Гельштат психология кратко: Гештальтпсихология — все самое интересное на ПостНауке

Гештальт в психологии: что это простыми словами

Гештальтпсихология – особое направление в психологической теории, которое было создано в Германии. Основная идея данного направления заключалась в том, что психические процессы человеческого организма способны к саморегулированию, т. е. человек всегда должен отвечать за свои действия. Благодаря основным представителям М. Вертгеймеру, В. Кёлеру, К. Коффка была разработана определенная методология, которая позволила целостно подойти к изучению психологических аспектов человеческого организма.

Что такое гештальт?

Гештальт (от нем. gestalt — «целостный образ») – это некая сущность, состоящая из нескольких частей, но воспринимаемая человеком как единая и неделимая. Для нашей психики роль гештальта чаще всего играет последовательность действий, начав которую, мы испытываем потребность завершить её.

Целостность образов нам необходима. Хоть в большинстве случаев эта потребность и выглядит нерациональной, но она сформировалась в ходе эволюции. Нашему мозгу комфортнее работать с целым образом, чем с множеством мелких деталей. Благодаря этой особенности мы сразу узнаём знакомые лица, не рассматривая нос и брови, и моментально распознаём любой бытовой предмет, не пытаясь анализировать его форму.

А ещё гештальт – это мощный механизм, позволяющий удерживать в памяти незавершенные дела (и мотивирующий завершать их). К примеру, вы в течение дня можете составлять список вещей, которые нужно купить. Кофе, сахар, салфетки… Даже не прибегая к мнемотехникам и не записывая список в блокнот, можно без проблем запомнить десяток пунктов и сохранить их в памяти даже на следующий день. Но попробуйте вспомнить этот список через час после похода в магазин, и обнаружите, что забыли половину пунктов.

Гештальт помогает нам помнить важные вещи и практически сразу же забывать их, когда дело сделано. И каждый из нас постоянно пользуется данной особенностью психики, совершенно не задумываясь. Но порой она даёт сбой, и некоторые неактуальные вещи превращаются в незакрытые гештальты. Иногда это действительно неприятные и болезненные ситуации, а иногда и вполне обыденные дела, возле которых мы просто забыли мысленно поставить галочку «Сделано!».

Какие проблемы решает этот вид психологии?

Гештальтпсихология позволяет осознавать наши переживания и выбрать правильное для них решение. Но для этого человеку нужно абстрагироваться от своего прошлого опыта, очистить свое сознание от стандартов культурных и личных традиций.

Основатели данного направления в психологии выделили 5 основных этапов, позволяющих осознать и решить возникающую проблему:

  1. Возникновение проблемной ситуации – на этом этапе появляется чувство напряженности, которое стимулирует творческие силы.
  2. Анализ проблемы и ее осознание – восприятие целостного образа проблемной ситуации.
  3. Решение проблемы – мыслительные процессы проходят неосознанно.
  4. Альтернативные методы решения проблемы (инсайты)
  5. Исполнение.

Понятие инсайта в психологии гештальта стало основополагающим. Оно объясняло все формы мыслительной деятельности, в том числе и продуктивной. Индивид и его окружение рассматривались только как единое целое.

Благодаря многим трудам гештальтпсихология стала широко применяться в области психотерапевтической практики. На ее принципах было построено самое распространенное направление в современной психотерапии – гештальттерапия. Вне всякого сомнения, можно сказать, что гештальтпсихология внесла огромный вклад в развитие мировой науки.

Как формируется гештальт?

Обычно гештальт образуется на основании тревожащего воспоминания. К примеру, во время ссоры вы можете нагрубить близкому человеку, а потом обдумывать эту ситуацию и сокрушаться. Бывает и наоборот. Например, поругавшись с малоприятным человеком, вы не нашли подходящих слов, чтобы осадить его. После этого вы можете многократно прокручивать эту ситуацию в голове, подбирая удачные слова. Даже понимая, что это бессмысленное занятие, вы всё равно продолжаете это обдумывать.

Самое неприятное, что гештальт практически всегда формируется именно на почве негативных воспоминаний. Все приятные события наш мозг воспринимает как завершенные и отправляет в «архив». А вот неприятные он считает нужным обдумать. Поэтому, даже если мы стараемся забыть о неприятной ситуации, негативный образ навязчиво всплывает в памяти, поскольку наша психика нуждается в том, чтобы довести его до логического завершения. Но получается наоборот – чем дольше мы обдумываем событие, тем сильнее убеждаемся, что следовало поступить иначе. Поэтому гештальт не только не уходит, но и закрепляется.

Иногда подобный гештальт удаётся закрыть самостоятельно. Например, если произошёл повторный спор с обидчиком, и в этот раз вы «выступили» абсолютно удачно, поставив неприятеля на место. Возможно и совершенно противоположное решение: вы помирились, выяснили причины конфликта, обсудили всё и пришли к какому-то консенсусу. Но в большинстве случаев закрыть гештальт без помощи психотерапевта практически невозможно.

Причины появления гештальтов

Чтобы лучше понять, что такое гештальт, ученые проводили исследования с представителями разных народностей. Они обнаружили интересную закономерность: люди, живущие в условиях первобытно-общинного строя, не подвержены формированию незакрытых гештальтов. Более того, даже в цивилизованном обществе вероятность формирования гештальта у конкретного человека тем выше, чем выше уровень его образования и социальный статус.

Почему так происходит? Причина проста: гештальт формируется, если для человека важны его жизненные достижения. Образованный человек часто обдумывает своё прошлое, оценивает нравственность собственных поступков, переосмысливает свой выбор и анализирует ошибки. Представитель какого-нибудь племени, в отличие от него, живёт сегодняшним днём. Он работает, развлекается, строит дом и создаёт семью, исходя из актуальных потребностей. И у него совершенно нет времени на обдумывание собственных оплошностей.

Исследования Вольфганга Келлера

Вольфганг Келлер — немецкий и американский психолог, один из основателей гештальт-психологии, занимался проблемами общей, сравнительной, экспериментальной психологии. Ввел принцип изоморфизма (равенства форм в физическом, физиологическом и феноменальном полях).

В. Келлер изучал решение задач человекообразными обезьянами. Эксперименты с шимпанзе позволили ему понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок (слепой поиск правильного решения), либо благодаря внезапному осознанию.

Опыты Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути, т.е. происходит мгновенное схватывание ситуации и верное решение поставленной задачи.

Келер пришел к выводу, что предметы и объекты, находящиеся в поле восприятия и никак не связанные между собой, в процессе решения задачи начинают объединяться в единую структуру, видение которой помогает решить задачу. Этот процесс происходит мгновенно. В. Келер назвал это явление инсайтом.

Инсайт — это внутреннее озарение, внезапное понимание и нахождение решения.

Объясняя феномен инсайта, он считал, что в тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления.

Келер провел ряд экспериментов с детьми для изучения мышления, чтобы доказать, что решение определенных задач человеком происходит сходным образом. Он предлагал детям проблемную ситуацию, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами (например, достать машинку, которая была расположена на шкафу). Чтобы достать машинку, дети включали в гештальт со шкафом разные предметы (лестницу или другие предметы: ящики, стол со стулом).

Что такое гештальт-терапия?

Если гештальт не закрыт, человек постоянно притягивает проблему, давно ставшую неактуальной, в свою жизнь. Он сам не осознаёт, что уже несколько месяцев или даже лет тащит этот бессмысленный эмоциональный груз на собственных плечах. Гештальт-терапия – это эффективный способ избавления от таких деструктивных воспоминаний из далёкого прошлого, мешающих человеку жить полноценной жизнью в настоящем.

Специалист по гештальт-терапии умеет находить психологические «зажимы», удерживающие человека в непрерывном напряжении. Это достаточно ответственная работа, поскольку незакрытый гештальт, в отличие от многих других психологических проблем, невозможно вылечить таблетками. Избавиться от него можно только одним способом: найти и обезвредить. Именно этим и занимается гештальт-терапевт.

Следует учитывать, что эта форма терапии не является такой уж приятной. Приходится вспоминать многие травмирующие события из прошлого, и обычно это весьма болезненно. Зато данный подход помогает избавиться от психологического блока, скинув со своих плеч бесполезный груз. Когда гештальт закрыт, воспоминания уже не мучают человека, даже если он случайно вспомнит о тех неприятных событиях.

Принципы гештальтпсихологии

Проведение исследования позволили гештальт-психологам открыть законы восприятия, а в дальнейшем и законы гештальта.

1. Принцип близости — элементы, которые близки друг к другу в пространстве и во времени и кажущиеся нам объединенными в группы, мы воспринимаем совместно.

2. Принцип непрерывности — существует тенденция следовать в направлении, позволяющим связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или определенную ориентацию.

3. Принцип сходства — подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы.

4. Принцип замыкания — существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков.

5. Принцип простоты (закон прегнантности) — восприятие и интерпретация составных или сложных объектов как простейшую форму или объединение простейших форм.

6. Принцип «фигура — фон» — организация восприятия таким образом, чтобы видеть объект (фигура) и задний фон, на котором он проявляется.

7. Принцип изоморфности — выражение структурного единства мира (физического, физиологического и психического).

8. Принцип общей зоны — принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

9. Принцип смежности — близость стимулов во времени и пространстве; смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

Как можно использовать гештальты?

В большинстве случаев мы стараемся избавиться от гештальтов, но они вполне могут приносить пользу. Рассмотрим несколько наиболее показательных примеров:

1. Списки задач

. Многим людям они добавляют мотивации и энергии, помогая работать эффективнее. Если вы тоже ведёте списки задач и с удовлетворением отмечаете выполненные, значит, вы используете мощь гештальта себе во благо.

2. Память о незавершенных делах

. Мы непроизвольно используем гештальт, удерживая в памяти нечто важное (например, обещание позвонить родителям в 19:00). И мы помним об этом весь день не благодаря тому, что у нас хорошая память, а благодаря тому, что сознательно оставили гештальт незакрытым.

3. Правило «15 минут»

. Вероятно, вы знаете это правило, помогающее выполнять сложную и нудную работу. К примеру, перед вами стоит рутинная задача, которую придется решать часа 2. Согласно правилу «15 минут», нужно начать прямо сейчас, но через 15 минут можно переключиться на другие дела. Довольно часто в дело вступает гештальт, помогающий выполнить скучную работу за 1 раз.

4. Талоны с наклейками

. Речь идет о буклетах, в которых нужно вклеивать наклейки, чтобы в конце получить какой то бонус. Секрет в том, что несколько наклеек уже вклеены за Вас, и это формирует гештальт — желание доклеить все недостающие наклейки, даже если бонус копеечный. Вам наверняка вручали такие талоны промоутеры или кассиры гипермаркета.

Рассмотренный пример с наклейками выглядит скорее вредным, чем полезным, поскольку маркетологи используют особенность нашей психики в собственных интересах. Подсказка: чтобы закрыть такой гештальт, достаточно старательно скомкать талон и с чувством выполненного долга выбросить в урну.

И всё же из данного формата можно извлечь пользу. Например, вы можете распечатать подобный талон и наклейки к нему для себя. Далее, выполняя определенные (не очень приятные) задачи, можно будет вклеивать наклейки, а когда талон заполнится – купить себе награду.

А ещё этот подход отлично работает на детях. Ваш ребёнок хочет новый смартфон? Напечатайте ему небольшой плакат с изображением его цели и местом под наклейки. После этого выдавайте ему очередную наклейку за каждое достижение, которое считаете важным.

Гештальт-подход и отечественная психология — Метаморфозы

Виталий Сонькин

Гештальт-подход получил такое распространение в России потому, что существуют пересечения в методологии отечественных школ (теория деятельности и культурно-исторический подход) и гештальт-теории. В основе культурно-исторического подхода и теории деятельности также лежат пересмотр гештальт-психологии, психоанализа, теории диалога, системного подхода. На гештальт-подход, видимо, оказал некоторое влияние диалектический материализм. В обоих направлениях предметом психологии оказывается отношение организма с окружающей средой — деятельность, или контакт. Однако гештальт-подход интересует происходящее с субъектом, отечественные школы больше озабочены механикой деятельности.

Тема, которую я хотел бы поднять в этой статье может кому-то показаться недостаточно практичной. Действительно, общие подходы, теории, тем более, методология и антропология не помогают, на первый взгляд, решать конкретно поставленных проблем клиента. Однако только общепсихологические вопросы могут помочь нам найти опору в нашей работе, увидеть ее границы и горизонты.

Как известно, Ф.Перлз в конце жизни считал любое теоретизирование и обобщение, мягко говоря, излишним. Возможно, он имел на это право, уже совершив необходимые обобщения и построив стройную систему представлений о внутреннем мире человека. Мы же, оказавшись перед лицом готового подхода, можем проглотить его, принять за данность за красоту и логичность, интроецировать, а можем попробовать его «пожевать». По счастью, гештальт-подход никогда не стремился быть догматичным и позволял вольности по отношению к себе.

Чтобы оценить какое-то научное направление или теорию, необходимо подняться на более высокий уровень, привлечь для этого другие теоретические концепции, сравнить их между собой. Такие попытки уже были неоднократно предприняты по отношению к гештальт-подходу. В него вливались отдельные методы, появлялись новые направления (работа с системами, с организациями, даже с политическими структурами), его сравнивали с психоанализом и другими направлениями психотерапии. Все это очень полезно для развития подхода.

Примечательно, что гештальт-подход получил такое обширное распространение в России. Это не может быть случайностью, и надо полагать, что на  методологические основы, которые были у наших специалистов, именно этот взгляд ложится достаточно непротиворечиво. В этой статье я предлагаю только начать сопоставлять гештальт-подход с ведущими направлениями отечественной психологии. Это необходимо для нас по трем причинам. Во-первых, это позволит лучше понять эти подходы, поскольку такое сравнение может дать возможность увидеть те явления реальности, которые стоят за терминологией и теорией. Во-вторых, это позволит начать путь преодоления расщепления сознания, когда, говоря о научной психологии, мы говорим на одном языке, а говоря о практической – на другом. Кроме того, было бы жалко попусту терять многими с таким трудом усвоенные знания, которые, как кажется, не могут пригодиться на практике. Здесь мы попробуем показать, что это не так. И, в-третьих, сравнение подходов позволяет увидеть сильные и слабые стороны каждого, а значит, выбирать лучшее и знать свои ограничения, иметь возможность развиваться.

Основания

Казалось бы, о тех основаниях, на которых строится гештальт-подход и отечественные школы, мы знаем все. Что общего может быть у марксистского материалистического подхода к психической жизни и у тех направлений, на которые опирались Перлз и его соратники при развитии гештальттерапии? 

Оговоримся сразу, что мы не можем рассмотреть все отечественные школы, и остановимся только на культурно-исторической психологии и деятельностном подходе, поскольку эти концепции являются колыбелью большей части наших психологов и до сих пор определяют общее направление развития психологической мысли.

Гештальт-психология

Гештальт-терапия заимствовала множество терминов, да и само название из гештальт-психологии. Попробуем кратко выделить те существенные моменты, которые характеризуют теорию гештальт-психологии. Прежде всего, эта школа утверждала и отстаивала примат целостности над частями. Основной мишенью критики этим направлением были попытки царившего в научной психологии ассоцианизма разложить сознание на отдельные элементы, то есть подвергнуть тотальному анализу все психические процессы. Гештальт-психологи, напротив, утверждали, что целостность является первичным и основополагающим феноменом нашей психической жизни. Так они обосновывали открытые ими законы: восприятия (структурирование целого из частей и первичное видение общего с последующей детализацией), мышления (решение задач как внезапное усмотрение связи частей задачи в целое – инсайт) и т.д. Проводя эксперименты на детях, животных и взрослых людях, ученые этой школы полагали, что все эти законы по сути врожденные и не различаются у человека и животных. Гештальт, то есть целостная форма, становится основным объяснительным принципом этого направления.

Для Перлза и других основателей гештальт-терапии целостный подход так же ставился во главу угла. Очевидное влияние на гештальттерапию оказали не только классические исследования этого направления, но и стоящие несколько особняком работы школы К.Левина. Так, теория поля появляется в психологии именно в работах Левина и его школы, обозначая воздействие окружающих предметов, событий, ситуации на поведение субъекта и различия в восприятии поля (что выделяется, становится фигурой) в зависимости от мотивации.

Кроме терминологии (которую в гештальт-терапии используют не совсем так, как гештальт-психологи), гештальт-подход воспринял дух целостности, поиск хорошей формы (но уже не в восприятии, а в отношениях), представление о принципиальной схожести психики человека и животных (по мнению Левина основное различие – в способности человека делать выбор, то есть действовать независимо от требований ситуации, поля). Во многом, был заимствован и метод – феноменологический эксперимент. Оба направления боролись с расчленяющим анализом – ассоцианизма с одной стороны и психоанализа с другой.

Однако значительное влияние гештальт-психология оказала и на отечественную психологию. Работы Коффки, Келлера, Левина, Гольдштейна активно обсуждались Выготским, Леонтьевым, Лурия, Павловым. Как известно, Б.В.Зейгарник, ученица К.Левина, вернувшись в СССР, активно сотрудничала с А.Н.Леонтьевым и А.Р. Лурия, так что идеи и методы этой школы знали не понаслышке. Одной из первых исследовательских работ культурно-исторического подхода была экспедиция А.Р. Лурия, призванная проверить культурную неспецифичность тех законов восприятия, которые открыли гештальт-психологи. К удивлению самого исследователя, оказалось, что многие, считавшиеся даже общими у человека и животных, законы оказались неприложимы к людям из другой культуры – у них складывались другие гештальты, и было иное представление о хорошей форме. Именно это безразличие к особенностям исключительно человеческой психики было предметом критики гештальт-подхода.

Отечественная школа переняла у гештальт-психологов и принцип целостности (только Выготский и его последователи искали не гештальты или структура, а единицы, в отличие от элементов), и понимание влияния ситуации, инструкции на человека. Даже многие схемы экспериментов в целом похожи в гештальт-психологии и в отечественных исследованиях. Но если на знамени одной теории – гештальт, целостная структура, предзаданная и универсальная, то на знамени другой – значение, специфически человеческое, возникающее и развивающееся в культуре единство общения и обобщения.

Интересно, кстати, что ставшее расхожим выражение «гештальт, требующий завершения», сложно обнаружить в работах классиков гештальтпсихологии. Требует завершения неудовлетворенная потребность или квазипотребность, исследованию чего посвящены работы школы Левина. Гештальт из единицы восприятия превращается у Перлза в мотивационную структуру, к чему мы вернемся чуть позже.

Из сказанного выше видно, что путь к здоровью в гештальтерапии, создание «хороших» гештальтов – это возвращение к естественности, поскольку эти структуры чуть ли не врожденны. Человек сам стремится к «хорошей форме», завершенности и проч., но ему мешают присвоенные правила, элементы культуры, скрывающие его истинные потребности и не дающие завершить гештальт. Примерно так выглядит позиция гештальт-терапии. Совсем иначе отношения с социальным окружением звучит в отечественной психологии: только усваивая и присваивая культурные орудия, способы поведения и даже потребности, человек становится человеком.

Проводя эксперименты на детях, животных и взрослых людях, ученые этой школы полагали, что все эти законы по сути врожденные и не различаются у человека и животных.

Забавно, что два аналогичных по содержанию термина – усвоение культурного опыта – в этих подходах противоположено заряжены: безусловно, положительную окраску имеет термин «интериоризация», и во многом негативную — «интроект». И хотя теоретики гештальттерапии оговариваются, что интроекты не всегда вредны, они интересуют терапевта только в тех случаях, когда от них следует избавляться. С другой стороны, интериоризация – не акт проглатывания человеком, а сложный акт присвоения опыта во взаимодействии с другим. В этом смысле, мы можем говорить об интериоризации как ассимиляции опыта. …

Скорее всего, именно этот культурно-исторический вектор отечественной психологии приводит ко всё нарастающей популярности конструкционистских подходов в психотерапии, прежде всего, психодрамы и нарративной терапии. К сожалению, гештальт-терапевты пока не часто задумываются, что культура дает человеку – какие орудия, средства были присвоены и есть в арсенале клиента. Фокусировка на сохранных, адаптивных и полезных способах поведения, общения, интеллектуальной деятельности и использование их для перестройки нарушенных – основной принцип многих подходов, основывающихся на положительном значении культуры и ее орудий. Хорошо ли заимствовать средства из культуры и ее многовекового опыта, или лучше каждый раз находить свои собственные, причем, желательно, уникальные, сформированные именно в данной ситуации? Что есть человеческая воля – умение быть независимым от привычного способа реагирования, демонстрация в ситуации творческого приспособления, или умение овладевать своим поведением с помощью присвоенных социальных средств – вот основные противоречия между гештальттерапией и отечественной психологической школой. Мы не имеем возможности здесь обсуждать эти взгляды, каждый из которых имеет свои преимущества и в теории, и в практике. Этому следовало бы посвятить отдельную работу.

Марксизм

На первый взгляд может показаться, что марксизм не может иметь никакого влияния на гештальттерапию. Однако такое мнение было бы ошибочным. Хотя, конечно, такого системообразующего значения, как для отечественной психологии, теория Маркса на гештальт-подход не имела, некоторые пересечения существуют. Сейчас многим кажется, что марксизм вообще был только в Советском Союзе. Между тем, многие известные психологи и психотерапевты за рубежом знали и разделяли позиции Маркса. Так, неравнодушными к марксизму были А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни и многие другие. Какое-то влияние, скорее всего, марксизм оказал и на гештальттерапию, попробуем найти ее следы.

Гештальтподход осознанно или случайно во многом опирается на диалектический материализм. Прежде всего, это относится к пониманию единства бытия как целостной системы. Системный подход, видение контекста (фона, поля) всегда было в центре внимания гештальт-терапевтов. Отношение к противоречиям как источнику развития также является явной перекличкой с марксизмом. Вообще, гештальт-подход, ищущий подтверждения в практике своих гипотез, стремящийся прочно стоять на ногах реальности, всегда стремился к материализму. Тонкая грань между идеализмом и материализмом характерна для психологии. Но мне кажется, что формулировка таких понятий как гештальт, поле, контакт, диалог как идеалистических, над- и до- практических, внечувственных – это грубое упрощение гештальтподхода.

Перлз, неизвестно, сознательно ли, отозвался на призыв Маркса изучать объект не как таковой, статичный, а в его реальной практической деятельности. Именно это и становится сердцевиной гештальттерапии – исследование и восстановление контакта.

Не стоит и говорить, что вся отечественная психология была построена на философии марксизма и диалектического материализма. И следует отметить, что вульгарный материализм, сводивший психическую жизнь к реакции, был быстро отвергнут, а предметом изучения стали, прежде всего, психическое развитие и деятельность.

Психоанализ и холизм

Еще одним заблуждением было бы полагать, что психоанализ оказал влияние только на гештальтподход. Основатели отечественной психологии были очень хорошо знакомы с работами Фрейда, а Лурия даже состоял с ним в недолгой переписке и написал книгу «Психоанализ костюма».

Здесь не случайно в одном пункте помещены психоанализ и холизм, во многом, это единый вектор для обоих направлений: от теории Фрейда, основанной на внутренней борьбе ментальных структур, к представлению о человеке как едином, целостном организме. Если у Перлза этот путь был проторен Райхом и неким южно-африканским философом Jan C.Smuts, то у нас этим занимался, прежде всего, А.Р.Лурия. В поисках объективного изучения феноменов, открытых психоанализом, он объединил метод свободных ассоциаций с измерением объективных физиологических показателей. Так появился полиграф, или детектор лжи. Продолжение изучения связи психического и телесного занимали его всю жизнь, с этой целью он отправился учиться медицине, в контексте этой проблемы он создает новое направление – нейропсихологию. И хотя кажется, что ничего общего у изучения мозговых структур и целостной личностью нет, Лурия всегда доказывал обратное. Комплексный подход к человеку, внимание ко всей его жизни – девиз его романтической науки, в рамках которой он успел написать две книги.

Единство было важным ориентиром в работах Выготского. Он стремился создать психологию целостного человека, объединяя различные психические и телесные процессы. Провозглашенное им единство аффекта и интеллекта (до сих пор разделенных в общей психологии), к сожалению, осталось только лозунгом, к которому исследователь не успел подойти вплотную.

Итак, заимствуя из психоанализа идею бессознательного, наличие скрытой мотивации, оба подхода отказываются от структур личности, противопоставляя им идею целостности человеческого организма. Конечно, эта проблема по-разному решалась в этих подходах, так как перед ними стояли совершенно разные задачи.

Диалог

Теория диалога однозначно ассоциируется с М.Бубером. Однако в отечественной философии подобные воззрения встречаются сразу у нескольких мыслителей: М.М.Бахтина, А.А.Ухтомского, отчасти, С.Л.Рубинштейна. Перекликающиеся взгляды мы находим и у Выготского, недаром сравнение его позиции с идеями Бахтина вызывают живое обсуждение. Конечно, в теории деятельности нет диалога и взаимности, там может быть только субъект и объект деятельности. Но в работах Выготского мы видим, как диалог влияет на развитие, присваивается, как в нем человек становится человеком. Хотя для него важен не столько сам акт взаимности, сколько его содержание. 

Деятельность и контакт

Эти два понятия, являющиеся ведущими в обсуждаемых теориях, не просто очень важны для авторов. И Леонтьев, и Перлз ставили перед собой методологическую задачу – переосмыслить предмет психологии в целом и найти его новые основания. Именно в этом ключе появляются эти понятия. Для Перлза предметом психологии является контакт на границе организма со средой, то творческое приспособление, которое при этом происходит. Субъект, физиологический организм контактирует с внешним миром, и при этом физиологическое становится психологическим. Важно подчеркнуть, что контакт всегда предполагает наличие внешнего объекта. Понятие контакта видоизменялось у основателей гештальттерапии: от узкого понимания контакта как сенсорного осознавания и моторного поведения, до широкого понимания, которое мы видим в теории цикла контакта. 

Леонтьев же определяет предмет психологии как деятельность. Для многих это набившее оскомину слово осталось чуждым и непонятным. Попробуем объяснить это очень просто. Леонтьев прекрасно осознавал, что деятельность является предметом самых различных областей. Поэтому он подчеркивает, что говоря о деятельности, он имеет в виду предметную деятельность (в отличие, скажем, от Рубинштейна, который говорит лишь о внутренней, психической деятельности). Приведем две цитаты из «ДСЛ»: «Деятельность необходимо вступает в практические контакты с сопротивляющимися человеку предметами, которые отклоняют, изменяют и обогащают ее».  

Проще говоря, обе теории согласны, что возникает потребность, которая должна быть опредмечена – так появляется мотив или фигура потребности.

«Итак, деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей «частью» или «элементом», а своей особой функцией. Это функция полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности» (с.73). 

Конечно, мы не вправе говорить, что контакт и деятельность – одно и то же. Однако не замечать определенных сходств тоже невозможно – обе теории изучают активность организма, включенного в реальные взаимодействия с его окружением, предметами внешней среды, мира, при которых изменяется как окружение, так и сам организм. Обе считают психику результатом этого взаимодействия. 

И Перлз, и Леонтьев подчеркивают, что энергетической основой этого взаимодействия является потребность организма. Оба замечают, что потребность должна быть направлена на реальный предмет во внешнем мире. Перлз называет его фигурой (или гештальтом), Леонтьев же называет его мотивом. А дальше теории идут разными путями: гештальтподход акцентируется на фазах контактирования и прерываниях контакта. Теория деятельности обращает внимание на механизмы осуществления деятельности. Проще говоря, обе теории согласны, что возникает потребность, которая должна быть опредмечена – так появляется мотив или фигура потребности. Перлза интересует дальнейшая судьба этой потребности, ее встречи с предметом, контактирования, ассимиляции объекта. В гештальтподходе фокус направлен на те внутренние препятствия, которые встают на пути удовлетворения потребности, или контакта. Теория деятельности обращена больше к механизмам удовлетворения потребности, а не к динамике. Вопросы, которые ставятся в ней: из каких структур состоит деятельность, каковы механизмы присвоения внешней деятельности, перенесения ее во внутренний план (интериоризация), какова структура сознания и т.д. Леонтьева очень мало интересует то, что происходит с субъектом в процессе деятельности, его эмоции, переживания. Гораздо больше внимания уделяется механике деятельности.

Возьмем какой-нибудь элементарный пример, чтобы развести интересы гештальтподхода и теории деятельности.

Что происходитЧто интересует гештальттерапиюЧто интересует теорию деятельности
Человек нуждается в водеОсознание, принятие своих телесных реакций. Фон структурируется.Поисковая или ориентировочная деятельность. Опредмечивание этой потребности.
Он видит на дереве яблокоИз фона выделяется фигура, фон структурируется по отношению к ней, появляется энергия, возбуждениеПоявляется мотив-цель (т.к. он осознанный), заданный культурным контекстом
Он прикидывает, что ему нужно принести лестницу, чтобы забраться на дерево
Цель разбивается на задачи, которые осуществляются с помощью операций
По дороге он забывает о своем желании пить и оказывается поглощенным поиском лестницыПоявление новой фигуры, прежняя фигура уходит в фон, гештальт не завершенПроисходит сдвиг мотива на цель
Ему не удается найти лестницу, и он сбивает яблоко палкойОрудия, средства, встраиваемые в деятельность, переструктурирование деятельности в зависимости от этих средств
Он, наконец, хватает яблоко и впивается в него зубамиНет больше фигуры и фона, субъект и объект становятся единым «Мы», отпускается контроль и появляются сильные переживания
Он удовлетворенно садится под дерево и переваривает яблокоПроисходит ассимиляция, присвоение опыта Происходит перестройка иерархии мотивов и интериоризация средств, осмысление
Он пребывает в состоянии не-деяния+
Он думает, что бы общественно-полезного ему сделать+
Что происходитЧто интересует гештальттерапиюЧто интересует теорию деятельности
Человек нуждается в водеОсознание, принятие своих телесных реакций. Фон структурируется.Поисковая или ориентировочная деятельность. Опредмечивание этой потребности.
Он видит на дереве яблокоИз фона выделяется фигура, фон структурируется по отношению к ней, появляется энергия, возбуждениеПоявляется мотив-цель (т.к. он осознанный), заданный культурным контекстом
Он прикидывает, что ему нужно принести лестницу, чтобы забраться на дерево
Цель разбивается на задачи, которые осуществляются с помощью операций
По дороге он забывает о своем желании пить и оказывается поглощенным поиском лестницыПоявление новой фигуры, прежняя фигура уходит в фон, гештальт не завершенПроисходит сдвиг мотива на цель
Ему не удается найти лестницу, и он сбивает яблоко палкойОрудия, средства, встраиваемые в деятельность, переструктурирование деятельности в зависимости от этих средств
Он, наконец, хватает яблоко и впивается в него зубамиНет больше фигуры и фона, субъект и объект становятся единым «Мы», отпускается контроль и появляются сильные переживания
Он удовлетворенно садится под дерево и переваривает яблокоПроисходит ассимиляция, присвоение опыта Происходит перестройка иерархии мотивов и интериоризация средств, осмысление
Он пребывает в состоянии не-деяния+
Он думает, что бы общественно-полезного ему сделать+

Конечно, пример можно развивать и усложнять дальше, но нам достаточно этого.

Таким образом, мы видим, что рассматривая сходную реальность, Леонтьев фокусируется на структуре самой деятельности, ее механизмах, ведущих к результативности, ее способах, орудиях и инструментах. Перлз же обращается к тому, что происходит с субъектом, каковы его переживания и чувства, что в нем самом мешает или помогает ему достичь результата (а не в его способах, реальном окружении, орудиях, системе мотивов). Легко себе представить, как формировать ориентировочную основу деятельности, но основу контакта сформировать невозможно. Это отдельный и непростой вопрос – что лучше, творческое приспособление в любой ситуации или наличие алгоритмов, ориентировочной основы. Оба подхода отвечают однозначно и противоположно, хотя определить критерии довольно сложно.

В обеих теориях есть свои сильные и слабые стороны. Действительно, внутренний мир и переживания человека мало интересовали теорию деятельности. Хотя Леонтьев пытался ввести понятие смысла, а Выготский говорил о единстве аффекта и интеллекта, реальный субъект с его переживаниями остаются за скобками теории деятельности. Это связано и с ментальностью тех лет в СССР, и с теми отраслями психологии, под которые заточена эта теория. Характерно, что современные переработки теории деятельности связаны по большей части с попыткой вернуть в нее активного живого субъекта, который больше, чем иерархия мотивов. Разработкой смысловой стороны, переживаний, личности в контексте теории деятельности занимаются Д.А. Леонтьев, Ф.Е. Василюк, А.Г. Асмолов, В.А. Петровский, Б.С. Братусь и другие. Гештальтподход может быть полезен теории деятельности тем, что при многих пересечениях он отличается ориентацией на внутренний мир субъекта, на то, что с ним реально происходит в данный момент.

Но и теория деятельности может быть полезна в развитии гештальтподхода. Она может обратить наше внимание на выбор средств, которые человек берет из культуры, помочь разобраться, как внешняя деятельность становится внутренней, обратить внимание на иерархию мотивов и развитие целей.

В данной статье мы успели только очень поверхностно сравнить основания некоторых отечественных школ и теорию гештальт-подхода. Эта тема нуждается в продолжении, более тщательном анализе и обсуждении. Такой диалог может быть полезен главным образом не гештальттерапии, не теории деятельности, а тем людям, которые способны интегрировать в своих размышлениях и в практике разные концепции. 

Литература:

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004г.
  2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2001г.
  3. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии. – М., 2004г.
  4. Робин Ж.-М. Гештальт-терапия. – М., 2007г.
  5. Краткий психологический словарь под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – Р.-н-Д., 1998г.
  6. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. — М., 2001г.
  7. Психологическая теория деятельности. Вчера, сегодня, завтра. Сборник статей под ред. А.А. Леонтьева. — М., 2006г.
  8. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. – М., 2001г.

Статья была опубликована: Журнал практического психолога. – М., 2008г., №3. Специальный выпуск: Московский Институт Гештальт-терапии и консультирования. С. 69-78

Поделиться с друзьями

Гештальт-теория – принципы, история, особенности и приложения

Думая о любых объектах или анализируя любые мыслительные процессы, люди обычно не просто сосредотачиваются на каждом отдельном элементе, но рассматривают вещи как сущность большего целого. Мы склонны воспринимать объекты, анализируя закономерности, группируя похожие предметы и проясняя сложные структуры. Теория гештальта говорит о таких человеческих восприятиях.

То, как вы видите и воспринимаете реальность, может быть для вас более простым и расширенным. Принципы гештальта применимы во многих областях человеческой жизни, от улучшения ваших навыков решения проблем до анализа вещей с лучшим восприятием и целостным подходом.

В этом посте мы углубимся в мир гештальт-теории и попытаемся понять ее исследование о человеческих ощущениях и восприятии. Мы также поймем, какую важную роль эта теория играет в когнитивной психологии. Итак, давайте начнем с введения-

Содержание

Введение

Человеческий мозг устроен таким образом, что он наблюдает закономерности, логику и структуру.

Помогает нам воспринимать мир и понимать его.

Так, в 1920-х годах группа немецких ученых изучила человеческое поведение и разум в целом. Затем они придумали набор законов, которые, по сути, описывают, как люди распознают закономерности, сходные групповые элементы и упрощают сложные изображения.

Гештальт-психология — это школа мысли, которая правильно рассматривает разум людей и их поведение в целом. Эта конкретная психология говорит нам, что мы не просто сосредотачиваемся на более мелких компонентах, но смотрим на большую картину, которая имеет значение. Это одна из наиболее важных причин, почему она считается критической и существенной теорией.

Вместо того, чтобы сосредотачиваться только на меньших компонентах, наш разум должен воспринимать все объекты как части чего-то большего, чем то, что составляют элементы. Эти компоненты наверняка могут работать как элементы некоторых более сложных и запутанных систем. Восприятие, наряду с человеческими ощущениями, значительно улучшилось благодаря современным разработкам, которые происходили до сих пор.

Давайте разберемся, что такое гештальт-принципов , кто был их ведущими авторами и участниками, а также их приложениями. Мы будем говорить о том, как она может наилучшим образом помочь людям и как она добилась неожиданных успехов в мире психологии.

Все о теории

Также известная как гештальт-принципы и гештальт-психология,

Теория гештальта — это направление в истории психологии. Гештальт — это немецкий термин, означающий «единое целое». Слово может трактоваться как «фигура», «структура», «совокупность», а также «конфигурация» или «организованное единство».

Теория возникла в 20 -м веке австрийским философом Кристианом фон Эренфельсом, который дал название всему движению.

Фундаментальное значение гештальт-принципов заключается в том, что люди склонны упорядочивать свой опыт организованным, регулярным, понятным или узнаваемым образом.

Самое точное определение этой диковинной теории, которое мы можем дать, звучит так: «Целое больше, чем сумма его частей».

Основные люди, которых считали авторами гештальт-альтернатив, правильно выполненных в господствующих психологических парадигмах, безусловно, внесли большой вклад в мир. Это одна из самых важных причин, по которой людям нужно знать все больше и больше об этой теории в целом.

Роль теории в зрительном восприятии

Теория помогает дизайнерам тремя способами: данная ситуация. Это привело к лучшему пониманию знаний пользователей и того, как люди могут убедиться, что они удовлетворены и счастливы всеми возможными способами.

  • Эти принципы обладают силой, с помощью которой можно влиять на зрительное восприятие. По сути, это позволяет дизайнерам направлять внимание зрителя на определенные точки фокусировки. Это также помогает им поощрять определенные действия, а также вызывать изменения в поведении.
  • Гештальт-теория при максимальном использовании помогает дизайнерам создавать продукты, которые помогают решить проблемы их клиентов или удовлетворить их предпочтения и потребности наиболее интуитивно и приятно.
  • Краткая история

    Гештальт-теория, или Гештальт-психология , возникла из работ Макса Вертгеймера.

    Эта теория сформировалась как ответ на структурализм Вильгельма Вундта. Вундт был в первую очередь сосредоточен на понимании психологических вопросов на детальном уровне. Однако другие немецкие психологи были сосредоточены на рассмотрении человеческого разума и поведения в целом.

    Несколько мыслителей отвечали за то развитие, которое произошло именно в этой области наилучшим образом. На психологическую область большее влияние оказали работы таких людей, как Эрнст Мах, Иоганн Вольфганг фон Гёте и Иммануил Кант.

    Ведущее развитие гештальт-психологии произошло под влиянием частичных наблюдений, сделанных Вертгеймером однажды на вокзале.

    После покупки настоящего игрушечного стробоскопа, который показывал какую-то картинку, да еще и в быстрой последовательности, чтобы представить конкретный момент фрагментами, он понял идею в целом.

    Затем мыслитель предложил особую концепцию, известную как феномен Фи, где мигающие огни приводят к определенному событию, известному как кажущееся движение. Проще говоря, мы склонны воспринимать движение там, где его вообще нет.

    Когда дело доходит до предоставления идеального примера кажущегося движения, фильмы, безусловно, можно считать одним из наиболее подходящих вариантов.

    С помощью определенной последовательности, заполненной неподвижными кадрами, можно наилучшим образом создать иллюзию движущихся сцен и объектов без каких-либо проблем или хлопот.

    Руководящий принцип теории широко известен как «Целое не является суммой частей». Поведение в целом не может быть определено отдельными элементами, которые наверняка его определяют.

    Внутренняя природа целого объекта помогает наилучшим образом определить частичные процессы. Основной задачей теории было изучение природы всех этих объектов и последовательностей.

    Ключевые мыслители теории

    Несколько немецких психологов оказали влияние на теорию. Три психолога-основателя теории:

    1) Курт Коффка

    У него было много разных интересов, и он изучал многочисленные темы психологии, такие как нарушения слуха, обучение и восприятие.

    2) Макс Вертхаймер

    Вертхаймер также известен своей концепцией феномена фи. Это явление влечет за собой восприятие нескольких неподвижных изображений, движущихся в быстром темпе. Это, в свою очередь, создает иллюзию движения. Безусловно, он сделал некоторые из самых ценных открытий в отношении необычного явления.

    3) Вольфганг Коле

    Другой критически настроенный член-основатель гештальт-психологии, Вольфганг Колер, также известен своими исследованиями в области решения проблем, а также своим неодобрением того, как структурные списки используют самоанализ для изучения человеческого разума. Он также известен своей оппозицией бихевиоризму.

    Критические характеристики

    Здесь мы поговорим о некоторых основных характеристиках.

    Нет сомнений в том, что эти характеристики являются определяющими элементами всей теории, и поэтому важно, чтобы люди знали об этом, чтобы иметь представление о концепции.

    Вы должны убедиться, что слушаете каждое слово, которое мы должны сказать, потому что это поможет вам наилучшим образом.

    1) Предшественниками были Философы

    Это одна из самых важных характеристик, которую нужно обязательно знать о Теории. Многие мыслители были ответственны за создание этой фантастической теории, которая глубже проникла в человеческое поведение и восприятие.

    Известными именами, ответственными за теорию, являются Кант, Гуссерль и Декарт, которые участвовали в разработке особого подхода, который лег в основу этого предположения. Нынешние психологи могут выдвигать определенные идеи, а затем получать результаты, основанные на теории, которую они создали в прошлом.

    2) С людьми нужно обращаться как с целым

    Это еще одна из самых важных вещей, которые люди должны помнить друг о друге наилучшим образом. Мы не будем исследовать различные измерения, которые ответственны за наше формирование, и это тоже изолированно.

    Грамотно реализованный целостный подход необходим на данном этапе, когда речь идет о рациональном поведении и здоровье людей. Мы не сможем уменьшить сложность, формирующую человеческий разум.

    Теория предназначена для изучения индивидуальных динамических отношений, призванных соединить большинство различных элементов, происходящих в реальности мира. Одним из лучших примеров процесса разделения может быть обучение по памяти.

    3) Все активны, когда дело доходит до понимания реальности

    Большинство людей не воспринимают реальность такой, какой она должна быть. Точно так же у каждого человека есть собственное видение. Таким образом, люди структурируют информацию, которую они имеют и получают, в соответствии с опытом, который у них был в прошлом.

    Во многих случаях ментальные представления, которые мы создаем в своей голове, не обязательно соответствуют различным элементам, существующим в реальности. Итак, это то, что мы уже создали.

    Не говоря уже о том, что мы в конечном счете способны иметь несколько адаптаций различного содержания и психических процессов наряду с возбуждением новых и захватывающих ситуаций.

    Это говорит нам о том, что все мы должны играть активную роль, когда дело доходит до понимания реальности. Так что нет ни малейшего сомнения в том, что взгляд на реальность у каждого человека будет разным.

    4) Она выступала против преобладающих подходов

    У психологов, ответственных за создание Теории, не было согласия с людьми, которые придерживались различных подходов, господствовавших в то время. Бихевиоризм был одним из методов, с которым не согласились психологи.

    Согласно этим мыслителям, бихевиоризм был чем-то, что ограничивало поведение людей и создавало у них особые ассоциации между естественными стигмами и реакцией людей на них.

    Таким образом, это точка зрения, полностью оставляющая в стороне ментальные процессы и другие компоненты. Человеческий интеллект и потенциал не были раскрыты должным образом из-за этих подходов. Кроме того, мыслители также не использовали формы психоанализа, что означало видеть людей без силы воли и визуализировать их как пассивных агентов.

    5) Первичная область исследования — восприятие

    Мыслители, ответственные за теорию, уделяли основное внимание поиску и нахождению конкретных естественных и простых объяснений, которые подходили бы должным образом, когда дело доходит до адаптации к мышлению, которое у людей было естественно.

    То, как люди воспринимали реальность, легло в основу теории.

    Восприятие на нашей стороне, мы можем получить больше знаний обо всем мире и иметь определенные взаимодействия с ним. Не говоря уже о том, что восприятие также помогает убедиться, что между людьми есть связь наилучшим образом.

    Чувства и психические процессы, которые у нас есть, находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, и это то, что позволяет нам выполнять определенные задачи, которые мы выполняем в нашей повседневной жизни — например, вынимать руку из конкретная поверхность, которая горит или замечает хмурый взгляд одного конкретного человека и делает вывод, что он расстроен.

    Законы или принципы гештальта 

    В теории есть несколько принципов. Рассмотрим некоторые общепризнанные принципы.

    1) Принципы замыкания

    Этот принцип гласит, что когда мы смотрим на изображение, в котором есть недостающие части, наш мозг автоматически подключается к заполнению пробелов, чтобы мы могли воспринимать всю картину. Таким образом, весь этот образ представляет собой узнаваемый узор.

    2) Общие принципы судьбы:

    Этот принцип гласит, что люди склонны воспринимать объекты или элементы, которые движутся в одном направлении, как более связанные друг с другом. Это по сравнению с теми, кто стоит на месте или движется в разные стороны. Это означает, что человеческий разум группирует те элементы, которые движутся в одном направлении.

    3) Общая область

    Этот гештальт-принцип утверждает, что человеческий разум группирует те элементы, которые находятся в одной закрытой области. Таким образом, этот принцип ориентирован на близость ингредиентов.

    4) Продолжение

    Этот принцип непрерывности гласит, что, поскольку элементы расположены таким образом, что они следуют кривой или линии, они воспринимаются как более связанные друг с другом, чем те, которые не находятся на кривой или линии. Таким образом, человеческий разум течет по линиям или образцам или следует им.

    5) Принципы выпуклости

    Этот принцип гласит, что человеческий мозг воспринимает выпуклые формы раньше, чем вогнутые.

    6) Принципы фигуры-фона

    Это одно из наиболее широко принятых и популярных представлений теории. В нем говорится, что человеческий разум инстинктивно воспринимает элементы как находящиеся на переднем или заднем плане. Либо детали выделяются на видном месте, т.е. впереди фигуры, либо находятся сзади фигуры.

    7) Подобие

    Этот принцип гласит, что когда элементы кажутся похожими друг на друга, человеческий разум группирует их. Это также заставляет нас поверить, что они могут иметь одинаковые функции.

    Приложения 

    1) Фундаментальные исследования

    Теория повлияла на многочисленные основные психологические процессы. Два из них включают изучение восприятия, а также внимания. Многие исследователи и авторы применяют принципы на практике.

    Например, развитие в области восприятия помогло нам разработать программы, которые помогают нам избегать и предотвращать несчастные случаи и устанавливать дорожные знаки.

    2) Образование

    Учащиеся должны научиться смотреть и понимать вещи, а затем решать свои задачи самостоятельно. Они не должны просто записывать или запоминать уже имеющиеся данные. Практически все теории могут быть включены в существующую систему образования. От психических процессов до прозрений и концепций терапии студенты смогут понять и, таким образом, прогрессировать как в личном, так и в академическом плане.

    3) Решение проблем

    При решении проблемы он может быть весьма полезен для поиска разумных результатов. Он говорит вам, что разные проблемы представляют собой конгломерат различных компонентов.

    Итак, когда вы собираетесь решить эту проблему, вам нужно выбрать продуктивное мышление, пройдя реорганизацию различных компонентов, чтобы вы могли достичь реального понимания.

    Завершение теории гештальта!

    Теория гештальта оказала значительное влияние. Его фундаментальная идея о том, что целое отличается от своих частей, сыграла существенную роль в понимании человеческого разума и его функционирования. Это также помогло исследователям понять поведение человека.

    Основные идеи теории оказали огромное влияние на область психологии. Теория гештальта универсальна с точки зрения человеческого опыта. Он широко используется для улучшения пользовательского интерфейса и дизайна. Он используется для тонкой настройки моделей, чтобы оказывать значительное влияние на зрителей. Теория настаивает на использовании продуктивного мышления и формирования идей.

    Он дает вам возможность анализировать вещи и, что наиболее важно, человеческий разум из его духовных сфер. Следовательно, это весьма полезно для восприятия объектов с целостной точки зрения. Это также позволяет вам развивать осознанность и внимание.

    Основным мотивом является личностный рост, поэтому, когда пациент и терапевт занимаются гештальт-терапией, они взаимодействуют друг с другом, имея предвзятые представления о различных иерархиях. Они взаимодействуют как два человека, у которых есть общая цель.

    Итак, как обсуждалось выше, эта теория применима ко многим вещам. Это может упростить ваши бизнес-решения или облегчить процессы проектирования. Это также может упростить ваши подходы к различным вещам, которые вы делаете в своей повседневной жизни.

    Насколько важна, по вашему мнению, теория для упрощения вашей повседневной жизни? Использовали ли вы гештальт-принципы в своей организации или в личной жизни? Поделитесь с нами своим опытом в комментариях ниже.

    Краткая история гештальт-терапии

    Развитие гештальт-терапии…

    Перлы бежали из нацистской Германии в 1933 году и поселились в Южной Африке, где они основали психоаналитический учебный институт. Здесь они разработали фундаментальные принципы гештальт-терапии. После Второй мировой войны Фриц и Лаура переехали в Нью-Йорк, где продолжили развивать свой подход, смешивая концепции из философии, политики, исследований межличностных отношений и искусства. Это завершилось публикацией в 1951 оригинальной работы Гештальт-терапия: возбуждение и рост человеческой личности . Написанная Фрицем Перлзом в сотрудничестве с дальновидным социальным мыслителем Полом Гудманом и психологом Ральфом Хефферлайном, эта радикальная книга также содержит множество экспериментов по самотерапии, разработанных, чтобы помочь читателю лучше понять себя и рост личности посредством непосредственного применения гештальт-подхода.

    Как работает гештальт-терапия

    Гештальт-терапия способствует личностному росту посредством развития самосознания и самоподдержки, обеспечивая творческий контакт с людьми и с окружающей средой, в которой мы живем. Терапевт и клиент работают вместе над формированием доверительных отношений, которые занимает центральное место в процессе выздоровления. Создается рабочий альянс, в рамках которого можно понять непродуктивные модели отношений клиента. Терапевт не стремится изменить клиента, а скорее помогает ему/ей развить осознание настоящего опыта. Работая вместе, они выявляют творческие корректировки, которые позволили клиенту выжить в неблагоприятном контексте.

    Терапевт поощряет исследование телесных реакций, восприятий, чувств и действий клиента. В безопасной «лаборатории» терапевтического кабинета терапевт помогает клиенту экспериментировать с поиском более удовлетворительных способов бытия, поведения и принадлежности. Терапия включает в себя процесс как беседы, так и активного слушания, когда каждый человек чему-то учится у другого.

    Время от времени большинство людей сталкиваются с препятствиями, которые мешают им жить хорошо и полноценно функционировать. Гештальт-терапия стремится растворить эти блоки, позволяя проявиться энергичному, подлинному «я» клиента, когда он/она свободно движется по жизни. Поиск нашего потока может быть восстановительным; это помогает нам делать выбор и способствует развитию устойчивости, поддерживая нас в том, чтобы вести более удовлетворительную жизнь.

    Гештальт-терапия с детьми и подростками

    Tumblestones – проективная терапевтическая помощь

    Применение принципов гештальт-терапии в терапевтической работе с детьми и подростками было впервые применено выдающимся психотерапевтом доктором Вайолет Окландер, которая адаптировала этот метод для удовлетворения терапевтических потребностей более молодая клиентура. Сенсорный подход Вайолет, основанный на проективном искусстве, ставит отношения между терапевтом и ребенком в центр терапевтического процесса. Проблемные дети приходят на терапию по одной или нескольким из следующих причин: проблемы с самовыражением, трудности в установлении/поддержании отношений или низкая самооценка. В рамках поддерживающих, доверительных отношений терапевт помогает детям выражать свои эмоции, потребности и желания безопасными, здоровыми способами, которые приносят исцеление. Виолетта семенная 19Книга 98, 90 195 Окна для наших детей: гештальт-терапевтический подход к детям и подросткам 90 196 была переведена на 15 языков.

    После ухода Вайолет на пенсию Фонд Вайолет Соломон Оклендер продолжает сохранять и развивать ее работу.

    Другим ключевым участником гештальт-терапии с молодежью является Марк МакКонвилл, чья новаторская книга 1998 года Подростковый возраст: психотерапия и эмерджентное Я предлагает полезную концептуальную модель для понимания стадий подросткового развития. Вместе с коллегой из Кливленда, терапевтом/тренером Марлен Блюменталь, работающей с девочками-подростками, их работа помещает психотерапию с молодыми людьми в более широкое межличностное поле.

    Гештальт-терапия сегодня

    Гештальт-терапия остается в авангарде движения интегративной психотерапии. Ему приписывают смещение акцента с «аналитика как наблюдателя за пациентом» на диалогические отношения, созданные совместно между терапевтом и клиентом.

    Развивающаяся терапевтическая практика отношений, гештальт-терапия также черпает вдохновение из других подходов, включая теорию привязанности, когнитивную психологию, теорию семейных систем и психоанализ отношений.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *