
Например, человеческий глаз увидит треугольник на рисунке А, хотя на самом деле никакого треугольника не было нарисовано.
Мультистабильность
Мультистабильность
Мультистабильность (или мультистабильность восприятия) — это тенденция неоднозначных перцептивных переживаний нестабильно прыгать туда-сюда между двумя или более альтернативными интерпретациями. Это видно, например, в кубе Неккера и в иллюзии Фигуры / Вазы Рубина, показанной справа.
Инвариантность
Инвариантность
Инвариантность — это свойство восприятия, при котором простые геометрические объекты распознаются независимо от вращения, смещения и масштаба, а также от некоторых других вариаций, таких как упругость деформации, различное освещение и различные характеристики компонентов. Например, все объекты A на рисунке сразу распознаются как одна и та же основная форма, которая сразу же отличается от форм B 9.0011 . Они даже распознаются, несмотря на перспективные и упругие деформации, как в C , и при изображении с использованием различных графических элементов, как в D .
Эмерджентность, овеществление, мультистабильность и инвариантность не являются отдельными модулями, моделируемыми по отдельности, а являются различными аспектами единого единого динамического механизма.
Математический пример такого механизма с использованием кубиков тестов психологов на проектирование блоков см. в разделах «Конструкции блоков в искусстве и математике» и «Загадка калейдоскопа».
Истоки
Хотя Макс Вертхаймер считается основателем движения, концепция Гештальт впервые была введена в современной философии и психологии Кристианом фон Эренфельсом (членом Школы Брентано). Идея гештальта уходит своими корнями в теории Иоганна Вольфганга фон Гёте, Иммануила Канта и Эрнста Маха.
И фон Эренфельс, и Эдмунд Гуссерль, кажется, были вдохновлены работой Маха Beiträge zur Analyze der Empfindungen (Contributions to the Analysis of the Sensations, 1886), в формулировании их очень похожих концепций Гештальт и Фигуральный момент соответственно.
Теоретики начала 20-го века, такие как Курт Коффка, Макс Вертхаймер и Вольфганг Келер (ученики Карла Штумпфа), рассматривали объекты как воспринимаемые в окружающей среде в соответствии со всеми их элементами, взятыми вместе как глобальная конструкция. Этот подход «гештальт» или «целостная форма» стремился изолировать принципы восприятия; кажущиеся врожденными психическими «законами», определяющими способ восприятия объектов.
Эти законы принимали несколько форм, таких как группировка сходных или близких объектов вместе в рамках этого глобального процесса. Хотя его критиковали за просто описательный характер, он лег в основу многих дальнейших исследований восприятия паттернов и объектов (см.: Carlson, Buskist & Martin, 2000), а также исследований поведения, мышления, решения проблем и психопатологии.
Теоретическая основа и методология
Исследования, разработанные в начале 20-го века на основе традиционной научной методологии, разделили объект исследования на набор элементов, которые можно было анализировать по отдельности, с целью уменьшения сложности этого объекта . В отличие от этой методологии, школа гештальта практиковала ряд теоретических и методологических принципов, которые пытались переопределить подход к психологическим исследованиям.
Теоретические принципы следующие:
- Принцип тотальности — Сознательный опыт следует рассматривать глобально (одновременно принимая во внимание все физические и ментальные аспекты личности), поскольку природа ума требует, чтобы каждый компонент рассматривался как часть системы сознания. динамические отношения.
- Принцип психофизического изоморфизма — Существует корреляция между сознательным опытом и мозговой активностью.
На основании изложенных выше принципов определены следующие методологические принципы:
- Экспериментальный анализ феноменов — В отношении Принципа Тотальности любое психологическое исследование должно брать в качестве отправной точки феномены, а не фокусироваться исключительно на сенсорных качествах.
- Биотический эксперимент — Школа гештальта установила необходимость проведения реальных экспериментов , которые резко контрастировали и противостояли классическим лабораторным экспериментам. Это означало экспериментирование в естественных ситуациях, сложившихся в реальных условиях, в которых можно было бы с большей точностью воспроизвести привычное для испытуемого.
Закон Закрытия
Самым основным правилом гештальта является закон прегнанца . Этот закон гласит, что мы пытаемся воспринимать вещи как можно лучше в гештальт-образе. В этом смысле «хороший» может означать несколько вещей, таких как правильный, упорядоченный, упрощенный, симметричный и т. д. Другие законы гештальта таковы:
- Закон замыкания. Наш разум добавляет недостающие элементы, чтобы завершить фигуру.
- Закон подобия. Наш разум группирует сходные элементы в сущность. Сходство зависит от формы, цвета, размера и яркости элементов.
Закон подобия
- Закон близости — Региональная или хронологическая близость элементов группируется нашим разумом и воспринимается как принадлежащие друг другу.
- Закон симметрии. Симметричные изображения рассматриваются как принадлежащие друг другу независимо от расстояния до них.
- Закон Непрерывности. Ум продолжает работать по образцу даже после того, как он остановился.
- Закон общей судьбы — Элементы с одинаковым направлением движения рассматриваются как единое целое.
Закон близости
Образно-фоновые умы имеют врожденную склонность воспринимать один аспект события как фигуру или передний план, а другой — как фон или фон.
Согласно теории гештальта, эти законы применимы не только к изображениям, но и к мыслительным процессам, воспоминаниям и нашему пониманию времени.
Примеры гештальт-опыта включают восприятие незавершенного круга как целого или узора из точек как формы — разум достраивает недостающие части путем экстраполяции. Исследования также показывают, что простые элементы/композиции, смысл которых воспринимается непосредственно, не представляют такой большой проблемы для ума, как сложные, и, следовательно, последние предпочтительнее первых.
Связь с гештальт-терапией
Гештальт-психологию не следует путать с гештальт-терапией Фрица Перлза, которая лишь косвенно связана с гештальт-психологией. Терапевтический метод, основанный исключительно на гештальт-психологии, — это теоретическая гештальт-психотерапия, разработанная немецким гештальт-психологом и психотерапевтом Гансом-Юргеном Вальтером.
Гештальт-психологи
- Вольфганг Мецгер
- Курт Гольдштейн
- Соломон Аш
- Фриц Перлз
- Гештальт-терапия
- Джеймс Тенни
- Graz School
См. также
- Гештальт-теоретическая психотерапия, метод психотерапии, основанный на гештальт-психологии.
- Гештальт-терапия, форма психотерапии, основанная на эмпирическом идеале «здесь и сейчас» и отношениях с другими людьми и миром.
- Теория структурной информации
- Важные публикации по гештальт-психологии
- Оптическая иллюзия
Внешние ссылки
- Архив гештальт-статей
- [http:/http://gestalttheory. net/archive//gestalttheory.net/archive/toccafondi.html Приемы, чтения и интерпретации гештальт-психологии — Фиоренца Токкафонди]
- Рой Р. Беренс: искусство, дизайн и теория гештальта
- Рой Р. Беренс: Рудольф Арнхейм: Маленькая сова на плече Афины
- 14-я международная конференция по теории гештальта февраль 2005, Грац (Австрия)
- Литература по классической гештальт-психологии
- Международное общество гештальт-теории и ее приложений — GTA
- Гештальт-теория — международный междисциплинарный журнал
- Гештальт-теоретическая психотерапия
- Страница гештальт-терапии
- Теория гештальт-терапии
- Мир в твоей голове — Стивен Лехар
- Гештальт-изоморфизм и примат субъективного сознательного опыта — Стивен Лехар
- Новая гештальт-психология 21 века
- Гештальт и учебный дизайн
- Гештальт и организационное лидерство
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Определение, принципы и применение на рабочем месте
Гештальт-психология – простое введение
Слово гештальт происходит от немецкого и используется для обозначения того, как что-то собирается, часто переводится на английский язык как «форма», «форма» или «единое целое».
Гештальт-психологию можно определить как школу мысли, которая возникла в начале двадцатых годов и считает, что объект или сцена в целом больше и важнее, чем ее компоненты.
С помощью гештальт-психологии нас поощряют видеть и рассматривать разум и поведение как единое целое. Такой подход вносит ясность в хаос, помогая унифицировать отдельные части информации и ищите закономерности.
Гештальт-психология также внесла свой вклад в изучение ощущения и восприятия .
Цель гештальта состоит в том, чтобы понять , как люди придают смысл миру, в котором они живут , и как они определяют порядок в хаосе .
Согласно гештальт-психологии, то, как люди интерпретируют то, что они видят в мире, зависит от того, что они ожидают увидеть , и будут пытаться найти закономерность в том, что они видят и переживают.
Генезис гештальт-психологии
Гештальт-психология была основана в Германии в начале двадцатого века психологом Максом Вертхаймером и соучредителями Куртом Коффкой и Вольфгангом Кёлером.
Все они встретились в Психологическом институте Франкфуртского университета, где Вертхаймер работал профессором, а Коффка и Келер помогали ему в работе.
Университет также является местом, где они сформировали школу мысли, гештальт-психологию.
Вертхаймер известен своей концепцией под названием Phi-феномен . Во время своего путешествия он заметил, как на вокзале два отдельных светильника, которые включаются и выключаются, создают иллюзию движения.
Затем Вертхаймер заинтересовался исследованием восприятия , которое положило начало его исследованиям в области гештальт-психологии.
Своим исследованием он ответил структурализму и подходу психолога Вильгельма Вундта, который был известен тем, что разбивал психологические события на отдельные части.
Вертхаймер, с другой стороны, обнаружил, что части связаны между собой, и верил в то, что рассматривал человеческий разум и поведение в целом.
Гештальтисты считают, что человеческий разум имеет свой способ организации и что он основан на восприятии вещей в целом, а не отдельных частей.
Основные принципы гештальт-психологии
После основания гештальт-психологии соучредитель Курт Коффка опубликовал «Принципы гештальт-психологии», в которых представил теорию гештальт-психологии и ее принципы.
Следующие принципы гештальт-психологии описывают, как работает человеческое восприятие и как мы придаем значение объектам и событиям.
Близость
Этот принцип гласит, что когда человеческий глаз видит элементы, расположенные близко друг к другу, мы воспринимаем их как набор или группу. Например, как мы читаем текст. Когда буквы складываются вместе, наше восприятие состоит в том, что они образуют слово.
Сходство
Другой способ, которым люди склонны группировать элементы в своих полях зрения, — поиск сходства. Элементы, которые выглядят одинаково, будут автоматически сгруппированы вместе. Например, во время спортивного мероприятия люди, одетые в футболки одного цвета, воспринимаются как члены одной команды.
Продолжение
Также частью гештальт-психологии является принцип продолжения, который гласит, что человеческий глаз предпочитает видеть непрерывную линию или движение, а не отдельные элементы. Когда, например, мы видим вывеску на здании, где дерево частично закрывает букву X, наш разум все равно будет воспринимать ее как букву X, и мы без проблем прочитаем вывеску. Мы видим непрерывность линий.
Закрытие
Этот принцип объясняет, почему люди предпочитают видеть законченные элементы. Видя неполные элементы, мы можем восполнить недостающую информацию, чтобы все еще воспринимать ее как завершенную. Этот принцип часто используется в рекламе. Рекламщики придумывают ориентировочные фразы для заполнения публикой. Считается, что такой подход вызывает интерес и большее вовлечение аудитории.
Фигура-фон
Принцип фигуры и фона объясняет, как люди в поле зрения различают фигуру и фон. Фигура — это объект или человек, занимающий центральное место в нашем поле зрения, в то время как фон присутствует меньше и воспринимается как фон.
Это объясняет, как человеческое восприятие объекта или ситуации может отличаться от чьего-либо восприятия, которое зависит от того, что воспринимается как фигура и фон. Этот принцип использовал датский психолог Эдгар Рубин, экспериментировавший с оптическим обманом.
Общая судьба
Еще один принцип гештальт-психологии — принцип общей судьбы. Когда человеческий глаз видит элементы, движущиеся вместе в определенном направлении, они обычно воспринимаются как группа. Пример общей судьбы — когда мы видим детей, направляющихся на детскую площадку, что может заставить нас воспринимать их как единое целое. Элементы можно просматривать отдельно, если это сделано намеренно.
Закон Прагнанца
Невозможно тратить время и энергию на все вокруг нас. Поэтому мы склонны организовывать элементы, которые видим, самым простым способом. Человеческий разум предпочитает простоту, поэтому мы стараемся упростить то, что воспринимаем. Таким образом, когда мы видим машину, нам не нужна дополнительная информация, чтобы понять, на что мы смотрим. Это называется законом Прагнанца. Pragnänz — это немецкое слово, означающее краткость на английском языке.
В дополнение к упомянутым выше принципам, которые помогают нам понять, как работает человеческое восприятие, гештальт-теоретики признают, что на то, как мы видим мир, также влияют другие факторы, такие как личность, ожидания и опыт.
Применение гештальтпсихологии
Базовая психология
Основные психологические процессы, такие как восприятие и внимание, находятся под сильным влиянием гештальтпсихологии. Эти основные психологические процессы являются фундаментальными и применимы к практическим вопросам. Например, развитию в изучении восприятия способствуют программы, которые проводятся для предотвращения аварий путем улучшения дорожных знаков. Это можно сделать только с помощью знания, которое у нас есть о восприятии.
Гештальт-психология и коммуникация
Чтобы иметь возможность вызывать внимание аудитории, люди, работающие в сфере коммуникации и творчества, используют гештальт-психологию. Для людей, работающих художниками, публицистами или дизайнерами, важно понимать, как человеческий разум интерпретирует изображения. Это знание может помочь им создавать работу, которая будет доноситься до их аудитории так, как они задумали.
Гештальт-психология и решение проблем
Чтобы решить проблему, важно понимать проблему, с которой вы работаете.
В гештальт-психологии считается, что проблема состоит из компонентов, которые связаны и взаимодействуют друг с другом. Чтобы решить проблему, вам нужно реорганизовать эти компоненты, чтобы найти новое решение. Эта творческая реорганизация компонентов проблемы называется продуктивным мышлением. Гештальт-психологи рекомендуют использовать продуктивное мышление, чтобы проникнуть внутрь себя в различных вопросах.
Гештальт-психология и образование
В образовании гештальт-психология применяется для восприятия и решения проблем. Применение гештальт-психологии к образованию подразумевает, что учителя должны поощрять учащихся к решению проблемы, обнаруживая различные элементы проблемы и то, как они связаны.
Гештальт-терапия
Терапия, основанная на гештальт-психологии, представляет собой гуманистический подход, в котором люди рассматриваются как сильные и независимые существа. Он рассматривает функционирование человеческого разума с целостной точки зрения, при этом у каждого человека есть свои мысли, переживания и реальность.
Развитие гештальт-терапии началось в 1940-х годах с автора Фрица Перлза. Он утверждал, что у каждого человека есть своя собственная реальность, которая определяется нашим восприятием, и что мы сами несем ответственность за изменение нашего восприятия. Этот образ мышления также занимает центральное место в гештальт-терапии, в которой личностный рост и построение идентичности находятся в центре внимания.
Гештальт-психология в повседневной жизни
Гештальт-психология также может применяться в нашей повседневной жизни. Как упоминалось в этой статье, гештальт-психологию можно использовать для решения проблем и поощрения творчества. Кроме того, знание принципов гештальта может помочь нам понять, как мы воспринимаем мир, объяснить оптические иллюзии и помочь понять наше поведение.
Техника пустого стула
Гештальт-терапия фокусируется на целом и работает с прошлым в настоящем.
Вещи, находящиеся в нашем сознании, но незавершенные, называются « незавершенными делами ». Из-за нашей естественной склонности к созданию гештальтов незавершенные дела могут быть значительной тратой энергии, а также препятствием для дальнейшего развития (O’Leary, 2013).
Самая популярная и известная техника в гештальт-терапии, техника пустого стула или диалог пустого стула (ECH), — это метод решения незаконченных дел в терапевтическом кабинете.
Незавершенное дело часто является результатом невыраженных эмоций, таких как отсутствие горя по поводу потери, и/или неудовлетворенных потребностей, таких как невысказанные обиды в отношениях. Клиент, возможно, предпочел избежать незавершенных дел в данный момент, решив не раскачивать лодку или сохранить отношения.
Постфактум этим невыраженным чувствам может не хватать подходящего выхода или их продолжают избегать из-за стыда или страха быть уязвимым. Большинство людей склонны избегать этих болезненных ощущений вместо того, чтобы делать то, что необходимо для изменения.
Техника пустого стула — это способ привнести невыраженные эмоции и неудовлетворенные потребности в здесь и сейчас.
В ECH терапевт устанавливает для клиента два стула, один из которых остается пустым. Клиент сидит на одном стуле и представляет свою вторую половинку, с которой у него есть незаконченные дела, на пустом стуле.
Затем клиент инструктируется и помогает ему сказать то, что осталось недосказанным воображаемой второй половинке.
Иногда клиент меняет стулья и говорит сам с собой, как если бы он был второй половинкой. Благодаря этому диалогу прошлые эмоции клиента переносятся в настоящее. Затем они обрабатываются и прорабатываются терапевтом.
Этот метод может быть применен либо к текущим отношениям, либо к отношениям, которые закончились. Цель работы — помочь клиенту изменить его самовосприятие .
Клиенты, перенесшие ЭХГ, могут перестать считать себя слабыми и жертвами и стать более уверенными в себе. Они могут относиться к значимому другому с большим пониманием или возлагать на него ответственность за причинение вреда.
Примеры гештальт-психологии
Один из примеров, используемых для объяснения гештальт-психологии, следующий: Феномен Фи.
Фильм, например, представляет собой серию отдельных изображений, но при быстром показе изображений мы воспринимаем их как непрерывное движение, тогда как в действительности его нет.
По мнению гештальт-психологов, это результат того, что наш разум заполняет недостающую информацию . В этом примере отсутствующей информацией являются промежутки между изображениями.
Это показывает, что «целое» играет более важную роль в человеческом сознании, чем сумма отдельных частей.
Гештальт-терапия используется в самых разных условиях, от клиники до корпоративного зала заседаний. Институты гештальта существуют во всем мире, и этот подход практикуется в стационарных клиниках и частных практиках индивидуальной и групповой терапии. Из-за такого разнообразия приложений он может принимать различные формы.
В 1965 году Американская психологическая ассоциация сняла сериал под названием « Три подхода к психотерапии » с участием Фрица Перлза (гештальт-терапия), Карла Роджерса (личностно-центрированная терапия) и Альберта Эллиса (рационально-эмоциональная поведенческая терапия), демонстрирующих их приближается к пациентке по имени Глория.
Чтобы увидеть, как выглядит гештальт-терапия, вы можете посмотреть это видео о том, как Перлз работает в режиме реального времени.
В видео Перлз описывает свой подход, работает с Глорией в течение короткого сеанса, а затем подводит итоги перед зрителем в конце.
Гештальт-психология и решение проблем
Гештальт-психология внесла свой вклад в научное изучение решения проблем. Фактически, ранняя экспериментальная работа гештальтистов в Германии знаменует собой начало научного изучения решения проблем.
Позже эта экспериментальная работа продолжалась в течение 1960-х и начала 1970-х годов, когда проводились исследования относительно простых (но новых для участников) лабораторных задач по решению проблем.
Учитывая фокус гештальт-психологии в целом, для гештальт-психологов было естественным изучать решение проблем с точки зрения понимания, стремясь понять процесс, посредством которого организмы иногда внезапно переходят от понятия, как решить проблему, к мгновенному пониманию вся проблема и ее решение.
В знаменитой серии экспериментов Келер дал шимпанзе несколько ящиков и поставил еду высоко над землей; через некоторое время шимпанзе, казалось, внезапно осознали, что они могут ставить коробки друг на друга, чтобы добраться до еды.
Гештальт-психология и два вида мышления
Макс Вертгеймер различал два вида мышления: продуктивное мышление и репродуктивное мышление .
Продуктивное мышление это решение проблемы на основе понимания — быстрая, творческая, незапланированная реакция на ситуации и взаимодействие с окружающей средой.
Репродуктивное мышление – это сознательное решение проблемы на основе предыдущего опыта и знаний. Репродуктивное мышление действует алгоритмически — тот, кто решает проблемы, воспроизводит серию шагов по памяти, зная, что они приведут к решению, – или путем проб и ошибок.
Функциональная неподвижность: обратная сторона гештальт-психологии
Карл Дункер, еще один гештальт-психолог, изучавший решение проблем, 9 лет0472 ввел термин «функциональная фиксированность» для описания трудностей как в зрительном восприятии, так и в решении проблем, возникающих из-за того, что один элемент всей ситуации уже имеет (фиксированную) функцию, которую необходимо изменить, чтобы что-то воспринять или найти решение. к проблеме.
Функциональная неподвижность – когнитивная предвзятость , ограничивающая человека в использовании объекта только так, как он традиционно используется.
Концепция функциональной фиксированности возникла в гештальт-психологии, движении в психологии, которое делает упор на целостную обработку.
Карл Дункер определил функциональную неподвижность как умственный блок против использования объекта новым способом, который требуется для решения проблемы.
Этот «блок» ограничивает возможность человека использовать компоненты, данные ему для выполнения задачи, поскольку он не может выйти за рамки первоначального назначения этих компонентов.
Например, если кому-то нужно пресс-папье, но у него есть только молоток, он может не увидеть, как можно использовать молоток в качестве пресс-папье.
Функциональная неподвижность — это неспособность использовать молоток ни для чего другого, кроме как для забивания гвоздей; человек не мог подумать, что можно использовать молот иначе, чем в его обычной функции.