Гендерные отношения между мужчиной и женщиной: новые модели союза женщины и мужчины

новые модели союза женщины и мужчины

Сегодняшняя тема наша —  гендерные взаимоотношения XXI века, чем они отличаются от XX века, что пришло из XX века, что осталось и пока еще сохраняется, как это влияет на взаимодействие между полами, как это влияет на сексуальную жизнь мужчин и женщин.

Полагаю, первый момент, с чего следовало бы начать, это моновариант, имеется в виду одиночество. Одиночество может быть сформировано по разным причинам. Конечно, и в XX веке оно было, но оно было в меньшей степени, потому что тогда ментальность была другая и взаимодействие между людьми носило другой характер. Если мы говорим о моноварианте в XXI веке, можно его подразделить на две части, как бы на два подразделения. Одно, это когда оно ситуативно обусловлено. Допустим, человек остается один по причине развода. Второе, это особенность личности, человеку так комфортно функционировать.

Если мы берем, первую причину — расстались, ушли из жизни — то, конечно, это переживается тягостно, и в большинстве случаев нуждается в помощи, в поддержке. Эта поддержка может быть профессиональной или близких друзей, потому что в данном случае это горе. Я, наверное, процитирую моего любимого писателя Ремарка, горе становится настоящим тогда, когда оно касается лично вас. Почему в данном случае одиночество становится таким острым, и люди себя особо чувствуют одинокими? Потому что близкие боятся что-то сказать, а вдруг я что-то неправильно скажу, а вдруг мое слово причинит боль, и в данном случае все выстраивают некую дистанцию. Конечно, лучше обращаться к специалистам, если есть возможность.

Второй моновариант, который мы можем рассматривать, — это особенность личности. XXI век, современные технологии, гаджеты и так далее привели к тому, что человек действительно изолировался от социума, он остался сам с собой. Безусловно, тут особенность как таковая играет роль — человеку действительно комфортно одному. Ему не надо ходить на свидания, ему не надо ни с кем знакомиться, он может все это сделать в сети. Мы пришли к тому, что даже сексом занимаются в сети, и встречаться для этого не надо. Конечно, этот вариант формирует много внутренних страхов, внутренних переживаний, ощущений того, а вдруг меня увидят и к чему это все приведет и так далее. Соответственно, еще больше усугубляется одиночество.

Второй вариант, о котором можно говорить, тоже достаточно активно функционирует сегодня в XXI веке — это не брак, а союз без регистрации официальных отношений. На самом деле мы все знаем, что в XX веке, если создавался союз, то это был обязательно зарегистрированный союз, и он в принципе давал женщине и мужчине некую психологическую защищенность. Она была неощутима, она была на уровне ментальности, и это было нормой. Сейчас можно говорить, что также нормой является сожительство без регистрации отношений. Конечно, это больше привнесено уже и XXI веком, и европейским менталитетом, и уже эта модель в принципе адаптирована к человечеству, даже к нашему социуму, относительно консервативному, если мы сравниваем себя с Западом. Я не раз сталкивалась с такими моментами, что люди, которые 20 лет могли жить без регистрации, а после регистрации у них начинались сложности в отношениях — некая перезагрузка, что-то меняется, и эти изменения приводят либо в лучшую сторону, либо в худшую сторону.

Так же можно еще заметить, что в наше общество в XXI веке вошли открытые взаимоотношения. Именно открытые взаимоотношения, с правом на еще другую пару, или третьего человека, не важно, мужчина это или женщина. Это негласно, это принимается и одной, и другой стороной, и может быть обосновано разными обстоятельствами. Это может быть обосновано как снижением сексуальной потенции, отсутствием интереса друг к другу, но при этом пара сохраняет отношения. Это тоже модель XXI века. Тут можно отметить свингерство — эта модель тоже к нам пришла, больше скандинавский вариант. По сути в союз мужчины и женщины привлекаются еще другие пары, которые также могут быть вовлечены, являются значимыми с целью получения удовлетворения. Но можно отметить, что тут в принципе нет такой эмоциональной привязки, тут все построено именно на сексе.

Следующий этап, который пришел из XX века, но мутировал в XXI веке, — это детско-родительские отношения между мужчиной и женщиной. В XX веке доминирующий характер носил мужчина, он выступал в роли больше родителя, а жена была как бы «за мужем». Такой характер взаимоотношений, безусловно, в XXI веке имеет место, но он больше видоизменился, и говорить, что сейчас только мужчина выступает в роли родителя, а допустим, женщина выступает в роли девочки, конечно, нет. Характер изменился. Можно говорить о том, что, к примеру, мужчина может выступать в роли ребенка, а женщина может выступать в роли родителя или наоборот. Вообще такой формат взаимоотношений между полами, безусловно, очень сильно влияет на сексуальный характер коммуникации, потому что женщина в данном случае, если она выполняет роль родителя, она становится более фаллоцентричной, а мужчина более инфантилен. И это в общем-то приводит к тому, что союз может сохраниться, но в принципе это нездоровый союз. Сами женщины страдают от этого. Очень часто бывает такое, когда женщины приходят на сессию и говорят: «Я добытчик, я обеспечиваю, я его кормлю, все я, а зачем же он мне?». Это прямая речь пациентки: «Муж на диване». Поэтому это, безусловно, сказывается и на сексуальной жизни в том числе, на потенции, на либидо, как на женщине, так и на мужчине.

На самом деле XXI век так же показал очень интересный характер взаимоотношений — это партнерские взаимоотношения, когда мужчина и женщина выступают в качестве партнеров, когда отношения равные. Равные — это тоже несколько европейская модель, но она интегрирована уже у нас. Это равные взаимоотношения, когда что мужчина, что женщина экономически, психологически, территориально, по всем параметрам выступают в равных позициях. Конечно, по данным западных коллег, по практическому опыту на сегодняшний день это самый долгосрочный союз. Но я хочу сказать, что не всегда такой союз возможен. Я никогда не забуду слова одного достаточно обеспеченного человека, который сказал: «Ну как же, Нина Зиноновна, вы говорите о партнерских отношениях, о равных отношениях, я все прекрасно понимаю. Но тогда я должен жениться на дочери Хилтон». То есть тут все настолько обтекаемо. Но если мы говорим о длительности, о прочности, то это партнерство самое прочное, можем об этом говорить по работам западных коллег и клиническому опыту.

Также можно отметить изменение вообще отношения к модели семьи между полами. Если в прошлом веке женщины были готовы к деторождению, к строению семьи в 18-20 лет, то сейчас все сдвинулось ближе к европейской структуре. По данным в Российской Федерации на сегодняшний день средний возраст женщины, которая готова стать матерью, это 26-27 лет, и вступить в отношения серьезные стабильные, с перспективой брака. У мужчин 29-30 лет. Это по сути уже осознанный, и с одной, и с другой стороны, целенаправленный выбор к созданию семьи.

Также хотелось бы отметить что, если раньше были традиционные отношения, в которых изначально было понятно, что это будет брак, это будет семья, все было запланировано, и в эту программу входили разные поколения: мамы, бабушки и так далее. Сейчас, в силу того, что появилось больше автономии, появилось больше экономической свободы у молодежи, появилось больше выбора и появилась возможность сепарироваться, это привело к тому, что разные поколения разделились на разные слои, и по сути, взаимоотношения между полами отделены. Да, они взаимодействуют, функционируют, но они больше отделены.

Еще можно отметить такой момент, которого на самом деле не было в XX веке. Понятно, что мы все играем определенные роли: роль родителя, роль ребенка, роль учителя, роль врача, роль психолога и так далее. В прошлые века, если союз распадался, то распадалось все, то есть роль родителя по сути уходила в большинстве своем на второй план, ее по сути не было, роль ребенка оставалась сама по себе, и супруга. Сейчас роль немножко стала другая. Что изменилось — отношения могут разрушаться, союз мужчины и женщины может распадаться, но зачастую сохраняется роль родителя.

Многое изменилось в XXI веке, многое мутировало, но единственное, что можно сказать, независимо от того, какие изменения происходят между полами и как сегодня функционируют мужчина и женщина, если человечество сохраняется, значит, все те модели, о которых я рассказала, приемлемы в целом для человека в XXI веке.

Гендерный глосарий — ЦПЖ

Гендер — это социальный конструкт, набор характеристик, определенных культурой общества, которые иденитифицируют социальное поведение мужчин и женщин и отношения между ними. Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда, принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Гендер – инструмент для понимания социальных процессов. 

Гендер и культура. Культура – это способ непрерывно меняющейся жизни. Она состоит из образцов социального поведения, отношений, норм, убеждений, знаний и институтов. Культура влияет на наше восприятие общества, в котором мы живем, мышление и поведение. Некоторые аспекты культуры имеют ценность и должны быть сохранены. Дугие требуют изучения и возможного изменения. 

Гендер и развитие (ГИР). ГИР фокусируется на социальных, экономических, политических и культурных процессах, которые определяют каким образом мужчины и женщины в них участвуют, извлекают пользу, и осуществляют контроль над ресурсами и деятельностью неодинаково. Этот подход смещает фокус от женщин как группы, на социально обусловленные взаимоотношения мужчин и женщин. 

Гендер и управление — роли, выполняемые мужчинами и женщинами в управлении социально-экономическими и политическими процессами от имени гражданского общества. Управление должно быть основано на утвержденных нормах и правилах. 

Гендерная демократия — система волеизъявлений обеих полов — женщин и мужчин — в гражданском обществе как равных в правах и возможностях, которые законодательно закреплены и реально обеспечены в осознании политико-правовых принципов, действиях, строительстве общественных и государственных структур с учетом гендерных интересов и потребностей. 

Гендерная перспектива подразумевает анализ социально-экономических, политических, правовых, культурных и психологических аспектов вопросов, помогающих понять силу влияния различий между полами, и оказания на них влияния политики и практики. Она анализирует как эти факторы связаны с дискриминацией, основанной на поле, и какие она может поставить барьеры на пути саморазвития человека. 

Гендерная политика — политика: а) осуществляемая для устранения дискриминации по признаку пола; б) осуществляемая для формирования эгалитарного общества; в) являющаяся в широком смысле политикой населения, охватывающей сферы занятости, семьи и т. д.  

Гендерная статистика — статистическая информация, которая различается у мужчин и женщин. Например, «количество женщин, занятых на рынке труда», а не «количество людей на рынке труда». Это позволяет обнаружить гендерные разрывы. 

Гендерная чувствительность – это один из критериев оценки планируемых изменений, проектов, методов исследования и анализа. Планируемые изменения, методы чувствительны в гендерном отношении, если они учитывают существующее положение мужчин и женщин и не ухудшают их положение, и способствуют достижению гендерного баланса. 

Гендерное планирование — практическое применение знаний, которые приобретаются в процессе гендерных исследований или гендерного образования. Подходы к планированию должны основываться на признании, что женщины и мужчины играют разные роли в обществе и следовательно обладают различными потребностями. 
Гендерное слепота – это непризнание того факта, что гендер является одним из основных показателей жизни общества.  

Гендерное сознание означает гендерно чувствительное отношение и обязательство при планировании и осуществлении программ развития ставить во главу угла потребности и приоритеты женщин, так же как и мужчин.

 
Гендерные интересы – это интересы, которые женщины или мужчины могут выработать на основании своих социальных убеждений и гендерных характеристик. 

Гендерные исследования — это междисциплинарная исследовательская практика, применяемая для анализа социальных трансформаций и систем доминирования в обществе. Причем, в отличие от «женских исследований», анализируются и мужские проблемы. Например, если посмотреть на мужчин сквозь призму гендерных отношений, то можно увидеть, что в нашей культуре мужчина дискриминируется в семейной сфере, в частности, в сфере отцовства. 

Гендерные нужды (потребности). Так как мужчины и женщины играют различные роли в обществе, выполняют разные виды работ, имеют различные степени доступа к услугам и ресурсам, подвергаются неодинаковым отношениям, потребности женщин и мужчин могут быть различными. На практике гендерные нужды – это нужды, которые у женщин возникают в процессе выполнения их социально определенных ролей. Стратегически гендерные роли – это роли, которые вытекают из подчиненного положения женщин в обществе. Они возникают в зависимости от условий и связаны с гендерным разделением в труде, власти и контроле и могут содержать такие вопросы как права человека, бытовое насилие, равная оплата и контроль над своей сексуальностью. 

Гендерные отношения — представляют собой определенную структуру, пронизывающую все сферы социального бытия, которая производит и воспроизводит гендерное неравенство. Задача преодоления гендерного неравенства может быть решена при помощи построения эгалитарных отношений между полами, основанной на равных возможностях. Изменение существовавшего типа разделения ролевых функций между мужчиной и женщиной — это процесс разрушения старых отживших социальных устоев, а не подрыв общественных устоев вообще. Новый, эгалитарный тип отношений между полами, идущий на смену патриархатному, основан не на взаимосвязи господства и подчинения, заданного традицией и возведенного в ранг «естественного» закона, а на отношениях личностной взаимодополняемости в обществе и семье. Эгалитарное понимание принципа равенства полов предполагает движение к более развитому, сложному социуму, основанному на гарантированном равенстве возможностей для реализации личности.

Гендерные предрассудки являются следствием сложившихся в определенной культуре убеждений и традиций, более благоприятствующих мужчинам, чем женщинам. 

Гендерные роли — поведение, которое определяет статус мужчин и женщин в обществе. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский. 

Гендерные стратегии — определение общественно значимых гендерных направлений в деятельности социумов, нацеленных на утверждение гендерной демократии в обществе с целью развития гендерной культуры. 

Гендерный анализ – это процедура, направленная на выявление конкретного содержания гендерных отношений в конкретной ситуации или в связи с реализацией конкретного проекта по изменению этой ситуации или в связи с реализацией конкретного проекта по изменению этой ситуации. Разнообразные методики гендерного анализа позволяют с высокой степенью объективности выявлять фактическое положение мужчин и женщин в разных сферах их повседневной жизни. 

Гендерный индекс человеческого развития — это установленные (учрежденные) Организацией Объединенных Наций показатели, которые отражают положение в стране мужчины и женщины в таких базовых сферах (направлениях) человеческого развития, как: возможность вести здоровый образ жизни, достижение долголетия, доступность качественного образования; уровень материального благополучия. 

Гендерный разрыв — различия между мужчинами и женщинами в том отношении, что они получают разную пользу (выгоду) от образования, занятости, услуг и т. д. 

Дискриминация – практика систематического унижения группы людей или индивида в силу сложившихся культуры, традиций, убеждений. 

Патриархатное сознание – для него характерны следующие особенности: 1) убеждение, что в общественных и семейных отношениях должно существовать жесткое разделение мужских и женских ролей; 2) взгляд, согласно которому, мужчине принадлежит ведущая, активная роль в семье и обществе, а женщине — подчиненная, пассивная; 3) убеждение, что жизненные ценности женщин и мужчин различны: семья и любовь — главные ценности для женщин; дело, работа, самореализация вне семьи — ценности мужчин; 4) предпочтение семейных отношений, в которых мужчина является главой семьи, вносит основной вклад в ее бюджет; 5) предписывание женщине в качестве главной ее роли в обществе роли матери, т. е. поведения, связанного с рождением и воспитанием детей; 6) осуждение поведения женщины, в котором доминируют ориентации на самореализацию вне семьи, на карьеру, профессиональные достижения; 7) убеждение, что должны всячески закрепляться и развиваться отличительные черты в поведении девочек; 8) представление о том, что патриархатная модель общества естественна, обусловлена биологическими различиями полов; 9) осуждение равных прав женщины и мужчины. 

Феминизм (фр. feminisme, от лат. femina — женщина) — означает общее название общественного движения за соблюдение паритета в предоставлении гражданских прав женщинам и мужчинам. Практика феминизма инициировала новую политическую теорию — теорию равноправия. Согласно определению, данному в глоссарии Московского центра гендерных исследований, феминизм – это: 1) целостная теория, связанная с характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам; 2) социополитическая теория и практика, стремящиеся к освобождению женщин от мужского превосходства и эксплуатации; 3) социальное движение, заключающее в себе стратегическую конфронтацию с гендерно-классовой системой, и 4) любая идеология, состоящая в диалектическом противоречии со всеми женоненавистническими идеологиями и действиями.  

Феминистское сознание — включает в себя следующие аспекты: 1) осуждение использования биологических половых различий для оправдания жестко закрепленного, подчиненного положения женщины в семье и обществе; 2) неприятие сушествания в семье и обществе строго закрепленных мужских и женских ролей: 3) осуждение разделения сфер общественной жизни на мужские и женские; 4) убеждения, что женщины и мужчины в современном обществе имеют неодинаковые возможности для самореализации в различных сферах, и такое положение признается несправедливым; 5) принятие образа женщины (гендерного идеала), главными чертами которого являются энергичность, активность, уверенность в себе, стремление к свободе и независимости, деятельность в различных сферах общественной жизни; 6) взгляд, согласно которому, для женщины высокую ценность имеют профессиональные достижения, карьера, раскрытие собственных возможностей и способностей, стремление к самореализации; 7) предпочтение семейных отношений, которые не обязывают женщину всю себя отдавать заботе о других; 8) взгляд на воспитание детей, согласно которому, общество должно максимально стремиться к равному участию отцов и матерей в жизни ребенка; 9) осуждение отношения к женщине как объекту сексуального угнетения; 10) неприятие двойных стандартов в общественной морали в оценке поведения мужчин и женщин в различных сферах жизни; 11) убеждение в необходимости глубокого осознания женщинами своего подчиненного положения, желание перемен в общественной роли женщины и понимание важности практических действий в этом направлении.

 

Что такое пол?

Что такое пол?


Гендер определяется ФАО как отношения между мужчинами и женщины, как перцептивные, так и материальные. Пол не определяется биологически, в результате половых признаков либо женщин, либо мужчин, но конструируется социально. Это центральный организующий принцип обществ, и он часто управляет процессы производства и воспроизводства, потребления и распределения (ФАО, 1997). Несмотря на это определение, гендер часто ошибочно понимают как продвижение только женщин. Однако, как мы видим из определения ФАО, гендер вопросы сосредоточены на женщинах и на отношениях между мужчинами и женщинами, их роли, доступ к ресурсам и контроль над ними, разделение труда, интересы и потребности. Гендерные отношения влияют на безопасность семьи, благополучие семьи, планирование, производство и многие другие аспекты жизни (Браво-Бауманн, 2000).

[Вставка 1]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РОЛИ И ГЕНДЕР ОТНОШЕНИЯ

Гендерные роли являются «социальным определением» женщины и мужчины. Они различаются в зависимости от общества и культуры, класса, возраста. и в разные периоды истории. Гендерные роли и обязанности часто обусловлены структурой домохозяйства, доступом к ресурсы, конкретное влияние мировой экономики и другие местные значимые факторы, такие как экологические условия (ФАО, 1997).

Гендерные отношения — это способы, которыми культура или общество определяет права, обязанности и идентичность мужчин и женщин в отношения друг к другу (Браво-Бауманн, 2000).

Роль сельских жителей как производителей продуктов питания и поставщиков, связать их напрямую с управлением и устойчивым использованием агробиоразнообразие. Своим ежедневным трудом сельские жители накопили знания и навыки, касающиеся их экосистем, местных сортов сельскохозяйственных культур, животных породы, сельскохозяйственные системы и пищевая ценность различных малоиспользуемых растения. Они научились поддерживать свои скудные ресурсы. Люди и женщины действуют по-другому из-за их социальных ролей; поэтому у них разные наборы знаний и потребностей.

Опыт показывает, что сельскохозяйственные, экологические и связанные с ними политика и программы не делают различий между мужчинами и женщинами-фермерами. Поэтому они часто не замечают различий между мужчинами и мужчинами. женская работа, знания, вклад и потребности. Это имеет значительное последствия для биоразнообразия, а также для гендерного равенства. Например, поле 2 показывает, что в регионе Бафулабе (Мали) женщины лучше осведомлены о традиционных сортах риса, чем мужчины, поскольку рис традиционно считается женской культурой.

[Вставка 2] ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ЗНАНИИ ТРАДИЦИОННОГО РИСА СОРТА В МАЛИ

В регионе Бафулабе в Мали рис традиционно считается женской культурой. Его выращивали у рек или там, где застаивалась вода. в сезон дождей. Женщины будут заботиться о поле индивидуально или в составе группы. группа. Их знания о местных сортах были обширны. Они могли идентифицировать 30 различных сорта по циклу роста, характеру роста растений, высоте растений, количеству стеблей, урожай зерна, размер зерна, форма, цвет, качество подготовки, использование и вкус конечного продукта. Мужчины очень мало знали о традиционном рисе. сортов, но они несли основную ответственность за три улучшенных сорта риса. сорта завезены в с.

Источник: Сынневаг, 1997.

И мужчины, и женщины-фермеры играют важную роль лица, принимающие решения в области управления агробиоразнообразием. Они решают, когда сажать, собирают и перерабатывают свой урожай. Они решают, сколько каждого сорта сельскохозяйственных культур сажать каждый год, сколько семян экономить от собственного производства и что покупать или обмен. Все эти решения влияют на общее количество генетического разнообразия. что сохраняется и используется.

В большинстве сельскохозяйственных систем существует разделение труда. Этот определяет различные задачи, за которые несут ответственность мужчины и женщины. Как правило, женщины играют важную роль в производстве, переработке, сохранение, заготовка и реализация основных культур. Мужчины склонны концентрироваться на ориентированное на рынок или товарное растениеводство. Часто мы находим разделение на урожай и приемы управления животноводством. Прополка часто является женской задачей, в то время как опрыскиванием или внесением удобрений в основном занимаются мужчины. Женщины и дети часто ухаживают за более мелкими видами домашнего скота, а мужчины часто заряд скота. Это лишь несколько примеров, которые, как правило, не применимо, но будет зависеть от конкретных ситуаций и культур, в которых мы работающий.

[Вставка 3] ПОЛ И ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОТНОШЕНИИ СБОР, ЗАГОТОВКА И УПОТРЕБЛЕНИЕ ДИКИХ КОРМОВЫХ РАСТЕНИЙ В СЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ЭФИОПИЯ

В основном дети собирают и едят плоды с дикорастущих растений. Другие дикорастущие и кормовые растения собирают дети и женщины. подготовленные последними во всех обследованных районах. Женщины часто собирают дикой пищей, когда они идут за водой, собирают дрова, идут к рынок, и когда шли домой со своих полей.

Трудоспособные члены сообщества мужского пола обычно мигрируют в найти работу во время нехватки продовольствия. Женщины и дети оставлены на произвол судьбы. лучшее, что они могут. Таким образом, женщины и дети являются главными действующими лицами в отношении сбор, заготовка и употребление в пищу дикорастущих растений. Дети кормят и лазить по деревьям для сбора, в то время как женщины занимаются подготовкой и приготовлением пищи. В В обычное время молодые сельские мужчины едят больше диких продуктов, чем старшее поколение. Хотя, когда еды не хватает, все возрасты и оба пола едят диких животных. продукты для удовлетворения их потребности в дополнительном питании, традиционное удовлетворение и местные лечебные процедуры. В том числе потребление Эмбелия схимпери ( енкоко на амхарском языке), фрукт, который едят для контроля кишечника.

паразиты.

Источник: Guinand and Lemessa, 2000.

Женщины часто участвуют в отборе, улучшении и Адаптация сортов растений. Они часто имеют более специализированные знания о дикорастущие растения используются в пищу, корма и лекарства, чем люди (см. вставку 2 и 3). Люди а женщины могут нести ответственность за различные культуры или разновидности, или быть отвечающие за разные задачи, связанные с одной культурой.

В последние десятилетия отмечен значительный прогресс в продуктивность сельского хозяйства и быстрый прогресс в сельскохозяйственной технике. Эти успехи часто обходили стороной женщин-фермеров и снижали их производительность. Часто изменения были связаны с кредитными требованиями, которые либо недоступными для женщин или не приспособленными к их нуждам и запросам. Таким образом, женщины сталкиваются с различными гендерными ограничениями в качестве фермеров и управляющие природными ресурсами. Для того, чтобы решить проблемы с едой производства для растущего населения, страны должны найти способы преодолеть этот разрыв в производительности.


шесть ссылок и одна большая возможность

Изображение: Энн Мари Тиани, старший научный сотрудник Центра международного лесного хозяйства (CIFOR) и координатор проекта COBAM, проводит семинар в ДРК. (Ollivier Girard / CIFOR.)

В последнее время доноры приложили большие усилия, чтобы понять власть в странах-партнерах. Тем не менее, они в значительной степени игнорировали одно из самых распространенных отношений власти — гендер.

Гендер определяет власть, от «частных» отношений в семье до высших уровней принятия политических решений. Однако, как отмечают читатели блога Дункана Грина, призывы к специалистам по развитию поставить власть в центр своих усилий и «думать и работать политически» (TWP) обычно забывают о гендере. Точно так же донорские анализы распределения власти и ресурсов в странах-партнерах, как правило, лишь очень поверхностно говорят о гендере, если вообще упоминают о нем.

В новом концептуальном обзоре DLP я утверждаю, что работа по развитию могла бы быть более политически разумной и более эффективной, если бы она устранила эту слепую зону, сосредоточив внимание на шести тесных связях между полом и властью.

Пол делит власть . Неравенство между мужчинами и женщинами является одной из наиболее устойчивых закономерностей в распределении власти. Например, отсутствие влияния женщин свидетельствует о принятии политических решений во всем мире.

Гендерные отношения — это властные отношения . Часто быть «женщиной» означает быть бессильной (тихой, послушной, уступчивой). «Настоящий мужчина», напротив, силен (откровен, властен, способен навязывать свою волю), особенно по отношению к женщинам. Эти гендерные роли, как правило, увековечивают неравенство сил, на котором они основаны. Например, тот факт, что многие мужчины и женщины считают, что для женщин не «естественно» выступать публично, часто является основным препятствием для доступа женщин к процессу принятия решений. «Власть равна мужественности» также помогает объяснить, почему влиятельные люди часто демонстрируют доминирование гендерными способами. В Малави, например, лидеры традиционно отстаивали свой статус «большого мужчины», заставляя женщин предлагать сексуальные «услуги» партийным лидерам и функционерам.

В результате они установили «мобилизацию женщин в подчиненных и эксплуататорских ролях как устойчивую черту политической системы Малави».

Семья — арена власти и политики . Динамика власти в семьях и домохозяйствах взаимодействует с властью в «общественной» сфере в формировании результатов развития. В Шри-Ланке возросшая занятость женщин и доступ к ресурсам поставили под вопрос властные отношения между мужчинами и женщинами в домохозяйствах и часто приводили к конфликтам в семьях. Это, как это ни парадоксально, привело к возрождению социального контроля над женщинами, что проявилось в самом крайнем случае, когда некоторые НПО, нанимающие местных женщин, получили угрозы заложить бомбу.

Гендер формирует неравенство власти на основе других разделений, таких как класс и этническая принадлежность, и наоборот . В Шри-Ланке, например, анализ власти показал, что почти все женщины-парламентарии были связаны с мужчинами-политиками из влиятельных политических семей. Подавляющее большинство также происходило из доминирующей сингальской этнической группы. Противодействие открытию большего количества мест в парламенте для женщин, представляющих женщин, таким образом, «проистекает не только из нежелания делиться властью с женщинами, но также из нежелания предоставить женщинам, не принадлежащим к основной «политической культуре», доступ к местам власти и власти».

Гендер формирует институты и то, как они влияют на распределение власти . Большинство политических и экономических институтов, в которых исторически доминировали мужчины, приспособлены к (элитному) мужскому опыту. Они идеализируют «мужские» формы поведения и полагаются на власть мужчин над женщинами. Поэтому эти институты имеют тенденцию «запирать» два типа власти — власть мужчин над женщинами и власть наиболее «мужественных» мужчин над всеми. Возьмем политические партии. Они являются ключевыми привратниками для участия женщин в политической жизни, но их культура, в которой доминируют мужчины, часто делает их недоступными для женщин. Например, в Бурунди и Косово женщины-политики жаловались на то, что важные партийные решения принимались в барах — местах, куда женщины часто не могут попасть.

Пол определяет наше понимание того, что такое «сила» в первую очередь . Широко распространенное определение власти — это заставить кого-то другого делать то, что вы от него хотите. Возможно, это отражает специфически мужской опыт мира: место, населенное враждебно настроенными «другими», с которыми, чтобы выжить, вы вынуждены налаживать какие-то социальные отношения. Женщины, особенно в их социально предписанных ролях жены и матери, могут чаще понимать себя как продолжающих с окружающими их людьми, а не в оппозиции. Они часто стремятся развивать способности других, а не доминировать. Это предполагает альтернативное представление о силе: способность преобразовывать и расширять возможности себя и других. Помимо прочего, эта альтернативная точка зрения подчеркивает, что женщины иногда могут иметь особые формы влияния на принятие решений из-за своего особого социального статуса. В Либерии, например, женщины, борющиеся за мир, смогли добиться высокого уровня доверия между противоборствующими группировками, подчеркнув свою безопасную роль сестер, матерей и жен.

Таким образом, пол и власть неразрывно связаны; понимание этого может помочь нам лучше понять обе концепции и создать возможность, на которую я намекаю в заголовке этой статьи, — возможность для более политически разумного развития. Он делает это, предлагая два действительно практических совета:

Если мы думаем о гендере, мы лучше думаем и работаем политически . Гендерная перспектива показывает, что программы PEA и TWP в настоящее время слепы к ключевым компонентам работы власти: как власть и политика в семье формируют властные отношения на всех уровнях общества; как более широкие экономические, политические и социальные структуры опираются на гендерные властные отношения и воспроизводят их; и как феминизированные источники власти открывают новые возможности для мира и процветания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *