Оценка и самооценка: Оценка и самооценка в школе

Оценки и самооценки

Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. Каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения.
Нельзя обойти молчанием роль психологических факторов, общую и специальную подготовку учителя, его личные качества. Все это, так или иначе, влияет на результат проверки и оценки знаний.

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать их у разных детей.

Нередко в психологической и особенно педагогической литературе понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания аспектов оценочной деятельности педагогов.

В первую очередь, оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.

Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка — одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.

Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая — наказанием.

Функции и виды оценки

Наиболее проблемной является психологическое оценивание ребенка-школьника, чья формирующаяся личность более сензитивна к любым формам оценки.

Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими знания и умения. Знания, умения и навыки должны быть оценены, прежде всего, для того, чтобы наметить как для педагога, так и для школьника пути их совершенствования, углубления, уточнения.

Исследователи установили, что оценка учителя приводит к благоприятному воспитательному эффекту только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. У хорошо успевающих школьников совпадение между собственной оценкой и оценкой, которую поставил им учитель, бывает в 46 % случаев. А у слабо успевающих — в 11% случаев. По данным других исследователей, совпадение между учительской и собственной ученической оценкой происходит в 50% случаев. Ясно, что воспитательный эффект оценки будет значительно выше, если учащимся станут понятны требования, предъявляемые к ним учителями.

Причины необъективности педагогической оценки

Проведенное специальное изучение показывает, что знания одних и тех же учащихся оцениваются по-разному различными преподавателями и расхождение в значении отметок для одной и той же группы учащихся оказывается весьма значительным. Не случайно отмечалось, что все известные в мире попытки улучшения качества образования, не подкрепленные действенной реформой системы проверки знаний, не приносили, как правило, желаемых результатов. Устранить субъективный элемент чрезвычайно трудно в силу различных обстоятельств.

Широко известен ряд типичных субъективных тенденций или ошибок оценивания, к наиболее распространенным из которых относят:
— ошибки великодушия,
— ореола,
— центральной тенденции,
— контраста,
— близости,
— логические ошибки.

Ошибки «великодушия» или «снисходительности», проявляются в выставлении педагогом завышенных оценок.

Ошибки «ореола» связана с известной предвзятостью педагогов и проявляется в тенденции оценивать положительно тех школьников, к которым они лично относятся положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное.

Ошибки «центральной тенденции» проявляются у педагогов в стремлении избежать крайних оценок. Например, не ставить двоек и пятерок.

Ошибки «контраста» при оценивании других людей состоят в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога. Например, менее собранный и организованный преподаватель будет выше оценивать обучающихся, отличающихся высокой организованностью, аккуратностью и исполнительностью.

Ошибка «близости» находит свое выражение в том, что педагогу трудно сразу после двойки ставить пятерку, при неудовлетворительном ответе «отличника» учитель склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения.

«Логические» ошибки проявляются в вынесении сходных оценок разным психологическим свойствам и характеристикам, которые кажутся им логически связанными. Типичной является ситуация, когда за одинаковые ответы по учебному предмету нарушителю дисциплины и примерному в поведении школьнику выставляют разные оценки.

Перечисленные субъективные тенденции оценивания обучающихся в социальной психологии часто называют ошибками, бессознательно допускаемые всеми людьми.

Педагог, вынося оценку, должен каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями.

Опытные учителя знают об этом и постоянно обращаются к такому обоснованию, что и предохраняет их от конфликтов с обучаемыми.

Интересно и то, что учителя, как оказалось, непроизвольно обращаются к тем обучаемым, которые сидят за первыми партами, и склонны выставлять им более высокие баллы. Много зависит от субъективных склонностей педагога. Оказалось, например, что учителя с хорошим почерком отдают предпочтение «каллиграфистам», т. е. учащимся с красивым почерком. Педагоги, чувствительные к правильному произношению, часто несправедливо наказывают обучаемых с дефектами речи.
Именно педагогический субъективизм является главной причиной, по которой сейчас отдают предпочтение компьютерным и тестовым формам контроля с минимальным участием педагогов.

Поощрение и наказание как методы стимулирования

Какие бы мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и в воспитании детей, мы ни рассматривали, все они в конечном счете сводятся к системе поощрений и наказаний.

Поощрения стимулируют развитие положительных свойств и особенностей психологии, а наказания предотвращают возникновение отрицательных.

Умелое сочетание поощрений и наказаний обеспечивает оптимальную мотивацию, которая, с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой стороны, препятствует возникновению отрицательных.
Для психологического развития ребенка одинаково важна стимулирующая роль и поощрений, и наказаний: поощрения служат развитию положительных качеств, а наказания — исправлению, или коррекции, отрицательных.

Учебная деятельность является полимотивированной, что предполагает поиск и варьирование стимулов деятельности каждого ребенка, включение в их число органических, материальных, моральных, индивидуальных, социально-психологических и других возможных стимулов, положительно влияющих на усвоение знаний, на формирование умений и навыков, на приобретение определенных личностных свойств. Действие различных стимулов на поведение человека ситуационно и личностно опосредствовано. Говоря о ситуационной опосредованности, мы имеем в виду то, что восприятие и оценка человеком тех или иных стимулов как значимых обусловлены тем, в какой ситуации это происходит. Один и тот же стимул, например высокая или низкая оценка, может по-разному влиять на стремление к успехам тогда, когда он значим для человека или не значим.

Одна и та же оценка может восприниматься по-разному в условиях, когда ей предшествовали неудача или успех или когда она повторяет ранее уже много раз полученную оценку.

Повторяющиеся от ситуации к ситуации оценки содержат в себе слабые побуждения к деятельности.

Успех, следующий после неудачи, а также неудача, наступающая вслед за успехом, заставляют индивида что-то менять в своем поведении.

В эмоционально-возбужденном состоянии значимость стимулов может восприниматься человеком иначе, чем в спокойном.

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ОЦЕНКИ?

Некоторые взрослые сами воспринимают отметку как сверхценность и внушают это трепетное отношение своим детям. Сын или дочь живут с чувством, что от их школьных оценок зависит все: одобрение взрослых, успех у сверстников, будущая карьера, жизненный успех в целом. Как следствие — постоянная тревога, опасение не справиться с ответственностью, плохо выглядеть в глазах одноклассников, лишиться расположения родителей.

Если единственная цель — получение высоких оценок, это приводит к перегрузкам, лишает ребенка многих радостей жизни: общения со сверстниками, свободного выбора увлечений (и развлечений). Отсюда недалеко до невроза, апатии, даже депрессии.

Если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками, попробуйте два варианта помощи:
1. Объясните ему, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли настроение, состояние и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их учебных успехов.
2. Помогите овладеть недостающими школьными умениями и навыками, организовать домашние занятия, развить внимание и память. Расширяйте круг его (ее) интересов и возможностей.

Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка.

Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причем вовсе не обязательно это должны быть пятерки. Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой. У одного это четверка, а у другого — тройка. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним.

Не все школьники хотели бы, чтобы отметки вовсе исчезли из их жизни. Для некоторых физически и психически здоровых детей, нацеленных на лидерство, это и стимул к успеху, и награда за успехи. У таких школьников стремление к наилучшему результату, конечно, стоит поощрять.

Встречается у детей и противоположное отношение к отметке. Кажется, что они вовсе не придают значения своим учебным успехам. Это может выглядеть как отсутствие целеустремленности, желания преодолевать трудности. Но они же способны глубоко переживать из-за неудач в спорте, какой-то области искусства или в общении со сверстниками. Им нужно помочь раскрыться в любимых занятиях, научиться именно здесь ставить цели и добиваться успеха.

ЧТО ОЦЕНИВАЕТСЯ: ЗНАНИЕ ИЛИ РЕЗУЛЬТАТ?

Мы уже говорили, что об относительности оценок задумываются теперь и в самой школе — источнике тревог. Многие учителя понимают: важно оценить не только результат, но и затраченные ребенком усилия. Возможно, со временем вместо оценок по пятибалльной системе ученик увидит в тетради или в дневнике определения: «Очень старался!» или «Необыкновенно трудолюбив!». Возможно, для проверки знаний будут использовать стандартные тесты по предметам с оценками по стобалльной системе, как в канадских и американских школах. Или вообще отменят оценки, как в шведских школах. Конечно, до этого еще далеко. Но вы можете помочь своему ребенку уже сейчас.

Дайте ребенку понять: школьная оценка — это инструмент для измерения уровня знаний или навыков в определенной области конкретного предмета.

Она показывает, насколько ученик уже продвинулся в изучении и сколько еще можно сделать. Она не оценивает учащегося как личность, и родительская любовь не зависит от школьной отметки.

Не отметка определяет будущие жизненные успехи и неудачи, а способность человека ставить перед собой цели и учиться на ошибках.

Может случиться так, что вам или вашему ребенку оценка, поставленная учителем, кажется несправедливой. Постарайтесь найти конструктивный выход из ситуации. Не исключено, что в конкретном случае стоит «качать права». Но это не должно становиться для вас и вашего школьника самоцелью. Желательно, чтобы он сам учился «по-взрослому» решать эти вопросы со своим педагогом.

ОТЛИЧНИКИ И ОТЛИЧНИЦЫ

И у отличников есть проблемы. Их отношения с другими детьми, а затем и взрослая личная жизнь складываются, как правило, далеко не безоблачно. Особенно это касается девочек-отличниц. Их ведь вообще больше, чем отличников-мальчиков. Конечно, проблемы в общении периодически возникают у любого ребенка. Но у отличниц все же несколько чаще, чем у остальных детей.

Дело в том, что такие девочки, несмотря на объективные успехи и постоянное одобрение взрослых, довольно часто имеют низкую самооценку и не уверены в себе. Возможно, они и прилагают столько усилий в учебе, чтобы утвердиться в собственных глазах и в глазах окружающих.

До поры до времени, благодаря трудолюбию и прилежанию, им это удается. У родителей и учителей тревоги они, естественно, не вызывают. Но оказывается, во взрослой жизни послушание и исполнительность далеко не всегда приносят успех и счастье. Привычное в детстве поощрение за послушание не дает развиваться инициативе ребенка. Ему трудно будет освоить умение руководить — хотя бы собой. Не исключено, что кто-то менее способный и трудолюбивый, но более инициативный скорее преуспеет в жизни.

Нередки у бывших отличниц и трудности в отношениях с противоположным полом. С одной стороны, они надеются с помощью этих отношений повысить свою самооценку. С другой, — привыкнув встречать одобрение окружающих из-за успехов в учебе, полагают, что это одобрение автоматически обеспечит им успехи и в других сферах жизни.

Конечно, низкая самооценка свойственна далеко не всем отличницам. Но в таком случае они и не стремятся к идеальным результатам во всем. Позволяют себе иногда получать четверки, не слишком огорчаясь, что это может повредить их имиджу. Их жизнь складывается лучше, чем у круглых отличниц. Ведь уверенность в себе, устойчивая положительная самооценка, активность и инициативность имеют большее значение для счастья, чем природные способности и прилежание.

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ К РЕБЕНКУ

Реакция детей на наказание обнаруживает черты характера ребенка, особенности его поведения, что помогает родителям в выборе средств для взаимодействия с ним. Каковы же основные условия действенности метода наказания?

Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым). Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.

Сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.

Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызений совести. В таком случае – зачем оно?

Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

КАК ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

— Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку.
— Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
— Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
— Используйте чаще выражение: “ты прав”, “мы согласны с твоим мнением”- это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
— Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
— Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.

Конечно, воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нелегко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Разумное воспитание (Хинг Ши)

Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал Хинг Ши. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод.

Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

Оценка и самооценка физического здоровья

На необходимость количественной оценки физического здоровья впервые обратил внимание известный хирург, академик Н. М. Амосов. Он считает, что «уровень здоровья» — это интенсивность проявлений жизни в нормальных условиях среды, которая определяется тренированностью структурных элементов организма, а «количество здоровья» — это пределы изменений внешних условий, в которых еще продолжается жизнь. Непосредственно «количество здоровья» можно выразить в понятии «резервные мощности». По Н. М. Амосову, здоровье — это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.

Очевидно, уровень жизнеспособности организма, его физическое здоровье должны определяться количественно. Количественная характеристика индивидуального физического здоровья — составная часть науки об индивидуальном здоровье человека.

Энергетическая концепция профилактики соматических заболеваний, предложенная Г. Л. Апанасенко, — один из подходов, позволяющих осуществить это.Эта концепция позволяет перейти от планирования мероприятий по предупреждению факторов риска к планированию систем укрепления здоровья. В качестве первого направления работы эта система предусматривает диагностический этап — скрининг уровня здоровья людей. В основе этой концепции лежит биологическая закономерность, заключающаяся в том, что существует некий обусловленный эволюцией порог энергопотенциала биосистемы (резерв организма), выше которого у людей практически не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни хронические соматические заболевания. Ниже этого порога (если исчерпаны резервные возможности) развиваются сначала эндогенные факторы риска, а затем и хронические соматические заболевания. Этот порог охарактеризован количественно по показателям максимальной аэробной способности, что позволяет при соответствующих мероприятиях исключить сам риск возникновения заболеваний.

Помимо непосредственной количественной характеристики физического здоровья о нем можно судить и по физическому развитию (его характеристике), и по оценке физического состояния и физической работоспособности организма. Безусловно, эти показатели несут информацию о состоянии физического здоровья. Все методические приемы оценки физического состояния раскрывают границы приспособительных реакций организма, но именно диапазон этих реакций характеризует здоровье. Поэтому для объективной оценки физического здоровья наиболее соответствуют методики балльной и процентной оценки состояния здоровья, в которые включены как морфологические, так и функциональные показатели и результаты нагрузочных тестов.

Очевидно, количественная оценка функциональных резервов организма весьма затруднительна. Предложены два пути исследования резервных возможностей организма: один связан с определением диапазона функций органа, системы органов и целостного организма при воздействии на организм тестирующих нагрузок, а второй — с исследованиями способности организма человека совершать работу в условиях нарушения гомеостазиса (определение допустимых степеней гетеростазиса).

Учитывая, что при любом функциональном тестировании организма мобилизуется лишь часть физиологических резервов, прямое определение потенциально имеющихся физиологических резервов невозможно. Однако поскольку изменения функций физиологических систем взаимосвязаны механизмами нейрогуморальной регуляции, для оценки функциональных резервов адаптации организма используются косвенные методы в виде дозированных и предельных физических нагрузок с регистрацией различных показателей функционального состояния организма (частота сердечных сокращений, потребление кислорода, секреция гормонов, биопотенциалы головного мозга и т.

д.). Такой подход позволяет количественно оценить реальный вклад тех или иных физиологических резервов в формирование физического состояния организма, а поскольку подсистема физиологических резервов является центральной в системе резервов адаптации и от ее функции зависит работа других подсистем, это позволяет приблизиться к оценке возможности мобилизации системы функциональных резервов адаптации организма в целом.

К методам оценки функциональных резервов организма, составляющих основу физического здоровья, относят различные функциональные пробы. По мнению исследователей, для выявления диапазона функциональных резервов организма человека должны применяться интенсивные, кратковременные, строго дозированные физические и умственные нагрузки. Для оценки физического здоровья, в частности, рекомендуются функциональные пробы, представленные в табл. 3.2.

При нагрузочном тестировании применяются главным образом «послерабочие» тесты, где в качестве нагрузок используются бег на месте или приседание. Основной недостаток этих нагрузок заключается в неточности при дозировании упражнения. При повторном исследовании или сравнении полученных результатов это приводит к значительным погрешностям в количественной оценке данных.

Следует отметить, что нагрузки, применяемые в двигательном тестировании, должны отвечать следующим требованиям:

  1. нагрузка должна быть такой, чтобы можно было не только измерить проделанную работу, но и в дальнейшем точно ее повторить;
  2. должна существовать возможность изменения интенсивности нагрузки (темп упражнения) в нужных пределах;
  3. в работу должна вовлекаться по возможности большая масса мышц. Таким образом обеспечивается необходимая интенсификация системы транспорта кислорода и снижается нежелательное влияние локального мышечного утомления;
  4. тестовая нагрузка должна быть достаточно простой и доступной, не требующей особых навыков или высокой координации движений. Сложная и незнакомая задача вызывает ненужную нервозность, мешает равномерному ритму выполнения упражнения и искажает результаты обследования;
  5. преимущество следует отдать таким видам нагрузки, при которых регистрация показателей возможна непосредственно во время выполнения физической работы.

В нагрузочном тестировании обычно используется велоэргометр, ступеньки, тредбан (бегущая дорожка) или ручной эргометр.

Велоэргометр. Важное преимущество велоэргометрии по сравнению с другими способами дозированной нагрузки — относительная неподвижность головы и рук при педалировании. Это позволяет легко изучать разные физиологические показатели. Кроме того, при работе на велоэргометре мощность нагрузки может быть строго дозирована. Особенно удобны в применении электромеханические велоэргометры. Преимущество их заключается в том, что в процессе работы не нужно строго следить за темпом педалирования, так как изменение последнего в определенных пределах не влияет на мощность нагрузки. Недостаток велоэргометрии — локальное утомление мышц и боли в мышцах нижних конечностей, лимитирующие работу при тяжелых или длительных нагрузках.

Ступеньки. Степэргометрия — простой способ дозирования нагрузки. В основу его положено модифицированное восхождение по лестнице, позволяющее выполнять нагрузку в лабораторных условиях при минимальном перемещении обследуемого — он в определенном темпе ритмически поднимается и опускается по маленькой лестнице.

Разные авторы предлагают одно-, двух-, трехступенчатые и более высокие лестницы, отличающиеся и высотой отдельных ступенек. Мощность работы регулируется изменением высоты ступенек или темпом восхождения. Темп восхождения задается метрономом, ритмичным звуковым или световым сигналом. Недостатком степэргометрии — невысокая точность в дозировании нагрузки, особенно при расчете мощности нагрузки, приходящейся на работу, связанную со спуском со ступени.

Тредбан (бегущая дорожка) . Прибор позволяет моделировать локомоции — ходьбу, бег в лабораторных условиях. Обследуемый только незначительно перемещается по вертикали, что позволяет проводить прямую регистрацию физиологических показателей. Мощность нагрузки дозируется путем изменения скорости и наклона скользящей ленты. Однако следует иметь в виду, что при работе с субмаксимальной скоростью возможно падение обследуемого. Тестирование на тредбане требует предварительной подготовки исследуемых. Недостаток тредбана — невозможность точно измерить работу.

Анализ различных видов дозированных физических нагрузок убедительно показывает, что велоэргометрия — наиболее удобный и точный метод тестирования.

Наиболее распространены следующие виды нагрузок, используемые при нагрузочном тестировании:

  1. Непрерывна я нагрузка равномерной интенсивности. Мощность работы может быть одинаковой для всех обследуемых или устанавливаться в зависимости от пола, возраста и физической подготовленности.
  2. Ступенеобразно повышающаяся нагрузка с интервалами отдыха после каждой «ступени».
  3. Непрерывная работа при равномерно (или почти равномерно) повышающейся мощности с быстрой сменой последующих ступеней без интервалов отдыха.
  4. Непрерывная ступенеобразно повышающаяся нагрузка без интервалов отдыха, при которых кардиореспираторные показатели достигают устойчивого состояния на каждой ступени.

Интегральная количественная оценка физического здоровья может осуществляться путем регистрации ряда физиологических, антропометрических показателей и показателей физической подготовленности с последующим приведением к обобщенной балльной оценке. По этому принципу Г. Л. Апанасенко (1993) разработан метод оценки физического здоровья, в основе которого лежит характеристика энергопотенциала индивида на основании следующих первичных данных: рост, вес, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), пульс в покое (ЧСС), сила кисти, уровень систолического давления (АДс) и время восстановления пульса после пробы (20 приседаний за 30 с). Уровень здоровья человека оценивается в баллах независимо от того, в каком промежутке альтернативы «здоров — болен» он находится. При этом оценка уровня здоровья осуществляется по так называемой шкале здоровья (табл. 3.3 и 3.4), имеющей следующие градации:

  1. низкий;
  2. ниже среднего;
  3. средний;
  4. выше среднего;
  5. высокий.

Широкая апробация шкалы здоровья показала ее высокую эффективность.

ДЛЯ самооценки состояния здоровья применяется специальная анкета (табл. 3.5), состоящая из 28 вопросов; на 27 вопросов предусмотрены ответы «да — нет», на последний вопрос — выбор ответа из четырех предложенных.

Подсчитывается число неблагоприятных для анкетируемого ответов на 27 вопросов, в дальнейшем прибавляется 1, если на последний вопрос дан ответ «плохое», «очень плохое». Итоговая оценка дает количественную самооценку здоровья, равную 0 при «идеальном» и 28 — при «очень плохом» самочувствии.

Оценка | Определение, важность для карьеры, способы совершенствования

Оценка относится к акту определения или оценки ценности чего-либо и вынесения соответствующих суждений по вопросам. Он используется взаимозаменяемо с такими словами, как оценка, экзамен и т. д.

Точно так же самооценка — это способность исследовать себя, чтобы узнать, какого прогресса вы добились. Это навык, который помогает людям следить за своей работой или способностями, узнавать свои слабые и сильные стороны и самостоятельно диагностировать соответствующие решения.

Цель самооценки — помочь человеку узнать степень своих способностей и улучшить их без необходимости в оценщике. Это включает в себя использование таких вопросов, как; каковы мои сильные стороны; какие препятствия и т.д.

Самооценка является частью формальной аттестации сотрудников в некоторых организациях, где сотруднику разрешается представить свою собственную версию своего развития за последний год. Хотя некоторые организации не придают этому особого значения, другие высоко ценят его.

Важность самооценки

Самооценка так же важна для студентов, как и для профессионалов. Поскольку это практикуется в большинстве организаций, вам необходимо научиться делать это правильно. Помимо того, что это часть официальной оценки сотрудников, это важно для личного развития каждого профессионала. Некоторые общие преимущества самооценки:

  • Самооценка делает вас уверенным в своих возможностях. Это устраняет или уменьшает страх и неуверенность, связанные с работой.
  • Позволяет сотруднику оценить себя, быстро внести исправления и улучшить свои способности. Другими словами, это способствует наращиванию потенциала.
  • Он помогает людям выбрать профессии или образовательные программы, которые лучше всего им подходят. Например; если вы обнаружите, что вы недружелюбный или асоциальный человек, вы можете сказать, что карьера в маркетинге не будет для вас лучшим вариантом.
  • Самооценка дает направление для обучения. Как только вы узнаете, каковы ваши сильные и слабые стороны, вы сможете выбрать правильного репетитора или обучение, которое наилучшим образом соответствует вашим карьерным потребностям.
  • Это помогает человеку писать резюме и сопроводительные письма, в которых конкретно рассказывается о его способностях и подчеркиваются его особые качества. Это выделяет ваше сопроводительное письмо среди других.

Как улучшить навыки самооценки

Самооценка — это простой навык, которым может овладеть каждый. Для развития и совершенствования этого навыка может быть принят системный подход. В противном случае могут помочь обычные простые подходы и практики.

Вот несколько советов, которые помогут улучшить этот навык:

  • Задавайте вопросы. Важным аспектом самооценки является способность задавать вопросы. Развивайте способность задавать конкретные и актуальные вопросы. Вы не можете задать и ответить на каждый вопрос в мире, и не каждый вопрос уместен. Задайте себе вопросы о том, что, как и почему у вас возникли проблемы при выполнении чего-либо или как и почему вы в чем-то преуспели.
  • Запишите четкие цели. Способность дать честную и объективную оценку себе — самый сложный аспект всего процесса. Запишите цели для наиболее важных аспектов или целей вашей работы и оцените свою эффективность в сравнении с каждым из них. Сравните фактическую производительность или результаты с целью, которую вы поставили в начале года.
  • Разработайте систему персонального оценивания. Создайте для себя систему оценивания – формальные оценки используют системы оценок для оценок. Например; если вы продавец, наиболее важными навыками являются коммуникативные навыки, а наиболее важной задачей является обеспечение продаж. У вас может быть оценочный лист только для навыков, который показывает что-то вроде этого: общение 30%, уверенность в себе 20%, дружелюбие 30%, энтузиазм 10% и уверенность в себе 10%. В конце концов, используйте объективные средства для определения ваших достижений.
Профили вакансий, для которых требуется этот навык

Данные и аналитика Человеческие ресурсы Маркетинг Управление продуктом Продажи

Старший инженер хранилища данных | Профиль работы, обязанности, требования

Старший инженер хранилища данных будет отвечать за надзор за деятельностью младшего отдела хранилища данных и персонала, а также за проектирование, разработку и внедрение технологии хранилища данных для бизнеса.

Старший инженер хранилища данных непосредственно влияет на процессы хранилища данных посредством ввода данных. Старший инженер хранилища данных отвечает за полный жизненный цикл внутренней разработки хранилища бизнес-данных, а также за разработку процессов ETL, разработку кубов для управления базами данных и производительностью, а также многомерное проектирование структур таблиц.

Старший инженер хранилища данных также тесно сотрудничает со старшим руководством по аналитике, обеспечивая точность, чистоту, легкодоступность и полноту вводимых и управляемых данных. По сути, он помогает бизнесу обеспечивать постоянную работу процессов хранилища данных с оптимальной производительностью.

Задачи и обязанности старшего инженера хранилища данных

Менеджмент: Старший инженер хранилища данных играет управленческую роль, отвечая за поддержку физических и логических моделей данных бизнеса, отражающих текущую бизнес-среду. На этой должности старший менеджер хранилища данных эффективно управляет временем и ресурсами отдела, составляя четкие графики, которые должны применяться младшим отделом хранилища данных.

Кроме того, он оказывает техническую помощь в идентификации, оценке и разработке систем и процедур хранения данных. Старший инженер по хранению данных также участвует в процессе собеседования вместе со старшим аналитиком и обеспечивает успешную адаптацию подходящих сотрудников в отделе.

На этой должности старший инженер хранилища данных также определяет и продвигает принципы проектирования отдела хранилища данных и лучшие практики в отношении архитектуры и методов. Ему также поручено руководить техническими проектами, связанными с данными, для бизнеса на разных платформах, где он участвует в планировании проектов и анализе бизнес-требований к данным и решений.

Старший инженер хранилища данных также будет разрабатывать и поддерживать схемы таблиц и базу данных для новых и существующих источников данных для хранилища данных предприятия. Кроме того, он создает и поддерживает ETL для облегчения загрузки данных в хранилище данных с помощью SSIS и других технологий. На этой должности старший инженер хранилища данных берет на себя инициативу по руководству и наставничеству младшего персонала по хранению данных и подрядчиков по техническим стандартам и принципам процедурного хранилища данных.

Дизайн/Стратегия: Старший инженер по хранению данных также играет стратегическую роль, определяя и разрабатывая проекты, поддерживающие функциональные и ведомственные витрины данных. На своей стратегической должности старший инженер хранилища данных вносит вклад в разработку физических баз данных и стандарты моделирования данных и постоянно анализирует структуры баз данных текущих и предстоящих бизнес-проектов.

Старший инженер хранилища данных определяет определения бизнес-метаданных для всех служб данных, поддерживаемых в базах данных, например хранилищ данных, операционных исходных систем и киосков данных. Как уже упоминалось, он также отвечает за разработку физических и логических моделей данных, которые документируют исходные данные из нескольких источников, таких как Salesforce, внешний источник данных, электронные таблицы, системы и т. д.

В этой должности старший инженер хранилища данных также будет разрабатывать ETL и SQL для целевого сопоставления данных, включая физические имена, логические имена, объемные данные, типы данных, определения корпоративных метаданных и определения доменов. Старший инженер хранилища данных также разрабатывает обзорные сеансы и следит за тем, чтобы все решения были предварительно определены и согласованы с архитектурными спецификациями. Это в дополнение к созданию и поддержке процессов загрузки данных с помощью обновлений базы данных и служб SSIS. Кроме того, старший инженер хранилища данных создает и обновляет техническую документацию и участвует в документировании всех потоков и процессов ETL и хранилища данных.

Сотрудничество: Роль старшего инженера хранилища данных также требует тесного сотрудничества, и он тесно сотрудничает со всеми аналитическими группами с целью обеспечения того, чтобы хранилище бизнес-данных могло поддерживать все бизнес-требования между отделами. Он также сотрудничает с младшим персоналом по хранилищам данных в разработке решений для хранилищ данных. Кроме того, старший инженер хранилища данных работает со старшим руководством по аналитике над созданием и обслуживанием определенных наборов приложений, баз данных бизнес-аналитики и объединенных хранилищ данных. В рамках этого сотрудничества он также разрабатывает архитектуру бизнес-данных, позволяющую службам данных развиваться вместе с бизнесом.

Аналитика: Старший инженер хранилища данных также играет аналитическую роль, обеспечивая постоянно надежную настройку базы данных, обслуживание, настройку, программирование, устранение неполадок, отладку и тестирование. На этой должности старший инженер хранилища данных поддерживает операционные системы, архитектуры и среды баз данных предприятия. Он использует методологию хранения данных и передовые методы создания и поддержки аналитических сервисных кубов, которые помогают повысить производительность запросов. В этом качестве он также отслеживает, устраняет неполадки и разрабатывает действенные/долговременные решения для серверов хранилища данных.

Знания: В обязанности старшего инженера хранилища данных также входит проведение исследований и продвижение новых методов и инструментов хранения данных, которые определяют будущее хранилищ данных в бизнесе. Старший инженер хранилища данных следит за лучшими отраслевыми практиками и тенденциями, внедряя наиболее подходящие методы для улучшения операций по хранению данных в бизнесе.

Прочие обязанности: Старший инженер хранилища данных выполняет аналогичные обязанности, которые он считает необходимыми для надлежащего выполнения своих обязанностей и обязанностей, делегированных начальником отдела аналитики, директором по анализу и директором по данным.

Требуемая квалификация старшего инженера хранилища данных

Образование: Старший инженер хранилища данных должен иметь степень бакалавра (предпочтительно магистра) в области компьютерных наук, науки о данных, информационных технологий, статистики, информационных систем или любой другой смежной области. Эквивалент этого требования в опыте работы также приемлем для этой должности.

Опыт: Кандидат на эту должность должен иметь не менее 5 лет опыта работы в области хранения данных в динамично развивающейся и сложной бизнес-среде, предпочтительно инженером хранилища данных. Кандидат также должен иметь опыт разработки моделей данных схемы в среде хранилища данных. Кандидат также должен иметь опыт полной реализации жизненного цикла разработки системы (SDLC).

Кроме того, он продемонстрирует знание концепций отображения и моделирования баз данных, включая нормализацию, ссылочную целостность, размерность, ключи, индексы, метаданные и основные данные.

Кандидат также должен иметь проверенный и успешный опыт работы с концепциями интеграции, консолидации, обогащения и агрегирования данных ETL. Кандидат должен иметь опыт работы с администрированием баз данных SQL Server, службами интеграции, службами анализа и языком запросов MDX. Подходящий кандидат также должен иметь четкое представление о многомерном моделировании и аналогичных методах хранения данных, а также иметь опыт работы с реляционными или многомерными базами данных и архитектурами бизнес-аналитики.

Навыки общения: Старший инженер по хранению данных должен быть отличным коммуникатором как в письменной, так и в устной форме. Позиция очень интерактивна, и хорошие коммуникативные навыки обеспечат эффективную связь между старшим инженером хранилища данных и всеми сотрудничающими отделами и персоналом. Старший менеджер хранилища данных также курирует функции младшей команды хранилища данных и, как таковой, он должен быть очень эффективным в передаче информации и инструкций по линии, что обеспечит столь же эффективное выполнение обязанностей младшим персоналом хранилища данных.

Старшему инженеру хранилища данных также необходимо будет регулярно составлять проекты данных и таблицы, что может быть весьма техническим. Чтобы они были четкими, привлекательными и понятными даже для нетехнического персонала, старший инженер хранилища данных должен будет использовать первоклассные коммуникативные навыки при адаптации материала.

Навыки работы с компьютером / MS Office / Программное обеспечение: Старший инженер хранилища данных должен дополнительно обладать отличными навыками работы с компьютером и хорошо разбираться в использовании Ms Word, PowerPoint, Ms Excel, MS Project, MS Visio и MS Team Foundation Server, все это будет полезно при создании визуально и словесно привлекательных дизайнов данных и таблиц, а также при передаче процессов хранения данных для использования в бизнесе. В качестве бонуса кандидат на эту должность продемонстрирует владение инструментами визуализации данных.

Аналитические навыки: Как и ожидалось, кандидат на эту должность должен иметь страсть, а также навыки в исследованиях и аналитике, а также страсть к инструментам и технологиям управления данными. Кандидат должен иметь возможность выполнять подробный анализ данных, например, при определении содержания, структуры и качества данных путем изучения выборок данных и исходных систем. Кроме того, у него будет возможность устранять проблемы с хранилищем данных и быстро решать их.

Кандидат также должен обладать обширными знаниями SQL, глубоким пониманием проектирования полного жизненного цикла базы данных и разработки приложений. Кроме того, старший инженер хранилища данных должен обладать навыками разработки высокого уровня в области сценариев SQL, SSIS и PowerShell, а также кластеризации SQL Server, службах Analysis Services, службах отчетов и репликации.

Навыки межличностного общения: Кандидат на эту должность должен дополнительно демонстрировать способность работать в коллективной среде, быть мотивированным и активным, работая с минимальным контролем и выходя за рамки своих служебных обязанностей, а также иметь способность работать независимо. как в команде, иметь способность работать над несколькими задачами, расставлять приоритеты и соблюдать сжатые сроки, быть творческим и стратегически мыслящим, иметь ненасытную жажду знаний, быть новаторским в решении проблем и демонстрировать спокойствие и самообладание в периоды неопределенности и стресс.

Навыки работы с людьми: Старший инженер по хранению данных должен быть доступным и симпатичным человеком, который внушает доверие, уверенность и чувство надежности. Это гарантирует, что младший персонал по хранению данных, старшее руководство по аналитике и сотрудничающий персонал/отделы с готовностью воспримут его идеи и директивы, обеспечив беспрепятственное выполнение его обязанностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *