Генетическая психология пиаже: Генетическая психология: наука о развитии интеллекта

Генетическая психология: наука о развитии интеллекта

Генетическая психология — направление психологической науки, основоположником которого стал Жан Пиаже. Он рассматривал формирование личности и ее когнитивной составляющей, как непрерывный процесс развития. По мнению Пиаже, интеллект ребенка формируется на основе врожденных характеристик и дополняется теми, которые возникают при взаимодействии с окружающим миром.

Генетическая психология —  что это такое?

Термин “генетическая психология” не совсем верно отражает основной интерес ученых, которые работают в этой отрасли. Современное понятие “генетическое” больше связано с геномом человека в биологическом смысле.

Пиаже в той отрасли, которую он развивал, рассматривал генетику, как один из аспектов индивидуального развития. Поэтому наука занимается изучением процессов, происходящих в рамках онтогенеза — становлением интеллекта, его происхождением, механизмами усложнения.

Для Пиаже в приоритете было изучение процесса развития знаний, повышения их качества. Ученый интересовался тем, откуда происходят и как воспринимаются знания, как влияют на окружающий мир и личность человека. Изучал, насколько знания объективны или субъективны. Фокус внимания Пиаже был направлен на вопросы эпистемологии.

Термином “эпистемология” обозначают дисциплину, подробно рассматривающую научные знания — их структуру, функции, развитие. Пиаже воспринимал себя как эпистемолога. Он стал основателем Международного центра генетической эпистемологии (в Женеве) и возглавил его.

Генетическая психология стала базой для дальнейшего развития эпистемологии, но понять, где проходит граница между двумя этими дисциплинами, непросто.

В научных источниках, издаваемых на английском языке, термин genetic epistemology (или developmental theory of knowledge) значит ровно то же самое, что мы имеем в виду под генетической психологией. Этот же термин в англоязычных источниках применяется, когда идет речь о науке, в которой изучается влияние генов на формирование психики и личности, изучается связь генетики и поведения индивида (с использованием близнецового метода или через усыновленных детей).

Основные идеи

Генетическая психология Жана Пиаже основное внимание уделяет:

  • развитию личности в детском возрасте:
  • особенностям логики ребенка;
  • когнитивным механизмам;
  • влиянием внутренних и внешних факторов на них;
  • причинам и процессу перехода от одной формы мышления к другой;
  • общему и различиям в психическом взрослого человека и ребенка.

Для их выявления в рамках генетической психологии Пиаже применял созданный им метод — клиническую беседу. Она была основным инструментом исследования мышления у ребенка и позволяла изучать не внешние признаки развития или его отсутствия, но процессы, стимулирующие его.

Пиаже выдвинул несколько идей, которые получили дальнейшее развитие в работах других ученых. Основная заключается в том, что в для развития интеллекта психика ребенка нуждается в динамическом равновесии, которое устанавливается по мере развития структур логики.

Они не являются врожденными, а возникают и совершенствуются постепенно.

Центральной идеей, выдвинутой Пиаже, стала идея трансформации. Она указывает на то, что изначально не существует четкой постоянной границы, размежевывающей объект и субъект. Знание формируется в процессе взаимодействия субъекта с объектами.

Идея конструкции отражает видение Пиаже о том, что знание формируется через определенные структуры действия. Они возникают постепенно, но изначально структур нет ни в объектах, ни в субъекте. Их отсутствие должно заставить субъект овладеть умением координировать действия.

Основные функции, которые помогают индивиду взаимодействовать с внешним миром — организация, адаптация. Они неизменны, обусловлены наследственностью, никак не зависят от опыта и содержания. Структуры психики обусловлены приобретенным опытом, они формируются на протяжении жизни. Такое различие функций и структур дает возможность психике претерпевать качественные изменения и плавно переходить с одной ступени развития на следующую.

Интеллект и принципы его развития

Интеллектуальное развитие — продолжение биологически обусловленного процесса адаптации. Это одна из форм приспособления к меняющимся жизненным обстоятельствам.

Изменения во внешней среде происходят постоянно. Человек стремится установиться и удержать равновесие в этих обстоятельствах. На познавательном и поведенческом уровнях адаптация происходит при помощи схем действия, а также аккомодации, ассимиляции:

  • схемы действия формируются у индивида, как понятия или набор алгоритмов, используемых при взаимодействии с внешней средой или в процессе деления на категории. Например, младенцы имеют схему сосания, хватания (они врожденные), знают, как толкаться;
  • ассимиляция — это процесс, в ходе которого индивид использует имеющуюся схему по отношению к ранее неизвестному объекту. Это дает возможность наладить успешное взаимодействие. Так, маленькие дети хватают незнакомый объект (карандаш) таким же привычным движением, как и палец мамы;
  • в процессе аккомодации схема меняется или создается новая. Младенец в какой-то момент начинает понимать, что схватить мячик тем же движением, что и палец мамы, не удается. Он меняет движение (создает иную схему).

Непрерывный процесс взаимодействия с миром, поддержания контакта с ним и равновесия с использованием механизмов познания — есть суть процесса развития ребенка, становления его мышления. Потребность в установлении баланса между собственными потребностями, стремлениями и реальностью окружающего мира — движущая сила развития интеллекта.

Генетический метод не рассматривает интеллект, как врожденное образование, но в природе человека заложено стремление к развитию, совершенствованию интеллекта. Благодаря такой особенности человек может мыслить, расширять базу знаний.

Активность, необходимость взаимодействовать с предметами и окружающими людьми способствует развитию интеллекта. В процессе взаимодействия расширяются знания индивида, формируется система понятий и схем действия, совершенствуются логические конструкции.

Психологические методы исследования дают понимание, что действия индивида с внешними объектами являются источником знаний. В том случае, когда действия направлены на внешние объекты индивид активизирует внутренние процессы, в результате которых формируются схемы, понятия, осознания. Иначе, базовые понятия не являются данностью. Они возникают в результате того, что полученный опыт взаимодействия с внешним миром человек преобразует во внутренние структуры.

Этапы развития интеллекта

В рамках генетической психологии Жан Пиаже рассматривал несколько этапов развития интеллекта. По аналогии с названием каждого их этих этапов обозначают и виды интеллекта, которые развиваются у детей по мере их взросления.

Особенности сенсомоторной стадии

Только родившийся ребенок воспринимает себя, как единое целое с матерью, окружающим миром. В процессе взаимодействия с другими людьми, с игрушками, он начинает понимать, что является отдельным от них. Также приходит понимание того, что его собственные действия могут влиять на объекты.

Прикасаясь к подвешенной над кроваткой игрушке, младенец видит как она раскачивается. Размахивая погремушкой, слышит звук. Так маленький ребенок знакомится с миром, параллельно у него формируются схемы действия, понятия. Они базируются на механизмах аккомодации и ассимиляции.

На сенсомоторной стадии ребенок усваивает принцип постоянства. Он заключается в том, что объект существует даже тогда, когда становится недоступным для органов чувств (пропадает из поля зрения или становится неслышным).

У малыша формируется способность предвосхищать место, где должен появиться объект, который движется, но скрыт от глаз.

Важным приобретением сенсомоторной стадии развития является переход от деятельности рефлекторной к поведению, которое вызвано любознательностью, желанием экспериментировать.

Ребенок активно исследует окружающее его пространство, экспериментирует с воздействием на внешние объекты с разной интенсивностью. Это необходимо ему чтобы расширить базу схем, знаний, развить мышление.

На завершающем этапе сенсомоторного периода  ребенок может справляться с несложными задачами, при этом он опирается на уже имеющуюся у него сенсорную информацию. Постепенно происходит переход от мышления конкретно-чувственного типа к символическому.

Особенности операциональной стадии

Эта стадия развития характеризуется появлением у ребенка речи, образного мышления. Малыш уже может притворяться, представлять, пользоваться словами, за которыми скрыт определенный смысл.

В дооперациональный период еще не сформирована способность мыслить логически, манипулировать информацией и использовать ее в процессе мышления. Именно поэтому эта стадия развития называется допонятийной.

 Особенности операциональной стадии

На операциональную стадию развития ребенок переходит ближе к семилетнему возрасту. Мышление малыша уже развито достаточно, чтобы выполнять несложные логические задания. Но использовать логику для мыслительных действий ребенку еще сложно  —  для этого ему необходимо физическое взаимодействие с объектом. Понять абстрактную ситуацию или идею ребенку сложно.

Длится операциональная стадия до начала подросткового возраста (12 лет). Отечественные психологи, занимавшиеся изучением процесса развития, объединяли операциональную стадию с формально-операциональной. Но Жан Пиаже рассматривал еще один важный период развития личности, ее интеллекта.

Особенности стадии формальных операций

В этот период у ребенка возникает способность абстрактно мыслить, активно использовать логику. Личность переходит на следующую, более высокую ступень развития (по мнению Пиаже, высочайшую).

Ребенок уже способен активно мыслить, осмысливать информацию объективно, использует имеющиеся у него знания для создания абстрактных представлений. Важным приобретением этого этапа становится способность прогнозировать результат определенной деятельности, ставить цель (абстрактную) и действовать для ее достижения.

6. Генетическая психология.

Создателем «наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарский ученый Жан Пиаже. Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма, гештальтизма и Жане (переняв у него принцип интериоризации, восходящей к Сеченову)»[4,с.120]

Пиаже выдвигает положение о генетическом методе как руководящем методологическом принципе психологического исследования.

Уделяя основное внимание формированию интеллекта ребенка, Пиаже подчеркивал, что в научной психологии всякое исследование должно начинаться с изучения развития и что именно формирование умственных механизмов у ребенка лучше всего объясняет их природу и функционирование у взрослого. На генетической основе, по мнению Пиаже, должны строиться не только отдельные науки, но и теория познания. Эта идея стала основой создания им генетической эпистемологии, т.е. науки о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий, познавательных операций и т.д.

Генетическая психология прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека. Методы генетической психологии направляются на выявление стадий и этапов в развитии психики, переходов от низших ее форм к высшим, что позволяет получать знания о психических феноменах в их динамике. До недавнего времени основное внимание исследователи уделяли детству и отрочеству. Но постепенно в сфере интересов ученых перемещаются на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и приближением смерти, что составляет примерно 3/4 жизненного пути человека.

Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Д. Бьюдженталь.

Гуманистическая психология изначально противопоставлялась неофрейдистским концепциям. «Представители этого направления резко возражали против положения о том, что человеческое поведение обусловлено либо стремлением к удовольствию, либо тенденцией к агрессии, либо защите от общества. Они отвергали положение, в соответствии с которым природные импульсы обязательно враждебны обществу. Наоборот, они предложили рассматривать в качестве источника поведения врожденные альтруистические мотивы»[3,с.499].

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:

1.Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих. 2.Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений. 3.Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

4.Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

5.Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Генетическая эпистемология Жана Пиаже

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/psychology/display/10.1093/acrefore/9780190236557.001.0001/acrefore-9780190236557-e521; Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Показать резюме. его вклад в психологию развития и теорию образования. Его имя особенно связано с теорией стадий. Однако мы считаем, что он сосредоточился исключительно на когнитивном развитии, не потому, что он так делал.

Вместо этого это результат популяризации его произведений в Соединенных Штатах во время холодной войны. (Период кризиса и последующей реформы образования.) Непреодолимое влияние этих интересов ослепило нас от его более широкой концепции, которую он назвал «генетической эпистемологией» и частью которой были его этапы. Чтобы устранить возникшие и продолжающиеся недоразумения, в этом эссе представлены оригинальные исторические исследования, содержащие более тысячи страниц архивных документов (переписка, дневниковые записи, бюджеты и отчеты), чтобы дать взгляд изнутри на исследовательскую программу Пиаже с точки зрения Рокфеллера. Основание: основное финансирующее агентство генетической эпистемологии в США с середины 19 века.50-х до начала 1960-х гг. Результатом является исследование того, как группа заинтересованных американцев пришла к пониманию сочинений Пиаже на французском языке в период, непосредственно предшествовавший их широкой популяризации на английском языке, а также того, как Пиаже представил себя и свои идеи во время реконструкции Европы после мировой войны. II. Моя цель, однако, не в том, чтобы обобщить всю эту неправильно понятую программу. Вместо этого я стремлюсь предоставить источник архивно обоснованной точки зрения, которая позволит по-новому взглянуть на женевскую школу, не связанную с интересами Америки времен холодной войны. В процессе мы также изобретаем новые способы увидеть, как экспериментальные исследования Пиаже развития индивидуальных знаний послужили источником информации для исследований его группы эволюции науки (и наоборот).

Ключевые слова

  • Жан Пиаже
  • Фонд Рокфеллера
  • Теория когнитивного развития
  • Экспериментальная философия
  • Эпистемная развитие
  • Натурализованная эпистема.
    • История и системы психологии

    В настоящее время у вас нет доступа к этой статье

    Логин

    Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.

    Подписка

    Доступ к полному содержанию требует подписки

    Генетическая эпистемология Жана Пиаже

    %PDF-1. 7 % 1 0 объект > /Страницы 7 0 Р /ViewerPreferences > >> эндообъект 8 0 объект / Название (Генетическая эпистемология Жана Пиаже | Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии) >> эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > транслировать приложение/pdf

  • Жан Пиаже (1896–1980) известен своим вкладом в психологию развития и теорию образования. Его имя особенно связано с теорией стадий. Однако мы считаем, что он сосредоточился исключительно на когнитивном развитии, не потому, что он так делал. Вместо этого это результат популяризации его произведений в Соединенных Штатах во время холодной войны. (Период кризиса и последующей реформы образования.) Непреодолимое влияние этих интересов ослепило нас от его более широкой концепции, которую он назвал «генетической эпистемологией» и частью которой были его этапы. Чтобы устранить возникшие и продолжающиеся недоразумения, в этом эссе представлены оригинальные исторические исследования, содержащие более тысячи страниц архивных документов (переписка, дневниковые записи, бюджеты и отчеты), чтобы дать взгляд изнутри на исследовательскую программу Пиаже с точки зрения Рокфеллера. Основание: основное финансирующее агентство генетической эпистемологии в США с середины 19 века.50-х до начала 1960-х гг. Результатом является исследование того, как группа заинтересованных американцев пришла к пониманию сочинений Пиаже на французском языке в период, непосредственно предшествовавший их широкой популяризации на английском языке, а также того, как Пиаже представил себя и свои идеи во время реконструкции Европы после мировой войны. II. Моя цель, однако, не в том, чтобы обобщить всю эту неправильно понятую программу. Вместо этого я стремлюсь предоставить источник архивно обоснованной точки зрения, которая позволит по-новому взглянуть на женевскую школу, не связанную с интересами Америки времен холодной войны. В процессе мы также изобретаем новые способы увидеть, как экспериментальные исследования Пиаже развития индивидуальных знаний послужили источником информации для исследований его группы эволюции науки (и наоборот).
  • Жан Пиаже (1896–1980) известен своим вкладом в психологию развития и теорию образования. Его имя особенно связано с теорией стадий. Однако мы считаем, что он сосредоточился исключительно на когнитивном развитии, не потому, что он так делал. Вместо этого это результат популяризации его произведений в Соединенных Штатах во время холодной войны. (Период кризиса и последующей реформы образования.) Непреодолимое влияние этих интересов ослепило нас от его более широкой концепции, которую он назвал «генетической эпистемологией» и частью которой были его этапы. Чтобы устранить возникшие и продолжающиеся недоразумения, в этом эссе представлены оригинальные исторические исследования, содержащие более тысячи страниц архивных документов (переписка, дневниковые записи, бюджеты и отчеты), чтобы дать взгляд изнутри на исследовательскую программу Пиаже с точки зрения Рокфеллера. Основание: основное финансирующее агентство генетической эпистемологии в США с середины 19 века.50-х до начала 1960-х гг. Результатом является исследование того, как группа заинтересованных американцев пришла к пониманию сочинений Пиаже на французском языке в период, непосредственно предшествовавший их широкой популяризации на английском языке, а также того, как Пиаже представил себя и свои идеи во время реконструкции Европы после мировой войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *