Альфред Адлер: биография — Психологос
Детство и юность
Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Адлер упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.
В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.
В юности Адлер очень любил читать. Впоследствии хорошее знакомство с литературой, Библией, психологией и немецкой классической философией принесло ему популярность в венском обществе, а позднее и всемирную известность в качестве лектора.
В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. В университете он заинтересовался идеями социализма и участвовал в нескольких политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену Раису, русскую студентку, которая училась в университете. К концу обучения Адлер стал убеждённым социал-демократом. В 1895 году Адлер получил медицинскую степень. Он начал практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные устремления Адлера переместились в сторону неврологии и психиатрии.
Участие в деятельности Венской Психоаналитической Ассоциации и конфликт с Фрейдом.
В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу. Будучи врачом-практиком, в 1902 году примкнул к кружку Фрейда. Тем не менее Адлер никогда не был сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. В 1907 году Адлер опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов» (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen), в которой изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию Фрейда. Адлер заявил о том, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», в ответ на это Фрейд резко высказался о «своеволии отдельных психоаналитиков». В 1910 году Адлер был избран президентом Венского Психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными».
«Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться.» — писал Фрейд Юнгу.
Фрейд часто называл своих врагов «параноиками». Он считал, что причиной паранойи являются подавленные гомосексуальные чувства. Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному другу, Вильгельму Флису, и назвал Адлера «маленьким рецидивом Флиса». Он даже признался Юнгу, что его так расстраивает ссора с Адлером, потому что «от этого открываются старые раны дела с Флисом». [1] 8 февраля 1911 года на очередном собрании Венского психоаналитического общества Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера. В ответ Адлер и вице-президент Штеклер, так же являвшийся сторонником взглядов Адлера, сложили с себя полномочия. В июне Адлер покинул Венское психоаналитическое общество. В октябре того же года оставшиеся последователи Адлера получили приказ выбрать один из двух лагерей. Всего вместе с Адлером ушли десять членов движения, которые решили образовать свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименованный в «Ассоциацию индивидуальной психологии». Фрейд в своём письме Юнгу писал об этом событии: «Я очень рад что наконец-то избавился от банды Адлера». По решению Фрейда между членами Венского психоаналитического общества и отколовшейся «бандой Адлера» не допускалось контактов.
Дальнейшая жизнь
В 1912 году Адлер опубликовал работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии. В том же году Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь. В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Подобные клиники вскоре появились в Голландии и Германии, затем — в США, где функционируют и поныне. В 1922 году была возобновлена ранее прерванная войной публикация журнала под новым названием — «Международный журнал индивидуальной психологии». С 1935 года под редакцией Адлера выходит журнал на английском языке (с 1957 года — «Journal of Individual Psychology»).
В 1926 году Адлер получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1928 году он побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов. С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись репрессиям и вынуждены были эмигрировать. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Тогда же был запрещён «Международный журнал индивидуальной психологии». В 1946 году, после окончания второй мировой войны экспериментальная школа открылась вновь, в то же время возобновилась и публикация журнала.
В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США. В последние годы своей жизни он активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада. 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.
Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали, как и отец, психиатрами.
Альфред Адлер — Австрийский Психолог
Австрийский психолог. Психиатр. Создатель системы индивидуальной психологии. Один из предшественников неофрейдизма. По его убеждению, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами. Его собственный жизненный путь явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.
Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 года в городе Вена, Австрия. В детстве несколько раз оказывался близок к смерти. В возрасте пяти лет едва выжил от тяжелой пневмонии. Далее, в подростковом возрасте дважды чуть не был убит в уличных драках. После этой истории молодой человек решил стать врачом. В 1888 году поступил в Венский университет на отделение медицины, который окончил в 1895 году.
Начав практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления, Адлер вскоре свои профессиональные устремления переместил в сторону неврологии и психиатрии.
В работе «О неполноценности органов» 1907 года Альфред формулирует концепцию болезни как нарушение баланса в отношениях органа с его средой, которое организм стремится компенсировать. Принцип компенсации, являющийся одним из устоев концепции Адлера, родственен позднейшему учению о гомеостазе. Компенсация толкуется им как универсальный механизм психической деятельности.
В основе всей человеческой деятельности усматривал стремление к полноте и личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации первичного чувства неполноценности. Данная идея становится центром формирования личности, детерминируя ее психику. Характер цели и способы ее реализации создают уникальный «жизненный стиль». Но сама неполноценность личности выявляется только в отношении к среде. Таким образом Альфред делает вывод о том, что личность по своему формированию социальна.
Во многих своих книгах Адлер комментирует различные ситуации, которые «соблазняют» ребенка отказаться от самого мужества, пользоваться его заменой. Когда ребенок теряет веру в себя, считает психолог, то выбирает путь скорейшего с его точки зрения психологического успеха, стремясь достичь значительности и превосходства даже бесполезными способами. Это и есть своеобразный «побег в мир фикции», который дает объяснение ошибочному поведению человека. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи различной сложности. Тот, чье чувство неполноценности или недостаточно развитое чувство сообщества привели к потере им мужества, не считает возможным их преодолеть.
Таким образом, исходным пунктом побега в мир фикции индивидуальная психология считает ошибочное мнение индивида о невозможности преодолеть поставленные перед ним жизнью задачи. И если хотя бы один раз человек встал на ошибочную позицию, это может иметь для него печальные последствия, все глубже затягивая в болото заблуждения и спорных поступков.
Ряд сторон системы Адлера развивался также и другими психологическими школами: гештальтпсихологией, тезис о примате целого над отдельными психическими элементами; принцип компенсации, у немецкого экзистенциалиста Карла Ясперса; идея достижения «здорового общества» с помощью терапии «социальными фрейдистами» Эриха Фромма и Карена Хорни.
С 1910 года Адлер занимал пост Президента Венского психоаналитического общества, в годы Первой мировой войны возглавлял военный госпиталь в городе Вена.
При поддержке австрийского правительства в 1919 году ученый создал первую детскую реабилитационную клинику, а через несколько лет подобных клиник в Вене имелось уже около тридцати, где работали его ученики. Деятельность Адлера получила международную известность и вскоре такие клиники появились в других странах.
В 1926 году психолог получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в городе Нью-Йорк и с тех пор много времени уделял преподавательской работе, не забывая и про пациентов. В последние годы своей жизни активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада.
Альфред Адлер скончался 28 мая 1937 года от сердечного приступа в городе Абердин, Шотландия, в возрасте 67 лет.
Основные работы Альфреда Адлера
«Практика и теория индивидуальной психологии»;
«Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации»;
«Невротическая конституция»;
«Постижение человеческой природы»;
«Наука жизни»;
«Социальный интерес: вызов человечеству»;
«Образ жизни».
29.05.2019
Альфред Адлер — Биография, книги и теории
[Цитировать]
Альфред Адлер, пионер индивидуальной психологии, родился 7 февраля 1870 года в Рудольфсхайме, недалеко от Вены. Он был врачом из Австрии, а также психотерапевтом. Он заложил основы индивидуальной психологии, утверждающей, что люди представляют собой сложные личности, отдельные друг от друга. В детстве он был очень хилым, часто болел астмой и другими тяжелыми заболеваниями, но со временем все вылечилось. В детстве он был полон любопытства и часто брал с собой детей в экспедиции для изучения различных видов животного мира.
Одна из основных работ Альфреда Адлера связана с изучением людей с полной точки зрения, социальной и индивидуальной. Его теории личности сильно отличаются от теории Зигмунда Фрейда. Адлер утверждал, что люди не должны быть отделены от общества и должны изучаться вместе, чтобы увидеть влияние одного на другого. Его мысль лежит в основе точки зрения о том, что люди и общества тесно связаны друг с другом.
Интерес Альфреда Адлера заключался в изучении органической неполноценности и компенсации, его интерес к этому предмету усилился, когда он работал с цирком, он заметил, что их работа включает в себя силу и слабость, которые не являются обычным явлением, и поэтому это побудило его к изучению органическая неполноценность и компенсация.
Много обсуждаемый комплекс неполноценности на самом деле был концепцией, данной Адлером. Предложенная им концепция комплекса неполноценности рассматривает органную неполноценность как центральный пункт этой теории. По его словам, каждый человек страдает от комплекса неполноценности в тот или иной момент своей жизни, но обычно он компенсирует его другими способами, такими как уход за собой, улучшение личности или изучение нового навыка.
Он был приглашен Зигмундом Фрейдом на обсуждение его теорий, но Зигмунд Фрейд отверг его идеи. Адлер основал свободное психоаналитическое общество в 1911 в результате несогласия с Зигмундом Фрейдом и критики его идей и концепций относительно индивидуальной психологии. Во время службы в австрийской армии во время Первой мировой войны он заметил ущерб, причиненный войной, поэтому стал более склонен работать в общественных интересах. Адлер, конечно, имел в виду совершенно иную идею, противоречащую самым популярным представлениям психологии, господствовавшим в ту эпоху.
Его глубокая работа по детской психологии выявила основные черты и поведение детей. По его словам, образ жизни и личность развиваются в раннем возрасте, и он предложил твердые теории относительно детской психологии.
Не будет ошибкой сказать, что Альфред Адлер был социальным идеалистом, заинтересованным в применении психологии для улучшения личности и общественного благосостояния. Он хотел создать целостное представление о человеке, поэтому его теории существенно отличались от Зигмунда Фрейда. Соинтеграция человека с обществом может создать лучшую и более устойчивую среду для выживания всего общества.
Купить книги Альфреда Адлера
Жизнь и творчество Альфреда Адлера
Альфред Адлер, родившийся в 1870 году на территории нынешнего 15 муниципального района Вены, является образцом венского модернизма конца 19 и начала 20 веков. Он родился в буржуазной либеральной семье и вскоре проявил живой интерес к социально незащищенным слоям населения и рабочему движению, которое уже набирало силу.
По окончании учебы молодой врач обратил внимание на здравоохранение и социальные проблемы, которые он подробно освещал в статьях в политических журналах и в своей книге «Справочник здоровья для портняжного ремесла» (189). 8). Книга представляет собой описание разрушительных материальных трудностей, с которыми сталкивались мелкие торговцы в те дни, и определяет связь между экономическими нищетами и распространением некоторых болезней.
Коллега Фрейда
Неудовлетворенный тем, как в те дни воспринимала болезнь традиционная медицина, Адлер наткнулся на идеи Зигмунда Фрейда. В конце концов, в 1902 году он присоединился к «Обществу психологической среды». Создавая собственные идеи и теории, Адлер быстро стал одним из ближайших соратников Фрейда. Его «Исследование органной неполноценности», написанное в 1907 представляет собой веху в психосоматике.
Разрыв с психоанализом
Тем не менее, Адлер в своей клинической и теоретической работе разрывался между стремлением к автономии и признанию и собственным бессилием перед лицом обстоятельств людей и общества, преобладающих в то время. Фрейд увидел, что его теория либидо поставлена под сомнение, и в 1911 году они в конце концов расстались. Адлер основал «sterreichischer Verein fr Individualpsychologie (VIP)» (Общество индивидуальной психологии)9.0003
Социально-политические обязательства во время Первой республики
После Первой мировой войны индивидуальная психология процветала как никогда раньше, давая о себе знать в социально-политических проблемах дня: фундаментальные реформы в образовании, социальных вопросах и здравоохранении, проведенные «Красная Вена» тесно связана с деятельностью Адлера и других отдельных психологов. В 1924 году Адлер был назначен профессором Педагогического института.
Изгнание и смерть
После захвата власти австро-фашизмом Общество индивидуальной психологии также остановилось. Адлер эмигрировал в США в 1934 году, где он уже внес большой вклад в распространение индивидуальной психологии в серии лекционных туров. После эмиграции он зарабатывал на жизнь лектором, во многих случаях доводя свои возможности до крайности. 28 мая 1937 года во время лекционного тура Адлер умер во время прогулки по Абердину, Шотландия.