Генетический метод в психологии это: ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД | это… Что такое ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД?

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД | это… Что такое ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД?

        метод науч. познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений. Г. м. предполагает анализ некоторого исходного состояния объекта и выведение из него последующих состояний. Попытки осмысления происхождения и возникновения бытия, мира, отд. процессов и явлений характерны уже для мифологии. Генезис природного и социального бытия был в центре внимания антич. мыслителей, выдвигавших различные исходные первоначала (атом у Демокрита, стихии у Аристотеля, субстанция и др.).

        В ходе развития науки Г. м. складывается к кон. 18 — нач. 19 вв. и находит своё выражение в космогония, гипотезе Канта — Лапласа, атомистике Дальтона и др. В философии Гегеля Г. м. кладётся в основу фено-менологич. анализа сознания, который ставит своей целью показать историч. метаморфозы форм сознания и раскрыть становление науки вообще. Проникновение генетич. анализа в науки, исследующие процессы развития, привело к утверждению Г. м. как особого метода познания и к возникновению

спец. отраслей знания (теория эволюц. происхождения видов Дарвина, генетич. психология, генетич. социология и др.). В зап.-европ. философии 20 в. Г. м. преим. используется при анализе форм сознания, предрассудков, ценностных установок и т. д. (фрейдизм отстаивает идею выведения различных форм сознания из архетипов, неокантианство кладёт в основание теории познания принцип генезиса и идеального конструирования; в феноменологии выделяются статич. и генетич. подходы в теории сознания).

        В совр. науке осознаётся необходимость соединения структурно-синхронич. и генетическидиахронич. изучения объектов. Эта тенденция выражается как в критике чисто эволюционистской трактовки Г. м., при которой выпадают из анализа законы функционирования исследуемого объекта, так и в стремлении модифицировать структурно-функциональный подход — расширить его так, чтобы сделать возможным изучение генезиса функций и структур и их развития.

        Принципы синтеза структурно-функционального и генетич. изучения объектов были выдвинуты марксизмом, который вместе с тем подчеркнул специфику каждого из этих подходов. Так, анализ К. Марксом бурж. экономики включает в себя как исследование структуры развитого товарно-ден. общества, так и изучение процессов генезиса капитала и его различных форм.

        см. также Историзм, Историческое и логическое, Методология.

        Маркс К., Капитал, Маркс К, и Энгельс Ф., Соч , т. 23; его же, Теория прибавочной стоимости, там же, т. 26, ч. 1—3; Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М.—Л , 1933; Г ? у ш и н Б. А., Очерки логики истории. исследования, М., 1961; Д о б ? и я н о в В. С., Методологии, проблемы теоре-тич. и историч. познания, М., 1968; Принцип историзма в познании социальных явлений, М., 1972,

гл. 2—3.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Генетические методы

Генетические методы направлены на исследова­ние изменений профессионального развития лично­сти в течение длительного времени. В психологии профессионального образования оправдано исполь­зование формирующего эксперимента и мониторин­говых исследований.

Основной чертой формирующего эксперимента яв­ляется, по определению В. В. Давыдова, «…не про­стое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное модели­рование, воспроизведение в особых условиях, что по­зволяет раскрыть их сущность»

1.

Использование формирующего эксперимента связано с перестройкой определенных характери­стик учебно-профессионального процесса и выделе­нием влияния этой перестройки на возрастные, ин­теллектуальные и характерологические особенности обучаемых. По существу, данный метод выступает в качестве средства проведения широкого исследова­ния с использованием всех других методов.

1 Давыдов В. В. О двух основных этапах развития детской и педа­гогической психологии // Психология обучения и воспита­ния. — М., 1978. — Вып. 5. — С. 4-5.

Формирующий эксперимент, согласно разверну­тому определению, данному В. В. Давыдовым, — это эксперимент, во-первых, массовый, т. е. статистиче­ски значимый; во-вторых, осуществляемый для реа­лизации той или иной теоретической концепции; в-третьих, длительный, пролонгированный и, нако­нец, комплексный, требующий совместных усилий педагогов-теоретиков, дидактиков, методистов, и поэтому его следует организовывать в особых учреж­дениях.

Формирующий эксперимент используется при поиске оптимальных технологий профессионально­го образования, эффективной методики профессио­нальной подготовки на предприятии, инновацион­ных способов повышения квалификации.

К генетическим методам исследования следует также отнести мониторинг профессионального разви­тия и профессионально-образовательного процесса.

Мониторинг как метод исследования может быть рассмотрен с различных позиций, обусловленных его объектом. В качестве объектов мониторинга в систе­ме профессионального образования могут выступать:

• учебная и учебно-профессиональная деятель­ность обучаемых;

  • развитие личности обучаемых;

  • становление учебной группы;

  • профессиональная деятельность преподавателя;

  • профессиональное развитие преподавателя;

  • становление педагогического коллектива.

В зависимости от выбранного объекта монито­ринга возникают специфические цели и задачи, свя­занные с его реализацией на практике, т. е. в каждом случае мы будем иметь определенный вид монито­ринга. При реализации любого вида мониторинга проявляются определенные психологические осо­бенности, обусловленные его объектом.

Высокую значимость для системы профессио­нального образования приобретает мониторинг, объ­ектами которого являются развитие личности обуча­емых, а также развитие их учебной и учебно-профес­сиональной деятельности. Данный вид мониторинга позволяет получить информацию о характеристиках, структуре, развитии учебной и учебно-профессио­нальной деятельности обучаемых, об изменениях субъекта этой деятельности, т. е. личности обучаемо­го (изменение характеристик, структуры субъекта де­ятельности, формирование психологических ново­образований).

Генетическая основа поведения: методы и примеры

В настоящее время принято считать, что гены, хотя и важны, обычно выступают в качестве основы, на которой факторы окружающей среды и ситуации могут влиять на развитие и действия человека. Гены могут формировать основу нашего поведения, но не обязательно контролируют его. Давайте узнаем больше о генетической основе поведения.

  • Мы начнем наше обучение с обзора генетической основы психологии поведения.
  • Затем мы углубимся в четыре широко используемых метода исследования поведенческой генетики.
  • После будут рассмотрены генетические основы поведения животных.
  • Затем мы научимся видеть, можно ли применить генетическую основу поведения к конкретному поведению, то есть генетическую основу просоциального поведения,
  • И, наконец, мы рассмотрим некоторые примеры генетического поведения.

Генетическая основа психологии поведения

Генетическая основа поведения в психологии исследует, можно ли поведение человека и животных объяснить генетикой. Эта область исследований известна как поведенческая генетика.

Поведенческая генетика обычно относится к исследованию и обсуждению того, какие гены могут влиять на поведение и в какой степени они это делают.

Генетическая основа поведения в психологии исследует, как наша ДНК влияет на наше мышление, поведение и действия. Наша ДНК унаследована от наших родителей, и на наше поведение влияют гены, которые мы наследуем. Роль наших генов в определении нашего поведения была исследована с помощью исследований близнецов, исследований усыновления и тестирования ДНК.

Важность исследования генетической основы поведения

Психологам необходимо исследовать генетическую основу поведения по разным причинам. Во-первых, предположим, что психологи понимают связь между генетикой и проблемами психического здоровья. В этом случае они могут определить более эффективные методы лечения или условия и ситуации, которые усугубляют проблемы у людей с генетической предрасположенностью к развитию проблем с психическим здоровьем.

Это может привести к более подробным и эффективным планам лечения для тех, у кого в семейном анамнезе такие проблемы, как депрессия.

Поведенческая генетика также может помочь нам лучше понять людей. Например, это могло бы помочь нам понять преступление и определить тех, кто с большей вероятностью его совершит.

Предположим, у кого-то есть дисфункциональный ген МАОА, и он находится в неблагоприятной среде, например, в жестоком воспитании. В этом случае мы сможем использовать эту информацию для адаптации и улучшения социальной работы для тех, кто в ней больше всего нуждается, что может привести к снижению уровня преступности.

Четыре метода поведенческих генетических исследований

Существует четыре часто используемых метода поведенческих генетических исследований: семейные исследования, исследования близнецов, исследования усыновления и молекулярная генетика.

Генетическая основа поведения: молекулярная генетика

Мы знаем, что существует генетическая основа поведения. Но в какой степени? Молекулярная генетика помогает нам точно определить, какие гены могут отвечать за определенное поведение. Исследователи могут выявить общие черты у людей с похожими чертами и поведением с помощью тестирования ДНК.

Проект «Геном человека» был значительным достижением в области поведенческих генетических исследований. После этого проекта в 2003 году у нас наконец-то появилась полная карта генома ДНК человека; это был огромный скачок в направлении определения конкретных генов, которые могут отвечать за поведение и черты человека.

Однако это не совершенная наука, поскольку несколько генов и комбинаций генов могут отвечать только за одну поведенческую черту.

Молекулярно-генетические исследования также помогли нам лучше понять взаимодействие генов и окружающей среды и роль эпигенетики в поведении.

Эпигенетика — это изучение того, как факторы окружающей среды влияют на экспрессию генов.

Распространенной моделью, предложенной для объяснения генетической основы поведения, является модель диатез-стресс.

Модель диатез-стресс утверждает, что люди имеют генетическую предрасположенность к нейродивергентному поведению. Если они подвергаются воздействию определенных и достаточных факторов окружающей среды, это вызывает развитие «атипичного» поведения.

Генетическая основа поведения: семейные исследования

Биологические семьи с большей вероятностью будут иметь генетическое сходство, чем небиологические семьи или между семьями. Если генетическая черта или поведение кажется обычным в семье, это может иметь генетическую основу для такого поведения.

Психологи и генетики поведения могут использовать эти данные для проведения дополнительных исследований. Однако биологические семьи часто также имеют общие факторы окружающей среды.

Братья, сестры и дизиготные близнецы имеют только 50% общего генетического состава.

Таким образом, может быть трудно отличить факторы окружающей среды или генетические факторы, ответственные за конкретное поведение.

В этом смысле споры о природе и воспитании продолжаются — мы оба являемся кульминацией наших генов и окружающей среды. Поэтому при изучении генетической основы поведения исследователи должны знать о потенциальных влияниях окружающей среды. Чтобы разобраться в этом, исследователи часто обращаются к исследованиям близнецов и усыновлений.

Генетическая основа поведения: исследования близнецов

Психологи и специалисты по поведенческой генетике, изучающие генетические основы поведения, часто полагаются на исследования близнецов. При проведении исследований близнецов исследователи сосредоточатся на монозиготных близнецах (выращенных вместе/раздельно) и/или дизиготных близнецах (выращенных вместе/раздельно).

Монозиготные близнецы : (также известные как однояйцевые близнецы) возникают, когда два человека образуются, когда одиночная оплодотворенная яйцеклетка делится на две части, что означает, что они имеют 100% общих генов.

Дизиготные близнецы (разнояйцевые близнецы) возникают, когда два человека формируются из двух отдельных оплодотворенных яйцеклеток, что означает, что они имеют только 50% общих генов.

Рис. 1 Монозиготные (однояйцевые) близнецы могут многое рассказать нам о генетической основе поведения.

Если у монозиготных близнецов больше сходства, чем у дизиготных близнецов, предполагается, что такое поведение, вероятно, имеет генетическую основу.

Christiansen (1977) провел исследование монозиготных (100% генетического сходства) и дизиготных (50% генетического сходства) близнецов.

Он обнаружил, что показатели соответствия преступности (вероятность того, что оба близнеца имеют одинаковый признак) были выше у монозиготных близнецов. Полученные данные позволяют предположить, что исследуемые близнецы должны иметь общую генетическую информацию, предрасполагающую их к совершению преступлений.

Исследования по усыновлению

Исследования по усыновлению также проводятся для исключения возможности воздействия окружающей среды на результаты генетических исследований. Исследования усыновления часто рассматривают два сценария:

Леонард Хестон (1966) исследовал, будет ли шизофрения развиваться у приемных детей, биологические матери которых больны шизофренией. Он обнаружил, что у 10,6% усыновленных детей развивается шизофрения. Это исследование показало, что в развитии шизофрении присутствует генетический компонент.

Генетическая основа поведения животных

В дополнение к наблюдательным и экспериментальным исследованиям, сравнительное исследование является распространенным методом, используемым для изучения генетической основы поведения животных.

Сравнительные исследования рассматривают черты животного и его предков, чтобы понять происхождение поведения.

Сравнительная психология изучает животных и их поведение, чтобы увидеть, какие области исследований и их результаты можно применить к людям.

Развитие и эволюция поведения животных

Считается, что поведение животных эволюционировало в результате естественного отбора на протяжении поколений. Чарльз Дарвин впервые выдвинул эту идею в своей книге «О происхождении видов». Поведенческие черты меняются из поколения в поколение, как и физические характеристики организмов.

Четыре принципа эволюции заключаются в следующем:

  • Отбор : Отбор относится к генетическому составу особей, влияющему на их способность выживать или производить потомство. В результате отбора более слабые гены постепенно удаляются из популяции, а более желательные гены и признаки становятся более распространенными в популяции.

Хищные животные, такие как олени, стали осторожными, что готовит их к опасным столкновениям и дает им больше шансов обнаружить опасность и избежать ее.

Теоретически животные, у которых эти характеристики выражены в меньшей степени, будут убиты хищниками до брачного возраста или не будут отобраны для спаривания.

Генетическая основа просоциального поведения

Проявляем ли мы добрые дела просто по доброте душевной, или у просоциального поведения может быть генетическая основа? Как свидетельствуют несколько исследований близнецов, многие психологи утверждают, что да.

Просоциальное поведение : добровольное поведение, которое помогает или приносит пользу другому.

Например, исследование Ando et al. (2003) обнаружили, что наследуемость кооперативности составляет около 47%. Другое исследование Pederson et al. (2015) обнаружили, что наследуемость доноров крови составляет около 53%.

Так каковы некоторые причины генетической основы просоциального поведения? Частично это может быть связано с нашим уровнем эмпатии или желанием быть альтруистичным . Исследователи обнаружили генетический компонент такого поведения.

Просоциальное поведение также может иметь эволюционное преимущество. Помощь другому в беде, которая позже может помочь вам, может иметь большое преимущество для выживания.

Такие типы союзов могут быть разницей между жизнью и смертью.

Рис. 2 Предложение руки помощи имеет генетическую основу для такого поведения.

Примеры генетического поведения

Возможно, одним из наиболее хорошо изученных примеров генетического поведения является ген MAOA, который, как показывают исследования, связан с агрессией. Некоторые люди рождаются с дефектной версией гена MAOA, MAOA-L, что приводит к высокому уровню агрессии, что приводит к синдрому Бруннера.

Синдром Бруннера, первоначально исследованный Brunner et al. (1993), — это редкое генетическое заболевание, вызванное мутацией в гене MAOA, что приводит к повышенному уровню ярости и агрессии.

В ходе исследования, проведенного Бруннером в большой голландской семье, было обнаружено, что пять самцов, проявлявших высокий уровень агрессии, имели дисфункциональный ген МАОА. Это привело к тому, что они совершали акты насилия, такие как угрозы людям, драки и нападения на людей и даже поджоги собственности.

Это пример того, как генетика влияет на поведение.

Также было обнаружено множество менее известных генов.

Например, было обнаружено 18 генов, которые могут быть связаны с аутизмом.

Наша способность связывать гены с поведением и функциями развития может помочь нам понять нейродивергенцию (когда кто-то думает, действует или ведет себя «нетипичным» образом).

За прошедшие годы поведение людей резко изменилось: от примитивных племен охотников-собирателей до сложных обществ, построенных на технологических достижениях. Это продукт эволюции и быстро меняющихся условий, в которых находятся люди, вносящий свой вклад в генетическую основу поведения.

Некоторые примеры генетического поведения, которые со временем изменились, включают язык, префронтальную кору (что приводит к снижению уровня насилия) и стратегии спаривания.

Наша способность формировать сложные общества, которые одновременно формируются и формируются человеческим поведением, также является результатом эволюции.

Генетическая основа поведения – основные выводы

  • Генетическая основа поведенческой психологии касается исследования и обсуждения того, какие гены могут влиять на поведение и в какой степени они это делают.
  • Исследования близнецов и исследования усыновления являются распространенными методами поведенческих генетических исследований.
  • В дополнение к наблюдательным и экспериментальным исследованиям, сравнительные исследования являются распространенным методом, используемым для изучения генетических основ поведения у животных.
  • Несколько исследований показали генетическую основу просоциального поведения.
  • Некоторые примеры генетического поведения включают исследования гена MAOA и эволюции.

Генетика поведения — Психология — Оксфордские библиографии

Введение

Генетика поведения — это изучение влияния генетики и окружающей среды на поведение. Изучая генетическое влияние, можно получить больше информации о том, как окружающая среда влияет на поведение. Почти на все виды поведения, изучаемые психологами, влияет наш генетический состав, поэтому вопрос заключается не в том, важны ли гены, а в том, как они влияют на эти виды поведения? Изучающие эту дисциплину положили конец старому спору о природе и воспитании. Мы знаем из тысяч исследований с использованием множества различных методологий, что и гены, и окружающая среда важны для понимания, если мы надеемся распутать тайны практически любого поведения. Среди интересных вопросов, которые нужно задать сейчас: как гены и окружающая среда работают вместе, чтобы влиять на поведение, и какие конкретные гены могут отвечать за различные типы поведения и каков их механизм действия? Область поведенческой генетики развивается и меняется так быстро, что многие статьи, включенные в эту книгу, взяты из относительно недавних работ. Включены некоторые основные положения, которые должны прочитать все, изучающие поведенческую генетику, и которые помогают объяснить историю этой области, а также представляют собой основополагающие статьи, которые до сих пор актуальны. Однако большое количество статей, включенных в эту статью, являются репрезентативными для многих сопоставимых статей. Этот выбор предназначен для того, чтобы читатель начал экскурсию в этот район. Следует отметить, что большинство научных статей в этой области количественно довольно сложны. Полезными будут знания в области анализа путей, моделирования структурных уравнений и матричной алгебры. Однако даже читатели, не обладающие этими знаниями, могут почерпнуть достаточно информации из этих статей, просматривая разделы результатов и вместо этого концентрируясь на обзорах литературы и резюме обсуждений.

Общие обзоры

Есть несколько текстов, содержащих интересный обзор генетики поведения в целом. Перечисленные здесь, в том числе Rutter 2006 и Kim 2009, носят довольно общий характер и охватывают широкий спектр моделей поведения. Кроме того, Сигал и др. 1997 и DiLalla 2004 представляют собой отредактированные тексты, полученные в результате фестивалей, в которых представлены главы с широким обзором сферы поведенческой генетики с акцентом на работу конкретного человека (Дэниел Г. Фридман в случае Сегала и др. и Ирвинг И. Готтесман в случае ДиЛалла). Bouchard 2004 и Malouff, et al.

2008 г. — журнальные статьи, содержащие общие обзоры исследований в области поведенческой генетики. Также есть две книги, перечисленные ниже Нэнси Сигал (Segal 1999 и Segal 2005), которые предоставляют информацию конкретно о близнецах. Они включены, потому что они предназначены для широкой аудитории и обеспечивают отличный фон для исследования близнецов.

  • Бушар, Томас Дж. Младший 2004. Генетическое влияние на психологические черты человека: обзор. Современные направления психологической науки 13.4: 148–151.

    Указывает на существующую литературу, демонстрирующую генетические эффекты практически на все изученные поведенческие черты. Эта статья делает следующий шаг, задавая вопрос о том, как определенные гены взаимодействуют с окружающей средой, влияя на поведение. Бушар утверждает, что распространенность наследуемости признаков может распространяться на все виды, а не только на людей. Доступен онлайн по подписке.

  • ДиЛалла, Лизабет Фишер, изд. 2004. Принципы генетики поведения: перспективы развития, личности и психопатологии . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Получено на основе праздничного письма профессора Ирвинга И. Готтесмана, пионера исследований в области поведенческой генетики. В этой книге представлены исследования, основанные на работах и ​​идеях Готтесмана, с особым акцентом на развитие, личность и психопатологию. Предназначен для исследователей и студентов в этой области.

  • Ким, Йонг-Кью. 2009. Справочник по генетике поведения . Нью-Йорк: Спрингер.

    DOI: 10.1007/978-0-387-76727-7

    Предназначено для студентов, изучающих генетику, психологию и психиатрию. Главы описывают исследования в различных областях поведения, включая психопатологию, интеллект и личность. Обсуждается поведенческая генетическая релевантность, а также передовые методологии и направления, в которых эти области будут развиваться в будущем.

  • Малоуф, Джон М. , Салли Э. Рук и Никола С. Шутте, 2008 г. Наследуемость поведения человека: результаты обобщения метаанализов. Текущая психология 27.3: 153–161.

    Мета-анализ наследуемости восьми различных поведенческих характеристик в сотнях исследований близнецов и усыновлений. Этот обзор предполагает, что человеческое поведение в целом примерно на 41 процент наследуется. Авторы также определяют возможные модераторы генетического влияния, которые будут важны для рассмотрения в будущих исследованиях. Доступен онлайн по подписке.

  • Раттер, Майкл. 2006. Гены и поведение: объяснение взаимодействия природы и воспитания . Молден, Массачусетс: Блэквелл.

    Эта книга с очень хорошими отзывами содержит удобочитаемый обзор поведенческой генетики и связанных с ней исследований, доступный для любой аудитории.

  • Сигал, Нэнси Л. 1999. Переплетение жизней: Близнецы и что они говорят нам о человеческом поведении . Нью-Йорк: Даттон.

    Чрезвычайно читаемая книга о том, как быть близнецом и об исследованиях близнецов. «Обязательно к прочтению», в котором содержится информация о близнецах из первых рук исследователя в этой области, который сам является близнецом.

  • Сигал, Нэнси Л. 2005. Неделимые на два: Жизни необыкновенных близнецов . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский ун-т. Нажимать.

    Еще одна захватывающая книга Нэнси Сигал, на этот раз с использованием нескольких наборов близнецов, тройняшек и четверняшек, чтобы продемонстрировать, как гены и окружающая среда играют решающую роль в поведенческом развитии.

  • Сигал, Нэнси Л., Гленн Э. Вайсфельд и Кэрол Кронин Вайсфельд, ред. 1997. Объединение психологии и биологии: объединение взглядов на развитие человека . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Эта книга посвящена работе Дэниела Дж. Фридмана, чьи исследования были сосредоточены на интеракционистской точке зрения на человеческое поведение. Исследования охватывают генетику, биологию, межкультурную работу и эволюцию, в том числе интересный раздел об использовании Фридманом фильма для изучения и обучения поведению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *