что это такое в психологии
Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень творческой одаренности (таланта). Попытки понять сущность гения предпринимались неоднократно, но до сих пор эта сущность так до конца и не раскрыта. Причина состоит в том, что, как писал Ш. Рише (1895), невозможно установить абсолютной границы между гением и талантом. Эта граница субъективна. Несмотря на это, выделялись особенности гениев, и первой из них называлась оригинальность. Ш. Рише писал, что все гении «.отличаются от окружающей их среды. В них зарождаются идеи, которых не было, да и не могло быть в людях, живущих рядом с ними. Они инициаторы, они оригиналы. Оригинальность. есть истинный и единственный признак гениев. Они видят больше, лучше и, главное, иначе, чем обыкновенные люди» (с. 5). «Без оригинальности, без некоторой странности представления вы во всю жизнь останетесь бесцветным и бесполезным ученым и ни на шаг не уйдете от своих предшественников», — пишет Рише (с.
Ш. Рише отмечает, что «гений — это человек, который может сделать больше, лучше и иначе, чем его современники. Это, следовательно, существо анормальное, исключение. А между тем природа не любит исключений. Она стремится искоренить их» (с. 7). Этому способствует и характер многих гениев: «Гениальный человеке не всегда является элементом счастья и полезности; очень многие гении были губительны» (с. 32).
Этот же исследователь пишет, что «гений не приобретается путем огромных усилий. Очень часто глубокая мысль появляется внезапно, не вызывая со стороны ее автора ни малейшего усилия» (с. 9). Об этом же, кстати, писал и Ч. Ломброзо: особенность гениальности по сравнению с талантом состоит в том, что она является чем-то бессознательным и проявляется неожиданно.
Следовательно, гений творит бессознательно, талант же творит рационально, на основе продуманного плана. «Терпение, — пишет Ш. Рише, — создавало почтенные и посредственные вещи и никогда ничего больше, гений же непосредствен и безграничен, чем бы он ни занялся. В уме гениального человека есть что-то не поддающееся измерению, необычайное» (с. 10).Помимо бессознательности творчества гения Ш. Рише указывает на впечатлительность и силу чувств, таинство вдохновения. Неслучайно, как отмечает В. Гирш (1895), «гений» в древних языках — это «божественный дух».
Однако из взглядов Ш. Рише следует, что в творчестве гения участвует и рациональное мышление. Так, он полагал, что в основе дифференции людей лежат две «психологические силы»: созидательная — проявляющаяся в смелых и неожиданных ассоциациях, и критическая — умеряющая и исправляющая ассоциации. Эти две силы у людей проявляются по-разному. У «безумцев» господствует первая, но нет второй; есть импульс к действию, но отсутствует способность сдерживания его.
Поскольку уже несколько столетий философы не могут дать определение слову «гениальность», В. Гирш приходит к выводу, что этим словом вообще нельзя пользоваться как научно-психологическим понятием. Разводя понятия «талант» и «гений», В. Гирш писал: «Талант — это. материал художественной творческой силы. Это как бы инструмент художника, тогда как гениальная творческая сила соответствует художественной деятельности, умеющей извлекать из инструмента звуки»
(с. 48). Надо сказать, что это обращение к метафоре не очень помогает научно обосновать различия между талантом и гением.Ценной является мысль В. Г ирша, выраженная, правда, скорее намеками, чем прямо, что оценка гения и его оригинальности зависит от внешней среды, окружающей гения, от воприятия его обществом. «Одинаковые психические склонности могут в одном случае привести к оригинальности, а в другом — нет, так как это в немалой степени зависит от внешних обстоятельств и условий» (с. 26). «Источник гения ищут уже не в нем самом, а во впечатлительности других. Но от этого гениальность теряет всякое значение как психологическое понятие, потому что таковое должно быть неизменным и не зависеть от внешних явлений» (с. 28). Действительно, при оценке гениальности (впрочем, как и таланта) учитываются внешние критерии — значимость творческого продукта для общества, его новизна, но не потенции творческого ума. Открытия зачастую происходят случайно; кроме того, большую роль играют эпоха, в которую живет творчески одаренный человек, исчерпанность данной области знаний предшественниками. Будь человек хоть семи пядей во лбу, но изобретение им велосипеда не будет воспринято современным обществом как проявление гениальности. Отсюда возникает вопрос: как измерить гениальность? По этому поводу Г. Жоли писал: «Первый изобретатель кремневых орудий или нумерации имеет столько же прав на имя великого человека, как и первый изобретатель паровых машин или дифференциального исчисления.
Г. Жоли пишет, что гениальность представляет собой гармоничное сочетание нескольких дарований: «способности замыслить нечто великое», единого взгляда на многообразие идей и отношений между ними, воображения, воли и совершенного владения техниками своего искусства, благородного и горячего сердца, великодушия, пламени любви и доброты.
В. Гирш на том основании, что все психические процессы есть у каждого человека, утверждает, что со словом «гениальность» нельзя связать определенное психологическое понятие и что «никто не мог бы сказать, где лежит граница обыденного и начинается гениальность; поэтому психология не вправе делить людей на определенные классы и виды, как это мы делаем с растениями» (с.
В. Гирш писал, что «мы не в состоянии установить определенных психологических особенностей, присущих для всех гениев» (с. 58).
В. Оствальд (1910) уделил внимание такому вопросу, как способность гения реализовать свое дарование. Он пишет, что одаренных рождается гораздо больше, чем тех, кто смог развить свои способности. Поэтому общество должно быть заинтересовано в изучении условий формирования гения. Оствальд создал психобиографию как метод исследования одаренности и гениальности, включающий анализ биографий, личных высказываний, частных разговоров и писем великих людей.
В. Н. Дружинин (1999) дает следующую «формулу гения»:
Гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики.
Поскольку креативность, — пишет он, — преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие разных факторов может привести к одному и тому же эффекту — гиперактивности головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности, которая выражается в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности.
О гениальности А. В. Либин пишет следующее: «Гений — не просто = одаренность + талантливость»
Гений есть терпение мысли, сосредоточенность в известном направлении.
И. Ньютон
У меня нет никакого таланта — есть только упрямство мула и страшное любопытство.
А. Эйнштейн
Секрет гения — это работа, настойчивость и здравый смысл.
Т. Эдисон
Гений — это человек, который знает о своем выдающемся таланте и все же продолжает работать.
А. Крыжановский, академик
Джон Бриггс, автор книги «Огонь в сосуде: алхимия гениальности» (Нью-Йорк, издательство «Сэйнт-Мартин Пресс», 1988 г.), исследовал гениев, чтобы выяснить: что у них есть общего? Вот что он обнаружил:
Гении сочетают в себе скромность и тщеславие.
Для них характерна потребность работать, работать и работать.
Они целеустремленны до одержимости.
Их взгляд на мир отличается от обычного.
Они исследуют новые возможности.
Бриггс заключил, что гении не обязательно умнее других. Просто они обращают внимание на то, что другими игнорируется. У них особое понимание того, что важно, а что нет. Их склад ума имеет характерные черты. Например, они открыты для нового, они учатся на ошибках, их заботит мир в целом.
Кинчер Дж., 1997, с. 152.
Гении подобны бронетанковой колонне: молниеносный прорыв на необитаемую территорию неизбежно оставляет неприкрытыми фланги.
А. Костлер, писатель
Гениальность — Психология человека
Гениальность — это как раз то, что не укладывается ни в какие правила.Даниил Александрович Гранин
Гениальность и гении, которые ее собой олицетворяют, являются настоящим украшением нашего заурядного и консервативного общества, в котором большинство людей не способны, а точнее, не приучены создавать что-то принципиально новое и уникальное, они не умеют творить, а могут лишь подражать, копировать и выполнять ту работу, которую их когда-то научили делать. Большинство людей могут жить однообразной жизнью бесконечно долго, совершенно ничего в ней не меняя. Дай им двести, триста, пятьсот лет жизни и они все это время будут жить так, как жили предыдущие годы, даже не пытаясь что-то изменить без острой необходимости. А гении меняют мир, потому что хотят и способны это делать, они дают миру что-то принципиально новое, яркое, сильное, что способно сделать жизнь людей качественнее и интереснее. Такие люди являются инициаторами больших и малых перемен, и не только в своей, но и в общественной жизни. Способность творить делает их особенными людьми, которыми общество может восхищаться, а может и травить их. При этом гениальность гениев не является чем-то сверхъестественным, чем могут обладать только избранные люди с рождения. Это не божий дар и не чудо природы. По моему мнению, мы все можем быть гениями. Кто-то будет им в большей, а кто-то в меньшей степени, в зависимости от того, как именно каждого из нас будут воспитывать и учить. Гениальность можно в себе развить, я в этом абсолютно уверен. И в этой статье мы с вами вместе в этом убедимся.
Друзья, я расскажу вам о гениальности только то, что сам узнал, открыл для себя, наблюдая за гениальными людьми и общаясь с некоторыми из них. Никаких чужих мыслей здесь не будет, никаких чужих рассуждений, ничего такого, что кто-то когда-то уже писал и говорил о гениях. Не хочу ни за кем ничего повторять в столь важной теме. Все то, что уже известно о гениях и гениальности вы и без меня узнаете, ибо известные мысли копируются быстро и их везде можно найти, в самых разных источниках. А у меня здесь будет только мое – мои мысли, мои открытия и мои наблюдения.
Что такое гениальность
Если говорить просто, то гениальность – это способность придумывать что-то новое, необычное, особенное, уникальное. Попусту говоря, гениальность является проявлением высших творческих способностей человека. Гении привносят в этот мир что-то такое, чего в нем раньше не было. И чем сильнее отличие этого нового от всего существующего, тем гениальнее идея, мысль, изобретение, творчество гения. Гениальность выражается в уникальности, особенности, неповторимости. Гений может принимать решения, которые другим людям будут непоняты, из-за их шаблонного мышления и ограниченности. Гений может рассуждать так, как никто и никогда не рассуждает, потому что гении мыслят свободно, давая волю своим мыслям, фантазиям. Гений способен выдавать совершенно абсурдные для большинства людей идеи, которые кажутся таковыми из-за их необычности и гениальность которых люди смогут понять лишь спустя какое-то время, когда увидят результаты от реализации этих идей.
Гениальность не абсолютна
Гении способны дать миру выдающиеся идеи, уникальные изобретения, великолепное творчество, но они не во всем могут быть гениями. С одной стороны, их мозг работает по-особенному, он умеет мыслить за рамками известных алгоритмов, поэтому, они могут придумать новые подходы ко всем известным задачам, чтобы решить их более эффективным способом. Но с другой, никакой мозг не обладает такой мощью, чтобы всегда мыслить творчески и не пользоваться известными решениями в повседневной жизни. Поэтому, в каком-то деле гений может полностью свою гениальность раскрыть, придумав что-то необычное, чего еще никогда не было в этом мире, а в чем-то он будет таким же простым человеком, как и большинство других людей. Он также будет передвигаться по земле, утолять голод с помощью обычной пищи, чистить зубы традиционным способом и многое другое делать так, как это делают все. Ему в этих делах не нужно искать какие-то новые решения, хотя он мог бы это сделать, если бы захотел. Такой человек обычно проявляет свою гениальность в отношении какой-то одной, самой главной для него задачи, в которой он мыслит безгранично, чтобы добиться уникального результата при ее решении. А в остальных делах он ведет себя намного проще, как обычный человек, чтобы не перегружать свои мозг малозначимыми для него вещами.
Или вот если говорить о заработке денег, то гений в этом деле может быть не так уж и успешен. Гениальный человек совсем необязательно должен быть богатым. Потому что мозг, который может творить в искусстве или изобретать новые приборы, или в науке какие-то открытия делать и мозг, который только на добыче денег сосредоточен – это совершенно разные мозги. Зарабатывать много денег можно вообще без какой-либо гениальности, действуя по известным сотни и даже тысячи лет алгоритмам. Конечно, гениальность человека способна дать миру что-то настолько выдающееся, что потом прославит и обогатит его, но это совсем необязательно. Не всегда гении, которые что-то придумали, обогатились на этом. Гений может что-то сотворить, но не сможет этого продать. А коммерсант сможет, потому что у него мозг на это настроен. Или в некоторых случаях предприимчивый человек может даже присвоить себе творение гения, продать его и таким образом разбогатеть. Так что, гений совсем необязательно должен уметь решать задачи, связанные с заработком денег, чтобы считаться гением. Посему фраза: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» к таким людям неприменима. Дело не в том, умный человек или нет, а в том, в чем именно он умен или, говоря иначе, все зависит от того, к чему он свой ум прикладывает. Далеко не всем гениям интересно заниматься вопросом заработка денег, они этого могут не хотеть, им это не интересно. Их мышление способно увести их в такие дали, где расцветает масса интересных идей, обдумывание которых просто не позволяет этим людям отвлекаться на мерзкие дела. Но если гений все же использует свои способности в коммерческой деятельности, то, разумеется, может многого добиться. Только тут надо еще учитывать то, что гениальный ум не настолько дисциплинирован, чтобы действовать строго по плану, чтобы придерживаться какого-то порядка, которого требует серьезная деятельность, тот же бизнес. Ум гения, он как вулкан, который неизвестно когда разверзнется, выдав выдающуюся идею, которую ведь еще надо осуществить, чтобы она начала приносить пользу обществу, а самому гению доход. Поэтому, среди известных богачей не так много гениев, но они тем не менее, есть. Таким людям просто иногда еще нужны помощники, которые способны внедрить их идеи в общество, продать их ему в виде конечного продукта. Такие помощники дополняют своим практичным мышлением творческое мышление гениев.
Таким образом, лично я полностью уверен в том, что нет таких гениев, которые были бы гениальны абсолютно во всем. Каким бы гением ни был человек, его гениальность не может распространяться на все, с чем он взаимодействует, это невозможно. В чем-то такие люди даже могут принимать совершенно ошибочные решения и в определенных ситуациях будут уступать в сообразительности другим людям, не обладающим гениальным умом. Ведь ум не может одинаково эффективно подходить к решению абсолютно всех задач, он не может проявлять креативность во всем, на это у него просто не хватит ресурсов. Наш мир настолько сложен, что никакой, даже самый гениальный ум не способен в нем разбираться настолько хорошо, чтобы всегда и во всех областях выдавать выдающиеся результаты. Преуспеешь в одном, упустишь в другом, выдашь гениальное решение в одном вопросе, совершишь ошибку в другом. Поэтому, не нужно видеть в гениях этаких супер-людей, которые могут принимать гениальные решения всегда и во всем. Не могут.
Что дает гениальность
Давайте теперь подумаем, зачем вообще нужна гениальность, как отдельно взятому человеку, так и человечеству в целом. Все-таки, гениев у нас не всегда и не везде любят, их не все понимают, они иногда мешают людям жить нормальной спокойной жизнью. Поэтому, может быть они и не нужны, может и без всякой гениальности можно прожить? Боюсь, что нельзя. Гении и их гениальность нужны для серьезных перемен. А перемены необходимы для общего развития человечества. Без развития у людей могут появиться большие проблемы, для решения которых необходимы именно гениальные решения. Они и так есть, эти проблемы, когда это люди жили без проблем. Но они могут перерасти в очень серьезные проблемы, если их долго не решать. Я уже не говорю о том, что идеи некоторых гениев делают нашу жизнь комфортнее, интереснее, красивее, если бы не они, мы бы развивались значительнее медленнее и, следовательно, жили бы хуже. Вот и сегодня перед человечеством стоит множество проблем, решить которые могут только гениальные умы. Та же экология, проблема с которой известна уже давно, энергетика, требующая качественных изменений, разного рода социальные проблемы, в том числе проблема войн, со всеми ними обычный ум справиться не может, иначе мы бы эти проблемы уже решили. А пока, они как стояли, так и стоят перед человечеством. И гении могут с ними справиться, может быть уже справились, предложив какие-то идеи, которые сильные мира сего по тем или иным причинам не спешат реализовывать. С той же проблемой голода когда-то удалось частично справиться с помощью генной инженерии, которая позволила получить более высокие урожаи. Уж и не знаю, насколько это является заслугой отдельных гениев, но само по себе решение, учитывая ее эффективность и уникальность оказалось весьма гениальным. Хотя до этого решения люди занимались селекцией, тоже для повышения эффективности в сельском хозяйстве, и она тоже давала хороший результат. Многое из того, что нас сегодня окружает и делает нашу жизнь лучше, и интереснее, является результатом работы гениальных умов.
И наша жизнь может стать еще лучше, благодаря гениям и их идеям. Давайте с вами пофантазируем на пальцах, представив себя на месте гениев, и посмотрим, что такого особенного можно придумать, чтобы жизнь людей сильно изменилась. К примеру, есть у нас такое транспортное средство, как автомобиль, ну и любое другое транспортное средство, передвигающееся по дорогам. Можно придумать такое изобретение, которое позволит автомобилю передвигаться не с помощью колес, а за счет антигравитации, с помощью специальной установки, заменяющей колеса, которая будет поддерживать автомобиль в воздухе на определенном расстоянии от земли. Колеса уже будут не нужны, равно как и дороги в привычном их виде, понадобятся только какие-нибудь направляющие, по которым будет двигаться автомобиль. А эти антигравитационные установки будут делать ход плавным, рассчитывая расстояние до земли таким образом, чтобы игнорировать все ямы и кочки. В качестве энергии тоже может быть задействовано что-то антигравитационное, возможно даже это будет естественным образом возобновляемый источник энергии. И еще можно сделать вокруг автомобиля магнитное поле, которое будет защищать его от столкновения с другими предметами, включая людей и автомобили. Если человек, передвигаясь на своей машине наткнется на какую-то преграду или в него влетит другой автомобиль, то магнитное поле плавно погасит удар, чтобы не допустить физического столкновения с транспортным средством. В общем, вот так примерно можно придумать что-то новое, так может выглядеть гениальное решение известной задачи в будущем. Гениальные люди способны такие и даже более интересные идеи продумать и осуществить. Сами понимаете, как такие новшества способны улучшить нашу жизнь, это будет гораздо более удобная, комфортная, безопасная и интересная жизнь. Те же 3D принтеры в будущем могут сильно изменить мир, когда с их помощью можно будет печатать для себя самые разные вещи, которыми мы пользуемся в повседневности, в том числе еду, одежду, бытовые приборы и прочее. Только представьте себе, как это здорово, скажем, взять и создать себе необходимые продукты из окружающих атомов, практически без всяких затрат и без всевозможных вредных веществ.
Вот ко всему этому нас может привести гениальность. Поэтому, очевидно, что гении нам нужны, как и гениальные решения, которые могут выдавать и самые обычные люди, когда к ним придет озарение или, что более вероятно, благодаря тяжелой и продолжительной умственной работе.
Как стать гением?
Ну и главный вопрос, касающийся гениальности: как ее в себе развить или в своих детях? Как стать гением или сделать гением кого-то другого? И здесь мое изучение данного вопроса говорит мне, что первое, что нужно сделать – это избавиться от страха перед свободой мысли. Да, именно страх – враг гениальности. Именно он ее и убивает. Я вот считаю, что в каждом человеке живет гений, только у большинства людей он задавлен, его запугали, подавили, поэтому он не дает о себе знать. Постоянная критика человека за его нестандартное мышление, насмешки над его идеями, которые другие люди не в состоянии понять, а также работа, предназначенная в большинстве случаев для заурядных, а не гениальных умов, вынуждает людей отказаться от ростка своей гениальности, не давая ему возможности в себе прорасти и расцвести. Люди решают быть как все, лишь бы жить спокойной жизнью, чем подвергаться постоянным нападкам за свое стремление развить и проявить свою гениальность. Никому не нравится, когда рядом есть кто-то, кто мыслит иначе, в особенности, если мысли этого кого-то в разы лучше твоих собственных мыслей. Поэтому, гениев часто недолюбливают. И из-за этого им мешают развивать свою гениальность.
Скажем честно, современному миру гении, они же творцы, в большом количестве не нужны. Миру нужны люди-автоматы, способные дисциплинированно выполнять какую-то рутинную работу изо дня в день, не думающие слишком много, предсказуемые в своих поступках, алгоритм мышления которых можно легко просчитать, чтобы нужным образом повилять на них. А гении, конечно, тоже нужны, но в очень небольшом количестве. Гении не смогут работать на большинстве должностей, требующих послушания, а не великих идей, они не смогут стоять за конвейерами, за станками, не смогут ковыряться в совершенно бессмысленных для них цифрах, не смогут совершать телефонные звонки клиентам и общаться с ними так, будто у них нет ушей, не говоря уже о мышлении, зачитывая всякую чушь по бумажке, в надежде получить от клиента необходимый отклик. Во всю эту возню, которой занимаются обычные люди, чтобы прокормить себя и порадовать всяким хламом, гении не могут встроиться. А ведь общество должно вот так работать, как один большой механизм, чтобы производить необходимые для жизни блага, чтобы все в нем было спокойно, предсказуемо, поэтому ему и люди нужны соответствующие, этакие беспроблемные шестеренки, коими гении быть не могут, ибо их ум всегда призывает их отклониться от заданной модели поведения, чтобы придумать что-то новое, что-то лучшее, чем есть. Вот и душат в людях всякую гениальностью, попусту запрещая им мыслить вне необходимых обществу рамок. Людей критикуют за все, что не соответствует существующему положению дел, начиная со школы. Ведь все наше базовое образование построено на принятии человеком уже существующих в мире знаний. Никто не говорит вам на уроках: придумай что-нибудь свое, придумай новое решение задачи, придумай свою теорию происхождения человека, придумай свое мнение по тому или иному вопросу. Так нельзя. Надо, чтобы человек мыслил исключительно в рамках существующих правил. Это нужно, конечно же, чтобы решать различные задачи в жизни, пользуясь открытиями и знаниями многих поколений, но это не развивает, а подавляет в человеке гениальность. Соответственно, чтобы развивать гениальность, нужно идти против всего существующего, против порядка, против традиций, против ограничений. Человеку надо, не столько бунтовать, идя против общества, сколько просто не бояться быть особенным, не таким, как все. Нужно не бояться критики, нужно не бояться насмешек, нужно не бояться отвержения людьми, нужно не бояться ошибок, за которые у нас принято критиковать, тогда человек создаст необходимые условия для развития в себе своей гениальности.
Следующее, что нужно сделать – это начать фантазировать. Чем больше вы будете фантазировать, тем быстрее вырастите в себе гения. Гениальные люди дают волю своей фантазии, совершенно ни в чем ее не ограничивая. Это полезная работа даже для тех, кто не стремится стать гением просто потому, что она позволяет развить воображение, без которого очень сложно планировать, прогнозировать, просчитывать события, а значит и думать наперед. Вот когда мы с людьми занимаемся развитием мышления, то один пункт в наших письмах обязательно бывает посвящен развитию творческого мышления, и я прошу людей пофантазировать на ту или иную тему, настойчиво добиваясь от них совершенно безграничного полета мысли, чтобы они допускали все абсолютно, любой расклад, любые события, чтобы предлагали даже самые бредовые идеи. Гениальность рождается в бесстрашии перед мнением других, а расцветает в абсолютной свободе мысли и чувств. Фантазировать можно самому, а можно вместе с кем-то, общаясь на такие темы, которые позволяют воображать самые необычные вещи. Прекрасно помогает развить фантазию чтение фантастики, не просмотр фантастических фильмов, где человеку предлагают уже готовые образы, а именно чтение, где надо самому воображать себе то, о чем идет речь в книге. Чем больше необычных образов будет появляться в голове человека, тем лучше. Потом он сможет сам, без чьих-либо подсказок что-то такое вообразить, придумать, что окажется полностью уникальным. Может быть и не полезным, но уникальным.
Еще человеку нужно регулярно ставить перед собой или перед тем, из кого он хочет сделать гения такие задачи, у которых нет известного решения, чтобы это решение нужно было придумать. Пусть даже оно будет неверным, главное, чтобы человек придумал что-то свое, что-то новое. Можно предложить человеку мысленно изменить любой существующий порядок вещей. К примеру, можно попросить его придумать какой-то новый способ передвижения людей, которого ранее никто не предлагал. Можно попросить его придумать новый вид спорта, либо абсолютно новый, либо на основе существующего. Во втором случае можно взять любой существующий вид спорта, скажем, футбол и разложить его на составные части: одиннадцать игроков в команде, которые бегают по траве на поле и гоняют круглый кожаный мяч, который надо забить в ворота, ну и так далее. И затем уже можно попробовать изменить каждую составляющую этого вида спорта. Скажем, почему бы не изменить количество игроков, или почему бы не заменить траву и футбольное поле на что-то другое, или почему бы вместо мяча не использовать какой-то другой предмет и не в ворота его загонять, а куда-то еще, или почему бы гонять его не ногами, а другими частями тела. В общем, смысл в том, чтобы существующее разложить на части и подумать о том, чтобы изменить одну или несколько этих частей, предложив вместо них какую-то новую идею, которую раньше никто не предлагал. Человеку надо выйти за пределы известных ему алгоритмов мышления, чтобы разбудить в себе гения. Мы ведь привыкли не столько думать о том, как что-то сделать, сколько пользоваться готовыми решениями, о которых знаем заранее или пытаемся узнать. Наше стандартное образование учит нас запоминать решения разных задач, а потом, вспомнив о них, использовать их. А гениальное мышление не столько запоминает и воспроизводит, сколько придумывает. Потому оно и гениальное, оно расширяет границы известного, а не придерживается их.
Я считаю, что гения в человеке надо именно развивать, а не ждать, когда природа пошлет нам таких людей в готовом виде. Считается, что большинство людей обладают заурядным мышлением, средними способностями, не имеют никаких особых талантов, словом, ничем особым не выделяются, они самые обычные люди. Пусть так. Даже хорошо, что оно так. Я вот лично против того, чтобы делать ставку на природу, ожидая от человека каких-то выдающихся способностей с самого его рождения. Человек – это материал, который нужно обрабатывать, чтобы сделать из него что-то ценное и даже выдающееся. Пусть и передается что-то по наследству, пусть и влияет внутриутробное развитие человека на его дальнейшие способности, все равно нам надо отключить свою врожденную лень, которая призывает нас рассчитывать на все готовенькое, данное свыше и работать с человеком, с любым человеком, работать с ним так усердно, как это необходимо, чтобы сделать из него выдающуюся личность, способную творить и давать миру что-то новое. И вот чтобы сделать из человека гения, нужно учить его мыслить свободно, без всяких рамок и ограничений, и не бояться этого. Не знаю, можно ли это совместить с обычным мышлением, необходимым человеку для решения стандартных задач, которые нужно решать известными способами. Возможно, что и нет, и потому гений должен иметь особые условия жизни. Но если нам нужны такие люди, если человек сам хочет развить свою гениальность, он должен отойти от стандартного алгоритмического мышления и начать мыслить свободно, даже можно сказать, хаотично, беспорядочно, энтропично, чтобы мысли разлетались в разные стороны, создавали любые возможные связи до тех пор, пока его мозг сам не приведет все в порядок и не выдаст какой-то особенный, ранее неизвестный результат.
Впрочем, для мира творение отдельно взятого гения может оказаться и не новым, оно ему уже может быть известно. Это творение должно быть новым прежде всего для самого гения, потому что это будет означать, что он своим умом смог прийти к тому, к чему уже приходили другие мыслители-творцы, гении, только он этого не знал. Но это и не важно. Главное, настроить свой ум на такую работу, чтобы он оказался способен мыслить беспредельно творчески, как это и полагается гениальным умам. Тогда он сможет и абсолютно новое что-то придумать, он много чего придумает.
Вот мы все любим помечтать, кто-то только мечтами и живет. Только наши мечты могут быть сильно ограничены какими-то известными нам законами, будь то законы физики, которые делают в этом мире что-то невозможным для нас или законы мышления, которые вынуждают нас придерживаться определенных правил при размышлении и рассуждении, допустим, это могут быть те же законы логики, законы здравого смысла и прочие законы. Все эти законы, с одной стороны, полезны, так как позволяют нам быть реалистами и мыслить, и действовать эффективно. Но, с другой стороны, они мешают нам прийти к чему-то новому, гениальному в своих мечтах. Вот, чтобы стать гением, нам надо отказаться от всех законов и от всех известным нам правил, которые мы знаем и мыслить, мечтать, делать что-то, думая, что в этом мире возможно все. Или, просто не думая о том, что что-то в нем невозможно. Когда вы вот эту свободу мысли обретете, вы обретете гениальность. Насколько именно вы будете гениальны, зависит от многих вещей, в том числе от ваших знаний, опыта. Но главное, вы сделаете – вы освободите от оков всех правил и законов свою мысль, позволив ей, как вольной птице вырваться на свободу и воспарить к небесам, где она найдет или создаст массу уникальных и очень интересных идей, часть из которых вы сможете использовать в жизни для решения разных проблем и задач, как себе во благо, так и во благо всего человечества.
Обратная сторона гения | Psychology Today
У гения есть личность, и многие из нас могут найти удивительным по крайней мере один ее аспект. Моя новая книга « Гений без маски, » раскрывает один особенно поразительный аспект гения: гении были настолько склонны к открытиям и настолько нонконформисты, что часто переступали черту этики в погоне за истиной.
Поколение исследований показывает, что гении, как правило, обладают тремя характерными чертами личности: автономией, открытостью и настойчивостью. Каждый из этих атрибутов может иметь преимущества для инноваций, но они также могут иметь и недостатки.
Исследователь творческих способностей Говард Гарднер сравнил креативных мыслителей с детьми. По его мнению, оба проявляют «эгоизм, эгоцентризм, нетерпимость, глупость, упрямство…», но, что более позитивно, «способность игнорировать условности, следовать указаниям, где они идут, задавать вопросы, которые взрослые обычно не замечают». спрашивая, чтобы перейти непосредственно к сути вопроса». Автономия — это характеристика, которую многие из нас на просторечии называют «сильной волей». Это позволяет для уверенной в себе интеллектуальной независимости. Кажется, ничто не мешает новаторам довести творческий процесс до конца. Самоэффективность наделяет творческих мыслителей решимостью продолжать через годы борьбы, скуки и негативности скептиков. Но, как указывал Гарднер, гениальная личность — это двусторонняя монета. На темной стороне находится потенциал стать высокомерным или самовлюбленным и вести себя оппозиционно или даже антиобщественно.
Любознательность и открытость опыту, второе измерение инновационной личности, не только распространены, но и необходимы для творчества. Большинство творцов, которых мы считаем гениями, — такие мужчины, как Дарвин и Пастер, и женщины, такие как Мария Монтессори, — были ненасытно любопытны и даже настолько беспокойны, что постоянно шли на риск, чтобы утолить свое желание знать.
«Креативность», согласно Дауду (1989), «требует, чтобы мы постоянно переоценивали наши существующие когнитивные категории и сохраняли готовность модифицировать или даже приостановить их при случае». Гении страстно ищут новых фактов и переживаний; информация рассматривается или комбинируется по-новому; пробуются нестандартные эксперименты. Но открытость также предполагает отсутствие сдерживания — отсутствие ограничений ожиданиями. Хотя все это доводит науку до предела, это также увеличивает вероятность пересечения тонкой грани допустимого научного поведения.
Настойчивость — последняя черта, которую чаще всего отмечают великие новаторы. Адельсон взял интервью у лауреатов Института Франклина 2002 года и обнаружил, что их целеустремленность и преданность решению проблем оказались чертой, наиболее согласующейся со всеми их успешными творческими начинаниями. Упорство позволяет креативным мыслителям преодолевать препятствия. Выдвигать идеи — это одно, а реализовывать их — совсем другое. Амбиции и дисциплина — это другие качества, которые поддерживают такую целеустремленность, которая позволяет творцам добиваться успеха. В то же время опасность неумеренных амбиций хорошо известна в науке, так же как в бизнесе и политике. Как и другие черты, немного амбиций — это хорошо, слишком много может быть социопатически.
Таким образом, автономия, открытость и настойчивость почти универсальны среди новаторов, и большинство предыдущих комментариев восхваляли творческую личность. Но есть некоторые гении, которые демонстрируют отвратительное пренебрежение к другим. Одним из самых печально известных примеров является Стэнли Милгрэм, наиболее известный своими исследованиями человеческого подчинения властям.
Милгрэм обманывал своих испытуемых, заставляя их думать, что они участвуют в эксперименте по изучению слов, тогда как на самом деле он проверял их готовность подчиняться авторитету. В ходе исследования Милгрэм убедил испытуемых думать, что они шокируют другого добровольца. Его вопрос заключался в том, как далеко они зайдут под руководством авторитетной фигуры? По словам самого Милгрэма: «Я задавался вопросом, могут ли группы заставить человека совершить действие, чье человеческое значение было более очевидным, возможно, вести себя агрессивно по отношению к другому человеку, скажем, применяя к нему все более сильные удары током… В этот момент мои мысли изменились… Насколько далеко может зайти человек по приказу экспериментатора? Это был яркий момент…»
Когда испытуемые Милгрэма усилили удары током, они услышали, как человек, предположительно подвергшийся шоку (который был спрятан за стеной), хмыкнул, затем пожаловался, а затем умолял прекратить эксперимент. На самом деле напряжение не подавалось, и то, что субъекты слышали, было записями, но субъекты верили, что все это было правдой. Если испытуемый останавливался или колебался, экспериментатор (авторитет) должен был спокойно, но энергично произносить подсказки, такие как «Пожалуйста, продолжайте»; «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжали»; «У вас нет другого выбора»; «Если вы не продолжите, нам придется прекратить весь эксперимент». Примечательно, что власти никогда не применяли принуждения, никогда не применяли угрозы.
Примечательно, что 65% участников применили максимально возможное напряжение — 450 вольт. То есть для двух третей всех испытуемых послушание преобладало над запретом причинять вред незнакомцу. Результат произвел эффект разорвавшейся бомбы, в том числе для специалистов в области психического здоровья и даже для Милгрэма. Сорок психиатров попросили предсказать, как далеко зайдут испытуемые. В целом они предсказывали, что большинство испытуемых не превысит 150 вольт. Они считали, что одна десятая процента испытуемых будет продолжать работать до 450 вольт.
Позже Милграм утверждал, что единственный способ ответить на его вопрос о подчинении властям — это создать реалистичную обстановку. Возможно, он был прав. Благодаря обоснованности его методов наука получила большое понимание. Как и многие другие, Милгрэм стремился понять, как немецкая общественность могла наблюдать, как нацисты уничтожают миллионы невинных. В отчете своим спонсорам Милгрэм написал: «… Однажды я задался вопросом, сможет ли порочное правительство найти во всех Соединенных Штатах достаточно моральных идиотов, чтобы удовлетворить потребности в персонале национальной системы лагерей смерти, подобных тем, которые существовали в Германии. . Теперь я начинаю думать, что полный состав можно было бы набрать из Нью-Хейвена.
Стэнли Милграм был не единственным, кто переступил черту этики в погоне за наукой. Даже любимец современных новаторов Томас Эдисон оказался втянутым в отталкивающую практику. Эдисон намеревался продвигать свою недавно изобретенную лампочку, подключенную к системе освещения, работающей от постоянного тока. Тем временем Тессла и Вестингауз разработали конкурирующую систему переменного тока. Как показано в биографии Эдисона Джозефсоном: «В любой день 1887 года можно было обнаружить, что Эдисон и его помощники заняты некоторыми жестокими и мрачными экспериментами: казнью бездомных кошек и собак электрическим током с помощью токов высокого напряжения. В присутствии газетных репортеров и других приглашенных гостей Эдисон и Бэтчелор присаживали маленькую собачку на лист жести, к которому были прикреплены провода от генератора переменного тока, подающего ток в 1000 вольт». Несмотря на показания доверенных лиц о том, что переменный ток не более опасен, чем постоянный, Эдисон вел «войну токов», в которой он намеревался подавить альтернативу Вестингауза. Действительно, публичные заявления Эдисона были настолько провокационными, что Вестингауз подумывал подать иск о клевете. Лишь 20 лет спустя Эдисон признал, что ошибался. Несомненно, это было не результатом чрезмерной оригинальности, а накоплением чрезмерной уверенности в себе на протяжении всей жизни.
Таким образом, при написании Разоблаченный гений открытие заключалось в том, что в случае некоторых гениев наиболее радикально оригинальное мышление может иметь самое большое слепое пятно для человеческого взаимодействия. Ради прогресса науки в решении проблем многих некоторые гении на удивление охотно шли на поводу у немногих.
ДР. РОБЕРТА НЕСС является автором книг Genius Unmasked и Innovation Generation: как производить творческие и полезные научные идеи и творчество в науке . Автор более 300 научных статей и книг. Она является членом Института медицины Национальной академии наук, членом Американского колледжа врачей, членом Американского колледжа эпидемиологии и частым советником Национальных институтов здравоохранения, Министерства обороны и Центров исследований. Контроль заболеваний.
Психология гениальности — Сабери Рой
Психология гениальности Сабери Рой О силе гения и необходимости разработки практических психологических моделей и решений для воспитания гениев Я много писал о творческом гении в других эссе. Однако психологический профиль гениев нуждается в отдельном обсуждении, потому что он очень интересен, а черты или атрибуты гениев настолько уникальны, что нуждаются в правильной идентификации и описании. Гений характеризуется высоким уровнем интеллекта, коэффициентом интеллекта выше 145, исключительно высоким уровнем независимости и высоким уровнем творчества. Большинство глубоких гениев очень независимы в своем мышлении, очень креативны и обладают очень высоким уровнем интеллекта. Гений обычно определяется такими основными атрибутами, как интеллект, творчество и независимость. Однако есть некоторые отличительные признаки, которые отличают гения от других людей. Гений и личность : Гении обладают уникальным характером и качествами. Они нарушители правил, разрушители систем, изменившие мир, провидцы и первопроходцы. В обществах, где гениев признают и ценят, у них больше возможностей использовать свои таланты. Но у гениев в менее развитых обществах или, скажем, в зонах конфликтов может не быть подходящих возможностей, и они могут стремиться уйти в себя, а некоторые могут впасть в депрессию, шизофрению или развить другие типы психических заболеваний. Без правильных возможностей и каналов некоторые могут стать асоциальными и преступниками. Гениальные личности уникальны, и обычно они либо очень замкнутые и тихие, либо очень общительные и социально умные. Некоторые гении могут колебаться между очень замкнутым и очень общительным. Некоторые писатели, художники, новаторы, творческие гении могут быть плодовитыми в своих способностях и творческих результатах, но могут быть очень тихими или молчаливыми в социальных ситуациях, а некоторые могут избегать всех видов социального взаимодействия. Гении обычно обладают очень заметными лидерскими способностями, они говорят вещи, которые вы запомните навсегда, и у них, как правило, сильные и влиятельные личности, которые вы не можете не заметить и не можете игнорировать. Даже самые тихие будут влиять на их социальные взаимодействия. Большинство гениев, даже самые тихие, также очень волевые, решительные и немного навязчивые. Гениальность и сила : Гении очень могущественны и впечатляющи, потому что они уверены в своих силах. Они уверены в своих качествах, знают, что могут влиять и оказывать определенное влияние на людей. Они привлекают людей своим блеском, и всех привлекает гений. Они как социальные магниты. Гении также очень интуитивны и проницательны, поэтому они понимают людей, предсказывают ответы и реакции и способны видеть мотивы людей насквозь. Именно это тонкое психологическое понимание людей и делает гения таким могущественным. Даже самые социально замкнутые гении — суперэкстрасенсы и очень хорошо понимают людей. Они просто знают и понимают кажущиеся необъяснимыми вещи, и поскольку они способны предсказывать ответы, они знают, как вести себя с людьми и ситуациями. Если человек со средним интеллектом придумает пять возможных сценариев и вариантов, то гении придумают 50 различных вариантов. Эта способность видеть ситуацию со всех сторон делает их сильными, потому что они могут лучше предвидеть ситуации и справляться с ними. Гении могут легко оценить сильные и слабые стороны людей, поэтому им легче обнаружить таланты и понять, на кого они могут положиться в решении конкретных задач. Гении также более осведомлены, и, как говорили несколько философов на протяжении веков и как еще раз подчеркивал Бертран Рассел, «Знание — сила». Гениальность и сексуальность : Все гении гиперсексуальны. Период. Половое влечение и либидо или жизненная сила — вот что движет гением. Половое влечение дает им амбиции и вдохновляет делать то, что они хотят, и многие гении достигают выдающихся подвигов благодаря своей жизненной силе или правильному направлению своего полового влечения. Некоторые, такие как Ньютон, могут испугаться полового влечения и попытаться подавить его, а другие, такие как Пикассо, будут открыто выставлять его напоказ, но всех гениев постоянно преследуют и мучают их сексуальные желания. Гении обладают столь же мощным самоконтролем наряду со своей взрывной сексуальностью, поэтому самоконтроль помогает им направить свои желания на более конструктивные и творческие занятия. Некоторые могут пойти по пути отрицания или отказа от своей сексуальности как своего рода личного вызова и сохранять целомудрие в течение длительных периодов времени. Научные исследования показали, что большинство людей с высоким интеллектом за всю свою жизнь имеют мало сексуальных партнеров и не спят с кем попало. Некоторые гении могут считать себя духовно, интеллектуально или морально выше, чем заниматься сексом с меньшими смертными, поэтому практика безбрачия связана с определенным уровнем гордости и высокой самооценкой. Хотя всем присущ определенный уровень бисексуальности, гении очень сильно ментально андрогинны, у них нет типичных мужских или женских черт и они не связаны с типичными гендерными проблемами, поэтому существует уровень сексуальной путаницы. Многие гении становятся геями, асексуалами или занимаются альтернативной сексуальностью. У некоторых, таких как Ван Гог, было несколько неудачных гетеросексуальных или гомосексуальных отношений. Оскар Уайльд, Леонардо да Винчи — гении, которым, возможно, было более комфортно со своей гомосексуальной стороной своей андрогинной личности. Многие из них открыто или тайно бисексуальны, хотя некоторые гении смиряются со своей андрогинностью и практикуют социально приемлемые формы сексуальности, такие как гетеросексуальное поведение, вступление в брак, создание семьи и так далее. Тем не менее, девиантное сексуальное поведение, такое как безбрачие, бисексуальность, гомосексуальность, альтернативная сексуальность, асексуальность, очень распространены среди гениев. Сублимация либидинозных или сексуальных импульсов через творчество может превратить многих гениев в долгосрочных целибатов или асексуалов. Гений и Творчество : Гений характеризуется ненасытным любопытством ко всему, за которым следует потребность в получении знаний в самых разных областях. Они могут быть высокотехничными, могут сосредоточиться на одном предмете, таком как информатика, хотя многие гении интересуются несколькими предметами, они многогранны, многозадачны, талантливы или одарены во многих областях. У них есть эта магическая или сверхъестественная способность делать многие вещи очень хорошо. Некоторые могут сосредоточиться на одной области и стать чрезвычайно продуктивными в этой конкретной области. Высокий уровень творчества, наблюдаемый у гениев, обычно является продуктом знаний, воображения, независимости и интеллекта. Поскольку гений мотивирован любопытством и обладает обширными знаниями, эти знания затем используются вместе с воображением, чтобы дать им уникальные и великие идеи. Один ингредиент, необходимый для этого, — независимость мысли. Гении очень независимы в своем мышлении, им нравится думать нестандартно, они слишком горды, чтобы полагаться на идеи других людей, поэтому независимое мышление дает им необходимый толчок для повышения их эго. Они лидеры мнений, и независимое мышление также необходимо для удовлетворения их творческих, сексуальных или жизненных побуждений. Независимость мышления дает им беспрецедентные творческие способности, поэтому большинство гениев преуспевают в технологических инновациях, творческих областях, таких как писательство, театр или архитектура, или они могут изобретать новые типы музыкальных композиций или танцевальные методы. Обычно гении находят выход своему творчеству, и обычно они очень продуктивны и плодовиты. Гениальность и безумие : Гении обычно немного эксцентричны. Им действительно нравится эксцентричность, потому что сумасшествие помогает им высвободить часть этого высокого уровня творческого напряжения. Более того, гении способны предсказывать реакцию и предвидеть события, поэтому они способны быстро анализировать многие факторы и действовать таким образом, который большинству людей покажется немного «сумасшедшим». Таким образом, обычно в безумии есть основной метод, наряду с кажущимся безумием в методе. Но у них отличная проницательность, поэтому они знают, что ведут себя как сумасшедшие, и они достаточно храбры, чтобы напрячь свое воображение и на самом деле вовлечься в какое-то временное безумие, очень хорошо зная, что они полностью контролируют свой разум. Они не боятся безумия. Люди со средним интеллектом контролируются своими мыслями, поэтому они действительно могут сойти с ума. Гении и люди с очень высоким интеллектом активно контролируют свой разум, поэтому, даже если они кажутся сумасшедшими, они довольно хорошо владеют своими мыслями, поэтому точно не сойдут с ума. Сказав это, некоторые гении боролись с глубокой депрессией, биполярным расстройством, шизофренией и так далее. У социально неприспособленных гениев может развиться психическое заболевание. Когда гении не могут найти возможности для своего творчества или происходит какое-то подавление их творческих способностей, в силу личных обстоятельств они могут потерять рассудок, стать асоциальными или полностью безумными. Крайне важно, чтобы мы предоставляли адекватные возможности детям и взрослым, которые демонстрируют очень высокий уровень интеллекта. Высокоинтеллектуальным детям необходимо давать дополнительные творческие задания и поощрять самостоятельное мышление, чтобы они не слишком расстраивались из-за того, что их способности не ценят. |