Что такое генетическая психология женевской школы и что она изучает
Какая ассоциация тебе приходит в голову при словосочетании «генетическая психология»? Наследственные черты личности? Или передача какого-то психологического свойства от родителей ребенку? А вот и нет. Генетическая психология занимается совсем другими исследованиями. А именно происхождением и развитием интеллекта.
В этой статье:
Что такое генетическая психологияЭгоцентризм, как черта детского мышленияМетод клинической беседы
Что такое генетическая психология
Фото автора Marta Wave: Pexels
А сейчас подробнее разберем, что же из себя представляет генетическая психология. Генетическая психология — это направление, развивавшееся в рамках Женевской школы. Предметом ее исследования является развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий: время, пространство, объект.
Некоторые ученые говорят, что эта дисциплина лежит на стыке психологии, нейробиологии, генетики и статистики. Другие считают ее областью психологической науки, которая просто использует методы генетики для изучения природы и происхождения индивидуальных различий у людей и животных.
По большей части генетическая психология изучает детскую логику, особенности мышления ребенка, механизмы познавательной деятельности, переход форм мышления от простых к сложным. Ты же не станешь отрицать, что детское мышление, хоть и логичное, но очень сильно отличается от мышления взрослого.
Также представители генетической психологии занимаются памятью, восприятием, воображением и эмоциями. Данные процессы рассматриваются, как полностью подчиненные интеллекту.
Кстати, различия в поведении у людей разного пола тоже изучает генетическая психология. Одним из примеров, определившим современные представления о психогенетике пола, считается случай Дэвида Реймера.
Дэвид родился мальчиком, которого вырастили как девочку. Дэвид пережил несчастный случай, в результате которого потерял первичный половой признак. Реймеры долго не могли найти выход из сложившейся ситуации, а затем случайно узнали о теории Джона Мани (создателя термина «гендер»), который был уверен, что гендерная роль определяется воспитанием, а не ДНК. Данных, позволявших опровергнуть это, на тот момент не существовало. Данная теория провалилась, так как Дэвид вернулся к изначальному полу.
Наверное, тебе интересно, кто же основатель генетической психологии. Создателем школы генетической психологии является Жан Пиаже — швейцарский ученый, философ, психолог. Известность ему принесли работы по психологии детей и теория когнитивного развития. Пиаже рано увлекся биологией, до окончания школы написал несколько научных работ. Пиаже заметил, что мышление детей заметно отличается от мышления взрослых, впоследствии это определило его научный интерес к теме развития мышления.
Эгоцентризм, как черта детского мышления
Интересный факт, учение Пиаже основано на том, что ребенок не является более глупым, нежели взрослый, его мышление имеет количественные «изъяны». Поэтому, если ты оправдываешь плохое поведение детей фразой «это же ребенок», то вот тебе научное доказательство, что ребенок способен обдумать линию своего поведения. Но не все так просто.
Теория когнитивного развития Жана Пиаже
В рамках генетической психологии была открыта главная черта мышления ребенка — эгоцентризм Не путай эгоизм и эгоцентризм. Эгоист осознает мысли, желания и ценностные установки других людей, но не принимает их в расчет. Эгоцентрист считает собственную точку зрения представляется единственно возможной и правильной.
Развитие детского мышления предполагает переход через децентрацию от позиции эгоцентриста к более объективной. Такой переход Жан Пиаже определил, как главный закон психического развития.
Как ты поняла, детский эгоцентризм — это часть развития ребенка. Заключается он в том, что ребенок, видя постоянную заботу и внимание со стороны окружающих, начинает принимать это как что-то само собой разумеющееся и болезненно реагирует на любые перемены по отношению к собственной персоне.
У детей эгоцентрическая речь, поэтому они часто разговаривают сами с собой. Концепция детского эгоцентризма, занимает центральное место в раскрытии внутренней речи и всего внутреннего мира ребенка. Эгоцентрическая речь — это предварительная стадия, которая приводит к фактической социализированной речи, такой, как используют взрослые.
Детям трудно справиться с собственным мыслительным процессом, они не могут оперировать символическими и абстрактными операциями так, как это делают взрослые. Эгоцентрическая речь напоминает монолог, адресованный никому. Ребенок использует эту речь, чтобы сопровождать свои действия.
Метод клинической беседы
Генетическими психологами был разработан новый вид исследования, названный методом клинической беседы. Он предполагает изучение не внешних признаков и симптомов, а внутренних процессов, приводящих к возникновению какого-либо явления.
Данный метод при оказании психологической помощи, который относится к наиболее свободным формам взаимодействия с клиентом, в ходе которого появляется возможность фиксирования не только разнообразных суждений и умозаключений человека, но и разнообразных поведенческих реакций. В беседах такого типа психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента, но и его поведением. Обрати внимание, что при данный методе психолог обращает внимание и на тон, жесты, мимику клиента.
Обрати внимание, что клиническая беседа используется в психологии и психиатрии для помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения, а также причин своих проблем.
Основу клинической беседы составляет пассивный или естественный рассказ, который обычно предваряет расспрос, предоставляя человеку свободу выбора той информации, которую он хотел бы сообщить.
Ты наверное задумалась, почему именно эта форма взаимодействия наиболее эффективна. Причины использования такой формы взаимодействия следующие:
- Во-первых, проблему необходимо зафиксировать в том описании, в каком ее видит человек.
- Во-вторых, не все ясно могут отвечать на вопросы.
- В-третьих, сама субъективность рассматриваемого явления обусловливает своеобразие рассказа. В нем человек проявляет свою личность, особенности своей индивидуальности.
Данное требование относится не только к ситуациям, в которых человек излагает свою проблему, но и при формулирования запроса в отношении другого. Например, родители, описывая затруднения или неблагополучие своего ребенка, раскрывают собственное видение проблемы, не менее важное, чем смысл проблемы. Тем самым они отражают свои чувства, мысли, переживания, позволяя психологу вычленить субъективные условия возникновения проблемы.
Как видишь, генетическая психология является очень важной отраслью психологической науки и помогает найти многие ответы на вопросы о структуре психики человека.
Генетическая эпистемология — Психологос
Жан Пиаже
Теория интеллектуального развития Пиаже претендует на то, чтобы считаться вкладом в другую дисциплину, генетическую эпистемологию. Эту дисциплину правильнее было бы рассматривать как междисциплинарную область, опирающуюся на достижения философии, психологии, логики, биологии, кибернетики и структурализма. Она рассматривает все проблемы, имеющие отношение к следующим вопросам:
- Что такое знание?
- Откуда оно берется?
- При каких условиях оно возможно?
В центре внимания генетической эпистемологии, как развитие знания каждого индивидуума от рождения до смерти, так и историческое развитие знания в рамках определенной культуры, прежде всего — в рамках научной традиции Запада — на протяжении времени существования определенной расы. Задача генетической эпистемологии в понимании Пиаже — объяснение развития знания и интеллекта в пределах индивидуума и в рамках культуры одними и теми же, преимущественно биологическими, связанными с возрастным развитием, механизмами и принципами.
Вклад Пиаже в развитие генетической эпистемологии преимущественно методологический, ибо он предложил способ решения классических эпистемологических проблем — тщательное и прототипическое по своей природе наблюдение за тем, как младенцы, дети, подростки и взрослые конструируют знание.
Во всех его работах о детском мышлении угадывается стремление решить эпистемологическую проблему через анализ того, каким образом мы приходим к тому, чтобы начать думать, и почему в разных случаях наше мышление организовано по-разному. Например, Пиаже ответил на классический вопрос эпистемологии: производит ли шум дерево, падающее в лесу, если рядом нет никого, кто мог бы этот шум услышать? По мнению Пиаже, чтобы приобрести присущую каждому взрослому человеку убежденность в том, что предметы существуют и будут существовать независимо от того, воспринимает их кто-нибудь или нет, каждому из нас достаточно примерно первых 2 лет жизни. Усвоение идеи постоянства объекта есть одно из принципиальных достижений младенчества.Не менее сложной эпистемологической проблемой является и понимание причинности, поскольку у нас нет надежного способа узнать, какие отношения между предметами обусловлены определенными причинами, а какие — нет. Для прояснения вопроса о причинности Пиаже предложил прежде всего пространно описывать то, как именно мы конструируем свое представление о причинности.
Позиция Пиаже — конструктивистская, т. е. он исходит из того, что фундаментальные категории и структуры нашего сознания не даны нам а priori, а конструируются нами в процессе нашего развития через эволюцию систем, с помощью которых мы воздействуем на среду и наше собственное сознание и трансформируем их. Последующие уровни, или стадии, — это всегда переформулирования или реконструкции предыдущих способов восприятия мира и подтверждения знания, и последующий способ всегда полнее отражает действительность и лучше соответствует ей, нежели предыдущий.
Генетика человека – Психология
[латексная страница]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Объяснять основные принципы теории эволюции путем естественного отбора
- Опишите различия между генотипом и фенотипом
- Обсудите, насколько важны взаимодействия генов и окружающей среды для проявления физических и психологических характеристик
Исследователи-психологи изучают генетику, чтобы лучше понять биологические основы, лежащие в основе определенного поведения. Хотя все люди имеют определенные биологические механизмы, каждый из нас уникален. И хотя наши тела имеют много одинаковых частей — мозг, гормоны и клетки с генетическими кодами — они выражаются в самых разных поведении, мыслях и реакциях.
Почему два человека, зараженные одной и той же болезнью, имеют разные исходы: один выживает, а другой умирает от болезни? Как генетические заболевания передаются по семейным линиям? Существуют ли генетические компоненты психологических расстройств, таких как депрессия или шизофрения? В какой степени могут быть психологические причины таких заболеваний, как детское ожирение?
Чтобы изучить эти вопросы, давайте начнем с изучения конкретного заболевания, серповидно-клеточной анемии, и того, как оно может повлиять на двух инфицированных сестер. Серповидноклеточная анемия — это генетическое заболевание, при котором эритроциты, которые обычно имеют круглую форму, приобретают форму полумесяца ([ссылка]). Измененная форма этих клеток влияет на то, как они функционируют: серповидные клетки могут закупоривать кровеносные сосуды и блокировать кровоток, что приводит к высокой температуре, сильной боли, отеку и повреждению тканей.
Нормальные клетки крови свободно перемещаются по кровеносным сосудам, в то время как серповидные клетки образуют закупорки, препятствующие кровотоку.
Многие люди с серповидноклеточной анемией — и конкретной генетической мутацией, которая ее вызывает — умирают в раннем возрасте. Хотя понятие «выживания наиболее приспособленных» может предполагать, что люди, страдающие этим заболеванием, имеют низкую выживаемость и, следовательно, болезнь станет менее распространенной, это не так. Несмотря на негативные эволюционные эффекты, связанные с этой генетической мутацией, ген серповидно-клеточной анемии остается относительно распространенным среди лиц африканского происхождения. Почему это? Объяснение иллюстрируется следующим сценарием.
Представьте себе двух молодых женщин — Луви и Сену — сестер в сельской Замбии, Африка. Люви несет ген серповидноклеточной анемии; Сена не является носителем этого гена. Носители серповидноклеточной анемии имеют одну копию гена серповидноклеточной анемии, но не имеют выраженной серповидноклеточной анемии.
По дороге из школы обеих сестер кусают комары, переносчики малярийного паразита. Луви не заболевает малярией, потому что у нее серповидноклеточная мутация. С другой стороны, Сена заболевает малярией и умирает всего через две недели. Луви выживает и в конце концов рожает детей, которым она может передать серповидноклеточную мутацию.
Малярия редко встречается в Соединенных Штатах, поэтому ген серповидно-клеточной анемии никому не приносит пользы: этот ген проявляется главным образом в проблемах со здоровьем — незначительных у носителей, серьезных при полномасштабной болезни — без каких-либо преимуществ для здоровья носителей.
Однако в других частях мира ситуация совершенно иная. В частях Африки, где распространена малярия, мутация серповидно-клеточной анемии приносит пользу для здоровья носителей (защита от малярии).Именно такую ситуацию описывает Чарльз Дарвин в теории эволюции путем естественного отбора ([ссылка]). Проще говоря, теория утверждает, что организмы, которые лучше приспособлены к окружающей среде, выживут и размножатся, а те, которые плохо приспособлены к окружающей среде, вымрут. В нашем примере мы можем видеть, что Луви как носитель мутации очень адаптивна на ее африканской родине; однако, если бы она проживала в Соединенных Штатах (где малярия встречается гораздо реже), ее мутация могла бы дорого обойтись — с высокой вероятностью заболевания у ее потомков и незначительными проблемами со здоровьем у нее самой.
(а) В 1859 году Чарльз Дарвин предложил свою теорию эволюции путем естественного отбора в своей книге «О происхождении видов ». (б) В книге есть только одна иллюстрация: эта диаграмма, показывающая, как виды эволюционируют с течением времени посредством естественного отбора.
Два взгляда на генетику и поведение
Легко запутаться в двух областях, изучающих взаимодействие генов и окружающей среды, таких как области эволюционной психологии и поведенческой генетики. Как мы можем отличить их друг от друга?
В обеих областях считается, что гены не только кодируют определенные черты, но также вносят вклад в определенные модели познания и поведения. Эволюционная психология фокусируется на том, как с течением времени развивались универсальные модели поведения и когнитивных процессов. Следовательно, различия в познании и поведении сделают людей более или менее успешными в воспроизведении и передаче этих генов своему потомству. Психологи-эволюционисты изучают различные психологические феномены, которые могли развиться в результате адаптации, включая реакцию на страх, предпочтения в еде, выбор партнера и кооперативное поведение (Confer et al., 2010).
В то время как эволюционные психологи сосредотачиваются на универсальных паттернах, которые развивались в течение миллионов лет, поведенческие генетики изучают, как в настоящее время возникают индивидуальные различия посредством взаимодействия генов и окружающей среды. Изучая человеческое поведение, поведенческие генетики часто используют исследования близнецов и усыновлений для изучения интересующих вопросов. Исследования близнецов сравнивают показатели того, что данная поведенческая черта является общей для однояйцевых и разнояйцевых близнецов; исследования усыновления сравнивают эти показатели среди биологически связанных родственников и усыновленных родственников. Оба подхода дают некоторое представление об относительной важности генов и окружающей среды для проявления данного признака.
Генетическая изменчивость, генетическое различие между особями, — это то, что способствует адаптации вида к окружающей среде. У людей генетическая изменчивость начинается с яйцеклетки, около 100 миллионов сперматозоидов и оплодотворения. Фертильные женщины овулируют примерно раз в месяц, высвобождая яйцеклетку из фолликулов в яичнике. Во время путешествия яйцеклетки от яичника через фаллопиевы трубы к матке сперматозоид может оплодотворить яйцеклетку.
Яйцеклетка и сперматозоид содержат по 23 хромосомы. Хромосомы представляют собой длинные цепочки генетического материала, известного как дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК). ДНК представляет собой спиральную молекулу, состоящую из пар нуклеотидов. В каждой хромосоме последовательности ДНК составляют гены, которые контролируют или частично контролируют ряд видимых характеристик, известных как черты, такие как цвет глаз, цвет волос и так далее. Один ген может иметь несколько возможных вариаций или аллелей. Аллель — это конкретная версия гена. Таким образом, данный ген может кодировать признак цвета волос, а различные аллели этого гена влияют на цвет волос человека.
Когда сперматозоид и яйцеклетка сливаются, их 23 хромосомы спариваются и создают зиготу с 23 парами хромосом. Таким образом, каждый родитель передает половину генетической информации потомству; результирующие физические характеристики потомства (называемые фенотипом) определяются взаимодействием генетического материала, поставляемого родителями (называемого генотипом). Генотип человека – это генетический состав этого индивидуума. Фенотип, с другой стороны, относится к унаследованным физическим характеристикам человека, которые представляют собой комбинацию генетических и средовых влияний ([ссылка]).
(a) Генотип относится к генетической структуре человека, основанной на генетическом материале (ДНК), унаследованном от родителей. (б) Фенотип описывает наблюдаемые характеристики человека, такие как цвет волос, цвет кожи, рост и телосложение. (кредит a: модификация работы Кэролайн Дэвис; кредит b: модификация работы Кори Занкера)
Большинство признаков контролируются несколькими генами, но некоторые признаки контролируются одним геном. Например, на такую характеристику, как расщелина подбородка, влияет один ген от каждого родителя. В этом примере мы назовем ген расщелины подбородка «B», а ген гладкого подбородка — «b». Расщелина подбородка является доминантным признаком, а это означает, что наличие доминантного аллеля либо от одного родителя (Bb), либо от обоих родителей (BB) всегда приводит к фенотипу, связанному с доминантным аллелем. Когда у кого-то есть две копии одного и того же аллеля, говорят, что они гомозиготны по этому аллелю. Когда у кого-то есть комбинация аллелей для данного гена, говорят, что они гетерозиготны. Например, гладкий подбородок является рецессивным признаком, что означает, что человек будет демонстрировать фенотип с гладким подбородком только в том случае, если он гомозиготен по этому рецессивному аллелю (bb).
Представьте, что женщина с расщепленным подбородком встречается с мужчиной с гладким подбородком. Какой тип подбородка будет у их ребенка? Ответ на этот вопрос зависит от того, какие аллели несет каждый родитель. Если женщина гомозиготна по расщелине подбородка (BB), ее потомство всегда будет иметь расщелину подбородка. Однако все становится немного сложнее, если мать гетерозиготна по этому гену (Bb). Поскольку у отца гладкий подбородок — следовательно, он гомозиготен по рецессивному аллелю (bb), — мы можем ожидать, что потомство будет иметь 50%-й шанс иметь расщепленный подбородок и 50%-й шанс иметь гладкий подбородок ([ссылка]).
(a) Квадрат Пеннета — это инструмент, используемый для предсказания того, как гены будут взаимодействовать при производстве потомства. Заглавная буква B представляет собой доминантный аллель, а строчная буква b представляет рецессивный аллель. В примере с расщелиной подбородка, где B является расщелиной подбородка (доминантный аллель), везде, где пара содержит доминантный аллель B, вы можете ожидать фенотип расщелины подбородка. Фенотип с гладким подбородком можно ожидать только при наличии двух копий рецессивного аллеля bb. (b) Расщелина подбородка, показанная здесь, является наследственной чертой.
Серповидноклеточная анемия является лишь одним из многих генетических заболеваний, вызванных спариванием двух рецессивных генов. Например, фенилкетонурия (ФКУ) — это состояние, при котором у людей отсутствует фермент, который обычно превращает вредные аминокислоты в безвредные побочные продукты. Если человек с этим заболеванием не будет лечиться, он или она будут испытывать значительный дефицит когнитивных функций, судороги и повышенный риск различных психических расстройств. Поскольку фенилкетонурия является рецессивным признаком, у каждого родителя должна быть хотя бы одна копия рецессивного аллеля, чтобы родился ребенок с заболеванием ([ссылка]).
До сих пор мы обсуждали признаки, которые включают только один ген, но немногие человеческие характеристики контролируются одним геном. Большинство признаков полигенны: контролируются более чем одним геном. Рост является одним из примеров полигенной черты, как и цвет кожи и вес.
В этом квадрате Пеннета N представляет собой нормальный аллель, а p представляет рецессивный аллель, связанный с ФКУ. Если спариваются два человека, оба гетерозиготные по аллелю, ассоциированному с ФКУ, их потомство с вероятностью 25% будет выражать фенотип ФКУ.
Откуда берутся вредные гены, способствующие таким заболеваниям, как фенилкетонурия? Генные мутации являются одним из источников вредных генов. Мутация — это внезапное, необратимое изменение в гене. Хотя многие мутации могут быть вредными или смертельными, время от времени мутация приносит пользу человеку, давая ему преимущество перед теми, у кого мутации нет. Напомним, что теория эволюции утверждает, что особи, лучше всего приспособленные к своей конкретной среде, с большей вероятностью размножаются и передают свои гены будущим поколениям. Для того, чтобы этот процесс происходил, должна быть конкуренция — точнее говоря, должна быть изменчивость генов (и вытекающих из них черт), которая допускает изменение приспособляемости к окружающей среде. Если бы популяция состояла из одинаковых особей, то любые резкие изменения в окружающей среде отражались бы на всех одинаково, и не было бы вариаций в отборе. Напротив, разнообразие генов и связанных с ними черт позволяет некоторым людям работать немного лучше, чем другие, когда они сталкиваются с изменением окружающей среды. Это создает явное преимущество для особей, лучше всего приспособленных к окружающей их среде, с точки зрения успешного размножения и генетической передачи.
Гены не существуют в вакууме. Хотя все мы биологические организмы, мы также существуем в окружающей среде, которая невероятно важна для определения не только того, когда и как наши гены проявляют себя, но и в какой комбинации. Каждый из нас представляет собой уникальное взаимодействие между нашей генетической структурой и окружающей средой; диапазон реакции — один из способов описать это взаимодействие. Диапазон реакции утверждает, что наши гены устанавливают границы, в которых мы можем действовать, и наша среда взаимодействует с генами, чтобы определить, в какой диапазон мы попадем. Например, если генетический состав человека предрасполагает его к высокому уровню интеллектуального потенциала и он воспитан в богатой, стимулирующей среде, то он с большей вероятностью полностью реализует свой потенциал, чем если бы он вырос в условиях значительной депривации. Согласно концепции диапазона реакции, гены устанавливают определенные пределы потенциала, а окружающая среда определяет, в какой мере этот потенциал достигается. Некоторые не согласны с этой теорией и утверждают, что гены не ограничивают возможности человека.
Еще одним взглядом на взаимодействие между генами и окружающей средой является концепция генетической корреляции окружающей среды. Проще говоря, наши гены влияют на нашу среду, а наша среда влияет на экспрессию наших генов ([ссылка]). Наши гены и окружающая среда не только взаимодействуют, как в диапазоне реакции, но и влияют друг на друга двунаправленно. Например, ребенок игрока НБА, вероятно, будет знакомиться с баскетболом с раннего возраста. Такое воздействие может позволить ребенку полностью реализовать свой генетический, спортивный потенциал. Таким образом, родительские гены, общие для ребенка, влияют на его среду, а эта среда, в свою очередь, хорошо подходит для поддержки генетического потенциала ребенка.
Природа и воспитание работают вместе, как сложные части человеческого пазла. Взаимодействие окружающей среды и генов делает нас такими, какие мы есть. (кредит «головоломка»: модификация работы Кори Занкера; кредит «дома»: модификация работы Бена Солтера; кредит «ДНК»: модификация работы NHGRI)
В другом подходе к взаимодействию генов и окружающей среды область эпигенетики выходит за рамки самого генотипа и изучает, как один и тот же генотип может проявляться по-разному. Другими словами, исследователи изучают, как один и тот же генотип может привести к очень разным фенотипам. Как упоминалось ранее, контекст окружающей среды часто влияет на экспрессию генов не совсем очевидным образом. Например, однояйцевые близнецы имеют одинаковую генетическую информацию (однояйцевые близнецы развиваются из одной разделившейся оплодотворенной яйцеклетки, поэтому генетический материал в каждой из них одинаков; напротив, разнояйцевые близнецы развиваются из двух разных яйцеклеток, оплодотворенных разными сперматозоидами, поэтому генетический материал варьируется, как и у братьев и сестер, не являющихся близнецами). Но даже при идентичных генах сохраняется невероятная изменчивость в том, как экспрессия генов может разворачиваться в течение жизни каждого близнеца. Иногда у одного близнеца развивается болезнь, а у другого нет. В одном примере Тиффани, однояйцевый близнец, умерла от рака в возрасте 7 лет, а ее близнец, которому сейчас 19 лет, умерла от рака.лет, никогда не болел раком. Хотя эти люди имеют одинаковый генотип, их фенотипы различаются в результате того, как эта генетическая информация проявляется с течением времени. Эпигенетическая перспектива сильно отличается от диапазона реакции, потому что здесь генотип не является фиксированным и ограниченным.
Гены влияют не только на наши физические характеристики. Действительно, ученые обнаружили генетические связи с рядом поведенческих характеристик, начиная от основных черт личности и заканчивая сексуальной ориентацией и духовностью (например, см. Mustanski et al., 2005; Comings, Gonzales, Saucier, Johnson, & MacMurray, 2000). Гены также связаны с темпераментом и рядом психологических расстройств, таких как депрессия и шизофрения. Таким образом, хотя гены действительно обеспечивают биологические схемы для наших клеток, тканей, органов и тела, они также оказывают значительное влияние на наш опыт и наше поведение.
Давайте посмотрим на следующие результаты, касающиеся шизофрении, в свете наших трех взглядов на взаимодействие генов и окружающей среды. Какая точка зрения, по вашему мнению, лучше всего объясняет это свидетельство?
В ходе исследования людей, которых отдали на усыновление, у приемных детей, чьи биологические матери страдали шизофренией и , которые выросли в неблагополучной семейной среде, вероятность развития шизофрении или другого психотического расстройства была гораздо выше, чем у любой из других групп в кабинете:
- Из усыновленных детей, биологические матери которых страдали шизофренией (высокий генетический риск) и которые выросли в неблагополучной семейной среде, вероятность развития шизофрении была у 36,8%.
- Из усыновленных, биологические матери которых страдали шизофренией (высокий генетический риск) и которые выросли в здоровой семейной среде, у 5,8% была вероятность развития шизофрении.
- Среди усыновленных детей с низким генетическим риском (матери которых не страдали шизофренией) и выросших в неблагополучной семейной среде у 5,3% была вероятность развития шизофрении.
- Среди усыновленных детей с низким генетическим риском (матери которых не страдали шизофренией) и выросших в здоровой семейной среде у 4,8% была вероятность развития шизофрении (Tienari et al., 2004).
Исследование показывает, что у приемных детей с высоким генетическим риском особенно высока вероятность развития шизофрении только в том случае, если они выросли в неблагополучной домашней обстановке. Это исследование подтверждает идею о том, что для развития шизофрении необходимы как генетическая уязвимость, так и стресс окружающей среды, и что одни только гены не могут рассказать всей истории.
Гены — это последовательности ДНК, кодирующие определенный признак. Различные версии гена называются аллелями — иногда аллели можно классифицировать как доминантные или рецессивные. Доминантный аллель всегда приводит к доминантному фенотипу. Для проявления рецессивного фенотипа особь должна быть гомозиготна по рецессивному аллелю. Гены влияют как на физические, так и на психологические характеристики. В конечном счете то, как и когда экспрессируется ген и каким будет результат — с точки зрения как физических, так и психологических характеристик — зависит от взаимодействия между нашими генами и окружающей средой.
A(n) ________ — внезапное, необратимое изменение в последовательности ДНК.
- аллель
- хромосома
- эпигенетический
- мутация
D
________ относится к генетическому составу человека, а ________ относится к физическим характеристикам человека.
- Фенотип; генотип
- Генотип; фенотип
- ДНК; ген
- Джин; ДНК
B
________ — это область исследований, которая фокусируется на генах и их экспрессии.
- Социальная психология
- Эволюционная психология
- Эпигенетика
- Поведенческая неврология
C
У человека ________ пар хромосом.
- 15
- 23
- 46
- 78
Б
Теория эволюции путем естественного отбора требует изменчивости данного признака. Зачем нужна изменчивость и откуда она берется?
Изменчивость необходима для работы естественного отбора. Если все люди одинаковы по данному признаку, не будет относительной разницы в их репродуктивном успехе, потому что все будут одинаково адаптированы к окружающей среде по этому признаку. Мутации являются одним из источников изменчивости, но половое размножение — еще один важный источник изменчивости, учитывая, что люди наследуют половину своего генетического набора от каждого из своих родителей.
Вы разделяете половину своего генетического набора с каждым из ваших родителей, но вы, без сомнения, сильно отличаетесь от них обоих. Потратьте несколько минут на то, чтобы записать сходства и различия между вами и вашими родителями. Как, по вашему мнению, ваше уникальное окружение и опыт повлияли на некоторые различия, которые вы видите?
- аллель
- конкретная версия гена
- хромосома
- длинная цепь генетической информации
- дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК)
- спиральная молекула, состоящая из пар нуклеотидов
- доминантный аллель Аллель
- , фенотип которого будет выражен у индивидуума, обладающего этим аллелем .
- эпигенетика
- изучение взаимодействий генов и окружающей среды, например, как один и тот же генотип приводит к разным фенотипам
- разнояйцевые близнецы 90 181 близнецов, которые развиваются из двух разных яйцеклеток, оплодотворенных разными сперматозоидами, поэтому их генетический материал варьируется так же, как и у братьев и сестер, не являющихся близнецами
- ген
- последовательность ДНК, контролирующая или частично контролирующая физические характеристики
- генетическая корреляция окружающей среды
- точка зрения на взаимодействие генов и окружающей среды, которая утверждает, что наши гены влияют на нашу среду, а наша среда влияет на экспрессию наших генов
- генотип
- генетический состав человека
- гетерозиготный
- , состоящий из двух разных аллелей
- гомозиготный
- , состоящий из двух идентичных аллелей
- идентичные близнецы
- близнецов, которые развиваются из одного и того же сперматозоида и яйцеклетки
- мутация
- внезапное, необратимое изменение в гене
- фенотип
- наследуемые физические характеристики человека
- полигенный
- несколько генов, влияющих на данный признак
- диапазон реакции
- утверждает, что наши гены устанавливают границы, в пределах которых мы можем действовать, и наша среда взаимодействует с генами, чтобы определить, где в этом диапазоне мы окажемся
- рецессивный аллель Аллель
- , фенотип которого будет выражен только в том случае, если индивидуум гомозиготен по этому аллелю .
- теория эволюции путем естественного отбора
- утверждает, что организмы, которые лучше приспособлены к своей среде, выживают и размножаются по сравнению с теми, которые плохо приспособлены к своей среде9.0182
Краткое изложение главы 4, ключевые термины и самопроверка – введение в психологию
Глава 4. Генетика и эволюция
Ли Сандерс
Биологическая точка зрения делает акцент на телесных событиях и изменениях, связанных с поведением. Биологическая психология возникла из научных и философских традиций 18—19 вв., в том числе из идей Уильяма Джеймса (1890), утверждавшего, что психологическая наука должна основываться на биологии.
Биологическая психология применяет принципы биологии к изучению психических процессов и поведения. Психологи в этих рамках изучают поведение людей, которое одновременно отличается и похоже.
Генетические и эволюционные подходы дают информацию для дебатов природа против воспитания и стремятся определить происхождение поведенческих черт как биологических или обусловленных окружающей средой. Обе концепции способствуют возникновению вопроса: «Почему мы ведем себя так, а не иначе?»
Генетическое влияние на поведение — относительно недавнее открытие. Поведенческая генетика — это междисциплинарная область, изучающая, как гены и окружающая среда влияют на индивидуальное поведение и черты, включая функцию мозга.
Генетический код человека уникален и отличает нас от других видов, но основное внимание в этой области уделяется генетическим основам индивидуальных различий в том, как мы думаем и действуем.
Наш код включает в себя гены, расположенные на хромосомах, которые представляют собой палочковидные структуры, находящиеся в центре или «ядре» каждой клетки тела. Этот генетический материал состоит из нитевидных нитей дезоксирибонуклеиновой кислоты или «ДНК». ДНК относится к хромосомной молекуле, которая передает генетические характеристики посредством закодированных инструкций.
Клетки, которые развиваются в результате союза сперматозоида и яйцеклетки (яйцеклетки), производят кариотип из 46 хромосом, расположенных в 23 парах, которые человек наследует при зачатии. 22 пары являются аутосомными хромосомами, а одна пара состоит из двух половых хромосом.
ДНКсодержит четыре нуклеотида аденин, цитозин, гуанин и тимин. Каждый закодированный ген представляет собой уникальную комбинацию четырех нуклеотидов, сокращенно обозначаемых первой буквой каждого (A, C, G, T).
Последовательности генов отвечают за управление процессом создания структуры белков. Гены предоставляют инструкции для производства белков, необходимых нам для выполнения жизненных функций. Белки составляют наши физические структуры и регулируют развитие и физиологические процессы на протяжении всей жизни.
Некоторые гены непосредственно способствуют развитию индивидуальных признаков, в то время как другие наследуются одинаково для всех людей. Потомство унаследует комбинацию доминантных и рецессивных аллелей, вариаций данного гена , от своих родителей. Иногда наблюдается изменение, как в случае взаимодействия и изменения генов, участвующих в цвете глаз.
Сумма этой унаследованной информации называется генотипом. Генотип представляет собой уникальный набор генов, составляющих уникальный код человека. Наследственность также приводит к фенотипу, который относится к унаследованным физическим чертам и поведенческим характеристикам, которые демонстрируют генетические вариации таких атрибутов, как цвет глаз, рост и масса тела, а также личность и интеллект. Ошибки копирования исходной последовательности ДНК во время деления сперматозоидов и яйцеклеток называются мутациями, возникающими в результате опасностей окружающей среды, токсинов и радиации.
Наследственность и окружающая среда постоянно взаимодействуют, оказывая влияние на наши психологические и физические черты. Гены влияют на наш опыт, но опыт также влияет на наши гены.
Эпигенетика — это изучение наследственных изменений в экспрессии генов, которое не связано с изменениями основной последовательности ДНК. Эпигенетические исследования направлены на то, чтобы понять влияние генов на наше поведение и психические процессы, а также то, как окружающая среда влияет на наши гены и влияет на их экспрессию посредством биологических механизмов, которые включают и выключают их. Эпигенетические исследования также помогают нам понять, что влияние природы и воспитания на поведение — это больше, чем уравнение «или-или».
В то время как наш генетический код находится в ядре большинства клеток нашего тела, клетки также содержат некодирующую ДНК, которая косвенно влияет на признак, включая или выключая определенные гены в течение жизни. Гены также содержат информацию о факторах окружающей среды, которые влияют на то, «экспрессируется» ген или остается неактивным. Экспрессируется ген или нет, зависит от наследственности и окружающей среды.
Поведенческая геномика — это дополнительная междисциплинарная область изучения ДНК, наследственных признаков и того, как определенные гены связаны с поведением. Эта точка зрения предполагает смещение акцента с влияния конкретных отдельных генов в геноме, который относится к полному набору генов организма в каждой клетке, за исключением сперматозоидов и яйцеклеток.
Генетические исследования включают поиск маркеров в полных наборах ДНК или генома в клетках многих людей для выявления генетических вариаций, связанных с заболеванием или расстройством.
Исследования в области поведенческой геномики ставят под сомнение роль геномов, генетики, наследуемости и факторов окружающей среды как основных факторов, влияющих на поведение. Исследования в этой области касаются различий между генотипами групп людей, чтобы определить и лучше понять релевантность генома состоянию здоровья населения.
Исследователи изучают влияние геномов на поведение, чтобы понять наследуемость признаков и то, какие геномы вызывают определенные состояния. Технология, лежащая в основе проекта «Геном человека», открыла двери для исследований сложных заболеваний и моделей поведения, влияющих на человеческое население, включая психические заболевания
.Исследователей также интересует взаимодействие множественных генов и многочисленных факторов окружающей среды, влияющих на поведение человека. Проект «Геном человека» , например, включает в себя классификацию последовательностей миллиардов нуклеотидов (ACGT), составляющих гены. На сегодняшний день в научных исследованиях идентифицировано от 20 000 до 25 000 генов.
Исследователи поведенческой генетики используют методы исследования близнецов и усыновления для расчета наследуемости, которая является мерой изменчивости поведенческих черт среди людей, которая может быть объяснена генетическими факторами . Изменчивость показателей IQ, например, может быть обозначена коэффициентом наследуемости , , который представляет собой статистическую величину, выраженную числом от нуля до единицы, которая представляет степень, в которой генетические различия между людьми способствуют индивидуальным различиям в поведении или чертах. встречаются в популяции. Этот метод используется для сравнения людей с разным уровнем родства и измерения любого сходства или сходства по определенной интересующей черте.
Исследования поведенческой геномики также включают исследования близнецов для выявления конкретных генов, которые могут быть связаны с поведенческими фенотипами.
Картирование сцепления также используется для указания порядка генов на хромосоме в исследованиях поведенческой генетики.
Подход «ген-кандидат» включает оценку влияния генов на наследственные расстройства путем сравнения генома людей, которые проявляют признаки или поведение, с теми, у кого их нет.
Полногеномная ассоциация, такая как исследования генома человека и HapMap, проводится с целью более эффективного выявления, лечения и предотвращения физических и психических заболеваний.
В то время как перспективы поведенческой генетики и геномики сосредоточены на роли генов, наследственности и окружающей среды в объяснении индивидуальных различий в поведении, исследователи в области эволюционной психологии концентрируются на эволюционных механизмах, которые могут объяснить общие черты, которые помогают нашему выживанию и репродуктивному успеху, в том числе человеческому. познание, развитие, эмоции и социальные практики.
В центре внимания эволюционной точки зрения находятся генетические предрасположенности, которые формируют наши сходства в отношении выживания и репродуктивного успеха. Это подход, который интерпретирует и объясняет поведение современного человека с точки зрения сил, действующих на наших далеких предков.
Эволюционная психология — это область психологии, в которой основное внимание уделяется эволюционным механизмам, действующим в общих чертах человеческого поведения, включая познание, эмоции, развитие и социальную практику.
Эволюционный подход направлен на интерпретацию и объяснение поведения современного человека с точки зрения того, как наш мозг и поведение были сформированы физической и социальной средой, с которой столкнулись наши предки, и силами, которые воздействовали на них.
Гены содержат сообщения о прошлом и нашем общем эволюционном наследии. В то время как исследователи в области поведенческой генетики и геномики ищут влияние генетики на человеческие различия, эволюционные психологи ищут генетические основы нашего сходства.
Теории Чарльза Дарвина оказали глубокое влияние на эволюционную психологию. Естественный отбор и половой отбор — это теории, разработанные им на основе его наблюдений за приспособленностью характеристик вида к окружающей среде.
Естественный отбор относится к способности вида адаптироваться к окружающей среде, находить пищу и воду и спариваться, чтобы оставаться в живых достаточно долго, чтобы размножаться и передавать генетические черты, благоприятные для этой среды. Когда эта закономерность сохраняется, рождается больше потомства с адаптивными чертами, которые «отбираются» репродуктивным успехом и распространяются по всему виду. В этой теории Дарвин предположил, что природа определяет судьбу генов с точки зрения того, какие гены выживают и воспроизводятся. Виды без адаптивных черт с большей вероятностью умрут, не успев размножиться, и если эта закономерность сохранится, виды в конечном итоге исчезнут.
Теория отбора генов — это современная теория эволюции путем отбора, которая предполагает, что дифференциальная репликация генов является определяющим процессом эволюционных изменений. Эволюция путем естественного отбора требует, чтобы черта была наследственной, и особи в размножающейся популяции должны иметь репродуктивное преимущество, чтобы иметь эту черту. Если есть давление окружающей среды — например, изменение климата или нехватка пищи — определенный признак может лучше подходить для выживания, и это приведет к увеличению этого признака в популяции.
Теории Дарвина можно применить и к человеческому поведению. Все современные виды являются версиями видов, которые были «наиболее приспособленными» для своего конкретного времени и окружающей среды. У людей есть несколько врожденных физических приспособлений или черт, с которыми мы либо рождаемся, либо быстро развиваемся благодаря эволюции нашего вида, которые повышают шансы на наше выживание. У нас есть физическая способность реагировать на температуру, включая потовые железы и механизмы дрожи. Мы жаждем продуктов, богатых витаминами, жирами и сахарами. У нас есть реакция страха на змей, пауков, темноту, высоту и незнакомцев.
Люди также обладают «мыслительной» способностью решать неизбежные проблемы с творческими решениями, касающимися нашего выживания и размножения. Человеческий мозг содержит специализированные приспособления для выполнения определенных когнитивных и поведенческих функций, включая восприятие.
Что выделяет Homo sapiens в истории эволюции, так это наша вместительная префронтальная кора. Это дополнительное пространство позволило развить больше клеток мозга, что привело к более высоким когнитивным функциям, включая логику и интеллект. Способность рассчитывать и «думать» выход из сложных ситуаций помогала нашим предкам преодолевать экологические проблемы.
Эволюционно полезные модели поведения сыграли положительную роль в когнитивном развитии нашего вида. Мозг, например, обладает набором когнитивных приспособлений для решения проблем, связанных с выживанием и репродуктивной способностью. Руководящим предположением многих эволюционных психологов является то, что человеческий разум развивался как набор ментальных модулей, помогающих справляться с конкретными проблемами выживания.
Теория управления ошибками (EMT) — это теория, которая рассматривает эволюцию того, как мы думаем и оцениваем определенные ситуации, чтобы свести к минимуму дорогостоящие ошибки, которые могут привести к смерти или ущербу и повлиять на наше выживание и способность к размножению. Мы психологически адаптируемся, чтобы сделать выбор, который сводит к минимуму «цену» суждения или ошибки. Иллюзия визуального спуска, предвзятость слухового восприятия и предвзятость сексуального сверхвосприятия — все это примеры психологической адаптации в этом отношении.
Все современные виды являются версиями видов, которые были «наиболее приспособленными» для своего конкретного времени и окружающей среды. У людей есть несколько врожденных черт, с которыми мы либо рождаемся, либо быстро развиваемся благодаря эволюции нашего вида. Мы передаем физические и поведенческие черты от одного поколения к другому посредством полового размножения. Способность предвидеть и решать проблемы помогала нашим предкам преодолевать нехватку продовольствия и другие экологические проблемы. Люди с этими полезными чертами с большей вероятностью выживут и воспроизведут потомство с аналогичными генами.
У людей также есть приспособления для размножения, как это было предложено в теории полового отбора Дарвина. Теория полового отбора пытается объяснить судьбу генов, предполагая, что определенные черты эволюционируют, чтобы помочь некоторым особям увеличить свои шансы на спаривание и передачу своих генов. Представители одного пола будут конкурировать за доступ к другому полу в процессе, называемом внутриполовым отбором.
Межполовой отбор относится к влиянию физических факторов, сигнализирующих о репродуктивном здоровье и приспособленности, включая предпочтение молодых и красивых самок самцами и предпочтение самками высоких и мускулистых самцов.
Культурные факторы также оказывают большое влияние на женские предпочтения, включая любовь, доброту и социальную защищенность.
Эволюционные исследования привлекательности также подчеркивают важность лицевой симметрии как показателя репродуктивного здоровья при выборе партнера и размножении.
Представители одного пола будут конкурировать за доступ к другому полу в процессе, называемом внутриполовым отбором.
Теория сексуальных стратегий — это всесторонняя эволюционная теория человеческого спаривания, которая определяет меню стратегий спаривания, которых придерживаются люди, адаптивные проблемы, с которыми сталкиваются женщины и мужчины при следовании этим стратегиям, и разработанные решения этих проблем спаривания.
Склонность к чрезмерному сексуальному восприятию — это теория спаривания, которая предполагает, что мужчины часто неправильно истолковывают сексуальный интерес со стороны женщин, чтобы предотвратить издержки, связанные с упущенной возможностью для размножения.
Эволюционные исследования привлекательности подчеркивают важность лицевой симметрии для выбора партнера и размножения. Люди генетически запрограммированы иметь и распознавать симметричные черты. В этом контексте нет половых различий в поведении при выборе партнера.
Психолог-эволюционист предположил бы, что человек с симметричным лицом с большей вероятностью будет плодовитым и обладает хорошими генами. Симметрия сигнализирует о здоровье потенциальному партнеру, однако иногда болезни или факторы окружающей среды слегка изменяют симметрию лица.
Социобиология утверждает, что эволюция дала нам генетическую склонность действовать таким образом, чтобы максимизировать наши шансы на передачу наших генов следующим поколениям. Считается, что психологические черты «отбираются», чтобы помочь людям распространять свои гены. Мужские и женские навыки решения проблем иногда различаются из-за разных проблем выживания. Физические характеристики часто играют роль в первоначальном влечении и влияют на наше желание приблизиться. Например, люди отдают предпочтение симметрии тела при выборе партнера. Социализация половых ролей, по-видимому, является еще одним фактором выбора партнера в американских выборках.
Одной из примечательных областей является изучение половых различий в когнитивных способностях в рамках теории охотников-собирателей. Теория охотников-собирателей иллюстрирует половые различия и предполагает, что наш труд был разделен на основе пола как средства выживания. Эта теория предполагает, что самцы охотились, а самки собирали из-за физических и поведенческих навыков, репродуктивно подходящих для этой среды. Кроме того, компетенции, выбранные в процессе эволюции человека, все еще присутствуют сегодня, включая когнитивные способности и задачи с различными результатами.
Теория пространственных половых различий между людьми, основанная на теории охотников-собирателей, исходит из того, что большую часть времени мы провели на землях африканской саванны. В этой среде наш труд был разделен по половому признаку. Из-за своего размера и силы самцы брали на себя роль охотников и следопытов за животными, а самки оставались ближе к дому, чтобы заботиться о детях и собирать растения и лекарства, богатые витаминами, необходимыми для здоровья.
Сексуальные роли требовали от людей использования определенных поведенческих навыков или «компетенций», необходимых для процветания и выживания в их среде). Самцам требовались выносливость и хорошее ориентирование, умение ориентироваться в пространстве, чтобы преодолевать большие расстояния, не теряясь, а также хорошая координация для метания оружия, используемого на охоте. Самки должны были иметь хорошую память на расположение и разнообразие съедобных растений. Теория также предполагает, что мужчины с хорошими пространственными навыками и женщины с хорошей памятью местоположения были бы более успешными или «подходящими» для этой среды, чем мужчины и женщины без этих навыков.