Гендер в психологии это: Гендер: чем определяется наш социальный пол?

Содержание

Гендер: чем определяется наш социальный пол?

31 декабря 2005 г., 05:36

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Ге́ндер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это те аспекты мужского и женского, которые задаются в первую очередь обществом как некоторый социальный норматив. Иногда понятие «гендер» употребляют как синоним понятий «мужское и женское», подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и феминностью и предположительно отличающие мужчин от женщин. При таком подходе гендеров всегда два – мужской и женский, и именно в этом смысле говорят о психологических особенностях мужчин и женщин.

В более узком и точном значении «гендер» – это заданный обществом определенный стандарт мужского или женского поведения, и при таком подходе гендеров не два, а гораздо больше. Есть стандарт мужского и женского вообще, и при этом есть конкретные стандарты поведения (гендеры) внутри мужского и женского поведения.

В частности, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой (мужчины, сменившие пол на женский) и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. Все это – разные гендеры.

Начиная разговор о мужском и женском гендере, важно подчеркнуть: нередко можно встретить женщину с мужским гендером (»мужик в юбке») и мужчину с гендером женским: не волевого, мягкого, подверженного чувствам.

Гендер и биология

Гендер – социальный пол, задается обществом, но есть ли за этими социальными нормативами биологические корни?

Есть. Мальчики и девочки изначально, по своей генетике и биологии, различаются по интересам, способностям и стилю. Мужской и женский мозг отличаются по своему объему и функциям. Отличия мужского и женского видны с самого раннего детства: мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают – и это происходит помимо сил социальных влияний, это «вшито» биологически. Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

С другой стороны, многие биологические особенности мужчин и женщин, похоже, сформировались в процессе эволюции в связи с теми жизненными функциями, которые распределялись культурой между женщинами и мужчинами. Если мужчины взяли на себя функцию охоты, они учились пространственному мышлению, умению договариваться на расстоянии, различать право и лево, учились бить и смело драться. Если женщины взяли на себя функцию сидеть с детьми и заботиться о пещере (доме), они развивали у себя умение чувствовать детей и других близких им людей, умению договариваться в непосредственном общении, заботиться о безопасности и привлекать к себе внимание мужчин, которые могли бы о них позаботиться. см.→

Гендер и культура

Какие бы ни были биологические основы, гендерные различия по большей части – результат научения. Мальчиков и девочек воспитывают как мальчиков и девочек, по нормативным представлениям культуры: «Мальчики не плачут!» «Девочка не может быть грязнулей!». Это воспитание происходит в каждой семье с помощью окружающих, а иногда и государства. Если маленький мальчик носит длинную косу, над ним смеются. Если мама ему объяснит, что «так заведено, что мальчик косу не носят», то он быстрее подчинится социальному давлению на него. Маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определенного возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать. Девочек превращает в женщин – общество, обучая их этой роли и настаивая на обязательности этой роли.

В таких религиозных общинах на территории Соединенных Штатов, как Римско-Католическая церковь и Церковь Святых Последнего Дня, женщин принуждают следовать традиционным гендерным ролям под угрозой отлучения. А в некоторых протестантских общинах женщин, усомнившихся в необходимости слепого подчинения мужчинам, навещает категорично настроенный пастор, который разубеждает их, показывая в Библии отрывки, подтверждающие подчиненное положение женщины.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг., отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение (French, 1992).

При этом неверно утверждать, что гендерные установки обществом именно «навязываются», а люди им сопротивляются: нет, гендерные стандарты по большей части встречают повсеместную поддержку. Женщины обычно хотят выйти замуж не просто за существо мужского пола, а за настоящего мужчину. Аналогично, и мужчинам нужна не просто кукла женского рода, а милая и красивая женщина. Чтобы это происходило, заботливые родители воспитывают мальчиков как мужчин, а девочек – как женщин. Если это получается, родители гордятся своими детьми, а выросшие дети гордятся собой и благодарят родителей.

Гендерные стандарты – одна из основ современной цивилизации. При этом кажется полезным, чтобы женщины не замыкались в узком кругу «женских дел» и домашних обязанностей, чтобы они могли выбирать себе те занятия, которые их заинтересуют, и их осваивать. Аналогично, если мужчины добавят себе те способности и таланты, которыми обычно владеют женщины, это их также обогатит.

  • Мужское и женское
  • Гендерная психология
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (18):

Гость, 18 февраля 2014 г., 17:12

Люди!!! ИДЕНТИЧНОСТЬ по полу, т.е. по половым органам — тормозит ПРОГРЕСС! Сегодня ДОСТАТОЧНО часто на мой вопрос: «Ты кто?» первое слово, которое я слышу в ответ: ЧЕЛОВЕК. И надо отметить, что это слово произносится, всякий раз, с торжественным оттенком в голосе. КТО так отвечает? ДИСЛЕКСИКИ. Достаточно часто в своей практике работы с дислексиками я встречаюсь с совершенно ОСОБОЙ социальной позицией, которая гармоничным образом объединяет мужское и женское в слове — ЧЕЛОВЕК.

Так же, достаточно часто, в работе с дислексиками приходится решать вопросы ИДЕНТИЧНОСТИ при дислексии, потому что поведенческие особенности МАЛЬЧИКОВ-дислексиков и ДЕВОЧЕК-дислексиц НИКАК не вписываются в привычное обществу гендерное поведение мужчин и женщин — ЭТО ФАКТ. СЕГОДНЯ идентификация только по полу: у неё вагина — значит она женщина, а у него член — это мужчина — примитивна и ТОРМОЗИТ персональное развитие некоторых индивидуумов современности, потому что УЖ СЛИШКОМ это ограничивает возможности ЧЕЛОВЕКА. Навязывание ДИСЛЕКСИКАМ чётких представлений о гендерных ролях и стереотипах поведения УЖЕ СЕГОДНЯ делает дислексиков абсолютно неготовыми к реализации своего человеческого капитала. Татьяна Гогуадзе, 18 февраля 2014 г.

4

ответа

Гость, 06 января 2015 г., 15:20

Я тоже отвечаю, что я человек. Это первое, что приходит мне в голову. Со мной что-то не так? Читаю, вроде, нормально.

1

ответ

Гость, 24 марта 2018 г. , 04:34

Как понимаю, происходит внушение на стирание границ между мужчинами и женщинами? Навязывание обществу типа мышления, не думать, не создавать, принимать всё и это всё не должно приводить к сопротивлению.

Гость, 07 апреля 2018 г., 19:17

Уважаемая Татьяна, а разве употребляется в женском роде слово «ДИСЛЕКСИК»? Что-то я нигде не встречал, чтобы в текстах указывали: «…девочки-дислексиЦЫ». Даже как-то не звучит,

Гость, 26 февраля 2019 г., 11:34

Я раньше думал, что склонность отвлекаться на бесполезные для человечества темы (такие как гендер, нация, религия) тормозит прогресс. Люди себя поделили уже всеми возможными способами. Пока ты относишь себя к группе, которая обязательно противопоставляется другой, ты не обращаешь внимания на то, к какой более крупной группе ты относишься, и какой враг у этой более крупной группы.

Гость, 31 октября 2019 г., 04:15

Разве было бы интересно, если бы мы вернулись к андрогинам, и перестали бы нуждаться в ближнем?

Гость, 25 февраля 2014 г. , 12:23

Я считаю, что женщина и мужчина выполняют разные функции в семье и в социуме. Женщина ухаживает за детьми и создает в доме комфорт, а мужчина заботится обо всем остальном (как прокормить, как защитить, не в чем ли не нуждается семья), не только физические отличия мужчины и женщины.

Гость, 23 апреля 2014 г., 11:45

Довольно сексистское окончание статьи.

1

ответ

Росс, 22 декабря 2014 г., 00:52

Никакого гендера нет. А есть только извращения и извращенцы.

2

ответа

Гость®2, 26 ноября 2015 г., 07:58

Точно ))))

Гость, 30 мая 2020 г., 03:44

Это не изаращенцы. Людям не удобно жить в том теле, в котором родились, и неудобно носить мужскую одежду.

Гость, 17 октября 2014 г., 16:27

Вот это Вы напряглись, наверное, такой вывод выдавить из себя. «Я считаю, девочки должны носить розовый. .. я так считаю, потому что я видела это по телевизору, по первому каналу… я считаю, девочки не должны читать книжки, потому что я глупая девочка, а девочки умные — уподобляются мужчинам и хотят их превзойти». Я считаю иначе, что полно женщин с альфа наклонностями, и дело тут не в тестостероне, а в адреналине например. Консерватизм в этом плане бьёт прежде всего по женщинам, которые витая в облаках выполняют две роли, то есть они и охотятся (кстати, примитив жуткий, этот период в сравнении с миллионами лет остальной эволюции крайне незначителен) они и рожают. И на полном серьёзе говорят о своей женской, скромной роли. Среди мальчиков полно нытиков и трусов. Среди девочек полно нытиков и трусих. Зачем надо делить людей на белых и чёрных? Тем более в современном мире, когда женщина рожает от силы 2 ребёнка.

1

ответ

Гость, 23 ноября 2018 г., 12:36

В современном мире женщина рожает не 2-х детей, а больше. Два ребёнка только в странах с не цивилизованным семейным укладки, например страны Европы, США и части СНГ, где женщина считается человеком.

1

ответ

Гость, 12 декабря 2018 г., 12:18

По Вашему комментарию можно сделать только один вывод: раз женщина не считается человеком, то это просто инкубатор для вынашивания детей? Сказать, что это «прекрасное» предназначение — ничего не сказать.

1

ответ

Гость, 23 сентября 2021 г., 18:32

В первую очередь женщина — это инкубатор для продолжения рода человеческого. Такова природа. У каждого своя роль.

Гость, 26 января 2018 г., 14:42

Ильясов Ф. Н. Гендер как самоидентификация – интерпретация и измерение // Социальные исследования. 2016. №3. http://www.iliassov.info/2016/Gender-as-Identity.html

Гость, 08 марта 2019 г., 23:33

«Отличия мужского и женского видны с самого раннего детства: мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают — и это происходит помимо сил социальных влияний, это «вшито» биологически.

» А если девочка играет не в куклы, а в солдатики, не ябедничает и дерется (например, с младшим братом), то: либо — автор статьи ошибается, и биологически это не вшито; либо — она не девочка; либо — ? Растолкуйте, что значит «помимо сил социальных влияний»? Не подверженные социальным влияниям мальчики-маугли играют в машинки, а девочки-маугли ябедничают своим приемным мамам-волчицам? «Девочек превращает в женщин — общество, обучая их этой роли и настаивая на обязательности этой роли» — вот с этого начинайте и этим заканчивайте. Человек рождается свободным в свободной стране. Хочет — рожает, хочет — нет, хочет — идет на охоту, хочет — к плите. Главное, как и во всем, не навязывать свой образ жизни другим.

1

ответ

Гость, 02 мая 2020 г., 13:56

«Гендер» — это выкидыш современной западной пропаганды, имеющей цель подогнать людей под единые стандарты, группы, удобные в управлении. Больше ничего за этим не стоит. Поддержание гендерной идеологии — это разрушение основ, заложенных природой, а так же разрушение культурного багажа человечества.

Материалы по теме:

09 янв. 2006 г.

Биологическая природа различий мужского и женского

Различия мужского и женского формировались исторически, в ходе процесса эволюции. Что касается врожденных, биологических корней, то, по эволюционной теории пола В.А. Геодакяна, на мужчинах эволюция экспериментирует, а все проверенное и надежное вкладывает в женщин. Мужчины рождаются с большим разбросом по практически всем качествам — и самые высокие, и самые низкие, и самые умные, и самые дураки, самые святые и самые подлые. Как личностная конструкция, обычные мужчины в возрасте после 30 деградируют гораздо легче женщин: алкоголизм, наркотики или просто валяться на диване.

2Подробнее

01 янв. 2010 г.

Фундаментальные различия двух полов

В отличие от мнения феминисток о полной идентичности двух полов, за исключением функции деторождения, биология придерживается мнения, лишенного политкорректности, о существовании фундаментальных различий между мужским и женским полом, которые проявляются не только в функции воспроизводства, но и в приспособительных возможностях организма. Эти отличия генетически детерминированы, и их невозможно нивелировать внешними воздействиями.

3Подробнее

01 окт. 2022 г.

Гендерная психология

Гендерная психология — раздел социальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением.

0Подробнее

31 дек. 2005 г.

Гендерные различия – результат научения

Множество исследований доказывают, что психологические различия между мужчинами и женщинами – следствие социальных и культурных факторов, что эти различия возникают и формируются в процессе особенностей семейного воспитания мальчиков и девочек, под влиянием культурных образцов: это «мужское», а это «женское». Мальчики и девочки играют в разные игры. Мальчики не должны носить бантики и пользоваться губной помадой, девочки должны носить платья и не решать вопросы кулаками.

4Подробнее

01 окт. 2022 г.

Отличия мужской и женской психологии

Разница в мужской и женской психологии очевидна, неочевидны механизмы этих различий и их границы.

20Подробнее

Пол и гендер — Adolesmed — Портал для специалистов, работающих в сфере подросткового здоровья и медицины

Пол – это системная совокупность анатомо-физиологических особенностей, отличающих мужчину от женщины. Гендер – это социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

 

Долгое время пол (т.е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований были обнаружены два факта.

Во-первых, что между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем биологических различий. И, во-вторых, что представления о «типично мужском» или «типично женском» исторически и культурно обусловлены. Существующее в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволили ученым сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах.

 

Термин гендер был введен в научный оборот американским психологом Робертом Столлером в конце 60-х годов XX века. Столлер предложил использовать для обозначения социальных и культурных аспектов пола понятие гендер, которое до этого использовалось только для обозначения грамматического рода и поэтому не вызывало никаких коннотаций с биологией. В самом общем виде понятие гендер обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Пол предопределен природными факторами, гендер – социально сконструирован, и потому эти слова не являются синонимами.

 

Слово «гендер», заимствованное из английского языка (которое переводится на русский язык как «род»), и прилагательное «гендерный» используются для описания тех характеристик женщин и мужчин, которые являются социально приобретенными, тогда как «пол» – для описания биологически предопределенных. Люди рождаются женского и мужского пола, вырастая, они учатся быть девочками и мальчиками, которые затем становятся женщинами и мужчинами. Поведенческие черты, которые они приобретают в процессе социального обучения, составляют гендерную индивидуальность и определяют гендерные роли.

 

Гендерной ролью называют совокупность прав, обязанностей и норм поведения мужчины и женщины, которые характерны для определенного общества и определенного исторического времени. Роли мужчины и женщины зависят от конкретных социально-экономических, политических и культурных особенностей общества. Гендерным ролям обучаются, они значительно различаются в пределах одной культуры и между культурами. Гендерные роли могут меняться.

 

На формирование гендерной роли существенное влияние оказывают гендерные стереотипы – стандартизированные, упрощенные представления относительно типичных для мужчин и женщин моделей поведения и черт характера, свойственные определенной культуре. Выделяют гендерные стереотипы, касающиеся нормативных представлений о поведенческих, психологических особенностях мужчин и женщин; стереотипы, касающиеся содержания профессиональной деятельности (для женщин – обслуживающая и исполнительская, для мужчин – творческая, управленческая), и стереотипы, связанные с семейными и профессиональными ролями мужчин и женщин.

 

Типы гендерных ролей

На сегодняшний день исследователи выделяют три типа гендерных ролей – маскулинный, феминный, андрогинный. Маскулинность и феминность – нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Для маскулинной роли характерно активное, доминантное поведение (самостоятельность, независимость, напористость, способность руководить, готовность рисковать, сила, агрессивность и т.д.). Основными составляющими феминной роли являются зависимость от окружающих, экспрессивные, необходимые для установления близких межличностных отношений характеристики – верность, мягкость, нежность, уступчивость, способность к эмпатии и т.д. Для андрогинной (от лат. andros – мужской, gynes – женский) роли свойственно сочетание характеристик феминной и маскулинной ролей, а также гибкость перехода от одной к другой роли в зависимости от требований ситуации.

Источник: Гуманитарно-правовой портал http://psyera.ru/ (дата обращения 30.09.2014)

 

Половые и гендерные различия не исключают, а допускают гендерное равенство. За последние 30 лет идея гендерного равенства получила широкое распространение в мире, легла в основу многих международных документов, нашла отражение в национальных законах. Гендерное равенство подразумевает равные возможности, права и обязанности для женщин и мужчин во всех сферах жизни, в том числе равный доступ к образованию и здравоохранению, равные возможности работать, участвовать в государственном управлении, создавать семью и воспитывать детей.

 

Понятие гендерного равенства означает, что все люди обладают свободой выбора и свободой для развития своих личных способностей без тех ограничений, которые связаны с гендерными ролями и стереотипами; что различное поведение, взгляды и потребности женщин и мужчин принимаются, оцениваются и поддерживаются равным образом.

 

Гендерные стереотипы

В 1974 году американские психологи Э. Маккоби и К. Джэклин провели исследования, которые развеяли многие гендерные стереотипы.

  • Девочки не более общительны, чем мальчики. В раннем детстве и те, и другие одинаково часто объединяются в группы для совместной игры.
  • Мальчики и девочки в детском и подростковом возрасте существенно не отличаются по уровню самооценок, однако отмечают разные сферы жизнедеятельности, в которых чувствуют себя более уверенно, чем в других. Девочки считают себя более компетентными в сфере взаимного общения, а мальчики гордятся своей силой.
  • Мальчики и девочки одинаково эффективно справляются с простыми, типовыми математическими задачами.
  • Аналитические способности у мальчиков и девочек одинаковые. Мальчики и девочки обнаруживают способность отделить существенное от несущественного, распознать в потоке информации наиболее важное.
  • Речь у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков. До подросткового возраста дети обоего пола не отличаются по этому показателю, однако в старших классах девочки начинают опережать мальчиков.
  • Девочки менее агрессивны, чем мальчики, причем это различие заметно уже в двухлетнем возрасте, когда дети начинают принимать участие в групповых играх. Повышенная агрессивность мальчиков проявляется как в физических действиях, так и в демонстрации готовности вступить в борьбу или в форме словесных угроз. Обычно агрессивность направлена на других мальчиков и реже на девочек.
  • Мальчики и девочки в равной степени поддаются убеждению и одинаково часто имитируют поведение взрослых. И те, и другие находятся под воздействием социальных факторов и понимают необходимость следовать общепринятым нормам поведения. Единственное достоверное различие состоит в том, что девочки несколько легче адаптируют свои суждения к суждениям окружающих, а мальчики могут принимать ценности данной группы сверстников, не поступаясь собственными взглядами, даже если между теми и другими нет ни малейшего сходства.
  • В младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на различные объекты окружающей среды, которые воспринимаются с помощью слуха и зрения. И те и другие различают речевые особенности окружающих, разные звуки, форму предметов и расстояния между ними. Это сходство сохраняется и у взрослых людей разного пола.

 

Источник: У. Мастерс, В. Джонсон, Р. Коллодни. Основы сексологии. Москва. 1998.

 

Пол | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Все люди рождаются с биологическими признаками пола, мужчинами, женщинами или интерсексуалами. Гендер, однако, является социальной конструкцией и обычно основан на нормах, поведении и социальных ролях, ожидаемых от людей, в первую очередь на основе их пола. Гендерная идентичность описывает самовоспринимаемый пол человека, который может быть мужским, женским или другим. В последние годы расширение общественного понимания гендера позволило многим чувствовать себя более комфортно в собственной шкуре и жить как люди, которыми они себя считают. Людей, чья гендерная идентичность соответствует их биологическому полу, можно назвать цисгендерами. Трансгендеры имеют гендерную идентичность, которая не соответствует полу, присвоенному им при рождении. И люди, чья гендерная идентичность не ощущается ни мужской, ни женской, могут идентифицировать себя как небинарные, в то время как те, кто не чувствует гендерной идентичности, могут называть себя «агендерами».

Содержимое
  • Диапазон современной гендерной идентичности
  • Гендерные вызовы в повседневной жизни

Диапазон современной гендерной идентичности

Вероятно, в истории человечества никогда не было времени, когда все люди чувствовали бы себя либо исключительно мужчинами, либо строго женщинами. Но в то время как разные культуры в разное время были более или менее открытыми и принимали разные гендерные идентичности, гораздо больше людей сегодня могут чувствовать себя комфортно, выражая свою идентичность и живя своей жизнью как представители пола, к которому, по их мнению, они принадлежат, чем когда-либо прежде. Тем не менее, согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения и других организаций, трансгендерные, небинарные и другие нецисгендерные люди сталкиваются с широко распространенной дискриминацией на работе, в общественной жизни и в системе здравоохранения. А в культурах, которые вообще отрицают существование трансгендерных или небинарных людей или отказывают в правах таким людям, те, кто не идентифицирует себя с гендерной бинарностью, могут быть вынуждены жить в секрете или им угрожают насилием.

Сколько существует полов?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Наряду с цис-мужчинами и цис-женщинами есть транс-мужчины и транс-женщины, трансгендеры, небинарные, гендерфлюидные, гендерквирные и агендерные личности, среди многих других возможных определений. Facebook предлагает пользователям десятки потенциальных гендерных идентичностей для выбора в своих профилях, в то время как другие эксперты предполагают, что может быть 100 или более гендеров, и разные культуры могут использовать разные идентификации для того или иного пола. Сторонники предполагают, что ключ не в том, чтобы составить окончательный список гендерных возможностей, а в том, чтобы принять заявленный пол каждого человека.

Что такое гендерная бинарность?

Многим людям комфортно быть мужчиной или женщиной, что также известно как гендерная бинарность. Когда люди, которые не идентифицируют себя как мужчину или женщину, в любом случае следуют «традиционному» мужскому или женскому поведению и распорядку из-за нежелания или страха заявлять о своей истинной гендерной идентичности, можно сказать, что они практикуют гендерное соответствие. Несмотря на в целом большую открытость к другим гендерам сегодня, общественный мир по-прежнему ориентирован на гендерную бинарность. По иронии судьбы, однако, многие элементы того, что сейчас считается отчетливо мужским или женским поведением, когда-то были совсем другими. Например, не так давно мужчины носили парики и каблуки и предпочитали розовый цвет, который сейчас считается стереотипно женственным. Понимание того, насколько изменчивыми были наши бинарные ожидания с течением времени, могло бы сегодня привести к большему принятию альтернативных гендерных ролей.

Как люди приходят к пониманию своего пола?

Люди могут осознать свою гендерную идентичность в любое время. Некоторые осознают свою идентичность в детстве и могут с раннего возраста осознавать, что не соответствуют полу, к которому они были отнесены при рождении. Это чувство дискомфорта или страдания при попытке жить в рамках гендерной бинарности часто называют гендерной дисфорией. Такое чувство гендерного диссонанса может перерасти в депрессию или даже суицидальные мысли до тех пор, пока человек не найдет гендерный резонанс, часто после встречи с другими людьми с такой же гендерной идентичностью и с теми, с кем они могут себя идентифицировать. Но нецисгендерные люди могут по-прежнему бороться со своей идентичностью, если их семья, их сверстники или их сообщество не поддерживают идентичности по гендерному спектру.

Как родители могут поддержать небинарного ребенка?

Молодой человек, рассказывающий своему родителю или родителям, что он небинарный, трансгендерный или гендерный человек, может испытывать сильную тревогу, даже если он считает, что его родители могут поддержать его. Родители, которые могут сохранять спокойствие во время разговора, сосредоточиться на слушании, доверять инстинктам своего ребенка и помнить, что происходящее больше касается психического здоровья их ребенка, чем их собственного, могут оказать огромное облегчение и поддержку своему ребенку. После этого родители могут самостоятельно исследовать гендерные различия, найти поддержку и встать на защиту своего ребенка в своей расширенной семье и, при необходимости, в своем сообществе.

Как гендерквиры идентифицируют себя?

Люди, идентифицирующие себя как гендерквиры, могут помещать себя в спектр гендерной идентичности между мужчиной и женщиной. Ни трансгендеры, ни стремящиеся к переходу, они могут считать себя нейтрально гендерными и использовать местоимения без пола, такие как «они». Хотя им очень неудобно ассоциироваться с бинарным полом, они могут испытывать гендерную изменчивость, приближаясь к мужчине или женщине в разное время. Другие термины, которые могут использовать гендерквиры, включают третий пол, полугендер, бигендер, нейтроис, андрогин или пангендер. Некоторые исследования показывают, что больше людей, идентифицирующих себя как гендерквиры, родились женщинами.

Гендерные вызовы в повседневной жизни

Описание гендера как социального конструкта — это не случайная и не идеологическая формулировка. Многие люди могли бы быть более счастливыми и менее тревожными, если бы они могли прожить жизнь, не беспокоясь о том, влияет ли их пол на восприятие их другими людьми или на их способность добиваться своих целей, или не испытывая сомнений в том, оправдывают ли они ожидания. размещены на них из-за их половых признаков. К сожалению, социально сконструированные представления о гендере могут мешать людям во всех этих отношениях.

Цисгендерные мужчины могут изо всех сил пытаться соответствовать представлению о мачизме, которому их научили с юных лет и которые широко распространены в средствах массовой информации, которые они потребляют, даже если это на самом деле просто неуклюжий акт притворства. Цисгендерные женщины могут беспокоиться о том, что сексизм может ограничить их возможности или что стремление к своим целям приведет к тому, что другие будут считать их менее женственными и менее достойными, особенно если они не одеваются и не поддерживают свой внешний вид так, как от них ожидают. Трансгендерные люди могут чувствовать себя глубоко оторванными от своего истинного «я». И хотя те, кто совершил переход, или кто открыто небинарен или гендерквир, могут чувствовать себя более похожими на себя, это часто происходит за счет дискриминации со стороны тех, кто цепляется за социально сконструированные представления о том, кем на самом деле должны быть мужчины и женщины.

Сталкиваются ли небинарные люди с особыми проблемами психического здоровья?

Очень часто. Согласно отчету Mental State of the World, трансгендеры сообщают о значительно более низком психическом благополучии, чем цисгендерные мужчины или женщины, а опросы, проведенные Trevor Project, показывают, что почти половина трансгендерной или небинарной молодежи испытывала суицидальные мысли в предыдущем году. Другое исследование показало, что, хотя уровень депрессии выше в небинарных сообществах, риск снижается за счет поддержки семьи (но, что удивительно, в меньшей степени за счет идентификации с активным транс-сообществом), а для тех, кто находится в процессе перехода, за счет начала, завершения, и жить дольше с результатами вмешательств, которые приводят к более высокой удовлетворенности телом.

Существует ли общее предубеждение в обществе в отношении лиц, отождествляемых с мужчинами?

Да, согласно исследованиям, и это может быть даже более глубоко, чем многие думают. Компьютерное исследование отношения людей к человечеству в целом показало, что большинство людей ассоциируют человеческие понятия, такие как термин «человек», с мужчинами больше, чем с женщинами, что отражает то, что исследователи назвали «андроцентрическим» уклоном с ответвлениями на предубеждения в экономике. , медицинское обслуживание и даже безопасность: до недавнего времени больше функций безопасности автомобилей тестировалось, например, на манекенах, представляющих размеры мужчин. Исследование показало, что эта предвзятость гораздо более выражена у мужчин, чем у женщин, но существует во всем обществе.

Является ли вера в традиционную мужественность фактором риска плохого психического здоровья?

Возможно, хотя эта идея вызвала много споров. В 2019 году Американская психологическая ассоциация выпускает руководство для психологов, работающих с мужчинами и мальчиками, в котором говорится, что «традиционная мужественность, отмеченная стоицизмом, соперничеством, доминированием и агрессией, в целом вредна. Мужчины, социализированные таким образом, с меньшей вероятностью будут вести здоровый образ жизни». Хотя было показано, что ориентация на «мачо» может привести к меньшей гибкости и ухудшению отношений, среди прочего, она не всегда плохо служит мужчинам. Однако ощущение того, что человек должен стремиться соответствовать этому идеалу, или «самоуважение, зависящее от мужественности», может привести не только к личной борьбе за признание своего истинного «я», но и к более высокой склонности к дискриминации тех, кто, как считается, нарушает гендерные нормы.

Основные материалы для чтения

Последние сообщения

Каковы разные точки зрения?

Дебаты вокруг пола неизменно концентрируются на предполагаемой «естественности» гендерных ролей, что они «запрограммированы» и являются неизбежным результатом нашей биологии — то есть пенисы ведут к мужественности, а вагины — к женственности. С этой точки зрения дорога пройдена, и маршрут предопределен. Напротив, Джудит Батлер в «Гендерных проблемах» описывает гендер как практику, как то, что мы делаем. Это «повторяющаяся стилизация тела, набор повторяющихся действий в рамках очень жесткой регулирующей рамки, которые со временем застывают, создавая видимость субстанции, естественного вида бытия». С этой точки зрения речь идет о производительности, а не о сущности, с «телом как своего рода холстом, на котором культура рисует образы пола». Это «сводится» к извечному спору о природе и воспитании, с которым приходится спорить каждому студенту-психологу.

Как мы приобретаем гендерную идентичность

Традиционно существует три основных психологических объяснения того, как мы идем по пути к гендерной идентичности. Это психодинамическая теория, теория социального научения и теория когнитивного развития. Все внимание сосредоточено на раннем детстве, то есть примерно до семилетнего возраста.

Психодинамическая теория

Психодинамические теории, основанные на психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, фокусируются на бессознательных влечениях, отношениях ребенка и раннем опыте общения с родителями (или основными опекунами). Гендер является основной частью личности, которая основывается на понимании ребенком своей анатомии и его идентификации с родителем того же пола. Ключевым моментом в его развитии является разрешение Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек. Оба включают в себя разрешение кровосмесительного желания родителя противоположного пола и соперничество с родителем того же пола. Девочки считают однополых родителей ответственными за потерю полового члена. Мальчики боятся, что их пенис отнимет родитель того же пола. Этот антагонизм каким-то образом разрешается, и ребенок выравнивается с родителем того же пола. Для мужчин страх перед потерей полового члена является более абстрактным понятием, означающим, что мужчины должны больше работать, чтобы справиться с неопределенностью. Для самок потеря уже очевидна. С этой точки зрения мужская роль сильнее женской. Здесь несложно увидеть, как работают три гендерные линзы.

Теория социального научения 

Вместо врожденной, бессознательной и биологической основы гендерной идентичности теория социального научения делает акцент на окружении ребенка и его учебном опыте. Согласно этой точке зрения, гендерные роли усваиваются путем сочетания наблюдения за поведением других и моделирования (имитация однополых опекунов). Дети распознают различия в поведении мальчиков и девочек в целом и обращение с ними других в виде поощрений или наказаний за соответствующие/ненадлежащие действия. Дети также сталкиваются с индивидуальными различиями в обращении, которое начинается с рождения с физического обращения, выбора одежды и игрушек и моделей речи. Поведение, связанное с полом, становится заметным в возрасте одного года. Благодаря обусловливанию поведение, которое регулярно и постоянно вознаграждается, скорее всего, сохранится, тогда как поведение, которое наказывается, с большей вероятностью прекратится.

Хотя теория социального научения предлагает некоторое объяснение того, как взаимодействуют моделирование и подкрепление, она, как правило, недооценивает индивидуальные различия в развитии и реакции со стороны других, такие как непоследовательность в поведенческом подкреплении. Хотя он учитывает когнитивные факторы, он также недооценивает свободу действий детей и то, как они активно осмысливают мир. Также неясно, как дети справляются с противоречивыми сообщениями о гендере.

Когнитивно-развивающая теория

Согласно теории когнитивного развития, в детстве мы взрослеем и познаем мир, реорганизуя психические процессы по мере прохождения ряда стадий развития. Развитие детей достигает различных вех, переходя от простого к сложному и от конкретного к абстрактному, включая развитие речи. Дети являются активными агентами в приобретении гендерных ролей на этапах развития, которые позволяют все более усложнять понимание концепций и языка. По мере взросления детей несоответствие между их знаниями и опытом окружающей среды приводит к соответствующему изменению их представлений. Приобретение гендерного постоянства, стабильности и постоянства может произойти только тогда, когда ребенок достиг определенного уровня когнитивной зрелости.

Согласно этой точке зрения, гендерная идентичность существует на нескольких уровнях и, возможно, развивается вместе с языком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *