ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД | это… Что такое ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД?
метод науч. познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений. Г. м. предполагает анализ некоторого исходного состояния объекта и выведение из него последующих состояний. Попытки осмысления происхождения и возникновения бытия, мира, отд. процессов и явлений характерны уже для мифологии. Генезис природного и социального бытия был в центре внимания антич. мыслителей, выдвигавших различные исходные первоначала (атом у Демокрита, стихии у Аристотеля, субстанция и др.).
В ходе развития науки Г. м. складывается к кон. 18 — нач. 19 вв. и находит своё выражение в космогония, гипотезе Канта — Лапласа, атомистике Дальтона и др. В философии Гегеля Г. м. кладётся в основу фено-менологич. анализа сознания, который ставит своей целью показать историч. метаморфозы форм сознания и раскрыть становление науки вообще. Проникновение генетич. анализа в науки, исследующие процессы развития, привело к утверждению Г. м. как особого метода познания и к возникновению
В совр. науке осознаётся необходимость соединения структурно-синхронич. и генетическидиахронич. изучения объектов. Эта тенденция выражается как в критике чисто эволюционистской трактовки Г. м., при которой выпадают из анализа законы функционирования исследуемого объекта, так и в стремлении модифицировать структурно-функциональный подход — расширить его так, чтобы сделать возможным изучение генезиса функций и структур и их развития.
Принципы синтеза структурно-функционального и генетич. изучения объектов были выдвинуты марксизмом, который вместе с тем подчеркнул специфику каждого из этих подходов. Так, анализ К. Марксом бурж. экономики включает в себя как исследование структуры развитого товарно-ден. общества, так и изучение процессов генезиса капитала и его различных форм.
см. также Историзм, Историческое и логическое, Методология.
Маркс К., Капитал, Маркс К, и Энгельс Ф., Соч , т. 23; его же, Теория прибавочной стоимости, там же, т. 26, ч. 1—3; Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М.—Л , 1933; Г ? у ш и н Б. А., Очерки логики истории. исследования, М., 1961; Д о б ? и я н о в В. С., Методологии, проблемы теоре-тич. и историч. познания, М., 1968; Принцип историзма в познании социальных явлений, М., 1972,
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Генетические методы
Генетические методы направлены на исследование изменений профессионального развития личности в течение длительного времени. В психологии профессионального образования оправдано использование формирующего эксперимента и мониторинговых исследований.
Основной чертой формирующего эксперимента является, по определению В. В. Давыдова, «…не простое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность» 1.
Использование формирующего эксперимента связано с перестройкой определенных характеристик учебно-профессионального процесса и выделением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности обучаемых. По существу, данный метод выступает в качестве средства проведения широкого исследования с использованием всех других методов.
1 Давыдов В. В. О двух основных этапах развития детской и педагогической психологии // Психология обучения и воспитания. — М., 1978. — Вып. 5. — С. 4-5.
Формирующий эксперимент, согласно развернутому определению, данному В. В. Давыдовым, — это эксперимент, во-первых, массовый, т. е. статистически значимый; во-вторых, осуществляемый для реализации той или иной теоретической концепции; в-третьих, длительный, пролонгированный и, наконец, комплексный, требующий совместных усилий педагогов-теоретиков, дидактиков, методистов, и поэтому его следует организовывать в особых учреждениях.
Формирующий эксперимент используется при поиске оптимальных технологий профессионального образования, эффективной методики профессиональной подготовки на предприятии, инновационных способов повышения квалификации.
К генетическим методам исследования следует также отнести мониторинг профессионального развития и профессионально-образовательного процесса.
Мониторинг как метод исследования может быть рассмотрен с различных позиций, обусловленных его объектом. В качестве объектов мониторинга в системе профессионального образования могут выступать:
• учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых;
развитие личности обучаемых;
становление учебной группы;
профессиональная деятельность преподавателя;
профессиональное развитие преподавателя;
становление педагогического коллектива.
В зависимости от выбранного объекта мониторинга возникают специфические цели и задачи, связанные с его реализацией на практике, т. е. в каждом случае мы будем иметь определенный вид мониторинга. При реализации любого вида мониторинга проявляются определенные психологические особенности, обусловленные его объектом.
Высокую значимость для системы профессионального образования приобретает мониторинг, объектами которого являются развитие личности обучаемых, а также развитие их учебной и учебно-профессиональной деятельности. Данный вид мониторинга позволяет получить информацию о характеристиках, структуре, развитии учебной и учебно-профессиональной деятельности обучаемых, об изменениях субъекта этой деятельности, т. е. личности обучаемого (изменение характеристик, структуры субъекта деятельности, формирование психологических новообразований).
Генетическая основа поведения: методы и примеры
В настоящее время принято считать, что гены, хотя и важны, обычно выступают в качестве основы, на которой факторы окружающей среды и ситуации могут влиять на развитие и действия человека. Гены могут формировать основу нашего поведения, но не обязательно контролируют его. Давайте узнаем больше о генетической основе поведения.
- Мы начнем наше обучение с обзора генетической основы психологии поведения.
- Затем мы углубимся в четыре широко используемых метода исследования поведенческой генетики.
- После будут рассмотрены генетические основы поведения животных.
- Затем мы научимся видеть, можно ли применить генетическую основу поведения к конкретному поведению, то есть генетическую основу просоциального поведения,
- И, наконец, мы рассмотрим некоторые примеры генетического поведения.
Генетическая основа психологии поведения
Генетическая основа поведения в психологии исследует, можно ли поведение человека и животных объяснить генетикой. Эта область исследований известна как поведенческая генетика.
Поведенческая генетика обычно относится к исследованию и обсуждению того, какие гены могут влиять на поведение и в какой степени они это делают.
Генетическая основа поведения в психологии исследует, как наша ДНК влияет на наше мышление, поведение и действия. Наша ДНК унаследована от наших родителей, и на наше поведение влияют гены, которые мы наследуем. Роль наших генов в определении нашего поведения была исследована с помощью исследований близнецов, исследований усыновления и тестирования ДНК.
Важность исследования генетической основы поведения
Психологам необходимо исследовать генетическую основу поведения по разным причинам. Во-первых, предположим, что психологи понимают связь между генетикой и проблемами психического здоровья. В этом случае они могут определить более эффективные методы лечения или условия и ситуации, которые усугубляют проблемы у людей с генетической предрасположенностью к развитию проблем с психическим здоровьем.
Это может привести к более подробным и эффективным планам лечения для тех, у кого в семейном анамнезе такие проблемы, как депрессия.
Поведенческая генетика также может помочь нам лучше понять людей. Например, это могло бы помочь нам понять преступление и определить тех, кто с большей вероятностью его совершит.
Предположим, у кого-то есть дисфункциональный ген МАОА, и он находится в неблагоприятной среде, например, в жестоком воспитании. В этом случае мы сможем использовать эту информацию для адаптации и улучшения социальной работы для тех, кто в ней больше всего нуждается, что может привести к снижению уровня преступности.
Четыре метода поведенческих генетических исследований
Существует четыре часто используемых метода поведенческих генетических исследований: семейные исследования, исследования близнецов, исследования усыновления и молекулярная генетика.
Генетическая основа поведения: молекулярная генетика
Мы знаем, что существует генетическая основа поведения. Но в какой степени? Молекулярная генетика помогает нам точно определить, какие гены могут отвечать за определенное поведение. Исследователи могут выявить общие черты у людей с похожими чертами и поведением с помощью тестирования ДНК.
Проект «Геном человека» был значительным достижением в области поведенческих генетических исследований. После этого проекта в 2003 году у нас наконец-то появилась полная карта генома ДНК человека; это был огромный скачок в направлении определения конкретных генов, которые могут отвечать за поведение и черты человека.
Однако это не совершенная наука, поскольку несколько генов и комбинаций генов могут отвечать только за одну поведенческую черту.
Молекулярно-генетические исследования также помогли нам лучше понять взаимодействие генов и окружающей среды и роль эпигенетики в поведении.
Эпигенетика — это изучение того, как факторы окружающей среды влияют на экспрессию генов.
Распространенной моделью, предложенной для объяснения генетической основы поведения, является модель диатез-стресс.
Модель диатез-стресс утверждает, что люди имеют генетическую предрасположенность к нейродивергентному поведению. Если они подвергаются воздействию определенных и достаточных факторов окружающей среды, это вызывает развитие «атипичного» поведения.
Генетическая основа поведения: семейные исследования
Биологические семьи с большей вероятностью будут иметь генетическое сходство, чем небиологические семьи или между семьями. Если генетическая черта или поведение кажется обычным в семье, это может иметь генетическую основу для такого поведения.
Психологи и генетики поведения могут использовать эти данные для проведения дополнительных исследований. Однако биологические семьи часто также имеют общие факторы окружающей среды.
Братья, сестры и дизиготные близнецы имеют только 50% общего генетического состава.
Таким образом, может быть трудно отличить факторы окружающей среды или генетические факторы, ответственные за конкретное поведение.
В этом смысле споры о природе и воспитании продолжаются — мы оба являемся кульминацией наших генов и окружающей среды. Поэтому при изучении генетической основы поведения исследователи должны знать о потенциальных влияниях окружающей среды. Чтобы разобраться в этом, исследователи часто обращаются к исследованиям близнецов и усыновлений.
Генетическая основа поведения: исследования близнецов
Психологи и специалисты по поведенческой генетике, изучающие генетические основы поведения, часто полагаются на исследования близнецов. При проведении исследований близнецов исследователи сосредоточатся на монозиготных близнецах (выращенных вместе/раздельно) и/или дизиготных близнецах (выращенных вместе/раздельно).
Монозиготные близнецы : (также известные как однояйцевые близнецы) возникают, когда два человека образуются, когда одиночная оплодотворенная яйцеклетка делится на две части, что означает, что они имеют 100% общих генов.
Дизиготные близнецы (разнояйцевые близнецы) возникают, когда два человека формируются из двух отдельных оплодотворенных яйцеклеток, что означает, что они имеют только 50% общих генов.
Рис. 1 Монозиготные (однояйцевые) близнецы могут многое рассказать нам о генетической основе поведения.
Если у монозиготных близнецов больше сходства, чем у дизиготных близнецов, предполагается, что такое поведение, вероятно, имеет генетическую основу.
Christiansen (1977) провел исследование монозиготных (100% генетического сходства) и дизиготных (50% генетического сходства) близнецов.
Он обнаружил, что показатели соответствия преступности (вероятность того, что оба близнеца имеют одинаковый признак) были выше у монозиготных близнецов. Полученные данные позволяют предположить, что исследуемые близнецы должны иметь общую генетическую информацию, предрасполагающую их к совершению преступлений.
Исследования по усыновлению
Исследования по усыновлению также проводятся для исключения возможности воздействия окружающей среды на результаты генетических исследований. Исследования усыновления часто рассматривают два сценария:
Леонард Хестон (1966) исследовал, будет ли шизофрения развиваться у приемных детей, биологические матери которых больны шизофренией. Он обнаружил, что у 10,6% усыновленных детей развивается шизофрения. Это исследование показало, что в развитии шизофрении присутствует генетический компонент.
Генетическая основа поведения животных
В дополнение к наблюдательным и экспериментальным исследованиям, сравнительное исследование является распространенным методом, используемым для изучения генетической основы поведения животных.
Сравнительные исследования рассматривают черты животного и его предков, чтобы понять происхождение поведения.
Сравнительная психология изучает животных и их поведение, чтобы увидеть, какие области исследований и их результаты можно применить к людям.
Развитие и эволюция поведения животных
Считается, что поведение животных эволюционировало в результате естественного отбора на протяжении поколений. Чарльз Дарвин впервые выдвинул эту идею в своей книге «О происхождении видов». Поведенческие черты меняются из поколения в поколение, как и физические характеристики организмов.
Четыре принципа эволюции заключаются в следующем:
Отбор : Отбор относится к генетическому составу особей, влияющему на их способность выживать или производить потомство. В результате отбора более слабые гены постепенно удаляются из популяции, а более желательные гены и признаки становятся более распространенными в популяции.
Хищные животные, такие как олени, стали осторожными, что готовит их к опасным столкновениям и дает им больше шансов обнаружить опасность и избежать ее.
Теоретически животные, у которых эти характеристики выражены в меньшей степени, будут убиты хищниками до брачного возраста или не будут отобраны для спаривания.
Генетическая основа просоциального поведения
Проявляем ли мы добрые дела просто по доброте душевной, или у просоциального поведения может быть генетическая основа? Как свидетельствуют несколько исследований близнецов, многие психологи утверждают, что да.
Просоциальное поведение : добровольное поведение, которое помогает или приносит пользу другому.
Например, исследование Ando et al. (2003) обнаружили, что наследуемость кооперативности составляет около 47%. Другое исследование Pederson et al. (2015) обнаружили, что наследуемость доноров крови составляет около 53%.
Так каковы некоторые причины генетической основы просоциального поведения? Частично это может быть связано с нашим уровнем эмпатии или желанием быть альтруистичным . Исследователи обнаружили генетический компонент такого поведения.
Просоциальное поведение также может иметь эволюционное преимущество. Помощь другому в беде, которая позже может помочь вам, может иметь большое преимущество для выживания.
Такие типы союзов могут быть разницей между жизнью и смертью.
Рис. 2 Предложение руки помощи имеет генетическую основу для такого поведения.
Примеры генетического поведения
Возможно, одним из наиболее хорошо изученных примеров генетического поведения является ген MAOA, который, как показывают исследования, связан с агрессией. Некоторые люди рождаются с дефектной версией гена MAOA, MAOA-L, что приводит к высокому уровню агрессии, что приводит к синдрому Бруннера.
Синдром Бруннера, первоначально исследованный Brunner et al. (1993), — это редкое генетическое заболевание, вызванное мутацией в гене MAOA, что приводит к повышенному уровню ярости и агрессии.
В ходе исследования, проведенного Бруннером в большой голландской семье, было обнаружено, что пять самцов, проявлявших высокий уровень агрессии, имели дисфункциональный ген МАОА. Это привело к тому, что они совершали акты насилия, такие как угрозы людям, драки и нападения на людей и даже поджоги собственности.
Это пример того, как генетика влияет на поведение.
Также было обнаружено множество менее известных генов.
Например, было обнаружено 18 генов, которые могут быть связаны с аутизмом.
Наша способность связывать гены с поведением и функциями развития может помочь нам понять нейродивергенцию (когда кто-то думает, действует или ведет себя «нетипичным» образом).
За прошедшие годы поведение людей резко изменилось: от примитивных племен охотников-собирателей до сложных обществ, построенных на технологических достижениях. Это продукт эволюции и быстро меняющихся условий, в которых находятся люди, вносящий свой вклад в генетическую основу поведения.
Некоторые примеры генетического поведения, которые со временем изменились, включают язык, префронтальную кору (что приводит к снижению уровня насилия) и стратегии спаривания.
Наша способность формировать сложные общества, которые одновременно формируются и формируются человеческим поведением, также является результатом эволюции.
Генетическая основа поведения – основные выводы
- Генетическая основа поведенческой психологии касается исследования и обсуждения того, какие гены могут влиять на поведение и в какой степени они это делают.
- Исследования близнецов и исследования усыновления являются распространенными методами поведенческих генетических исследований.
- В дополнение к наблюдательным и экспериментальным исследованиям, сравнительные исследования являются распространенным методом, используемым для изучения генетических основ поведения у животных.
- Несколько исследований показали генетическую основу просоциального поведения.
- Некоторые примеры генетического поведения включают исследования гена MAOA и эволюции.
Генетика поведения — Психология — Оксфордские библиографии
Введение
Генетика поведения — это изучение влияния генетики и окружающей среды на поведение. Изучая генетическое влияние, можно получить больше информации о том, как окружающая среда влияет на поведение. Почти на все виды поведения, изучаемые психологами, влияет наш генетический состав, поэтому вопрос заключается не в том, важны ли гены, а в том, как они влияют на эти виды поведения? Изучающие эту дисциплину положили конец старому спору о природе и воспитании. Мы знаем из тысяч исследований с использованием множества различных методологий, что и гены, и окружающая среда важны для понимания, если мы надеемся распутать тайны практически любого поведения. Среди интересных вопросов, которые нужно задать сейчас: как гены и окружающая среда работают вместе, чтобы влиять на поведение, и какие конкретные гены могут отвечать за различные типы поведения и каков их механизм действия? Область поведенческой генетики развивается и меняется так быстро, что многие статьи, включенные в эту книгу, взяты из относительно недавних работ. Включены некоторые основные положения, которые должны прочитать все, изучающие поведенческую генетику, и которые помогают объяснить историю этой области, а также представляют собой основополагающие статьи, которые до сих пор актуальны. Однако большое количество статей, включенных в эту статью, являются репрезентативными для многих сопоставимых статей. Этот выбор предназначен для того, чтобы читатель начал экскурсию в этот район. Следует отметить, что большинство научных статей в этой области количественно довольно сложны. Полезными будут знания в области анализа путей, моделирования структурных уравнений и матричной алгебры. Однако даже читатели, не обладающие этими знаниями, могут почерпнуть достаточно информации из этих статей, просматривая разделы результатов и вместо этого концентрируясь на обзорах литературы и резюме обсуждений.
Общие обзоры
Есть несколько текстов, содержащих интересный обзор генетики поведения в целом. Перечисленные здесь, в том числе Rutter 2006 и Kim 2009, носят довольно общий характер и охватывают широкий спектр моделей поведения. Кроме того, Сигал и др. 1997 и DiLalla 2004 представляют собой отредактированные тексты, полученные в результате фестивалей, в которых представлены главы с широким обзором сферы поведенческой генетики с акцентом на работу конкретного человека (Дэниел Г. Фридман в случае Сегала и др. и Ирвинг И. Готтесман в случае ДиЛалла). Bouchard 2004 и Malouff, et al.
2008 г. — журнальные статьи, содержащие общие обзоры исследований в области поведенческой генетики. Также есть две книги, перечисленные ниже Нэнси Сигал (Segal 1999 и Segal 2005), которые предоставляют информацию конкретно о близнецах. Они включены, потому что они предназначены для широкой аудитории и обеспечивают отличный фон для исследования близнецов.Бушар, Томас Дж. Младший 2004. Генетическое влияние на психологические черты человека: обзор. Современные направления психологической науки 13.4: 148–151.
Указывает на существующую литературу, демонстрирующую генетические эффекты практически на все изученные поведенческие черты. Эта статья делает следующий шаг, задавая вопрос о том, как определенные гены взаимодействуют с окружающей средой, влияя на поведение. Бушар утверждает, что распространенность наследуемости признаков может распространяться на все виды, а не только на людей. Доступен онлайн по подписке.
ДиЛалла, Лизабет Фишер, изд. 2004. Принципы генетики поведения: перспективы развития, личности и психопатологии . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Получено на основе праздничного письма профессора Ирвинга И. Готтесмана, пионера исследований в области поведенческой генетики. В этой книге представлены исследования, основанные на работах и идеях Готтесмана, с особым акцентом на развитие, личность и психопатологию. Предназначен для исследователей и студентов в этой области.
Ким, Йонг-Кью. 2009. Справочник по генетике поведения . Нью-Йорк: Спрингер.
DOI: 10.1007/978-0-387-76727-7
Предназначено для студентов, изучающих генетику, психологию и психиатрию. Главы описывают исследования в различных областях поведения, включая психопатологию, интеллект и личность. Обсуждается поведенческая генетическая релевантность, а также передовые методологии и направления, в которых эти области будут развиваться в будущем.
Малоуф, Джон М. , Салли Э. Рук и Никола С. Шутте, 2008 г. Наследуемость поведения человека: результаты обобщения метаанализов. Текущая психология 27.3: 153–161.
Мета-анализ наследуемости восьми различных поведенческих характеристик в сотнях исследований близнецов и усыновлений. Этот обзор предполагает, что человеческое поведение в целом примерно на 41 процент наследуется. Авторы также определяют возможные модераторы генетического влияния, которые будут важны для рассмотрения в будущих исследованиях. Доступен онлайн по подписке.
Раттер, Майкл. 2006. Гены и поведение: объяснение взаимодействия природы и воспитания . Молден, Массачусетс: Блэквелл.
Эта книга с очень хорошими отзывами содержит удобочитаемый обзор поведенческой генетики и связанных с ней исследований, доступный для любой аудитории.
Сигал, Нэнси Л. 1999. Переплетение жизней: Близнецы и что они говорят нам о человеческом поведении . Нью-Йорк: Даттон.
Чрезвычайно читаемая книга о том, как быть близнецом и об исследованиях близнецов. «Обязательно к прочтению», в котором содержится информация о близнецах из первых рук исследователя в этой области, который сам является близнецом.
Сигал, Нэнси Л. 2005. Неделимые на два: Жизни необыкновенных близнецов . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский ун-т. Нажимать.
Еще одна захватывающая книга Нэнси Сигал, на этот раз с использованием нескольких наборов близнецов, тройняшек и четверняшек, чтобы продемонстрировать, как гены и окружающая среда играют решающую роль в поведенческом развитии.
Сигал, Нэнси Л., Гленн Э. Вайсфельд и Кэрол Кронин Вайсфельд, ред. 1997. Объединение психологии и биологии: объединение взглядов на развитие человека . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Эта книга посвящена работе Дэниела Дж. Фридмана, чьи исследования были сосредоточены на интеракционистской точке зрения на человеческое поведение. Исследования охватывают генетику, биологию, межкультурную работу и эволюцию, в том числе интересный раздел об использовании Фридманом фильма для изучения и обучения поведению.