Пол и гендер — Adolesmed — Портал для специалистов, работающих в сфере подросткового здоровья и медицины
Пол – это системная совокупность анатомо-физиологических особенностей, отличающих мужчину от женщины. Гендер – это социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Долгое время пол (т.е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований были обнаружены два факта. Во-первых, что между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем биологических различий. И, во-вторых, что представления о «типично мужском» или «типично женском» исторически и культурно обусловлены. Существующее в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволили ученым сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах.
Термин гендер был введен в научный оборот американским психологом Робертом Столлером в конце 60-х годов XX века. Столлер предложил использовать для обозначения социальных и культурных аспектов пола понятие гендер, которое до этого использовалось только для обозначения грамматического рода и поэтому не вызывало никаких коннотаций с биологией. В самом общем виде понятие гендер обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Пол предопределен природными факторами, гендер – социально сконструирован, и потому эти слова не являются синонимами.
Слово «гендер», заимствованное из английского языка (которое переводится на русский язык как «род»), и прилагательное «гендерный» используются для описания тех характеристик женщин и мужчин, которые являются социально приобретенными, тогда как «пол» – для описания биологически предопределенных.
Люди рождаются женского и мужского пола, вырастая, они учатся быть девочками и мальчиками, которые затем становятся женщинами и мужчинами. Поведенческие черты, которые они приобретают в процессе социального обучения, составляют гендерную индивидуальность и определяют гендерные роли.
Гендерной ролью называют совокупность прав, обязанностей и норм поведения мужчины и женщины, которые характерны для определенного общества и определенного исторического времени. Роли мужчины и женщины зависят от конкретных социально-экономических, политических и культурных особенностей общества. Гендерным ролям обучаются, они значительно различаются в пределах одной культуры и между культурами. Гендерные роли могут меняться.
На формирование гендерной роли существенное влияние оказывают гендерные стереотипы – стандартизированные, упрощенные представления относительно типичных для мужчин и женщин моделей поведения и черт характера, свойственные определенной культуре. Выделяют гендерные стереотипы, касающиеся нормативных представлений о поведенческих, психологических особенностях мужчин и женщин; стереотипы, касающиеся содержания профессиональной деятельности (для женщин – обслуживающая и исполнительская, для мужчин – творческая, управленческая), и стереотипы, связанные с семейными и профессиональными ролями мужчин и женщин.
Типы гендерных ролей
На сегодняшний день исследователи выделяют три типа гендерных ролей – маскулинный, феминный, андрогинный. Маскулинность и феминность – нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Для маскулинной роли характерно активное, доминантное поведение (самостоятельность, независимость, напористость, способность руководить, готовность рисковать, сила, агрессивность и т.д.). Основными составляющими феминной роли являются зависимость от окружающих, экспрессивные, необходимые для установления близких межличностных отношений характеристики – верность, мягкость, нежность, уступчивость, способность к эмпатии и т. д. Для андрогинной (от лат. andros – мужской, gynes – женский) роли свойственно сочетание характеристик феминной и маскулинной ролей, а также гибкость перехода от одной к другой роли в зависимости от требований ситуации.
Источник: Гуманитарно-правовой портал http://psyera.ru/ (дата обращения 30.09.2014)
Половые и гендерные различия не исключают, а допускают гендерное равенство. За последние 30 лет идея гендерного равенства получила широкое распространение в мире, легла в основу многих международных документов, нашла отражение в национальных законах. Гендерное равенство подразумевает равные возможности, права и обязанности для женщин и мужчин во всех сферах жизни, в том числе равный доступ к образованию и здравоохранению, равные возможности работать, участвовать в государственном управлении, создавать семью и воспитывать детей.
Понятие гендерного равенства означает, что все люди обладают свободой выбора и свободой для развития своих личных способностей без тех ограничений, которые связаны с гендерными ролями и стереотипами; что различное поведение, взгляды и потребности женщин и мужчин принимаются, оцениваются и поддерживаются равным образом.
Гендерные стереотипы
В 1974 году американские психологи Э. Маккоби и К. Джэклин провели исследования, которые развеяли многие гендерные стереотипы.
- Девочки не более общительны, чем мальчики. В раннем детстве и те, и другие одинаково часто объединяются в группы для совместной игры.
-
Мальчики и девочки в детском и подростковом возрасте существенно не отличаются по уровню самооценок, однако отмечают разные сферы жизнедеятельности, в которых чувствуют себя более уверенно, чем в других. Девочки считают себя более компетентными в сфере взаимного общения, а мальчики гордятся своей силой.
- Мальчики и девочки одинаково эффективно справляются с простыми, типовыми математическими задачами.
- Аналитические способности у мальчиков и девочек одинаковые. Мальчики и девочки обнаруживают способность отделить существенное от несущественного, распознать в потоке информации наиболее важное.
- Речь у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков. До подросткового возраста дети обоего пола не отличаются по этому показателю, однако в старших классах девочки начинают опережать мальчиков.
- Девочки менее агрессивны, чем мальчики, причем это различие заметно уже в двухлетнем возрасте, когда дети начинают принимать участие в групповых играх. Повышенная агрессивность мальчиков проявляется как в физических действиях, так и в демонстрации готовности вступить в борьбу или в форме словесных угроз. Обычно агрессивность направлена на других мальчиков и реже на девочек.
- Мальчики и девочки в равной степени поддаются убеждению и одинаково часто имитируют поведение взрослых. И те, и другие находятся под воздействием социальных факторов и понимают необходимость следовать общепринятым нормам поведения. Единственное достоверное различие состоит в том, что девочки несколько легче адаптируют свои суждения к суждениям окружающих, а мальчики могут принимать ценности данной группы сверстников, не поступаясь собственными взглядами, даже если между теми и другими нет ни малейшего сходства.
- В младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на различные объекты окружающей среды, которые воспринимаются с помощью слуха и зрения. И те и другие различают речевые особенности окружающих, разные звуки, форму предметов и расстояния между ними. Это сходство сохраняется и у взрослых людей разного пола.
Источник: У. Мастерс, В. Джонсон, Р. Коллодни. Основы сексологии. Москва. 1998.
как люди ощущают себя в XXI веке
До 70-х годов XX века люди преимущественно говорили о половых различиях и приписывали окружающим социальное поведение и в каком-то смысле даже судьбу, которые предопределялись тем, родился ли человек мужчиной или женщиной.
Однако в конце прошлого столетия начали активно развиваться гендерные исследования, и теперь мы все больше слышим не о биологических различиях между людьми, а гендерных и иногда сексуальных. Разбираемся в современных терминах и том, как люди себя определяют.В чем разница между полом и гендером
Гендер — это психические, социальные и культурные характеристики, которые определяют человека как женщину или мужчину, в то время как пол — это биологическое (анатомическое и физиологическое) деление на женщин и мужчин. Также отдельно выделяют людей, находящихся на стадии перехода из одного пола в другой, и интерсексуалов — личностей, которые с рождения обладают и женскими, и мужскими биологическими признаками. То есть, например, человек, по внешним признакам похожий на женщину, может не отождествлять себя с другими женщинами, так как культурные нормы, стереотипы и социальные роли, присущие женскому полу, ему не близки.
Само по себе понятие гендера появилось благодаря развитию феминистических движений и социального конструктивизма — «представления, что статус женщины и кажущееся естественным различие между мужским и женским не имеют биологического происхождения, а скорее являются способом интерпретации биологического, легитимным в данном обществе». ❓«Энциклопедия феминизма» (1986 г.) Иначе говоря, социальные роли, которые выполняют мужчины и женщины, по мнению сторонников феминизма и социального конструктивизма, обусловлены не биологическими характеристиками, а социальными процессами.
По крайней мере, так все было в XX веке, когда феминисты боролись с гендерными стереотипами и выступали за уравнивание прав мужчин и женщин. Однако в XXI веке представление о гендере несколько трансформировалось и, кажется, только усложнилось, потому что появились люди, чья гендерная идентичность — осознанное представление о том, к какому гендеру человек относится — не соответствует полу, относится к обоим полам одновременно, а иногда и вовсе не относится ни к тому, ни к другому.
Таким образом, появилось множество новых определений гендеров, а людей, чей гендер не соответствовал полу, стали относить к ЛГБТКА+ сообществу — иначе говоря, к сексуальным меньшинствам. С этого момента все усложнилось еще раз, поскольку изначально сексуальные меньшинства представляли людей, которые обладают нетрадиционной сексуальной ориентацией, но теперь термин включает в себя еще и тех, чей гендер отличается от общепринятого.
Итого, к сегодняшнему дню мы имеем как минимум 3 близких термина: пол, гендер и сексуальная ориентация, сочетание которых дает множество вариантов того, как люди определяют сами себя. Существует немало различий и тонкостей в определении гендера и сексуальной ориентации, но на карточках мы собрали основные термины, которые помогут ориентироваться в мире сексуальных и гендерных меньшинств.
Кем я себя ощущаю
Цисгендерами являются большинство людей, которые с рождения ощущают себя представителями одного из двух полов в соответствии с биологическим и на протяжении всей жизни ведут себя согласно этому полу.
В классическом понимании такие люди отождествляют себя с мужчинами и женщинами одновременно, но некоторые могут чувствовать себя, например, наполовину женщиной, а наполовину — агендером или просто небинарной личностью.
Например, человек биологически рожден мужчиной, но идентифицирует себя женщиной, и наоборот. Существует также термин транссексуал — это человек, который не только отождествляет себя с другим гендером, но еще и совершил хирургическую операцию по смене биологического пола.
Человек примеряет на себя разные социальные роли, отказываясь на протяжении большей части времени вести себя исключительно феминно или маскулинно. Ориентируется на свои желания, настроения и контекст, позволяющий выбрать определенную социальную роль.
Агендеры не чувствуют, что принадлежат к какому-либо полу, и в принципе отказываются от гендерного самоощущения. Иначе их еще называют бесполыми, а обращаться к ним можно на «они/их».
В английском языке существуют термины demigirl — частично женщина, но обычно мужчина, и demiboy — частично мужчина, но обычно женщина.
Кто меня привлекает
Как правило, термин гетеросексуальность применим к людям, однако гетеросексуальное поведение свойственно преимущественно всем млекопитающим, так как оно способствует размножению.
Лесбиянка — девушка, которую привлекают другие девушки, гей — мужчина, которого привлекают другие мужчины. В английском языке термин gay часто используется и в отношении женщин и обозначает то же самое, что и homosexual.
Бисексуал — это человек, которого привлекают как мужчины, так и женщины, однако в связи с появлением новых гендеров этим термином начинают называть и тех, кого привлекают любые другие гендеры.
Асексуалы бывают разные. Некоторые, например, не испытывают сексуального влечения к кому-либо, но при этом вступают в романтические отношения, в то время как другие не делают даже этого.
Пансексуальность тесно граничит с бисексуальностью, но если бисексуальность в классическом понимании — это скорее деление на «женское» и «мужское», то пансексуальность не различает вообще каких-либо полов и гендеров. Такие люди называют себя еще «гендерно слепыми».
Валерия Шаповалова
Теги
#саморазвитие
#эрудиция
Пол | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Все люди рождаются с биологическими характеристиками пола, мужчинами, женщинами или интерсексуалами. Гендер, однако, является социальной конструкцией и обычно основан на нормах, поведении и социальных ролях, ожидаемых от людей, в первую очередь на основе их пола. Гендерная идентичность описывает самовоспринимаемый пол человека, который может быть мужским, женским или другим. В последние годы расширение общественного понимания гендера позволило многим чувствовать себя более комфортно в собственной шкуре и жить как люди, которыми они себя считают. Людей, чья гендерная идентичность соответствует их биологическому полу, можно назвать цисгендерами. Трансгендеры имеют гендерную идентичность, которая не соответствует полу, присвоенному им при рождении. И люди, чья гендерная идентичность не ощущается ни мужской, ни женской, могут идентифицировать себя как небинарные, в то время как те, кто не чувствует гендерной идентичности, могут называть себя «агендерами».
Содержимое
- Диапазон современной гендерной идентичности
- Гендерные вызовы в повседневной жизни
Диапазон современной гендерной идентичности
Вероятно, в истории человечества никогда не было такого времени, когда все люди чувствовали бы себя строго мужчинами или женщинами.
Сколько существует полов?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Наряду с цис-мужчинами и цис-женщинами есть транс-мужчины и транс-женщины, трансгендеры, небинарные, гендерфлюидные, гендерквирные и агендерные личности, среди многих других возможных определений. Facebook предлагает пользователям десятки потенциальных гендерных идентичностей для выбора в своих профилях, в то время как другие эксперты предполагают, что может быть 100 или более гендеров, и разные культуры могут использовать разные идентификации для того или иного пола. Сторонники предполагают, что ключ не в том, чтобы составить окончательный список гендерных возможностей, а в том, чтобы принять заявленный пол каждого человека.
Что такое гендерная бинарность?
Многим людям комфортно быть мужчиной или женщиной, что также известно как гендерная бинарность. Когда люди, которые не идентифицируют себя как мужчину или женщину, в любом случае следуют «традиционному» мужскому или женскому поведению и распорядку из-за нежелания или страха заявлять о своей истинной гендерной идентичности, можно сказать, что они практикуют гендерное соответствие. Несмотря на в целом большую открытость к другим гендерам сегодня, общественный мир по-прежнему ориентирован на гендерную бинарность. По иронии судьбы, однако, многие элементы того, что сейчас считается отчетливо мужским или женским поведением, когда-то были совсем другими. Например, не так давно мужчины носили парики и каблуки и предпочитали розовый цвет, который сейчас считается стереотипно женственным. Понимание того, насколько изменчивыми были наши бинарные ожидания с течением времени, могло бы сегодня привести к большему принятию альтернативных гендерных ролей.
Как люди понимают свой пол?
Люди могут осознать свою гендерную идентичность в любое время. Некоторые осознают свою идентичность в детстве и могут с раннего возраста осознавать, что не соответствуют полу, к которому они были отнесены при рождении. Это чувство дискомфорта или страдания при попытке жить в рамках гендерной бинарности часто называют гендерной дисфорией. Такое чувство гендерного диссонанса может перерасти в депрессию или даже суицидальные мысли до тех пор, пока человек не найдет гендерный резонанс, часто после встречи с другими людьми с такой же гендерной идентичностью и с теми, с кем они могут себя идентифицировать. Но нецисгендерные люди могут по-прежнему бороться со своей идентичностью, если их семья, их сверстники или их сообщество не поддерживают идентичности по гендерному спектру.
Как родители могут поддержать небинарного ребенка?
Молодой человек, рассказывающий своему родителю или родителям, что он небинарный, трансгендерный или гендерный человек, может испытывать сильную тревогу, даже если он считает, что его родители могут его поддержать. Родители, которые могут сохранять спокойствие во время разговора, сосредоточиться на слушании, доверять инстинктам своего ребенка и помнить, что происходящее больше касается психического здоровья их ребенка, чем их собственного, могут оказать огромное облегчение и поддержку своему ребенку. После этого родители могут самостоятельно исследовать гендерные различия, найти поддержку и встать на защиту своего ребенка в своей расширенной семье и, при необходимости, в своем сообществе.
Как гендерквиры идентифицируют себя?
Люди, идентифицирующие себя как гендерквиры, могут помещать себя в спектр гендерной идентичности между мужчиной и женщиной. Ни трансгендеры, ни стремящиеся к переходу, они могут считать себя нейтрально гендерными и использовать местоимения без пола, такие как «они». Хотя им очень неудобно ассоциироваться с бинарным полом, они могут испытывать гендерную изменчивость, приближаясь к мужчине или женщине в разное время. Другие термины, которые могут использовать гендерквиры, включают третий пол, полугендер, бигендер, нейтроис, андрогин или пангендер. Некоторые исследования показывают, что больше людей, идентифицирующих себя как гендерквиры, родились женщинами.
Гендерные вызовы в повседневной жизни
Описание гендера как социальной конструкции не является ни случайным, ни идеологическим выражением. Многие люди могли бы быть более счастливыми и менее тревожными, если бы они могли прожить жизнь, не беспокоясь о том, влияет ли их пол на восприятие их другими людьми или на их способность добиваться своих целей, или не испытывая сомнений в том, оправдывают ли они ожидания. размещены на них из-за их половых признаков. К сожалению, социально сконструированные представления о гендере могут мешать людям во всех этих отношениях.
Цисгендерные мужчины могут изо всех сил пытаться соответствовать представлению о мачизме, которому их научили с юных лет и которые широко распространены в средствах массовой информации, которые они потребляют, даже если это на самом деле просто неуклюжий акт притворства. Цисгендерные женщины могут беспокоиться о том, что сексизм может ограничить их возможности или что стремление к своим целям приведет к тому, что другие будут считать их менее женственными и менее достойными, особенно если они не одеваются и не поддерживают свой внешний вид так, как от них ожидают. Трансгендерные люди могут чувствовать себя глубоко оторванными от своего истинного «я». И хотя те, кто совершил переход, или кто открыто небинарен или гендерквир, могут чувствовать себя более похожими на себя, это часто происходит за счет дискриминации со стороны тех, кто цепляется за социально сконструированные представления о том, кем на самом деле должны быть мужчины и женщины.
Сталкиваются ли небинарные люди с особыми проблемами психического здоровья?
Очень часто. Согласно отчету «Психическое состояние мира», трансгендеры сообщают о значительно более низком психическом благополучии, чем цисгендерные мужчины или женщины, а опросы, проведенные проектом «Тревор», показывают, что почти половина трансгендерной или небинарной молодежи испытывала суицидальные мысли в предыдущем году. Другое исследование показало, что, хотя уровень депрессии выше в небинарных сообществах, риск снижается за счет поддержки семьи (но, что удивительно, в меньшей степени за счет идентификации с активным транс-сообществом), а для тех, кто находится в процессе перехода, за счет начала, завершения, и жить дольше с результатами вмешательств, которые приводят к более высокой удовлетворенности телом.
Есть ли в обществе предубеждение в отношении лиц, идентифицирующих себя с мужчинами?
Да, согласно исследованиям, и это может быть даже более глубоко, чем многие думают. Компьютерное исследование отношения людей к человечеству в целом показало, что большинство людей ассоциируют человеческие понятия, такие как термин «человек», с мужчинами больше, чем с женщинами, что отражает то, что исследователи назвали «андроцентрическим» уклоном с ответвлениями на предубеждения в экономике. , медицинское обслуживание и даже безопасность: до недавнего времени больше функций безопасности автомобилей тестировалось, например, на манекенах, представляющих размеры мужчин. Исследование показало, что эта предвзятость гораздо более выражена у мужчин, чем у женщин, но существует во всем обществе.
Является ли вера в традиционную мужественность фактором риска для плохого психического здоровья?
Возможно, хотя эта идея вызвала много споров. В 2019 году Американская психологическая ассоциация выпускает руководство для психологов, работающих с мужчинами и мальчиками, в котором говорится, что «традиционная мужественность, отмеченная стоицизмом, соперничеством, доминированием и агрессией, в целом вредна. Мужчины, социализированные таким образом, с меньшей вероятностью будут вести здоровый образ жизни». Хотя было показано, что ориентация на «мачо» может привести к меньшей гибкости и ухудшению отношений, среди прочего, она не всегда плохо служит мужчинам. Однако ощущение того, что человек должен стремиться соответствовать этому идеалу, или «самоуважение, зависящее от мужественности», может привести не только к личной борьбе за принятие своего истинного «я», но и к более высокой склонности к дискриминации тех, кто, как считается, нарушает гендерные нормы.
Необходимые материалы для чтения
Последние сообщения
Каковы разные точки зрения?
Дебаты вокруг пола неизменно концентрируются на предполагаемой «естественности» гендерных ролей, что они «запрограммированы» и являются неизбежным результатом нашей биологии — то есть пенисы ведут к мужественности, а вагины — к женственности. С этой точки зрения дорога пройдена, и маршрут предопределен. Напротив, Джудит Батлер в «Гендерных проблемах» описывает гендер как практику, как то, что мы делаем. Это «повторяющаяся стилизация тела, набор повторяющихся действий в рамках очень жесткой регулирующей рамки, которые со временем застывают, создавая видимость субстанции, естественного вида бытия». С этой точки зрения речь идет о производительности, а не о сущности, с «телом как своего рода холстом, на котором культура рисует образы пола». Это «сводится» к извечному спору о природе и воспитании, с которым приходится спорить каждому студенту-психологу.
Как мы приобретаем гендерную идентичность
Традиционно существует три основных психологических объяснения того, как мы идем по пути к гендерной идентичности. Это психодинамическая теория, теория социального научения и теория когнитивного развития. Все внимание сосредоточено на раннем детстве, то есть примерно до семилетнего возраста.
Психодинамическая теория
Психодинамические теории, основанные на психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, фокусируются на бессознательных влечениях, отношениях ребенка и раннем опыте общения с родителями (или основными опекунами). Гендер является основной частью личности, которая основывается на понимании ребенком своей анатомии и его идентификации с родителем того же пола. Ключевым моментом в его развитии является разрешение Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек. Оба включают в себя разрешение кровосмесительного желания родителя противоположного пола и соперничество с родителем того же пола. Девочки считают однополых родителей ответственными за потерю полового члена. Мальчики боятся, что их пенис отнимет родитель того же пола. Этот антагонизм каким-то образом разрешается, и ребенок выравнивается с родителем того же пола. Для мужчин страх перед потерей полового члена является более абстрактным понятием, означающим, что мужчины должны больше работать, чтобы справиться с неопределенностью. Для самок потеря уже очевидна. С этой точки зрения мужская роль сильнее женской. Здесь несложно увидеть, как работают три гендерные линзы.
Теория социального научения
Вместо врожденной, бессознательной и биологической основы гендерной идентичности теория социального научения делает акцент на окружении ребенка и его учебном опыте. Согласно этой точке зрения, гендерные роли усваиваются путем сочетания наблюдения за поведением других и моделирования (имитация однополых опекунов). Дети распознают различия в поведении мальчиков и девочек в целом и обращение с ними других в виде поощрений или наказаний за соответствующие/ненадлежащие действия. Дети также сталкиваются с индивидуальными различиями в обращении, которое начинается с рождения с физического обращения, выбора одежды и игрушек и моделей речи. Поведение, связанное с полом, становится заметным в возрасте одного года. Благодаря обусловливанию поведение, которое регулярно и постоянно вознаграждается, скорее всего, сохранится, тогда как поведение, которое наказывается, с большей вероятностью прекратится.
Хотя теория социального научения предлагает некоторое объяснение того, как взаимодействуют моделирование и подкрепление, она, как правило, недооценивает индивидуальные различия в развитии и реакции со стороны других, такие как непоследовательность в поведенческом подкреплении. Хотя он учитывает когнитивные факторы, он также недооценивает свободу действий детей и то, как они активно осмысливают мир. Также неясно, как дети справляются с противоречивыми сообщениями о гендере.
Когнитивно-развивающая теория
Согласно теории когнитивного развития, в детстве мы взрослеем и познаем мир, реорганизуя психические процессы по мере прохождения ряда стадий развития. Развитие детей достигает различных вех, переходя от простого к сложному и от конкретного к абстрактному, включая развитие речи. Дети являются активными агентами в приобретении гендерных ролей на этапах развития, которые позволяют все более усложнять понимание концепций и языка. По мере взросления детей несоответствие между их знаниями и опытом окружающей среды приводит к соответствующему изменению их представлений. Приобретение гендерного постоянства, стабильности и постоянства может произойти только тогда, когда ребенок достиг определенного уровня когнитивной зрелости.
Согласно этой точке зрения, гендерная идентичность существует на нескольких уровнях и, возможно, развивается вместе с языком.