Гельштат психология что такое: Гештальтпсихология — все самое интересное на ПостНауке

Гештальт-подход в консультировании. Дополнительное образование по психологии в РУДН.

 

Гештальтпсихология (гештальттерапия) это одна из форм феноменолого-экзистенциальной терапии, основанной Фредериком (Фрицем) С. Перлзом и Лаурой П. Перлз. Первые разработки в этом направлении появились в 40-х годах ХХ века. Широкой известности данное направление достигло в конце 60-х ХХ века. Собственно Институт Гуманистической психологии в Биг – Сур (Калифорния) стал так широко известен потому, что Ф.Перлз работал там в последние годы своей жизни. Впоследствии это направление развивали многие другие исследователи. Сейчас гештальттерапия – это направление, практикуемое во всем мире.

Фундамент гештальттерапии – это феноменология и диалог, направленные на то, чтобы увеличить сознавание и сделать непосредственное переживание более ясным. Объяснения и интерпретации полагаются менее надежными, нежели то, что видится и воспринимается непосредственно. Гештальттерапия с одинаковым уважением относится к непосредственному переживанию и терапевта, и клиента.

Различия в восприятии и переживаниях участников становятся материалом для экспериментов и диалога. Цель клиентов – прийти к сознаванию того, ЧТО они делают, КАК они это делают, и в то же время научиться принимать и адекватно оценивать себя.

Гештальттерапия больше сосредоточена на процессе (на том, что происходит), чем на содержании (на том, что обсуждается). Процесс относится к наблюдаемому развитию поведения, происходящему во время часа терапии. Акцент на том, что есть, а не на том, что было, могло бы быть, возможно произошло бы, должно было бы произойти. Внимание уделяется процессам: процессу пациента, процессу терапевта и процессу взаимодействия между ними.

Гештальттерапевтический подход позволяет успешно справляться с проблемами коммуникативного характера. На основании этого подхода может быть успешно построена практика психотерапевтической группы, что, в частности, психоанализ не предполагает. Гештальттерапия также с успехом может быть использована при краткосрочных терапиях, таких, как работа с шоковыми травмами, или при работах направленных на необходимые изменения в поведении.

Также она может применяться в работе с семьей. Предполагается также работа с экзистенциальными проблемами человека: одиночество, свобода, смерть, смысл. Вопросы, связанные с этими проблемами, неизбежно возникают практически в любой психотерапии, и в гештальт подходе содержится возможность работы с этими темами.

Гештальтерапия рассматривает человека, как целое существо, как единство поведения, чувств и мышления, находящееся в процессе взаимодействия с окружающим миром. То есть рассматривается не человек отдельно и мир отдельно, но их взаимодействие, непосредственное сознавание которого позволяет более глубоко и насыщенно воспринимать мир.

Существует также практикум по гештальттерапии, который позволяет, после небольшой подготовки, вести самостоятельную работу, что в других психотерапевтических направлениях не предусматривается.

Большое место в гештальттерапии занимает эксперимент, как возможность увеличения уровня сознавания и присутствия, как возможность испытать новые модели поведения в проблемных ситуациях, как возможность актуализации новых ресурсов и возможностей человеческой целостности.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ТЕМА 1. Знакомство, прояснение профессиональной и личной мотивации участников, проективная техника «представление через предмет».

ТЕМА 2. История появления гештальт-терапии в России.

ТЕМА 3. Гештальт-терапия (ГТ) — одно из современных направлений психотерапии. История метода. ГТ — направление психотерапевтической практики, созданное в середине нашего века Ф. Перлзом и группой, в которую входили Лаура Перлз, Пол Гудмен и Изидор Фромм, опирающееся на достижения гештальт- психологии, психоанализа, экзистенциальной психологии и духовные традиции Востока.

ТЕМА 4. Исторические корни ГТ. Гештальт психология. Исследования зрительного восприятия М.Вертхаймера, В.Келера и К.Коффки — отправная точка возникновения психологии гештальта и холистического принципа. Феноменологический метод как метод гештальт психологии. Исследования феноменов фигуры и фона К. Рубиным. «Теория поля» К.Левина. Эффект незавершенных действий Б. Зейгарник. Основные законы и принципы гештальт психологии (соотношение фигуры и фона, холизм, динамическое поле организм — среда).

ТЕМА 5. Психоанализ — как интеллектуальный предшественник ГТ. Первая книга Ф. Перлза «Эго, голод и агрессия», как попытка пересмотра и расширения психоаналитической теории и метода. Расхождения ГТ Ф.Перлза с психоанализом З.Фрейда (холизм у Ф.Перлза и разделение на иерархические структуры у З.Фрейда; опора на очевидный материал в ГТ и на подавляемый в ПА; «организмическое единство и саморегуляция» в ГТ и теория инстинктов и либидо в ПА; экзистенциализм и детерминизм; отношение к феномену «сопротивления» и т.д.) и соответствия («фигура и фон» у Ф.Перлза и «катексис» у З.Фрейда; «фундаментальное возбуждение» и «либидо»; континуум сознавания и свободные ассоциации; «сознание» и «сознавание»; «избегание сознавания» и сопротивление; «незаконченные ситуации» и навязчивые повторения; «уход из среды» и регрессия; проекция у Перлза и Фрейда; терапевтические отношения в ГТ Ф.

Перлза и трансферентные отношения в ПА З.Фрейда и т.д.).

ТЕМА 6. Влияние коцепции «мышечного панциря» другого крупного психоаналитика В.Райха и его «анализа характера» на представления Ф.Перлза о взаимосвязи тела и психики.

ТЕМА 7. Влияние экзистенциализма и феноменологии. Утверждение, что «мир индивидуального опыта может быть понят только из его непосредственного описания в его уникальной ситуации» — ядро мировоззрения в гештльт-подходе.

ТЕМА 8. Ф.Перлз и гештальт-терапия. Нью-йоркской группа (Лаура Перлз, Пол Гудмен, Изидор Фромм, Ральф Хефферлин и др.).

ТЕМА 9. Основные понятия и принципы гештальт-терапии. Определение «гештальта».

ТЕМА 10. Организм и среда. Организм как целое. Единство опыта. Среда, как и организм существуют в виде поля, т.е. в виде непрерывно изменяемого в пространстве, времени и предметном содержании процесса, основной характеристикой которого является целостность.

Организм как часть поля, контекста. Саморегуляция и доминирующая потребность.

ТЕМА 11. Понятие границы контакта. Граница контакта — функция, определяющая отношения между организмом и окружающей средой. Соответствие контакта со средой и «ухода» из нее формированию и завершению гештальта. Подвижность границы и психическое здоровье. Творческое приспособление.

ТЕМА 12. Принцип «здесь и теперь». Важность непосредственного актуального переживания себя и среды (актуальной ситуации) в настоящий момент. Влияние «незаконченных ситуаций» на формирование невротического способа взаимодействия с миром. Тревога как энергетический разрыв, напряжение между «сейчас» и «тогда».

ТЕМА 13. «Как» важнее, чем «почему». Акцент гештальт-терапии на постоянно возрастающем сознавании человеком собственого поведения, а не на исследовании причин, почему он ведет себя именно таким образом.

ТЕМА 14. Сознавание. Отличие Перлзовского «сознавания». Континуум сознавания. Избегание сознавания — основной фактор, препятствующий психологическому росту.

ТЕМА 15. Фигура и фон. Динамическое взаимодействие фигур и фона, определяемое иерархией актуальных потребностей. Построение и разрушение гештальтов.

ТЕМА 16. Цикл опыта. Ритм построения и разрушения гештальтов — это фундаментальный процесс, на основе которого работает терапия. Шесть фаз цикла опыта.

ТЕМА 17. Теория «Я» в гештальт-терапии. «Я»(self) как сложная система контактов, необходимых для адаптации в сложном поле. Модальности «Self»: Id, Ego, и Persona. Особенности функционирования «Self» в каждой из этих модальностей. Нарушения функций «Self». Формы прерывания цикла формирования и разрушения гештальтов (цикла контакта): слияние (конфлюенция), интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм идифлексия.

ТЕМА 18. Слияние как состояние «неконтакта», отсутствие различения между фигурой и фоном и отсутствия фигуры. Слияние как базовый феномен контакта со всем тем, что не является фигурой в поле в данный момент.

ТЕМА 19. Интроекция как генетически примитивная форма функционирования индивида в окружающей среде. Различие патологической и творческой интроекции.

ТЕМА 20. Проекция. Позитивная и негативная роль процесса проецирования.

ТЕМА 21. Ретрофлексия как способ отказа от контакта со средой и обращения функции контакта на себя. Здоровая и патологическая ретрофлексия. Роль ретрофлексии в возникновении психосоматических заболеваний. Определение дефлексии и эготизма.

ТЕМА 22. Понятие психологически зрелой личности. Развитие и рост и их нарушение. Невроз как нарушение процесса развития и роста личности. 5 уровней невроза: уровень клише, уровень игр, уровень тупика, уровень имплозии (внутреннего взрыва), уровень эксплозии (внешнего взрыва).

ТЕМА 23. Введение в техники гештальт-терапии. Супрессивные техники и экспрессивные техники. Основной метод работы в ГТ. эксперимент. Обеспечение контекста. Работа с полярностями. Техника работы с частями «Я». Техника работы с идентификацией (основана на механизме проекции). Исполнение ролей. Телесная работа. Работа с фантазиями и сновидениями.

Гештальт-терапия: основные понятия

Марина Ионычева, психолог, семейный консультант

Известные примеры переструктурирования фигуры и фона: то вы видим два лица, то вазу; то старуху, то молодую девушку. То, что было фоном, становится фигурой и наоборот

Для начала вот что:
гештальт-психология и гештальт-терапия это разные вещи 🙂

Гештальт психология — направление в психологии, изучающее целостные структуры сознания, образы. Возникло в Германии в начале ХХ в. в ответ на работы множества психологов-исследователей, которые «разбивали» психику на отдельные микроэлементы, а затем изучали их по отдельности. Слово «гештальт» как понятие было введено Г. фон Эренфельсом (G. von Ehrenfels) и не имеет точного эквивалента ни в английском, ни в русском языках. Очень приблизительно, в зависимости от контекста, его смысл может передаваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое».

Гештальт-терапия является сложным синтезом нескольких направлений психологии и психотерапии: психоанализа, экзистенциальной психологии, бихевиоризма, психодрамы и дзен-буддизма.

Гештальт-терапия, как любая признанная психотерапия, строится на психологической теории личности, включает в себя концепцию личности, теорию патологии и конфликтов.

Основными теоретическими понятиями, лежащими в основе гештальт-подхода, являются следующие:

С холистической точки зрения, человек есть физическое, эмоциональное, когнитивное, духовное и экзистенциальное существо. Односторонний подход, к примеру биоцентрический, не учитывает и исключает части личности связанные с социальным и культурным влиянием, и не учитывает всей сложности их взаимодействия.

С позиции гештальт-подхода здоровый человек — это личность, воспринимающая себя как целостное самоосознающее существо, находящаяся постоянно в контексте различных ситуаций и в полном контакте с ними, удовлетворяющая свои потребности, осознающая выбор возможных решений и принимающая за это ответственность.

Цикл контакта от Марины Ионычевой 🙂

Отношение между фигурой и фоном — одно из центральных понятий гештальт-терапии. В качестве фигуры (гештальта) может быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Так выглядит цикл контакта — схема, которой можно описать любой процесс нашей жизни.

1) Точка равновесия — ровный фон, пока нет фигур и выраженных желаний;
2) Подъем энергии, появление потребности и ее осознание, действия по поиску способов ее удовлетворения;
3) Контакт — процесс удовлетворения потребности;
4) Спад энергии, ассимиляция опыта;
5) Точка равновесия, фигура ушла в фон, готовность к формированию новых гештальтов.

«Фигурой», гештальтом, может быть любой процесс, любая потребность и путь ее удовлетворения — романтическое увлечение, поиск новой работы, секс и т.д. В каждый момент времени мы находится на разных стадиях разных циклов контакта, их длительность от нескольких минут до нескольких лет.

Словосочетание «незавершенный гештальт» означает, что какой-то процесс не завершен, что-то осталось незаконченным, что мешает и ощущается как дискомфорт, остаются эмоции, есть желание вернуться в ситуацию, как-то пережить ее заново, переписать страницу. В таком случае человек повторяет прежние схемы в изменившихся условиях — например, провоцирует в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером/родителями/другими значимыми людьми.

Гештальт-терапия фокусируется на настоящем, на процессе «здесь-и-сейчас». Это значит, что прошлый опыт и контекст важен, но интереснее то, что происходит прямо сейчас между нами и как это связано с запросом.

Клиент может обратиться с трудностями построения отношений, и как раз можно наблюдать, как с терапевтом он ведет таким же образом, что строить отношения не получается.

Гештальт большое внимание уделяет чувствам, которые находят выражение в теле, и работает с ними с помощью осознавания, телесных и арт-методов. Бывает клиент даже не понимает, что за эмоцию он испытывает, так и говорит — «ничего не чувствую, все нормально», а тело выразительно — в груди жмет, кулаки сжимаются, уши горят. Вот так через тело мы выходим на эмоцию (что чувствую?), через эмоцию на потребность (чего хочу?), дальше — на объект (от кого хочу?) и действие (как это получить и что я могу для этого сделать?).

Парадоксальная теория изменения А. Бейссера

В гештальт подходе существует теория, сформулированная Арнольдом Бейссером в 1974 году, согласно которой изменения наступают не в результате механических попыток измениться, а в результате полного переживания того, что есть.

Вот что пишет сам Бейссер:

Гештальт-терапевт отвергает за собой роль «делателя изменений» («changer»), его стратегией является поощрять и даже настаивать на том, что пациент есть там, где он есть, и кем он есть. Он полагает, что изменение не возникает благодаря «старанию», принуждению, убеждению или посредством инсайта, интерпретации или других аналогичных средств. Оно появляется скорее всего, если пациент, по крайней мере, на мгновение отказывается от того, кем бы он хотел стать и пытается быть тем, кем он есть.
Приходящий к терапевту и стремящийся к изменениям человек, находится в конфликте, по крайней мере, с двумя деликатными интрапсихическими образованиями. Он постоянно мечется между тем, кем он «должен быть», и тем, кем он думает, он «является», так никогда до конца ни с одним из них ни отождествившись. Гештальт-терапевт просит пациента целиком идентифицировать себя с соответствующими ролями, в каждый, момент времени с только одной из них. И с какой бы роли пациент ни начал, вскоре он переходит к другой. Таким образом, гештальт-терапевт просто поощряет его быть в настоящем тем, кем он есть.

Пациент приходит к терапевту потому, что хочет, чтобы его изменили. Многие терапевты считают эту цель вполне закономерной и используют различные средства, чтобы изменить его. Терапевт, который, в основном, занят поиском средств, как помочь пациенту, пусть даже его целью и является равенство в терапевтических отношениях, отказывается от паритетной позиции и становится всезнающим экспертом, оставляя пациенту роль беспомощной личности.

Гештальт-терапевт стремится избежать этой ловушки, поощряя пациента временно отождествиться с каждой из них и принять обе как свои собственные.

Одна из таблиц соотношения эмоций и чувств. «Любовь» представлено как эмоция, но для меня это больше состояние, оно все-таки длится не минуты.

Эмоции, чувства и состояния отличаются друг от друга длительностью. Эмоции самые кратковременные, длятся секунды.

Эмоций всего 4: страх, гнев, печаль и радость. Чувств гораздо больше и они более сложные, могут переживаться одновременно.
Чувства формируют состояния, то как мы себя чувствуем каждый день, в длительной перспективе.

Эмоции — это наши ориентиры в пространстве, что происходит со мной и рядом, что опасно, что приятно, продолжать это делать или остановиться.

Эмоции делают нас живыми. Хотя некоторые эмоции неприятны, социально неприемлемы (выражения злости или печали, или даже радости), они очень нам нужны. Если человек старается не чувствовать какую-то эмоцию, со временем он перестанет чувствовать и другие, потеряется яркость восприятия.

Кому подойдет гештальт-терапия?

В общем-то, всем людям, кто:

— обращается к психологу добровольно и понимает, что происходит
— имеет сложности в построении отношений с окружающими (неумение выстраивать личные границы, обращаться с чувствами, созависимые и контрзависимые паттерны поведения и т. д.)
— готов прилагать усилия по осознаванию своего способа быть и изменению его
— способен выдерживать сеттинг, рамку терапии (время, регулярность, оплата)

Гештальт-терапия используется для работы с условно здоровыми людьми (кого из нас можно назвать полностью здоровым..) невротического спектра, так и пограничного спектра с психиатрической поддержкой при необходимости (т.н. малая психиатрия: депрессия, БАР, и другие расстройства).

А кому может не подойти?

— тем, кто находится в тяжелом психическом состоянии
— тем, кто настроен скептически, ждет директивности от терапевта, быстрых результатов или верит в универсальные инструменты гарантированного достижения цели.

Я работаю с эмоциями, чувствами, состояниями. Через диалог, через осознавание телесных процессов. С помощью метафор и образов, работы с убеждениями, спонтанных экспериментов. Опираясь на феноменологию, холизм, концепцию диалога и другие методологические принципы гештальта (см. выше).

Основные вопросы: Как и Каким образом.
Никаких инструкций и универсальных «эффективных решений».
Только осознавание, только хардкор 🙂

Официальная дата рождения термина — 1890 год, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой ключевой труд «О качествах формы». Он поддерживал точку зрения Иммануила Канта — о том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно. Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от органов чувств — дорабатывая ее в своем сознании. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и свое восприятие. Такое целостное восприятие и стали называть «гештальтом».

Записаться на первую встречу

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности,
а также подтверждаете прочтение Психотерапевтического контракта

Брак на грани развода

Спасать или не спасать?

Как перестать бояться и полюбить расставания

Расставание это неприятно, но это не конец жизни. Ищем плюсы

Семья как система. Гештальт-терапия в работе с парами и семьями

Дисфункциональная семья и что с ней делать

Психологическая группа «Я и мои отношения»

Тематическая группа по исследованию отношений с собой и другими

Дейтинг-консультирование

Проект по исследованию вашего способа выбирать партнеров

Как происходит психотерапия

Причины обращений, процесс работы

Больше моих статей на б17.

Руководство дизайнера по гештальт-теории

В 1920-х годах группа психологов в Германии разработала ряд теорий визуального восприятия, известных как гештальт-принципы или гештальт-теория. Наряду с такими системами, как теория сетки (открывается в новой вкладке), золотое сечение (открывается в новой вкладке) и теория цвета (открывается в новой вкладке), гештальт-принципы составляют основу многих правил дизайна, которым мы следуем сегодня.

  • Получить Adobe Creative Cloud (открывается в новой вкладке)

Для графических и веб-дизайнеров важно изучить эти принципы. Если вы поймете, что они говорят нам о том, как мы воспринимаем визуальные объекты и их расположение, вы сможете создать более последовательный дизайн, который будет лучше взаимодействовать с вашей аудиторией.

Что такое гештальт-теория?

Термин «гештальт» означает «единое целое», что является хорошим способом описания всеобъемлющей темы, лежащей в основе принципов гештальта. Они относятся к тому, как люди, глядя на группу объектов, увидят целое, прежде чем мы увидим отдельные части.

6 гештальт-принципов

01. Сходство
02. Продолжение
03. Закрытие
04. Близость
05. Фигура/фон
06. Симметрия и порядок

из различных подходов, которые мы объясним ниже, ваш дизайн будет более связным, последовательным и завершенным.

Выдающимися основателями сборника теорий были Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка. Хотя эти принципы разрабатывались в течение ряда лет, они стали известны отчасти благодаря книге Рудольфа Арнхейма. 54 книга «Искусство и визуальное восприятие: психология творческого взгляда» (открывается в новой вкладке). Это стало обязательной книгой по искусству 20-го века и регулярно фигурирует в списках текстов университетских курсов.

Шесть принципов гештальта

Лучший способ понять гештальт — рассмотреть различные принципы. Книгу Арнхейма стоит прочитать, но вкратце можно выделить шесть общих основных принципов гештальта. Мы разбили каждый из них на простом примере ниже.

01. Подобие

Этот дизайн имеет сходство, потому что отдельные элементы, составляющие дизайн, имеют одинаковые основные характеристики формы.

Когда объекты выглядят похожими друг на друга, зрители часто видят отдельные элементы как часть рисунка или группы. Этот эффект можно использовать для создания одной иллюстрации, изображения или сообщения из ряда отдельных элементов.

Внимание привлекает другой элемент в этой композиции, потому что он нарушает схему подобия

Сходство между различными элементами может выражаться в форме, цвете, размере, текстуре или значении. Чем больше общего имеют отдельные элементы, тем больше чувство согласованности благодаря сходству.

Эта обложка для альбома «Битлз» Hard Day’s Night использует принципы подобия и аномалии

Отдельный элемент может быть подчеркнут, когда он не похож, нарушая шаблон сходства. Этот эффект называется аномалией.

02. Продолжение

В этом примере взгляд направляется через первый элемент дизайна к звезде, совпадающей с кривой

Продолжение — это принцип, с помощью которого взгляд движется вдоль траектории, линии или кривой, предпочитая видеть единую непрерывную фигуру, а не отдельные линии. Это можно использовать, чтобы указать на другой элемент в композиции, и видно, когда линия проходит через один объект, часто по кривой, идеально совпадая со второстепенным элементом.

Этот рисунок состоит из четырех линий, которые пересекаются в центральной точке, но мы предпочитаем видеть две пересекающиеся линии, а не четыре сходящиеся линии

03. Закрытие

В логотипе Всемирного фонда дикой природы используется принцип закрытия для описания панды, даже если фигура не полностью закрыта. Закрытие работает, когда объект неполный или внутреннее пространство элемента не полностью закрыто, но зритель воспринимает завершенную форму, заполняя недостающую информацию. Эта техника часто ассоциируется с трафаретным рисунком, но также тесно связана с формами логотипа.

04. Близость (она же группировка)

Расположение ящиков слева недостаточно близко, чтобы была близость, а группа справа воспринимается как единый элемент

Близость использует близкое расположение элементов для создания групповая ассоциация между этими объектами. Если отдельные элементы также похожи, они будут восприниматься как единое целое, даже если они являются отдельными элементами.

Формы не обязательно должны быть правильными, чтобы добиться близости. Подобные формы, расположенные вместе, образуют более крупное изображение, например, это изображение пламени 9.0002 Близость или группировка могут быть достигнуты с помощью множества различных общих черт, включая форму, цвет, текстуру, размер или любой другой визуальный атрибут.

05. Фигура/фон

Фигура и фон часто используют идею света и тени для создания изображения, выделяющегося из ряда форм

Этот принцип описывает тенденцию глаза видеть и отделять объекты от окружающего фона . Классический пример использует иллюстрацию вазы/свечи, чтобы показать два лица, смотрящих друг на друга, но вы также можете увидеть этот эффект в различных дизайнах логотипов. Это работает, потому что человеческий глаз хочет видеть фигуру (объект переднего плана) и фон (фон) как две разные плоскости фокусировки.

Знаменитая гравюра М.К. Эшера «Небо и вода 1» (1938) использует принцип фигуры и фона. нарочитая двусмысленность – излюбленный прием сюрреалиста М.К. Эшера.

06. Симметрия и порядок

Проще говоря, этот принцип говорит о том, что композиция не должна создавать ощущение беспорядка или дисбаланса, иначе зритель потратит время, пытаясь найти недостающий элемент или исправить проблему, вместо того, чтобы сосредоточиться в сообщении или инструкции.

Симметричная фигура, из которой состоит ветряная мельница, показанная ниже, создает ощущение порядка и баланса.

Вы можете добиться симметрии, обеспечив хороший баланс или чувство симметрии в элементах дизайна, таких как иллюстрация ветряной мельницы ниже. Это дает зрителю ощущение гармонии.

Статьи по теме:

  • Руководство дизайнера по золотому сечению (открывается в новой вкладке)
  • Руководство дизайнера по теории сеток (открывается в новой вкладке)
  • Дизайн логотипа: все, что вам нужно знать (откроется в новой вкладке)

Спасибо, что прочитали 5 статей в этом месяце* Присоединяйтесь сейчас, чтобы получить неограниченный доступ

Наслаждайтесь первым месяцем всего за 1 фунт стерлингов / 1 доллар США / 1 евро

У вас уже есть аккаунт? Войдите здесь

*Читайте 5 бесплатных статей в месяц без подписки

Присоединяйтесь и получите неограниченный доступ

Попробуйте первый месяц всего за £1 / $1 / €1

У вас уже есть аккаунт? Войдите здесь

Подпишитесь ниже, чтобы получать последние новости от Creative Bloq, а также эксклюзивные специальные предложения прямо на ваш почтовый ящик!

Свяжитесь со мной, чтобы сообщить о новостях и предложениях от других брендов Future. Получайте электронные письма от нас от имени наших надежных партнеров или спонсоров.

Сэм — дизайнер и иллюстратор из Шотландии, Великобритания. Он делит свое время между искусством и дизайном, анимацией и видео, а также написанием текстов для различных творческих проектов. Он написал книгу о веб-дизайне Pro CSS3 Layout Techniques и внес свой вклад в книгу по типографике Fonts and Typefaces Made Easy.

Гештальт-психология | в Главе 04: Чувства

Гештальт-психология

Гештальт (произносится как ge-STALT с твердой «g», как в «get») — это образец, вещь, форма, форма или объект: что-то целое. Слово восприятие означает примерно то же самое: объект восприятия .

В середине 20 века большинство американских психологов-экспериментаторов были бихевиористами. Они считали, что психологические явления можно объяснить, ссылаясь только на наблюдаемое поведение. Не было нужды говорить о вещах внутри головы.

Гештальт-психологи пришли в ярость от этой идеи. Им казалось очевидным, что скрытые процессы в мозге имеют решающее значение для объяснения восприятия.

Чтобы доказать свою точку зрения, гештальт-психологи любили показывать двусмысленные цифры. Известным примером является ваза Петра/Павла или Кубок Рубина, опубликованная датским психологом Эдгаром Рубином в 1915 году. Два различных восприятия могут быть результатом одного и того же стимула. Для гештальт-психологов это ясно указывало на то, что в голове что-то происходит, чтобы определить, какая фигура видна в данный момент.

Поэтому (они утверждали) восприятие включает в себя больше, чем просто стимулы, поступающие в глаз. Измерения наблюдаемых стимулов и реакций было недостаточно. Задействованы центральные процессы (мозговые процессы).

Что означает слово гештальт? Почему неоднозначные фигуры привлекали гештальт-психологов?

У гештальт-психологов 1930-х и 1940-х годов не было инструментов для развития этого достоверного понимания. Они смутно относились к полям в мозгу, которые были изоморфными (эквивалентно по форме) гештальтам.

Сегодня мы знаем, что вычислительная техника физически не похожа на вычисляемые вещи. Мы не ожидали найти электрические поля, напоминающие лица, в графическом чипе, обрабатывающем информацию о лицах.

Однако гештальт-психологи были правы в том, что в восприятии участвуют мозговые процессы. Один и тот же стимул может привести к двум различным восприятиям, в зависимости от этих процессов.

Кубок Рубина иллюстрирует основную концепцию гештальт-психологии: цифра-фон отличие. Когда гештальт формируется (воспринимается), он становится фигурой (вещью отдельно, сущностью или объектом).

Фигура всегда поддерживается окружающей землей. В кубке Рубина кубок и грани по очереди являются фигурой и фоном.

Когда вы видите кубок, лица исчезают на черном фоне. Когда вы видите лица, кубок исчезает на белом фоне.

Узор не может быть виден одновременно как фигура и фон. И все же визуальная картина кубка Рубина не меняется, меняется только его интерпретация мозгом.

В чем разница между «фигурой» и «фоном»?

Для гештальт-психологов это доказывало, что теории стимула/реакции неадекватны для объяснения восприятия. Это казалось подтверждением их точки зрения.

Законы прагнанца

Келер, один из влиятельных гештальт-психологов, описал законов прагнанца , которые, по его словам, определяют, какие гештальты будут формироваться из неоднозначных стимулов. На немецком языке pragnanz означает 9.0136 ясность , поэтому законы прагнанца — это законы ясности .

Обычный перевод «законов прагнанца» — это законы хорошего тона . Закон прагнанца определяет организационную тенденцию, способ, которым человеческий мозг решает, какие вещи сочетаются друг с другом или принадлежат к одному и тому же гештальту.

Что такое «закон прагнанца»?

Один из законов pragnanz Келера включал подобие . Сходство между компонентами побуждает наблюдателя организовать их в фигуру. Близость — еще один закон прагнанца, упомянутый Кёлером.

Близость есть близость. Близкие друг к другу объекты, как правило, воспринимаются вместе в одной форме или гештальте.


В порядке слева направо: замкнутость, симметрия, непрерывность, сходство и близость.

На первой иллюстрации виден всадник на лошади, несмотря на то, что большая часть фигуры отсутствует. Это называется закрытием , потому что система восприятия автоматически закрывает пробелы, необходимые для восприятия знакомой формы.

Второй пример — треугольник за шаром — иллюстрирует эффект симметрии , а также непрерывности . Симметрия присутствует, потому что левая и правая половины треугольника являются зеркальными отражениями друг друга, поэтому мы, естественно, предполагаем, что они являются частью одного и того же объекта. Непрерывность иллюстрируется тем, что мы предполагаем, что нижний край треугольника продолжается за шаром.

Третий пример, пунктирная окружность, иллюстрирует непрерывность . Элементы видны как круг, а не просто сегменты линии, потому что сегменты выстроены в виде непрерывной кривой. На этом же рисунке закрытие , потому что непрерывность побуждает нас заполнять пробелы и видеть круг.

Четвертый пример показывает сходство , потому что мы группируем похожие элементы вместе. Если вы сможете различить крестики и нолики (что нелегко на очень маленьком экране), вы, скорее всего, увидите четыре столбца, а не четыре строки.

Пятый и последний пример показывает закон близости или близости. Легче увидеть четыре строки, а не четыре столбца, когда элементы, составляющие строки, расположены ближе друг к другу.

Каковы принципы или законы подобия, близости, непрерывности и замыкания?


Знаменитая демонстрация закрытия

Собака, уткнувшаяся носом в землю, — известный пример закрытия. Когда вы видите собаку, она вдруг становится твердой. Формируется гештальт. Вашей системе восприятия удается, так сказать, соединить точки, и вы воспринимаете объект.

Наша система восприятия нуждается в этой способности, потому что часто наше зрение частично заблокировано или затемнено. Без замыкания мы не могли бы распознавать объекты, видимые через куст или дождливое окно, или когда другие объекты блокируют часть нашего обзора.

Чем полезно «закрытие»?

Из-за способности зрительной системы создавать завершение, люди очень хорошо умеют создавать гештальт или объект восприятия из простого внушения объекта. Художники-мультипликаторы используют этот талант в своих очень схематичных изображениях людей и предметов, которых мы, тем не менее, узнаём.

«Целое не является суммой частей»


Курт Коффка

Когда система восприятия формирует восприятие или гештальт, целое имеет собственную реальность, независимую от частей. По этому поводу гештальт-психолог Курт Коффка сделал известное заявление: «Целое отличается от суммы своих частей».

Это утверждение часто переводится на английский как «Целое больше, чем сумма частей». Коффке этот перевод не понравился. Он жестко поправлял студентов, которые заменяли «другой» на «больше» (Heider, 1977).

«Это не принцип сложения», сказал он. Это утверждение должно было означать, что целое имело независимое существование в системе восприятия.

Какое знаменитое высказывание Коффки? Почему он часто исправлял учеников?

Вот еще один пример того, как целое отличается от суммы частей. Рассмотрим белый треугольник, показанный далее. Он называется субъективным контуром , потому что треугольник объективно отсутствует, но вы можете видеть края белого треугольника.


Субъективный контур

Треугольник — это гештальт. Это форма, которая действует как независимое целое. Это влияет на вашу интерпретацию каждого отдельного компонента картины.

Посмотрите на круги в углах. Если вы закроете все, кроме одного круга, это не будет выглядеть как белый угол над черным кругом. Он похож на персонажа старой видеоигры Pac-Man.

Когда вы смотрите на треугольник в целом, Pac-Man принимает форму белого угла над черной точкой. Целое (гештальт, треугольность) влияет на вашу интерпретацию части .

Оказывая это влияние, треугольная форма действует как отдельная вещь. Именно об этом имел в виду Коффка, когда говорил, что целое есть других , чем сумма частей.

Как изречение Коффки иллюстрируется треугольником?

Хейгт, Петерханс и Баумгартнер (1984) показали, что иллюзорные контуры вызывают такую ​​же отчетливую реакцию мозга, как и реальные формы. Восприятие треугольника, формирование гештальта треугольника вызывало такую ​​же реакцию мозга, как и треугольный объект во внешнем мире.

Что исследователи узнали о реакции мозга на субъективные контуры?

———————
Ссылки:

Heider, G.M. (1977). Подробнее о Халле и Коффке. Американский психолог, 32 , 383.

Heygt, R.V.D., Peterhans, E., & Baumgartner, G. (1984).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *