Гениальность или безумие: две стороны одной медали?
- Александра Зайцева
- bbcrussian.com
Некоторые психоаналитики считают Джойса типичным примером больного психоневрозом
«Бетховен и Ньютон, принявшись — один за музыкальные композиции, а другой за решение задач, до такой степени становились нечувствительными к голоду, что бранили слуг, когда те приносили им кушанья, уверяя, что они уже пообедали».
Итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо приводит в своей книге «Гениальность и помешательство» много таких примеров. «Дидро, нанимая извозчиков, забывал отпускать их, и ему приходилось платить им за целые дни, которые они напрасно простаивали у его дома», — пишет он.
В этой книге, опубликованной в середине XIX века, Ломброзо утверждал, что абсолютное большинство великих людей страдало душевными заболеваниями. Эта теория всегда вызывала немало споров.
Гений всегда должен выходить за рамки, за контекст своего времени, совершить что-то, что отвергнет стереотипы и существующие формы бытия.
«Именно поэтому изначально понятие сумасшествия не имело отношения к психиатрии, также как психиатрия не имела отношения к медицине», — утверждает психоаналитик, член-корреспондент европейской школы психоанализа Михаил Страхов.
По его мнению, психиатрия возникла как некий заказ общества на то, что стали появляться люди, несогласные жить как все, или просто такие, которые жить, как все, не могут.
Священное безумие
Для обычных людей этот мир является единственным, который они знают. Для безумца тот же самый мир с самого начала является чуждым, сложным, и именно в силу этого он, как никто другой, все ставит под вопрос.
Например, для своей эпохи открытия Коперника и Галилея были слишком «неудобными» и никак не вписывались в сложившуюся систему представлений о мире, своим современникам они казались сумасшедшими.
«Только сумасшедшему может придти в голову мысль усомниться в том, что вокруг Земли все вращается», — объясняет логику того времени Страхов.
«Или, например, Джеймс Джойс, который был совершенным безумцем и которого, если бы не издали в лавке Шекспира, наверное, никогда бы не узнал мир, а его произведения погрязли в психиатрических анналах. А так — это человек, который создал новую литературу», — приводит он другой пример.
В своей «Истории безумия в классическую эпоху» известный французский философ Мишель Фуко фактически описал историю западноевропейской цивилизации, в том числе цивилизации современной, как историю взаимоотношений с безумием.
Представление о безумии, связанном с искусством, идет от Платона, который писал о «священном безумии» в поэтическом творчестве, говорит преподаватель кафедры зарубежной литературы филологического факультета МГУ Александра Зиновьева.
В Средние века к безумцам относились еще терпимее, считая юродивых гласом божьим, а общение с ними — возможностью соприкоснуться с истиной.
Творцы XVII века описывают драму людей, которые пытаются отойти от абсолюта божественной веры и найти свою индивидуальность, но теряют разум.
«Стоит сбросить непрочный покров [веры], мир предстает в своем неприкрытом ужасе, — поясняет Зиновьева. — Шекспировские драмы нам об этом говорят. Вспомним хрестоматийные образы — Короля Лира или Офелию».
Болезнь романтиков
В первой половине XIX века безумие становится принадлежностью романтического сознания.
«Есть великие безумцы романтизма: в русской литературе это, наверное, Константин Батюшков. В немецкой — фигура интереснейшая это, конечно, Фридрих Гельдерлин», — рассказывает Зиновьева.
Для них безумие, добавляет она, «было в первую очередь связано с романтическим представлением об интуитивном прикосновении. О том, что к истине можно придти иррациональным путем, в творческом откровении».
Однако поэтов роднит не только схожее отношение к творчеству, но и душевная болезнь, которой оба они страдали.
Поставить диагноз через 200 лет — непростое дело, однако, по сохранившимся свидетельствам, в том числе и врачей, лечивших Батюшкова, можно предположить, что поэт страдал от шизофрении.
Когда ему было 33, болезнь приняла необратимый характер, и, неизлечимо больной, он провел вторую половину своей жизни, отгородившись от мира черным занавесом безумия.
В 1830 году его навестил Александр Пушкин. Батюшков его не узнал. В том же году Пушкин напишет: «Не дай мне Бог сойти с ума…»
Друг Батюшкова, поэт Петр Вяземский в своей записной книжке отметил одно из последних высказываний Батюшкова о своем творчестве: «Что писать мне и что говорить о стихах моих!.. Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было!»
Батюшков всегда настаивал на том, что поэт — это существо особенное, живущее одновременно, по крайней мере, в двух мирах: обыденном, повседневном и в мире мечты.
Доктор Антон Дитрих, лечивший Батюшкова в тридцатые годы, считал, что, одной из причин душевной болезни поэта стала особенность его душевного склада, в котором «воображение брало решительный перевес над рассудком».
«Страстность натуры Батюшкова была хорошим материалом для развития в нем психической болезни», — заявил врач.
Поток сознания
Эпоха декаданса — рубеж XIX-го и XX-го веков — во многом связана с фигурой Фридриха Ницше. В этот период безумие покидает область медицинской патологии и становится особой философией творчества.
«Давайте, например, вспомним знаменитый фолкнеровский роман «Шум и ярость». Там умственно отсталый Бенджи, потоком сознания которого фолкнеровский роман открывается, куда ближе стоит к полноте бытия, чем, скажем, его брат Квентин, студент Гарварда», — рассказывает Зиновьева.
Английская писательница Вирджиния Вулф в рассказе «Понедельник ли, вторник…» часто повторяет слово «истина». Истина, по ее мнению, в силу своей изменчивой, зыбкой, неуловимой природы противится рациональному анализу «Я хочу показать жизнь и смерть, разум и безумие, я хочу подвергнуть критике социальную систему, показать ее в действии…», — писала она о своем романе «Миссис Дэллоуэй».
Подпись к фото,Многие герои пьес Шекпира сходили с ума
Однако и в ее случае литературная одаренность шла руку об руку с душевными болезнями.
Уже в своем первом крупном романе «Путешествие вовне» Вулф мимоходом пишет о том, как сложно быть не таким, как все: «На лондонских мостовых красоту никто не ценит, но необычность не проходит даром, поэтому там лучше не быть слишком высоким, не носить долгополый синий плащ и не размахивать в воздухе левой рукой».
В один из мартовских дней 1941 года она ушла из своего загородного дома в Сассексе на прогулку и не вернулась. Ее тело было найдено в реке, куда она бросилась, наполнив карманы своего платья камнями.
XX век, по словам литературоведа Зиновьевой, распространяет категорию безумия, бывшую ранее привилегией творцов на всех людей: «Если, например, Ницше подписывался «распятый в одиночку», то немецкие поэты-экспрессионисты делали это уже целым поколением. У них сумерки кумиров переживает уже все человечество».
Антипсихиатрия против лечения
Так, поэты и писатели, открыв для себя категорию безумия как синоним откровения и постижения сути, недоступной для всех остальных, постепенно причислили к сумасшедшим и всех остальных людей.
Своеобразным продолжением этих идей стало возникшее в 60-е годы в США общественное движение, которое получило название антипсихиатрия.
Именно тогда люди задались вопросом, кто определяет «норму», по каким критериям, и имеет ли он на это право.
«Одна из идей антипсихиатрии, и она имеет под собой некие философские основания, заключается в том, что сама по себе психиатрическая система — это симптом и симптом общества», — рассказывает Михаил Страхов.
Американский психиатр Томас Сас является одним из видных деятелей антипсихиатрии. В своей работе «Миф о психическом заболевании» он заявил, что душевная болезнь не реально существующая вещь, а лишь понятие, выработанное нашей культурой.
По его мнению, «психическое заболевание существует или является реальным точно в том же самом смысле, в котором существовали или были реальны ведьмы».
К этому времени была описана и такая проблема как госпитализм, когда человек не может выйти из психиатрической больницы, потому что становится от нее зависимым.
Движении антипсихиатрии нашло широкую поддержку в Европе, охваченной тогда студенческими волнениями. Однако реальные изменения произошли лишь в Италии. Там в один день было решено закрыть все крупные психиатрические лечебницы.
«После закрытия этих больниц было открыто множество маленьких центров и сделан также акцент на амбулаторное лечение: когда человек не находится в больнице постоянно, а приходит на какие-то консультации. И у психиатрической службы, таким образом, возникла мотивация человека поскорее выпустить», — поясняет Страхов.
Эта реформа, говорит он, в итоге оказалась невероятно дорогой, но многие страны идут по этому пути в той или иной степени.
В России подобные гуманистические идеи стали известны лишь благодаря роману американского писателя Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», который также называют библией антипсихиатрии. Однако закрывать лечебницы пока никто не спешит.
Ум и одаренность зачастую передаются по наследству — Российская газета
Терпение и труд могут сделать из талантливого выпускника МФТИ выдающегося физика, но они не сделают из него Эйнштейна. Не оставляющий стараний маэстро при определенном везении способен выбиться в лауреаты престижного конкурса скрипачей, но едва ли он станет Никколо Паганини. Гением надо родиться. Однако гений — это, собственно, кто? Каковы критерии гениальности? Ну хотя бы на уровне физиологии мозг гения отличается от мозга обычного человека? Это один ряд вопросов. Есть и другой. Гениальность — это благо или бремя? За свою гениальность гении чем-то расплачиваются? Это трудно — быть гением? Обсудим тему с психолингвистом, доктором биологических и доктором филологических наук, профессором Санкт-Петербургского государственного университета Татьяной Черниговской.
С таким мозгом Эйнштейн не мог не быть гением
— Называя кого-то гением, что мы имеем в виду? Ну, не в том приземленном, хотя по-своему тоже высоком смысле, когда, например, этим званием хозяин квартиры награждает сантехника, путем искусных манипуляций и применения чудодейственной лексики устранившего-таки коварную, упрямо не поддававшуюся исправительному воздействию протечку в канализации. Я говорю сейчас о гениях, признанных таковыми историей. Их гениальность — она чем объясняется? Это некие свойства мозга? Особенности психофизики?
— Прямо скажу, я не специалист по гениальности и не знаю, есть ли такие специалисты, кроме классиков, которые писали на эту тему теоретические работы. Я вам лучше конкретный пример приведу. Когда Эйнштейн отошел в лучший мир, его мозг был украден. Судя по всему, он был украден патологоанатомом. Но, к счастью, не поврежден и сохранился до времени, когда его стало возможно исследовать томографически. Как сообщили потом те, кто проводил это исследование, с таким мозгом Эйнштейн не мог не быть гением.
— Этот мозг был нестандартно большого размера? Или значительно тяжелее мозга обычного человека?
— Размер и вес не имеют значения, он был даже меньше, чем у среднего человека.
— А что же имеет значение?
— Извилины. У Эйнштейна извилины не вполне такие, как у среднего человека. Часть, которая соединяет правое и левое полушария — corpus callosum, такой перешеек между правым и левым мозгом, у Эйнштейна более мощная, гораздо плотнее и сама нейронная сеть. Это говорит о том, что у него, кроме левого полушария, решающего логические задачи, которые решал Эйнштейн, очень сильно задействован правый мозг.
Гением надо родиться, это бесспорно. Но уже родившись гением, ты можешь им не стать, если не повезет
— Можно ли сказать в таком случае, что гениальность — это физиологическая патология?
— В определенном смысле — да. Хотя это трудный вопрос. Все-таки в строгом смысле это патологией называть не стоит. В средние века у людей были другие и вес, и рост, чем у наших современников.
Значит, отклонение от некой средней «договорной» величины является патологией по определению. Как в сторону беды, так и в сторону гениальности. Разумеется, гениальность — не норма. Но одновременно с гениальностью может наблюдаться и реальная патология.— Психическая, например?
— Гениальность может сопровождаться любой патологией, в том числе и психической. Гений дорого платит за свою гениальность.
— Чем именно?
— Тем, что ему тяжело в этом мире. Он с самого начала не такой, как все. Он находится под разнообразным прессингом. Например, ему могут внушать, что он умственно неполноценный (так как другой). Эйнштейн очень медленно развивался. Его чуть ли в школу не брали, считали, что он вообще никуда не годится. Гениев, которые с точки зрения обывателя были бы «нормальными», практически не существует. Среди них немало сильно пьющих людей. Среди них большой процент тех, кто либо заканчивает суицидом, либо делает такие попытки. С ними совершенно невыносимо жить близким.
— Кроме того, гении часто склонны к чудачествам. Академик Сахаров, например, жарил селедку.
— Да, он любил теплое. Возможно, поэтому ему нравилось мыть посуду: доставляла удовольствие теплая вода, бегущая по рукам, он пел в это время… А вот, скажем, Эйнштейн играл на скрипке. Хорошо или плохо играл, я не знаю. По некоторым отзывам, играл плохо. А зачем он это делал? Можно предположить, что игра на скрипке была для него формой отдыха. Но не только. Я думаю, это была еще и настройка мозгов на другой лад, на другой тип мышления. Я допускаю, что когда Эйнштейн начинал играть на скрипке, он подсознательно включался в другое состояние. Чтобы тебе что-то открылось, ты должен как бы отпустить регулировки. Выйти в свободное плавание. Сейчас специалисты пишут: освободите мозг, дайте ему жить, как он хочет. Хочет бездельничать — пусть бездельничает. Хочет думать о глупостях — пусть думает о глупостях. Потому что все это лишь переключение в другой регистр, на другой тип мыслительной деятельности, которая в какой-то момент приведет к озарению.
— Озарение, вдохновение — что это такое в физиологическом смысле?
— Думаю, это перенастройка мозга в сторону «дефолтного состояния». Если серьезного поэта, не рифмоплета, спросить, как пришли ему на ум те или иные строчки, он, скорее всего, ответит: «Сам не знаю. Посреди ночи проснулся, вскочил и записал. Утром смотрю — стихотворение».
— А можно какими-то способами пробуждать в себе вдохновение, провоцировать его?
— Когда Эйнштейн брался за скрипку, он, мне кажется, именно это и делал.
Глупость тоже может передаваться по наследству
— В человеческом мозге есть отделы, отвечающие за определенную одаренность? Например, за музыкальную или шахматную?
— Что меня в мозге, если так можно сказать, раздражает, так это то, что там есть одновременно локализованные вещи и нелокализованные. Например, если несчастье произошло в такой-то зоне мозга, то есть все основания ожидать, что у человека, допустим, отключится речь или он потеряет способность мыслить адекватно. А если, положим, у него будет повреждено правое полушарие, то с большой долей вероятности он перестанет понимать юмор. Или перестанет узнавать лица, не сможет узнать даже собственную жену. То есть мы заранее знаем, что произойдет при повреждении той или иной зоны мозга. Но если мы об этом забудем и отправим здорового человека в томограф и будем ему давать разные задания, которые хитроумно придумаем, то увидим большую нейронную сеть, чрезвычайно сложно работающую. И окажется, что левое полушарие, отвечающее за речь, работает очень разнонаправленно.
— Значит, в мозге есть зоны, связанные и со способностями к музыке, например?
— Это вопрос на тему «курица и яйцо». У человека потому эта зона так серьезно работает, что всю жизнь он занят музыкой? Или он потому всю жизнь занят музыкой, что имел к ней природную предрасположенность? Есть известная история про лондонских таксистов, у которых огромная зона мозга связана с ориентацией в пространстве и памятью. Лондонские таксисты, как мы знаем, сдают кошмарный экзамен, прежде чем получают право обслуживать пассажиров. Они должны знать, как им проехать на любую улицу, в любой квартал, к любому дому. Эта зона мозга развита потому, что они много лет ездят по Лондону, или потому, что природа наградила их способностью ориентироваться в пространстве? Конечно, вряд ли кто-то рождается таксистом. Но это не снимает сложности вопроса. Если вы возьмете мозг новорожденного ребенка, вы никогда не сможете сказать, станет этот ребенок Эйнштейном или нет, потому что мозг развивается. Даже если ребенок родился гением, по его детскому мозгу этого не видно. Но то, что гениальность имеет семейную природу, — это несомненно.
— Вы хотите сказать, гениальность может передаваться по наследству?
— Не станем называть это гениальностью, но ум, одаренность, способность к определенному роду занятий зачастую передаются.
— А глупость?
— Я считаю, что и она может передаваться. Гением надо родиться, это бесспорно. Невозможно сделаться гением в результате воспитания. Но уже родившись гением, ты можешь им не стать, если не повезет.
Перельман живет так, как может и как хочет
— Что такое горе от ума?
— Коварный вопрос. Я бы на него ответила так. Бывают гипертрофированные способности к чему-то. Допустим, к счету. И тогда у человека все силы организма уходят на это. Вспомним Перельмана, гениального математика, доказавшего гипотезу Пуанкаре. Он же просто не от мира сего. У него абсолютно неадекватное поведение. Он социально полностью безответственный. Взрослый человек (ему сейчас пятьдесят), который с мамой за руку ходит в магазин, чтобы ему в сумку положили батон и кефир. Это аутистическое поведение. Он гений, конечно. Но при этом абсолютно неадекватен. Это горе от ума. Поэтому умные шведы, которые его пригрели, поступили правильно. Ему ведь ничего не надо. Если бы было надо, он бы с удовольствием взял присужденную ему премию в миллион долларов. А он не взял. И они от него отстали. Они ему дали двухкомнатную квартиру, минимальное содержание, достаточное для того, чтобы жить в Швеции. А ему больше и не надо ничего.
Это бремя и это судьба
— Гениальность — это бремя?
— Это, конечно, бремя. И это судьба. Я думаю, что у гениев свобода воли отсутствует. Биографии многих гениальных людей говорят о том, что эти люди выбирали себе жизнь гораздо более сложную и трудную, чем могли бы вести. Назовем здесь Эдгара Дега. Знаменитая семья с солидным достатком. Ему отец говорил: «Ты в эти игры не играй. Что ты там по борделям ходишь в Париже? Ты живи, как наша семья живет, и все у тебя будет». И он мог бы так жить, только мировая культура в этом случае не имела бы Дега. Понимаете, он заведомо пошел на жизнь, в которой были финансовые трудности. Он тяжело жил. Но шел на это. Это то, чему он просто не мог сопротивляться. Значит, гения что-то ведет. Или возьмем более благополучный случай — Чарльз Дарвин. Из приличной семьи, как сказали бы сейчас. Теологическое образование имел.
По всем своим данным должен был бы стать врачом или юристом. А он, поссорившись с семейством, садится на известный корабль «Бигль» и отправляется в кругосветное путешествие. И мир получает Дарвина.За редким исключением у женщин все-таки другой мозг
— В каком-то своем интервью вы сказали, что среди женщин гении встречаются редко. Вы даже категоричней сказали: среди женщин нет гениев. Почему вы так думаете?
— Гении среди женщин, конечно, есть, но их ничтожное количество. Первое, что здесь приходит в голову, — Софья Ковалевская и Мария Склодовская-Кюри. Есть и женщины — нобелевские лауреаты. Но все равно это очень небольшой процент.
— Вы это чем объясняете?
— Феминистки, которых я терпеть не могу, скажут: это из-за того, что женщин веками держали только на кухне и в спальне. Меня не устраивает такой ответ. На кухне и в спальне женщин уже давно не держат, а что-то не видно серьезного результата. Поэтому я думаю, что за редким исключением у женщин все-таки другой мозг.
Нравственный человек, совершив опасное для человечества открытие, должен его уничтожить
— Для вас гениальность имеет нравственную составляющую?
— Да.
— Гений и злодейство несовместны, на ваш взгляд?
— Они совместны. Не в том смысле, что мне это нравится, нет, мне это совсем не нравится, но здесь есть проблема. Нравственный человек, совершив опасное для человечества открытие, должен его уничтожить. Гений никогда этого не сделает. Хотя Эйнштейн писал: если бы я знал, что случится в Хиросиме и Нагасаки, я бы выбросил то, что открыл. Я не знаю, как мы из этой ловушки выберемся и удастся ли нам выбраться, но по нравственным соображениям, пусть даже очень высоким, в науке ничего запретить нельзя. Всегда найдется богатый человек, который купит остров посреди Атлантики, бросит огромные деньги на аппаратуру, химические вещества, зарплаты… Все это даст ученым, которые тоже найдутся, потому что любой из них будет вправе сказать: я никогда не смогу проделать эту работу в других условиях, а здесь мне дали все, и я вам клонирую, кого хотите. Поэтому ООН может запрещать клонирование сколько угодно. Ничего не выйдет. Будут манипуляции с генами. Будут клонировать людей. Все это произойдет. Если мы, конечно, раньше не взорвемся.
Визитная карточка
Фото: Руслан Шамуков / ТАСС
Татьяна Черниговская — российский филолог, специалист в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических, доктор филологических наук. Родилась в Ленинграде. Окончила филологический факультет Ленинградского государственного университета. Специализировалась в области экспериментальной фонетики. До 1998 года работала в Институте эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН. Занималась экспериментальными и клиническими исследованиями ментального лексикона носителей русского языка. По ее инициативе в 2000 году была открыта учебная специализация «Психолингвистика». Читает курсы «Психолингвистика», «Нейролингвистика», «Когнитивные процессы и мозг». Неоднократно была приглашенным лектором в крупнейших университетах США и Европы, координатором международных симпозиумов. Вела циклы телевизионных передач на канале «Культура»: «Звездное небо мышления», «Покажем зеркало природе», еженедельную интеллектуальную программу на «5 канале».
ЧТО ТАКОЕ ГЕНИАЛЬНОСТЬ ?. Zdislav Group Telegram | by Zdislav New York
Zdislav Group Telegram
Привет, мой мозгодруг! Я решил тут пойти в глубину исследования одного вопроса — что такое гениальность ? Я думаю сделать апгрейд аудио стиля своего для аудио выжимок и месседжей в рубрике «book a day» и начал исследовать этот вопрос с помощью человека в рунете, который сильно повлиял на мою жизнь — это Сергей Грань. Так вот, что есть на счет гениальности в запасе у Сергея:):
Слова «гениальный», «гениальность», «гений» часто окутаны тайной. Многие люди убеждены в том, что гениальность — это очень редкие способности, которые есть лишь у избранных людей. Многие убеждены, что гениальность доступна кому-то от рождения, а кому-то нет. Некоторые считают, что гениальность — это форма сумасшествия. В общем, в представлении людей, всё, что связано с гениальностью — это очень запутанная и сложная тема.
Поскольку наш тренинг посвящен именно гениальности, то сначала я хочу полностью убрать эту путаницу и навести здесь порядок. Давайте сделаем это вместе! Если Вы откроете толковый словарь Ожегова, Вы найдете там такое определение…
ГЕНИАЛЬНЫЙ — обладающий высшей творческой способностью.
Всё! Точка. Гениальный — означает просто «обладающий высшей творческой способностью». Посмотрите внимательно на это определение. В нем нет никакой путаницы. Если у человека есть очень высокие творческие способности — его называют гением. Вот и всё. Другие словари тоже дают примерно такое же определение этого слова, иногда лишь немного меняя формулировку.
Хорошо! Но как применить это определение на практике? Как развивать гениальность ребенка? Как развивать свою собственную гениальность? Давайте разберемся в этом еще глубже. Итак, гениальность — это наивысшая творческая способность. Хорошо. Давайте зададим себе вопрос… Что такое «Творчество»? Снова открываем словарь Ожегова и смотрим определение…
ТВОРЧЕСТВО — это создание новых по замыслу ценностей.
И опять все получается очень просто. Человек придумывает и создает новую модель телефона. Это творчество. Человек создает новое музыкальное произведение. Это творчество. Человек создает новый диван с интересной формой. Это творчество. Творчество — это просто создание чего-то нового, отличающегося о того, что есть вокруг. Оказывается, творчество — это тоже очень простая вещь. Хорошо, теперь давайте соединим эти два определения вместе…
ГЕНИАЛЬНЫЙ — обладающий высшей творческой способностью.
ТВОРЧЕСТВО — это создание новых по замыслу ценностей.
ПОЛУЧАЕМ РЕЗУЛЬТАТ:
ГЕНИАЛЬНЫЙ — обладающий наивысшей способностью к созданию чего-то нового.
Вот это да! Получается, Гений — это человек с высокой способностью создавать что-то новое. Гениальность — это высокая способность создавать что-то новое. Гениальный человек — это такой человек, у которого очень большие способности к созданию чего-то нового. Причем, обратите внимание, это не я сказал. Это не какая-то «новая научная теория». Это просто — определения слов! Просто слово гениальность означает именно то, что я только что написал. Высокая способность создавать что-то новое!
А КАК ЖЕ ВСЯ ЭТА ПУТАНИЦА?
Подождите! Стойте! Но ведь по телевизору говорили, что гениальность — это форма сумасшествия. По телевизору говорили, что гениальность — это какие-то поломки в мозге человека. Говорили, что гениальность — это особая какая-то форма уродства от рождения. Говорили, что гениальность — это то, что доступно лишь одному человеку на миллион. Ну да… Каковы цели тех, кто говорил все это по телевизору? И каков их уровень образования? И посмотрели ли они перед этим словарь?
Вот наш вывод. Просто на основе словаря. Гениальность — это наивысшая способность к созданию чего-то нового. Все люди разговаривали по проводному телефону. А этот ученый создал мобильную связь. Это гениально. Это высокая способность к созданию чего-то нового. Всё! Все женщины ходили в круглых шляпках. А этот дизайнер вдруг придумал и создал квадратные шляпки. И это не просто квадратные шляпки. Они очень красивы. Они меняют лицо женщины. Они создают новый образ. Это — гениальность. Высокая способность к созданию чего-то нового.
Все музыканты играли музыку в таком-то стиле. А этот музыкант создал совершенно новый стиль. И в этом новом стиле много красоты и гармонии. Это — гениальность. Все художники рисовали картины, похожие на фотографии. Они старались передать на своих картинах лица людей такими, какие они есть. А этот художник взял и нарисовал лица людей из каких-то треугольников, квадратов, кругов. Эти лица совсем не похожи на лица… Но вдруг бабах! В этих лицах стали угадываться характеры этих людей! Характеры, которые не могли передать обычные портреты. Это — гениально! Вот и всё!
А КАК ЖЕ ДОБРО И ЗЛО?
Итак, вот и всё, что такое гениальность. Это очень высокая способность к созданию чего-то нового. Мы можем встретить гениального бизнесмена. Гениального художника. Гениального ученого. Гениального актера. Гениального строителя. Гениального музыканта. Если у этих людей очень высокая способность к созданию чего-то нового. И мы можем встретить бездарного бизнесмена, художника, ученого, актера, строителя, музыканта, если у них очень низкая способность к созданию чего-то нового.
А еще мы можем встретить гениального преступника. Гениального убийцу. Гениального вора. Гениального мошенника. Если у этих людей очень высокая способность к созданию чего-то нового. И мы можем встретить бездарного преступника, убийцу, вора и мошенника, если у них очень низкая способность к созданию чего-то нового. То есть «добро и зло» здесь не причем. Гениальность — это просто способность к созданию чего-то нового. А уровень нравственности человека — это что-то другое.
Итак, давайте отделим гениальность от всех других особенностей человека. Мы же не говорим, что гениальные люди всегда толстые, а бездарные люди — всегда худые. Мы понимаем, что гениальность — это одно, а размер талии — это совсем другое. Это не связанные вещи. То же самое и с добром и злом. Гений может быть добрым. Гений может быть злым. Бездарность может быть доброй. Бездарность может быть злой. Это не связанные вещи. Когда мы говорим о гениальности, мы просто говорим о способности создавать что-то новое. И точка.
P.S.У меня отличная новость мы стали партнерами, Сергея и сейчас у вас есть возможность благодаря этому партнерству купить 3 убойных продукта для поднятия своей игры в интернет бизнесе на новый уровень и совершить прорыв! Продукты следующие:
• «60 миллионов на автомате
• «20 миллионов на партнерке»
• «10.000 человек на вебинаре»
«60 миллионов на автомате» — это продукт по построению Автоматической Продающей Машинки, с помощью которой Сергей привлек на автомате без отдела продаж клиентов на 60 млн.р. в его бизнес!
«20 миллионов на партнерке» — это продукт по созданию очень успешной партнерской программы. За 30 недель партнеры привлекли в его компанию более 1000 клиентов, заработали 5.5 млн.р. и принесли компании доход более 20 млн.р.
«10.000 человек на вебинаре» — это продукт, с помощью которого вы сможете построить такую систему привлечения, чтобы каждую неделю на ваши вебинары приходило по 1000 новых участников!
Итак, для тех, кто хочет более детально увидеть данные продукты, — Сергей подготовил небольшое видео с экскурсией внутрь данных продуктов! [Вы можете посмотреть это видео тут!]
Для тех, кто хочет купить данные продукты и немедленно приступить к построению данных систем — необходимо написать Здиславу @zdislav_newyork :):
«Здислав, хочу к Граню»
О задачах патографической работы
По определению Бирнбаума патография—это биография, составленная под углом зрения патологии и освещающая не только историю жизни личности, но и творчество. Надо прибавить, что практически патографии своим объектом имеют жизнь и деятельность выдающихся людей и занимаются почти исключительно психопатологическим их изучением. Слово “патография” введено в употребление Мебиусом, который хотя и не является родоначальником научной работы в этой области (первые патографии принадлежат французам—Лелю, Верга), однако должен быть признан непревзойденным до сих пор классиком такого рода исследований (патографии Гете, Руссо, Шопенгауера, Ницше). Хотя к настоящему времени накопилась уже громадная патографическая литература (из русских исследований одно время были очень популярны работы П. И. Ковалевского, прекрасные патографии оставили также Чиж, Баженов и др.), однако и до сих пор не умолкают начавшиеся еще со времени нашумевшей книги Ломброзо “Гениальность и помешательство” споры о закономерности и научной ценности такого рода исследовательской деятельности. Главные возражения сводятся к утверждениям, что отмечаемая патографами особая частота сочетания одаренности с психической неуравновешенностью является преувеличением психиатров, стремящихся всюду видеть проявления психического расстройства, и что невозможно объяснять жизнедеятельность гениальных людей теми же законами, которые определяют жизнь людей обыкновенных, средних.
Несостоятельность второго возражения самоочевидна. Чаще всего оно выдвигается не только для защиты выдающихся людей от психиатров, но и с целью оправдать богемные привычки талантливых писателей, художников, артистов, а также их склонность третировать окружающих средних людей. Биологически гениальный человек не представляет исключения из законов природы, и его исключительные способности являются лишь частным случаем обнаружения этих законов. Социологически деятельность гениальной личности в каждом отдельном случае без труда поддается анализу с точки зрения социально-классовой ее обусловленности.
Первое возражение кажется более обоснованным. Однако значительно большая частота всевозможных отклонений от психической нормы у гениальных людей по сравнению с тем, что мы наблюдаем при массовых обследованиях, несомненна. Здесь невозможно точное вычисление процентных отношений, главным образом—потому, что самое отнесение той или иной личности к категории выдающихся нередко оказывается спорным, но если мы вспомним, что душевными болезнями в собственном смысле этого слова страдали такие люди, как Ньютон, Роберт Майер (открывший закон сохранения энергии), Кант, Мопассан, Ницше, Руссо, Тассо, Гоголь, Гаршин, Г. Успенский, Блок, композиторы—Шуман, Г. Вольф, Чайковский, художники—Ван-Гог, Врубель и др., что несомненные и притом ярко выраженные психопатические особенности имелись еще у значительно большего количества выдающихся людей (из русских—у Достоевского, Толстого, Пушкина, Гончарова, Тургенева и многих других), то невольно возникает мысль: нет ли в самой природе гениальности чего-нибудь, что роднило бы ее с психической неуравновешенностью.
“Уже Ломброзо,—вспоминает Кречмер,—мог .привести ряд простирающихся на тысячелетия назад наблюдений относительно внутренней связи между гениальностью и психическим расстройством, как например замечание Аристотеля относительно одного писателя из Сиракуз, который начинал писать прекрасные стихи, как только заболевал манией, и, наоборот, не был в состоянии написать ни одного стихотворения, когда выздоравливал”. Или другое место из Аристотеля:
“Знаменитые поэты, художники и государственные деятели часто страдают меланхолией или помешательством, как например Аякс, но и в недавнее время мы находим подобные свойства у Сократа, Эмпедокла, Платона и многих других, особенно среди поэтов”. Известны слова Сенеки: “Non est magnum ingenium sine mixtura dementiae” (“нет гениальности без примеси безумия”).
Чтобы точнее представить себе складывающиеся в интересующей нас области отношения, очень важно различать в понятии, за которым пока можно условно сохранить претенциозное и по существу нелепое обозначение “гениальности”, два элемента: 1) личность и 2) творчество. В каждом конкретном случае вопрос об отнесении определенного явления в группу, охватываемую этим понятием, решается второй частью. Нет великого человека без великого произведения. Величие—это оценка, даваемая историей тому или иному, имеющему общественное значение действию определенной личности или целому ряду таких действий. Необходимость и неизбежность великих дел определяются законами развития человеческих отношений. При этом история вовсе не всегда заботится о том, чтобы величие дела точно соответствовало величине совершившей его личности. Мы знаем достаточно случаев полной гармонии между тем и другим, но есть немало случаев и противоположных, когда великие дела творились людьми, отличавшимися преимущественно отрицательными свойствами. В области художественного творчества мы имеем особенно сложные отношения: здесь необходимые для творчества повышенная эмотивная возбудимость и богатая фантазия нередко входят составными частями в общую структуру психопатической личности. Произведения последней не делаются от этого ни лучше, ни хуже; они подлежат оценке в зависимости от их объективного общественного и художественного достоинства,—личность творца в процессе этой оценки привлекается только как представительница определенного класса и выразительница того или иного мировоззрения, биологические же ее свойства для критика или историка литературы разумеется безразличны.
Но у читателя интерес к произведению в конце концов неизбежно вызывает интерес и к личности-творца. Что может быть естественнее желания узнать поближе как человека автора любимого произведения. Успех книг Вересаева показывает, как интенсивно такое желание у читающих масс. Здесь современный читатель хочет знать своего любимца не прикрашенным, а таким, каким он был в действительности, со всеми его достоинствами и недостатками. И тут даже у проникновенного исследователя любимый образ нередко двоится, “как от очков с разными стеклами”, и начинает “резать в глазах и ломить в висках”2. Так между прочим случилось с самим Вересаевым при изучении личности Пушкина: за всеми поправками на влияние социальной среды он не мог отделаться от тягостного ощущения двойственности, которое вызывал в нем великий поэт и которое проистекало от сочетания недосягаемой чистоты и высоты творчества с грязными низинами порока в жизни. Это ощущение привело исследователя к отчаянному заключению, что поэзия Пушкина была цветком, выросшим из мрачной пропасти. Мне кажется, что при беспристрастном изучении личности поэта тягостные ощущения его исследователя рассеялись бы и позволили последнему лучше понять и вследствие этого вполне простить своего любимца. Для правильного понимания личности Пушкина и оценки многих его поступков необходимо усвоить, что с психиатрической точки зрения он был хотя и высоко ценным, но психопатом. Это обстоятельство нисколько не умаляет ни человеческого достоинства его личности, которое так ярко раскрыл сам Вересаев, ни ценности его произведений. Мне кажется, что, наоборот, оно, показывая писателя как страдающего человека, делает для нас его образ гораздо ближе и понятнее— надо только отрешиться от элементов морального осуждения, которые к сожалению вкладываются в понятие психопатии не только лицами несведущими в психиатрии, но и некоторыми психиатрами.
Более подробно гипотезы, касающейся сущности связи между высокой одаренностью и психической неуравновешенностью, а также влияния последней на первую, я здесь касаться не буду.3 Обращаюсь непосредственно к вопросу, поставленному в заголовке статьи: каковы задачи патографического исследования?
Прежде всего конечно в патографии должно быть дано описание патологических проявлений изучаемой личности. Каким целям оно может служить? Для психиатра-клинициста, который чаще всего является автором патографии, ближе всего установление картины болезни, определение особенностей ее течения, наконец постановка диагноза. Патографическое исследование в этом отношении должно быть поставлено в один ряд с аналогичными клиническими работами подобного же характера. Само по себе оно не создает здесь новой, особой проблематики. Некоторые его особенности неблагоприятны для такой работы: оно по необходимости неполно, автор патографии лишен возможности сам наблюдать живой объект своего исследования; чаще всего этот последний даже вообще не был под наблюдением специалистов, его болезненные состояния редко признавались окружавшими за таковые и поэтому далеко не всегда отмечались, часто неточно и неправильно описывались. Но в сходном до известной степени положении находится и психиатр, если он работает над обычным, но собранным не им самим, клиническим материалом.
Преимуществом патографического исследования является тщательная предварительная обработка. Достоинством патографии является то, что она дает возможность проследить жизнь описываемой личности на всем ее протяжении, а иногда и собрать чрезвычайно подробные данные об ее наследственности. В нашей клинической практике мы к сожалению можем это делать только в исключительных случаях. Такое изучение жизненного пути человека в его целом, дополняемое по отношению к некоторым и историей рода, для решения многих вопросов совершенно необходимо, и отсутствие достаточного материала до сих пор сильно задерживает работу по выяснению типов течения различных клинических форм и распределению последних на более мелкие, частные группы. Богатые генеалогические данные, имеющиеся например о Гаршине, Достоевском и других, позволяют также подходить к более углубленной проработке некоторых вопросов наследственности психических расстройств.
Незаменимый материал дают нам патографии и для изучения “патологических развитии”—области, еще чрезвычайно плохо разработанной именно из-за недостатка хорошо прослеженных случаев. Одни патографии и здесь не могут дать всего необходимого для решения возникающих вопросов. Непосредственный анализ переживания живых людей необходим для понимания психических процессов, из совокупности которых составляется то, что мы называем развитием личности. Но жизнь крупных людей дает нам богатый драматический материал, позволяющий ознакомиться с внешней их динамикой и с отражениями их жизни в творчестве. О внутренней связи переживаний в этих случаях конечно приходится только строить гипотетические предположения, что однако неизбежно и при анализе многих клинических случаев. К сожалению от пользования предположительными допущениями мы в этой области вероятно еще не скоро освободимся.
Особенный интерес представляет развитие, совершающееся на основе уже находящегося в действии психотического (например шизофренического) процесса. Патографии дают очень благодарный материал для анализа получающихся в подобных случаях сложных психопатологических структур. В центре внимания здесь конечно стоит изучение влияния социальной среды на заболевшую, но тем не менее еще сохранившую творческие силы личность, а также обратного воздействия, оказываемого на последнюю ее творчеством. В зависимости от направления получающейся равнодействующей этих сложных взаимодействий будет находиться и самое отношение больного к болезни, которое при таких заболеваниях, как шизофрения, представляет сложную и далеко еще во всем ее объеме не решенную проблему.
Сказанным определяется значение патографических исследований для клиники. Надо сказать однако, что пока тот значительный материал, который уже собран, все еще не приведен в состояние, пригодное для обработки в клинических целях. Он нуждается в систематизации и в придании ему известной однородности как в смысле пользования одной определенной диагностико-классификационной системой, так и подчинения самых описаний болезненных состояний одной и той же схеме. Дальнейшей стадией работы над ним должно быть сопоставление его с соответствующими чисто клиническими наблюдениями, которые в отдельных, особенно тщательно прослеженных, случаях вполне могут при соответствующей обработке быть подняты до уровня патографии .
Вслед за клиническим надо поставить биографическое значение патографии. На это значение выше уже было указано. Оно гораздо шире простого констатирования, что те или иные поступки изучаемой личности обусловлены патологически. На долю патографа здесь приходится задача установления свойств индивидуального жизненного процесса данной личности, т. е. изучение уже не патологии ее, а биологии, биографическая задача в узком смысле слова. В действительности отделение патологии от нормы в биологическом процессе чрезвычайно условно. Практически нельзя рассматривать патологические явления изолированно, вне общего хода жизненных процессов индивидуума. Одинаковые по своей сущности явления могут в зависимости например от своего количественного выражения рассматриваться и как нормальные, определяющие только индивидуальные особенносги личности, и как патологические—в тех случаях, если по силе своего выражения они превосходят границу “нормы”. Таковы например проявления жизненной периодики, так называемые фазы циклических жизненных процессов, проявляющиеся в смене периодов подъема и упадка у Гете, в менее выраженной форме у Пушкина. Такова вообще и сама форма “жизненной кривой” личности, чрезвычайно разнообразная у разных людей и включающая в одном ряду с простыми индивидуальными вариациями и несомненно аномальные случаи чрезмерно раннего или, наоборот, запоздалого созревания, раннего отцветания и т. д.
Самой трудной и ответственной задачей патографа является выяснение влияния биологических и как частный случай патологических особенностей личности на ее творчество. Влияние это несомненно, и выявление его является неоспоримой обязанностью патографа. Однако естественная односторонность специалиста нередко приводит здесь к совершенно неправильным выводам, основанным большей частью на забвении социальной сущности того явления, о генезе которого патограф высказывается, и нередко дискредитирующим самый метод патографического исследования. Избавить от ошибок здесь, как и во всех других отделах патографической работы, может только сугубо критическое отношение к работе как в смысле подбора материала, так и его оценки. Больше всего здесь может повредить стремление к открытиям. Увлекаясь желанием дать обязательно что-нибудь значительное и открывающее новые горизонты, патограф нередко вместо кропотливого изунения материала идет по линии догадок, иной раз может быть и блестящих, но в большинстве случаев при свете фактов оказывающихся совершенно неосновательными и только подрывающими ценность его исследования. Кроме того психиатр должен твердо усвоить, что социальная оценка дел великого человека не относится к сфере его компетенции. Его работа ограничивается выяснением того, как личность отражается в ее творчестве и какое влияние ее биологические особенности и патология оказывают на продуктивность и качество ее работы.
Мне хотелось бы подчеркнуть, что отнесение понятия патографии только к изучению патологии выдающихся людей очень условно. Она скорее отображает действительное положение, чем вытекающие из его сущности требования. Вполне возможно и законно патографическое описание любой средней личности, если только о ней можно собрать достаточный и законченный материал. Ценность такого исследования в гораздо большей степени будет зависеть от его полноты и тщательности анализа полученных данных, чем от значительности самой изучаемой личности4
1 Впервые напечатано в сборнике “Памяти Петра Борисовича Ганнушкина. Труды психиатрической клиники первого ММИ”, вып. 4, 1934, с.411-415.
2 Вересаев В., В двух планах, стр. 132, изд. “Недра”, М., 1929.
3 Статья “Гениальность” в Большой медицинской энциклопедии, т. VII.
4 Моя статья: “К проблеме изучения патологических характеров”, Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова, № 3, 1927.
Федор Достоевский как гений слова и почерка
Черновики и записные книжки Федора Михайловича Достоевского (1821—1881) составляют в РГБ фонд № 93, хранящийся в научно-исследовательском отделе рукописей. История формирования этого фонда развивалась не без элементов детективного жанра, черты которого есть во всех произведениях писателя.
Евангелие, принадлежавшее Ф. М. Достоевскому. СПб., 1823. На стр. 6 — надпись и подчеркивание строк карандашом рукою А. Г. Достоевской: «Открыты мною и прочтены по просьбе Феодора Михайловича в день его смерти, в 3 часа». |
В течение жизни Достоевского и после его смерти жена писателя Анна Григорьевна собирала и хранила его архив. Она оставила завещательное распоряжение, составленное в начале 1900-х годов «En cas de ma mort au d’une maladie grave» («На случай моей смерти или тяжелой болезни»). В нем она завещала рукописи мужа внукам Федору и Андрею, а права на сочинение — сыну Федору. К этому времени часть упоминаемых в завещании рукописей была передана Анной Григорьевной на хранение в сейф Государственного банка (с 1899 г.) и в Исторический музей в Москве. В Историческом музее в одной из комнат трудами Анны Григорьевны был создан музей писателя. Очевидно, что значительная часть рукописей семейного архива Достоевских продолжала оставаться в семье.
После 1917 года Анна Григорьевна сначала уезжает на Кавказ, а затем в Крым и увозит часть архива. В 1918-м она умирает. Рукописи оказались у частных лиц. Советским литературоведом и достоеведом Верой Степановной Нечаевой было установлено, что в 1920 году на Кавказе «происходили розыски похищенных рукописей», «возможно, частью этих похищенных рукописей явились материалы, вывезенные в 1922 г. из Тбилиси заведующим Центрархивом М. Н. Покровским и присоединенные к материалам Достоевского, изъятым из сейфа банка».
Рукописи, хранившиеся в сейфе банка, по постановлению Совета народных комиссаров от 24.06.1921 г. Наркомфин передал 12 ноября 1921 года в Центрархив. В настоящее время они хранятся в РГАЛИ (Российском государственном архиве литературы и искусства). Впоследствии к ним присоединялись другие части семейного архива Достоевского, оказавшиеся разбросанными по разным городам СССР.
В Историческом музее Москвы рукописи Достоевского хранились до 1929 года, когда музей писателя в составе Исторического музея закрыли и все архивные материалы передали в научно-исследовательский отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (ГБЛ). В 1939 году к этому комплексу присоединились архивные документы упраздняемого мемориального музея писателя при Мариинской больнице на Божедомке. 25 сентября был подписан акт приема-передачи архива из музея Достоевского в отдел рукописей. Мемориальный музей входил в структуру ГБЛ и был ликвидирован приказом директора. Тогда же в отдел рукописей поступило и Евангелие, принадлежавшее Федору Михайловичу. Помимо этого комплекса архивных материалов в отдел рукописей продолжали поступать документы Федора Михайловича от частных лиц. Последнее поступление датируется 1975 годом.
«Хочу быть человеком»
Письмо Ф. М. Достоевского к племяннице Ивановой Софье Александровне, 1/13 января 1868 г. Женева. Красным карандашом зачеркнут текст, не вошедший в публикацию письма в «Русской старине» в 1885 г. |
Один из наиболее ранних документов, имеющих отношение к жизни писателя — Книга для записи рождений и смертей Сретенского сорока церквей Св. апостолов Петра и Павла, в которой на 148 листе имеется запись о рождении Федора Михайловича: «Октября 30 дня родился младенец, в доме больницы для бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского сын Федор». Больница для бедных стала местом рождения писателя не по скудости средств его семьи, а по нахождению новой службы отца. Интересно, что в 1920-х годах она будет называться Больница социальных болезней им. Ф. М. Достоевского. Исцеляемыми были бедные люди — именно они станут героями первой повести молодого Достоевского.
В 16 лет будущий писатель поступает в Главное инженерное училище, откуда регулярно пишет письма отцу и брату Михаилу — «брату и другу Мишеньке», как он его часто называет, своему единственному поверенному. С братом обсуждаются такие материи, обращение к которым показалось бы папеньке ненужным умствованием. «Мне кажется, что мир наш — чистилище духов небесных, отуманенных грешною мыслию, — пишет он брату. — Мне кажется, мир принял значенье отрицательное, и из высокой, изящной духовности вышла сатира». Отцу он пишет в основном о деньгах: «Лагерная жизнь каждого воспитанника военно-учебных заведений требует по крайней мере 40 р. денег. (Я Вам пишу все это потому, что я говорю с отцом моим). — пишет он 5—10 мая 1839 г. — В эту сумму я не включаю таких потребностей, как, например, иметь чай, сахар и проч. Это и без того необходимо не из одного приличия, а из нужды. Когда вы мокнете в сырую погоду, придя с ученья усталый, озябший, без чаю можно заболеть, что со мною случилось прошлого года на походе. Но все-таки я, уважая Вашу нужду, не буду пить чаю». Через два месяца — брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
От переписки и записок Достоевского за 1841—1843 годы сохранилось не так много: два письма к брату за 1841 год, одна пятистрочная записка за 1842-й, пять писем за 1843-й. Между тем, биографы писателя считают, что именно в этот период он формировался как автор и выбирал свое будущее поприще. Он не связывает свою жизнь с открывшейся военно-инженерной карьерой. До нас не дошли его пробы пера: Достоевский явился как сложившийся автор сразу, без прелюдий. Свой первый литературный гонорар он получил за перевод «Евгении Гранде» Бальзака, вслед за которой появились «Бедные люди». С зимы 1844 года в его письмах начинают мелькать имена издателей и журналистов. А в июне 1845 года состоялось его триумфальное знакомство с Белинским и Некрасовым, первыми восторженными читателями его первой повести.
Готика против ножек
Ф. М. Достоевский. Записная тетрадь, 1870—1871. Наброски к «Бесам». |
О рукописях Достоевского написано множество работ. Борис Томашевский, тоже много их изучавший, писал, что «Достоевский пишет роман за романом в поисках какого-то единого романа». Поэтому рукописи можно рассматривать как единый черновик, расположенный в порядке основных этапов творчества писателя, вмещающих подготовку к написанию и собственно работу над романами «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Дневник писателя», «Братья Карамазовы» (1865—1880). За эти годы Достоевским написано около 5000 страниц рукописного текста как на отдельных листках, как правило, сложенных вдвое, так и в записных тетрадях и книжках, на отдельных клочках бумаги и даже на конвертах писем, адресованных самому писателю.
В структуре рукописей исследователи выделяют несколько основных типов графических элементов: лица, дубовые листочки или крестоцвет, каллиграфия и готика (графические вариации на темы арок, башенок и стрельчатых окон готических зданий. Наибольшее их число содержится в рукописях к роману «Бесы»). Например, на 27-ми из 268 страниц рукописи, относящейся к периоду написания «Преступления и наказания», можно встретить изображения мужских и женских лиц. Графические элементы имеются в среднем на каждой 34-й странице: лица на каждой 47-й, дубовые листья (крестоцвет) — 132-й, каллиграфия — 12-й, готика — на каждой 22-й странице. Графические элементы преобладают на начальных этапах творческого процесса, это эгоцентрическая речь — «внутренняя по своей психологической функции и внешняя по структуре», по определению Льва Выготского. Поэтому черновики обладают признаками не только письменной, но и устной речи, бинарность механизма мыслительных процессов переводится на бумагу и рядом оказываются слово (каллиграфия) и образ (лицо, готика), пишут в статье «Рукописи Достоевского: рисунок и каллиграфия» Константин Баршт и Пеэтер Тороп.
«Пушкин, сочиняя, любил набрасывать пером профили и женские ножки. Достоевский рисовал в рукописях готические соборы, — пишет исследователь творчества Достоевского Игорь Волгин в книге „Родиться в России“. — Оба его младших брата, Андрей и Николай, сделались профессиональными архитекторами; старший брат, Михаил, как и он сам, — военным инженером. Пристрастие к архитектуре останется у Достоевского навсегда». Достоевский имел диплом Главного инженерного училища, лучшего в России учебного заведения военно-архитектурного профиля. Качество учебных работ лично проверял великий князь Михаил, что еще более повышало требовательность преподавателей. По свидетельству однокашников, Достоевский, явно скучавший на лекциях по геодезии, фортификации и математике, заметно оживлялся лишь на занятиях по двум дисциплинам: курсе русской словесности и лекциях по истории архитектуры. В готических рисунках Достоевского мы можем узнать стреловидные арки и витражи Кельнского, Миланского, Парижского соборов, которыми восхищался писатель. Готический стиль ассоциировался в его сознании с образом совершенной красоты, воплощающей в себе добро и истину. В готическом соборе он видел поэзию в камне, «как бы крик всей вселенной», как говорит один из героев романа «Подросток».
«Художник почерка»
Ф. М. Достоевский. Записная тетрадь, 1870—1871. Наброски к «Бесам». |
Многие записи в тетрадях писателя выполнены каллиграфическим почерком. «Красивый» почерк чаще всего встречается в подготовительных материалах к «Преступлению и наказанию», и особенно к романам «Идиот» и «Бесы». «В арсенале писателя не просто много различных почерков, часто соседствующих на одной странице, но, можно даже сказать, что Достоевский имел свой специальный почерк для каждой выражаемой им мысли, каждого написанного слова, — считает Константин Баршт. — Этот разнообразный, разноликий „почерк“ Достоевского почти невозможно классифицировать: письменные стили, используемые писателем во время работы, плавно перетекают один в другой. Каждый имеет собственное место относительно двух противоположных полюсов быстрой, напоминающей своим внешним видом колючую проволоку, едва читаемой скорописи и поразительной по своему художественному совершенству „каллиграфии“, которая как бы олицетворяет собой некое идеальное в своем совершенстве художественное слово». Каллиграфия Достоевского — целый мир художественных образов, по своему богатству вполне соотносимых с миром творчества писателя. Интересно, что главного героя «Идиота» писатель называет «художником почерка» или «артистом», способным выразить в начертании буквы характер человека.
На протяжении всего творческого пути писатель менял сам способ оформления рукописей. Так, записи к «Преступлению и наказанию» не только по своему содержанию, но и по внешней форме резко отличаются от материалов к роману «Идиот», а рукописи «Идиота» не похожи на «Бесов». Объединяет их одно — мощный гений, до сих пор явственно демонстрирующий нам силу своего дара через многочисленные, слегка пожелтелые листочки, хранящиеся в РГБ.
Черновики и записные книжки Федора Михайловича Достоевского (1821—1881) на Flickr
24.07.2013
С коучем на пути к гениальности (Елена Канавина)
Когда мы слышим слово «гениальность», мы сразу представляем себе великих ученых, композиторов, мыслителей, и для нас это понятие стало чем-то недостижимым. Нам кажется, что с этой характеристикой надо родиться, это дар, которого невозможно лишить. Каково же может быть тогда наше удивление, если мы вдруг узнаем, что эта самая гениальность живет в каждом из нас? Что можно развивать ее вне зависимости от возраста или других факторов?
Ученые из совершенно разных областей науки веками пытались определить, что такое гениальность. Изучая строение мозга знаменитых гениев, поначалу пришли к выводу, что всему причиной являются физиологические особенности нашего «думающего» органа (объемы, расположение, даже дефекты). Также была обоснована и обратная сторона гениальности – возможные психические заболевания.
Все эти научные изыскания имели место до того, как свои труды опубликовал советский ученый Владимир Павлович Эфроимсон *1. Он первым представил весомые доказательства, что почти у каждого нормального человеческого мозга существуют гигантские резервные возможности (т.н. «потенции»), развиться которым зачастую мешает воспитание, социальная среда или система. То есть в каждом из нас есть сокровище гениальности, стоит только открыть сундучок!
В чем же секрет реализации этих «потенций» мозга? Какие процессы нам надо задействовать и как? Ответом на этот вопрос будет являться наша способность самостоятельно трансформировать наши мысли и убеждения. Способность, которую главным образом в силах запустить и поддержать коучинг. Посредством трансформационной беседы в формате коуч-сессии человек использует мыслительный процесс в его проявлении творчества и продуктивности, может развить самомотивацию и целеустремленность, учится мобилизоваться для достижения своих целей. Проведем небольшое исследование на эту тему.
Эфроимсон пишет в своей работе «Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности» (М.: Тайдекс Ко, 2002) о том, что гениальный мозг обладает наивысшей степенью продуктивности. С ним, например, согласен Эдуард Люка, французский математик:
«Если оценивать продуктивность объективно, а именно, как превращение налично существующего в ценность, как превращение временного в вечное, то гениальность идентична наивысшей продуктивности, а гений – продуктивен непрерывно, потому что именно творчество является его сущностью, именно превращение слова в дело».
И вот первый ключ к гениальности: в процессе коуч-сессии одним из основных моментов является переход клиента от запроса к конкретным действиям. Эриксоновская методология коучинга предполагает заключение так называемого «контракта», то есть канализацию процесса размышлений клиента с тем, чтобы он смог быстрее, эффективнее, легче на уровне ощущений и мотивации продвинуться к результату. Заканчивается сессия всегда вопросом о том, какие шаги клиент смог бы предпринять уже в ближайшее время. И этот вопрос также побуждает клиента перейти от слова к делу в кратчайшие сроки.
Конечно, можно оспаривать утверждение о том, что коучинговый клиент всегда выполняет данные им перед собой обязательства на сессии. Мы всегда можем обосновать свою необязательность, уж тем более самому себе! На этот случай в коучинге существует методология определения именно тех мотивационных слов клиента, которые действительно двигают его к шагам. Профессионализм же коуча заключается в том, чтобы услышать и поисследовать те действия клиента, которые важны и будут реализованы.
В определении Эдуарда Люка еще одной характеристикой гениального мозга является его способность к творчеству. Этот процесс пытались определить многие ученые, приходя к выводу о том, что суть творчества – это созидание. Творческое мышление, по мнению ученых в области психологии Макса Вертгеймера и Карла Ренсома Роджерса, способно разделять и структурировать наши знания о чем-либо для того, чтобы получить новые интуитивные знания (insights) о сущности предметов. Это способность человека организовать наше мышление и знания таким образом, чтобы получать новые, более глубокие знания. Профессор психологии Джой Гилфорд говорил о том, что по-настоящему творческое («дивергентное») мышление характеризуется высокой скоростью и гибкостью мыслительных процессов; новизной предлагаемых идей; развитой способностью к обобщению и анализу информации, ее реорганизации, переименованию и переопределению; умением работать со сложными образами и понятиями, совершенствовать и оттачивать выдвинутые идеи.
Методология коучинга предполагает постоянную реструктуризацию клиентом своих мыслей. Коуч предлагает клиенту посмотреть на проблему из разных состояний, с разных точек зрения, с разных позиций во времени, ассоциированно, диссоциированно. В процессе анализа собственных размышлений клиент неизбежным образом обнаруживает новые грани своего вопроса, новые суждения, новые знания. Клиент находит ответ без дополнительного обучения, а просто с помощью «разбора» архива своих мыслей.
Многие критикуют подход коучинга в аспекте невмешательства в размышления клиента, отсутствия экспертных предложений коуча. Некоторым людям зачастую действительно нужно мнение профессионала для того, чтобы проработать весь спектр действий, необходимых для достижения целей. Тем не менее, многие упускают из вида тот факт, что на уровне мышления клиента о его способностях, ценностях, роли и видения не существует эксперта лучше, чем сам клиент. Стоить отметить, что творчество и мотивация клиента лежит именно в этих уровнях, а не на уровне действий. Более того, коуч-позиция позволяет коучу быть универсальным фасилитатором любых мыслительных процессов клиента именно потому, что с коуча снимается обязанность быть экспертом по всем вопросам.
В предыдущем абзаце был неслучайно затронут вопрос мотивации. Еще одна особенность гениального человека – это навык постоянной самомотивации, «инстинкт цели», как это называл Эфроимсон. По теории эриксоновского коучинга, мотивация и целеполагание человека сильно зависит от его осознанности. При этом осознанность должна в первую очередь проявляться в ценностях человека и в их связи с дальнейшими стремлениями. Именно поэтому в коучинге используются вопросы о том, почему важно для человека осуществить то или иное действие, а также есть инструмент для познания своей корневой ценности. Если та или иная цель соотносится с тем, что нам действительно дорого, мы запускаем естественный процесс самомотивации.
Довольно сложно оспорить тот факт, что, когда человек знает зачем, он будет добиваться своей цели принципиально по-новому. Но может показаться, что иногда такое «зачем» достаточно привнести извне, без коучинга личных ценностей клиента. И здесь необходимо сказать о принципах работы нашего мозга. Дело в том, что процесс поиска смыслов является одним из самых глубинных элементов работы всей нашей системы абстрактного мышления. Поиск смысла для человека становится мерой каждого понятия, которое обрабатывает наш мозг, и делает это наша лобная доля, отвечающая за долгосрочное планирование. Таким образом, какое обоснование ни было бы привнесено снаружи, мозг все равно будет стремиться выявить в нем что-то, что будет мотивировать именно его. Пока такой смысл не будет найден, человек вряд ли сможет перейти на уровень действий. Коучинг же помогает ускорить весь этот процесс.
Таким образом, профессиональный коуч задействует все три главных аспекта гениального мозга – продуктивность, креативность и нахождение смыслов. Кем тогда сможет стать человек, работающий с коучем на постоянной основе? Как минимум, он сможет по-новому развивать те самые «потенции» нормального мышления, о которых мы говорили вначале. Если масштабировать этот процесс, то мы можем прийти к принципиально новому поколению людей, которых уже не будут сдерживать социальные или системные барьеры. Людей, которые умеют создавать и творить, умеют реализовывать самые смелые идеи, и от человекоцентрического мышления переходят к мышлению в контексте окружающего мира, становятся вкладом в будущее каждого на планете. Не это ли то, ради чего стоит привнести коучинг в свою жизнь?
____
[1] В.П. Эфроимсон, «Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности», М.: Тайдекс Ко, 2002
Елена Канавина
cертифицированный коуч Международного Эриксоновского Университета Коучинга
|
genius_1 существительное — Определение, изображения, произношение и примечания по использованию
- [бесчисленное множество] необычайно высокий интеллект, навыки или артистические способности
- гений Шекспира
- гениальный государственный деятель
- Ее идея была гениальной.
- Во вспышке гениальности она нашла ответ на проблему.
- Она была на пике своего творческого гения.
- произведение, которое показывает настоящий гений
- Он был человеком великого гения.
- Это несомненно гениальная работа.
- [исчисляемый] человек, который необычайно умен или артистичен, или который имеет очень высокий уровень навыков, особенно в одной области
- математик / комикс и т. Д. Гений
- Он гений в организации людей.
- Не нужно быть гением, чтобы увидеть, что они влюблены!
- Несомненно, он был величайшим гением комедии своего времени.
- Некоторые люди говорят, что в каждом поколении рождается только один настоящий гений.
- Вы абсолютный гений!
- [единственное число] гений в чем-то / в делании чего-то особого навыка или способности
- Он был гением, заставляя людей чувствовать себя как дома.
- У нее есть гений разбираться в вещах.
- его гений в выявлении абсурда
Слово происхождение Среднеанглийский: от латинского, «сопутствующий дух, присутствующий от рождения, врожденные способности или склонности», от корня слова gignere «порождать». Первоначальное значение «дух, сопровождающий человека» породило ощущение «характерный характер человека» (конец 16 века), которое привело к пониманию «естественных способностей человека» и, наконец, «исключительных природных способностей» (середина 17-го века). цент).
чей-то добрый / злой гений
- (особенно британский английский) человек или дух, который, как считается, имеет на вас хорошее / плохое влияние
WordReference Словарь американского английского языка для учащихся Random House © 2021 gen • ius / ˈdʒinyəs / USA произношение п., пл. -ius • es.
WordReference Random House Полный словарь американского английского языка © 2021 gen • ius (jēn ′ yəs), США произношение n., пл. gen • ius • es для 2, 3, 8, gen • i • i (jē ′ nē ī ′) USA произношение для 6, 7, 9.
Краткий английский словарь Коллинза © HarperCollins Publishers :: genius / ˈdʒiːnɪəs -njəs / n (pl -uses, (для смыслов 5, 6) genii / ˈdʒiːnɪˌaɪ /)
‘ genius ‘ также встречается в этих записях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами): |
Определение для изучающих английский язык из Словаря учащихся Merriam-Webster
гений / ˈʤiːnjəs / имя существительноемножественное число гении
множественное число гении
Определение слова GENIUS учащимся
1[считать]
а : очень умный или талантливый человек : человек с очень редким или выдающимся уровнем таланта или интеллектаАльберт Эйнштейн и Исаак Ньютон были великими научными гениями .
музыкальный / художественный / творческий гений
Не нужно быть гением , чтобы понять, что этот план никогда не сработает.
[единственное число]
а : очень умное или умное качество б : часть чего-то, что делает его необычайно хорошим или ценнымгениальный ход
: блестящая и удачная идея или решениеGenius Определение и примеры — Биологический онлайн-словарь
Genius
Происхождение: L.Гений, опора, высшая или божественная природа, которая присуща всему, дух, божество-покровитель или гений человека или места, вкус, талант, гений, от genre, gignere, порождать, производить. См. Пол и ср. Двигатель.
1. Добрый или злой дух, или демон, по мнению древних, руководящий судьбой человека в жизни; божество-покровитель; сверхъестественное существо; дух, хороший или плохой. Ср. Джинни. Невидимый гений дерева. (Milton) Мы по-прежнему говорим о гении, но с мыслью о том, насколько изменились! Гений Августа был демоном-покровителем, который должен был поклясться и принимать подношения на алтаре в качестве божества. (Тайлор)
2. Своеобразная структура ума, которым каждый человек наделен от природы; тот характер или умственные способности, которые присущи каждому человеку и которые позволяют ему совершать определенные действия или добиваться особого успеха в любом стремлении; особый вкус, склонность или расположение; как гений истории, поэзии или живописи.
3. Своеобразный характер; оживляющий дух, как нация, религия, язык.
4. Выдающееся умственное превосходство; необычная интеллектуальная сила; особенно превосходная сила изобретательства или зарождения любого рода, или формирования новых комбинаций; как гений. Genius высшего качества подразумевает необычайную интенсивность модифицирующей мощности. (Кольридж)
5. Человек, наделенный незаурядной энергией ума; человек превосходных интеллектуальных способностей; как, Шекспир был редким гением.
Синоним: гений, талант.
гений подразумевает высокие и особые дары natu
c81
re, побуждающие ум к определенным излюбленным видам умственных усилий и создание новых комбинаций идей, образов и т. Д. Талант предполагает общую силу интеллекта с особой способностью к формированию. и направлен на конкретные занятия и ценные цели и цели.Гений в большей или меньшей степени связан с упражнением воображения и достигает своей цели с помощью своего рода интуитивной силы. Талант больше зависит от высокой умственной подготовки и совершенного владения всеми способностями, памятью, рассудительностью, проницательностью и т. Д. Отсюда мы говорим о гении поэзии, живописи. И т.д., и талант к бизнесу или дипломатии. Среди английских ораторов лорд Чатем выделялся своим гением; Уильяма Питта за его выдающиеся таланты, и особенно за его непревзойденный талант к дебатам. Genius loci L, гений или верховное божество места; отсюда — всепроникающий дух места или учреждения, например колледжа и т. д.
Обратный словарь
Как вы, наверное, заметили, слова, обозначающие термин «термин», перечислены выше. Надеюсь, сгенерированный список слов для слова «термин» выше соответствует вашим потребностям. Если нет, вы можете попробовать «Связанные слова» — еще один мой проект, в котором используется другая техника (хотя он лучше всего работает с отдельными словами, а не с фразами).
О реверсивном словаре
Обратный словарь работает довольно просто.Он просто просматривает тонны словарных определений и выбирает те, которые наиболее точно соответствуют вашему поисковому запросу. Например, если вы наберете что-то вроде «тоска по прошлому», то движок вернет «ностальгия». На данный момент движок проиндексировал несколько миллионов определений, и на данном этапе он начинает давать стабильно хорошие результаты (хотя иногда может возвращать странные результаты). Он во многом похож на тезаурус, за исключением того, что позволяет искать по определению, а не по отдельному слову.Так что в некотором смысле этот инструмент является «поисковой машиной по словам» или конвертером предложений в слова.
Я создал этот инструмент после работы над «Связанные слова», который очень похож на инструмент, за исключением того, что он использует набор алгоритмов и несколько баз данных для поиска слов, похожих на поисковый запрос. Этот проект ближе к тезаурусу в том смысле, что он возвращает синонимы для запроса слова (или короткой фразы), но также возвращает множество широко связанных слов, которые не включены в тезаурус. Таким образом, этот проект, Reverse Dictionary, должен идти рука об руку с Related Words, чтобы действовать как набор инструментов для поиска слов и мозгового штурма.Для тех, кто интересуется, я также разработал Describing Words, который поможет вам найти прилагательные и интересные описания для вещей (например, волн, закатов, деревьев и т. Д.).
Если вы не заметили, вы можете щелкнуть по слову в результатах поиска, и вам будет представлено определение этого слова (если доступно). Определения взяты из известной базы данных WordNet с открытым исходным кодом, поэтому огромное спасибо многим участникам за создание такого потрясающего бесплатного ресурса.
Особая благодарность разработчикам открытого кода, который использовался в этом проекте: Elastic Search, @HubSpot, WordNet и @mongodb.
Обратите внимание, что Reverse Dictionary использует сторонние скрипты (такие как Google Analytics и рекламные объявления), которые используют файлы cookie. Чтобы узнать больше, см. Политику конфиденциальности.
Что это за слово? Используйте Word Type, чтобы узнать!
К сожалению, с текущей базой данных, в которой работает этот сайт, у меня нет данных о том, какие значения ~ term ~ используются чаще всего. У меня есть идеи, как это исправить, но мне нужно найти источник «чувственных» частот.Надеюсь, приведенной выше информации достаточно, чтобы помочь вам понять часть речи ~ term ~ и угадать его наиболее распространенное использование.
Тип слова
Для тех, кто интересуется небольшой информацией об этом сайте: это побочный проект, который я разработал во время работы над описанием слов и связанных слов. Оба этих проекта основаны на словах, но преследуют гораздо более грандиозные цели. У меня была идея для веб-сайта, который просто объясняет типы слов в словах, которые вы ищете — точно так же, как словарь, но сосредоточенный на части речи слов.А так как у меня уже была большая часть инфраструктуры с двух других сайтов, я подумал, что для ее запуска и работы не потребуется слишком много работы.
Словарь основан на замечательном проекте Wiktionary от Викимедиа. Сначала я начал с WordNet, но затем понял, что в нем отсутствуют многие типы слов / лемм (определители, местоимения, сокращения и многое другое). Это побудило меня исследовать словарь Вебстера издания 1913 года, который сейчас находится в открытом доступе.Однако после целого дня работы над его переносом в базу данных я понял, что было слишком много ошибок (особенно с тегами части речи), чтобы это было жизнеспособным для Word Type.
Наконец, я вернулся к Викисловарь, о котором я уже знал, но избегал, потому что он неправильно структурирован для синтаксического анализа. Именно тогда я наткнулся на проект UBY — удивительный проект, который требует большего признания. Исследователи проанализировали весь Викисловарь и другие источники и собрали все в один унифицированный ресурс.Я просто извлек записи из Викисловаря и закинул их в этот интерфейс! Так что работы потребовалось немного больше, чем ожидалось, но я рад, что продолжил работать после пары первых промахов.
Особая благодарность разработчикам открытого исходного кода, который использовался в этом проекте: проекту UBY (упомянутому выше), @mongodb и express.js.
В настоящее время это основано на версии викисловаря, которой несколько лет. Я планирую в ближайшее время обновить его до более новой версии, и это обновление должно внести множество новых смысловых значений для многих слов (или, точнее, леммы).
Можем ли мы определить гений? | Психология сегодня
Гомер, Леонардо да Винчи, Шекспир, Моцарт и Толстой; Галилей, Ньютон, Дарвин, Кюри и Эйнштейн. Что общего у этих всемирно известных деятелей искусства и науки? — кроме того факта, что их достижения насчитывают столетие и более. Большинство из нас, вероятно, ответило бы примерно так: все десять человек своей работой навсегда изменили способ восприятия мира человечеством: каждый обладал чем-то, что мы называем гением.Но если быть более точным, нам чрезвычайно трудно дать определение гениальности, особенно среди людей нашего времени.
Несмотря на его известность и влияние, статус Пабло Пикассо как гения все еще обсуждается, например, как и Вирджиния Вульф в литературе. В науке Стивен Хокинг, хотя широкая публика часто рассматривает его как современного гения, сопоставимого с Эйнштейном, не принимается как таковой физиками, которые полностью понимают его работу; они считают Хокинга лишь одним из нескольких современных светил в области космологии.
Genius, конечно же, в высшей степени индивидуален и уникален, но при этом обладает неотразимым, неизбежным качеством — как для широкой публики, так и для профессионалов. Идеи Дарвина до сих пор требуют прочтения каждым работающим биологом; они продолжают генерировать свежие идеи и эксперименты по всему миру. То же самое и с теориями Эйнштейна среди физиков. Пьесы Шекспира, мелодии и гармонии Моцарта продолжают перемещать людей в языки и культуры, далекие от их родной Англии и Австрии.Современные «гении» могут приходить и уходить, но идея гения нас не отпускает. Гениальность — это название, которое мы даем качеству работы, которое выходит за рамки моды, славы и репутации: противоположность старинной работе. Каким-то образом гений упраздняет и время, и место своего происхождения.
Слово «гений» уходит корнями в римскую древность; на латыни genius описал дух-хранитель человека, места, учреждения и т. д., который связывал их с силами судьбы и ритмами времени.У римлян идея гения не имела необходимого отношения к способностям или исключительному творчеству.
Только в эпоху Просвещения гений приобрел свое совершенно иное, главное современное значение: личность, демонстрирующая исключительные интеллектуальные или творческие способности, врожденные или приобретенные (или и то, и другое). Гомер, несмотря на два тысячелетия почитания как вдохновленного Богом поэта, не стал «гением» до 18 века. Это более позднее употребление происходит от латинского ingenium (а не от genius ), что означает «естественный характер», «врожденные способности» или «талант».Это было уже широко распространено в 1711 году, когда Джозеф Аддисон опубликовал статью о «Гении» в своем недавно учрежденном журнале The Spectator . «Нет ничего более характерного для писателя, чем гений», — писал Аддисон. «В стране нет героического писака, у которого нет поклонников, считающих его великим гением; а что касается ваших соратников в трагедиях, то среди них едва ли найдется человек, который бы не восхищался тем или иным выдающимся гением ».
В середине 18 века Сэмюэл Джонсон попытался дать определение, которое является узнаваемым современным с акцентом на гениальности как на чем-то достижимом благодаря самоотверженности.Согласно Джонсону, «… [S] поскольку гений, каким бы он ни был, подобен огню в кремне, только чтобы он возник в результате столкновения с подходящим предметом, дело каждого человека — проверить, могут ли его способности Он не может с радостью сотрудничать с его желаниями, а поскольку те, чьими умениями он восхищается, знали свою силу только по событию, ему нужно, но он должен участвовать в том же начинании, с одинаковым духом, и может разумно надеяться на такой же успех ».
Вскоре после этого друг Джонсона, художник Джошуа Рейнольдс, отметил в своих «Рассуждениях об искусстве » , что: «Высшее стремление каждого художника — считаться гением.Но в 1826 году критик Уильям Хэзлитт предположил в своем эссе «Сознает ли гений свои силы?»: «Ни один действительно великий человек никогда не считал себя таковым. … Тот, кто приходит к своему собственному представлению о величии, должен всегда иметь в своем уме очень низкий уровень этого представления ». Пикассо, например, публично сказал: «Когда я наедине с собой, я не могу считать себя художником. В строгом смысле этого слова. Великие художники — Джотто, Рембрандт и Гойя ».
Научное изучение гения началось с публикации в 1869 году книги Наследственный гений: исследование законов и последствий двоюродного брата Дарвина Фрэнсиса Гальтона, основателя психологии, который провел подробное исследование происхождения, жизни и достижений выдающихся людей. физическим лицам и их родственникам, умершим и живым.Но, как ни странно, в книге Гальтона почти нет упоминания о «гении»; не делается попыток дать определение гениальности; и в указателе книги нет записи для слова «гений» (в отличие от слова «интеллект»). Когда Гальтон опубликовал второе издание в 1892 году, он пожалел о своем названии и пожелал изменить его на Наследственная способность . «С моей стороны не было ни малейшего намерения использовать слово« гений »в каком-либо техническом смысле, а просто как выражение исключительно высоких способностей», — написал он в новом предисловии.«В применении слова« гений »есть много неопределенного. Его современники применяют его ко многим молодым людям, но еще реже — биографы, которые не всегда соглашаются между собой ».
Эта неизбежная неточность сохраняется и сегодня. Хотя некоторые люди могут быть широко признаны гениями, не может быть единого мнения о том, кто именно гений, а кто нет. В самом деле, этот парадокс является частью привлекательности гения — для ученых, изучающих гениев, почти так же, как и для «каждого человека» доктора Джонсона.