Генетическая психология ж пиаже: Что такое генетическая психология женевской школы и что она изучает

Что такое генетическая психология женевской школы и что она изучает

Какая ассоциация тебе приходит в голову при словосочетании «генетическая психология»? Наследственные черты личности? Или передача какого-то психологического свойства от родителей ребенку? А вот и нет. Генетическая психология занимается совсем другими исследованиями. А именно происхождением и развитием интеллекта.

В этой статье:

Что такое генетическая психологияЭгоцентризм, как черта детского мышленияМетод клинической беседы

Новости СМИ2

Что такое генетическая психология

Фото автора Marta Wave: Pexels

А сейчас подробнее разберем, что же из себя представляет генетическая психология. Генетическая психология — это направление, развивавшееся в рамках Женевской школы. Предметом ее исследования является развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий: время, пространство, объект.

Некоторые ученые говорят, что эта дисциплина лежит на стыке психологии, нейробиологии, генетики и статистики. Другие считают ее областью психологической науки, которая просто использует методы генетики для изучения природы и происхождения индивидуальных различий у людей и животных.

По большей части генетическая психология изучает детскую логику, особенности мышления ребенка, механизмы познавательной деятельности, переход форм мышления от простых к сложным. Ты же не станешь отрицать, что детское мышление, хоть и логичное, но очень сильно отличается от мышления взрослого.

Также представители генетической психологии занимаются памятью, восприятием, воображением и эмоциями. Данные процессы рассматриваются, как полностью подчиненные интеллекту.

Кстати, различия в поведении у людей разного пола тоже изучает генетическая психология. Одним из примеров, определившим современные представления о психогенетике пола, считается случай Дэвида Реймера.

Дэвид родился мальчиком, которого вырастили как девочку. Дэвид пережил несчастный случай, в результате которого потерял первичный половой признак. Реймеры долго не могли найти выход из сложившейся ситуации, а затем случайно узнали о теории Джона Мани (создателя термина «гендер»), который был уверен, что гендерная роль определяется воспитанием, а не ДНК. Данных, позволявших опровергнуть это, на тот момент не существовало. Данная теория провалилась, так как Дэвид вернулся к изначальному полу.

Наверное, тебе интересно, кто же основатель генетической психологии. Создателем школы генетической психологии является Жан Пиаже — швейцарский ученый, философ, психолог. Известность ему принесли работы по психологии детей и теория когнитивного развития. Пиаже рано увлекся биологией, до окончания школы написал несколько научных работ. Пиаже заметил, что мышление детей заметно отличается от мышления взрослых, впоследствии это определило его научный интерес к теме развития мышления.

Эгоцентризм, как черта детского мышления

Интересный факт, учение Пиаже основано на том, что ребенок не является более глупым, нежели взрослый, его мышление имеет количественные «изъяны». Поэтому, если ты оправдываешь плохое поведение детей фразой «это же ребенок», то вот тебе научное доказательство, что ребенок способен обдумать линию своего поведения. Но не все так просто.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже

В рамках генетической психологии была открыта главная черта мышления ребенка — эгоцентризм Не путай эгоизм и эгоцентризм. Эгоист осознает мысли, желания и ценностные установки других людей, но не принимает их в расчет. Эгоцентрист считает собственную точку зрения представляется единственно возможной и правильной.

Развитие детского мышления предполагает переход через децентрацию от позиции эгоцентриста к более объективной. Такой переход Жан Пиаже определил, как главный закон психического развития.

Как ты поняла, детский эгоцентризм — это часть развития ребенка. Заключается он в том, что ребенок, видя постоянную заботу и внимание со стороны окружающих, начинает принимать это как что-то само собой разумеющееся и болезненно реагирует на любые перемены по отношению к собственной персоне.

У детей эгоцентрическая речь, поэтому они часто разговаривают сами с собой. Концепция детского эгоцентризма, занимает центральное место в раскрытии внутренней речи и всего внутреннего мира ребенка. Эгоцентрическая речь — это предварительная стадия, которая приводит к фактической социализированной речи, такой, как используют взрослые.

Детям трудно справиться с собственным мыслительным процессом, они не могут оперировать символическими и абстрактными операциями так, как это делают взрослые. Эгоцентрическая речь напоминает монолог, адресованный никому. Ребенок использует эту речь, чтобы сопровождать свои действия.

Метод клинической беседы

Генетическими психологами был разработан новый вид исследования, названный методом клинической беседы. Он предполагает изучение не внешних признаков и симптомов, а внутренних процессов, приводящих к возникновению какого-либо явления.

Данный метод при оказании психологической помощи, который относится к наиболее свободным формам взаимодействия с клиентом, в ходе которого появляется возможность фиксирования не только разнообразных суждений и умозаключений человека, но и разнообразных поведенческих реакций. В беседах такого типа психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента, но и его поведением. Обрати внимание, что при данный методе психолог обращает внимание и на тон, жесты, мимику клиента.

Обрати внимание, что клиническая беседа используется в психологии и психиатрии для помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения, а также причин своих проблем.

Основу клинической беседы составляет пассивный или естественный рассказ, который обычно предваряет расспрос, предоставляя человеку свободу выбора той информации, которую он хотел бы сообщить.

Ты наверное задумалась, почему именно эта форма взаимодействия наиболее эффективна. Причины использования такой формы взаимодействия следующие:

  • Во-первых, проблему необходимо зафиксировать в том описании, в каком ее видит человек.
  • Во-вторых, не все ясно могут отвечать на вопросы.
  • В-третьих, сама субъективность рассматриваемого явления обусловливает своеобразие рассказа. В нем человек проявляет свою личность, особенности своей индивидуальности.

Данное требование относится не только к ситуациям, в которых человек излагает свою проблему, но и при формулирования запроса в отношении другого. Например, родители, описывая затруднения или неблагополучие своего ребенка, раскрывают собственное видение проблемы, не менее важное, чем смысл проблемы. Тем самым они отражают свои чувства, мысли, переживания, позволяя психологу вычленить субъективные условия возникновения проблемы.

Как видишь, генетическая психология является очень важной отраслью психологической науки и помогает найти многие ответы на вопросы о структуре психики человека.

Генетическая психология Жана Пиаже (1896

Стадии психического развития по Ж.Пиаже есть стадии развития интеллекта. Развитие есть приспособление к окружающей действительности с целью достижения равновесия с ней. Механизмами уравновешивания являются аккомодация(приспособление действия к изменившейся ситуации) иассимиляция(распространение уже имеющихся форм поведения на новые условия). Инструмент уравновешивания – интеллект. Равновесие не может быть постоянным, и развитие идет к всё более сложным формам ассимиляции и аккомодации. Именно таким путем ребенок шаг за шагом развивается. Пиаже разработал периодизацию интеллектуального развития, включающую четыре стадии:

– стадия сенсорных операций (от полутора до двух лет) – ребенок познает себя как субъекта действия, понимает постоянство внешнего мира, начало волевого управления собственным поведением;

– дооперациональная стадия (от двух до семи лет) – усвоение языка, представление предметов словами, эгоцентризм мышления, классификация предметов по отдельным признакам;

– стадия конкретных операций (от семи до двенадцати лет) – возникновение элементарных логических рассуждений, усвоение представлений о сохранении числа, массы. Классификация предметов по отдельным существенным признакам;

– стадия формальных операций (начиная с двенадцати лет) – способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями.

Способность выполнять умственные операции, формулировать и проверять предположения.

«Поздний» Пиаже признал существенную роль обучения для психического развития, однако в истории науки с его именем связывают недооценивание влияния среды и взрослого человека на психическое развитие ребенка. Несомненной заслугой Ж. Пиаже является то, что он первым понял, исследовал и показал специфику детского мышления. Мышление ребенка не хуже, чем мышление взрослого – оно качественно иное.

Исходя из теории Ж. Пиаже, Джером Брунер пересмотрел некоторые его представления об интеллектуальном развитии. Развитие складывается не просто из ряда стадий, оно предполагает последовательное овладение ребенком тремя сферами представлений – действием, образом и символом (словом). Это, в то же время, и способы познания окружающего мира. Сначала ребенок познает мир благодаря своим привычным действиям. Затем мир представляется ему еще и в образах, относительно свободных от действий.

Постепенно появляется еще один новый путь – перевод действия и образов в языковые средства. Каждый из этих трех способов по-разному отражает события, происходящие вокруг ребенка, и каждый накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребенка на разных возрастных этапах.

Роль общения и деятельности в психическом развитии ребенка

В работах отечественных исследователей.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина, Основные категории возрастной психологии (социальная ситуация развития, кризисы развития, ведущий вид деятельности, новообразования). Ведущая деятельность и ее значение для развития личности и психических процессов. Смена ведущей деятельности на различных возрастных этапах. Общение со взрослыми как условие психического развития ребенка на разных этапах развития.

Генетическая эпистемология (Жан Пиаже) — InstructionalDesign.org

В течение шести десятилетий Жан Пиаже проводил программу натуралистических исследований, которые глубоко повлияли на наше понимание детского развития. Пиаже назвал свою общую теоретическую основу «генетической эпистемологией», потому что его в первую очередь интересовало, как знания развиваются в человеческих организмах. Пиаже имел опыт работы как в биологии, так и в философии, и концепции обеих этих дисциплин повлияли на его теории и исследования детского развития.

Концепция когнитивной структуры занимает центральное место в его теории. Когнитивные структуры — это паттерны физических или умственных действий, которые лежат в основе конкретных актов интеллекта и соответствуют стадиям развития ребенка (см. Схемы). Согласно Пиаже, существует четыре первичных когнитивных структуры (т. е. стадии развития): сенсомоторная, предоперационная, конкретная операция и формальная операция. На сенсомоторной стадии (0-2 года) интеллект принимает форму двигательных действий. Интеллект в предоперационном периоде (3-7 лет) носит интуитивный характер. Когнитивная структура на конкретном операциональном этапе (8-11 лет) логична, но зависит от конкретных референтов. На заключительном этапе формальных операций (12—15 лет) мышление связано с абстракциями.

Когнитивные структуры изменяются в процессе адаптации: ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция включает в себя интерпретацию событий с точки зрения существующей когнитивной структуры, тогда как аккомодация относится к изменению когнитивной структуры, чтобы понять окружающую среду. Когнитивное развитие состоит из постоянных усилий по адаптации к окружающей среде с точки зрения ассимиляции и приспособления. В этом смысле теория Пиаже по своей природе похожа на другие конструктивистские взгляды на обучение (например, конструктивизм, теорию социального развития).

Хотя этапы когнитивного развития, определенные Пиаже, связаны с характерными возрастными периодами, они различаются у каждого человека. Кроме того, каждая стадия имеет множество подробных структурных форм. Например, конкретный операциональный период имеет более сорока различных структур, охватывающих классификацию и отношения, пространственные отношения, время, движение, случайность, число, сохранение и измерение. Подобный подробный анализ интеллектуальных функций обеспечивают теории интеллекта, такие как теория интеллекта, множественный интеллект и триархическая теория.

Заявка

Пиаже исследовал влияние своей теории на все аспекты познания, интеллекта и нравственного развития. Многие эксперименты Пиаже были направлены на развитие математических и логических понятий. Теория широко применялась в практике преподавания и разработке учебных программ в начальной школе (например, Bybee & Sund, 1982; Wadsworth, 1978). Идеи Пиаже оказали большое влияние на других, таких как Сеймур Пейперт (см. компьютеры).

Пример

Применение теории Пиаже приводит к конкретным рекомендациям для данной стадии когнитивного развития. Например, для детей, находящихся на сенсомоторной стадии, учителя должны постараться создать богатую и стимулирующую среду с большим количеством предметов для игр. С другой стороны, у детей, находящихся на этапе конкретной операции, учебная деятельность должна включать задачи классификации, упорядочивания, расположения, сохранения с использованием конкретных предметов.

Принципы
  1. Дети по-разному объясняют реальность на разных этапах когнитивного развития.
  2. Когнитивному развитию способствуют занятия или ситуации, которые вовлекают учащихся и требуют адаптации (т. е. ассимиляции и приспособления).
  3. Учебные материалы и занятия должны включать соответствующий уровень двигательных или умственных операций для ребенка данного возраста; не просить учащихся выполнять задачи, которые выходят за рамки их текущих когнитивных способностей.
  4. Используйте методы обучения, которые активно вовлекают учащихся и создают проблемы.

Ссылки
  • Брейнерд, К. (1978). Теория интеллекта Пиаже. Энглвуд < Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
  • Байби, Р. В. и Санд, Р. Б. (1982). Piaget для преподавателей (2-е изд.). Колумбус, Огайо: Чарльз Меррилл.
  • Flavell, JH (1963). Психология развития Жана Пиаже.
    Нью-Йорк: Ван Ностранд Рейнхольд.
  • Галлахер, Дж. М. и Рид, Д. К. (1981). Теория обучения Пиаже и Ингельдера. Монтерей, Калифорния: Брукс/Коул.
  • Пиаже, Дж. (1929). Детское представление о мире. Нью-Йорк: Харкорт, Брейс Йованович.
  • Пиаже, Дж. (1932). Нравственное суждение ребенка. Нью-Йорк: Харкорт, Брейс Йованович.
  • Пиаже, Дж. (1969). Механизмы восприятия. Лондон: Ратледж и Кеган Пол.
  • Пейджет, Дж. (1970). Педагогическая наука и психология ребенка. Нью-Йорк: Гроссман.
  • Пиаже, Дж. и Инхелдер, Б. (1969). Психология ребенка. Нью-Йорк: Основные книги.
  • Пиаже, Дж. и Инхелдер, Б. (1973). Память и интеллект. Нью-Йорк: Основные книги.
  • Уодсворт, Б. (1978). Piaget для классного руководителя. Нью-Йорк: Лонгман.

Связанные веб-сайты

См. http://www.simplypsychology.org/piaget.html для получения дополнительной информации о Пиаже и его работах.
Информацию о текущей деятельности, связанной с Piaget, см. на веб-сайтах Общества Жана Пиаже или Архива Piaget.

 

Жан Пиаже и генетическая эпистемология. Он наиболее известен своими эпистемологическими исследованиями с детьми. В 1934 году он заявил, что

«… только образование способно спасти наши общества от возможного краха, будь то насильственного или постепенного ».

Пиаже создал Международный центр генетической эпистемологии в Женеве в 1955 г. и руководил им до своей смерти в 1980 г. Число совместных проектов, ставших возможными благодаря его основанию, и их влияние в конечном итоге привели к тому, что в научной литературе Центр стал упоминаться как «Фабрика Пиаже».

Жан Пиаже – Ранние годы

Жан Пиаже родился в Невшателе, во франкоязычном регионе Швейцарии, 9 августа 1896 года. Он был старшим ребенком Артура Пиаже, профессора средневековой литературы в Невшательском университете, и Ребекки. Джексон. Пиаже был не по годам развитым ребенком, у которого развился интерес к биологии и миру природы. Когда Пиаже было всего 10 лет, его увлечение моллюсками привело его в местный музей естественной истории, где он часами смотрел на образцы. В возрасте 11 лет, когда он был учеником латинской средней школы в Невшателе, он написал короткую заметку о воробье-альбиносе. Эта короткая статья обычно считается началом блестящей научной карьеры, состоящей из более чем шестидесяти книг и нескольких сотен статей. Его ранний интерес к зоологии принес ему репутацию среди специалистов в этой области после того, как к 15 годам он опубликовал несколько статей о моллюсках.0003

Когнитивные процессы у детей

После окончания средней школы изучал естественные науки в Невшательском университете, где получил степень доктора философии. За это время Пиаже опубликовал две философские статьи, которые показали направление его мышления в то время, но которые он позже отверг как мысли подростка. К этому периоду можно отнести и его интерес к психоанализу.

После еще одного семестра в Цюрихском университете Пиаже переехал в Париж, Франция, и преподавал в школе для мальчиков Grange-Aux-Belles Street. Школой руководил Альфред Бине, разработчик теста интеллекта Бине, и Пиаже помогал в оценке тестов интеллекта Бине. Когда он помогал оценивать некоторые из этих тестов, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на определенные вопросы. Пиаже обращал внимание не столько на тот факт, что ответы детей были неправильными, сколько на то, что маленькие дети постоянно совершали ошибки, которых не делали ни дети старшего возраста, ни взрослые. Это привело его к теории о том, что познавательные процессы маленьких детей по своей природе отличаются от таковых у взрослых. В конечном счете, он должен был предложить глобальную теорию когнитивных стадий развития, в которой люди демонстрируют определенные общие модели познания в каждом периоде развития.

«Если дети не понимают друг друга, то это потому, что они думают, что понимают друг друга. «
— Жан Пиаже, «Язык и мысли ребенка» (1923)

Четыре стадии умственного развития

В 1921 году Пиаже вернулся в Швейцарию, чтобы стать руководителем исследований в J.-J. Руссо в Женеве по просьбе сэра Эд. Клапаред и П. Бове. Пиаже был знаком со многими идеями Клапареда, в том числе с психологическим понятием «нащупывание», тесно связанным с «пробами и ошибками», наблюдаемыми в наших ментальных паттернах. В 1923 года Пиаже женился на Валентине Шатене, от которой у него было трое детей: Жаклин, Люсьен и Лоран. Конечно, Пиаже использовал возможность непосредственного изучения интеллектуального развития своих детей от младенчества до языка. С 1925 по 1929 год Пиаже был профессором психологии, социологии и философии науки в Невшательском университете. В течение своей шестидесятилетней карьеры в области детской психологии Пиаже также выделил четыре стадии психического развития, названные

Схема 9.0043 . Первая — это « сенсомоторная стадия », которая включает обучение посредством двигательных действий и имеет место в возрасте 0–2 лет. На «стадии подготовки к операции » дети в возрасте 3–7 лет развивают интеллект, используя свою естественную интуицию. Во время « конкретной операционной стадии » дети 8–11 лет развиваются познавательно за счет использования логики, основанной на конкретных доказательствах. « Формальные операции », четвертый и последний этап, включает в себя формирование у детей 12–15 лет способности к абстрактному мышлению. Пиаже назвал свои коллективные теории детского развития « Генетическая эпистемология Пиаже ». [2]

«Познание реальности означает построение систем преобразований, более или менее адекватно соответствующих действительности. Они более или менее изоморфны преобразованиям реальности. Трансформационные структуры, из которых состоит знание, не являются копиями трансформаций в реальности; это просто возможные изоморфные модели, среди которых опыт может помочь нам выбрать. Таким образом, знание представляет собой систему трансформаций, которые постепенно становятся адекватными».
— Жан Пиаже, Генетическая эпистемология (1968) — Первая лекция

Влияние на компьютерные науки

В 1929 году Жан Пиаже принял пост директора Международного бюро образования и оставался главой этой международной организации до 1968 года. Пиаже также оказал значительное влияние в области компьютерных наук и искусственного интеллекта. Сеймур Пейпер использовал работу Пиаже при разработке знаменитого языка программирования Logo, предназначенного специально для детей.[6] Алан Кей, пионер компьютерной графики, использовал теории Пиаже в качестве основы для концепции системы программирования Dynabook, которая впервые обсуждалась в рамках Исследовательского центра Xerox Palo Alto или Xerox PARC и привела к разработке прототипа Alto. который впервые исследовал все элементы графического пользовательского интерфейса (GUI) и повлиял на создание пользовательских интерфейсов в 1980-х и далее. Пиаже продолжал работать над общей теорией структур и связывал свою психологическую работу с биологией еще много лет. Точно так же он продолжал свою государственную службу через ЮНЕСКО в качестве делегата от Швейцарии. К концу своей карьеры он написал более 60 книг и многие сотни статей. Он умер в Женеве 16 сентября 1980 года, один из самых значительных психологов ХХ века [3].

Критика

По сути, существует три типа критики теории Пиаже. С одной стороны, это направлено против метода Пиаже, а с другой — против его классификации познавательного развития на этапы. Было проведено множество экспериментов, чтобы показать, что дети обладают способностями на стадии X развития, которых, согласно Пиаже, они не должны иметь до стадии Y. Другая, более фундаментальная критика направлена ​​против круговой процедуры использования всех исследовательских примеров Пиаже в качестве доказательство его (эпистемологического) принципа развития, предполагая основные генетические принципы, которые Пиаже полагает абстрактной тотальностью космоса: Пиаже представляет свою работу как взаимную связь между его экспериментами и его моделью развития. Он предполагает, что результаты отдельных шагов развития необходимы, поскольку они следуют генетическому принципу развития. Абстрактная и функционально задуманная адаптация определяется как причина всех индивидуальных шагов обучения, которые предпринимают дети, т. е. она не выводится из экспериментов. Если бы Пиаже, не зная результата шага обучения, должен был бы объяснить детскому мышлению некоторый результат с помощью понятия приспособления, он постоянно натыкался бы на различные возможности, различия между которыми можно было бы объяснить. В абстракции равновесия — вне определенного содержания — он может классифицировать каждый результат обучения, потому что он заранее и по определению устранил всякое возможное противоречие в абстракции своего принципа уравновешивания. Равновесие — это всегда именно то состояние, которое уже известно как результат каждого конкретного шага обучения. Таким образом, теоретические концепции дают развитию имя, чтобы формально выразить необходимость шага обучения. Они не объясняют это таким образом. Таким образом, Пиаже делает свою теорию независимой от результатов своих исследований. Он переносит свои наблюдения на свои абстракции. Все его наблюдения теперь совмещаются без абстрактных категорий, которые Пиаже называл и объяснял как причину своего развития, которые должны были быть связаны с экспериментами или наблюдениями. В качестве модели интерпретации теория правдоподобно постулирует необходимость произвольных шагов развития

Ссылки и дополнительная литература:

  • [1] Жан Пиаже в Обществе Жана Пиаже
  • [2] Жан Пиаже на сайте biography.com
  • [3] Д-р К. Джордж Бори: Жан Пиаже в веб-пространстве. корабль.эду
  • [4] Жан Пиаже на about.com Психология
  • [5] Альфред Бине и тест интеллекта, блог SciHi
  • .
  • [6] Язык программирования логотипов Сеймура Пейперта, блог SciHi
  • [7] Жан Пиаже в Викиданных
  • [8] Жан Пиаже,  Нравственное суждение о ребенке  (1965) перевод Марджори Габен с Archive.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *